• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Внимание!!! Они не требуют допуска СРО, если:

    1 — НЕ проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах:

    2 — если эти работы в принципе не относятся к капитальному строительству. Перечень видов работ, относящихся к капитальному строительству можно посмотреть в 624 приказе Минрегионразвития от 30.12.2009г. Виды работ, НЕ относящиеся к кап. строительству, перечисленые на данной странице, составлены «от обратного», ссылаясь на 624 приказ и нигде в законодательстве не прописаны.

    1.1. Подготовительные и завершающие работы:

    1.1.1. Устройство систем электроосвещения временных зданий.

    1.1.2. Устройство временных защитных ограждений.

    1.1.3. Геодезическая разбивочная основа для строительства.

    1.1.4. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений).

    1.1.5. Разбивочные работы в процессе строительства.

    1.1.6. Уборка помещений и территории (клининг) после проведения строительных и ремонтных работ

    Возможно Вас заинтересует: «Должно ли быть свидетельство СРО у организации Выполняющей исполнительную съёмку?» .

    1.2. Работы по сносу строений и разборке конструкций:

    1.2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей, площадок, ступеней, разборка оконных, дверных и воротных проемов, перегородок, подвесных потолков и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей.

    1.2.2. Разломка стен, массивов, перекрытий, пробивка гнезд.

    1.2.3. Разборка наземной части производственных зданий.

    1.2.4. Разборка тротуаров, полов, кровельных покрытий и облицовки.

    1.2.5. Разборка промышленных печей.

    1.2.6. Разборка обделки тоннелей из чугунных тюбингов.

    1.2.7. Демонтаж металлических колонн, балок и рам.

    1.2.8. Демонтаж опор контактной сети.

    1.2.9. Расчистка территорий и подготовка их к застройке.

    1.2.10. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.

    1.2.11. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений.

    1.3. Работы по разработке выемок, вертикальной планировке, уплотнению грунтов естественного залегания и устройству грунтовых подушек:

    1.3.1. Разработка грунта экскаваторами в выемках, котлованах, траншеях и отвал или насыпь.

    1.3.2. Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на железнодорожный или автомобильный транспорт и вывозом.

    1.3.3. Разработка и перемещение грунта бульдозерами и скреперами.

    1.3.4. Копка ям механизированным способом, рытье траншей экскаватором и канавокопателем.

    1.3.5. Мощение откосов камнем и плитами с устройством упоров.

    1.3.6. Укрепление водоотводных каналов лотками - желобами, досками, щитами и матами с устройством оголовков.

    1.3.7. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками.

    1.3.8. Рыхление мерзлого грунта клин - бабой, рыхлителями и буровыми установками.

    1.3.9. Обратная засыпка грунта вручную с уплотнением электро- или пневмотрамбовками.

    1.4. Работы по сооружению опускных колодцев и кессонов:

    1.4.1. Опускание колодца с механизированной разработкой грунта.

    1.4.2. Опускание колодца вручную.

    1.5. Работы по монтажу деревянных конструкций:

    1.5.1. Сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки.

    1.5.2. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций.

    1.5.3. Сборка покрытий и перекрытий.

    1.5.4. Установка деревянных конструкций, каркасов, стропил, стульев, балок, арок, ферм и панелей.

    1.5.5. Установка козырьков, люфт - клозетов, пожарных ящиков, столов.

    1.5.6. Установка ряжей, устройство и разработка стапелей.

    1.5.7. Установка проводников, трапов лестниц, ходовых досок, барьеров.

    1.5.8. Устройство стен из деревянных конструкций и деталей.

    1.6. Работы по монтажу легких ограждающих конструкций:

    1.6.1. Установка арболитовых и асбестоцементных плит и панелей стен, покрытий.

    1.6.2. Устройство стен, перекрытий, перегородок и зонтов из асбестоцементных листов по готовому каркасу.

    1.6.3. Монтаж блоков оросителя из асбестоцементных листов.

    1.7. Работы по устройству каменных конструкций:

    1.7.1. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой.

    1.7.2. Устройство перегородок из кирпича, керамических камней, штучных гипсовых и легкобетонных плит.

    1.7.3. Установка перемычек.

    1.7.4. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой.

    1.7.5. Кладка стен из керамических камней, пенобетонных, газобетонных и керамзитобетонных блоков.

    1.7.6. Кладка конструкций из природного и искусственного камня.

    1.7.7. Установка кружал и опалубки для кладки арок, сводов и стен промышленных печей.

    1.7.8. Кладка фундаментов, стен подвалов, подпорных стен, закладка выработок бутовым камнем.

    1.7.9. Кладка кирпичная каналов, приямков, печей, очагов, дымовых труб с разделками.

    1.8. Работы по экранированию помещений и устройству деформационных швов:

    1.8.1. Герметизация горизонтальных и вертикальных стыков и швов между панелями, окнами, дверями.

    1.8.2. Устройство деформационных и антисейсмических швов.

    1.8.3. Экранирование полов, стенок, дверей, потолков медными или стальными листами и сеткой.

    1.8.4. Установка защитных стальных сеток.

    1.8.5. Обшивка стен и кровли выработок листовой сталью.

    1.9. Кровельные работы:

    1.9.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов.

    1.9.2. Устройство наливных кровель.

    1.9.3. Устройство асбоцементных кровель.

    1.9.4. Устройство кровель из черепицы с устройством обрешетки.

    1.9.5. Устройство рулонных кровель.

    1.9.6. Устройство кровель из битумной мастики с прокладкой стеклосетки или стеклохолста.

    1.9.7. Устройство мелких кровельных покрытий и обделок на фасадах из кровельного железа.

    1.9.8. Устройство желобов со свесами и ограждений кровли перилами.

    1.9.9. Огрунтовка оснований и устройство пароизоляции.

    1.10. Работы по антикоррозийной защите строительных конструкций и оборудования:

    1.10.1. Окраска поверхностей лаками, красками, эмалями.

    1.10.2. Окраска стальных конструкций, в том числе, мостов, опор, мачт, башен.

    1.10.3. Гидрофобизация и флюатирование поверхности.

    1.10.4. Пропитка щебня мастикой «БИТУМИНОЛЬ Н-2».

    1.11. Работы по теплоизоляции строительных конструкций, трубопроводов и оборудования:

    1.11.1. Работы по теплоизоляции трубопроводов.

    1.11.2. Покрытие поверхности изоляции трубопроводов асбоцементными кожухами, стеклоцементом, стеклопластиком, стеклотекстолитом.

    1.11.3. Покрытие поверхности изоляции трубопроводов листовым металлом или алюминиевыми гофрированными листами.

    1.11.4. Покрытие поверхности изоляции трубопроводов, обертывание и оклеивание изоляции пленками, тканями, рулонными материалами.

    1.12. Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования:

    1.12.1. Прокладка внутренней электропроводки.

    1.12.2. Устройство системы электроснабжения напряжением до 1кВ включительно.

    1.12.3. Монтаж вводно - распределительного устройства.

    1.12.4. Монтаж щитков распределительных и осветительных, коробок клеммных и ответвителей.

    1.12.5. Монтаж шкафов, пультов, стеллажей.

    1.12.6. Монтаж рубильников, выключателей, автоматов воздушных, аппаратов штепсельных.

    1.12.7. Монтаж аппаратуры пускорегулирующей и направляющей.

    1.12.8. Установка электрических приборов и счетчиков.

    1.12.9. Установка заземлителей.

    1.12.10. Установка изоляторов.

    1.12.11. Прокладка кабелей, закрепляемых на тросе или скобами.

    1.12.12. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений.

    1.12.13. Установка молниеотвода, кабельной площадки, люков, ступеней, контрольно - разрывного пункта на опорах и крышах зданий.

    1.12.14. Установка деталей грозозащиты лучевого и контурного заземления.

    1.12.15. Монтаж короткозамыкателей, разъединителей, выключателей, разрядников на напряжение до 750 кВ.

    1.12.16. Установка аккумуляторов, щелочных батарей с зарядкой.

    1.12.17. Установка электронагревательных приборов, электрических плит.

    1.12.18. Установка закладных и отборных устройств систем автоматизации, установок пожаротушения, оборудования систем густой смазки.

    1.12.19. Заполнение емкостей пенообразователем.

    1.12.20. Монтаж вентиляторов и вентиляционных агрегатов, камер приточных орошения, обслуживания, выравнивания, рециркуляции.

    1.12.21. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

    1.12.22. Установка калориферов и воздухонагревателей.

    1.12.23. Установка фильтров, скрубберов, циклонов.

    1.12.24. Установка воздухосборников из стальных труб и воздухоотводчиков и гидравлических затворов.

    1.12.25. Устройство и демонтаж системы отопления.

    1.12.26. Монтаж отопительных водогрейных и пароводогрейных котлов.

    1.12.27. Монтаж отопительных чугунных секционных паровых котлов.

    1.12.28. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации.

    1.12.29. Прокладка трубопроводов из пластиковых и металлопластиковых труб.

    1.12.30. Прокладка трубопроводов из цветных металлов и чугуна.

    1.12.31. Прокладка трубопроводов из стальных труб, со сваркой стыков и установкой отводов.

    1.12.32. Прокладка трубопроводов из стальных труб с фланцами и сварными стыками из готовых узлов и деталей.

    1.12.33. Установка запорной, регулирующей и предохранительной арматуры на внутренних сетях.

    1.12.34. Установка водомерных узлов, узлов учета и счетчиков воды.

    1.12.35. Установка компенсаторов.

    1.12.36. Установка элеваторных узлов.

    1.12.37. Установка приборов указательных (манометров, термометров, указателей уровня, кранов воздушных).

    1.12.38. Установка регуляторов давления и редуцирования.

    1.12.39. Монтаж центробежных насосов с обвязкой.

    1.12.40. Установка при прокладке трубопроводов фильтров, водо- и маслоотделителей, компенсаторов, устройств перепускных.

    1.12.41. Установка водяных фильтров, устройств умягчения и корректировки состава воды.

    1.12.42. Установка водоподогревателей скоростных и емкостных, установка кипятильников.

    1.12.43. Врезка и присоединение трубопроводов в действующие магистрали.

    1.12.44. Монтаж стояков в готовых каналах на этажах с установкой щитков.

    1.12.45. Установка гребенок паро- и водораспределительных из стальных труб.

    1.12.46. Установка коробов раздаточных, отсосов от оборудования, кронштейнов, подставок, виброизолирующих оснований, клапанов, заслонок, герметичных дверей и люков.

    1.12.47. Врезка штуцеров и тройников в действующие сети, отключение и заглушка газопроводов (при наличии специалистов, получивших разрешение Ростехнадзора на данный вид деятельности).

    1.12.48. Испытание гидравлическое и пневматическое трубопроводов при соблюдении требований Ростехнадзора на данный вид деятельности.

    1.13. Работы по монтажу наружных инженерных сетей и коммуникаций:

    1.13.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно.

    1.13.2. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения.

    1.13.3. Устройство трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения.

    1.14. Работы по монтажу технологического оборудования:

    1.14.1. Монтаж электротехнических установок.

    1.14.2. Монтаж компрессорных машин, насосов, насосных агрегатов общего назначения и вентиляторов.

    1.14.3. Монтаж компрессорных агрегатов и детандеров поршневых, центробежных.

    1.14.4. Монтаж вентиляционного оборудования.

    1.14.5. Монтаж оборудования связи, телефонных станций и коммутаторов системы МБ директорской, диспетчерской и учрежденческой связи и телефонных и квазителефонных станций.

    1.14.6. Монтаж приборов, средств автоматизации и вычислительной техники.

    1.14.7. Установка индикаторов, датчиков, сигнализаторов различных параметров.

    1.14.8. Установка аппаратуры оперативного контроля и управления, сбора и передачи исходной информации.

    1.14.9. Установка панелей, щитов, штативов, пультов.

    1.14.10. Монтаж систем видеонаблюдения.

    1.14.11. Монтаж систем контроля и ограничения доступа.

    1.14.12. Монтаж аппаратуры электрической тревожной, пожарной, вызывной и дистанционной сигнализации с блокировкой поверхностей.

    1.14.13. Монтаж оборудования сельскохозяйственных производств.

    1.14.14. Монтаж оборудования предприятий пищевой промышленности.

    1.14.15. Монтаж оборудования предприятий промышленности средств связи.

    1.15.16. Монтаж аппаратуры связи шахт и железнодорожного транспорта.

    1.15.17. Монтаж оборудования предприятий электронной промышленности.

    1.15.18. Монтаж оборудования предприятий и объектов бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

    1.15.19. Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности.

    1.15.20. Монтаж оборудования предприятий кинематографии.

    1.15. Пусконаладочные работы:

    1.15.1. Пусконаладочные работы электротехнических устройств.

    1.15.2. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении.

    1.15.3. Пусконаладочные работы автоматизированных систем управления, сигнализации и взаимосвязанных устройств.

    1.15.4. Пусконаладочные работы программного обеспечения вычислительных комплексов.

    1.15.5. Пусконаладочные работы автономной наладки систем.

    1.15.6. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем.

    1.15.7. Пусконаладочные работы и испытание систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

    1.15.8. Пусконаладочные работы холодильных установок.

    1.15.9. Пусконаладочные работы теплосилового оборудования.

    1.15.10. Пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов.

    1.15.11. Пусконаладочные работы котельно - вспомогательного оборудования.

    1.16. Работы по остеклению:

    1.16.1. Установка оконных и дверных блоков.

    1.16.2. Остекление двойное и тройное, включая стеклопакеты, оконных и балконных блоков.

    1.16.3. Остекление одинарное, включая стеклопакеты, переплетов теплиц, промышленных зданий и перегородок.

    1.16.4. Остекление дверных полотен и витражей витринным стеклом.

    1.16.5. Покрытие кровли, стен, перегородок полимерными материалами.

    1.16.6. Устройство входных групп.

    1.16.7. Устройство офисных перегородок.

    1.17. Штукатурные работы:

    1.17.1. Штукатурка внутренних и наружных поверхностей зданий.

    1.17.2. Выравнивание сплошное и подготовка поверхностей под окраску или оклейку обоями.

    1.17.3. Штукатурка поверхностей фасадов по камню и бетону.

    1.17.4. Оштукатуривание печей глиняным раствором.

    1.17.5. Штукатурка и стяжка рентгенозащитная.

    1.18. Устройство оснований, покрытий и полов:

    1.18.1. Устройство стяжек.

    1.18.2. Устройство полов из линолеума и пластиков.

    1.18.3. Устройство полов паркетных, щитовых и дощатых.

    1.18.4. Устройство полов из керамических, керамогранитных, гранитных и мраморных плит.

    1.18.5. Устройство полов бесшовных, полимерных, полимерцементных.

    1.18.6. Устройство эпоксидных наливных полов.

    1.18.7. Устройство спортивных напольных покрытий.

    1.18.8. Устройство искусственных газонов и спортивных покрытий стадионов и спортивных площадок.

    1.18.9. Устройство полов и подоконников из бетонных и мозаичных плиток.

    1.18.10. Устройство покрытий из булыжного камня и брусчатки.

    1.18.11. Устройство грунтовых оснований, земляных и щебеночных покрытий.

    1.18.12. Устройство полов из чугунных и стальных штампованных плиток.

    1.18.13. Устройство покрытий асфальтобетонных и ксилолитовых.

    1.19. Облицовочные работы:

    1.19.1. Облицовка поверхностей гипсовыми и гипсоволокнистыми листами.

    1.19.2. Облицовка поверхностей керамическими плитами.

    1.19.3. Облицовка поверхностей мрамором, искусственным мрамором, гранитом, искусственным гранитом.

    1.19.4. Установка навесных потолков.

    1.19.5. Облицовка стен сайдингом.

    1.19.6. Облицовка стен композитными материалами и пластиком.

    1.19.7. Облицовка стен настенными и потолочными панелями, вагонкой, фальшбрусом.

    1.19.8. Облицовка печей и очагов изразцами.

    1.19.9. Облицовка каркасов стен и потолков акустическими плитами и материалами.

    1.19.10. Облицовка поверхностей стен, колонн, пилястр природным и искусственным камнем.

    1.19.11. Облицовка поверхностей стен и потолков древесно-стружечными, древесно-волокнистыми плитами и фанерой.

    1.19.12. Облицовка стен и потолков дюралюминиевыми листами.

    1.19.13. Работы по монтажу стен из панелей типа «СЭНДВИЧ» и полистовой сборки.

    1.19.14. Устройство вентилируемых фасадов.

    1.20. Лепные работы:

    1.20.1. Установка полимерных, гипсовых и цементных погонажных деталей.

    1.20.2. Установка полимерных, гипсовых и цементных штучных деталей, розеток, капителей, баз, шишек, сухарей, кронштейнов, решеток, ваз, гербов.

    1.21. Прочие отделочные, малярные и обойные работы:

    1.21.1. Установка дверей, оформление дверных проемов.

    1.21.2. Устройство натяжных потолков.

    1.21.3. Установка торгового оборудования, стеллажей и ограждений.

    1.21.4. Устройство складского оборудования.

    1.21.5. Монтаж светильников и осветительного оборудования.

    1.21.6. Монтаж приборов наружного освещения зданий и сооружений.

    1.21.7. Установка сантехнической гарнитуры.

    1.21.8. Устройство сантехнических перегородок.

    1.21.9. Установка сейфов.

    1.21.10. Окраска фасадов и наружных поверхностей зданий.

    1.21.11. Окраска наружных поверхностей железобетонных конструкций.

    1.21.12. Окраска внутри помещений.

    1.21.13. Оклейка стен, потолков обоями, линкрустом, тканями, пробкой и другими материалами.

    1.22.1. Устройство ограждений и оград:

    1.22.2. Устройство защитных и декоративных ограждений, заборов, ворот из различных материалов кроме защитных ограждений и элементов об стройства автомобильных дорог и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

    1.22.3. Устройство защитных и защитно-декоративных ограждений окон.

    1.22.4. Установка снеговых щитов и заборов с их изготовлением.

    1.22.5. Установка дополнительных железобетонных столбов.

    1.23. Озеленение, защитные и плодовые насаждения, благоустройство территорий:

    1.23.1. Посадка деревьев и кустарников с подготовкой посадочных мест и посадочного материала.

    1.23.2. Посадка саженцев и сеянцев.

    1.23.3. Лесопосадка сеянцев и саженцев механизированная.

    1.23.4. Устройство газонов, цветников и уход за ними.

    1.23.5. Аэросев деревьев хвойных пород.

    1.23.6. Уход за деревьями и кустарниками.

    1.23.7. Обработка почв, в том числе, с внесением удобрений.

    1.23.8. Устройство систем полива и орошения.

    1.23.9. Установка и демонтаж шпалер, стоек, столбов, якорей и раскосов.

    1.23.10. Покрытие терасс деревянным и композитным настилом.

    1.23.11. Устройство теплиц из различных материалов.

    1.23.12. Обустройство детских площадок, мест досуга и отдыха, мест общественного пользования.

    1.23.13. Установка малых архитектурных форм, фонтанов, искусственных водоемов.

    1.23.14. Устройство мусорных контейнерных площадок.

    1.24. Устройство дорожных оснований и покрытий за исключением автомобильных дорог и аэродромов:

    1.24.1. Устройство брусчатых и мозаиковых мостовых, площадок, дорожек

    1.24.2. Устройство бетонных плитных тротуаров и дорожек

    1.24.3. Устройство выравнивающих слоев из асфальта

    1.24.4. Устройство оснований и покрытий из асфальтобетонной смеси

    1.24.5. Устройство цементно-бетонных оснований и покрытий

    1.24.6. Установка бортовых камней

    1.24.7. Устройство отмосток

    1.24.8. Текущий ремонт и содержание дорог

    1.24.9. Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийной смеси

    1.24.10. Устройство оснований и покрытий щебеночных

    1.24.11. Устройство грунтобитумных и грунтоцементных оснований и покрытий

    1.24.12. Мощение покрытий из природного камня

    1.25. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) :

    1.25.1. Предприятия и объекты легкой промышленности

    1.25.2. Предприятия и объекты пищевой промышленности

    1.25.3. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства

    1.25.4. Предприятия и объекты общественного транспорта

    1.26. Строительный инжиниринг:

    1.26.1. Составление сметы на строительство и расчетов сметной стоимости объекта

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

    РАБОТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СЛЕДУЮЩИХ ОБЪЕКТАХ.

    • строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
    • строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
    • строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
    • изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
    • в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
    • объектах индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей) (П. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624);
    • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) (П. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624);
    • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (П. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624)

    2.1. Земляные работы:

    2.1.1. Разработка грунта методом гидромеханизации.

    2.1.2. Работы по искусственному замораживанию грунтов.

    2.1.3. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов.

    2.1.4. Укладка дренажных труб на строительных площадках.

    2.2. Свайные работы. Закрепление грунтов:

    2.2.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях.

    2.2.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах.

    2.2.3. Устройство ростверков.

    2.2.4. Устройство забивных и буронабивных свай.

    2.2.5. Термическое укрепление грунтов.

    2.2.6. Цементация грунтовых оснований с забивкой инъекторов.

    2.2.7. Силикатизация и смолизация грунтов.

    2.2.8. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай.

    2.3. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:

    2.3.1. Опалубочные работы.

    2.3.2. Арматурные работы.

    2.3.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

    2.4. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:

    2.4.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.

    2.4.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.

    2.4.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин.

    2.5. Монтаж металлических конструкций:

    2.5.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

    2.5.2. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций.

    2.5.3. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб.

    2.5.4. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.

    2.5.5. Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, вантовые конструкции и прочие).

    2.6. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) :

    2.6.1. Футеровочные работы.

    2.6.2. Кладка из кислотоупорного кирпича и фасонных кислотоупорных керамических изделий.

    2.6.3. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями).

    2.6.4. Устройство оклеечной изоляции.

    2.6.5. Устройство металлизационных покрытий.

    2.6.6. Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами.

    2.6.7. Антисептирование деревянных конструкций.

    2.6.8. Гидроизоляция строительных конструкций.

    2.6.9. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.

    2.6.10. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.

    2.7. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений (на указанных выше объектах) :

    2.7.1. Устройство и демонтаж системы газоснабжения (при наличии специалиста получившего разрешение Ростехнадзора на данный вид деятельности).

    2.8. Монтажные работы (на указанных выше объектах) :

    2.8.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования.

    2.8.2. Монтаж лифтов.

    2.8.3. Монтаж оборудования котельных.

    2.8.4. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений.

    2.9. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на указанных выше объектах) :

    2.9.1. Строительный контроль за общестроительными работами.

    2.9.2. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции.

    2.9.3. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности.

    2.10. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (на указанных выше объектах) :

    Прочитано 2040 раз

    С тех пор как на территории Российской федерации система гослицензирования строительной деятельности была заменена на институт саморегулируемых организаций, практически все представители данной отрасли стали участниками профессиональных некоммерческих партнерств. Тем самым получив строительные допуски СРО – разрешения на выполнение конкретных работ, связанных с капитальным строительством. Новых механизм предусмотрел возможность для каждого участника рынка стать представителем одновременно нескольких СРО (с оглядкой на разновидности работ, выполняемых его персоналом). Также на законодательном уровне был утвержден список мероприятий, для выполнения которых актуально наличие специальных разрешений, предоставляемых в качестве подтверждения общим собранием членов саморегулируемой организации компетенции той или иной компании.

    Виды допусков СРО

    На сегодняшний момент утверждены следующие виды допусков СРО в строительстве (согласно приказа Минрегиона РФ №624 от 30.12.09):

    • геодезические и подготовительные мероприятия;
    • земляные, буровзрывные и свайные работы;
    • создание и обустройство скважин;
    • формирование бетонных/железобетонных монолитных конструкций (устройство + монтаж);
    • работа с каменными, деревянными, металлическими сооружениями;
    • фасадные и кровельные мероприятия;
    • защита стройконструкций, оборудования, трубопроводов;
    • монтаж и демонтаж инженерных сетей и коммуникаций (внутренних и наружных);
    • устройство спецобъектов (нефтяной и газовой промышленности, атомной энергетики);
    • разноплановые монтажные и пусконаладочные работы;
    • строительство путей сообщения (автомобильных, железнодорожных, взлетных, подземных, трамвайных, путепроводных);
    • гидротехнические мероприятия (в том числе – водолазные);
    • кладка и монтаж, обустройство печей;
    • организационные процедуры с привлечением застройщика/заказчика/генерального подрядчика;
    • выполнение строительного контроля.

    Если новая фирма планирует осуществлять деятельность в одном из этих направлений, ей предстоит вступить в строительное СРО с нуля. То же касается и предприятий, которые давно работают в отрасли, но собираются расширить перечень своих услуг, включив в него новые виды деятельности. Строительная компания СРО получает неограниченные полномочия, может браться за любые проекты в рамках своего допуска. Хотелось бы вспомнить, о том, что еще существует ряд работ .

    Как получить допуск СРО на строительные работы?

    Получение строительный допуска возможно только для компаний, готовых соответствовать профессиональным стандартам, устанавливаемым некоммерческими партнерствами, в которые они планируют вступать. Чтобы получить полноценный допуск СРО в строительстве потребуется:

    • определиться с конкретной саморегулируемой структурой в регионе, где планируется осуществляться деятельность;
    • собрать пакет документов (заявление, информационный лист, копии свидетельств и лицензий, регистрационных данных юрлица, записей из ЕГРЮЛ, учредительных бумаг, документы, подтверждающие компетенцию руководства и персонала, а также свидетельствующие о наличии у предпринимателя должной материальной базы, страховые полисы и т.д.); уплатить все, предусмотренные законодательством РФ и уставом СРО, взносы;
    • позаботиться о соответствии уровня образованности и компетентности персонала компании требованиям, которые выдвигает конкретное строительное СРО (вплоть до отправки сотрудников на курсы повышения квалификации);
    • подтвердить серьезность намерений, закупив оборудование, арендовав помещение, предоставив другие материально-технические основания для деятельности;
    • подать заявку на вступление в СРО строительной деятельности.

    На вступление в строительное СРО цена может изменяться в зависимости от политики каждого профессионального объединения. Как правило, она складывается из единоразовых выплат (стартовый платеж, отчисление в компенсационный фонд, оплата обработки документов) и регулярных (членские взносы). Суммы по каждой из этих категорий расходов определяются каждым СРО в отдельности и прописываются в их уставах. Несмотря на то, что первоначальные взносы обычно исчисляются сотнями тысяч рублей, это капиталовложение весьма оправданно. Имея на руках свидетельство СРО, строительная компания сможет быстро окупить затраты на получение допуска, так как она автоматически становится желанным исполнителем для многих заказчиков, получает право участвовать в тендерах, заниматься любыми капитальными мероприятиями. О компаниях, которые помогут с допуском в Вашем регионе, смотрите в

    Прежде чем разбирать вопрос о работах, требующих получения допуска СРО, познакомимся поближе с этой темой. Ведь чем больше владелец строительной организации знает обо всех условиях работы, тем проще ему будет предоставлять свои услуги заказчикам. Для начала мы выясним, что же обозначает эта короткая аббревиатура и кто должен получать допуск к работам СРО. Полезная информация никогда не бывает лишней.

    Что такое СРО?

    Эти три буквы являются аббревиатурой, которая расшифровывается как саморегулируемая организация. В нашем случае это объединение строителей и проектировщиков, а если точнее, то предприятий и компаний, выполняющих эти функции. Главной задачей этой организации является контроль над соблюдением качества и профессионализма оказываемых услуг в области строительства.

    Все предприниматели, вступая в СРО, обязаны заплатить определенную сумму. Полученные таким образом средства поступают в за счет которого при необходимости оплачиваются расходы на возмещение ущерба, причиненного недоброкачественным выполнением работы каким-либо из членов СРО. То есть организация является своего рода гарантом качества оказываемых услуг, что, безусловно, вызывает доверие к ее членам со стороны заказчиков. Именно поэтому, прежде чем начинать сотрудничество с той или иной компанией, заказчики строительных объектов интересуются, есть ли у компании допуски СРО на строительные работы.

    Зачем нужно получать допуск?

    В настоящее время является заменой лицензии на право проведения строительных работ и выполняет ту же функцию. Только организации, доказавшие свой профессионализм и опыт, могут стать полноправными участниками саморегулируемой организации. Стоит отметить, что отбор ведется достаточно строгий - это позволяет на ранних этапах отсеять недобросовестных предпринимателей и обезопасить потребителей от некачественно выполненной работы. А значит, членство в СРО - это доказательство компетентности той или иной организации.

    Строительство новых объектов, как и капитальный ремонт уже существующих, должно выполняться только мастерами своего дела, иначе это может повлечь за собой опасные для жизни и здоровья человека ситуации. Поэтому специалистами был составлен список, включающий виды работ, допуск СРО для выполнения которых является обязательным. К нему перейдем позже.

    Кто должен получать допуск?

    Как уже отмечалось выше, членом саморегулируемой организации должно стать любое предприятие, оказывающее услуги по строительству, ремонту и реконструкции зданий и других объектов. Это условие является обязательным для тех, кто хочет оказывать перечисленные услуги в рамках существующего законодательства. Причем допуск к работам СРО должен быть получен с учетом того, какие именно услуги будут выполняться. Например, компания, получившая разрешение на выполнение земельных или фасадных работ, не имеет права осуществлять проектную деятельность. Для этого необходимо получить специальное разрешение.

    Работы, на которые требуется допуск СРО

    Список, приведенный ниже, включает работы, осуществление которых требует обязательного получения разрешения от саморегулируемой организации вне зависимости от того, в каких условиях они будут выполняться.


    Список других услуг, для осуществления которых необходим допуск к работам СРО

    1. Создание объектов газовой и нефтяной промышленности.
    2. Различные
    3. Пусконаладочные работы.
    4. Строительство аэродромов и автодорог.
    5. Устройство ж. д. и трамвайных путей.
    6. Строительство метрополитенов и тоннелей.
    7. Создание шахтных сооружений.
    8. Устройство путепроводов, мостов и эстакад.
    9. Гидротехнические и водолазные работы.
    10. Создание промышленных печей и дымовых труб.
    11. Строительный контроль.
    12. Организация строительства, капитального ремонта или реконструкции.

    Когда не нужно получать допуск

    Этот список включает работы, допуск для которых необходим только в том случае, если они выполняются на технически опасных и других сложных объектах, перечень которых можно найти в РФ (статья 48.1).

    1. Геодезические работы.
    2. Подготовительные работы, кроме тех, что указаны в первом списке.
    3. Механизированная разработка грунта и его уплотнение катками.
    4. Устройство каменных и деревянных конструкций, а также кровель.
    5. Покрытие строительных элементов лакокрасочными материалами в защитных целях.
    6. Устройство внутренних инженерных систем, теплоизоляция трубопроводов.
    7. Фасадные работы.
    8. Устройство электросетей напряжением до 1 кВт.
    9. Создание объектов по использованию атомной энергии.
    10. Монтаж систем автоматики и сигнализации, компрессоров и насосов, оборудования пищевой, сельскохозяйственной, электронной и медицинской промышленности.
    11. Некоторые виды пусконаладочных работ:
    • автоматики в электроснабжении;
    • автономной и комплексной наладки систем;
    • средств телемеханики;
    • систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также холодильных установок;
    • водогрейных теплофикационных котлов.

    Допуск СРО на проектные работы

    При возведении новых зданий или при реконструкции и капитальном ремонте старых большая ответственность лежит и на инженерах, по расчетам которых осуществляются все последующие работы. Небольшая ошибка в чертежах может стоить жизни многим людям.

    Поэтому существует список услуг по проектированию, для осуществления которых также необходимо получить допуск СРО. Перечень работ приведен ниже.

    1. Подготовка планировочных решений для организации строительного участка.
    2. Создание архитектурных, конструктивных и технологических решений.
    3. Подготовка данных о внешних и внутренних инженерных сетях и оборудовании.
    4. Разработка специальных разделов проекта, а также тех, которые отвечают за пожарную безопасность, охрану окружающей среды и обеспечение доступа для маломобильных групп граждан.
    5. Проектирование организации строительства.
    6. Обследование строительных конструкций.
    7. Организация подготовки проектной документации.

    Очень важно своевременно ознакомиться со всеми списками и вовремя получить все необходимые допуски СРО на строительные работы и проектирование, чтобы впоследствии не нарушить один из законов РФ. Ведь, как известно, незнание не освобождает от ответственности.

    Факты о Йесоне

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф УШАКОВА» Институт морского транспортного менеджмента, экономики и права Кафедра: «Теория и истории государства и права» Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Политическая система Российской Федерации» Выполнил Курсант группы 1711 Чимит Таши-Толма Научный руководитель Зливко А.П Новороссийск 2013 СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • Понятие политической системы.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ

    В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса политической системы Российской Федерации, ее значимость и дальнейшее развитие. Для достижения вышеназванной цели при написании данной курсовой работы я руководствовалась Конституцией РФ, научными статьями и учебной литературой.

    1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

    1. Понятие политической системы.
    Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах. Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением. В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы. В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля над их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры. В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие: функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет; функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы; экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды; дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов; регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил. Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Отличительные особенности современной российской политической системы «…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государствам боги…». Платон «Законы». В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в по­ложении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д. Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее предста­вительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Для России с ее огромными территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и наци­онально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов. Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными пред­ставительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Вер­ховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие. Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции. Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреци­онными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом). Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов. Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, фе­деральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии. Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством. Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике Государство в политической системе общества. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества. Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт. В отечественной и зарубежной литературе исследование вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе представляет несомненный интерес, поскольку позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить место и роль государства в политической системе общества. Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами: во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого; во-вторых, государство выступает организацией всех граждан; в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения; в-четвертых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения; в-пятых, государство обладает суверенитетом; в-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко , который считает, что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти. 3.1 Взаимоотношения Государства с партиями, общественными и религиозными объединениями . При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями. Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. при этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности. В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или совместно с общественными организациями. В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало «доброй» традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России. Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений. Общественные организации – это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека. Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей. Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.). Некоторые отношения не имеют ещё правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе. Основным правовым актом, регулирующим взаимоотношения государства с общественными объединениями, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "> Статья 17 указанного закона обозначает взаимоотношения государства с общественными объединениями следующим образом: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе. Правовые взаимоотношения государства с церковью строятся на основе Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Россия обозначила себя, как светское государство, но вместе с тем признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни. 4. Государственная дума в политической системе РФ. Без Государственной Думы не может быть осуществлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она выполняет три главные функции: законотворческую, контрольную и представительную. В современной ситуации, когда в нашей стране сформировался полупрезидентский стиль правления, а традиции парламентаризма в России невелики, рассмотрение места и роли Государственной Думы в политической системе РФ является актуальной темой для исследования. Дума является основным законодательным органом, ей принадлежит главная роль в законодательном процессе. Но, по сути дела, это право Думы ограничено с двух сторон: правом отклонить принятые ею законы обладает как Совет Федерации, так и Президент РФ. Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации об отклонении закона, но только если за отклоненный закон проголосовало квалифицированное большинство депутатов – две трети от общего числа. Вето Президента может быть преодолено лишь квалифицированным большинством Совета Федерации и Государственной Думы. Единственным исключением являются федеральные конституционные законы, лишь они не могут быть отклонены Президентом. Дума, как орган государственной власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности. Другой важной функцией Государственной Думы являются её контрольные полномочия. “Правительственный час” нередко превращается в политинформацию того или иного руководителя. Положительное решение вопроса о недоверии Правительству ставит Государственную Думу под угрозу роспуска. Выдвижение обвинения против Президента РФ является очень сложным политическим процессом и конечное решение этого вопроса не входит в компетенцию Думы. Контроль Счетной палаты по отношению к органам исполнительной власти является “внешним”, он мог бы стать более эффективным, если бы был подкреплен постоянным “внутренним” контролем со стороны Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета. Контроль Уполномоченного по правам человека малоэффективен, так как существует слишком много нарушений. Другое дело, если его усилия направить на осуществление действенного контроля за исполнением федеральных законов, непосредственно защищающих права человека. Серьезным недостатком контрольных полномочий Государственной Думы является отсутствие парламентского контроля за исполнением федеральных конституционных и федеральных законов, а также отсутствие такого механизма, когда правительство должно регулярно отчитываться перед представителями народа – депутатами в своей деятельности. Только такой подход способен гарантировать ответственность за принимаемые решения. Кроме этого, парламентский контроль только тогда сможет обеспечить определенную степень эффективности, когда результаты его работы станут достоянием гласности. В этом плане нельзя игнорировать значение Государственной Думы как открытой политической трибуны в руках представительной власти. Но, к большому сожалению, данная сторона деятельности недооценивается. В определенной степени это связано с тем, что сами СМИ не способствуют такой стороне думской работы. Реальные полномочия Государственной Думы зависят от степени “равнозначности” разделения властей в РФ. В Конституции фактически закреплена новая ветвь власти – “президентская”. В руках Президента находятся самые эффективные механизмы “сдержек и противовесов”. Президент оказывает реальное влияние на курс законотворчества Государственной Думы через ежегодные послания Федеральному Собранию и через свою многочисленную администрацию (Аппарат администрации Президента; Главное Государственно-правовое управление; Управление по вопросам внутренней политики; кроме того, время от времени рождаются такие формально-представительские структуры, как большая “четверка”, президентский “круглый стол”). Президент имеет полномочия издавать указы законодательного характера, при этом не определены границы такого нормотворчества. Часто они противоречат Конституции или вторгаются в компетенцию Госдумы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а также может распустить ее в определенных ситуациях. Механизм же отрешения Президента от должности чрезвычайно сложен и, как уже отмечалось выше, окончательное решение этого вопроса не входит в компетенцию Государственной Думы. Если прибавить ко всему вышесказанному выведение этого мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, из-под парламентского контроля, то формируются реальные условия авторитарной власти, ее бесконтрольности и безответственности. Отношения с Правительством у Государственной Думы тоже складываются не простые. Это связано, прежде всего, с тем, что Государственная Дума, не обладая правом формирования Правительства, сильно ограничена в своем воздействии на исполнительную власть. Поэтому взаимодействие исполнительной и законодательной властей было в последнее время противоречивым. Правительство и Государственная Дума воспринимали друг друга скорее как конкурентов, чем как партнеров.

    4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

    Партии и партийные системы представляют собой политические организации и создаются социальными группами или внутриклассовыми слоями для защиты своих интересов внеэкономическими (политическими) средствами. Они играют существенную роль в политической жизни общества и выступают не только средством политической борьбы, но и важным фактором развития демократии. Политические партии и партийные системы имеют свою историю, структуру, функции и типологию. Их изучение как субъектов политики современного общества имеет важное теоретическое и практическое значение. Термин "партия" означает группу, соперничающую с другими в области власти или влияния на власть. Первые политические партии возникли в Древней Греции. Так, Аристотель говорил о партиях долины, горы и других, имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, а ранние политические союзы. Это были немногочисленные и узкие по составу группировки, которые выражали в основном интересы не столько различных классов, сколько различных течений внутри класса рабовладельцев. Развитие демократии в России создало благоприятные условия для формирования в стране многопартийной системы. Становление многопартийности в нашей стране сопровождается и многими трудностями: не сложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба, разбросом и резкимпротивостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами, сложностью национальной структуры, неопределенностью форм государственного устройства и т. д. Появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь ведется лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Партии больше заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, а не выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше занимаются произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической работой. Партии в демократических системах являются одной из форм представительства и выражения интересов широких слоев гражданского общества. Они обобщают потребности достаточно разнородных социальных общностей и формулируют их в виде требований к власти. Однако в силу отсутствия гражданского общества, партии в России возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников вокруг политического деятеля. Эти сподвижники являются клиентами конкретного лидера, требования которых он представляет в структурах власти. Не случайно многие высшие чиновники из правительства и администрации президента возглавляют партии или входят в их руководства. Между членами партий существуют отношения личной лояльности и преданности. В силу незрелости гражданского общества численность вновь образующихся партий часто ограничивается руководством. Процесс формирования партий имеет обратную логику. Обычно возникающие в гражданском обществе групповые и коллективные интересы нуждаются в организационном представительстве их требований к властным структурам, этим и определяется потребность в создании партии. Однако в России первоначально складывается руководство партий, которые затем ищут потенциальных членов и избирателей. В связи с этим представительность групп интересов, которую осуществляют партии очень незначительна. В современных условиях партии не представляют даже 0,5 % населения. Нежелание связывать себя с партиями объясняется недавним прошлым, когда монопольно властвующая КПСС была формой представительства интересов номенклатуры, но не рядовых членов. Различность социальных интересов, их неустойчивость медленное становление новых социальных связей вызывает подвижность и условность между социальными группами и классами. Это вынуждает партии искать свою социальную базу не внутри классов, а на стыках социальной структуры. Однако не отчетливая выраженность социальных интересов осложняет формулирование идеологии, программ партии. Поэтому многие партии не имеют программы, не могут четко определить свою социальную базу. Партии последних лет в России различаются по двум критериям: 1. по содержанию идеологический воззрений, которые включают представления партий об устройстве общества, механизмах его развития; 2. по способам преобразования российского общества: сторонники постепенных преобразований (реформаторы) и последователи быстрых и глубоких изменений (радикалы). По второму критерию крайние полюсы партийной системы представляют радикалы – Русское национальное единство, Либерально – демократическая партия России, Демократический союз и т. д., и «умеренные» - блок «Яблоко», Аграрная партия, Демократическая партия России и т. д. Между ними располагаются «центристы», тяготеющие к сочетанию реформ и оправданных глубоких преобразований: «Наш дом - Россия», Демократический выбор России, Отечество – вся Россия. Приверженность определенным способам преобразования объединяют партии, даже противоположные по своим по своим идеологическим устремлениям. Среди идеологических ориентаций следует отметить три системы ценностей: коммунистическая западническая и национально патриотическая. Наиболее массовые, имеющие определенные идейно-политические платформы политические партии можно классифицировать и следующим образом: - партии левой и левоцентристской направленности: КПРФ (Г. А. Зюганов), РКРП (В. А. Тюльнец), Аграрная партия России (Ланшин), «Держава» (А. В. Руцкой); - Правые и правоцентристские партии: «Демократический выбор России», «Наш дом - Россия», ЛДПР, движение «Яблоко». На выборах в Государственную Думу в 1995 году из множества избирательных объединений 5%-ый барьер преодолели: КПРФ (22,3 %), ЛДПР (11,18 %), «Наш дом - Россия» (10,13 %), «Яблоко» (6,89 %). Таким образом, из многих десятков партий и движений право на жизнь и активную работу завоевали только четыре. И это закономерно. Не смотря на эффектные лозунги, они на деле действуют как заурядные лоббисты, помогающие своим финансовым магнатам решать их узкие проблемы. С ростом политической культуры людей подобная «многопартийность» переходит в двухпартийность, однако в условиях России это является предметом отдаленного будущего. Действительная, а мнимая двухпартийная система возможна в том случае, если в нем сложатся устойчивые группы интересов населения, которые и востребуют свое представительство в структурах власти. Этот процесс должен быть естественным следствием развития в обществе различных форм собственности, а не навязываться сверху.

    4.1 Происхождение и формирование политических партий в России

    Развитие социалистических партий в России приходится на конец XIX – начало XX в. В этот период возникают партии анархистов, социал-демократов, кадетов, октябристов и пр. Его особенность заключалась в том, что первой политической партией в масштабах страны стала социал-демократическая партия, оформившаяся в 1898 г. Вслед за ней оформилась партия социал-революционеров, вошедшая в историю как крестьянская партия, хотя вначале в ее состав входили рабочие, а затем мелкие собственники, не эксплуатировавшие чужой труд, и значительная часть крестьянства, а также мещане, ремесленники, мелкие торговцы. Партии, представлявшие интересы господствующих слоев общества, возникли в годы первой русской революции 1905-1907 гг. Формирование политических партий в России было обусловлено действием ряда факторов, предопределявших социально-экономическое и политическое развитие общества. Характерной тенденцией политической жизни на этом этапе было неуклонное возрастание числа партий. Например, во время революции 1905- 1907 гг. в России существовало около 50 партий различной идеологической и политической ориентации, в 1917 г. их количество уже удвоилось. В 1918 г. в силу ряда причин многие партии прекратили свое существование, и осталась только Российская Коммунистическая партия большевиков, установившая однопартийный режим.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В результате рассмотрения вопроса о Политической системе РФ и написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. В стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента. Государственная Дума – это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли Государственной Думы прямо отражается на экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом также и на легитимности власти в стране.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
    2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994

    Комментарии

    Политическая система современной России находится в процессе своего становления. Начало этому этапу было положено 12 июня 1990 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Этим актом наша страна объявила себя суверенным государством в составе союза ССР Суверенитет России, то есть верховная, ничем не ограниченная власть, очевидно, не был полным. Полным суверенитетом Российская Федерация стала обладать после распада СССР, то есть с декабря 1991 г.

    Конституция провозгласила Россию демократическим, социальным, светским, правовым, федеративным государством с республиканской формой правления (см. также схему 8.1).

    Это подтверждается специальными статьями. Так, статья 3 определяет источником власти и носителем суверенитета народ (демократия). Социальное государство означает такое государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Светское, то есть отделенное от церкви государство не позволяет иметь государственную или обязательную религию. Все религиозные объединения в России отделены от государства и равны перед законом.

    Провозглашение России правовым государством означает подчинение всех без исключения граждан, какой бы пост они ни занимали, законам, которые не могут противоречить Конституции, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие. Составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (ст. 15). Обязанностью государства объявлено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2).

    Государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Признается и местное самоуправление, не входящее в систему государственных органов власти.

    8.2. Россия – федеративное государство

    8.2.1. Состав Российской Федерации (83 субъекта Федерации)

    8.2.2. Функции федеральной власти

    Комментарии

    Принцип федерализма реализован в структуре политической системы России таким образом, что все власти, края и республики объявлены равными субъектами Федерации (см. схему 8.2.1).

    Статусы республик определяют конституции республик; статусы других субъектов Федерации – уставы. Но конституция Российской Федерации специально оговаривает свою юридическую силу, а также верховенство федеральных законов на всей территории России.

    Кроме того, принцип федерализма требует разграничения функций федеральной власти и власти субъектов Федерации.

    В ведении федеральной власти в России находятся законотворческая деятельность и судоустройство, вопросы гражданства и защиты национальных меньшинств, внутренняя и внешняя политика Федерации, управление федеральной собственностью (см. схему 8.2.2).

    8.2.3. Совместные функции федеральной власти и субъектов Федерации

    Комментарии

    В совместном ведении федеральной власти и власти субъектов Федерации находятся такие вопросы, как защита прав и свобод человека, пользование землей и недрами, воспитание, образование, культура, экология, спорт, борьба со стихийными бедствиями и эпидемиями и т. д. (см. схему 8.2.3).

    Вне функций федеральной власти и совместных функций субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

    Итак, принцип федерализма не только оговаривает верховенство федеральной власти и территориальную целостность России, но и разграничивает функции власти по вертикали, как бы разделяя государственную власть на два этажа: верхний (федеральная власть) и нижний (власть субъектов Федерации). Но в каждом демократическом государстве существует еще один этаж власти – местной или точнее местное самоуправление, так как оно не обладает всеми признаками власти, а именно не имеет системы организованного принуждения (насилия).

    Местное самоуправление в России осуществляется в городских и сельских поселениях. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, имеют свой местный бюджет. Эти органы наделяются отдельными государственными функциями, но реализация этих функций тогда будет подконтрольна государству Такова структура власти (и самоуправления) в Российской Федерации по вертикали. В Конституции России не случайно принцип федерализма стоит выше принципа разделения властей. Для такого многонационального общества, как российское, живущего в разнообразных климатических, географических и социальных условиях, самое важное в политической сфере – сохранение единого государства и политической стабильности.

    Этому и служит принцип федерализма , означающий верховенство центра, определенную самостоятельность субъектов Федерации и функционирование местного самоуправления, учитывающего национальные, социальные и другие особенности населения.