• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Климова Ольга Игоревна,

    учитель биологии и ОБЖ

    МОУ СОШ №6 г. Тутаева

    Урок-обобщение

    Своя игра

    «Чрезвычайные ситуации природного характера»

    Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

    Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, презентация

    Методическая справка : Игра сопровождается презентаций . В каждом туре на выбор командам предлагается 4 темы, внутри каждой темы вопросы оцениваются 5, 10, 15 и 20 баллов. Капитан команды называет тему и цену вопроса. Учитель путем нажатия клавиши мыши на данное число выводит на экран вопрос и зачитывает его. Для обсуждения вопроса командам дается 30 секунд. Отвечает та команда, капитан которой первым поднимет руку. За неправильный ответ баллы снимаются, и право ответа имеют другие команды. Следующий вопрос выбирает команда, давшая верный ответ. Длительность каждого тура 7 минут. В финале каждая команда называет тему, которую бы она хотела убрать из игры. Учитель нажатием клавиши мыши на данную тему, убирает ее из списка. В результате на экране должна остаться одна тема, по которой и будет задан вопрос. Команды делают свои ставки. Учитель нажимает клавишу мыши на ромбике, стоящим перед темой – появляется вопрос. Ответы на данный вопрос команды пишут на листе бумаги, который по истечении 30 секунд поднимают и показывают учителю.

    Ход урока:

    На экране слайд1(приложение 1)

    Взглянуть в глаза опасности смело

    и хладнокровно есть лучший способ

    оградить себя от нее.

    /Д. Леббок/

    Человек не может устоять перед силами при-роды, но мы должны знать об их причинах возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не попасть в беду. Сегодня мы проверим знания, кото-рые вы получили на предыдущих уроках, по-священных стихийным бедствиям. Сегодняшний урок мы проведем в виде игры «Своя игра». В нашей игре 3 тура. На каждый тур отводится 7 минут. Отвечает на вопрос та команда, капитан которой первым поднимет руку. За неправильные ответы баллы снимаются.

    У нас четыре команды. Я же-лаю всем удачи. Мы начинаем нашу сегодняшнюю игру. Я попрошу капитанов представить команды.

    Внимание на экран. Первый тур:

    На экране слайд 2 (приложение 1)

    Словарик

    Метеорологические ЧС

    5 Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превы-шает 32 м/с (ураган)

    10 Сильный электрический разряд между обла-ками и землей (молния)

    15 Атмосферный вихрь, возникающий в грозо-вом облаке и распространяющийся до поверхнос-ти земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)

    20 Перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, вырыванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей (пыльная буря)

    Геофизические ЧС

    5 Как называются зоны, где были или ожида-ются землетрясения (сейсмические)

    10 Область возникновения подземного удара (очаг землетрясения)

    15 раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливаю- щаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)

    20 Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением. (магнитуда)

    Геологические ЧС

    5 Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)

    10 Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)

    15 Как называется г орный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (сель)

    20 Какова основная причина образования оползней (вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

    Гидрологические

    5 Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов (цунами)

    10 Территория, покрываемая водой в результа- те превышения притока воды по сравнению с пропускной способ-ностью русла. (Зона затопления)

    15 Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излу-чинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него (зажор)

    20 явление колебаний («трясения») толщи мор- ской воды, возникающее в результате подводного землетрясения над районом его эпицентра. Ощущается на судах, находящихся вблизи проекции эпицентра на поверхность моря, в виде колебаний корпуса корабля. (моретрясение)

    На экране слайд3 (приложение 1)

    Второй тур:

    Самое, самое

    Метрология

    5 Понижение давления является признаком приближающейся непогоды, укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить (барометр)

    10 Известно, что сила ветра измеряется его ско-ростью. Назовите ученого, создавшего шкалу силы ветра (Бофорт)

    15 По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (Меркали)

    20 Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу (сейсмограф)

    Страницы истории

    5 Небольшой остров в Тирренском море, который древние римляне считали входом в ад и полагали, что владеет им бог огня и кузнечного ремесла? (Вулкано)

    10 Извержение, какого вулкана наиболее известно в истории (Везувий)

    15 В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)

    20 Какой город в России был полностью разрушен землетрясением? (Нефтегорск)

    Искусство

    5 Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)

    10 Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)

    15 О каком стихийном бедствии говорится в произведении Николая Некрасов Дедушка Мазай и зайцы (наводнение)

    20 Как называется картина-катастрофа художника Карла Петровича Брюллова, которую он в закончил 1833 году (“Последний день Помпеи”)

    Стихия и человек

    5 Главный российский спасатель (С. Шойгу)

    10 Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)

    15 За всю историю изучения этого стихийного бедствия лишь однажды исследователь Самарэс сумел заснять его на видеокамеру с самого близкого расстояния. Какое стихийное бедствие ему удалось заснять? (торнадо)

    20 Назовите китайского философа создавшего в 132 году н.э. прибор, названный им «флюгером землетрясений», который мог зафиксировать колебания земной поверхности и направление их распространения. (Чанг Хенг)

    На экране слайд 4 (приложение 1)

    Третий тур:

    Особо опасно

    5 Что является основным поражающим факто-ром при наводнении (вода)

    10 Именно в их совместном дей-ствии заключается разрушительная сила урагана (ветра и воды )

    15 С чем связано р азрушающее действие смерча? (с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс)

    20 Что представляет самую большую опасность при извержении вулкана? (тучи пепла и газов ("палящая туча"))

    Очевидец

    Фотографии стихийных бедствий

    Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?

    5 (цунами)

    10 (наводнение)

    15 (снежная лавина)

    20 (оползень)

    Спасатели

    5 Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? (занять место вдали от зданий и линий электропередач)

    10 Назовите основной способ спасения людей при извержении вулканов. ( эвакуация )

    15 Сколько у вас есть времени от первых толч-ков землетрясения до последующих (15 – 20 с)

    20 Где не опасно действие цунами? (в открытом океане)

    Народная мудрость

    5 Toт, кто стрижет волосы или ногти в тихую погоду, накличет… (шторм)

    10 Если сороки садятся на верхушки деревьев - к морозу, на нижние ветки - к …(ветру)

    15 Если клевер складывает свои листочки и склоняет головки, - это… (к ненастью)

    20 В полдень лучи Солнца темнеют… (ожидай грозу)

    На экране слайд 5 (приложение 1)

    Финал

    Игроки по очереди называют тему, которую хотели бы убрать, затем на листках делают свои ставки.

    Внимание!

    Где находится Международная служба предупреждения о цунами? (В г.Гонолулу (Гавайские о-ва).

    Атмосфера

    Область пониженного давления в атмосфере это (циклон)

    Вода, вода…

    К какому виду относятся наводнения, которые наносят огромный материальный ущерб и приводят к гибели людей, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких речных систем, временно изменяются жизненный уклад населения. Повторяемость 100-200 лет. (катастрофические)

    Изобретения

    В каком конструкторском бюро в 1989 г. был разработан специальный тип бортового оборудования, которое позволило использовать известный транспортный самолет ИЛ-76 в пожарном варианте для тушения лесных пожаров. (конструкторское бюро им. Ильюшина)

    Эпидемия

    Пандемию этой болезни, пришедшей из Восточного Китая, в Европе называли «Черной смертью». (чума)

    На экране слайд 6 (приложение 1)

    Подводятся итоги игры. Учитель благодарит всех за участие. Объявляется победитель, выставляются оценки за урок.

    Источники информации:

    1. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл. [Текст]: Дидактические материалы.– М.: Дрофа; ДИК, 2000

    2. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразоват. Учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003.

    3. Дрожание Земли //National Geographic Россия // www . national - geographic . ru / ngm /200604/ article _33/ learn /#

    4. Википедия //ru .wikipedia .org /wiki

    5. Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – Библиотека элекитронных наглядных пособий. (670 Мб). – М.: Кирилл и мефодий, дрофа, Нью Медиа Дженерейшн. 2003. – 1 электрон. Диск (CD-ROM ).

    Департамент образования и науки Костромской области

    Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»

    Сценарий

    КВЕСТ – ИГРЫ по ОБЖ

    на тему:

    « Безопасное поведение в Чрезвычайных ситуациях»

    Составитель: преподаватель ОБЖ

    ОГБПОУ «БТЖТ Костромской области»

    Олейник Галина Михайловна

    Сценарий квест - игры «Безопасное поведение в ЧС»

    Цель: обобщение и систематизация знаний студентов по безопасности в чрезвычайных ситуациях

    Задачи: закрепление навыков и умений, полученных в процессе обучения на уроках ОБЖ, развитие мышления, способности быстро ориентироваться в предложенных ситуациях, воспитание готовности к действию в любых чрезвычайных ситуациях.

    Оборудование: предоставленные кабинеты, карточки с заданиями в конвертах, компьютер, маршрутные листы, ручки, карандаши, листы (блокноты), часы (секундомер, таймер).

    ПРАВИЛА:

      Команда проходит 4 этапа. На каждом этапе выполняет теоретические и практические задания, о чем ставится отметка в маршрутном листе. В маршрутном листе также указывается время прохождения каждого этапа, которое учитывается при подсчете баллов, полученных за задание. Чем меньше время – тем выше балл.

      После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются членам жюри для оценки.

      В конце игры побеждает команда, которая набрала больше всего баллов

    Ход игры:

      Познакомить студентов, членов команд - игроков с правилами игры.

      Капитаны команд вытягивают по номеру маршрутный лист и заполняют название команды в нём.

      Каждая команда движется по тому маршруту, который указан в маршрутном листе (номер этапа, номер кабинета), выполняя задания, отмечая и время, и выполнение задания в нём.

    Этап № 1 . « ЧС природного характера»

    Участникам выдаётся один из конвертов. В каждом конверте находится пазл картин: Брюллов К.П. «Последний день Помпеи», Айвазовский И.К. «Девятый вал», иллюстрация к стихотворению Некрасова Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы», Левитан И. «Весна. Большая вода». (Приложение)

    Задание 1: собрать пазл, определить природную чрезвычайную ситуацию, изображенную на картине. Определив чрезвычайную ситуацию подойти к ведущему, назвать ее и получить конверт с теоретическим заданием.

    Задание 2: В конверте перечислены действия во время одной из природных чрезвычайных ситуаций. (Приложение) . Необходимо расставить их в правильной последовательности.

    А) Если смерч, буря или ураган застали тебя дома, то …

    Б) При угрозе наводнения проводятся предупредительные мероприятия, в ходе которых жители должны …

    В задании перечислены действия во время указанной чрезвычайной ситуации. Необходимо расставить их в правильной последовательности.

    В) Если лавина вас настигла, то …

    В задании перечислены действия во время указанной чрезвычайной ситуации. Необходимо расставить их в правильной последовательности.

    Этап № 2. « ЧС техногенного характера»

    Теоретическое задание 1: опознать 4 знака по электробезопасности. (Приложение)

    Практическое задание: составить памятку по безопасному обращению с электрическими приборами. После выполнения практического задания команде выдается конверт с теоретическим заданием 2.

    Теоретическое задание 2: ответьте на вопросы в задании. (Приложение)

    Этап № 3 « ЧС аварийного характера (Безопасность на дороге)».

    Задания на данной станции состоят из двух блоков – теоретических вопросов и практического задания.

    Сначала студентам выдаётся конверт с теоретическими вопросами (Приложение) , ответив на них, команда получает конверт с практическим заданием (Приложение).

    Практическое задание: настольная игра «Правила дорожного движения». Необходимо на время найти соответствие: знак ПДД и картинка, которая его отражает. Если все пары собраны за время менее 4 минут, команда получает 2 балла, если за 5 минут – 1 балл, если более 5 минут – не получает баллов за практическую часть.

    Этап № 4 « Первая помощь».

    Задания к этому этапу состоят из двух блоков – теоретических вопросов и практического задания.

    Теоретическое задание: ответить на вопросы в конверте (Приложение).

    Практическое задание: Наложите бинтовую повязку на предплечье.

      Выполнив все задания, пройдя по маршрутному листу все этапы квест – игры, команды сдают маршрутные листы членам жюри. Жюри оценивает выполнение каждого задания и проставляет результат в баллах. Определяются победители.

      Озвучиваются результаты прохождения этапов каждой командой (в баллах), называются победители квест-игры. Победители награждаются дипломами.

    Приложение 1

    Услышав сигнал «внимание всем» включите теле- и радиоаппаратуру и выслушайте рекомендации

    Закройте и укрепите двери и окна, чердаки и вентиляционные отверстия

    Подготовьте запасы продуктов питания и воды

    Уберите с подоконников, балконов, лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушными потоками

    Отключите газ, воду, электричество

    Возьмите с собой необходимые вещи и документы

    Укройтесь в подвале или защищенном сооружении

    При получении сигнала об угрозе возникновения наводнения подготовьте документы, ценные вещи, медикаменты, запас продуктов. Необходимые вещи уложить в специальный чемодан или рюкзак

    Перенести имущество и материальные ценности в безопасное место (чердак крыша) или уложить их повыше (на шкафы, антресоли)

    Изучить пути эвакуации, возможные границы затопления, а также места расположения сборного эвакуационного пункта

    Ознакомиться с местонахождением лодок, плотов на случай внезапного и бурно развивающегося наводнения

      Если лавина вас настигла, то …

    Закройте нос и рот рукавицей, шарфом, воротником

    Двигаясь по лавине, плавательными движениями рук старайтесь держаться на ее поверхности, перемещаясь по краю лавины, где скорость ниже

    Когда лавина остановится, попробуйте освободить пространство возле лица и груди для дыхания

    Если можете, двигайтесь в сторону верха (верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта)

    Оказавшись в лавине, не кричите – снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишат вас сил, кислорода и тепла

    Приложение 2

    (Правильно)

    Теоретическое задание к этапу № 1

      Если смерч, буря или ураган застали тебя дома, то …

    (проставить номера к указанным предложениям: последовательность действий при каждом ЧС)

    1.Услышав сигнал «внимание всем» включите теле- и радиоаппаратуру и выслушайте рекомендации

    3.Закройте и укрепите двери и окна, чердаки и вентиляционные отверстия

    4.Подготовьте запасы продуктов питания и воды

    2.Уберите с подоконников, балконов, лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушными потоками

    5.Отключите газ, воду, электричество

    6. Возьмите с собой необходимые вещи и документы

    7.Укройтесь в подвале или защищенном сооружении

      При угрозе наводнения проводятся предупредительные мероприятия, в ходе которых жители должны…

    1.При получении сигнала об угрозе возникновения наводнения подготовьте документы, ценные вещи, медикаменты, запас продуктов. Необходимые вещи уложить в специальный чемодан или рюкзак

    2.Перенести имущество и материальные ценности в безопасное место (чердак крыша) или уложить их повыше (на шкафы, антресоли)

    3.Изучить пути эвакуации, возможные границы затопления, а также места расположения сборного эвакуационного пункта

    4.Ознакомиться с местонахождением лодок, плотов на случай внезапного и бурно развивающегося наводнения

      Если лавина вас настигла, то..

    1.Закройте нос и рот рукавицей, шарфом, воротником

    2.Двигаясь по лавине, плавательными движениями рук старайтесь держаться на ее поверхности, перемещаясь по краю лавины, где скорость ниже

    3.Когда лавина остановится, попробуйте освободить пространство возле лица и груди для дыхания

    5.Если можете, двигайтесь в сторону верха (верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта)

    4.Оказавшись в лавине, не кричите – снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишат вас сил, кислорода и тепла

    Приложение 3

    Практическое задание к этапу № 1

    (сделать пазлы из картинок)

    Приложение 4

    Задания для этапа № 2

    Вопросы теории

    4.Ядовитый гриб.

    6. Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы,

    значительный материальный ущерб.

    7. Способ получения огня.

    8. Сильный вихрь.

    9. Линейный ориентир в лесу.

    14.Разновидность урагана.

    16.Группа пожарных.

    17.

    18. Предмет, по которому поступает вода во время пожара.

    20. Грязевые потоки с гор.

    Приложение 5

    Задания для этапа № 2

    (Правильно)

    Вопросы теории

      Величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо. (Температура).

    2.Самодельное приспособление для ловли рыбы. (Острога).

    3.Средство транспортировки пострадавшего. (Носилки).

    4.Ядовитый гриб. (Мухомор).

    5. Средство защиты органов дыхания. (Противогаз).

    6. Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, значительный

    материальный ущерб. (Катастрофа).

    7. Способ получения огня. (Трение).

    8. Сильный вихрь. (Смерч).

    9. Линейный ориентир в лесу. (Просека).

    10.Бытовой источник рентгеновского излучения. (Телевизор).

    11.Место, где происходят лавины, оползни, сели. (Горы).

    12.Документ, который должен иметь при себе каждый эвакуированный. (Паспорт).

    13.Важнейший фактор, без которого существование человека невозможно. (Вода).

    14.Разновидность урагана. (Буря).

    15.Гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоёмах. (Наводнение).

    16.Группа пожарных. (Команда).

    17. Часть лица, защищаемая при пожаре специальным щитком. (Глаза).

    18. Предмет, по которому поступает вода во время пожара. (Рукав).

    19.Мероприятие по спасению людей с места пожара. (Эвакуация).

    20. Грязевые потоки с гор. (Сель).

    Приложение 6

    Правила дорожной безопасности

      В России принято:

    А) левостороннее движение

    Б) правостороннее движение

    В) по левой.






    А) велосипедист;

    Б) водитель автотранспорта.

    Приложение 7

    Теоретические задания к этапу № 3

    (Правильные ответы)

    Правила дорожной безопасности

      В России принято:

    А) левостороннее движение

    Б) правостороннее движение

    2. По какой стороне тротуара ходят пешеходы?

    А) всё равно по какой, лишь бы было удобно пешеходу;

    Б) по правой, спокойно, не мешая другим;

    В) по левой.






    14. При пересечении обычной дороги с велосипедной дорожкой, преимущество имеет:

    А) велосипедист;

    Б) водитель автотранспорта.

    15.На дороге с многополосным движением, развернуться и повернуть налево велосипедисты могут:

    А) в качестве водителя, проехав на велосипеде;

    Б) как пешеходы, ведя свои велосипеды.

    Правильные ответы:

    Приложение 8

    Въезд запрещен

    Стоянка запрещена

    Движение запрещено

    Въезд запрещен

    Задание к этапу № 3

    Приложение 9

    Задание к этапу №

    (Правильные ответы)

    Стоянка запрещена

    Движение запрещено

    Въезд запрещен

    Остановка запрещена

    Приложение 10

    Маршрутные листы

    Маршрутный лист № 1 команда «______________________________________________________________» (название)

    № Пункта

    Название Конкурса

    время выполнения задания

    Подпись о прохожении

    ЧС природного характера

    Первая помощь

    ЧС техногенного характера

    Маршрутный лист № 2 команда «______________________________________________________________» (название)

    № Пункта

    Название Конкурса

    время выполнения задания

    Правильность выполнения задания (баллы)

    Подпись о прохожении

    ЧС природного характера

    Первая помощь

    ЧС техногенного характера

    ЧС аварийного характера

    (на знание ПДД)

    Маршрутный лист № 3 команда «______________________________________________________________»(название)

    № Пункта

    Название Конкурса

    время выполнения задания

    Правильность выполнения задания (баллы)

    Подпись о прохожении

    ЧС природного характера

    Первая помощь

    ЧС техногенного характера

    ЧС аварийного характера (на знание ПДД)

    Маршрутный лист № 4 команда «______________________________________________________________» (название)

    № Пункта

    Название Конкурса

    время выполнения задания

    Правильность выполнения задания (баллы)

    Подпись о прохожении

    ЧС природного характера

    Первая помощь.

    ЧС техногенного характера

    ЧС аварийного характера

    (на знания ПДД)

    Задание к этапу № 3

      Опознайте (подпишите) знаки электробезопасности.

      Напишите памятку по электробезопасности.



    Тевдорошвили М.С.

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    детский дом «Ласточкино гнездышко»

    Тевдорошвили М.С.

    «Чрезвычайная ситуация»

    (Ролевая игра)

    Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

    Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.

    Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.

    1. Введение. …………………………………………………………………….…5

    2. План проведения игры…………………………………………………………8

    3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10

    4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11

    5. Заключение…………..………………………………………………………….19

    6. Список литературы…………………………………………………………….20

    7. Приложения …………………………………………………………………...21

    Введение

    Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.

    Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

    Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.

    Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

    Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

    Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

    Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.

    На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

    При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.

    Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ

    Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.

    Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;

    Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;

    Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

    Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.

    Основные задачи:

    1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.

    2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

    3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.

    4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

    5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

    Ожидаемые результаты:

      активизация познавательной деятельности обучающихся ;

      повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;

      повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

      обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;

      более широкое применение технических средств обучения;

      развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

    План проведения ролевой игры

    группы

    Мероприятия

    количество участников

    Ответственные

    возрастная

    группа

    1-4 кл.

    1этап .

    Интеллектуальая разминка.

    Викторина «Что я знаю о пожаре»

    2эта п.

    Игры-эстафеты.

    3этап .

    Укладка рюкзака.

    4этап .

    Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)

    возрастная группа

    5-8 кл.

    1этап.

    Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.

    2этап .

    1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.

    2.Укладка рюкзака.

    3. Ядовитые и съедобные грибы.

    3этап.

    Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.

    4этап.

    Тестирование по курсу ОБЖ.

    возрастная группа.

    9-11 кл.

    1этап .

    Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда

    2этап.

    Действия по команде «Газы».

    Сигналы бедствия (международные.)

    Ядовитые и съедобные грибы.

    3этап.

    Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).

    4этап.

    Тестирование по курсу ОБЖ.

    Этапы проведения игры

      Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»

      Герметизация помещений и повседневной одежды.

      Викторины, КВН, игры-эстафеты.

      Действия участников в районе аварии с утечкой

    сильнодействующих ядовитых веществ.

    Укладка рюкзака.

    Ядовитые и съедобные грибы.

    5.Оказание первой доврачебной помощи.

    6. Тестирование по курсу ОБЖ.

    7. Подведение итогов. Итоговая линейка.

    8 Награждение.

    В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.

    I этап. Безопасность движения на дорогах.

    Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).

    1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?

    2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?

    3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?

    4. Как следует обходить автобус?

    5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».

    6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?

    7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?

    8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?

    9. Что такое островок безопасности?

    10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?

    II этап. Транспортировка пострадавшего

    Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.

    № п/п

    Причины штрафов

    Баллы

    Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего

    Правильность транспортировки

    Носилки не выдерживают пострадавшего

    1-5 классы

    Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)

    7-8 классы

    Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)

    9-11 классы

    Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?

    III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.

    № п/п

    Причины штрафов

    Баллы

    Неправильный выбор места наложения жгута

    Неправильное наложение жгута

    Отсутствие указательной записки

    Неправильное наложение повязки

    Неправильная фиксация конечности шинами

    Дополнительные вопросы:

    1. Как избежать теплового (солнечного) удара?

    2. Как остановить носовое кровотечение?

    3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?

    4. Как оказать первую помощь при обмороке?

    5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)

    6. В каких случаях используется жгут?

    7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?

    8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?

    9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.

    IV этап. Действия в условиях химического заражения.

    Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.

    Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.

    № п/п

    Причины штрафов

    Баллы

    Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)

    Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты

    Не застегнуты пуговицы на одежде

    При надевании защитного костюма:

    Тесемки чулок не закреплены

    Чулки перепутаны

    Неверный выбор направления движения из зоны заражения

    Теоретические вопросы:

    1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?

    2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?

    3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?

    4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?

    5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?

    6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?

    V этап.

    Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.

    1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:

    1. Из искры пожар ….. (рождается)

    2. Нет дыма без …. (огня)

    3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)

    4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)

    5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)

    6. Огнь друг и.. (враг человека)

    7. Спичка невеличка, огонь… (враг)

    2. «Струей в ведро»

    По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.

    3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:

    Вопросы:

    1. Что в гору не вкатишь? (воду)

    2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)

    3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)

    4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?

    5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)

    7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

    9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)

    11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

    12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)

    13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)

    14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)

    15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

    16. Средство пожаротушения (огнетушитель)

    17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)

    18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)

    19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)

    20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)

    21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)

    22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)

    23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)

    24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)

    25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)

    26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)

    27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)

    28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)

    4. «Струей в цель»

    По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.

    VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.

    За каждый правильный ответ 1 балл.

    Задание командам:

    Ваши действия при нахождении взрывного устройства?

    Ваши действия при захвате в заложники?

    Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?

    Нужно ли вступать в контакт с заложниками?

    VII этап. Спортивный.

    Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:

    Подтягиванию на перекладине для мальчиков;

    Подъему туловища из положения лежа для девочек;

    Преодоление полосы препятствий.

    VIII этап. Викторина «Защити себя сам»

    Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.

    За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.

    IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.

    Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.

    Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):

    Ориентирование в данном направлении;

    Ориентирование по маркированному маршруту.

    Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.

    Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:

    Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;

    Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.

    X этап. Зеленые друзья и враги.

    Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.

    Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.

    Заключение

    Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.

    Список литературы

    1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.

    2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.

    3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

    4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.

    5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.

    6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.

    7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.

    8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.

    9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.

    10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.

    11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.

    12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.

    13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.

    Приложение № 1

    Интеллектуальная разминка

    1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:

    а) неуверенность;

    б) рассеянность;

    в) опасность;

    г) забывчивость, неряшливость.

    2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.

    3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.

    4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.

    5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:

    а) пребывание;

    б) наслаждение;

    в) существование.

    6. Что такое безопасность? Выберите ответ:

    а) состояние при котором ничего не случается;

    б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;

    в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.

    7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:

    а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;

    б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;

    в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;

    г) «Угадай мелодию»

    8. Перечислите средства пожаротушения.

    Приложение №2

    Маршрутная карточка

    Команда _____1 -4 классы________________________________________

    Этапы соревнований

    Баллы

    Подпись чл ена судейской бригады

    2. Игры - эстафеты

    3. Укладка рюкзака

    Всего:

    Маршрутная карточка

    Команда: _________5 – 11 классы _____________

    Этапы соревнований

    Баллы

    Подпись членов судейской бригады

    1. Интеллектуальная разминка

    2. КВН. Решение кроссворда.

    3. Действия участников по команде «Газы»

    4. Оказание первой доврачебной помощи

    5. Тестирование по курсу ОБЖ

    Всего:

    Приложение № 3

    ПУТЕВОЙ ЛИСТ

    Класс ___________

    1. Интеллектуальная разминка.

    № п/п

    Кол-во баллов

    Роспись

    судьи

    Безопасность на дорогах

    Переноска пострадавшего

    Оказание медицинской помощи

    Действия в условиях химического заражения

    Локализация пожара

    Взрывоопасные предметы

    Спортивный

    Викторина

    Ориентирование на местности

    Зеленые друзья и враги

    Всего баллов: _______________

    «Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.

    Технический редактор Л.И.Архипенко

    Оригинал – макет на компьютерном комплексе

    МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

    652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

    Игра «Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона»

    Ход мероприятия

    Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о чрезвычайных ситуациях. Вы знаете, что такое чрезвычайная ситуация?

    Чрезвычайными называют такие ситуации, из-за которых возникает угроза жизни и здоровью людей.

    Ведущий: Приведите примеры ЧС.

    Пожары, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, взрывы, террористические акты.

    Ведущий: Еще бы мне хотелось к этому списку добавить детскую неосторожность, которая впоследствии может привести к печальным событиям. Бывают такие ситуации, когда вы остаетесь дома одни, в эти моменты может произойти все что угодно. Поэтому, чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации различного характера, мы с вами проведем игру и попробуем себя в роли спасателей.

    План наших действий таков: сначала мы будем смотреть видеоролики, беседовать по ним, а затем проведем небольшое соревнование. Покажем свои знания и умения в различных ЧС.

    Просмотр видеоролика «Советы Тётушки Совы – Огонь»

    Мультфильм о том, что бывает, когда не правильно и без внимания взрослых, используются пожароопасные предметы.

    Задание 1

    Ведущий: Сейчас я проверю вашу внимательность. Я буду называть различные предметы. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, хлопните в ладоши. Если же этот предмет не опасен, ничего не делайте.

    Слова: утюг, журнал, телевизор, котлета, ручка, тостер, жевательная резинка, хлопушка, пустышка, пожарный, торт, нож, огнетушитель, пакет, кисть, спички, рукав, ноты, краски, спички, сигарета, компот, бинт, дрель, стол.

    Задание 2

    Ведущий: Молодцы, справились с этим заданием. Переходим к следующему.

    Конкурс называется «Задымленный коридор». Разделяемся на две команды. Ваша задача пройти этот коридор не только быстрее своего соперника, но и правильнее. Выстраиваемся в две колонны друг за другом. По моему сигналу, по одному участнику из каждой команды добегают до мата, проползают по нему, встают, бегут до стула, оббегают его и возвращаются к своей команде, передав эстафету следующему игроку.

    Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Сейчас немного отдохнем и посмотрим следующий видеоролик.

    Просмотр видеоролика

    «Уроки Тётушки Совы – Азбука безопасности на дороге» http://www.youtube.com/results?search_query=уроки+тетушки+совы+уроки+осторожности

    Ведущий: О чем был этот мультфильм? Чему он учит нас?

    Мультфильм о правилах поведения на дороге и в транспорте.