• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    НИНА РОЩИНА
    Дидактические игры по безопасности. Подготовительная группа

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

    1."Источники опасности"

    Дидактическая задача :

    Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

    Игровые правила :

    Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

    Игровое действие :

    Поиск и название предметов.

    Ход игры.

    Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы :

    Что может быть источником пожара?

    Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления?

    Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

    2."Знаешь ли ты?"

    Дидактическая задача :

    Закрепить знания о телефонах служб спасения.

    Игровые правила :

    Выполнять действия, соответствующие изображению.

    Игровые действия :

    Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

    Ход игры.

    В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения :

    Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

    Дом - назвать домашний адрес;

    Милиционер - назвать телефон милиции;

    Огонь - выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

    Человек в маске - назвать нужный при такой опасности номер;

    Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

    Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

    Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш .

    Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

    3. "О чём говорит светофор"

    Дидактическая задача :

    Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

    Материал :

    Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный, действий пешеходов.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает : "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

    4."Четвёртый лишний "

    Дидактическая задача :

    Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

    Игровые правила :

    Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

    Игровое действие :

    Поиск опасного предмета.

    Ход игры.

    Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность) . Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.

    Карточки :

    1. Съедобные грибы и мухомор.

    2. Игрушки и гвозди.

    3. Игрушки и лекарство.

    4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

    5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

    6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

    По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

    Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей

    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-4 ЛЕТ

    "Источники опасности"

    Цель: Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

    Игровые правила: Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

    Игровое действие: Поиск и название предметов.

    Ход игры.

    Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

    Что может быть источником пожара?

    Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

    Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

    "Знаешь ли ты?"

    Цель: Закрепить знания о телефонах служб спасения.

    Игровые правила: Выполнять действия, соответствующие изображению.

    Игровые действия: Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

    Ход игры.

    В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:

    Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

    Дом - назвать домашний адрес;

    Милиционер - назвать телефон милиции;

    Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

    Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;

    Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

    Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

    Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

    Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

    "О чём говорит светофор"

    Цель: Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

    Материал: Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

    "Четвёртый лишний "

    Цель: Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

    Игровые правила: Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

    Игровое действие: Поиск опасного предмета.

    Ход игры.

    Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

    Карточки:

    1. Съедобные грибы и мухомор.

    2. Игрушки и гвозди.

    3. Игрушки и лекарство.

    4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

    5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

    6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

    По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

    "На прогулке"

    Цель: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

    Материал:

    Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

    Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.

    На дороге я повстречал собаку. Можно, н ельзя (дети показывают карточку)

    На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

    На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

    В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

    "Телефон"

    Цель: Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

    Ход игры.

    Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

    "Пожар"

    Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

    Игровые правила: На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

    Материал: Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

    Игровое действие: Выбор из предложенных - правильной картинки.

    Ход игры.

    Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

    Отчего происходит пожар?

    Что нужно делать, если случился пожар?

    По какому телефону вызывают помощь?

    За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

    "Дело серьезное"

    Цель: Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

    Материал: Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

    Ход игры.

    Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

    "Тротуар и дети"

    Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

    Ход игры.

    Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

    "Кто больше назовёт действий"

    Цель: Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

    Игровые правила: Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

    Игровые действия: Бросание и ловля мяча.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

    «Можно - нельзя»

    Цель : закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

    Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.

    «Разрешается - запрещается»

    Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.

    Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).

    Ход игры:

    Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам - с правильными действиями изображенных персонажей.

    Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.

    «По грибы»

    Цель : закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.

    Оборудование : корзинки - по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.

    Ход игры:

    Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.

    «О чем говорит светофор»

    Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.

    Оборудование: светофор с переключением цветов, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.

    Ход игры:

    Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

    «Раньше и теперь»

    Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

    Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

    1. Как узнать и сообщить о пожаре?

    Что делали раньше

    Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

    Как поступают сегодня

    Звонят по телефону 01.

    1. Как пожарным добраться до пожара?

    Что делали раньше

    На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

    Как поступают сегодня

    На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

    1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

    Что делали раньше

    Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

    Как поступают сегодня

    Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

    1. Какими средствами тушат пожар?

    Что делали раньше

    Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

    Как поступают сегодня

    Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

    «Горит - не горит»

    Цель: быстро и правильно выполнить ответственное действие; закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

    Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель - в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее - отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

    (Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

    «Что нужно пожарным?»

    Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

    Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки

    «Диалоги по телефону»

    Цель: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы; способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

    Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

    «Если возникает пожар»

    Цель: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку; закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

    Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

    Этот шар в руках не даром.

    Если раньше был пожар,

    Ввысь взмывал сигнальный шар -

    Звал пожарных в бой с пожаром.

    Где с огнем беспечны люди,

    Где взовьется в небо шар,

    Там везде грозить нам будет

    Злой, безжалостный … (пожар).

    Раз, два, три, четыре -

    У кого пожар в… (квартире)?

    Дым столбом поднялся вдруг.

    Кто не выключил … (утюг)?

    Стол и шкаф сгорели разом.

    Кто сушил белье над … (газом).

    Пламя прыгнуло в траву.

    Кто у дома жег … (листву).

    Дым увидел - не зевай

    И пожарных … (вызывай).

    Помни, каждый гражданин -

    Этот номер … (01)!

    «Хорошо - плохо»

    Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Ход игры:

    Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.

    «Лото- пожарная безопасность»

    Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

    Ход игры:

    Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.

    «Карточная викторина»

    Цель : закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

    Варианты вопросов:

    Назови возможную причину пожара;

    Как правильно вызвать пожарных;

    Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

    Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

    Что нужно делать, если в доме запахло газом;

    Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

    Можно ли поджигать тополиный пух;

    Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

    Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

    Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

    Как правильно покинуть задымлённое помещение;

    Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

    «Назови причины пожара»

    Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

    Ход игры:

    Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

    «Выбери нужное»

    Цель : формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

    Ход игры:

    Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

    Основы знаний безопасности жизнедеятельности закладываются уже в раннем возрасте. Наши родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют данной проблеме. В основном наших детей с раннего возраста воспитывает интернет, мультфильмы.

    Именно это и натолкнуло нас на мысль, что в детском саду для формирования у детей в раннем возрасте знаний основ безопасности и привития навыков безопасного поведения, можно использовать героев из мультфильма «Маша и Медведь». И мы разработали дидактическую игру с их участием.

    Мы широко используем наглядность. Наглядный материал в игре представили в виде иллюстраций, на которых изображена Маша, как она ведёт в различных ситуациях, с чем играет. В игре Маша — положительный герой, поэтому внимание детей фокусируется на её поведение. А вот Медведь, наоборот, показывает с чем играть опасно, и как нельзя себя вести.

    Основными приёмами работы с детьми являются: совместное с воспитателем рассматривание иллюстраций и беседы по ним. Дети активно включаются в общение. Игра состоит из нескольких бесед по соответствующим иллюстрациям. Вопросы, входящие в содержание беседы просты по смыслу и доступны детям. Ребёнок должен ответить на поставленный вопрос, или же показать соответствующую картинку.

    Эти вопросы способствуют формированию у детей элементарных основ безопасности, развитию умению распознать и предотвратить опасность, закрепляют навыки правильного поведения.

    Практика показана, что дети с интересом принимают участие в игре. Игра вызывает у них положительные эмоции. Ребята быстро ориентировались в ситуациях и правильно отвечали на вопросы, подбирая соответствующие иллюстрации. Мы надеемся, что данная игра будет полезна воспитателям младших групп ДОУ, а также родителям.

    Цель дидактической игры по безопасности: ознакомление с элементарными правилами безопасности.

    Задачи: формировать адекватную реакцию на предупреждения о потенциальной опасности; ; развивать речь, пополнить словарный запас, внимание, память, мышление; воспитывать в ребёнке эталон культуры и заботливого отношения к безопасному поведению.

    Оборудование и материалы: иллюстрация по мультфильму «Маша и медведь», смайлики, карточки.

    Ход игры

    В группу приходит кукла Маша.

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл.

    Дети: Маша.

    Воспитатель: К нам Маша пришла, красивую коробку принесла. Хочет с вами поиграть, да картинки показать. Посмотрите на картинки. На них изображен Медведь и Маша. Рассказывает ситуации.

    Карточка 1. Беседа «Лестница».

    Маша и Медведь собирались пойти погулять. Вышли из квартиры и стали спускаться по лестнице. Медведь решил обогнать Машу и побежал, пропуская ступеньки, не держась за перила, и упал. А Маша не упала с лестницы, потому что правильно спускалась: наступала на каждую ступеньку и держалась за перила.

    1. Кто неправильно спустился с лестницы и поэтому упал? (Медведь)

    2. Как надо идти по лестнице? (держаться за перила, смотреть под ноги, наступать на каждую ступеньку).

    Карточка 2. Беседа «Глубокая яма».

    Однажды рано утром Маша и Медведь решили пойти за ягодами. Вот идут они впереди видят большую глубокую яму. Но Медведь решил подойти к ней и посмотреть, что в яме. Вот он подошёл к самому краю, наклонился, чтобы посмотреть, что там внизу не держался — и упал! Пока Медведь выбирался из ямы, Маша насобирала много ягод.

    1. Можно ли близко подходить к глубокой яме? (нет)

    2. Нужно ли обходить яму? (да)

    Карточка 3. Беседа «Не потеряйся»

    Как-то раз Маша и Медведь решили пойти в магазин. Как только они пришли туда, Маша перестала держать Медведя за лапу, отвлеклась, засмотрелась на разные игрушки и не заметила, как потерялась. Стала Маша звать, кричать, плакать. Услышал её Медведь, прибежал, взял её за руку, и пошли они дальше вместе.

    1. Можно ли потеряться, если не держаться за руку взрослого? (да)

    2. Как надо идти с мамой, чтобы не потеряться? (за руку)

    Карточка 4. Беседа «Игрушки»

    Медведь решился поиграть с ножницами и нечаянно порезался. Он долго плакал от боли. А Маша тем временем у себя дома играла с игрушками: мячом, куклами и т.д. И с ней ничего плохого не случилось. Маша весь вечер провела в радостном настроении.

    1. Можно ли играть с колющими предметами? (нет)

    2. Правильно ли сделала Маша, что играла только со своими игрушками? (да)

    Карточка 5. Беседа «Будь внимательным»

    Медведь шёл очень быстро к Маше в гости. Да так спешил, что не смотрел на дорогу под ноги. Уж очень он спешил. Случайно наступил на камень, упал и подвернул себе ногу. Затем встал и медленно прихрамывая пошёл дальше.

    1. Надо ли смотреть под ноги, когда идёшь по улице? (да).

    Воспитатель показывает по порядку карточки и проводит мини-беседы. Задаёт вопросы по картинкам. Ребята отвечают на вопросы, подбирая правильный рисунок к ответу.

    — Молодцы, ребята! Знаете правила безопасности! Вы правильно ответили на все вопросы. Маша благодарит вас за участие в игре, за то, что помогли ей вспомнить правила безопасности и дарит вам смайлики (каждому ребёнку раздаёт по смайлику).

    Картотека игр

    по ОБЖ и ПДД

    Игра «СЛУШАЙ СИГНАЛА

    Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.

    Оборудование: две дуги, две скамейки, два забора, лестница.

    Игровые действия: по сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передаёт каску следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

    Игра «ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ».

    Цель: стимулировать быстроту реакции, ловкость.

    Оборудование: два пожарных рукава.

    Игровые действия: дети делятся на две команды и по сигналу сначала разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

    «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

    Словесная игра

    Цель: стимулировать развитие связной речи.

    Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

    Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

    На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

    «СПАСИ ИГРУШКУ»

    Дидактическая игра

    Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; стимулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.

    Игровые правила: из набора картинок найти, запомнить и выбрать нужные.

    Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нужные из набора картинок.

    Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении - например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки, по которому нужно найти и спасти игреку, находящуюся в «задымлённой помещении.

    «СПАСАТЕЛИ»

    Дидактическая игра

    Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия.

    Игровые правила: найти предмет по его схематическому изображению.

    Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, отыскать в игровой зоне соответствующую игрушку.

    «НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

    Дидактическая игра

    Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.

    Игровые действия: рассматривать изображения знакомых предметов через «зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.

    Игровые правила: назвать узнанный на картинке предмет, объяснить, как узнал.

    В. Представьте, что мы на пожарной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.

    Молодцы, ребята, и Карлсон молодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».

    «ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

    Дидактическая игра

    Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

    Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

    Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

    Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

    «ЛУЧ ФОНАРИКА»

    Дидактическая игра

    Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.

    Игровые действия: рассматривать детали изображения, узнавать и называть предмет.

    Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.

    «ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»

    Игра-эстафета

    Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.

    Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь).

    Игровые действия: игроки делятся на две команды, выстраиваются в колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).

    «ПОТУШИ ОГОНЬ»

    Игра-эстафета

    Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.

    Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу.

    Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4-5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) - «тушат огонь».

    «СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ»

    Игра-эстафета

    Цель: совершенствовать в соревновательной форме навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке); развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «пострадавшему».

    Игровые правила: задание выполнять поочерёдно, не уронить игрушку.

    Игровые действия: с помощью каната подняться по наклонной доске к верхним рейкам гимнастической стенки; взять игрушку, расположенную на верхней перекладине; приставным шагом перейти на соседний пролёт гимнастической стенки; спуститься вниз по гимнастической доске («скатиться с горки»); перенести игрушку в безопасное место.

    «СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ»

    Игра-эстафета

    Цель: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

    Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по прямой, выбирать только необходимые предметы.

    Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажере до противоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак.

    «ТЕРРИТОРИЯ РИСКА»

    (тренажёрный зал)

    Комбинированная эстафета

    Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.

    Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.

    Игровые действия: взобраться по лестнице спортивного комплекса; ухватившись руками за перекладину спортивного комплекса, не касаясь ногами пола, переместиться на противоположный край; спуститься вниз по шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть тоннель и сухой бассейн. Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).

    В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для малышей предметов. Нужна помощь! Дети приходят в группу.

    В. Наша задача?

    Дети. Найти и обезвредить.

    В. Для того чтобы найти предметы, каждый получает карточку-схему, на которой показано, где искать предмет (на, под, за, в). Найденные предметы по видам опасности раскладываются в коробки (колющие, режущие, огнеопасные и т.д.).

    «НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»

    Дидактическая игра

    Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать умение классифицировать предметы по разным видам опасности.

    Игровые действия: поиск предметов в разных местах, раскладывание в соответствующие коробки.

    Игровые правила: найти игрушку в соответствии с символом.

    В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с собой, чтобы отдать)

    «НЕЗНАКОМЕЦ»

    Игра-тренинг

    Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

    Игровые действия: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуации с незнакомкой.

    Незнакомка. Здравствуйте, ребята. Какие вы замечательные! Угощайтесь конфетами.

    Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмёт конфеты (мандарины), воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили.

    Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и интересные игрушки… Пойдёмте со мной!

    Карлсон собирается идти с Незнакомкой.

    В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К кому вы пришли?

    Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!

    Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.

    В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться,громко кричать, звать на помощь.) Женщина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.

    Дети провожают Незнакомку и отдают коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.

    Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерялся! Малыш, скажи, где ты?

    Малыш (по громкой связи телефона). Я потерялся. Заигрался с друзьями…

    Карлсон. Где же тебя найти?

    Малыш. Тебе помогут мои фотографии. Я передам их по Интернету.

    В. К нам не приходила электронная почта?

    В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.

    В. Ребята, мы получили фотографии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песочница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглашают в службу «Юный спасатель».

    «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

    Дидактическая игра

    Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.

    Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.

    Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.

    «ОПАСНО – НЕОПАСНО»

    Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

    Оборудование : набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

    Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

    Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую - если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

    «ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

    Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один - опасный для здоровья, другой - ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

    Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

    Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую - если опасности нет. Дети должны выслушать

    ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

    «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

    Цель : закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

    Оборудование : картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

    Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

    НАШИ ПОМОЩНИКИ - РАСТЕНИЯ

    Цель:

    Оборудование : предметные картинки с изображением лекарственных растений.

    Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

    «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

    Цель : закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

    Оборудование : игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

    Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед на столько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.

    Мой выбор

    Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним. Воспитатель зачитывает текст, а дети доказывают правильность или недопустимость данного поступка, объясняют, какие правила нарушены. Если ребенок правильно объясняет поступок - получает красную фишку, если нет - синюю.

    НАША УЛИЦА, ИЛИ СВЕТОФОР

    Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.

    Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.

    «АВТОБУС»

    Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

    Оборудование : маленькие стулья; руль.

    С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.

    Переход

    Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

    «СВЕТОФОР»

    Дидактическая игра

    Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.

    Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

    «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

    Дидактическая игра

    Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.

    Варианты игры

    «Разное среди общего» Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.

    «Играем сами» Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.

    «Улица города» Детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

    «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

    Дидактическая игра

    Цель: знакомить детей с правилами поведения на утице, па дороге; закреплять знания о дорожных знаках.

    Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).

    «ПЕРЕКРЁСТОК»

    Дидактическая игра

    Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков.

    Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.