Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
ВАРИАНТ 1.
Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.
Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.
Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые
не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ3.
ВАРИАНТ 2.
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10
баллов
— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8
—9 баллов
— ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6
—7 баллов
— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4
—5 баллов
— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2
—3 балла
— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1
балл
— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10
баллов
— очень высокий
8
—9 баллов
— высокий
4
—7 баллов
— средний
2
—3 балла
— низкий
0 - 1 балл -
очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"
ВАРИАНТ 3.
Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 --- |
---- 5 |
|
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 --- |
---- 4 |
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 --- |
--- 2,5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 --- |
--- 1 |
2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения |
||
0 --- |
--- 0 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
В игре «Бабушкины Платья» ты узнаешь, как из вышедшего из моды платья создать новый, оригинальный прикид. Отыщи в шкафу старенькое платье, обрежь все лишнее, например, подол, рукава, воротник. В комоде ты найдешь оригинальные бантики и другие украшения для наряда. Управление «мыш
Игра Самурай Поу точно не оставит никого равнодушным! А все оттого, что детская игра Самурай Поу – это почти та же игра, что и фруктовый ниндзя, только здесь вместо сочных, ярких фруктов вам придется нарезать Поу. Только остерегайтесь черного Поу, это бомба, нашинкуете трех таких
Пара Для Поу – это игра в которой мы познакомимся обворожительной подружкой нашего героя. Детская игра Пара для Поу поможет преодолеть все невзгоды и препятствия, разделяющие двух влюбленных инопланетян. С помощью стрелок на клавиатуре нужно подвести Поу к его пассии и страстно п
Помогите Маше навести лоск в избушке Медведя в игре «Весёлая уборка». С утра Мишка пошел на рыбалку, оставив озорницу дома совсем одну. От скуки крошка навела такой бедлам, что одной с уборкой ей не справиться. Поддержите Машу: ей нужно разобраться, где же стояли все эти предметы
Умение считать всегда пригодится в жизни, но редко когда есть лишнее на это время или бумага с ручкой под рукой, а то и калькулятор. Детская бесплатная игра «Устный счет» поможет Вашему ребенку в увлекательном формате игры тренировать свои навыки устного счета на скорость, против
Развивающие наглядные материалы "Найди лишнее" предназначены для детей от 3 до 7 лет. Они позволяют развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен ответить на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку. Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач. Поскольку и у родителей возникают трудности с правильным решением данных задач, пишу объяснения к рисункам.
Очень важный момент: ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.
Картинки "Найди лишний предмет" с пояснениями
Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.
Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница - это насекомые, а шарик - игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны - лишней может быть гусеница - она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.
Лишний - медведь. Диван и кресла - это мебель, а медведь - игрушка.
Лишняя - утка. Она - домашняя птица, а остальные - водные обитатели. Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин - млекопитающее.
Лишний - кактус. Он - растение, остальные игрушки.
Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.
Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.
Лишний лук. Это овощ. Остальные - фрукты.
Лишняя - собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.
Лишний цыпленок. Он птица, остальные - млекопитающие.
Лишний - банан. Это фрукт. Остальные - ягоды.
Лишние - ботинки. Это обувь. Остальное - одежда.
Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.
Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом - это школьные принадлежности. Кровать - мебель.
Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное - наземный.
Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные - животные африканские.
Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное - спортивные принадлежности.
Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.
Лишняя мышь. Остальные животные - домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь - вредитель.
Лишний стол. Остальное - посуда.
Лишняя лягушка. Это животное. Остальное - техника.
Лишняя вишня. Это ягода. Остальное - овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.
Лишний - котенок. Остальные - дикие животные, кот - домашнее.
Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные - птицы.
Лишние игрушки. Остальное транспорт.
Лишняя малина. Это ягоды. Остальное - цветы.
Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант - исключить виноград по цвету.
Лишняя - курица. На остальных картинках изображены гуси.
Лишняя - лошадь. На остальных картинках изображены коровы.
И еще немного картинок без пояснений. Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.