• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    БАБУШКА И ВНУЧКА

    (В. Осеева)

    Мама принесла Тане новую книгу.

    Мама сказала:

    — Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

    — Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.

    Таня читала, бабушка слушала, а мама хва-лила обеих:

    — Вот какие умницы вы у меня!

    ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

    (В. Осеева)

    Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:

    — Садитесь, пожалуйста!

    — Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

    Лейтенант сел сзади Юры. По ступень-кам поднялась старушка. Юра хотел предло-жить ей место, но другой мальчик опере-дил его.

    «Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.

    С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

    Юра вскочил:

    — Садитесь, пожалуйста!

    Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.

    Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

    — Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.

    Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

    — Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук-лой!

    КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

    (В. Осеева)

    Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де-вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё-нок Боська.

    Вот однажды вышли они все во двор и усе-лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.


    Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рас-сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви-дит — мальчик большой, сильный.

    И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби-делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:

    — Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

    — Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

    — Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.

    Услыхала Таня.

    — И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

    Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.

    «Неужели я самый глупый из всех?» — по-думал Ваня.

    ПАПА-ТРАКТОРИСТ

    (В. Осеева)

    Витин папа тракторист. Каждый вечер, когда Витя ложится спать, папа собирается в поле.

    — Папа, возьми меня с собой! — просит Витя.

    — Вырастешь — возьму, — спокойно отве-чает папа.

    И всю весну, пока папин трактор выез-жает на поля, между Витей и папой происходит один и тот же разговор:

    — Папа, возьми меня с собой!

    — Вырастешь — возьму.

    Однажды папа сказал:

    — И не надоело тебе, Витя, каждый день просить об одном и том же?

    — А тебе, папа, не надоело каждый раз отвечать мне одно и то же? — спросил Витя.

    — Надоело! — засмеялся папа и взял Витю с собой в поле.

    ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

    (В. Осеева)

    У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю-били свою девочку, но воспитывали её по-раз-ному.

    Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы...

    А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.

    — У меня злая мать и добрая тётя! — го-ворила подругам Дашенька.

    Но прошли годы, прошло с ними и дет-ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо-ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру-ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает...

    — Кто же это научил тебя так рабо-тать? — спросят, бывало, женщины.

    Загрустит Дашенька, опустит голову.

    — Учила меня моя мама, спасибо ей.

    А о тёте Дашенька ничего не скажет...

    ПУГОВИЦА

    (В. Осеева)

    У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.

    — А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

    —Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго-вицы умеют и мальчики и девочки, а приши-вать-то всё больше достаётся бабушкам.

    —Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба-бушка!

    СВОИМИ РУКАМИ

    (В. Осеева)

    Учитель рассказывал ребятам, какая чудес-ная жизнь будет при коммунизме, какие бу-дут построены летающие города-спутники и как люди научатся по своему желанию изме-нять климат, и на севере начнут расти южные деревья.

    Много интересного рассказывал учитель, ребята слушали затаив дыхание.

    Когда ребята вышли из класса, один маль-чик сказал:

    — Я хотел бы заснуть и проснуться уже при коммунизме!

    — Это не интересно! — перебил его дру-гой. — Я хотел бы видеть своими глазами, как это будет строиться!

    — А я, — сказал третий мальчик, — хотел бы всё это строить своими руками!

    ЛЕКАРСТВО

    (В. Осеева)

    Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай! Принеси!»

    Однажды мама заболела и позвала доктора, а девочка в это время сидела на стульчике и кричала:

    — Мама! Подай куклу! Принеси молока!

    Доктор услышал и сказал:

    — Пока дочка не отвыкнет командовать, ма-ма не выздоровеет.

    Девочка очень испугалась. И с тех пор, как только ей было что-нибудь нужно, она говорила:

    — Я сама! Я сама!

    И мама скоро выздоровела.

    ПЕЧЕНЬЕ

    (В. Осеева)

    Мама высыпала на тарелку печенье. Ба-бушка весело зазвенела чашками. Вова и Ми-ша уселись за стол.

    — Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

    — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

    — Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала чай. За столом было тихо.

    Кучки печенья быстро уменьшались.

    — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

    — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда всё пе-ченье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

    Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала ко-рочку хлеба...

    НАВЕСТИЛА

    (В. Осеева)

    Валя не пришла в класс. Подруги посла-ли к ней Мусю.

    — Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

    Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

    — Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи-ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на-рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе...

    — Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по-лосканье...

    — Ох, Валечка! Мне тоже давали поло-сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го-рячая-горячая...

    Валя оживилась и закивала головой:

    — Да, да, грелка... Муся, у нас в кухне стоит чайник...

    — Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

    Муся вскочила и подбежала к окну.

    — Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

    Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

    — Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

    Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

    — Ну что? Что она говорила? Что ей нуж-но? — спрашивали Мусю девочки.

    — Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел-ка и полосканье!

    ТРИ СЫНА

    (В. Осеева)


    Было у матери три сына — три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трёх сыновей — трёх бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Верну-лись к матери три героя: лётчик, танкист и моряк!

    ЖАДНАЯ МАТЬ

    (В. Осеева)

    Когда мальчик был маленький, люди го-ворили:

    — У этого ребёнка жадная мать: она ни-когда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.

    Когда мальчик вырос, люди говорили:

    — У этого парня счастливая мать: он ни-когда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

    КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

    (В. Осеева)

    Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

    — Кто наказал его? — спросила соседка.

    — Он сам наказал себя, — ответила мама.

    ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

    (В. Осеева)

    Один раз мама сказала папе:

    И папа сразу заговорил тихо.

    Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

    ОБИДЧИКИ

    (В. Осеева)

    Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

    — Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това-рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби-жать!

    Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са-ша, что-то искал.

    — Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

    Толя вспомнил, что сказала ему утром ма-ма, и нерешительно предложил:

    — Давай поищем вместе!

    Мальчики стали искать вместе. Саше по-счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

    — Вот она! — обрадовался Саша. — Испу-галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле-бом сбегаю!

    Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

    — Вы-хо-ди!

    СТОРОЖ

    (В. Осеева)

    В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со-брал около себя целую кучу игрушек и охра-нял их от ребят.

    — Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг-рушки руками.

    Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

    — Как мы хорошо играем! Как нам весе-ло! — похвалились ребята воспитательнице.

    — А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

    — Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

    Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

    — Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

    КАРТИНКИ

    (В. Осеева)

    У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо-хом сказала:

    — Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома...

    Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:

    — А я бываю очень плохая... я даже сама это чувствую...

    — Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь... У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо... Вот, напри-мер, переводные картинки...

    — Ах, картинки... — протянула Катя, вы-тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала...

    ДОЛГ

    (В. Осеева)


    Принёс Ваня в класс коллекцию марок.

    — Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празд-ники, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.

    — Бери, конечно! — согласился Ваня.

    На праздники отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень кра-сивые, но одинаковых не было, и Петя не смог отдать товарищу долг.

    — Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

    — Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Я и думать про них не хочу! — зама-хал руками Ваня. — Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

    Вытряхнул он на парту целую кучу новень-ких перьев. Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

    — Кругом я у тебя в долгу!

    — Какой это долг! — говорит Ваня. — Я с тобой в шутку играл!

    Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпа-лись, глаза какие-то круглые...

    «И чего я с ним дружу? — подумал Пе-тя. — Только долги набираю».

    И стал он от товарища бегать. С другими мальчиками дружит, а у самого какая-то обида на Ваню.

    Ляжет он спать и думает:

    «Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам: вместо десяти перьев — пятнадцать...»

    А Ваня о Петиных долгах и не думает. Удивляется он, что это такое с товарищем слу-чилось.

    Подходит он как-то к нему и спрашивает:

    — За что ты косишься на меня, Петя?

    Не выдержал Петя. Покраснел весь, нагово-рил товарищу грубостей.

    — Ты думаешь, ты один порядочный... А другие — нет. Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видал?

    Попятился Ваня от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать, и только рукой махнул.

    Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване:

    — Получай все долги сполна! — Сам ра-достный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

    — Нет, пропало, — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда!

    ПЕРЫШКО

    (В. Осеева)

    У Миши было новое перо, а у Феди ста-рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:

    — Зачем ты взял моё пёрышко?

    — Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри-чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

    — Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.

    Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

    — Жалко пёрышка! Для своего же това-рища! — кричал Федя. — Эх, ты!

    Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

    Да я не давал тебе... Ты сам взял... Ты обменял...

    Но Федя не давал ему говорить. Он раз-махивал руками и кричал на весь класс:

    — Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

    — Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.

    — Конечно, отдай, раз он такой... — поддержали другие.

    — Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!

    Миша вспыхнул. На глазах у него показа-лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч-ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:

    — На, получай! Заплакал! Из-за одного пё-рышка!

    Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми-ша всё сидел и плакал.

    МЕЧТАТЕЛЬ

    (В. Осеева)

    Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

    — Интересно, — сказал Толя, — как это со-вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по-двиге!

    — А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился...

    С реки донеслись отчаянные крики о помо-щи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни-ги и, достигнув берега, бросился в воду.

    А Толя бегал по берегу и кричал:

    — Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

    Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

    — Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо-вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы-ло бы!

    СЛУЧАЙ

    (В. Осеева)

    Мама подарила Коле цветные карандаши.

    Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.

    — Давай рисовать!

    Коля положил на стол коробку с каранда-шами. Там было только три карандаша: крас-ный, зелёный и синий.

    — А где же остальные? — спросил Витя.

    Коля пожал плечами.

    — Да я роздал их: коричневый взяла под-ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по-теряла... А чёрный и жёлтый взял у меня Пе-тя—у него как раз таких не хватало...

    — Но ведь ты сам остался без каранда-шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?

    — Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!

    Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

    — Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!

    Коля посмотрел на пустую коробку.

    — Ну, бери... раз уж такой случай... — пробормотал он.

    СТРОИТЕЛЬ

    (В. Осеева)


    На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замыс-ловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, ко-торый тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

    — Эй, ты, что ты там делаешь? — окликну-ли его мальчики.

    — Я строю дом.

    Мальчики подошли ближе.

    — Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!

    — Да его только двинь — и он развалит-ся! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

    Одна стена обвалилась.

    — Эх, ты! Кто же так строит? — кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.

    Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смо-трел на разрушение своего дома. Он ушёл толь-ко тогда, когда рухнула последняя стена.

    А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, стара-тельно воздвигал второй этаж...

    Валентина Осеева - автор серии детских рассказов. В своем творчестве она продолжала реалистические традиции К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Рассказы для детей (Осеева) несут огромную воспитательную нагрузку, обычно их стержнем является какая-нибудь актуальная нравственно-этическая проблема.

    На протяжении 16 лет Валентина Андреевна проработала с трудными подростками, она была воспитателем в детской колонии, коммуне и нескольких детоприемниках. Именно ее воспитанники и помогли писательнице стать тем, кем она стала. Писала рассказы для детей Осеева о войне и командирах, помогала ребятам с постановкой пьес, придумывала разнообразные коллективные игры.

    Начало авторской биографии

    Биография Валентины Андреевны как писательницы началась с произведения «Гришка», опубликованного в газете «За коммунистическое просвещение». Свои довоенные рассказы для детей Осеева Валентина Андреевна пишет, сосредоточившись на нравственных нормах. Яркими примерами произведений этого периода являются рассказы «Рыжий кот», «Бабка» и «Выходной день Вольки». Рассказы для детей Осеева В.А. использует для проведения художественного исследования поступков людей разных возрастов. Главным героем ее произведения традиционно является ребенок, который совершил неверный с точки зрения этики поступок. Ребенок тяжело переживает свой проступок, и в у него рождается прозрение: как поступать можно, а как нельзя.

    Отзыв Андрея Платонова

    Писатель Андрей Платонов анализирует рассказы для детей (Осеева) в своей статье, где он подчеркивает, что произведение «Бабка», написанное в 1939 году, является драгоценностью не только в плане успешной передачи авторского замысла, но и в плане искренности, с которой написан рассказ. Смысл рассказа в том, что живет старенькая бабка, и все относятся к ней с пренебрежением, не воспринимая ее всерьез. Но вот она умирает, и внук находит написанные ею немудреные записочки. Он читает их и понимает, как сильно был неправ, относясь к милой любящей старушке с иронией и пренебрежением. Мальчик глубоко раскаивается, и это очищает его больную душу. Очищение через муки совести - вот каков рецепт Валентины Осеевой.

    Рассказы 40-х годов

    Краткая биография и рассказы Валентины Осеевой учат маленьких читателей, как правильно поступать в трудных ситуациях. Произведения, написанные в 40-е годы, предназначены для дошколят и младшей школы. Они также затрагивают морально-этические проблемы, связанные с формированием характера ребенка-подростка.

    Произведения этого времени («Синие листья», «Печенье», «Сыновья», «Три товарища», «На катке», «Волшебное слово») автор пишет с целью помочь детям научиться читать, параллельно воздействуя на их не умудренные жизненным опытом души. Так могла и умела делать только Валентина Осеева. Рассказы для детей и анализ краткий ее жизни позволяют сделать выводы о том, что только честные, сильные, искренние люди способны на правильные, достойные поступки. Рассказы Осеевой характеризуются тщательным отбором средств художественной речи, они производят глубокое впечатление как на ребенка, так и на взрослого. Объясняется это умелым построением предложений, правильным использованием интонации и точностью выбора конфликта. На протяжении долгих лет рассказы Валентины Александровны Осеевой занимают в учебниках литературы младших школьников и дошколят достойное место.

    Рассказ, давший название циклу

    «Волшебное слово» - рассказ, ставший хрестоматийным. Чтобы заинтересовать маленьких читателей в прочтении произведения и донести до них значение вежливого слова «пожалуйста», автор использует в рассказе прием сказочного повествования. Все советы главный герой произведения получает от загадочного старичка, немного похожего на волшебника.

    И действительно, слово, подсказанное старичком мальчику, оказывается волшебным. Его употребление приводит к тому, что к желаниям героя прислушиваются все: и сестра, и бабушка, и даже старший брат. Волшебное слово делает людей сговорчивыми и дружелюбными. Рассказ написан таким образом, что, дочитав его, маленький читатель вряд ли удержится от искушения придумать продолжение. А еще лучше испытать эффект волшебного слова на себе и своих близких.

    Цикл рассказов «Волшебное слово»

    Все рассказы цикла так или иначе затрагивают морально-этические и нравственные проблемы. Они повествуют о жизни обычных среднестатистических людей, которые живут с нами бок о бок. На примере героев своих произведений Валентина Осеева учит детей правильно осмысливать моральные законы и правила. Создавая свои рассказы детям, Осеева Валентина Александровна как будто издает собственный нескончаемый свод правил, которые сформулированы или вытекают из повествования.

    В рассказах писательницы все служит раскрытию замысла автора, даже названия произведений, некоторые из которых и задают главный вопрос, которому посвящен рассказ. Например: «Плохо», «Хорошее», «Долг», «Кто хозяин» и так далее.

    Разбираемые на примерах этих произведений проблемы касаются не условных детских грехов и добродетелей, таких как непослушание или неряшливость, а серьезных, достойных любого взрослого человека качеств (доброты, чуткости, честности) и противопоставляемых им недостатков человеческой натуры (подлости, эгоизма, грубости, равнодушия). Жизненная достоверность рассказов Валентины Осеевой берет за живое и заставляет глубоко задуматься над нравственными проблемами, поднимаемыми автором.

    Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

    Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

    Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

    С тобой что-то случилось?
    - Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
    - Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
    - Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
    - Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
    - Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
    - Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

    Павлик засопел от обиды.

    Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
    - Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
    Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

    Что же, не берёт тебя брат?
    - А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
    - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

    Павлик раскрыл рот.

    Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...
    - А какое слово?

    Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
    - Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

    Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

    "Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.."
    Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

    Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

    Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

    Ка-кую тебе?
    - Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
    "Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"

    Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
    Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

    Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

    Бабушка выпрямилась.

    Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

    Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

    Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
    "Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
    За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

    Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
    - Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
    - Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
    - Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
    - Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
    "Помогло! Опять помогло!"

    Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

    Читать краткое содержание рассказа Спасибо Волшебное слово

    Главного героя произведения зовут Павлик. Он живёт в большой семье, но постоянно ссориться со всеми. Однажды, сестра не разрешила мальчику взять краски. Брат не взял Павлика с собой кататься на лодке. И даже бабушка не дала морковку и выгнала из кухни. Обиженный на всех Павлик решил убежать из дому, раз близкие так с ним поступают. Вот в таком ужасном состоянии мальчик встретился с незнакомым дедушкой. Узнав о проблемах главного героя, старичок сказал, что есть чудесное слово. Оно поможет Павлику во всех его бедах.

    Узнав это слово, мальчик побежал домой, чтобы проверить, правду ли сказал незнакомый дедушка. Вбежав в комнату, мальчик увидел, что сестра Лена сгребла все краски к себе. Тогда он попросил одну краску, прибавив к своей просьбе слово «Пожалуйста». И чудесным образом слово подействовало! Девочка поделилась красками. Обрадовавшись, Павлик побежал в кухню и вежливо попросил кусочек пирожка у бабушки. Получив вкуснейшую дольку, внук поцеловал женщину в щеку, чем очень растрогал старушку. А вечером Павлик попросил брата покататься вместе с ним на лодке, добавив волшебное слово «Пожалуйста». И, конечно, брат согласился.

    После всего случившегося, Павлик побежал на то место, где встретился с дедушкой, что бы поблагодарить незнакомца. Но доброго старичка уже не было там.

    Добрый рассказ «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой учит маленьких читателей быть вежливыми. Грубость может испортить отношения с людьми и навредить самому грубияну, но на вежливую просьбу мало кто даст отрицательный ответ.

    Мама принесла Тане новую книгу.

    Мама сказала:

    Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

    Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.

    Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

    Вот какие умницы вы у меня!

    Три сороки сидели на суку и болтали так, что дуб трещал и отмахивался зелеными ветками от болтушек.

    Вдруг из лесу выскочил заяц.

    Подружки-болтушки, придержите язычки. Не говорите охотнику, где я.

    Присел заяц за куст. Замолчали сороки.

    Вот идет охотник. Невтерпеж первой сороке. Завертелась она, захлопала крыльями.

    Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

    Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

    Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

    Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

    Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

    Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

    Проснулся я, слышу – залаял Дружок.

    Гляжу – на кого он? На первый снежок!

    Конечно, он не жил на свете зимой

    И с горки ещё не катался со мной.

    Коньков не видал. Ну и лает, чудак.

    А вот посмотрел бы на взрослых собак!

    Они так и рвутся на первый снежок…

    Бежим-ка и мы поскорее, Дружок!

    И если явился со снегом мороз,

    Огнём загорится холодный твой нос,

    Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет как нет её иголочки. Села Машенька под деревом и давай плакать.

    Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку.

    – Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!

    Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была». И снова давай плакать. Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку.

    Произведения разбиты на страницы

    Сказки и рассказы Валентины Осеевой пропитаны нестерпимым желанием показать нашим детям как различать злые и добрые намерения, как правильно анализировать сои действия. Кажде из её маленьких произведений навсегда остаётся в душе у детей, заставляет поразмыслить о жизни вокруг. В. Осеева много работала с детьми и понимала, как важно дать твердые моральные ориентиры, а также поселить в их сердцах добро. Её крохотнын стихи и рассказы дают деткам правильные модели человеческого поведения, учат уважению к взрослым и любви ко всем людям, чуткости к близким. В захватывающей форме, на доступных ребятам шаблонах Осеева осознать читателям настоящую дружбу и верность, как можно только с помощью доброго слова помочь человеку. В своих сказках автор подсказывает юным читателям как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации, которые для родителей кажутся пустяковыми.

    Читать стихи, рассказы и сказки В. Осеевой очень важно, так как они откроют детям, что такие пороки как вредность, предательство, эгоизм и жадность делают жизнь еще хуже, чем внешние проблемы. Написанные понятным и захватывающем стилем, они дадут читателям много полезных советов и обогатят его душу.