• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Существуют две основные формы правления: республиканская и монархическая.

    Республиканские формы правления распространены широко: 4/5 всех независимых стран мира – республики. Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа.

    В свою очередь, республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках (США, Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и др.) президент, наделённый очень большими полномочиями, сам возглавляет правительство. В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. Часто, однако, официально парламентская республика фактически является президентской. Таковы, например, Франция, Египет, а также Россия и большинство других стран СНГ. Особую группу предоставляют социалистические республики: Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

    Монархическая форма правления имеет меньшее распространение: монархий в мире всего 30. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть, принадлежащая единоличному правителю, передаётся по наследству. Все монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. В конституционных монархиях реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. В абсолютных монархиях, напротив, власть монарха почти не ограничена. Эти страны, в основном, сосредоточены в районе Персидского залива.

    К абсолютным относятся: 1 теократическая монархия (Ватикан), 4 эмирата (Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн), 2 султаната (Оман, Бруней), 1 королевство (Саудовская Аравия).

    К конституционным: 1 империя (Япония), 1 султанат (Малайзия), 1 великое герцогство (Люксембург), 3 княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако), королевства:

    Зарубежная Европа: Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

    Зарубежная Азия: Бутан, Иордания, Камбоджа, Непал, Таиланд.

    Африка: Лесото, Марокко, Свазиленд

    Океан: Тонга

    Государственный строй любой страны также характеризуется формой её административно-территориального устройства. В этом отношении все страны мира подразделяются на унитарные и федеративные.

    Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

    Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Большинство стран – унитарные. Федеративное устройство имеют лишь 24 страны:

    СНГ : Россия, Белоруссия

    Европа : Германия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия, Черногория

    Азия : Малайзия, Мьянма, Индия, Пакистан, Объединённые Арабские Эмираты

    Африка : Нигерия, Эфиопия, Южно-Африканская республика

    Америка : США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия

    

    Государственное устройство страны характеризуют государственный строй, идеологическая ориентация, политическая структура, форма управления территориями.
    По государственному строю большинство современных стран - республики. В них высшие органы власти - парламент и президент - избираются народом. Такая демократическая форма правления сложилась в Европе и Америке в ΧΙΧ в., а в ΧΧ в перенесена, нередко искусственно, на другие.континенты. Республики бывают президентскими (правительство формирует президент), президентско-парламентскими (правительство формируется совместно) и парламентскими (правительство формирует парламент).
    Конституционные монархии, где власть короля ограничена конституцией, сохранены в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Японии, Таиланде, Малайзии, Непале, Бутане, Иордании, Бахрейне, Марокко, Лесото.
    В развитых странах король является лишь символом государства и единства нации, а в остальном (выборы парламента, премьер-министра и т.д.) действуют те же правила, что и в республиках. Абсолютные монархии, где власть монарха практически неограниченна, сохраняются в Аравии (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман) и в Брунее. Во время Французской революции был казнен король, уничтожалось дворянство (убито 10% населения, включая 0,5 млн. детей). Глядя на соседей, англичане решили, что обучение и воспитание мальчика или девочки для последующего выполнения королевских обязанностей обойдется народу гораздо дешевле, чем издержки от злоупотреблений прорывающихся к власти «варягов», обычно нищих и жаждущих «обстроиться». И что люди с большим удовольствием будут подражать манерам, вкусам и речи короля, чем какому-нибудь неуравновешенному Вольтеру или Робеспьеру. И что в Библии говорится о Царстве Божьем, но никак не о республике. Разумен ли вывод англичан, а также голландцев и скандинавов, если за 200 лет с той поры у них не случилось никаких бунтов и революций?
    По идеологической ориентации государства различаются на плюралистические (большинство), клерикальные и коммунистические. В плюралистических странах не дается преимуществ какой-либо конфессии (церкви), религия считается частным делом граждан, государственные посты могут занимать люди любых вероисповеданий, религиозные праздники государством не отмечаются. В клерикальных странах религия объявлена государственной, обязательно изучается в школах, высшие посты в госаппарате занимают люди данной конфессии, государственные органы участвуют в религиозных церемониях. Условия и безопасность проживания иноверцев в этих странах зависят от общей культуры конкретного народа и правящего режима.
    Клерикальными являются все скандинавские страны (лютеранство), Великобритания (англиканство и пресвитерианство), Ватикан, Ирландия, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Эквадор, Коста-Рика, Гаити, Экваториальная Гвинея (католицизм), Греция (православие), почти все мусульманские страны (ислам), Таиланд, Камбоджа, Бутан (буддизм), Непал (индуизм). В Индонезии государственным объявлен монотеизм (единобожие). В Великобритании и скандинавских странах монарх является главой национальной религии. Ватикан и Саудовская Аравия - теократические монархии; в них главой государства является руководитель конфессии (римский папа и шейх ваххабитов). Разновидностью клерикализма и теократии можно считать коммунистические режимы, где государственная вера - марксизм.
    По политической структуре государства различаются на однопартийные (диктатура одной партии), двухпартийные (соперничество двух крупнейших партий) и многопартийные (отсутствие преобладания какой-либо партии).
    Древнегреческий философ Платон создал законченную теорию закономерной смены государственного управления: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия (политические права зависят от размеров имущества), ее сменяет олигархия (власть немногих), уступающая место демократии, которая в итоге вырождается в тиранию (единоличное правление). Его ученик Аристотель различает конституции на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочные» (тирания, олигархия, демократия). Максимальное приближение к идеальному строю дает полития - смешение демократических и олигархических элементов.
    В наше время наиболее близким к идеальной модели Аристотеля оказывается государственный строй развитых стран с двухпартийной системой. Здесь две крупные политические партии составляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии обычно представляют христиан и социалистов; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию. В США две основные партии - республиканская и демократическая, но первая представлена преимущественно протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая - католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения); здесь конкурируют две христианские партии.
    В странах с тоталитарной традицией - стремлением к государственному контролю над всеми сферами жизни, характерным для китайского, мусульманского и православного миров, - у власти успешно закрепляются однопартийные режимы. Это режимы коммунистические (Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, еще недавно СССР и «народные демократии» Вост. Европы), исламские (Иран) или «исламского социализма» (Ирак, Сирия, Ливия, Алжир и др.). И однопартийность, и многопартийность в таких странах почти всегда вырождается в пожизненную диктатуру одного лидера (СССР, Китай, Сев. Корея, Туркмения).
    Многопартийная система характерна для развивающихся стран и недавно освободившихся от метрополии или диктатуры. Мелкие политические партии представляют не народ в целом, а отдельные группы или слои населения со специфическими корыстными интересами. Потому типичны проволочки при принятии законов в парламенте, неустойчивость и частая сменяемость правительства, отсутствие твердого политического курса, ажиотаж на выборах, коррупция и злоупотребления властью, что сильно напоминает анархию.
    Следствием являются стенания населения о «сильной руке» и скорое появление таковой из числа генералов или революционеров. Типичный пример - страны Латинской Америки. В многонациональных странах Африки и Азии партии представляют соперничающие этнические группы; их лидерами являются традиционные вожди, и правление любой из них сопровождается «перетягиванием каната» в пользу одного этноса.
    По форме управления территориями государства делятся на унитарные (большинство) и федеративные (всего 20). Унитарное государство в своем составе не имеет самоуправляющихся территорий. В нем действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Административные единицы обладают только исполнительной властью, но не законодательной. Унитаризация (прямое управление) выгодна в целях централизации власти, концентрации ресурсов, консолидации народа, но приводит к гипертрофическому росту столицы, делению страны на центр и периферию, игнорированию местных особенностей и интересов. По странам степень унитаризации различна. Например, равные по численности населения страны имеют: Франция - 96, Филиппины - 74, Турция - 67, Украина - 25, Иран - 24, Италия - 20 основных административных единиц. Чем больше провинций, тем сильнее зависимость населения от столицы: известный принцип «разделяй и властвуй».
    Федеративное государство имеет самоуправляющиеся территории - республики, штаты, земли, провинции и т.п., которые обычно обладают собственной конституцией, флагом и гербом, самостоятельно формируют органы власти, но в главных вопросах (оборона, денежная система, налоги) подчиняющихся федеральному правительству. Федерализация - это система косвенного управления, учитывающая местные культурные, исторические и другие особенности. Она характерна для многонациональных или когда-то объединившихся стран. Современные федеративные государства - Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Югославия, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия, ЮАР, Нигерия, Индия, Пакистан, Мьянма, Малайзия, ОАЭ. После референдума 1997 г. в разряд федеративных перешла Великобритания.

    Они имеют разный политический строй, различаются по территории, культурному и бытовому укладу населения, отношению к религии. Но основное различие в странах связано с их административно-территориальным устройством. По этому признаку все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Наибольший интерес представляет именно первая категория.

    Понятие унитарного государства

    В широком смысле под унитарным устройством понимают форму национально-государственной организации территорий, при которой все части страны находятся под управлением одной системы органов власти. На территорию также распространяется одна система законов, налогов и повинностей, без привилегий и изъятий.

    Унитаризм - один из 3-х видов административного устройства и самый "популярный". В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии ) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр. ) или просто подразумеваться.

    Виды государств по статусу административных единиц

    В зависимости от состава регионов все унитарные страны делятся на виды:

    1. Простые - государство состоит из регионов с одним статусом. Например, Египет состоит из 27 равных провинций, каждая из которых делится на округа, а те, в свою очередь, на районы.

    2. Сложные - если в составе есть одна или несколько территориальных единиц с особым положением. При может быть административной (другой язык для общения и судопроизводства ) или политической (право законотворчества в пределах региона ). Достаточно часто регионы страны имеют равный статус, а столичный округ находится на особом положении (Индонезия ).

    В списке унитарных государств со сложным устройством - Испания, Таджикистан, КНР, Дания, Финляндия и др.

    Виды государств по способу организации власти

    По признаку управления страны могут быть следующими:

    1. Централизованные - органы власти формируются одним способом, находятся в строгой иерархии и соподчинении, действуя в пределах своих полномочий. Среди подобных государств Казахстан, Белоруссия и Китай.

    2. Децентрализованные - в звеньях управления этих стран функционируют избираемые органы (чиновники ) и отсутствует административный надзор на низовыми органами власти. В списке унитарных государств такого типа довольно крупные образования - Швеция, Франция, Дания, Италия и др.

    3. Смешанные - страна имеет централизованную систему управления, но в отдельных регионах с особым статусом действуют избираемые должностные лица или органы.

    Примеры суверенных стран с унитарным устройством

    Самые крупные гегемоны мира имеют федеративное устройство (Россия, США ), но подавляющее число стран с высокоразвитой экономикой, играющих значительную роль на международной арене, всё же имеют равную организацию. В XXI веке список унитарных государств постоянно меняется, пополняясь новыми членами. Например, в конце прошлого столения возникло государство Косово, а в 2014 году организовались ДНР и ЛНР.

    В настоящее время число стран с унитарным устройством по частям света распределяется следующим образом:

    В списке унитарных государств зарубежной Европы стоит остановиться на так называемых карликовых странах (Монако, Люксембург, Сан-Марино, Лихтенштейн ). Они также являются унитарными, и многие считают, что регионального деления в них нет. Это не совсем верно, так как Монако - это городской конгломерат, получившийся после слияния 4 округов. Административный границы районов сохранены и в XXI веке. В Сан-Марино (площадь всего 61 кв. км) существует 9 округов, именуемых "кастелли". Люксембург, в свою очередь, также поделён на кантоны.

    Список унитарных и насчитывает 199 позиций (171 и 28 соответственно ), но под влиянием политических и экономических кризисов последних лет в этом перечне возможны скорые изменения.

    Изучая политическую карту мира, мы, естественно, не можем не затронуть и вопрос о формах государственного устройства стран, имеющий к ней самое непосредственное отношение. В свою очередь этот вопрос включает три составные части - о формах политических режимов, о формах правления и о формах административно-территориального устройства. Давайте их в такой очередности и рассмотрим.
    Вы хорошо представляете, что по особенностям политического режима все страны мира можно подразделить на демократические и антидемократические. На Западе существуют неправительственные организации, которые определяют «ин- деке демократичности» стран, исходя в основном из характера выборов органов законодательной власти. Итоги таких расчетов бывает нетрудно предсказать: максимально высокий рейтинг (10 баллов) обычно получают страны Запада, а самый низкий - мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки. Но тем не менее общее число государств, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в середине 70-х гг. XX в. к числу демократических относились менее 1/3 всех государств мира, а в начале XXI в. - 88 (с населением 2,8 млрд человек) входили в градацию свободных и еще 55 стран (с населением 1,3 млрд человек) - частично свободных.
    Но стран с несвободными политическими режимами на карте мира тоже еще немало - 50. Можно утверждать, что среди этих режимов также есть две разновидности. Когда говорят об авторитарном режиме, то имеют в виду полное или частичное отсутствие демократических свобод, ограничение деятельности политических партий и общественных организаций, преследование оппозиции, отсутствие четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, где они носят характер военных диктатур. В качестве примера такого рода можно назвать Ливию, которая официально именуется джамахирией, т. е. государством народных масс, возглавляемым Революционным руководством во главе с М. Каддафи, тогда как правительство, парламент, политические партии упразднены. Возникновение таких политических режимов объясняется, с одной стороны, внутренними причинами - наследием феодализма и колониализма, крайней социально-экономической отсталостью, низким культурным уровнем, трайбализмом (от лат. tribus - племя), т. е. проявлениями межплеменной вражды. С другой стороны, нужно учитывать и внешние причины, и в первую очередь противостояние двух мировых систем, существовавшее до начала 90-х гг.
    Когда говорят о тоталитарном режиме, то имеют в виду особую форму авторитаризма, при которой государство устанавливает всеохватывающий контроль за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности, фактически ликвидирует

    конституционные права и свободы, проводит жесткие репрессии по отношению к оппозиции, инакомыслящим. Политологи выделяют две разновидности тоталитаризма - правую и левую. Примеры первой из них - фашистские режимы в Германии, Италии, в Испании при генерале Франко, основанные на идеологии национал-социализма. Второй вид, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел место в Советском Союзе при Сталине, в Китае при Мао-Цзедуне, в Северной Корее при Ким Ир Сене. Во второй половине 70-х гг. XX в. тоталитарный режим, приведший к геноциду, т. е. истреблению собственного народа, установили «красные кхмеры» во главе с Пол-Потом в Камбодже. Да и режим Саддама Хусейна в Ираке, существовавший до 2003 г., тоже безусловно был тоталитарным.
    Перейдем теперь к характеристике форм правления госу: дарств, которые в принципе имеют только две главные разновидности - республиканскую и монархическую.
    Как мы уже отмечали, республиканская форма правления возникла еще в античную эпоху, но наибольшее распространение получила уже в Новое и Новейшее время. Важно отметить, что в процессе крушения колониальной системы подавляющее большинство освободившихся стран приняло республиканскую форму правления. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как Египет, Эфиопия, Иран, а также Афганистан, Тунис, Ливия и др. В итоге в 1990 г. в мире было уже 127 республик, а после распада СССР, СФРЮ и Чехословакии их общее число приблизилось к 150. Это означает, что республиканскую форму правления имеют 4/5 всех независимых государств современного мира.
    При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики.
    В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и главой правительства, наделен особенно большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенное распространение они получили в Африке, где их 45 (например, Алжир, Египет, Нигерия, Зимбабве, ЮАР) и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Сирия,
    Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе - еще меньше (например1, Франция, Хорватия). Наиболее ярким примером типично президентской республики можно считать Соединенные Штаты, где президент, как вы знаете, является главой администрации. Отметим также, что президентские республики существуют и во всех странах СНГ. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президенту особенно большие права.
    Парламентская республика основывается на формальном принципе главенства парламента, которому подотчетна и исполнительная власть (правительство). Роль президента в таких республиках значительно меньше, а главной политической фигурой является премьер-министр. Парламентские республики наиболее характерны для зарубежной Европы (например, ФРГ, Италия, Австрия, Финляндия, Болгария), но они есть и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия, Израиль). Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне было бы правильнее всего относить к категории социалистических республик. На современной политической карте они остаются своего рода осколками этой системы.
    Монархическая форма правления возникла, как мы уже говорили, еще в эпоху Древнего мира, но наибольшее распространение получила в Средние века и в Новое время. Можно сказать, что это тоже своего рода пережиток феодализма на современной политической карте мира. Число монархий остается довольно стабильным, их всего 30 (табл. 6).
    Факты образования новых монархий в Новейшее время очень редки, во всяком случае за последние десятилетия их было всего два. Во-первых, в Испании, где монархия, свергну- таяв 1931 г., была восстановлена в 1975 г. после смерти главы испанского государства (каудильо) Франко. Во-вторых, в Камбодже, где после 23-летнего перерыва в 1993 г. королем снова стал Нородом Сианук. Обычно власть монарха передается по наследству, но в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах монарха избирают каждые пять лет из числа местных султанов и шейхов.
    При знакомстве с таблицей 6 вы можете обратить внимание, во-первых, на то, что монархий больше всего в Азии (14)
    Таблица 6
    Страны мира с монархической формой правления


    Страны

    Форма правления

    Страны

    Форма
    правления

    Зарубежная Европа

    Андорра

    Княжество

    Лихтенштейн

    Княжество

    Бельгия

    Королевство

    Люксембург

    Великое
    герцогство

    Ватикан

    Теократическая
    монархия

    Монако

    Княжество

    Великобритания

    Королевство

    Нидерланды

    Королевство

    Дания

    Королевство

    Норвегия

    Королевство

    Испания

    Королевство

    Швеция

    Королевство

    Зарубежная Азия

    Бахрейн

    Эмират

    Оман

    Султанат

    Бруней

    Султанат

    Объединенные
    Арабские />Эмираты

    Эмират

    Бутан

    Королевство

    Саудовская
    Аравия

    Королевство

    Иордания

    Королевство

    Таиланд

    Королевство

    Камбоджа

    Королевство

    Япония

    Империя

    Катар

    Эмират

    Непал

    Королевство

    Кувейт

    Эмират

    Малайзия

    Султанат

    Африка

    Океания

    Лесото

    Королевство

    Тонга

    Королевство

    Марокко

    Королевство

    Свазиленд

    Королевство

    и в Европе (12); в Африке их всего 3, в Океании - 1, а в Америке - ни одной. Во-вторых, на то, что среди монархий встречаются империи, королевства, герцогства, княжества, султанаты, эмираты. Но чаще их подразделяют на конституционные, или ограниченные, и абсолютные монархии.
    Подавляющее большинство существующих ныне монархий относится к конституционным (ограниченным) монархиям, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх, по выражению И.А. Витвера, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, зачастую напоминающей о былом величии «короны». К числу конституционных относятся все монархии Европы и Африки и большинство монархий Азии. Но чаще всего в качестве классического примера такой ограниченной монархии приводят Великобританию.
    Королева Великобритании Елизавета II «царствует, но не правит» с 1952 г. С монархическими символами граждане этой страны встречаются, что называется, на каждом шагу. Страной правит «правительство ее Величества», законы объявляют «именем королевы», деньги печатает королевский монетный двор, письма доставляет королевская почта и т. д. На званых обедах первый тост обычно произносят за королеву, английский гимн начинается со слов «Боже, храни королеву», на любой почтовой марке обязательно помещается ее силуэт. Номинально британская королева обладает немалой политической властью. Она созывает и распускает парламент, назначает и смещает премьер-министра, утверждает принятые парламентом законы, жалует награды и звания, объявляет помилование. Однако во всех этих случаях она руководствуется советами и решениями парламента и правительства. Можно добавить, что королева Елизавета II относится к числу самых богатых людей своей страны.
    Может быть, кто-то из вас помнит, что в начале своей карьеры Алла Пугачева прославилась исполнением песни «Жениться по любви не могут короли». В принципе это действительно так, поскольку династические браки в Европе обычно заключаются не по любви, а по взаимной договоренности. Но бывают и исключения. Например, король Эдуард VIII, вступивший на британский престол в 1936 г. после смерти Георга V, в том же году женился по любви на дважды разведенной американке. Но после этого в результате дворцового кризиса ему пришлось отречься от престола в пользу своего младшего брата. Так королем Великобритании стал Георг VI - отец Елизаветы II. Выходит, что не произойди этот инцидент, она не стала бы королевой, и вся послевоенная история Англии могла бы стать другой.
    Еще одним примером того, как в конституционной монархии монарх «царствует, но не правит» может служить Япония, где согласно конституции монарх (император) является символом государства и единства нации, гарантом свобод народа. Но он не принимает непосредственного участия в политической жизни страны, и его роль в основном сводится к выполнению протокольных функций.
    Любопытно и то, что в Японии принято несколько систем летосчисления, причем одна из них ведется по времени правления очередного императора. Так, особое летосчисление было установлено для правления императора Хирохито, которое продолжалось с 1926 г. по 1989 г., а с 1989 г. идет отсчет времени правления его сына императора Акихито. Эта эпоха получила название «хэйсэй», что можно перевести как «установление всеобщего мира на Земле и в небесах».
    Продолжая эту тему, хотелось бы добавить, что в литературе вы можете встретить сравнение конституционных монархий, например, в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Испании, Японии, с президентскими республиками Латинской Америки и тем более Африки по уровню демократичности. Оказывается, что в конституционных монархиях этот уровень зачастую значительно выше. Поэтому считать, что республиканская форма правления всегда прогрессивнее монархической, было бы явно ошибочно.
    Однако наряду с большинством демократических конституционных монархий на политической карте мира сохраняется еще несколько абсолютных монархий, политические режимы которых демократическими никак не назовешь. Все эти монархии (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар) расположены на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии глава государства (король) осуществляет и законодательную, и исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Органы власти формируются в основном из членов королевской семьи, которых в общей сложности насчитывается несколько тысяч. В Омане вся полнота законодательной и исполнительной власти также принадлежит султану, как главе государства. Султан является премьер-министром, министром обороны, иностранных дел, финансов, верховным главнокомандующим. Конституции в этой стране нет. Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой абсолютную монархию. В Катаре тоже вся власть принадлежит местному эмиру.
    Своеобразная разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия (от греч. theos - бог и kratos - сила). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. К числу теократических монархий обычно относят королевство Саудовскую Аравию и султанат Бруней, да и в Иране, несмотря на наличие поста президента, главой государства считается духовный лидер - аятолла. Но, конечно, классический пример такой монархии - город-государство Ватикан, в котором верховная законодательная, исполнительная и судебная власть находятся в руках Папы Римского, избираемого коллегией кардиналов пожизненно. В 1978-2005 гг. этот пост занимал 264-й по счету папа Иоанн Павел II, а после его смерти понтификом, т. е. главой римско- католической церкви стал папа Бонифаций XVI.
    Чтобы закончить характеристику форм правления, упомянем еще раз о Содружестве, возглавляемом Великобританией. Большинство его членов имеет одну из двух традиционных форм правления - это либо республики, либо монархии. Наряду с этим 16 стран Содружества (например, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие небольшие островные государства) не относятся ни к тем, ни к другим, а просто признают главой королеву Елизавету II. />Перейдем теперь к рассмотрению форм административно- территориального устройства стран мира. Такое устройство, находящее выражение прежде всего в сетках административно-территориального деления (АТД) может формироваться под воздействием нескольких факторов или подходов, главные из которых - исторический и этнокультурный. Исторический подход можно продемонстрировать на примере стран Западной Европы, где основу АТД нередко составляют те исторические области и провинции, которые в Средние века, да и в Новое время были самостоятельными государствами - например, Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг в Германии или Ломбардия, Тоскана, Пьемонт в Италии. Этнокультурный подход чаще встречается в многонациональных странах. Например, в Индии при определении границ штатов в первую очередь учитывались именно этнические границы. Этот принцип широко использовался и при формировании АТД бывшего СССР. На практике исторический и этнокультурный подходы нередко совпадают, сочетаясь в свою очередь с рубежами природного характера (речными, горными и др.). А бывало и так, что административные границы проводились в основном по параллелям и меридианам. Примером такого рода могут служить Соединенные Штаты (рис. 30).

    Рис. 30. Границы штатов континентальной части США (по В. А. Колосову).
    Границы штатов: 1 - по рекам; - по горным хребтам; - по меридианам и параллелям

    Страны мира сильно различаются также по степени дробности своего АТД. Очень дробное АТД имеют, например, Франция (100 департаментов, включая 4 заморские), Россия (86 субъектов федерации). К странам со средним уровнем дробности АТД можно отнести США (50 штатов), Испанию (50 провинций), Японию (47 префектур), Индию (28 штатов и 7 союзных территорий). А вот в Германии даже после объединения страны всего 16 земель, в Австрии - 8, в Австралии 6 штатов и 2 территории. Некоторые страны в последнее время стали проводить политику разукрупнения своего АТД (например, Индия), а некоторые наоборот - укрупнения (например, Россия).
    Различают две главные формы административно-территориального устройства стран мира - унитарную и федеративную.
    Унитарное государство (от лат. unitas - единство) - такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране действует одна конституция, существуют единые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а входящие в ее состав административные единицы не пользуются сколько-нибудь значительным самоуправлением. Унитарных государств в мире подавляющее большинство. Это относится к зарубежной Европе, где примерами таких государств могут служить Великобритания,

    Франция, Италия, Швеция, Польша. В зарубежной Азии из 38 независимых государств 33 имеют унитарное административно-территориальное устройство. В Африке и Латинской Америке унитарные государства также преобладают.
    Федеративное государство (от лат. foederatio - союз, объединение) - такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными, федеральными, органами власти и законами, существуют более или менее самоуправляемые административные единицы - республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, федеральные округа, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка» по сравнению с федеральными. Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы, структура и компетенция которых определены конституцией данного конкретного штата. Законодательство в разных штатах также может различаться довольно сильно. В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. Например, в США это сенат, в ФРГ бундесрат, в Индии - Совет Штатов, в России - Совет Федерации.
    Общее число федеративных государств на современной политической карте мира не очень велико - их всего 24 (табл. 7). К тому же число это относительно стабильно. Впрочем, примеры появления новых федеративных государств тоже можно привести: Бельгия стала федерацией в 1993 г., Эфиопия - в 1998 г.
    По таблице 7 видно, как федеративные государства распределяются по крупным регионам мира. Обратите внимание также на то, что федеративное устройство находит отражение и в официальных названиях многих из них.
    Некоторые представители отечественной политической географии разрабатывают вопрос о типологии федеративных государств. Например, В.А. Колосов предложил выделять западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, афро-азиатский, нигерийский и островной типы федераций. Но мы не будем подробно их рассматривать. Ограничимся лишь констатацией того, что федеративная форма АТД характерна прежде всего для многонациональных или по крайней мере двухнациональных государств. Примерами такого рода могут
    Страны мира с федеративным административно-территориальным
    устройством
    Таблица 7


    Регион

    Страна

    СНГ

    Российская Федерация

    Зарубежная Европа

    Австрийская Республика Королевство Бельгия Босния и Герцеговина Федеративная Республика Германия Швейцарская Конфедерация

    Зарубежная Азия

    Республика Индия Малайзия Союз Мьянма
    Объединенные Арабские Эмираты Исламская Республика Пакистан

    Африка

    Федеративная Исламская Республика Коморские Острова Федеративная Республика Нигерия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
    Южно-Африканская Республика

    Северная Америка

    Канада
    Соединенные Штаты Америки

    Латинская Америка

    Аргентинская Республика Федеративная Республика Бразилия Боливарская Республика Венесуэла Мексиканские Соединенные Штаты Федерация Сент-Китс и Невис

    Австралия и Океания

    Австралийский Союз Федеративные Штаты Микронезии

    служить Россия, Швейцария, Бельгия, Индия, Нигерия, Канада. И все же большинство существующих ныне федераций - это страны с более или менее однородным национальным (этническим) составом населения. Следовательно, возникновение этих федераций отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности их развития.^
    Добавим также, что разновидностью федерации фактически является конфедерация, члены которой сохраняют за собой формальный суверенитет и право выхода из такого добровольного объединения. Несколько подобных конфедераций существовало в мире в Новое и Новейшее время. Но в начале XXI в. статус конфедерации сохранился только у Швейцарии. Кстати, первые три кантона этой страны объединились в конфедерацию еще в 1291 г.
    Нельзя не отметить и то, что в федеративных государствах со сложным национально-этническим составом чаще встречаются конфликтные внутриполитические ситуации, находящие отражение на политической карте мира. Но этот вопрос мы рассмотрим в следующей лекции.
    Контрольные вопросы Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты? Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.

    Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

    Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

    Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

    Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

    Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

    Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

    Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

    Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

    Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

    ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

    Таблица 7. Основные формы государственного устройства

    Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
    - единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
    Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

    Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

    Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
    Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
    Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
    Австрийская Республика ЮАР Америка:
    Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
    ФРГ Грузия Республика Венесуэла
    Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
    Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
    Испания Союз Мьянма США
    ОАЭ
    Союзная Республика Пакистан

    Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).