• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для координации действий в определенных целях, главным образом внешнеполитических и военных (например, США в конце XVIII в. (1781 - 1789), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865), Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КОНФЕДЕРАЦИЯ

    лат. confoederatio – союз, объединение) - форма объединения государств, при которой они сохраняют свою международную правосубъектность (см. Правоспособность, Дееспособность). Как правило, К. обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна К.-ЕС. В разное время К. были: Австро-Венгрия до 1918 г.. Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Гамбия и Сенегал с 1982 по 1988 г. К. является переходной формой либо к полному распаду союза, либо к федерации. Правовой основой К. служит договор. К. - международно-правовое объединение, союз: нового государства при К. не возникает. У нее нет единой территории: это совокупность территорий входящих в К. государств. У К. нет гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие единство статуса личности. Она не имеет единых органов государственной власти, хотя и создаются координационные органы для ведения общих дел. Решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов власти государств- членов К.. для чего они, прежде всего, ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признать для себя такие решения обязательными (принцип нулификации - непризнания действия). По соглашению государств может быть создана единая армия из объединяемых воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они сохраняют и свои вооруженные силы. В К. каждый ее член имеет свои налоги и финансовую систему, а источниками средств К. являются взносы ее членов. Возможен процесс объединения валютных систем.

    Особенности К. следующие: 1. Правовой основой образования К. является международно-правовой договор. В этом заключено одно из основных отличий К. от федеративного государства. 2. Конфедерация - это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено. Так, созданный в 1958 г. Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз - Объединенная Арабская Республика - распался в 1961 г. (т.е. когда надобность в таком союзе отпала). Общая же закономерность для всех без исключения К. такова: К. либо распадается (чаще всего это многонациональные К. - Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия), либо перерастает в федеративное государство (как правило, это мононациональные конфедерации - США, Швейцария, Германия). 3. Государства-члены К. в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, а потому субъекты К., в отличие от субъектов федеративного государства, обладают правом сецессии; им принадлежит право нуллификации, или отказа в признании, а равно право применения актов союзной власти; они имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. 4. В К. создаются наднациональные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных органов власти. Парламент К. формируется представительными органами государств-членов. Создаваемые на постоянной основе государственные органы К. лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти имеют существенную специфику: они не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств-членов К.; механизм обеспечения таких норм сходен с механизмом действия международно-правовых норм.

    В настоящее время К. в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к К. можно отнести Европейский союз, Бенилюкс, Асеан, Карибское сообщество.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Современная политическая карта мира пестрит разнообразием форм государственного устройства . Республики, федерации и автономии соседствуют с королевствами, княжествами и эмиратами. Одной из многочисленных форм государственности является конфедерация.

    Вконтакте

    Что такое конфедеративное государство

    Важно! Конфедерация - особая форма политического и административного устройства, когда добровольно объединяются несколько государств.

    Основными признаками такого устройства считаются:

    1. Сохранение суверенитета участников объединения.
    2. Приоритет законов стран – участниц над общими законами (если таковые имеются).
    3. Принцип свободного выхода из конфедерации.
    4. Наличие общего, координирующего органа.
    5. Основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

    При этом сохраняется полная независимость субъектов . Государства – субъекты вместе решают различные виды проблем.

    Для решения вопросов создаются наднациональные органы, координирующие интересы членов союза. Законы, действующие на территории субъектов, приоритетны перед общими законами.

    Конфедерация политически слабее , чем или федеративное государство. Возможность свободного выхода любой части временного союза делает его существование нестабильным, чувствительным к влиянию действующих исторических процессов.

    Отличие подходов к принципу свободного выхода из союза разделяет конфедеративную и федеративную форму управления.

    Но конфедерализм как способ политического объединения зачастую оказывается крепче унитарных моделей государств , основой которых стали ошибочные принципы управления.

    Союзы государств и территорий

    Самой известной конфедерацией стал союз трёх швейцарских кантонов, образовавшийся около 1291 г. Территории Швиц, Ури, Унтервальден подписали федеративную хартию , послужившую основой формирования Швейцарии.

    Причина крылась в противостоянии императорской власти и местной элиты, поддержанной большинством населения. Провозгласив независимость, союз трёх кантонов отстоял её в войнах против Габсбургов, постепенно расширяя территорию.

    В XIV – XVI веке территория северной Европы контролировалась Кальмарской унией . В унию входили такие страны, как:

    1. Дания.
    2. Швеция.
    3. Норвегия.

    Скандинавские государства сообща противостояли засилью Ганзейского союза на торговых путях. Но что особенно интересно – последствиям изменений европейского климата.

    Похолодание вызвало экономический кризис , поэтому феодалы, владеющие землями по всей северной Европе, нуждались в общей центральной власти.

    Другой пример – Речь Посполитая. Объединившись после династического брака в одну страну, Польское королевство с Великим княжеством Литовским представляли собой фактическую конфедерацию .

    Обе части государства имели отдельные органы управления , законы, вооружённые силы, армию, суд. Во внешних делах, войнах и охране границ Речь Посполитая функционировала, как единое целое , под управлением действующего монарха.

    Конфедерации Азии и Южной Америки

    Ещё одним вынужденным союзом было государство Маратхов на территории современной Индии. Созданное индуистскими правителями для противодействия мусульманской экспансии империи Моголов, оно просуществовало более ста лет. Коалиция маратхских княжеств эффективно противодействовала исламским государствам , очистив центральную часть полуострова Индостан.

    С 1858 по 1862 год на карте мира обозначалась Гранадская конфедерация . Она возникла на территории республики Новая Гренада из-за многочисленных противоречий внутри страны. В попытке удержать её от центробежных тенденций, конфедеративное устройство было предложено частью парламента. Но целостность страны сохранить не удалось . Во многом «благодаря» усилиям , добившихся выделения Панамы в особую единицу.

    Внимание! Финансово – промышленные круги США фактически отторгли от суверенного государства значительную территорию, для того чтобы проложить Панамский канал.

    Союзы племён и другие догосударственные конфедерации

    Довольно частыми были союзы между племенами или государственными образованиями древности. Они возникали как ситуативные объединения, имевшие целью увеличение военной мощи. Как для нападения, так и для отражения агрессии. Наиболее известны:

    1. Союз семи славянских племён.
    2. Конфедерация Аро (Африка).
    3. Германские военные союзы племен периода войн с Римской империей.
    4. Племенные союзы североамериканских индейцев.

    Последний наиболее интересен как опыт противостояния экспансии высокоразвитой цивилизации.

    Индейские конфедерации

    Западную индейскую конфедерацию организовали 17 племён для переговоров с Британской империей и Соединёнными Штатами, объявившими Войну за независимость.

    Опыт взаимодействия позволил краснокожим выработать общую линию поведения , а также наладить контакт между мобильными вооружёнными группами, находящимися под управлением разных командиров.

    Получая оружие и советников – англичан, индейцы дезорганизовали работу тыла вражеской армии. В течение долгого времени они успешно вели войну против американцев , отвергая их предложения о перемирии, одержав несколько громких побед.

    Политическая эволюция конфедерализма

    Не имеющие прочной основы племенные союзы распадались по достижению результата, либо после военного поражения. С развитием экономики база добровольных государственных союзов стала гораздо более прочной, скреплённой к тому же религиозными, историческими и культурными составляющими . Более сложные формы взаимодействия как между людьми, так и между социумами приводили к образованию геополитических связей , нацеленных на длительную перспективу.

    Даже конфедеративное государство средневековья – Швейцарский союз — имел целью уже не аккумуляцию лишь военной силы для достижения тактического успеха. Австрия, независимости от которой добивались швейцарцы, была вполне лояльна к мятежным горцам. Подоплёкой конфликта с имперской властью явилось стремление к единоличному контролю над торговыми путями через горные перевалы.

    Устойчивость добровольных союзов Европы

    Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся рыхлости своего устройства, оказались очень эффективными .

    Внимание! Особенности конфедерации европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей.

    Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран - союзов:

    1. Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.
    2. Речь Посполитая. Завоёвана соседями.
    3. Соединённые провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.
    4. Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.
    5. Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

    Как исключение можно отметить Шведско – норвежскую унию . Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

    Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй . Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния.

    Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это ещё один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза.

    Североамериканская конфедерация

    Недолгое существование союза южан прошло под знаком кровопролитной Гражданской войны . В популяризированной форме конфликт подаётся как война прогрессивного Севера против рабовладельцев – южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

    Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал ещё один, не менее важный. Уклад жизни, ментальность, основные ценности противоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди них было много подростков . Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

    Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смогли наладить управление , создать вооружённые силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

    Поражение Юга обусловили не отделение её частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-за обескровливания экономики (план Анаконда).

    Конфедерации и конфедерализм в современной истории

    В ХХ веке, середина которого ознаменовалась демонтажем колониальной системы, возникло немало образований, имеющих признаки конфедеративного государства. Это, прежде всего, арабские союзы 60–70 годов (ОАР, Федерация Арабских Республик, Объединённые Арабские Государства, Арабская Исламская Республика). Интересной явилась попытка Сенегала объединить однородные по национально-культурному признаку территории Сенегала и Гамбии в Сенегамбию .

    После распада СССР существует Содружество Независимых Государств и Союзное государство, имеющее некоторые признаки конфедерации . В большей степени принципы конфедерализма применяются Европейским Союзом.

    Внимание! Конфедерализм как явление развивается вместе с другими формами общественно – политического устройства.

    Формы государственного устройства

    Конфедеративные Штаты Америки

    Принципы интеграции будущего

    Сущность и потенциал конфедеративного устройства меняется в зависимости от текущей политической жизни мира в целом, а также конкретного региона в частности. Экстраполировать условия, при которых развивались Швейцария или Голландские провинции, на современные реалии некорректно. Однако принципы формирования свободных союзов с успехом можно применять для решения вызовов сегодняшнего дня. Добровольное сотрудничество способно положить начало интеграции регионов, нивелировать конфликты внутри больших объединений (Европа) или остановить распад отдельных стран (Грузия, Молдавия, Украина).

    Для осуществления таких принципов необходима добрая воля различных групп , их терпимость, понимание проблем партнёров и готовность к сотрудничеству . Возможно, с выходом цивилизации на новый уровень развития принцип конфедерализма станет основой построения всемирного государства.

    Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

    Форма национально-государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, и основанный на многонациональном обществе. Понятие «форма национально-государственного устройства» используется в случаях, когда речь идет о многонациональном обществе.

    Федерация – это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли и иное.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

    · Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

    · В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

    · В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    · В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

    · Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

    · Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации


    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

    · Симметричные;

    · Aсимметричные.

    В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

    По особенностям формирования федерации выделяют:

    · территориальные

    · национальные

    · смешанные

    При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных – по национальному признаку (например, бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

    Примером федеративных государств могут служить: Австрия, Германия, Бельгия, Индия, Ирак, РФ.

    Унитарное государство – это форма национально-государственного устройства, основанная на административно-территориальных единицах. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

    Признаки унитарного государства:

    1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны.

    2. Единые для всей страны высшие органы власти.

    3. Единая система законодательства.

    4. Единое гражданство.

    5. Единая денежная единица.

    6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

    В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

    На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными (более 160 государств). Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (исключение Китай). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

    Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

    Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

    Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

    Конфедерацией на данный момент является Союзное государство – Союз России и Белоруссии.

    Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства. Конфедерация - самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации - самая слабая форма наднационального сотрудничества [ ] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

    Признаки конфедерации [ | ]

    • Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
    • Отсутствие общих законодательных органов и системы управления .
    • Явное отсутствие лидера в органах управления, власти.
    • и другие.

    История [ | ]

    История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [ ] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации» , выработанной в 1777 году : «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

    Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей» .

    Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию . Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику , унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году .

    В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа «Российская Федерация». Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например, Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году, заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

    Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I . В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением. .

    Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое - в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

    Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС , то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор . Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [ ]

    Некоторые [кто? ] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример - ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил - равенство участников и единогласное принятие решений.

    В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления - как монархии, так и республики.

    Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциацию из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

    На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций .

    Государства-конфедерации [ | ]

    Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия +Черногория , -), Сенегамбия (Сенегал +Гамбия , -), Союз Африканских Государств (Мали +Гана +Гвинея , -). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет +Сирия , - ; Египет +Сирия +Ирак , ), Арабская Федерация (Ирак +Иордания , ) , Федерация Арабских Республик (Египет +Сирия +Ливия , ), Арабская Исламская Республика (Ливия +Тунис , ).

    В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по-прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая - на своих условиях.

    Исторические конфедерации [ | ]

    Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации.
    Само по себе понятие «конфедерация» достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

    Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

    Наиболее известные бывшие конфедерации [ | ]

    Название Годы существования Описание Причина распада
    1291 - 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную «Клятву Рютли », которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическую республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария- это федерация хотя слово «конфедерация» по-прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
    Республика Соединённых провинций 1581 - 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов , недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику . Преобразование в Батавскую республику .
    Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 - 1905 В результате Наполеоновских войн , в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании . Норвежцы сразу же объявили о независимости, и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс , и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
    1861 - 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна об отмене рабства. Ее политики заявляли, что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США , к таким как «Статьи Конфедерации », и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США . Фактически, государство было централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
    Северо-Германский Союз 1866 - 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств . Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение - Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине . Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую империю .
    Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 - 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона . Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848-1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения , начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне. Первая мировая война
    Сербия и Черногория 2003 - 2006 Вопрос национализма в Югославии всегда стоял остро. Когда к власти пришел Иосип Броз Тито в стране началась политика интернационализма и развивалась идея единой Югославии с единым сербохорватским языком , эти процессы были остановлены после его смерти. Во время

    Новый облик «диктатуры пролетариата»

    Параллельно с переходом в 1921 г. к НЭПУ отменялся ряд мер по "чрезвычайному" управлению страной, сложившихся в годы гражданской войны. В 1921 г. ВЦИК объединил все ревтрибуналы в один - Верховный революционный трибунал. В 1922 г. ВЦИК реформировал ВЧК, возложив ее функции на НКВД, для чего в его составе создал Государственное политическое управление (ГПУ, пред. Ф.Э.Дзержинский). На местах вместо чрезвычайных комиссий создавались политические отделы (политотделы). Была проведена кодификация советского законодательства. В 1922 г. была создана единая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики. Судьи и народные заседатели избирались.

    Следует отметить, что диктаторский характер Советского государства при этом не ослаб. Диктатура пролетариата выражалась, прежде всего, в полновластии партии большевиков, не отраженном в Конституции. В августе 1922 г. XII конференция РКП(б) признала все антибольшевистские партии и течения «антисоветскими», т.е. антигосударственными. Они подлежали окончательному разгрому. Тогда же был проведен показательный судебный процесс над партией правых эсеров, обвиненной в диверсиях и терроре в отношении руководителей компартии и Советского государства в период гражданской войны.

    Репрессивная роль Советского государства проявилась и в постановлении ГПУ о высылке из Петрограда, Москвы, Киева и других центров страны ряда крупных ученых, литераторов, специалистов народного хозяйства. Тех интеллигентов, которые отказались от прежних политических взглядов, большевики привлекали к государственной службе, работе в народном хозяйстве. Бывшие «враги народа» по-своему приветствовали НЭП, считая, что он переводит Россию на капиталистические рельсы развития. Об этом открыто говорили «сменовеховцы», кадетские профессора-эмигранты, издававшие в Праге и Париже сборник и журнал «Смена вех» (Ю.В.Ключников, Н.В.Устрялов, Г.Л.Кидрецов и др.).

    Однако закат НЭПа ознаменовался первым крупным показательным процессом над старыми специалистами (инженерами, техниками) - «Шахтинский процесс» (Москва, 1928 г.). На процессе под председательством А.Я.Вышинского было вынесено 5 смертных приговоров. Шахтинский процесс положил начало кампании преследования старых специалистов и замены их новыми выдвиженцами. Сразу после процесса было арестовано не менее 2 тыс. технических специалистов, обвиненных во «вредительстве».

    Образование СССР 1922 г.

    Распад в 1917-1918 гг. единого, централизованного Российского государства сменился объединительным движением, которое при вело к образованию СССР в 1922 г. В годы гражданской войны на окраинах бывшей Российской империи возникло несколько советских республик, которые развивались не в рамках РСФСР, а рядом с ней. В июне 1919 г. они создали военный союз. После поражения Советской власти в Прибалтике (весна-лето 1919 г.) он сохранился в рамках трех славянских советских республик. В 1920-1921 г.г. к этому союзу присоединились три закавказских советских республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен союзом хозяйственным. Согласно договорам, объединялись наркоматы, советы народного хозяйства, вводилась единая денежная система. В 1922 г. на период проведения международной экономической конференции в Генуе был оформлен дипломатический союз республик. В том же году произошло экономическое и государственное объединение закавказских республик - Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).

    Цементирующей силой объединительного движения стала коммунистическая партия. Республиканские компартии, созданные в 1918-1920 гг., существовали на правах областных организаций единой РКП(б). Партийное единство дополнялось единством профсоюзов.

    Для разработки плана объединения всех советских республик ЦК РКП(б) создал в августе 1922 г. специальную комиссию во главе с В.В.Куйбышевым. Комиссия пришла к выводу о необходимости создания государственного союза социалистических республик путем включения их в РСФСР на правах автономных. В основу такого решения лег проект, составленный Генеральным секретарем ЦК (с апреля 1922 г.) И.В.Сталиным и названный «планом автономизации». Ленин, выяснив, что «автономизацию» не поддержали 3 из 6 республик, предложил план союза равноправных республик: не в РСФСР, а вместе с ней социалистические республики входят «в новый союз, новую федерацию». Сталин расценил позицию Ленина как «национал-либерализм», но открыто возражать не стал.

    29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра состоялся I Всесоюзный съезд Советов. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Он также избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).

    Конституция СССР 1924 г.

    Объединительное движение советских республик прошедшее этапы военного, хозяйственного, дипломатического и государственного союза, завершилось этапом конституционного оформления СССР (январь 1923 г. - январь 1924 г.). На этом этапе была разработана и утверждена Конституция СССР, созданы правительство СССР и вторая палата ЦИК Союза ССР.

    В январе 1923 г. в союзных республиках были созданы конституционные комиссии. Главным итогом их работы явилось предложение создать наряду с палатой классового представительства в ЦИК СССР палаты «национального представительства». В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее. Съезд принял решение увековечить память о Ленине путем переименования города трех революций Петрограда в Ленинград. Тогда же на пост председателя СНК СССР был избран А.И. Рыков.

    Конституция СССР 1924 г. повторяла основные положения Конституции РСФСР 1918 г., а также дополнялась разделом о национально-государственном устройстве нового государства. В ней провозглашались принципы построения союзного многонационального государства: добровольное, равноправное объединение суверенных республик, их право выхода из СССР. Конституция СССР 1924 г., как и Конституция РСФСР 1918 г., носила ярко выраженный классовый характер и закрепляла положения диктатуры пролетариата на территории всех союзных республик. Конституция установила государственный герб, флаг и столицу СССР - Москву. Гимном Советского Союза стал «Интернационал».

    Внутрипартийная борьба

    Тяжелая болезнь и смерть В.И.Ленина (21.01.1924 г.) обострила внутрипартийную борьбу за лидерство и определение «генерального курса» политики СССР.

    В середине декабря 1922 г. у В.И.Ленина произошел инсульт, который заставил его окончательно отойти от непосредственной политики. ЦК партии принял решение «изолировать» лидера партии от работы в интересах его здоровья. Но Ленин добился, чтобы ему разрешили диктовать свой дневник. За два с половиной месяца было продиктовано пять статей и несколько писем, известных как «Политическое завещание В.И.Ленина». Ленин констатировал, что ставка на европейскую социалистическую революцию, с которой большевики связывали свою победу, не оправдалась. В этих условиях он предлагал использовать всю силу государства для того, чтобы догнать промышленно развитые страны, создав современную тяжелую промышленность. Кроме того, Ленин предложил ряд внутрипартийных мер: во-первых, отстранить Сталина с поста Генерального секретаря ЦК из-за его негативных личных качеств (грубость, капризность, нелояльность) и поставить на этот пост человека, который не будет злоупотреблять «необъятной властью»; во-вторых, увеличить состав ЦК партии в несколько раз за счет рабочих «от станка», чтобы не допустить раскола партийного штаба отдельными руководителями («вождями»), прежде всего Троцким и Сталиным; в-третьих, усилить контроль за деятельностью высшего партийного руководства, в т.ч. и генсека путем объединения партийного и рабочего контроля.

    После смерти Ленина в руководстве РКП (б) началась борьба. Еще осенью 1923 г. Л.Д.Троцкий выступил с критикой бюрократизма партийного и государственного аппарата, который, по его мнению, гнездился в насаждаемой И.В. Сталиным системе «назначенчества», т.е. в назначении руководителей «сверху». Троцкий предлагал выбирать их «снизу». Он также указал на два источника пополнения рядов партии - партийные ячейки на предприятиях и учащаяся молодежь. Троцкого поддержали несколько десятков партийных деятелей. В ходе партийной дискуссии Троцкого обвинили во фракционности, стремлении к единоличной власти. Когда же осенью 1924 г.

    Троцкий в статье «Уроки Октября» выделил свою особую роль в революции 1917 г., выдвинув концепцию «двух вождей» (он и Ленин), его сняли с важных постов председателя Реввоенсовета и Наркомвоенмора, а его сторонники были отправлены в провинцию на перевоспитание.

    В начале 1924 г. был объявлен «ленинский призыв» в партию, в ходе которого в партию вступило более 240 тыс. человек. К XIII съезду РКП(б) (май 1924 г.) численность партии превысила 735 тыс. человек. На съезде обсуждалось предложение Ленина о смещении Сталина с поста генсека. Оно было отклонено. Не было удовлетворено и заявление Сталина об отставке.

    После съезда Сталин показал себя выдающимся организатором, сумевшим в короткие сроки сосредоточить и сохранить в своих руках необъятную власть. В конце 1924 - начале 1925 гг. он выдвинул тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране - СССР. Он утверждал, что в условиях «капиталистического окружения» в СССР можно построить социализм «в основном». Полная же победа социализма станет возможна при поддержке западноевропейского пролетариата, т.е. «мировой революции». Против сталинского тезиса выступила «новая оппозиция» во главе с Г.Зиновьевым и Л.Каменевым, расценив его как «национал-большевизм», предательство пролетарского интернационализма, мировой революции. Одновременно оппозиция осудила НЭП как отступление перед капитализмом в городе и деревне. Главным идеологом «отступления вправо» она назвала Н.Бухарина. На XIV партсъезде (декабрь 1925 г.) «новая оппозиция» потерпела поражение. Делегаты поддержали Сталина, а Сталин - Бухарина. Г.Е.Зиновьев был снят со всех постов - председателя Исполкома Коминтерна, руководителя ленинградской парторганизации, председателя Ленсовета, выведен из состава Политбюро ЦК. С 1926 г. первым секретарем Ленинградского губкома стал активный сторонник Сталина С.М.Киров.

    В 1926 г. Зиновьева и Каменева поддержал «романтик мировой революции» Троцкий - образовался «троцкистско-зиновьевский блок». В блок вошли многие представители старой большевистской гвардии: Н.Муралов, Х.Раковский, И.Смилга, Г.Пятаков, Н.Крупская, В.Антонов-Овсеенко, М.Лашевич и др. Оппозиция выступила против сталинского тезиса, считая, что он предает не только мировую, но и русскую революцию в угоду доморощенным «нэпманам». Левые оппозиционеры предлагали перестроить НЭП, сделать упор на тяжелую промышленность, усилить налогообложение деревни, удержать этим подступы к мировой революции. Они настаивали на борьбе с бюрократизмом в кадровой политике («назначенчеством») и свободе дискуссий. В 1927 г., когда заговорили о близости новой войны, оппозиционеров поддержали широкие слои военных и студентов. Свой «последний бой» они дали в день 10-й годовщины Октября, организовав в столицах параллельные, противостоящие официальным, демонстрации. Лидеров оппозиции обвинили в попытке раскола партии, стремлении создать подпольную антибольшевистскую партию. Троцкий, Зиновьев, Каменев и др. были исключены из партии. В начале 1928 г. часть оппозиционеров во главе с Троцким была выслана в Алма-Ату. Через год Троцкого выслали из СССР по обвинению в контрреволюционной деятельности. Зиновьев и Каменев признали свои «ошибки» и были восстановлены в партии (1928 г.).

    «Ультралевые» в двадцатых годах потерпели поражение. В 1928 - 1929 гг. поражение потерпели и «правые» - Н.Бухарин, А.Рыков, М.Томский, выступившие против чрезвычайных методов хлебозаготовок («чрезвычайщины»), эксплуатации деревни, ликвидации кулачества, свертывания НЭПа. Все они лишились руководящих постов в партии, правительстве, профсоюзах, Коминтерне. Их обвинили в пособничестве буржуазии, насаждении капитализма в деревне. К своему 50-летию (декабрь 1929 г.) И.В.Сталин пришел единоличным лидером Коммунистической партии и Советского государства.