• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    особая организация войск в 1810-57. Созданы на казенных землях С.-Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской и других губерний с целью уменьшения военных расходов. Военные поселяне совмещали службу с занятием сельским хозяйством. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское (1819), Новгородское (1831) и др.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

    особая организация войск в России в 1810-57, совмещавших воен. службу с занятием с. х-вом. Введены Александром I в целях формирования особой воен. касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободит. движением, а также создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное В. п. было создано в 1810 графом А. А. Аракчеевым (с 1817 - офиц. начальник В. п.) в Климовичском у. Могилевской губ. Устройство В. п. возобновилось в 1815 по окончании Отечеств. войны 1812; с 1816 велось в широких масштабах. Поселенные войска формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и из местных жителей - мужчин (гл. обр. крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собств. х-во. Те и другие именовались поселянами-хозяевами. Остальные местные жители того же возраста и годные к службе зачислялись в помощники хозяев и входили в резервные воинские подразделения. Дети воен. поселенцев с 7-летнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. С 45 лет поселенцы уходили в отставку, но несли службу в госпиталях и по хозяйству. В. п. устраивались на казенных землях. Превращение в воен. поселенцев встретило открытое сопротивление казенных крестьян (в 1817 в Холынской и Высоцкой волостях Новгородской губ., в 1817-18 волнения Бугского войска). Несмотря на это, Александр I заявил: "Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова" (св. 100 верст). К 1825 насильственными методами В. п. были созданы в губерниях: Петербургской (3 роты служителей Охтенского порохового з-да), Новгородской - по р. Волхову и близ г. Старая Русса (18 пех. полков, 3 арт. бригады и 1 саперный батальон), Могилевской (6 пех. полков), Слободско-Украинской, Херсонской и Екатеринославской (20 кав. полков) и др. Воен. поселенцы составили почти 1/4 часть армии (по др. данным - 1/3) Каждое В. п. состояло из 60 домов-связей, в к-рых располагалась рота из 228 чел. В доме помещалось 4 хозяина с нераздельным х-вом. Прикрепленных к земле крестьян одели в воен. форму, снабдили ружьями и амуницией, наполовину оторвали от х-ва, поставили под ежечасный мелочной надзор начальников; подвергли жизнь строгой регламентации, фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. Круглый год крестьяне проходили воен. обучение. Земледельч. работы производились несвоевременно, по приказам начальников; урожаи часто пропадали. Воен. поселенцев использовали также на работах в каменоломнях, на лесопильных з-дах и т. п. Высшие начальники превосходили друг друга в жестоком обращении с подчиненными. Телесные наказания были обычным явлением. Расходы на устройство В. п. были вскоре покрыты и к 1825 В. п. имели капитал 32 млн. руб., полученный путем эксплуатации воен. поселенцев. Но комплектование армии В. п. не обеспечивали, они не только не стали орудием борьбы с освободит. движением, но сами превратились в очаг его. В июне 1819 началось восстание Чугуевского полка, являвшегося центром Слободско-Укр. В. п. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отрезанные у них земли, избивали и изгоняли начальников. В авг. восстание распространилось на округ Таганрогского полка, грозя перекинуться в Харьков. Расправой руководил лично Аракчеев: было арестовано св. 2 тыс. чел., из них 313 преданы воен. суду. Из 275 чел. (по др. данным, из 204), приговоренных к наказанию шпицрутенами (по 12 тыс. ударов каждому), 25 чел. умерли; остальные были сосланы в Оренбургский корпус. В 1831 более крупное восстание вспыхнуло в Старой Руссе. Поводом послужила холерная эпидемия, вызвавшая ряд "холерных бунтов". Восстание начал 11 июля 10-й воен.-рабочий батальон. Город перешел в руки восставших, устроивших на площади суд и казнивших начальников. Восстание распространилось на большинство В. п. Новгородской губ. Батальон, посланный в Старую Руссу на усмирение, перешел на сторону восставших. Лишь к 25 июля восстание было подавлено. Третью часть жителей деревень, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь. Весь 10-й воен.-рабочий батальон отправили в Кронштадтскую крепость на каторжные работы. Восстание в Старой Руссе явилось одним из самых крупных солдатских выступлений в рус. армии в 1-й пол. 19 в. Выступления воен. поселенцев вливались в общее русло антифеод. борьбы рус. крестьянства. Большинство В. п. в 1831 пр-во переименовало в округа пахотных солдат, но это не внесло существ. изменений в жизнь поселян. В местностях, где происходили волнения, поселенцев и пахотных солдат обложили поземельным оброком. В 1857 все В. п. и округа пахотных солдат были упразднены как неоправдавшие себя и переданы в ведение мин-ва гос. имуществ. О В. п. нет исчерпывающей монографии. Самая крупная - работа сов. историка П. П. Евстафьева. Из сов. работ недавнего времени имеются статьи В. А. Федорова. Из работ бурж. историков наиболее объективна и обстоятельна ст. Е. В. Орлова. Ст. П. П. Карпова, направленная на защиту В. п. и Аракчеева, была встречена суровой критикой даже бурж.-либеральной историографии. Книга "Граф Аракчеев и В. п." с предисл. В. И. Семевского богата фактич. мат-лом (воспоминания, переписка и пр.). Архивных публикаций нет, за исключением интересных мат-лов Верещагина. Лит.: Ленин В. И., Каторжные правила и каторжный приговор, Соч., 4 изд., т. 5; Евстафьев П. П., Восст. воен. поселян Новгородской губ. в 1831 г., М., 1934; Верещагин Г. A., Мат-лы по истории бунтов в воен. поселениях при Александре I, "Дела и дни", 1922, кн. 3; Федоров В. A., Восст. воен. поселян в Чугуеве в 1819 г., в сб.: ИЗ, т. 52, (М.), 1955; его же, Борьба крестьян России против воен. поселений (1810-18), "ВИ", 1952, No 11; Мiрошнiков I. Я., Повстаня вiйськових поселян серпухiвського уланського полку в Слобiдсько-Укра?нськiй губ. в 1829 р. в сб.: Уч. зап. (Харкiвськ. Держ. Ун-та), т. 43, X., 1952; Гр. Аракчеев и воен. поселения 1809-31, СПБ, 1871; Орлов Е. В., Бунт воен. поселян в 1831 г., "Рус. вестник", 1897, (No 7, 9, 11, 12); Карпов П. П., О воен. поселениях при гр. Аракчееве, "Рус. вестник", 1890, (No 2, 3, 4); Слезскинский А., Бунт воен. поселян в холеру 1831 г., Новгород, 1894; Александров Г., Заметка о бывших воен. поселениях, "РА", (1873), кн. 2; Богославский Н., Аракчеевщина, СПБ, 1882; Мат-лы для истории воен. поселений, в кн.: Новгородский сб., т. 1-5, Новгород, 1865; Свод воен. постановлений, ч. 4. СПБ, 1839, кн. 1; Письма гр. Аракчеева Г. И. Лисаневичу, "Киев. старина", 1884, т. 10; Панаев (Н. И.), Новгородское возмущение в 1831. Записки очевидца, Лейпциг, 1874; Воспом. о В. п.: "PC", 1871, т. 4 (А. Тарасова, И. Свиязева), 1872, т. 6 (И. Европеуса), 1873, т. 8 (Н. и С. Маевских, А. Долгорукова), 1874, т. 9 (А. Ушакова), 1876, т. 17 (А. Гриббе), 1879, т. 25 (Н. Матвеева, В. Лукинского), 1885, т. 45 (А. Гриббе, Н. Коведяева, К. Детлова), 1886, т. 49 (С. Ярош); то же, "РА", 1868, кн. 1, в. 2 (Е. Романовича), 1874, кн. 1, в. 4 (Н. Путяты), 1875, кн. 1, в. 1-2 (Е. Фон-Брадке), 1893, кн. 2, в. 8 (Мартоса); то же, "ИВ", 1883, т. 13 (И. Поддубного), 1886, т. 25 (И. Можайского), 1888, т. 34 (И. Радзиковского), 1894, т. 55 (П. Павлова); то же, "Воен. сб.", 1862, т. 24 (М. Крымова); то же, "Киев. старина", 1887, т. 19 (В. Лобачевского и Н. Стороженко). Л. И. Насонкина. Москва.

    возникла после второй мировой воины с выходом социализма за рамки одной страны. Ее возникновение явилось важным фактором ослабления и сужения сферы влияния империализма. Дальнейшее развитие военно-политических, экономических, идеологических отношений социалистических стран Восточной Европы привело к образованию Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, что фактически закрепило образование содружества социалистических стран, имеющих общие идейно-политические, экономические позиции, объединенных общей целью построения социализма и коммунизма. М. с. с. и мировое социалистическое содружество - понятия однотипные при условии, что государства, входящие в М. с. с., коммунистические и рабочие партии, возглавляющие их, идут согласованным между собой политическим курсом и придерживаются единых идеологических взглядов на мировой общественный процесс и на строительство социализма и коммунизма. В большинстве стран социализма их принадлежность к М. с. с. закреплена в конституционных и программных документах. Например, в Конституции - Основном Законе Советского государства - записано: «СССР как составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и сотрудничество, товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе принципа социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалистическом разделении труда» (ст. 30). Начало образованию М. с. с. положила Великая Октябрьская социалистическая революция. За время своего существования социализм существенно изменил политическую картину мира. Если в 1917-19 гг. на его долю приходилось до 8% населения, 16% территории и менее 3% мирового промышленного производства, то в 1981 г. эти цифры составляют соответственно около 33%, более 26 и более 40%. Рост социалистической системы исторически совершается путем всестороннего развития каждой входящей в нее страны и всех их вместе, а также путем расширения ее состава в результате необратимого объективного процесса отпадения от мирового капитализма все новых и новых стран. Каждая социалистическая страна имеет свои темпы хозяйственного развития. Но объективно закономерным является более быстрый рост стран, в прошлом отставших в своем развитии, необходимый для выравнивания экономических уровней в рамках М. с. с. Выравнивание социальных и экономических условий в рамках М. с. с. представляет собой длительный процесс. Надо считаться и с тем, что с переходом на социалистический путь новых стран будут снова и снова возникать различия социально-экономического порядка, связанные с неодновременностью социалистических революций и с различиями в уровнях развития производительных сил, экономики, культуры. Дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений, правильная политика марксистско-ленинских партий позволяют в условиях общности социального строя, совпадения коренных интересов и целей социалистических стран обеспечить преодоление трудностей, устранение имеющихся различий. Социалистические страны - суверенные государства. Их единство обусловливается расширением и углублением их взаимного сотрудничества (двустороннего и многостороннего) на основе товарищеской взаимопомощи и взаимной выгоды. Социалистическое развитие, выйдя за пределы одного государства, закономерно вызвало к жизни интернациональное сотрудничество народов нового мира в целях быстрого подъема экономики, культуры, благосостояния трудящихся, совместной защиты своих завоеваний, противостояния империализму, пытающемуся разобщить народы стран М. с. с., обеспечения мира, создания важнейших международных условий строительства бесклассового общества. Возникла особая сфера интернациональных экономических, политических, идеологических, культурных связей (см. Интеграция социалистическая). Политическая консолидация и экономическая интеграция социалистических стран - непреложный закон развития каждой из них и М. с. с. в целом. Пренебрежение этим законом, игнорирование необходимости братского сотрудничества, отказ от использования преимуществ и возможностей М. с. с. означают разрыв с социалистическим интернационализмом, с марксизмом-ленинизмом, переход на позиции национализма. Тесное всестороннее сотрудничество социалистических стран позволяет рассматривать М. с. с. не как простую арифметическую сумму государств с однотипным общественно-политическим устройством, а как новый мировой социально-экономический организм, складывающийся и развивающийся по своим особым законам. Хозяйственное взаимодействие государств М. с. с. способствует не только экономическому, но и социальному выравниванию стран, т. е. преодолению различий в их классовой структуре, что является одной из важнейших предпосылок интернационального сближения народов социалистических стран. «КПСС и другие братские партии берут курс на то, чтобы превратить предстоящие две пятилетки в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации стран социализма. Сама жизнь ставит задачу - дополнить координацию планов согласованием экономической политики в целом. В повестку дня ставятся и такие вопросы, как сближение структур хозяйственных механизмов, дальнейшее развитие прямых связей между министерствами, объединениями и предприятиями, участвующими в кооперации, создание совместных фирм, возможны и другие формы соединения наших усилий и ресурсов» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 7-8).

    В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно - во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем - Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария, в Румынии же - в результате вооруженного восстания.

    Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал.

    «Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г. Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезинтеграцию бывших союзников мировой системы социализма и Совета Экономической Взаимопомощи, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран». .

    После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т.д.

    Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

    Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились бес прецедентные темпы экономического роста 12-18% в год, резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80-х гг.

    Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей мировой системы социализма. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

    Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос. Модернизация принесла известные положительные результаты, однако, менее ощутимые, чем в Китае. Это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

    Совершенно неподвижной, не реформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

    «Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей мировой системы социализма - Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран мировой системы социализма. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США» .

    В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в целом.

    Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках мировой системы социализма, не может пройти бесследно.

    Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.