• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) Власти.

    В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фа­шистский, тоталитарный, авторитарный).

    Демократический режим. Понятие «демократия» озна­чает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы полити­ческое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентиру­ются общественность и политики.

    Основные характеристики демократического режима:

    Принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

    Существование правового государства и гражданского общества;

    Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избира­телям;

    Осуществление гражданского контроля над «силовы­ми» структурами (вооруженными силами, полицией, орга­нами безопасности и т.п.);

    Широкое использование методов убеждения, компро­мисса;

    Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плю­рализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;

    Гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществле­ние принципа разделения властей.

    Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

    Прямая демократия позволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная. Она проводится в жизнь че­рез следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и де­монстрации, всенародные обсуждения.

    Одни из них - выборы, референдумы - четко регламенти­рованы соответствующими нормативными актами (конститу­цией, конституционными, органическими законами, обычны­ми законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юри­дической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких стра­нах, как США, Италия, Канада, Швейцария.

    К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

    Дает больше возможностей (по сравнению с предста­вительными институтами) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни;

    В большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

    Позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

    К ее недостаткам часто относят:

    Отсутствие стойкого желания у большинства населе­ния заниматься данной управленческой деятельностью;

    Сложность и дороговизну проводимых государствен­но-общественных мероприятий;

    низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правите­лей».

    Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, выборным ор­ганам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по­литических партий и общественных организаций.

    К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

    Дает больше возможностей для принятия эффектив­ных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной про­блемой;

    Более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

    Ее недостатками являются:

    Возможность развития бюрократии и коррупции;

    Отрыв избранных представителей от народа;

    Принятие решений в интересах не большинства граж­дан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

    Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностя­ми выступают либерально-демократические и консерва­тивно-демократические режимы.

    Если либерально-демо­кратические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граж­дан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические тра­диции, которые являются основой данных режимов. В по­следние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечи­вается свободное развитие и достойная жизнь.

    Демокра́тия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический .

    Признаки демократического режима : 1. Население участвует в формировании и осуществлении гос власти. 2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. 3. Предполагает существование правового государства и гражданского общества. 4. Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. 5. Политический плюрализм. 6 верховенство закона. 7. Доминируют методы компромисса, согласования.8. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти.

    А) Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа; 3) устанавливается монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, но закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа; 6) создается всеохватывающая системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом. 7) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор; 8) господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства; 9) наличие одной официальной идеологии, 10) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;



    б) Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Его главное отличие от тоталитарного состоит в том, что авторитарный режим распространяет свои принципы только на сферу государственного аппарата (чиновники, армия и полиция) и параллельно этому продолжает существовать гражданское общество, которое этот государственный аппарат контролирует (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»; 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям)

    20. Политическая система Российской Федерации и роль государства в политической системе .

    Политическая система Российской Федерации определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

    Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

    Федерализм

    Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Форма правления

    Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

    Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республик

    Демократические режимы (от греч. demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Античная демократия достигла своего наивысшего расцвета в V в. до н. э. в Афинах в период правления Перикла. Эта демократия существовала в рамках полиса – города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдающихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и свобод личности, поэтому нередко её называли деспотизмом большинства.

    В период средневековья ʼʼросткамиʼʼ демократии можно считать возникшие в западноевропейских странах сословно-представительные органы власти, такие как Кортесы в Испании, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. Несмотря на то что эти органы выражали интересы преимущественно высших сословий, а их решения носили рекомендательный характер, именно они стали прообразом будущих представительных органов власти.

    Развитие демократии непосредственно связано с развитием прав человека и избирательного права. Эволюция этих институтов способствовала становлению современных демократических режимов.

    Современная демократия значительно отличается от античной. Ее главными признаками являются˸

    гарантии прав и свобод человека;

    признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;

    наличие представительных органов власти, формируемых на базе всеобщих, свободных и справедливых выборов;

    построение государственной власти по принципу ʼʼразделения властейʼʼ, причем единственным законодательным органом считается парламент;

    политический плюрализм;

    публичность власти.

    В истории политической мысли прослеживаются два основных подхода к определению понятия ʼʼдемократияʼʼ. Согласно первому из них, основывающемуся на античной традиции и окончательно сформулированному в теории Ж.-Ж. Руссо, демократия – это власть народа, осуществляемая в интересах ʼʼвсеобщей волиʼʼ. В соответствии с данным подходом демократия – это режим, при котором воплощается и реализуется общая воля народа. Нетрудно заметить, что приверженцы этой точки зрения приносят в жертву общим интересам частные потребности и предпочтения граждан и социальных групп.

    Представители второй парадигмы исходят из признания неотъемлемых прав и свобод человека, автономии отдельной личности, её права на свободу самовыражения и выражения собственных интересов. Таким образом, второе направление основывается на признании многообразия интересов и необходимости их выражения, согласования и реализации. Именно для выражения схожих интересов формируются партии и группы интересов. Согласование же и реализация интересов требует создания представительного органа власти на базе всеобщих выборов. С таких позиций демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике.

    Политический режим это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

    Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране следует проанализировать основные признаки политического режима :

    • Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
    • Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;
    • Соотношение между законодательной и исполнительными ветвями власти;
    • Политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);
    • Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления;
    • Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
    • Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
    • Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти.

    Политический режим зависит от соотношения политических сил в общественном организме, личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты; исторически и социокультурных традиций, политической культуры населения. Политический режим формируется спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

    Существует много классификаций политических режимов. Любая из классификаций является условной, поскольку “чистых” политических режимов в политической практике не существует. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических режимов. Кроме того, антидемократические режимы делят обычно на тоталитарные и авторитарные.

    Демократический режим

    Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос3дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

    Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, всвою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена с политического обихода.

    Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

    В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).

    К формам прямой демократии относятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства.

    Представительная демократия - это, когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.

    Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.

    Основные признаки демократического режима:

    1. Признание народа источником власти, сувереном в государстве . Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их. В ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
    2. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные сроки переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
    3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения. А также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т.д.
    4. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.
    5. Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
    6. Полиция, спецслужбы и армия - выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
    7. Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статус правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой органов власти. Она выдвигает альтернативную программу. Оппозиция контролирует власть через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в своих средствах информации и печати.
    8. Власть в государстве в большей мереоснована на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

    Перечисленные принципы демократического режима могут создать идеализированный образ демократии. Конечно, достоинства демократии, а следовательно, демократического политического режима очевидны и неоспоримы. Однако у демократии имеются и уязвимые стороны и недостатки.

    Демократию иногда иронически определяют как “господство большей части общества над лучшей”, при которой процветает политический дилетантизм, устанавливается засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных с низкой культурой и нравственностью, но изощренным умом и популистскими приемами.

    Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных.

    Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм.

    Тоталитарный режим.

    Термин “тоталитаризм” происходит от средневекового латинского слова “totalis”, что означает “весь”, “целый”, “полный”.В политический лексикон был введенв 1925 году Б.Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германииc1933г.

    Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

    Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса в обществе, необходимости быстрого решения стратегических задач. Его установление рассматривается как способ преодоления указанных проблем и достижения определенных целей.

    В числе основных признаков, которыми характеризуется тоталитаризм как политический режим выделяют следующие:

    1. Сверхцентрализованная структура власти , имеющая пирамидальную форму, вершину которой венчает вождь (лидер) или группа. Господствующая группа не несет ответственности ни перед каким выборным органом, концентрируя в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.
    2. Государственная власть формируется по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа.
    3. Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей.
    4. Полное бесправие человека. Политические права и свободы зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы правящей элиты, представленные как интересы государства. Имеются серьезные ограничения не только в политических, но и иных правах, таких как свобода права занятия государственной должности, свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии и т.д.
    5. Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядкавыполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. В необходимых случаях для этих целей используется армия.
    6. Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил.
    7. Доминирующими методами управления являются принуждение, насилие, террор.

    Страх и слепая вера – главные ресурсы тоталитарного управления. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданием командных методов управления и репрессий.

    Отмеченные выше и некоторые другие признаки в большей или меньшей мере присущи всем тоталитарным режимам. Однако у таких государств имеются и существенные отличия, исходя из которых выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический, фашистский и теократический. Другие тоталитарные режимы, так или иначе, примыкают к этим трем разновидностям.

    Коммунистический тоталитарный режим существовал в СССР и других социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР. Ряд исследователей рассматривают этот вид тоталитаризма как классический, ибо он предполагает максимальный государственный контроль во всех сферах, полную ликвидацию частной собственности, подчинение отдельного человека государственным интересам, формируемым на основе единственно правильной и научной идеологии.

    Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Фашистские режимы существовали также в Испании, Португалии, Чили.

    Человеконенавистнической разновидностью фашизма был немецкий национал-социализм, получивший государственное воплощение в 1933 г. Тоталитарный нацистский режим просуществовал до 1945 г. В Германии упор делался на национальное и расовое превосходство немцев, а также поиск внешнего врага, неполноценных рас, которые нужно подчинить или уничтожить.

    В последние десятилетия заявил о себе религиозный тоталитаризм. Эта политическая практика характерна для Ирана, где вся общественная жизнь строится на основе установок ислама с жесткими требованиями, как к своим последователям, так и к “неверным”. Своеобразной разновидностью этого типа тоталитаризма с приходом к власти талибов стал Афганистан.

    Полный тоталитаризм редок в человеческой истории. Всегда сохраняется потенциал духовного сопротивления. В недрах самого тоталитарного режима возникают силы, способные взорвать систему абсолютной власти или подготовить условия для его политической эволюции.

    В настоящее время во многих странах мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством – от военно-диктаторских до монархических. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическим режимами. Так, подобно тоталитаризму авторитарные политические режимы отличаются едва ли не неограниченной2 властью государственных органов. Это проявляется в жестком политическом правлении, опоре в случае необходимости на принудительные и силовые методы для регулирования социальных процессов. В то же время, подобно демократии, для авторитаризма характерно сохранение сферы гражданского общества, частной инициативы в экономике, рыночной конкуренции.

    Главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных (“силовиков”) и государственной бюрократии. Нередко их действия, нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Однако эти режимы плохо приспособлены для налаживания эффективной связи между властью и рядовыми гражданами. И в этом заложена опасность для самого существования авторитарного политического режима.

    1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органовпри одновременномотчуждении народа от реальных рычагов государственной власти.
    2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: “ все, что не разрешено – запрещено”.
    3. Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую законодательной власти – в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле за государственной политикой. Влияние исполнительной власти на судебную.
    4. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией.
    5. Формирование органов власти не демократическим путем, а посредством назначения сверху. В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.
    6. Cиловые” структуры обществу практически неподконтрольны и подчас используются в сугубо политических целях.
    7. В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные; в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти.

    Авторитарный политический режим имеет свои достоинства и недостатки. Его достоинства особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть может обеспечить общественный порядок, политическую стабильность, мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач. К недостаткам авторитаризма относится полная зависимость политики от позиции главы государства и его окружения, отсутствие у граждан политического выражения общественных интересов.

    Авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и прочих факторов он в конечном итоге эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма. Такой переходный характер авторитарный политический строй носит в последние десятилетия ХХ в. Так, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. На Кубе, перерос затем в тоталитаризм. В ряде же других государств (Чили, Таиланде, Гаите, Панаме и некоторых других странах) авторитаризм постепенно эволюционировал по пути демократии.

    Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими “командами” (Белоруссия).

    Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. При таком правлении может широко использоваться и физическое насилие.

    Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке определенной национальной или этнической группы. Такие режимы сложились и в ряде стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В этих странах явно выражено стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения. Это сопровождается проведением негласной политики вытеснения инонациональных групп.

    I. Понятие об охране природы


    В настоящее время во всех средствах массовой информации повсеместно встречается термин «демократия». Общество, построенное по таким принципам, считается едва ли не идеалом всех времен и народов. Вот только что такое демократический режим в современном понимании этого слова, знают далеко не все.

    Происхождение термина

    Углубимся в историю: происходит термин от двух греческих слов. Первое из них, demos, означает «народ». Второе, kratos, переводится как «власть». Соответственно, дословный перевод наверняка был бы понятен В. Ульянову с его знаменитым лозунгом «Власть народу!» Впрочем, наверняка об этом известно всякому, кто проходил курс истории в обычной школе.

    Считается, что демократический режим был изобретен в древних Афинах. Это был мощный греческих город-государство, расцвет которого пришелся на VI-V вв. до н. э. Не забываем и про Новгородскую республику с ее знаменитым Вече. Но становление демократии как общественно-политического режима началось намного позже, в XVII-XVIII веках. Происходило это в европейских странах, откуда позже демократию «занесли» и в США.

    Предпосылки возникновения

    Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.

    Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.

    Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.

    Принципы и черты демократии

    Когда-то небезызвестный А. Линкольн сказало том, что под демократией понимается власть, избранная народом и служащая народу. Нужно сказать, что каждый демократический режим характеризуется некоторыми отличительными признаками и принципами, при несоблюдении которых эта общественная формация в принципе не может существовать. Во-первых, центральным, основополагающим признаком является абсолютный суверенитет народа. Кроме прочего, данное понятие включает в себя несколько других черт:

    • Народ и только народ может быть единственным легитимным источником власти в стране.
    • Государственная власть признается действительной только в том случае, когда ее выбрали граждане страны путем свободного и открытого волеизъявления на выборах.
    • Народ имеет безусловное право участвовать в судьбе страны, причем власть всегда обязана прислушиваться к мнению большинства.
    • Граждане сами выбирают себе правителей, а также имеют действенные рычаги влияния на них; могут участвовать в создании новых механизмов и норм управления страной.
    • В период выборов народ имеет право поменять правителей и выполнить структурное изменение самой государственной власти.
    • Если власть злоупотребляет доверием граждан, если в стране имеются все признаки тирании, то народ имеет право досрочно отстранить главу страны от управления, а также потребовать новых выборов, в том числе и с целью изменения состава и функций правительственных органов.

    Личность человека – превыше всего


    Также демократический режим характеризуется тем, что признает главенство личности человека, жизнь и достоинство которого должны быть высшей ценностью. Это подводит нас к следующим выводам:

    • Общество должно быть признано не неким конгломератом «серой массы», а как совокупность отдельных, свободно мыслящих личностей, каждая из которых имеет право на собственное мнение и свободу собственного волеизъявления.
    • Кроме того, должен признаваться безусловный приоритет личности над интересами самого государства. Следует заметить, что в настоящий момент многие политологи со скепсисом относятся к такой трактовке, так как, согласно ей, даже жизнь военнослужащего в момент выполнения ответственного и опасного боевого задания может признаваться «высшей ценностью», что в корне противоречит нуждам всей страны и несет реальную опасность в плане суверенитета и государственности.
    • Признается автоматически, что каждый человек уже по факту рождения наделяется некоторыми безусловными правами, которые всегда следует соблюдать. Это права на личную свободу и неприкосновенность, а также на личную жизнь, которая должна защищаться государством от посторонних.

    Источники прав, их характеристика

    Именно эта «троица» обеспечивает свободную и неприкосновенную жизнь, которую гарантирует демократический режим. Очень важно отметить то обстоятельство, что каждый гражданин может и должен обладать такими ресурсами, которые бы позволяли ему вести достойную жизнь. Каждый человек может жить в своем доме, на свободной земле, рожать, выращивать и воспитывать своих детей, прививая в них стремление к тем же нравственным идеалам и политическим устремлениям (гражданин может предпочитать тоталитарный, авторитарный, демократический режим).

    Источник всех этих прав – не государство, не общество, даже не власть, а сама суть, сама природа. Из этого следует, что все эти права не только не могут быть попраны или ограничены, но они вообще должны изыматься из общегосударственных норм. Кроме того, личность имеет ряд прочих свобод и привилегий, которые обязаны быть ее неотъемлемой частью.

    Нужно только понимать, что в любом правовом государстве существует некая грань (четко очерченная законодательством), через которую гражданин не может переступить. Это относится и к политическим взглядам: человек может говорить о каких-то достоинствах или недостатках любого политического режима, но он не должен и не имеет права призывать к свержению существующей власти в его пользу.

    Кроме того, нужно помнить (это делают далеко не все общественно-политические деятели), что каждый человек имеет право на обоснованную корректную критику других людей (в рамках закона). Но и тот же каждый, в свою очередь, должен понимать, что столь же обоснованной критике его могут подвергнуть все остальные граждане, и ничего преступного в этом нет.

    Что такое «права личности», какими они бывают?

    Само понятие «право человека» означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Люди не только могут действовать, соотносясь непосредственно со своим выбором, но и имеют основания для получения некоторых жизненно важных благ.

    Все права, которые обеспечивают людям свободу волеизъявления и образа жизни, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих понятиях: из него ничего нельзя убрать, чтобы государственный строй мог иметь право называться таковым.

    Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.

    Основные документы

    Основные концепции, которых обязан придерживаться и которым должен следовать демократический политический режим, закреплены во многих документах ООН. Одним из важнейших является Декларация прав человека. Она была ратифицирована в далеком 1948 году. В свое время наша страна ее не приняла, но документ был подписан во время правления первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

    В этой декларации перечислены основные гражданские права и свободы, их негативные и позитивные разновидности (о которых мы говорили выше). Особенно важно, что в данном документе четко обозначено: каждый человек может достойно и в достатке жить, не испытывая никаких ограничений в жизненно необходимых благах. Даная Декларация является только частью международного Акта о правах человека. Помимо нее в ООН было принято и ратифицировано немало документов, которые защищают жизнь, личное достоинство и здоровье каждого человека.

    К сожалению, говорить о выполнении всех этих договоренностей не приходится, и зверские убийства людей на Ближнем Востоке – тому лишнее подтверждение. Все страны, которые сейчас погрязли в пламени гражданской войны, в свое время подписывали и Декларацию о правах, и прочие документы.

    Плюрализм, множественность демократического общества

    Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.

    Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.

    Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:

    • Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
    • В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
    • Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
    • Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
    • Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
    • В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.

    В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.

    Регламентирование, регуляция власти

    Но далеко не только этим можно описать демократический режим. Признаки его бесполезно перечислять, если не рассказать о безусловно правовом характере власти и отношений в самом социуме, который выбирал это правительство. Проще говоря, вся управляющая деятельность правительства и главы государства должны осуществляться в строгих нормативных рамках права.

    Это не только жесткая совокупность законодательных актов и норм, которые выступают в роли гарантов соблюдения общечеловеческих ценностей, а некий конгломерат положений, которые хорошо понятны всякому человеку.

    Это уважение к каждому гражданину, полное признание его естественных свобод. Кроме того, государство, особенно либеральный демократический режим, признает основные общечеловеческие понятия о добре и зле, добродетели и нормы морали. В государстве также должна иметься такая организация политического и общественного режима, при которой разные категории граждан могли бы жить привычной жизнью, не мешая друг другу и не вступая в противоречия.

    Что означает правовой характер режима?

    Итак, мы рассмотрели среднестатистический демократический политический режим. Признаки его довольно просты, но все же стоит упомянуть еще об одной важнейшей черте такого рода общественно-политического строя.

    Дело в том, что в такой стране все граждане, независимо от их происхождения и социального статуса, безусловно равны перед лицом закона. Принадлежность к определенной религиозной конфессии, политической партии, расе или народности, уровень образования и прочие подобные признаки не могут и не должны оказывать на отправление правосудия ровно никакого влияния.

    «Принцип большинства»: проблемы и особенности

    Вообще, любой демократический государственный режим попирает давний принцип многих человеческих обществ, который провозглашал главенство меньшинства над большинством. Причем принцип этот – далеко не количественное понятие.

    Кроме того, есть и другая крайность. Так, английский философ К. Поппер видит большую опасность в том, что и тоталитарный режим, и демократический могут свестись к тирании из-за все той же власти большинства. Ведь никто не исключит того, что большая часть вполне может предпочесть действовать противоправными методами, жестоко ущемляя права меньшинства и даже подвергая людей другой расы, национальности или вероисповедания тотальному уничтожению, что уже не раз бывало в истории человечества.

    Гарантии для меньшинства

    Следует признать, что такое положение вещей всегда грозит потерей стабильности, а порой – самой государственности и независимости. А потому любая демократическая страна обязана предоставлять гарантии меньшинству. Философы и политологи выражают эту мысль так: «Власть большинства, которое уважает права меньшинства». В частности, это положение закрепляется на законодательном уровне признанием оппозиционных движений, действующих в рамках закона.

    «Стабилизирующие конструкции»

    На эти базовые принципы опирается любой демократический режим власти. Впрочем, каждый человек наверняка понимает, что все эти нормы и правила – не более чем ширма и условность, если главы государств не руководствуются ими, не опираются на какие-то базовые принципы. Основной опорой, на которой держится современное общество, является право частной собственности любого гражданина.

    Если же говорить о политических опорах и основах демократии, следует упомянуть следующие «несущие конструкции»: во-первых, все тот же плюрализм, который гарантирует многопартийность и сдерживание внутриполитических течений; во-вторых, это правило разделения государственной власти на три ветви. Каждая из них уравновешивает другую. Наконец, это система выборов, которая гарантирует возможность смены государственной власти посредством свободного волеизъявления граждан.

    Наконец, все это было бы невозможно без существования действенных законов, а также рабочей системы правосудия, которая делает всех людей равными перед лицом закона. В теории судить можно как рядового гражданина, так и президента, что должно обеспечивать сдерживание некоторых стремлений правящей верхушки. Конечно же, на деле все бывает далеко не так идеально.

    Случаи, когда верхушка властной вертикали оказывается фактически недосягаемой для закона - не редкость в нашем мире. Конечно же, с этим нужно бороться, так как подобное положение дел внушает чувство неуязвимости и ненаказуемости.

    Формы и типы демократии

    Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

    Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

    Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

    Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

    Настолько ли «безгрешна» демократия?

    Конечно, до сей поры мы говорили только о том, какие преимущества обеспечивает демократический режим государства. Увы, но ничего идеального в этом мире не существует. Реальная политическая и общественная жизнь зачастую развиваются по совсем другим законам. Везде правят люди, а им, как известно, не чужды слабости и открытые пороки.

    Нужно заметить, что описанная выше схема не является застывшей в веках концепцией, которую не дозволено трогать и изменять. Скорее, это только ориентир для государств, которые строят действительно свободное и открытое общество, где каждый человек может свободно реализовать себя и раскрыть потенциал своего ума и способностей.

    Проще говоря, демократический режим – понятие растяжимое, которое можно и нужно адаптировать к существующей реальности, руководствуясь при этом ее основными, основополагающими принципами. Когда-то герцог Мальборо и вовсе сказал, что такой тип общественного устройства видится ему наиболее плохим и неуклюжим… Но сразу добавил, что в этом случае лучше сразу забыть о прочих вариантах государственного строя.