• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    После событий в октябре 1917 года Россия оказалась в очень непростой ситуации. С одной стороны внутренний переворот, потрясший государство до глубины. С другой — международная изоляция в связи с отказом выплачивать долги и досрочным выходом из . Чтобы как-то исправить ситуацию, большевики в 1919 году создают Коминтерн, прямой обязанностью которого было не только заниматься улучшением внешнеполитической атмосферы, но и вмешательство во внутренние дела других стран.

    Первые достижения большевиков на мировой арене

    В 1921 году РСФСР обеспечила свой протекторат над Монголией, подписав соответствующие документы с Афганистаном, Ираном и Турцией. Тогда советские политики в первую очередь задумывались не только о выходе из политической и экономической изоляции, но и защите границ.

    Возглавлял советские делегации по иностранным делам Г.В. Чичерин. Кроме работы с восточными государствами, он смог добиться признания СССР и от европейских стран, подписав с ними Рапалльский договор. США же стали нормально воспринимать «земли советов» лишь спустя десятилетие. Постепенно, из года в год, по всему миру начали признавать свержение российского царя и установление нового порядка, нового государства.

    На фоне разумной внешней политики и введения европейские правители увидели шанс наладить экономическое сотрудничество с новой Россией большевиков. Таким образом, Советский Союз смог снять с себя экономическую блокаду.

    Призывы СССР к сотрудничеству всех стран и продвижение на Восток

    Все это подтолкнуло глав государств сойтись на Генуэзской конференции, где РСФСР предложил капиталистическим государствам наладить тесное сотрудничество во всех основных сферах (экономика, культура, политика), но при этом не вмешиваться в личные дела стран, относиться друг к другу на равных и не нападать.

    Несмотря на это к 1923 году у Советской России сложились довольно нелегкие отношения с Англией. Великобритания предъявила «ультиматум Керзона», протестуя тем самым против активного влияния СССР на Среднем и Ближнем Востоке. К примеру, к такому «расширению на Восток» относилось и установление позитивных отношений между Советским Союзом и Китаем.

    Пытаясь «заразить» социализмом весь мир, к 1924 году большевики подписали договора о дипломатических отношениях со многими странами капиталистического лагеря. Однако как они не старались, «глобальной революции» не получилось. Уже к 1927 году нарастающее противостояние между Англией и СССР привело к временному разрыву дипломатических договоренностей. А два года спустя возникли проблемы и на Востоке: военный конфликт с Китаем из-за общей железной дороги, управление которой Союз решил прибрать к своим рукам.

    Резкое ухудшение атмосферы в Европе

    К началу 30-х годов обстановка на международной арене сильно изменилась. Общемировой экономический кризис, внутриполитические проблемы капиталистических держав, наступление «эры национал-социалистических и фашистких партий», установление власти Гитлера в Германии — это лишь малая часть происходящих событий в то время.

    Участие Латиноамериканских стран во Второй мировой войне

    Введение

    1. Начало Второй мировой войны и реакция государств Латинской Америки

    2. Возрастание антифашистских настроений в странах Латинской Америки

    Заключение

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    противоречий, борьбы за рынки сбыта, источники сырья, сферы влияния и приложения капиталов. Война началась в условиях, когда капитализм уже не был всеобъемлющей системой, когда существовало и крепло первое в мире социалистическое государство - СССР. Раскол мира на две системы привёл к возникновению главного противоречия эпохи - между социализмом и капитализмом. Межимпериалистические противоречия перестали быть единственным фактором мировой политики. Они развивались параллельно и во взаимодействии с противоречиями между двумя системами.

    Вопросу участия стран Латинской Америки во Второй мировой войне практически не уделяется внимание в школьной программе, о чем свидетельствует полное (либо преобладающее) отсутствие каких-либо сведений по данному вопросу, а исключением нескольких неопределенных фраз.

    полушарии единый военно-стратегический комплекс с участием почти всех латиноамериканских стран. Деятельность его осуществлялась под наблюдением созданного в 1942 г. Межамериканского совета обороны (МСО), в состав которого вошли военные представители всех стран - членов Панамериканского союза.

    Рассмотрение политического и экономического положения в странах Латинской Америки накануне войны;

    Установление значения Движения Сопротивления в регионе;

    Рассмотрение итогов Второй мировой войны для стран Латиноамериканского региона.

    При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по всемирной истории, истории государства и права зарубежных стран, а также научных трудов некоторых отечественных и немецких авторов.

    В результате анализа источников информации автором подробно рассмотрен вопрос участия латиноамериканских стран во Второй мировой войне.


    1. Начало Второй мировой войны и реакция государств Латинской Америки

    1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября в войну против Германии вступили Великобритания и Франция, имевшие небольшие колониальные владения в Карибском бассейне. Вслед за Великобританией войну Германии объявили все британские доминионы, среди них и расположенная в Западном полушарии Канада.

    надежды наиболее реакционные элементы латиноамериканского общества, стремившиеся к утверждению террористических профашистских режимов. Но и гораздо более широкие националистические, отчасти и антиимпериалистически настроенные круги подчас склонны были видеть в нацистской Германии и ее союзниках противовес империализму США и Великобритании на мировой арене, а в фашистской идеологии – сплачивающее нацию начало в борьбе с западным империализмом и с раскалывающим нацию классовым антагонизмом. Демократические силы, напротив, усматривали в европейском фашизме главную угрозу свободе народов всего мира и выступали в поддержку антигитлеровской коалиции .

    Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточено в большом количестве стратегическое сырье – медь, олово, железо, другие металлы, нефть. Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара . Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» – в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Местные господствующие классы были заинтересованы в том, чтобы извлечь максимальные выгоды из роста потребности в аграрно-сырьевой продукции в воюющих государствах обеих коалиций и в то же время избежать прямого участия в войне. Сохранение нейтралитета вместе с определенными защитными мерами в отношении территории своих стран в наибольшей степени отвечало их интересам и сближало их позиции с позицией Вашингтона.

    В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались с Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией, оказывали им растущую помощь сырьем и оружием. Правительство Ф. Рузвельта выступило инициатором сплочения стран Западного полушария в совместной защите Американского континента от возможного военного вторжения сюда Германии или других внеконтинентальных держав. Для США это был и удобный случай, чтобы усилить свои экономические, политические и военные позиции Центральной и Южной Америке. Росту сотрудничества латиноамериканских республик с Вашингтоном способствовало и то, что военные действия в Европе и на морских коммуникациях привели к резкому сокращению объема их торговых и экономических связей с Европой.

    После начала войны вслед за США все государства Латинской Америки объявили о своем нейтралитете. 23 сентября – 3 октября 1939 г. в Панаме состоялось I Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, принявшее «Общую декларацию о нейтралитете» . Для защиты нейтралитета континента и прилегающей к нему морской акватории Тихого и Атлантического океанов вдоль всего побережья США и Латинской Америки устанавливалась 300-мильная «зона безопасности», которая должна была совместно патрулироваться и охраняться. Запрещалось вторжение военных кораблей и самолетов воюющих стран в пределы этой зоны. Было решено также создать Межамериканский финансовый и экономический консультативный комитет.

    Разгром Германией в мае – июне 1940 г. Франции и Нидерландов поставил под вопрос судьбу их владений в Карибском бассейне. В связи с этим II Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, состоявшееся в Гаване 21–30 июля 1940 г., провозгласило право американских государств на оккупацию владений европейских стран в Америке в случае угрозы захвата их какой-либо внеконтинентальной державой. Была принята также «Декларация о взаимной помощи и сотрудничестве в обороне американских государств», в которой говорилось, что «всякое покушение на территориальную целостность, неприкосновенность или независимость любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против всех государств, подписавших данную декларацию». Участники совещания обязались пресекать подрывную деятельность неамериканских держав на континенте. Выполняя решение Гаванского совещания, США совместно с Бразилией в ноябре 1941 г. оккупировали Нидерландскую Гвиану (Суринам). Соединенные Штаты оккупировали также острова Нидерландской Вест-Индии (Аруба, Кюрасао) у Венесуэльского побережья. Что касается владений Франции в Карибском бассейне (острова Гваделупа и Мартиника и Французская Гвиана), то они остались под контролем французского правительства .

    Победы Германии в Европе, захват нацистами и их союзниками новых стран, вовлечение в войну все большего круга государств, нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора вглубь советской территории – все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей всему миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.


    2. Возрастание антифашистских настроений в странах Латинской Америки

    Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах в Тихом океане 7 декабря 1941 г. привело к вступлению США в войну против держав «оси». Вместе с США войну с державам «оси» 8 и 9 декабря 1941 г. объявили все страны Центральной Америки – Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, а также Эквадор.

    1 января 1942 г. эти республики совместно с другими участниками антифашистской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций об освободительных и антифашистских целях войны. Мексика, Колумбия и Венесуэла разорвали дипломатические отношения с Германией и ее союзниками.

    15–28 января 1942 г. в Рио-де-Жанейро состоялось III Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, рекомендовавшее всем остальным странам региона разорвать дипломатические отношения с державами «оси» и прекратить с ними всякие торговые и экономические связи. Совещание высказалось за мобилизацию стратегических и сырьевых ресурсов стран континента на совместную оборону Западного полушария. Важнейшим решением совещания была резолюция о создании Межамериканского совета обороны в составе представителей всех стран Латинской Америки и США под председательством представителя США с местопребыванием в Вашингтоне, что стало шагом на пути к оформлению военно-политического союза латиноамериканских республик с Соединенными Штатами .

    Вскоре войну Германии и ее союзникам объявили Мексика (22 мая 1942 г.) и Бразилия (22 августа 1942 г.) – крупнейшие страны региона, позднее Боливия (апрель 1943 г.) и Колумбия (ноябрь 1943 г.) . Остальные южноамериканские республики (Парагвай, Перу, Чили, Уругвай и Венесуэла) присоединились к антифашистской коалиции лишь в феврале 1945 г. Дольше всех отказывалась от вступления в войну и поддерживала сотрудничество с Германией и ее союзниками Аргентина, где были сильны прогерманские и антиамериканские настроения. Она объявила войну державам «оси» только 27 марта 1945 г., накануне разгрома Германии, и то под сильным давлением США и других американских государств.

    в этой части мира вне территории Соединенных Штатов находилось около 237 тыс. американских солдат . Важное значение имели поставки в США из стран Латинской Америки стратегического сырья (сурьмы, ртути, кварца, вольфрама, хрома).

    Воспользовавшись сложившимися во время войны условиями, американские монополии заметно усилили политическое и экономическое влияние в Западном полушарии. Вместе с тем в странах Латинской Америки продолжали действовать фашистские элементы и агентура держав оси. В начале февраля 1943 г. был раскрыт профашистский заговор в Бразилии, главной целью которого было изменение политического режима страны в соответствии с интересами нацистских претендентов на мировое господство.

    профашистские группы начали вооруженную борьбу против правительства А. Камачо с целью установления в Мексике «нового политического порядка». Бандиты поджигали деревни, расстреливали антифашистов, рабочих и крестьянских активистов, разрушали телеграфную и телефонную связь.

    комитет гражданской защиты и другие демократические организации потребовали от правительства решительного подавления попыток фашистского мятежа и запрещения Союза синаркистов, действия которого подтвердили его связь с державами оси. Против мятежников были направлены правительственные войска.

    Основным плацдармом «пятой колонны» была Аргентина - единственная страна Латинской Америки, сохранявшая выгодный державам оси нейтралитет. Продукты сельского хозяйства Аргентины (мясо, пшеница) через Испанию переправлялись в Германию и Италию. В Аргентине действовала самая мощная в Америке шпионская сеть фашистских держав. «Ассоциация германских благотворительных и культурных обществ» прикрывала в стране филиал нацистской партии, запрещенной аргентинским правительством. Фашистские организации во главе с гауляйтерами строились по районам, зонам и областям, создавались специальные военизированные отряды по образцу СС и СА. Фашисты имели свою прессу, главную роль в которой играла газета «Эль Памперо», издававшаяся тиражом около 100 тыс. экземпляров.

    В свою очередь, аргентинские антифашисты вели упорную борьбу против профашистского нейтралитета правительства Р. Кастильо. Состоявшийся в декабре 1942 г. съезд Всеобщей конфедерации трудящихся Аргентины потребовал разрыва отношений со странами фашистского блока и установления дипломатических отношений с СССР. В декабре на стадионе Буэнос-Айреса состоялся митинг солидарности с Объединенными нациями, на который собралось 30 тыс. человек. Стремясь к объединению всех сил, оппозиционных реакционному правительству Кастильо, радикальная, социалистическая и коммунистическая партии образовали в феврале 1943 г. комиссию единства. Аргентинский народ все решительнее выступал против опасности фашизма, за демократизацию страны. Чтобы не допустить единства антифашистских сил, правительство Кастильо обрушило на антифашистов репрессии .

    В Перу был создан Демократический антифашистский комитет, в который вошли видные представители рабочего движения, прогрессивной интеллигенции, депутаты конгресса, представители деловых кругов. В манифесте, опубликованном в январе 1943 г., комитет потребовал ликвидации «пятой колонны», укрепления сотрудничества Перу с Объединенными нациями, установления дипломатических отношений с Советским Союзом и немедленного открытия второго фронта в Европе .

    В Бразилии в начале 1943 г. была создана Лига национальной защиты, провозгласившая своей главной задачей добиться немедленного вступления страны в вооруженную борьбу против фашизма. Лига требовала демократизации политического режима в Бразилии и решительных мер против фашистской агентуры.

    Подъем антифашистского движения в Латинской Америке вынуждены были учитывать правительства стран этого региона . 20 января 1943 г президент Чили X. Риос подписал закон о разрыве отношений с Германией, Италией и Японией. Через несколько дней антифашисты отметили эту победу демократии 100-тысячной демонстрацией в Сантьяго.

    Развитие антифашистской борьбы способствовало нарастанию рабочего движения в странах Латинской Америки, выступавшего против североамериканских монополий и латиноамериканской реакции. В конце 1942 г. объявили забастовку рабочие боливийских оловянных рудников в Катави. Они требовали увеличения заработной платы и отмены принудительных покупок в фабричных лавках. Правительство Э. Пеньяранда подавило забастовку, объявив ее нацистским выступлением. В начале 1943 г. резко увеличилось число стачек и других выступлений трудящихся в Мексике. В январе текстильщики, угрожая забастовкой, добились повышения зарплаты на 15 процентов, а горняки - на 10 процентов. Прогрессивные силы Латинской Америки выступали против засилья монополий США, за союз демократических сил США и Латинской Америки в единой борьбе против фашизма и реакции.

    сапожных мастерских, изготовивших более 55 тыс. пар сапог для воинов Советской Армии. Мексиканские крестьяне по грошу собирали средства для закупки медикаментов и перевязочных средств и отправки раненым красноармейцам. Сбор средств и отправка в Советский Союз одежды, продовольствия, медикаментов проводились также в Чили, Уругвае, на Кубе и в других латиноамериканских странах.

    Прогрессивная общественность Латинской Америки торжественно отметила 25-ю годовщину Советской Армии. Многолюдные собрания и митинги прошли в Мехико и Монтевидео, в Гаване и Сантьяго. В приветствии, принятом собранием демократических и антифашистских организаций Мексики, говорилось: «В день 25-летней годовщины Красной Армии народы всего мира с восхищением и любовью наблюдают за героизмом первой в мире социалистической армии... Народы приветствуют в лице Красной Армии самого мощного и самоотверженного защитника, находящегося в авангарде всех армий, защищающих дело демократии...» .

    Pодригес. Он выразил восхищение уругвайцев героизмом Советской Армии, защитников Москвы, Сталинграда и Ленинграда, всего советского народа, который дал пример народам всех стран, как нужно бороться с темными силами фашизма .

    Выдающиеся победы Советской Армии произвели сильное впечатление на государственных и военных деятелей Латинской Америки. Так, президент Коста-Рики К. Гуардия писал в приветствии по случаю 25-й годовщины Советской Армии: «Коста-Рика с огромной радостью отмечает блестящие победы, одерживаемые русскими армиями на полях сражений. Они окажут решающее влияние на конечную победу объединенных наций, борющихся за дело демократии».

    Героическая борьба советского народа против фашизма поднимала международный авторитет СССР. В обстановке коренного перелома в войне, под давлением растущего народного движения солидарности со Страной Советов правительства ряда государств Латинской Америки пошли на нормализацию и развитие с ней отношений. Правительство Уругвая через советского посла в США предложило правительству СССР восстановить дипломатические и торговые отношения. Это предложение было принято. Договоренность Советского Союза и Уругвая была закреплена в нотах от 27 января 1943 г., что открывало путь к дальнейшему расширению связей между двумя странами. Правительство Колумбии в ноте Советскому правительству от 3 февраля 1943 г. выразило пожелание обменяться полномочными дипломатическими представителями. Советский Союз с пониманием отнесся к этому, и обмен полномочными дипломатическими представителями между обеими странами был осуществлен.

    Таким образом, народные массы Латинской Америки стремились расширить антифашистское движение в своих странах и крепить солидарность с Советским Союзом.


    3. Окончание Второй мировой войны и ее итоги для государств Латинской Америки

    Выдающиеся победы Советской Армии, вдохновляющий подвиг народов Советского Союза, а также успехи западных союзников зимой 1942/43 г. оказывали решающее влияние на дальнейшее развитие национально-освободительной антифашистской борьбы народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

    Движение Сопротивления в Европе в конце 1942 - начале 1943 г. стало более организованным и активным. «Чем дольше длится фашистская оккупация европейских стран, тем сильнее развертывается сопротивление народов гитлеровской тирании,- отмечал журнал «Коммунистический Интернационал».- Сегодня уже нет в захваченной немцами Европе ни одной страны, где бы не шла вооруженная борьба с захватчиками». В трудных боях против оккупантов и их приспешников была создана Народно-освободительная армия Югославии, все более чувствительные удары по ним наносили партизанские силы в Греции, Албании, Польше. Многочисленные боевые группы нападали на гитлеровцев и совершали диверсии во Франции, Бельгии, Дании .

    Ведущей и наиболее организованной силой национально-освободительной антифашистской борьбы был рабочий класс, возглавляемый марксистско-ленинскими партиями. Они добивались сплочения всех прогрессивных сил, разоблачали нерешительность и двойственность политики руководства буржуазно-патриотического крыла Сопротивления, связывали борьбу против фашистских оккупантов с демократическими преобразованиями.

    в ряде стран возможности для объединения патриотических сил и нового подъема движения Сопротивления. Процесс коренного перелома во второй мировой войне способствовал укреплению антифашистского движения в Азии, Африке и Латинской Америке. Демократические силы этих регионов, разоблачая демагогический характер пропаганды держав оси, добивались увеличения вклада народов своих стран в общие усилия антифашистской коалиции и эффективной помощи СССР.

    Национально-освободительное антифашистское движение народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки превращалось в важный фактор борьбы против сил агрессии и реакции.

    Непосредственное участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона – Бразилии и Мексики. В июле 1944 г. в Италию прибыл бразильский экспедиционный корпус в составе пехотной дивизии и авиаотряда. Он участвовал в боях на итальянском фронте с сентября 1944 г. до капитуляции германских войск в Северной Италии в апреле 1945 г., потеряв 2 тыс. человек. Мексика в феврале 1945 г. направила авиаэскадрилью (300 человек) на Тихий океан, где она участвовала в воздушных боях в районе Филиппин, затем в районе Тайваня против Японии. 14 тыс. мексиканских граждан сражались в рядах американской армии .

    закреплял сохранение и после войны принципа взаимопомощи и солидарности стран континента, их совместной обороны в случае нападения или угрозы агрессии против любой из них . Решено было наряду с ежегодными консультативными совещаниями министров иностранных дел по срочным и важным вопросам регулярно, раз в 4 года, созывать межамериканские конференции на уровне глав государств. По предложению госсекретаря США Клейтона была принята « Экономическая хартия», предусматривавшая постепенную отмену таможенных барьеров, препятствовавших росту международной торговли, предоставление гарантий иностранным капиталовложениям, недопущение экономической дискриминации. На этих условиях США обещали содействовать индустриализации стран Латинской Америки. «Экономическая хартия» создавала благоприятные перспективы для расширения торгово-экономических связей США с республиками к югу от Рио-Гранде-дель-Норте, для экспансии в Латинскую Америку североамериканского частного капитала.

    В апреле – июне 1945 г. 19 латиноамериканских государств участвовали в работе Учредительной конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско, принявшей Устав ООН. Об их значительном удельном весе на конференции свидетельствовал тот факт, что всего на ней было представлено 42 страны. Из 50 первоначальных членов ООН в 1945 г. 20 были латиноамериканские страны.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В основном участие латиноамериканских республик во второй мировой войне выразилось в поставке стратегических материалов, сырья и продовольствия воюющим участникам антифашистской коалиции, главным образом США,– меди, олова, ртути, каучука, сахара и др. Страны региона предоставили свою территорию для создания на ней военных, военно-морских и военно-воздушных баз США во исполнение решений о совместной обороне Западного полушария. Такие базы появились в Панаме, на побережье Чили, Перу, Бразилии, Уругвая, на Кокосовых (Коста-Рика) и Галапагосских (Эквадор) островах, в Карибском бассейне. В 1945 г. на территории латиноамериканских республик находились 92 крупные военные базы США. Страны региона проводили и собственные оборонительные мероприятия на своей территории, охраняли побережье, участвовали в конвоировании судов в Атлантике и на Тихом океане, в боях с германскими подводными лодками. В латиноамериканских республиках действовали военные миссии США. Вашингтон поставлял им военную технику и снаряжение, помогал в подготовке местных офицерских кадров.

    Непосредственное участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона – Бразилии и Мексики. Однако, это вовсе не значит, что только эти два государства вели активную борьбу против фашизма. Другие государства региона, под давлением трудящихся масс также оказывали посильную помощь. Однако, из-за того, что эти государства были слишком слабы в экономическом плане – эта помощь не имела сколь-нибудь серьезных масштабов. Этому же способствовал и фактор расстояния. Этот регион остался единственным, на котором не проводились активные военные действия, что также не способствовало активной борьбе стран региона против фашистской Германии и ее союзников.

    42 страны. Из 50 первоначальных членов ООН в 1945 г. 20 были латиноамериканские страны.

    1. Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах. Книга I. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: АСТ, 2001.

    2. Валиуллин К. Б., Зарипова Р. К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002.

    3. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

    4. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

    6. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов – 2-е изд., стер. / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н. А и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

    8. Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. – М.: Высш. шк., 1995.

    9. Селиванов В. А. Военная политика США в странах Латинской Америки. М., 1970.

    10. Соколов А. К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории, 1941-1999. - М.: Высш. шк., 1999.

    11. Типпельскирх К., История Второй мировой войны /оригинал: TippelskirchK., GeschichtedesZweitenWeltkrieges. - Bonn, 1954/ - СПб.: Полигон, 1999.

    12. Чигринов П. Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие. – Мн.: Академия МВД РБ. 1997.


    См.: Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. С. 444.

    См.: Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. – М.: Высш. шк., 1995. С. 178.

    См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 527.

    См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 529.

    См.: Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. – М.: Высш. шк., 1995. С. 180.

    См.: Селиванов В. А. Военная политика США в странах Латинской Америки. М., 1970. стр. 22-24.

    См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 529.

    См.: Типпельскирх К., История Второй мировой войны /оригинал: TippelskirchK., GeschichtedesZweitenWeltkrieges. - Bonn, 1954/ - СПб.: Полигон, 1999. С. 68.

    См.: Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. – М.: Высш. шк., 1995. С. 182.

    См.: Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. С. 449.

    См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 533.

    См.: Новейшая история стран Латинской Америки. Учеб. пособие. Строганов А. И. – М.: Высш. шк., 1995. С. 187.

    См.: Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 534.

    Латинская Америка завоевала свою независимость с помощью британского флота и сохраняла ее благодаря английскому влиянию, уравновешенному формулой, содержавшейся в доктрине Монро 1823 г., которая робко, но небезрезультатно настаивала на том, чтобы европейцы не превращали территории Западного полушария в объект своих завоеваний.

    Именно таким образом большая часть стран Латинской Америки сохранила свою независимость и воспользовалась в первой половине XIX в. плодами британского неоколониализма. Поскольку Соединенные Штаты все еще были заняты формированием собственного национального единства, то возможность осуществлять значительные инвестиции в богатые малонаселенные земли с почти всегда благоприятным климатом и уже сложившейся за века испанского колониального господства традицией отношений с европейцами предоставлялась британцам, обладавшим бесспорным превосходством на море.

    После войны 1846-1848 гг. стало ощущаться давление Соединенных Штатов на Мексику. Однако только после испано-американской войны 1898 г. Соединенные Штаты стали державой-гегемоном в Карибском бассейне и начали проводить действительно панамериканскую политику. После нескольких лет дискуссии на рубеже веков о выборе между колониальным экспансионизмом традиционного типа и инвестициями в сочетании с политикой гегемонии возобладала антиколониалистская направленность. Панамериканские конференции, первая из которых состоялась в 1889 г., стали первой формой проявления превосходства Соединенных Штатов. Второй, и более эффективной, формой стало «дополнение», сделанное Теодором Рузвельтом в декабре 1904 г. к доктрине Монро. Обеспокоенный попытками немецкой экспансии и желая также ограничить британское присутствие, президент уточнил, что действия, предпринимаемые латиноамери

    Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1011

    канскими правительствами с целью противостоять попыткам капиталистического проникновения, могли бы спровоцировать репрессии со стороны стран, заинтересованных в защите своих инвестиций. Поскольку доктрина Монро эффективно предотвращала прямое вмешательство европейских держав, то теперь следовало добавить, что Соединенные Штаты, хотя они этого и не желают, могут прибегнуть к военному вмешательству для защиты интересов инвесторов «в явных случаях нарушения закона или беспомощности» (латиноамериканских правительств). Иными словами, Латинская Америка объявлялась сферой влияния Соединенных Штатов, взявших на себя роль «международной полицейской силы». Сам способ, каким Теодор Рузвельт действовал в 1903 г. для того, чтобы сделать возможным начало работ по строительству Панамского канала, преодолевая сопротивление колумбийского правительства и способствуя созданию независимой Панамской республики, стал ярким подтверждением того, что Рузвельт намеревался сформулировать свое «дополнение» еще до того, как публично изложил его.

    Участие в Первой мировой войне, несмотря на неудачу реформистских проектов Вильсона, означало появление Соединенных Штатов на международной сцене в качестве основы нового мирового порядка. Несмотря на возросший военный потенциал, немедленного усиления господства над Латинской Америкой не произошло. Многие деятели этих стран с удовлетворением наблюдали за провалом Вильсона и несостоявшимся участием США в Лиге наций, в которую латиноамериканские страны, напротив, вступили отчасти для того, чтобы сбалансировать преобладание Соединенных Штатов в панамериканских механизмах. Первое послевоенное десятилетие характеризовалось, следовательно, постоянными противоречиями между экспансией американского присутствия, в ряде случаев даже военного, и сопротивлением региональных сил, часто поддерживаемых европейскими странами.

    Избрание президентом Ф.Д. Рузвельта положило начало проведению новой политической линии, менее интервенционистской и более примирительной, которую Рузвельт определил как «политика доброго соседа» и которая была продемонстрирована Корделлом Хэллом на седьмой Панамериканской конференции, состоявшейся в Монтевидео в декабре 1933 г. Сразу же после конференции Рузвельт заявил об отказе от какой бы то ни было политики одностороннего вмешательства. В 1934 г. по инициативе самих Соединенных Штатов была отменена так называемая «поправка Платта», которая была насильно включена в кубинскую конституцию и гарантировала Соединенным Штатам право

    1012 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

    на вмешательство во внутренние дела Кубы, устанавливая, таким образом, своего рода протекторат над островом. В 1936 г. был подписан новый договор с Панамой, снижавший уровень контроля, который осуществляли Соединенные Штаты за зоной канала. В 1938 г. вашингтонское правительство присоединилось к протоколу об отказе от прямого и косвенного вмешательства американских государств в жизнь других государств.

    Однако изначальная двусмысленность этой политики, как и в целом всех отношений между Соединенными Штатами и латиноамериканскими странами, состояла в стремлении местных консервативных сил управлять по своему усмотрению богатыми, но отсталыми странами, перекладывая на плечи крестьян и рабочих издержки начального этапа индустриализации. Американцы же, напротив, проводили свою политику, ставя перед собой цель достижения экономического роста, функционального по отношению к потребностям рынка и американских финансов; политику, всегда затрагивавшую глубоко укорененные интересы. Конфликт заключался в противоречиях между латифундистским капитализмом, союзником военных режимов и зачастую коррумпированных политиков, и предпринимательским капитализмом, подчиненным целям извлечения прибыли из инвестиций и готовым в поисках надежных союзников поддержать политические силы, в меньшей степени связанные с традиционными слоями общества. Эта ситуация совпала с трансформацией, последовавшей в Латинской Америке за периодом «великой депрессии», а также с началом политики индустриализации, изменившей внутреннюю социальную структуру отдельных государств и создавшей новые объективные возможности для союза с Соединенными Штатами, в том числе и с целью проведения некоторых социальных и экономических реформ. Рузвельт добавил к этой общей сложной картине отказ от наиболее явных проявлений американского превосходства, однако он не мог устранить расхождение интересов, представавшее в слишком разных обличьях для того, чтобы его можно было свести к единой формуле.

    Укрепление панамериканской структуры смягчило стратегические разногласия только в международном плане, поскольку всему американскому сообществу отводилась задача защиты Западного полушария. Однако даже это, по крайней мере, вплоть до Второй мировой войны, не помешало Латинской Америке стать сферой проникновения европейской пропаганды и европейских коммерческих интересов. Так, несмотря на принцип невмешательства, содержавшийся в доктрине «доброго соседа», оставалось пространство для укрепления традиционных позиций не

    Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1013

    только британцев, но также немцев и итальянцев, которые стремились к экономическому участию в Латинской Америке. Немцы действовали в том числе и методами интенсивной пропагандистской политики нацистов, после проникновения на континент сразу же принявшей антиамериканскую направленность; итальянцы - при помощи фашистского прозелитизма, находившего в сплоченных рядах итальянской эмиграции в Аргентине и почти во всей Латинской Америке благодатную почву, хотя на первых порах и не всегда враждебную к Соединенным Штатам.

    Опасности, связанные с этой ситуацией, и выгоды от политики «доброго соседа» стали очевидными во время Второй мировой войны.

    Соединенные Штаты должны были сделать все возможное для того, чтобы опереться на антифашистские элементы и, более того, противодействовать нацистскому проникновению. Пока Соединенные Штаты официально не вступили в войну, это было чрезвычайно трудно, поскольку не было законных оснований для антинемецкой деятельности, которую проводило Управление по координации межамериканских отношений (Office of the Coordinator of Inter-American Affairs), возглавлявшееся Дэвидом Рокфеллером. Оно было создано в 1940 г. с целью способствовать экономическому и гуманитарному сотрудничеству в Западном полушарии, но, прежде всего, с целью «внести вклад в дело союзников».

    После Перл Харбора ситуация прояснилась. Положение улучшилось благодаря атмосфере доброй воли, которую сумела создать администрация Рузвельта, - в особенности деятельности Сэмнера Уэллеса. Сразу же после Перл Харбора правительство Соединенных Штатов сочло своевременным сосредоточить свои усилия на Латинской Америке, используя сущность и практику панамериканизма. С этой целью оно созвало консультативное совещание министров иностранных дел американских республик для обсуждения проблем сотрудничества в борьбе против сил «оси». Для вашингтонского правительства важно было создать сплоченный фронт стран, готовых вступить в войну, или, по меньшей мере, разорвать дипломатические отношения с противниками Соединенных Штатов. Отклик на это предложение был огромным, однако Аргентина, поддержанная Чили, отказалась принять какое-либо конкретное предложение. Аргентину и Соединенные Штаты разделяли давние противоречия. Среди латиноамериканских стран Аргентина была вплоть до 1945 г. наиболее восприимчива к нацистской и фашистской пропаганде и в наименьшей степени склонна действовать по подсказке вашингтонского правительства. Таким образом, принятие единогласного решения не состоялось.

    1014 Часть 4. Биполярная система: разрядка напряженности...

    Однако через несколько дней латиноамериканские страны разорвали дипломатические отношения со странами «оси» и с Японией. Исключение составили Чили (до января 1943 г.) и Аргентина (до 1944 г.), отложившие свое решение до завершающего этапа войны.

    Эти два исключения были важны, однако они не уменьшали значения американского успеха. Противостояние, которое во время Первой мировой войны было столь сильным, в этом случае оказалось всего лишь маргинальным. Соединенные Штаты получили помощь в виде проявления сплоченности и солидарности, а взамен применили к Латинской Америке закон о ленд-лизе. В особенности это касалось Бразилии, которая участвовала в войне, используя свои войска (находившиеся в Италии), и Мексики, вовлеченной в воздушную войну на Тихом океане.

    Аргентинская рана оставалась открытой вплоть до марта 1945 г., когда объявление войны стало необходимым условием для участия в конференции в Сан-Франциско по вопросу о создании ООН. В основе конфликта лежала оппозиция США политическому режиму, а затем военной диктатуре, находившимся у власти в Буэнос-Айресе. Деятельность американцев значительно затруднялась тем откровенным покровительством, которое оказывала Аргентине Великобритания, обнаружившая в этой части Западного полушария незанятое пространство для своего экономического присутствия в Латинской Америке. Сначала генерал Эделемиро Фаррелл, а затем полковник Хуан Доминго Перон, избранный президентом только в 1946 г., но уже в то время являвшийся центральной политической фигурой в Аргентине, создали в стране режим, получивший поддержку благодаря национализму, направленному против Соединенных Штатов, а во внутренней политике - благодаря патерналистской политике, защищавшей интересы нового рабочего класса посредством очень развитой социальной политики. Последняя базировалась, однако, на проекте экономического развития, искажавшем естественные перспективы (в основе которых лежали богатое сельское хозяйство и животноводство). Режим ориентировался на неконкурентоспособную индустриализацию, защищенную протекционизмом, что вскоре привело Аргентину к экономической стагнации и чуть ли не к экономической отсталости.

    В период войны панамериканский консенсус (исключение составляла Аргентина) внес безоговорочный вклад в дело Соединенных Штатов. Вашингтонское правительство, со своей стороны, сделало все возможное, чтобы превратить исключительные обстоятельства, смягчавшие традиционное противостояние, в постоянную ситуацию. Все латиноамериканские страны, за исклю

    Глава 11. Система международных отношений после 1956 г. 1015

    чением Аргентины, были приглашены к участию в деятельности союза Объединенных Наций: подготовительных работах по созданию ФАО (FAO - Food and Agricultural Organization of the United Nations); в Бреттон-Вудской системе, в создании Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития. Более сложной была проблема участия в подготовительной работе по созданию ООН, доверенной только представителям крупнейших держав, что вызвало разногласия, связанные с требованием предоставить определенное количество мест в Совете Безопасности странам Латинской Америки. Память о первостепенной роли, которую играла Лига наций, все еще оказывала свое влияние на подготовку послевоенного устройства.

    Для преодоления этих разногласий и для обсуждения аргентинского вопроса Вашингтонское правительство согласилось на то, чтобы собрать в феврале-марте 1945 г. в Чапультепекском замке (Мехико) панамериканскую конференцию. Проблемы, стоявшие в центре дискуссии, касались роли Латинской Америки в новом мировом устройстве, будущей межамериканской системы и социально-экономических трудностей, связанных с переходом от войны к миру. Что касается первого вопроса, то Соединенные Штаты были ограничены соглашениями с Великобританией и Советским Союзом. Поэтому им пришлось ограничиться предложением, чтобы позиция латиноамериканских государств была свободно изложена на конференции в Сан-Франциско. Перестройка отношений между американскими государствами привела к более конкретным результатам. Латиноамериканские государства стремились к созданию континентальной оборонительной системы, которая автоматически связала бы обязательствами Соединенные Штаты, без необходимости голосования в Сенате. Результатом стал компромисс из трех пунктов, получивший название Чапультепекский акт (принят 8 марта 1945 г.), предусматривавший обязательства по совместной обороне на весь (теперь уже короткий) период войны; обязательство подписать договор, устанавливающий аналогичные гарантии на будущее; определение достигнутых договоренностей как «регионального соглашения, относящегося к вопросам мира и международной безопасности», которое должно применяться в Западном полушарии и должно соответствовать принципам создаваемой глобальной организации. В тот момент были заложены лишь основы политики, которую следовало, по мере возможности, сформировать. Что касается Аргентины, то было решено, что Чапультепекский акт будет открыт для присоединения к нему, но только 21 апреля, накануне начала

    В 1939-1941 гг. Куба придерживалась политики нейтралитета. Однако реакционные группы, господствовавшие в экономике страны, заявляя о своей приверженности делу демократических стран, в действительности сотрудничали с фашистскими организациями.

    В декабре 1941 года правительство Кубы (с 1940 г. президент Батиста) объявило войну Японии, Германии и Италии. Куба предоставила в распоряжение военно-воздушных и морских сил Соединенных Штатов территорию и главные порты страны для борьбы против немецких подводных лодок в Атлантике.

    Вооруженные силы Кубы перешли фактически под американское командование. В военных школах Соединенных Штатов обучались многие кубинские кадровые офицеры. Соединенные Штаты направили на Кубу большое количество вооружения.

    Правительство Кубы ввело всеобщую воинскую повинность, создав два военных подготовительных лагеря на 4 тыс. человек каждый. Одновременно были учреждены «Служба гражданской обороны», «Национальный антифашистский фронт», «Кубинско-американский фонд помощи союзникам» и другие организации.

    1 сентября 1939 г. нападением фашистской Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября в войну против Германии вступили Великобритания и Франция, имевшие небольшие колониальные владения в Карибском бассейне. Вслед за Великобританией войну Германии объявили все британские доминионы, среди них и расположенная в Западном полушарии Канада. Перед республиками Латинской Америки встала задача определить свою позицию в связи с начавшейся войной и потенциальной угрозой ее распространения на Западное полушарие. С успехами Германии связывали свои надежды наиболее реакционные элементы латиноамериканского общества, стремившиеся к утверждению террористических профашистских режимов. Но и гораздо более широкие националистические, отчасти и антиимпериалистически настроенные круги подчас склонны были видеть в нацистской Германии и ее союзниках противовес империализму США и Великобритании на мировой арене, а в фашистской идеологии – сплачивающее нацию начало в борьбе с западным империализмом и с раскалывающим нацию классовым антагонизмом. Демократические силы, напротив, усматривали в европейском фашизме главную угрозу свободе народов всего мира и выступали в поддержку антигитлеровской коалиции.

    Латинская Америка представляла интерес для воюющих держав прежде всего как важная сырьевая база. Здесь было сосредоточено Уз минеральных богатств капиталистического мира, среди них в большом количестве стратегическое сырье – медь, олово, железо, другие металлы, нефть. Латинская Америка давала 65 % мирового экспорта мяса, 85 % кофе, 45 % сахара. Находясь в сильной экономической зависимости от США и Великобритании, страны региона, особенно Аргентина, Бразилия и Чили, имели значительные связи и с державами «оси» – в первую очередь с Германией, а также с Италией и Японией. Местные господствующие классы были заинтересованы в том, чтобы извлечь максимальные выгоды из роста потребности в аграрно-сырьевой продукции в воюющих государствах обеих коалиций и в то же время избежать прямого участия в войне. Сохранение нейтралитета вместе с определенными защитными мерами в отношении территории своих стран в наибольшей степени отвечало их интересам и сближало их позиции с позицией Вашингтона. В начале войны США соблюдали нейтралитет в ней, хотя солидаризировались Великобританией и Францией в их борьбе с германской агрессией оказывали им растущую помощь сырьем и оружием. Правительство Ф.Рузвельта выступило инициатором сплочения стран Западного полушария в совместной защите Американского континента от Возможного военного вторжения сюда Германии или других вне-континентальных держав. Для США это был и удобный случай, чтобы усилить свои экономические, политические и военные позиции В Центральной и Южной Америке. Росту сотрудничества латиноамериканских республик с Вашингтоном способствовало и то, что военные действия в Европе и на морских коммуникациях привели резкому сокращению объема их торговых и экономических связей Европой.

    Отказ правительства Ф. Рузвельта от интервенций и провозглашение политики «доброго соседа» создали благоприятную атмосферу;ля осуществления планов США. Первые шаги были предприняты еще в предвоенные годы. Чрезвычайная межамериканская конференция в Буэнос-Айресе в декабре 1936 г. высказалась за взаимопомощь американских государств в случае угрозы их общей безопасности или безопасности одного из них. В такой ситуации предполагалось провести консультации друг с другом о тех или иных совместных мерах. Было принято решение о строительстве Панамериканской автострады, которая бы пересекла всю Латинскую Америку с севера на юг от США до южной оконечности континента.

    В декабре 1938 г. VIII Международная конференция американских государств (США и 20 республик Латинской Америки) в Лиме приняла «Декларацию принципов американской солидарности» («Лимская декларация»), которая в более определенной форме провозгласила решимость стран Западного полушария в случае угрозы миру, безопасности или территориальной целостности какой-либо из них координировать свои действия по ликвидации такой угрозы. Было решено отныне ежегодно проводить консультативные совещания министров иностранных дел американских республик.

    После начала войны вслед за США все государства Латинской Америки объявили о своем нейтралитете. 23 сентября – 3 октября 1939 г. в Панаме состоялось I Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, принявшее «Общую декларацию о нейтралитете». Для защиты нейтралитета континента и прилегающей к нему морской акватории Тихого и Атлантического океанов вдоль всего побережья США и Латинской Америки устанавливалась 300-мильная «зона безопасности», которая должна была совместно патрулироваться и охраняться. Запрещалось вторжение военных кораблей и самолетов воюющих стран в пределы этой зоны. Было решено также создать Межамериканский финансовый и экономический консультативный комитет.

    Разгром Германией в мае – июне 1940 г. Франции и Нидерландов поставил под вопрос судьбу их владений в Карибском бассейне. В связи с этим II Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, состоявшееся в Гаване 21–30 июля 1940 г., провозгласило право американских государств на оккупацию владений европейских стран в Америке в случае угрозы захвата их какой-либо внеконтинентальной державой. Была принята также «Декларация о взаимной помощи и сотрудничестве в обороне американских государств», в которой говорилось, что «всякое покушение на территориальную целостность, неприкосновенность или независимость любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против всех государств, подписавших данную декларацию». Участники совещания обязались пресекать подрывную деятельность неамериканских держав на континенте. Выполняя решение Гаванского совещания, США совместно с Бразилией в ноябре 1941 г. оккупировали Нидерландскую Гвиану (Суринам). Соединенные Штаты оккупировали также острова Нидерландской Вест-Индии (Аруба, Кюрасао) у Венесуэльского побережья. Что касается владений Франции в Карибском бассейне (острова Гваделупа и Мартиника и Французская Гвиана), то они остались под контролем французского вишистского правительства.

    Победы Германии в Европе, захват нацистами и их союзниками новых стран, вовлечение в войну все большего круга государств, нападение Германии 22 июня 1941 г. на Советский Союз и быстрое продвижение войск агрессора в глубь советской территории – все это вело к росту осознания в странах Латинской Америки грозящей всеми миру опасности. Ширилось массовое движение солидарности с участниками антигитлеровской коалиции.

    Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах в Тихом океане 7 декабря 1941 г. привело к вступлению США в войну против держав «оси». Вместе с США войну державам «оси» 8 и 9 декабря 1941 г. объявили все страны Центральной Америки – Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, а также Эквадор. 1 января 1942 г. эти республики совместно с другими участниками антифашистской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций об освободительных и антифашистских целях войны. Мексика, Колумбия и Венесуэла разорвали дипломатические отношения с Германией и ее союзниками. 15–28 января 1942 г. в Рио-де-Жанейро состоялось III Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, рекомендовавшее всем остальным странам региона разорвать дипломатические отношения с державами «оси» и прекратить с ними всякие торговые и экономические связи. Совещание высказалось за мобилизацию стратегических и агросырьевых ресурсов стран континента на совместную оборону Западного полушария. Важнейшим решением совещания была резолюция о создании Межамериканского совета обороны в составе представителей всех стран Латинской Америки и США под председательством представителя США с местопребыванием в Вашингтоне, что стало шагом на пути к оформлению военно-политического союза латиноамериканских республик с Соединенными Штатами.

    Вскоре войну Германии и ее союзникам объявили Мексика (22 мая 1942 г.) и Бразилия (22 августа 1942 г.) – крупнейшие страны региона, позднее Боливия (апрель 1943 г.) и Колумбия (ноябрь 1943 г.). Остальные южноамериканские республики (Парагвай, Перу, Чили, Уругвай и Венесуэла) присоединились к антифашистской коалиции лишь в феврале 1945 г. Дольше всех отказывалась от вступления в войну и поддерживала сотрудничество с Германией и ее союзниками Аргентина, где были сильны прогерманские и антиамериканские настроения. Она объявила войну державам «оси» только 27 марта 1945 г., накануне разгрома Германии, и то под сильным давлением США и других американских государств.

    Непосредственное участие в боевых действиях на фронтах второй мировой войны на ее заключительном этапе приняли воинские подразделения только двух стран региона – Бразилии и Мексики. В июле 1944 г. в Италию прибыл бразильский экспедиционный корпус в составе пехотной дивизии и авиаотряда. Он участвовал в боях на итальянском фронте с сентября 1944 г. до капитуляции германских войск в Северной Италии в апреле 1945 г., потеряв 2 тыс. человек. Мексика в феврале 1945 г. направила авиаэскадрилью (300 человек) на Тихий океан, где она участвовала в воздушных боях в районе Филиппин, затем в районе Тайваня против Японии. 14 тыс. мексиканских граждан сражались в рядах американской армии.

    В основном участие латиноамериканских республик во второй мировой войне выразилось в поставке стратегических материалов, сырья и продовольствия воюющим участникам антифашистской коалиции, главным образом США,– меди, олова, ртути, каучука, сахара и др. Страны региона предоставили свою территорию для создания на ней военных, военно-морских и военно-воздушных баз США во исполнение решений о совместной обороне Западного полушария. Такие базы появились в Панаме, на побережье Чили, Перу, Бразилии, Уругвая, на Кокосовых (Коста-Рика) и Галапагосских (Эквадор) островах, в Карибском бассейне. В 1945 г. на территории латиноамериканских республик находились 92 крупные военные базы США. Страны региона проводили и собственные оборонительные мероприятия на своей территории, охраняли побережье, участвовали в конвоировании судов в Атлантике и на Тихом океане, в боях с германскими подводными лодками. В латиноамериканских республиках действовали военные миссии США. Вашингтон поставлял им военную технику и снаряжение, помогал в подготовке местных офицерских кадров.

    В конце войны, 21 февраля – 8 марта 1945 г., состоялась Чапультепекская (по названию резиденции в г. Мехико) конференция американских государств по вопросам войны и мира. Принятый ею «Чапультепекский акт» закреплял сохранение и после войны принципа взаимопомощи и солидарности стран континента, их совместной обороны в случае нападения или угрозы агрессии против любой из них. Решено было наряду с ежегодными консультативными совещаниями министров иностранных дел по срочным и важным вопросам регулярно, раз в 4 года, созывать межамериканские конференции на уровне глав государств. По предложению госсекретаря США Клейтона была принята «Экономическая хартия», предусматривавшая постепенную отмену таможенных барьеров, препятствовавших росту международной торговли, предоставление гарантий иностранным капиталовложениям, недопущение экономической дискриминации. На этих условиях США обещали содействовать индустриализации стран Латинской Америки. «Экономическая хартия» создавала благоприятные перспективы для расширения торгово-экономических связей США с республиками к югу от Рио-Гранде-дель-Норте, для экспансии в Латинскую Америку североамериканского частного капитала.

    В апреле – июне 1945 г. 19 латиноамериканских государств участвовали в работе Учредительной конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско, принявшей Устав ООН. Об их значительном удельном весе на конференции свидетельствовал тот факт, что всего на ней было представлено 42 страны. Из 50 первоначальных членов ООН в 1945 г. 20 были латиноамериканские страны.