• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно












    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Образовательные : сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
    • Развивающие : формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы.
    • Воспитывающие : разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле.

    Оборудование урока:

    • Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
    • Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
    • Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.

    Ход урока

    План Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1. Организационный момент Проверка отсутствующих

    Проверка готовности к уроку

    Готовятся к уроку.
    2. Введение в тему урока На экране появляется вид города (слайд 1). Обучающимся предлагается

    узнать, какой именно город перед ними;

    предположить, чем именно больше всего гордятся жители этого города.

    На экране появляется цитата из трагедии Эсхила “Персы”, она поможет обучающимся сориентироваться с ответом и станет переходом к следующему вопросу:

    Когда в Афинах зародилась демократия?

    Давайте вспомним устройство государственной власти в Афинах при Солоне (по мере ответа появляется схема на слайде 2).

    Ответы на вопросы учителя:

    2. прекрасными зданиями, богатствами города и богатой торговлей, политическим строем.

    3. Демократия в Афинах зародилась при Солоне в VI в. до н.э.

    4. До того городом управляла аристократия, совет знати (ареопаг) избирал 9 правителей-архонтов из числа знатных горожан. После реформ Солона главная роль начала переходить к Народному собранию, архонтами стали избирать богатых граждан, а судьей мог стать любой гражданин Афин.

    3. Объяснение нового материала Давайте посмотрим, что изменилось в управлении Афинами после победы в Греко-персидских войнах (слайд 3).

    А. Личность Перикла

    Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах приходится на то время, когда во главе города стоял Перикл. Он происходил из знатного рода, был богат, но считал, что все граждане Афин могут и должны управлять государством. Давайте посмотрим, какими качествами обладал Перикл. Вопрос классу: “ Где могли пригодиться Периклу те качества, которыми он обладал”?

    Благодаря своим талантам и успешной политике Перикла 15 раз избирали на Народном собрании первым стратегом.

    При показе слайда 3 записывается тема урока в тетрадях.

    При показе слайда 4 фиксируют в тетради дату первого избрания Перикла на должность первого стратега (443 г. до н.э.). Ответ на вопрос учителя: “В выступлениях на Народном собрании, так как ему нужно было убеждать людей принять его точку зрения; при управлении государством”.

    Слайд 5. Действительно, для того, чтобы выступать перед Народным собранием в Афинах все эти качества были необходимы. Особенно важным было умение громко, красиво и доходчиво излагать свои мысли. Ведь в Народном собрании могли участвовать все граждане, а это около 20 тысяч человек. Сначала Народные собрания собирались на агоре – рыночной площади. Но во времена Перикла местом проведения Народного собрания стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас услышали и выслушали, нужно говорить интересно и убедительно, чтобы слушатели боялись пропустить даже слово.

    А кто мог участвовать в Народном собрании, у кого были гражданские права в Афинах?

    При обсуждении слайда 5 отвечают на вопрос: “Гражданами в Афинах были те, чьи родители были гражданами (+ владение землей и служба в армии), в Народном собрании могли участвовать только мужчины старше 20 лет”.
    Б. Устройство афинской демократии при Перикле

    Обучающимся предлагается перерисовать со слайда 6 схему. В это время учитель дает необходимые пояснения к схеме: “Решающая роль в управлении страной принадлежала в это время Народному собранию и Совету пятисот. В Народном собрании решались самые главные вопросы – объявляли войны и подтверждали заключение мира, принимали новые законы, выбирали 10 стратегов (в том числе и первого), выслушивали отчеты стратегов о том, как они расходовали деньги из казны. Поскольку все граждане могли участвовать в Народном собрании и вносить на обсуждение законы, демократия в Афинах была прямой”.

    Перерисовывают схему “Устройство афинской демократии при Перикле”;

    Вопрос обучающимся: “Как граждане России участвуют в управлении государством, в чем отличие от афинской демократии”?

    Но участников Народного собрания очень много. Поэтому к каждому собранию (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно было готовиться. Эта обязанность, как и необходимость следить за ходом обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот.

    На Народном собрании проходили выборы судей и государственных чиновников.

    Отвечают на вопрос:

    У нас – представительная демократия. Мы выбираем депутатов (и мужчины, и женщины), а сами в заседаниях парламента не участвуем.

    Перед обсуждением вопросов о способах голосования учащимся предлагается выполнить задание № 1 на рабочем листе.

    “Как вы думаете, почему афиняне применяли жеребьевку”?

    После ответов, по управляющей стрелке презентация возвращается на слайд 6.

    Выполняют задание №1 в рабочем листе урока, проверка задания может осуществляться сразу после выполнения или лист будет собран и за его заполнение будет выставлена оценка по итогам урока

    Варианты ответов – для соблюдения справедливости, чтобы никто не подтасовал решение; или отдают решение на волю богов;

    Ещё одной задачей, стоящей перед Народным собранием, была борьба с внутренними врагами демократии. Для этого применяли остракизм (слайд 7 – переход через остракон). Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города. После обсуждения вопросов – возвращение на слайд 6 через управляющую кнопку. Слушают рассказ учителя

    Вопрос: чье имя написано на остраконе? Чем этот человек известен? Чем он мог быть опасен для Афин?

    (на верхнем остраконе можно рассмотреть имя Фемистокла, афинского стратега периода греко-персидских войн, руководившего греческим флотом во время битвы при Саламине)

    Перикл добился введения оплаты выборных должностей. Как вы думаете, зачем он это сделал? А откуда у афинян было столько денег, чтобы платить за занимаемые должности? (слайд 10 “Источники пополнения Афинской казны”– переход через кнопку со стрелкой вперед).

    Все афиняне были равны перед законом (слайд 9 – переход через кнопку с домом). Примером может служить судьба самого Перикла. Его женой была уроженка города Милета – Аспасия. Двое его сыновей от этого брака не могли получить афинское гражданство, несмотря на все заслуги своего отца.

    Ответ на вопрос учителя: чтобы бедные граждане могли работать на выборной должности, не думая, как им прокормить свои семьи. Выдвижение предположений об источниках доходов, сравнение с представленными на слайде 10.
    4. Закрепление материала Демократия как строй имела и сторонников, и противников. Давайте посмотрим, какие положительные и отрицательные черты выделяли в этом строе современники.

    А какие черты положительные и отрицательные можете выделить вы?

    Если остается время на уроке, в качестве иллюстрации возможной несправедливости со стороны Народного собрания можно привести рассказ о судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187) или о Солоне (стр. 188 – 189).

    Работа с текстом источника, ответы на вопросы учителя.

    Примерные ответы приведены в образце рабочего листа урока.

    После обсуждения ответов на вопросы, поставленные в раздаточных материалах, обучающиеся обращаются к слайду 11 (переход по стрелке) и сравнивают выводы с теми, что представлены в учебной презентации.

    5. Домашнее задание Высвечивается на экране (слайд 12) или открывается на доске. Запись домашнего задания.

    Оформление доски:

    1. Экран для демонстрации слайд-шоу по центру доски
    2. Домашнее задание (закрытое от учеников) на правом крыле доски
    3. В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия).

    Образец заполненного рабочего листа урока:

    Устройство афинской демократии во времена Перикла. V в. до н.э.

    Определите, в чьей компетенции будут находиться следующие дела:

    Объявление войны и мира А
    Руководство войском и флотом Б
    Принятие законов А
    Подготовка проектов решений Народного собрания В
    Рассмотрение дела о краже Г
    Сбор налогов Е
    Сношения с другими государствами Б
    Рассмотрение отчетов стратега о потраченных из казны деньгах А
    Поход на врагов города Д
    Наблюдение за порядком на рынке Е

    Условные обозначения:

    А – Народное собрание

    Б – главный стратег

    В – Совет пятисот

    Д – Армия

    Е – государственные служащие

    Сторонники и противники демократии

    Раздаточный материал для анализа:

    Народоправие

    Отрывок из речи Перикла

    Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести.

    Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем.

    Афинская полития

    Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.

    Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность, недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств.

    1. Укажите, какие достоинства имело народоправие (демократия) в Афинах.
    2. Определите, какие недостатки, с точки зрения автора второго текста, имела демократия.
    3. Ответы на п.1 и п.2 занесите в таблицу в рабочем листе урока.
    4. Для кого демократию можно считать справедливым порядком?

    Литература

    1. Аппарович Н.И. и др. Дидактические карточки-задания по истории древнего мира. 5 класс. – М.:ГЕНЖЕР, 1999.
    2. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2009.
    3. Атлас Древнего мира. (CD)
    4. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. – М.: Просвещение, 1996.
    5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
    6. История. 5 класс. Мультимедийное пособие нового образца. Просвещение, 2002.
    7. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
    8. Тематический контроль по истории. Древний мир. – М.: Интеллект-Центр, 1999.
    9. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: ВЛАДОС, 2004.
    10. Шевченко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам “История Древнего мира” и “История средних веков”. – М.: АРКТИ, 2002.

    Афинский государственный деятель Перикл (443–429 до н.э.) привлек средние и бедные слои афинских граждан к управлению государством. Впервые в европейской истории в государстве возникла истинная демократия – власть народа. Перикл ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях – гражданских колониях. Однако политические права граждан имели немногие. Главную роль играл высший законодательный орган Народное собрание, в котором принимали участие 45 000 человек из 315 000 жителей Афин. Вне гражданского общества стояли женщины, метеки (лично свободные переселенцы) и рабы. Власть народа в Афинах сочеталась с авторитаризмом Перикла, подчинившего себе Народное собрание (умеренная демократия).

    Родоначальники демократии – древние греки – собирались на агоре – городской центр (в переводе "я собираю"). Здесь проходили диспуты и беседы на политические темы. Демократия возникла именно из диспутов и бесед. Кто не приходил на общее собрание (а оно происходило через каждые 10 лет), платил штраф. Любой свободный грек имел право высказаться – о войне, мире, религии, налогах с гетер и т.п., – если он не был привлечен к уголовной ответственности. Если кто-либо голосовал за войну или повышение налогообложения, то эго значило, что прежде всего ему самому придется идти воевать и платить налоги. Это совсем не то же самое, что посылать на войну наемников или облагать налогом других людей. Принимаемые греками решения касались их самих.

    В Афинах высшую должность мог занять даже сапожник. Выбирали по жребию. не существовало бюрократии, служащих и государственного аппарата. Руководство страны не оплачивалось. Единственная доступная ему власть – сила убеждения. Перикл первым убедил всех греков в том, что надо платить за руководство государством. После этого руководящие должности могли занимать бедняки. Бесплатное руководство было по силам осуществить прежде всего богатым.

    Греческая демократия охватывала не весь, а часть народа – около 1/10 всего населения. В Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица – магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

    Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать не то общество, которое начисто лишено классов, а то, где их три, и каждый, выполняя предписанные функции, занимает свое место в иерархии. Кстати сказать, Платон был недалек от истины: самыми стабильными и длительными считаются кастовое и сословные общества, где каждая страта занимала строго отведенное место в иерархии. Напротив, общества, где революционеры сметали всякие социальные барьеры и классовые перегородки, в скором времени распадались.

    На языке современной социологии это называется:

    1) пожизненным закреплением человека за своей профессией; 2) пожизненным закреплением человека за своим сословием; 3) ограничение либо запрещение как горизонтальной (профессиональной), так и вертикальной (межклассовой и межсословной) социальной мобильности. На этом основании мы вправе сделать вывод: Платон был сторонником закрытого общества.

    Социологический практикум

    С точки зрения политологии, Платон был сторонником уравнительного коммунизма, а с позиций социологии – закрытого общества (как мы только что выяснили). А как бы вы охарактеризовали взгляды нынешних российских членов КПРФ?

    Именно греки придумали слово, которое сегодня стало для нас самым необходимым, – экономика, или "ойкономия", заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально ойкономия означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т.е. руководить женой, чадами и домочадцами. У Платона "ойкономия" приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие "койнония" и вовсе социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.

    Платон считал жесткое разделение общественного труда основой устойчивости общества и основным механизмом поддержания социального порядка (рис. 3.3). Общество пребывает в состоянии хаоса и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Общество, где каждый человек выполняет предписанные функции и занимает свое место в иерархии, надо считать стабильным.

    Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке снижения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырас тает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

    Рис. 3.3.

    В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

    2000 лет назад Платон говорил, что демократия ведет к анархии в обществе и правлению толпы

    Обучать управлению государством надо всех граждан (кроме рабов) полиса. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств – практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п.

    И социализация, и воспитание продолжаются у Платона всю жизнь. Только не всем даются они в равной степени. Неучи опускаются па самое дно общество – в андеркласс (рабы, беглые, попрошайки, спившиеся, продажные и бездомные). Недоучки оседают в низшем классе, пополняя ряды ремесленников и крестьян. Хорошисты попадают в рыцарскую страту воинов, которые во все времена относились к аристократии. И, наконец, круглые отличники, а их всегда меньшинство, вырастали в мудрых правителей.

    Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал, что править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное – не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти – эго олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.

    Платон – величайший мыслитель всех времен, родоначальник политической теории и социологии.

    Карл Поппер

    Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон, высоко ценится не столько материальный капитал (денежное богатство, частная собственность), сколько интеллектуальный (знания, квалификация, воспитание). Разумеется, это еще не воплощение задуманного в жизнь, ведь Платон говорил о нравственных требованиях, предъявляемых к элите, а сегодня все говорят о духовном кризисе, в разной степени поразившем разные страны.

    Такова в общих чертах социологическая теория правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: "Как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?" Платон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить их сущность (рис. 3.4).

    Рис. 3.4. "Государство" Платона

    • Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 2. С. 434.

    Расцвет демократии в Афинах

    К V в. до н.э. в Афинах окончательно утвердилась демократия, т.е. власть народа. Здесь не было ни царей, ни знатных вельмож, все люди, независимо от своего материального положения были равны. Эта эпоха символизировала истинный расцвет Афин.

    Основой политической организации в Афинах выступал коллектив граждан. Полноправным афинским гражданином являлся житель Аттики, достигший 18-летнего возраста, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было внесено в особый список. Более половины населения афинского общества, состоявшее из рабов и метеков, гражданами не являлись. Верховной властью в Афинах обладало Народное собрание, на которое собирались все граждане, независимо от их имущественного положения, проживающие на территориях, входивших в состав Афинского государства. Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц на пологом холме, называемом Пникс, в западной части города. Чем же занималось народное собрание? Оно выбирало должностных лиц, объявляло войны и заключало мирные договоры, обсуждало и принимало новые законы, распоряжалось казной и утверждало расходы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

    Ежегодно избираемые должностные лица имели различные обязанности. Так, например стратеги руководили армией и флотом, судьи следили за выполнением законов, сборщики пошлин собирали налоги. Занимать такие должности было почетно, поэтому никакая плата за это не полагалось. Вследствие этого, многие бедные граждане не стремились занимать государственные посты. Существовало два способа выбора должностных лиц. Согласно первому способу, должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирали по жребию. Другой способ, предназначенный для выбора на военные должности, в первую очередь стратегов, проводился голосованием с помощью поднятия рук.

    Деятельность Перикла

    Данный период в истории Афин связан с деятельностью выдающегося политика и настоящего патриота Перикла. Это был прекрасно образованный человек, оратор, обладавший красноречием и способный убеждать слушателей. Афиняне говорили, что когда Перикл произносит речь, он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии. Перикл снискал любовь народа, борясь против знатных и богатых граждан. Благодаря ему, была введена плата за исполнение государственных должностей и у малоимущих граждан впервые появилась реальная возможность активно заниматься политической деятельностью. По его предложению был учрежден закон, согласно которому, гражданином считался лишь человек, чьи родители, а также родители родителей являлись афинскими гражданами. Кроме того, пользуясь своим влиянием, Перикл начал грандиозную застройку Афин. Под руководством знаменитого скульптора Фидия были построены многие знаменитые сооружения, самым известным из которых является Парфенон. Благодаря Периклу, Афины прозваны «школой Эллады», так как сюда съезжали великие поэты, философы и ученые, многие из которых являлись друзьями политика.

    Беспредельная преданность родному городу и его демократическому строю снискали Периклу любовь и доверие народа. Пятнадцать раз, начиная с 443 г. до н.э., он ежегодно переизбирался на должность первого стратега. Все его законопроекты и предложения, вносимые в Народное собрание, принимались без возражений и считались наилучшими. Сам Перикл отвечал народу взаимностью, предложив среди прочего выдавать беднейшим гражданам так называемые «театральные деньги», которые могли быть потрачены на посещение театра.

    Во внешней политике Перикл так же добился успехов. После заключения мира с Персией он попытался собрать общегреческий союз, который объединил бы всех греков. Этой инициативе воспрепятствовала Спарта, опасавшаяся усиления Афин, что привело к созданию Афинского морского союза, включившего в себя многие города Средней Греции и некоторые колонии, а также Пелопоннесского союза, возглавляемого Спартой. Противодействие Спарты и ее союзников обостряли отношения двух ведущих государств Греции и в итоге привели к длительной Пелопоннесской войне, завершившейся безоговорочной победой Спарты и роспуском Афинского морского союза.

    Активная политическая деятельность Перикла привела к тому, что у него появилось множество недоброжелателей. Греческий историк Плутарх сообщает, что однажды противники Перикла обвинили его в слишком больших затратах на строительство. На это политик ответил: «В таком случае, пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов народ согласился на любые расходы, доверив Периклу государственную казну.

    В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как изменилось управление афинского полиса в годы правления Перикла.

    Предыстория

    Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. урок ).

    Законодательная власть

    • Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.
    • Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

    Исполнительская власть

    Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

    Судебная власть

    Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

    События

    443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

    431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

    Участники

    Афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов. Семь дней Истории. «Греция. Перикл - расцвет Афинской демократии» .

    Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

    Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

    Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

    Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов (рис. 2). Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

    Рис. 2. Народное собрание ()

    За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

    Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

    Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады (рис. 3).

    Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

    Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

    При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

    Список литературы

    1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
    1. Bibliotekar.ru ()
    2. Grani.roerich.com ()

    Домашнее задание

    1. Каковы различия в управлении в Афинах при Солоне и при Перикле?
    2. Какой орган власти играл главную роль в управлении Афинского полиса?
    3. Мог ли бедный афинянин занять должность судьи?
    4. Какие формы голосования использовались в афинском Народном собрании?
    5. Кто был недоволен правлением Перикла? Почему?

    Страница 1
    Тема:Афинская демократия при Перикле

    Цели:

    Расширить и дополнить представления о демократии;

    Познакомить с деятельностью Перикла;

    Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

    План урока:

    1.Зарождение демократии в Афинах

    2.Афины при Перикле.

    3.Реформа государственного управления при Перикле.

    4.Закрепление.

    Ход урока

    Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

    Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

    Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

    Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

    Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

    V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

    Давай вспомним с тобой

    Что означает слово «демократия»?

    С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

    Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

    2. Объяснение нового материала.

    После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

    Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

    Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

    При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

    При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

    Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

    Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

    Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

    Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

    Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

    Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

    Вопрос к тексту:

    1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

    А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

    Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

    Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

    В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

    Вопросы к тексту:

    1. Как сам Перикл определяет демократию?

    2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

    Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

    Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

    Выполнение теста.

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

    1. Перикл начал управлять в Афинах:

    А) в 420 г. до н. э.

    Б) в 443 г. до н. э.

    В) в 476 г. до н. э.

    2. Перикл занимал высшую должность:

    3. Перикл происходил из семьи:

    А) аристократа

    Б) торговца

    В) ремесленника

    4. Перикл думал:

    А) о покорении персов

    Б) о могуществе Афин

    В) о создании мощного войска

    5. По предложению Перикла в Афинах:

    А) платили за государственную службу

    Б) строили водопроводы

    В) обучали женщин школе
    страница 1