• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Джордж Ритцер (George Ritzer, 1940) — американский социолог, профессор и автор, который изучает процесс глобализации, метатеорию, модели потребления.

    С 2001 года по настоящее время является заслуженным профессором Мэрилендского университета (США). Получил докторскую степень в Корнеллском университете (г. Итака).

    В 1968-1970 годах — помощник профессора Тулейнского университета (Новый Орлеан). В 1970-1974 — адъюнкт-профессор Канзасского университета. В 1974-2001 — профессор Мэрилендского университета.

    Читал лекции в университете графства Суррей (Англия), Шанхайском университете (Китай), университете Тампере (Канада), Бременском университете (Германия). Является лауреатом премии Мэрилендского университета (1989-1990), премии Американской социологической ассоциации за заслуги в преподавании (2000), почетным доктором университета Латроуб (Австралия). В 2004 выдвинут на пост президента Южного социологического общества.

    Ритцер больше всего известен своей концепцией «макдональдизации», представляющей собой развитие веберовской идеи инструментальной рационализации современных общества и культуры, наиболее ярким воплощением которой стали рестораны быстрого питания. Другой важной темой научного творчества Ритцера является изучение потребления, которое понимается как системный фактор современного общества, обусловливающий его наиболее негативные качества. С этими темами непосредственно связана проблема глобализации обществ и культур, которая по мнению Ритцера, ведет к утрате разнообразия социальной жизни, где все больше доминируют централизованно создающиеся и контролируемые формы.

    Широкую известность получила также принадлежащая Ритцеру концепция метатеоретизирования, под которым понимается систематическое, сравнительное и рефлексивное изучение социологических теорий с целью выявления имплицитных концептуальных структур и скрытых допущений. Кроме того, Ритцер также известен как автор многочисленных компендиумов и учебников по социальной теории, отличающихся большой доступностью изложения.

    Книги (2)

    Макдональдизация общества 5

    В книге «Макдональдизация общества 5» американский социолог Джордж Ритцер исследует вопрос о том, как современные средства и механизмы потребления меняют нашу социальную жизнь.

    Автор рассматривает ресторан быстрого питания «Макдональдс» как образец формальной рациональности, подобный модели бюрократии на ранних этапах развития современного общества и пронизывающий собой все сферы его жизни.

    Предложенный Ритцером социальный анализ затрагивает проблему современности в трех ее основных аспектах: макдональдизации общества, связи между макдональдизацией и глобализацией и развития новых средств потребления.

    Современные социологические теории

    Книга о самых интересных и главных идеях в социологии, выдержавших проверку временем, и о системе взглядов на основные социальные проблемы.

    В первой части издания представлен выборочный исторический обзор теорий и воззрений мыслителей, чье творчество подробно анализируется автором в последующих разделах.

    Предмет второй части — основные школы современной социологической теории в контексте широкого движения к теоретическому синтезу и попыток объединить микро- и макротеории.

    В третьей части рассматриваются два ведущих направления в современной социологической теории, касающиеся соотношения микро- и макросвязей.

    Заключительная, четвертая часть, посвящена изложению взглядов наиболее значительных теоретиков постмодернизма и тенденциям развития сегодняшней теории социологии.


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Тульский государственный университет»

    Кафедра социологии и политологии

    Курсовая работа по дисциплине
    «Современные социологические теории и школы»

    Анализ современных социологических теорий
    в фундаментальном труде Дж. Ритцера

    Студент гр. 840461/12 ______________________________ __Шумилин С.В.
    (подпись)

    Науч. рук.: канд. ист. наук, доц.______________________ Мартынова Т.М.
    (подпись)

    Тула 2011
    Содержание
    Введение…………………………………………… ………………….……3

      Дж. Ритцер как представитель современной американской социологии…………………………………………………… …………5
      Фундаментальный труд Дж. Ритцера «Современные социологические теории»………………………………………………7
      Этнометодология как особый вид современной социологической теории в книге Дж. Ритцера………………………………………….12
      Создание Дж. Ритцером теории макдональдизации общества как проявления нового типа рациональности……………………………15
    Заключение……………………………………… ………………………..18
    Список литературы…………………………………………………… ….19

    Введение
    Джордж Ритцер – современный американский социолог, автор концепцией «макдональдизации». Известен он также концепцией метатеоретизирования, в этом случае Ритцер использует категорию « социология социологии» и выдвигает модификацию этого понятия: «социология социологической теории», называя ее метасоциологией. Стоит также отметить, что Ритцер считает современную социологию мультипарадигмальной наукой.
    Труд Дж. Ритцера «Современные социологические теории» представляет несомненный вклад в систематизацию и развитие теоретической социологии.
    Исследователей, которые могли бы предоставить какие- либо отзывы о книге Дж. Ритцера «Современные социологические теории», крайне мало. Безусловно, этот американский социолог сейчас очень популярен в России, но при написании данной работы возникли некоторые трудности, связанные с недостатком материалов.
    Объектом курсовой работы является фундаментальный труд Дж. Ритцера «Современные социологические теории»
    Предметом – современные социологические теории в труде Дж. Ритцера.
    В курсовой работе акцент был сделан на теории этнометодологии как особой современной социологической теории, а также на теории «макдональдизации» общества, предложенной Дж. Ритцером.
    Целью является анализ структуры и особенностей книги Дж. Ритцера «Современные социологические теории», а также изложенных в ней современных социологических теорий.
    Задачи:

      обратиться к биографии Дж. Ритцера как представитель современной американской социологии;
      проанализировать фундаментальный труд Дж. Ритцера «Современные социологические теории» с точки зрения структуры, логики, целостности и содержания;
      выяснить как представлена теория этнометодологии в книге Дж. Ритцера;
      изучить созданную Дж. Ритцером теорию макдональдизации общества как проявления нового типа рациональности.
    В написании работы применялся комплексный подход. Использовались теоретический, логический, системный и сравнительный методы, с помощью которых проводилось теоретическое исследование выбранной темы курсовой работы.
    Теоретико- методологической основой данной работы послужили труды Дж. Ритцера “Современные социологические теории” и “Макдональдизация общества “.
      Дж. Ритцер как представитель современной американской социологии

    Ритцер (Ritzer) Джордж (1940) - американский социолог, профессор университета штата Мэриленд, США. Один из современных социологов знания, последователь Т. Куна.

    С 2001 года по настоящее время является заслуженным профессором Мэрилендского университета (США). Получил докторскую степень в Корнеллском университете (г. Итака). В 1968-1970 годах - помощник профессора Тулейнского университета (Новый Орлеан). В 1970-1974 - адъюнкт-профессор Канзасского университета. В 1974-2001 - профессор Мэрилендского университета. Читал лекции в университете графства Суррей (Англия), Шанхайском университете (Китай), университете Тампере (Канада), Бременском университете (Германия). Является лауреатом премии Мэрилендского университета (1989-1990), премии Американской социологической ассоциации за заслуги в преподавании (2000), почетным доктором университета Латроуб (Австралия). В 2004 выдвинут на пост президента Южного социологического общества.
    Ритцер больше всего известен своей концепцией «макдональдизации», представляющей собой развитие веберовской идеи инструментальной рационализации современных общества и культуры, наиболее ярким воплощением которой стали рестораны быстрого питания. Другой важной темой научного творчества Ритцера является изучение потребления, которое понимается как системный фактор современного общества, обусловливающий его наиболее негативные качества. С этими темами непосредственно связана проблема глобализации обществ и культур, которая по мнению Ритцера, ведет к утрате разнообразия социальной жизни, где все больше доминируют централизованно создающиеся и контролируемые формы.
    Широкую известность получила также принадлежащая Ритцеру концепция метатеоретизирования, под которым понимается систематическое, сравнительное и рефлексивное изучение социологических теорий с целью выявления имплицитных концептуальных структур и скрытых допущений. Дж.Ритцер использует категорию « социология социологии». Выдвигает модификацию этого понятия: «социология социологической теории», называя ее метасоциологией 1 .

    Ритцер считает современную социологию мультипарадигмальной наукой, в последнее время все больше обнаруживающей тенденции к взаимосближению парадигм: функционалистской парадигмы «социальных фактов», феноменологической – «социальных дефиниций» и бихевиористской – «социального поведения», то есть к построению интегративной парадигмы. «Ключом» к интегративной парадигме Ритцер считает свою концепцию «уровней» исследования: вслед за Ж. Гурвичем, Дж. Александером и некоторыми другими исследователями он дает логико-диалектическую классификацию уровней социальной реальности, которая, по замыслу должна помочь исследователю организовать острый, многоаспектный материал системы координат. Согласно Ритцеру, одна из ее осей – «макромикроконтинуум», другая - «субъективно-объективный континуум».

    Кроме того, Ритцер также известен как автор многочисленных компендиумов и учебников по социальной теории, отличающихся большой доступностью изложения. Его труд по истории социологических теорий представляет несомненный вклад в систематизацию и развитие теоретической социологии 2 .

      Фундаментальный труд Дж. Ритцера «Современные социологические теории»
    «Современные социологические теории» - книга Дж. Ритцера о самых интересных и главных идеях в социологии, выдержавших проверку временем, и о системе взглядов на основные проблемы. Автор умело расставляет акценты, анализируя представленные теории. Структура книги дает возможность целостно воспринять большой объем материала в перспективе исторического становления теории социологии, а биографические справки об авторах делают книгу более энциклопедичной.
    В первой части издания представлен выборочный исторический обзор теорий и воззрений мыслителей, чье творчество подробно анализируется автором в последующих разделах.
    Предмет рассмотрения второй части – основные школы современной социологической теории в контексте широкого движения к теоретическому синтезу и попыток объединить микро- и макротеории.
    В третьей части рассматриваются два ведущих направления в современной социологической теории, касающиеся соотношения микро- и макросвязей.
    Заключительная, четвертая, часть посвящена изложению взглядов наиболее значительных теоретиков постмодернизма и тенденциям развития сегодняшней теории социологии.
    В предисловии данной книги Дж. Ритцер пишет: «Занимаясь переработкой данной книги, я снова был потрясен актуальностью этой области знаний. Самым большим изменением, отличающим данное издание, стал возврат к системной теории. Необходимость этого продиктована возрастающим международным интересом и вниманием к работе выдающегося немецкого системного теоретика Никласа Лумана. Его взглядам посвящена основная часть главы. Среди других существенных изменений следует отметить включение разделов, касающихся применения идей постмодернизма, критики постмодернизма и расцвета пост-постмодернизма (глава 13), обсуждение новых средств потребления, а также размышления Мануэля Кастеллса об информационном обществе (глава 12).
    Однако, работая над этой книгой, я не ставил перед собой цель увеличить объем текста (хотя это и случилось в ряде мест). Наоборот, я старался не допустить этого и даже намеревался сделать в тексте некоторые сокращения. Я не уверен, что преуспел в последнем, но тем не менее текст был существенно сокращен, особенно в разделах, касающихся теорий, уже не столь актуальных в настоящее время, как когда-то. Также была предпринята попытка сократить тот текст, в котором фактически не приводится никаких доводов. Кроме того, я постарался сделать книгу более легкой для чтения, добавив заголовки и подзаголовки.
    Также следует принять во внимание, что книга выходит в преддверии нового тысячелетия, в то время когда в построении социальных теорий настал перерыв, период консолидации. Это не означает, что сейчас не рождаются новые теории, однако в основном процесс теоретизирования затрагивает уже существующие категории, и с момента выхода последнего издания новые социологические теории, представляющие, на наш взгляд, особую важность, не появлялись.
    Иными словами, за последние несколько лет не появилось ничего, что можно было бы поставить на одну ступень с возникновением микро-макро и агент-структурных теорий, а также постмодернистской социальной теории в 1980-х - начале 1990-х гг. Некоторые теории стали более актуальными, например теория рационального выбора, а также теория систем, в то время как другие - неофункционализма, метатеоретизирование - потеряли спою остроту, по крайней мере и настоящий момент» 3 .
    Во введении Ритцер говорит, что представление истории социологической теории - важная задача, но, так как мы уделяем этому только две главы (1 и 2), вниманию читателя предлагается выборочный исторический обзор. Его цель - дать представление о теориях и взглядах тех мыслителей, чье творчество будет подробно рассмотрено в этой книге. В последних главах читатель обнаружит, что полезно будет снова вернуться к этим двум обзорным главам и рассмотреть обсуждаемые вопросы в их контексте.
    Теории, рассматриваемые в данной книге, широко применяются, затрагивают социальные проблемы ключевого значения и выдержали проверку временем. Эти критерии составляют определение теории социологии. Внимание сфокусировано на важной теоретической работе социологов или на исследованиях, сделанных ими в других областях и ставших важными для социологии. Вкратце, это книга о «крупных идеях» в социологии, которые выдержали проверку временем (или обещают выдержать), и о системах взглядов на главные социальные проблемы.
    Данное определение дано по контрасту с формальными научными определениями, которые часто используются в теоретических текстах такого рода. Одним из научных определений могло бы быть следующее: теория - это ряд взаимосвязанных утверждений, позволяющих систематизировать знания, объяснить и предвидеть явления социальной жизни и поколение новых исследовательских гипотез. Хотя данное определение вполне приемлемо, оно не соответствует множеству обсуждаемых в данной книге теорий. Другими словами, большинство классических и современных теорий уступают данному, им не хватает одного или нескольких формальных компонентов понятия теории, тем не менее большинством социологов они рассматриваются как теории 4 .
    Едва ли возможно установить точную дату зарождения социологической теории. Однако Джордж Ритцер не стал углубляться во времена греков или римлян, аргументируя это тем, что только в 1800-х гг. появились мыслители, которых с уверенностью можно назвать социологами - это классики социологической мысли, с которых и начинается анализ социологических теорий в его книге.
    Что касается структуры книги, то очень удобным является краткое содержание книги, которое затем подробно раскрывается в оглавлении. Обзору читателя представлены 4 части, разделенные на 13 глав. Важным для нас моментом является то, что современным социологическим теориям отведено семь глав (с третьей по девятую главу). Названия глав можно посмотреть в Приложении 1.
    Очень интересной, глубокой и содержательной является в книге Дж. Ритцера «Современные социологические теории» глава 9, посвященная современной теории феминизма. В данной главе рассматривается по преимуществу тот вклад в разработку теории феминизма, который внесли представители англоязычных стран. Дж. Ритцер пишет, что современный феминизм вырос из кажущегося простым вопроса: а как насчет женщин? Второй основной аспект, который волнует сторонников феминизма: почему же тогда все именно так, как есть? Третий вопрос, который ставят феминисты: каким образом мы можем изменить и улучшить социальный мир, чтобы сделать его более справедливым для женщин и всех людей? 5
    Рассматривая современную теорию феминизма Дж. Ритцер обоснованно начинает с основных теоретических проблем в этой области, затем внимание уделено социологическим теориям гендера (с 1960-х гг. по настоящее время), причем обзор таких трудов построен на основе их классификации на микросоциальные и макросоциальные теории гендера. Уделяется внимание также разновидностям современных теорий феминизма: теории гендерного различия, гендерного неравенства, гендерного угнетения, структурного угнетения. В духе Ритцера делается также акцент на взаимосвязи теории постмодернизма и теории феминизма. Дополнительными «бонусами» читателю представлены биографические очерки Джесси Бернард, Дороти Э.Смит и Патриции Хилл Коллинз особенно известные в области гендерного и феминистического теоретизирования.
    Безусловным достоинством части книги, в которой рассматриваются современные социологические теории, является глава, посвященная совершенно особому виду социологии и социологической теории – этнометодологии. Именно эту научную область и особенность ее изложения Джорджем Ритцером мы попытаемся проанализировать в следующей части данной работы.
      Этнометодология как особый вид современной социологической теории в книге Дж. Ритцера
    Этнометодология, по Дж. Ритцеру, исследует повседневные действия, исполняемые обычными членами общества для решения задач повседневного характера. Как принято считать в этнометодологии, люди «исполняют» свою повседневную жизнь с помощью различных «умелых» действий. Со временем этнометодология расширялась. Однако основными ее разновидностями остаются исследования социальных институтов и анализ разговоров.
    В данной главе рассматриваются первые опыты этнометодологии, в том числе эксперименты с нарушением привычного порядка, а также проведенное Гарфинкелем рассмотрение «случая Агнес» и тех способов, которые «она» использовала, чтобы исполнить гендерную роль женщины (при том, что на самом деле это был «он»). Значительная часть главы посвящена рассмотрению центрального предмета этнометодологии - исследованиям разговоров и социальных институтов. Дан обзор работ, где рассматривается, каким образом люди узнают, когда им надлежит смеяться, аплодировать или выражать неодобрение. Также были рассмотрены некоторые работы, посвященные аспектам существования социальных институтов, и том числе разрешению споров при участии посредников.
    Сторонники этнометодологии критически относятся к традиционной социологии. Например, они считают, что социологи навязывают свое понимание социальной реальности, а не изучают то, что в действительности делают люди. Социологи по-разному искажают социальный мир: навязывая свои концепции, прибегая к данным статистики и т. д. Социологов также обвиняют в смешении предмета и источника - т. е. использовании повседневного мира в качестве источника сведений, а не самостоятельного предмета изучения.
    Отмечаются также затруднения и противоречия в области этнометодологии, в том числе непризнание за ней важного направления в социологии, обвинение в забвении когнитивных процессов, неспособность адекватно рассматривать социальные структуры, утрата первоначальных радикальных принципов и разногласия между представителями этнометодологии и анализа разговоров. Глава завершается рассмотрением некоторых этнометодологических работ, посвященных аспектам интеграции и синтеза различных теорий. Однако остаются и те, кто по-прежнему считает этнометодологию несовместимой с другими социологическими теориями 6 .
    В сравнение хотелось бы отметить, что в книге «История социологии в Западной Европе и США» этнометодологии посвящены лишь скупые строки, где поверхностно описано ее назначение.
    «Этнометодологи» (Г. Гарфинкель, А. Сикурел, Д. Дуглас, П. Макхью и др.) полагают, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда программное положение этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». Именно поиски этой мифологизированной рациональности, которая не может быть схвачена объективными методами социального познания, и являются предметом этнометодологии.
    Поиски эти привели сторонников этнометодологии к отрицанию объективного существования объективных норм, социальных структур, общества вообще. Человек сам в процессе обыденной жизни создает социальные нормы, в соответствии с которыми он организует свое поведение или отказывается от норм, если они перестают соответствовать его обыденным представлениям, полагают этнометодологи 7 .
    Приведенный выше абзац сложно назвать главой или даже пунктом, однако, это все, что было предложено читателю отностиельно направления этнометодологии в книге «История социологии в Западной Европе и США».
      Создание Дж. Ритцером теории макдональдизации общества как проявления нового типа рациональности
    В общем случае, метатеорией называют теорию, предназначенную для анализа структуры, методологических принципов, законов и объяснительных механизмов некоторой предметной (объектной) теории. В социологии под метатеоретизированием понимают, по определению Дж. Ритцера, «систематический анализ внутренней структуры социологической теории», имеющий три основные цели: 1) достижение более глубокого понимания предметных теорий, 2) преодоление логических и концептуальных слабостей существующих теорий и 3) подготовка к разработке новой теории, к построению сводной теоретической перспективы.
    Как пишет сам Ритцер, теоретическим побуждением к написанию работы «Макдональдизация общества» послужило посвященное вопросу рациональности творчество Вебера. Когда мы говорим о макдональдизации, основным для нас оказывается тот факт, что ресторан быстрого питания представляет собой современную парадигму формальной рациональности.
    Существуют четыре измерения формальной рациональности: эффективность , п редсказуемость, упор скорее на количестве, чем на качестве, и осуществление контроля посредством замены человеческих технологий унификацией операций и этот вид рациональности, как правило, привносит иррациональность рациональности. Эффективность означает поиск наилучших средств для достижения цели; в ресторане быстрого питания хорошим примером повышения эффективности работы служит окошко обслуживания для клиентов за рулем. Предсказуемость означает существование мира без неожиданностей; Биг Мак в Лос-Анджелесе неотличим от нью-йоркского; аналогично Биг Мак, который мы съедим завтра или в следующем году, будет точь-в-точь таким же, как тот, что мы едим сегодня. Рациональные системы, как правило, делают упор на количестве, обычно на больших количествах, а не на качестве. Биг Мак - хороший пример этого упора на количество, а не качество. Вместо человеческих качеств шеф-повара рестораны быстрого питания опираются на такие унифицированные технологии, как следование неквалифицированных поваров подробным указаниям и поточные методы приготовления и подачи пищи. Наконец, такая формально-рациональная система привносит различные моменты иррациональности, из которых наиболее значительные - это демистификация и дегуманизация процесса приема пищи.
    Таким образом, ресторан быстрого питания выводит формальную рациональность в целом, а также каждое из ее отдельных измерений на новый уровень.
    Дж. Ритцер также исследовал с точки зрения тезиса рационализации проблему кредитных карточек. Кредитные карточки макдональдизировали получение и расход кредита. Взамен быстрого питания современный банк раздает быстрые деньги.
    Каждое из измерений макдональдизации применимо к проблеме кредитных карточек. Весь процесс получения займа стал более эффективным. Вместо прежнего длительного и громоздкого процесса оформления займа сегодня нужно ответить всего лишь на несколько простых вопросов. Если же такая процедура недостаточно эффективна, многим предоставляются заранее оформленные кредитные карточки. Предсказуемость лучше всего иллюстрирует тот факт, что кредитная карточка способствует большей предсказуемости потребления: можно что-либо приобрести, не имея при себе наличных денег. Для большинства людей особое значение имеет количество кредитных карточек, которые они могут приобрести и установленные пределы совокупного кредита по этим карточкам, при этом пагубному влиянию значительной суммы долга на качество их жизни уделяется мало внимания. Все чаще решения относительно выпуска (или не выпуска) новой карточки или повышения лимита по кредиту предоставляются все более сложным компьютерным программам, и при этом в повседневных ситуациях почти исключено участие людей. В конечном счете, чрезвычайно рационализированный бизнес кредитных карточек обладает рядом иррациональных черт, в том числе дегуманизация, связанная с использованием унифицированных технологий, и роботоподобные банковские служащие, вступающие с клиентами в жестко регламентированное взаимодействие.
    Таким образом, кредитные карточки, как и рестораны быстрого питания, могут пониматься как часть нашего макдональдизированного, формально-рационализированного и, следовательно, в конечном итоге, современного общества. Рассмотренные здесь два примера указывают на то, что рациональность и, следовательно, модернизация, превосходят своих предшественников - местную закусочную и личный заем 8 .
    Как отмечает Терин В.П. в своей статье «Этика глобализации», Дж. Ритцер показывает, что задаваемые макдональдизацией технологии контроля являются «бесчеловечными», или «негуманными» (nonhuman). Дело здесь не только в том, что человеческая деятельность, выраженная в понятиях калькуляционных подходов, должна быть представлена достаточно упрощенно и формализовано. Сила этих подходов заключается в том, что с их помощью действительно можно добиваться успеха, опережая других конкурентов и соперников. Тем самым их разработка становится императивной. Следование им, в свою очередь, предполагает отбрасывание «человеческого измерения» в той мере, в какой его составляющие не могут быть выражены на языке калькулируемых действий 9 .
    В целом рассмотрение теории макдональдицации и ряда других идей, объединенных данной главой в книге Ритцера очень логично подводит читателя или можно сказать, исследователя к следующей главе, где рассматриваются различные идеи, связанные с эпохой постмодерна.

    Заключение
    Таким образом, анализируя труд Джорджа Ритцера «Современные социологические теории», можно с уверенностью сказать, что это собой целостная, гармоничная работа, выполненная глубочайшим осознанием истоков, каждой из представленных в ней идей. Все части и главы книги связаны в логическую структуру, которая дает читателю возможность целостно воспринять большой объем информации.
    Что касается теории этнометодологии, то в работе Ритцера ей уделено значимое место среди прочих теорий, несмотря на то, что за ней не признанно важного направления в социологии и внутри самой этой области возникли затруднения и противоречия.
    Можно также отметить, что о личности Дж. Ритцера хотелось бы знать больше, потому что результаты поиска меня пока не удовлетворили и, надеюсь, появятся в будущем в свободном доступе статьи о нем или личные интервью с автором.
    В целом наблюдается, на мой взгляд, некий пробел, незаполненная ниша относительно отзывов о трудах этого крупного американского теоретика, некоего анализа его специфических особенностей изложения идей, мыслей, доводов. Могу предположить, что это связано с тем, что идеи, предложенные Дж. Ритцером, в частности, развитие теории глобализации, американизации и, конечно же, рационализации и макдональдизации общества, настолько захлестнули российских исследователей, что они пока заняты глубоким исследованием именно сути данных теорий, и более обширный анализ последует чуть позже.

    Список литературы

      Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. М.: НОРМА-ИНФРА · М, 2001. – 576 с.
      Ритцер Дж. Макдональдизация общества. - Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001.
      Ритцер, Дж. Современные социологические теории – 5-е изд. – Спб.: Питер, 2002. – 688 с.
      Ритцер Джордж. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 URL: http://voluntary.ru/ dictionary/619/word
      Терин, В.П. Этика глобализации URL: http://old.mgimo.ru/kf/MEDIA/ art018.htm
    и т.д................. OCR: Allan Shade, [email protected]
    Джордж Ритцер
    Современные социологические теории
    5-е издание

    Серия «Мастера психологии»

    Перевели с английского А. Бойков, А. Лисицына

    Главный редактор Е. Строганова

    Заведующий редакцией Л. Винокуров

    Руководитель проекта Е. Цветкова

    Выпускающий редактор А. Борин

    Научный редактор И. Малыш

    Литературные редакторы В. Родионова, И. Трофимова

    Художник обложки С. Маликова

    Корректоры М. Рошаль, Н. Викторова

    Верстка Т. Гусева

    ББК 60.5 УДК 316 Ритцер Дж.

    Р90 . 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

    ISBN 5-318-00687-6

    Эта книга о самых интересных и главных идеях в социологии, выдержавших проверку временем, и о системе взглядов на основные социальные проблемы. Автор умело расставляет акценты, анализируя представленные теории. Структура книги дает возможность целостно воспринять большой объем материа-ла в перспективе исторического становления теории социологии, а биографические справки об авторах теорий делают книгу более энциклопедичной. В первой части издания представлен выборочный историче-ский обзор теорий и воззрений мыслителей, чье творчество подробно анализируется автором в последу-ющих разделах. Предмет рассмотрения второй части - основные школы социологической теории в контексте широкого движения к теоретическому синтезу и попыток объединить микро- и макро-теории. В третьей части рассматриваются два ведущих направления в современной социологической тео-рии, касающиеся соотношения микро- и макросвязей. Заключительная, четвертая, часть посвящена изло-жению взглядов наиболее значительных теоретиков постмодернизма и тенденциям развития сегодняшней теории социологии. Книга, несомненно, привлечет внимание не только специалистов различного профиля и студентов, но и любого читателя, интересующегося законами жизни общества.

    © 2000 by The McGraw-Hill

    © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

    © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

    Права на издание получены по соглашению с McGraw-Hill

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то

    Ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    ISBN 5-318-00687-6

    ISBN 0-07-229604-6 (англ.)

    ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

    Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

    Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 - литература учебная.

    Подписано в печать 26.08.02. Формат 70x100 7| 6 . Усл. п. л. 55,47. Тираж 4500 экз. Заказ № 1126.

    Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

    Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

    197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


    ^ Краткое содержание

    Часть I Введение 15

    Глава 1 Исторический обзор социологической теории: ранние годы 16

    Глава 2 Исторический обзор социологической теории: поздние годы 61

    Часть II Современная социологическая теория: основные школы 113

    Глава 3 Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта 114

    Глава 4 Разновидности неомарксистской теории 161

    Глава 5 Теория систем 215

    Глава б Символический интеракционизм 238

    Глава 7 Этнометодология 287

    Глава 8 Теория обмена, сетевая теория итеория рационального выбора 317

    Часть III Развитие интеграции в современной социологии 415

    Часть IV От современной к постсовременной социальной теории (и далее) 483

    Глава 13 Структурализм, постструктурализм и возникновение постмодернистской социальной теории 521

    Предисловие 13

    Часть I Введение 15

    Глава 1 Исторический обзор социологической теории:

    Ранние годы 16

    Введение 17

    Социальные силы, повлиявшие на развитие

    Социологической теории 19

    Политические революции 19

    Промышленный переворот и подъем капитализма 19

    Подъем социализма 20

    Феминизм 20

    Урбанизация 21

    Изменения в религии 21

    Рост науки 22

    Интеллектуальные силы и развитие

    Социологической теории 23

    Просвещение 23

    Консервативная реакция на Просвещение 24

    Развитие французской социологии 26

    Развитие немецкой социологии 34

    Истоки британской социологии 51

    Ключевая фигура ранней итальянской социологии 58

    Развитие европейского марксизма на рубеже веков 59

    Глава 2 Исторический обзор социологической теории:

    Поздние годы 61

    Ранняя американская социологическая теория 61

    Политика 61

    Социальные изменения и интеллектуальные течения 62

    Чикагская школа 68

    Женщины в ранней социологии: 74

    Социологическая теория до середины XX века 75

    Подъем Гарвардского университета, Лиги ллюща

    И структурного функционализма 75

    Чикагская школа в период упадка 81

    Развитие марксистской теории 82

    Карл Мангейм и социология знания 83

    Социологическая теория второй половины XX в 84

    Структурный функционализм: расцвет и упадок 84

    Радикальная социология в Америке: Ч. Райт Миллз 85

    Развитие теории конфликта 86

    Возникновение теории обмена 88

    Драматургический анализ: творчество Ирвинга Гофмана 90

    Развитие социологии повседневности 91

    Расцвет и упадок (?) марксистской социологии 95

    Вызов со стороны феминистской теории 97

    Структурализм и постструктурализм 99

    Развитие социологической теории в наши дни 100

    Микро-макроинтеграция 100

    Интеграция действия и структуры 101

    Теоретический синтез 103

    Теории современности и постсовременности 104

    Защитники современности 104

    Проповедники постсовременности 105

    Теории в преддверии XXI в 106

    Поликультурная социальная теория 106

    Постмодернистские и пост-постмодернистские

    Социальные теории 108

    Теории потребления 109

    Прочие теории 110

    ^ Часть II Современная социологическая теория:

    основные школы 113

    Глава 3 Структурный функционализм, неофункционализм

    И теория конфликта 114

    Структурный функционализм 115

    Функциональная теория стратификации и ее критика 116

    Структурный функционализм Толкотта Парсонса 118

    Структурный функционализм Роберта Мертона 131

    Неофункционализм 142

    Теория конфликта 145

    Творчество Ральфа Дарендорфа 147

    Основная критика и попытки ее отразить 151

    Обобщающая теория конфликта 153

    Глава4 Разновидности неомарксистской теории 161

    Детерминизм 161

    Гегельянский марксизм 162

    Георг Лукач 163

    Антонио Грамши 165

    Критическая теория 166

    Основная критика социальной и интеллектуальной жизни.... 167

    Основной вклад 172

    Критика критической теории 176

    Идеи Юргена Хабермаса 176

    Критическая теория в наши дни 180

    Неомарксистская экономическая социология 182

    Капитал и труд 182

    Труди монопольный капитал 185

    Фордизм и постфордизм 190

    Исторически ориентированный марксизм 193

    «Современная мировая система» 193

    Постмарксистская теория 200

    Аналитический марксизм 201

    Постмодернистская марксистская теория 207

    «После марксизма» 210

    Критика постмарксизма 213

    Глава 5 Теория систем 215

    Социология и современная теория систем 215

    Использование теории систем 215

    Некоторые общие принципы 217

    Применение к социальному миру 219

    Общая теория систем Никласа Лумана 219

    Автопоэзийные системы 221

    Общество и психические системы 223

    Двойная возможность 225

    Эволюция социальных систем 226

    Дифференциация 227

    Социология знания Лумана 233

    Критика 235

    Глава 6 Символический интеракционизм 238

    Основные исторические источники 238

    Прагматизм 238

    Бихевиоризм 240

    Между редукционизмом и социологизмом 241

    Воззрения Джорджа Герберта Мида 242

    Приоритет социального 242

    Действие 243

    Значащие символы, 248

    Мыслительные процессы и разум 249

    Самость 252

    Общество 257

    Символический интеракционизм: основные принципы 259

    Мыслительная способность 259

    Мышление и взаимодействие 260

    Усвоение значений и символов 261

    Действие и взаимодействие 262

    Осуществление выбора 263

    «Я» итворчество Ирвинга Гофмана 264

    Группы и общества 274

    Критика 276

    К синтезу и целостности в символическом интеракционизме.... 277

    Переосмысливая Мида и Блумера 278

    Сближение макро- и микроподходов 280

    Символический интеракционизм и исследования культуры. 282

    Будущее символического интеракционизма 284

    Глава 7 Этнометодология 287

    Определение этнометодологии 287

    Разновидности этнометодологии 290

    Первые примеры этнометодологии 293

    Эксперименты с нарушением привычного порядка 293

    Выполнение тендерной роли 295

    Анализ разговоров 296

    Телефонные разговоры: идентификация и распознавание... 296

    Инициирование смеха 298

    Побуждение к аплодисментам 299

    Неодобрительные возгласы 300

    Сентенции и рассказы в процессе взаимодействия 301

    Формулировки 302

    Сочетание речевых средств и невербальных действий 303

    Проявление нерешительности (и уверенности в себе) 304

    Исследование социальных институтов 305

    Собеседование при приеме на работу 305

    Переговоры руководителей 305

    Звонки в центры чрезвычайных ситуаций 306

    Разрешение конфликтов при участии посредников 307

    Критика традиционной социологии 309

    Затруднения и противоречия в этнометодологии 310

    Синтез и интеграция 312

    Этнометодология и символический интеракционизм 313

    Этнометодология и микро- и макропорядок 314

    Глава 8 Теория обмена, сетевая теория и теория рационального

    Выбора 317

    Теория обмена 317

    Бихевиоризм 317

    Теория рационального выбора 318

    «Социальная психология групп» 319

    Теория обмена Джоржда Хоманса 321

    Теория обмена Питера Блау 328

    Работы Ричарда Эмерсона и его последователей 334

    Сетевая теория 342

    Теория рационального выбора 346

    «Основания социальной теории» 347

    Глава 9 Современная теория феминизма 357

    Основные теоретические проблемы 358

    Социологические теории тендера:

    СбО-хгг. по настоящее время 360

    Макросоциальные теории тендера 361

    Микросоциальные теории тендера 365

    Разновидности современной теории феминизма 367

    Тендерное различие 369

    Тендерное неравенство 373

    Тендерное угнетение 378

    Структурное угнетение 385

    Феминизм и постмодернизм 397

    Феминистская социологическая теория 400

    Феминистская социология знания 400

    Макросоциальный уровень 402

    Микросоциальный уровень 405

    Субъективность 408

    К обобщающей теории 411

    ^ ЧАСТЬ III Развитие интеграции в современной социологии 415

    Глава 10 Интеграция микро- и макропозиций 416

    Полярные микро- и макропозиции 416

    Движение к интеграции ми"кро- и макропозиций 418

    Примеры интеграции полярных позиций 419

    Интегрированная социологическая парадигма 419

    Многомерная социология 422

    Субъективные уровни анализа 424

    Модель перехода от микро- к макроуровню 426

    Микрооснования макросоциологии 429

    Назад в будущее: фигурационная социология

    Норберта Элиаса 432

    «История манер» 436

    «Власть и вежливость» 441

    Глава 11 Интеграция действия и структуры 446

    Введение 446

    Основные теории интеграции действия и структуры 446

    Структурационная теория 447

    Культура и деятельность 453

    Габитус и поле 456

    Колонизация жизненного мира 470

    Основные различия в теориях действия - структуры 476

    Соединение структуры и действия

    И микро-макроинтеграция 479

    Основные сходства 479

    Фундаментальные различия 479

    ^ Часть IV От современной к постсовременной социальной

    Глава 12 Новейшие теории современности 484

    Классические теоретики о современности 484

    Сокрушительная сила современности 486

    Современность и ее последствия 487

    Современность и идентичность 491

    Современность и интимность 492

    Общество риска 493

    Создание рисков 495

    Управление рисками 496

    Макдональдизация, глобализация/американизация

    И новые средства потребления 497

    Макдональдизация 497

    Глобализация или американизация? 499

    Новые средства потребления 501

    Есть ли опасность? 504

    Современность иХолокост 506

    Плод современности 506

    Роль бюрократии 507

    Холокости макдональдизация 508

    Незавершенный проект современности 510

    Хабермас против постмодернистов 514

    Информационализм и сетевое общество 515

    Глава 13 Структурализм, постструктурализм и возникновение

    Постмодернистской социальной теории 521

    Структурализм 523

    Лингвистические истоки 523

    Антропологический структурализм: КлодЛеви-Стросс 524

    Структурный марксизм 525

    Постструктурализм 526

    Воззрения Мишеля Фуко 528

    Постмодернистская социальная теория 537

    Умеренная постмодернистская социальная теория:

    Фредрик Джеймсон 544

    Радикальная постмодернистская социальная теория:

    Жан Бодрийяр 549

    Постмодернистская социальная теория

    И социологическая теория 552

    Применение постмодернистской социальной теории 553

    Критика и пост-постмодернистская теория 557

    Приложение Социологические метатеории и метатеоретическая схема

    Анализа социологической теории 562

    Метатеории в социологии 562

    Рефлексивная социология Пьера Бурдье 567

    Концепция Томаса Куна 569

    Социология: полипарадигмальная наука 571

    Парадигма социальных фактов 571

    Парадигма социального определения 572

    Парадигма социального поведения 572

    К более целостной социологической парадигме 572

    Уровни социального анализа: обзор 573

    Уровни социального анализа: модель 578

    Список литературы 582

    Алфавитный указатель 671 .


    ^ Джереми, с любовью

    Предисловие

    За последние три десятилетия прошлого и нынешнего веков «Современные социо-логические теории» выходят в свет пятый раз.

    Занимаясь переработкой данной книги, я снова был потрясен актуальностью этой области знаний. Самым большим изменением, отличающим данное издание, стал возврат к системной теории (чему была посвящена часть главы в третьем издании данной книги), о которой идет речь в главе 5. Необходимость этого про-диктована возрастающим международным интересом и вниманием к работе вы-дающегося немецкого системного теоретика Никласа Лумана. Его взглядам по-священа основная часть главы. Среди других существенных изменений следует отметить включение разделов, касающихся применения идей постмодернизма, критики постмодернизма и расцвета пост-постмодернизма (глава 13), обсуждение новых средств потребления, а также размышления Мануэля Кастеллса об инфор-мационном обществе (гЛава 12). Кроме того, в тексте сделано бесчисленное коли-чество незначительных поправок, чтобы привести его в соответствие с современной действительностью или же прояснить суть разногласий. В текст (и библиогра-фию) включено много новых ссылок, так что книга отражает последние дости-жения науки.

    Однако, работая над этой книгой, в которой насчитывается более 500 страниц, я не ставил перед собой цель увеличить объем текста (хотя это и случилось в ряде мест). Наоборот, я старался не допустить этого и даже намеревался сделать в тек-сте некоторые сокращения. Я не уверен, что преуспел в последнем, но тем не ме-нее текст был существенно сокращен, особенно в разделах, касающихся теорий, уже не столь актуальных в настоящее время, как когда-то. Также была предпри-нята попытка сократить тот текст, в котором фактически не приводится никаких доводов. Кроме того, я постарался сделать книгу более легкой для чтения, доба-вив заголовки и подзаголовки.

    Настоящее издание менее яркое по сравнению с предыдущими изданиями кни-ги. Отчасти это связано с тем, что не было необходимости увеличивать объем тек-ста. Также следует принять во внимание, что книга выходит в преддверии нового тысячелетия, в то время когда в построении социальных теорий настал перерыв, период консолидации. Это не означает, что сейчас не рождаются новые теории, однако в основном процесс теоретизирования затрагивает уже существующие категории, и с момента выхода последнего издания новые социологические тео-рии, представляющие, на наш взгляд, особую важность, не появлялись.

    Иными словами, за последние несколько лет не появилось ничего, что можно было бы поставить на одну ступень с возникновением микро-макро и агент-струк-турных теорий, а также постмодернистской социальной теории в 1980-х - начале 1990-х гг. Некоторые теории стали более актуальными, например теория рацио-нального выбора, а также теория систем, в то время как другие - неофункциона-лизм, метатеоретизирование - потеряли свою остроту, по крайней мере в насто-

    Ящий момент. Но эти перемены не являются радикальным изменением теорети-ческой картины. Возможно, это начало более долгого периода консолидации или же временное затишье перед расцветом серии новых социальных теорий.

    Я хочу поблагодарить Патрисию Ленгерманн и Джилла Нейбруг-Брентли за главу, посвященную современной теории феминизма, которая ломает стереоти-пы. Эта глава не только сделала книгу сильнее, но и существенно повлияла на те-оретизирование, независимое от нее. Я также благодарю Дугласа Гудмана и Мат-тиаса Джанга за соавторство в разделе, раскрывающем теорию систем Никласа Лумана. Если бы доктор Джанг после защиты докторской диссертации в универ-ситете Чеминица (с его знанием немецкого языка как родного) не занимался на-учной работой в Мэрилендском университете и не провел совместную с Гудма-ном экспертизу, этот раздел не был бы написан. Также спасибо рецензентам: Мабоуд Ансари, Дэвиду Эшли, Дж. А. («Хэнс») Бэккеру, Кифу Готхэму, Питеру Кивисто, Дж. Кноттерусу, Джеймсу Маршаллу, Нейлу Маклохлинну, Мартину Орру, Ро-берту Перрину, Джейн Э. Ринехарт, Сьюзан Роксбург, Терезе Л: Шилд и Питеру Зингельманну. Я также хочу поблагодарить персонал McGraw - Hill , особенно Сал-ли Констейбл, Кэти Блэйк и Кэрри Сэстак. Спасибо также моим ассистентам Джен Гизин и Зиннии Ко, взявшим на себя работу в библиотеках, и моему сыну Джереми Ритцеру, который составил указатель терминов в книге.


    ^ ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ

    Глава 1

    Исторический обзор социологической теории: ранние годы

    На наш взгляд, книгу, знакомящую с современной теорией социологии, лучше всего начать с кратких - в одну строку - итоговых положений различных теорий.


    • Современный мир представляет собой железную клет-ку рациональных систем, из которой невозможно вы-браться.

    • Капитализм имеет тенденцию к саморазрушению.

    • Мораль в современном мире значит гораздо меньше, чем в ранних обществах.

    • Город способствует рождению личности определен-ного типа.

    • Люди склонны разыгрывать в обществе разные роли.

    • Отношения в обществе построены на принципе взаи-мозависимости.

    • Люди создают мир, который в конечном итоге пора-бощает их.

    • Люди всегда имеют возможность изменить ограни-чивающий их миропорядок.

    • Общество - это интегрированная система социальных структур и функций.

    • Общество - это сокрушительная сила, всегда готовая к неистовству и безумию.

    • Несмотря на представления о том, что Западный мир претерпел процесс либерализации, на самом деле ат-мосфера в нем становится все более подавляющей.

    • Современный мир вступил в постмодернистскую эру, для которой характерны отсутствие аутентичности, фальшь, симуляция реальности.
    Данная книга предназначена для того, чтобы помочь чи-тателю лучше разобраться в этих идеях, а также в теориях, откуда они были извлечены.

    Введение

    Представление истории социологической теории - важная задача (S. Turner, 1998), но, так как мы уделяем этому только две главы (1 и 2), вниманию читателя предлагается выборочный исторический обзор (Giddens, 1995). Его цель - дать представление о теориях и взглядах тех мыслителей, чье творчество будет подроб-но рассмотрено в этой книге. В последних главах читатель обнаружит, что полез-но будет снова вернуться к этим двум обзорным главам и рассмотреть обсуждаемые вопросы в их контексте. (Особенно рекомендуется периодически возвращаться к рис. 1.1 и 2.1, которые представляют содержание упомянутых глав в схематиче-ском виде.)

    Теории, рассматриваемые в данной книге, широко применяются, затрагивают социальные проблемы ключевого значения и выдержали проверку временем. Эти критерии составляют определение теории социологии. Внимание сфокусировано на важной теоретической работе социологов или на исследованиях, сделанных ими в других областях и ставших важными для социологии. Вкратце, это книга о «круп-ных идеях» в социологии, которые выдержали проверку временем (или обещают выдержать), и о системах взглядов на главные социальные проблемы.

    Данное определение дано по контрасту с формальными научными определе-ниями, которые часто используются в теоретических текстах такого рода. Одним из научных определений могло бы быть следующее: теория - это ряд взаимосвя-занных , позволяющих систематизировать знания, объяснить и пред-видеть явления социальной жизни и поколение новых исследовательских гипо-тез (Faia, 1986). Хотя данное определение вполне приемлемо, оно не соответствует множеству обсуждаемых в данной книге теорий. Другими словами, большинство классических и современных теорий уступают данному, им не хватает одного или нескольких формальных компонентов понятия теории, тем не менее большин-ством социологов они рассматриваются как теории.

    Едва ли возможно установить точную дату зарождения социологической тео-рии. С незапамятных времен люди размышляли и строили теории относительно социальной жизни. Но мы не станем углубляться во времена греков или римлян или средние века. Мы не дойдем даже до XVII в., хотя Олсон (Olson, 1993) про-следил развитие социологической традиции до середины 1600-х гг. и дошел до ра-боты Джеймса Харрингтона об отношениях между экономикой и государством. Это объясняется не отсутствием относящихся к социологии идей у людей в те эпохи, а тем, что наше исследование не принесло бы значительных результатов. Пришлось бы потратить много времени ради нескольких идей, перекликающих-ся с современной социологией. В любом случае, никто из относящихся к тем эпо-хам мыслителей не считал себя социологом. Очень немногих из них считают та-ковыми сейчас. (Для обсуждения одного исключения см. биографический очерк Ибн-Халдуна.) Только в 1800-х гг. появились мыслители, которых с увереннос-тью можно назвать социологами. Это классики социологической мысли, пред-ставляющие для нас интерес (Camic 1997; для понимания того, что делает теорию классической см. Connel, 1997; Collins 1997b), и начинаем мы с изучения главных социальных и интеллектуальных сил, которые сформировали их идеи.

    ^ Социальные силы, повлиявшие на развитие социологической теории

    Любая интеллектуальная область формируется под влиянием социального окру-жения. Это особенно верно в отношении социологии, которая не только происхо-дит из социального окружения, но также избирает это окружение в качестве основ-ного объекта своего изучения. Мы коротко остановимся на нескольких наиболее важных социальных аспектах XIX и начала XX в., аспектах, которые имели вели-чайшее значение для развития социологии.

    ^ Политические революции

    Длинная череда политических революций, начавшаяся с Французской революции в 1789 г. и растянувшаяся на весь XIX в., стала основным фактором в развитии социо-логического теоретизирования. Влияние этих революций на многие общества было огромным, за этим последовали многие позитивные изменения. Однако внимание теоретиков привлекли не позитивные последствия, а скорее негативные аспекты из-менений. Более всего писатели были потрясены последовавшим беспорядком и хао-сом, особенно во Франции. Они объединились, желая восстановить порядок в обще-стве. Некоторые из них, придерживавшиеся крайних взглядов, буквально ратовали за возврат к мирным и относительно упорядоченным дням средневековья. Передо-вые мыслители признавали, что произошедшие в обществе изменения делают такой возврат невозможным. Соответственно, они пытались найти новые основы стабиль-ности в обществах, подвергшихся потрясениям в результате политических револю-ций XIX и XX вв. Этот интерес к вопросу социального порядка стал главной заботой классических теоретиков социологии, в особенности Конта (Conte) и Дюркгейма.

    ^ Промышленный переворот и подъем капитализма

    Промышленная революция, охватившая многие западные страны, в основном в XIX и начале XX в., оказала столь же важное влияние на формирование социо-логической теории, как и политическая революция. Промышленный переворот представлял собой не единичное событие, а целый ряд взаимосвязанных преоб-разований, кульминацией которых стало превращение Западного мира из сель-скохозяйственной (в значительной степени) в преимущественно индустриаль-ную систему. Большое число людей покидало фермы и сельскохозяйственные угодья ради работы на фабриках, количество которых все возрастало. На самих фабриках проводили целую серию технологических усовершенствований. Воз-ник класс экономической бюрократии для обслуживания потребностей промыш-ленности и возникающей капиталистической экономической системы. Идеал такой системы - свободный рынок, где можно обмениваться большим количе-ством промышленной продукции. В подобной системе немногие получали ог-ромные прибыли, но большинство вынуждено было работать долгие часы за низкую зарплату. Реакция на промышленную систему и капитализм в целом при-вела к возникновению рабочего движения, а также ко многим радикальным дви-жениям, нацеленным на низвержение капиталистической системы.


    Промышленный переворот, капитализм и реакция против них привели к ко-лоссальному перевороту в устройстве западного общества, перевороту, серьезно повлиявшему на социологов. На заре развития социологической теории такие выдающиеся мыслители, как Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, и менее значительные фигуры активно изучали данные изменения, а также возникшие вследствие этих изменений проблемы в обществе. Эти ученые на протяжении всей своей жизни занимались социальными проблемами и во мно-гих случаях пытались разработать программы для их решения.
    ^ Подъем социализма

    Ряд изменений, направленных на преодоление издержек промышленной системы и капитализма, можно объединить под заголовком «подъем социализма». Хотя некоторые социологи прославляли социализм как средство решения индустриаль-ных проблем, большинство противились этому как с человеческой, так и с науч-ной точек зрения. С одной стороны, Карл Маркс активно выступал за свержение капиталистической системы и замену ее социалистической. Хотя он не развил саму теорию социализма, но затратил много усилий на критику разных аспектов капиталистической системы. К тому же он занимался политической деятельно-стью, которая, как он надеялся, могла привести к возникновению социалистиче-ского общества.

    Однако Маркс не был типичным теоретиком-социологом в ранние годы раз-вития теории. Большинство ранних социологов, таких как Вебер и Дюркгейм, были против социализма (по KpaftHeq мере, в том виде, как его представлял Маркс). Признавая наличие проблем внутри капиталистической системы, они предпочи-тали социальные реформы, а не революцию, за которую ратовал Маркс. Социа-лизма они боялись еще больше, чем капитализма. Этот страх повлиял на развитие социологической теории больше, чем усилия Маркса, направленные на поддержку социалистической альтернативы капитализму. Фактически, как можно заметить, во многих случаях социологическая теория сформировалась в качестве реакции против марксизма и, более обобщенно, против социалистической теории.

    1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
    3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
    4. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
    5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
    6. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
    7. ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИД
    8. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВИДЫ
    9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
    10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
    11. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
    12. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ
    13. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ЕГО КРИТЕРИИ И МОТИВАЦИИ
    14. СОЦИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
    15. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СИСТЕМА ОБМЕНОВ И ЕГО ФОРМЫ
    16. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
    17. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
    18. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
    19. ИНСТИТУТЫ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАНИЯ
    20. ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
    21. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    22. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
    23. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
    24. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
    25. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
    26. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
    27. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
    28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ
    29. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ПРИЗНАКИ И ТИПЫ
    30. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    31. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ИХ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ
    32. ЭТНОСЫ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    33. ТЕОРИИ СТРАТИФИКАЦИИ
    34. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТИФИКАЦИИ
    35. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПОЛИТОЛОГИИ
    36. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ политологии КАК НАУКИ
    37. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
    38. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
    39. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
    40. СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ
    41. СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
    42. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
    43. ПРИРОДА ВЛАСТИ
    44. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЕ ТИПЫ И ПРИЗНАКИ ПАДЕНИЯ ЕЕ ЛЕГИТИМНОСТИ
    45. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
    46. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
    47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
    48. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
    49. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ
    50. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
    51. ГОСУДАРСТВО КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
    52. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
    53. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
    54. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
    55. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВА
    56. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
    57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ
    58. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ
    59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ