• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В связи с разрушении Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности происходит коррекция структуры стратегических вооружений как у нас, так и в США. С большой долей вероятности можно предположить, что американцы в обозримом будущем начнут размещать в Европе и Азии ракеты средней дальности. Их создание уже запущено, работы идут полным ходом. О чем, например, свидетельствует проведение в этом году испытаний прототипов двух таких ракет, которые должны стать наземными модификациями «старых добрых» крылатых ракет морского базирования «Томагавк».

    Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что одним из ответов на эти процессы может стать возрождение проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». Его реализация была остановлена в 2017 году. Но, по сути, проект был близок к завершению. Весной 2016 года началось изготовление опытного образца БЖРК, точнее - его отдельных элементов. А осенью того же года прошли бросковые испытания ракеты. Летные испытания предполагалось начать в 2019 году.

    Причина остановки проекта - коррекция оборонного бюджета в связи с недостаточностью средств. Все силы и, естественно, финансы по части создания нового вооружения для РВСН были направлены на тяжелую ракету шахтного базирования «Сармат».

    Главное достоинство «Баргузина» - его скрытность, невозможность определения нахождения комплекса даже с помощью самой совершенной разведывательной аппаратуры космического и воздушного базирования. Потому что БЖРК внешне ничем не отличается от обычных грузовых составов, многие тысячи которых круглосуточно перемещаются по российской железнодорожной сети.

    То есть «Баргузин» идеален в той части требований к стратегическому ракетному вооружению, которые относятся к его защищенности от уничтожения противником. Это необходимо для того, чтобы сохранить ракетно-ядерный потенциал для ответного удара.

    Идея «Баргузина» не нова. Она уже была реализована в Советском Союзе в 1987 году, когда на вооружение был принят БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 «Скальпель» по классификации НАТО). Головным разработчиком комплекса было днепропетровское КБ «Южное».

    «Молодец» оснащался трехступенчатыми твердотопливными МБР 15Ж61 с десятью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 550 кт каждый. Сложность создания комплекса состояла в том, что ракета весила 105 тонн, в то время как стандартные железнодорожные вагоны рассчитаны на максимальную нагрузку в 60 тонн. И это в свою очередь приводило к тому, что, во-первых, необходимо было создавать вагоны, внешне не отличимые от стандартных, но с повышенными прочностными характеристиками. Во-вторых, требовалось так распределить нагрузку на рельсы, чтобы удельное давление на них не превышало допустимые нормы.

    Разумеется, было и множество других проблем, с которыми советские разработчики столкнулись впервые. Поэтому создание «Молодца» продолжалось полтора десятилетия.

    Первый советский и единственный в мире БЖРК с тремя 15Ж61 МБР представлял собой состав, внешне не отличавшийся от обычного технического поезда, обслуживавшего железнодорожные сети. Три вагона были замаскированы под пассажирские вагоны, 14 - под рефрижераторы. Также была цистерна с горючим для дизельных двигателей. Из-за сверхнормативного веса состава использовались три тепловоза повышенной мощности. То есть, «Молодец» мог перемещаться и по неэлектрифицированным путям. Боевой расчет комплекса состоял из 70 военнослужащих. Автономность достигала месяца.

    БЖРК должен был сохранять боеготовность даже в случае воздействия ударной волны, возникающей при ядерном взрыве. Это требование было проверено на испытаниях на полигоне в Плесецке, когда в 1991 году неподалеку от «Молодца» взорвали пирамиду 20-метровой высоты, сложенную из вывезенных из Восточной Германии противотанковых мин. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Сразу же после взрыва пусковая установка комплекса отработала штатным образом.

    Для запуска ракеты состав останавливался. Специальное приспособление отводило в сторону контактный провод. С трех вагонов последовательно сдвигались крыши, и пусковые установки занимали вертикальное положение. Из пусковых контейнеров ракеты стартовали с помощью пороховых ускорителей, поднимающих МБР на высоту в 20 метров и отводя их не некоторое расстояние от поезда, чтобы факел включившегося ракетного двигателя не повредил поезд.

    Система управления была инерциальной, обеспечивающей круговое вероятное отклонение от цели порядка 400 метров. При этом пуск мог производиться с любой точки маршрута. Максимальная дальность полета - 10100 км. Длина ракеты в пусковом контейнере - 23,3 м, диаметр - 2,4 м.

    Временные параметры были крайне жесткими. От получения команды из Генштаба до пуска первой ракеты должно было уходить не более трех минут.

    В 1989 году по железнодорожным сетям Советского Союза курсировали уже 12 «ракетных поездов», вооруженных в общей сложности 36-ю МБР. О положении каждого из них в Пентагоне не было ничего известно, что крайне беспокоило американское командование. Поэтому Вашингтон еще во время перестройки начал настаивать на том, чтобы «во имя снижения ядерной угрозы» лишить БЖРК их главного достоинства - скрытности. И в 1991 году половине комплексов запретили выходить из депо, координаты которых были прекрасно известны. Второй половине разрешили удаляться от мест постоянного базирования не далее, чем на 20 километров.

    А в 1993 году при подписании договора СНВ-2 комплексы были запрещены. 10 «ракетных поездов» были утилизированы на Брянском ремонтно-механическом заводе. 2 - разоружены и направлены в музеи - в Музей железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Технический музей АвтоВАЗа.

    В «Баргузине» используется тот же самый принцип размещения ракет и необходимого оборудования в железнодорожных вагонах. Однако конструкторам не пришлось решать проблему компенсирования избыточной массы ракеты. В этом комплексе используется уже готовая ракета «Ярс». Вес ракеты не превышает 50 тонн.

    Облегчение состава дает и еще одно преимущество - уменьшение необходимой тяги. И, следовательно, для «Баргузина» потребуется уже не 3 тепловоза, а меньше. Все-таки три тепловоза, везущие состав из 17 вагонов, - это чрезмерно для обычного поезда. Потому БЖРК «Молодец» нельзя считать абсолютно замаскированным.

    Головной разработчик проекта - Московский институт теплотехники, который создал МБР «Тополь» и «Ярс», а также ракету для стратегических подводных лодок «Булава». Но, конечно, использована будет специальная модификация «Ярса». Суммарная мощность боевых частей индивидуального наведения и их количества будет меньше, чем у ракеты БЖРК «Молодец», - 4х500 кт или 6х150 кт. Однако дальность пуска возрастет до 12 тыс. км. При этом «Ярс» обладает повышенной способностью преодолевать противоракетную оборону противника за счет короткого активного участка, когда работает ракетный двигатель, комплекса РЭБ и системы выброса ложных целей. Возрастет и точность стрельбы.

    Также утверждается, что состав «Баргузин» будет оснащен уже не тремя, а шестью ракетами. При этом количество тепловозов сократится до двух или даже до одного.

    К еще одному достоинству БЖРК относится его способность быстрого перебазирования - в сутки состав может проходить до 1000 км.

    Военное обозрение: F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы

    Военные новости: Минобороны США: наши войска в Сирии оказались в ловушке

    Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, выступая в четверг на румынской военной базе в Девеселу (уезд Олт на юге страны, в 180 километрах от Бухареста), официально объявил об операционной готовности размещённого американского комплекса противоракетной обороны Aegis .

    В свою очередь пресс-секретарь американского посольства в России Уильям Стивенс заявил, что «целью системы ПРО НАТО является полная защита Европы от растущей угрозы, связанной с баллистическими ракетами. Ввод в строй в Румынии новой базы противоракетной системы значительно увеличит нашу обороноспособность и защитит территорию стран НАТО», – заявил он, передаёт ТАСС.

    При этом дипломат отметил, что «всё больше стран производят или приобретают баллистические ракеты... Достигнутое соглашение по ядерной программе Ирана не меняет этот факт, – указал он. – Соглашение не избавляет от опасности, исходящей от иранских баллистических ракет…»

    Иранских ракет, Карл!

    Ну что ж… «Европейские цыгане» первыми пошли. Даже пшеков со шпротниками опередили. Те давно были рады стать первыми (особенно поляки), да в Смоленске все их политические русофобы неожиданно поцеловали русскую берёзку.

    Будет ли наконец-то ответка со стороны русского медведя, которого в НАТО до сих пор пытаются разозлить? Я думаю, что с фантазией у наших военных и дипломатов точно всё в порядке.

    «Безусловно, это – совсем крайняя мера, и, я надеюсь, дело до неё не дойдёт, но не случайно российский парламент, ратифицируя новый СНВ, сделал оговорку о том, что развёртывание элементов ПРО может стать одной из причин выхода России из договора», – заявил он, передаёт РИА «Новости».

    Россия возрождает боевые поезда-призраки для ответного удара в ядерной войне. «Баргузин» придёт на смену советскому «Молодцу».

    В ближайшие пять лет у России появится новое «оружие возмездия» – боевые железнодорожные ракетные комплексы «Баргузин». Появившись из «ниоткуда», эти ракетные поезда будут способны нанести сокрушительный ответный удар по территории любого противника

    На прошлой неделе в Кубинке (Московская область) состоялся первый Международный военно-технический форум «Армия-2015». Мероприятие выдалось красочным, полезным и богатым на пищу для размышлений. Президент России Владимир Путин, открывая форум, в частности, упомянул о том, что наша страна и дальше будет активно развивать и совершенствовать свои стратегические ядерные вооружения. «Состав ядерных сил в этом году пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны» – подчеркнул глава российского государства.

    Это заявление, конечно, вызвало бурю эмоций у западных политиков. «Эта воинственная риторика России неоправданна, опасна и играет дестабилизирующую роль», ‒ заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Никто не должен слышать таких заявлений от лидера сильной страны и беспокоиться о возможных последствиях» – высказался по этому поводу и госсекретарь США Джон Керри.

    А «беспокоиться» нашему наиболее вероятному противнику, действительно, есть о чём. Россия в последние годы не только интенсивно восстанавливает свой ракетно-ядерный щит, но и вновь обретает те виды стратегических оборонительных вооружений, которые США, при всей их технологической и финансовой мощи, так и не смогли создать, как ни пытались.

    Речь идёт, в первую очередь, о боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), которые были созданы в Советском Союзе братьями Уткиными – генеральным конструктором КБ «Южное», академиком РАН Владимиром Фёдоровичем Уткиным (Днепропетровск, Украина) и генеральным конструктором КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академиком РАН Алексеем Фёдоровичем Уткиным в середине 80-х годов прошлого века. Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и её железнодорожная версия – РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колёсах» , способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.

    Оружие это получилось совершенно убойное. БЖРК «Молодец» с виду, практически, не отличались от обычных товарных железнодорожных составов. Поэтому вычислить их местонахождение визуальным образом или средствами космического наблюдения среди тысяч железнодорожных составов, ежедневно снующим по просторам огромной страны, для американских военных было задачей невыполнимой. И принять меры к перехвату – тоже.

    Потому что с момента получения приказа на выполнение боевого задания до старта первой ракеты у «Молодца» уходило менее трёх минут. Получив приказ, поезд останавливался в любой точке своего маршрута, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов и оттуда миномётным стартом уходила в небо баллистическая ракета, несущая 10 ядерных боеголовок на расстояние 10 тыс. км…

    Появившись, практически, из «ниоткуда», 12 советских БЖРК, несущих на себе 36 межконтинентальных баллистических ракет, в ответ на ядерный удар могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США.

    Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Поэтому в дело вступили западные политики, и, по настоянию США и Великобритании, с 1992 по 2003 год все советские БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

    Однако, за прошедшие 20 лет проблема эффективного «ответного удара» России, в случае проявления агрессии не только не уменьшилась, но и только обострилась.

    Новая стратегия «глобального неядерного удара», которой руководствуются нынешние американские власти, предполагает, что по территории вероятного противника будет нанесён не ядерный удар, а массовый удар высокоточными ракетами. Тысячи таких ракет, запущенных с американских подводных лодок, надводных кораблей и наземных установок, должны, как ковром, накрыть важнейшие индустриальные, энергетические центры противника, места базирования его ядерного потенциала и, в конечном счёте, оставить его без «зубов» и воли к сопротивлению….

    И одной из гарантий того, что этот сценарий не будет воплощён на территории России, и становится возрождение в нашей стране разработки и производства боевых железнодорожных ракетных комплексов. Которые одним фактом своего существования могут «охладить пыл» потенциальных противников нашей страны.

    Работы по их созданию уже начались. Незадолго до международного военно-технического форума «Армия-2015» заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил журналистам, что эскизный проект нового российского БЖРК под названием «Баргузин» уже готов. До 2020 года в состав российских Вооружённых Сил должно поступить до 5 БЖРК «Баргузин». Их разработка и строительство осуществляется за счёт средств, предусмотренных в госпрограмме вооружений до 2020 года.

    Информацию о начале практических работ по воссозданию БЖРК подтвердили и в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который разрабатывает средства радиоэлектронной борьбы для новых ракетных поездов. «Эти разработки идут. Сейчас наши институты занимаются этими разработками, и эти предложения будут переданы тому головному исполнителю, который будет назначен для восстановления БЖРК» – сообщил ТАСС на форуме «Армия-2015» советник замглавы концерна Владимир Михеев .

    «Поезд должен быть защищён от разведки и поражения, также сами ракеты, которые будут им применяться, тоже являются объектами, против которых будут действовать ПРО противника», – подчеркнул он.

    Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперёд. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».

    Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета – разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей – 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс. км дальше «Скальпеля»).

    Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов» . Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда – или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.

    При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, миномётный старт ракеты, отвод её в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных.

    И именно её не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).

    При этом, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперёд.

    Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс. л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6800 л.с. Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» – 30 суток. Дальность хода – до 1000 тыс. км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.

    П.С. Советские БЖРК «Молодец» в своё время так взволновали Пентагон, что США сделали всё возможное, чтобы наша страна собственноручно их уничтожила. Впрочем, американцы сами себе оказали поистине медвежью услугу. Российские «Баргузины» станут неуловимыми и очень мощными ракетными комплексами стратегического назначения.

    Да и сюрприз на Кубе мы им наверняка уже приготовили.

    Очень понравился комментарий:

    Дмитрий Денисенко

    один состав должен вокруг Латвии баражировать!!! чтобы ни одно снотворное на Грибаускайте не подействовало...

    Как с психопатами не разговаривай, но в Пентагоне и НАТО понимают исключительно язык силы.

    А вот гейропейцы о чём думают? Они же там по три страны на одном квадратном километре. Мазохисты. Как пить дать, мазохисты.

    Наши же местные пацифисты и прочие голубые толерасты уже оживились: «Безумные ватники! Играете с огнём!!! Прекратите провоцировать НАТО».

    Вот это называется провоцировать:

    Это вопиют те, кто первыми выбежит с белым флагом навстречу оккупантам и начёт целовать их сапоги. Пусть воют, раз уж пристрелить их в современном толерантном мире никак нельзя.

    Русский медведь зевает и молча делает своё дело... Он сушит патроны. И переживает, хватит ли, в случае чего, на всех...

    БЖРК «Баргузин» готовится к выходу на рельсы

    Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК) «Баргузин»

    Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

    МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

    Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

    К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

    Состав с "сюрпризом"

    БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

    В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

    Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
    Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

    В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

    Гарантированный ответ

    Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

    © Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


    © Министерство обороны РФ

    В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

    "В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

    Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

    © Фото: предоставлено пресс-службой РВСН


    © Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

    Wikipedia БЖРК «Молодец»

    Об этих планах рассказал РИА «Новости» военный эксперт и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, логичным шагом на фоне охлаждения взаимоотношений США и России будет реализация двух программ: создание обновленного БЖРК, а также нового грунтового пускового комплекса средней дальности. Коротченко отметил, что это крайние меры реагирования, но подготовка к ним необходима заранее. Помимо них, наиболее вероятным вариантом укрепления обороноспособности страны будет модернизация и усиление воздушно-космической обороны на западных границах.

    Поезда-ракетоносцы уже стояли на вооружении СССР и России в период с 1987 по 2005 годы. Комплекс с кодовым названием «Молодец» («Скальпель» по классификации НАТО) был вооружен тремя пусковыми установками для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-23. На дальность 11 тысяч километров она была способна забросить десять боеголовок мощностью до 550 килотонн в тротиловом эквиваленте. Состав состоял из трех тепловозов и, как минимум одиннадцати вагонов, три из которых (пусковые) восьмиосные. Большой вес ракеты в пусковом контейнере (более 126 тонн) вынудил конструкторов применять специальные устройства для частичного переноса нагрузки на соседние вагоны. Несмотря на это, поезд все равно требовал укрепления железнодорожного полотна на всем пути следования. Пуск производился после остановки и выпуска опор, подготовка занимала не более трех минут. После окончания срока службы ракет все построенные комплексы были либо отправлены в музей, либо распилены на металлолом. Разработчиком и производителем как ракеты РТ-32, так и оборудования пускового комплекса является украинское КБ «Южное».


    Peacekeeper Rail Garrison в представлении художника

    Аналогичная система разрабатывалась в США и называлась Peacekeeper Rail Garrison. Его разработка была свернута вместе с окончанием холодной войны за ненадобностью. По ряду параметров и по результатам испытаний он превосходил советскую разработку: ему не требовались подготовленные железнодорожные пути, вагоны были полностью идентичны гражданским (4 оси, стандартная длина), пусковой расчет меньше — 42 человека включая охрану против 70 в «Молодце». Ранее закрытый российский проект «Баргузин» будет ближе к разработкам США по своей концепции, чем к советскому предшественнику. С него предполагается запускать ракеты РС-24 «Ярс» — модернизированный «Тополь-М», либо РС-26, либо 3М30 «Булава». Их масса вписывается в грузоподъемность стандартного железнодорожного вагона, а значит и маскировка и разработка всего пускового комплекса становится проще.

    Появилась информация об успешном запуске ракеты с боевого железнодорожного комплекса "Баргузин". Пока без официального подтверждения.

    РТ-23 УТТХ "Молодец".

    Появилась информация об успешном запуске ракеты с боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) "Баргузин", который разрабатывается в России на смену комплексу "Молодец", созданному в 1980-х годах. Однако подтверждения этой информации от Министерства обороны пока не было. Вполне возможно, что речь (без уточнения) шла о начале бросковых испытаний, которые были назначены на четвёртый квартал 2016 года.

    Впервые после 80-х годов академик Ю.С. Соломонов осуществил удачный запуск ракеты «Баргузин», это так называемый «блуждающий старт». Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» - перспективный мобильный комплекс ракетного вооружения ракетных войск стратегического назначения Вооружённых Сил Российской Федерации.

    Владимир Путин и Юрий Соломонов

    Ракета «Баргузин» вылетает из грузового вагона обыкновенного поезда, т.е. сам поезд является космодромом. Такие ракеты – четыре БЖРК – состояли на вооружении наших РВСН с конца 80-х годов, но сначала Горбачев, затем Ельцин уничтожили все четыре комплекса. Американцы боялись таких ракет больше всего на свете, ибо за одну ночь такие поезда могли уехать куда угодно, в любую точку Советского Союза.

    Владимир Путин и НИИ «Московский институт теплотехники», который возглавляет Герой Труда Российской Федерации академик Юрий Семенович Соломонов, практически с нуля воссоздали это великое оружие. До сегодняшнего дня мы опережали американцев и китайцев в ракетостроении примерно на 10 – 15 лет, а с этой минуты мы опередили их уже на полвека! С успешным стартом великого русского ракетчика Юрия Соломонова уже поздравили все руководители страны. Мы присоединяемся к их поздравлениям.

    В мае 2016 года появилась информация об окончании процесса разработки документации для БЖРК "Баргузин". Предполагается, что новый комплекс будет нести более современные и лёгкие ракеты, созданные на базе РС-24 "Ярс". В один состав будет входить шесть ракет - каждая располагается в отдельном вагоне, замаскированном под стандартный рефрижераторный. Для тяги будет использоваться один тепловоз вместо трёх, как в БЖРК "Молодец".

    Данный вариант размещения баллистических ракет очень сильно критикуется странами НАТО. Дело в том, что при подобном размещении очень сложно отследить перемещение подобных составов. Сверху вагоны вообще идентичны и могут в любой момент поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным. Хотя международный договор СНВ-3 не запрещает создание подобного вооружения, каждая новость о возвращении "поездов-призраков" встречает вал критики в западной прессе.

    Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР РС-24 "Ярс" или на базе МБР РС-26 "Рубеж" или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ 3М30 "Булава". Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа "Ярс" или "Ярс-М".
    Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть Ю.С.Соломонов т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН.

    23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам. 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято. В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г.. В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.

    В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г.. Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что "конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет", ясность по срокам наступит в 2018 г..

    Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена - 2020 г.

    Иллюстрации к патенту ЦКБ Титан на железнодорожную пусковую установку.
    Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.

    Пусковая установка - БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс. Старт осуществляется из ТПК, приводимого в стартовое положение в точке старта из специального железнодорожного вагона с раскрывающейся крышей. В состав БЖРК технически может входить несколько вагонов с МБР, а так же вагоны обеспечения боевого дежурства и, вероятно, технического обслуживания комплекса.

    Есть вероятность того, что разработка пусковой установки БЖРК ведется ФГУП ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - за данным преприятием зарегистрирован патент на "Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера" (RU 2392573). Конструкторы (авторы патента) - В.А.Шурыгин, Б.М.Абрамович, Д.Н.Бирюков и И.В.Шапкин.

    Разработка стартового оборудования с большой вероятностью ведется КБСМ в рамках темы "Баргузин". В 2013 г. КБСМ выполнялась разработка эскизного проекта агрегатов систем и комплекса вцелом, формировалась кооперация предприятий-соисполнителей, разрабатывлись ТЗ для контрагентов.

    Кроме того, по теме "Баргузин-РВ" в 2013 г. велась разработка эскизных проектов специальных железнодорожных формирований в ЦКБ Транспортного машиностроения.

    Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками - что равно полку РВСН. В состав ракетной дивизии будет входить 5 полков БЖРК "Баргузин".

    Ракета - вероятно использование ракеты, аналогичной ранее созданным межконтинентальным ракетным комплексам с минимальным временем активного участка траектории и с РГЧ ИН. В качестве вариантов могут рассматриваться в качестве базовых и МБР типа РС-24 "Ярс" и МБР РС-26 "Рубеж" и БРПЛ 3М30 "Булава". С большой вероятностью степень унификации по ракетам будет высокой, но менее 100%.

    Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками с ракетами "Ярс" или "Ярс-М".

    Конструкция ракеты - трехступенчатая ракета классической компоновки с последовательным расположением ступеней. С большой вероятностью ракета будет оснащаться комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО).

    Система управления и наведение - инерциальная автономная.

    Двигатели - РДТТ на всех ступенях.

    Типы БЧ - РГЧ ИН. Возможно использование перспективного маневрирующего боевого оснащения.

    Статус: Россия
    - 2012 г. - Московским Институтом Теплотехники начата ОКР по созданию БЖРК.

    2013 г. - разработка эскизных проектов компонентов комплекса.