• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Cтраница 1


    Социальный субъект начинает обращать внимание на то, что раньше оставалось незамеченным. Ценностное богатство облегчает понимание того, как лучше устроить жизнь, многограннее ее оценивать.  

    В этом случае социальный субъект выступает как био-логич. Социальные субъекты действуют также в искусственно созданной материальной среде, которой свойственно не только постоянное изменение, но и радикальные трансформации, связанные с технич.  

    Культурно-исторический выбор втягивает социального субъекта (личность, социальную группу или общество) в новый социальный континуум. Он сталкивается с теми обстоятельствами, теми функциональными целесообразностями, с которыми вряд ли столкнется тот, кто сделал иной выбор.  

    Субъектами политики могут быть любые социальные субъекты, вступающие между собой в отношения по поводу завоевания или осуществления политической власти, в том числе классы, политические партии, отдельные личности. В качестве субъектов политики выступают нации и целые народы в их политических отношениях между собой, а также государства.  

    Рассматривая личность в качестве социального субъекта, деятеля, мы прежде всего должны уяснить, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением индивида и отражением этого положения в его сознании. Через социальный интерес осуществляется обратная связь - от субъекта к его общественному деянию: люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые готовности (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях, а формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение и формы активности, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания. Последнее, как образно резюмирует И. Кон, есть ответ на три следующих вопроса: Что я могу.  

    Власть политическая - способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института - государства.  

    В разных исторических условиях социальным субъектом выступают разные его модусы.  

    Интерес политический - осознание социальными субъектами (личностями, группами, слоями, классами) объективной возможности и потребности участия в осуществлении политической власти с помощью государства, политических партий, общественных организаций.  

    Всякая зрелая общность выступает в качестве социального субъекта - активной динамизирующей силы общества.  

    Сама структура заинтересованных в этих процессах социальных субъектов кажется самодостаточной, тем не менее есть функция, которую не выполняет ни один из перечисленных субъектов.  

    Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.  

    Сторонники данной ориентации убеждены, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид и, соответственно, источником социальных явлений - единичное социальное действие. Именно на основе единичных субъектов и их действий должны формулироваться основные характеристики социальных явлений, общностей, процессов.  

    Реальным импульсом к культурным изменениям является неудовлетворенность социального субъекта своим социальным положением, теми или иными правилами игры, утвердившимися в обществе, которая может быть малоосознаваемой, а может приобретать форму решительного протеста.  

    Практическая деятельность людей встроена в самую сущность социального субъекта, является его главной потенцией. Она изменяет самого человека и условия его бытия.  

    Интерес имеет объективное содержание, выражающее положение социального субъекта в системе общественных отношений, и отражение его в сознании социального субъекта связано с целешь латанием - построением идеальной модели действия и его результатов. Цель через практическую деятельность людей реализуется в результате. Процесс детерминации деятельности людей объективными условиями в самом общем виде, схематически можно представить как цепь причинно-следственных связей: объективные, условия жизни людей.  

    Социальный субъект - это носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющей ему воздействовать на объект деятельности. Это относится как к индивиду, так и к социальным общностям: классам, нациям, поколениям, профессиональным группам и т.д.

    Одной из особенностей истории является то, что в XIX-XX вв. возрастает социальная активность человека в смысле идентификации его с определенной общностью. Это относится к национальному и классовому самоопределению, где наряду с объективными основами детерминации имеет немалое значение субъективный фактор. Обеспечивая человеку мощную социальную поддержку и защиту, общность может в то же время жестко регламентировать жизнедеятельность человека, подавляя его свободу и индивидуальные особенности.

    В XX в. на историческую арену выходят массы людей, десятки и сотни миллионов, вдохновляемые теми или иными идеями преобразования мира. Возникает феномен "массового сознания" и "восстания масс" (X. Ортега-и-Гассет).

    В марксистской концепции общества возрастание роли субъективного фактора в истории, под которым понималась деятельность прежде всего пролетариата, вдохновляемая коммунистическими партиями, считалось основным фактором общественного прогресса. Прогресс реализовывался в ходе революционных преобразований общества и своеобразного "подталкивания" объективного хода истории. При гипертрофии этих факторов возникла опасность субъективизма и волюнтаризма.

    На рубеже XX-XXI вв. субъективный фактор истории все более и более смещается в сторону национальных интересов, взаимодействия и соперничества религий и цивилизаций, что находит отражение в соответствующих типах идеологий, взаимодействующих и соперничающих в мире. В то же время не снижается острота экономических и политических противоречий, особенно по линии "богатый Север - бедный Юг". Новым моментом в действии субъективного фактора можно считать осознание тяжести глобальных проблем человечества и необходимости их решения в планетарном масштабе.

    Саморазвитие общества и человека имеет определенный вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей (Ж. Кондорсе, А. Сен-Симон, Г. Спенсер и др.) были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров) делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса (Ф. Ницше, С. Л. Франк), о мифотворчестве как основе концепций прогресса (А. Камю). Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, с ростом веры в каждом человеке, с гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

    Соответственно регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. Ж. Ж. Руссо полагал, что науки и искусства пагубно действуют на нравственность, здесь господствует регресс.

    В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий, либо как деградация по сравнению с минувшим "золотым веком". В христианстве впервые появляется представление о вне исторической цели общества и человека, о "финале" мировой истории и "новом небе и новой земле". У Г. Гегеля понятие прогресса обрело форму саморазвития Мирового Духа с центральной идеей теодицеи, т.е. оправданием Бога за существование зла в мире. В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности б мире связей и отношений коммунистического общества. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

    Смотрите также

    Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
    Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени - времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче...

    Глобальные проблемы современности
    Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем...

    Категории диалектики
    Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

    Назовите типы социальных субъектов и охарактеризуйте их.

    Как развитие МК связано с развитием социальных субъектов? С какой маркетинговой категорией можно соотнести категорию «социального субъекта»? Что между ними общего и в чем состоят различия между ними? Субъект и субъекты массовой коммуникации

    Социальный субъект – источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей. В этом и состоит главное отличие субъектов – только субъект осуществляет целеполагающую деят-ть и определяет условия и средства ее достижения. При этом для достижения цели субъектом могут привлекаться другие индивиды или группы индивидов с отличными целями.

    Социальный субъект обладает специфическими интересами и потребностями, которые, как правило, входят в противоречие с интересами других социальных групп. Субъекта, социальная инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности. Для субъекта важнее всего его потребности, Но для того, чтобы их удовлетворять, он должен реализовать интерес, т.е. осуществлять тип деятельности, который необходим системе. Т.о. для субъекта интересы – средство удовлетворения его потребностей, а для системы удовлетворение потребностей субъекта – средство реализации его интересов.

    Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

    Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории.

    Для них всегда на первом месте остаются их цели, и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

    В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

    Носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

    Владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

    Журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

    Массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель – получение информации для ориентации в среде существования.

    Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

    Существует два типа социальных субъектов – институциализированные (т.е. подкрепленные законодательством – несовершеннолетние, пенсионеры, студенты) и неинституциализированные (молодежь, пожилые люди) субъекты.

    Основные соц. субъекты общества:

    5) власть и граждане

    6) работодатели и наемные работники

    7) богатые и бедные

    8) занятые в общественном производстве и незанятые в общественном производстве

    Понятие “социальный субъект” соотносится с маркетинговой категорией “сегмент рынка” – т.е. группа потребителей, обладающих сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Маркетинговая коммуникация является частным случаем массовой коммуникации.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Социальный субъект. Что такое «Социальный субъект»? Охарактеризуйте роль данного понятия в теории массовой коммуникации.:

    1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СУБЪЕКТОВ: СИНЕРГИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
    2. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
    3. БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
    4. 89. Что такое эпидемия? Условия, необходимые для возникновения массовых инфекционных заболеваний.
    5. Билет №39 понятие «массы» как субъекта массового сознания.
    6. Основные положения теории массовой межкультурной коммуникации.
    7. 41.Роль СМИ и массовой коммуникации в современном политическом процессе.
    8. Кудрин Антон Сергеевич. ВОЗДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПРАКТИКИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Пермь - 2015, 2015

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    БИРОБИДЖАНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВАВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

    Экономический факультет

    Кафедра: «История, философия, основы профсоюзного движения»

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: « Основы социального государства »

    На тему: « Субъекты социальной политики социального государства»

    Выполнил: студент группы КМ-11-2

    Гончаридзе Афдотья

    Проверила: ст. преподаватель

    Муглярова Фатима Акакьевна

    Биробиджан 2012

    социальная политика государство

    Введение

    1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах

    1.2 Субъекты социальной политики в теоретической аспекте

    Глава 2. Характеристика

    2.1 Субъекты и объекты социальной политики

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Социальная политика государства - это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг населению, обеспечения конституционных социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества.

    Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

    Социальной политики - являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

    Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом "назначается" общество.

    Актуальность рассмотрения субъектов социальной политики в социальном государстве состоит в отличии доминирующего влияния.

    Цель работы - определить субъект социальной политики.

    Задачи исследования:

    изучить нормативно-правовое определение субъекта социальной политики;

    рассмотреть теоретическое определение субъекта социальной политики;

    охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.

    Глава 1. Субъект социальной политики

    1.1 Субъект социальной политики в нормативно-правовых актах

    Субъектами управления социальной сферой выступают конкретные органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления.

    Основы государственной политики в социальной сфере устанавливаются Президентом РФ. Реализация положений осуществляется на уровне исполнительной власти, к которой относится Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

    Для реализации основных направлений социальной политики предусматривается разграничение полномочий, при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между региональными и федеральными органами государственной власти.

    Данная структура определена Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

    Одним из важнейших органов государственной власти, осуществляющих управление социальной сферой является Министерство здравоохранения и социального развития.

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Структура органов исполнительной власти по управлению социальной сферой

    Для осуществления надзорных функций в структуре министерства созданы федеральные службы. В структуре Министерства здравоохранения таких служб три. Кроме того, созданы три агентства, которые осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции,

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. То есть основная функция данного органа власти - реализация конституционного права граждан на использование безопасных для жизни и окружающей среды товаров и услуг, что также является важнейшей составляющей социальной сферы.

    Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

    Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела.

    Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    В структуре данного министерства также находятся две службы и два агентства.

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

    Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

    Федеральное агентство по образованию в установленной сфере деятельности осуществляет:

    а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;

    б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

    Итак, мы рассмотрели наиболее важнейшие органы исполнительной власти РФ, осуществляющие управление социальной сферой.

    Кроме выше перечисленных субъектов социальной политики различные специальные нормативные акты устанавливают конкретных объектов и субъектов (табл.1).

    Объекты и субъекты социальной политики, установленные специальными нормативно-правовыми актами

    Нормативно-правовой акт

    Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 25.12.2009)

    Малоимущие семьи

    Малоимущие одиноко проживающие граждане

    Участники и инвалиды войны (ст.7)

    Федеральные органы исполнительной власти;

    Органы государственной власти субъектов РФ

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008)

    клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; (ст.3)

    социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица

    Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004

    Граждане пожилого возраста и инвалиды (преамбула)

    Учреждения социального обслуживания - юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. [

    Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные объекты социальной политики - категории граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты - органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

    Так, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает в качестве субъекта управления государственную систему социальных служб.Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

    Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

    1) комплексные центры социального обслуживания населения;

    2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

    3) центры социального обслуживания;

    4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

    6) социальные приюты для детей и подростков;

    7) центры психолого-педагогической помощи населению;

    9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

    10) дома ночного пребывания;

    11) специальные дома для одиноких престарелых;

    12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

    1.2 Объект и субъект социальной политики - теоретический аспект

    В таблице 2 приведены различные точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

    Объекты и субъекты социальной политики

    Источник

    Определение

    Характеристика

    Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

    Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.

    К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

    Объектом социальной политики является население страны.

    При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

    Е.И. Холостова

    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

    Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

    Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

    Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

    Осадчая Г.И.

    Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.

    Субъект - главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

    Объект - население

    К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления

    Волгина Н.А.

    Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

    Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

    Объекты - население

    К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники.

    К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.

    По мнению Е.И. Холостовой объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом. Холостова Е.И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф.А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.. Далее, надо иметь в виду, что понятие "объект" может соотноситься с понятиями и "субъект", и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную политику как практический вид деятельности. Когда же мы рассматриваем социальную политику как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

    При анализе социальной политики как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей). Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

    Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации: состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

    Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам; служба и труд в экстремальных социальных условиях.

    К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

    На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; бродяжничество, бездомность.

    К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

    предродовое и послеродовое состояние.

    Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

    правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

    Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории - это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

    Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики).

    Субъектами социальной политики являются:

    1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

    государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

    различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

    администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

    2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

    В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

    3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики Социальная политика России: проблемы развития. Чиновник. 2008. № 1. С.25-30..

    По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - "социальный работник".

    Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

    Социальные работники - это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.;

    4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

    5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

    В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

    Глава 2. Характеристика

    2.1 Характеристика объектов и субъектов социальной политики РФ

    Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

    Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:

    государственные ведомства и учреждения;

    органы местного самоуправления;

    внебюджетные фонды;

    общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;

    профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;

    добровольцы;

    граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

    Главный субъект социальной политики - социальное государство - должно обеспечивать:

    движение к достижению в обществе социальной справедливости;

    ослабление социального неравенства;

    предоставление каждому работы или иного источника существования;

    сохранение мира и согласия в обществе;

    формирование благоприятной для человека жизненной среды.

    Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

    При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

    При Президенте РФ существует должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ. На сегодняшний день им является П. Астахов. Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка является:

    обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

    правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

    запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

    беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;

    проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

    направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

    привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

    В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.

    Основными звеньями управления социальным развитием в России являются в целом органы государственной власти РФ, субъекта РФ, а также органы местного самоуправления.

    Среди федеральных органов - федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и др.

    Субъекты социальной политики можно разделить по уровням: федеральный, региональный и местный.

    Субъекты социальной политики федерального уровня перечислены выше. На региональном уровне находятся органы государственной власти субъектов РФ. К ним можно отнести, например, Правительство Челябинской области, Законодательное собрание Челябинской области, Министерство социального развития Челябинской области. Кроме того, на этом уровне находятся территориальные органы государственной власти РФ. К ним можно отнести Управление Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, Управление фонда социального страхования по Челябинской области.

    Органы местного самоуправления составляют отдельную группу субъектов социальной политики. Среди них особое значение в проведении социальной политики имеют Администрация муниципального образования, Городская дума, а также управления администрации. Например в г. Челябинске отдельно можно выделить Управление социальной защиты районов.

    Заключение

    Объектами социальной политики являются люди, объединенные в социальные общности. Они дифференцируются с учетом деления населения на трудоспособное и нетрудоспособное, а также по уровню доходов. Государственная помощь должна оказываться нетрудоспособным, бедным и малообеспеченным людям и семьям. В качестве субъектов социальной политики страны выступают органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику.

    Субъектами реализации социальной политики государства также выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения и социальной защиты, организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта и связи в части обслуживания населения.

    При указании на субъект социальной политики ближе к истине находятся те ученые, которые говорят об обществе в целом. Если под субъектами защиты понимать только государство и его органы, то из поля социальной политики выпадают ее неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые играют важную, а иногда и решающую, роль в защитных процессах. Общество же включает в себя и его формальную организацию (государство), и отдельные общности, и индивидов, и из взаимодействия.

    Субъекты социальной политики, как и социального управления вообще, отличаются доминирующим влиянием. Многогранная структура таких субъектов, сложность их взаимоотношений в процессе реализации социальной политики предусматривают четкое разделение между ними заданий, функций и компетенции. Субъекты социальной политики требуют поддержания необходимого соотношения между ее составляющими, применяемыми формами и средствами воздействия на объект, а также согласование усилий государственных, политических, общественных, хозяйственных и других организаций, трудовых коллективов и единства институциональных и других субъектов. Это требует выделения в системе основного координирующего субъекта, который объединял бы усилия и многогранную деятельность других участников этого процесса. Среди институциональных структур (институционализация - это процесс упорядочения и формализации социальных связей), которые осуществляют социальную политику в этой сфере, решающую роль играет государство. Государство является основным субъектом социальной политики, который призван выполнять координирующую, организующую роль в регулировании процессов функционирования и развития социального бытия. По потенциалу государство как субъект социальной политики преобладает возможности других субъектов этого процесса.

    Список литературы:

    2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

    3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

    4. Указ Президент РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

    5. Аверин А.Н., Берестова Л.И., Бобков В.Н. Социальная политика. Учебник. М.: Экзамен, 2008.944 с.

    6. Волгина Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.734 с.

    7. Морозова Е.А. К определению социальной политики и социальной защиты

    8. Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М.: союз, 2004.278с.

    9. Социальная политика России: проблемы развития. Чиновник. 2008. № 1. С.25-30.

    10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф.А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Актуальность рассмотрения объектов и субъектов социальной политики, их нормативно-правовое определение. Характеристика объектов и субъектов социальной политики Российской Федерации. Структура органов исполнительной власти по управлению социальной сферой.

      реферат , добавлен 09.11.2010

      Основные задачи и цели социальной политики государства. Основные показатели социального развития общества. Современное состояние социальной сферы в Кыргызстане. Основные социальные проблемы. Социальная защита населения, управление социальными процессами.

      контрольная работа , добавлен 23.12.2016

      Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2011

      Разработка, осуществление политики в социальной сфере между региональными и федеральными органами государственной власти. Объект, субъект социальной политики в нормативно-правовых актах. Обеспечение конституционных гарантий гражданам Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2016

      Изучение сущности и задач социальной политики государства. Анализ основных направлений данной деятельности на современном этапе. Характеристика состава государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; их роль в осуществлении социальной политики.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2014

      Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

      курсовая работа , добавлен 24.05.2014

      Система социальной политики. Сущность социальной политики государства. Направления социальной политики государства. Социальная политика Казахстана. Конституция РК-гарант социальной защищенности граждан. Социальное страхование. Социальная защита граждан.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2008

      Теоретические аспекты изучения социальной политики бюджетных организаций. Историография социальной политики государства и предприятий. Понятия и характеристики социальной политики. Ожидания Россия как оптимальная социальная политика, социальные выплаты.

      реферат , добавлен 21.10.2010

      Понятие социальной политики государства, ее принципы, основные цели, задачи и функции. Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь. Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения.

      курсовая работа , добавлен 14.01.2014

      Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.

    Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

    Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:

    • - государственные ведомства и учреждения;
    • - органы местного самоуправления;
    • - внебюджетные фонды;
    • - общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
    • - коммерческие структуры и бизнес;
    • - профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики, добровольцы;
    • - граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

    Главный субъект социальной политики - социальное государство должно обеспечивать:

    • - движение к достижению в обществе социальной справедливости;
    • - ослабление социального неравенства;
    • - предоставление каждому работы или иного источника существования;
    • - сохранение мира и согласия в обществе;
    • - формирование благоприятной для человека жизненной среды".

    Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

    Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др.

    Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам РФ. Они имеют право па собственное законотворчество. В регионах существуют специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

    Социальная политика субъектов РФ по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственные начала и региональные особенности. Компетенция краев и областей достаточно широка, однако не безгранична: она лимитирована не только рамками Конституции РФ и общефедерального законодательства, но также и ограниченными ресурсными возможностями территории. В условиях всестороннего социально-экономического кризиса, вызванного проведением неэффективной политики преобразований в государстве, даже успешно и динамично развивающиеся регионы не могут не испытывать на себе последствий общего спада.

    Ярким и показательным индикатором процесса институционализации социальной политики на региональном уровне выступает законодательство субъектов РФ по вопросам социальной защиты населения. К сожалению, в условиях социально-экономического кризиса и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов в содержании регионального законодательства значительную долю составляют нормы, направленные на социальную поддержку наиболее слабозащищенных слоев населения. В первую очередь законодательная активность представительных органон субъектов РФ выражается в утверждении мер адресной социальной помощи населению (его наименее защищенным категориям).

    Особое значение социальная политика приобретает в муниципальных образованиях в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На уровне органов местного самоуправления социальная политика окончательно воплощается в жизнь.

    Одним из субъектов социальной политики выступают также внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования, формирование которых ведется на основании постоянных отчислений в процентах к фонду заработной платы. В настоящее время решается вопрос создания единого социального фонда.

    В стране происходит интенсивное развитие негосударственных страховых и благотворительных фондов, а также некоммерческих неправительственных организаций (НПО). Неправительственные организации достаточно разнообразны, но все они имеют своей целью снижение уровня бедности и страданий народа путем содействия развитию сельских районов, совершенствования системы распределения доходов, а также защиту основных потребностей населения в области образования, здравоохранения и права. НПО действует в трех основных направлениях. Первое направление связано с распределением пожертвований в случае стихийных бедствий в рамках благотворительной помощи; осуществлением различных консультативных услуг, включая правовые; координацией сельских и городских проектов, имеющих социальную направленность. Этот вид деятельности типичен для Общества Красного Креста и Благотворительного фонда здоровья. Вторым направлением работы НПО является организация мастерских и предприятий на местном уровне для стимулирования занятости и участия населения в развитии местной экономики. Причем это позволяет НПО не только высвободить часть прибыли для социально незащищенных групп населения (инвалидов, ветеранов войны, матерей-одиночек, многодетных семей) и, таким образом, помочь им улучшить свой жизненный уровень, по и использовать эту прибыль для других инициатив. Такие организации, как Общество глухих и слепых, Благотворительный фонд социальной защиты студентов и Ассоциация женщин и детей, являются хорошими примерами НПО. Предоставляя работу (как и продуктовую помощь, и жилье) упомянутым группам населения, они дают им дополнительный приработок к пенсиям и стипендиям. Третье направление деятельности НПО - проведение в жизнь проектов и программ, осуществление которых не обеспечено или недостаточно обеспечено правительством. Примерами таких программ могут быть проекты по планированию семьи и половому воспитанию.

    В качестве субъекта социальной политики также выступают профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения.

    Выражая интересы определенных слоев населения, они оговаривают, документально фиксируют с органами государственной власти и работодателями соответствующие соглашения по социальной поддержке и защите отдельных групп населения.

    Кроме того, существует группа пассивных субъектов социальной политики. Это банковские, кредитные учреждения, страховые компании, которые по мере накопления активов, руководствуясь соображениями своей экономической выгоды, начинают играть активную роль в области социальной политики. Примером может служить деятельность банков, стремящихся привлечь средства населения установлением повышенных процентов по депозитам, а также развития жилищных программ, программ поддержки инвалидов и других социальных инициатив.