• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики.

    Изначально социальная политика сформировалась для регулирования социальных отношений в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию. На современном этапе происходят серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении спектров её влияния. Её действия уже не ограничиваются отдельными категориями населения. В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех социальных категорий.

    Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.

    Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова (13, с. 287).

    В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.

    Таким образом, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества.

    Социальная политика оказывает активное влияние и на экономический рост. Более того - она является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Кроме того, экономический рост как процесс предъявляет все более высокие требования к квалификации и культуре работника, физическому и духовному развитию личности, что также требует дальнейшего развития социальной сферы.

    К объектам социальной политики относятся отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны. Субъекты социальной политики - те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство. Хотя простая констатация того, что государство - субъект социальной политики, недостаточна. Государство выступает как совокупность или система разноуровневых элементов или органов, причем их цели в социальной политике могут не совпадать, а деятельность одного органа противоречит деятельности другого.

    Цель социальной политики государства - формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов нейтрализовать негативные последствия рыночной экономики.

    Основные показатели последних лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в этом направлении наметились позитивные изменения, а с учетом перспективного планирования и положительные прогнозы.

    В качестве целевых определены значения показателей, принятые в развитых странах и отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.

    Можно выделить две основные функции социальной политики:

    • - стимулирующую - реализация которой достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп;
    • - стабилизирующую - выполнение которой предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учету трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта. Реализация перечисленных функций требует определенных усилий, решения целого комплекса сложных и, порой, противоречивых задач, а также принципов, на которых базируется социальная политика.

    Социальная политика направлена на решение следующих задач:

    • 1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
    • 2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого разме-ра и качества, которые соответствуют потребностям общественно-го производства;
    • 3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения ем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
    • 4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

    Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

    Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

    Формирование социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах:

    1) принцип стратегической целенаправленности:

    Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.

    2) принцип системности:

    Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики, быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права.

    Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.

    3) принцип социальной справедливости:

    Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.

    4) принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий:

    Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.

    5) принцип демократичности:

    Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.

    6) принцип адаптации к местным условиям:

    Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.

    7) принцип гуманитарности:

    Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.

    К настоящему времени в постиндустриальных государствах исследования социальной политики представляют собой активно развивающуюся и дифференцированную область политической науки.

    В западной научной традиции существует несколько сформировавшихся устойчивых подходов к пониманию социальной политики.

    Основными конкурирующими подходами выступают кейнсианский и неолиберальный. Представители кейнсианства понимают социальную политику как деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Это понимание социальной политики можно определить как широкое относительно других существующих, поскольку каждый его компонент максимально широко подходит к выбору сферы реализации или системы объектов.

    Для неолиберальной модели характерно представление социальной политики в качестве системы государственных мер по поддержанию социальных групп, которые в силу различных обстоятельств оказываются в трудной жизненной ситуации и не могут решить возникшие проблемы самостоятельно. Данный подход существенно сужает понимание социальной политики, поскольку круг ее объектов уменьшается до социально уязвимых групп населения. Как указывают исследователи неолиберального подхода, в его рамках не случаен термин «адресная помощь», характеризующий принцип выборочности государственной поддержки. Помимо этого, для неолиберального подхода типично понимание государства в качестве монопольного или главного субъекта социальной политики.

    Анализ теоретико-методологических основ анализа социальной политики в социальном государстве определил ряд выводов. Тесная взаимосвязь социальной политики и политического процесса ярко проявляется в условиях демократии, в связи с чем, для западных исследований темы характерен высокий интерес к преемственности социальной политики в условиях сменяющих друг друга у власти политических партий и свободной конкуренции идеологий. В России потребность в теоретическом анализе социальной политики появилась в начале 1990-х годов, когда начали проводиться ее прикладные исследования. Теоретико-методологическое осмысление социальной политики в российских политических условиях далеко не завершено. В настоящее время трансформации политической и социальной систем российского общества определяют актуальность анализа социальной политики с позиций политической науки.

    Для российских исследователей социальной политики типично понимание термина в целом, главным образом как деятельности по реализации социальных программ государства.

    В современной России социальная политика уже не сводится лишь к деятельности государственных органов. Включение в систему субъектов социальной политики негосударственных факторов определено новым характером российского государства, которое не является уже патерналистским (лат. paternus - отцовский, отеческий), а на основании Конституции России и политической практики постсоветских лет должно быть отнесено к государствам субсидиарного типа. Для таких государств характерно качественно иное распределение ответственности и прав, когда государство уже не отвечает за все сферы жизнедеятельности общества и не определяет содержание любой социально значимой деятельности юридических и физических лиц, не контролирует в качестве собственника основные ресурсы влияния.

    Принципы социальной политики должны формироваться с учетом возможностей государства и общества на каждом этапе его развития. Начало нового экономического цикла неизбежно требует корректировки в социально-политической жизни страны, поскольку изменяются как запросы населения, так и ресурсная база политики. Корректировка не означает радикального пересмотра всей системы, а предполагается необходимость изменений наиболее затратных в реализации принципов.

    Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.

    Под уровнем жизни понимается уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления. Сколько и что потреблять определяется разнообразными человеческими потребностями, которые представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении физиологического, социального и духовного развития. А люди нуждаются не столько в количестве вещей, товаров, сколько в их полезных свойствах.

    Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др. (8, с. 294).

    Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).

    Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции. Существует верхний уровень потребностей и низший. Верхний зависит от образованности, знаний, культуры, менталитета. Низкий, как правило, задается минимумом средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

    Набор потребительских товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называется потребительским бюджетом. Потребительский бюджет рассчитываются в среднем на семью или на душу населения для различных социально-демографических групп.

    В зависимости от состава потребностей и нормативов потребления различают оптимальный, рациональный и минимальный потребительские бюджеты.

    Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимостная величина расходов на приобретение благ, структура и уровень потребления которых необходимы для полного воспроизводства неквалифицированной рабочей силы. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

    Рациональный потребительский бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

    Оптимальный потребительский бюджет предполагает такой состав благ и такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

    Кроме того, минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для пенсионера и пенсионерки, студента и студентки, мужчины в трудоспособном возрасте, женщины в трудоспособном возрасте, а также мальчиков и девочек в разных возрастных группах.

    Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

    Натурально-вещественная структура потребительских бюджетов формируется на основе системы потребительских корзин.

    Потребительская корзина - это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека.

    Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы:

    • - предметы разового потребления, срок использования которых ограничивается одним годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.);
    • - предметы длительного пользования, потребляемые в течение ряда лет (товары культурно-бытового назначения, мебель и т.п.);
    • - услуги, производство и потребление которых происходит одномоментно (потребление тепла, электроэнергии и т.п.).

    Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.

    Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

    Потребительская корзина минимального потребительского бюджета в России содержит следующее:

    • - питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;
    • - одежду, белье, обувь;
    • - лекарства, предметы санитарии и гигиены;
    • - мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
    • - жилье и коммунальные услуги;
    • - культурно-просветительские мероприятия и отдых;
    • - бытовые услуги, транспорт, связь;
    • - содержание детей в дошкольных учреждениях.

    Рождаемость, смертность;

    Санитарно-гигиенические условия жизни;

    Жилищные условия;

    Образование и культуру;

    Условия труда и занятости;

    Доходы и расходы населения;

    Стоимость жизни и цены на потребительские товары;

    Транспортные средства;

    Организацию отдыха;

    Социальное обеспечение;

    Свободу человека и другие.

    В отечественной методологии в качестве показателей уровня жизни выделяют следующие показатели:

    Реальные доходы населения;

    Жизненно-бытовые условия;

    Уровень медицинского обслуживания;

    Возможность получения образования;

    Развитие социального обеспечения и социального страхования;

    Уровень культурного и коммунального - бытового обслуживания;

    Продолжительность рабочего дня;

    Обеспеченность работой.

    Существует два подхода к определению структуры и норм потребления в потребительских бюджетах:

    • - нормативный - расходная часть потребительских бюджетов формируется с помощью научно обоснованных норм сбалансированного потребления товаров и услуг.
    • - статистический - состоит в изучении поведения потребителей как статистической совокупности, на основе анализа которой выявляются структуры потребления так называемых опережающих групп (например, группы с более высоким или, напротив, с более низким доходом, может быть группы с наиболее высоким культурно-образовательным уровнем или какой то профессиональной группы и т.п.).

    Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

    От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

    Современная экономическая теория рассматривает уровень жизни как на глобальном макроуровне - в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне - в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных странах по показателю ВВП на душу населения. Наиболее высок этот показатель в США, Скандинавских странах, Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долларов в год на одного человека. Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-технического прогресса и производительности труда в отдельных странах, так и степенью организации общественного производства, степенью государственного регулирования.

    Разрушительные последствия системного кризиса в России и других странах СНГ привели к резкому падению уровня жизни и дохода на душу населения, углублению дифференциации населения по доходам. Так, коэффициент дифференциации доходов в 1992 г. составлял 8,0, в 1998 г. вырос до 13,4 раз, а в 2004 г. уже до 15,2. В 2005 г. наметилась тенденция к его снижению - в 14,8 раз.

    Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве. Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов (17, с. 621).

    Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает нормальные условия труда и его безопасность, приемлемое экологическое состояние окружающей среды, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.д. (14, с. 76).

    Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п.

    Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

    Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.

    Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.

    Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения.

    С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

    В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегральная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

    К основным показателям качества жизни относятся:

    Здоровье людей;

    Продолжительность жизни;

    Условия и безопасность труда;

    Физическое и культурное развитие населения;

    Условия среды, окружающей человека;

    Морально-психологический климат;

    Взаимоотношения внутри трудовых коллективов.

    Термин «качество жизни» появился в середине 50-х годов в связи с тем, что категория «уровня жизни» не отражала всестороннее благосостояние населения.

    Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

    Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

    В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

    Главной целью социальной политики государства России на современном этапе является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих, ему своим трудом и предприимчивостью создать собственное благополучие, и организация адресной поддержки слабо защищенных групп населения.

    Социальная политика направлена с одной стороны на ликвидацию уравнительной системы и распределении материальных и духовных благ, с другой на стимулирование мотивации экономической активности человека, создания условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни.

    Долговременная стратегическая цель государства связана с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. К качеству жизни относятся: масштабы и характер занятости населения, условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни.

    К показателям качества примыкают параметры качества самого населения и состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но социально нравственные характеристики населения.

    С середины 80-х годов в ООН применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧИ). Этой индекс регулярно публикуется с 1990 года по 174 странам мира. Этот индекс состоит из:

    • v продолжительности жизни;
    • v уровня образования;
    • v душевого валового внутреннего продукта.

    Согласно этой методике по уровню качества жизни наша страна занимает: в 2009 году - 111 место, в 2010 году - 69 место Антонова Н.Б. Государственное управление/Н.Б. Антонова. - М.: Академия управления, 2002. - 775 с. .

    Рис.1. Мировая карта Индекса развития человеческого потенциала стран-членов ООН


    Основными задачами социальной политики являются:

    • v Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно политической системы.
    • v Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.
    • v Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения.
    • v Обеспечение рациональной занятости в обществе.
    • v Снижение уровня криминализации в обществе.
    • v Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
    • v Обеспечение экологической безопасности страны.

    Основными направлениями социальной политики государства являются:

    • 1. Повышение уровня жизни населения - под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и услуг, потребляемых в среднем домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни:
      • v достаток - уровень, обеспечивающий всестороннее развитие;
      • v нормальный - обеспечивающий восстановление физических и интеллектуальных сил;
      • v бедность - на уровне сохранения работоспособности;
      • v нищета - поддержание жизнеспособности по биологическим критериям.

    Уже бедность считается недопустимо низким уровнем жизни. Важнейшими составляющими уровня жизни являются доходы населения, и соцобеспечение. Организацией объединенных наций разработана система показателей уровня жизни, которая включает (следующие показатели): рождаемость, смертность, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, занятость, образование, культура, отдых, транспортные средства, свобода человека (правовая защита).

    2. Важным направлением социальной политики государства является формирование эффективной системы социальной защиты. Беднейшие слои населения, к которым относятся, как правило, те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи, нуждаются в первую очередь в социальной защите со стороны государства. В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.

    В стране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты названных пособий устанавливается Правительством РФ.

    • 3. Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует общедоступная система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнении. Регулирование занятости населения - часть социальной политики, направленная на улучшение уровня и структуры занятости, создание благоприятных условий труда, совершенствование характеристик рабочей силы. Сюда входят: разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест, как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соответствии с этим должны планироваться и производиться подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным.
    • 4. Регулирование миграционных процессов . В последние годы миграции являются важным фактором социального развития. Федеральная миграционная служба функционирует с 1992 году. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, достигло 1,2 млн. чел. Основным очагом мигрантов является Северный Кавказ (всего же в России насчитывается 68 зон межнациональных конфликтов). Большую проблему также составляет миграция рабочей силы.
    • 5. Совершенствование пенсионной системы . В настоящее время делаются попытки ее реформирования для предотвращения кризиса, повышения надежности. Основное в содержании реформы переход от всеобщей распределительной системы к смешанной, со значительной долей накопительных элементов. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения:
      • v государственное пенсионное страхование (по трудовому стажу) - финансирование осуществляется за счет взносов в бюджет Государственного пенсионного фонда;
      • v пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих - финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета;
      • v дополнительное пенсионное страхование, как добровольное, так и обязательное для тех, кто идет на досрочную пенсию.

    Она включает статистическое обследование контингента, уточнение применения индивидуальных коэффициентов, эксперименты по накопительному пенсионному страхованию, по внедрению профессиональных пенсионных систем. Разработаны проекты федеральных законов "Об основах пенсионной системы в РФ", "О государственных пенсиях", "О профессиональных пенсионных системах".

    6. В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений Морозова Н.Г. Государственное регулирование экономики/ Н.Г. Морозова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с. .

    является :

    1) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей

    членов общества;

    2) сохранение минимальных доходов населения;

    3) оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;

    4) обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества.

    Методические указания студентам по изучению дисциплины

    Усвоение понятийного аппарата дисциплины;

    Изучение основной и дополнительной литературы;

    Подготовка к семинарским занятиям;

    Самостоятельная работа студента в библиотеке;

    Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

    Самостоятельная работа студента при подготовке к зачету.

    Усвоение понятийного аппарата дисциплины

    Студенту необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной дисциплины, используя с этой целью глоссарий учебно-методического комплекса по «Основам социального государства», а также рекомендованные преподавателем словари, учебники и учебные пособия. При необходимости студент должен воспользоваться консультацией преподавателя.

    Изучение основной и дополнительной литературы

    Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.

    Подготовка к семинарским занятиям

    На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументированно их отстаивать.

    Для достижения этой цели необходимо:

    1) внимательно ознакомиться с вопросами для обсуждения по каждой теме семинарского занятия;

    2) тщательно изучить соответствующий лекционный материал;

    4) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

    Самостоятельная работа студента в библиотеке

    Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом ИВГПУ.

    При подготовке докладов, представляемых студентами на семинарских занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.

    Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.

    Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

    Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

    Поиск информации осуществляется с помощью различных Интернет-сайтов.

    Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:

    Программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),

    Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;

    Сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.

    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

    Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

    Социоэкономика // URL: http://socioeconomics.3dn.ru/

    Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // URL: http://ecsocman.hse.ru/

    Экономическая социология // Электронный журнал / URL: http://ecsoc.hse.ru/

    ЭКСОЦЕНТР (Центр экономической социологии) // URL: www.ecsoc.ru

    Экономический портал // URL: http://institutiones.com

    Юридический портал // URL: www.yurist-online.com

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

    И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

    Контрольная работа, выполняемая студентом-заочником по курсу "Основы социального государства", призвана обеспечить закрепление знаний, полученных им при изучении учебной, научной и справочной литературы по данному предмету. Она позволяет продемонстрировать умение пользоваться приобретенными знаниями, сопоставлять и анализировать различные (а иногда и противоположные) взгляды исследователей на проблемы возникновения и функционирования социального государства, формулировать собственное видение социально-экономических процессов в России и мире. При выполнении контрольной работы студент вправе опираться на любой существующий в науке методологический подход, либо провести сравнительный анализ достоинств или недостатков тех или иных методологических подходов, предлагаемых исследователями для изучения данной темы.

    Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

    1. Введение , в котором необходимо отразить актуальность выбранной проблемы для социологии и современного общества;

    2. Основную часть , раскрывающую содержание всех вопросов темы контрольной работы с учётом: 1) понимания особенностей данной темы различными исследователями с точки зрения различных концепций, методологических подходов; 2) связи социально-экономических теорий, раскрывающих данную тему, с социальной и экономической реальностью России и мира; 3) приведения соответствующих примеров из современной жизни общества;

    3. Заключение , в котором студенту следует изложить собственное видение проблемы и те выводы, к которым он пришёл, изучая научные материалы по теме контрольной работы.

    Студент обязан рассмотреть все вопросы темы его контрольной работы, изложенные в данных методических указаниях.

    Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачётной книжки студента. Например, если зачётная книжка № 893034, то студент вправе выбрать одну из двух тем контрольной работы: 4 или 14.

    Контрольная работа выполняется на компьютере (объём 10 – 15 машинописных страниц, полуторный интервал, 14 шрифт) и лишь в крайнем случае в школьной тетради (в этом случае объём работы не должен превышать 20 – 24 рукописных страниц, написанных разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4 – 5 см). При цитировании научной литературы (монографии, статьи, учебники), использовании материалов из Internet обязательны сноски, указывающие на источник информации.

    Оформление контрольной работы:

    – на титульном листе указываются: дисциплина, по которой написана контрольная работа («Основы социального государства»), фамилия, инициалы студента, факультет, специальность, домашний адрес, номер зачётной книжки;

    – на первой странице текста – номер темы, её название, план работы;

    – в конце работы – список литературы, в том числе названия и электронные адреса сайтов из Интернета, если Вы ими пользовались, дата выполнения и подпись автора.

    Студент-заочник обязан на писать и отправить контрольную работу в определённый учебным планом срок. Если контрольная работа по каким-либо причинам не зачтена, студент должен в кратчайший срок и не позже, чем за месяц до экзаменационной сессии, написать заново контрольную работу на ту же тему с учётом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки.

    Студент-заочник, который не выполнил контрольной работы или получил оценку "не зачтено", к зачёту по "Основам социального государства" не допускается. На зачёте студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией.

    По всем вопросам, касающимся написания контрольных работ, можно получить устную или письменную консультацию на кафедре социально-гуманитарных наук (а. 418, тел. 22-49-16, E-mail: [email protected]).

    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    Тема 1. ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    1. Сущность и особенности современного государства.

    2. Государство и гражданское общество.

    3. Социальные функции современного государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // – С. 15 – 20.

    Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития: учебное пособие. – М. ; Карбондейл, 2006.

    Тема 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО

    ГОСУДАРСТВА

    1. Теории социального государства.

    2. Функции социального государства.

    3. Принципы социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

    Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

    СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Экономические основы социального государства.

    2. Правовые основы социального государства.

    3. Теоретические модели социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27.

    Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

    Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

    Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

    Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. 2001. № 7. С. 5 – 14.

    Покровский В. А. Социальное государство в конституциях СНГ / В. А. Покровский // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М. : Изд-во «Каталог», 2001.

    Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

    Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗА РУБЕЖОМ

    1. Теория и практика развития социального государства

    в Западной Европе и США.

    2. Развитие социального государства в странах СНГ.

    3. Международные организации как инструмент формирования социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

    Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

    Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

    Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы: пробл.-темат. сб. – М. : ИНИОН РАН, 1999.

    Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

    Социальное государство: мировой опыт и реалии России / общ. ред. Г. А. Николаева. – М. : АТИСО, 2002.

    Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    1. Сущность и глобальные проблемы социальной политики.

    2. Модели социальной политики.

    3. Структура социальной политики.

    ЛИТЕРАТУРА

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Тема 6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

    1. Понятие уровня (качества) жизни в социологии и экономике.

    2. Качественные критерии уровня жизни.

    3. Количественные критерии (коэффициенты) уровня жизни.

    ЛИТЕРАТУРА

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Коровяковский Д. З. Социальное государство и жизненный уровень населения / Д. З. Коровяковский // Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001. – С. 61 – 66.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО

    ГОСУДАРСТВА

    1. Сущность и содержание социальной политики.

    2. Критерии эффективности социальной политики.

    3. Системный подход к формированию социальной политики государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

    Тема 8. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    1. Сущность и уровни социальной политики.

    2. Корпоративная социальная политика.

    3. Региональная и муниципальная социальная политика.

    4. Социальная политика государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

    Тема 9. ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    1. Субъекты и объекты социальной политики.

    2. Системный подход к формированию социальной политики.

    3. Социальный кадастр.

    ЛИТЕРАТУРА

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

    Тема 10. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

    2. Зарубежные модели социального партнёрства.

    3. Российская модель социального партнёрства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Тема 11. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

    1. Сущность и содержание социального партнёрства.

    2. Система социального партнёрства.

    3. Трипартизм как ведущий принцип социального партнёрства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94.

    Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85.

    Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.

    Тема 12. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

    1. Сущность и критерии социального рыночного хозяйства.

    2. Государственное регулирование рыночной экономики.

    3. Роль социальной политики в развитии экономики социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Тема 13. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    1. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.

    2. Функции государственного управления экономикой и обществом.

    3. Практическая реализация государственной экономической политики в современной России.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Тема 14. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИОЭКОНОМИКИ

    1. Интеграция социологии экономики и экономической теории.

    2. Социальное государство как предмет экономической социологии.

    3. Социальное государство как предмет социоэкономики.

    ЛИТЕРАТУРА

    Бородкин Ф. Социоэкономика: после конца экономики / Ф. Бородкин // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 141 – 154.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М. : Советский спорт, 2001.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Социоэкономика как межотраслевая наука: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Шулус А. А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации / А. А. Шулус // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 4 – 11.

    Тема 15. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

    2. Уровни социального аудита.

    3. Особенности зарубежной модели социального аудита.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ В РОССИИ

    1. Сущность и концепции социального аудита.

    2. Зарубежный опыт организации социального аудита.

    3. Особенности формирования и развития социального аудита

    в России.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М. : Ихдат. дом «АТИСО», 2008.

    Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.

    Тема 17. РЫНОК ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Понятие и конъюнктура рынка труда.

    2. Экономическая активность населения.

    3. Занятость и безработица.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. – М. : Изд-во МГУ, 1996.

    Тема 18. ОПЛАТА ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Правовые аспекты заработной платы.

    2. Социально-экономические и рыночные аспекты

    заработной платы.

    3. Организация оплаты труда.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М. : Изд-во «Социальное страхование», 2004.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Тема 19. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Эффективность производства и производительность труда.

    2. Социальные факторы производительности труда.

    3. Социальная ответственность бизнеса и гражданина в сфере общественного производства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М. : Изд-во «Социальное страхование», 2004.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Тема 20. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Международный опыт социального страхования.

    2. Социальное страхование в истории России и СССР.

    3. Пенсионное страхование и трудовые пенсии.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алексеева О. В. Страхование как механизм обеспечения социальной безопасности и экономических интересов россиян / О. В. Алексеева // URL: http://discollection.ru/article/14012010_alekseeva_ol_ga_vladimirovna_

    Ивашкин Е. И. Социология отсутствия страхового интереса / Е. И. Ивашкин // Финансы. 2000. 20 августа.

    Информационный портал ПРО СТРАХОВАНИЕ // URL: http://www.prostrahovanie.ru/

    Мазаева М. В. Социальные аспекты развития страхового рынка / М. В. Мазаева // URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd =466201899&LogLength=23944&LogNumDoc=466201899&prevdoc=466201874.

    Мазаева М. В. Экономическое поведение участников страхового рынка: социологический подход к изучению / М. В. Мазаева // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101). С. 44 – 51.

    Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35.

    Силласте Г. Г. Социология страхования и безопасность личности // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 279 – 335.

    Критерии оценки.

    Критерии оценки знаний студентов по отдельным видам работ и разделам дисциплины

    Цифровое выражение Словесное выражение Описание
    Отлично Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
    Хорошо Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
    Удовлетвори-тельно Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
    Неудовлетворительно Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

    Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о теории социального государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о государстве, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социального государства и социальной политики в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.Тесная связь дисциплины «Основы социального государства» с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического математического и естественнонаучного, профессионального циклов способствует формированию системного представления у обучающихся об основах современного социального государства, что обеспечивает высокий теоретический и практический уровень подготовки бакалавров.

    В процессе изучения дисциплины используются все основные видыучебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповые и индивидуальные консультации. Задания для практических занятий и самостоятельной работы носят проблемно-поисковый характер и направлены на развитие творческого мышления студентов.

    Эссе является основной формой самостоятельной работы студента. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Именно такая форма письменной работы помогает сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции будущих бакалавров.

    Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

    В данной форме письменной работы от студентов не требуется глубокого исследования научной доктрины, сравнения научных концепций и взглядов. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других ав­торов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

    Выбор темы. Первый этап написания эссе – выбор темы. Студент может либо выбрать тему из списка, предложенного преподавателем, либо сам предложить тему, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

    Структура эссе.

    - Титульный лист (заполняется по единой форме, см. требования к оформлению письменных работ на страничке юридического факультета НовГУ).

    - Введение . При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

    - Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

    В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость.
    В процессе построения эссе необходимо помнить, что один пункт/параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим, иллюстративным или цифровым материалом (то есть, наполняя содержанием разделы аргументацией, необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли).
    - Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

    В эссе обязателен список использованных источников и литературы по общепринятым правилам. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам. Источники располагаются по иерархии (юридической силе), литература – в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора.

    Правила оформления эссе . Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. Объем эссе – до 10 страниц печатного текста (кегль 12, интервал 1,5). Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для письменных работ.

    Оценивание эссе. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за эссе - 10.Критерии оценки могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
    1. Знание и понимание теоретического материала (max. 2 балла) :

    Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

    Используемые понятия строго соответствуют теме;

    Самостоятельность выполнения работы.

    2. Анализ и оценка информации (max. 3 балла):

    Грамотно применяет категории анализа;

    Умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

    Способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

    Диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

    Выдвижение социальных целей среди приоритетов современного экономического развития привело к формированию социальной политики государства. Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны. Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских структур, общественных фондов, партий и т. п.

    Основными целями социальной политики являются : смягчение неравенства в распределении доходов населения; обеспечение полной занятости; защита здоровья нации; экологическая безопасность; нейтрализация негативных последствий рыночной экономики; обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны; создание условий сохранения социальной стабильности.

    В соответствии с этим решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.

    Способами реализации социальной политики государства являются система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения его граждан. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей.

    Для Республики Беларусь являются актуальными следующие мероприятия социальной политики:

    Создание адресной системы социальной защиты;

    Упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;

    Введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь;

    Уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики;

    Регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен;

    Развитие страховой медицины.

    14. Современное мировое хозяйство Вопросы

    14.1 Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

    14.2 Международная экономическая интеграция

    14.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики

    14.4 Валютные отношения: понятие и виды. Валютные системы

    14.1 Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

    Мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, объединенных участием в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

    Объективной основой развития мирового хозяйства является международное разделение труда. В основе разделения труда лежит специализация стран на производстве каких-то видов продукции. Обмен продукцией специализации является необходимым условием процесса воспроизводства. Международное разделение труда обусловлено следующими причинами: природно-климатическими различиями; географическим положением стран; многообразием социально-экономических условий.

    Основными формами международных экономических связей (отношений) являются:

    Международная торговля;

    Международная миграция капитала;

    Международная миграция рабочей силы;

    Международное производственное и научно-техническое сотрудничество;

    Валютные отношения в мировой экономике.

    Международная торговля. Международная (мировая) торговля – это торговля товарами и услугами в мировом масштабе. Мировую торговлю характеризуют следующие показатели: экспорт, импорт, торговый баланс, внешнеторговый оборот, экспортная квота.

    Экспорт – это вывоз товаров и услуг за границу. Импорт – это ввоз товаров и услуг из-за границы.

    Торговый баланс – это разность между экспортом и импортом товаров. Торговый баланс может быть активным или пассивным. Активный торговый баланс достигается, когда экспорт превышает импорт. Пассивный торговый баланс имеет место, когда импорт превышает экспорт. В случае пассивного торгового баланса у страны возникает внешний долг перед иностранными поставщиками. Именно пассивный торговый баланс является хронической проблемой для Республики Беларусь

    Внешнеторговый оборот – это совокупная стоимость экспорта и импорта, выраженная в одинаковом масштабе цен.

    Экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП. Если экспортная квота превышает 25%, то экономика страны признается зависимой от мировой конъюнктуры. В Республике Беларусь экспортная квота находится в диапазоне 50% – 60%.

    Международная миграция капитала. Международная миграция капитала - это система отношений, регулирующих ввоз ссудного капитала из-за границы и вывоз ссудного капитала за границу.

    Ввоз ссудного капитала обусловлен или необходимостью оперативной стабилизации национальных финансовой и банковской систем, или необходимостью ускоренной модернизации национальной экономики.

    Вывоз ссудного капитала преследует следующие цели: увеличение массы получаемой прибыли; сохранение и расширение рынков сбыта. Вывоз ссудного капитала осуществляется в формах инвестиций и кредитов.

    Инвестиции подразделяются на прямые и портфельные . Капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора, называются прямыми инвестициями (создание за границей филиалов, дочерних компаний, совместных предприятий). Портфельные инвестиции – это вложения капитала в ценные бумаги с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью иностранного предприятия.

    Международные кредиты предоставляется или иностранному правительству, или иностранным предпринимателям для реализации их инвестиционных проектов.

    Для иностранных заемщиков кредиты более привлекательны, чем инвестиции, т. к. они не уменьшает степень их контроля за предприятиями. Однако, кредиты в отличие от инвестиций создают для страны реципиента проблему долговой зависимости от внешних кредиторов.

    Международная миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Выделяют два аспекта миграции рабочей силы: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - перемещение части трудовых ресурсов за национальные границы. Иммиграция - приток трудовых ресурсов из-за рубежа.

    Основные причины трудовой миграции - экономические, т. е. безработица и национальные различия в уровнях заработной платы. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов, повышать конкурентоспособность товаров. Однако принимающие страны (реципиенты) сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов.

    Для стран-доноров международная трудовая миграция способствует поступлению в страну валюты (ежегодно Индия, Индонезия, Турция получают 2 – 3 млрд. долларов в виде переводов эмигрантами денежных средств на родину), новых технологий, накоплению опыта работы, изменению профессиональной и квалификационной структуры занятости, уменьшает остроту проблемы занятости.

    Международное производственное и научно-техническое сотрудничество . Наиболее распространенной формой международных связей в сфере науки и техники выступает коммерческий обмен научно-техническими знаниями. К основным формам такого обмена относят:

    Торговлю лицензиями. Лицензия - это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение;

    Инжиниринг. Инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования);

    Лизинг. Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и иных объектов с последующим выкупом по остаточной стоимости. Арендная форма экспорта машин и оборудования экономически выгодна для обеих сторон: арендатор получает возможность использовать дорогостоящую технику без больших начальных капитальных вложений, арендодатель расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика.

    Валютные отношения. В связи с существованием национальных масштабов цен возникает проблема единообразного измерения цен товаров, производящихся в различных странах. Валюта – это национальная денежная единица, которая может измерять денежные единицы других стран. Развитие мировой торговли требует применения тех или иных валютных систем, особенности которых будут рассмотрены ниже.

    Социальная политика - это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком - сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

    Социальная политика - политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

    В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

    Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

    Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает 4 основных сектора жизни общества:

    а) демографию (естественное воспроизводство населения);

    б) труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);

    в) личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);

    г) социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

    В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты - важный элемент гражданского общества, их поддержка - характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

    Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

    1) быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;

    2) формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;

    3) развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

    Итак, субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

    Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

    1) объективность;

    2) государственность;

    3) многосубьектность и объектность;

    4) солидарный (перераспределительный) характер отношений;

    5) конкретно-исторический характер отношений.

    Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций следующие принципы: принцип социальной справедливости; принцип индивидуальной социальной ответственности; принцип социальной солидарности; принцип социального партнерства; принцип социальной компенсации; принцип социальных гарантий; принцип субсидиарности (поддержки).

    Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаныв процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ эффективного государства. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: социальная солидарность и индивидуальная социальная ответственность.

    Следует отметить, что особенности нынешнего состояния российского общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий:

    1. Оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий. В исторической ситуации, когда еще не сложились соответствующие предпосылки и значительная часть населения не способна адекватно реагировать на трудности переходного периода, проведение чисто либеральной политики, как показал российский опыт, приводит к социальному кризису, к блокированию социальной адаптации, к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации.

    2. Радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения - в отдельности. Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотив экономической динамики - это трудоспособные граждане, обладающие квалифицированным трудовым потенциалом, высокой социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.

    3. Центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.

    4. Активизация местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи.

    5. Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности.

    6. Учёт гендерных и национально-этнических аспектов состояния населения. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.

    7. Наконец, следует учитывать технологии построения социальной программы действий, а также выработку стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени.

    Основой социальной политики должны стать поддержка сильных, жизнеспособных групп и защита слабых, неприспособленных, не имеющих достаточных средств для успешного существования в жестких условиях рыночной экономики. Вместе с тем один из важных моментов стратегии развития - установка на повышение профессионализма, самоотдачи, проявление инициативы граждан.

    В последнее время Советом Европы рассматриваются вопросы стратегии в области социальной сплоченности в XXI веке: государства-члены должны принять идею социальной сплоченности в качестве конкретного и активного направления политики, поставив ее в центр своих моделей развития. Целью такой политики должно стать активное, справедливое и социально сплоченное общество, в котором политика экономического развития и политика развития социального работают в тандеме.

    В целом, каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание.

    Определяя функции социальной политики с позиции её роли в развитии общества (человеческого потенциала), обычно выделяют следующие направления социальной политики современного государства:

    1. Обеспечение социальной безопасности.

    2. Обеспечение политической устойчивости власти.

    3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым.

    4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

    5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

    6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной группы.

    Что касается Российской Федерации, принятая в 1993 году в России Конституция в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В противовес данному положению важным является заявление Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости перехода России к «эффективном государству» за счёт всесторонней модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии, активизации гражданского общества.

    Вопросы для обсуждения

    1. Дайте определение социальной политики.

    2. В чем вам видятся изменения, которые должны произойти в социальной политике современной России?

    3. Назовите главную цель и функции социальной политики.