• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    БИРОБИДЖАНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВАВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

    Экономический факультет

    Кафедра: «История, философия, основы профсоюзного движения»

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: « Основы социального государства »

    На тему: « Субъекты социальной политики социального государства»

    Выполнил: студент группы КМ-11-2

    Гончаридзе Афдотья

    Проверила: ст. преподаватель

    Муглярова Фатима Акакьевна

    Биробиджан 2012

    социальная политика государство

    Введение

    1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах

    1.2 Субъекты социальной политики в теоретической аспекте

    Глава 2. Характеристика

    2.1 Субъекты и объекты социальной политики

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Социальная политика государства - это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг населению, обеспечения конституционных социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества.

    Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

    Социальной политики - являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

    Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом "назначается" общество.

    Актуальность рассмотрения субъектов социальной политики в социальном государстве состоит в отличии доминирующего влияния.

    Цель работы - определить субъект социальной политики.

    Задачи исследования:

    изучить нормативно-правовое определение субъекта социальной политики;

    рассмотреть теоретическое определение субъекта социальной политики;

    охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.

    Глава 1. Субъект социальной политики

    1.1 Субъект социальной политики в нормативно-правовых актах

    Субъектами управления социальной сферой выступают конкретные органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления.

    Основы государственной политики в социальной сфере устанавливаются Президентом РФ. Реализация положений осуществляется на уровне исполнительной власти, к которой относится Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

    Для реализации основных направлений социальной политики предусматривается разграничение полномочий, при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между региональными и федеральными органами государственной власти.

    Данная структура определена Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

    Одним из важнейших органов государственной власти, осуществляющих управление социальной сферой является Министерство здравоохранения и социального развития.

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Структура органов исполнительной власти по управлению социальной сферой

    Для осуществления надзорных функций в структуре министерства созданы федеральные службы. В структуре Министерства здравоохранения таких служб три. Кроме того, созданы три агентства, которые осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции,

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. То есть основная функция данного органа власти - реализация конституционного права граждан на использование безопасных для жизни и окружающей среды товаров и услуг, что также является важнейшей составляющей социальной сферы.

    Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

    Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела.

    Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    В структуре данного министерства также находятся две службы и два агентства.

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

    Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

    Федеральное агентство по образованию в установленной сфере деятельности осуществляет:

    а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;

    б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

    Итак, мы рассмотрели наиболее важнейшие органы исполнительной власти РФ, осуществляющие управление социальной сферой.

    Кроме выше перечисленных субъектов социальной политики различные специальные нормативные акты устанавливают конкретных объектов и субъектов (табл.1).

    Объекты и субъекты социальной политики, установленные специальными нормативно-правовыми актами

    Нормативно-правовой акт

    Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 25.12.2009)

    Малоимущие семьи

    Малоимущие одиноко проживающие граждане

    Участники и инвалиды войны (ст.7)

    Федеральные органы исполнительной власти;

    Органы государственной власти субъектов РФ

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008)

    клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; (ст.3)

    социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица

    Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004

    Граждане пожилого возраста и инвалиды (преамбула)

    Учреждения социального обслуживания - юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. [

    Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные объекты социальной политики - категории граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты - органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

    Так, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает в качестве субъекта управления государственную систему социальных служб.Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

    Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

    1) комплексные центры социального обслуживания населения;

    2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

    3) центры социального обслуживания;

    4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

    6) социальные приюты для детей и подростков;

    7) центры психолого-педагогической помощи населению;

    9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

    10) дома ночного пребывания;

    11) специальные дома для одиноких престарелых;

    12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

    1.2 Объект и субъект социальной политики - теоретический аспект

    В таблице 2 приведены различные точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

    Объекты и субъекты социальной политики

    Источник

    Определение

    Характеристика

    Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

    Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.

    К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

    Объектом социальной политики является население страны.

    При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

    Е.И. Холостова

    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

    Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

    Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

    Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

    Осадчая Г.И.

    Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.

    Субъект - главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

    Объект - население

    К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления

    Волгина Н.А.

    Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

    Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

    Объекты - население

    К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники.

    К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.

    По мнению Е.И. Холостовой объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом. Холостова Е.И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф.А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.. Далее, надо иметь в виду, что понятие "объект" может соотноситься с понятиями и "субъект", и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную политику как практический вид деятельности. Когда же мы рассматриваем социальную политику как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

    При анализе социальной политики как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей). Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

    Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации: состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

    Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам; служба и труд в экстремальных социальных условиях.

    К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

    На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; бродяжничество, бездомность.

    К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

    предродовое и послеродовое состояние.

    Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

    правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

    Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории - это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.

    Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики).

    Субъектами социальной политики являются:

    1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

    государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

    различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

    администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

    2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

    В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

    3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики Социальная политика России: проблемы развития. Чиновник. 2008. № 1. С.25-30..

    По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия - "социальный работник".

    Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

    Социальные работники - это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.;

    4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

    5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.

    В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

    Глава 2. Характеристика

    2.1 Характеристика объектов и субъектов социальной политики РФ

    Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

    Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:

    государственные ведомства и учреждения;

    органы местного самоуправления;

    внебюджетные фонды;

    общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;

    профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;

    добровольцы;

    граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

    Главный субъект социальной политики - социальное государство - должно обеспечивать:

    движение к достижению в обществе социальной справедливости;

    ослабление социального неравенства;

    предоставление каждому работы или иного источника существования;

    сохранение мира и согласия в обществе;

    формирование благоприятной для человека жизненной среды.

    Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

    При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

    При Президенте РФ существует должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ. На сегодняшний день им является П. Астахов. Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка является:

    обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

    правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

    запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

    беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;

    проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

    направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

    привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

    В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.

    Основными звеньями управления социальным развитием в России являются в целом органы государственной власти РФ, субъекта РФ, а также органы местного самоуправления.

    Среди федеральных органов - федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и др.

    Субъекты социальной политики можно разделить по уровням: федеральный, региональный и местный.

    Субъекты социальной политики федерального уровня перечислены выше. На региональном уровне находятся органы государственной власти субъектов РФ. К ним можно отнести, например, Правительство Челябинской области, Законодательное собрание Челябинской области, Министерство социального развития Челябинской области. Кроме того, на этом уровне находятся территориальные органы государственной власти РФ. К ним можно отнести Управление Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, Управление фонда социального страхования по Челябинской области.

    Органы местного самоуправления составляют отдельную группу субъектов социальной политики. Среди них особое значение в проведении социальной политики имеют Администрация муниципального образования, Городская дума, а также управления администрации. Например в г. Челябинске отдельно можно выделить Управление социальной защиты районов.

    Заключение

    Объектами социальной политики являются люди, объединенные в социальные общности. Они дифференцируются с учетом деления населения на трудоспособное и нетрудоспособное, а также по уровню доходов. Государственная помощь должна оказываться нетрудоспособным, бедным и малообеспеченным людям и семьям. В качестве субъектов социальной политики страны выступают органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику.

    Субъектами реализации социальной политики государства также выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения и социальной защиты, организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта и связи в части обслуживания населения.

    При указании на субъект социальной политики ближе к истине находятся те ученые, которые говорят об обществе в целом. Если под субъектами защиты понимать только государство и его органы, то из поля социальной политики выпадают ее неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые играют важную, а иногда и решающую, роль в защитных процессах. Общество же включает в себя и его формальную организацию (государство), и отдельные общности, и индивидов, и из взаимодействия.

    Субъекты социальной политики, как и социального управления вообще, отличаются доминирующим влиянием. Многогранная структура таких субъектов, сложность их взаимоотношений в процессе реализации социальной политики предусматривают четкое разделение между ними заданий, функций и компетенции. Субъекты социальной политики требуют поддержания необходимого соотношения между ее составляющими, применяемыми формами и средствами воздействия на объект, а также согласование усилий государственных, политических, общественных, хозяйственных и других организаций, трудовых коллективов и единства институциональных и других субъектов. Это требует выделения в системе основного координирующего субъекта, который объединял бы усилия и многогранную деятельность других участников этого процесса. Среди институциональных структур (институционализация - это процесс упорядочения и формализации социальных связей), которые осуществляют социальную политику в этой сфере, решающую роль играет государство. Государство является основным субъектом социальной политики, который призван выполнять координирующую, организующую роль в регулировании процессов функционирования и развития социального бытия. По потенциалу государство как субъект социальной политики преобладает возможности других субъектов этого процесса.

    Список литературы:

    2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

    3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

    4. Указ Президент РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

    5. Аверин А.Н., Берестова Л.И., Бобков В.Н. Социальная политика. Учебник. М.: Экзамен, 2008.944 с.

    6. Волгина Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.734 с.

    7. Морозова Е.А. К определению социальной политики и социальной защиты

    8. Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М.: союз, 2004.278с.

    9. Социальная политика России: проблемы развития. Чиновник. 2008. № 1. С.25-30.

    10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф.А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Актуальность рассмотрения объектов и субъектов социальной политики, их нормативно-правовое определение. Характеристика объектов и субъектов социальной политики Российской Федерации. Структура органов исполнительной власти по управлению социальной сферой.

      реферат , добавлен 09.11.2010

      Основные задачи и цели социальной политики государства. Основные показатели социального развития общества. Современное состояние социальной сферы в Кыргызстане. Основные социальные проблемы. Социальная защита населения, управление социальными процессами.

      контрольная работа , добавлен 23.12.2016

      Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2011

      Разработка, осуществление политики в социальной сфере между региональными и федеральными органами государственной власти. Объект, субъект социальной политики в нормативно-правовых актах. Обеспечение конституционных гарантий гражданам Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2016

      Изучение сущности и задач социальной политики государства. Анализ основных направлений данной деятельности на современном этапе. Характеристика состава государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; их роль в осуществлении социальной политики.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2014

      Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

      курсовая работа , добавлен 24.05.2014

      Система социальной политики. Сущность социальной политики государства. Направления социальной политики государства. Социальная политика Казахстана. Конституция РК-гарант социальной защищенности граждан. Социальное страхование. Социальная защита граждан.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2008

      Теоретические аспекты изучения социальной политики бюджетных организаций. Историография социальной политики государства и предприятий. Понятия и характеристики социальной политики. Ожидания Россия как оптимальная социальная политика, социальные выплаты.

      реферат , добавлен 21.10.2010

      Понятие социальной политики государства, ее принципы, основные цели, задачи и функции. Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь. Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения.

      курсовая работа , добавлен 14.01.2014

      Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.

    Основной целью социальной политики является создание в обществе благоприятной социальной атмосферы, а также социального согласия и условий, что обеспечивают удовлетворение основных потребностей граждан. Государственную социальную политику можно рассматривать как основную деятельность страны, которая направлена на реализацию потребностей каждого человека, а также его прав на участие во всех сферах трудовой, социально-экономической, духовной жизни. Все вышеперечисленные сферы направлены на удовлетворение потребностей и интересов человека и социальных групп при регулярном учете социальных последствий политических, экономических и мировоззренческих трансформаций.

    Предмет социальной политики государства

    Определение 1

    Социальная политика государства – это влияние органов управления государства на социальную общественную сферу, а также ее деятельность в целях удовлетворения потребностей всех граждан страны, поддержание оптимального уровня жизни, предоставление социальных услуг разных классам населения, реализация конституционных прав и социальных гарантий граждан, а также оказание социальной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным слоям населения.

    Предметом изучения социальной политики являются закономерности, свойства, содержательные отношения социума, которые устойчиво воспроизводят и выражают сущность, а также формы и процессы общественной практики, которые представлены в виде взаимодействия социальных классов касаемо их положения в обществе.

    Основными целями социальной политики является формирование задач социального развития общества и создание комплекса мероприятий по их реализации. Общественные организации, государственные органы, органы регионального самоуправления и производственные коллективы осуществляют социальную политику, которая направлена на достижение социальных результатов и целей, что связаны с улучшением благосостояния граждан, улучшение качеством их жизнеобеспечения, а также обеспечением социально-экономической стабильности.

    Объект социальной политики

    Актуальность проблемы изучения определений объектов и субъектов социальной политики заключается в том, что на сегодняшний день существует множество вариантов их определения.

    Определение 2

    Объект социальной политики - это то, на что данная политика направлена. Несмотря на множество мнений квалифицированных экспертов по поводу описания социальной сферы, большинство из них сходится на том, что именно она является основным объектом социальной политики государства.

    Уточняя более детально объект социальной политики, исследователи называют социальную сферу и большинство ее элементов: социальные отношения граждан (население, общество, различные социальные группы и классы, индивиды), а также условия жизнеобеспечения людей и их деятельности.

    Также существует мнение, что объектами социальной политики являются воспроизводство социальных ресурсов, социальное развитие населения, социальная безопасность и достаточный уровень благосостояния, социальная структура и потенциал, удовлетворение человеческих потребностей, социальные действия, главные направления развития социума, система социальных неравенств и основные социальные проблемы, согласование интересов социальных общин и прочие элементы.

    Рисунок 1. ОБъект социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Можно подытожить, что объектами социальной политики является практически все население государства. Основное внимание в данном случае уделяется социальной защите и поддержке малообеспеченным семьям, а также нуждающимся категориям граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации вследствие различных факторов.

    Субъекты социальной политики

    Субъектами управления социальной государственной политикой являются конкретные должностные лица и органы государственной власти и регионального самоуправления.

    Наряду с государством субъектами социальной политики являются:

    • государственные учреждения и ведомства;
    • органы и структуры местного самоуправления;
    • внебюджетные организации и фонды;
    • религиозные, общественные, благотворительные и другие негосударственные учреждения и организации;
    • коммерческий бизнес и коммерческие структуры;
    • профессиональные работники, которые занимаются разработкой и реализацией социальной политики, а также добровольцы;
    • граждане, которые принимают участие в группах самопомощи и в гражданских инициативах.

    Рисунок 2. Субъекты социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Главным субъектом социальной политики является социальное государство, которое должно обеспечивать следующие задачи:

    • достижение в гражданском обществе социальной справедливости;
    • минимизация социального неравенства;
    • предоставление каждому сотруднику рабочего места или иного источника доходов;
    • сохранение положительной атмосферы и мирного настроения в обществе;
    • формирование оптимальной и благоприятной жизненной среды для каждого человека.

    Для реализации социальной политики существуют федеральные структуры исполнительной и законодательной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладает государственное правительство, которое разрабатывает и вносит корректировки в законопроекты по социальной сфере.

    Основными звеньями управления социальной политикой в Российской Федерации являются федеральные ведомства и министерства: Министерство социального развития и здравоохранения, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство культуры и прочее.

    Основное место в разработке и осуществления социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Данные структуры имеют право на собственное законотворення. В различных регионах существуют специальные организации, которые отвечают за реализацию социальных программ и стандартов на государственном уровне.

    Замечание 1

    Показательным и ярким индикатором процесса реализации социальной политики в Российской Федерации выступает законодательство субъектов РФ по вопросам социальной защиты населения на региональном уровне. В условиям современного социально-экономического кризиса и снижения возможностей самообеспечения социальных субъектов основную роль составляют нормы, которые направлены на социальную поддержку и защиту малоимущих и слабозащищенных классов населения. Законодательная активность представительных органов субъектов Российской Федерации выражена в утверждении мероприятий адресной социальной помощи гражданам государства.

    Активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.


    Смотреть значение Социальный Субъект в других словарях

    Субъект — лат. предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. ивный, противопол. объективный: личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. ивное чувство, личное, свое, в которое........
    Толковый словарь Даля

    Социальный Прил. — 1. Связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу; общественный.
    Толковый словарь Ефремовой

    Консенсус Социальный — - наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении. Та или иная степень согласия и согласованности в действиях необходима для любой........
    Политический словарь

    Конфликт Социальный — - попытка достижения целей путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь тех же целей. От конкуренции конфликт........
    Политический словарь

    Престиж Социальный — - морально-психологический и материально выражаемый статус, приписываемый определенным социальным ролям и формам их исполнения. Существует в нормативной (предписываемой........
    Политический словарь

    Социальный — Общественный, относящийся к жизни общества и его классов, к экономическому и политическому строю и другим общественным явлениям. С. революция - революция, приводящая........
    Политический словарь

    Социальный Прогресс — - тип развития социальной системы, при котором она или ее элементы переходят на более высокую - в соответствии с объективными критериями - ступень зрелости, например,........
    Политический словарь

    Статус Социальный — положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы........
    Политический словарь

    Субъект — (лат. sub ectus лежащий в основе) - 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носители каких-л. свойств; личность.
    Политический словарь

    Субъект И Объект В Политике — - в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике - та часть политической реальности,........
    Политический словарь

    Субъект Политики — (от лат. "субъектус" - лежащий внизу, находящийся в основе) - тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.
    Политический словарь

    Субъект Федерации — - государственное образование в составе федерации. Каждое федеративное государство состоит из С.ф., которые называются по-разному: штаты (США, Индия), провинции (Аргентина,........
    Политический словарь

    Демпинг Социальный — продажа импортных товаров по
    ценам, учитывающим
    уровень социально плохо обеспеченных слоев населения.
    Экономический словарь

    Европейский Социальный Фонд — фонд Европейского
    сообщества, участвующий в решении проблем занятости. Учрежден в 1959 г., в результате реформы 1971 г. были более четко определены
    приоритеты его........
    Экономический словарь

    Европейский Социальный Фонд, Есф — фонд, финансируемый из
    бюджета Европейского
    союза. Создан в 1958 г. на основе Римского
    договора для смягчения социальных последствий структурной перестройки........
    Экономический словарь

    Единый Социальный Налог — 1.
    Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ.
    Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные
    органы власти льготы не устанавливают. Налоговая........
    Экономический словарь

    Заказ Социальный — выполнение интеллектуальной
    работы, например в области искусства, культуры, с учетом идеологической направленности официальной политики государства.
    Экономический словарь

    Социальный — социальная, социальное (латин. socialis - общественный). 1. Прил., по знач. связанное с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный. Социальные........
    Толковый словарь Ушакова

    Субъект — субъекта, м. (от латин. subjectum-подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике - предмет суждения, к-рый определяется и раскрывается в своем содержании предикатом........
    Толковый словарь Ушакова

    Кредит Социальный — SOCIAL CREDITТермин, используемый школой `Новой экономики` для
    предложения программы по решению экон. парадокса: `
    бедность среди изобилия`. Этот
    план потребовал........
    Экономический словарь

    Малое Предприятие (субъект Малого Предпринимательства) — -
    коммерческая организация, и уставном
    капитале которой
    доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций........
    Экономический словарь

    Налог, Социальный — -
    группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные
    фонды:
    Пенсионный фонд РФ,
    Фонд........
    Экономический словарь

    Прожиточный Минимум (социальный И Физиологический) — - совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые........
    Экономический словарь

    Социальный Аудит (social Auditing) — Процесс, позволяющий организации оценить и продемонстрировать ее вклад в решение социальных, экономических и экологических проблем. Социальный аудит позволяет понять,........
    Экономический словарь

    Социальный Капитал (social Capital) — Согласно определению Всемирного Банка, социальный капитал - это институты, отношения и нормы, которые формируют, качественно и количественно, социальные взаимодействия........
    Экономический словарь

    Социальный Найм Жилого Помещения — В государственном и муниципальном жилищном
    фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по
    договору социального найма жилого........
    Экономический словарь

    Социальный Туризм — - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых
    государством на социальные нужды.
    Экономический словарь

    Социальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно [от лат. socialis - товарищеский, общественный] Свойственный обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный. С-ая среда.........
    Толковый словарь Кузнецова

    Субъект — - 1. человек как носитель каких-либо свойств: 2. действующий самостоятельно, прикладывающий к чему-либо свое воздействие.
    Экономический словарь

    Субъект (экономический, Хозяйствующий) — лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек,
    семья,
    предприниматель,
    предприятие,
    государство.
    Экономический словарь

    Социальный субъект

    Определение 1

    Под социальным субъектом понимается индивид или их группа, самостоятельно реализующая выбранные ими программы действий для достижения целей. Цели тоже выбираются самостоятельно. Это является главным отличием субъектов.

    Только субъект может реализовывать целеполагающую деятельность, а также определять условия и средства её достижения. Субъекты, для достижения своих целей, могут привлекать группы индивидов, цели которых отличны.

    Интересы и потребности социального субъекта специфические и находятся в противоречии с интересами других социальных групп. Потребности субъекта для него являются очень важными, а чтобы их удовлетворить, необходимо осуществить тип деятельности необходимый системе.

    Замечание 1

    Получается, таким образом, что интересы субъекта являются средством удовлетворения его потребностей, а удовлетворение потребностей субъекта для системы является средством реализации его интересов.

    Социальные группы, которые реализуют свои потребности для обеспечения условий своего существования, являются субъектами МК. Их потребности предполагают обязательное внесение в массовое сознание таких социальных установок, которые выражаются в их собственной идеологии. В результате социальные группы имеют большую заинтересованность производить массовую информацию.

    Они не ставят цель всесторонне и полно информировать аудиторию, потому что их цели и потребность в прибыли находятся на первом месте.

    Качество субъектов в процессе массово-коммуникативной деятельности получают:

    • носители социальных интересов;
    • субъекты реализации коммерческих интересов – владельцы отдельных СМК;
    • субъекты реализации интересов – журналисты;
    • совокупность субъектов с общей целью – массовая аудитория.

    Все участники этой социальной деятельности тоже являются субъектами только другого деятельностного ряда. Каждый из субъектов свои цели и способы реализации этих целей определяет самостоятельно.

    Выделяют два типа социальных субъектов – институциализированные или подкрепленные законодательством, и неинституциализированные субъекты.

    К первым относятся студенты, пенсионеры, несовершеннолетние люди, а ко вторым – пожилые люди, молодежь.

    К основным социальным субъектам общества относятся:

    • граждане и власть;
    • наемные работники и работодатели;
    • бедные и богатые;
    • занятые и незанятые в общественном производстве.

    Замечание 2

    Социальный субъект можно соотнести с «сегментом рынка», который является маркетинговой категорией. «Сегмент рынка» – это группа потребителей, которая обладает сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Сама маркетинговая коммуникация – это частный случай массовой коммуникации.

    Социальные системы как социальные субъекты

    Человека окружают самые разнообразные естественные и искусственные системы – большие, сверхбольшие, открытые и закрытые и др. Искусственные системы создаются человеком – это политические, экономические, военные и др.

    Замечание 3

    Любая система состоит из совокупности тесно связанных между собой компонентов. Изменение одного из них, вызывает изменение других компонентов, а иногда и всей системы. Субъектами и участниками социальных процессов выступают социальные системы.

    Субъект социальных процессов выполняет свою роль, которая заключается в том, чтобы определить направление изменений, происходящих в обществе и сознательно им сопротивляться. Можно назвать три уровня субъекта социальных процессов. Во взаимоотношениях с объектом они определяют различные способы восприятия и оценки таких изменений – личность, социальная группа, культура.

    Личность, следуя поставленным целям, по сравнению с другими субъектами, должна учитывать особенности конкретных ситуаций, лежащих в основе локальных процессов. Личность, как система, для выбора наилучшего варианта поведения, образует вокруг себя совокупность символических ориентиров. Такая символическая система расширяет спектр возможностей и задает диапазон действий.

    Степень рациональности в действиях человека и характер восприятия происходящих изменений определяется в пределах этого диапазона. К таким процессам можно отнести все социальные изменения, связанные с социализацией человека. Процессы имеют свои результаты и на судьбах конкретных людей отображаются по-разному, поэтому между собой не всегда имеют какую-либо связь.

    Следующим уровнем субъекта социальных процессов являются социальные группы. Данные сообщества формируют такие социальные процессы, когда масштабные преобразования в обществе являются их источником и направленным объектом воздействия. К такому роду процессов, например, можно отнести военные столкновения, биржевую торговлю, избирательный процесс и др. Реализация подобных процессов в обществе может привести к таким изменениям, которые повлияют на сложившуюся коммуникационную систему и переведут её на качественно новый уровень.

    К системе особого типа относится культура. Формообразующим фактором таких систем является наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок. Поскольку культуры различны, то социальные процессы, вызванные отличиями между ними, будут иметь наивысшую продолжительность и максимальную устойчивость в отношении возможных регуляторов. Глубоко анализировать исторические, философские, литературные источники информации о развитии общества возможно только со знанием механизмов таких процессов.

    Субъекты социальной политики

    Социальная система может быть представлена как совокупностью индивидов, так и общностями и организациями. Они объединяются устойчивыми социальными связями и отношениями и взаимодействуют со средой как единое целое.

    По масштабу социальные системы могут быть разные, от семьи, состоящей из двух человек, до крупных устойчивых объединений людей, какими являются, например, классы, нации. Остановимся на субъектах социальной политики.

    Термин «социальная политика» имеет много вариантов с позиции субъект-объектных отношений. Это деятельность государства в социальной сфере с одной стороны, а с другой стороны – это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур.

    К субъектам социальной политики относятся органы государственной власти, организации и учреждения, а также негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативы. Законодательные, исполнительные, судебные органы власти.

    При общественном участии они определяют цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики. Они же проводят работу по реализации социальной политики государства, в которой участие принимают множество субъектов.

    В основе их деятельности лежит нормативно-правовая база. В наше время государство определяет перспективы своего развития и является основным субъектом реализации социальной политики. Осуществление социальной политики происходит на федеральном, реиональном, муниципальном уровнях.

    На федеральном уровне определяются цели и задачи, принципы социального развития и способы достижения.

    Деятельность субъектов на региональном и местном уровне в области социальной политики направлена на решение конкретных проблем населения, так, например, жилищная политика, политика в области образования, здравоохранения и др. реализуется региональными органами власти.

    По сравнению с другими сферами именно для социальной области характерна большая стабильность и исполнение законов. Вместе с государством субъектами социальной политики также выступают:

    • ведомства и учреждения, имеющие государственный статус;
    • органы местного самоуправления;
    • внебюджетные фонды;
    • негосударственные объединения – религиозные, благотворительные, общественные;
    • бизнес и коммерческие структуры; простые граждане через участие в гражданских инициативах.

    Социальный и духовный субъекты

    Базыма Б.А.

    Введение

    В своих предыдущих работах мы рассматривали субъекта как структурную единицу биологического (жизненный субъект) и психического (психический субъект) уровня взаимодействий . Было показано, что взаимодействия субъектов жизни необходимым образом порождают субъекта более высокого уровня (субъект психики).

    Единство субъекта психики и субъекта жизни представляет собою целостного индивида, вступающего во взаимодействия на своем собственном структурном уровне, то есть с аналогичными индивидами. Как и на предыдущем уровне в качестве необходимости, вызывающей к жизни эти взаимодействия, мы рассматриваем необходимость взаимной регуляции жизнедеятельности множества, но теперь уже индивидов. Множество индивидов «требует» разрешения всех тех противоречий, которые оно закономерно порождает. Идеальным вариантом снятия противоречий множественности является достижение некой целостности, единства индивидов, то есть новой структуры, в границах которой их жизнедеятельность взаимно согласована.

    Взаимная регуляция жизнедеятельности имеет две главных стороны – интеграцию и дифференциацию. Индивиды объединяются в новые, более крупные целостности, которые одновременно размежевываются с другими аналогичными образованиями. Мы выделяем два возможных варианта интеграции индивидов. Первый представляет собою их внешнее, материальное объединение. Здесь проблема множественности снимается через вхождение индивидов в состав структуры нового типа: «надбиологической», но во многом ей аналогичной, - социального субъекта.

    Второй – внутреннее, идеальное (духовное) объединение. Индивид, материально будучи частностью, духовно восходит к всеобщему, «содержит» всеобщее в самом себе – духовный субъект. Этот вариант интеграции свободен от пространственно-временных ограничений, характерных для социального субъекта. В то же время, его осуществление есть гораздо более сложная задача. Степень ее решения, по нашему мнению, определяет уровень развития индивида как личности.

    Социальный субъект

    Социальный (коллективный) субъект как структура есть ни что иное, как стабильная система взаимодействующих индивидов, объединенных каким-либо общим материальным интересом. Примеры социальных субъектов – семья (род); стаи и т.д. у животных, а у людей все известные материальные объединения, от «малой группы», до организации (производственной, общественно-политической и т.д.).

    Для идентификации социального субъекта, по нашему мнению, неправомочно исходить из содержания и форм отношений, входящих в него индивидов (деловые, эмоциональные и т.д.), хотя бы потому, что один и тот же индивид может входить в состав различных социальных субъектов. Не они формируют группу, коллектив, организацию и т.д., не из частного образуется общее, а из первоначального общего возникает «паутина» тонкой дифференциации. Другими словами, в отношении конкретного социального субъекта должна быть такая объективная необходимость, которая бы «оправдывала» его существование как самостоятельной целостности.

    Объедение индивидов в рамках социального субъекта есть форма закономерного разрешения противоречия их частных жизненных интересов. Психика здесь играет роль средства, делающее возможным подобное объединение. Форма же (социальный субъект) равновесна тем благам или ресурсам в отношении которых между индивидами существует или может существовать конкуренция. Под ресурсами мы понимаем все те факторы, которые объективно необходимы для осуществления жизнедеятельности субъектов жизни и психики. Ресурсы это не только материальные, но и, особенно у людей, идеальные объекты, в частности – информация.

    Вхождение в состав социального субъекта (приобретение определенной социальной роли, статуса или позиции), открывает перед отдельным индивидом искомый доступ к определенному ресурсу. Например, членство в каком-либо клубе: только члены клуба, как одного из вариантов социального субъекта, имеют доступ к тому ресурсу, в отношении которого клуб сформировался.

    Объединение вокруг ресурса есть гарантия длительного и стабильного существования социального субъекта. Ресурс первичен по отношению к этому субъекту, и без его наличия субъект социума существовать не будет. Вследствие этого, «мертворожденными» являются те группы (коллективы) и организации, созданные не под ресурс, а «под идею» (т.н. формальные объединения), нередко, как раз и призванные блокировать доступ индивидов к определенному, реальному ресурсу.

    Доступ отдельного индивида к ресурсам (особенно в человеческом обществе) опосредован социальным субъектом. Для индивида реальность бытия социального субъекта открывается посредством иерархических отношений, в которых он находится с другими индивидами. Его позиция в подобной иерархии (социальная роль) регламентирует характер его отношений с ресурсом, то есть права и обязанности. Результатом стабильного пребывания индивида в системе определенного социального субъекта становится обретение индивидом определенной персоны – идеальной формы социального субъекта, благодаря которой индивид осуществляет социальную саморегуляцию. Посредством персоны индивид может быть представителем данного социального субъекта для других персон, вступать с ними в специфические социальные взаимодействия. Именно персоне обязаны своим существованием т.н. стереотипы социальной перцепции, различного рода ожидания, ореолы и т.д.

    Как правило, индивид одновременно входит в состав нескольких социальных субъектов, и имеет свои уровни доступа к множеству ресурсов. Необходимость в ресурсах, к которым не имеет непосредственного доступа социальный субъект, является причиной возникновения взаимодействия между социальными субъектами. Они либо обмениваются определенной долей своих ресурсов (натуральный и товарный обмены), либо захватывают их.

    Опосредование социальным субъектом отношения отдельного индивида с тем или иным ресурсом объективно «затемняет» понимание этим индивидом причины (мотива) своего вхождения в состав социального субъекта. Если в случае психического уровня взаимодействий объект «заслоняет» собой субъект (объектная фетишизация), то здесь складывается прямо противоположная ситуация – субъект становится «фетишем» объекта (субъектная фетишизация). Здесь, по нашему мнению, находится один из корней происхождения авторитета лидера («главной персоны»), посредством которого социальный субъект полнее всего открывает себя на уровне отдельных индивидов (ср. знаменитое: «государство – это я!»).

    Социальный субъект, решая в определенной степени задачу взаимной регуляции жизнедеятельности индивидов, одновременно порождает и новое противоречие. Важнейшим условием существования социального субъекта является дифференциация индивидов на своих и чужих («мы» и «они»). Как структура социальный субъект гораздо менее стабилен, чем предшествующие ему субъекты. Чтобы он мог существовать более – менее длительное время ему необходимо осуществлять свою собственную жизнедеятельность, которая с одной стороны дифференцирует его от других социальных субъектов, а с другой сплачивает между собой его внутренние компоненты. Вместе с тем, индивид, как единство субъектов жизни и психики, «шире» границ, устанавливаемых для него любым социальным субъектом. Вхождение в его состав требует от индивида определенных «жертв», общий смысл которых – самоограничение своих потенций, блокирование всего, что «не нужно» данному социальному субъекту. Социальный субъект «требует» от индивида придерживаться своей «черно-белой логики»: друг – враг, благо – зло, истина – заблуждение и т.д. В целом, для социального субъекта истинно то, что соответствует его интересам, а заблуждение - то, что им противоречит. Социальный субъект порождает коллективное сознание и идеологию, диктует индивиду «жизнь по понятиям», санкционирует те или иные действия, а главное «берет на себя ответственность» за эти действия. В коллективном субъекте индивидуальность растворяется, место «Я», занимает «Мы». Но, пожалуй, самой драматичной является ситуация, когда в качестве ресурса, в отношении которого возник данный социальный субъект, выступают другие индивиды (например, отношение рабовладелец – раб). В этом случает индивиды «разрываются напополам», их психический и социальный субъекты вступают между собой в глубочайший экзистенциональный конфликт, разрешить который может лишь качественное изменение субъективного бытия.

    Все это ставит индивида перед жесткой дилеммой, относительно выбора своего пути ко всеобщему. Либо, через отказ от своей индивидуальности – вариант многоклеточного социального организма, либо через проявление всеобщего в себе самом. Выбор второго варианта означает, что в индивиде обретает свое бытие «духовный субъект», а он сам становится личностью.

    Духовный субъект

    Возникновение субъекта психики открывает две потенциальные возможности интеграции индивидов – посредством социального и духовного субъектов . Первая из них, подробно описанная в предыдущем разделе, есть материальное объединение в отношении конкретного ресурса, который и является истинным побудителем (мотивом) подобного объединения. Поэтому социальный субъект как своеобразное обобщение всегда «неполноценно», не только допускает, но и требует исключений из своих рядов определенных индивидов – изгоев, «белых ворон», «гадких утят» и т.д., соблюдая тем самым «чистоту крови».

    Множественность субъектов как «исходная клеточка» всех реальных и потенциальных конфликтов субъективного бытия, в качестве главной необходимости или «цели» содержит в себе требование достижения некой «высшей интеграции», которую только можно помыслить. Как возможно примерить все частные интересы, то есть учесть все «претензии» отдельных субъектов, без которой подобная интеграция невозможна? Количественный, внешний путь рано или поздно изживает себя, поскольку многообразие бесконечно, и любой «суперсоциальный субъект» вроде утопического государства все равно есть частность. Чьи-то интересы начинают доминировать, остальным приходится подчиняться или «делать вид», что это также и их интересы.

    Путь к «высшей интеграции» прямо противоположен варианту социального субъекта. В каждом индивиде потенциально существует духовное единство с другими, как такими же, как и он сам. Это единство живого, чувствующего и мыслящего, то есть общей природы субъектов жизни и психики. Но это первоначальное, абстрактное единство тотчас рушится для конкретного индивида, когда он «входит в мир». Жизнь каждого из нас, по сути, есть свой путь к обретению утерянного единства. Главная сложность этого пути - противоречие, конфликт между «Я – частным» и «Я – всеобщим» (душой и духом). Выбор в пользу «Я – частного» приводит к тому, что индивид себя самого делает всеобщим – центром бытия или «пупом земли». Судьбы избравших подобный путь в человеческой истории хорошо известны: «тот, кто весь мир держал в пыли, торчит затычкою в щели».

    Второй вариант, выбор в пользу «Я - всеобщего», требует самоотречения, «самоумаления» «Я-частного», причем, во-первых, действительного, а не показного, а, во-вторых, в отношении «истинного бога», а не идола. Необходимо в самом себе открыть, обнаружить то всеобщее, которое «больше» любого мыслимого внешнего материального объединения.

    Реальное бытие духовного субъекта в индивиде начинается тогда, когда ведущей потребностью этого индивида становится удовлетворение нужд других индивидов. Индивид отказывается от эгоизма частности, поскольку смог «взойти до понимания» внутренней, духовной общности живущих. Речь идет о действительно альтруистическом деянии, имеющим смысл в себе самом, не требующим ответного благодеяния и даже не рассчитывающим на него. Подобная потребность не подразумевает деления индивидов на своих и чужих, и в своей высшей форме выражается в тезисе: «возлюби врага своего, как самого себя».

    Для многих индивидов такого рода мысли и действия представляются абсурдом, глупостью, провокацией и т.д. «Добро с кулаками» - тот компромисс, на который они готовы согласится, делая свой выбор между полюсами «Я - частного» и «Я – всеобщего». Вместе с тем, в отношении самих себя они нередко фантазируют о ком-то, кто принял бы их, такими как они есть, понял и простил, любил без всяких претензий и ограничений, дал им все, что они хотят, то есть желают себе того, чего не хотят, и не могут дать другому. Кроме этого, многие хорошо усвоили «истину», что «бесплатный сыр, находится лишь в мышеловке», поэтому с опаской и подозрением относятся к благодеяниям ближнего своего, ища тайные мотивы подобного «странного» поведения. Несмотря на это, они же и склонны, в первую очередь, верить различного рода мошенникам и манипуляторам, позволяющим «жертвам» чувствовать себя «хозяевами положения», а самих себя выставляющим «простачками, не обмануть которых – грех».

    Для духовного субъекта творить добро для другого – цель, а не средство. Достижение этой цели и есть искомое подкрепление, ответ на вопрос «ради чего он это делает». Это его естественная жизнедеятельность, которая открывается личности посредством императива потребности – «Я» хочет это делать. Это же верно и для других субъектов, жизнедеятельность которых может быть представлена как удовлетворение их специфических нужд (потребностей). Поэтому индивид обречен на постоянную внутреннюю борьбу мотивов, и каждый раз становится перед выбором той или иной потребностной альтернативы. Служить одновременно двум господам – задача в реальной жизни невыполнимая. Индивид должен сделать выбор. Сложность в том, что ему одновременно нужно и то и другое. Выход – преобразование исходных, нередко противоречащих друг другу объективных нужд в форму нового единства, которое мы обозначаем как потребность.

    Нужды и потребности

    Под нуждой мы понимаем «объективную необходимость» (или необходимость в объекте) субъекта в каком-либо факторе, который требуется ему для осуществления своей жизнедеятельности. Обычно, субъект «плохо» знает свои нужды, поскольку они есть, в целом, вся та объективная реальность, частью которой является и сам субъект. Например, лишь сравнительно недавно люди узнали, что их организмы «нуждаются» в витаминах, однако понятно, что эта нужда существовала и задолго до того, как мы ее «прояснили». Познавая окружающую действительность, мы тем самым познаем свои все новые и новые нужды, о которых вчера и не догадывались .

    Субъект также нередко выступает в роли объекта, поскольку, может обладать чем-то, что объективно необходимо другому субъекту. В этом случае субъект «объективизируется», низводится до статуса объекта.

    Исходя из выделенных 4-х типов субъектов, мы также выделяем и 4 типа возможных нужд: биологические, психические, социальные и духовные.

    Биологические нужды: вещество и энергия, необходимые для осуществления биологической жизнедеятельности, являются объектами этих нужд. Многие из этих биотических объектов «безусловно интересны» лишь субъекту жизни, а другие субъекты «обращают на них внимание» тогда, когда эти объекты начинают опосредовать субъект – субъектное взаимодействие.

    Психические нужды: главная психическая нужда – взаимодействовать с другим субъектом, то есть осуществлять информационный обмен. В силу того, что подобное взаимодействие всегда опосредовано объектом носителем информации, конкретные формы подобной нужды представляют собою необходимости в этих специфических объектах. Например, глаз «нуждается» в свете, в отсутствии которого исчезает и необходимость в специфическом анализаторе, и он деградирует.

    Социальные нужды: в мире множества индивидов обязательно возникает конкуренция. Доступ к необходимым для биологической и психической жизнедеятельности объектам становится все более затрудненным для отдельного индивида. Ему необходимо объединяться с другими индивидами ради получения этого доступа («вместе легче») и как часть целого (социальный субъект) закономерно вступать во взаимодействия с подобными же целостностями. Тем самым, это нужды в ресурсах – стабильных источниках необходимых объектов, ставших товарами.

    Духовные нужды: в отличие от предыдущих нужд они не материальны. Обратной стороной конкретной множественности субъектов есть их абстрактное единство – они все такие, они есть одно и то же. Существование отдельного немыслимо без этой абстрактной целостности. Для конкретной особи это открывается посредством «категорического императива» продолжения рода, «заботы» о нем («альтруизм» родительских инстинктов у животных и человека). Другой априори, идеально пребывает в индивиде, но в качестве возможного бытия. Этому еще следует осуществиться, стать реальным бытием. Т.н. «духовные поиски» есть попытки проявить эту абстрактную всеобщность, наполнить ее конкретным содержанием, например, найти «родственную душу», «высший идеал», Бога.

    Конкретные формы выделенных типов нужд могут и вступают в противоречия между собой, в частности, потому что один и тот же объект может быть «интересен» различным нуждам. Однако самая главная сложность в удовлетворении нужд (особенно у людей) состоит в том, что многие из них требуют участия, содействия других индивидов. Большинство отношений субъекта с объектом его нужды опосредовано другим субъектом, точнее взаимодействием с ним. Это отчетливо можно наблюдать, рассматривая становление конкретных форм удовлетворения нужд субъекта в онтогенезе (например, удовлетворение большинства нужд младенца невозможно без содействия взрослого).

    Опосредование отношения субъект – объект нужды взаимодействием с другим субъектом трансформирует нужду как необходимость в объекте в конкретную форму ее удовлетворения – потребность.

    Формирование потребностей

    Потребность рассматривается нами как «субъективная необходимость» (необходимость в субъекте). В отличие от нужд, как необходимых условий возможного бытия субъектов, до рождения индивида, до вступления его во взаимодействие с другими, потребности не существуют. Другими словами их бытие может быть только конкретным, особенным и неповторимым. Нужды всеобщи, и в отношении их все субъекты равны, и одинаковы. Различия, в частности между людьми, в первую очередь, связаны с различием их потребностей. Это объясняется многообразием конкретных вариантов субъект – субъектных взаимодействий, посредством которых нужда обретает свою конкретную форму – потребность. Поэтому создание общей классификации потребностей , учитывающей все возможные варианты, представляется маловероятным. Новые потребности порождаются каждым новым поколением, замещая собой устаревшие формы осуществления необходимостей субъектов.

    В связи этим, целесообразнее ограничиться выделением типов потребностей, исходя из такого основания как позиция субъекта во взаимодействии с другими субъектами.

    Типы потребностей

    Исходя из указанного основания, мы выделяем четыре типа потребностей: «потребность в другом», «потребность в себе», «потребность с другими» и «потребность для другого».

    Потребность в себе: субъект «замыкает» отношение с объектом нужды на самом себе. Он одновременно «потребитель» и решающее условие достижения искомого. Знаменитое детское «я сам!» сообщает взрослым, что ребенок вышел за пределы потребностей первого типа и в ряде своих жизненных отношений претендует быть самодостаточным. Такие человеческие качества как самостоятельность, автономность, решительность, инициативность и т.д. формируются, и развиваются благодаря реализации потребностей второго типа.

    Переход к осуществлению потребностей второго типа не означает автоматического отказа от потребностей предыдущего типа. Оба типа нередко «сосуществуют» одновременно, поскольку изменение субъективной позиции происходит лишь в отношении определенной части необходимых объектов. Доступ к ряду из них для конкретного субъекта навсегда может остаться опосредованным взаимодействиями с другими субъектами.

    Потребность с другими: формально, потребности этого типа «похожи» на потребности первого типа. Существенное различие заключается в том, что в случае третьего типа доступ к необходимым объектам, опосредуется коллективным, социальным субъектом, а не конкретным, отдельным индивидом, как в первом варианте. Отсюда происходят хорошо известные ориентации на общепринятые традиции, моду, коллективные представления, общественное сознание, формируется конформное поведение. Посредством указанных форм жизнедеятельности отдельный индивид преодолевает тот шок, который возникает у него, когда он входит в мир социальных субъектов. Особенно это касается современных нам «цивилизованных, демократических» обществ, в которых формально выбор подходящего социального субъекта, как своеобразной одежки, предоставлен решению самого индивида. Речь идет об обретении т.н. самоидентичности, ответе самому себе на вопрос «кто я?».

    Для многих людей жизнь превращается в постоянное доказывание своего права быть необходимой частью вожделенного социального субъекта, войти в когорту избранных или элиты, добиться необходимого признания и уважения со стороны других, а тем самым уважать и самих себя. Поэтому те или иные знаки общественного одобрения приобретают для них магическое значение, и ради них они готовы жертвовать всем остальным.

    Потребность для другого: полагая себя правым иметь потребность в другом, как необходимом условии получения доступа к объекту нужды, индивид должен быть готов к тому, чтобы самому выступить в качестве «дающего». За этой специфической готовностью стоит уже рассмотренная духовная нужда. Если эта возможность становится реальной жизнедеятельностью, можно говорить о формировании потребностей четвертого типа и переходе индивида на уровень личностного бытия. Когда и как совершится этот переход, и произойдет ли он вообще, зависит от того, сумеет ли сам индивид открыть в себе то действительно всеобщее, что делает его единым со всеми другими. Необходимо преодолеть сопротивление «протестующих» персоны и «Я - частного», которые редко «просто сдаются», а, чаще всего, «идут на разного рода хитрости», вроде «разумного эгоизма».

    Персона начинает выступать в роли «искусителя», смущая человека возможными обладаниями, если он поставит именно себя во главу угла, а остальных в позицию зависящих от его милостей. Нередко человек обманывается, веря в альтруизм собственных действий. Иллюзия разрушается, когда человек ловит себя на испытываемом разочаровании в отношении человеческой неблагодарности. «Не буду больше дураком» - говорит он себе, и начинает жить «умно».

    Действительную потребность четвертого типа может позволить себе только «сильный» человек, свободный от неврозов социальной жизни. Главной «наградой» для такого человека становится счастье «бытийной любви».

    Список литературы

    Базыма Б.А. Нужды и потребности: психологический анализ. //Актуальные проблемы современной психологии. Материалы научных чтений, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы. Х.: 1993, с. 49-51.

    Базыма Б.А. К вопросу о природе психики. //Вестник ХГУ, серия «Психология», №432, 1999, с. 9-18.

    Базыма Б.А. Психика: процессы и структуры. (В печати).

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.colorpsy.boom.ru/