• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Декларанты. Таможенный кодекс их специально не выделяет. Основной статус уделен таможенным органам и лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела

    ТО. Под таможенными органами мы понимаем – органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в таможенной сфере. Закон о таможенном регулировании в гл.2 определяет виды, статус, функции, права и обязанности ТО. Закон в ст.1 определяет систему ТО:

    1. федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела. С 2004года – федеральная таможенная служба. ФТС это орган, который организует и регулирует таможенную практику в РФ. Это, прежде всего орган управления таможенным делом. ФТС реализует государственную политику в области ТД. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти. Взаимодействует с иностранными организациями, которые осуществляют деятельность ТД. Осуществляет непосредственное дело.
    2. ст. 10 Региональные таможенные управления (РТУ) – это органы федеральной исполнительной власти, которые главным образом осуществляют процесс управления и организации ТД, в рамках федеральных округов. РТУ напрямую принадлежит ФТС.
    3. Таможни это федеральные органы (учреждения) исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют таможенное дело. Это те организации, которые непосредственно взаимодействуют с декларантами. Таможни осуществляет таможенное оформление товара, контроль, осуществляет деятельность по организации перемещения товаров, их перевозке, контроль над деятельностью участников. Выделяется, применительно к РФ, два вида таможни: внутренние таможни и пограничные таможни. Пограничные таможни – это в регион деятельности которых входят пограничные таможни: мурманская, псковская и т п и они осуществляют практику по организации ввоза-вывоза товара, как правило осуществляется через пункты пропуска, на которых располагаются таможенные посты. Внутренние таможни – это таможни, которые расположены в глубине страны и они не имеют границ – московские таможни, санкт петербургские. Существование внутренних таможен обусловлено территорией. Внешние таможни не в состоянии надлежащим образом осуществить таможенный контроль и оформление.Сейчас насчитывается порядка 110 таможен.
    4. таможенные посты. Это структурное подразделение таможни. Таможня может иметь несколько таможенных постов – порядка 580 постов… посты это те подразделения, которые непосредственно взаимодействуют с декларантами. Можно также условно разделить на внутренние и внешние.

    Самостоятельно посмотреть ст.10-1…

    1. Лица, осуществляющие дело в области ТД

    гл.5 Деятельность в сфере таможенного дела.

    Речь идет о хозяйствующих лицах, частых предпринимателях, кто занимается хозяйственной деятельностью, которые занимаются таможенной организацией. Все эти лица – обязательно российские юридические лица . Эти лица в обязательном порядке должны быть включены в специальный реестр. Это открытый реестр и должен обновляться каждые три месяца. Закон определяет определенные требования и условия к лицу, которое должно быть включено в этот реестр.

    1) таможенные представители (таможенные брокеры). Это субъект, который выступает представителем декларанта в отношениях с таможенными органами по поводу осуществления таможенных формальностей при перемещение товаров и транспортных средств через границу. Это публичные договоры, таможенный брокер не может отказать лицу, которое к нему обратилось…

    2) таможенный перевозчик. Это российское юр лицо, включенное в реестр, лицо которое осуществляет на договорной основе перевозки по таможенной территории РФ. ТП это транспортные организации, которые осуществляют перевозки таможенных грузов между таможенными постами, организациями. Это должны быть в обязательном порядке – транспортные организации, имеющие транспорт, средства. Обязательное страхование риска, своей гражданской ответственности. Что делает этот бизнес дорогостоящим. ТП осуществляют перевозки внутри РФ.

    3) Владельцы складов временного хранения. Это юр лица, которые внесены в реестр и имеющие соответствующие помещения на территории на праве собственности, в аренде. Склад временного хранения – это территория, находящаяся под таможенным контролем, на которой помещаются товары, находящиеся под таможенным контролем для реализации таможенной формальности. Они служат местом нахождения таможенных постов. Как правило, на два месяца. Два типа хранения: открытые и закрытые. Все отношения участников строятся на договорной основе. Открытый склад – это склад, на который могут помещаться товары любых лиц, закрытые склады – туда помещаются товары владельцев этого склада.

    4) Владельцы таможенных складов. Российское юр лицо. Таможенный склад – это тоже помещение. Помещение товара под таможенный контроль. Предназначен для реализации предпринимательских схем. В большей степени играет предпринимательскую роль. Товары там находятся без уплаты пошлин и налогов, в течение трех лет. Существуют: открытые и закрытые .

    5) Владельцы магазинов беспошлинной торговли. Владельцем может быть юр лицо, включенное в реестр. Магазин предназначен для продажи товара в розницу без уплаты пошлин и налогов. Как правило, располагаются в зоне выбытия граждан из страны, либо в дипломатических представительствах.

    6) Гл. 6 уполномоченный экономический оператор. Относится к декларантам. Это субъект осуществляющий деятельность. Это юр лицо, зарегистрированное в соответствие с законодательством с РФ осуществляющий ввоз в РФ для использования производственной и иной предпринимательской деятельности, и вывоз товара из РФ, включенные в реестр уполномоченного экономического оператора. Например, ввоз - вывоз комплектующих деталей для машин. Для него законодательство определяет целый ряд льгот.

    1. Международные торговые организации

    Трансаксиальные издержки. В конечном итоге входит в стоимость товара. Важно взаимодействие стран – участников в унификации правил.

    1) всемирная торговая организация (ВТО). Создана после войны в результате взаимодействия в процессе восстановления Европы после войны. Создана в 50х годах. 150 государств входят с эту организацию.

    2) ЮНКТАД – конференция ООН по торговли и развитию. Создана в период обострения между метрополиями и колониями. Общая система преференции, в соответствии с которой страны делятся на 2 группы: страны слаборазвитые и страны – доноры (развитые). Товары, которые произведены в слаборазвитых странах то их ввоз облагается по льготным ставкам, тем самым стимулируется эта страна.

    3) Всемирная таможенная организация (ВТО). Несколько десятков стран входят в нее. Разрабатываются унифицированные документы: грузовая таможенная декларация, например, которая позволяет в рамках альбомного листа зафиксировать порядка 50 позиция о товаре. Была усовершенствована схема единообразному описанию товара. Товарная номенклатура внесшей экономической деятельности. (ТН ВЭД) Это документ, в котором в систематизированном виде сведены товары, используемые во внешнем экономическом обороте.

    Код Товар Единица измерения

    Дается единообразное описание товаров. Они систематизируются и описываются одинаково.

    Таможенные платежи. Виды и общие положения.

    1. таможенные платежи. Содержание. Виды.

    2. общие положения об уплате пошлин и налогов.

    ТК ТС раздел 2 Таможенные платежи.

    ТК раздел 2 Таможенные платежи.

    1. Таможенные платежи это разновидность фискальных платежей, уплачиваемых декларантом таможенным органам.

    Уплата таможенных платежей происходит в процессе перемещения товара через границу.

    Определенные законом.

    | следующая лекция ==>
    |

    Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела, оказывают профессиональные услуги участникам ВЭД, чем позволяют таможенным органам оптимизировать реализацию задач по регулированию правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Иначе данные лица именуются участниками «околотаможенного» сервиса. К таким лицам таможенное законодательство Таможенного союза относит:

     таможенного представителя;

     таможенного перевозчика;

     владельца склада временного хранения;

     владельца таможенного склада;

     владельца магазина беспошлинной торговли.

    Таможенно-правовые статусы данных субъектов имеют много общих признаков:

    1. Таможенное регулирование порядка и правил их деятельности находится в совместном регулировании Таможенного союза и Российской Федерации: основы статуса закрепляются на международном уровне и конкретизируются на национальном уровне.

    2. Их деятельность связана с проведением операций, в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

    3. Они имеют статус юридические лица и наделяются возможностью осуществлять деятельность при условии включения их в соответствующие реестры и выдачи свидетельства о включении в такие реестры.

    4. Отношения с участниками ВЭД, пользующимися их услугами строятся на основании возмездных договоров.

    Ведение реестров в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в области таможенного дела имеет общие черты:

     включение в реестр производится в заявительном порядке;

     на национальном уровне ведение реестров участников предпринимательской деятельности в таможенной сфере, а так же установление порядка и формы его ведения входит в компетенцию органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;

     Евразийская экономическая комиссия (ранее - Комиссия Таможенного союза) на основании национальных реестров формирует общий реестр данных лиц и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий;

     исключение из реестра производится на основании нарушения условий включения в реестр, ликвидации или реорганизации юридического лица, а так же на основании заявления юридического лица об исключении его из реестра;

     лицо должно в течение пяти дней со дня изменения сведений, включенных в реестр информировать уполномоченный таможенный орган об этих изменениях.

    Таможенный представитель - юридическое лицо государства-участника Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства-участника Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (ст.12 ТК ТС).


    Российским таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.

    Услуги, предоставляемые таможенным представителем участникам ВЭД, связаны с декларированием товаров и средств международных перевозок, представлением таможенным органам документов и сведений, предъявлением декларируемых грузов, обеспечением уплаты таможенных платежей. Таможенный представитель может ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров, видов транспортировки товаров, совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности.

    Условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:

    1. Наличие в штате этого лица не менее двух специалистов по таможенным операциям, а в его обособленном структурном подразделении минимум одного специалиста по таможенным операциям.

    2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами на сумму не менее 20 миллионов рублей.

    3. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валюты РФ, установленному на день предоставления такого обеспечения.

    4. Юридическое лицо не должно являться казенным предприятием.

    5. При достижении совокупной величины штрафа суммы 250 тысяч рублей отсутствие повторности (два и более раз) совершения административных таможенных правонарушений.

    6. Отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 тыс. руб. и более.

    При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами. При нарушении таможенного законодательства представитель несет ответственность на основании таможенного законодательств-членов Таможенного союза.

    1.Участники внешнеэкономической деятельности

    Юридическое лицо или физическое, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.

    В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующих участников внешнеэкономической деятельности:

    1)Международные организации (например, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие) осуществляют определённое регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции;

    2)Государство (в лице органов законодательной и исполнительной власти- Парламент, Президент, Правительство, министерство торговли, Центральный банк и другие) осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности внутри страны в соответствии с установленными полномочиями, а также на межправительственном и межгосударственном уровнях;

    3)Агенты валютного контроля (уполномоченные банки, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    4)Экспортёры (физические или юридические лица) осуществляют экспорт;

    5)Импортёры (физические или юридические лица) осуществляют импорт;

    6)Посредники (физические или юридические лица, органы власти), оказывающие содействие в осуществлении экспорта или импорта.

    Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков; владельцев складов временного хранения; владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей); владельцев магазинов беспошлинной торговли; уполномоченных экономических операторов (регламентация деятельности которых определена уже в главе 6 Закона) .Эти категории лиц допускаются при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей) (далее в настоящей главе - реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).



    Статья 19. Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела

    Статья 20. Включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела

    Статья 21. Свидетельство о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела

    Статья 22. Исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

    Учреждения, обеспечивающие деятельность ФТС России.

    Севастопольская таможня

    Формы таможенного контроля и порядок их применения.

    Проверка документов и сведений

    1. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

    2. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

    3. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

    Устный опрос

    При совершении таможенных операций в соответствии с настоящим Кодексом должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

    3.Получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

    1. Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

    2. При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

    Таможенное наблюдение

    Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

    Таможенный осмотр

    1. Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

    2. Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

    3. В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта.

    4.Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

    5. По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.

    Таможенный досмотр

    1. Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Денисова Марина Сергеевна. Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Денисова Марина Сергеевна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2008. - 192 с. РГБ ОД, 61:08-12/423

    Введение

    Глава 1. Правовое регулирование деятельности юридических лиц как субъетов таможенных правоотношений 12

    1.1. Общая характеристика деятельности юридических лиц в области таможенного дела - 12

    1.2. Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования - 30

    1.3. Сравнительно-правовой анализ российского и международного законодательства участия юридических лиц по оказанию услуг в сфере таможенного дела 51

    Глава 2. Совершенствование механизма правового регулирования оказания услуг в области таможенного дела - 87

    2.1. Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг - 87

    2.2. Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела - 105

    Заключение 124

    Список источников и литературы 131

    Приложения 147

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля.

    Значительную роль в экономическом развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

    Однако исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов правоотношений - юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

    Создание рынка таможенных услуг обусловлено потребностями рынка и внешнеторгового оборота. Допуск профессиональных участников, не имеющих, по сути, прямого отношения к перемещаемым товарам через таможенную границу Российской Федерации, в сферу таможенного дела позволяет в значительной мере ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и, как следствие, свести до минимума расходы участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при осуществлении услуг такими хозяйствующими субъектами существенно снижается риск нарушения установленных таможенным и административным законодательством предписаний и, следовательно, привлечения лиц к ответственности, предусмотренной Таможенным кодексом Российской Федерации, Кодексом Рос-

    4 сийской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность.

    Немаловажным является также и то, что установленные государством при допуске таких субъектов реализации услуг в области таможенного дела дополнительные гарантии защиты прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности (выражающиеся в обязательном страховании риска гражданской ответственности) позволяют снизить риск «невозмещения» возможного ущерба, нанесенного профессиональными участниками таможенных правоотношений - юридическими лицами.

    Значимость темы диссертационного исследования обусловлена также и новизной правовой базы, регулирующей правовое положение юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела. Так, начиная с 2001 г. было обновлено законодательство в сфере административного и таможенного права. В 2001 г. был принят Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а в 2003 г. - новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Заложенные в основе нового Таможенного кодекса принципы в целом корреспондируются с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. (Киотской конвенции) 4 , к которой наша страна в ближайшее время планирует присоединиться. Это, на взгляд диссертанта, является не менее актуальным, поскольку присоединение к названной Конвенции послужит дополнительным стимулом для развития внешнеторговой деятельности России и, следовательно, активизации дальнейшего формирования «околотаможенной инфраструктуры», в качестве которой выступают юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного регулирования.

    См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Ко-зырина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 61-62.

    2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

    3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.

    Изложенные обстоятельства, по мнению диссертанта, позволяют утверждать об актуальности данного исследования, что и предопределило выбор автором темы диссертации и круг исследуемых проблем.

    Объектом исследования являются правоотношения между субъектами - юридическими лицами и таможенными органами, возникающие в сфере оказания таможенных услуг по поводу товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

    Предметом исследования выступают законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе международные, по вопросам, связанным с правовым регулированием отношений в области осуществления юридическими лицами деятельности в сфере таможенного дела.

    Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является комплексное изучение и анализ норм международного и национального законодательства, регламентирующего положение юридических лиц, являющихся субъектами таможенных правоотношений, а также разработка на этой основе возможных правовых решений, направленных на совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела и повышение ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере.

    Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

    - охарактеризовать сферу деятельности, выявить место и роль юриди
    ческих лиц как субъектов таможенных правоотношений при осуществлении
    услуг в области таможенного дела;

    исследовать и проанализировать нормы, определяющие правовой статус юридических лиц - участников оказания услуг в сфере таможенных правоотношений;

    провести сравнительный правовой анализ российского и международного законодательства о деятельности юридических лиц в области тамо-

    женного дела (на примере Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных правил);

    Изучить и оценить эффективность механизма ответственности юри
    дических лиц, осуществляющих услуги в сфере таможенного регулирования;

    Основываясь на проведенном комплексном анализе действующего
    таможенного и административного законодательства, внести предложения
    по совершенствованию механизма правового регулирования деятельности
    юридических лиц, выступающих субъектами правоотношений, возникающих
    в рамках оказания таможенных услуг.

    Методологическая и теоретическая основы диссертационного исследования. При рассмотрении поставленных в диссертации вопросов использовались основные общенаучные и частно-научные методы исследования, способы и приемы исследовательской деятельности, применяемые в юридической науке. Наиболее значимыми методами, положенными в основу диссертационного анализа и позволившими сформулировать наиболее важные выводы и предложения, явились методы: системного анализа, историко-правовой, логический, формально-юридический, сравнительного правоведения, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов.

    Учитывая междисциплинарный характер темы данной работы, автором учитывались выводы, содержащиеся в трудах по теории государства и права, по административному, таможенному, гражданскому и иным отраслям права.

    В процессе работы над диссертационным исследованием использовались различные теоретические разработки ученых. В плане исследования вопросов оказания услуг в области таможенного дела представляют интерес работы Ю.Ф.Азарова, Г.В.Баландиной, К. А. Бекяшева, Е.Г.Моисеева, Н.А.Глазуновой, Е.Гончаровой, В.Н.Иванова, С.И.Истомина, К.А.Корнякова, А.И.Кузнецова, А.Кухаренко, А.В.Мамченко, И.А.Рыбакова, В.Г.Свинухова, К.Г.Сорокина, Л.Ю.Токаревой, А.В.Шорникова и др.

    К важным в методологическом плане работам, определяющим роль и
    место таможенного права в системе российского права, относятся труды
    Д.Н.Бахраха, Ю.А.Воробьева, Б.Н.Габричидзе, А.Н.Козырина,

    А.Ф.Ноздрачева, А.В.Сизова и др.

    Вопросы, связанные с правосубъектностью юридических лиц, рассмотрены в трудах таких юристов, как М.М.Агарков, С.Н.Братусь, А.В.Венедиктов, Ю.С.Гамбаров, Д.М.Генкин, Л.Л.Герваген, В.П. Грибанов, Н.М.Коркунов, М.И.Кулагин, В.А.Рахмилович, О.Н.Садиков, Е.А.Суханов, В.А.Тархов, Ю.К.Толстой, Е.Н.Трубецкой, Б.Б.Черепахин и др.

    Рассмотрению общих проблем ответственности за административные правонарушения, их истоков, в том числе и ответственности субъектов таможенных правоотношений, посвящены работы таких авторов, как А.Б.Агапов, А.П.Алехин, Г.В.Атаманчук, И. Л. Бачило, Ю.М.Козлов, Г.Н.Кузьмичева и др.

    Однако, несмотря на имеющееся в юридической науке достаточно большое количество работ по исследованию отдельных аспектов деятельности юридических лиц, тема правового положения таких лиц как субъектов таможенных правоотношений с точки зрения нового законодательства (Таможенного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур) на сегодняшний день освящена недостаточно полно.

    Нормативно-правовую базу и эмпирическую основу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные договоры, Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты, соответствующая практика их применения.

    8 Научная новизна диссертационного исследования определена постановкой проблемы, степенью ее разработанности, попыткой комплексно проанализировать и раскрыть особенности законодательного регулирования деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений.

      На основании анализа тенденций правового регулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в таможенной сфере, сделан вывод о том, что, несмотря на уменьшение на современном этапе развития российского государства публично-правового регулирования и, в свою очередь, расширения функций участников, не являющихся органами управления - субъектов частного права, задачи по оказанию услуг в сфере таможенного дела, в большей степени решаются посредством использования основных принципов административного права. При этом осуществление юридическими лицами коммерческих услуг в сфере таможенного дела, а также сама возможность реализации подобного рода деятельности всегда связана с вступлением ими в правоотношения с таможенными органами, независимо от волеизъявления этих субъектов частного права.

      С учетом проведенного исследования особенностей деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в области таможенного дела, показано, что в рамках осуществления деятельности по хранению товаров под таможенным контролем владелец склада временного хранения является стороной административных отношений в двух основных случаях. Во-первых, при осуществлении таможенными органами таможенного контроля, во-вторых, при привлечении указанного юридического лица к ответственности за совершение таможенных правонарушений. Само хранение, как оказываемая услуга, связано с административным правоотношением, в основном, только в части учета и отчетности по товарам, находящимся на временном хранении.

      Сделан вывод, что таможенная правосубъектность может быть как активной, так и пассивной. При этом если таможенные органы, как особые субъекты таможенных правоотношений, наделены активной правосубъект-

    9 ностью (исходя из государственно-властных полномочий, регламентированных законодательством), то иные участники таможенных правоотношений, в том числе юридические лица, реализующие услуги в области таможенного дела, наделены исключительно пассивной правосубъектностью и выступают субъектами подчинения императивным предписаниям таможенных органов.

    4. Выявлено, что необходимой предпосылкой специального правового статуса, позволяющего субъектам таможенных правоотношений - юридическим лицам осуществлять услуги в области таможенного дела, является, в первую очередь, наделение их специальной правоспособностью. Специальной правоспособностью такие организации наделяются только в случае внесения их в Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и выдачи соответствующего свидетельства. В случае невыполнения возложенных законодательством условий, указанные субъекты лишаются права заниматься деятельностью в сфере таможенного регулирования (но не утрачивают права выступать участниками иных правоотношений).

    5. Обосновано, что особенностью правового статуса всех юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного регулирования, является законодательное установление обязанности по заключению договора с иными субъектами - участниками внешнеэкономической деятельности (публичный договор). Отказ от заключения договора при наличии возможности осуществить определенные услуги не допускается.

    6. В результате сравнительного анализа норм национального и международного законодательства сделан вывод, что нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, как основы российского таможенного законодательства, в целом соответствуют (хотя и не в полном объеме) основным принципам, правилам и рекомендациям, заложенным в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Учитывая ближайшую перспективу Российской Федерации на присоединение к названной Конвенции, по мнению диссертанта, потребуется внесение ряда изменений в действующее российское законодательство, в том числе,

    10 имеющих отношение к деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений (в частности, замены в Таможенном кодексе термина «таможенный режим» термином «таможенная процедура» в значении, используемом в Киотскои конвенции, дополнение Таможенного кодекса понятиями «таможенные формальности» и «очистка», содержащимися в Генеральном приложении Конвенции, а также включения в Таможенный кодекс отдельного этапа процедуры взимания таможенных пошлин и налогов - «начисление таможенных пошлин и налогов», предусмотренного в Киотскои конвенции).

    7. Разработаны и теоретически обоснованы конкретные рекомендации по совершенствованию механизма оказания юридическими лицами услуг в области таможенного дела.

    Данные рекомендации классифицированы на три группы: а) рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, приведению норм российского таможенного права в соответствие с нормами международного таможенного права (например, в Таможенный кодекс Российской Федерации следует включить определение «грузовая декларация» и использовать данный термин в соответствующих положениях); б) рекомендации по совершенствованию механизма осуществления таможенного контроля (в частности, предлагается ограничить возможность лиц, перемещающих товары, использовать при таможенном оформлении любого представителя по доверенности, например, посредством заблаговременной подачи в таможню списка доверенных лиц с образцами подписей и печатей, утвержденного вышестоящим таможенным органом); в) рекомендации по формированию таможенной культуры (к примеру, предлагается возможность распространения принципа равенства на работу таможенной службы по отношению ко всем участникам таможенного процесса, включая юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела).

    Практическая значимость и апробация результатов исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы для дальнейше-

    го совершенствования российского законодательства в области оказания услуг в сфере таможенного дела, в практической деятельности таможенных органов и юридических лиц, в процессе преподавания административного, таможенного права и других юридических дисциплин в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов для таможенных органов. Основные выводы и положения диссертации изложены в опубликованных автором работах. Изложенные в диссертации подходы использовались ^ автором в практической правоприменительной деятельности в Правовом управлении Федеральной таможенной службы. Сформулированные выводы относительно совершенствования Таможенного кодекса Российской Федерации, в том числе с целью унификации названного кодекса с нормами международного права, используются диссертантом в аналитической работе в Управлении правового обеспечения законопроектной деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

    Общая характеристика деятельности юридических лиц в области таможенного дела

    Одним из наиболее важных видов деятельности является внешнеэкономическая деятельность, оказывающая большое влияние на состояние государства, жизнь и благосостояние всего населения. Резкое увеличение объема международных поставок и предоставления услуг, а также относительно большая зависимость государственного бюджета от этого рынка ставит целью для правового регулирования данной области общественных отношений решение многих публичных задач. В их числе обеспечение стабильности внутреннего рынка, обеспечение конкурентоспособности российских производителей, контроль за исполнением налоговой обязанности предпринимателей, являющихся основными источниками средств, распределяемых на общественные нужды и т.д. Большую роль в решении данных задач играет государственное регулирование ВЭД2.

    Вышеуказанные обстоятельства обусловливают возрастающее значение развития таможенного дела для российского государства, оказывающего прямое воздействие на состояние государства и благосостояние всего общества. Сегодня российская таможенная служба дает 40 процентов всех налого-вых поступлений в федеральный бюджет. Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется на основе таможенной политики, а также порядка и условий перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформле ния, таможенного контроля и других средств проведения таможенной политики в жизнь.

    Практическая реализация таможенного дела обеспечивается таможенной системой Российской Федерации, призванной контролировать соответствие совершаемых внешнеэкономических операций установленному законом порядку, а также иные государственные органы, регулирующие и контролирующие внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, в таможенную систему входят другие структуры, задействованные во внешнеэкономических операциях, включающие участников внешнеэкономической деятельности, а также предприятия и организации, деятельность которых прямо или косвенно соприкасается с перемещаемыми через границу товарами1.

    Заметное место в организации таможенного дела отводится деятельности так называемой «околотаможенной инфраструктуры» - таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей). Указанные лица, представляющие услуги в рамках таможенных правоотношений, играют немаловажную роль не только в реализации поставленных перед таможенными органами задач, но и существенно облегчают осуществление внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами на таможенной территории Российской Федерации. Услуги такого рода представляют собой проведение операций и юридически значимых действий с иностранными товарами до введения их в свободный экономический оборот на таможенной территории Российской Федерации и осуществляются юридическими лицами в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей).

    Следует отметить, что некоторые виды предпринимательской деятельности в нашей стране находятся в тесной взаимосвязи со сферой публичных интересов, т.е. затрагивают отношения государства, являющиеся важными для общества в целом. Надо сказать, что еще сравнительно недавно в нашей стране превалировал административный метод регулирования, при котором органы управления были наделены максимально возможным объемом полномочий. Современный же этап развития общества характеризуется уменьшением публично-правового регулирования. Помимо непосредственного правового признания и закрепления свободы экономической деятельности, государство передает некоторые функции субъектам, не являющимися органами управления - субъектам частного права. В частности, законодатель посчитал возможным предоставить право на осуществление ряда публичных функций субъектам предпринимательской деятельности - юридическим лицам.

    Задачи по оказанию юридическими лицами таможенных услуг в большей степени решаются посредством таможенного права, устанавливающего полномочия таможенных органов по государственному контролю за надлежащим исполнением участниками внешнеэкономической деятельности своих обязанностей. Так, в соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса Рос-сийской Федерации (далее - ТК России) деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей) (далее - реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).

    Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования

    Понятие правового статуса участников оказания услуг в области таможенного дела необходимо рассматриваться в соотношении с такими понятиями, как правосубъектность и правовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного регулирования, поскольку названные понятия тесно взаимосвязаны между собой.

    Под субъектами в таможенном праве, в качестве которых в рамках данного диссертационного исследования рассматриваются юридические лица, понимаются участники таможенных правоотношений, иначе говоря, это лица (физические или юридические), обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. обладать правосубъектностью). Субъект правоотношений является необходимым элементом правоотношений во всех от раслях права, хотя в каждой из них положения его субъектов имеют определенную специфику1.

    Так, правосубъектностью и определенным правовым статусом в таможенных правоотношениях может обладать лишь лицо, являющееся участником таких отношений, т.е. уполномоченным субъектом.

    Для наделения юридического лица статусом субъекта правоотношений, возникающих из оказания услуг в таможенном деле, оно должно обладать так называемой таможенной правосубъектностью.

    Признавая какое-либо лицо или образование субъектом правоотношений, закон определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

    В целом, правосубъектность представляет единство право- и дееспособности, а «таможенной» она является исходя из специфики услуг, оказываемых юридическими лицами в области таможенного дела.

    Вместе с тем, «таможенная» правосубъектность может быть как «активной», так и «пассивной». При этом, если таможенные органы как особые субъекты таможенных правоотношений наделены «активной» правосубъектностью (исходя из государственно-властных полномочий, регламентированных законодательством), то иные участники таможенных правоотношений, в том числе юридические лица, реализующие услуги в области таможенного дела, наделены исключительно «пассивной» правосубъектностью и выступают субъектами подчинения императивным предписаниям таможенных органов.

    Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, немаловажную роль в реализации поставленных перед таможенными органами задач играет «око лотаможенная» инфраструктура, представляющая услуги в рамках таможенных правоотношений и существенно облегчающая осуществление внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами на таможенной территории Российской Федерации.

    Поскольку юридические лица выступают в качестве участников, иначе говоря, являются субъектами таможенных правоотношений, то, несомненно, большое значение имеет вопрос о правовом статусе таких участников, осуществляющих деятельность в сфере таможенного регулирования.

    Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности субъекта правоотношений (определяющие его правовое положение в сфере оказания таможенных услуг), а совокупность установленных субъективных прав и обязанностей называют правовым положением лица.

    Как видно из данных определений, правосубъектность и правовой статус - различные понятия. Обладание юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в сфере таможенного регулирования, правосубъектностью - необходимое условие правового статуса. Правосубъектность - не соответствующие права и обязанности, а принципиальная возможность их иметь и осуществлять.

    Закрепленные субъективные права юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, составляющие их правовой статус, представляют собой возникающие в пределах статутного права на основе конкретных юридических фактов меру возможного поведения лица. Право лица может проявляться в возможности совершать определенные действия и требовать определенного поведения от обязанных лиц (право владения, пользования, распоряжения, право требования)

    Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг

    Юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию таможенных услуг, обладают определенным объемом прав, предоставляемых как таможенным, так и административным законодательством. По мнению Ю.Ф. Азарова, заместителя председателя ГТК России, комментирующего принятие Таможенного кодекса Российской Федерации1 (далее - ТК России), «можно говорить, что мы поворачиваемся лицом к бизнесу. Таможня становится органом не только государства, но и органом для предпринимателей. Под этой общей идеей новый ТК России наполнен правовыми конструкциями, которые действительно предоставляют механизм расширения и защиты прав и интересов предпринимателей - участников внешнеэкономической деятельности»2. Однако юридическим лицам, осуществляющим деятельность по оказанию таможенных услуг, предоставлены не только права, но и определен круг обязанностей, возложена ответственность за их деятельность в области таможенного дела.

    Надо сказать, в рамках юридической науки не выработано единого, общепризнанного подхода к понятию «ответственность». Разные подходы можно встретить в работах многих исследователей. К примеру, О.С. Иоффе определяет юридическую ответственность как «санкцию за нарушение законов»3. И.Н. Сенякин, как и большинство других специалистов, определяет юридическую ответственность как «возникающее из правонарушений отно шение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» .

    Однако, независимо от используемого подхода, общим является положение, согласно которому фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Как отмечает В.А. Хохлов, «лишь факт правонарушения в какой-то степени может быть критерием, объединяющим различные виды юридической ответственности».

    Очевидным является также то, что главной целью и смыслом ответственности является предупреждение правонарушений. А в основе юридической ответственности лежат общеправовые принципы законности и справедливости, а также такие специальные принципы как обоснованность, целесообразность и неотвратимость. Указанные принципы являются межотраслевыми, т.е. на них строится ответственность во всех отраслях права, в том числе в таможенном праве и гражданском праве. Здесь следует подчеркнуть, что в зависимости от отрасли права, в которой она применяется, юридическая ответственность имеет свою специфику. Как справедливо отмечает В.А. Хохлов, содержание ответственности «должно определяться и в действительности определяется задачами конкретного отраслевого регулирования» .

    Ответственность в публичном праве строится на принципе субординации. Здесь используется императивный метод правового регулирования, который характеризуют следующие особенности: 1) она может носить как нематериальный (например, лишение свободы, лишение права заниматься оп ределенной деятельностью), так и материальный (имущественный) характер (например, конфискация, штраф), причем в последнем случае имущество взыскивается в пользу государства; 2) возложение публично-правовой ответственности осуществляется компетентным государственным органом, например, таможенной службой, путем издания соответствующего правоприменительного акта и, как правило, не зависит от воли потерпевшей стороны.

    В частном праве отношения между субъектами строятся на принципе координации, основным методом правового регулирования является диспо-зитивный метод (метод дозволения). Как отмечает В.О. Вяткин, «ядро частного права - отрасль гражданского права» . В данной правовой сфере находится ответственность в гражданском праве.

    Вышеизложенные нормы гражданского права в полном объеме распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг - таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, владельцев складов временного хранения и таможенных брокеров (представителей). В таможенном законодательстве ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг, также нашла отражение. Иными словами, ответственность этих лиц регла- , ментируется как нормами таможенного, административного, так и гражданского законодательства.

    Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела

    Выявление и анализ рисков представляют действия, связанные с определением: 1) совокупности условий и факторов, влияющих на риски; 2) таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения; 3) объектов анализа; 4) критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров и т.д.); 5) индикаторов риска (граничных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков); 6) оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

    При разработке и реализации мер по управлению рисками необходимо учитывать прогноз результатов и определений возможных последствий планируемых мер вероятности наступления этих последствий и анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

    Принятие мер по обобщению результатов принятых мер и подготовке предложений может оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности и по средствам реализации этих мер должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль.

    Неотъемлемой частью СУР в таможенном деле является использование информационных технологий, специфика которых имеет двоякое значение: регулирование применения в качестве сбора и обработки информации уполномоченными органами, а также регулирование отношений между субъектами предпринимательской и иной деятельности. С одной стороны - использование электронных средств сбора и обработки информации (статья 4 ТК России), с другой - использование результатов таможенного контроля, в том числе на основании системы анализа и управления при производстве по делам об административных правонарушениях, при рассмотрении гражданских и уголовных дел (статья 392 ТК России)1.

    Надо сказать, учитывая общемировые тенденции формирования единого информационного пространства, следует активнее практиковать применение современных информационных технологий. Правовой основой их применения в таможенном деле является ТК России, специальная глава которого (гл. 40) посвящена проблемам информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, в которой решаются вопросы их внедрения, использования и защиты. При установлении системы документооборота предусматривается, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Тем самым заложена правовая основа электронного декларирования и использования электронной цифровой подписи, что значительно упростит и ускорит процедуру таможенного контроля, улучшит информационный обмен с участниками внешнеторговой деятельности, декларантами.

    В целом, созданная СУР в дальнейшем должна способствовать реализации одной из главных задач таможенной службы России в настоящее время, состоящей в обеспечении потребностей внешней торговли в виде сервиса, в сведении до минимума таможенных формальностей без какого-либо ущерба эффективности таможенного контроля.

    Данный аспект таможенной деятельности представляется чрезвычайно важным, от успеха, осуществления которого во многом зависит качество оказания таможенных услуг. Не случайно специалисты заговорили о «новой философии таможенного контроля» , соответствующей лучшим мировым стандартам. В полной мере данное положение распространяется на вопрос осуществления таможенного контроля деятельности юридических лиц по оказанию услуг в сфере таможенного дела. И в первую очередь, по мнению диссертанта, - контроля работы таможенных брокеров (посредников), поскольку перед таможенными органами стоит задача - вывести российский институт таможенных брокеров на уровень развития, сопоставимый с уровнем таможенных посредников европейских стран, максимально увеличить объемы товаров, оформляемых таможенными брокерами (посредниками).

    Как представляется диссертанту, целесообразно применение следующих мер в этом направлении: - создать нормативную правовую базу для приобретения таможенным брокером (посредником) статуса универсального внешнеторгового посредника, оказывающего комплексные услуги по перевозке, хранению, обработке и таможенному оформлению внешнеторговых грузов от поставщика до получателя; - упростить и максимально автоматизировать процесс таможенного оформления и контроля, передать функции документального контроля таможенному брокеру (посреднику); - создать условия для того, чтобы таможенные брокеры (посредники) выступали налоговыми агентами, т.е. не только рассчитывали суммы таможенных налогов и платежей, но и платили их самостоятельно со своих счетов, с дальнейшими взаиморасчетами с клиентами; - производить электронное декларирование товаров, оформляемых таможенным брокером (посредником), для чего необходимо подключить ка ждого брокера к электронным сетям таможенных органов, производящих та кое оформление. При этом процесс электронного декларирования должен быть формализован, дабы не быть зависимым от воли и расположения от дельного таможенного инспектора

    О том, будет ли проводиться реформа правоохранительных органов в 2017 и 2018 годах, ходят самые разные слухи. Одни говорят, что произойдет масштабное перетряхивание снизу доверху, другие настаивают на том, что серьезных изменений не предвидится. Простым гражданам и рядовым сотрудникам силовых ведомств это не очень важно. Гораздо важнее, чтобы по-прежнему можно было спокойно ходить по улицам и не бояться за собственную безопасность.

    На данный момент так и происходит, ситуация в городах спокойная, люди могут без опасений заниматься своими делами. При этом слухи о грядущих изменениях в МВД, ФСБ больше волнуют госслужащих высокого ранга, которых это затрагивает в первую очередь.

    Нельзя сказать, что с правоохранительными органами ничего не происходит, за последние пару лет они претерпели ряд серьезных изменений:

    • Формирование Национальной Гвардии. Подразделения внутренних войск, частей специального назначения и иных подразделений МВД выделены в отдельную структуру, которая с 2017 года способна решать внутренние проблемы силовыми методами, штатный состав Нацгвардии по плану составит более 400 000 человек.
    • Роспуск Федеральной Службы по борьбе с наркотиками (ФСКН). 22 января В. В. Путин направил в свою администрацию распоряжение по совершенствованию управления в этой сфере, а уже 1 марта ФСКН был распущен. Его полномочия были распределены между МВД, которое стало бороться с наркоторговцами, и Минздравом, в чье ведение перешла реабилитация зависимых. Из 27 000 сотрудников ФСКН 16 000 были уволены из органов.
    • Присоединение Федеральной Миграционной Службы к МВД. Это было проведено тем же указом № 156 от 5.04.2016, что и ликвидация ФСКН. При этом поступило распоряжение на 30% сократить численность сотрудников ФНС.

    Начиная с начала 2017 года, Главная Военная прокуратура больше не входит в состав Минобороны и подчиняется Следственному комитету.

    Эти новости 2016 года говорят о стремлении властей не только улучшить работу государственных органов, но и уменьшить бюджетные ассигнования, так как в планах имеется и сокращение сотрудников полиции на 110 тысяч человек, часть из которых перейдет в Нацгвардию. Аналогичное сокращение ФСКН на 5 000 человек не спасло ведомство от ликвидации, хотя его глава сам являлся инициаторам уменьшения численности состава.

    В этих условиях слухи о том, что реформа полиции в 2018 году приведет к масштабным количественным и качественным изменениям, не лишены оснований.

    Какой будет реформа правоохранительных органов 2017 и 2018 годов

    ФСБ и МГБ

    Федеральную службу безопасности, как и все силовые ведомства, также коснутся изменения. Для начала следует ждать присоединения к ней ряда подразделений Федеральной службы охраны, а также внешней разведки.

    До выборов президента России в 2018 году на основе ФСБ будет создано абсолютно новое подразделение правоохранительных органов – Министерство государственной безопасности. К функциям, ранее выполняемым ФСБ, прибавится ряд других, таких как ведение уголовных дел государственной важности.

    МЧС

    Старт реорганизации МЧС в Министерство обороны России уже положен. Инициатором этого стал бывший глава данной структуры, а на текущий момент министр Обороны Сергей Шойгу.

    Основной причиной реорганизации послужил крайне большой состав руководящих лиц. Соответственно основные изменения сейчас связаны с сокращением штата. Согласно плану 2015 года, под увольнение попадает до 30 процентов руководителей. Также снизится количество непрофильных специалистов: МЧС покинет часть финансовых аналитиков, IT специалистов и аналогичных кадров. Общая численность сотрудников данной структуры, которая останется в рядах МЧС в 2018 году, составит чуть более 288 тысяч человек. Сохранившемуся составу планируется увеличить заработную плату, а также проводить регулярную индексацию выплат.

    Также явным плюсом слияния Минобороны и МЧС считается улучшение координации и большей согласованности действий во время устранения последствий чрезвычайных ситуаций благодаря общему руководящему составу.

    ГИБДД

    Новость о прекращении существования ГИБДД в России с 2018 года уже известна всем. Она успела собрать на свой счет достаточное количество и положительных, и отрицательных отзывов. Большинство считает, что произойдет полной расформирование ГИБДД как части правоохранительных органов нашей страны. И ее место займет ППС. Однако, осмелимся заверить вас, столь кардинальных изменений ожидать не стоит.

    Произойдет слияние двух структур (ГИБДД и ППС) в одну, сократится количество руководителей, которые по своим рабочим функциям дублировали друг друга, также уйдут низкоквалифицированные кадры. Часть обязанностей, на данный момент возложенных на ГИБДД, к примеру, прием экзаменов на права, будут переданы сторонним организациям.

    Данное слияние благотворно повлияет на уровень коррупции в силовых органах России, а также увеличит мобильность ППС благодаря росту кадров и количеству машин для контроля ситуации на дорогах.

    До выборов 2018 года будет сформирована абсолютно новая структура правоохранительных и силовых органов. Именно этот срок называют корреспонденты газеты, так как при его соблюдении новому президенту не придется отвлекаться на решение вопросов внутренней безопасности. Он сможет сосредоточиться на иных, не менее важных делах.

    Что в наличии

    Если слухи подтвердятся, то множество людей в погонах поменяют служебные удостоверения. Коснутся ли нововведения их полномочий, пока сказать трудно. На данный момент самые большие штатные изменения произошли в МВД. Указом Президента РФ от 20 сентября 2016 года уволено 163 000 человек, на данный момент в штате осталось 904 881 человек.

    Сколько человек работает в ФСБ, выяснить невозможно, это закрытая информация. Однако по приблизительным оценкам можно сказать, что вместе с пограничниками их число доходит до 200 000. Судей и судебных приставов насчитывается около 50 000 человек, в Прокуратуре и Следственном комитете – около 60 000.

    В общей сложности изменения, которые произойдут при реформе правоохранительных органов, затронут от 3 до 4 миллионов человек, именно столько сотрудников охраняют сейчас мирный сон 140 млн россиян. Еще около 770 000 человек служат в армии, они тоже могут привлекаться для решения проблемы охраны порядка в чрезвычайных ситуациях.

    Россия занимает первое место в мире по количеству полицейских на душу населения, каждые 100 000 россиян защищает 564 человека в погонах. Этот показатель помог преодолеть последствия лихих 90-х. Вполне возможно, что правительство решило потихоньку сокращать бюджеты силовых ведомств, так как поддерживать порядок гораздо проще, чем разгребать проблемы прошлых десятилетий.