• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Структурный элемент "Паспорт дисциплины" оформляют в соответствии с СТПОбразовательный стандарт учебной дисциплины .

    Учебно-методическую карту дисциплины , по усмотрению разработчика стандарта, составляют в соответствии с формами, приведенными в СТПОбразовательный стандарт учебной дисциплины.

    Учебно-методический комплекс дисциплины

    1. Назначение и область применения

    Учебно-методический комплекс дисциплины (далее - УМКД) – это совокупность учебно-методических материалов по дисциплине (предмету, курсу, модулю), призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

    УМК дисциплин являются основным средством решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, позволяющими улучшить качество подготовки специалистов, а также задачи внедрения в учебный процесс передовых методик обучения.

    Разработка компонентов УМК должна осуществляться на основе следующих дидактических принципов:

    ü соответствие ГОС ВПО и ФГОС ВПО (или рабочей программе для вузовского компонента);

    ü четкая структуризация (модульность) учебного материала;

    ü последовательность изложения учебного материала;


    ü полнота и доступность информации;

    ü определение компетенций, которых должен достичь студент;

    ü соответствие объема учебных материалов объему часов (зачетных единиц), отведенных на изучение дисциплины;

    ü комплексность (теоретические, практические материалы, промежуточная и итоговая аттестация);

    ü мобильность (модернизация компонентов УМК каждые 1–1,5 года);

    ü современность и соответствие научным достижениям в соответствующей сфере;

    Тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых разработанных учебных материалов;

    Методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик;

    Дополнительная информационная поддержка (учебные и информационно-справочные материалы).

    2. Нормативные документы

    УМКД составляется на основе:

    Практикум (лабораторный практикум) по дисциплине, если такой вид деятельности предусмотрен учебным планом;

    Глоссарий и иные элементы.

    Хрестоматия (электронная библиотека дисциплины);

    Дополнительно в состав УМК могут быть включены:

    Коллекция работ студентов (проекты, рефераты и пр.);

    Часто задаваемые вопросы и ответы;

    5.2 Рабочая учебная программа

    Рабочая учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание, объем, а также последовательность изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Основная часть программы посвящается раскрытию содержания дисциплины с учетом предъявляемых к ней педагогических и методических требований.

    Рабочая учебная программа разрабатывается на основе примерной (типовой) учебной программы (при ее наличии) или учебного плана специальности (направления).

    Рабочая программа включает следующие разделы:

    5.2.1. Пояснительная записка , которая содержит:

    ü цели и задачи изучения дисциплины;

    ü место дисциплины в учебном процессе;

    ü Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

    ü требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины (указать перечень дисциплин, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины);

    5.2.2. Трудоемкость дисциплины (указать количество часов или количество кредитов (зачетных единиц), отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению (специальности).

    5.2.3. Тематический план изучения дисциплины

    ü Для каждой лекции, каждого практического занятия и каждой лабораторной работы приводятся номер, тема, перечень рассматриваемых вопросов, объем в часах и ссылки на рекомендуемую литературу. Соотнесение модулей дисциплины (разделов, тем) и формируемых в них компетенций рекомендуется приводить в виде Карты компетенций дисциплины

    ü Для курсового проекта (курсовой работы) указываются цель и тематика курсового проектирования, содержание и объем пояснительной записки и графической части, объем (в часах) каждой части проекта (работы), ссылки на рекомендуемую литературу. При наличии аудиторных занятий по курсовому проектированию приводятся темы занятий;

    ü Для самостоятельной работы студентов приводятся темы эссе, рефератов, расчетных заданий, перечисляются другие задания, которые студенты должны выполнить самостоятельно во внеаудиторное время, с указанием содержания и объема каждого задания (в часах), а также ссылки на литературу.

    Таблица 1. Тематический план изучения дисциплины

    Недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа

    Итого часов по теме

    Итого часов в интерактивных формах

    Итого количество баллов

    Лабораторные занятия

    Самостоятельная работа

    Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

    устный опрос

    письменные работы

    Итого количество баллов

    собеседование

    ответ на семинаре

    Контрольная/ лабораторная работа

    Самостоятельная работа

    Решение задач

    Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов

    Модули и темы

    Неделя семестра

    Объем часов

    Количество баллов

    Обязательные

    Дополнительные

    5.2.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми последующими дисциплинами

    Таблица 4. Междисциплинарные связи

    Наименование обеспечиваемых

    (последующих) дисциплин

    Номера тем дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Таблица 5. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

    Компетенции

    Предложенные вузом

    Предложенные работодателями

    Раздел раскрывает содержание дисциплины по темам в соответствии с ФГОС ВПО по направлению (специальности); определяет перечень дидактических единиц, общий объем знаний, получаемых студентом.

    Указать темы семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение студентам.

    5.2.7. Темы лабораторных работ

    Указать темы лабораторных работ, название опытов, объекты изучения, а также необходимый инструментарий для их проведения.

    5.2.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

    1. СРС проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

    · формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

    · качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

    · формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений студентов;

    · развития познавательных способностей студентов, формирования самостоятельности мышления;

    · совершенствования речевых способностей;

    · развития активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

    · формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);

    · развития научно-исследовательских навыков;

    · развития навыков межличностных отношений.

    2. Виды самостоятельной работы:

    ü выполнение самостоятельных заданий на семинарских, практических, лабораторных занятиях;

    ü подготовка к аудиторным занятиям и выполнение заданий разного типа и уровня сложности; подготовка к проблемным лекциям, дискуссионным вопросам, коллоквиумам, «круглым столам », ролевым играм и т. п.:

    ü изучение отдельных тем (вопросов) учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами, составление конспектов;

    ü составление хронологических таблиц, логических и структурных схем и т. п.;

    ü выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, сообщений, рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, резюме, глоссариев и т. д.);

    ü решение задач; выполнение самостоятельных и контрольных работ, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, составление отчётов к лабораторным работам, самостоятельная работа с приборами, сдачи терминов и понятий и др.;

    ü выполнение проектных заданий (разработка проектов, моделей, программ, макетов и т. п.);

    ü выполнение исследовательской работы;

    ü выполнение курсовых работ (проектов);

    ü индивидуальные консультации;

    ü индивидуальные собеседования;

    ü подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к текущему контролю успеваемости (в течение семестра), промежуточной аттестации (по окончании семестра), к Федеральному Интернет-экзамену;

    ü подготовка к итоговой государственной аттестации, в том числе подготовка к государственным экзаменам, выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

    ü подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях и семинарах;

    ü подготовка к участию в работе факультативов, спецсеминаров;

    ü прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий, составление отчетов по итогам практик.

    3. Контрольный блок (проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. д.).

    5.2.9. Образовательные технологии

    В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, защита авторских проектов, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по темам, встречи со специалистами в области экологии.

    Компьютерная симуляция: в компьютерной среде с помощью имеющихся программных средств моделируется та или иная профессиональная (техническая, экономическая или иная) ситуация, проблема или задача, модель. На этой основе отрабатывается принятие технических или управленческих решений. При этом требуются самостоятельный поиск и проработка информации по отдельным вопросам теоретического курса, консультации преподавателя, взаимодействие с сокурсниками, создание творческих групп с распределением функций и пр.

    Интерактивные видеолекции с синхронными слайдами (ИВСС) предназначены для повышения качества и эффективности обучения за счет обеспечиваемого ими высокого коэффициента передачи педагогического воздействия, оказываемого на студентов преподавателем.

    Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии студентов со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося.

    Активные формы обучения: где учащиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы это творческие задания, вопросы от студента к преподавателю, и от преподавателя к студенту.

    Пассивные формы обучения: где студенты выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им преподавателем - источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

    5.2.10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    ü Основная литература

    ü Дополнительная литература

    При необходимости этот раздел может быть дополнен справочными изданиями и словарями, нормативными документами, периодическими отраслевыми и общественно-политическими журналами, научной литературой ; ссылками на базы данных , сайты, справочные системы и сетевые ресурсы.

    5.2.11. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    5.2.12. Технические средства и материально- техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Указывается перечень обучающих, контролирующих, компьютерных программ, мультимедийных лекций, видеолекций, диафильмов, кино - и телефильмов, диапозитивов. Рекомендуемые иллюстративные материалы: плакаты, альбомы, планшеты, макеты, образцы работ. Дается перечень технических средств обучения, указываются специализированные аудитории и классы, основные механизмы и приборы, установки, стенды и др.

    6. Методические указания к семинарским или лабораторным занятиям

    6.1. Методические указания к семинарским занятиям призваны оказывать индивидуальную помощь студентам в изучении основных понятий, идей, теорий и положений дисциплины, способствуют развитию их умений, навыков и профессиональных компетенций и являются одним из способов проверки знаний студентов.

    а) пояснительную записку с обоснованием важности и необходимости этого вида учебной деятельности, с определением цели и задачи по формированию у студентов как научного мировоззрения, так и практических навыков и умений в ходе проведения семинарских занятий;

    б) темы семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение, и объема аудиторных часов на каждую тему;

    в) краткие теоретические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии;

    г) список литературы, необходимой для работы студента при подготовке к каждому семинару.

    6.2. Методические указания по выполнению лабораторных работ способствуют эффективности самостоятельной работы студентов, усвоению и закреплению пройденного теоретического материала и формированию практических умений и навыков.

    Методические указания по выполнению лабораторных работ включают:

    а) пояснительную записку с определением цели и задач;

    б) темы лабораторных работ в соответствии с тематикой и логикой изложения лекционного курса;

    в) последовательность действий студента при выполнении каждой лабораторной работы;

    г) порядок оформления отчета о проделанной работе;

    д) список основной и дополнительной литературы с указанием определенных страниц, необходимых для изучения студентом при подготовке к каждой лабораторной работе.

    7. Руководство по изучению комплекса (методические указания, разбивка на модули, балльно-рейтинговая система, календарный план изучения дисциплины).

    Руководство по изучению комплекса включает в себя такие компоненты, как методические указания по изучению дисциплины, разбивка учебного материала на модули, балльно-рейтинговая раскладка, календарный план изучения дисциплины.

    7.1. Методические указания по изучению дисциплины

    В методических указаниях должны быть представлены рекомендации по изучению разделов дисциплины и выполнению контрольных и лабораторных работ, по самостоятельному изучению теоретического материала, выполнению практикума, контрольных работ, заданий и задач, рефератов и курсовых работ, указания по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы (при необходимости - примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок).

    Автор УМК разрабатывает в соответствии с «Положением о порядке использования рейтинговой системы для оценки успеваемости студентов» балльную раскладку для дисциплины в целом и для каждого элемента отчетности.

    7.3. Календарный план изучения дисциплины

    Календарный план предназначен для планирования и организации времени учащегося по изучению курса. План составляется на один семестр. Для многосеместровых дисциплин план составляется на каждый семестр. В плане указывается наименование модуля, рекомендуемая длительность изучения модуля (в неделях), вид отчетности по результатам изучения модуля и сроки контрольных мероприятий, а также максимальный балл каждого контрольного мероприятия. Каждый модуль обязательно должен заканчиваться тестами для самоконтроля, в плане отражается количество тестовых вопросов. К плану прилагается технологическая карта дисциплины, в которой для каждого модуля указываются необходимые для его изучения разделы как данной дисциплины, так и других дисциплин учебного плана студента. Дополнительно к плану составляется график сдачи контрольных мероприятий, в котором указываются рекомендуемые сроки сдачи различных видов отчетности по курсу и количество баллов за определенный вид работы.

    8. Контрольный блок (проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. д.).

    Тестовые задания

    Тестовые задания - это учебно-методические материалы для самоподготовки, текущего и итогового контроля, которые предназначены для выработки умений и навыков практического применения теоретических знаний (с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок). Реализация тестовых заданий варьируется в зависимости от предметной области (могут быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с пояснениями и ссылками на соответствующие разделы теоретического материала дисциплины). В качестве тестовых заданий используются:

    ü «Кейсы». Задания в виде кейсов требуют от слушателя самостоятельно найти решение какой-либо реальной или смоделированной задачи, проблемы на основе аналитической интерпретации предложенной совокупности фактов и описания сложившейся ситуации;

    ü Упражнения. Данный тип заданий требует проведения количественных расчетов, конкретных задач и т. п. Может разрабатываться на основе как реальных, так и гипотетических данных;

    ü Тесты. Данный компонент УМК реализует функции контрольного блока для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала по базовым дисциплинам .

    Контрольный блок включает в себя тесты для самопроверки, а также итоговые и промежуточные. Система тестов должна быть представлена в виде комплекса тестовых вопросов, утверждений и заданий. Тестовые вопросы, утверждения и задания объединяются в блоки по конкретному разделу (теме) учебной дисциплины. Количество и качество тестов по каждому разделу (теме) должно отражать программное содержание дисциплины и обеспечивать полный и глубокий контроль усвоения учебного материала слушателем. При составлении тестов следует руководствоваться объемом учебного материала, включенного в экзаменационные (зачетные) вопросы. Материал, по которому формируется банк тестовых заданий, должен быть освещен в учебном пособии. Перед тем как приступать к составлению банка тестовых заданий, необходимо составить кодификатор. Создание кодификатора - это создание плана экзамена, поэтому сначала составляется кодификатор и только потом на его основе создаются тестовые задания, из которых компонуется тест.

    Процедура создания кодификатора:

    ü строится содержание теста - перечень глав, по которым необходимо проконтролировать знания и навыки студентов;

    ü для каждого раздела (главы) составляется множество дидактических единиц, знание которых необходимо проверить в результате тестирования;

    ü определяется в соответствии со значимостью и объемом дидактических единиц главы или раздела, сколько вопросов из каждой темы теста нужно выбрать;

    ü составляется таблица с описанием тестовых заданий и их соответствия учебному пособию. Формируется список тестовых заданий, разбитых на темы, с указанием того, сколько заданий из каждой темы необходимо выбирать на экзамен (контрольную работу).

    Форма кодификатора приведена в приложении Б.

    Под дидактической единицей (содержанием, проверяемым тестом) подразумеваются определенные знания, которые проверяются данным заданием. Список тестовых заданий должен следовать после таблицы-кодификатора (приложение В).

    Банк ТЗ для компьютерного экзамена (контрольной работы) должен содержать не менее 20 заданий по каждому разделу дисциплины, разбитых по темам, с указанием того, какое количество вопросов из каждой темы необходимо выдавать студенту во время тестирования. Количество вопросов из каждой темы должно быть пропорционально объему данного раздела учебной дисциплины.

    Рекомендуется на экзамен выносить 20–30 тестовых заданий, не требующих вычислений. Количество задач, требующих определенных вычислений для получения правильного ответа, должно быть не менее 6 и рассчитывается преподавателем, исходя из того, что затраты времени на решение не превышают время сдачи экзамена (2 часа).

    Тестовые задания могут содержать таблицы, рисунки и формулы. Текст вопроса не должен быть слишком длинным, весь вопрос должен помещаться в экран. Формулировка вопроса не должна содержать ненужную для ответа на него информацию, в том числе лишние данные. В вопросе должны быть все данные, необходимые для расчета правильного ответа (либо указание, где их взять). Тест должен быть оформлен по правилам, приведенным в приложении Г. Типы тестовых вопросов приведены в приложении Д.

    Семинары

    Учебно-методическое обеспечение семинара включает в себя:

    ü тему семинара;

    ü аннотацию;

    ü вопросы и задания;

    ü теоретический материал, список дополнительной литературы.

    ü цель проведения семинара;

    ü требования к базовым знаниям студента по другим дисциплинам, необходимые для участия в семинаре;

    ü требования к освоению теоретического материала по дисциплине для эффективного участия студента в дискуссии;

    ü практические навыки студента по дисциплине, необходимые для эффективного участия в семинаре;

    ü задачи эффективного общения «студент - преподаватель», «студент - студент»;

    ü знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы семинара;

    ü возможность углубленного изучения материала студентом по теме семинара в процессе обсуждения;

    ü возможность контроля полученных студентом знаний в процессе обсуждений по теме семинара.

    Критерии выбора темы семинара:

    ü актуальность;

    ü значимость (насколько тема важна для углубленного изучения дисциплины);

    ü приоритетность (насколько 4~ (насколько важнее изучать данную тему в сравнении с другими);

    ü высокая степень раскрываемости (возможность рассмотрения вопросов по теме в разных направлениях);

    ü высокая степень заинтересованности студентов;

    ü многообразие различных вопросов по теме, остро требующих решения с помощью дискуссий;

    ü динамичность (насколько быстро накапливается, изменяется, появляется новая информация по данной теме, что способствует ее обсуждению);

    ü наличие источников информации в свободном доступе.

    Разработчик должен подготовить теоретический материал, необходимый для проведения семинара. Это может быть лекционный материал, предложенный в качестве базовой основы знаний по теме семинара. Также может быть предложен дополнительный материал по теме семинара, суть которого выносится для обсуждения. Студенты могут предлагать свою информацию для обсуждения в рамках темы семинара. В качестве теоретического материала могут быть использованы различные источники информации. Требования к теоретическому материалу:

    ü доступность;

    ü достоверность;

    ü наглядность.

    Поскольку в рамках курса студенты должны принять участие как минимум в одном семинаре, этот компонент является обязательным в составе УМК.

    Практические и лабораторные задания

    Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ - это учебно-методическое пособие, которое включает краткое изложение необходимых теоретических положений (возможно, в виде ссылок на разделы теоретического материала, формул, таблиц и т. д.).

    Методические указания должны включать пример подробного решения и рекомендации по решению всех типовых задач, предлагаемых в контрольных и лабораторных работах и на экзаменах.

    В решениях должна быть приведена не только последовательность действий, но и объяснение, почему используется именно такая последовательность (не только как решать, но и почему именно так).

    В структуре учебно-методического пособия по выполнению практических и лабораторных работ должны быть представлены следующие элементы и разделы.

    Титульный лист . На титульном листе указывается Министерство образования и науки Российской Федерации и полное название вуза, название учебной дисциплины, название лабораторной или практической работы , год издания. Также титульный лист должен содержать в себе блок УТВЕРЖДАЮ (заверяется заведующим кафедрой) и блок РАЗРАБОТЧИК(И) с указанием фамилий и инициалов авторов пособия. На обороте титульного листа приводится информация о рецензентах, библиографическое описание пособия, аннотация, знак охраны авторского права .

    Аннотация - по подразд. 5.4.

    Цель работы - указываются цели и задачи, поставленные перед учащимися при выполнении данной работы.

    Теоретическая часть - раскрывается тема лабораторной или практической работы, приводятся примеры.

    ü советы по подготовке к семинару, написанию реферата, курсовой работы;

    ü формы отчетности о результатах самостоятельной работы по курсу, содержание, особенности подготовки и проведения промежуточной аттестации по курсу;

    ü разъяснения по работе с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий и т. д.;

    ü перечень примерных контрольных вопросов и заданий для СРС с указанием номеров разделов и тем учебной программы, к которым они относятся, сроки выполнения, а также объем СРС в академических часах (на каждый контрольный вопрос или задание).

    10.2. Методические указания по изучению теоретического материала курса должны составляться дифференцированно по каждой теме курса и могут включать в себя следующие элементы:

    ü название темы;

    ü цели и задачи изучения темы;

    ü основные вопросы темы;

    ü характеристику основных понятий и определений, необходимых студенту для усвоения данной темы;

    ü краткие выводы, ориентирующие студента на определенную совокупность сведений, основных идей, ключевых положений, систему доказательств, которые необходимо усвоить;

    ü контрольные вопросы (тесты), предназначенные для самопроверки знаний. Вопросы (тесты) должны быть направлены на проверку понимания понятийного аппарата учебной дисциплины; воспроизведение фактического материала; раскрытие причинно-следственных, временных и других связей; обобщение и систематизацию знаний по теме.

    10.3. Методические указания по выполнению контрольных (в том числе рефератов, докладов и т. п.), курсовых, выпускных квалификационных работ (в том числе бакалаврских и магистерских).

    Методические указания по самостоятельному выполнению различных письменных работ составляются с учетом вида учебной деятельности студента.

    10.3.1. Реферат (доклад) это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает критически мыслить. Методические указания по работе студента над рефератом (докладом) содержат этапы работы над данным видом издания, которые включают:

    ü выбор темы, предложенной преподавателем, или формирование темы самим студентом, актуальной по своему значению и оригинальной, интересной по содержанию;

    ü подбор и изучение основных источников, необходимых при написании рефератов (доклада);

    ü составление списка литературы;

    ü обработку и систематизацию информации;

    Курсовая работа (курсовой проект) – это самостоятельная научно-исследовательская или научно-практическая работа, посвященная изучению строго определенного вопроса (темы). Она может быть курсовой работой (курсовым проектом) по дисциплине или по специализации. Это качественно иного уровня работа, чем реферат, доклад или выполнение контрольной работы. Она (он) имеет своей целью закрепить, углубить, обобщить знания, полученные студентом в теоретических курсах, и применить эти знания к комплексному решению конкретной задачи. Кроме того, в процессе подготовки курсовой работы (проекта) осуществляется привитие навыков работы с литературой, в том числе со справочной литературой ; закрепление навыков по выполнению практических задач и оформлению необходимой документации.

    Выпускная квалификационная работа отличается более основательной теоретической проработкой комплексной проблемы, поиском оптимальных путей ее решения. Являясь заключительным этапом обучения студента в вузе, выпускная квалификационная работа показывает уровень общетеоретической и профессиональной подготовки студента.

    По содержанию между курсовой и выпускной квалификационной работой должна существовать органическая связь. Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.

    Методические указания по курсовой и выпускной квалификационной работам могут содержать:

    ü общие методические указания по особенностям написания работы по теме, дисциплине, специальности (направлению);

    ü правило выбора варианта задания и темы курсовой (выпускной квалификационной) работы;

    ü план-график выполнения работ;

    ü примерные нормы времени на выполнение работы;

    ü этапы деятельности студента по выполнению работы;

    ü типовая структура и требования к содержанию ее разделов;

    ü указание на правильность оформления работы;

    ü порядок защиты работы, критерии оценки;

    В приложении приводятся образцы титульного листа работы, рецензии и другой вспомогательный материал .

    б) введение , в котором формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, указываются цель и задачи работы, определяются ее значимость и актуальность, дается характеристика используемой литературы;

    в) основная часть . Каждый раздел работы, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы;

    г) заключение . Подводятся итоги, дается обобщенный вывод по теме работы, предлагаются рекомендации;

    д) список литературы ;

    е) приложение .

    11. Практикум (лабораторный практикум) по дисциплине, если такой вид деятельности предусмотрен учебным планом.

    Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, содержит перечень тем семинаров, лабораторных, практических работ и заданий по дисциплине, примеры выполнения заданий с анализом наиболее часто встречающихся ошибок.

    Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяет теоретические и практические вопросы для детального рассмотрения и закрепления. Практикум должен состоять из заданий, включать дополнительные методические указания по их выполнению или материалы, разъясняющие наиболее сложные вопросы. Так же должны быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса.

    Структура практикума должна отражать последовательность изложения материала, принятую в учебной программе. Ко всем темам должен приводиться перечень необходимых нормативных актов и список дополнительной литературы.

    Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, для естественнонаучных дисциплин практикум может быть представлен в виде задачника, лабораторного практикума. Для экономических дисциплин – в виде деловых игр и т. д.

    12. Глоссарий и иные элементы.

    Глоссарий - справочные материалы, раскрывающие содержание основных терминов, определений, словосочетаний, сокращений и т. п., знание и использование которых необходимо в процессе изучения дисциплины. Содержит перечень слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), в котором даются сведения об их значениях, употреблении, происхождении.

    13. Хрестоматия (электронная библиотека дисциплины).

    Хрестоматия - учебное издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся. Хрестоматией также называют сборник небольших статей или отрывков из произведений. В случае электронных УМК под хрестоматией понимаются обязательные и дополнительные материалы для изучения по каждой теме дисциплины в электронной форме.

    Хрестоматия включает в себя следующие материалы для обязательного или дополнительного изучения:

    ü полные варианты или наиболее важные выдержки из текстов работ, считающихся классическими в данной области знаний и отражающих фундаментальные положения изучаемой науки;

    ü учебники, книги, брошюры;

    ü лекции, демонстрации, презентации, слайды;

    ü аудио-, видеоматериалы;

    ü законодательные и нормативные акты;

    ü прочее.

    14. Элементы научного поиска при изучении дисциплины

    Элементы научного поиска дисциплины указывают методы и формы вовлечения студентов в самостоятельную творческую деятельность (реферирование научной и периодической литературы по наиболее сложным и актуальным темам дисциплины, участие в научных исследованиях, конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях и другие направления развития творческих способностей студентов)

    15. Литература

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона РФ от 01.01.2001).

    2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 01.01.2001 .

    3. Приказ Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

    4. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.01.2001 № ин/ак «О показателе государственной аккредитации «Методическая работа»».

    5. Письмо Минобразования России от 01.01.2001 № ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов».

    6. Приказ Минобрнауки России «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

    7. Приказ Минобрнауки России «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

    8. Порядок получения рецензий на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденного 24 апреля 2007 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ.

    9. Приказ Минобрнауки РФ «Об экспертизе учебников».

    10. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнаки РФ от 01.01.01 № 03-614 «О порядке проведения экспертизы учебников».

    11. Приказ Минобразования России «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».

    12. Письмо Минобразования РФ от 01.01.2001 № ин/15 «Об активации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

    13. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения».

    14. ГОСТ Р 7.03-2006 «Издания. Основные элементы. Термины и определения».

    15. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

    16. Сборник нормативных документов по организации учебно-методической работы в ТюмГУ / [и др.]. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. - 156 С.

    17. Виноградова реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: 3-е издание, переработанное / , . - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.

    18. Как написать курсовую и дипломную работы. – СПб.: Питер, 2005, - 188 с.

    19. Деловые итоговые игры. - М.: «Высшее образование в России», 2001, № 2 с. 119-125.

    20. Принцип альтернативности в обучении. - М.: «Высшее образовании в России», 2001 г., № 1. – с. 103-106.

    21. , Тягунова компьютерного тестирования. Программно-дидактическое тестовое задание. Часть II – 2-е изд. перераб. - М.: МГУП, 2005. – 84 с. IV

    22. , Тягунова компьютерного тестирования. Форма тестовой ситуации и формирование теста. Часть 4. - М.: МГУП, 2005. – 83 с.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ИНТЕРНЕТ» Шихмагомедова С.М., Магомедгаджиев Ш.М. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия (367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а, DEVELOPMENT OF AUTOMATED EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX ON DISCIPLINE "PROGRAMMING IN THE INTERNET Shikhmagomedova S.M., MagomedgadzhievSh.M. Dagestan State University. Makhachkala,Russia(367000, Makhachkala, Gadzhiyevst, На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя тем самым и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов как неотъемлемой части учебного процесса . Информатизация общества связана с расширением сферы применения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях .В качестве таких технологий выступают электронные учебно-методические комплексы.электронный УМК это комплект учебных материалов, видеоматериалов и тестов по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса. Задачами электронного УМК, его элементов (или составляющих) являются: создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативнометодических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку студентов; оптимизация подготовки и проведения занятий; обеспечение единства требований к студентам . Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций, вопросы к

    2 контрольным работам, тесты, видеоуроки, а также методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы . ЭУМК, прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам: научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала; доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям студентов; наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей . Как разновидность программного средства, ЭУМК должен соответствовать эргономическим и технико-технологическим требованиям:гармоническая цветовая гамма и композиция элементов обучения;удобство установки/ запуска . Учебно-методический комплекс дисциплины включает в обязательном порядке: пояснительную записку (цели и задачи курса, место в учебном процессе); рабочую программу, включающую перечень формируемых компетенций в результате освоения дисциплины (модуля); учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы); перечень рекомендованной литературы и формы контроля (контрольные вопросы); методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания); учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий; перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов; методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты); видеоматериалы . Процесс разработки электронного УМК можно разделить на несколько этапов. На первом этапе определяются цели. Второй этап создание педагогического сценария. Третий этап определение детальной структуры курса.

    3 Четвертый этап создание дизайна. Пятый этап - подготовка программного обеспечения ЭУМК. Шестой этап - апробация ЭУМК Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация: традиционные алгоритмические языки; инструментальные средства общего назначения; средства мультимедиа; гипертекстовые и гипермедиа средства. Критериями выбора инструментальных программных средств и технологий создания ЭУМК могут выступать: многоплатформенность: возможность использования ЭУМК на компьютерах с различными аппаратными конфигурациями, системным программным обеспечением; простота установки/использования ЭУМК: ЭУМК не должен создавать неудобств пользователю при его использовании; невысокая ресурсоемкость: ЭУМК не должен быть требователен к ресурсам компьютера, если в этом нет крайней необходимости, выбранные инструментальные программные средства должны оптимальным образом выполнять возложенные функции; стоимость: широкий спектр современных языков программирования и авторских средств разработки, предназначенных именно для создания ЭУМК, имеет самый разнообразный ценовой диапазон. Среди инструментальных программных средств имеются и бесплатные . В соответствии с этими критериями в качестве средства разработки ЭУМК нами была выбрана программа «Dr.Explain». Данная программаотносится к разряду условнобесплатных программ и представляет собой средство для создания электронных книг, справочных материалов в формате CHM, HTML и RTF.«Dr.Explain» довольно легко устанавливается и включает в себя множество различных языков интерфейса, в том числе и русский. Интерфейс программы довольно простой и не перегруженный. Нами разработанэумк по дисциплине «Программирование в Интернет».Для решения поставленной задачи использовалась программаdr. Explain, а для создания тестов программу «Айрен».Рассмотрены состав и структуры электронного УМК по дисциплине

    4 «Программирование в Интернет», разработанного в программе Dr.Explain.При запуске программы на экран выводится начальная страница электронного УМК (рис. 1). Рис.1. Окно запуска программы Слева на Рис. 1 мы видим окно поиска. Например, если мы хотим найти информацию, связанную с «HTML», надо ввести слово «HTML» в строку поиска. Результаты поиска изображены на рисунке 2. Рис. 2. Вид окна с результатами поиска по слову «HTML». Кнопка «Перейти в главное меню» отображает содержание ЭУМК (рис. 3). Он включает в себя 4 раздела: Рабочая программа дисциплины;материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины;лекции;видеоуроки. Кнопка «Начальная страница» в левом верхнем углу позволяет вернуться на начальную страницу ЭУМК.

    5 Если мы зайдем в любой из разделов главного меню, то мы можем увидеть в левом верхнем углу программы кнопку «Перейти в главное меню». Рис. 3. Вид окна программы «Главное меню» Из главного меню можно открыть любой раздел ЭУМК. Если мы хотим ознакомиться с рабочей программой дисциплины «Программирование в Интернет», нажимаем на соответствующую кнопку. Данный раздел содержит следующие пункты:цели освоения дисциплины;место дисциплины в структуре ООП бакалавриата;компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;структура и содержание дисциплины;рекомендации по использованию в образовательном процессе информационных технологий и их перечень;учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;материально-техническое обеспечение дисциплины.все пункты раздела «Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины» изображены на рисунке 4. Рис. 4. Раздел «Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины»

    6 Допустим, мы решили открыть пункт «Темы практических и семинарских занятий». Нажимаем на соответствующую кнопку. Перед нами откроется содержание этого пункта 3 раздела: Раздел 1. Введение в Web-конструирование; Раздел 2. Программирование на JavaScript; Раздел 3. Программирование на PHP. MySQL& PHP. Откроем Раздел 1. На экран будут выведены все темы, которые входят в этот раздел (рис. 5). Рис. 5. Окно программы при открытии пункта «Раздел 1. Введение в Webконструирование» Если мы нажмем на кнопку «Следующая страница», мы сможем просмотреть оставшуюся часть тем. Кнопка «Наверх» позволяет вернуться на один уровень вверх, т.е. в пункт «Темы практических и семинарских занятий». Данная кнопка предусмотрена и во всех остальных разделах главного меню ЭУМК. В данном электронном учебно-методическом комплексе предусмотрены следующие видеоуроки(рис. 6):«Основы CSS»;«HTML для начинающих. Фрэймы»;"HTML и CSS"; "PHP программирование"; «SQL Essential (Базовый)»;«Введение в SQL». Чтобы студенты могли проверить свои знания, в программе «Айрен» нами были разработаны тесты по следующим темам:основы CSS;Основы PHP;Основы HTML. Откроем любой из данных тестов, например, «Основы PHP». Выбираем вариант ответа, который мы считаем правильным. Нажимаем на кнопку «Ответить». Отвечаем подобным образом на все 10 вопросов, затем нажимаем кнопку «Завершить работу». При необходимости можно исправить ответ, который мы выбрали, но только перед завершением работы.нажимаем кнопку «Да», т.е. мы таким образом завершаем тест, чтоб узнать результаты.

    7 Рис. 7. Вид окна «Видеоурок«PHP программирование». На экран будет выведена следующая информация: Название теста; Дата выполнения теста; Итог в процентах; Оценка; Общее количество вопросов в тесте; Сумма набранных баллов. Если мы хотим узнать, в каких вопросах мы ошиблись и какие ответы правильные, нажимаем на кнопку «Вопросы». Таким образом, разработанный нами электронный УМК позволяет студенту ознакомиться с лекциями по дисциплине «Программирование в Интернет»; проверить свои знания с помощью тестов; получить дополнительные, практические знания по дисциплине, посмотрев видеоуроки в соответствующем разделе.данный ЭУМК поможет преподавателю повысить эффективность обучения студентов. Список использованной литературы 1. Аветисян Д.Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников./ Аветисян Д.Д. М.: 2008г. 2. Адамадзиев К.Р. Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов. / Учебное пособие. / Махачкала: Изд.-полиг.центр ДГУ, 2005.

    8 3. Волегжанина И.С. Этапыразработкиэлектронногоучебно-методического комплекса / Волегжанина И.С. СПб.: 2014г. 4. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины учебного плана направления (специальности) в Дагестанском государственном университете (в редакции положения от, решение Ученого Совета ДГУ, протокол 8); _мет_ком_уч_дис.pdf. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009г. N 788 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16277); %20ВПО%202010%20Пед.%20образование%20БАКАЛАВР.pdf. 6. Родин В.П. Создание электронного учебника: концепция и способы реализации: учебное пособие. / Родин В.П. Ульяновск: 2009г. 7. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза СПб.: 2012г.


    «Разработка автоматизированного учебно-методического комплекса по дисциплине «Эконометрика» Автор: Юзбеков А.Т. Руководитель: Баммаева Г.А. Дагестанский Государственный Университет "Development of the

    РАЗРАБОТКА ПО ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Гусейнова Д.И. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия (367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Гаджиева, д.

    Разработка электронного практикума «Анализ инвестиционной деятельности предприятия» Рабаданова Р.М., Агабеков Н.Р. ФГБОУ ВПО«Дагестанский государственный университет» Махачкала, Россия Development of an

    РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Рабаданова Р.М., Рамазанов М.Т. Дагестанский государственный университет DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX Rabadanova R. M., Ramazanov M. T. Dagestan

    Департамент образования и науки Костромской области ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» Из опыта работы Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Обществознание»

    Министерство образования Иркутской области Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Братский педагогический колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор БПК

    3. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Минтруда России от 04.03.2014 123н. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

    1 1 Общие положения 1.1 Положение о структуре и содержании учебно-методического комплекса учебной дисциплины (профессионального модуля) разработано на основании: Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ

    Разработка электронного практикума «Показатели состава, структуры и использования трудовых ресурсов предприятия» Рабаданова Р.М., Алиханов М. А. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Development

    1. Запуск Системы Методический центр аккредитации специалистов ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА для подготовки к первому этапу первичной аккредитации специалиста Для работы в программе

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА для подготовки к первому этапу первичной аккредитации специалиста 1. Запуск Системы Для работы в программе зайдите по ссылке https://selftest-mpe.mededtech.ru

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» Руководство преподавателя по работе в системе

    Методический центр аккредитации специалистов ИНСТРУКЦИЯ по проведению аудиторного тестирования с использованием банков тестовых заданий и ИС «Репетиционный экзамен» для среднего профессионального образования

    Электронный УМК преподавателя О внедрении электронных дидактических средств в образовательный процесс сказано и написано не один раз. Прекрасно, когда под рукой электронный учебно-методический комплекс,

    Автоматизированная обучающая система для оперативного персонала хозяйства движения «РАБОТА В СИСТЕМЕ» ЧАСТЬ 2 (ДЛЯ ОБУЧАЕМОГО) Санкт-Петербург 2010 г Содержание Введение... 4 1. Структура обучающей системы

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОНННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

    1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Web-технологии 1.2.1. Трудоѐмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 216 часов (6 ЗЕ) из них: лекций 18 час. лабораторных занятий

    Инструкция по прохождению обучения в СДО Приспособление различных объектов городской инфраструктуры для нужд инвалидов (базовый курс) Оглавление 1. Регистрация на курс 2. Вход на сайт 3. Проверка установленного

    НОУДПО «Институт информационных технологий «АйТи» Руководство пользователя «Академия «АйТи» 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение...3 О сервисе дистанционного обучения...3 Использование портала дистанционного обучения...4

    Кондырева Н. С., Будюков А. Ю. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности

    Аннотация программы практики Наименование Виды (типы), формы и способы проведения практики Компетенции УП.01 Учебная практика Виды (типы) практики Учебная практика Формы проведения практики Изучение и

    Сетевая образовательная платформа e-university Руководство наблюдателя Листов 77 2 Аннотация В настоящем документе приводится описание возможностей, которые предоставляет сетевая образовательная платформа

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУКЦИЯ СТУДЕНТА (СЛУШАТЕЛЯ) ПО РАБОТЕ

    Справка о порядке использования системы «Интернеттренажеры» при подготовке к аккредитационному тестированию студентов всех специальностей Система «Интернет-тренажеры в сфере образования», представляющая

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ БИЗНЕС-ПАК 7.5) И.В. Мостяева Россия, г. Рязань В условиях реформирования экономики, модернизации

    1. Общие положения 1.1. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД) предназначено для введения единых требований к учебнометодическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы,

    СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ С ЭМУЛЯТОРАМИ И МОДУЛЯТОРАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ» СМОЛЕНСК 2008 1. Наименование образовательного

    1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины является обучение студентов методам разработки программ, а также структуры программного обеспечения современных информационных систем.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ.09.01 WEB-технологии Направление

    РАЗРАБОТКА ПОДЛЯ АНАЛИЗА СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Ибрагимова Э.М., Магомедгаджиев Ш.М. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

    3.2.2. Тестирование для обучения и самоконтроля студентов ВУЗов (ССУЗов) Шаг 1. Вход в систему «Интернет-тренажеры в сфере образования» Перед началом тестирования в режиме «Обучение и самоконтроль» студенту

    1 3 шаг. Перейдя на сайт в левом верхнем углу появится раздел «Электронное обучение» (Рисунок 2). Войти в него. Рисунок 2. 4 шаг. В форме аутентификации введите данные своей учетной записи логин и пароль

    Стандарты ДГТУ на разработку методического обеспечения поддержки образовательного процесса Вед.специалист по методической работе ЦНМОиТОП Гордеева Надежда Валерьевна В соответствии с законодательством

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОСМОТРУ МАТЕРИАЛОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «Организация и осуществление государственных закупок для нужд реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ М1.2.4_Web-дизайн Направление подготовки 09.04.03 Прикладная информатика Магистерская

    Инструкция по работе в системе дистанционного обучения Moodle - (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). С помощью системы Moodle слушатели получают доступ к современному электронному

    Профессия педагога - одна из тех, где нельзя достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. В последние

    4. Консультациия 6 6 5. Итоговая аттестация 6 6 экзамен* Итого 252 66 186 * Прием экзамена осуществляется комиссией в составе трех человек. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа «Веб-программирование

    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Ростовского (г. Ростов-на-Дону) юридического института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    СОКОЛОВА М.Е., БЫСТРЮКОВ В.Ю. Россия, Самара ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет». Филиал в г. Самаре ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    Системы управления базами данных Microsoft Access 2003 Приложение Microsoft Access это настольная система управления реляционными базами данных (СУБД), предназначенная для работы на автономном персональном

    Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» Руководство пользователя Минск, 2008 1 Общие сведения Учебно-методический

    Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов 3001 «Информационные системы и технологии».

    Электронный учебно-методический комплекс разработан начальником учебной части - заместителем начальника учебного военного центра ННГУ, кандидатом технических наук, доцентом, полковником С.А. Рябининым

    Т.Л. Жукова, С.А. Воеводина Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Республика Беларусь е-mail: [email protected] ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ

    Интернет-тренажеры в сфере образования Инструкция «Как пользоваться системой» для студентов образовательных организаций НИИ мониторинга качества образования, 2008 2018 Список сокращений ЛК личный кабинет

    Сетевая образовательная платформа e-university Руководство гостевого пользователя Листов 21 2 Аннотация Настоящий документ содержит описание возможностей, предоставляемых гостевому пользователю сетевой

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» Программа повышения

    УДК 004:378 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ МЕХАНИКА I» Нурмаганбетова А.Т. Казахская головная архитектурно - строительная академия, г. Алматы, Республика

    Проект Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Московский архитектурный институт (государственная академия)» Положение 4.2.3

    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ по работе с программным обеспечением «Инструмент для

    Оглавление 1. Регистрация пользователей.... 2 2. Обзор интерфейса.... 3 Личный кабинет пользователя... 3 Домашняя страница.... 4 Календарь... 4 Основное меню пользователя... 4 3. Обучение... 5 1. Регистрация

    РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УЧЕТА КАССОВЫХ И БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ. Раджабкадиева П.Г., Рабаданова Р.М. Дагестанский государственный университет, Факультет информатики и информационных

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Интернет-тренажеры в сфере образования Инструкция «Как пользоваться системой» для студентов образовательных организаций @ НИИ мониторинга качества образования, 2008 2014 Список сокращений ОО образовательная

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет

    Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы Web-дизайна (Наименование дисциплины (модуля) (специалист / бакалавр) , -» 1. Цели освоения дисциплины Целью «-». задачи: - ; - ; - ; - -. Перечень планируемых

    ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 3.1. Методологические основы разработки электронных

    Пл -02-03-05-02-2018 Версия 02 стр 1 из10 СОДЕРЖАНИЕ Область применения 3 1. Общие положения 4 2. Основные определения 4 3. Порядок формирования электронных образовательных ресурсов 6 4. Требования к электронным

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора

    Как начать обучение на сайте дистанционного обучения 1. Откройте любой браузер и в верхней строке Адрес введите адрес сайта http://cdbgk.ru Откроется главная страница сайта как на рисунке Выбираем категорию

    Интернет-тренажеры в сфере образования Инструкция «Как пользоваться системой» для студентов образовательных организаций @ НИИ мониторинга качества образования, 2008 2016 Список сокращений ЛК личный кабинет

    Рабочая программа учебной дисциплины «Разработка Web - приложений» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, утверждѐнного приказом

    Структура учебно-методического комплекса

    Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.

    В состав УМК включаются :

    1. Рабочая программа дисциплины, утвержденная Советом Факультета.

    Рабочая программа дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности. Пример учебной программы по дисциплине представлен в Приложение 1.

    2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов. Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины (см. Приложение 3).

    3. Учебно-методические материалы (УММ) по следующим видам занятий: лекции, практические занятия, курсовые / выпускные квалификационные работы.

    Словарь терминов (глоссарий). В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.

    Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля.

    · примерные темы рефератов, эссе (могут быть включены в программу учебной дисциплины);

    · варианты контрольных работ, тесты (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы);

    · контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и/или по всему курсу (см. Приложение 3).

    Совокупность всех учебных и УММ, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет документацию УМК. Документация УМК является интеллектуальной собственностью разработчиков УМК.

    · Определение тематического плана согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

    · Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

    · Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

    · Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

    · Разработка заданий для контрольных точек.

    · Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

    · Оформление документации УМК.

    · Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.

    · Согласование и утверждение УМК.

    Более укрупнено, этапы разработки УМК представлены на рис. 1.

    После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

    Процесс разработки УМК сложен и предполагает совместную работу над документами группы преподавателей, контроль над содержанием УМК, согласование, утверждение учебно-методического комплекса. Данный процесс порождает сложности в контроле версий документов, дублировании информации, рассредоточении документов. Можно с полной уверенностью утверждать, что применение портальных технологий позволяет разрешить эти проблемы и существенно облегчить разработку УМК.

    Рис. 1

    УМК дисциплины и его компоненты должны :

    · учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;

    · предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;

    · предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике

    · соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

    · обеспечивать межпредметные связи;

    · обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;

    УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

    Учебно-методический комплекс, прежде всего, адресован студентам. Качественно разработанный учебно-методический комплекс может помочь студенту самостоятельно изучить дисциплину. Также содержащаяся в нем информация может быть полезна и абитуриентам, ведь зачастую название специальности и даже названия учебных дисциплин не могут дать бывшему школьнику исчерпывающей информации о том, что конкретно ему предстоит изучать в дальнейшем. К сожалению, в настоящее время ни студенты, ни абитуриенты в большинстве своем не имеют доступа к учебно-методическому комплексу. В связи с этим перед ними возникает масса проблем.

    Например, многие студенты на каникулах хотели бы ознакомится с содержанием дисциплин, которые им предстоит изучать в следующем семестре. Ведь еще до начала занятий студенты могли бы изучить программу курса, подобрать соответствующую литературу, и, что очень важно для информационных специальностей, обзавестись соответствующим программным обеспечением. Также обучающиеся могли бы оценить требования к уровню подготовки для освоения дисциплины и самостоятельно получить навыки, необходимые для начала освоения данного курса, ознакомиться с содержанием и целью курсового проектирования, выбрать тему для будущего проекта или работы. Перед каждым разделом дисциплины студенты получили бы возможность ознакомиться с изучаемыми вопросами, и при связи данного раздела с предыдущими повторить пройденный ранее материал.

    Все это в значительной степени могло бы облегчить работу преподавателя на занятиях и освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления списка литературы, ознакомления с тематическим планом курса, с системами текущего и итогового контроля.

    В связи с этим разработка учебно-методического комплекса является лишь первым шагом на пути к повышению качества образования в учебном заведении, необходимо также организовать единую систему доступа к учебно-методическому комплексу по дисциплинам вуза.

    Развитие сетевых информационных технологий дает много новых возможностей для развития технологий обучения и автоматизации образовательного процесса. Поэтому актуальна организация системы разработки и доступа к учебно-методическому комплексу с использованием современных компьютерных технологий.

    Программы учебно-методических комплексов могут быть размещены на сайте, специально созданном для работы с данной документацией, режимы доступа к данным должны будут быть определены разработчиками системы. Система будет актуальна как для преподавателей, так и для студентов и абитуриентов. Поэтому будет целесообразно рассматривать систему с трех точек зрения: преподавателя, студента и абитуриента.

    Преподаватель, который является непосредственным разработчиком учебно-методического комплекса, должен обладать самими обширными правами. В его компетенцию входит создание, редактирование и просмотр материалов. Следовательно, уже на стадии разработки учебно-методического комплекса по ряду причин актуально применение автоматизированной системы.

    Во-первых, использование единого доступа к учебно-методическому комплексу позволит привести материалы по разным дисциплинам к единой форме представления, что в значительной степени облегчит восприятие и читаемость учебно-методического комплекса. Во-вторых, использование Интернет-технологий позволит организовать хранение информации на удаленных серверах, что в свою очередь позволит преподавателю разрабатывать и редактировать учебно-методический комплекс с любого компьютера, который имеет доступ к сети Интернет. В-третьих, с внедрением программного инструментария автоматизированной разработки учебно-методических комплексов решится и проблема хранения материалов, поскольку в настоящее время учебно-методические комплексы по дисциплинам хранятся в основном в печатном виде, что затрудняет поиск нужного документа и его редактирование .

    Создание автоматизированной системы решит также проблему доступа к информации, содержащейся в учебно-методических комплексах.

    Студенты и абитуриенты смогут без труда ознакомиться с содержанием интересующей их дисциплины.

    Реализацией такой системы вполне может стать корпоративный портал, на основе одной из рассмотренных нами в первом параграфе портальных решений. Такой программный инструментарий, позволит сделать работу с УМК максимально комфортной и продуктивной как для преподавателей, так и для студентов и абитуриентов.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Общее понятие и принципы учебно-методического комплекса. Построение структуры учебных модулей (выделение учебных элементов). Структура учебно-методического комплекса дисциплины. Требования к структурным элементам учебно-методического комплекса дисциплины.

      курсовая работа , добавлен 05.04.2012

      курсовая работа , добавлен 14.04.2016

      Анализ общих требований к содержанию и оформлению рабочей программы и учебно-методического комплекса дисциплины "Конкурентоспособность компании". Разработка плана проблемно-ориентированного учебного занятия для формирования знаниевых компетенций.

      дипломная работа , добавлен 30.05.2016

      Дидактические единицы учебного курса. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины. Рабочая программа учебной дисциплины. Планы семинарских и практических занятий.

      методичка , добавлен 21.06.2015

      Определение целей, задач, концепции, содержания учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины "Цифровая фотография". Разработка мультимедийного модуля в программе Macromedia Authorware 6.5. Анализ безопасности, экологичности и сметной стоимости проекта.

      дипломная работа , добавлен 23.05.2012

      Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов НПО по профессии "Парикмахер". Разработка учебно-методического комплекса для обучающей деятельности преподавателя или мастера по освоению курса "Основы физиологии кожи и волос".

      дипломная работа , добавлен 19.09.2014

      Порядок разработки и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине "маркетинг". Изучение истории развития и деятельности кафедры агробизнеса. Методики подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, экзаменов.

      отчет по практике , добавлен 15.09.2017

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 190

    Школа молодого педагога

    Формирование учебно - методического комплекса по дисциплине: основные правила, структура, содержание

    (Д оклад)

    Докладчик:

    Мастер п\о Хамедова Л.Д.

    Каменский, 2016

    1. Общие положения

    Учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМК) дисциплин создаются с целью обеспечения качественной реализации ФГОС среднего профессионального образования отдельно по каждой дисциплине и являются основной частью учебно-методической работы преподавателя.

    УМК представляют собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, самостоятельной внеаудиторной работы студентов соответствии с учебным планом.

    Планирование работы по созданию комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин осуществляется на учебный год в плане работы преподавателя.

    Контроль над созданием УМК дисциплин осуществляется методистом ОУ, председателями цикловых комиссий, заместителем директора по УПР.

    2. Основные задачи

    Систематизация содержания учебных дисциплин с учетом достижений науки, техники, производства.

    Улучшение методического обеспечения дисциплин рабочего учебного плана. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами.

    Оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала.

    Обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

    3. Структура УМК

    Учебно-методический комплекс охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения.

    Структура УМК включает:

    - Нормативные документы : выписка из ГОС СПО - требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине (для общеобразовательных дисциплин – выписка из стандарта среднего общего образования и базисного учебного плана); ведомственные стандартизирующие документы; примерная учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; календарно - тематический план.

    - Учебно-методическое обеспечение дисциплины : конспекты лекций, методические указания по выполнению практических, лабораторных занятий; задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; темы курсовых, дипломных работ и методические указания по их выполнению; перечень вопросов для подготовки к экзаменам и (или) зачетам; перечень литературы для самоподготовки студентов.

    - Средства обучения : дидактические материалы для усвоения и закрепления знаний, организации самостоятельной работы студентов; инструкционно-технологические карты; учебно-методические пособия; электронные средства обучения и т.п.

    - Средства контроля : задания для текущего, промежуточного, итогового контроля знаний, умений, навыков; задания для самоконтроля знаний студентов; критерии оценок.

    При составлении УМК одной темы или раздела учебной дисциплины используются все вышеперечисленные пункты применительно к данной теме или разделу.

    4. Порядок разработки УМК

    УМК разрабатывается преподавателем, коллективом преподавателей предметной- цикловой комиссии, обеспечивающим изучение дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочим учебным планом подготовки студентов по специальностям.

    Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

    Разработка рабочей учебной программы по дисциплине;

    Разработка конспектов лекций, учебных, учебно-методических рекомендаций;

    Оформление документации по УМК;

    Апробация материалов УМК в учебном процессе;

    Корректировка материалов УМК.

    Рабочие учебные программы разрабатываются и утверждаются до начала освоения дисциплины студентами.

    Учебные и учебно-методические материалы лекционного курса, практических занятий, курсовых работ разрабатываются в соответствии с утвержденной программой по дисциплине.

    Срок разработки материалов УМК по соответствующей дисциплине устанавливается предметно - цикловой комиссией, фиксируется протоколом заседания ПЦК, подготовка элементов УМК включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план работы предметно - цикловой комиссии.

    5. Состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины

    Для создания совершенного учебно-методического комплекса учебной дисциплины знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав УМК позволяет понять его структурное строение, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.

    Прежде всего, определимся, что под составом УМК понимаются все те его структурные компоненты, из которых он слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по ученым дисциплинам.

    Для решения вопроса о составе УМК необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности преподавателя объективно выявить и установить все составные компоненты УМК. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности преподавателя в пределах учебного занятия.

    УМК как целое состоит из трех компонентов. В состав УМК в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация средства обучения и средства контроля.

    1. Нормативная и учебно-методическая документация. Содержание этого компонента УМК слагается из совокупности нормативных и учебно-методических документов, регламентирующих образовательный процесс по подготовке специалиста той или иной области по соответствующей учебной дисциплине. В них входят:

    Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности задают необходимое минимальное содержание и уровень подготовки выпускников по соответствующим дисциплинам; вводятся такими понятиями, как «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навыки», определяются обязательным набором дидактических единиц.

    Перечень оборудования кабинета и (или) лаборатории - документ, включающий рекомендательный набор современного оборудования и ТСО для обеспечения качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.

    Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТом определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.

    План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них практических знаний, умений и навыков.

    2. Средства обучения.

    В них входят:

    Учебно-методическая литература:

    Учебная литература:

    Перечень учебников, учебных пособий, справочников каталогов, альбомов; тексты лекций;

    Образцы производственной документации (технической технологической, нормативной и др.) в зависимости от профиля специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в колледже;

    Методическая литература:

    Частные методики изучения дисциплин. Они определяют место соответствующей учебной дисциплины в общей системе дисциплин учебного плана, ее основные учебно-воспитательные задачи и роль в подготовке специалистов конкретной специальности, раскрывают современные методы, средства и наиболее рациональные формы организации учебных занятий по данной дисциплине;

    Методические рекомендации освещают актуальные обще методические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания учебной дисциплины, предлагают порядок, последовательность и технологию работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям. Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

    Методические и (или) инструктивно-практические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.

    Учебно-наглядные пособия:

    Перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы);

    Перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи);

    Раздаточный дидактический материал - учебные карточки-задания логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов, развивающих у студентов творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях;

    Перечень технических средств обучения (аудиовизуальные технические средства, технические средства программированного обучения, тренажеры, компьютерные средства обучения).

    3. Средства контроля.

    Система средств контроля должна быть рассчитана на обеспечение объективного контроля над ходом усвоения студентами учебного материала на четырех уровнях, регламентированных ГОС СПО. Создаются средства контроля и с учетом того, для каких форм проверки они предназначаются (устной, письменной, практической). Создание средств контроля обусловлено и видами контроля, при проверке которых эти средства будут ис­пользованы. В настоящее время по учебным дисциплинам приме­няются следующие виды контроля:

    Входной;

    Текущий;

    Рубежный;

    Итоговый.

    Средства контроля на бумажном носителе - контрольные вопросы, тесты, контрольные работы, кроссворды, зачетные задания и по курсовым работам, экзаменационные билеты и др.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что для радикального повышения качества и результативности образовательного процесса содержание УМК учебной дисциплины необходимо целенаправленно совершенствовать по всем трем его составным компонентам, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля.