• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Растение является сложным живым организмом. Чтобы постоянно наслаждаться красотой растений в квартире, необходимо уметь правильно ухаживать за цветами, а также знать немного об их строение.

    Чтобы растение успешно и активно росло в квартире, важно обеспечить ему главные условия: питание, воздух, свет и тепло. Чтобы иметь возможность использовать эти необходимые для роста и развития элемента, у растений есть специальные органы.

    Корни

    Когда семя начинает прорастать, появляется первый корешок. Именно из него в будущем разовьется главный корень. От него отходит много мелких боковых корешков. Все это вместе образовывает корневую систему. В зависимости от вида растения корневая система может иметь разные варианты внешнего вида. Когда главный корень в системе отсутствует, такое явление называется мочковатой корневой системой.

    Служит корень для закрепления растения в земле, а также способности усвоения растением воды и растворенных в почве питательных элементов. Чем более мочковатой будет корневая система комнатного растения, выращиваемого в горшке, тем проще ему будет брать воду и питательные элементы из почвы. Именно от корней зависит не только рост, но и декоративность растения. Важно постоянно умеренно поливать почву, рыхлить ее и подкармливать.

    Стебли

    Этот орган растения является опорой, а также проводником питательных веществ и воды от корневой системы к листьям. В стебле содержится много сосудов, по которым эти вещества и передаются.

    Это интересно! У некоторых растений зеленые стебли также способы выполнять такие функции листьев как фотосинтез, газообмен, транспирация.

    Стебли могут быть травянистыми, одревесневшими. Также они делятся на прямостоячие, стелющиеся и вьющиеся вилы. К оригинальным стеблям можно отнести стебли кактусов, которые могут быть шарообразной формы, формы столба. В этой части растения происходит накопление питательных веществ.

    Почки

    Почки служат для размножения растения, их них появляются новые листья. Почки могу быть ростовые, тогда они имеют зачатки побега или листья. Либо, почвы бывают цветочные, когда несут зачатки цветка или соцветия.

    Цветочные почки комнатных растений, как правило, более округлые и крупные, чем ростовые почки. Многие ростовые почки остаются в течение длительного времени в состояние покоя, это состояние может длиться вплоть до нескольких лет.

    Также большое значение при выращивании комнатного растения играют придаточные почки. Они служат важным резервом для дальнейшего вегетативного размножения растения.

    Листья и цветы

    Это главный орган, где происходит фотосинтез растения, его газообмен и испарение. Также он выступает как орган размножения и движения. Состоит ил черешка и листовой пластины. По форме и окрасу может быть самым разным, в зависимости от вида растения. Именно листья придают каждому растению его неповторимость и декоративность.

    Цветы являются украшением комнатного растения. Они радуют глаз. Именно цветение является важным конечным результатом выращивания цветов для многих любителей растений.

    У высших растений различают органы вегетативные и генеративные. К вегетативным органам относятся корень, стебель, лист; к генеративным – цветок, плод и семя.

    Корень – это осевой вегетативный орган растения, обладающий положительным геотропизмом, неограниченным ростом. Он выполняет следующие функции:

    Закрепляет растение в почве;

    Поглощает воду и растворы минеральных солей

    Служит местом хранения запасных питательных веществ;

    Участвует в дыхании;

    Синтезирует биологически активные вещества (гормоны, алкалоиды, витамины, аминокислоты);

    Выделяет в почву различные аминокислоты;

    Осуществляет симбиоз с различными организмами.

    Количество корней у одного растения может быть очень большим – сотни, тысячи, а иногда и несколько миллионов. Степень их развития зависит от условий окружающей среды. Совокупность всех корней одного растения называется корневой системой . В ней можно выделить три вида корней; главные, боковые и придаточные.Главный корень развивается из корешка зародыша при прорастании семени. Боковые корни развиваются на боковых и придаточных корнях. Придаточные корни образуются на нижней части стебля и на листьях. Корневая система, в которой выражен главный корень, называется стержневой . Такая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Если зародышевый корешок отмирает рано или его рост замедляется, то корневая система состоит из придаточных и боковых корней и называется мочковатой. Такая система характерна для однодольных растений. Часто корни выполняют дополнительные функции и видоизменяются. Видоизменениями корней являются: корнеплоды – видоизменения главного корня, богатые запасными питательными веществами (морковь, петрушка, свекла, редис); корневые клубни – утолщения придаточных корней (георгина). У некоторых растений развиваются надземные корни следующих типов: 1) воздушные –образуются Рис.19.Виды корней: на стеблях и свисают вниз, осуществляя функции дополнитель- 1-главный, 2-боковые, ного дыхания и водоснабжения (орхидеи); 2) ходульные – отхо-3-придаточные дят от ствола, достигают поверхности почвы и внедряются в неё

    (мангровые растения тропиков); 3) корни-подпорки – свисают с ветвей деревьев, достигают почвы и укрепляются в ней, осуществляя дополнительную опору и питание (баньян); 4) цепляющиеся (плющ); 5) дыхательные – поднимаются над поверхностью юолота и обеспечивают дыхание корней (болотные растении тропиков).

    Рис.20.Корневые системы: Рис.21:Зоны корня: Рис.22 Корневые 1-стержневая, 2-мочковатая волоски

    Корни растений имеют клеточное строение, клетки отличаются по строению и выполняемым функциям. На продольном срезе корня можно выделить несколько участков (зон): корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Кончик корня покрыт корневым чехликом. Его клетки плотно прилегают друг к другу, выделяют слизь, выполняют защитную функцию и определяют направление роста корня. Клетки чехлика живут недолго, быстро отмирают, слущиваются и заменяются новыми. В зоне деления находятся мелкие клетки с тонкими стенками. Они интенсивно делятся – это клетки образовательной ткани. Перестав делиться, клетки зоны деления вытягиваются вдоль оси корня и увеличиваются в размерах. Они составляют следующую зону – зону роста или растяжения. На расстоянии 2 – 3мм от кончика корня находится зонавсасывания или зона корневых волосков . Корневые волоски заметны невооруженным глазом и выглядят в виде белого пушка. Корневой волосок представляет собой выпячивание (до 10мм длиной) клетки кожицы корня. Он покрыт клеточной оболочкой, под которой находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты, вакуоль с клеточным соком, митохондрии. Корневые волоски живут 10 – 15 суток, затем отмирают и заменяются новыми. Проникая между частицами почвы, они всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Поступление раствора минеральных солей в корневой волосок обеспечивается за счет разности их концентрации в почве и клеточном соке (путем их диффузии и активного транспорта). Далее эти растворы передвигаются по паренхиме от клеток с меньшей сосущей силой к клеткам с большей сосущей силой. Величина сосущей силы определяется разностью осмотического и тургорного давления. Тургорное давление – это давление, которое оказывает живое содержимое клетки на ее оболочку. Движение раствора минеральных солей от корня вверх по сосудам обеспечивается корневым давлением, которое с силой выталкивает раствор из клеток корня в сосуды, и испарением воды листьями. За зоной всасывания находится зона проведения.


    Для нормального развития растений корни должны получать влагу, воздух, необходимые минеральные соли. Все это растения получают из почвы – верхнего плодородного слоя земли. В состав почвы входят перегной, песок, глина, воздух, вода, минеральные соли. Для повышения плодородия почвы в нее вносят удобрения.

    Растения, за исключением некоторых низших, состоят из органов, каждый из них выполняет свою функцию. Различают вегетативные органы, которые поддерживают жизнь растений, и генеративные (репродуктивные) органы, приспособленные для размножения.

    К вегетативным органам у высших растений относят корень, стебель, листья, к генеративным - цветок, плод, семя.

    Корни растений проникают в почву на разную глубину, например от 15 см у огурца до 10 м у люцерны и 20 м у тыквы. Но основная масса корней располагается в пахотном слое на глубине 10-30 см. Корни у некоторых растений сильно распространяются в ширину, например у кукурузы - на 2 м, у яблони - до 15 м. Это надо учитывать при поверхностной междурядной обработке почвы.

    Стебель - надземный орган растения, связывающий корень с листьями и генеративными органами. Он служит опорой другим органам, благодаря ему листья наиболее благоприятно размещаются по отношению к свету. По стеблю идет обмен водой и питательными веществами по всему растению.

    Стебель, покрытый листьями и почками, называют побегом. Почка - это зачаточный укороченный побег, обычно покрытый защитными чешуями. Почки бывают листовые (вегетативные) и цветочные. Почки, не раскрывающиеся в течение очередного сезона, называют спящими. Они трогаются в рост при повреждении основного побега. Если ветви сильно обрезать, то из спящих почек образуются побеги с крупными листьями.

    С видоизменением стебля у него появляются новые функции. Колючки у барбариса и дикой груши - тоже разновидность стебля. Они выполняют защитную функцию. Толстые, мясистые стебли кактусов запасают воду. Усики винограда - органы опоры. Для вегетативного размножения служат корневища - многолетние подземные побеги, похожие на корни (у хрена, пырея), клубни (у картофеля) и луковицы (у лука, тюльпана и др.).

    На стеблях многих растений образуются придаточные корни, которые повышают их устойчивость и улучшают питание. Чтобы увеличить число придаточных корней и клубней, растения окучивают. На свойстве стеблей образовывать придаточные корни основан способ размножения черенками: кусочки стебля с почками укореняются.

    Лист играет огромную роль в жизни растений. В зеленом листе идет процесс фотосинтеза . Через устьица на поверхности листовой пластинки испаряется вода, происходит газообмен - поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Благодаря испарению листья непрерывно охлаждаются, их температура на 5-7° ниже по сравнению с окружающим воздухом.

    У некоторых растений листья превратились то в усики (горох), то в колючки (чертополох, кактусы). У лука, капусты сочные, плотные листья запасают влагу. Своеобразно уст роены листья насекомоядных растений - они покрыты волосками, выделяющими липкую жидкость, привлекающую насекомых. С физиологическим процессом старения листа связан листопад - явление приспособления к неблагоприятным условиям. Из листьев перед листопадом происходит отток питательных веществ, в них накапливаются вредные для растения соли. У травянистых растений листья не опадают, а разрушаются, оставаясь на стебле.

    Цветок - орган полового размножения цветковых растений. В завязи цветка после опыления происходит оплодотворение, в дальнейшем развиваются семя и плод. Цветок состоит из зеленой чашечки, которую образуют несколько чашелистиков, и венчика из нескольких лепестков. Венчик и чашечка составляют околоцветник, внутри которого размещаются главные части цветка - тычинки и пестик (число их различно). Все части цветка размещаются на основании - цветоложе. Тычинка состоит из семенной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пестик - из рыльца и столбика. Цветы бывают обоеполыми (с тычинками и пестиками). У однодомных растений (огурец) на одном растении располагаются и мужские и женские цветки, у двудомных (конопля, тополь) - мужские и женские цветки располагаются на разных растениях.

    Плод - орган цветковых растений, служит для защиты семян и их распространения. Плод состоит из околоплодника и семян. Плоды бывают сухие и сочные. Внутри плода образуется много семян, как у мака, огурца, или они односемянные, как у липы, дуба, вишни. Плоды часто снабжены приспособлениями для распространения ветром (одуванчик, клен), животными (репейник). У сочных, спелых плодов вкусный околоплодник, привлекающий птиц и животных, которые поедают плоды с семенами и распространяют их.

    Класс: 1

    Учитель: Кайсаримова Р.М.

    Тема урока: «Органы растения и их функции».

    Цели урока : Сформировать представление о строении растений, выяснить значимость каждой части растения;

    обобщить и систематизировать знания учащихся о растении как живом организме; о разнообразии растений;

    развивать коммуникативную и информационную компетентность, умение выделять существенные признаки; устанавливать причинно- следственные связи, умение обобщать, делать выводы;

    воспитывать бережное отношение к растениям.

    Тип урока: усвоение новых знаний

    Методы: частично- поисковый, практический, творческий

    Формы: коллективная, групповая, индивидуальная

    Оборудование : презентация, иллюстрации растений, тестовые задания, учащиеся сидят в группах.

    Ход урока.

    1. Мотивационно - целевой этап.

    Прозвенел звонок, начинается урок.

    Здравствуйте ребята. Садитесь.

    Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошей работы.

    А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.

    Кроссворд «Растения» (слайд1)

    1. Не огонь, а жжется. (Крапива. )

    2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина .)

    3. Что за дерево стоит -

    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина .)

    4. Последняя улыбка осени.

    Звезда на клумбе (Астра. )

    5. Клейкие почки, зеленые листочки.

    С белой корой, растут под горой. (Береза. )

    6. Ветка в грозди разодета

    Фиалкового цвета.

    Это в летний жаркий день,

    Расцвела в саду …….. (сирень. )

    7. С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед. (Липа .)

    8. Платье потеряла,

    Пуговки остались. (Рябина .)

    Что такое растение?

    Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

    Почему растения считаются живыми организмами? Перечислите признаки?(c лайд2)

    Растение

    Что нужно растению для роста и развития?(слайд 3)

    На какие группы делятся растения? (слайд4)

    Растения

    Молодцы.

    Ученица читает стихотворение.

    Мы в букет собрали маки жаркие,

    Много незабудок голубых.

    А потом цветов нам стало жалко,

    Снова в землю посадили их.

    Только ничего не получается:

    От любого ветерка качаются!

    Почему осыпались и вянут?

    Помогите разобраться нам”.

    Почему вянут растения? Объясните?

    Назовите тему нашего урока.

    2. Операционный этап.

    Каждой группе раздается задание.

    При подготовке каждой группе можно пользоваться учебником.

    1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “ Части растений”

    2 группа . Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “

    3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений? ”

    Физминутка

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише.

    Деревце все выше, выше.

    - А сейчас каждая группа представит свое выступление.

    Выступление групп.

    Формативное оценивание групп « Цветик –семицветик»

    Отлично – большой цветок

    Хорошо- средний

    Не очень - маленький

    Модельный ответ №1

    Модельный ответ №2

    Модельный ответ №3

    Из каких частей состоит растение?

    Какой вывод можем сделать?

    Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.

    Какое значение в жизни человека имеют растения?

    Молодцы.

    3. Контрольно – оценочный этап.

    А сейчас мы проверим, как вы поняли новый материал.

    У каждого на столе лежит тест с заданиями.

    Выполните тест.

    1. Какая часть укрепляет растение.

    а) стебель б) *корень в) лист

    2. Что образуется на месте цветка.

    а) * плод б) стебель в) лист

    3.Какая часть отвечает за дыхание растения.

    а) стебель б) корень в) *лист

    4. Что находится внутри плода..

    а) цветок б) *семена в) лист

    5. Чем отличается дерево от кустарника.

    а) * у него один ствол б) стебель в) много стволов

    Проверка теста.

    Формативное оценивание.

    Выставьте себе оценки по пятибалльной шкале.

    4. Д/З: нарисуйте дайте характеристику растению.

    5. Рефлексия.

    Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

    Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

    Пополнили ли вы свой багаж знаний?

    Получили удовольствие от урока?

    Урок окончен.

    Органы растений: их функции, строение и метаморфозы.

    1. Корень и корневые системы. Метаморфозы корня.

    2. Стебель и побег. Метаморфозы побега.

    3. Лист и его метаморфозы.

    1.Корень и корневые системы. Метаморфозы корня.

    Вегетативными называются органы растений, служащие для поддержания индивидуальности жизни растения (корень, стебель, лист), называются вегетативными. Они находятся в зачаточном состоянии в каждом семени.

    Генеративные органы обеспечивают процесс полового размножения. Цветок представляет собой видоизменённый неразветвлённый побег с ограниченным ростом, приспособленный для полового размножения с последующим образованием семян и плода. Органы цветка являются видоизмененными листьями: покровные листья формируют чашелистики и лепестки, а спорообразующие листья дают начало тычинкам и пестикам. Особенности строения цветка связанны со способами опыления.

    Метаморфозы вегетативных органов.

    Основные вегетативные органы растения – корень, стебель и лист. Кроме типичных вегетативных органов часто встречаются их видоизменения, возникшие в длительном процессе эволюции. Эти явления называют иначе метаморфозом, что значит превращение. Видоизменённые органы бывают иногда настолько своеобразны, что нельзя сразу определить их происхождение.

    Иногда форма того или иного органа растения (например, корень свеклы) изменяется в результате деятельности человека.

    Морфология корня и корневые системы.

    Корень – специализированный орган почвенного питания. Он выполняет следующие функции:

      поглощает воду и минеральные элементы

      служит для закрепления в почве;

      обладает двигательной активностью (зона растяжения);

      может иметь также запасные функции, приобретая форму корневых клубней (георгин);

      выполнение новых функций проводит к возникновению: а) дыхательных корней у болотных растений; б) корней – прицепок (плющ); в) воздушных корней орхидеи и др. модификаций.

    Но основная функция корня – почвенное питание. Эта функция определяет особенность строения. Во-первых, корень должен иметь, возможно большую поверхность соприкосновения с почвенными частицами и плотно срастаться с ними. Во-вторых, всасывающие рабочие участки корня не могут оставаться на месте – они должны передвигаться, осваивая всё новые пространства и преодолевая сопротивление плотной почвы.

    Продвижение в плотной почве становится возможным благодаря верхушечному росту корня и защитным приспособлениям, позволяющим нежной верхушечной меристеме пробиваться между частицами почвы.

    Всасывающая ткань выполняет важнейшую функцию корня – почвенное питание. Она состоит из одного слоя клеток, расположенных на поверхности молодого корня. Весь наружный слой клеток, покрывающим молодой корень, называют ризодермой.

    Клетки всасывающего слоя обладают тонкими оболочками и плотно прилегают к частичкам почвы. Они активно воздействуют на почву и всасывают необходимые вещества. Эта деятельность требует значительной затраты энергии, что обеспечивается, во–первых, постоянным притоком органических веществ и, во–вторых, интенсивным окислением этих веществ, т.е. дыханием с потреблением кислорода. Поэтому в корне хорошо развита система межклеточников, заполненных газами и облегчающих газообмен.

    Клетки всасывающего слоя образуют длинные выросты – корневые волоски, в несколько раз увеличивающие поверхность корня.

    Корневые волоски возникают только на некотором удалении от корня. Это объясняется тем, что участок корня между волосками и чехликом испытывают сильное растяжение и скользит между частичками почвы. Всякие неровности и выступы на этом участке корня затруднили бы проникновение в почву.

    Первым при прорастании семени появляется главный корень, который развивается из зародышевого корня. Главный корень – ось первого порядка. От него отходят боковые корни, это оси второго порядка, от них идут корни третьего порядка и т.д. В результате формируется корневая система.

    На растениях из стебля или листьев часто образуются придаточные корни. Строение и функции их такие же, как и у главного и бокового корней.

    Так как стебель более толстый по сравнению с корнем, то граница между ними обычно заметна. Место перехода стебля в корень называется корневой шейкой, а участок стебля, находящийся между корневой шейкой и семядолями, - гипокотилем, или подсемядольным коленом. От него часто отходят придаточные корни. Образованию их способствует окучивание растений. За счет придаточных корней увеличивается корневая система, что улучшает питание растения, делает его более устойчивым.

    Корневая система может быть стержневой, если главный корень выделяется среди других корней своей величиной, и мочковатой, если главный корень слабо развит и не отличается от остальных корней.

    По форме стержневые корни бывают: конусовидные (петрушка); реповидные (репа, свекла); нитевидные (проростки льна); веретеновидные (некоторые сорта моркови).

    Длина корней варьирует в значительных пределах. У культурных злаков главная масса их развивается в пахотном горизонте, но отдельные корни угодят на глубину 1.5 – 2м.

    Общая длина корней у одного растения ржи или пшеницы (без корневых волосков), выращенного в полевых условиях, равна 600 м – 70 км.

    Различают ростовые и сосущие корни. Первый быстро растут, вскоре покрываются пробкой и не всасывают воду. Сосущие растут медленно, долго остаются нежными и хорошо всасывают почвенные растворы. Они являются окончанием корней высших порядков.

    Метаморфозы корней.

      Корнеплод формируется из главного корня благодаря отложению в нём большого количества питательных веществ. Корнеплоды образуются главным образом в условиях культурного возделывания растений. Они имеются у свёклы, моркови, редьки и др. В корнеплоде различают: а) головку, несущую розетку листьев; б) шейку – среднюю часть; в) собственно корень, от которого отходят боковые корни.

      Корневые клубни, или корневые шишки, представляют собой мясистые уплотнения боковых, а также придаточных корней. Иногда они достигают очень большой величины и являются вместилищем запасных веществ, по преимуществу углеводов. В корневых клубнях чистяка, орхидей, запасным веществом служит крахмал. В придаточных корнях георгины, превратившихся в корневые клубни, накапливается инулин.

    Из возделываемых растений следует назвать батат, из семейства вьюнковые. Его корневые клубни достигают обычно 2 - 3 кг, но могут быть больше. Культивируется в субтропических и тропических районах для получения крахмала и сахара.

      Воздушные корни образуются у некоторых тропических растений. Они развиваются как придаточные из стеблей, имеют бурых цвет и свободно повисают в воздухе. Характеризуются способностью поглощать атмосферную влагу. Их можно видеть у орхидей.

      Цепляющиеся корни, при помощи которых слабые стебли лиан поднимаются вверх по стволам деревьев, по стенам, откосам. Подобные придаточные корни, врастающие в щели, хорошо закрепляют растение и дают ему возможность подниматься на большую высоту. К группе таких лиан относится плющ, широко распространённый в Крыму и на Кавказе.

      Дыхательные корни. У болотных растений, к обычным корням которых доступ воздуха сильно затруднён, вырастают специальные корни, направленные из земли вверх. Они находятся над водой и получают воздух из атмосферы. Дыхательные корни имеются у болотного кипариса. (Кавказ, Флорида).

    Органы аналогичные и гомологичные.

    Ч. Дарвин ввел понятие об аналогичных и гомологичных органах.

    Аналогичные органы выполняют одинаковые функции, но имеют различное происхождение(Колючки боярышника и колючки кактуса).

    Гомологичные органы – имеют одинаковое происхождение, но выполняют разные функции. (Колючка груши, корневище купены).