• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

    В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

    Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

    По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

    Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


    Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

    В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

    Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

    Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

    При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

    Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

    Природу и характер конфликта определяют:

    – условия его возникновения и протекания;

    – состав участников конфликта;

    – средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

    – сложившийся образ конфликтной ситуации;

    – характер конфликта;

    – пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

    – этапы и интенсивность протекания;

    – последствия.

    Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

    – концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

    – использование объективных критериев;

    – поиск взаимовыгодных вариантов;

    – разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

    – искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

    Для разрешения политического конфликта необходимо:

    – локализовать конфликт;

    – избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

    – выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

    – не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

    Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

    Реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

    Категория «политический интерес» позволяет определить направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так,политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий. Роль политических интересов заключается в том, что: 1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; 2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; 3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

    В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы. Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласованияинтересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции: 1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем; 2) диверсификация политических интересов, т.

    е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной

    Интересы в политике

    Интересы в политике

    (от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация высту­пает в качестве объективной основы интересов. Так, абсолютное выраже­ние этой основы содержится в принципе материалистического понимания истории Маркса, согласно которому общественное бытие формирует соци­альные и политические интересы. Субъективная основа интересов заключа­ется в осознании внутренних потребностей человека, формирование кото­рых исследовалось различными школами идеализма (Платон, Гегель) и мыс­лителей, пытавшихся объединить обе основы в одно целое (Юнг).

    В самом общем плане политические интересы осознаются и направля­ются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных меха­низмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

    Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общест­венной психологии, приобретают статус мощной политической силы. Инте­ресы во времени можно разделить на текущие, направленные на трансляцию реальности, и перспективные, выражающие моменты возможности, будущего. Реализация перспективных интересов является предметом политической де­ятельности нарождающихся элит и политической оппозиции. Реализуются они сложным способом через различные формы социально-политической ак­тивности, являются предметом исторического действия. Неосознанные ин­тересы находятся в коллективном бессознательном (Юнг), из него они «поднимаются» в виде символов и идеологий. Они могут носить реалисти­ческий, утопический и антиутопический характер.

    Исторический опыт позволяет сделать вывод, что полной реализации интересов в политике не бывает. До сих пор политика реализуется как единство сознательного и бессознательно-стихийного. Судьба России ха­рактеризуется утопичностью идеологических, осознанных интересов и действием в реальной политической жизни вуалируемых и бессознательных интересов.

    Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для письма) - устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого–либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

    Политические интересы - осознание социальными субъектами (индивидами, группами, слоями, классами) своих объективных возможностей участия в политической жизни общества; идеальные стремления этих субъектов к политико-управленческой деятельности с целью стабилизации или улучшения своего положения. Интересы наряду с потребностями - важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений.

    В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

    Сложившийся политический интерес выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической борьбы. Он возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Иначе говоря, политический интерес - это тот источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

    Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

    Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

    Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям: а) по характеру субъекта интересов (национальные, этнические, государственные, партийные, классовые и т.д.); б) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные); в) по отношению к тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные); г) по органу, представляющему интересы (государственные, партийные, общественных организаций и объединений); д) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); е) по характеру происхождения (стихийные или осознанные).

    Если брать во внимание только фактор времени, то можно выделить такие типы интересов: 1.

    Постоянные интересы. Их удовлетворение образует условие биологического выживания людей. 2.

    Перспективные интересы. Нельзя утверждать, что они неизменно противоречат по своему содержанию постоянным интересам. Перспективные интересы образуют наиболее существенный элемент политических доктрин, концепций и программ действия. 3.

    Текущие интересы. Они обычно рассматриваются в отношении к интересам с перспективным характером воздействия. Эмпирически доказанная склонность людей (в массе) придавать самый высокий ранг текущим целям действий приводит к тому, что одной из многих важных задач политики становится поиск способа связи между долговременными целями и давлением требований момента. Необходимость учитывать общественное мнение, нередко возникающее под влиянием текущих потребностей и настроений, вынуждает модифицировать принятые приоритеты. В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику. Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

    В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. В-четвертых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом. В-пятых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики.

    В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику взаимоотношений и жизненных ориентаций различных социальных групп, слоев, классов, социально-этнических образований. Одни из этих интересов выражают долговременные, фундаментальные тенденции существования социальных общностей - это интересы классов, наций, общества в целом. Другие выражают специфику социальных отношений, которые устанавливает социальная группа или ее часть с другими социальными группами, - это частные интересы. Содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы.

    Артикуляция и реализация политических интересов относятся к двум важнейшим функциям политической системы общества. Эффективность реализации политических интересов определяется тем, насколько полно их содержание отразится в политической идеологии и четко выразится в политических документах, выполняющих регулятивную функцию в политике. С другой стороны, полнота выражения политических интересов зависит от степени демократичности самого процесса выявления учета и сочетания политических интересов. В состав механизма выражения политических интересов включены организационные, идеологические, нормативные и коммуникативные элементы политической системы общества.

    Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, т.е. собственно не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Бюрократия нацелена на формирование специфического, отличного от государственного и классового, корпоративного (т.е. не политического, а группового) интереса.

    Политические интересы определяют направленность политической деятельности, выражают уровень их развития. Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политический интерес имеет ряд каналов: а) деятельность властных структур; б) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; в) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги).

    В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

    Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

    Термин «интерес» (от лат. interest) означает «важный, имеющий значение». В науке его принято определять как осознанную потребность человека, социальной группы, нации, общества в чем-либо, исходную причину, мотив социального действия. На практике интерес – это та таинственная сила, которая побуждает людей к общественной активности, к тем или иным поступкам и действиям. «На земле,- указывал Гельвеций,- интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

    В настоящее время природа и сущность интереса раскрывается с позиций трех общепринятых подходов : психологического, объективно-идеалистического и субъективно-объективного. Долгие годы в науке господствовал психологический подход , берущий свое начало еще от Гельвеция. Его сторонники считали, что интерес относиться лишь к сфере обыденного сознания и воли людей и проявляется в виде их желаний, устремлений и помыслов, связанных с удовлетворением потребностей. Именно потребности, проявляемые в виде желаний, эмоций и чувств побуждают человека к активным действиям как высоконравственным, так и преступным.

    В соответствии с объективно-идеалистическим подходом , одним из родоначальников которого является Гегель, интерес по своей природе – это не только чувства человека, но и результат воздействия на человека окружающего его мира. Сущность интереса проявляется как в степени и характере выражения чувств человека, так и в избирательном отношении людей к окружающей среде. Но мир, для Гегеля, был воплощением мирового разума, абсолютной идеи. Поэтому объективная сторона интереса им была только обозначена.

    Субъективно-объективный подход к объяснению природы и сущности интереса был разработан основоположниками марксистской научной школы. Опираясь на достижения, предшествующей общественной мысли и, прежде всего, на характеристику интереса Г. Гегелем, К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что социальный интерес имеет двойственную природу. Это единство двух начал: субъективного, представляющего собой осознанную потребность, побуждающую человека к действию и объективного, заключающегося в избирательном отношении человека к окружающему миру, другим людям, обществу. Субъективная сторона интереса означает, что возникновение и содержание интереса обусловлены объективными потребностями людей в которых на уровне сознания личности, социальной группы закрепляется восприятие ими материальных и духовных ценностей, социальных институтов, отношений, формируются мотивы и побуждения. Объективная сторона интереса характеризует как отношение человека к окружающему миру, другим людям, так и его социальную активность, стиль и направленность поведения.


    Субъективно-объективный подход трактовки природы и сущности интереса является наиболее распространенным в современной научной литературе. В сочетании с другими подходами к характеристике этого духовного образования он ориентирует на то, что у человека формируются и развиваются разнообразные интересы, отражающие все богатство окружающего и воспринимаемого людьми мира. Человек является носителем экономических, политических, социальных, духовных, нравственных, военных, экологических и других интересов, определяющих его положение и роль в различных сферах общественной жизни, взаимодействие с природной средой. Особое место среди них занимают политические интересы, которые реализуются в содержании и формах политического поведения людей, через включенность их в политические процессы и отношения.

    Политические интересы - это осознанная социальными субъектами потребность участия в политической жизни, их стремление к влиянию на политику и политическую власть, с целью оптимизации условий своей жизнедеятельности. Политические интересы – представляют внутренний источник, стимул политического поведения человека, которые побуждают его к выдвижению определенных целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению. Они тесно взаимосвязаны с другими разновидностями социальных интересов людей, детерминируются ими и оказывают обратное влияние на них.

    Имея общую природу и сущность, с другими разновидностями социальных интересов, политические интересы, вместе с тем, обладают своими особенностями. К числу таких особенностей относятся: во-первых , они непосредственно связаны с организацией и функционированием политической власти. Политические интересы формируются и развиваются тогда, когда удовлетворение социально-экономических потребностей человека становится все более зависящим от государства. Они являются следствием появления потребности у индивидов и социальных групп в государственных институтах, их стремления использовать государство для удовлетворения своих нужд и желаний; во-вторых , политические интересы являются вторичными. Они обусловлены, главным образом, социально-экономическим положением людей, которое определяет их заинтересованность в таком политическом режиме, в такой политике и способах ее осуществления, с которыми они связывают свое будущее, благоприятные для себя перспективы общественного развития; в-третьих , политические интересы обладают относительной самостоятельностью. Они определяют характер и направленность государственной власти и политико-властных отношений, являются непосредственной движущей силой власти и политики, их реализации, активно влияют на функционирование и развитие всех сфер общества; в-четвертых , политические интересы многообразны по своему содержанию, уровню общности и проявлениям. Их составляют политические интересы отдельных индивидов, социальных групп и образований, общества в целом. Особое место среди них занимает совокупный (общественный) политический интерес. Он формируется в процессе взаимодействия и интеграции различных социальных сил, их политической активности. Социальная основа совокупного политического интереса – общая заинтересованность всех социальных слоев в единстве и целостности общества, в его нормальном функционировании. Политические интересы отдельных индивидов, социальных слоев и образований могут не совпадать с совокупным (общественным) политическим интересом, противоречить ему; в-пятых , политические интересы обладают значительным приоритетом по отношению к другим разновидностям социальных интересов. От их содержания и характера во многом зависят тип общественно-политического устройства общества, организация общественной жизни, приоритеты и цели общественного развития.

    Особенности политических интересов свидетельствуют о том, что в них находят обобщенное выражение актуальные политические потребности отдельных индивидов и социальных общностей. Политические интересы той или иной социальной группы, образования всегда направлены на сохранение или изменение ими своего социально-политического положения в обществе. Они служат реальными причинами и предпосылками политического поведения людей, в котором, так или иначе, отражается взаимосвязь совокупного (общественного) и частного (класса, социальной группы, личности) политических интересов.

    Содержание политических интересов составляет совокупность объектов, целей и задач политического участия и политической деятельности, которые овладевают сознанием субъектов политики. Оно, с одной стороны, отражает достигнутый уровень активности политического поведения субъектов политического процесса, а, с другой, – степень реализации политикой важнейших социальных потребностей.

    Политические интересы как сложное системное образование, многообразное по своему содержанию и формам проявления, по различным основаниям подразделяется на отдельные виды . Так по степени общности , выделяются личные, социально-групповые, социально-классовые, общественные и общечеловеческие политические интересы. В соответствии с их содержанием политические интересы классифицируются как локальные, национально-государственные, региональные и глобальные. По направленности выделяются внутриполитические и внешнеполитические интересы. В зависимости от характера воздействия на общественное развитие политические интересы подразделяются как прогрессивные, реакционные и консервативные. По степени осознанности людьми политические интересы разделяют на стихийные и осознанные, а по возможностям осуществления – на реальные и мнимые. По многообразию социальных отношений политические интересы могут быть: экономико-политические, социально-политическими, государственно-политическими, культурно-политическими, военно-политическими и др. Эти и другие виды политических интересов и их различные модификации находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой. Взаимовлияние политических интересов носит сложный и неоднозначный характер, что оказывает существенное влияние на политическую жизнь общества.

    Политические интересы играют важную роль в общественной жизни, оказывают значительное влияние на социальные отношения. Во-первых , они выражают насущные политические потребности различных субъектов общественной жизни, являются важнейшим мотивом их политического поведения и действий граждан. Активное состояние политических интересов позволяет преодолевать политическую пассивность и политическую апатию людей, избавляет их от чувства политического бессилия. Во-вторых , политические интересы и, прежде всего, совокупный политический интерес и интересы массовых социальных групп, в решающей степени влияют на содержание и направленность политики, стратегический курс государства. С учетом политических интересов разрабатываются политические и государственные программы и планы общественного развития, определяются его ведущие направления и перспективы. Содержание политических интересов граждан, различных социальных групп и образований учитывается государственными органами при определении механизма решения текущих и долгосрочных проблем общественной жизни. От политических интересов во многом зависит внешняя политика государства. В-третьих , в политических интересах отражено отношение членов общества к политической власти, существующему политическому режиму. Содержание политических интересов и их направленность позволяют предвидеть тенденции в эволюции социальной базы политической власти, ее легитимности, характер и перспективы изменений в политическом режиме. В-четвертых , политические интересы являются основой формирования политических идей, взглядов и настроений в обществе, идеологий политических партий и общественно-политических движений. Они в той или иной степени всегда отражаются в содержании научно-теоретических работ, доктринально-концептуальных документов государства и политических партий, материалах СМИ, выражаются в индивидуальном, групповом и общественном мнении.

    Политические интересы играют ведущую роль в урегулировании общественных отношений, в общественном развитии. Для их эффективного воздействия на социальную среду крайне важно, чтобы политические интересы различных социальных групп и интересы властвующей политической элиты принципиально совпадали, соответствовали вектору общественного прогресса. Однако на практике очень часто они не только не совпадают, но и находятся в противоречии между собой. Особенно обостряются противоречия между политическими интересами различных социальных групп и интересами властвующей политической элиты, проявляется несоответствие интересов политической элиты потребностям прогрессивного развития общества при бюрократизации власти, ее коррумпированности, проникновении в властные структуры криминальных, антиобщественных элементов. Противоречия и несовпадение политических интересов различных социальных образований и интересов господствующей политической элиты в общественных системах с незрелой политической культурой и слаборазвитой демократией вызваны также тем, что в таких системах имеются довольно значительные социальные силы, элитарные группировки, которые видят в государственной власти инструмент реализации своих эгоистических, амбициозных, а то и явно антиобщественных целей. Они стремятся взять под контроль те, или иные властные структуры, что грозит обществу серьезными негативными последствиями. Возможность подобного развития ситуации особенно возрастает в условиях политической пассивности и безразличия населения, его нежелания и неумения бороться за реализацию своих политических интересов. Несовпадение и несогласованность политических интересов различных социальных групп и образований, их противоположность интересам находящейся у власти социальной группы служат причиной политическ5их столкновений, конфликтов и кризисов.

    Реализация политических интересов индивидов, социальных слоев и групп общества достигается, главным образом, политической активностью народных масс и отстаивающей их требования и устремления интеллектуальной и политической элиты. Выделяется несколько уровней политической активности граждан в реализации своих интересов. Прежде всего, это реакция различных социальных слоев на акции власти, явления и события в социально-политической жизни . Реакция может быть позитивной, в поддержку действий государственных органов, и негативной, когда народ отрицательно относится к тем, или иным решениям государственной власти, политическим событиям и процессам. В последние годы такая реакция, особенно негативная, не редкость в России. Массовое негодование, например, вызвали в российском обществе задержки заработной платы во второй половине 1998 года, практическая реализация закона о монетизации льгот в начале 2005 года. Реакция на политические просчеты органов власти это первичный, низший уровень политической активности граждан и образований в реализации своих интересов. Она может быть стихийной, на уровне охлократии и высокоорганизованной.

    Другой уровень реализации политических интересов – участие граждан в формировании органов государственной власти, деятельности представительной ветви власти, органов местного самоуправления, работе политических партий и других общественно-политических объединений . Такое участие позволяет оказывать влияние на качество политической элиты, функционирование институциональных субъектов политики. Сегодня на практике сложились многообразные формы политического участия граждан, социальных слоев и групп общества, которые они могут использовать для отстаивания своих политических интересов. Это: обсуждение проектов законов, участие в референдумах, выборах органов государственной власти, акциях политического протеста или поддержки государственных и политических программ, митингах, собраниях демонстрациях и т.д. Наибольшая эффективность этих форм достигается при их массовости, широкой включенности различных слоев населения.

    Наиболее высоким уровнем политической активности граждан являются прямые политические действия. Они предполагают достижение сознательного изменения или совершенствования проводимой государством политики, политических отношений в интересах тех, или иных социальных групп, большинства населения. К прямым политическим действиям относятся профессиональное выполнение функций в государственных органах, руководстве политических партий, в их фракциях в парламенте, госперевороты, революции. Крайне противозаконной и антигуманной формой прямых политических действий является политический терроризм.

    Кроме политической активности граждан, социальных групп и слоев общества особое значение в реализации их политических интересов принадлежит деятельности государства, политических партий, общественно-политических организаций и движений, профессиональных союзов, церкви, СМИ и других институциональных субъектов общественных отношений. Каждый из этих социальных институтов, исходя из своих возможностей, своего статуса и положения в системе общественных отношений и политической власти, присущими ему способами и приемами добивается реализации тех, или иных политических интересов. Ведущая и приоритетная роль в этом принадлежит государству, которое, как основной властный институт общества, призвано выражать и защищать политические интересы большинства населения страны. Осуществляя власть от имени народа и в интересах народа, государство, используя свои властные полномочия, обязано мобилизовывать все ресурсы общества для удовлетворения интересов граждан страны, создания условий для их самовыражения, самореализации, прогрессивных социальных изменений. Достигается это при наличии в обществе компетентной, высокопрофессиональной, ответственной перед народом политической элиты, считающей интересы общества своими собственными интересами.

    Политические интересы тесно взаимосвязаны с политическим сознанием. Они оказывают существенное влияние на формирование и развитие политического сознания, его состояние и уровень зрелости. В свою очередь политическое сознание во многом определяет содержание, направленность и характер политических интересов, механизм их реализации.

    От Гость >>

    ПОМОГИТЕ ПО ОБЩЕСТВУ СРОЧНО 10 класс!!!
    вопросы для самопроверки
    4. Охарактеризуйте субъектов политики.
    5. В чем заключаются политические интересы?
    7. В чем состоит связь понятий "политика" и "власть"?
    10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?
    11. В чем состоит практическое значение знаний о политике и власти?

    Ответ оставил Гость

    Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах. таким образом можете взят любого субъекта политики который вам нравиться, ну возьмите например возьмите партию ЕДИНАЯ РОССИЯ, столько же можно про нее написать!,
    2) что касается политических интересов, то это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

    3) политика и власть Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
    4) отличие политической власти в том что она
    оказывает огромное влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства

    Оцени ответ

    Проблемы с решением?

    Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету Обществознание, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

    Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную онлайн школу, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.