• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    История российско-японских отношений хоть и не долгая, но весьма бурная, в них всегда присутствовали территориальные, экономические и политические вопросы. Сейчас они переживают не лучшие времена: Япония вместе со странами Запада ввела экономические санкции против России, которая теперь пытается развивать отношения с Китаем. В ходе лекции, организованной НИУ ВШЭ, профессор Токийского университета Каору Иокибэ поделился со слушателями японским опытом отношений с США и своим видением перспектив сотрудничества Москвы и Токио. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.

    Может ли Россия противостоять США

    Во время своего визита в Россию я наблюдал один неприятный момент - отсутствие у населения интереса (или, по крайней мере, очень слабый интерес) к происходящему в других странах. По-моему, сейчас многие россияне полагают, что международное сообщество по своей сути представляет собой место столкновения силовых интересов различных государств и все решается с позиции преимущества силы.

    Конечно, силовое соперничество между государствами - это важный момент, но если мы будем думать только об этом аспекте, то можем упустить из виду нечто более важное. Стране придется сделать выбор: либо подчиниться сильному игроку, либо самому стать сильной и подчинять себе других. Сохранение своего авторитета через силовые решения может обернуться самыми неприятными последствиями.

    Россия ни в коей мере не перестает оставаться одной из крупнейших и важнейших стран в мире, но сил соперничать с самым крупным и сильным государством на земле (США) у нее все-таки нет. Кроме того, есть фактор набирающего силу Китая, о котором нельзя забывать.

    Возможный выбор в пользу полномасштабной конфронтации с Соединенными Штатами и абсолютной зависимости от Китая мне кажется не очень умным. Для большинства стран мира нужна другая дипломатия, другая внешняя политика, которая, с одной стороны, опиралась бы на поиск взаимодействия и взаимного доверия с более сильными странами, а с другой, была бы способом защиты своих интересов. Про Японию можно сказать, что она преуспела именно в такой политике, обеспечив себе процветание и стабильность.

    Наша страна представляет собой островное государство, которое к тому же позже других вошло в систему международных отношений, прекратив проводить политику изоляции лишь в 1850-х годах. Поэтому в некоторых приемах и инструментах дипломатии японцы, может быть, не очень сильны, но мы преуспели в обеспечении стабильных, предсказуемых отношений со странами-партнерами.

    Как двойные стандарты США сыграли на руку Японии

    После окончания Первой мировой войны европейские государства были ослаблены, и господство в мире перешло к США. Эта ситуация, видоизменяясь и модифицируясь, остается таковой и по сей день. Особенностью новой системы мироустройства стала попытка американцев применять свои ценностные модели, критерии демократии и свободы рыночной экономики ко всем другим странам. Другой стороной такой внешней политики Соединенных Штатов явилась защита собственных национальных интересов - здесь речь уже идет о практичной империалистической Америке. Это привело к тому, что Pax Americana строился на двойных стандартах.

    В истории послевоенного периода есть два важных примера того, как страны пытались противостоять американской политике. Первый пример - советский. СССР выбрал путь конфронтации с США, изобличая американскую двуличность. Прямого эффекта это не дало - американцы, сталкиваясь с ситуацией, в которой кто-то бросал вызов им, начинали действовать сразу на обоих фронтах. Они противодействовали Советскому Союзу и идеологически, и с точки зрения реальной политики, что только приводило к усилению этих двойных стандартов. СССР проиграл в военной конкуренции с США, истощил свои ресурсы, а внутри советского общества возобладали силы, придерживавшиеся американских ценностей.

    Для американцев это стало важным уроком - они поняли, что от проводимой ими политики нет смысла отказываться. Важно, чтобы сейчас Россия передала свой исторический опыт Китаю, дала ему понять, что, пытаясь бросить вызов США, можно прийти к ухудшению обстановки и добиться противоположного эффекта.

    Для Японии господство Америки было в значительной степени выгодно, поскольку у нас к тому времени уже сформировалась и система партийной политики, и промышленность. С одной стороны, страна в 1951 году подписала с Вашингтоном договор о безопасности и таким образом вступила в лагерь западных стран, став союзницей США как империалиста. С другой стороны, в 1947 году в Японии была принята конституция, где обозначались такие ценности, как демократия и пацифизм во внешней политике, а также было введено избирательное право для женщин (что произошло даже раньше, чем в Дании).

    Политическая стабильность позволяла нашей стране, при гарантиях безопасности со стороны Соединенных Штатов, использовать гораздо меньше средств на военный бюджет и добиться заметного экономического развития. Для того чтобы поддерживать стабильность во внутренней политике, был необходим баланс политических сил, и его обеспечивало продолжительное господство Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ).

    Несмотря на договор 1951 года, восстановление отношений Токио и Москвы произошло достаточно быстро. Началось японско-советское сотрудничество в энергетической сфере, продиктованное, с одной стороны, нефтяным кризисом начала 70-х годов, а с другой - изменениями в Восточной Азии из-за признания США Китайской Народной Республики и нормализации отношений Вашингтона с Пекином.

    Японцы в целом смогли прагматично приспособиться к реальной ситуации в мировой политике. По крайней мере, эта реалистичная позиция всегда существовала в условиях, когда в стране была внутренняя политическая стабильность. Естественно, в этой позиции учитывается, что Япония однажды нанесла огромный ущерб своим соседям: Корее, Китаю и другим. Попытки извне подорвать систему и изменить курс страны вряд ли увенчаются успехом из-за ее стабильности.

    Современные проблемы Японии

    В японской политике прослеживается одно и то же болезненное явление - в ней никак не может сформироваться эффективная третья сила. Попытки создать ее всегда оканчивались неудачей или расколом. Последний из примеров - Партия японского возрождения, не состоявшаяся как мощная третья сила и расколовшаяся на сторонников ЛДПЯ и Демократической партии Японии (ДПЯ).

    Япония до сих пор не понимает, как стабилизировать ситуацию с конкуренцией партий так, чтобы результат способствовал решению внешнеполитических задач. К тому же, если на китайском и корейском направлениях есть определенная стабильность, то в отношениях с Россией территориальная проблема остается своего рода экзаменом, который нам приходится сдавать в условиях существующей в стране политической ситуации.

    Нужна ли Россия Японии

    Среди части российских консерваторов существует мнение, что Япония и Россия не нужны друг другу и Токио от Москвы хочет только четыре острова. Поэтому Россия якобы может вполне обойтись без Японии и получить то, что ей необходимо от других развитых стран.

    Я бы не стал оспаривать это мнение полностью, но свои выводы о проблеме четырех островов каждый может сделать, просто посмотрев на карту и осознав, какие небольшие они по площади. Конечно, есть люди, которые до сих пор уделяют большое внимание этому вопросу, но, по-моему, значение его переоценено.

    Что касается природных ресурсов, то они были очень нужны Японии в период бурного экономического роста. Сейчас ситуация другая, население страны постоянно уменьшается, а значит, особой потребности в них нет.

    Мне кажется, что это как раз и дает нам шанс построить нормальные двусторонние отношения. Можно сказать, что Россия - единственная из окружающих Японию стран, с которой у нее нет особых проблем, ведь Токио находится в сложных отношениях с соседями по региону.

    Для России значение Японии не так велико, как значение Китая или США, но у Токио есть капитал и технологические ресурсы. Наши страны могут стать хорошими друзьями, если эти отношения выпестовать, если избавиться от излишних ожиданий по отношению друг к другу и не особо впадать в отчаяние от неудач.

    Какими могут быть отношения России и Японии в будущем

    Я думаю, что территориальная проблема не будет причиной серьезной напряженности в отношениях наших стран. Что касается украинского сюжета и санкций, к которым Япония присоединилась, то, с одной стороны, она пытается идти в ногу со своими партнерами, а с другой, ее санкции были введены в более мягком варианте, чем европейские и американские. Японское правительство дает понять, что его позиция несколько отличается от позиции его западных партнеров. Токио посылает сигналы Москве о незаинтересованности в международной изоляции России. В то же время японские власти дают российским коллегам понять, что Япония ждет каких-то позитивных шагов от Москвы, в частности в плане смягчения международной политики.

    Между японским премьер-министром Синдзо Абэ и Владимиром Путиным хорошие дружеские отношения. В эпоху Советского Союза на советском направлении у японцев были связаны руки, но уже тогда предшественникам нынешнего главы государства удалось сделать многое. Мне кажется, что Абэ считает себя наследником этой традиции и с этой точки зрения подходит к отношениям с Путиным.

    Политика США в Восточной Азии меняется - от сдерживания СССР страна переходит к реагированию на китайский фактор. Возможно, ситуация, связанная с украинским кризисом, не дает поверить в возможность улучшения российско-японских отношений, но пространство для маневра Токио на российском направлении увеличилось. Сейчас мы можем взглянуть на историю отношений двух наших стран незамутненным взглядом, и она сможет подсказать нам правильные ответы на важные вопросы.

    Как реагирует Токио на идею сближения Москвы и Пекина

    Это сложная тема для японцев. Я считаю хорошей идеей стимуляцию сотрудничества между Китаем и Россией. И Пекин, и Москва, конечно, имеют ряд вопросов и к своим соседям, и к Вашингтону, но обе эти страны не намерены использовать для их решения силовые методы. Поэтому для нас важна не подготовка к последней, решающей схватке, а успешное управление кризисными ситуациями. Мне также кажется, что Китай может стать для России хорошим советчиком по разрешению сложных ситуаций (например, с Украиной). То же самое верно и для Китая - Москва может предупредить Пекин от неправильных решений в Южно-Китайском море.

    Часть российских специалистов утверждает, что если США, Западная Европа и Япония продолжат проводить жесткую политику в ситуации с украинским кризисом, то Россия продолжит быть невестой Китая. Я считаю, что это не такая уж страшная угроза. Насчет свадьбы я не уверен, но пара свиданий здесь бы не помешала, ведь до сих пор отношения между Россией и Китаем были не такими уж безоблачными.

    Поражения европейских партнеров Японии по фашистскому блоку осенью и зимой 1942/43 г., возросшее сопротивление вооруженных сил западных союзников на Тихом океане вынуждали японское правительство разрабатывать дополнительные меры по дальнейшей мобилизации ресурсов метрополии и захваченных территорий для ведения на огромных пространствах затяжной войны, основную тяжесть которой несли на себе трудящиеся массы страны.

    В Японии продолжался процесс усиления диктатуры военщины и монополий, установления жесткого государственно-монополистического контроля над экономикой. Активизировалась деятельность ассоциации помощи трону (АПТ), созданной вместо «самораспустившихся» буржуазных партий, а также политической ассоциации помощи трону (ПАПТ), организованной в 1942 г. из различных фракций парламента. Последний все больше превращался в послушное орудие «дзайбацу» и военно-фашистских кругов. Одновременно проводились в жизнь мероприятия, призванные взвалить на плечи японских трудящихся и населения захваченных территорий все тяготы войны.

    В начале 1943 г. были изданы императорские указы об особых правах правительства в военное время, предоставлявшие премьер-министру генералу Тодзио чрезвычайные полномочия. Вместе с тем в марте состоялось назначение советниками правительства в ранге министров семи представителей крупнейших монополий. В их числе были: адмирал Т. Тойода - президент контрольной ассоциации железоделательной и сталелитейной промышленности, связанный семейными узами с концерном «Мицубиси»; Г. Фудзивара -президент корпорации по распределению промышленного оборудования, бывший председатель крупных дочерних компаний концерна «Мицуи», а также другие магнаты промышленности и финансов, представлявшие крупнейшие монополии Японии 1. Совместно с кабинетом министров они составляли высший экономический совет, имевший право давать премьеру рекомендации как в осуществлении руководства военной экономикой, так и в отношении важнейших политических мероприятий. Таким образом, правительственная политика, проводившаяся в интересах крупных монополий, направлялась олигархической верхушкой, влияние которой еще больше усилилось.

    Тодзио провел через парламент законопроекты, направленные на дальнейшую милитаризацию жизни страны. 81-я сессия парламента (декабрь 1942 г.- март 1943 г.) одобрила законы о введении дополнительных налогов, повышении цен на некоторые товары, утверждении бюджета, в пропагандистских целях названного «бюджетом решительного наступления» 2.

    Японские монополисты имели определяющее влияние в правительстве, они усилили свои позиции в экономике страны и на захваченных территориях. Представители «дзайбацу» заняли ключевые посты в «ассоциациях контроля» - смешанных органах правительства и монополий, осуществляли контроль за размещением военных заказов, выпуском промышленной продукции, распределением сырья и рабочей силы, а также за выделением средств для вложения в военные отрасли промышленности. Монополисты использовали законы военного времени с целью поставить в экономическую зависимость, привязать к себе мелкие и средние фирмы и привлечь государственные средства для расширения производства. В 1942 г. произошло 410, а в 1943 г.-570 случаев слияния подобных фирм с общим капиталом 10,7 млрд. иен с крупными монополиями 3. К 25 января 1943 г. было создано 22 «ассоциации контроля», представителями которых стали директора крупнейших промышленных компаний и торговых фирм. Они объединили 2638 компаний 4.

    Когда высшее военно-политическое руководство пришло к выводу, что война приобретает затяжной характер, оно стало отпускать на развитие наиболее важных военных отраслей промышленности дополнительные средства. Наиболее значительные ассигнования предоставлялись самолетостроительным концернам. Например, ассигнования концерну «Кавасаки дзюко» в 1942 г. возросли с 824 457 тыс. иен в первой половине года до 1 231 915 тыс. иен во второй половине года, а процент участия государства в финансировании производства концерна возрос с 54,5 процента до 63,5 5.

    В результате усиления эксплуатации рабочих и применения системы оплаты заказов, разработанной «ассоциациями контроля» в интересах монополий, владельцы наиболее крупных компаний получали все увеличивавшийся процент прибыли.

    1 Тайхзйё сансо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 80-81.

    2 Тояма Сигэки и другие. Сева си (История периода Сева). Токио, 1959, стр. 242.

    3 Подсчитано по: Японский милитаризм (Военно-историческое исследование) М., 1972, стр. 183, 199; История войны на Тихом океане. Т. III. Первый период войны. Перевод с японского. М., 1958, стр. 325.

    4 Подсчитано по: Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане). Т. 4 Тай-хэйё сэнсо (Война на Тихом океане). Ч. I. 1940-1942. Токио, 1972, стр. 277

    5 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр 303.

    Например, головная компания концерна «Мицуи» в 1942 г. получила чистой прибыли 119 971 тыс. иен (в 1941 г.- 23 785 тыс. иен). Прибыль компании «Мицубиси дзюкогё» возросла с 18 процентов в 1941 г. до 25 процентов в 1943 г. (соответственно с 37 774 тыс. иен до 88 768 тыс.). Если прибыли всех японских компаний в 1941 г. составляли 4,8 млрд. иен, то в 1942 г. они повысились до 5,3 млрд. иен, а в 1943 г.- до 6,3 млрд. иен 1.

    В отчетах крупные компании указывали заниженные цифры прибылей - каких-нибудь 15-20 процентов. В действительности владельцам контрольных пакетов акций военных компаний ежегодно удавалось увеличивать объявленный и оплаченный капитал в 1,5-2 раза. Капитал компании тяжелой промышленности «Мицубиси», например, в начале войны составлял 240 млн. иен, а в 1942 г.- уже 480 млн. иен 2.

    После захвата японскими войсками обширных территорий Юго-Восточной Азии и стран Южных морей перед «дзайбацу» открылись еще более широкие возможности обогащения. Для создания лучших условий эксплуатации ресурсов оккупированных территорий в ноябре 1942 г. было образовано министерство по делам «великой Восточной Азии». Монополиям передавались судоверфи, склады и рудники. Судоверфи Сингапура перешли во владения «Мицубиси дзюкогё», судоверфи и склады Гонконга достались концернам «Мицуи» и «Мицубиси». «Мицуи» стал владельцем медных рудников Севанто на Филиппинах, а «Мицубиси» овладел контролем над разработкой фосфора в Лаокае (Индокитай) и т. д.

    Валютная политика японского империализма в странах «сферы сопроцветания» была направлена на то, чтобы облегчить выкачивание оттуда стратегического сырья и продовольствия. Обесценивая местную валюту и внедряя в обращение военные иены и местные военные денежные знаки, японские захватчики извлекали двойную выгоду: закупали по дешевке местные товары и увеличивали выручку от продажи населению собственных товаров. Это позволяло японским властям расходовать огромные средства на содержание своей оккупационной армии и многочисленных советников и чиновников. В 1942 г. из Индокитая, Таиланда и Бирмы было вывезено 1 424 тыс. тонн, а из Кореи и Тайваня - 1 157 тыс. тонн риса.

    Японское правительство львиную долю средств государственного бюджета выделяло на военные расходы. В 1942/43 г. было израсходовано 22,8 млрд. иен, то есть 90 процентов расходов государственного бюджета3.

    Рост военных расходов и прибылей монополий происходил в основном за счет усиления эксплуатации трудящихся. Продолжительность рабочего дня в 1942 г., по официальным данным, составляла 12-13 часов. В том же году японские рабочие из общей массы стоимости, произведенной ими в течение года, получили в качестве заработной платы менее одной трети, а японским капиталистам в качестве прибавочной стоимости досталось более двух третей 4.

    С марта 1942 г., после введения в действие нового закона о трудовой повинности мужчин и женщин в возрасте от 12 до 70 лет, количество мобилизованных в военную промышленность рабочих стало быстро увеличиваться и к концу года достигло 623 385 человек (в 1940 г.-311 734 человека). Трудовая повинность, которая создавала для рабочих подлинную военную каторгу, была введена по настоянию «дзайбацу».

    1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 4, ч. I, стр. 299 - 300; Я. Певзнер. Монополистический капитал Японии («дзайбацу») в годы второй мировой войны и после войны. М.- Л., 1950, стр. 111.

    2 Т. Виссон. Военная экономика Японии. Перевод с английского. М., 1949, стр. 245.

    3 М. Лукьянова. Японские монополии во время второй мировой войны. М., 1953, стр. 179 - 181.

    4 «Асахи», 21 мая 1944 г.; М. Лукьянов а. Японские монополии во время второй мировой войны, стр. 349.

    Рабочие, мобилизованные в военную промышленность, жили в общежитиях под надзором полицейских и постоянной угрозой наказания и лишения продовольственного пайка. По мере расширения войны во все больших масштабах использовался труд рабочих из оккупированных стран. Так, например, число корейских рабочих в Японии в 1942 г. достигло 112 тыс. человек (в 1941 г. - 53,5 тыс. человек) 1.

    Несмотря на рост потребностей в основных видах промышленной продукции, японским правящим кругам не удалось, по существу, увеличить производство в стране электроэнергии, угля, чугуна (таблица 38).

    Таблица 38. Производство важнейших видов промышленной продукции в Японии во втором полугодии 1942-первом полугодии 1943 гг.
    Виды продукции 2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
    Электроэнергия (млрд. квт-ч) 16,8 16,9 100,6
    Каменный уголь (млн. т) 27,1 27,7 102,2
    Чугун (млн. т) 2,2 2,2 100
    Сталь (млн. т) 3,5 3,9 111,4
    Железная руда (млн. т) 1,1 1,3 118,2
    Алюминий (тыс. т) 51,5 70,7 137,3
    Медь (тыс. т) 52,6 62,4 118,6
    Станки (штук) 212 562 265

    Примечание. Подсчитано по среднемесячным показателям.

    Одной из важных причин, сдерживавших развитие японской промышленности, являлась нехватка электроэнергии. Среднемесячное производство электроэнергии в 1942 г. составляло 2 800 млн. квт-ч, а в первые месяцы 1943 г. оно снизилось: в январе было выработано 2 683 млн., в феврале - 2 407 млн., в марте - 2 757 млн. квт-ч 3.

    Снабжение Японии каменным углем в 1942 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось вследствие уменьшения добычи в метрополии и ограничения ввоза. В 1943 г. тоннаж судов, предназначенных для перевозки этого вида топлива, уменьшился по сравнению с 1942 г., что повлекло за собой снижение доставки угля на Японские острова с 8 750 тыс. тонн до 6 030 тыс. тонн 4.

    В связи с войной потребление нефти и очищенных нефтепродуктов в Японии в 1941/42 бюджетном году увеличилось. Возросшие нужды пришлось удовлетворять за счет запасов: в 1942/43 бюджетном году из запасов было использовано 10 664 тыс. баррелей (в 1941/42 бюджетном году - 688 тыс. баррелей) 5.

    1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 308; История войны на Тихом океане, т. III, стр. 324.

    2 История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101.

    3 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 100-101; Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики. Перевод с английского. М., 1955, стр. 190, 191.

    4 Хаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 640; История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 103.

    5 Бюджетный год в Японии начинался 1 апреля и заканчивался 31 марта. Американский баррель равен 158,9 литра; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 133.

    Уменьшение запасов нефти в 1941/42 бюджет ном году до 38 229 тыс. баррелей побудило японское правительство ограничить невоенное потребление и увеличить ее ввоз. Однако уменьшение тоннажа торгового флота создало большие трудности в сохранении энергобаланса, в котором уголь и нефть в 1942 г. занимали 71,7 процента.

    Развитие военной промышленности Японии сдерживалось также невысоким уровнем производства чугуна и стали. В 1941/42 бюджетном году добыча и импорт железной руды в Японии составили 7 412 тыс. тонн, причем ввоз почти в два раза превышал добычу. Кроме того, внутри страны и вне ее было закуплено 1 290 тыс. тонн железного лома, а также использовано 2 118 тыс. тонн металлических отходов производства. Однако этого вида стратегического сырья недоставало, поэтому из запасов было взято 1 300 тыс. тонн железной руды и 1 369 тыс. тонн железного лома. В результате их запасы значительно сократились 1. Острая нехватка торговых судов вынудила правительство увеличить отпуск стали на их строительство за счет сокращения военного кораблестроения. Для увеличения производства авиационного вооружения потребовалось уменьшить в 1942 г. выпуск артиллерийских орудий большого калибра, автомашин, а в 1943 г. и танков (таблица 39).

    В военном производстве основное внимание обращалось на увеличение выпуска самолетов, боевых кораблей, радиолокаторов, полевых орудий и автоматического стрелкового оружия. Так, с октября 1942 г. по март 1943 г. японская промышленность выпустила на 1880 самолетов больше, чем за предыдущее полугодие. Японское правительство уделяло значительное внимание строительству боевых кораблей. В 1942/43 бюджетном году из 59 построенных боевых кораблей 40 относились к кораблям основных классов: 6 авианосцев, линкор, 2 крейсера, 9 эсминцев и 22 подводные лодки (в 1941/42 бюджетном году из 48 построенных кораблей 27 были основных классов) 2.

    Учитывая опыт военных действий на море, японское высшее командование отказалось от постройки линкоров и тяжелых крейсеров, сосредоточив усилия на строительстве легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Поэтому общее водоизмещение боевых кораблей, введенных в строй в 1943 г., было меньшим (145,8 тыс. тонн), чем в 1942 г. (230,7 тыс. тонн) 3.

    Несмотря на трудности, японскому правительству в основном удалось обеспечить потребности военной промышленности в стали и других металлах и увеличить производство вооружения, боевой техники и боеприпасов, что видно из таблицы 39.

    Важное значение для военно-морского флота и ПВО страны имело производство радиолокаторов, выпуск которых начался в 1941 г. В 1941/42 бюджетном году их было произведено 338 штук, а в 1942/43 - 1450 штук 4. Однако оснащение ими кораблей происходило медленно.

    Военно-политическое руководство Японии прилагало значительные усилия для увеличения строительства торговых судов, что подтверждается данными таблицы 40. Несмотря на увеличение выпуска судов, судостроительная промышленность не смогла обеспечить потребности страны из-за больших потерь в торговом флоте. В 1942/43 бюджетном году были потоплены или сильно повреждены японские торговые суда водоизмещением 1 130 тыс. брт 5.

    1 Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 116 - 118.

    2 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 233, 268.

    3 Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186.

    4 Там же, стр. 318.

    5 Подсчитано по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

    Таблица 39. Производство основных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов в Японии во второй половине 1942-первой половине 1945 гг

    Вооружение, боевая техника и боеприпасы

    2-я половина 1942 г. 1-я половина 1943 г. Рост производства в 1-м полугодии 1943 г. по сравнению со 2-м полугодием 1942 г. в процентах
    Винтовки (тыс)
    Пулеметы всех видов (тыс)
    Орудия и минометы* (тыс)
    Танки и САУ (тыс)
    Самолеты (тыс)
    Боевые корабли основных классов
    Боеприпасы (тыс. т)

    Примечание. Военное производство, кроме самолетов и кораблей, подсчитано по среднемесячным показателям.

    * В том числе полевые, зенитные и корабельные. В таблицу не включены вооружение и боеприпасы, выпущенные в Маньчжурии и Корее.

    Таблица 40. Производство торговых судов в Японии в 1942/43 бюджетном году (тыс. брт)

    Кварталы

    Месяцы

    Водоизмещение

    Апрель, май, июнь

    Июль, август, сентябрь

    Октябрь, ноябрь, декабрь

    Январь, февраль, март

    Итого за бюджетный год

    или на 710 тыс. брт больше, чем построено. Стремясь компенсировать потери, японское правительство вкладывало в судостроение дополнительные ассигнования, выделяло для него рабочую силу и металл за счет других отраслей промышленности, главным образом текстильной, которая в период войны из года в год сокращала выпуск продукции. Уменьшалось также производство в химической, пищевой и других невоенных отраслях промышленности.

    Таким образом, рост военной продукции в Японии в конце 1942 - начале 1943 г. обеспечивался увеличением ввоза стратегического сырья с захваченных территорий и сокращением невоенных отраслей промышленности. На данном этапе войны промышленность производила для японской армии в основном достаточное количество оружия, хотя уже отмечалась тенденция снижения выпуска продукции танкостроения, военного кораблестроения и т. д.

    1 Составлена по: Тайхэйё сэнсо сюкэцу рон (Окончание войны на Тихом океане), стр. 3186; Дайтоа сэнсо кокан сэн си (Официальная история войны в великой Восточной Азии). Т. 17. Окинава хомэн кайгун сакусэн (Операции военно-морского флота в районе Окинавы). Токио, 1968, стр. 79; т. 33, ч; 2. Рикугун гундзю дойн (Мобилизация военного производства для сухопутных войск). Токио, 1970, приложение N° 9" Фукуи Сидзуо. Нихон-но гункан (Японский флот), стр. 312-318; Дж. К о е н! Военная экономика Японии, стр. 216-236.

    2 Составлена по: Xаттори Такусиро. Дайтоа сэнсо дзэн си (Полная история войны в великой Восточной Азии), стр. 643.

    Сельскохозяйственное производство Японии и ввоз продуктов с оккупированных территорий позволили в 1942 г. в основном удовлетворить потребности вооруженных сил и нормированное снабжение населения страны. Положение облегчалось хорошим урожаем в метрополии риса являющегося важным продуктом питания японцев. Довоенное потребление риса составляло 12 -13 млн. тонн. В 1942 г. в метрополии было выращено 10,7 млн. тонн (в 1941 г.-8,8 млн. тонн) и ввезено почти 2,6 млн тонн. В 1943 г. положение стало ухудшаться: в метрополии было получено около 10 млн. тонн и ввезено только до 1,2 млн. тонн риса 1.

    Для увеличения площадей под продовольственные культуры японские оккупационные власти заставляли местное население уничтожать сады и парки в Таиланде, сокращать плантации каучука в Малайе, кофейные --на Яве и сахарного тростника - на Филиппинах. Для получения новых полеводческих участков уничтожались целые лесные массивы.

    Правительство Японии разработало проект создания продовольственной базы в Маньчжурии. Предполагалось переселить туда некоторую часть японского населепия и организовать крупные хозяйства фермерского типа. Однако реализовать этот план из-за недостатка средств не удалось. В целом ввоз риса и его запасы уменьшились. Примерно такое же положение наблюдалось с другими злаковыми культурами. Сократилось производство сельскохозяйственных орудий, уменьшилась обрабатываемая площадь, значительно упало применение удобрений. В результате снизилась урожайность ряда культур 2.

    Из-за реквизиции рыболовных судов, сокращения районов рыболовства, уменьшения численности рыбаков наблюдался спад улова рыбы. Основная масса населения сидела на голодном пайке. К тому же парламент принял закон о повышении цен на ряд товаров, процветала спекуляция на «черном рынке». В 1942 г. система нормированного распределения риса была распространена на всю страну. В том же году произошла частичная замена в пайке риса пшеницей и ячменем, а в 1943 г.- картофелем. Рыба, являвшаяся одним из основных продуктов питания, выдавалась в мизерном количестве 3.

    Одновременно усиливалась эксплуатация японских трудящихся. Опираясь на указ «Об организации труда на важнейших предприятиях», владельцы предприятий отменяли всякие ограничения рабочего дня и нормирование заработной платы 4. Падение реальной заработной платы, жестокая эксплуатация, ухудшение общего жизненного уровня вызывали у масс недовольство.

    Правительство Тодзио принимало меры к усилению идеологической обработки населения в милитаристском духе. Широко распространялся лозунг «бороться и победить во второй год войны». Созданное взамен профсоюзов «общество промышленного служения отечеству» («сангё хоко-кукай»), охватывавшее почти всех занятых на предприятиях рабочих, пропагандировало полное самоотречение в интересах достижения победы, беспрекословное подчинение властям и администрации предприятии. В идеологической обработке населения принимали участие и многие деятели культуры. В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей

    1 Подсчитано по: История войны на Тихом океане, т. IV, стр. 108; Дж. К о е В. Военная экономика Японии, стр. 340.

    2 Э. Аккерман. Природные ресурсы Японии и перспективы японской экономики, стр. 92.

    3 А. Динкевич. Военные финансы Японии (1937-1945). М., 1958, стр. II, Дзидзи нэнкан (Ежегодник текущих событий). Токио, 1947, стр. 434.

    4 История войны на Тихом океане, т. III, стр. 323.

    В ноябре 1942 г. в Токио был созван съезд писателей «великой Восточной Азии» - членов общества служения отечеству через литературу, на котором обсуждались вопросы мобилизации моральных сил народов на успешное завершение войны. Широко демонстрировались кинофильмы, прославлявшие победы японских вооруженных сил.

    Несмотря на разнообразные средства милитаристской, шовинистической пропаганды, в стране усиливалось недовольство затянувшейся войной и связанными с нею лишениями. Сообщения японской прессы, в которых говорилось о поражениях немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, вызывали большой интерес и широко комментировались. Росло число прогулов и актов саботажа на предприятиях. Рабочие вели борьбу за повышение заработной платы, сокращение рабочего дня. Если в 1942 г. в стране было зафиксировано 268 трудовых конфликтов, то в 1943 г.-417. Осенью 1942 г. вспыхнули забастовки на предприятиях «Фурукава» (префектура Тотиги) и «Хитати» (Токио). В 1942 г. в стране произошло 2756 трудовых конфликтов крестьян, направленных против помещиков и местных властей. Японские коммунисты в трудных условиях глубокого подполья продолжали борьбу 1.

    В целом состояние экономики Японии все более осложнялось, а условия затягивавшейся войны грозили дальнейшим ее ухудшением. Росло недовольство трудящихся масс лишениями войны, увеличивалось их сопротивление возраставшей эксплуатации со стороны монополистического капитала.

    Таким образом, зимой 1942/43 г. под влиянием неблагоприятного хода военных действий, роста тягот войны, принявшей затяжной характер, произошло общее ослабление тыла агрессивного блока. Вместе с тем положение каждого из участников этого блока было неодинаковым.

    Фашистская Германия использовала в своих интересах военно-экономический потенциал почти всей Европы. Принимались экстренные меры по мобилизации экономических ресурсов для форсирования военного производства. Тотальная мобилизация, вызванная поражением на советско-германском фронте, представляла собой новое напряжение сил. Она позволила в определенной мере восполнить потери и удовлетворить потребности вермахта. В военном производстве новое пополнение кадров оказалось далеко не равноценным. Вместе с тем тотальная мобилизация способствовала развитию внутриполитического кризиса в стране. Под влиянием событий на фронтах в некоторой части народа поколебалась уверенность в победе, прежние иллюзии рассеивались.

    В более сложном положении оказалась Италия. Ее экономика испытывала серьезные трудности с сырьем и рабочей силой. Потерпела провал тотальная мобилизация. Военное производство явно не справлялось с возросшими потребностями фронта. Германия не выполнила обещанных поставок. Резко ухудшилось материальное положение итальянских трудящихся, многие из которых голодали. В результате активной деятельности компартии Италии измученное тяготами войны население страны поднималось на борьбу против войны и фашистского режима, за улучшение условий жизни. Шел процесс консолидации демократических сил. Усилилась оппозиция в правящей верхушке и в самой фашистской партии. Фашистский режим в Италии переживал серьезный кризис, сузилась его социальная база, он терял основные точки опоры.

    1 Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане), т. 5, ч. II, стр. 296-301.

    С изменением обстановки на Тихоокеанском театре военных действий сократились возможности Японии в использовании сырья оккупированных территорий, от импорта которого находилась в большой зависимости ее экономика. Однако производство вооружения на данном этапе войны увеличивалось, если не считать его отдельных видов. Японская промышленность ценой огромного напряжения и безудержной эксплуатации трудящихся в основном еще справлялась с запросами армии и флота. Внутриполитическое положение Японии обострялось. Осложнения с продовольствием, снижение жизненного уровня порождали недовольство масс продолжавшейся войной и политикой правительства. В стране развивалось стачечное движение.

    Фашистский блок все более уступал странам антигитлеровской коалиции в возможностях вести затянувшуюся войну, которая неумолимо требовала новых людских пополнений, вооружения, различной боевой техники и других материально-технических средств. Морально-политический потенциал стран фашистского блока снижался, внутриполитическое положение их все более усложнялось. Процессы общего ослабления фашистского блока (политические, экономические, военные) особенно давали себя знать в связи с развивавшимся переломом в ходе второй мировой войны в пользу антифашистской коалиции.

    Пережив болезненный удар по своей финансовой системе после осеннего обвала национального фондового рынка, власти Японии в конце 2008 года вынуждены не только бороться с проявлениями общемирового кризиса, но и искать пути решения ряда серьезных внутренних экономических и политических проблем. Для того, чтобы справиться с этими вызовами, страна как никогда нуждается в твердом руководстве, однако пока первые шаги нового премьер-министра Таро Асо подвергаются критике как со стороны оппозиции, так и со стороны своей собственной партии.

    В настоящее время у власти находится коалиция Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) и Новой Комэйто (Партии чистой политики). ЛДПЯ является наиболее влиятельной политической силой в стране с момента своего создания в 1955 г. и за весь последующий послевоенный период лишь единожды утратила власть на короткий отрезок времени в 1993-94 гг. Её партнер по коалиции – Новая Комэйто – опирается на многомиллионное религиозное общество Сока гаккай (Общество установления ценностей), имеющее мощную региональную организацию.

    Оппозиция представлена в первую очередь Демократической партией Японии (ДПЯ) во главе с Итиро Одзава. Демпартия в своем нынешнем виде была образована в 1998 году из четырех партий (преимущественно правого толка), а её основу составляют выходцы из Либерал-демократической партии. Двумя другими влиятельными представителями оппозиции являются Коммунистическая партия и Социал-демократическая партия, однако обе они на сегодняшний день значительно уступают и ЛДПЯ и ДПЯ по своему представительству в главном законодательном органе страны.

    Несмотря на прочные позиции правящей коалиции в нижней палате парламента, её поддержка в обществе не так сильна, как раньше. Дело в том, что выборы в ключевую в японской политике палату представителей проходили еще осенью 2005 г. во время правления популярного Дзюнъитиро Коидзуми. С тех пор в Японии сменилось уже три премьер-министра, однако ни один из последователей Коидзуми при назначении на пост, вопреки сложившейся практике, не решился объявить о проведении досрочных выборов в нижнюю палату.

    На последних выборах в верхнюю палату парламента 29 июля 2007 года либерал-демократы потерпели поражение и утратили свое доминирующее положение. Одним из основных факторов неудачи ЛДПЯ стал отход от партии части её традиционных избирателей в результате кардинальных структурных реформ кабинетов Коидзуми и Абэ. Победа ДПЯ на выборах привела к ситуации, когда нижняя палата контролируется правящей коалицией, а верхняя находится в руках у оппозиции. Отсутствие единства между советниками и представителями стало дополнительным фактором политической нестабильности в стране.

    Схожесть идеологии и единое происхождение никак не сказались на принципиальности противостояния демократов и либерал-демократов. За последний год палаты не могли договориться по широкому кругу вопросов, включая формирование бюджета, назначение главы Банка Японии и принятие антитеррористического закона, который бы позволил Японии продолжить свое участие в тыловом обеспечении союзных войск в Индийском океане. Неудача в достижении компромисса с оппозиционерами стоила Синдзо Абэ и Ясуо Фукуда их премьерских кресел.

    Нынешний премьер-министр Таро Асо был избран на заседании парламента 24 сентября 2008 года. Католик по вероисповеданию, Асо происходит из известной семьи и является потомственным политиком. Ранее он занимал ключевые позиции в правительстве и партии, включая посты министра внутренних дел, министра иностранных дел и генерального секретаря ЛДПЯ. Стать председателем правительства Таро Асо смог только с четвертой попытки: до этого он проиграл внутрипартийные выборы сначала Дзюнъитиро Коидзуми, а затем Синдзо Абэ и Ясуо Фукуда.

    Асо находится на посту премьер-министра менее трех месяцев, однако ряд аналитиков уже предсказывают, что он повторит судьбу своих непосредственных предшественников и не сможет долго продержаться во главе правительства.

    Согласно последним опросам общественного мнения, проведенным агентством Киодо и опубликованным 7 декабря, уровень поддержки кабинета Асо за последний месяц сократился на 15.4% и составляет 25.5%. О своем неодобрении действий кабинета заявили 61.3% — на 19.1% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Падение популярности правящего кабинета наблюдатели связывают с недостаточно решительными шагами Таро Асо по спасению японской экономики. 34.5% опрошенных заявили, что Итиро Одзава, лидер оппозиционной Демократической партии, больше подходит на роль премьер-министра, и лишь 33.5% отдали предпочтение Таро Асо. По сообщению Киодо, Одзава впервые получил большую общественную поддержку, чем Асо.

    Ранее одной из проблем японской оппозиции, долгое время возглавляемой в послевоенный период социалистами, было отсутствие реального опыта пребывания у власти и, вследствие этого, недоверие со стороны большей части общества. Сегодня ситуация кардинально другая – как уже было упомянуто выше, основу Демократической партии составляют бывшие либерал-демократы. Изменившийся статус оппозиции подтверждают и опросы общественного мнения – согласно исследованию газеты Иомиури, опубликованному 11 сентября, 65% граждан готовы видеть правительство, сформированное демократами, и 50% считают их достаточно компетентными для того, чтобы управлять страной.

    Послевоенное укрепление позиций Японии в Китае и на рынках других стран Дальнего Востока привело к значительному росту промышленности и торговли и обеспечило огромные доходы монополистическим компаниям - дзайбацу. В то же время рост японской военной и послевоенной экономики имел и обратную сторону - непрерывно возрастающую эксплуатацию рабочего класса и ограбление крестьянства, что, в свою очередь, обостряло классовую борьбу. Стихийным ее проявлением стали так называемые «рисовые бунты», вызванные взвинчиванием спекулянтами цен на рис в августе 1918 г.

    В короткое время «рисовые бунты» охватили две трети территории Японии, превратившись в революционные выступления рабочих и городской бедноты с количеством участников около 1О млн человек Народное движение охватило крупные города - Осаку, Кобэ, Нагою, Токио, распространилось на шахты и рудники Кюсю, на сталелитейные заводы и судостроительные верфи концерна Мицубиси. Правительство жестоко расправлялось с участниками «рисовых бунтов». Было арестовано более 8 тысяч человек, тысячи были убиты без суда. Всякие публикации о «рисовых бунтах» были запрещены, все книги и журналы, содержащие материалы о них, подлежали изъятию.

    Послевоенный экономический кризис 1920-1921 гг. ударил по японской экономике, зависимой от внешних рынков, и усугубил социальные противоречия. Репрессии против стачечников побуждали рабочих стремиться не только к созданию профсоюзов, но и к их объединению. В начале 1920 г. была создана Объединенная лига профсоюзов. Была установлена связь профсоюзов с социалистическим движением, и наряду с экономическими требованиями стали выдвигаться политические лозунги. В конце 1920 г. была создана Социалистическая лига, объединившая идеологически разнородные группы и организации (социалисты, анархисты, коммунисты), а в июле 1922 г. в Токио представители социалистических групп, возглавляемые Катаяма иТокуда, провозгласили создание Коммунистической партии Японии (КПЯ).

    1 сентября 1923 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Оно повлекло за собой десятки тысяч человеческих жертв и огромный материальный ущерб, исчисляющийся в 5,5 млрд иен. Использовав обстановку всеобщего замешательства после землетрясения, японское правительство обрушило репрессии на левые движения. В марте 1924 г. деятельность компартии была временно приостановлена.

    Япония в период относительной стабилизации (1923 - 1929 гг.) С конца 1923 г. Япония, как и весь капиталистический мир, переживала период относительной экономической стабилизации и подъема. Оживление японской промышленности после кризиса и депрессии 1920 - 1922 гг. было связано с восстановительными работами, развернувшимися после землетрясения 1 сентября 1923 г. В первые же дни после землетрясения правительство оказало помощь крупным предпринимателям, отсрочив все виды платежей и выплатив компенсацию за нанесенный ущерб.



    Тем не менее, экономическое и внутриполитическое положение Японии оставалось напряженным, о чем, в частности, свидетельствовал крупный пассив внешней торговли. На азиатских рынках японские предприниматели удерживали позиции, экспортируя товары по предельно низким ценам за счет усиления эксплуатации трудящихся, что было для монополий одним из методов выхода из трудностей,

    Это вызвало новое социальное обострение в стране. В 1924-1926 гг. прокатились стачки, отличавшиеся упорством, продолжительностью и многочисленностью участников.

    Обострилась также ситуация в аграрном секторе. Со времен Первой мировой войны сельское хозяйство находилось в хроническом кризисе. Господство монополистического капитала, сохраняющиеся полуфеодальные методы эксплуатации вели к ухудшению положения крестьянства, к активизации крестьянских союзов и росту числа конфликтов. 1 декабря 1925 г. в Токио была создана Крестьянская рабочая партия, почти сразу же запрещенная и восстановленная в марте 1926 г. под названием Рабоче-крестьянская партия. Лидеры правых, реформистских профсоюзов образовали Правосоциалистическую партию.

    Учитывая все же растущую политическую активность масс, в 1925 г. был принят новый закон о всеобщем избирательном праве, который должен был вступить в силу через 3 года. Но закон этот явно ограничивaл права широких слоев населения. По-прежнему не имели избирательных прав женщины, составляющие более половины населения. Возрастной ценз избирателей был определен в 30 лет, устанавливался ценз оседлости в 1 год, что существенно уменьшало число избирателей среди рабочих, вынужденных менять место жительства в поисках работы, а также крестьян, с этой же целью переезжавших в город. Были лишены права участия в выборах все, получающие частное или общественное пособие, т. е. неимущие.



    Одновременно был принят и немедленно вступил в силу закон «об охране общественного спокойствия», получивший в народе название закона «об опасных мыслях». Он предусматривал тюремное заключение или каторжные работы сроком на 10 лет для участников организаций, имеющих «целью изменить государственный строй или уничтожить систему частной собственности».

    В ходе очередного этапа борьбы в защиту конституции три партии - Сэйюкай, Кэнсэйто и Какусиикурабу (Клуб перемен) объединились для свержения очередного бюрократического правительства, возглавляемого Киехара. На выборах 1924 г. коалиция добилась большинства в нижней палате парламента, а коалиционный кабинет возглавил Кито Такааки. С этого времени и вплоть до 1932 г. страна управлялась только партийными кабинетами.

    В этот период существенно возросла роль нижней палаты парламента как органа, в большей степени, чем палата пэров, представляющего интересы избирателей. Кроме того, члены палаты пэров постепенно стали назначаться не по выбору императора из числа отставных высокопоставленных бюрократов, а неправительственными организациями. Важным этапом в создании партийных кабинетов стала нейтрализация Тайного совета, чье одобрение требовалось для проведения в жизнь любого решения.

    Одновременно происходило слияние партий с бюрократией. Возникла практика перехода отставных высокопоставленных чиновников в партийное руководство. Различие между ними сводились к следующему.

    Сэйюкай отстаивала принцип свободы в финансовой политике, консервативный подход к решению социальных проблем, агрессивную континентальную политику. Кэнсэйто выступала за сокращение бюджетных расходов, относительно конструктивный подход к решению социальных проблем, проведение внешней политики с учетом интересов других держав, развитие внешней торговли.

    В феврале 1928 г. были проведены выборы по избирательному закону 1925 г. Разогнав парламент, вынесший ему вотум недоверия, кабинет Танака провел выборы в обстановке коррупции, жестокого полицейского нажима на избирателей. Несмотря на террор и произвол, левые партии получили на выборах около полумиллиона голосов; от рабоче-крестьянской партии, действовавшей в контакте с КПЯ и собравшей 200 тысяч голосов, в парламент прошли два кандидата, один из которых - Ямомото был убит после первого же своего выступления.

    15 марта 1928 г. были проведены аресты в крупных центрах - Токио, Осака, Киото, а затем по всей стране. Эти полицейские репрессии получили названия «инцидент КПЯ» и «буря 15 Mapта», потому что первый удар был нанесен по КПЯ. Репрессии, начатые весной 1928 г., продолжались и в последующие годы, особенно вовремя мирового экономического кризиса.

    Япония в период мирового экономического кризиса.

    Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. в силу тесных связей между японским и американским рынками с особой силой ударил по Японии. Сельское хозяйство, игравшее в стране значительно большую роль, чем в других государствах, одно из первых испытало влияние кризиса. Особенно тяжелым было положение шелководства, которым занималось около половины крестьянских хозяйств. В результате кризиса в США резко сократился вывоз японского шелка (до 1930 г. - составлял примерно 30% всего японского экспорта), катастрофически упали цены на него, число крестьянских хозяйств, занимавшихся шелководством, сильно уменьшилось. Значительно сократился и объем производства в угольной промышленности и судостроении.

    Количество безработных возросло в период кризиса до 3 млн. Рост концентрации производства и централизации капитала сопровождался разорением многих мелких и средних предпринимателей. Возросла и без того жесточайшая эксплуатация колоний, что вызвало крупное восстание на Тайване в 1930 г. и расширение национально-освободительного движения в Корее. Годы кризиса ознаменовались крупными стачками прядильщиков, трамвайщиков, металлистов. В деревне ширилась борьба арендаторов и мелких собственников за свои права.

    КПЯ возглавила антивоенную кампанию, разоблачая политику правительства, направленную на развязывание агрессии.

    Готовясь к захвату Северо-Восточного Китая, власти усилили репрессии против коммунистов и демократов. В сентябре 1931 г. были брошены в тюрьмы тысячи революционно настроенных рабочих и представителей передовой интеллигенции, а всего за 1929-1933 гг. было арестовано 50 тыс. человек.

    Фашизация Японии. Обострение внутренней социально-политической ситуации как одно из последствий экономического кризиса привело к обострению противоречий внутри самого правящего лагеря. Проявляла недовольство мелкая и средняя буржуазия, не выдерживавшая конкуренции с крупными концернами и разорявшаяся. Аграрный кризис подрывал положение мелких и средних помещиков, терпевших убытки от падения цен на сельскохозяйственную продукцию. Владельцы так называемых новых концернов, возникших главным образом в период Первой мировой войны в военных отраслях промышленности, поднявшиеся на волне военной конъюнктуры, заинтересованные в ней и тесно связанные с военными кругами, вели ожесточенную конкурентную борьбу со старой финансовой олигархией.

    Одновременно наметилось ослабление влияния политических партий. Это также было обусловлено мировым экономическим кризисом и влиянием международной обстановки, в частности Лондонской конференцией 1930 г. и принятым там Морским законом: Японию обязали сократить тоннаж крейсеров до 70% от тоннажа крейсерского флота Великобритании и США. Поскольку экономика островной Японии почти целиком зависела от поставок сырья извне и крейсера считались необходимыми для защиты морских коммуникаций, такое обязательство в совокупности с решениями Вашингтонcкoй конференции было воспринято военными и шовинистически настроенными кругами как принесение в жертву безопасности страны. В этот период на политическую арену вышло так называемое «Молодое офицерство. Союз «молодого офицерства» и «новых» концернов составил основу японской разновидности фашизма.

    Подчеркивая свою преданность императору, «молодые офицеры» требовали ограничения активности основной четверки «старых концернов», выступали против парламента, буржуазно-помещичьих партий, устраивали заговоры, организовывали террористические акты. Антикапиталистические лозунги сочетались с шовинистическими идеями «ниппотизма», культом императора, претензиями на мировое господство.

    Совместно с представителями «новых» концернов (Кухара, Накадзима) «молодое офицерство» решило избавить Японию от «партократов» путем их физического устранения. Одной из жертв стал премьер-министр Ханагути, затем - президент Сэйюкай и глава кабинета Инауи.

    Пытаясь решить задачу послекризисного восстановления экономики, премьер-министр Сайто выдвинул в 1934 г. предложение по усилению роли гражданских и военных чиновников в определении национальной политики. Правительство выдвинуло программу увеличения бюджета, что требовало роста налоговых поступлений, источником которых должно было стать восстановленное сельское хозяйство. В 1935 г. было создано Найкаку тёса кёку (Исследовательское бюро при кабинете министров), куда вошли представители гражданской и военной бюрократии, в чьи обязанности стало входить планирование государственной политики. Были приняты меры и для ослабления роли партий в парламенте. Чиновники, не связанные с партиями, стали получать дополнительную плату, что устранило необходимость перехода вышедших в отставку бюрократов в партийное руководство.

    Успех рабочих партий на выборах 1936 г. (23 места в парламенте) явился поводом для организации «молодыми офицерами» военно-фашисткого путча, в котором приняли участие 1500 человек во главе с генералом араки. Был убит премьер-министр Сайто, министр финансов Такахаси, некоторые другие видные чиновники, захвачены важные административные пункты. Однако, «молодые офицеры» не были поддержаны армией и путч был подавлен. Лидирующее положение в правительстве заняла так называемая «группа контроля», возглавляемая новым премьер-министром Хирота. Им были разработаны основные принципы национальной политики:

    1.Проведение широкой программы перевооружения с целью обеспечения Японии стабилизирующей силы в Восточной Азии;

    2.Усиление национальной обороны Японии и Маньчжурии.

    3.Проведение коренных преобразований внутри страны в области политики, экономики и административного управления, с тем чтобы создать благоприятные условия для унификации общественного мнения, наращивания вооружений и самообеспечения ресурсами.

    Предложения Хирота легли в основу пятилетнего плана развития военной промышленности и шестилетнего плана производства вооружений, а все вместе - составило комплекс реформ фашистского характера, получивших в дальнейшем название «новой экономической» и «новой политической структуры».

    Осуществить эту программу довелось не Хирота, а правительству князя Коноэ, пришедшему к власти в 1937 г.

    Были распущены все политические партии, коммунисты и активисты демократического движения посажены в тюрьмы. Идеологическую основу фашистских преобразований составило поклонение императору, а организацией, мобилизующей нацию на решение поставленных задач, стала «Ассоциация помощи трону» и ее преемница «Политическая ассоциация помощи трону». Они были созданы по принципу бюрократической, а не партийной структуры. Все это сопровождалось политикой усиления террора, милитаризацией внутренней жизни. Фактически «новая национальная структура» представляла собой непосредственный контроль монополий над всей государственной и экономической политикой, продолжавшейся вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне

    КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX в.

    Глава XVII

    ПРЕВРАЩЕНИЕ ЯПОНИИ В КОЛОНИАЛЬНУЮ ДЕРЖАВУ

    Раздел III

    АЗИИ И АФРИКИ в 1870-1918 гг.

    СТРАНЫ

    В 70-90-е годы XIX в. произошло постепенное перераста­ние «свободного», домонополистического капитализма в капи­тализм монополистический, а с началом XX в. мир вступил в эпоху империализма. Завершился территориальный раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами, сложи­лась колониальная система империализма, все страны Азии и Африки стали колониями или полуколониями. Только Япония в результате свержения режима сегуната в 1868 г. и последу­ющих буржуазных реформ развивалась как независимое госу­дарство. Она сравнительно быстро превратилась в промышлен­ную капиталистическую страну, ставшую на путь колониальной агрессии. Развитие Японии определялось закономерностями, в общих своих чертах одинаковыми с закономерностями развития империалистических держав Европы и Америки.

    После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стра­не перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществ­ляли преобразования буржуазного характера. Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном под­держивала политику императорского правительства.

    «Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капитали­стическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значи­тельная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри пра­вящего лагеря шла острая борьба.

    Князья и самураи, выступавшие во время гражданской вой­ны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодаль­ных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государствен­ного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

    Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преоб­разований, которые проводились правительством. В числе руко­водителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).


    Политическая программа, опубликованная этой группой, тре­бовала сохранить феодальный строй и военно-феодальную дик­татуру. «Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Япо­нии слишком быстро, - говорилось в ней, - должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

    Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного воен­ного похода против Кореи, в то время как другие члены прави­тельства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из император­ского правительства.

    Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14-летней суммы прежнего содержания. В резуль­тате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов полу­чили от государства огромные деньги. Многие из них скупили ио низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми саму­раями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурай-ства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим при­вилегиям.

    Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Не­посредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурай-ство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но В; результате не* скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мя­теж был подавлен.

    Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа озна­чало поражение сил, которые выступали за возвращение к ста­рому.