• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Шишкина Наталия Игоревна

    ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

    Во-первых , теперь Стратегия является базовым документом, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики. В прошлом варианте давалось по существу два определения стратегии - как системы приоритетов, целей и мер, и как документа планирования, в котором излагались порядок действий и меры по обеспечению безопасности.

    Кроме того, новая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики, а не «основой для конструктивного взаимодействия государственных органов», как в прошлой редакции.

    Во-вторых , открыто названы США в качестве противодействующей развитию России силы, а укрепление и расширение НАТО - как угроза национальной безопасности, таким образом прямо обозначены недоброжелатели.

    Этот посыл подтверждается далее по тексту, хотя и неявно: деятельность США по размещению своих военных ресурсов и реализации концепции глобального удара оценивается как снижающая глобальную и региональную стабильность, позиция Запада - как разжигающая очаги напряженности в Евразийском регионе. Однако этот момент нивелируется в конце документа, где говорится о заинтересованности России в выстраивании полноценного партнерства с США и укреплении сотрудничества с Европой, причем в особенности отмечается экономическая сфера. Для сравнения. В Стратегии национальной безопасности США Россия упоминается лишь как агрессор. Более того, они ясно постулируют продолжение борьбы с российской агрессией и заявляют о намерении увеличивать расходы России и помогать союзникам противостоять российскому насилию, в том числе - снижать зависимость от России в сфере поставок энергоносителей.

    В-третьих , появление в Стратегии темы бархатных революций, хотя сказать, что акцент внимания перенесен на них, нельзя. Саму «практику свержения легитимных политических режимов» не связывают с каким-либо международным актором. Также не называются и конкретные государства, чья политика двойных стандартов привела к возникновению ИГИЛ, и кто достигает геополитических интересов путем манипуляции общественным сознанием и фальсификацией истории. Получается, в одном месте назвали это государство открыто, в другом завуалировали под «некоторыми государствами». То есть вроде бы недоброжелатель и противник обозначен на одном поле боя, но на соседнем с ним противника не называют.

    В новой редакции Стратегии в число целей государственной и общественной безопасности добавилась защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Цель правильная, но условия, которые созданы в России, её достижению никак не способствуют: , высокий уровень износа большей части технического оснащения предприятий, развал системы образования, следствием которого является кадровая проблема.

    Среди стратегических целей по повышению уровня жизни появились цели развития человеческого потенциала, удовлетворение социальных и духовных потребностей граждан. Ранее подобного в российской Стратегии не было, хотя совершенно очевидно, что такие цели ставить необходимо.

    Есть небольшие, но интересные изменения в перечне угроз государственной и общественной безопасности: к преступным посягательствам добавились посягательства против частной собственности. А далее среди главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности указано, что роль государства в качестве гаранта прав собственности должна быть усилена. По этой маленькой детали можно выявить реальных получателей государственных гарантий в сфере общественной безопасности.

    В сфере экономической безопасности в перечень мер ее обеспечения добавлены сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала. Казалось бы, это же хорошо, давно пора так поступать. Однако существуют опасения, что с понятием человеческого капитала поступят так же, как и с социальной политикой, выведут часть составляющих за скобки, а борьба с неформальной занятостью будет вестись не исходя из объективных причин, которые привели большое количество населения к нарушению закона, а исходя из единственного желания увеличить налоговые поступления.

    Среди необходимых мер по решению задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования - достижение Россией лидирующих позиций в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических, гуманитарных и социальных наук. Государственная власть реформами, которые проводит в области и , продемонстрировала, насколько тут слова расходятся и будут расходиться с делом.

    В-пятых , в Стратегии впервые дан перечень традиционных духовно-нравственных ценностей. Список, конечно, может быть дополнен. Нельзя не заметить перекличку с нашего Центра.

    И, слава Богу! Хотя в проекте Конституции эти ценности звучали несколько иначе, да и список был обширнее, одно то, что они появились в Стратегии национальной безопасности - большое достижение и несомненный плюс.

    В-шестых , в целом Стратегия стала более конкретной. Немало внимания уделяется вызовам в экологической сфере, серьезно повысилось внимание к сфере культуры, информационной безопасности. Кроме того, называются ясные сроки корректировки Стратегии - теперь она будет проводиться раз в 6 лет исходя из данных мониторинга.

    В-седьмых , положения Стратегии стали обязательными для исполнения, а также основой для разработки и корректировки других документов государственного планирования. Ранее этот вопрос в тексте документа не прояснялся.

    ЧТО ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ?

    К сожалению, многое осталось без качественных изменений в лучшую сторону, а иногда и в принципе.

    1. Основные понятия, хоть и претерпели некоторые изменения, остались прежними. Если говорить в целом о понятийном аппарате, то по существу произошла просто перетасовка прежнего содержания.

    2. Сохранилось по большей части оторванное от реальности видение положения России, ситуации в экономической, гуманитарной и других сферах.

    Например, утверждается, что Россия продемонстрировала способность к обеспечению защиты прав соотечественников за рубежом, однако сразу в памяти всплывает слив Донбасса Россией. Согласно федеральному закону «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», под соотечественниками за рубежом понимаются не только граждане России, но и те, кто состоял в гражданстве СССР и проживают в странах бывшего СССР, и те, кто относится к народам, исторически проживающим на территории России, сделавшие свой выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией. Донбасс этот выбор сделал ясным и не предполагающим неоднозначных трактовок, достаточно вспомнить референдум, который Россия отказалась признавать.

    Ещё одним ярким примером стало утверждение, что российская экономика проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в неблагоприятных условиях. Такой вывод никак не следует из экономических итогов , ни позапрошлого , ни всего путинского пятнадцатилетия.

    К такому же роду ложных выводов относятся и «позитивные тенденции» в решении задач укрепления здоровья. При этом самим государством в лице Счетной Палаты.

    Также постулируется, что Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию. Ну, тут как говорится, просто слов нет! Видимо, военная операция в Сирии, санкционная война с Европой, США и Турцией затратной конфронтацией не считается, а прагматизм решения заключается во введении санкции против Турции без каких-либо требований. Прагматизм видимо и в том, что у России не осталось практически ни одного союзника.

    Заявлено, что главная цель России на международной арене - приобретение как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира. Уже можно говорить, что при сохранении текущей политики цель достигнута не будет, хотя бы потому, что в большинстве стран мира . Положительное отношение, по данным Pew Research , более половины населения к России есть только в самой России(93%), Вьетнаме(75%), Гане(56%) и Китае(51%).

    3 . Цели, задачи, меры обеспечения безопасности, декларированные в документе, совершенно не соответствуют проводимой в России политике. Если брать реальную политику, которая проводится органами государственной власти, и меры по противодействию угрозам национальной безопасности, то реальная политика и реформы направлены не на противодействие, а на усугубление этих угроз.

    Например, создание условий для стимулирования рождаемости и снижения смертности никак не сочетается с проводимой реформой здравоохранения, благодаря которой количество медицинских кадров сокращается, а фельдшерско-акушерские пункты на селе закрываются. Не сочетается с этим и , обязательства по которой передают на уровень дефицитных регионов либо в руки частных некоммерческих организаций.

    4. В сфере региональной политики всё осталось фактически без изменений. Только теперь официально закреплено, что устранение угроз национальной безопасности, связанных с разрывом уровней развития регионов, целесообразно с помощью стимулирования самостоятельного экономического развития регионов и расширения количества .

    Можно понять это и иначе: регионы будут предоставлены сами себе, что логично в свете , а количество инструментов удовлетворения интересов инвесторов будет увеличиваться и расползаться по территории России.

    Остается только вопрос - а единая страна где? А федеральный центр зачем? Так же и в области здравоохранения, в которой не удается увидеть кардинальные изменения, кроме тех, что могут привести к ухудшению жизни медиков. Медицина, как и образование, стала предметом торга, услугой, которая должна успешно продаваться на мировом рынке согласно этой же Стратегии, и вряд ли тут стоит ждать улучшений и изменений. Тем более, что государство и в этой «новой» Стратегии придерживается курса на снятие с себя ответственности под видом государственно-частного партнерства, и, судя по всему, с той же целью планируется возродить традиции милосердия, а вовсе не ради соответствия государственной политики цивилизационным ценностям.

    В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ

    Пожалуй, о состоянии национальной безопасности ничто не сможет сказать лучше, чем применение основных показателей для её оценки, данных в последнем разделе Стратегии. Путь даже и не всех, так как информации по каждому из приведенных показателей найти не удалось. Итак.

    Ожидаемая продолжительность жизни

    Если опираться на данные ООН по индексу развития человеческого потенциала, то Россия по продолжительности жизни занимает 115 место из 188 возможных. По данным World Factbook - 153 место из 224 стран. Продолжительность жизни в России ниже, чем в некоторых странах Ближнего Востока - Ливане, Иордании, Палестине, Израиле. С 1990 года продолжительность жизни в глобальном масштабе увеличилась примерно на 6 лет, в Ливане на 11 лет, в Китае - на 7,7 лет, в Израиле на 6 лет, в США на 3,7 года, а в России - на один год.

    ВВП на душу населения

    Россия занимает 53 место в мире по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, и 72 место по номинальному ВВП на душу населения. Согласно данным Всемирного банка, ВВП на душу населения в России рос с 1998 года, но и население России больше по количеству не становилось. Хотя в том же США, население которых в два раза больше российского, ВВП на душу население также больше в два раза. В Японии, где население лишь немногим меньше российского, ВВП на душу населения больше в 1,4 раза.

    Децильный коэффициент

    Децильный коэффициент показывает расслоение населения по доходам, и оно, по данным Росстата, выросло с 14 раз в 2000 году до 16 раз в 2014 году. Россия занимает пятое место в мире по числу семей, владеющих доходами свыше 100 млн. долларов. Совершенно очевидно, что начиная с 2000 года в отношении социального равенства по доходам национальная безопасность только ослабевала.

    Уровень инфляции

    По уровню инфляции в 2014 году, согласно World Factbook, Россия занимала 199 место из 225 стран, по данным Всемирного банка - 152 место из 168, между Замбией и Нигерией. По итогам 2015 года, подведенным ЦБ РФ, уровень инфляции дорос до 12,94%. За последние 15 лет выше инфляция была только в 2008 и 2000–2002 годах.

    Уровень безработицы

    На конец 2015 года уровень безработицы практически не изменился со времени финансового кризиса 2008 года, если верить Росстату. Однако согласно социологическим опросам и судя по косвенным свидетельствам, уровень безработицы в России заметно вырос, причем преимущественно за счет скрытой безработицы.

    Доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий и образования

    Согласно данным ЮНЕСКО, расходы на НИОКР в России с 2004 года практически не изменились, и колебались от 1,04 до 1,25% от ВВП. Большая часть Европейских стран, США, Япония, Израиль и Корея вкладывают в развитие науки и технологий в 3–4 раза больше. Такая же ситуация и с образованием: доля расходов бюджета на образование колеблется около 4%, и не увеличивается. У других международных игроков, таких как США и страны Европы в большинстве своем, расходы на образование выше. Учитывая, что война между государствами ведется за школьной скамьей - Россия проигрывает в этой войне.

    Кроме того, по какой-то причине в перечень не вошли показатель расходов на здравоохранение от ВВП, уровень бедности и преступности, и многие другие показатели, характеризующие, например, зависимость от внешнего рынка.

    Нельзя не отметить некоторые положительные изменения, которые имеются в новой редакции Стратегии национальной безопасности, и дают определенную надежду на частичное улучшение ситуации в некоторых областях. Однако, в то же время очень многие положительные изменения могут быть нивелированы тем, что досталось по наследству от старой Стратегии и некоторыми не совсем последовательными моментами.

    Ещё более печальным является тот факт, что «новая» Стратегия только закрепила приверженность прежнему политическому курсу, который по всем показаниям никак не соответствует интересам национальной безопасности. При прочтении Стратегии иногда складывалось впечатление, что это задокументированная попытка и на народные ожидания ответить, и ничего не изменять для этого. Называются такие государственные техники - манипуляция сознанием.

    Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - это базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности и является основой для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 . Данная Стратегия пришла на смену Концепции национальной безопасности Российской Федерации .

    Это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации взаимосвязана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (обновленного ее варианта Стратегия 2020).

    Основная задача Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. Стратегия национальной безопасности должна скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов нашей страны, а также обеспечению безопасности личности, общества и государства. Что позволит повысить качество управления и обеспечения национальной безопасности и более продуктивно решать проблемы территориального развития Российской Федерации.

    Стратегия национальной безопасности Российской Федерации состоит из 6 разделов и 112 статей:

    I. Общие положения.

    II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.



    III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

    IV. Обеспечение национальной безопасности:

    1. Национальная оборона.

    2. Государственная и общественная безопасность.

    3. Повышение качества жизни российских граждан.

    4. Экономический рост.

    5. Наука, технологии и образование.

    6. Здравоохранение.

    7. Культура.

    8. Экология живых систем и рациональное природопользование.

    9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

    V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.

    VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.

    Билет № 38. Отражение вопросов безопасности личности в стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года.

    Раздел 4 стратегии (пункты 3,6,7)

    Повышение качества жизни российских граждан.

    Сформулированы цели обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан: снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации. Выявлены источники угроз, основы обеспечения национальной безопасности и способы противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан.

    Здравоохранение.

    Главными целями являются: увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказание своевременной квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи; контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Основные угрозы национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации - возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Основные решения задач в сфере безопасности здравоохранения достигаются путем: формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов; обеспечения изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылки эпидемий за счет реализации технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.

    Культура.

    Определены следующие стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры: расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов России и поддержка региональных инициатив в сфере культуры. Главными угрозами являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние безопасности также усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории. Основными направлениями по укреплению безопасности в сфере культуры следует отметить улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов и т.д.

    Подводя итог общего рассмотрения вопросов социально-экономического спектра, представленного в Стратегии национальной безопасности 2015 года, необходимо выделить принципиально новые моменты в сравнении с документом 2009 года.

    Во-первых, неоднократно по различным поводам повторяется общий смысловой тезис о том, что укреплению экономической безопасности способствует совершенствование государственного управления (пп. 58, 63, 111). Следовательно, это требует повышения эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов (п. 62). И конкретизация данного положения через утверждение, что, например, «необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно–энергетическим комплексом» (п. 61).

    Во-вторых , в Стратегии простраивается следующая цепочка: «укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета», что соответствует «устойчивости валютного курса рубля» для чего необходимо провести «оптимизацию валютного регулирования и контроля». Укрепление финансовой системы связывается и с развитием национальных финансовых рынков через снижение банковских ставок (п. 62). «Другими словами, аккуратно заявляется ручное регулирование курса валют , доступности кредитов и т.д. Понятно, что это не получится ввести сразу и полностью – но намерение заявлено» .

    В-третьих , открыто зафиксировано «развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства». Это прямое возвращение к неоднократно исторически оправданному традиционному русскому варианту развития.

    Выделенные новшества категорически идут в разрез с ожиданиями экономистов либерального толка.

    Интереснейшее смещение акцентов наблюдается и в вопросе обеспечения повышения качества жизни российских граждан, удовлетворении их духовных потребностей. В Стратегии национальной безопасности 2009 года стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры, называлось, в том числе, расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства… (п. 79). В новом документе стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры обозначены, как раз таки «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности» (п. 76). Более того, угрозой национальной безопасности в области культуры определено именно размывание указанных традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии… снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом» (п. 79). И как итог вывод, что для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры необходима целенаправленная политика, направленная на «укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (п. 80).



    Когда принималась Конституция РФ 1993 года, эйфория единения с Европой привела к официальному запрету на государственную идеологию. Фактически начала внедряться так называемая «либеральная идеология», отстаивающая «общечеловеческие ценности». Стратегия национальной безопасности 2015 года и в экономической, и в духовной сферах демонстрирует «понимание необходимости постепенного отхода от концепции «свободного рынка» во внутренней политике. Россия традиционно имеет сильную государственность, которая помогает стоять против всего «цивилизованного» мира, и результаты предательства 90-х постепенно исправляются. При этом Россия уже достаточно сильна, чтобы этого не скрывать» .

    Пятое.

    5.1. Организационно-правовая основа реализации Стратегии национальной безопасности 2015 года . Государственная стратегия национальной безопасности по определению является приоритетным и обязательным руководством к действию для всех без исключения структур, их руководителей, для всех проживающих в стране граждан. В Стратегии национальной безопасности 2015 года представлены положения об организационной и правовой поддержке данного документа. В первую очередь, четко обозначается сама правовая основа Стратегии, которую составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (п. 2). Необходимо обратить внимание, что в Стратегии национальной безопасности 2009 года такое концентрированное отдельное утверждение отсутствовало.



    Предпринята попытка определить организационно-правовой механизм претворения данной Стратегии в жизнь. Подчеркивается, что реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации (п. 108). Настоящая Стратегия реализуется на плановой основе за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 109). Законодатель доводит до завершения идею о том, что обеспечение данной Стратегии не является прерогативой исключительно государства, его органов, в том числе и силовых. Эти структуры не смогут достойно решать свои задачи без поддержки общества, каждого его гражданина.

    В Стратегии национальной безопасности 2015года упоминается о системе документов, их подготовке, о различных государственных органах, призванных обеспечивать национальную безопасность. Положения настоящей Стратегии являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов (п. 109).

    В целях реализации настоящей Стратегии осуществляется под руководством Президента Российской Федерации совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования, а также принимаются меры по подготовке квалифицированных специалистов в области обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования (п. 111).

    В документе говорится и об информационной базе реализации данной Стратегии. Информационную основу реализации настоящей Стратегии составляет федеральная информационная система стратегического планирования , включающая в себя информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций (п. 112). При реализации настоящей Стратегии особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов (п. 113). Примечательно, что вопросы обеспечения информационной безопасности включены практически во все разделы Стратегии. Информационная и информационно–аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии, ее корректировка, должна проводиться один раз в шесть лет с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние национальной безопасности. Данная деятельность будет осуществляться при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации (п. 114).

    5.2. Основные показатели состояния национальной безопасности. Отдельно выделяются в Стратегии основные показатели состояния национальной безопасности, перечень которых может уточняться по результатам его мониторинга (табл.11).

    Таблица 11

    Показатели состояния национальной безопасности по Стратегиям национальной безопасности РФ

    Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
    1) уровень безработицы (доля от экономически активного населения); 2) децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); 3) уровень роста потребительских цен; 4) уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; 5) уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; 6) уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; 7) уровень обеспеченности военными и инженерно–техническими кадрами (п.112) 1) удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; 2) доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; 3) ожидаемая продолжительность жизни; 4) валовой внутренний продукт на душу населения; 5) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); 6) уровень инфляции; 7) уровень безработицы; 8) доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; 9) доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; 10) доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам (п.115)

    В Стратегии национальной безопасности 2015 года уровень госдолга и обеспеченность военными и инженерно-техническими специалистами отсутствуют, как и уровень роста потребительских цен (заменен на уровень инфляции). Приведена иная интерпретация показателей о доле расходов на науку, технологии, образование и культуру в ВВП. Выделены принципиально новые показатели (1,2,3,4,10), без изменений оставлены уровень безработицы и децильный коэффициент.

    Таким образом, подводя итог анализа основных положений Стратегии национальной безопасности 2015 года, ее «плюсов» и «минусов», сравнения с предыдущим актом, опираясь при этом на ряд работ российских исследователей, посвященных данным проблемам,предлагаем обратить внимание на следующие вопросы.

    Во-первых , сама Стратегия национальной безопасности 2015 года ясно и конкретно раскрывает свое место в комплексе документов стратегического планирования – базовый документ. Соответственно, она может характеризоваться как некая организующая основа для актов стратегического планирования, которой придан, относительно них, статус особой юридической силы.

    Во-вторых, в Стратегии национальной безопасности 2009 года законодатель определял срок ее предполагаемого действия – до 2020 года. Принятый ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» однозначно определил срок корректировки документов стратегического характера – шесть лет, таким образом, в названии новой Стратегии национальной безопасности уже не было необходимости уточнять ее временные рамки. Высказывалось предположение, что шестилетний срок действия документа можно объяснить шестилетним сроком полномочий Президента РФ, а также соответственно Правительства РФ, и новыми направлениями внутренней и внешней политики государства, хотя ни де-юре, ни де-факто корректировка Стратегии не привязана к сроку полномочий главы государства.

    В-третьих, если оценивать содержательную сторону Стратегии национальной безопасности 2015 года, то следует подчеркнуть, что это не только юридический, но и политический документ, отражающий основные направления внутренней и внешней политики нашей страны, базирующиеся на совершенно иных основаниях, нежели документ 2009 года.

    В видении места России в ее отношениях с Западом, у части либеральной политической верхушки страны существовало непререкаемое убеждение, что возможны лишь некие внешние политические разногласия между нашими государственными элитами. Экономическая же взаимозависимость и взаимосвязь России и Запада, при этом, столь глубока, что практическое политическое, тем более, военно-политическое противостояние, невозможно. Эта картина мира оказалась абсолютно нежизнеспособной на фоне событий Крымской весны (включение Крымского полуострова в 2014 году в состав Российской Федерации). Поэтому законодатель при создании Стратегии национальной безопасности 2015 года отталкивался от того, что наблюдалось уже комплексное противодействие и противостояние (политическое, экономическое, информационное, военное…) со стороны НАТО, и, в первую очередь, руководства Соединенных Штатов Америки в отношении самостоятельной внешней и внутренней политики России.

    И поэтому несомненным достоинством Стратегии национальной безопасности 2015 года в современных условиях, отличающим ее от предшествующего документа, является смысловая стройность, то есть оформленные отношения зависимости между национальной безопасностью и национальными интересами. И то ведущее место, которое отведено национальным интересам «в системе обеспечения национальной безопасности, есть серьезный прорыв в деле формирования методологической основы для разработки нормативной правовой и концептуальной базы в сфере национальной безопасности и стратегического планирования»

    Необходимо выделить и «узкие» места Стратегии национальной безопасности 2015 года, помимо тех, к которым мы уже обращались, исходя из логики изложения материала.

    Первое. В Стратегии среди субъектов обеспечения национальной безопасности РФ называются институты гражданского общества. Но:

    – в Стратегии упоминается (неоднократно) о возможностиконсолидацииусилий и взаимодействии государственных органов разных уровней, органов местного самоуправления и институтов гражданского обществ по созданию, например, благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (пп.3, 6, 53, 62 и др.). Но конкретно институты гражданского общества не названы;

    – единообразного понимания сущности, задач, форм и иных элементов взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества в Стратегии так же не сложилось. Само это взаимодействие не представлено.

    Указанные факторы можно отнести к недостаткам Стратегии национальной безопасности 2015 года. С одной стороны, именно в документе стратегического планирования логично было бы развить ввиду перспективности и значимости саму идею взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества. С другой, определенные в Стратегии задачи логично потребуют корректировки ряда документов стратегического планирования, для чего целесообразно уточнить и конкретизировать формы взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества по всем стратегическим национальным приоритетам.

    Второе. В сложившихся условияхкрайне неоднозначных отношений с Западом, при которых его элита использует Минские соглашения как «разменную монету» и постоянное средство для шантажа России, регулярно афиширует угрозы введения новых санкций против РФ, требует возвращения Крыма, не очень мотивировано то незначительное место, которое было уделено в Стратегии национальной безопасности 2015 года Украине (п.17). Но именно данное геополитическое направление играет ведущую роль в формировании территориальных претензий к нашей стране.

    Третье. Отмечая отдельные аспекты организационно-правового обеспечения Стратегии национальной безопасности 2015 года нельзя не отметить сохранившуюся, как и в предыдущем документе, некую ее безадресность. Обязательства по реализации именно Стратегии не возлагаются на какую–то конкретную структуру. Соответственно, не прописана конструкция ответственности за выполнение Стратегии, а контроль за ее реализацией сводится лишь к ежегодному докладу Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации.

    Четвертое . В новой Стратегии указано, что ее положения обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления. «Обязательность выполнения положений Стратегии представляется весьма спорной по следующим основаниям.

    Во-первых, термин «реализация» идеально подходит применительно к категориям «цели», «стратегические приоритеты», «основы государственной политики», которые содержатся в документах стратегического планирования. Более того, о реализации Стратегии упоминается в п. 111 самого этого документа.

    Во-вторых, из теории права известно о реализации права и ее формах, среди которых исполнение относится прежде всего к обязывающим нормам. Учитывая неоднозначное место документов стратегического планирования среди источников права, а также положения действующего законодательства, более корректно было бы использовать в Стратегии вместо категории «выполнение» категорию «реализация»».

    И в заключение хочется привести слова Секретаря Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушева о том, что суть Стратегии – укрепление единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов экономики, повышение обороноспособности страны .

    Подводя итог, следует отметить, что правовая система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации – это система формирующаяся, не статичная, и ее эволюция должна основываться на совершенствовании законодательной базы. Сегодня подобная полноценная база еще не создана. Несмотря на то, что принято значительное количество актов различной юридической силы, они не создают цельной картины, не носят обобщающий характер, так как относятся к разным отраслям права, касаются отдельных угроз и направлены на реализацию различных интересов. Поэтому вполне уместно прислушаться к выводам о том, что недостаточно регулировать отношения в сфере национальной безопасности, в основном, подзаконными актами. Назрела необходимость «разработать Федеральный закон (Федеральный конституционный закон) «О национальной безопасности Российской Федерации», в котором на уровне закона определить национальную безопасность (ее виды) и другие основные понятия, прокурорский надзор за законностью деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности, роль общественных объединений и граждан».

    Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

    Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

    Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

    Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

    Мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
    - улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
    - обеспечить политическую стабильность;
    - укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
    - повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

    Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

    Документ состоит из нескольких основных разделов :

    1. Общие положения

    В разделе раскрываются:

    Основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
    - суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
    - важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
    - суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


    2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

    В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

    Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

    В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

    Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

    3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

    Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

    В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

    Повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
    - развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
    - достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
    - укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
    - проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

    4. Обеспечение национальной безопасности.

    Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

    Особенности национальной обороны РФ
    - государственная и общественная безопасность;
    - сфера культуры;
    - качество жизни граждан РФ;
    - экономический рост;
    - образование, технологии, наука;
    - область здравоохранения;
    - экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

    Стабильность стратегии и партнерские отношения.

    В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

    5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

    Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

    По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

    Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

    Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

    Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

    6. Характеристики национальной безопасности .


    Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

    Качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
    - уровню роста потребительских цен;
    - уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
    - величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
    - уровню безработицы в РФ;
    - объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
    - дециальному коэффициенту.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    • МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ
    • МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ
    • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
    • СТРАТЕГИЯ
    • НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
    • ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    В статье рассматривается актуальность проблем в развитие государственной и муниципальной политики.

    • Развитие государственной национальной политики Российской Федерации
    • Государственная и национальная политика и актуальные проблемы её развития

    Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

    Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

    Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

    • развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
    • развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
    • обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
    • достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
    • поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

    Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на ее территории. В декабре 2012 г. Указом Президента РФ принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия).

    Цели, указанные в пункте 17 настоящей Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

    Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

    1. государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
    2. равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
    3. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
    4. предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
    5. уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
    6. государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
    7. взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
    8. обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
    9. обеспечение прав национальных меньшинств;
    10. содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
    11. обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
    12. разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
    13. комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
    14. недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
    15. взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
    16. преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
    17. своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
    18. пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

    Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.

    В ходе реализации настоящей Стратегии Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей.

    Реализация настоящей Стратегии может осуществляться также путем заключения международных договоров Российской Федерации, принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.

    Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями. специальную статью расходов. Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
    2. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
    3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2012. С.534.
    4. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz3yfCLi8Gf
    5. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
    6. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
    7. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
    8. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
    9. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
    10. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
    11. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
    12. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. сайт. 2014. № 26. С. 200-201.
    13. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
    14. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
    15. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
    16. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
    17. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
    18. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
    19. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38