• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С момента выхода на информационный рынок "Военно-промышленный курьер" уделял приоритетное внимание проблемам реформирования и совершенствования системы управления оборонно-промышленным комплексом России как основы поддержания оборонного потенциала страны. Проблемы государственного регулирования ОПК рассматривались, в частности, в статьях бывшего председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерала армии Андрея Николаева ("Государственный протекционизм", "ВПК" № 6, 2003 г.), военного экономиста Дмитрия Веретенникова ("Вертикаль управления", "ВПК" № 15, 2003 г.), руководителя Департамента военных программ и международных договоров Минэкономразвития России Валерия Субботина ("Перспективы Гособоронзаказа", "ВПК" № 6, 2004 г.) и начальника вооружения Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны генерал-полковника Алексея Московского ("Уверенность в завтрашнем дне", "ВПК" № 9, 2004 г.).

    Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что государство должно «активизировать свои усилия» в использовании современных информационных инструментов, сообщает ИТАР-ТАСС. Он привел пример президенту США Франклину Делано Рузвельту. Позже он начал свой экономический пакет под названием «Новый курс». В серии радиорекламы Рузвельта, известной как «Камиллы», он объясняет гражданам США взлет кризисных мер.

    «Главная цель - добиться эффекта национальной психотерапии, чтобы дать возможность гражданам на завтра», - объясняет Путин смысл радиопередач Рузвельта. Он добавляет, что возможности президента США ограничены радио, теперь есть телевидение и Интернет, но «мы не используем их эффективно».

    В данном контексте представляется весьма актуальным проанализировать преобразования, происходящие в правительстве РФ, с точки зрения практического решения проблем оборонно-промышленного комплекса, а также повышения эффективности государственного регулирования и управления.

    АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

    Выступая в июле 2003 г. на встрече с руководством палат Федерального Собрания, правительства, президиума Госсовета, лидерами фракций и ведущих общественных организаций президент России Владимир Путин выделил три стратегические задачи развития страны: удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизацию Вооруженных Сил. Причем особо президент подчеркнул тот факт, что преодоление бедности и модернизация Вооруженных Сил находятся в прямой зависимости от роста экономических показателей. Экономика стабильно и достаточно бурно растет шестой год подряд, однако кардинальное перевооружение ВС РФ, только и способное придать должную динамику развитию оборонно-промышленного комплекса, так и не стало приоритетной задачей правительства Михаила Касьянова, отправленного в отставку накануне 14 марта. Вместе с тем многими российскими и западными экономистами признается факт положительного влияния наращивания в разумных пределах государственных инвестиций в оборонный сектор на динамику экономического роста, обусловленный мультипликативным эффектом воздействия приоритетного развития высокотехнологичных отраслей ОПК. Кроме того, это могло бы позволить приступить к ликвидации сложившегося в последнее десятилетие сырьевого перекоса в структуре отечественной экономики.

    В этом направлении Путин, безусловно, может узнать из медиа-опыта премьер-министра Бойко Борисова, который так часто демонстрируется на телевидении, почти как президент Венесуэлы Уго Чавес. Разговор о преимуществах регулярных обращений к гражданам состоялся на заседании Государственного совета, посвященном децентрализации власти, распределении полномочий из федерального центра в регионы и трудовых отношениях.

    Какова конкретная причина, по которой премьер-министр начинает говорить о массовой психотерапии, ИТАР-ТАСС не уточняет. В минувшую субботу проспект Сахарова в Москве состоялся самый массовый митинг с требованиями справедливых выборов и призывает Путина не баллотироваться на пост президента.

    Как уже отмечалось, Государственные программы вооружения на 1996-2005 и 2001-2010 гг. в силу очевидно недостаточного финансирования так и не смогли обеспечить условий для начала кардинального перевооружения армии и флота и вывода "оборонки" из глубокого системного кризиса. По мнению многих руководителей и специалистов ОПК, с началом реформирования оборонно-промышленного комплекса наша страна опоздала как минимум на 10 лет. Принятые в 2002 г. "Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" и федеральная целевая программа "Реформирование и развитие ОПК, 2002-2006 гг." обозначили лишь самые общие подходы к проведению реформ. Фактически лишь благодаря экспортным контрактам на поставки вооружений в Китай, Индию и ряд других стран отчасти удалось решить задачу сохранения научно-производственного и кадрового потенциала отрасли.

    Журналисты из Новой газеты пытались подсчитать протестующих, поставив журналистов на большинство сканеров, которые они проводят, чтобы попасть на митинг. Они пришли к выводу, что участниками были 102. Неправительственный исследовательский центр «Левада» составил портрет участника митинга. Социологи опросили 791 вход и выход проспекта Сахарова. 60% протестующих были мужчинами, 62% - выпускниками университетов, 79% - москвичи, 18% - из подмаскита.

    46% ответили, что работают как специалисты, а 12% - студенты. 56% узнали об интернет-ралли, 33% других источников в Интернете, просто узнали от друзей и знакомых. Меньше людей знают об этом по радио и телевидению. Ответ на этот вопрос был более одного.

    Основные проблемы ОПК известны: слабая государственная поддержка и абсолютно недостаточное государственное финансирование, громоздкая и неэффективная система управления оборонным заказом, отсутствие четкой вертикали государственного управления военно-технической политикой, оборонными НИОКР и производством в рамках Государственной программы вооружения.

    73% респондентов заявили, что они протестуют против фальсификаций выборов и выражают недовольство правительством страны. 38% респондентов считаются демократами, 31% разделяют взгляды либералов, 13% поддерживают коммунистов, а социал-демократов - 10%. Среди лидеров оппозиции и наиболее авторитетных общественных деятелей - 41%, журналист Леонид Парфионов, блогер Алексей Навальни - 36%, писатель Борис Акунин - 35%.

    Навальни - особенно интересный человек. Российское правительство неоднократно предпринимало шаги, чтобы заставить замолчать резкую критику в Интернете, включая осуждение блоггеров. Связи Альянса начали создавать все более неотложные и все более важные вопросы перед союзниками. Поскольку Франция, главный чехословацкий союзник, пыталась справиться с ними, напоминает нам о сегодняшней статье.

    Обеспечение безопасности страны является одной из важнейших функций любого государства. Проводимая политика всемерного и бездумного сокращения сферы влияния государства на экономику со скудными статьями федерального бюджета вряд ли может считаться продуктивной. Финансовые ресурсы, выделяемые на военные НИОКР, закупки и ремонт ВВТ, существенно меньше того объема средств, который необходим в настоящее время для перевооружения армии и флота. Если при разработке ГПВ 1996-2005 отчисления на национальную оборону планировались в размере от 3,6 до 5,2% ВВП, в начале 1998 г. распоряжением Бориса Ельцина доля предельных бюджетных отчислений была ограничена 3,5% ВВП, реально же они не превышали 2,3-2,8%. В соответствии с принятым федеральным бюджетом в 2004 г. расходы на национальную оборону составят 2,69% ВВП, прогнозируемого Минэкономразвития России, а с учетом очевидно заниженного прогноза экономического роста - не более 2,5%. Наличие 23 государственных заказчиков (только по линии Минобороны России финансируется 3400 НИОКР) затрудняет исключение параллелизма и концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях.

    Мартовский месяц не был хорош годами. Военные силы Третьего Рейха окончательно отделены от более ранней веймарской эпохи появлением вермахта, который заменил существующий рейхсвер. Рейхский канцлер Адольф Гитлер позже заявил, что в то время он переживал самые трудные моменты своей жизни. Он сделал беспрецедентный эксперимент. Он испытал волю западных правительств, гарантов порядка безопасности на Рейне, подвергнуться нарушению международно признанных принципов. Он испытал всю систему Версаля. Трещины, которые он причинил ему, никто не пытался исцелить.

    УПРАВЛЕНИЕ ОПК

    Вопросы строительства и технического оснащения Вооруженных Сил, напрямую подчиняющихся Верховному главнокомандующему - президенту России, находятся фактически в полной зависимости от решений правительства РФ в лице Министерства экономического развития и торговли, отвечающего за формирование оборонного заказа, и Министерства финансов, обеспечивающего финансирование ГОЗ. Фактическими хозяевами оборонно-промышленной базы и результатов оборонных НИОКР являются Министерство федерального имущества, Министерство юстиции и ФАПРИД. И, наконец, административное управление оборонными предприятиями осуществляют Министерство промышленности и науки и оборонные агентства. Существенное влияние на развитие предприятий отрасли оказывают региональные власти. В то же время основной потребитель продукции ОПК - Минобороны России - лишен в условиях ограниченного и неритмичного финансирования гособоронзаказа эффективных механизмов управления оборонными НИОКР и производством. В целом, планирование и реализация планов технического оснащения Вооруженных Сил фактически полностью зависят от экономического блока правительства. Ответственности за выполнение Государственной программы вооружения и гособоронзаказа ни один из федеральных органов исполнительной власти не несет. Генеральный штаб определяет потребности ВС РФ в вооружении, Минобороны разрабатывает федеральную Государственную программу вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждаемую президентом, Минэкономразвития разрабатывает проект гособоронзаказа, Министерство финансов планирует государственные расходы на оборону в рамках разрабатываемого бюджета на очередной финансовый год, и выделяет МО РФ средства на разработку и закупки ВВТ. Минобороны России осуществляет заказ и финансирование НИОКР, закупок и ремонта ВВТ по мере поступления финансовых средств от Минфина.

    Слова протестов и политических заявлений были недостаточными. Уже в марте нацисты реализовали первую из двух последовательных целей, так как канцлер рейха сформулировал в ноябре Аншлюс Австрии, нацисты сделали устаревший запрет на версальский мирный договор, который подстегнул связь этой страны с Германией. Кто должен был быть следующим, было очевидно.

    Интервью в Матиньонском дворце. Европа во времена Анслюса переживала первое нарушенное время тринадцатого года. Они чувствовали это очень чутко в Париже. Этот документ создал политические и моральные обязательства. Как бороться с ними в ситуации, которая была немыслима около полувека?

    Таким образом, приходится констатировать, что реальные рычаги управления ОПК (в условиях рыночной экономики - финансовые) находятся в руках Минфина, не несущего ответственности за поддержание обороноспособности страны. Генеральный штаб, определяющий потребности в ВВТ, фактически не способен оказывать существенного воздействия на процесс планирования технического оснащения Вооруженных Сил, поскольку Государственная программа вооружения разрабатывается не столько на основе пусть даже минимально достаточных потребностей армии и флота, сколько на прогнозах финансирования военного ведомства, осуществляемых Минэкономразвития и Минфином.

    Вечером марта состоялся Постоянный комитет по национальной обороне. Его члены встретились в Матиньонском дворце на улице де Варен. В то время Леон Блюм стоял у руля кабинета. В дополнение к этому факультет состоял из министра национальной обороны и войны, министров иностранных дел, военно-морского флота, авиации, начальника штаба национальной обороны, начальников армейских сил, военно-воздушных сил, военно-морских сил и других высокопоставленных должностных лиц, представленных министерствами.

    Его возглавлял министр национальной обороны и войны, позднее премьер-министр. Координация деятельности всех силовых министерств. С этой целью он был оснащен необходимыми полномочиями и вспомогательными органами. Он решил создать Институт национальной обороны. Это образовательное рабочее место должно было готовить военный и гражданский персонал со знанием вопросов государственной обороны для высшего руководства. Он занимался изучением промышленной мобилизации и производства военного материала.

    В целом, система управления оборонным промышленным комплексом остается излишне громоздкой, ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает за ОПК в целом. Сделанные в последнее время первые шаги в направлении совершенствования системы управления важны, но должны быть дополнены мероприятиями, позволяющими в рамках административной реформы завершить формирование жесткой вертикали государственного управления военно-технической политикой.

    Первый вопрос состоял в том, чтобы подготовить ответ на британское дипломатическое расследование. Ответ, по его словам, был необходим, чтобы найти британское мнение. Эдуард Даладье, министр национальной обороны и войны, ответил на эту инициативу. Он недвусмысленно заявил, что Франция может первоначально оказывать косвенную помощь Чехословакии. Это будет связано с привязкой немецких войск к западу. Однако условием было бы мобилизацию французской армии. Начальник штаба национальной обороны Морис Гамелин добавил, что можно предпринять оскорбительные действия.

    НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

    Что изменилось в плане управления ОПК с вводом новой структуры правительства РФ? Согласно Указу президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" созданы два управленческих блока федеральных органов власти. В первый (силовой) блок включены федеральные министерства, службы и агентства, включая Министерство обороны и Министерство юстиции, руководство деятельностью которых осуществляет Владимир Путин, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

    Если, однако, они были направлены против укрепленной зоны, необходимо было бы рассчитывать на его решение с длительной борьбой. Даладье, ссылаясь на то, что борьба на немецкой Западной границе может стать новой битвой за Сомма. Общий опыт, накопленный им на высших позициях мировой войны, был сильным.

    Мнение Гамелина также подтвердило уроки, извлеченные из французской команды по нападению на модель немецких укреплений. Однако французский принцип заключался в том, что любые более щедрые действия такого рода были обусловлены необходимостью мобилизации. Гамелин спорил с этими цифрами. Что касается вермахта, он предположил, что он находится в состоянии 900 французских, им нужно будет повысить статус армии до миллиона человек, назвав авансы, чтобы сначала обеспечить свою собственную территорию прочным покрытием.

    В состав Минобороны России включены преобразованные из комитетов при МО РФ Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. По вопросам оборонных НИОКР и производства ВВТ Минобороны России контролирует деятельность включенных в состав Министерства промышленности и энергетики Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства.

    Однако было бы недостаточно активно вести войну с Германией. Необходимо объявить общую мобилизацию. Однако немецкая армия также будет мобилизована. Блюм указал на фактор Советского Союза и его помощь. Начальник штаба ВВС Иосиф Вуйимин, в ответ на это, был очень скептичен. Первый из этих военных чиновников сказал, что практически не нашел возможности для эффективной советской помощи. Но он признал, что советская мобилизация не обязательно помешает Польше и Румынии участвовать в коалиции с Францией и Чехословакией.

    Румыния была союзником Чехословакии в Малой договоренности. Однако, имея в виду Польшу, стойкая вера французского командования ясно показала, что эта страна в конечном итоге вернется в союзное сотрудничество. Практическая реализация советской помощи помешала Гамелину оценить неадекватную коммуникацию. Генерал признал лишь определенную возможность прохождения моторизованных частей Красной Армии через румынскую территорию. Однако в неблагоприятных климатических условиях он считал это продолжительным.

    Второй блок (социально-экономический) включает федеральные министерства, находящиеся в ведении правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В этот блок включены непосредственно влияющие на функционирование ОПК Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, а также Министерство промышленности и энергетики, в структуре которого образовано Федеральное агентство по промышленности, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемых Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления и Российского агентства по судостроению, а также преобразуемого в Федеральное космическое агентство Российского авиационно-космического агентства в сфере авиации.

    Причина была связана с отсутствием соответствующих сообщений на румынской территории. Советская помощь, если Москва действительно хотела это сделать, всегда и в первую очередь была обусловлена ​​политическими установками Польши и Румынии, то есть готовностью разрешить сухопутные войска или воздушные передачи Красной Армии в Чехословакию.

    Советская авиационная помощь вряд ли была осуществима из-за совершенно фундаментальной проблемы - небольшой емкости аэропортов в Чехословакии, где можно было бы принять воздушную помощь Красной Армии. Он боялся, что люфтваффе скоро выйдет из эксплуатации.

    Объединение всех оборонных агентств, в принципе, приветствуется специалистами ОПК, поскольку, в конечном счете, речь идет о сложных системах вооружения, в разработке и производстве которых задействованы, как правило, предприятия 2-3 агентств, и с точки зрения координации усилий в рамках программ создания ВВТ новых поколений обеспечивается большая эффективность работы.

    Вуйильмин был в основном прав. Были также разговоры о возможности нападения Франции на Бельгию. Гамелин сказал, что процесс через Бельгию может основываться на соответствующих положениях Пакта Лиги Наций. Но этот маневр был бы возможен только при условии, что Франции не придется связывать часть своих сил обороны против Италии в Альпах и Северной Африке.

    Гитлера с военными лидерами Третьего Рейха, которые произошли в ноябре, фельдмаршал Вернер фон Бломберг, военный министр Рейха и генерал-лейтенант Вернер фон Фрич, не разделяли убеждение, что Западные державы в пользу Чехословакии не будут вмешиваться. Они указали, что даже если бы Франция была вынуждена развернуть часть своей армии против Италии в Альпах, она все равно осталась бы на верхней границе с немецкой границей. Они ожидали быстрой мобилизации Франции.

    В целом, за счет укрупнения министерств несколько сократилось количество федеральных органов исполнительной власти реально управляющих ОПК. Тем не менее, главная черта предыдущей системы управления - разделение федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность ОПК, на два блока, управляемых президентом и председателем правительства, - сохранилась.

    Они также указали на слабую военную ценность укреплений, построенных вдоль границы с Францией. История здесь показала замечательное явление. С одной стороны, Гитлер рисковал и игнорировал реальные военные возможности Франции. Его генералы осознали и почувствовали свои слабости. С другой стороны, на французской стороне мы наблюдаем переоценку оборонительного потенциала Третьего Рейха и фактическую девальвацию наших собственных возможностей.

    Новички идей по обе стороны объективного состояния в целом не знали. Их мнение обычно основывалось на смешении определенного сегмента реальности с идеями, которые были определены во французском случае прошлым опытом. Не будем забывать, что эти идеи в той или иной степени увеличили субъективно обусловленную интерпретацию интеллекта.

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ

    В условиях разделения федеральных органов исполнительной власти на два блока остро ощущается отсутствие единого координационного органа управления оборонным комплексом, полномочного принимать ответственные решения по техническому оснащению Вооруженных Сил и реформированию ОПК. В этом плане многими экспертами и специалистами предлагается воссоздать при президенте РФ Военно-промышленную комиссию, призванную стать высшим государственным органом, ответственным за формирование военно-технической и промышленной политики, реформирование Вооруженных Сил, ОПК и системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

    Блюм, когда он сказал, что Франция может связать немецкие войска за счет мобилизации даже наступательных операций. Но не в его силах помешать Германии поразить Чехословакию. По этим причинам Блюм счел необходимым убедить британских партнеров в необходимости работать в Румынии и Бельгии в интересах союзнического сотрудничества.

    Так много выводов из Марта. Призмы более позднего Мюнхенского опыта не могут быть релятивизированы или недооценены. На платформе был представлен проект «по связям между министром национальной обороны Антони Макеревичем и его сотрудниками, которые могут представлять угрозу безопасности государства». Во время заседания комиссии в среду 10 депутатов высказались за отказ от участия в голосовании, 16 против.

    Крайне необходима концентрация властных полномочий государства, как в плане административного управления создающимися оборонно-промышленными холдингами, так и управления принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевого управления военным производством в рамках оборонного заказа, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества.

    Очевидно, что проблемы "оборонки" и ВС РФ тесно переплетены, что без совместных усилий Минобороны России, ОПК и нового состава Федерального Собрания по существенному наращиванию финансирования технического оснащения войск кардинально изменить ситуацию ни в армии, ни в оборонной промышленности не удастся. Дальнейший перенос сроков начала полномасштабной разработки ВВТ новых поколений и перевооружения на новую боевую технику, обусловленный явно недостаточным финансированием оборонного заказа, чреват необратимыми последствиями, прежде всего неизбежным снижением обороноспособности страны и недопустимой деградацией ОПК. Очевидно, что без всестороннего согласования ГПВ с мобилизационными планами и экспортными программами невозможны поставки в войска новых вооружений по доступным ценам, поскольку содержание избыточных производственных мощностей и дорогостоящее мелкосерийное, по сути штучное, производство ВВТ экономически неэффективны.

    Учитывая тот факт, что 2005 г. - срок готовности ГПВ-2015, такие фундаментальные вопросы, как оценка реальных потребностей Вооруженных Сил в новых ВВТ и финансовых ресурсах, необходимых для их приобретения, следовало бы детально рассмотреть на Совете безопасности РФ уже в первой половине 2004 г. Пора вернуться к нормальному процессу военного планирования. Прежде всего, определяются потребности обороны, на следующем этапе - финансовые возможности государства и ОПК по их выполнению.

    Успешная реализация военно-технической политики России существенным образом сдерживается не всегда оправданными экономическими ограничениями. Ситуация, сложившаяся с формированием Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа не может быть признана нормальной. Планирование гособоронзаказа на уровне 2,7% ВВП, осуществляемое на основе явно заниженных прогнозов экономического развития Минэкономразвития, ведет, в конечном счете, к реальному выделению на финансирование национальной обороны не более 2,5% ВВП, что в лучшем случае обеспечивает лишь возможность модернизации ВВТ, закупавшихся в 1980-х гг.

    Недопущение катастрофического обвала боевого состава Вооруженных Сил к 2015-2020 гг. требует, согласно расчетам независимых экспертов, безотлагательного наращивания финансирования национальной обороны как минимум до 4% ВВП при условии реализации установки президента Владимира Путина на удвоение ВВП. Дальнейшее затягивание с началом кардинального перевооружения на новую технику чревато недопустимо высокой нагрузкой на экономику в период 2010-2015 гг., когда для поддержания минимально допустимого уровня обороноспособности страны придется выделять на национальную оборону до 5-6% ВВП.

    Как ни велико значение военного экспорта для сохранения научно-производственного потенциала оборонных отраслей, основа функционирования ОПК любого государства - оборонный заказ, поскольку и экспортный потенциал определяется, в конечном счете, наличием внутреннего заказа. Опыт мировой торговли таким специфическим товаром, как оружие, свидетельствует о малой эффективности маркетинговых усилий, направленных на продвижение на внешний рынок ВВТ, не закупаемых для своих Вооруженных Сил. Отсутствие ясной перспективы по программам создания вооружений новых поколений в интересах Минобороны России, способных стать мощным катализатором интеграционных процессов, ощутимо сдерживает реформирование ОПК.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Реализация широкомасштабных национальных программ приобретения в интересах Минобороны России ВВТ новых поколений создаст оптимальные условия для становления мощных российских оборонных холдингов и существенно облегчит им процесс выстраивания отношений долгосрочного, равноправного сотрудничества с корпорациями зарубежных стран, в том числе Запада.

    Несмотря на промахи и ошибки, допущенные в ходе адаптации ОПК к рыночным условиям, научно-производственный и кадровый потенциал отрасли в основном сохранен. России удалось восстановить свои позиции на мировом рынке оружия. Главное, в чем сегодня остро нуждается оборонный комплекс - это эффективное государственное управление и адресная государственная поддержка, включая налоговые преференции.

    Решение этих фундаментальных вопросов крайне осложнено несовершенством нормативно-правовой и законодательной базы (требуется внесение принципиальных изменений в десятки законодательных актов Российской Федерации). В условиях очевидного дефицита времени наиболее целесообразным представляется вариант разработки конституционного закона о реформировании оборонного комплекса страны и его функционировании в переходный период, строго регламентирующего отчисление на нужды национальной обороны как минимум 4-4,5% ВВП с возможностью финансирования гособоронзаказа за счет дефицита федерального бюджета, а также прочих направлений государственного регулирования и государственной поддержки ОПК, включая регулирование процессов приватизации.


    РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2 Военная безопасность представляет собой такое состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, которая позволяет нейтрализовать, пресечь попытки деструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересам личности, общества, государства, мировому сообществу, обеспечить суверенитет страны, ее стабильное и поступательное развитие «Мы ни при каких условиях не откажемся от потенциала стратегического сдерживания и будем его укреплять» (В.В. Путин, Президент Российской Федерации)


    МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Международная военная безопасность – определенное состояние отношений между государствами и народами, при котором их интересам не угрожают внешние военные опасности и угрозы, обеспечивается мирный и стабильный прогресс человечества, возможность народов самостоятельно выбирать путь своего развития, своевременная нейтрализация и прекращение военных конфликтов и локальных войн отказ от диктата, насилия в отношениях между государствами и народами; равенство прав и уважение интересов безопасности всех государств; ненанесение ущерба безопасности других стран; формирование отношений между государствами на основе баланса интересов, сотрудничества и доверия; сбалансированное сокращение военных сил и вооружений, прежде всего, оружия массового уничтожения, при согласованном контроле над разоружением. ограничение насилия создание и постоянное совершенствование механизмов безопасности воплощение согласованных норм и принципов глобальной безопасности в договорных обязательствах государств и создание эффективных систем контроля за их пунктуальным выполнением ориентация на политические и невоенные средства при защите от военных опасностей и угроз 3


    РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 4 Региональная военная безопасность представляет собой определённое состояние отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечиваются социально-политическая стабильность в нем, успешное противодействие военным опасностям и угрозам, давлению или агрессии против государств региона ограниченные возможности государств региона и их неспособность обеспечить военную безопасность своими силами политическая воля государств по созданию механизмов коллективной защиты СНГ - ОДКБ НАТО Организация африканского единства (ОАЕ) ОБСЕ Лига арабских государств (ЛАГ) Организация американских государств (ОАГ)


    НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1. Военная безопасность представляет собой поддержание оборонного потенциала на уровне достаточном для обеспечения эффективной обороны и разрешения кризисных ситуаций в непосредственной близости от страны. 5 Военная безопасность государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять 2. Военная безопасность – это защищенность страны от вооруженной агрессии и готовность к вооруженной защите населения, целостности территории и суверенитета страны. 3. Военная безопасность - защищенность жизненно важных интересов государства, обеспечиваемая использованием военной организации по ее прямому назначению. 4. Военная безопасность - состояние межгосударственных отношений и обороноспособности страны, которое сдерживало бы другие страны от развязывания войны или вооруженной агрессии.


    СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6 вид деятельности направленной на предотвращение военной опасности, ликвидацию военных угроз система идей и взглядов на защиту государства и общества, определенную идеологию состояние общественных отношений, которому свойственна защищенность интересов государства (личности, общества) от угроз, связанных с силовым решением международных и внутриполитических проблем общественный государственный военный свойство социальной системы сохранить собственную стабильность – то есть возможность устойчивого динамичного развития, целостность, самостоятельность – вопреки внешней экспансии система государственных институтов, призванных защищать общество и его граждан от военной экспансии и силового давления внутренних сепаратистов способность государства отстаивать свои жизненно важные интересы


    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Военная безопасность связана с необходимостью реагирования на особый вид опасностей и угроз – военных 7 Военная безопасность определяется состоянием защищенности страны от реальных и возможных военных опасностей и угроз. Военная безопасность прямо детерминирована способностью общества и государства устранить возникающие военные опасности и угрозы. «По-прежнему существуют неразрешенные проблемы, актуальность и острота которых со временем только возрастает. … Но, к сожалению, есть такой пережиток холодной войны, как дефицит доверия, который не позволяет нам быстро двигаться вперед. Остро стоит проблема ПРО, опять же, одностороннее наращивание ракетного потенциала создает существенные препятствия для неделимости евробезопасности» (С.К. Шойгу, министр обороны РФ)


    ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стимулирование активности всех социальных и политических сил, интеграция их усилий по защите всеми средствами, в том числе и военными, национальных, региональных и глобальных интересов страны от попыток враждебных сил нанести им ущерб военными средствами. Разработка и принятие мер по предотвращению и нейтрализации потенциальных и реальных военных угроз для демократического, прогрессивного развития страны. Создание и подготовка Вооруженных сил, способных противостоять существующим и возможным опасностям и угрозам, определение правовых основ, принципов и способов использования этих сил для обеспечения национальной безопасности. Руководство и управление действиями силовых структур по вооружённой защите интересов личности, общества и системы государственной власти, территориальной целостности и национальной независимости государства от внешних и внутренних военных опасностей и угроз, противодействие вооруженным деструктивным акциям политических и криминальных групп. 8


    9 Обеспечение гарантий социально-политической стабильности общества, поддержание правопорядка и законности, гражданского мира в стране. ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совершенствование государственного сотрудничества в военной области в целях создания эффективной системы коллективной обороны и представительства интересов государства на региональном и глобальном уровнях. Своевременное выявление военных опасностей и угроз, прогнозирование их эволюции и возможных последствий для страны в ближайшее время и отдалённом будущем, корректировка на основе прогностических данных содержания военной политики; создание условий для предотвращения или безболезненной для общества нейтрализации возможных опасностей и угроз.


    10 Механизм обеспечения военной безопасности представляет собой систему элементов военной безопасности, взаимодействие которых позволяет определить и спрогнозировать военные опасности и угрозы, разработать стратегию и организовать на основе нормативно-правовой базы скоординированную военно-политическую деятельность по их устранению в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства Объекты обеспечения военной безопасности государство общество личность Субъекты обеспечения военной безопасности институты, органы, организации и лица, действующие в системе военной безопасности и решающие задачи ее обеспечения в соответствии с определенными возможностями, полномочиями и компетенцией. Нормативно- правовой компонент Теоретико- исследовательский компонент Предметно- деятельностный компонент ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


    ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ взаимообусловленность военной безопасности государства, региональной и международной военной безопасности; обеспечение военной безопасности страны с учетом интересов других государств; отношение к военной безопасности как к одному из важнейших приоритетов политики государства и институтов гражданского общества; обусловленность эффективности системы военной безопасности состоянием общества, основными его целями и перспективами развития; реалистическое сдерживание; применение военной силы должно происходить на основе права и лишь тогда, когда исчерпаны, оказались неэффективными все невоенные способы обеспечения безопасности; использование Вооружённых Сил осуществляется решительно, последовательно и планомерно, по принципу эскалации вплоть до ликвидации вооруженной попытки нанести ущерб жизненным интересам граждан, общества, государства, создания выгодных для Отечества условий заключения мира; применение военной силы не допускается против мирных граждан или для достижения внутриполитических целей; Вооружённые Силы участвуют в войнах и вооружённых конфликтах для решения приоритетных военно-стратегических задач, отвечающих интересам страны, её союзническим обязательствам. 11


    12 Национальная оборона - это особый вид общественного блага, выгоды от которого определяются не только затратами страны на оборону, но и степенью агрессивности потенциальных врагов. Чем ниже агрессивность, тем меньше средств понадобится для обеспечения надлежащего уровня обороны государства Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств). Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем: развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, совершенствования системы управления военной организацией государства, реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.


    13 Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем: УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны


    14 Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет: совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил. УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ Для этого: уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.


    15 Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств. УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого- либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).


    16 ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам России; попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность; развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Россией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях; создание и развертывание систем стратегической ПРО, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; территориальные претензии к России и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; распространение ОМП, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;


    ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений; применение военной силы на территориях сопредельных с Россией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права; наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Россией и ее союзниками государств; распространение международного терроризма; возникновение очагов напряженности в районах, прилегающих к государственной границе России и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира. 17


    Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации. «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются» (Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи) 18


    19 ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.


    ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ непредсказуемость возникновения 20 наличие широкого спектра военно- политических, экономических, стратегических и иных целей возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)


    НАПРАВЛЕНИЯ ПАРИРОВАНИЯ УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Развитие и поддержание военной организации на уровне адекватном существующим и потенциальным угрозам государства. Своевременное и полное финансово-экономическое обеспечение всех мероприятий связанных с развитием военной сферы. Совершенствование военного законодательства, укрепление нормативно- правовой базы деятельности, развития и применение Вооруженных Сил. Качественное совершенствование Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, накопление военно-обученных ресурсов. Обеспечение скоординированного строительства и деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов управления в интересах выполнения ими задач обеспечения военной безопасности страны. Недопущение военно-технического и технологического отставания по основным направлениям развития Вооруженных Сил и военной техники Обеспечение надежной защиты, непроницаемости государственных границ, противодействие расширению НАТО на Восток и зон влияния этого блока. Эффективное использование военной силы для преодоления сепаратистских тенденций и ликвидации преступных бандформирований, пресечение вооруженных конфликтов. Участие в миротворческих операциях и борьба с международным терроризмом. Укрепление военного сотрудничества с союзными государствами, координация действий с ними в строительстве Вооруженных Сил. 21