• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

    Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

    «Застой» в экономической сфере

    В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

    Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

    Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

    С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

    Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

    Причины общей неудачи реформ:

    1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
    2. Продолжающееся падение производительности труда.
    3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

    Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

    По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

    Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

    «Застой» в политической сфере

    В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

    Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

    7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

    Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

    Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

    Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

    1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
    2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
    3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

    Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

    После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

    В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

    «Застой» в духовной сфере

    Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

    С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

    «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

    Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

    Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

    Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

    Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

    Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

    Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

    Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

    Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

    В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

    Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

    В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

    СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

    Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

    В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

    Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

    Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

    СССР в период «развитого социализма»

    Особенности периода и его этапы

    Двадцатилетие от Хрущева до Горбачева образно называют периодом «застоя», что конечно весьма условно. Определенное развитие продолжалось, но все большее нарастание противоречий. Условно можно выделить три периода:

    вторая половина 60-х гг. - попытки реформ;

    первая половина 70-х гг. - победа консервативных тенденций, но еще относительно стабильное состояние; стояние экономики;

    со второй половины 70-х гг. - явный упадок экономики, всеобщий развал в т.ч. и в силу потери Брежневым работоспособности.

    Значительной спецификой отличается первый этап. В первые годы после смещения Хрущева политика нового руководства отличалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, с самого начала прослеживалось стремление к свертыванию демократических преобразований (начало восхваления Сталина, в 1966 г. - процесс над Даниэлем и Синявским). С другой стороны, состояние экономики требовало проведения хотя бы минимума назревших преобразований. Поэтому в первое время после прихода к руководству Брежнева курс правящих кругов парадоксальным образом сочетал консервативные и реформистские тенденции. Перелом с 1968 г. - после интервенции в Чехословакию - усиление консервативных тенденций, все больший отказ от реформ. На XXIV съезде (1971 г.) было провозглашено вступление СССР в стадию «развитого социализма». Это стало как бы официальной идеологией «застоя»: из концепции вытекало, что все основные проблемы уже решены.

    Социально-экономическое развитие.

    Промышленность. В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы в промышленности («косыгинская реформа»). Сущность - расширение самостоятельности предприятий, переход от показателя валовой продукции к реализованной продукции, - словом допущение элементов рыночной экономики. Первые шаги реформы вселяли надежду, - ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка (1966-1970) оказалась самой удачной за все советские годы.

    Однако по мере нарастания консервативных тенденций реформа сворачивается. Вновь основным в управлении экономикой становятся сверхцентрализация, мелочная регламентация, диктат. В результате темпы экономического роста все более падают, нарастает застой. Уже в десятой пятилетке (1976-1980) - план по промышленности выполнен лишь наполовину и это при условии, что промышленность всегда имела приоритет. СССР все больше отстает в НТП, особенно в электронике - даже в военной сфере, куда бросались основные средства. К середине 80-х гг. в США использовалось около 800 тыс. ЭВМ, а в СССР - 50 тыс.

    Сельское хозяйство. Еще более резко тенденции застоя и кризиса проявились в сельском хозяйстве. В марте 1965 г. была объявлена реформа: расширялась самостоятельность колхозов и совхозов, усиливалось финансирование. При Брежневе в сельское хозяйство было вложено средств больше, чем за все прошлые годы советской власти. Но затем - отказ от реформы, возвращение к диктату. Огромные средства использовались нерационально (строительство животноводческих комплексов, мелиорация). В начале 80-х гг. - резкое ухудшение продовольственного снабжения, введение талонов. И это при условии огромных закупок за рубежом за счет «нефтедолларов».

    Социальная сфера. При Брежневе значительный рост денежных доходов - повышение зарплаты, пенсии колхозникам. Многие люди получили квартиры, купили холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.д. сложился определенный средний стандарт уровня жизни. Но доходы росли быстрее, чем производство, усиливался дефицит как выражение инфляции. Кругом очереди, главная проблема - «достать». Обобщающим показателем деградации экономической системы явилось снижение продолжительности жизни населения, - по этому показателю к середине 80-х гг. страна оказалась отброшенной на 50-е место в мире, отстав даже от многих развивающихся стран.

    Политическая и духовная жизнь общества.

    Основные тенденции. Политическое развитие общества в брежневский период характеризуется все более заметным расхождением между официальной мифологией и реальными процессами.

    На словах провозглашаются задачи «развития социалистической демократии», много говорится об укреплении законности, повышении общественной активности народа и т.п. В 1977 г. разворачивается шумная пропагандистская кампания в связи с «всенародным обсуждением» и принятием новой Конституции СССР. Формально она в сравнении с Конституцией 1936 года представлялась значительным шагом в демократизации советского общества, расширении прав граждан.

    Реально же политическая жизнь характеризовалась нарастанием консервативных тенденций, усилением всевластия бюрократии, административного диктата, подавлением всех инакомыслящих. В годы «застоя» номенклатура все более превращается в замкнутый слой, который распоряжается всеми ресурсами общества в собственных интересах. Стабильность положения правящего слоя, достигнутая в результате прекращения массовых репрессий и перемещений, превращается в практическую несменяемость, распространяется «геронтократия», полная бюрократизация власти.

    Наиболее яркое выражение деградации режима - культ Брежнева. Особенно с середины 70-х гг. - небывалые восхваления, бесконечные награды. Между тем в это время он фактически теряет работоспособность, страна оказывается почти неуправляемой.

    Подавление инакомыслящих. В стране не было серьезной оппозиции режиму, но даже немногие Инакомыслящие подвергались преследованиям. В 1966 г. осуждены писатели А.Синявский и Ю.Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А.И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др. В 1980 г. выслан в Горький Сахаров.

    Немногочисленное демократическое движение («диссиденты») занималось, прежде всег,о правозащитной деятельностью. Основное издание ХТС, где сообщалось о всех нарушениях прав человека. Среди правозащитников получили известность В. Буковский, А. Марченко Л. Богораз, Ю. Галансков и др. Все они подверглись различным репрессиям. Подавление инакомыслящих еще в большей мере усиливало застойные тенденции.

    ТЕМА №14. “Эпоха застоя” и кризис административно-командной системы в СССР в середине 60-х – первой половине 80-х гг. ХХ в.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ:

    Введение.......................................................................................................... 3

    1. Кризис “развитого социализма”. “Эпоха застоя”...................................... 4

    2. Внешняя политика Советского Союза в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ХХ в............................................................................................................... 18

    3. Дискуссии о сущности советской социально-экономической системы... 22

    Заключение.................................................................................................... 26

    Литература.................................................................................................... 27

    Введение.

    Главный реформатор 50-х годов Н. С. Хрущёв при всей прогрессивности многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить её предрассудки, а частично и её методы, приёмы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непоследовательность, колебания. К тому же Н. С. Хрущёву не хватало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал на реорганизации структур административного управления, на сохранение в неприкосновенности существовавших форм собственности, экономического механизма и социально-политической системы.

    Вторая половина 60-х – первая половина 80-х гг. ХХ века оценивается в литературе с диаметрально противоположных позиций. Убеждённые сторонники коммунистической перспективы считают их действительно “развитым социализмом”, а противники характеризуют как застой и чуть ли не движение вспять. Процессы, происходившие в эти годы в различных сферах жизни общества, более сложны и многоплановы. В этот период выделяются два этапа: 1964 – 1968 гг. и 1968 – 1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух традиций – демократической и консервативной. Последняя явно превалировала и стала ведущей на втором этапе.

    В 70 – 80-е гг. ХХ века в советском обществе зарождаются и постепенно набирают силу тенденции, сигнализирующие о том, что финал неумолимо приближается. Директивная плановая система и государственная собственность приобретают своего спутника в виде теневой экономики, официальная идеология – диссидентства, “нерушимый блок” коммунистов и беспартийных – в нарастающей аполитичности масс, КПСС как “ум, честь и совесть нашей эпохи” – в старческом маразме руководителей, пути на стирание классовых различий противостоит растущий разрыв в материальном положении отдельных социальных групп. Фактически в обществе в эти годы сложились и вызрели внутренние механизмы и силы демонтажа такого реального социализма.

    Кризис “развитого социализма”. “Эпоха застоя”.

    Политический переворот. Отставка Н. С. Хрущёва. В конце сентября 1964 г. Н. С. Хрущёв, проведший 135 дней в официальных зарубежных поездках, отправился в Сочи на отдых. Воспользовавшись его отсутствием, коллеги Хрущёва собрали 12 октября 1964 г. заседание Президиума, а 13 октября 1964 г. – пленум ЦК КПСС. По возвращении в Москву 13 октября Хрущёв предстал перед Президиумом, от имени которого с требованием отставки выступил Суслов. Хрущёв надеялся восстановить своё положение через ЦК КПСС, как это было уже в 1957 г., но решением ЦК стало отстранение Хрущёва от всех его должностей. Пленум ЦК, отмечалось 15 октября 1964 г. в советских газетах, “удовлетворил просьбу товарища Хрущёва об освобождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья”.

    Пост 1-го секретаря ЦК КПСС занял Леонид Ильич Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал Алексей Николаевич Косыгин.

    К причинам отставки Н. С. Хрущёва можно отнести:

    · Оппозиционность бюрократии (номенклатуры). Недовольство номенклатуры вызвала реформа управления 1957 г. по расформированию центральных министерств, лишившая своих постов в столице большое количество высших чиновников.

    XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) принял новый Устав КПСС, вдохновляемый принципами демократии и коллегиального руководства, подчёркивал необходимость периодического обновления кадров руководящих органов на всех уровнях от первичной ячейки до Президиума ЦК. Члены ЦК и Президиума ЦК могли оставаться на своих постах, если за них при голосовании подавалось ¾ голосов “за”. Эта реорганизация партии в 1961 – 1962 гг. заставила многих аппаратчиков опасаться потери своих постов.

    · Оппозиционность военных. Решающую роль в этом сыграла опала Г. К. Жукова в 1957 г. и резкое сокращение армии. Оно происходило в соответствии с идеями Хрущёва о “всеядерном будущем, при котором обычные вооружения подлежали сокращению”.

    · Просчёты внутренней и внешней политики. Задуманные реформы не приносили желаемого результата. С начала 60-х гг. начался стабильный рост цен и налогов, сократились темпы жилищного строительства. Н. С. Хрущёва обвиняли в развале сельского хозяйства, в ослаблении обороноспособности страны.

    Во внешней политике в вину Хрущёву ставили развал социалистического лагеря, обострение напряжённости в отношениях с США, “волюнтаризм”.

    Заговор против Хрущёва был осуществлён на высшем государственном уровне. В нём участвовали: члены ЦК Суслов, Шелепин, Брежнев, министр обороны Малиновский, глава КГБ Семичастный, секретари обкомов партии. Новое поколение партаппаратчиков, пришедшее к власти после сталинских чисток, уже чувствовала всевластие аппарата и не испытывала страха перед вождём.

    Отставка Хрущёва означала: отказ от энергичного проведения реформ; стремление высших партийных руководителей к сохранению коллективной власти и всестороннему контролю всех сторон жизни государства и общества; намерение избавиться от нестабильности, характерной для хрущёвских преобразований; тенденцию к стабилизации работы административной системы.

    Достигнутый на основе консервативных политических ценностей консенсус внутри руководства не позволял ему всё же отказаться от некоторых перемен 50-х гг., от линии на повышение уровня жизни и поддержания высоких темпов развития, альтернативой которым могло быть только возвращение к террору, как методу управления государством.

    Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ.

    В действиях коллективного руководства в 1964 – 1965 гг. отразились два трудно сочетаемых аспекта: с одной стороны – политический консерватизм, с другой – технократические ценности и попытки экономических реформ.

    Ядро новой правящей верхушки составили: Брежнев, Косыгин, Суслов, Подгорный, Шелепин, Шелест.

    Экономическая реформа. Экономическая реформа началась в 1965 г. с проведения новой административной централизации – упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств.

    Были созданы крупные государственные комитеты: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

    Предприятия получили некоторую “автономию”, самостоятельность путём введения системы хозрасчёта. Ещё в 1962 г. в “Правде” была опубликована статья профессора Либермана “План, прибыль, премия”, где излагались идеи хозрасчёта, в частности, предлагалось установить в качестве критерия оценки деятельности предприятия – рентабельность. Либерман был за предоставление самостоятельности предприятиям. Таким образом, Либерман вплотную подходил к концепции “рыночного социализма” чехословацкого экономиста О. Шика, провозглашавшей планируемые цены, но самостоятельность в определении ассортимента и количества продукции.

    Экономическая реформа Косыгина – Либермана была изложена 4 октября 1965 г. в двух постановлениях: Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и о государственном производственном предприятии при социализме.

    Параллельно с сокращением валовых показателей несмотря на их несовершенство (заключавшееся в проблеме повторного счёта – в стоимость валовых показателей включались промежуточные стадии производства и цена конечного продукта, например, валовой общественный продукт включал в себя цену зерна, цену муки, цену произведённого хлеба, розничную цену хлеба), были введены новые, например, стоимость реализованной продукции.

    Изменялась система планирования. В случае перевыполнения плана рабочим выплачивались премии, а вышестоящие органы, как раньше, не могли изменять план в ходе его выполнения.

    Для стимулирования инициативы предприятия часть доходов оставалась в распоряжении предприятия.

    Фонды стимулирования, заменившие директорский фонд, были разделены на три части:

    1) фонд материального поощрения, распределение которого контролировалось общим собранием трудового коллектива;

    2) фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья и социальных объектов;

    3) фонд самофинансирования для нужд обновления производства.

    В 1967 г. возник Щёкинский эксперимент, по которому Щёкинскому химкомбинату определили стабильный фонд заработной платы на 1967 – 1970 гг. Вся экономия этого фонда, полученная за счёт роста производительности труда и сокращения работавших людей, поступила в распоряжение трудового коллектива. В результате выросла заработная плата. Высвобождаемые люди переводились на новые мощности. За счёт прибыли было построено жильё, предприятия соцкультбыта.

    Однако вскоре на комбинате стали увольнять рабочих и специалистов. Средства стали изымать вышестоящие организации, и через несколько лет эксперимент закончился.

    Предназначенные для рабочих премии составили лишь 3 % от зарплаты, что было явно недостаточно, чтобы вызвать заинтересованность в результатах труда. Фонд на социальные нужды не предусматривал обеспечение стройматериалами. Фонд самофинансирования не мог быть эффективно использован по причине слабой координации между промышленностью и научными изобретениями. От разработки до массового производства проходило в среднем 6 – 8 лет.

    Главной причиной сбоев в экономике была “ведомственность”, явление возникшее ещё в 30-е гг. как следствие утверждения принципа вертикального подчинения в системе министерского управления. Каждое нижестоящее звено иерархической пирамиды непосредственно взаимодействовало только с вышестоящей инстанцией. Не существовало прямых горизонтальных связей между предприятиями, если они принадлежали разным министерствам. Именно отсутствие горизонтальных связей между предприятиями стало основой кризиса экономики СССР.

    Противоречия реформы отражали глубокие расхождения между Брежневым и его сторонниками, выступавшими за политический консерватизм, основанный на стремлении стабилизировать систему через насаждения отношений личной преданности, и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами реформ.

    До середины 70-х гг. ХХ века главными оппонентами в выборе экономической стратегии были Брежнев и Косыгин. Для Брежнева были следующие приоритеты: сельское хозяйство, тяжёлая индустрия, оборона и освоение Сибири. Для Косыгина – лёгкая промышленность – основа повышения уровня жизни граждан.

    Проповедовавшийся Брежневым и Сусловым политический консерватизм окончательно утвердился во второй половине 70-х гг. Столкновение амбиций и личное соперничество привели к отстранению от государственной власти Шелепина, ставшего председателем Центрального Совета Профсоюзов, и Подгорного, назначенного на пост председателя Президиума Верховного Совета.

    Заметно стало продвижение руководителей, усиливающих положение Л. И. Брежнева – Кириленко, Черненко, Кунаева, Щербицкого, Щёлокова.

    Одним из примечательных фактов политической жизни конца 60-х – начала 70-х гг. было зарождение настоящего культа личности Л. И. Брежнева. Происходит выдвижение Брежнева на первый план внутри “коллегиального руководства”.

    Брежнев становится Генеральным секретарём, получает 7 орденов Ленина, 5 звёзд Героя Советского Союза и Социалистического Труда. Он был удостоен Ленинской премии мира, Ленинской премии по литературе за 3 брошюры: Малая Земля, Возрождение, Целина. В 1975 г. Брежнев стал генералом армии, а в 1976 – Маршалом Советского Союза.

    В 1977 г. Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Однако это не было возвращение к культу личности сталинского типа. Концентрация в руках Брежнева не нарушала политической стабильности.

    Персонализация власти в руках Брежнева шла на фоне функционирования политических механизмов. Регулярно и без срывов созывались партийные съезды, пленумы ЦК.

    Советское партийное руководство отказалось от мифа о переходе к коммунизму и ввело новое понятие “развитого социализма”.

    Это новое понятие позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью; объясняло необходимость экономической реформы.

    В 1962 г. была создана Конституционная комиссия, которой понадобилось 15 лет для выработки новой Конституции страны.

    В Конституции 1977 г. отмечалось формирование общества “развитого социализма”. Решительно утверждалась ведущая роль КПСС. Более того, Конституция формально узаконивала КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра политической системы государства.

    Конституция провозглашала участие трудящихся в управлении государством через систему Советов, в которые избирались народные депутаты, что соответствовало представлению об общенародном государстве, заменившем понятие диктатуры пролетариата.

    Однако реальность сильно отличалась от деклараций. Советы, верховный и местные, реальной властью не обладали. Профсоюзы давно перестали восприниматься как органы по защите экономических прав трудящихся. Общественные организации носили официальный характер. Так, комсомол был школой для будущих партийных функционеров. Партия расслаивалась на правящие “верхи” и партийные “низы”. Социальный статус личности напрямую зависел от партийной принадлежности.

    Период развитого социализма стал эпохой расцвета советской партийно-хозяйственной верхушки, которая фактически превратилась в особую привилегированную прослойку общества, отличавшуюся своими собственными законами пополнения кадров, иерархией должностей.

    Номенклатура – список должностей, замещение которых происходило путём назначения сверху. Окончательное формулирование советской номенклатуры относится к брежневскому периоду.

    Многие исследователи признают номенклатуру настоящим классом, со всеми классовыми признаками:

    · наличие властно-распорядительных функций и фактическое присвоение номенклатурой материальных благ;

    · определённый набор привилегий, присущий только этой общественной группе;

    · сплочённость на основе общности интересов;

    · корпоративность или “семейственность” (клановость);

    · персонализация власти;

    · замкнутость.

    Эта правящая элита старательно поддерживала коллегиальность в руководстве. Новый вождь – Брежнев в последние годы правления, стареющий и впадающий в маразм, беспомощный, использовался как символ.

    Со второй половины 70-х гг. защищаемые Брежневым приоритеты в экономике – тяжёлая промышленность, оборона, сельское хозяйство, освоение Сибири – стали первоочередными задачами.

    Сдвиги к лучшему должны были быть достигнуты благодаря нововведению, заключающемуся в пропаганде с 1979 г. “бригадного подряда” или метода строителя Злобина. Идея была проста: группа рабочих брала на себя обязательство выполнить порученную ей работу к определённому сроку, как правило, с опережением, не допуская брака и увеличения стоимости работ. Работу и оплату бригада распределяла самостоятельно.

    Экономические реформы привели к созданию большого количества новых административных структур (министерств, главков), введению огромного количества плановых и производственных показателей, цифр, объёмистой отчётности и росту управленческого аппарата предприятий и министерств, но практически не отразилась на повышении производительности труда.

    В 1970 – 1985 гг. наметилось падение темпов экономического роста в промышленности (с 8,4 % во второй половине 60-х гг. – до 3,5 % в 1985 г.) в сельском хозяйстве (с 4,3 % до 1,4 %), в производительности труда (с 6,3% до 3 %), в объёмах инвестиций (с 7,5% – до 1,8%).

    Со второй половины 70-х гг. СССР превращается в сильно урбанизированную страну, пережившую демографический кризис и экономика исчерпывает резервы свободной рабочей силы.

    Неэффективность реформ по интенсификации производства заставляла власти искать выход из тяжёлой ситуации. В 1973 – 1975 гг. мировую экономику потряс энергетический кризис, вызванный повышением цен членами картеля ОПЕК на нефть.

    Выход был найден, таким образом, в широком экспорте сырья и энергии, в основном нефти и газа. Полученные от продажи “нефтедоллары” тратились на закупку зерна и ввоз в страну западного оборудования. Массовая закупка иностранной техники рассматривалась руководством страны как альтернатива экономической реформе.

    Однако в 70-е гг. на западе в ходе энергетического кризиса создаются энергосберегающие технологии, и цены на мировом рынке на нефть и газ резко упали, что нанесло ощутимый удар по экономике СССР.

    Огромные средства шли на ВПК, превратившийся в самую мощную индустрию в СССР. Падение темпов экономического роста сменилось “застоем”, темпы приблизились к нулю.

    Оборудование морально устарело и было изношено с 30-х гг. Огромным было отставание в научно-техническом плане. Страну практически не затронула массовая компьютеризация, развернувшаяся на Западе.

    К началу 80-х гг. промышленность оказалась в глубоком застое.

    Сельское хозяйство. Сельское хозяйство стало приоритетнейшей отраслью народного хозяйства при Брежневе. За 1965 – 1985 гг. сумма капиталовложений в сельское хозяйство составило около 670 млрд. рублей, что составляло более 1/5 всех инвестиций.

    Был ослаблен контроль над колхозами, до которых доводился план на 5 лет по стабильным ценам; приём сверхплановой продукции стал осуществляться по более высоким ценам (не менее чем на 50 %); последовательно повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; была произведена замена оплаты труда колхозников по трудодням на ежемесячную зарплату; колхозникам предоставлялись социальные льготы – на пенсию, право на страхование. Им впервые (!) были выданы паспорта.

    Однако эти меры не могли остановить массовое бегство населения из сельской местности в города.

    В 1977 г. и в 1981 г. был принят ряд мер в поддержку личных приусадебных хозяйств, была увеличена в 2 раза площадь приусадебных участков, сняты ограничения на поголовье домашнего скота; разрешено брать кредиты для обустройства домашних хозяйств.

    Началась широкая компания по химизации почв, почти вдвое увеличились поставки минеральных удобрений, была проведена в 1977 – 1978 гг. реформа системы управления сельским хозяйством, созданы “производственные объединения”, а позднее в 1982 г. АПК (аграрно-промышленные комплексы) с целью сближения перерабатывающих предприятий с непосредственными производителями сельхозпродукции. Для усиления личной заинтересованности колхозников в результатах труда вводился бригадный подряд с оплатой по конечному результату.

    Однако все эти меры не привели к значительным результатам в сельском хозяйстве. В сборе урожая потери достигали 40 % из-за плохого хранения и переработки сельхозпродукции. СССР по-прежнему был лидером по закупке хлеба.

    О кризисе свидетельствовал ряд симптомов: резкое падение темпов экономического роста, производительности труда, уменьшение потребления в результате усиливающегося дефицита.

    Среди долгосрочных тенденций кризиса важную роль играли:

    · демографический кризис и уменьшение доли трудоспособного населения. Теперь темпы роста зависели только от роста производительности труда. В надежде быстро поднять производительность труда правительство пошло на массовую закупку иностранной техники и технологии.

    · Постоянное смещение сырьевой базы на восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему транспорта.

    · Физический износ и старение оборудования.

    · Рост военных расходов.

    · Кризис организации труда.

    По мнению академика Заславской в “Новосибирском докладе” 1983 г. (и её сторонников, объединившихся вокруг журнала “ЭКО”) причина кризиса – в неспособности существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

    Советская экономическая система отличалась чрезмерной централизацией, директивным планированием, отсутствием рыночного ценообразования, контролем материального стимулирования центром, запрещением индивидуально-трудовой деятельности.

    В этом скрывался порок системы в целом: трудящиеся могли рассчитывать только на деятельность в госсекторе. Любая личная инициатива считалась нелегальной и относилась к теневой экономике.

    Не менее существенное значение в подрыве материальной заинтересованности играл постоянный дефицит товаров, делавший бессмысленным стремление к более высокому заработку.

    Академик Заславская считала необходимым допустить частную инициативу, определив оптимальную, с точки зрения общества, её сферу приложения.

    Радикальные экономисты во главе с академиком Аганбегяном, руководившим журналом “ЭКО”, прогнозировали в 1982 – 1984 гг. возможность трёх вариантов реформ.

    1) Первый сводился к программе стабилизации экономики. Предусматривал улучшения без кардинальных изменений, расширяя права предприятий, развивая прямые горизонтальные связи.

    2) Второй представлял собой “умеренную” реформу, с сокращением большинства отраслевых министерств.

    3) Радикальная реформа с упразднением всех экономических министерств. Предприятия получали свободу, самую широкую самостоятельность в управлении.

    Одним из существенных последствий урбанизации стало, по мнению Яницкого, возникновение “городских микромиров”. Развитие городских микромиров привело к возникновению неформальных объединений, которые начали играть важную роль в формировании общественного мнения. Показателен пример В. Высоцкого, умершего в 1980 г. песни которого слушала вся страна.

    Внимание привлекает феномен диссидентства – наиболее радикального выражения несогласия.

    Его символом стало выступление 25 августа 1968 г. против советской интервенции в ЧССР, состоявшееся на Красной площади. В нём участвовало 8 человек: студентка Баева, лингвист Бабицкий, филолог Богораз, поэт Делонэ, рабочий Дремлюга, физик Литвинов, искусствовед Файнберг, поэтесса Горбаневская.

    Наиболее активные формы протеста были характерны для трёх слоёв общества: творческой интеллигенции, верующих и национальных меньшинств.

    Новый идеолог Суслов не скрывал своего желания покончить с эпохой культурной оттепели.

    В сентябре 1965 г. были арестованы писатели Синявский и Даниэль, за то, что издали за границей под псевдонимами, свои произведения, которые затем уже были введены в СССР. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Реакцией стало письмо 63 членов Союза писателей и 200 других представителей интеллигенции к XXIII Съезду и в Президиум Верховного Совета СССР, требовавших освободить писателей. Однако за эти последовали новые аресты.

    В конце 60-х гг. основные течения диссидентов объединились в “Демократическое движение”, представлявшее три идеологии:

    1) подлинный марксизм-ленинизм, представленный Роем и Жоресом Медведевыми.

    2) Либерализм в лице Сахарова.

    3) Христианская идеология А. Солженицына.

    Идея подлинного марксизма-ленинизма состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма-ленинизма и возвращение к истокам позволило бы оздоровить общество.

    Программа Сахарова считала возможной эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности.

    Солженицын предлагал ценности христианской морали как основу жизни общества и, следуя традициям славянофилов, подчёркивал специфику развития России.

    Благодаря деятельности Сахарова и Солженицына диссидентство, едва заметное и изолированное в своей собственной стране, нашло признание за границей. Вопрос о правах человека в СССР стал международной проблемой первой величины.

    В СССР были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. Сахаровым; члены группы наблюдения за выполнением Хельсинских соглашений, созданной в 1975 г. Ю. Орловым, участники национальных движений Украины, Прибалтики, Армении, Грузии.

    Диссидентов помещали в психиатрические больницы (дело Григоренко 1969 г.; дело Плюща 1972 г.; дело Шаранского 1978 г., изгнание А. Солженицына в 1974 г., ссылка Сахарова в Горький в 1980 г.).

    Были и скандалы, вызванные “предательством” советских артистов, оставшихся во время гастролей за границей и лишённых советского гражданства, например, Ростропович.

    Недовольство рабочих проявлялось в пассивных формах: низкой производительности труда, прогулах, алкоголизме.

    Среди проявлений несогласий с официально признанными нормами и ценностями были: протест части молодёжи, увлечённой поп и рок музыкой; экологические компании (например, против загрязнения озера Байкал и поворота рек Сибири в Среднюю Азию); критика деградации экономики молодыми технократами; создание произведений художественного творчества (литературы и кино).

    10 ноября 1982 г. умер Л. И. Брежнев. 12 ноября 1982 г. ЦК КПСС назначил генеральным секретарём Ю. В. Андропова. Репутация сторонника наведения порядка обеспечила Ю. В. Андропову поддержку тех, кто выступал за необходимые перемены.

    Во внутренней политике Ю. В. Андропов попытался покончить с проявлениями коррупции.

    В 1982 г. прогремело несколько скандальных дел, раскрытых КГБ (дело Романова с сервизом Екатерины II для свадьбы дочери; большое икорное дело; бриллиантовая история Чурбанова и Г. Брежневой.

    Андропов предложил самый простой и дешёвый способ, чтобы приостановить падение производительности труда: борьбу с расточительством и повышение дисциплины труда.

    Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся; проверка удостоверений личности в магазинах, с целью обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время; налёты милиции в кинотеатры, банки с той же целью; изменение часов работы магазинов, чтобы дать возможность населению делать покупки не в рабочее время.

    Смерть Ю. В. Андропова в феврале 1984 г. и избрание на пост Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко положило конец всяким попыткам реформ. Однако, будучи больным, К. У. Черненко занимал свой пост всего год, до смерти весной 1985 г.

    Л.И. Брежнев () Политика «развитого социализма» Цель: повысить эффективность производства, выйти на 1-е место в мире по производству продукции на душу населения


    Сельское хозяйство. Аграрная реформа 1965 г. (Косыгин) 1\ повысили закупочные цены 2\ утвердили 6-летний план государственных закупок 3\ 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4\ увеличили капиталовложения в с\х: строили коровники, птичники, закупали дорогостоящую технику, проводили химизацию, вклад денег в гигантские комплексы – не достроили, «в стене» 5\ разрешили личное подсобное хозяйство 6\ списали долги колхозникам 7\ ввели денежные оклады колхозникам, что привело к иждивенчеству. Итоги: колхозы убыточны, сокращены пашни на 22 млн. га, потери с\х продукции от 20 до 40 % урожая, импорт зерна и продуктов питания.


    Промышленность. Реформа 1965 г.Восьмая пятилетка (гг.) (Косыгин – Председатель Совета Министров СССР) СТАРОЕНОВОЕ 1\уничтожили совнархозы и ввели отраслевые министерства 2\директивная и плановая экономика 1\ сокращены плановые показатели 2\ учет качества продукции 3\ введение элементов хозрасчета – это самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление 4\ предприятие оставляет часть доходов себе и распределяет его на 3 фонда: фонд поощрения, фонд самофинансирования, фонд социально-культурного развития.


    Итоги 8 пятилетки 1\ объем промышленного производства вырос в 1,5 раз 2\ построено 1900 крупных предприятий 3\ был приток нефтедолларов НО! а\ истощение сырья б\ износ и старение оборудования в\ выросли военные расходы г\ от материального стимулирования перешли к моральному, возродили социалистическое соревнование д\ сохранили старые рычаги и методы управления: централизованное планирование и распределение --- плановая экономика е\ упали цены на нефть.


    Социальная политика 1.Капиталовложение в жилье упало до 17 % ---- жилищная проблема 2.Упали расходы на здравоохранение (35 место по продолжительности жизни и 50 м. по детской смертности) 3.Продовольственная проблема (импорт продуктов взамен нефти, к 80-м гг. - карточки) 4.Реальные доходы населения упали, хотя зарплата выросла(в домах появились холодильники, ТВ, стиральные машины) 5.По уровню потребления на душу населения занимали 77 место.


    Консервация политического режима «ЗАСТОЙ» 1\ «золотой век» партийно-государственной номенклатуры: пожизненность постов, геронтократия (70 лет), коррупция, безнаказанность руководства, рост бюрократов, контроль партийного аппарата над всеми сферами жизни, отмена новаций в партийной жизни, льготы и привилегии; 2\ реабилитация Сталина, складывание элементов культа личности Брежнева 3\ сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» 4\ замена совнархозов отраслевыми министерствами (100) 5\ с 1971 г. – партия контролирует НИИ, учебные заведения, учреждения культуры и здравоохранения (24 съезд КПСС – Устав КПСС); 6\ отменены все новации в партии, все поддерживали «генеральную линию» партии; запрещена критика руководства; 7\ Утверждали, что по мере продвижения к коммунизму будет усиливаться борьба между социализмом и капитализмом 8\ 1967 г. – КГБ – борьба с диссидентами – инакомыслящими


    Диссиденты (сер. 60-х гг.) Лидер – А.Д.Сахаров 1\ За публикацию своих произведений за границей Синявский (7 лет лагерей) и Даниэль (5 лет ссылки) 2\ Арестовали Гинзбурга 3\ 1969 г. – создана инициативная группа защиты прав человека в СССР (Горбаневский, Ковалев, Якир) 4\ 1969 г. – разгромлен «Союз борьбы за демократические права» (это были офицеры Балтийского флота) 5\ 1975 г. расстреляли Саблина, капитана 3 ранга, который повел свой корабль «Сторожевой» в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с воззванием: осуждал казнокрадство, ложь, показуху, демагогию. 6\ 1977 г. – арестовали Орлова – главу группы содействия выполнению Хельсинских соглашений


    Конституция 7 октября 1977 г. 1\ в СССР построено развитое социалистическое общество 2\ появилась новая социальная и интернациональная общность – советский народ: рабочие + крестьяне + народная интеллигенция. 3\ ст. 6 о руководящей роли КПСС 4\ права: на труд, бесплатное образование и медпомощь, отдых, пенсии, жилище, расширены права общественных организаций (формальны).


    Политика «разрядки» 1\ С 1967 г. – массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет + ПВО, ПРО. 2\ 1970 г гг. - договоры о послевоенных границах и неприменении силы: СССР – ФРГ Польша – ФРГ Чехословакия - ФРГ 3\1971 г.- США + СССР + Англия + Франция = договор по Западному Берлину о его нейтральности и неприменение силы 4\ 1972 г. – взаимное признание ФРГ и ГДР Взаимные визиты: 5\ 1972 г. США + СССР = об ограничении ПРО и договор ОСНВ -1 (1979 г. – ОСНВ -2) 6\ 1973 г. – СССР + США = о предотвращении ядерной войны 7\ 1974 г. – об ограничении подземных ядерных испытаний


    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 г. – Хельсинки (33 страны + США + Канада): Заключительный акт: - признать суверенное равенство стран - уважать права и свободы человека - неприменение силы - нерушимость границ - мирное урегулирование споров - равноправие народов




    Духовная жизнь. 1\ Официально-охранительное направление г. – 23 съезд КПСС – проводил линию «золотой середины»: очернительство –нельзя и лакировка действительности – нельзя. 2.Сталинская тема под запретом (осудили Солженицына) 3.Не печатались произведения, которые «искажают нашу действительность» и проповедуют пессимизм, упадничество 4.Ввели государственные заказы на постановку фильмов, написание сценариев, романов: определяли их количество, их тематику, кто будет исполнять роли. 5.Основные темы: производственная, военно-патриотическая, революционная 6.Контроль за СМИ, запрет некоторых выставок и выхода в свет некоторых фильмов (полочные фильмы) 7.Партийные руководители проводили регулярные совещания с деятелями культуры: обвиняли в мелкотемье, в описании бытовых страстишек, в подражательстве буржуазному искусству. 8.Опустился «железный занавес».


    2\ демократическое направление 1.Многие писатели эмигрировали: Аксенов, Солженицын, Максимов, Войнович, поэт – Бродский, кинорежиссер – Тарковский, Любимов, поэт Галич, певица – Вишневская. 2.Развивалась деревенская проза: Абрамов, Астафьев, Распутин, Шукшин 3.Утверждалась нравственная тематика: Васильев, Бондарев, Трифонов 4.Новый взгляд на смысл жизни представили режиссеры: Товстоногов, Захаров, Ефремов, Волчек, Герман. 5.«Магнитофонная революция»: слушали Высоцкого, Галича, Ким, Окуджаву, Жванецкого, Райкина.

    Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции - развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

    На рубеже 60-х - 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии -- Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: "движение - все, конечная цель - ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

    Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым "периодом застоя".

    Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений - производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

    Конституция СССР 1977 г.

    К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Работа над новым Основным Законом страны была начата еще при Н.С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н.В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.

    В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии. СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся - в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса - в партию всего народа.

    Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

    Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

    Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

    Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства ("центра") за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. - 20.

    Конституция запрещала частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

    Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласила укрепление "новой социальной и интернациональной общности" - советского народа - и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

    В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны и введены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

    Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

    В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег "от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма", признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что "мы не знаем общества, в котором живем".

    В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К.У. Черненко. Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ "стадии развития общества", степень решения национального вопроса. Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь - М.С. Горбачев.