• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1. Резяпов Ильдар Венерович Ветеран боевых действий, руководитель ряда общественных организаций

    2. Виктор Иванович Самсон Контр–адмирал ВМФ, известный подводник, специалист Ядерного оружейного комплекса РФ, военный дипломат, ученый (Внешняя политика Партии)

    3. Андрей Михайлович Снегов Генеральный директор Международного общественного Фонда защиты человеческого достоинства и безопасности, член Благотворительного совета г. Москвы

    4. Салават Ваизович Мухиянов Заслуженный тренер России по дзюдо, Чемпион мира по дзюдо, общественный деятель
    (Развитие физкультуры и спорта)

    5. Юрий Васильевич Бабанский — Генерал-лейтенант, Герой Советского союза

    6. Андрей Иванович Таназлы Руководитель ряда общественных организаций, молодой ученый, помощник депутата Гос. Думы РФ (Внутренняя политика Партии)

    7. Руслан Фидратович Бадретдинов — Координатор по работе с молодежью «Молодое Звено «ПВР» , Руководитель Фонда «Эра»

    8. Михаил Васильевич Малюшин — Доктор естественных наук, кандидат тех.наук, судья международного Арбитражного суда
    (Идейно-политическая творческая деятельность, обеспечение идейно-политического единства в рамках Партии)

    9. Юрий Григорьевич Рабинович Заслуженный артист Российской Федерации

    10. Альфред Григорьевич Гапоненко Генерал-лейтенант, зам. председателя Московского комитета ветеранов войны

    11. Владимир Наилович Япаров — Ветеран комсомола, Председатель садового некоммерческого товарищества «Солнечная долина»

    12. Юрий Николаевич Шариков Ветеран военной службы

    13. Артур Халилович Гаптракипов Ветеран боевых действий, общественный деятель (Конфессии, духовная культура)

    14. Василий Иванович Гнездилов — Председатель общ.-метод. комиссии РКВВВС, зам.председателя Комитета содружества независимых государств

    15. Валерий Вячеславович Калякин Руководитель международного союза «Наследники победы»

    16. Сергей Владимирович Бычков Председатель Фонда выпускников военных учебных заведений «Заслуги.Кодекс. Память.Честь», полковник юстиции запаса

    17. Фарит Вадимович Гумеров Воин-интернационалист, член орг.комитета, координатор «ПВР» по развитию в регионах

    18. Аслан Муратович Пшедаток Исполнительный директор Адыгейского регионального отделения «Деловая Россия»

    19. Абдрахман Хамзоевич Сагритдинов председатель Регионального отделения РСВА Орска

    20. Василий Павлович Травов Президент Конгресса деловых кругов Ставрополья, член Правления Союза промышленников и предпринимателей России, президент ассоциации работодателей Ставропольского края

    21. Ихсанов Рафик Рашитович Герой России, полковник авиации запаса

    22. Бычкова Галина Тихоновна Председатель Московского городского Совета ОБНУФИ «Непокоренные»

    23. Юрий Васильевич Иванов ветеран труда

    24. Гавриленко Николай Николаевич — ветеран войны в Афганистане, воин — интернационалист

    25. Владыкин Евгений Николаевич ветеран атомной энергетики и промышленности

    Мировая история знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкин под Ленинградом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104 погиб на взлете. О той трагедии до сих пор практически ничего не известно.

    Причина этого проста — авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. А ведь в результате той давней катастрофы остался без руководства весь в ту пору огромный и сильнейший Тихоокеанский флот Советского Союза.


    Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию. Помимо самого Спиридонова на борту были еще 49 человек.

    Среди них 16 адмиралов. (Для сравнения — в ходе боев Второй мировой войны советский флот потерял четырех адмиралов. А тут сразу, в один страшный миг — 16!)

    Мгновенно созданная государственная комиссия перебирала все версии. Думали: «А что если самолет взорван? Что если потенциальный противник специально обезглавил Тихоокеанский флот? Что если это начало войны?..» Возникло и предположение, что террористический акт мог организовать какой-то одиночка.

    Так что же на самом деле произошло на борту военного самолета? Почему погибло командование Флота? В фильме принимают участие случайно не попавшие на тот злополучный рейс члены высшего командования Тихоокеанского флота, родственники погибших, очевидцы трагедии.

    События перед авиакатастрофой

    В феврале 1981 года в Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Во главе сбора стоял лично командующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Целью сбора являлось проведение командно-штабных учений без задействования реальных сил.

    В числе прилетевших 30 января 1981 года на военный аэродром в городе Пушкин офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший на самолёте Ту-104 из Владивостока. В течение недели проходили учения, затем, 7 февраля, были подведены итоги, по которым руководство Тихоокеанского флота СССР было признано лучшим. Руководство ТОФа начало собираться домой. Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР. В числе пассажиров этого самолёта в Североморск вылетел и начальник штаба Тихоокеанского флота, которому было разрешено навестить своих родственников, живших в Североморске. Чудом избежал гибели и командующий Камчатской военно-морской флотилией, который вылетел рейсом «Аэрофлота».

    Авиакатастрофа

    В 16 часов 7 февраля 1981 года самолёт Тихоокеанского флота вышел на исполнительный старт. При выполнении взлёта Ту-104 отделился от ВПП с большим углом атаки. Поднявшись на высоту 45—50 метров, самолёт с интенсивно нарастающим креном свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался. Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета, и которого от удара выкинуло через носовой фонарь. По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли во время взрыва.

    Список погибших

    Экипаж

    Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.

    Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.

    Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.

    Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.

    Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.

    Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.

    Пассажиры

    Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
    Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
    Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
    Сабанеев, Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
    Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
    Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
    Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
    Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
    Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
    Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
    Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
    Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
    Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
    Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
    Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
    Чулков, Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
    Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
    Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
    Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
    Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
    Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
    Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
    Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
    Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
    Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
    Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
    Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
    Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
    Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
    Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
    Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
    Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
    Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
    Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
    Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
    Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
    Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
    Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
    Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
    Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
    Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
    Морева Екатерина Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
    Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
    Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.

    Наш разговор с Виктором Ивановичем Самсоном , контр-адмиралом, членом Попечительского совета благотворительного фонда "Варяг", - продолжение серии программ, посвященных крейсеру "Варяг". И не просто крейсеру, а конкурсу, который был объявлен на лучший памятник крейсеру "Варяг".

    - Наши слушатели уже знают, что действительно проходит конкурс на памятник крейсеру, замечательному кораблю русского военного флота. А мы попробуем освежить в памяти героическую историю "Варяга"...

    САМСОН: Думаю, историю крейсера "Варяг" знают многие, но не полностью, частично, - только тот отрезок истории, который заканчивается Русско-японской войной. "Варяг" был одним из серии крейсеров, заказанных русским правительством в рамках программы "Для нужд Дальнего Востока". "Варяг" назывался бронепалубным крейсером, и, как и другие корабли этих серий, должен был придти на Дальний Восток для защиты наших берегов. В то время, как мы знаем, основной идеей была защита от японских завоевателей.

    Крейсер был в 1899-м году, в том же году он был и построен. В 1902-м году он был спущен на воду и в этом же году перешел на Дальний Восток, став кораблем русского флота. Он вошел в кампанию, и в конце 1903-го года по указанию царя и правительства был отправлен в Корею в бухту Чемульпо в качестве российского стационера - представителя своего государства, военного корабля, присутствовавшего в данном месте. В то время там присутствовали еще несколько кораблей: американский, английский, французский и итальянский. Вот в таком составе в бухте присутствовал "Варяг" и канонерская лодка "Кореец".

    В 1904-м году была объявлена Русско-японская война (или Японо-русская, потому что ее объявили японцы), и 27 января 1904-го года были объявлены военные действия. Командующий японской эскадрой заявил по радио и депешей командиру крейсера "Варяг" (в то время им был капитан первого ранга Руднев), что началась война, и Япония начинает военные действия. "Варягу" предписывалось покинуть бухту Чемульпо, выйти на рейд и сдаться в плен. Было предложено сдать корабль японским властям, при этом обещалась пересадка экипажа на нейтральные суда и его последующая доставка в Россию.

    - Какая-то интеллигентная формулировка...

    САМСОН: В тот момент - да. Имелось в виду, что крейсер "Варяг" будет интернирован, и японцы хотели посадить на него свой экипаж и использовать против России в качестве военного корабля. На это, конечно, наши военные моряки не согласились. Командир корабля Руднев собрал весь экипаж, построил его на палубе и сказал, что России объявлена война, а экипажу предлагают сдать крейсер японцам, чтобы впоследствии воевать против России. Весь экипаж - от матроса до командира корабля - принял единое решение: не сдавать корабль японскому флоту и принять бой...

    И судья, и палач

    Если верить кино, то плавание на субмаринах представляется службой трудной, зато в ней много морской романтики, героизма и подстерегающих опасностей...

    У подводников есть прописная истина: ошибка одного влечет смерть всей команды. Это обстоятельство накладывает определенный психологический отпечаток на микроклимат в коллективе. Поэтому и так называемая дедовщина на подводных лодках проявляется в том, что в походе старослужащие просто не доверяют новобранцам-салагам, а сами стоят по две-три смены подряд на боевом посту. Длительное пребывание в замкнутом пространстве порождает психологическую несовместимость, в результате которой некоторые члены экипажа ведут себя неадекватно, становятся агрессивными или, наоборот, апатичными. Бывает, отдаешь приказ, а человек тебя не слышит, в ответ плачет или впадает в истерику. Приходится командиру быть в одном лице и прокурором, и судьей, и палачом.

    Но в экстремальных условиях проявляются и лучшие черты человеческого характера. Так, во время одного из плаваний наш судовой врач доктор Шаповалов первым в мире сделал сам себе операцию по удалению аппендицита, а через несколько дней, отлежавшись, оперировал уже другого члена экипажа.

    - Знаю, что вам и самому нередко приходилось находиться на волосок от смерти...

    Это неотъемлемая составляющая пресловутой морской романтики. Однажды, когда я командовал подводным атомным крейсером стратегического назначения на Тихоокеанском флоте, на боевых учениях мы проводили ракетные стрельбы из-подо льдов Арктики. Нужно было найти полынью, всплыть и произвести залп.

    Но в центральном отсеке произошло возгорание, начался пожар - нечем дышать, а индивидуальных средств защиты экипажа хватит лишь на два часа. Необходимо найти спасительную полынью, всплыть и провентилировать лодку. А полыньи все нет и нет, время на исходе. А тут еще руководивший всплытием-по.гружением старший механик стал отдавать неадекватные команды. Вскоре с ним случился нервный припадок, и его пришлось изолировать. Вторым сошел с ума замполит, который из загазованного отсека стал рваться в соседние, но если его выпустить, вся лодка наполнится ядовитыми испарениями, а люди погибнут. Приказал вахтенным матросам его связать. А следом потерял сознание мой старший помощник. Из офицеров я остался один на посту. Но, видимо, в тот день морские боги нам благоволили, полынья нашлась. Мы выжили, а повредившихся рассудком командира-механика и замполита отправили в госпиталь и впоследствии их списали на берег.

    Фанатичная любовь

    Вы служили на Кубе, где были военным советником Фиделя и Рауля Кастро. Каков же он на самом деле, великий команданте?

    Фидель - исключительный оратор, может с трибуны по восемь часов подряд зажигать массы. А вот в быту - подчеркнуто аскетичный, как и все его окружение. Так, будучи в гостях у министра обороны Рауля Кастро, секретарей ЦК, министров и видных партработников, я часто в холодильниках видел из продуктов лишь одну банку майонеза.

    Но, несмотря на то, что лично знаком с Фиделем, вместе с ним занимался подводной охотой, а на приемах мы целовались и обнимались, вынужден признать: его политика - социальная катастрофа для Кубы. При желании давно можно было убрать с Кубы американскую военную базу Гуантанамо, но Фидель этого принципиально не делает, держа народ в страхе постоянного вторжения янки.

    - Почему же тогда кубинцы не свергнут диктатора?

    В основной массе они, несмотря на ужасающую бедность, фанатично обожают Фиделя и слепо верят каждому его слову. Кубинцы искренние и доверчивые, наивные как дети. А вот работать не любят, как и мы, могут с утра до вечера сидеть в креслах-качалках и курить свои сигары.

    На Кубе благодатная почва, в прямом смысле слова воткни палку в землю, и она тут же зазеленеет. Когда я только приехал на Кубу, в 1989 году, мне выделили для жилья двухэтажный коттедж с огромным заброшенным участком. Я по.просил садовника облагородить территорию, на что тот просто повтыкал по периметру сухой хворост. Когда прошел дождь, изгородь сразу зазеленела, а через месяц распустились прекрасные цветы. Был случай, когда решил я заняться садоводством, посадил местный картофель-бонято, который растет девять месяцев в году. И вот время собирать урожай, но я решил отложить уборку на день. А утром смотрю - весь урожай соседи-кубинцы дочиста вынесли.

    Когда пару лет назад побывал на Кубе снова, с сожалением увидел, что жизнь людей там стала еще хуже. Раньше музыка заиграет, и они беззаботно пляшут. А теперь ходят голодные и угнетенные нуждой, но по-прежнему обожают Фиделя.

    А кто велик?

    - Помимо дальних стран вы повидали и многих выдающихся людей...

    Сложно сказать, кто велик, а кто не очень. Однажды к нам на подлодку приезжали космонавты Гагарин и Титов. Когда узнали, что подводники на три месяца погружаются и не выходят на связь, то были в шоке, сказали, что в космосе не чувствуют себя такими одинокими.

    Был лично знаком с маршалами Гречко, Устиновым, адмиралами Горшковым, Чернавиным, в одном санатории отдыхал с генералом Лебедем, общался с Руцким. Но не очень приятные воспоминания остались от встречи с Горбачевым, который однажды прилетел на учения Тихоокеанского флота с другими членами политбюро. Уже и не помню поименно всех членов ЦК, но остались в памяти вальяжность и неприступность номенклатурных партработников. Не в пример советской верхушке заклятые враги-американцы в общении были простыми и коммуникабельными парнями, без всякой фанаберии.

    Гордеев Игорь Иванович.

    Контр-адмирал Игорь Иванович Гордеев – выпускник Тихоокеанского Высшего Военно-морского училища имени С.О.Макарова – проходил службу на ответственных должностях: командира атомной подводной лодки, начальника штаба дивизии и командира этого соединения. Ныне И.И.Гордеев – доцент, декан факультета «Судовождения» Московской государственной Академии водного транспорта.
    Московская государственная академия водного транспорта. Гордеев Игорь Иванович.

    Городков Андрей Викторович. Выпускник ЛНВМУ 1977 года.

    С 1987 года в составе экипажа атомной подводной лодки "К-331" «Магадан» пр.971.

    Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.

    10.09.1987 - на базе 45-й ДиПЛ ТОФ окончено формирование офицерского состава экипажа. Первый состав экипажа: капитан 2 ранга Анатолий Николаевич Трушкин (КПЛ), капитан 3 ранга Александр Максимович Матвиец (ЗКПЧ), капитан 3 ранга Юрий Прокопьевич Ерёмин (СПК). капитан-лейтенант Андрей Викторович Городков (ПК), ст. лейтенант Николай Михайлович Агафонов (КБЧ-1), лейтенант Олег Анатольевич Ведревский (КБЧ-3), ст. лейтенант Олег Александрович Мамонтов (КБЧ-4), капитан 2 ранга Александр Вениаминович Желонкин (КБЧ-5). капитан-лейтенант Виктор Иванович Иванов (НРТС), капитан-лейтенант Владимир Петрович Ермилов (НХС). лейтенант медицинской службы Олег Владимирович Леонтьев (НМС), капитан-лейтенант Андрей Викторович Шелудько (КД-1). капитан-лейтенант Евгений Евгеньевич Михайлов (КД-2), капитан-лейтенант Сергей Александрович Никитин (КД-3), лейтенант Андрей Анатольевич Макаренко (ЮНГ), лейтенант Владимир Иванович Атрощенко (ИЭНГ), лейтенант Вячеслав Васильевич Пилипенко (КРТГ), лейтенант Сергей Юрьевич Юдин, лейтенант Михаил Иванович Кутузов, лейтенант Сергей Леонидович Долганов, ст. лейтенант Олег Евгеньевич Лекомцев (КГДУ), лейтенант Валерий Иванович Петровский (ИГДУ), лейтенант Олег Витальевич Шмаков (ИГАиТ), лейтенант Андрей Александрович Сергачев (КЭТГ), ст. лейтенант Александр Николаевич Родионов (КТГ), лейтенант Владимир Владимирович Капустин (КГАГ), лейтенант Рамил Камилович Залилов (ИГАГ-1), лейтенант Павел Николаевич Глазов (ИГАГ-2), лейтенант Сергей Валентинович Башмаков (КЭВГ), лейтенант Олег Владимирович Борисов (ИЭВГ), лейтенант Станислав Юрьевич Рафальский.


    Дудко В.Я. капитан 2 ранга "К-492". Представлялся к званию Героя Советского Союза, но награждения не состоялось...

    Атомная подводная лодка «К-115» после среднего ремонта на ходовых испытаниях. Командир лодки капитан II ранга В. Г. Елаков, старший помощник его капитан-лейтенант А. А. Белоусов. Председателем комиссии по возвращению атомохода в боевой состав Флота и, естественно, старшим на борту я, капитан I ранга А. П. Софронов, командир отдельного дивизиона атомных подводных лодок с местом дислокации в Бухте Чажма. Той самой бухты, предшественницы Чернобыля. Но о той катастрофе, происшедшей несколько позже описываемых событий, будет особый рассказ. А пока о ходовых испытаниях АПЛ «К-115».
    Корабли, в частности лодки, как и люди, проходят вполне определённые этапы жизни: зарождение, взросление, мужание /на боевых службах/ и, как финал, передача своих знаний и навыков новому поколению. Если я не ошибаюсь, то на круг развития подводного флота пошло уже четвёртое поколение атомных подводных лодок при одном поколении моряков подводников /от лейтенантов до командующих флотами/.
    Ходовые испытания корабля после ремонта - это как бы обучение его вновь плавать с проверкой и регулировкой ходовых и всех других тактических возможностей.
    Эти испытания, как и государственные, имеют свои «прелести». Выход в море с недоработанной техникой и с неотработанным личным составом. Матрос в ремонте или в достройке дослуживался до старшины 2 статьи, а офицерам к лейтенантским звёздочкам прибавлялось ещё по одной, ни разу не выходя в море. Когда картушки репитеров гирокомпасов на циркуляции корабля крутятся не в ту сторону, а совсем наоборот, когда на станции погружения и всплытия лампочки сигнализации клапанов вентиляции главного балласта вместо оранжевого, горят синим цветом, когда при глубоководном погружении выходят из строя одновременно глубиномеры Центрального Поста и Боевой Рубки, а погружаться на рабочую глубину необходимо, чтобы подтвердить свой статус полноценного подводного корабля.
    Если с каждой неисправностью возвращаться к стенке завода, то ремонт может затянуться на месяц - другой, а лодка уже в плане на боевую службу. И приходилось заниматься при погружении «уголовщиной», /как некогда выразился Герой Советского Союза Дмитрий Николаевич Голубев/ нарушая все установленные правила на свой страх и риск: используя глубиномеры концевых отсеков, учитывая дифферент лодки, и по эхолоту. Прямо-таки, как Роднина с Зайцевым в своё время на Олимпийских играх откатались без музыки.
    А 12-ти часовой пробег дизельных лодок самым полным ходом для регулировки и снятия «гребёнок» и прочих параметров дизелей и это в условиях осенне-зимних камчатских штормов, да, и в весенних с летними тоже. Для атомохода - это ещё одна особая сложность - прохождение «ГКС», замер шумности на всех режимах работы турбин да к тому же ещё и в ограниченной по размерам акватории. Одним словом, лодка за две-три недели ходовых испытаний должна отплавать столько, сколько в нормальных условиях боевой подготовки ей отводится не менее полгода.
    Этот порочный подход к судостроению и ремонту заложен ещё с незапамятных времён. Так при строительстве «Ноевого Ковчега» /по версии кукольного театра Сергея Образцова/ Творцу ежедневно архангелы докладывали о ходе строительства. И когда до конца оставались пару дней, на Высочайшем Уровне было принято решение: «Пусть выходят в море, там достроят». Или, как говаривал ещё один из великих, а на Одесском уровне - это крупный писатель-маринист Владимир Римкович: «Судоремонт закончить нельзя никогда. Его можно лишь прекратить».
    И вот с такой философией АПЛ «К-115» в море на ходовых испытаниях. Но прежде, чем подойти к самой сути повествования, расскажу об особом статусе «старшего на борту боевого корабля». Или, как сейчас принято в творческих кругах: об «интриге обстоятельств и отношений».
    Старший на борту не имеет права вмешиваться ни в жизнь корабля, ни в его управление. Он может лишь советовать, рекомендовать. Но в случаях особых, безотлагательных может принимать командование кораблём на себя. Для этого достаточно ему скомандовать на руль и машинные телеграфы, а на подводной лодке так же и на горизонтальные рули. И вся полнота власти на корабле переходит этому начальнику, о чём делается соответствующая запись в Вахтенном журнале корабля. За свои такие действия принявший данное решение должен будет, потом объясниться перед Командующим Флотом, а то и перед самим Главкомом: о необходимости его принятия. В общем, вопрос этот очень и очень щепетильный.
    Мне приходилось бывать в противоположных ипостасях и по разные стороны описываемых событий. И трудно сказать - в каких бывает легче. Если в одних случаях - спокойная обстановка, то в других, особенно при швартовках молодых командиров, у старшего, не смотря на его видимоё спокойствие и кажущеюся невозмутимость, у него от нервного перенапряжения всё, что «находится ниже живота, подкатывается к самому горлу» - чисто флотское выражение.
    Два запомнившиеся мне эпизода. АПЛ «К-14» на выходе в Океан, проходит узкость Авачинской губы. Я командир лодки. На борту командир дивизии контр-адмирал Чистяков Николай Борисович. Идём под электромоторами, что позволяет при необходимости застопорить ход, оставаясь на прежнем курсе, работая электромоторами «назад». При отработке же «реверса» одной турбиной /другая работает на генератор, обеспечивая питанием электроёмкие механизмы реактора/ лодка становится поперёк первоначального курса. Что и было с Маратом Капрановым в этой же узкости. Когда нос и корма лодки чуть ли не касались противоположных берегов. Да, и у меня было на подходе к проливу Лаперуза, форсировать который нужно было в надводном положении из-за возможной донной минной опасности. А уклоняться пришлось от рыболовецких сетей, за что получил благодарственную «отмашку» с японского сейнера.
    Тягомотина движения под электромоторами всегда удручала подводников-атомников, имевших возможности больших запасов скоростей. И поэтому комдив Н. Б. Чистяков, стоя со мной на мостике: «Командир, давай ход турбинами». А я как будто его не слышу, устремив свой взор вдаль. Комдив опять: «Командир, давай ход турбинами». И так несколько раз. Но вот прошли траверз «Трёх братьев» и мы в Океане и не просто в каком-то там, а в Тихом. А комдив мне: «Ну, что, командир, ты спросил свою ж…, где ей лучше сидеть на мостике или в тюрьме». С Николаем Борисовичем, с этим добрейшей души человеком, выходить в море было одно удовольствие. И вообще, мне везло на моих начальников. Как не вспомнить тепло заместителя командира дивизии, а в последствии контр-адмирала и начальника Оперативного Управления Тихоокеанского Флота Феликса Александровича Митрофанова, трагически погибшего в авиационной катастрофе вместе с офицерами Штаба Флота и с самим Командующим Флотом Эмилем Николаевичем Спиридоновым.
    Выход в море на моей лодке начальнику штаба дивизии Ивану Василенко, наверное, запомнился надолго: возвращение в базу и швартовка к пирсу. Дело было так. Накануне, после отработки курсовых задач в районах боевой подготовки, лодка возвращалась в базу. Время швартовки около 16 часов. Подход к пирсу с первого захода не удался: лодку значительно снесло течением при хорошем противоположном ветре. Пришлось долго «елозить», чтобы ошвартоваться левым бортом. В ночь опять ушли в море на зачётную торпедную стрельбу. На этот раз с начальником штаба и его флагманскими специалистами для контроля и оценки действий командира и экипажа в целом. Возвращаемся в базу на другой день, в то же время при тех же погодных условиях, к тому же пирсу и всё тем же левым бортом.
    Как охотник, целящийся с упреждением в летящую утку, так и я направил лодку к пирсу для швартовки как бы правым бортом с учётом сноса её течением.
    Начальник штаба ко мне с вопросом: «Командир, каким бортом швартуешься?». Спокойно отвечаю: «Левым». Начальник штаба уже нервно: «Командир, каким бортом швартуешься?». Я также невозмутимо: «Левым». «Каким же левым?!» - взревел НШ. Но скоротечность обстановки не позволила разгореться конфликту. Через несколько секунд он и сам понял правильность моих действий. Но всё же пик нервной напряжённости стоящих на мостике был, когда до пирса оставалось порядка пятидесяти метров. Дорогостоящая лодка с не менее дорогой акустической базой в носу с хорошей инерцией несётся на торец пирса. Но течение подхватывает, и лодка впритык становится левым бортом к пирсу. А далее мастерство электриков: от малого до полного хода «назад» /!/. Командиру остаётся лишь крутить головой, оглядываясь в корму, убеждаясь: туда ли, куда надо, гонят волну гребные винты. Швартовые поданы, даже без бросательных концов. Вот такое непростое может быть положение старшего начальника на борту корабля.
    Своим несколько пространным и затянувшимся вступлением хочу показать, что на подводной лодке кроме железа, электроники, покорённой и обузданной самой мощной энергетики, огромной массы пожаровзрыво-опасностей присутствует ещё и человеческий фактор, всегда и во всём являющийся главным и определяющим.
    Итак, АПЛ «К-115» на ходовых испытаниях. После «мерной мили» лодка направляется в район глубоководного погружения. А до этого при дифферентовке и вывески она никак не хотела погружаться: то ли «пересохла на стапелях в ремонте», то ли сказались погрешности в твёрдой балластной загрузке. А окунуть её надо на мелководье, чтобы уверенно идти на глубоководное.
    Иногда присутствие на борту старшего может быть для командира ПЛ и благоприятствием. Когда нужно совершить манёвр, а молодой, малоопытный командир сомневается в своих возможностях. Так было и в этом случае. Лодку нужно было силой загнать под воду. Тогда командир добровольно передал мне власть, естественно, с документально письменным оформлением, И затем, последовательность и чёткость действий, чтобы одно не повредило другому. «Средний ход» турбин, но так, чтобы гребные винты «в разнос» не «молотили» воздух. В перископ убедиться, что лодка погружается, не надеясь на глубиномеры, которые в Центральном Посту могут показывать нулевую отметку, а лодка камнем падает вниз. И окажется она на запредельной глубине, пока в ЦП дойдут доклады из концевых отсеков. Что и было с АПЛ «К-57» за это и был снят с должности заместитель командира дивизии, которого не защитил даже статус Героя Советского Союза. Как, Вы, уже, наверное, догадались, он был старшим на борту этой лодки. Нечто подобное было и с атомоходом «К-429» при дифферентовке в бухте Саранная. И далее по действиям: вовремя опустить перископ, не ровен час, напор воды загнет его, как соломинку; успеть также, завалить носовые горизонтальные рули для их же сбережения, да и то лишь тогда, когда сам корпус лодки при дифференте на нос начнёт выполнять их роль. Оторвавшись от поверхности, можно снижать скорость лодки. На 50-ти и 100-х метрах: «Осмотреться в отсеках! Командир, принимай назад свою лодку под своё командование!».
    Второе благо для командира, при наличии старшего на борту, оно, наверное, и последнее. Когда старший позволит командиру безмятежно отдыхать в своей каюте, оставаясь за него на мостике - над водой, или в центральном посту - на глубине. Так было и на сей раз: я разрешил командиру отдыхать пока лодка в надводном положении на переходе в район глубоководного погружения. Ничто не предвещало осложнений: штилевая погода, ясный день, отличная видимость.
    В Приморье «бабье лето». Склон сопки, видимой из моего берегового служебного кабинета, с деревьями в разноцветной листве, а в обрамлении широкой оконной рамы, чем ни картина великого И. Левитана. Но расслабляться нельзя, чтобы не попасть под «девятый вал» не менее великого И. Айвазовского.
    Прошли траверз острова Аскольд. Вдали на горизонте чёрная стена тумана, характерная для здешних мест. А на фоне всей этой черноты эскадренный миноносец… слева пересекает наш курс.
    И, так часто бывает на море, где соприкасаются тёплые прибрежные воды с холодным глубинным течением. Как-то всё вдруг сразу сереет, веет холодом. И уже мы в сплошном тумане. Видимость ноль. Где эсминец? Неизвестно! Перевели турбины в генераторный режим. Легли в дрейф. Радиометристы докладывают: «Целей нет!». Оставляю за себя на мостике старшего помощника командира, а сам спускаюсь вниз, чтобы лично взглянуть на развёртку радиолокационного экрана и оценить создавшуюся ситуацию. Но не успел сделать и двух шагов в Центральном Посту к рубке метристов, как сверху, с мостика истошный голос старпома: «Оба электромотора полный назад!». Словно, как тот тарзановский обезьян, я, в свои далеко за сорок, в доли секунд проскакиваю вверх два пролёта вертикального трапа. Вижу: в 15-20-ти метрах форштевень эсминца, сам корпус скрыт туманом. Но и эта часть корабля погружается в невидимость: корабли своевременно и грамотно разошлись на контркурсах, отрабатывая назад. Застопорили электромоторы. Где эсминец? Одно ясно: он в радиолокационной тени. Но где? И тот же радиометрист докладывает, но уже о другой, новой цели: «30 кабельтовых с левого борта идет на нас». «Дистанция сокращается - 28, 26» - поступает периодический доклад.
    Вот и наступило для меня то самое туманно-ёжиковое тревожное состояние. Только в отличие от Ёжика, который метался по таинственному лесу, я неподвижно стоял на мостике, на подставке, своими размерами едва позволявшей переступать с ноги на ногу, над пропастью входного лодочного люка. Мною овладело тяжёлое раздумье: «Что делать? Куда идти?». А радиометрист своё: «Дистанция - 20 кабельтовых, 18,16…». Акустики тоже подключились и начали свой отчёт о приближающейся угрозе.
    У командира корабля нет времени на долгие размышления, у него всегда есть ответ и готовое решение. Пусть с некоторыми поправками в дальнейшем. Но решение, а не бездействие. Если у капитана клипера «Ястреб» из рассказа К. М. Станюковича «Ужасный день», несомненным выходом из создавшийся критической обстановки была та самая еле видимая заветная лагуна, куда и был направлен для спасения трёхмачтовый парусник, то у меня в запасе - восьмидесятитысячная лошадиная мощь двигателей, которая позволяла мне вовремя сойти с курса чего-то опасно движущегося.
    Радиометрист продолжает монотонно: «Дистанция до цели 12,10…». Но вот эскадренный миноносец вышел из «тени» и стал просматриваться на голубом экране локатора. Акустики тоже его усекли. Почему не могли раньше? Да, всё та же пресловутая гидрология моря: что далеко слышно, а что совсем рядом - нет. Иллюстрация к этому - как американская субмарина при всплытии опрокинула японский сейнер. Капитан «рыбака» тогда погиб. И последний, недавний случай - это уже столкновение японской лодки «Сил самообороны» со своим надводным собратом.
    Эсминец, надо полагать тоже выжидал. Но у него большие, чем на подводной лодке, радиолокационные возможности наблюдения и по высоте антенн, и количеству станций. Он мог позволить себе некоторое поступательное движение.
    И вот долгожданная команда на машинные телеграфы: «Турбины средний ход!» /Полный ход - для атомных лодок это привилегия подводного хода/. Лодка, как «Медный всадник», вздыбленный конь которого присел на задние ноги, чтобы устремиться в историческую даль. Так и атомоход, припав на корму в результате разряжения, созданного гребными винтами, рванул вперёд, оставив за собой взбудораженный след своего бытия.
    А что командир атомохода «К-115» В. Г. Елаков? Он, как почти у Леонида Соболева из «Капитального ремонта», в уюте безмятежно спал в своей каюте в надежде, надо полагать, что старший на борту и старпом командира своё дело знают. Кстати, капитан-лейтенант Белоусов Алексей Арсеньевич закончил свою службу контр-адмиралом и начальником Тихоокеанского Высшего Военно-Морского училища им. С. О. Макарова. А тогда он, обращаясь ко мне, сказал: «Товарищ комдив, хорошо, что командира не было на мостике…, могли бы быть осложнения».
    Вот такие мои воспоминания, связанные с безобидным зверьком с задумчивыми глазками. А закончить свой рассказ хочется словами командира подводной лодки из Голливудского фильма «Убрать перископ», великолепно сыгранным актёром Келси Граммером, который в сложной обстановке говорил с воодушевлением: «Люблю я эту работу!».
    Благодаря Грабарю Владимиру Константиновичу мы располагаем составленным им полным списком преподавателей и служащих ЛНВМУ (1944 - 1964 гг). В Ленинградском Нахимовском училище с 1948 года по 1964 год в качестве заведующего модельной мастерской Елаков Георгий Степанович. Совпадение фамилии и отчества заставляет предположить, что это отец Юрия Георгиевича.

    Ерофеев Олег Александрович.

    Заморев Вячеслав Иванович. Контр-адмирал Заморев В.И. закончил ЛНВМУ в 1951 году. Ему будет посвящен отдельный очерк.

    Захаренко Михаил Георгиевич.

    Изотов А.И. капитан 2 ранга. "К-251".

    Сослуживцы.

    Часть 2.: Авдейчик Ю.П., Агавелов Святослав Владимирович, Алексанян Лев Михайлович, Алексеев Владимир Александрович, Алиев Мирвет Алиевич, Асафьев Владимир Геннадьевич, Бабушкин В.В.,
    Часть 3.: Бажев Владимир Васильевич, Барановский Валентин Яковлевич, Белашев Виктор Григорьевич, Бондаренко В.К., Василенко Иван Васильевич, Васин Сергей Егорович, Виноградов Вячеслав Тимофеевич, Водоватов В.В., Гаврильченко Александр Сергеевич, Ганрио Аркадий Викторович, Голобоков С.А., Голосов Рудольф Александрович, Голубев Дмитрий Николаевич, Гонтарев Валерий Павлович,
    Часть 4.: Гордеев Игорь Иванович, Городков Андрей Викторович, Дубяга Иван Романович, Дудко В.Я., Елаков Юрий Георгиевич, Ерофеев Олег Александрович, Заморев Вячеслав Иванович, Захаренко Михаил Георгиевич, Игишев Сергей Михайлович, Игнатов Николай Константинович, Изотов А.И.,
    Часть 5.: Кириллов Юрий Васильевич, Комарицин Анатолий Александрович, Комаров Олег Борисович, Кондриков П.И., Корбан Сергей Владимирович, Кузнецов Юрий Георгиевич, Кулиш Виктор Петрович, Лиденхо Сергей Интернович, Лобанов Олег Михайлович, Ломов Эдуард Дмитриевич, Макаренко А.В., Малашинин Иван Иванович, Марин Борис Кузьмич, Михайловский Аркадий Петрович, Михалев В.Ф., Можайский Александр Михайлович, Мормуль Николай Григорьевич, Морозов Иван Федорович, Мохамето С.Е., Нещерет Александр Иванович, Островский Александр Иосифович, Першин Владимир Федорович, Петров Игорь Дмитриевич,
    Часть 6.: Пирожков Рэмир Иванович, Поздняков А.А., Прокопенко Николай Гаврилович, Пушкарев Василий Владимирович, Рыбалко Валерий Иванович, Салов Виктор Степанович, Самсонов Станислав Павлович, Сапрыкин В.А., Саранчин Валерий Иванович, Сиденко Константин Семенович, Симинкович Вячеслав Михайлович, Сканцев Виктор Иванович, Смирнов Владимир Викторович, Сорокин Анатолий Иванович, Софронов Альфред Павлович, Столяров Лев Николаевич, Сучков Геннадий Александрович, Терехин Вадим Александрович, Туманов Виктор Григорьевич, Урезченко Виктор Семенович,
    Часть 7.: Усенко Николай Витальевич, Ушаков В.В., Хайтаров Виктор Дмитриевич, Хомяков Ю.Н., Храптович Альберт Иванович, Чистяков Николай Борисович, Шалыгин Геннадий Иванович,
    Часть 8.: Шиков Александр Александрович, Шульгин Виктор Владимирович.

    Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

    Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

    198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. [email protected]