• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации?? и получил лучший ответ

    Ответ от Александр Рябой[гуру]
    Вот как о курении на подводных лодках описано на сайте avtonomka.org:
    " Тяжело приходилось тем, кто страдал пагубной привычкой - курить. В подводном положении курить категорически запрещено, а в надводном - только на мостике. Правда «под РДП» моряки всё - таки умудрялись курить около работающих дизелей. И так от 45 до 90 суток.
    Курение на подводных лодках 1-го поколения было разрешено только в надводным положением на мостике. Если курящим был командир БЧ-5 или комдив -3, то некоторым курильщикам удавалось сделать несколько затяжек. В подводном положении слегка «поддували» лодку и в отсеках было повышенное давление до 800 мм рт. столба и более. Это часто искусственно делали вышеупомянутые механики. Для снятия излишков давления запускали на несколько минут дизель, около которого собирались курильщики. На лодках 2-го и следующих поколений были предусмотрены курительные комнаты, от стен которых через непродолжительное время исходил неприятный запах табака. "
    А вот, что о курении говориться в Корабельном уставе ВМФ РФ (2001)
    Глава 11 Корабельные правила
    Правила поведения личного состава на корабле:
    453. Курение на корабле допускается только в местах, определенных
    приказом по кораблю.
    Кроме того, курить запрещается:
    а) во время смотров, тревог, учений, занятий и авральных работ, а
    также на постах несения службы корабельных нарядов;
    б) на катерах и других плавсредствах, стоящих у борта корабля;
    в) на катерах с двигателями, работающими на легком топливе.
    В местах, отведенных для курения, должны быть установлены
    пепельницы или емкости с водой. На ходовом мостике курить
    разрешается командиру корабля и с его разрешения офицерам и
    мичманам, а на подводных лодках, кроме того, старшинам и матросам.
    «Пришла пора признать все экипажи подводных лодок подразделениями особого риска, наделив их членов достойными социальными гарантиями. Мы должны, наконец, осознать, что живем в великой морской державе. Великой даже в грандиозности своих морских катастроф, не говоря уже о своих бесспорных великих достижениях… Сегодня, каждый россиянин просто обязан знать имена своих подводных ассов, первопроходцев и мучеников… »
    Контр-адмирал в отставке Штыров А. Т.

    Ответ от 2 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: ...Можно ли курить на подводной лодке?? Как чато и где???Если какие нибудь особые (специальные) рекомендации??

    Ответ от .. [гуру]
    они обычно курят когда ненадолго поднимаются из воды, открывают люк, дышат воздухом и курят если разрешается


    Ответ от ЕвГений Косперский [гуру]
    рекомендации подводников - курильщика десантировать за борт через торпедный отсек


    Ответ от Кот Обормот [гуру]
    Есть специальное место, на атомной ПЛ, В НЕЙ СИЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПО ОЧИСТКЕ ВОЗДУХА И ДОЛГИЙ СРОК АВТОНОМНОГО ПЛАВАНИЯ, на дизельных - нельзя (мало возможностей, для преобразования окиси углерода)- можно и потерпеть,


    Ответ от Павел [гуру]
    Подводники сами организуют такое место. Обычно рядом с вентиляцией. В общей вентиляции ПЛ стоят угольные фильтры. Потом курят по очереди, есстесно строго соблюдая ПБ.

    Лейтенант Сатрапинский В.П. с демобилизованными старшинами прощаются с погибшими товарищами


    Пожар на атомной подводной лодке К-3 "Ленинский Комсомол". На эту тему уж столько написано, что кажется: можно ли найти что-то новое, что прольёт свет на это событие? Порой ссылаются на мнение прославленных подводников Александра Лескова и Юрия Некрасова. Это уважаемые люди, которые отдали свои лучшие годы родному военно-морскому флоту на самом трудном его участке - подводные лодки. С тех пор прошло много времени и память их иногда, как видно, подводит.
    Например, А.Я. Лесков перепутал базу, в которую К-3 прибыла после аварии. Это была не Гремиха, а Малая Лопатка Западной Лицы, из которой были удалены все подводные лодки, базирующиеся там.

    Во время последнего похода на лодке с матросом случилась беда - аппендицит. Корабельный доктор Фомин успешно провел операцию, но тяжелые условия в подводной лодке мешали процессу заживления, что могло привести к тяжелому результату, и была дана команда из Москвы встретиться с проходящим судном и передать больного - он остался живым и встречал нас в Западной Лице в сентябре, а по версии А. Лескова, он был мертвым.

    К месту встречи шли на приличной скорости. Я нес вахту в 7 отсеке, как вдруг лодка пошла на глубину с большим дифферентом, из центрального поста была дана команда перевести всю нагрузку на правый борт, а левой турбине дали реверс, но лодку остановить не удалось, и дали задний ход и правой турбиной, в результате чего вся энергетика легла на аккумуляторную батарею.

    Точно не помню, какая была глубина погружения, но угольники, на которых крепились аппаратура и пускатели, деформировались с треском. Лодка всплыла, а причина была в работе системы "Турмалин", которую на лодку поставили в экспериментальном варианте.

    Система "Турмалин" ошибочно и дала команду на погружение - лодка нырнула и заставила нас поволноваться. На пути в базу поступила команда в Северном море подождать начала учения кораблей НАТО, но погода не позволила кораблям НАТО проводить учения из-за сильного шторма.

    5 сентября вышел приказ МО СССР об увольнении в запас отслуживших свой срок матросов и старшин. На лодке настроение было праздничное, меня попросили проиграть марш "Прощание Славянки", так как корабельный магнитофон был в нерабочим состоянии. В тот вечер 7 сентября в кают-компании для офицеров шел фильм Киевской студии "Звезда балета".

    Красочный фильм, женский балет на льду, все сидели завороженные красотой, иногда кто-то отпускал шутки лейтенантам, сидящим на палубе под столом. У меня за поясом была инструкция, и утром я должен был по ней сдать зачет командиру БЧ-5 Зайцеву Виталию Васильевичу.

    Он был моим земляком, и мне неудобно было неуверенными ответами опозориться перед ним. Недосмотрев фильм, под остроты сослуживцев я покинул кают-компанию и направился в энергетический отсек еще раз прочитать инструкцию и посмотреть на оборудование.

    В 4 отсеке я встретил моториста Виктора Тарабана, который после вахты направился в первый отсек спать. "Почему ты изменил своим привычкам спать прямо на вспомогательных дизелях во время похода?" - спросил я его. Он лукаво ответил: "Хочу по-человечески выспаться". Если бы он знал, чем это закончится. Перед походом он получил письмо от мамы, она просила его приехать скорее, т.к. крыша совсем прохудилась, а помочь ей было некому.

    У меня были доверительные отношения с личным составом электротехнической группы и не только с ними, я жил на севере один, жена только что родила мне сына и, прервав учебу в Педиатрическом институте в Ленинграде, уехала на Волгу, поэтому я жил в казарме и был постоянным обеспечивающим офицером экипажа.

    Ребята в экипаже были крепкие и сильные, особенно Тарабан, Гайвас - они со мной ходили в патрулировании и на дежурство в комендатуру, и я всегда был уверен, что спина у меня защищена. Большинство офицеров были в прошлом спортсменами, ярким примером были Зарембовский В.Л. и Степанов Ю.Ф., который сменил Первушина Г.С. за месяц до похода в Средиземное море.

    Экипаж лодки был такой же, как и другие экипажи, только служить на К-3 было честью, и предыдущий поход под льды Северного Ледовитого океана для определения толщины льда, которую может взломать корпус лодки для нанесения ракетного удара, доказал, что не случайно было доверено это прославленному кораблю.

    В этом походе капитан-лейтенанта Лескова А.Я. не было, и поэтому говорить о каком-то неподготовленном экипаже не солидно.

    Аварийная тревога меня застала в 8 отсеке, это был действительно голос помощника командира Лескова А.Я. В считанные секунды я оказался в 4 отсеке и доложил в ЦП. Тотчас услышал голос В.В. Зайцева: "Всем одеть ИДА и ИСП". Лодка шла на всплытие, штормовое море сразу дало о себе знать: лодку стало качать продольно, т.е. появилась килевая качка.

    В этот миг я услышал команду Лескова включить вытяжной вентилятор, который установлен в 4 отсеке, на носовые отсеки. Моряки быстро выполнили команду и открыли задвижку между 3 и 4 отсеками. При включении вентилятора хлынул дым в 4 отсек, т.к. вода еще не успела сойти из ходовой рубки.

    Замполит, капитан 2 ранга Жиляев Л.А. первым поднялся на ходовой мостик и принял командование кораблем, т.к. командир ПЛ Степанов Ю.Ф. при открытии рубочного люка разбил голову и потерял сознание, так что одновременно у нас появилось сразу три командира: Жиляев, Лесков и Некрасов. Не много ли?

    Живучестью лодки командовал В.В. Зайцев, ему периодически при потери сознании мичман Луня М. надевал противогаз. Командир БЧ-5 решил затопить 1 отсек, но, чтобы лодка не нырнула в глубину, на свой страх и риск вывалил носовые горизонтальные рули, и это сразу почувствовали мы через сильные удары волн в рули.

    Буквально в первые минуту Лесков А.Я. потерял сознание, и по команде из ПЭЖ Некрасова Ю.Н. мне передали его через люк третьего отсека и я, командир четвертого отсека Сатрапинский В.П., на своей спине отнес высокого, крепкого телосложения Лескова А. до восьмого отсека, и больше я его не видел, т.к. до конца похода я не покидал четвертый отсек, а Лесков А.Я. лежал в 8 отсеке до прихода в базу.

    В седьмом отсеке бессменно нёс вахту Г.Н. Борисов, мой наставник по специальности на этой лодке, большинство электриков погибло в носовых отсеках.

    В третьем отсеке на переборку второго отсека накладывали мокрые одеяла, чтобы как-то сбить температуру. Буквально перед пожаром В.В. Зайцев напомнил Михнину В. - старшине команды электриков - включить печи дожигания водорода и произвести замеры плотности электролита, и он добросовестно выполнил эту работу, оказался плененным в отсеке и последним доложил из поста СПС.

    Через сутки нас встретили корабли и спасатель и сразу стало легче на душе. Правда, мы отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы корабли ушли на безопасное расстояние от нас.

    Ко мне в отсек прибыл адмирал Зарембовский B.Л., он был весь мокрый, я достал комплект водолазного белья, и он переоделся в сухое. Владислав Леонидович у многих офицеров пользовался большим уважением. Он был настоящим эрудитом, разбирался в политике, искусстве, музыке, был в отличной спортивной форме.

    К офицерам обращался вежливо, знал даже лейтенантов по имени и отчеству и если замечал какие то ошибки, то сначала говорил, как надо делать, и это было внушительней, чем наказание. Присутствие комдива Игнатова, Зарембовского и Зайцева вселяли в нас уверенность в благополучный исход этой борьбы за сохранение ПЛ и наших жизней.

    В своих выступлениях А. Лесков часто упоминает о том, что экипаж был сборным. Да, это было правдой, вместо помощника командира Горева, которого откомандировали на другую ПЛ, пришел Лесков за два дня до похода, Толя Малер тоже был командирован вместо убывшего на соревнования по баскетболу командира группы.

    Меня по окончанию Училища направили на Северный Флот. Сначала назначили командиром ЭНГ подводной лодки, потом перевели командиром ЭТГ по специальности на другую лодку, но служить с начала декабря 1966 года направили на "Ленинский комсомол". Морские мне не платили, хотя лодка была в компании. Выплачивали только за действительные выходы в море. Это было выгодно финансистам, а таких офицеров было немало. На комиссии после этой аварии меня спросили, что бы я хотел в дальнейшем, и я попросил служить там, где я стою на штате, обеспечить жильём, чтобы смог привезти свою семью на север.

    Меня перевели на другую лодку, где заместителем командира по политической части был В.П. Некрасов, впоследствии член Военного совета Черноморского флота, вице-адмирал. Я сходил еще в одну автономку, но все осталось по-прежнему.

    Был негласный приказ с экипажа К-3 в автономки не посылать, но я настоял на своём и мне разрешили. Откровенно говоря, поход для меня был напряженным, я автоматически даже во сне чувствовал все изменения курса и глубину погружения ПЛ, чтобы быть готовым мгновенно оказаться на боевом посту.

    Наш командир, Степанов Ю.Ф., когда прибыл на К-3 после ремонта, потерял сознание во втором отсеке. Я помню тот запах горелого мяса, его не перебила даже свежая покраска.

    Много лет спустя я встретил в Севастополе капитана 1 ранга Степанова Ю.Ф. Мы замерли в какое-то мгновение, потом обнялись по-братски, правда, многое не успели сказать, я спешил на корабль, чтобы выйти в море на испытание.

    С В.В. Зайцевым мы встречались в Николаеве и в Москве и сохранили дружбу до сих пор. В г. Николаеве, я занимался спасательными судами СС "Алагез" и " Эльбрус".

    К сожалению, эти уникальные спасатели атомных подводных лодок с мощной подъёмной системой выдвижных ферм и уникальными подводными аппаратами, способными опускаться на глубины до 4000 метров, в девяностые годы превратились в груду металла. Как и "Березина", и многие другие корабли и подводные лодки.

    В завершение хочу сказать, что если кто и достоин звания героя из экипажа "Ленинского комсомола", которые спасли лодку, так это: Зайцев В.В, Степанов Ю.Ф, Малер А., Каморкин Л.

    Память

    Вы нас простите, забывших ваши лица,
    За флот, что нами был любим,
    Навеки вставшие у входа в нашу Лицу,
    Вас, не вернувшихся из северных глубин.

    По старшинству в строю навек застыли:
    Горшков, Каморкин, Ганин и Смирнов
    И имена других, которых не забыли
    В домах отцовских русских городов.

    В домах, где память - как в углах иконы,
    С годами ставшие прообразом святых,
    А жизнь идет безжалостным законом,
    На смену нам прислали молодых.

    И снова кинофильм "Звезда балета",
    Вихрастый лейтенант, усевшись под столом -
    Он на экран глядит как в детстве без билета,
    Смотрели мы в далеком и былом.

    Я там сидел в ту роковую дату,
    Еще не зная, что спустя лишь час
    Всем здесь сидящим как солдатам,
    Придется жизнь отдать, спасая нас.

    Вам не пришлось услышать тех рыданий,
    И женский плач среди угрюмых скал
    Гласа родных, надгробные страданья,
    И голос сына, что отца искал.

    Он не нашел, но все еще не веря,
    Пытался в люк подлодки заглянуть,
    Он говорил, что папа там за дверью,
    Вы помогите мне его вернуть.

    Он обещал, он дал мужское слово,
    Что, как вернется, едем на Урал,
    Но кто-то неуместно и сурово
    Сказал вдруг: "Боцман! Объяви аврал!"

    Года прошли, сравнялись грани боли,
    Но память не могу никак унять,
    Когда в тот миг помимо нашей воли
    Заставил в жизнь поверить БЧ-5.

    Мы слышали по громкоговорящей
    Спокойный голос: "Всем одеть ИДА",
    А из второго лавою горящей
    В центральный пост врывалась к нам беда.

    И может, тех спокойных слов хватило
    Преодолеть свой страх он нам помог,
    Пришла надежда и вернулась сила,
    И стойкость за такой короткий срок.

    Готов я был рвануться в пекло боя,
    Неудержимой поступью морской.
    Чтоб рядом быть с тобою, Маляр Толя,
    Став мощной заливающей рекой.

    Чтоб из пожара вышел ты веселым,
    А командир в огне не падал в забытье,
    Чтоб матери не лили слезы в селах
    И горестным их не было жилье.

    Чтоб над планетой в летний вечер грозы,
    Давали влагу горам и полям,
    Чтобы мужчины красочные розы
    Дарили женам, сестрам, матерям.

    О том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

    Подлодка

    Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

    Первое погружение

    Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

    Служба

    Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

    Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

    Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

    Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.

    Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

    За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

    Иерархия

    Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

    Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

    Командиры

    Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су…, я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

    В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники.

    Боевая часть (служба) – это организационное подразделение корабля, объединяющее одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

    К боевым частям относятся:

    БЧ-1 – штурманская боевая часть;

    БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

    БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

    БЧ-4 – боевая часть связи;

    БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

    БЧ-6 – авиационная боевая часть;

    БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

    К службам относятся:

    Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

    Сл. М – медицинская служба;

    Сл. С – служба снабжения.

    Боевая часть-1 : обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты

    по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

    В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.

    Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

    В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

    Боевая часть-3: обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

    В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

    Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

    В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

    Боевая часть-5: обеспечивает кораблю заданный ход, живучесть корабля, оружия и технических средств, снабжает всех потребителей электроэнергией.

    В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

    Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.

    Боевая часть-7: предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия.



    В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

    Радиотехническая служба – предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия, данные о навигационной обстановке.

    В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

    Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.

    Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

    Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

    Порядок ввода боевой организации на корабле. Схемы боевой организации корабля, какая информация размещается на данных схемах? Какая информация излагается в боевых инструкциях? В какой документ сводятся боевые инструкции?

    Боевая организация на корабле вводится при объявлении боевой (учебной) тревоги (см. Прил. 2 КУ ВМФ к ст. 34).

    На боевом корабле всех рангов существует:

    – схема боевой организации корабля;

    – корабельная боевая схема.

    На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге .

    На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.



    В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин контрактной службы, старшин и матросов срочной службы по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнению воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по

    специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях .

    Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

    Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

    9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

    - старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

    - заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

    Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

    10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

    На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

    11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

    Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

    12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

    13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

    14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

    Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

    15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

    Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

    КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

    16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

    Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

    На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

    На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

    17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

    Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

    18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

    На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

    Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

    На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

    На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

    БОЕВОЙ НОМЕР

    19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

    Боевой номер состоит из трех частей:

    Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

    Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

    Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

    Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

    Первой боевой смене - 1, 5, 7;

    Второй боевой смене - 2, 4, 8;

    Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

    20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

    Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

    На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

    Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

    21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

    Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

    КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

    22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

    Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

    23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

    24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

    25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

    Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

    Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

    26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

    Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

    В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

    Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

    На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

    27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

    28. К боевым расписаниям относятся:

    Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

    Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

    На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

    Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

    Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

    Расписание по борьбе за живучесть корабля;

    Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

    Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

    Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

    Расписание корабельной подрывной команды;

    Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

    а) на подводных лодках :

    Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

    Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

    б) на надводных кораблях :

    Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

    Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

    Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

    Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

    Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

    Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

    На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

    29. К повседневным расписаниям относятся:

    Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

    Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

    Расписание по буксировке со схемами буксировки;

    Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

    Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

    Расписание по приборкам.

    Кроме указанных расписаний составляются:

    а) на подводных лодках :

    Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

    Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

    б) на надводных кораблях :

    Расписание по затемнению корабля;

    Расписание по спуску и подъему плавсредств.

    30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

    В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

    31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

    Кроме того, в книгу должны быть внесены:

    Схема боевой организации корабля;

    Схема повседневной организации корабля;

    Корабельная боевая схема;

    Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

    Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

    К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

    32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

    На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

    В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

    Для ведения боя;

    При фактическом повышении боевой готовности;

    б) «Учебная тревога» :

    Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

    При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

    Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

    При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

    При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

    Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

    В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

    Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

    в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

    г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

    д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

    Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.