• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лекция 3.

    Литература по теме

    Аниськин, В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий [Электронный ресурс] // Режим доступа:

    Гаврилова , Е.П. Профессиональная компетентность преподавателя [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pt0008.kokshetau.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=6657ECF8ACABD5F7, свободный (дата обращения: …).

    Гапонова, Г.И. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как средство реализации потенциального ресурса образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / Г.И. Гапонова // Режим доступа: teoria-practica.ru/-7-2012/pedagogics/gaponova.pdf, свободный (дата обращения: 27.10.2012).

    Государственый общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Послевузовское образование. Бакалавриат. Магистратура. Докторантура. Основные положения [Электронный ресурс]. – Астана, 2011 // Режим доступа: www.kgu.kz/doc/norm_dokumenty/2_norm.doc. (дата обращения: 27.10.2012).

    Коржумбаева, М.Б. и др. Профессиональная компетентность преподавателя высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / М.Б. Коржумбаева и др. // Режим доступа: www.rusnauka.com/4_SWMN_2010/Pedagogica/58105.doc.htm, свободный (дата обращения: 27.10.2012).

    Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учебное пособие / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с. (дата обращения: 27.10.2012).

    Малинин , В.А. Парадигма образования в контексте [Текст] / В.А. Малинин. – Нижегородск: Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2012. - № 3 (1). – С. 25-29.

    Образование как общественное явление и педагогический процесс[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prepodi.ru/news/1222-novosti?showall=1, свободный (дата обращения: 24.10. 2012).

    Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

    Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий [Текст]. - Алматы, 2009 - 120 с.

    Шарипов ,Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза[Электронный ресурс] / Ф.В. Шарипов // Режим доступа: www.hetoday.org/arxiv/VOS/1_2010/72_77.pdf, свободный (дата обращения: 28.10. 2012).

    Во второй половине ХІХ века в Российской империи в целом и в Таврической губернии в частности разворачивается просветительская деятельность, в которой принимала ктивное участие местная интеллигенция. В процессе осуществления реформы образования 1863 года произошло увеличение числа образовательных учебных заведений.


    Система начального образования, которая сложилась в Таврической губернии в это время, включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (однокласссные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Также в неё входили ведомственные школы Министерства народного просвещения (профессиональные и национальные), а также частные школы.

    По данным А. Кучерганской, три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями .

    Как отмечает А. Дьяконов, на территории Крыма государственные национальные начальные школы создавались для детей христианского, мусульманского и иудейского вероисповеданий. Все организованные правительством школы для «инородцев», которые находились в Юго-Западном крае Российской империи, подчинялись ведомству Министерства народного образования на общих основаниях; при этом право надзора за религиозным образованием сохранялось за духовенством данного вероисповедания. Учебный план обозначенных учреждений включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык, чистописание, родной язык, арифметику, русскую историю и географию, элементарные сведения по природоведению, пение и черчение. Закон Божий, в отличие от других предметов, преподавался на родном языке. Учителя школ для «инородцев» должны были быть русскими и иметь право на осуществление учительской деятельности .

    Положением о начальных народные училищах (1874 г.) отмечалось, что для учеников-раскольников, евреев, лютеран, католиков посещаемости уроков Закона Божьего являлось необязательным.

    В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне .

    Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этно-религиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма во второй половине XIX – начале XX века складывалась достаточно сложно. Многогранные исследования истории Крыма доказывают, что при доминировании одного из этносов полуострова, различных государственных систем, в любой рассматриваемый временной промежуток истории, Крым оставался многонациональным.

    Конец XIX – начало XX столетия представлял собой период подъёма изучения истории этносов полуострова. Проводились научные исследования этнографии народов Крыма, а также были организованы исследования их истории, культуры и быта.В этих исследованиях частично отражены и вопросы начального образования: крымских татар, крымчаков, крымских армян, болгар крымских греков, крымских немцев.

    У истоков формирования системы начальной национальной государственной школы, в которой обучались практически все представители этнических групп многонационального Крыма, стояли выдающиеся крымские просветители и гуманисты. Среди них нужно отметить: Е.Л.Маркова, И.И.Казаса, И.Гаспринского, А.Н.Дьяконова, Х.А. Монастырлы, И.П.Деркачёва, Г.Айвазовского, А.И. Маркевича.

    При открытии новых учебных заведений, инспектор народных училищ должен был сообщать обо всех имеющихся в этой местности учебных заведениях с указанием национального состава учеников. Эти отчёты имеются во всех очерках народного образования в Таврической губернии начиная с 1880 г. Внимание Министерства народного образования к этому вопросу было заметным. Количество учеников неправославного вероисповедания по разным местам представляют данные, которые систематически собирались по всем народным училищам и оформлялись по определённому печатному образцу. Среди данных, в частности, были таблицы, в которых заведующие учреждениями отмечали количество детей мужского и женского пола православного, римокатолического, армянского и других христианских вероисповеданий, а также иудейского, мусульманского и других нехристианских вероисповеданий .

    Система организации религиозного образования во второй половине ХIX – начале XX ст. для детей неправославных вероисповеданий предусматривала: 1. приглашение в учебные заведения, где вместе с православными учениками учились дети неправославных вероисповеданий, вероучителей для обучения отдельных групп учеников неправославного вероисповедания; 2. открытие специальных учебных заведений для детей неправославных вероисповеданий.

    Вообще порядок открытия и деятельности школ для детей неправославных вероисповеданий определялся следующими документами: Положением 26 мая 1869 года для Юго-Западного края; «Правилами школ для инородцев» («Правилами инородческих школ»), изданными в 1870 г.; положением начальных училищ 1874 г.

    Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население .

    В Таврической губернии существовала разнообразная и многоликая, но не централизованная и не унифицированная система этноконфессиональных начальных учебных заведений. Они были частными, главным образом – при приходах или национальных обществах и существовали за счёт добровольных пожертвований. Тюркоязычные народы Крыма (татары, караимы и крымчаки) имели в достаточном количестве свои частные и общественные конфессиональные учебные заведения. Открывали свои школы еврейские, армянские, греческие, болгарские и немецкие общества. Немцы, чехи и эстонцы, каково бы не было их экономическое положение, при поселении на новом месте, прежде всего, заботились об устройстве молитвенных домов и училищ. Необходимость грамотности, по-видимому, крепко укоренилась в их сознании.

    Подавляющее большинство населения Крыма относилось к одной из трёх монотеистических религий: христианству, исламу и иудаизму. Если мы рассмотрим конфессиональную принадлежность жителей полуострова, то выделяются такие духовные учебные заведения:

    І. Христианские конфессии: христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) православные духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в) протестантскиеевангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточныеармяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения.

    ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры .

    ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе .

    С 1871 года по особому положению были учреждены для татар на их средства русские начальные училища, а в Симферополе была открыта татарская учительская школа. До 1905 года таких училищ было открыто только 34. Преподавание в этих училищах велось на русском языке, учителями состояли, по преимуществу, не мусульмане, родной язык почти не изучался, а преподавание вероучения было сокращено до последних пределов.

    Революционный 1905 год может быть отмечен как поворотный в деле народного просвещения мусульман. Руководители культурно-национальным движением крымских татар приложили все силы к поднятию просвещения среди татарского населения. Прежде всего, сделаны были удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие , то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. Так, к 1 января 1905 года татар в русских училищах состояло 988 детей, а к 1 января 1913 года число учащихся стало доходить до 2 583, то есть увеличивается почти в три раза.

    Реакция, наступившая после 1905 года, не могла не коснуться и учебных заведений. Русское правительство вновь прибегло к излюбленным приемам борьбы с просвещением. Правительство опять стало ставить всевозможные препятствия к открытию татарами новых школ, начались гонения на новометодные мектебе, а инспекция народных училищ приложила все старания, чтобы исковеркать преподавание в мектебе и, во что бы то ни стало, сузить их программы и подчинить влиянию и контролю послушного архаического магометанского духовного правления. Вместе с тем, опять пошли обыски, аресты и высылки татарских учителей, сокращение учебных программ, изъятие учебников, закрытие отдельных мектебе, татарских культурно-просветительских обществ и так далее.

    Что же касается мектебе-руштие, то открытый поход русской власти против этих очагов просвещения закончился их полным разгромом. К 1909 году почти все мектебе-руштие были закрыты правительством, одновременно вынуждены были закрыться татарские газеты. Кроме того, местной губернской администрацией, по циркулярным предписаниям из Петрограда, приняты были меры к недопущению мусульманских съездов, имевших целью обсуждение вопросов просвещения.

    Значительный вклад в реформирование национально-конфессиональной крымскотатарской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. И. Гаспринским были написаны популярные учебные пособия, в том числе и первый светский учебник для крымских мектебе. Для педагогов И. Гаспринским были написана методическая разработка « Рехбер Муалимин», знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения .

    Как отмечено Э. Абибуллаевой, в мектебах (начальных татарских школах) Крыма И. Гаспринским вводилась урочная система. Дети разбивались на классы – группы определённого года обучения, изучавшие определённые предметы. Преподавателям была предложена новая система опроса учащихся, вплоть до показательных экзаменов. Срок обучения в новых школах обычно составлял 3 года. Учащиеся, кроме основ религии и родного языка, получали первые навыки по арифметике, гражданской истории, географии, литературе. Качество обучения значительно выросло. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века .

    По этническому принципу эти учебные заведения имели большое разнообразие. Несколько национальностей могли иметь одну или несколько конфессиональных принадлежностей. Так, у немцев были лютеранские и римско-католические школы, которые управлялись духовенством, а также менонитские учебные заведения, которые состояли с 1869 г. в ведении Молочанского менонитского училищного совета. Или, например, один небольшой армянский народ только в Крыму имел два христианско-церковных направления: армяно-григорианское и армяно-католическое, и содержал свои церковные школы при всех приходах .

    Если мы рассмотрим данные по развитию этноконфессионального народного образования в Таврической губернии на рубеже XIX – XX веков и обратимся к количественным показателям, то мы увидим, этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания было 340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 .

    С. Шуклиной указывается на тенденцию роста начальных школ в начале ХХ века. Она была такова, что к январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548, причём по данным 1906 года в губернии все учебные заведения возникли по частной или общественной инициативе. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Если учесть многоступенчатость системы образования того времени, то доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию .

    Интересно проследить тенденцию роста числа учащихся из сельских жителей, чтобы составить представление об уровне образования крестьянства как опоры государства, призванного сберечь незыблемость монархии. По данным 1903г., число начальных училищ, к примеру, по Феодосийскому уезду – 46, Симферопольскому – 32, Евпаторийскому – 12, Севастопольскому градоначальству – 23, причем школы грамоты в эту сеть не входили.

    Тенденция роста числа начальных школ была такова, что к январю 1910 г. в городах их было 248 (15,1%) и в селениях губернии – 1 406 (84,9%). Из них земских училищ было 548, причем по данным после 1906 г. в губернии все учебные заведения возникли по частной или общественной инициативе "в удовлетворение назревшей потребности в среднем образовании". Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии крестьян – 139 человек, мещан - 217, в Ялте крестьян – 649 человек, мещан – 955.3

    Если учесть многоступенчатость системы образования того времени, то доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, закончившего гимназию. Начальные же училища по программам Министерства Народного Образования давали знания по Закону Божию, церковно-славянскому и русскому чтению, письму, арифметике и, по возможности, церковному пению. Сверх того могли преподавать рисование, ручной труд, ремесла, рукоделие, садоводство, огородничество, гимнастику. . Преподавание производилось на русском языке, но в училищах, посещаемых детьми инородцев, разрешалось употребление местных наречий, но не более 1 года обучения. .

    Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Причем плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

    К этому времени сложилась такая практика, когда до трети учеников от общего числа получали пособия в виде обуви и платья, учебников и завтраков. Расходы на образование в начальных школах включали и устройство елок, экскурсий, пополнение школьных библиотек и музеев, пособия "недостаточным ученикам", материалы для рисования и рукоделия. Кроме того, дополнительную реальную возможность получения образования для неимущих детей давали разного происхождения стипендии - их предоставляли общественные организации и частные лица.

    Немалые усилия органов местного самоуправления позволили покрыть 91% расходов на содержание начальных училищ в Симферополе в 1909 году. В начальных училищах для иноверцев – еврейских, караимских, татарских детей – и в начальных школах в благотворительных приютах давалось бесплатное образование.

    В исследовании вопроса о системе образования и уровне грамотности населения Таврической губернии в 1910-х годах нельзя обойти вниманием вопрос о национальном составе: ведь в одном только губернском городе было представлено 27 народностей. Симферополь, к примеру, по родному языку населения был наполовину русским (53%), 19,7% жителей родным языком считали татарский, а 16% – еврейский. Степень владения русским языком имела большое значение при выборе учебного заведения; ведь еще недавно, в 1897 г., грамотных среди жителей Симферополя было меньше половины (47,6%), а в последующие 10 лет сложилась практика, когда русский язык стал предпочтительным в учебных заведениях всех уровней. В известном смысле владение русским языком облегчало доступ в средние или высшие учебные заведения представителям всех народностей .

    Приходится признать, что в умах нескольких поколений наших сограждан отложилось представление о системе образования в царской России как о явлении незначительном, не могшем справиться со своей непосильно тяжкой задачей повышения уровня культуры населения. Однако, исследование С. Шуклиной хотя бы в некоторой степени опровергает эту нелестную репутацию русского общества начала ХХ века.

    Развитие государственного начального образования в Крыму в указанный период шло быстрее, чем в северных уездах Таврической губернии. Среди учеников были дети представителей разных национальных групп и конфессий. Начиная с 70-х гг. XIX в. Таврическое губернское земство активно способствовало росту количества школ. Самое большое количество учеников обучалось в начальных народных училищах. Городские училища давали более высокий уровень образования, хотя они также принадлежали к системе начального обучения.

    В отличие от северных уездов Таврической губернии сеть начальных школ в Крыму формировалась интенсивнее. В сравнении с материковыми уездами, в Крыму в процентном отношении количество учеников и учителей начальных школ росло быстрее, количество отказов при приёме в начальную школу было незначительным. На одного учителя крымских уездов приходилось меньшее количество учеников, чем в северных уездах. В Крыму проходило становление женского начального образования.

    Состояние школ в материальном и учебном отношении был признано «хорошим» и «отличным». Оплата педагогов в Крыму была выше, чем в северных уездах. Педагогический состав начальных школ пополнялся за счёт выпускников учительского института Феодосии. Учебные заведения были ограничены в средствах, но, начиная с 50-х– 60-х гг., финансовое положение улучшилось.

    Развитие сети начальных школ в Российской империи к началу ХХ века (и в Крыму в частности), позволял ввести всеобщее начальное образование. Этому процессу помешала Первая мировая война.

    УДК 342.55

    Русанова Светлана Юрьевна

    Кандидат юридических наук Старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

    В статье рассматривается понятие муниципального образования, выделяются его характерные признаки. Проводится анализ нормативно-правовой регламентации осуществления местного самоуправления в Республики Крым, а также перспективы развития муниципальных образований в новом субъекте Российской Федерации.

    Ключевые слова: местное самоуправления, муниципальное образование, Республика Крым, территориальное сообщество, жители муниципального образования.

    Svetlana Rusanova

    Senior lecturer of the Department of public administration

    and civil-legal disciplines

    Crimean Affiliate of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of

    the Russian Federation

    MUNICIPAL FORMTIONS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND TRENDS

    The article discusses the concept of the municipality, its distinctive features stand out. The analysis of the legal regulation of the local government in the Republic of Crimea, as well as prospects for the development of municipalities in the new subject of the Russian Federation.

    Keywords: local government, municipality, Republic of Crimea, territorial community, the inhabitants of the municipality.

    Демократические сдвиги, которые последние годы происходят в России, обусловили тенденцию восстановления активности саморегуляции и развития муниципальных образований, укрепление их экономической самостоятельности и стремления активно участвовать в делах местной жизни. Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве субъекта обусловило необходимость преобразования системы местного самоуправления, принятия соответствующих нормативно-правовых актов и оптимизацию структуры муниципальной власти. Именно эти аспекты и обусловили актуальность научного исследования данного вопроса, ведь названные процессы требуют не только политико-юридической и экономической защиты муниципальных образований в Республике Крым, но и идеологически-научного обоснования их создания, функционирования и дальнейшего развития.

    Понятие муниципального образования явилось предметом научного поиска в исследованиях многих ученых. Этой проблеме, например, посвящены работы М. Драгоманова, М. Грушевского, Р. Лащенко, С. Шелухина и др. Большое количество научных исследований зарубежных, в частности, американских, исследователей, также рассматривают вопросы определений муниципального образования, однако раскрывая данное понятие через определение «местного общества» (community). Более того, в общественных науках США сформировалось целое направление, связанное с «исследованием местных общин».

    В юридической науке под «территориальной общиной» понимается группа людей, члены которой «связаны узами общего отношения к территории, на которой они живут, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории». Дальнейшее развитие понятия «территориальная община» нашло в трудах Выдрина И. В., Заславской Т. И., Рывкина Р. В., Межевича М. М., Русановой С. Ю. и др.

    общность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами.

    Дальнейший анализ правовой доктрины в сфере местного самоуправления позволяет нам дополнить перечень специфических признаков муниципальных образований. М. Баймуратов и В. Григорьев в своем определении этого понятия акцентируют внимание на том, что местное общество - это «совокупность физических лиц, постоянно проживающих на определенной территории и связаны территориально-личностными связями и связями системного характера» . По мнению А. Батанова, муниципальное образование - это «территориальная общность, состоящая из физических лиц - жителей, постоянно проживающих, работающих на территории села (или добровольного объединения в общину нескольких сел), поселка или города, которые непосредственно или через сформированные ими муниципальные структуры решают вопросы местного значения, имеют общую коммунальную собственность, владеют на данной территории недвижимым имуществом, оплачивают коммунальные налоги и связаны территориально-личностными связями системного характера». . Системный характер носит исследование понятия и признаков муниципального образования, проведенное Ю. Сурминым. В нем автор выделяет признаки муниципального образования сквозь призму понятий «социальная территориальная община», «территориальная община», «местное сообщество». По его определению, муниципальное образование - это автономная общественная надструктура, организованной постоянной коллективной деятельностью; местное сообщество - это определенный независимый элемент общества, в который входят жители этой местности и которая выделяется локальной целостностью; социально-территориальная общность - это объединенное на территориальных началах союз граждан - носителей локальных связей и отношений, формируется в своеобразное общественное образование на основе социально-территориальных разногласий.

    Суммируя приведенные взгляды, можно сделать вывод, что понятие «муниципального образования» в исследованиях ученых определяется различными подходами и характерными признаками, но в совокупности все они отличаются существенными разногласиями в его определении. В то же время и законодатель также не придал большого внимания этому вопросу, закрепив в нормативных актах лишь основные черты территориальных образований.

    Таким образом, этот вопрос требует основательного научной разработки, так как муниципальное образование является главным предметом науки о местном самоуправлении, отправной точкой в системе местного самоуправления, первичным её субъектом, носителем её полномочий и функций. Именно оно образует низовую территориальную общность жителей, является наиболее общей субъектной основой местного самоуправления.

    Также отметим, что дефиниция определения муниципального образования позволяет классифицировать его признаки на основные и дополнительные. К основным признакам следует отнести территориальное единство, постоянное проживание, формирование и функционирование в рамках действующего законодательства, наличие общих интересов в деятельности, автономию полномочий в решении местных вопросов, психологическое осознание жителями принадлежности к членству в муниципальном образовании и т. д. К дополнительным признакам можно отнести оплату коммунальных налогов, владение недвижимым имуществом на территории муниципального образования и др.

    Определение муниципального образования должно содержаться в его главном локальном акте - Уставе муниципального образования. К сожалению, анализ действующих уставов муниципальных образований показывает, что и на локальном уровне нет единого нормативного определения его понятия. Более того, многие из уставов определяют муниципальное образование только через призму его видов, по аналогии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Итак, считаем, что этот пробел негативно влияет на правовой статус муниципального образования как многоаспектного, многогранного явления, выступающего в

    качестве неотъемлемого субъекта местного самоуправления. Поэтому каждое муниципальное образование должно закреплять в своих уставах собственную сущность.

    Понятие муниципального образования является сравнительно новым для юридической науки России. Дефиниция «муниципальное образование» как в работах ученых, так и в действующем законодательстве характеризуется различными подходами и квалифицирующими признаками.

    Действующая Конституция Российской Федерации не даёт определения муниципального образования. Достаточно узкую формулировку содержит и федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородскую территорию города федерального значения. Таким образом, законодательная дефиниция понятия муниципального образования основана лишь на территориально-поселенческом критерии, без учёта специфических особенностей подобной организации населения.

    Многие ученые выступают за упрощенное понятие муниципального образования. В частности, в юридической литературе муниципальное образование определяется как «самоуправляющееся объединение граждан по месту жительства» , «социально-организованная группа людей, которые относительно компактно проживают на определенном пространстве и объединены решением задач по месту проживания» , «местное сообщество, основанное на самоуправлении и отделённое от государственных органов» , «местное сообщество как совокупность постоянно проживающих на этой территории жителей, в том числе и иностранцев» , «люди, проживающие в определенных территориальных границах и объединенные общими интересами» и так далее.

    При таком упрощенном отношении к понятию муниципального образования, на наш взгляд, теряется социально-правовая сущность этого феномена, который должен включать понятие населения как сообщества жителей (местного сообщества), объединенных совместной деятельностью, интересами и целями по удовлетворению потребностей, связанных с бытом, средой проживания, отдыха, обучения, общения.

    Важным признаком муниципального образования является социально-демографическая взаимодействие, то есть соседские отношения, общие правила и нормы поведения, ощущение принадлежности и соучастия к событиям в обществе. И.В. Выдрин в этом контексте рассматривает территориальный коллектив как «социальную общность, которая состоит в границах общего проживания граждан, имеет своей основой общественно необходимую, социально обусловленную деятельность, которая осуществляется группой людей, объединенных общими интересами в политической, социально-экономической и культурно-бытовые сферах жизни» , это «объединение людей по месту жительства со многими формальными, безличностными и неформальными, лично окрашенными связями между ними». При этом, оперируя такими категориями, он обращает внимание на целесообразность ценностно-эмоциональной стороны правового регулирования содержания понятия муниципального образования, его употребления с обращением не только к сознанию, но и к чувствам людей».

    С развитием отечественных и зарубежных исследований в области местного самоуправления авторские подходы усложняются, расставляется все больше дефинитивных акцентов. М. Баймуратов и В. Григорьев отмечают, что муниципальное образование - это «совокупность физических лиц, постоянно проживающих на определенной территории и связанных территориально-личностными связями системного характера».

    В том же ключе определение муниципального образования дает А. Батанов, характеризуя его как «территориальную общность, состоящую из физических лиц - жителей, постоянно проживающих, работающих на

    территории села (или добровольного объединения в общую общину нескольких сел), поселка или города, которые непосредственно или через сформированные ими муниципальные структуры решают вопросы местного значения, имеют общую коммунальную собственность, владеют на данной территории недвижимым имуществом, оплачивают коммунальные налоги и связаны территориально-личностными связями системного характера». М. Бесчастный рассматривает муниципальное образование как «общность жителей, объединенных путем естественного расселения и постоянным проживанием в пределах одного или нескольких населенных пунктов с единым административным центром, которая в соответствии с действующим законодательством имеет право решать вопросы местного значения в пределах действующего законодательства».

    Важную «нишу» во всестороннем раскрытии сущности муниципального образования занимает позиция Н. Орзиха, который рассматривает его как первичный субъект местного самоуправления - «единственный на территории социальный субстрат, который имеет собственные интересы», в состав которого входят «граждане, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на данной территории, а также платящие местные налоги и сборы или владеющие недвижимым имуществом».

    Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что до сих пор понятие муниципального образования не получило как единства мысли в науке, так и оптимального законодательного определения. Подытожив все наработки в этой сфере исследования можно выделить перечень основных признаков которые должно отражать понятие муниципального образования, это: общая территория существования (что может включать проживание, работу, владение недвижимым имуществом); общие интересы в решении вопросов жизнедеятельности; социальное взаимодействие в процессе реализации этих интересов; психологическая самоидентификация каждого члена с обществом; совместная коммунальная собственность; уплата коммунальных налогов.

    Вступление Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве её самостоятельного субъекта обусловило необходимость трансформации всего комплекса законодательства в рамки системы права России. Несомненно, коснулось это и сферы местного самоуправления. Причём, принятие законодательства об основах местного самоуправления в Республики Крым обусловило преобразование всей системы муниципального устройства полуострова.

    Статья 8 Конституции Республики Крым закрепила, что на территории Республики признаётся и гарантируется местное самоуправление на основах самостоятельности и независимости от органов государственной власти. Конституция Республики Крым по аналогии с федеральной Конституцией содержит отдельную главу, посвящённую закреплению основ местного самоуправления в Крыму, однако понятия муниципального образования данная глава не содержит.

    8 августа 2014 года был принят Закон Республики Крым №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», который также не содержит определения муниципального образования, а содержит отсылочную норму на Федеральный закон №131-ФЗ.

    Таким образом, на наш взгляд, рационально внести изменения в действующее законодательство Республики Крым, дополнив его более широкой трактовкой понятия муниципального образования как основанного в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законами Республики Крым социально-территориального объединения физических лиц - жителей, постоянно проживающих на территории сельского или городского поселения, а также городского округа или муниципального района и обладающее автономными полномочия по решению вопросов местного значения.

    Общие принципы территориальной организации местного самоуправления, в том числе порядок создания, преобразования и ликвидации муниципальных образований закреплены во 2 главе Федерального закона №2 131192

    ФЗ. В соответствии со статьёй 10 указанного нормативно-правового акта территориальная организация местного самоуправления устанавливается и изменяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства. Закон Республики Крым №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» в главе 2 определяет принципы территориальной организации местного самоуправления в Республике Крым, определяя особенности наделения муниципальных образований статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района. В указанной главе также определяется порядок установления и изменения границ муниципальных образований, а также способы преобразования муниципальных образований.

    4 июня 2014 года был принят Закон Республики Крым № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым». Указанным Законом определён статус муниципальных образований в Республике Крым. 11 городов наделены статусом городского округа и установлен перечень населённых пунктов, входящих в их состав. Также данным Законом выделено 13 муниципальных районов с установлением перечня городских и сельских поселений, входящих в их состав, а также с определением административного центра.

    Одновременно с Законом Республики Крым № 15-ЗРК был принят Закон Республики Крым №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым». Данным Законом установлена обязательная структура органов местного самоуправления муниципальных образований, впервые образованных в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», а также численность депутатов представительных органов городских округов, городских и сельских поселений. Например, среди городских округов самое

    большое число депутатов установлено для города Симферополя - 38 депутатов, среди городских поселений - для Бахчисарая - 22 депутата, для сельских поселений в количестве от 7 до 15 депутатов.

    Развитие муниципальных образований в Республике Крым не стоит на месте. Так, в 2015 году разработана концепция объединения муниципального образования городского округа города Симферополя и муниципального образования Симферопольского района Республики Крым с целью создания единого муниципального образования с эффективной системой управления, реализующей государственную политику активного макроэкономического развития крымской территории и улучшения качества жизни населения на местном уровне. Преобразование указанной территории позволит решить не только жилищные проблемы и проблемы промышленного строительства, но и улучшить качество транспортной развязки, коммунальной инфраструктуры, повысить качество коммунальных услуг.

    Подводя итоги нашему исследованию, следует отметить, что муниципальное образование является низовым звеном территориальной организации населения для решения наиболее важных и актуальных вопросов местной жизни. Формирование поселений в Республике Крым осуществилось заново, кардинально поменяв свои территориальные пределы предыдущего существования. Сегодня идёт процесс развития и преобразования созданных муниципальных образований, следствием чего будет не только изменение нормативно-правовой регламентации муниципальной власти в Крыму, но и преобразование жизни самих жителей - членов муниципальных образований.

    Литература

    1. Баймуратов М.А. Правовой статус территориальных общин в Украине: теоретические и практические проблемы // Муниципальное движение: новый этап развития. - К., 2002. - С. 368-370.

    2.Социализм и демократия. Социалистическое народное представительство /Страшун Б.А. - М.: Междунар. отношения, 1976. - 206 с.

    3. Бойцов В.Я. Система субъектов советского государственного права / Бойцов В.Я. - Уфа, 1972. - 135 с.

    4. Попович С. Административное право. (Общая часть) / Попович С. - М., 1968. - с.372-373.

    5. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Дмитриев Ю.А. - М., 1999.

    6. Бутько I. Деяк проблеми становлення i розвитку територiального самоврядування в Укра1ш / Бутько I. - Мюцеве та регюнальне самоврядування в Укра!ш. - 1992. - № 3. - С.8-13.

    7. Выдрин И.В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления (государственно-правовые аспекты) / Выдрин И.В. // Правоведение. - М., 1992. - с.84-91.

    8. Выдрин И.В. Муниципальное право России / Выдрин И.В., Кокотов А.Н. -М.: Инфра-М, 1999. - 320 с.

    9. Баймуратов М.А. Муниципальная власть: актуальные проблемы становления и развития в Украине / Баймуратов М.А., Григорьев В.А. - Одесса: «Юридическая литература», 2003. - 220 с.

    10.Батанов О. Конституционно-правовой статус территориальных громад в Украине / Батанов О. - К.: Изд. дом «Киев», 2003. - 150 с.

    11. Бесчастный В.М. Местное самоуправление: проблемы и перспективы / Бесчастный В.М. - Донецк: Донецкий юрид. ин-т при Донецком национальном ун-те, 2005. - 90 с.

    12. Орзих М. Концепция правового статуса самоуправляемых территорий и органов местного самоуправления / Орзих М. - Местное и региональное управление. - Вып..1-2 (10-11). - К., 1995. - С.62-68.

    13. Русанова С.Ю. Щодо саморегуляцп мюцевого самоврядування / Русанова С.Ю. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2009. - Т. 2.- № 22 (61). - С. 389393.

    14. Русанова С.Ю. Конституционно-правовая регламентация основ муниципальной власти в странах Евросоюза / С.Ю. Русанова // «Научные аспекты современных исследований». Сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа. - 2015. - С. 263-265.

    16. Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014 - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimea.gov.ru/content/uploads/files/Constituciya.pdf

    17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 10 апреля. - №19.

    18. Об основах местного самоуправления в Республике Крым: закон Республики Крым от 8 августа 2014 №2 54-ЗРК - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2014/08/29/krim-zakon54-reg-dok.html

    19. Закон Республики Крым № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/ 15z.pdf

    20. Закон Республики Крым №16-ЗРК «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым» - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/16z.pdf

    1. Bajmuratov M.A. Pravovoj status territorial"nyh obshhin v Ukraine: teoreticheskie i prakticheskie problemy // Municipal"noe dvizhenie: novyj jetap razvitija. - K., 2002. - p. 368-370. (in Russian)

    2.Socializm i demokratija. Socialisticheskoe narodnoe predstavitel"stvo /Strashun B.A. - M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1976. - 206 p. (in Russian)

    3. Bojcov V.Ja. Sistema sub#ektov sovetskogo gosudarstvennogo prava / Bojcov V.Ja. - Ufa, 1972. - 135 p. (in Russian)

    4. Popovich S. Admini-strativnoe pravo. (Obshhaja chast") / Popovich S. - M., 1968. - p.372-373. (in Russian)

    5. Dmitriev Ju.A. Municipal"noe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Dmitriev Ju.A. - M., 1999. (in Russian)

    6. But"ko I. Dejaki problemi stanovlennja i rozvitku teritorial"nogo samovrjaduvannja v Ukraini / But"ko I. - Misceve ta regional"ne samovrjaduvannja v Ukraini. - 1992. - № 3. - p.8-13. (in Russian)

    7. Vydrin I.V. Territorial"nyj kollektiv kak sub#ekt mestnogo samoupravlenija (gosudarstvenno-pravovye aspekty) / Vydrin I.V. // Pravovedenie. - M., 1992. - p.84-91. (in Russian)

    8. Vydrin I.V. Municipal"noe pravo Rossii / Vydrin I.V., Kokotov A.N. -M.: Infra-M, 1999. - 320 p. (in Russian)

    9. Bajmuratov M.A. Municipal"naja vlast": aktual"nye problemy stanovlenija i razvitija v Ukraine / Bajmuratov M.A., Grigor"ev V.A. - Odessa: «Juridicheskaja literatura», 2003. - 220 p. (in Russian)

    10.Batanov O. Konstitucionno-pravovoj status territorial"nyh gromad v Ukraine / Batanov O. - K.: Izd. dom «Kiev», 2003. - 150 p. (in Russian)

    11. Beschastnyj V.M. Mestnoe samoupravlenie: problemy i perspektivy / Beschastnyj V.M. - Doneck: Doneckij jurid. in-t pri Doneckom nacional"nom un-te, 2005. - 90 p. (in Russian)

    12. Orzih M. Koncepcija pravovogo statusa samoupravljaemyh territorij i organov mestnogo samoupravlenija / Orzih M. - Mestnoe i regional"noe upravlenie. - Vyp..1-2 (10-11). - K., 1995. - p.62-68. (in Russian)

    13. Rusanova S.Ju. Shhodo samoreguljacii miscevogo samovrjaduvannja / Rusanova S.Ju. // Uchenye zapiski Krymskogo federal"nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki. - 2009. - T. 2.- № 22 (61). - p. 389-393. (in Russian)

    14. Rusanova S.Ju. Konstitucionno-pravovaja reglamentacija osnov municipal"noj vlasti v stranah Evrosojuza / S.Ju. Rusanova // «Nauchnye aspekty

    sovremennyh issledovanij». Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa. - 2015. - p. 263-265. (in Russian)

    16. Konstitucija Respubliki Krym ot 11 aprelja 2014 - . - URL: http://www.crimea.gov.ru/content/uploads/files/Constituciya.pdf (in

    17. Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii: federal"nyj zakon ot 6 oktjabrja 2003 g. № 131-FZ // Rossijskaja gazeta. - 2002. - 10 aprelja. - №19. (in Russian)

    18. Ob osnovah mestnogo samoupravlenija v Respublike Krym: zakon Respubliki Krym ot 8 avgusta 2014 № 54-ZRK - . - URL: http://www.rg.ru/2014/08/29/krim-zakon54-reg-dok.html (in Russian)

    19. Zakon Respubliki Krym № 15-ZRK «Ob ustanovlenii granic municipal"nyh obrazovanij i statuse municipal"nyh obrazovanij v Respublike Krym» - . - URL: http://www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/15z.pdf (in Russian)

    20. Zakon Respubliki Krym №16-ZRK «O strukture i naimenovanii organov mestnogo samoupravlenija v Respublike Krym, chislennosti, srokah polnomochij i date provedenija vyborov deputatov predstavitel"nyh organov municipal"nyh obrazovanij pervogo sozyva v Respublike Krym» - . - URL: http://www.crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/16z.pdf (in Russian)

    Профессор крымского университета - о своём увольнении из-за критики системы высшего образования полуострова и об изменениях после присоединения к России.

    Заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ), профессора Владимира Казарина уволили после того, как на конференции в Праге он сказал, что присоединение полуострова «абсолютно опустошило образовательное поле Крыма». Об этом профессор рассказал «Йоду». После выступления Казарина в Праге в крымских СМИ директор Таврической Академии КФУ Игорь Воронин заявил, что «по крайней мере, странно слышать подобные заявления от человека, который много лет позиционировал себя русским человеком, слыл „пушкинистом“ и „сеял разумное, доброе, вечное“ в умах крымской молодежи, преподавая именно русскую литературу». Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Государственного совета РК Владимир Бобков вовсе призвал не продлевать с Казариным контракт о работе. «Йод» узнал у профессора, какие изменения происходят в сфере высшего образования в Крыму.

    - Вас действительно уволили из-за критики высшего образования в Крыму? Другие сотрудники КФУ сказали, что ваше увольнение им объяснили тем, что вы неправильно заполнили документы для участия в выборах преподавателей вуза, которые проводятся каждые пять лет.

    Мне сказали, что я не прошел выборы преподавателей и в конце октября буду уволен. Но я не сильно на эту тему переживаю. Я больше тридцати лет работал совсем не в том университете, которым сегодня мой вуз стал. Интересно, что о неблагополучии высшего образования в Крыму я говорил публично и регулярно больше года, но обратили внимание на мои слова только после того, как я выступил на конференции в Праге. Мы вернулись в советские времена, когда, с одной стороны, Запад критиковали и отвергали, а с другой, за тем, что там происходит, пристально следили.

    - С вами не пытались до увольнения провести «разъяснительную работу»?

    Нет, видимо, понимали, что это бесполезно. Двух моих коллег, которые в социальных сетях обменялись острыми репликами по украинскому вопросу, вызывали к проректору и посоветовали вести себя более сдержанно.

    - Какой была система образования в Крыму до того, как его присоединили к России?

    В Крыму, как и во всей Украине, сохранилась в основе советская система высшего образования. Она даже в большей степени походила на советскую, чем российская. В то же время в украинском образовании была такая чрезмерная в духе махновского гуляйполя свобода. Можно было легко создавать и учреждать вузы, иногда на особых условиях. В Крыму, например, было 93 вуза, а в Севастополе больше 33. Среди них известные и очень сильные университеты, например, наш прославленный медицинский университет и крымский агротехнологический университет. В Крыму работали филиалы большого количества украинских вузов, отделения всех ведущих российских высших школ, многих европейских университетов. Создавались, конечно, и всякие шарашкины конторы, где можно было не учиться, но получить диплом. С одной стороны, эта свобода не позволяла контролировать рынок образовательных услуг, с другой, побуждала к соревновательности. В результате, некоторые маленькие вузы из-за сильных коллективов заслужили себе очень хорошую репутацию и могли конкурировать с большими университетами.

    - Что изменилось после того, как Крым вошел в состав России?

    Теперь система образования в Крыму больше похожа на большую казарму. Количество вузов очень сильно сократили. В Крыму остался Крымский федеральный университет, инженерно-педагогический университет, который создали крымские татары, и университет культуры, искусств и туризма.

    «ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ ДВА ЧАСА ОТ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ НА ДРУГОЕ ДОБИРАТЬСЯ»

    - Что произошло, например, с медуниверситетом?

    Теперь он называется медицинской академией имени С.И. Георгиевского. Ее слили с аграрнотехнологической академией, строительным университетом, экономическим вузом и несколькими научными центрами. Все вместе это теперь называется Крымским федеральным университетом им. Вернадского.

    - Процесс реорганизации вузов идет по всей России. Почему это плохо?

    Вузы были против такого слияния. Особенно медуниверситет имени С.И. Георгиевского, который всегда готовил очень профессиональные кадры. Преподавателей из вузов в процессе этой реорганизации уволили. Сотрудники медуниверситета выходили на митинги, бастовали. Безрезультатно. В итоге создали конгломерат. Между некоторыми факультетами вуза расстояние - 110 километров. То есть преподавателям приходится два часа от одного занятия на другое добираться. У нас пять-шесть лет уйдет на внутреннюю перестройку системы образования. В Крыму сейчас очень много разных проблем, которые нужно срочно решать, и нет времени на такие масштабные и бессмысленные изменения. Система образования Крыма стала очень бюрократичной, у каждого вуза, который слили с КФУ, свой ректор и проректоры, а над ними общий ректор с проректорами. У нас административная часть превратилась в чудовищно разросшийся организм, через который нельзя пробиться. Он живет своей собственной жизнью и мы, преподаватели, ему не нужны. Зарабатывают доценты и профессора примерно в два раза меньше, чем младшие административные работники с незаконченным высшим образованием. У многих проректоров КФУ нет ни то что докторской или кандидатской научной степени, даже опыта работы в вузе нет.

    «СЕЙЧАС В КРЫМУ НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА, МЫ ЖЕ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

    - Как эти изменения отражаются на студентах?

    Студенты-иностранцы, которых раньше было много в медуниверситете, покинули его. Первый отток студентов и преподавателей произошел сразу после присоединения Крыма, часть уехала на Украину. В Киевский университет первое время переводили без экзаменов. Другие перевелись в российские вузы. Некоторые - в зарубежные.

    Сейчас в Крыму нет ни одной программы международного обмена, мы же в полной изоляции. До присоединения Крыма на наш факультет приезжали преподаватели из афинского университета. На турецком факультете преподавали носители языка, с американскими и европейскими вузами были тесные отношения. Сейчас это все ликвидировано. Недавно нашего очень серьезного специалиста пригласили в Польшу читать спецкурс, а потом организаторы отменили приглашение, потому что Крым теперь часть России. Для высшего образования такая ситуация полный тупик - вузы не могут развиваться без постоянного обмена с университетами других стран.

    - Вам объяснили, почему вас увольняют?

    Руководство поступило очень осторожно, они прислали преподавателя, и он сказал, что ученый совет меня, скорее всего, не выберет. Я ему ответил, что тоже не желаю работать в этом вузе. Мне не хочется мириться с разными странными требованиями. Например, недавно нам было сказано высокопоставленным чиновником, что преподаватели должны в восемь утра приходить на работу, а в шесть уходить. Даже если в этот день нет занятий. Преподаватели в шутку ответили - у нас столько стульев нет на кафедре. Чиновники предложили поставить стулья в коридоре.

    В одном из украинских вузов.

    - Почему вы не уехали в Украину сразу после присоединения Крыма?

    У меня не было возможности, надо было закончить дела. Теперь планирую это сделать.

    Дарина ШЕВЧЕНКО

    • < Назад
    • Вперёд >

    Код региона: Точное время в регионе:

    Республика Крым -

    (укр. Республіка Крим, крымскотат. Къырым Джумхуриети, Qırım Cumhuriyeti) - республика, субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа.
    Столица Республики Крым - город Симферополь .

    16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум, в ходе которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России.
    18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации.
    21 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон о вхождении Крыма в состав РФ и образовании в стране новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    География

    Площадь территории республики - 26 081 км².
    Северная граница Республики Крым совпадает с бывшей административной границей Автономной Республики Крым. C запада, юга и северо-востока полуостров омывают Чёрное и Азовское море, на востоке Республика Крым имеет морскую границу с Краснодарским краем. На юго-западе полуострова проходит граница с ещё одним субъектом РФ - городом федерального значения Севастополем.

    Крым входит в часовую зону EET (восточноевропейское время) - зимой там используется время часового пояса UTC+2, летом - UTC+3. 17 марта 2014 парламент Республики Крым принял решение о переходе с 30 марта 2014 года на московское время (UTC+4), действовавшее на территории АР Крым в первой половине 1990-х годов.

    Природно-заповедный фонд включает 158 объектов и территорий (в том числе 46 общегосударственного значения). Основу заповедного фонда составляют 6 природных заповедников общей площадью 63,9 тыс. га: Крымский с филиалом «Лебяжьи острова», Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский.
    Основные полезные ископаемые - железная руда, горючий газ, минеральные соли, строительное сырьё. Наибольшее значение имеют природные рекреационные ресурсы: мягкий климат, тёплое море, лечебные грязи, минеральные воды, живописные пейзажи.
    Известные курортные районы:

    • Южный берег Крыма - территории Ялтинского и Алуштинского горсоветов;
    • Западное побережье - территории Евпаторийского и Сакского горсоветов;
    • Юго-Восточное побережье - территории Феодосийского и Судакского горсоветов;
    • Керченский полуостров.

    Население

    Население республики - 1 958 500 чел. постоянного населения (2014). Средняя плотность населения - 75,43 чел./км². Среди населения около 58% - русские, 24% - украинцы, 12% - крымские татары, 6% - другие народности.

    В 2012/2013 учебном году в средних общеобразовательных школах Республики Крым (без учеников специальных школ (школ-интернатов) и специальных классов, организованных при общеобразовательных школах) 89,32 % учащихся получали образование на русском языке, 7,41 % - на украинском языке, 3,11 % на крымскотатарском языке, кроме того 0,15 % получали образование на английском языке.

    11 марта 2014 года парламент Крыма принял резолюцию о гарантиях в отношении крымско-татарского населения. Согласно документу, крымско-татарский язык становится государственным языком Крыма наряду с русским и украинским. Кроме того, татарам гарантируется пропорциональное представительство в парламенте республики и других правительственных органах, признание органов национального самоуправления крымскотатарского народа, содействие развитию системы дошкольного, школьного и высшего образования и развитию СМИ на крымскотатарском языке, сохранение и восстановление памятников истории и культуры крымских татар, а также содействие при возвращении крымских татар в Республику Крым из мест депортации.

    Административно-территориальное устройство

    В настоящее время в Республике Крым в основном сохраняется административно-территориальное устройство, сложившееся в период существования СССР. Реформа местного самоуправления в России, в результате которой местное самоуправление осуществляется посредством муниципальных образований двух уровней, на территории Республики Крым не проводилась, так как она в этот период входила в состав Украины.

    В административном отношении Республика Крым состоит из 25 регионов:

    • 14 районов (с преимущественно сельским населением),
    • 11 территорий, подчинённых городским советам городов республиканского подчинения (с преимущественно городским населением).

    Везетиу Екатерина Викторовна
    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
    Федерального государственного автономного
    образовательного учреждения высшего образования
    «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта

    Vezetiu Ekaterina Viktorovna
    Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
    V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta

    Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы социально-экономического развития Республики Крым в контексте государственной региональной политики Российской Федерации. В статье анализируются понятия «регион», «региональная политика», «региональное развитие». В исследовании представлены основные направления и цели государственной региональной политики Российской Федерации на современном этапе, определены основные аспекты социально-экономического развития Крыма в рамках региональной политики республики и государства.

    Abstract: The article is devoted to studying problems of socio-economic development of the Republic of Crimea in the context of the state regional policy of the Russian Federation. The article analyzes the concept of "region", "regionalism", "regional development". The study presents the main directions and objectives of state regional policy of the Russian Federation at the present stage, the main aspects of socio-economic development of the Crimea in the framework of the regional policy of the Republic and the state.

    Ключевые слова: регион, региональная политика, региональные политические системы, региональное развитие, концепция регионального развития, стратегические направления регионального развития, социально-экономическое развитие, Республика Крым.

    Keywords: regional policy, regional political systems, regional development, the concept of regional development, strategic directions of regional development, socio-economic development, the Republic of Crimea.


    Крымский полуостров в исторической ретроспективе являлся территориальной базой для развития многочисленных государств. На современном этапе Крым является одним из субъектов Российской Федерации, что существенным образом оказывает влияние на пути и направления политического и социально-экономического развития региона.

    Прежде чем обратиться к изучению особенностей социально-экономического развития указанного субъекта РФ, рассмотрим сущность ряда понятий.

    Итак, с точки зрения концептуальных позиций термин «регион», по мнению Т.М. Шовгенова, является многоуровневой структурой, включающей множество сложных элементов, большое число разнообразных связей, отличающейся циркуляцией больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов, определяющих ее внутреннюю динамику .

    Согласно определению Н.Т. Аврамчиковой, региональная политика представляет собой «сравнительно новый, но весьма важный элемент системы регулирующего государственного вмешательства в экономику. Во многом ее проявление и становление есть результат масштабных изменений в социально-экономической и политической жизни западного сообщества в послевоенный период, в частности, его политической демократизации» .

    Необходимость развития региональных политических систем, способствующих социально-экономическому росту и стабильности субъектов РФ, вызвана процессами, характеризующимися трансформацией социальных и хозяйственных отношений, в связи с чем снижается роль государства относительно вопросов регулирования экономических процессов в регионах.

    Разработка индивидуальных стратегий социально-экономического развития регионов позволит укрепить общее экономической состояние страны. Данную мысль разделяет и Р.Г. Абдулатипов, подчеркивая, что огромные масштабы территории страны и уникальное разнообразие «природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития» .

    Учитывая вышесказанное, можем заключить, что развитие Крымского региона может обладать индивидуальными чертами, ввиду учета специфики исторического развития, географических, экономических, промышленных и других особенностей полуострова, однако все же оно должно осуществляться в контексте общегосударственной региональной политики. В этой связи обратимся к рассмотрению основных концептуальных положений региональной политики России, являющихся актуальными на современном этапе.

    Современная региональная политика Российской Федерации развивается по ряду направлений, основными из которых, по мнению Ю.С. Нехайчук и Д.В. Нехайчук, являются:

    — экономическая политика, предполагающая смягчение региональных экономических диспропорций;

    — социальная политика, заключающаяся в сглаживании региональной дифференциации уровня жизни, а также общем улучшении качества социальной среды;

    — демографическая политика, направленная на осуществление регулирования государством естественного и механического движения населения;

    — экологическая политика, подразумевающая улучшение экологической ситуации в регионе .

    В качестве ядра региональной политики указанные исследователи рассматривают реализацию «экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования» .

    На основе анализа теоретических источников, посвященных исследованию проблем регионального развития в России, можно определить ключевые направления совершенствования государственной региональной политики. К ним отнесем:

    — повышение роли региональных аспектов в сфере социально-экономической политики страны;

    — совершенствование социально-экономических аспектов государственной региональной политики.

    Республика Крым является относительно новым регионом в составе Российской Федерации. С одной стороны, социально-экономическое развитие региона финансируется из федеральных средств, с другой, Крым обладает также и собственным потенциалом, позволяющим осуществлять динамическое развитие республики.

    Учитывая государственную поддержку и собственный потенциал Крыма, можем заключить, что социально-экономическое развитие данного субъекта РФ зависит от правильности разработки и внедрения стратегических направлений регионального развития.

    В Концепции разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период указана основная цель развития региона, а именно: «создание инновационной системы устойчивого социального, экономического и экологического развития для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения и гостей Республики Крым» .

    На сегодня можно говорить о наличии в регионе отраслей, характеризующихся ориентацией на инновационность. Однако на современном этапе развития Крыма требуются многочисленные изменения, предполагающие внедрение инновационных технологий в ведущие социально-экономические сферы Крыма, в частности, в развитие сельского хозяйства, промышленных предприятий и туризма.

    Ведущими направлениями социально-экономического развития Крыма сегодня являются:

    — развитие финансово-банковских структур;

    — развитие и модернизация сельского хозяйства;

    — расширение сферы услуг и туристического направления;

    — поэтапное реформирование социальной сферы;

    — разработка антикоррупционной политики и реализация соответствующих мероприятий;

    — совершенствование организаций социальной сферы путем ориентирования их на инновационный характер деятельности.

    Резюмируя вышесказанное, заключим: региональная политика в Крыму направлена на повышения социально-экономического уровня путем учета основных концептуальных положений региональной политики государства.

    В основе разработки и реализации внутренней политики в Крыму – инновационная концепция регионального развития, положения государственной региональной политики РФ, а также учет исторических, демографических, экологических, экономических, географических и других особенностей республики.

    Библиографический список

    1. Абдулатипов Р.Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики / Этнополит. Вестник. – 2005. – №1. – С. 5-21.
    2. Аврамчикова Н.Т. Современная региональная политика: опыт зарубежных стран // Вестник Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. – 2008. – № . – С. 185-191.
    3. Концепция разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период. URL: http://mlnek.rk.gov.ru /file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_konc.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
    4. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: Крымский аспект // Символ науки. – 2015. – № 8. – С. 107-118.
    5. Шовгенов Т.М. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем. URL: http:// region.mcnip.ru (дата обращения 07.05.2015).