• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В теме представлены основные макроэкономические показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния финансовой системы региона и некоторые показатели системы национальных счетов. Статистические показатели используются во всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговые значения, применение методов статистического анализа дает представление о реально сложившейся в стране и её регионах ситуации.

    В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, международные организации, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, её регионов, отраслей и секторов экономики.

    Статистическая информация используется на макроуровне для разработки экономической политики в стране, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации федеральных законов и международных обязательств России. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.

    Чтобы управлять современным обществом, следует отслеживать состояние и взаимодействие двух основных сфер – экономической и социальной. И хотя эти сферы взаимосвязаны и взаимозависимы (например, уровень экономического развития отражается на уровне жизни населения, а кадровый потенциал определяет ход экономических преобразований), каждая из них имеет конкретный обособленный предмет исследования и, следовательно, требует адекватной системы показателей.

    Статистические показатели печатаются в специальных изданиях на базе данных Государственного комитета по статистике – статистических ежегодниках, которые формируются по итогам прошедшего года к середине текущего. Дополнительную информацию по статистике развития регионов можно найти в профильных периодических изданиях, журнале «Вопросы статистики», в «Российской газете» (за апрель и сентябрь) в статье «Где в России жить хорошо».

    Статистические ежегодники приводят в своих изданиях следующую обязательную подборку данных:

    Основные показатели уровня жизни населения

    Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств, млн.рублей.

    Экономическая активность населения:

      среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;

      численность безработных, тыс. человек;

      численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек.

    Доходы населения и социально-экономическая дифференциация

    Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей.

    Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году.

    Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, процентов.

    Соотношение денежных доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, в разах.

    Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей.

    Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году.

    Средний размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), на конец года, рублей.

    Реальный размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), в процентах к предыдущему году.

    Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской Республики, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

    Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

    Социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;

    Устойчивое развитие Чувашской Республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;

    Регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.

    Основные проблемы развития Чувашской республики.

      Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств. Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

      Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг. Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%).

      Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Высокая степень износа материально-технической базы требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.

      Неразвитость рынка земли. Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков. В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы - предоставления кредита под залог земельного участка. Для второй части, связанной с переводом земли в ликвидные активы, существуют не урегулированные законодательством отношения, являющиеся серьезными препятствиями.

      Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг. Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс.кв.км территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, V категорий и внекатегорийные дороги.

      Недостаточный уровень внедрения в органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и организациям с использованием информационных технологий. Необходимо развивать предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан.

      Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики. В Чувашской Республике отмечается положительная динамика роста объемов туристских услуг, оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Однако число туристов, посещающих Чувашию, остается низким. Гостиничный сервис не отвечает современным требованиям, только одно предприятие туризма сертифицировано по международным стандартам.

      Неразвитость рынка услуг. Рынок услуг в Чувашии характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами. Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.

      Относительно низкий уровень доходов населения. Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%).

      Загрязнение окружающей среды на территории Чувашской Республики. Рост потребления, высокая плотность населения (70,3 человека на 1 кв.км) и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов (на 43% за 5 лет). Срок эксплуатации многих объектов размещения отходов в районах и городах Чувашской Республики заканчивается. В г.Чебоксары вместимость существующего мусороприемного полигона исчерпана. Удельный вес загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составляет 89,3% от общего объема сброса сточных вод.

    Для усиления конкурентных преимуществ нужно как можно быстрее устранить данные проблемы, что приведет к высокому темпу роста экономики республики.

    В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост.

    Чувашия - небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики.

    К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

    Активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

    Повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

    Повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

    Стимулирование диверсификации и технологического развития;

    Состояние производственных фондов, степень их изношенности;

    Развитие сектора общественных услуг;

    Ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

    Реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

    У Чувашии сложились деловые и доверительные отношения с такими международными финансовыми организациями, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, ТАСИС и др. Сегодня Чувашия активно участвует в международных проектах в сфере образования, здравоохранения, финансов, жилищно-коммунального хозяйства, информационных технологий.

    Достигнута максимальная прозрачность долговой политики, применяются такие инструменты заимствований, как выпуск государственных облигаций Чувашской Республики, кредиты коммерческих банков. Внедрена казначейская система исполнения бюджета, эффективность которой заключается в экономии более 10% расходной части консолидированного бюджета Чувашской Республики.

    Чувашская Республика имеет имидж региона с высоким уровнем администрирования, положительной кредитной историей и прозрачной финансовой системой. Именно это позволило Чувашии реализовать в 2006 году совместный проект с группой Всемирного банка и стать первым регионом в Российской Федерации, привлекшим инвестиции на финансовом рынке при дополнительной поддержке Международной финансовой корпорации, входящей в группу Всемирного банка, без суверенных гарантий.

    Существенный вклад в увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест вносят реализация перспективных инвестиционных проектов, программ и соглашений, развитие сотрудничества со стратегическими партнерами.

    Интенсивно развиваются малый и средний бизнес, финансовая инфраструктура. Существенно возросла роль сферы услуг, формируются традиции предпринимательства и рыночный менталитет у населения.

    В ходе осуществления экономических преобразований значительно повысился уровень жизни населения, продолжается рост доходов, растут объемы и расширяется структура потребления товаров и услуг. Более высокое качество приобретают системы образования, здравоохранения и культуры. Получили динамичное развитие высокие медицинские технологии, семейная медицина, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, компьютеризация школ, модернизация сельских библиотек.

    Одним из основных направлений политики стабилизации демографической ситуации является улучшение жилищных условий граждан. В рамках реализации указов Президента Чувашской Республики активно развивается ипотечное жилищное кредитование, оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении доступного и комфортного жилья.

    Чувашия становится одним из самых привлекательных регионов России для ведения бизнеса, комфортным для проживания и отдыха, в котором власть является опорой и гарантом стабильности и правопорядка, а граждане ответственны за воспитание своих детей и уверены в их будущем.

    Ноябрь 1917-1993 гг. Историография истории советской государственности Чувашии довольно обширна. Но в подавляющем большинстве работ либо анализируются ее отдельные аспекты, либо она рассматривается всесторонне, однако на кратком историческом отрезке времени. Исследований, в которых ее развитие изучалось бы целостно и за большой период, насчитываются единицы. Они представлены публикациями Т.А. Ахазова и А.В. Изоркина. В статьях первого из названных авторов, опубликованных в 60-70-е гг., возникновение и формирование советской государственности Чувашии освещается как один «из ярких примеров разрешения национального вопроса в СССР» и «неоспоримое доказательство правильности ленинской национальной политики». В работе А.В. Изоркина «Национально-государственное строительство Чувашской АССР за 70 лет» уже проявилось стремление дать более правдоподобную картину развития советской государственности Чувашии. Исследователь раскрыл отрицательное влияние командно-административной системы, ликвидировавшей или ограничившей многие завоевания чувашского народа в сфере национально-государственного строительства после Октябрьской революции. В настоящей статье автором предпринята попытка системного анализа советской государственности Чувашии за весь период существования, показа ее развития как противоречивого процесса, диалектически сочетавшего позитивные и негативные стороны. Формирование советской государственности Чувашии началось после Октябрьской революции 1917 г. По замыслу лидеров большевиков, формой организации государственного устройства должны были стать Советы. Они рассматривались как более высокая ступень демократии по сравнению с парламентом, олицетворение подлинного народовластия. Как преимущество Советов преподносилось единство всех звеньев советской системы, соединение в них законодательной и исполнительной деятельности, власти и управления, осуществление в Советах принципов национального равноправия, ликвидация различий по полу и другим признакам. Первые Советы в Чувашии возникли еще весной-летом 1917 г., но тогда они выступали как общественно-политические организации. В большинстве из них главенствовали эсеры и меньшевики (лишь Чебоксарский Совет рабочих и солдатских депутатов с середины мая 1917 г. стал поддерживать большевистские лозунги). После прихода к власти большевиков Второй Всероссийский съезд Советов объявил о переходе всей власти Советам. Период в истории Советов Чувашии до весны 1918 г. можно назвать «декларативным» - их власть была провозглашена, но не более того. Реально продолжали функционировать все старые государственные учреждения, а Советы были как «побочный придаток этих учреждений». Переломными моментами на путях к тотальной советизации страны стали роспуск Учредительного собрания и законодательные акты, принятые III Всероссийским съездом Советов (январь 1918 г.). Они знаменовали собой начало юридического, а затем фактического создания однородной советской политической системы, в которой, кроме Советов, не оставалось места другим органам местного управления. Зимой-весной 1918 г. в Чувашии постепенно стала оформляться более или менее стройная организация уездного советского аппарата. Прошедшие тогда уездные съезды Советов приняли решение распустить земские органы, сформировали работоспособные исполкомы с отделами. С созданием уездного советского аппарата развернулась организация волостных и сельских Советов, особенно активно происходил этот процесс в марте-мае 1918 г. Утверждение новой власти, как показывают документы, не укладывалось в рамки господствовавшей в советской историографии концепции «триумфального шествия Советской власти». Были случаи, когда волостные собрания выступали не за Советы, а за Учредительное собрание. Одновременно с созданием советской организации шел процесс ликвидации земств и городских самоуправлений. Правильно его назвать абсорбцией - поглощением органов местного самоуправления Советами. К лету 1918 г. Советы в уездах и волостях структурно оформились. Их положение упрочилось. Они стали проявлять себя как органы, действительно управляющие всеми местными делами. Процессы советизации в уездах Чувашии происходили на фоне национального подъема, оживленных дискуссий среди деятелей общественных движений и партий по вопросу о национально-культурной и политической модели развития этноса. Правые эсеры, «Чувашское национальное общество» безоговорочно поддерживали Учредительное собрание, парламентскую демократию. Левые эсеры были сторонниками Советов, но при условии их построения на основе пропорционально-национального представительства (этим они отличались от большевиков, для которых в Советах главным было социальное содержание - как органов классовой диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства). Колеблющуюся позицию занимали авторитетные и влиятельные в национальном движении чувашские военные организации. На прошедшем в Казани в декабре 1917 г. военноокружном съезде представителей чувашских солдат и офицеров Казанского военного округа были зафиксированы положения о немедленном открытии Учредительного собрания и необходимости создания среди чувашей волостных земств, как органов народной власти. Вместе с тем не отрицались и Советы, но при условии их реорганизации в районах со смешанным национальным составом населения на «национально-пропорциональных основах». Ожесточенные споры по вопросу о власти развернулись на Первом Всероссийском чувашском военном съезде (12 января-1 февраля 1918 г.) - широком общечувашском форуме. Выявились позиции сторонников Советов, разогнанного общероссийского Учредительного собрания, созыва Чувашского национального учредительного собрания, сторонников общероссийского Учредительного собрания, признавшего декреты СНК. В конечном итоге из-за острых разногласий по вопросу власти съезд так и не смог принять определенного решения. Советы были признаны съездом только: 1) как форма организации местной власти, 2) как органы своих наций, а не как классовые организации, - отсюда зафиксированный в решениях съезда принцип их создания на «строго пропорционально-национальных основах». Лишь на Всероссийском общечувашском рабоче-крестьянском съезде, состоявшемся 9-15 июня 1918 г. (к этому времени в стране установилась политическая гегемония большевиков), была зафиксирована позиция, изложенная следующим образом: 1) Признать только Советскую рабоче-крестьянскую власть. 2) Все те, кто не стоит на платформе Советской власти, есть контрреволюционеры и враги трудового народа. Одновременно шел поиск форм национального самоопределения этноса. В начале 1918 г. вызывающей волнение среди нерусских народов Поволжья стала идея создания Средневолжского и Южноуральского штата, затрагивавшего интересы чувашского населения, проживавшего в Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерниях. Первый Всероссийский Чувашский военный съезд уделил большое внимание проектам образования штата (получившего также название Волжско-Камского) и принял решение включить территории с чувашским населением в создаваемый административный объект. Основными условиями для вступления в него выдвигались равноправие и суверенность входящих народов и их национально-культурная автономия. Создаваемая административно-территориальная единица рассматривалась съездом как неотделимая часть России, а по внутреннему административному устройству - областная федеративная республика национальностей. Однако этот проект не был воплощен в жизнь. С весны 1918 г. спектр общественных сил, участвовавших в национальном движении чувашей, резко сужается. Из политической жизни исключается Чувашское национальное общество, закрывается газета «Хыпар»; с демобилизацией старой армии были распущены все национальные военные организации. Главную роль начал играть образованный 5 марта 1918 г. Чувашский левый социалистический комитет, объединивший левых эсеров, социалистов-интернационалистов и большевиков, стоявший на платформе Советской власти. В марте же был открыт при Казанском губернском Совете Комиссариат по чувашским делам во главе с левым эсером А.Д. Красновым. Несколько позднее, 18 мая 1918 г., при Народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР организовался Чувашский отдел - центральное учреждение по делам чувашей Советской России (заведующим был назначен левый эсер Д.С. Эльмень). После неудачи с проектом образования Средне-волжского и Южноуральского (Волжско-Камского) штата среди лидеров татарского и башкирского национальных движений возникла идея организации тюркской Татаро-Башкирской республики. В начале апреля 1918 г. этот проект был обсужден на совместном заседании Комиссариата по чувашским делам Казанского губисполкома и Чувашского левого социалистического комитета. Оно пришло к выводу, что Татаро-Башкирская республика не должна быть объединением только мусульманских народов, а «охватывать всю обширную территорию Волжско-Камского региона...» В основу конституции республики предлагалось положить принцип полной автономии каждой народности в вопросах культуры, представительство в организациях, всех административных и общественных учреждениях на национально-пропорциональной основе; равенство языков; установление административных границ внутренних автономий и определение их границ преимущественно по этнографическому признаку. На состоявшемся 5 мая 1918 г. в Москве совещании по вопросу об образовании Татаро-Башкирской республики эти предложения не были приняты; в республику предполагалось включить лишь часть территории с чувашским населением. Поэтому I Общечувашский рабоче-крестьянский съезд, заслушав доклад Д.П. Петрова «Отношение к Татаро-Башкирской республике» и содоклад Д.С. Эльменя по итогам совещания в Москве, решил, учитывая, что чуваши могут оказаться в уязвимом положении среди мусульман (по численности они составили бы только 12% населения), не входить в Татаро-Башкирскую республику. Съезд обсудил вопрос «О политических зачатках автономии». В выступлениях Г.Ф. Алюнова, Г.Т. Титова, А.Д. Краснова был сделан вывод, что по уровню политического развития и по этногеографическому положению чуваши не готовы создать самостоятельное государственное образование. Съезд констатировал: «В зависимости от своего культурного и политико-экономического уровня чуваши могут и должны добиваться осуществления культурно-национальной автономии с зачатками политической автономии». Таким образом, в 1917-1918 гг. программные цели чувашского национального движения носили экстерриториальный характер и не выходили за рамки требования предоставления расширенной национально-культурной автономии. Начавшаяся летом 1918 г. Гражданская война на время приостановила национально-государственное строительство чувашей. Она же оказала огромное разрушительное воздействие на весь механизм советской государственности. Политика «военного коммунизма» резко усилила ограничение демократических норм, жесткую централизацию, привела к господству военно-командных методов управления, свертыванию активности Советов. Их функции переходили к различным чрезвычайным административным и военным органам - ревкомам, ВРК и ЧК. Свою лепту в ослабление советской системы внесли комитеты деревенской бедноты. Образованные летом-осенью 1918 г., они оттеснили сельские Советы на второй план, захватили управление делами в свои руки. Немаловажный фактор - эволюция Советов из многопартийных в однопартийные органы (уже к декабрю 1918 г. в уездах Чувашии завершился процесс большевизации Советов), когда из органов, призванных формировать политику, они превращались в органы, исполняющие политику одной партии. Утверждение монопольно господствующего положения одной партии в Советах уже в ближайшей перспективе привело к превращению советских органов в безвластный придаток комитетов РКП(б). Годы Гражданской войны - это и время затухания демократических импульсов Февраля и Октября 1917 г., свертывания ростков самоуправления, прогрессирующего нарастания бюрократизации государственного аппарата. Решающую роль сыграли и крайне низкая общая и политическая культура населения, утопичность самого проекта создания общества, в котором «сам народ собою управляет». К началу 1920-х гг. реалии советской государственности оказались далеки от идеала и были таковы: монополия коммунистической партии на власть, сращивание ее с государственным аппаратом, военно-административные методы и сверхцентрализация управления. В принципиальных своих чертах советская политическая система имела ярко выраженную направленность в сторону формирования государства тоталитарного типа. С завершением Гражданской войны вновь сделался актуальным вопрос выработки форм национального самоуправления чувашского этноса. Теперь он уже стал обсуждаться в аспекте образования самостоятельной чувашской административно-территориальной единицы. Процесс обретения национальной государственности у чувашей имел многоактный характер, что объяснялось не только дисперсностью их расселения, но и вхождением основных территорий их исторического обитания в состав нескольких губерний (территория современной Чувашии входила одновременно в состав Казанской и Симбирской губерний). Уже к концу 1919 г. усилиями Чувашского отдела Наркомнаца РСФСР был подготовлен доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу на правах губернии. Ее проект был представлен на рассмотрение Наркомнаца 3 января 1920 г. Он был обсужден партийными и советскими органами Казанской и Симбирской губерний, работавшими в уездах с чувашским населением. Проект поддержал Первый Всероссийский съезд чувашских секций и ячеек РКП(б), состоявшийся в Казани 4-8 февраля 1920 г. Наркомнац поддержал ходатайство Чувашского отдела перед Административной комиссией ВЦИК. В основу первого проекта Чувашской автономии с предлагаемым названием Чувашская Трудовая Коммуна был положен этнический принцип. В ее состав предполагалось включить все без исключения территории Казанской и Симбирской губерний с относительно компактным чувашским населением, в том числе и земли, не имевшие общих границ с автономией. Например, на территории Татарстана из волостей Спасского, Чистопольского уездов в Закамье намечалось образование анклавного Сунчелеевского района как административной единицы чувашской автономии, хотя данный район был бы отдален от границ автономии более чем на 150 км. Решение вопроса организации автономии Чувашии ускорилось в связи с образованием Татарской АССР, затронувшей интересы чувашского населения Казанской губернии, которая ликвидировалась 8 июня 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б), обсудив вопрос «О чувашской республике», признало необходимым из трех уездов упраздняемой Казанской губернии образовать самостоятельную Чувашскую административную единицу. Вопрос о судьбе остающихся вне Татарской АССР уездов Казанской губернии рассмотрел также ВЦИК, и 18 июня 1920 г. ВЦИК принял постановление, согласно которому уезды Козьмодемьянский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский включались в состав Нижегородской губернии. Следовательно, решение ВЦИК не совпало с рекомендацией Политбюро ЦК РКП(б); некоторые руководящие работники центральных органов засомневались в целесообразности создания национальной государственности чувашей якобы из-за отсутствия у них своей национальной культуры и быстрого процесса их обрусения. По настоянию руководителей Чувашского отдела при Наркомнаце, ходатайств партийных и советских органов Казанской губернии, 22 июня 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) в очередной раз рассмотрело вопрос об образовании чувашской национальной административно-территориальной единицы и решило ее учредить, утвердив форму автономии чувашского народа как «Чувашскую область» вместо «Трудовой коммуны». В тот же день на заседании СНК РСФСР под председательством В.И. Ленина был одобрен проект постановления об образовании Чувашской автономной области и направлен во ВЦИК на окончательное решение. 24 июня 1920 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об Автономной Чувашской области». Постановлением была образована Чувашская автономная область как часть РСФСР с административным центром в городе Чебоксарах с включением в ее состав участков территории Казанской и Симбирской губерний, населенных преимущественно чувашами. Территория образованной автономной области оказалась по сравнению с проектом намного меньше. В нее в полном составе вошли Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской и Козьмодемьянского уезда Казанской губерний. Но было отказано в образовании отдаленного Сунчелеевского района. Не было принято предложение об исключении волостей с нечувашским населением и передаче их в другие административные единицы. В итоге образовалась область территориально вполне компактная и в достаточной мере учитывающая этнически-бытовую общность населения. Новое автономное образование получилось почти полностью моноэтничным, так как чуваши в нем составили 80,5%. Это был наивысший показатель количественного преобладания титульного населения среди автономий, имевшихся в РСФСР в конце 1920 г. Для руководства новой административной единицей был учрежден временный советский орган - Революционный комитет (Ревком) в составе: председатель Д.С. Эльмень, члены Л.М. Лукин, В.А. Алексеев, И.А. Крынецкий, Я.П. Соснин. В ноябре 1920 г. состоялся первый областной съезд Советов, где 11 ноября 1920 г. был избран Исполнительный комитет Советов Чувашской АО - постоянный орган управления областью, которому Ревком передал свои полномочия. Ему присваивались права губернского исполнительного комитета. Созданием автономной области завершился первый этап образования национальной государственности чувашского народа: основной регион обитания этноса получил официальный статус в виде автономной области. В период с 1920 по 1924 г. руководители области провели серьезную политико-организационную подготовительную работу по преобразованию области в республику с условием почти двойного расширения («до максимального предела») ее площади за счет присоединения некоторых территорий соседних Нижегородской губернии, Татарской АССР, Симбирской губернии (включая г. Симбирск, как столицу будущей республики). Площадь планируемой республики должна была составить 37 тыс. кв. км, население - около 1,5 млн. человек, в том числе чувашское - 51% (от всех чувашей страны - 70%). Но этот проект, представленный во ВЦИК в 1924 г., был отклонен. После ряда согласований 21 апреля 1925 г. было решено преобразовать Чувашскую автономную область в автономную республику с передачей ей только части Ульяновской губернии - Алатырского уезда, т.е. территории с нечувашским, а исключительно русским и частично мордовским населением. Реально площадь республики в 1925 г. составила 18,3 тыс. кв. км (в 1920 г. - 11,6 тыс. кв. км), население - 890 тыс. человек, чувашское - 74,6% (от всех чувашей страны - 60%). Таким образом, можно согласиться с выводом авторитетного чувашского этнолога В.П. Иванова, что в историко-культурном и этногеографическом плане был реализован далеко не оптимальный вариант национально-территориальной автономии чувашского этноса и что ВЦИК, утверждая проект республики, исходил из ленинского положения о том, что «национальные центры надо оценивать по территориальному минимуму, а не максимуму». В связи с преобразованием автономной области в республику сформировалась новая структура государственной власти и управления. Высшим органом власти провозглашались съезд Советов и избранный им Центральный Исполнительный Комитет. Учреждался под ведением ЦИК общереспубликанский исполнительный и распорядительный орган государственного управления - Совет Народных Комиссаров. Для руководства отдельными отраслями управления были учреждены народные комиссариаты, в которые переименовывались существовавшие до них областные отделы. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 15 июня 1925 г. «О государственном устройстве Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики» народные комиссариаты внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения были автономны в своих действиях и ответственны перед СНК и ЦИК Чувашской АССР и ВЦИК. Выделение Чувашии в национально-государственную территориальную единицу - событие огромной важности. Создавалась возможность для значительного расширения ее прав и самостоятельности в подготовке и решении местных вопросов, связанных с самобытностью этноса. Республика получила собственные органы власти, право на свою Конституцию и разработку других государственных актов по вопросам внутренней жизни Чувашии. Первая Конституция Чувашской АССР, принятая 31 января 1926 г. (но не прошедшая утверждения ВЦИК), наряду с общими принципами общественного и государственного устройства, предусматривала национально-специфические моменты. Ст. 1 провозглашала, что республика свободно и добровольно входит в состав РСФСР на началах федерации. Последующие ее статьи исходили из этого важнейшего демократического принципа. Конституция предусматривала широкую компетенцию республики во всех областях общественной жизни, осуществление государственной власти на автономных началах через свои высшие органы власти. Она декларировала, что государственными языками на территории республики являются чувашский и русский. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе и предоставлялось право пользоваться ими в государственных и общественных учреждениях и организациях. Провозглашение этих прав было большим достижением в области национальной политики советского государства. С окончанием Гражданской войны и введением новой экономической политики начался новый этап развития советской политической системы. Нэп не только менял подход к организации экономики, он сопровождался процессом демократизации, который, правда, был крайне ограниченным, непоследовательным и не затрагивал основ политической системы: монополии коммунистической партии на власть, ее определяющей роли в управлении всеми процессами в стране. В сфере государственного строительства демократизация выразилась в теории и практике «оживления Советов». В общих чертах политика «оживления Советов» проявилась в стремлении ограничить откровенное администрирование со стороны партийных органов, декларировании необходимости разделить функции ВКП(б) и Советов, организационно укрепить Советы, повысить их роль в социально-экономическом строительстве, демократизировать советские органы. В формате этой политики был осуществлен комплекс мер по созданию нормативной базы Советов, расширяющей их права и обязанности, укреплению их связей с широкими слоями населения, подведению материально-финансовой базы под их деятельность и т.д. В Чувашии, в частности, в 1927 г. были расширены права и обязанности сельских Советов. К ним перешли ведение местных земельных дел и вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства. Позитивное значение имело установление бюджетов в наиболее крупных сельских Советах, организация исполкомов во всех сельсоветах с населением не менее 1 тыс. человек. Комплекс мер по расширению прав и обязанностей был проведен в феврале 1928 г. и в отношении городских Советов Чувашии. Важным направлением демократизации стала либерализация порядка организации и процедуры избирательных кампаний в Советы, отчетливо наметилась тенденция к сокращению количества лиц, лишенных избирательных прав. В Чувашской АССР процент лишенцев на селе сократился с 1,5 в 1924 г. до 0,9 в 1926 г. В период нэпа в русле общей демократизации развивались и национальные процессы. Создание национальной государственности чувашей сначала в виде областной автономии, а затем республиканской сформировало базовую предпосылку для реализации национальных устремлений этноса. В аспекте национально-языкового строительства в республике в 20-е годы осуществлялась политика реализации чувашского языка (РЧЯ), а также коренизация государственного аппарата. Политика РЧЯ была направлена на повышение роли чувашского языка в общественно-политической жизни, придание ему фактического статуса государственного языка. На практике решение этой задачи означало перевод делопроизводства во всех уровнях государственного аппарата на чувашский язык. В январе 1922 г. Чувашский областной исполком Советов принял «Обязательное постановление о реализации чувашского языка в пределах области». Принятие данного постановления стало отправным моментом для организации работы партийно-государственного аппарата в этом направлении. Политика РЧЯ оставалась актуальной вплоть до конца 30-х годов. Тогда при ЦИК Чувашской АССР действовала специальная комиссия по реализации чувашского языка, аналогичные органы действовали и на районном уровне. Несмотря на предпринятые усилия, все же задача-максимум - перевод делопроизводства на чувашский язык во всех звеньях государственного аппарата - так и осталась нерешенной, а в 30-е годы работа по РЧЯ во многом приняла формальный и декларативный характер. Гораздо более результативными оказались усилия в области коренизации государственного аппарата. Она предусматривала увеличение численности чувашей в государственном аппарате. Политика коренизации имела отношение ко всей вертикали государственного аппарата, но на практике в большей мере касалась центральных учреждений наркоматов и хозяйственных ведомств. Если в 1928 г. среди работников республиканских учреждений и наркоматов чуваши составляли 44%, то к 1932 г. - 60,5%. Особые меры государственной поддержки и заботы осуществлялись в отношении нетитульных этносов автономии, или, как тогда говорили, национальных меньшинств (в Чувашии к ним причислялись татары и мордва). В частности, с учетом их интересов и запросов была проведена в 1927 г. административная реформа - районирование. Вместо четырехзвенной системы управления - сельсовет, волость, уезд, центральные органы - вводилась трехзвенная: сельсовет, район, центральные органы. В основу реформы было положено выделение района как целостной экономической самостоятельной единицы, способной организовать свое хозяйство, построить бюджет, обеспечить более полный хозяйственный и культурный охват своей территории, чего не могли дать волисполкомы из-за слабости аппарата и уездные исполкомы - из-за обширности обслуживаемой территории. Теперь райисполкомы получили права уездных исполкомов, а к сельсоветам отошла большая часть функций, выполняемых волисполкомами, тем самым должна была повыситься роль низового звена в системе государственного управления. В результате районирования в Чувашской АССР вместо 5 уездов и 55 волостей было образовано 17 районов - 15 чувашских, 2 русских (в 1929 г. добавился татарский). Общее количество сельских Советов сократилось с 1167 до 812, которые насчитывали в своем составе 661 чувашский, 87 русских, 15 татарских, 11 мордовских и 38 со смешанным населением. В таком виде организация административно-территориального деления республики оставалась практически неизменной вплоть до середины 30-х гг. В конце этого десятилетия система национальных районов и сельсоветов была ликвидирована. В 1929 г. Чувашская АССР, наряду с Марийской и Удмуртской автономиями, Нижегородской и Вятской областями, вошла в состав Нижегородского края - крупного экономического региона, существовавшего до 1936 г. В него республика входила на условиях сохранения незыблемости основных положений Конституции Чувашской АССР, определявших ее автономные права как государственного образования и федеративной части РСФСР. На рубеже 20-30-х гг. процессы демократизации нэповского периода были прерваны. Переход к массовой и насильственной коллективизации, форсированному варианту индустриализации объективно потребовали усиления директивного начала, жесткой централизации. Вследствие поворота в конце 20-х гг. в политической жизни произошло резкое свертывание даже тех элементов демократии, которые были накоплены в предшествующий период. Вместо «оживления Советов» был выдвинут новый лозунг: «Советы - проводники генеральной линии партии», в соответствии с которым роль Советов и других элементов политической системы низводилась всего лишь до механизмов реализации и воплощения в жизнь решений и указаний коммунистической партии. О глубочайшем кризисе всей советской системы свидетельствовали результаты проверки Советов Чувашии в июне-июле 1936 г. Она выявила вопиющие факты бюрократизма, формализма, администрирования советских органов. К концу 30-х годов в стране окончательно завершился процесс формирования общества тоталитарного типа, в котором за фасадом чисто декоративной власти (Советов всех уровней) скрывалась истинная сущность режима - личная диктатура И. Сталина и господство номенклатурно-партийно-государственного аппарата. Очень ярко фарисейство советской государственности проявилось в расхождениях между декларациями Конституции СССР 1936 г. и политическими реалиями. Она провозглашала полное равноправие граждан, гарантию прав и свобод личности, законодательно закрепила социальные и экономические права. Конституция установила новую избирательную систему. Вместо неполного избирательного права, осуществлявшегося непрямым голосованием, вводилось всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Ограничения и неравенство по социальной принадлежности в избирательных правах ликвидировались. Но повсеместно распространенная практика выдвижения единственного кандидата в депутаты, подобранного партийными органами, сводила все нововведения на нет. В 1937 г. в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР был принят Основной закон Чувашской АССР, повторявший все главные положения союзной Конституции. После произошедших 26 июня 1938 г. выборов в Верховные Советы РСФСР и Чувашской АССР изменилась организация центральных представительных органов автономии. Съезд Советов и ЦИК заменил Верховный Совет (в промежутке между его сессиями высшим органом государственной власти считался Президиум Верховного Совета ЧАССР). Завершили перестройку советской системы и управления выборы 24 декабря 1939 г. в местные Советы Чувашской АССР. В них приняло участие 99,3% избирателей. Они, как тогда громогласно провозглашалось, ознаменовались «блестящей победой блока коммунистов и беспартийных». Эти выборы положили начало укоренившейся затем традиции безальтернативности, единодушия и формального характера избирательных кампаний на всем протяжении последующего периода советской истории. В 30-е годы многое изменилось и в сфере национальных отношений: доминирующей с того времени становится тенденция унификации всего национального многообразия. Национальное стало истолковываться как националистическое и противопоставляться интернациональному. Всякое стремление учитывать запросы и специфику коренного населения объявлялось националистическим. Был взят курс на форсированную ликвидацию национальных различий и особенностей национальных регионов. После активного языкового строительства предыдущего десятилетия в 30-е годы свертывается политика реализации чувашского языка. Резко форсируется нивелировка национально-языковых различий в Чувашии. В эти же годы была постепенно свернута политика коренизации, благодаря которой чувашей на 1 января 1935 г. среди работников наркоматов и республиканских учреждений было 67,7% (в 1924 г. - 40%). Но во второй половине 30-х годов под предлогом борьбы «с националистами» многие руководящие работники, а также представители национальной интеллигенции были репрессированы. Ликвидирована существовавшая с начала 20-х годов широкая сеть чувашских представительств при центральных органах в Москве. Упразднены такие формы автономии этнических групп в Чувашии, как национальный татарский район и мордовские сельские Советы. Новая ситуация в национальном вопросе нашла отражение в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР и Чувашской АССР 1937 г. Они закрепили увеличение объема власти общесоюзных государственных органов в противовес республиканским. Если на первых порах республика обладала определенными правами: осуществляла амнистию и обладала правом приема в гражданство, правоохранительные органы Чувашии находились в ее юрисдикции, относительной самостоятельностью пользовались учреждения культуры и просвещения, то теперь этих прав стало меньше, что лишало ее возможности полноценного развития. Сами Конституции стали настолько идентичными, что различались только названиями. Положений о добровольности, принципе федерации для автономных республик в них уже не было. Каждая автономия объявлялась лишь «неотъемлемой частью союзной республики». Неудивительно, что в Конституции Чувашской АССР уже не было статьи о чувашском языке как государственном, вместо этого провозглашалось право «пользоваться родным языком». Произошедшие в 30-е гг. перемены в национальной сфере явились закономерным итогом развития политических процессов в стране - формирования общества тоталитарного типа с его стремлением к унификации политического и национального многообразия. В результате экономическое, политическое и культурное развитие чувашского народа оказалось в полной зависимости от высших органов союзного управления. А правовое равенство всех народов, провозглашенное в октябре 1917 г., было заменено принципом фактического равенства, что предусматривало «выравнивание отсталых наций», к числу которых был отнесен и чувашский народ. Тем самым развитие национального подменялось критериями социально-экономического роста. Первые два десятилетия после октября 1917 г. были исключительно плодотворными в политическом и национально-культурном развитии чувашского народа. Именно в это время сформировалась национальная государственность этноса. Она способствовала политическому и социально-экономическому оформлению нации, укреплению национального самосознания; в какой-то мере обеспечила протекционизм для развития национального языка и культуры. В этот период чувашский народ достиг немалых успехов в социально-экономическом, политическом и духовном развитии. Был пройден начальный этап освоения индустриальной системы общественного разделения труда; в социальной структуре возник обширный слой работников умственного труда; мощное развитие получили национальная литература, искусство (правда, одновременно происходила аккультурация, т.е. более или менее заметная утрата собственной этничности и «модернизация» образа жизни на основе русской культуры). В годы Великой Отечественной войны на первый план выдвинулись функции военной защиты страны. Организаторская деятельность Советов тесно переплеталась с решением военных задач, преследуя цель создать и развить четко налаженное военное хозяйство. Перестройка всей жизни страны на военный лад потребовала от советских органов существенных изменений в их структуре, полномочиях, методах и формах деятельности. Основная организаторская работа сосредоточилась в руках исполнительных органов советской власти. Принцип коллегиальности не соблюдался даже формально. Сессии Советов проходили нерегулярно, перевыборы советских органов в войну не проводились, а их полномочия были продлены. С окончанием войны началась перестройка работы всего советского государственного аппарата в соответствии с условиями мирного времени. В феврале 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Верховный Совет РСФСР и Чувашской АССР, в декабре того же года - в местные Советы. В дальнейшем они стали проводиться в установленные Конституцией сроки. В марте 1946 г. на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва были приняты законы, направленные на изменения государственного управления. Важнейшим из них был закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР и СНК РСФСР, союзных и автономных республик - в Советы Министров союзных и автономных республик. В соответствии с этими актами Верховный Совет Чувашской АССР 19 июля 1946 г. принял закон «О преобразовании Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР в Совет Министров Чувашской АССР» и внес в текст Конституции республики все необходимые изменения. После смерти И. Сталина на волне ХХ съезда проявилась демократическая тенденция. Были устранены наиболее одиозные черты сталинского режима. В 1957 г. принимается постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами», направленное на активизацию Советов. В этом же русле следует рассматривать осуществленные во второй половине 50-х-начале 60-х гг. многочисленные перестройки и реорганизации государственного аппарата, в хозяйственной сфере (не всегда, однако, продуманные), поиск оптимального соотношения отраслевого и территориального принципов управления. (В их числе образование в 1957 г. Чувашского совнархоза, упраздненного в 1963 г.) После устранения Хрущева от власти на два десятилетия устанавливается политическая стабилизация, характеризовавшаяся нарастающей бюрократизацией общества в рамках расширяющегося формального функционирования демократических институтов. Для этого периода наиболее характерно резкое противоречие между общим прогрессом нормативно-правовой модели Советов в направлении расширения их функций, демократизации и реальной практикой. Были приняты многочисленные постановления ЦК КПСС, законы и указы высших государственных органов о повышении роли Советов в областях хозяйственного и культурного строительства. Во исполнение их Верховным Советом Чувашской АССР издавалось немало актов об укреплении материально-финансовой базы местных Советов, расширении их бюджетных прав, передаче многих вопросов на решение низовым советским органам. Но на деле все эти права мало использовались, а законы не реализовывались. В национальной сфере в послевоенный период еще больше усилились национальный нигилизм, оттеснение чувашского языка на периферию общественной жизни. По данным переписи населения 1926 г., 99,7% чувашей республики считали чувашский язык родным (в городах - 90%), в 1959 г. соответственно 97,4% и 84,3%, в 1979 г. - 90 и 78%27. Как это ни парадоксально, социально-экономический рост республики сопровождался одновременно ограничением ее самостоятельности. Появлялось все больше предприятий и организаций, управление которыми происходило помимо республиканских органов. Более того: союзные и республиканские (РСФСР) ведомства диктовали автономии свои условия или вовсе перестали с ней считаться. Властные структуры республики выполняли во многом декоративную роль. Они были лишены возможности создавать собственную законодательную базу. Принимаемые ими законы практически полностью дублировали союзные. Апрель 1985 г. дал мощный импульс преобразованиям в советском обществе. Первоначально речь шла лишь об «ускорении» социально-экономического развития страны. Но постепенно пришло понимание необходимости глубоких политических реформ. Контуры реформы политической системы наметила состоявшаяся в июне 1988 г. XIX Всесоюзная конференция КПСС. Важными составными компонентами этого процесса должны были стать разграничения функций партийных и государственных органов, обеспечение реального полновластия Советов, подзаконность деятельности исполнительно-распорядительных органов, усиление правовых основ государства. Выступая на сессии Верховного Совета СССР в ноябре 1988 г., М.С. Горбачев определил порядок реформирования советского государства. На первом этапе - изменение избирательной системы, обновление структуры Советов; затем - гармонизация национальных отношений, решение вопросов статуса республик и автономий, расширение их прав; следующий этап - создание материальных и правовых предпосылок для того, чтобы Советы на деле решали все проблемы местной жизни. Первым шагом реформы была демократизация избирательной системы, основными принципами которой стали альтернативность, состязательность, гласность. На этих принципах прошли в 1989 г. выборы народных депутатов СССР, которые характеризовались небывалой активностью электората, политизацией общественных настроений. Весной 1990 г. состоялись выборы Верховного Совета Чувашской АССР. На 200 депутатских мест окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 566 кандидатов. В большинстве избирательных округов выборы народных депутатов Чувашии прошли на альтернативной основе. Они привели к двойственному результату: с одной стороны, сильные позиции номенклатуры позволили пройти многим ее представителям в состав депутатского корпуса; с другой - общероссийское мощное движение реформ привело в парламент республики новых людей демократической ориентации, которые активно выступали против 6 статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль коммунистической партии, резко критиковали партийную номенклатуру, видя в ней главную причину бед в стране и препятствие демократизации. В процессе выборов Верховного Совета Чувашской ССР сложился блок «Демократическая Альтернатива», объединивший в своих рядах демократически настроенных коммунистов, представителей национально-демократических движений. Блок был создан в противовес партийно-государственной бюрократии, ориентированной на номенклатурный тип власти и аппаратное решение проблем. Народными депутатами Чувашии - членами Верховного Совета - стали около 30 человек, представителей этого блока. Они оказали большое влияние на принятие Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР и Закона о языках. Но все же решающее влияние на конституционные процессы в республике в тот период оказывал партийный аппарат, который неохотно шел на суверенитет республики, жестко контролировал политическую ситуацию. Только процессы суверенизации и регионализации в других республиках заставляли местную элиту к адекватным действиям. Перестройке подверглась и внутренняя организация местных Советов, стиль и методы их работы. Расширились полномочия представительных органов, усилилась гласность в их деятельности. Особенно прогрессивным было законодательное обновление экономических основ деятельности Советов, расширение их материально-финансовой базы. Местное самоуправление было официально декларировано и гарантировано в 1990 г. Реализация реформы сопровождалась множеством трудностей и негативных явлений. Это усиливавшаяся с конца 80-х гг. общая правовая и экономическая нестабильность в стране, консерватизм и привычка к старым методам управления, низкий общий уровень политической культуры граждан при отсутствии демократических традиций, внутренние противоречия реформы. Так, желание Советов получить более мощные административные рычаги для управления своей территорией пришло в существенное противоречие с общей логикой и практикой экономической реформы, когда местные Советы столкнулись с невозможностью принудить предприятия, перешедшие на полный хозрасчет, к участию в удовлетворении территориальных потребностей. Укрепление верховенства народного представительства над исполнительным аппаратом привело к тому, что последним не удалось найти себе такую функциональную специфику, чтобы, с одной стороны, не подменять их в законодательной деятельности и с другой - активно влиять на формирование новой практики советского строительства. В итоге фактически нерешенными остались проблемы зависимости представительных учреждений от аппарата управления, замены отраслевой системы управления на территориальную, подмены советских органов партийными, оптимизации количественного и качественного состава депутатов и т.д. В условиях перестройки идеи демократизации были в полной мере распространены также на весь комплекс национальных отношений, в том числе на сферу национально-государственного строительства. Встала проблема совершенствования содержания и форм советской национальной государственности с точки зрения преодоления всех проявлений административно-командной системы в межнациональных отношениях: реализации принципа сочетания процесса расширения самостоятельности национально-государственных образований с совершенствованием и укреплением общефедеративных связей. В отношении автономных республик прежде всего обсуждались вопросы совершенствования их политико-правового статуса путем уравнивания с союзными республиками, конституционное признание суверенной природы автономных республик, передачи в их ведение многих вопросов социально-экономической и политической жизни, которые относились к компетенции соответствующих союзных республик и Союза ССР. Разрабатывались модели становления регионального хозрасчета и самофинансирования автономий. Отражением этих устремлений стало принятие 26 апреля 1990 г. Верховным Советом СССР «Закона о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами советской федерации». В нем в качестве субъектов федерации Союза ССР были признаны не только союзные республики, но и автономные образования. На фоне усиливающихся процессов демократизации в конце 80-х гг. в республике возрождается национально-культурное движение, быстро политизировавшееся. Наиболее влиятельными из них являлись ЧОКЦ (Чувашский общественно-культурный центр), ЧАП (Партия чувашского национального возрождения), в 90-е - ЧНК (Чувашский национальный конгресс). Одними из первых фундаментальных идей, которые активно проповедали возникшие движения, были расширение функций чувашского языка и придание ему статуса государственного, а также расширение суверенитета Чувашии. Эти идеи были реализованы в октябре 1990 г., когда Верховный Совет Чувашской ССР (24 октября 1990 г. Чувашская АССР была переименована в Чувашскую советскую социалистическую республику) принял Декларацию о государственном суверенитете Чувашской ССР и Закон о языках в Чувашской ССР. Согласно Декларации Чувашия отказалась от статуса автономии и провозгласила государственный суверенитет Чувашской ССР на своей территории. Отныне носителем суверенитета и единственным источником власти в республике был провозглашен народ Чувашии. Было закреплено положение о том, что Чувашская ССР самостоятельна в решении любых вопросов государственной жизни. На территории республики провозглашалось верховенство Конституции и законов Чувашской ССР. Законы РСФСР и СССР объявлялись имеющими высшую юридическую силу на территории республики в том случае, если они не противоречили Конституции Чувашской ССР, союзному и федеральному договорам. В соответствии со ст. 1 Закона о языках в Чувашской ССР статус государственных на территории республики получили чувашский и русский языки. Ст. 3 предоставила государственным служащим право в общении с гражданами применять как чувашский, так и русский языки. При этом закон не предусматривает каких-либо дискриминаций в зависимости от знания или незнания этих языков. В 1990 г. декларации о суверенитете были приняты также Татарстаном, Башкортостаном. Декларирование автономиями суверенного статуса качественно изменило национально-государственное устройство Российской Федерации. Если ранее высшим носителем суверенитета являлся многонациональный народ России, то после декларирования суверенитета входящих в нее республик высшим носителем его провозглашался народ данной республики. Это стало возможным, с одной стороны, под воздействием союзного центра, который поощрял процесс суверенизации внутри России (продвижение идеи «двойной субъектности» СССР и РСФСР для российских автономий, предложение им формулы подписания Союзного договора через голову России) и использовал его в качестве рычага политического воздействия на российское руководство. С другой стороны, руководство Российской Федерации также стремилось заручиться поддержкой национальных регионов в своем политическом противостоянии союзному центру (сакраментальное: «берите суверенитета столько, сколько сможете» отражало эти устремления). Таким образом, ситуация, сложившаяся в течение второй половины 80-х-1991 гг., характеризовалась позитивным курсом на демократизацию общественно-политической жизни в Чувашии, расширением ее правового статуса на фоне возрастающей общей политической и экономической нестабильности в стране. Август 1991 г. коренным образом изменил политическую ситуацию. С этого момента начинаются глубокие трансформации государственных и конституционных основ Чувашской Республики. Дезинтеграция СССР, сложное экономическое положение в стране со всей остротой поставили задачу установления эффективной власти в республике. Ее решение виделось в учреждении института президентства в Чувашии. Вокруг этого сложился консенсус всех основных политических сил: депутатов Верховного Совета, национально-демократического движения, исполнительных структур. И в конце августа 1991 г. на VI внеочередной сессии Верховного Совета принимается Закон Чувашской ССР об учреждении поста Президента. В октябре 1991 г. принимаются Законы «О Президенте Чувашской ССР» и «О выборах Президента Чувашской ССР». Его предлагалось избирать на 5 лет. Он рассматривался как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Предусматривалось, что Президент назначает главу правительства и принимает отставку правительства с согласия Верховного Совета. Тем самым Закон о Президенте предполагал исключить ситуацию противостояния между исполнительной и законодательными ветвями власти. Согласно Закону «О выборах Президента Чувашской ССР» избранным Президентом считался кандидат, получивший в ходе выборов более половины голосов принявших участие в голосовании. Сами же выборы признавались состоявшимися, если в голосовании приняло не менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования. 23 октября 1991 г. принимается Закон Чувашской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Чувашской Советской Социалистической Республики», которые касались поста Президента, Верховного Совета и их полномочий, правительства и принципов его формирования, местного самоуправления и администрации. В декабре 1991 г. прошли первые президентские выборы. Во второй тур прошли два кандидата: от национально-демократических сил (А.П. Хузангай) и представитель номенклатуры (Л.П. Прокопьев). При повторном голосовании А. Хузангай опередил Л. Прокопьева примерно на 3%, но не был избран, так как получил больше голосов «против», чем «за». Провал президентских выборов в Чувашии приостановил изменение государственных институтов, хотя для их реформирования была уже создана конституционная основа. В 1992 г. основной проблемой для республики в политической сфере была проблема подписания Федеративного договора, который был посвящен размежеванию полномочий между Федерацией и ее субъектами. В нем содержалось положение, что республика, входящая в состав России, есть суверенное государство. Согласно Договору Чувашская ССР получила право осуществления на своей территории всей полноты государственной власти, кроме полномочий, отнесенных к ведению федеральных органов. Против договора выступило национально-радикальное движение в лице ЧАП, так как «подписание этого текста Федеративного договора означает де-факто и де-юре отмену государственного суверенитета Чувашской Республики». Несмотря на их активное противодействие, Федеративный договор был одобрен сессией Верховного Совета Чувашской Республики и подписан делегацией Чувашии 31 марта 1992 г. Названный Договор 10 апреля 1992 г. был одобрен VI Съездом народных депутатов России, признавшим его составной частью Конституции страны. Заключение Федеративного договора в тот период сыграло позитивную роль и отчасти стабилизировало этнополитические процессы как в самой Федерации, так в ее субъектах. В 1992 г. в республике шел активный конституционный процесс. Его определяли две силы: Верховный Совет и представители ЧАП. Первый занимал достаточно сдержанную позицию в отношении масштабов суверенитета Чувашии; вторые стремились к созданию полноценного государства. Эти разногласия дали знать о себе в вопросах конституционного строительства и избрания Президента Чувашии. Согласно «Резолюции о концепции Конституции Чувашской Республики», принятой в октябре 1992 г. Чувашским национальным конгрессом, последняя должна дать «развернутое и конкретизированное понимание государственного суверенитета ЧР как верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти в республике на всей ее территории, исходя из неотъемлемого права чувашского народа на самоопределение». Верховный Совет стремился привести Конституцию Чувашии в соответствие с Конституцией России, внося в нее соответствующие изменения, которые в основном повторяли те изменения, которые были внесены в Конституцию Российской Федерации: изменение аббревиатуры - вместо ЧССР «Чувашская Советская Социалистическая Республика» ЧР «Чувашская Республика», введение принципа разделения властей, с одновременным провозглашением советской формы правления. События 3-4 октября 1993 г. в Москве стали переломными в процессах государственного строительства в Чувашии. Республиканские властные структуры в очередной раз были поставлены перед выбором. В целом Верховный Совет республики занял выжидательную позицию, балансируя между Президентом и Верховным Советом РФ. Одновременно законодательный орган принял решение, что вся полнота власти на территории Чувашской Республики принадлежит Советам. После разгона Верховного Совета РФ судьба советской системы была предрешена. Трагическая развязка в Москве резко ускорила конституционный процесс в Чувашии. В октябре 1993 г. были приняты Законы Чувашской Республики «О реформе высшего органа государственной власти и местных Советов народных депутатов в Чувашской Республике» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской ССР «О выборах Президента Чувашской ССР», в которых были изменены аббревиатура республики, механизм выборов Президента, уменьшался срок его полномочий с 5 до 4 лет. Избранным считался кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25% от внесенных в списки избирателей, при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Кардинальные реформы государственной власти республики произвела XVII сессия Верховного Совета Чувашской Республики, состоявшаяся 19-24 ноября 1993 г. Президент стал рассматриваться как глава Республики и исполнительной власти с достаточно широкими полномочиями. Создавался новый высший законодательный и представительный орган - Государственный Совет. Закон Чувашской Республики «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Чувашской Республики» от 24 ноября 1993 г. подвел итоги законодательства Верховного Совета за октябрь-ноябрь месяцы и закрепил изменения государственной власти в Чувашии. На основе Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления Российской Федерации» изменялось местное самоуправление: деятельность Советов различного уровня прекращалась, а их функции возлагались на соответствующие администрации. В декабре 1993 г. в Чувашии состоялись президентские выборы. Во втором туре 26 декабря 1993 г. убедительную победу над Л.П. Кураковым одержал Н.В. Федоров. Он и стал первым Президентом Чувашской Республики. 21 июня 1994 г. к исполнению своих полномочий приступил новый законодательный орган Чувашии - Государственный Совет. Эти два события знаменовали собой начало нового, постсоветского этапа развития чувашской государственности. С ноября 1917 г. на многие десятилетия в Чувашии утвердилась система Советов. Предполагалось, что с упразднением старой государственной машины в их лице рычаги власти перейдут в руки самоуправляющегося народа, тем самым произойдет ликвидация чиновничьей бюрократии. Но управление государственными делами оказалось слишком объемной и сложной задачей, чтобы ее можно было выполнить на общественных началах. В итоге Советы как органы непосредственного представительства трудящихся не смогли заменить бюрократический аппарат и оказались вынужденными создать собственный аппарат, который практически сразу же обрел бюрократические черты. В условиях однопартийного государства власть была узурпирована комитетами коммунистической партии, взявшими на себя функции государственных органов. Таким образом, Советская власть как власть трудящихся, их коллективов, так и не сложилась. Она стала формой, прикрывавшей монопольное положение коммунистической партии, политическое и экономическое господство партийно-хозяйственной и государственной бюрократии. Вместе с тем при всех издержках системы Советов они сыграли свою роль в формировании национальной государственности чувашского народа, обеспечили политическое и национальное равноправие граждан многонационального государства. Литература и источники 1 Ахазов Т.А. Великий Октябрь и торжество советской социалистической демократии в Чувашии //Чувашия за 50 лет Советской власти. Чебоксары, 1968. С. 151-186; он же. Национально-государственное строительство и разрешение национального вопроса в Чувашской АССР //Вопросы истории Чувашии. Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1972. Вып. 73. С. 3-25; он же. Утверждение принципов пролетарского интернационализма в государственной и общественной жизни Советской Чувашии //В великом содружестве советских народов. Сб. ст. ЧНИИ. Чебоксары, 1974. С. 21-54. 2 Изоркин А.В. Национально-государственное строительство Чувашской АССР за 70 лет //Чувашской АССР - 70 лет. Сб. ст. ЧНИИ. Чебоксары, 1990. С. 13-34. 3 Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА ЧР). Ф. 499. Оп. 1. Д. 2. Л. 32. 4 Там же. Д. 10. Л. 43, 62. 5 Там же. Л. 90 об., 91. 6 Изоркин А.В. От зарождения идеи самоопределения до образования автономии //Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары, 1999. С. 20, 23. 7 Там же. С. 25-26. 8 Там же. С. 27-28. 9 Там же. С. 28. 10 Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987). Документы и материалы. Чебоксары, 1989. С. 12. 11 Иванов В.П. Чувашский этнос. Чебоксары, 1999. С. 103. 12 Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987)... С. 13. 13 Изоркин А.В. От зарождения идеи самоопределения до образования автономии. С. 33. 14 Там же. С. 34. 15 Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987)... С. 13, 14. 16 Там же. С. 15; Иванов В.П. Чувашский этнос. С. 103. 17 Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987)... С. 15. 18 Иванов В.П. Чувашский этнос. С. 103; он же. Расселение и численность чувашей. Чебоксары, 1992. С. 20. 19 Иванов В.П. Чувашский этнос. С. 103. 20 Ахазов Т.А. Утверждение принципов пролетарского интернационализма в государственной и общественной жизни Советской Чувашии //В великом содружестве советских народов. С. 30. 21 Данилов В.Д. Ленинская идея Федерации и отход от нее в период культа личности Сталина //Из истории Чувашии советского периода. Чебоксары, 1990. С. 28. 22 Центральный государственный архив общественных объединений Чувашской Республики (ЦГА ОО ЧР). Ф. 1. Оп. 7. Д. 16. Л. 200. 23 Павлов Г.П. Партийное руководство проведением административно-территориальной реформы в Чувашии в 1927 г. //Вопросы истории Чувашии. Труды ЧНИИ. Вып. 73. Чебоксары, 1977. С. 132. 24 Ахазов Т.А. Национально-государственное строительство и разрешение национального вопроса в Чувашской АССР //Вопросы истории Чувашии. Труды ЧНИИ. С. 21. 25 Данилов В.Д. Указ. соч. С. 29. 26 Варюхин Г.А. Об изучении истории местных Советов периода Великой Отечественной войны //Ученые записки ЧГПИ. Вып. XXV. Чебоксары, 1966. 27 Фокин П.П. Основные направления этнических процессов в Чувашской АССР //Чувашской АССР - 70 лет. Чебоксары, 1990. С. 129. 28 Доклад Председателя Верховного Совета Чувашской АССР А.М. Леонтьева на второй сессии Верховного Совета Чувашской АССР XII созыва //Советская Чувашия, 1990. 24 окт. 29 Советская Чувашия, 1988. 29 нояб. 30 Тимофеев В.Г. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской ССР (1989-1990 гг.). Чебоксары, 1990. С. 3. 31 Шабунин Д.М. Политическая трансформация региона: изменение государственных институтов и конституционный процесс в Чувашской республике. Чебоксары, 1990. С. 15. 32 Волкова Е.В. Развитие местного самоуправления в России: вторая половина 1980-х-первая половина 1990-х годов (На материалах Чувашской Республики). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1998. С. 13. 33 Ягудин Ш.Ш. Политико-правовой статус автономной республики в советской федерации //Советское государство и право, 1990. № 3. С. 12. 34 Советская Чувашия, 1990, 25 окт. 35 Там же. 36 Шабунин Д.М. Указ. соч. С. 17-19. 37 Там же. С. 22-23. 38 Филиппов В.Р. Этнополитическая ситуация в Чувашии (1988-1993). М., 1994. С. 18. 39 Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России //Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998. № 6. С. 11. 40 Филиппов В.Р. Указ. соч. С. 22. 41 Шабунин Д.М. Указ. соч. С. 27. 42 Советская Чувашия, 1993. 3 нояб.

    Реализация реформы местного самоуправления является значительным этапом в развитии одного из важнейших демократических институтов публичной власти - органов местного самоуправления.
    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , предусматривающий существенное реформирование территориальных, функциональных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления, вступил в действие на территории Чувашской Республики с 1 января 2006 г. в полном объеме.
    В целях реализации указанного Федерального закона, обеспечения разграничения полномочий между органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления принят Указ Президента Чувашской Республики от 23 марта 2004 г. N 19 "О мерах по совершенствованию межбюджетных отношений и развитию местного самоуправления на территории Чувашской Республики" .
    Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 апреля 2004 г. N 73 утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Чувашской Республики, определивший работу органов государственной власти Чувашской Республики по всем направлениям реформирования местного самоуправления.
    В результате выполняемых мероприятий в Чувашской Республике сформирована достаточная нормативная правовая база, направленная на реализацию указанного выше Федерального закона. Приняты следующие нормативные правовые акты:
    Закон Чувашской Республики от 28 апреля 2004 г. N 2 "О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" ;
    Закон Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" ;
    Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" ;
    Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 38 "О совмещении выборов и продлении сроков полномочий органов местного самоуправления в Чувашской Республике" ;
    Закон Чувашской Республики от 29 марта 2005 г. N 7 "Об органах местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений Чувашской Республики" ;
    Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" ;
    постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2004 г. N 67 "О примерной инструкции по делопроизводству в органах местного самоуправления Чувашской Республики" ;
    постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2005 г. N 136 "Об организации бюджетного процесса на местном уровне в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" ;
    постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 г. N 2 "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" .
    Внесены соответствующие изменения в Конституцию Чувашской Республики , законы Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" , от 19 декабря 1997 г. N 28 "Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики" , от 25 ноября 2003 г. N 41 "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" , постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 сентября 2003 г. N 212 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющем контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях" , от 25 декабря 2003 г. N 321 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики" .
    Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" 317 муниципальных образований наделены соответствующим статусом, в том числе 21 муниципальный район, 5 городских округов, 7 городских поселений, 284 сельских поселения.
    Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях Чувашской Республики сформированы в соответствии со структурой, предусмотренной в уставах указанных муниципальных образований, которые прошли государственную регистрацию.
    16 октября 2005 г. прошли выборы в представительные органы муниципальных образований, глав муниципальных образований. Срок полномочий глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований составляет 5 лет.
    Главы муниципальных образований в муниципальных районах, городских округах и городских поселениях одновременно являются главами администраций муниципальных образований, в сельских поселениях они также входят в состав представительного органа муниципального образования и возглавляют его.
    Для реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и Указа Президента Чувашской Республики от 1 февраля 2006 г. N 7 "О мерах по обеспечению развития местного самоуправления" распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2006 г. N 30-р утвержден План разработки проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики.
    Органами исполнительной власти Чувашской Республики регулярно оказывается методическая помощь органам местного самоуправления по разработке соответствующих проектов нормативных правовых актов муниципальных образований.
    В 2006 году оказание методической помощи органам местного самоуправления осуществлялось в соответствии с Планом мероприятий по оказанию методической помощи органам местного самоуправления в Чувашской Республике в 2006 году , утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 марта 2006 г. N 37-р .
    В целях разграничения муниципального имущества, его перераспределения между муниципальными районами и поселениями, для достижения максимальной эффективности использования муниципального имущества проведена инвентаризация находящихся на территориях муниципальных образований и в муниципальной собственности объектов недвижимости.
    В результате проделанной работы принят Закон Чувашской Республики от 5 октября 2006 г. N 48 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями" , которым утверждены перечни муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципальных районов в собственность городских, сельских поселений. Всего сформировано 288 перечней муниципального имущества, передаваемого из собственности муниципальных районов в собственность поселений.
    В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по вопросам организации местного самоуправления, социально-экономического развития муниципальных образований принят Указ Президента Чувашской Республики от 14 февраля 2006 г. N 11 "О Совете глав районов и городов при Президенте Чувашской Республики" .
    26 мая 2006 г. состоялся съезд муниципальных образований Чувашской Республики, где утвержден состав Совета муниципальных образований Чувашской Республики и принят его Устав