• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    О ПОЭТАПHОЙ КОHСТИТУЦИОHHОЙ РЕФОРМЕ
    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

    Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политике всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

    Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

    В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

    Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

    В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

    Таким образом разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

    В сложившихся условиях единственным соответствующим принципам народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.

    Hеобходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

    Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент.

    Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;

    учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

    принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

    сохранения единства и целостности Российской Федерации;

    вывода страны из экономического и политического кризиса;

    обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

    основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:

    1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу.

    Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.

    2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии.

    3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведения на основе этого Закона новых выборов;

    Ввести в действие Положение О Федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

    Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными Положением О Федеральных органах власти на переходный период.

    Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.

    4. Ввести в действие Положение О выборах депутатов Государственной Думы <*>, разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

    Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

    Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.

    5. Hазначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 - 12 декабря 1993 года.

    6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

    Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они ни исходили.

    Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

    7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести на счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации.

    8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

    9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются.

    Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются.

    Полномочия народных депутатов - делегатов Российской Федерации на пленарных заседаниях и представителей в Комиссиях Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Hезависимых Государств подтверждаются Президентом Российской Федерации.

    Hародные депутаты Российской Федерации, являющиеся членами Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации, могут продолжать работу в составе Комиссии в качестве экспертов.

    Сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации и обслуживающий персонал направляются в отпуск до 13 декабря 1993 года с сохранением содержания.

    10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации.

    11. Совет Министров - Правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия, с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом, а также законодательством.

    Совет Министров - Правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

    Совету Министров - Правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством.

    12. Центральный банк Российской Федерации до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации руководствуется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и подотчетен Правительству Российской Федерации.

    13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.

    Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом.

    14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации принимать все необходимые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докладом о них Президенту Российской Федерации.

    15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать другие государства, Генерального Секретаря ООH о том, что проведение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и экономические реформы. Такое решение полностью соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, прежде всего принципам народовластия, разделения властей, федерализма и опирается на волеизъявление народа Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апреля 1993 года.

    16. Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

    17. Hастоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

    Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

    Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

    Президент Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИH
    Москва, Кремль
    21 сентября 1993 года, 20.00 час.
    N 1400

    12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн. избирателей (58,4 % активных избирателей, против -- 23,4 млн. (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела, объяснив это отсутствием прав на изменение нескольких основополагающих статей Конституции.

    Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так:

    • 5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).
    • 7 октября 1993 года -- Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)
    • 9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.
    • 11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации
    • 15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря
    • 22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ
    • 26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления
    • 10 ноября -- в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование
    • 12 декабря -- состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва
    • 24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией
    • 25 декабря 1993 года -- Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России
    • 11 января 1994 года -- в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года
    • 23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.

    Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.

    В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

    Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть ею руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

    Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функцию.

    В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

    Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

    В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

    Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

    В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, президента и правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.

    Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

    Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый федеральный парламент.

    Стремясь к ликвидации политического препятствия, не лающего народу самому решать свою судьбу;

    учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

    принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

    сохранения единства и целостности Российской Федерации;

    вывода страны из экономического и политического кризиса;

    обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

    основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года,

    постановляю:

    1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему указу.

    Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации.

    2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 32 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии.

    3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное собрание Российской Федерации и проведении на основе этого закона новых выборов;

    Ввести в действие положение "О федеральных органах власти на переходный период", подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года;

    Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными положением "О федеральных органах власти на переходный период".

    Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.

    4. Ввести в действие положение "О выборах депутатов Государственной Думы", разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.

    Провести в соответствии с указанным положением выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

    Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах президента Российской Федерации.

    5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.

    6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.

    Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они ни исходили.

    Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

    7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, отнести на счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

    8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

    9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются.

    Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются.

    Полномочия народных депутатов - делегатов Российской Федерации на пленарных заседаниях и представителей в комиссиях Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств подтверждаются Президентом Российской Федерации.

    Народные депутаты Российской Федерации, являющиеся членами Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации, могут продолжать работу в составе комиссии в качестве экспертов.

    Сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации и обслуживающий персонал направляются в отпуск до 13 декабря 1993 года с сохранением содержания.

    10. Предложить Конституционному суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального собрания Российской Федерации.

    11. Совет Министров - правительство Российской Федерации осуществляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномочия, с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом, а также законодательством.

    Совет Министров - правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления.

    Совету Министров - правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету Российской Федерации, и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верховного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством.

    12. Центральный банк Российской Федерации до начала работы Федерального собрания Российской Федерации руководствуется указами президента Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и подотчетен правительству Российской Федерации.

    13. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального собрания Российской Федерации.

    Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим указом.

    14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации принимать все необходимые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докладом о них президенту Российской Федерации.

    15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать другие государства, Генерального секретаря ООН о том, что проведение выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и экономические реформы. Такое решение полностью соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, прежде всего принципам народовластия, разделения властей, федерализма, и опирается на волеизъявление народа Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апреля 1993 года.

    16. Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" внести на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации.

    17. Настоящий указ вступает в силу с момента подписания.

    Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

    Прошу граждан России поддержать своего президента в это переломное для судьбы страны время.

    Президент
    Российской Федерации
    Б. ЕЛЬЦИН.
    Москва, Кремль.
    21 сентября 1993 года
    20. 00 час.
    N 1400.

    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О поэтапной конституционной реформе
    в Российской Федерации


    Документ с изменениями, внесенными:
    Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 1557 (утратил силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19);
    Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1625 (утратил силу на основании );
    Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 (вступил в силу с 25 декабря 1993 года (с момента вступления в силу ));
    Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19 .
    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________
    Документ не соответствовал Конституции Российской Федерации - заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1993 года
    ____________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________
    Утратил силу с 25 декабря 1993 года за исключением пунктов 4-8, 13 на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .
    ____________________________________________________________________

    В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

    Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

    Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

    В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

    Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции .

    В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

    Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации:

    народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

    В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.

    Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

    Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции , политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент.

    Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;

    учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

    принимания во внимание, что безопасность России и ее народов более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

    сохранения единства и целостности Российской Федерации;

    вывода страны из экономического и политического кризиса;

    обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

    основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации , итогах референдума 25 апреля 1993 года,

    постановляю:

    1. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - .

    2. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

    3. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

    4. Абзац утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19 ..

    Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

    Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.

    5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.

    6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

    Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили.

    Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

    7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести за счет Республиканского бюджета Российской Федерации.

    8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

    9. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

    10. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

    11. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

    12. Пункт утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 .

    13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.

    Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом.
    .


    Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

    Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

    Президент
    Российской Федерации
    Б. Ельцин

    Положение о Федеральных органах власти на переходный период

    Введено в действие
    Указом Президента
    Российской Федерации
    от 21 сентября 1993 года N 1400

    (с изменениями на 11 октября 1993 года)
    ____________________________________________________________________
    Утратило силу с 25 декабря 1993 года на основании
    Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288
    ____________________________________________________________________

    Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году

    Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году в уточненной редакции утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 1557 "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральных органах власти на переходных период" (См.в БД).


    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений
    "КОДЕКС"

    Начиная с 1989 г. развитие Конституции шло по линии ее реформирования. При этом менялись сущностные характеристики. Необходимость коренного обновления конституционного законодательства России стала очевидной после начала политической реформы в 1990 г.

    Впервые задача разработки новой Конституции была сформулирована в Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

    В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов избрал Конституционную комиссию под председательством Б. Н. Ельцина. Осенью 1990 г. был подготовлен первый Конституционный проект, который в итоге не был предложен для рассмотрения и принятия.

    После распада СССР и обретения Россией политической независимости конституционная реформа приобрела особую актуальность. Конституция России приобрела новый статус - статус основного закона независимого государства.

    Предлагались различные концепции новой Конституции. Деятельность государственных и общественных структур по подготовке новой Конституции продолжались около двух лет.

    После октябрьских событий 1993 г. инициатива по завершению работы перешла к президентской власти.

    Несмотря на сжатые сроки, благодаря профессионализму авторов проекта задача была выполнена. Подготовленный проект Конституции был опубликован и предложен на всенародное голосование. Большинство избирателей (около 60%), участвовавших в общенациональном референдуме 12 декабря 1993 г. поддержало конституционный проект. День проведения референдума стал днем принятия Конституции России. Конституция вступила в силу с момента официальной публикации се текста в качестве действующего нормативно-правового акта - 25 декабря 1993 г.

    Конституционная реформа явилась новым этапом в истории отечественного конституционализма. Впервые в России появился конституционный акт, основанный па демократических и гуманитарных ценностях. Конституция направлена не на закрепление победы какого-либо класса (социальной группы) в политической борьбе, а на обеспечение согласованных действий всех социальных групп и всех граждан. Таким образом, Конституция отражает не классовые, а общесоциальные интересы.

    В процессе работы над текстом конституционного акта авторы, безусловно, учитывали традиции отечественного конституционализма и соответствующий зарубежный опыт, однако прямого заимствования не производили. Текст современной российской Конституции является самобытным. Он стал результатом развития отечественной правовой мысли настоящего времени.

    21 сентября 1993г. Б. Н. Ельцин выступил по телевидению с обращением к народу. Он объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации. В тот же день был подписан Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».
    Указ Президента о роспуске ВС РФ и съезда народных депутатов России, фактически означавший ликвидацию системы советских органов власти, вызвал бурную ответную реакцию. В тот же вечер Председатель Верховного Совета РФ в своем выступлении охарактеризовал Указ Президента как антиконституционный государственный переворот. На срочно созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Б.

    Н. Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого.
    Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону. К этому времени Верховный Совет Российской
    Федерации был уже фактически блокирован силами внутренних войск и милиции.
    На требование правительства РФ о сдаче оружия защитники власти Советов ответили отказом. Апогеем противостояния между депутатами Верховного Совета и силами, поддерживающими власть Президента, стали трагические события, развернувшиеся в Москве 3 - 4 октября 1993 г. , когда митингующие сторонники Верховного Совета прорвались через оцепление к «Белому дому», а затем, возглавляемые В. Анпиловым, А. Макашовым, А. Баркашовым и др. , встали на путь открытого вооруженного противоборства исполнительной власти.

    Ими было захвачено здание московской мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино.

    Однако к утру 4 октября1993 г, в соответствии с распоряжениями
    Правительства и указом Президента об обеспечении в Москве режима чрезвычайного положения к «Белому дому» были стянуты танковые части
    Кантемировской дивизии, которые произвели обстрел здания Верховного Совета и уже во второй половине дня с помощью спецподразделений «Белый дом» был взят штурмом, а главные политические оппоненты Президента (Хасбулатов,
    Руцкой, Макашов, Баранников и др.) арестованы. В ходе кровавых событий официально погибло как минимум 150 человек. На следующий же день, 5 октября Конституционный Суд РФ заявил о сложении функций проверки нормативных актов России. Б. Н. Ельцин взял на себя полномочия по обеспечению президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Государственную Думу.

    В отличие от центра, в регионах России политическая борьба происходила менее остро и драматично, что связано с известной приверженностыо трудящихся к традиционализму, с аполитичностью и доверием к центральным властям во главе с Б. Н. Ельциным. Назначенные главы администраций областей и областных центров постепенно демонтировали региональную советскую власть, как правило, без выраженной конфронтации.

    Таким образом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние законодательной власти Президенту было силовым путем ликвидировано. В соответствии с Указом Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в
    Федеральное Собрание. Одновременно был проведен референдум по проекту новой
    Конституции России, получившей одобрение большинства из участвовавших в голосовании граждан России. По итогам выборов 1993 г. партийный состав
    Государственной Думы сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока
    «Выбор России» (лидер - Е. Т. Гайдар). У него оказалось 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мест по партийным спискам получила Либерально-демократическая партия В. В.
    Жириновского-70. Компартия России (Г. А. Зюганов) набрала 65 мандатов, Аграрная партия России - 47. Остальные избирательные блоки и партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и
    «Женщины России») получили от 14 до 21 места. Оппозиционный состав
    Государственной Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался новый этап государственного строительства в России.

    Еще по теме 41. Поэтапная конституционная реформа в Российской Федерации. Роспуск Верховного Совета РСФСР. Политическая борьба вокруг Указа Президента. Октябрьские события 1993 г. Ликвидация советской власти и ее институтов.:

    1. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
    2. Приложение № 2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 9 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 21 декабря 1993 г. О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О БАНДИТИЗМЕ22
    3. СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Европейского Совета Ж. Ширака, при содействии Генерального Секретаря Совета ЕС/Высокого Представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕСХ. Соланы, Председателя Комиссии Европейских Сообществ Р. Проди об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе
    4. 13.2. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государства
    5. 34. СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Европейского Совета Ж. Ширака, при содействии Генерального Секретаря Совета ЕС/Высокого Представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕСХ. Соланы, Председателя Комиссии Европейских Сообществ Р. Проди об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе
    6. , § 8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    7. СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ Президента Российской Федерации В. В. Путина, Председателя Европейского Совета Ж. Ширака, при содействии Генерального Секретаря Совета ЕС/Высокого Представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕСX. Соланы, Председателя Комиссии Европейских Сообществ Р. Проди
    8. Актуальные правовые вопросы в Российской Федерации на современном этапе Интернет-конференция Советника Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлева (18 мая 2005 г.)
    9. 35. СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ Президента Российской Федерации В. В. Путина, Председателя Европейского Совета Ж. Ширака, при содействии Генерального Секретаря Совета ЕС/Высокого Представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕСX. Соланы, Председателя Комиссии Европейских Сообществ Р. Проди