• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Должностные инструкции директора детского сада разрабатываются с учетом положений, которые содержатся в действующем законодательстве, а именно:

    • · в Приказе Минобрнауки России от 17.10.13 №1155;
    • · в Приказе Минздравсоцразвития от 26.08.10 № 761н;
    • · в ФЗ №273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации».

    Кроме того, эта она не противоречит положениям трудового законодательства, на которое возложены задачи урегулировать отношения между работником и работодателем в сфере труда. Все эти положения справедливы не только для директоров муниципальных дошкольных заведений, но и для руководителей частных детских садов. Их несоблюдение ведет к лишению лицензии на осуществление деятельности.

    Общие сведения

    Должностные инструкции директора детского сада содержат положения, которые устанавливают определенные требования для кандидатов. Совсем не обязательно, чтобы им был профессиональный педагог. Допускается, что таким лицом может быть гражданин с высшим профессиональным образованием с дополнительным образованием по направлениям:

    1. Государственное и муниципальное управление.
    2. Менеджмента и экономики.

    Стаж работы таких граждан - не менее 5 лет. Необязательно, чтобы это была педагогическая сфера. Допускается и пятилетний стаж руководителем по другим направлениям.

    Директор детского сада приравнивается к заведующему, на него распространяются такие же требования. Это касается и запрета на совмещение занимаемой должности с другой работой, где он будет осуществлять руководство персоналом.

    Запрещается выполнять обязанности заведующего детским дошкольным учреждением по совместительству.

    Директор обязан:

    1. Выполнять обязанности, возложенные на него.
    2. Соблюдать трудовое законодательство.
    3. Соблюдать требования пожарной безопасности.

    Независимо от полученного профессионального образования, директор детского сада обязан знать:

    1. Как развивается образовательная система страны, ее приоритетные направления.
    2. Законы, на основании которых организуется учебная и физкультурно-спортивная деятельность.
    3. Актуальные направления психологии и педагогики, которые практикуются в детских садах.
    4. Программу, по которой осуществляется воспитание дошкольников.
    5. Требования гигиены и правила физиологии.
    6. Как организуется финансово-хозяйственная деятельность детсада.

    Это далеко не полный перечень всех знаний и умений, которыми обязан обладать директор. Права ребенка он обязан рассматривать через призму положений Конвенции ООН. Обязательное знание всех положений, касающихся деятельности детсадов, которые вмещают нормы права законодательства:

    • · гражданского;
    • · трудового;
    • · административного;
    • · бюджетного;
    • · налогового.

    Поскольку директору-заведующему предстоит управлять персоналом, ему необходимо владеть навыками менеджмента и основами управления. Кроме того, он обязан понимать в делопроизводстве, управлении проектами и правилах эксплуатации помещений детсадов.

    Важно! Все эти обязанности, функции, права и требования прописываются в должностной инструкции, которую директор обязан выучить. Вместе с ней ему предстоит досконально изучить порядок действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также технику безопасности и противопожарную защиту.

    Направления деятельности

    Директор частного детского сада, как и муниципального учреждения выполняет ряд функций, а именно:

    1. Руководить учреждением в соответствии с действующим законодательством.
    2. Следить за выполнением воспитательно-образовательной программы.
    3. Принимать все меры, чтобы предоставляемые услуги были безопасными и качественными.

    Все это достигается за счет выполнения обязанностей, которые возлагаются на руководителя и прописываются в договоре.

    Для этого директор частного детского сада (как и муниципального или ведомственного) наделяется следующими правами:

    1. Представляет интересы садика перед физическими и юридическими лицами, органами власти.
    2. Выдавать акты локального значения (приказы, распоряжения).
    3. Вести дисциплинарную практику – наказывать или поощрять подчиненных.
    4. Устанавливать доплаты, премии, надбавки, другие выплаты персоналу заведения.
    5. Управлять казначейскими счетами в банковских и казначейских учреждениях.
    6. Заключать трудовые договора с персоналом или соглашения с родителями об оказании платных услуг.
    7. Определять сведения, представляющие коммерческую тайну и принимать меры по их защите.

    При выявлении условий, которые могут негативно сказаться на здоровье и жизни детей, директор имеет право (и даже обязан) запретить проведение воспитательно-образовательного процесса. В случае необходимости, он может отменять занятия, вносить в них корректировки, объединять группы или разъединять их.

    Директор частного детского садика имеет право на ежегодный отпуск, который оплачивается за счет учреждения.

    Пример инструкции (от отрасли не зависит ее формат и выглядит она одинаково):


    Предусмотренная ответственность

    Если брать такую профессию, как директор детского сада, зарплата у него сильно зависит от региона. Например, ее среднее значение составляет:

    1. В Московской области – около 100 т.р.
    2. В Ленинградской областиоколо 50 т.р.
    3. В Красноярском крае – около 30 т.р.

    Вместе с этим он несет административную, дисциплинарную и уголовную ответственность за нарушения, связанные с деятельностью дошкольного учреждения. Эта ответственность прописывается в должностной инструкции и наступает в следующих случаях:

    1. Недостаточный уровень квалификации учреждения.
    2. Плохая реализация образовательных программ.
    3. Жизнь и здоровье детей подверглись опасности.
    4. Нарушены права ребенка или кого-то из сотрудников.
    5. Нарушены права на образование.

    Трудовым законодательством предусматривается дисциплинарная ответственность заведующего детсадом в случае частичного или полного невыполнения:

    1. Распоряжений, которые поступили с департамента образования.
    2. Требований, предусмотренных в локальных актах учреждения – правила, приказы, устав.
    3. Обязанностей, предусмотренных уставным документам.

    Одним из дисциплинарных наказаний является увольнение. Диапазон нарушений, за которые директор частного детского сада может понести наказания, очень широкий – от нецелевого использования средств до нарушения правил пожарной безопасности.


    Важно знать! Методы воспитания, которые связаны с физическим или психологическим насилием над детьми, являются не только основанием для освобождения от занимаемой должности, но в некоторых случаях указывают на признаки преступления. Тогда директор частного детского сада может оказаться на скамье подсудимых.

    Дополнительные положения

    Должностные инструкции директора детского сада, как частного, так и муниципального или ведомственного, предусматривают ненормированный рабочий график. При этом количество рабочих часов не может превышать 40 в неделю.

    Заведующий самостоятельно планирует свою работу, своевременно готовит и предоставляет отчетную документацию в управление образования. От него поступают методички, касательно организации учебно-воспитательного процесса. Полученная информация доводится до педагогического коллектива учреждения. Все вопросы, которые касаются распоряжения имуществом учреждения, директор согласовывает с учредителями.

    Также обязанности включают в себя все пункты, которые определяют круг прав и обязанностей, функции заведующего. Они подписываются лицом, которое их отрабатывает и самим директором. В противном случае, при совершении какого-либо нарушения привлечь директора к ответственности может оказаться затруднительно.

    Тема: Роль руководителя в управлении ГДОУ!

    Старинная мудрость гласит:
    Если человек загадывает на год - он сеет хлеб.
    Если человек загадывает на десятилетие - он сажает деревья.
    Если человек загадывает на века - он воспитывает детей.

    « Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником».

    Проблема управления ДОУ является одной из самых давних и сложных в

    теории и практике образования. С утверждением Национальной доктрины

    образования Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.

    Основными факторами, определяющими в настоящее время направления функционирования и развития ДОУ, являются общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального труда. Сегодня мы уже не можем строить управление традиционными способами. Работа в режиме развития заставляет переосмысливать и по-новому строить систему управления.

    Важнейшими нормативными документами, используемыми в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений, являются:

     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года (с последними изменениями от 21.07.2007г.)

     Закон "Об образовании" 10 июля 1992 года №3266-1 (с последними изменениями от 21.07.2007г.)

     "Конвенция ООН о правах ребенка" (1989 г.)

     Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (1998 г.)

     Типовое Положение о Дошкольном образовательном учреждении

     "Санитарно - эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01 октября 2010 года)

     Устав детского сада

     Договор между ДОУ и родителями

    Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"

    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 869 (ред. от 03.03.2010).

    Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

    Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная

    развивающая система, которая требует грамотного управления.

    Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

    Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

    Сегодня можно с уверенностью сказать о выходе большинства ДОУ в

    режим поиска, являющийся промежуточным этапом на пути к режиму

    развития.

    А.А. Майер считает, что к признакам деятельности в режиме развития

    можно отнести:

    1. актуальность поиска решения проблемы, имеющей существенное

    значение для дошкольного образования;

    1. участие в работе большинства педагогов, инновационный потенциал

    коллектива, удовлетворенность каждого результатами деятельности;

    1. характеристики результатов развития: эффективность (определяется по

    соотношению идеального и реального итогов), оптимальность (устанавливается при сравнении затрат и полученных результатов);

    1. показатели инновационного развития: устойчивость и воспроизводимость, повторяемость и стабильность высоких, качественно

    отличных от прежних результатов;

    1. улучшение всей системы ДОУ в целом и каждого ее элемента в

    отдельности (структуры, содержания, условий существования и управления)

    В современных условиях особая роль уделяется управленческому

    мастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента.

    Менеджмент особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления.

    Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем:

    «Управлять, - писал он, - значит предвидеть, планировать, организовывать,

    распоряжаться, координировать и контролировать». Следует отметить, что особая отрасль менеджмента – педагогический менеджмент имеет свою специфику и свойственные только ему закономерности.

    Педагогический менеджмент – организация совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения

    запросов детей и их родителей; обеспечение полноценного развития детей с

    учетом современных требований общества к личности.

    Нам представляется, что педагогический менеджмент в дошкольном

    образовательном учреждении – управление людьми и педагогическим

    процессом с целью создания благоприятной среды для выполнения целей и

    задач.

    Руководитель в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях.

    Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников учреждения.

    Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства.

    В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание рабочих групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.

    Принятые руководителем решения фиксируются в определенном порядке и конкретных формах документов. Управление дошкольным образовательным учреждением должно быть документально обеспечено, и от качества документационного обеспечения управления зависит качество управленческой деятельности. Таким образом, все документы, образующиеся в деятельности дошкольного учреждения, можно разделить на две группы:

    Организационные:

    распорядительные

    Устав

    приказы, распоряжения, указания

    ОД, К, Д, АХД

    Договора:

    Свидетельство о государственной регистрации

    лицензия

    Должностные инструкции

    Штатное расписание

    Документы по личному составу

    положения

    Структура управления детским садом:

    Руководитель ДОУ

    завхоз

    врач

    методист

    Помощник воспитателя

    повар

    Учитель - логопед

    Педагог-психолог

    Медицинская сестра

    Прочий медицинский персонал

    Муз. рук.

    Кухонный рабочий

    кастелянша

    Машинист по стирке белья

    Рабочий по к/о здания

    дворник

    Инструктор по физ. воспит.

    Педагоги

    Доу

    Основные функции управления в деятельности заведующей:

    Одной из важных категорий управления являются функции. К основным функциям управления можно отнести: выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет и контроль; регулирование. Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы данного учреждения. Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении в связи с повышением требований к организации педагогического процесса, увеличением контингента детей значительно усложнилось. Успех в этой работе во многом зависит от уровня руководства дошкольным учреждением со стороны, заведующей детским садом, умения правильно реализовывать функции управления.

    Рассмотрим некоторые из них:

    Выработка и принятие решений является одной из основных функций управления; процесс управления часто определяют как процесс принятия и реализации решений. Решение представляет собой формулировку цели воздействия, как бы идеальный образ результатов, которые намечается получить; оно предопределяет направленность остальных функций.

    Процесс принятия решения проходит 4 этапа. Прежде всего, это тщательная подготовка решения, которая включает всестороннее обдумывание и изучение условий, в которых оно дается. Далее следует выработка и принятие самого решения, организация исполнения. Заключительным этапом в данном процессе является проверка исполнения, педагогическая оценка результатов.
    Прежде чем приступить к выработке решения, заведующий должен правильно и точно сформулировать цель работы, выявить степень ее необходимости, затем определить силы, средства, возможности для выполнения принимаемых решений. Например, намечая ввести в дошкольном учреждении обливание тела ребенка как средства закаливания, заведующему необходимо установить возможности реализации данного решения при имеющихся условиях, уровне квалификации педагогического персонала и т.д.
    После постановки цели необходимо подготовить возможные варианты решения, проанализировать их, выяснить недостатки и достоинства каждого и выбрать оптимальный вариант.


    10. По своему характеру и содержанию решения делятся на несколько видов :


    1. Оперативно-распорядительные решения принимаются в тех случаях, когда в ходе воспитательно-образовательного процесса обнаруживаются те или иные отклонения от нормы. Примером подобных решений служат приказы заведующего дошкольным учреждением, касающиеся содержания работы воспитателей или других сотрудников.
    2. Нормативно-организационные решения связаны с регламентацией всего распорядка дошкольного учреждения. Они носят постоянный характер, действуют длительное время и меняются в связи с изменением условий работы учреждения. К ним относятся правила внутреннего трудового распорядка, режим дня, графики работы сотрудников и т.д.
    3. Хозяйственно-руководящие решения касаются финансово-хозяйственных вопросов. Как и оперативно-распорядительные, они носят разовый характер. Это акты списания, приказы по итогам ревизии, касающиеся содержания здания дошкольного учреждения, его участка и т.д.
    4. Решения перспективного характера определяют деятельность педагогического коллектива на данный период. К ним Относятся годовые планы работы детского сада, решения педсовета, производственных совещании. Этому виду решений принадлежит главная роль, так как на их основе принимаются решения, касающиеся остальных аспектов работы учреждения.
    Решения могут носить единоличный и коллективный характер.
    В современных условиях к управленческому решению предъявляется ряд требований: научная обоснованность, целенаправленность, своевременность, компетентность, четкость и конкретность, правомерность, последовательность. Независимо от формы, в которой оно принимается, решение должно отражать в формулировке сущность вопроса.
    По степени категоричности передачи или оформления решения выделяют приказ, распоряжение, постановление, рекомендацию, указание и совет. Приказ – наиболее частый вид решения в дошкольном учреждении. В нем четко определяются задачи и способы их реализации. Приказ обычно что-то требует или запрещает, касаясь важных сторон деятельности коллектива, и обязывает к точному исполнению предписания.
    Этот вид решения должен быть точным, конкретным, четко и ясно сформулированным. При его составлении следует учитывать силы и средства тех, кому он адресован. Сроки исполнения приказа должны соответствовать объему установленного задания; также необходимо указать, на кого возложен контроль за его исполнением.
    В распоряжениях проявляется меньшая степень регламентации. Чаще они используются при необходимости побудить сотрудников выполнить задание, имеющее важное значение для деятельности всего коллектива. Исполнителям предоставляется свобода в выборе сроков и способов решения вопросов. За отказ выполнить распоряжение сотрудник должен наказываться.
    Очень важно правильно отдать распоряжение. Любые распоряжения должны быть объективно необходимыми, вытекающими из существующего положения дел, а не из стремления распоряжаться. Распоряжение должно быть преподнесено в такой форме, чтобы казалось очевидным, что оно является логическим следствием объективно существующей ситуации. Получивший задание должен быть убежден, что если бы сам оказался на месте заведующего, то при данных обстоятельствах отдал бы такое же распоряжение, какое получил сам.
    Распоряжение должно учитывать индивидуальные особенности его исполнителей: квалификацию, активность, личные качества, опыт и возраст. Распоряжения отдаются различными способами в зависимости от конкретных условий, а также от того, кому они адресуются. Форма их может быть самой решительной, если ситуация требует оперативных действий и руководитель полностью несет за это ответственность.
    Распоряжение, отданное в вежливой форме, приводит к лучшему результату, ибо человек всегда внутренне протестует против резкости. Даже в случае некорректного отношения со стороны сотрудника руководителю нужно быть терпеливым и доброжелательным.
    Решение может быть доведено до сведения работников дошкольного учреждения также в форме постановления, указания-инструкции, рекомендации.
    Решения или постановление характерно для коллективных органов руководства (педсовета, совещания). Следует помнить, что при обсуждении решения или постановлении нужна коллегиальность, а при исполнении персональная ответственность. Так же как и приказ, оно требует немедленного начала выполнения. Чтобы совещание было эффективным, его тщательно готовит. Любое совещание, собрание проходит в оперативном рабочем темпе.
    Рекомендация является одним из способов принятия и доведения решения до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием с целью дать нужное направление в работе, в выполнении задания. В практике управления учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении заведующий часто использует эту форму в виде памяток, вопросников, помогающих воспитателям в организации различных видов работы с детьми (например, «Памятка по организации воспитательной работы с детьми в весенний период времени», «Рекомендации по организации игр с песком и водой в летнее время в младших группах» и др.).
    Указание и инструкция содержат данные о том, что надо сделать, кому и когда. Адресуясь к сознанию исполнителя, они не ограничивают его в выборе средств и методов в выполнении поставленной задачи. Исполнителям предоставляется большая самостоятельность и возможность проявить творчество.
    Наименее регламентированным является совет, так как при использовании этой формы окончательное решение остается за исполнителем.
    Заведующему необходимо осуществлять общий и персональный контроль и проверку реализации решений. В дошкольном учреждении введено такое правило, что исполнитель докладывает тому, кто дал задание, о состоянии дел, о возникших затруднениях, необходимой помощи и о выполнении задания. Заведующий оценивает работу сотрудников на основе анализа их деятельности, подводит общий итог с учетом упущений, промахов, ошибок.

    11. Планирование
    Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.
    Планирование начинается со всестороннего и глубокого анализа состояния работы в детском саду с целью выявления сильных и слабых ее сторон и постановки актуальных задач на предстоящий период.
    При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок.

    В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.
    План составляется в виде координированной системы решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности учреждения в течение недели, месяца, года или более длительного срока.
    Различные аспекты деятельности детского сада находят отражение в годовом плане работы, в планах работы родительского комитета, в перспективном плане повышения квалификации педагогического коллектива и др.
    В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы: научность, перспективность и конкретность выражается в научности, предполагает организацию всей вопитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье.

    Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.
    Годовой план составляется на учебный год.
    Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды.

    Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.
    План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.
    Руководитель выбирает форму ведения записи мероприятий в годовом плане по своему усмотрению. Отделы образования могут рекомендовать свои варианты. Но какой бы ни была форма плана, важно его содержание.
    Для более четкой реализации годового плана составляется график, в котором определяется вид и содержание контроля, время (месяц) его проведения, темы, указывается, кто его осуществляет, где подводятся итоги с последующим их обсуждением. Кроме перечисленных видов планирования, каждый заведующий дошкольным учреждением должен иметь план своей собственной работы по руководству коллективом.
    Планированию труда заведующего предшествует разделение функций между воспитателем-методистом, завхозом, кладовщиком, врачом и медицинской сестрой, определение персональной ответственности каждого за свой участок работы.
    Необходимо четко определить цели работы на планируемый период, предвидеть предполагаемые результаты, создать условия, способствующие выполнению плана.
    Организация
    Организация – это деятельность по реализации плана работы обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.
    Выполнение организационной функции управления строится на основе Устава детского сада, Правил внутреннего трудового распорядка для работников детских садов, «Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и других инструктивных документов.
    В организации работы дошкольного учреждения большая роль принадлежит заведующему. Он должен продумать весь объем предстоящей работы в соответствии с директивными документами и задачами, намеченными в годовом плане, выделить главное.
    Заведующий распределяет работу соответственно обязанностям, опыту и индивидуальным качествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уже намечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяет обязанности между воспитателем-методистом, завхозом, врачом, наделяет их правами для самостоятельного решения вопросов, закрепляет воспитателей и нянь за определенными группами. Очень важно направить работу каждого сотрудника так, чтобы он был не только техническим исполнителем, но и сам проявлял инициативу. Четкое разделение обязанностей помогает избежать параллелизма в работе, устанавливает личную ответственность каждого сотрудника за конкретное дело, облегчает контроль и оценку работы.
    Руководитель должен строго выполнять то, что запланировано, и учить этому своих помощников. Нечеткость в организации работы дошкольного учреждения обусловлена рядом причин: формализмом планирования, параллелизмом в работе, невыполнением принятых решений.
    Контроль
    Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. А это возможно только в том случае, если заведующий хорошо знает состояние дел в управляемом дошкольном учреждении, если ему известны возможности своих помощников, если он знает все особенности воспитательно-образовательного процесса. Условием для этого является четко организованный поток оперативной информации.
    Соблюдение норм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы учреждения, способствующий выполнению плана, обеспечивает контроль.
    Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам, а также «Программе воспитания в детском саду».
    Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.
    Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей . Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
    Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление – соответствовать составленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.
    Например, посещая в начале гола занятия в разных возрастных группах, заведующий придает особое значение контролю за тем, как воспитатель знает программу; какие пособия и атрибуты приготовил, какой дидактический материал подобрал; какой дополнительной методической и детской литературой располагает; какие темы и разделы программы считает более трудными для усвоения; посетили ли воспитатели вновь поступивших детей на дому; все ли сведения о родителях собраны и др.
    Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования.
    От того, какие требования в начале учебного года предъявит руководитель к воспитателям и другим сотрудникам детского сада, во многом будут зависеть дальнейшие успехи в работе учреждения.
    Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, сравнительный, обзорный.

    Цель предупредительного , или предварительного, контроля заключается в том, чтобы предупредить возможные ошибки в работе воспитателя. Он применяется в основном по отношению к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Заведующий анализирует календарный план, наблюдает за работой воспитателя в течение дня, проверяет его готовность к работе (наличие наглядных пособий, оборудование педагогического процесса).
    Тематический контроль имеет целью привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном детском саду решаются недостаточно успешно. Это самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он проводится также с целью проверки выполнения разделов программы отдельными воспитателями.
    В ходе проверки устанавливается, владеет ли воспитатель методикой проведения занятий по данному разделу программы, правильно ли оборудован педагогический процесс при выполнении программы по данному разделу, какой уровень знаний детей, какие умения и навыки сформированы у них в данном виде деятельности, соответствует ли это требованиям программы, насколько самостоятельны дети и др. В результате тематической проверки у руководителя должно быть полное представление о том, как проводится в группе работа по данному разделу программы. Такой контроль требует от проверяющего знания различных методик дошкольного воспитания, современных исследований, новинок методической литературы.
    Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку работы воспитателя. Такой контроль предполагает посещение группы в течение нескольких дней. Лучше, когда фронтальной проверке подвергаются оба воспитателя, работающие в одной и той же возрастной группе. В этом случае можно установить преемственность методов педагогического воздействия, согласованность в работе педагогов между собой, с детьми, нянями и родителями, выявить сильные и слабые стороны в работе каждого, помочь им скоординировать работу.
    В процессе фронтального контроля изучаются календарные планы, документация группы, работа с родителями, педагогической квалификации, участие в общественной жизни коллектива.
    Сравнительный контроль необходим для сопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделов программы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателей параллельных групп. Например, заведующий, просматривая детские рисунки двух подготовительных к школе групп, замечает, что они очень отличаются и по технике исполнения, и по сюжетам. Чтобы выяснить, почему это так, он проверяет, как ведется работа по обучению детей рисованию, каково влияние педагога на развитие изобразительного творчества детей в параллельных группах. В результате проверки устанавливает, что один воспитатель слабо владеет методикой обучения детей изобразительной деятельности, к тому же в эту группу попали дети, не посещавшие ранее детский сад. В соответствии с этими причинами, вызывающими отставание детей в рисовании, заведующий вырабатывает предложения, которые должны исправлять существующее положение. В данном случае – это изучение опыта коллег, успешно работающих рядом, более активное привлечение детей к рисованию в свободное время, посещение семинара по овладению практическими навыками рисования и др. Сравнительный контроль используется и с целью сравнения работы двух воспитателей из одной группы.
    Обзорный контроль следует рассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление о работе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент. Например, может быть проверена готовность всех воспитателей к рабочему дню или к первым дням работы с детьми в новом учебном году; выявлены наиболее успешные методы в работе каждого воспитателя к концу учебного года.
    Заведующий должен заботиться о создании условий для строго выполнения режима дня
    Итогом обзорного контроля может быть собеседование, запись предложений в специально тетради, где анализируется работа педагогов.
    Проверка работы воспитателей требует от руководителя тщательной подготовки. Прежде всего, необходимо установить цель проверки, которая должна определяться основными задачами, поставленными перед коллективом на текущий учебный год, а также необходимостью, выявившейся в процессе работы. Проверка пройдет целенаправленно, если будет разработан ее план.
    Процесс подготовки включает и планирование всех видов контроля в годовом плане работы дошкольного учреждения. Воспитатели уже в начале учебного года знают, чья работа и что именно в ней будет проверяться в течение года. Знание темы и сроков проверки мобилизует их на самостоятельное выявление своих недостатков, на поиск путей их преодоления.
    Заведующий, предупреждает воспитателя о проверке заранее, но это не исключает контроля и без предупреждения. Заведующий имеет право в любое время контролировать работу воспитателя, соблюдая правило: не делать ему замечаний по поводу работы в присутствии детей, родителей, посторонних.
    Методы контроля – это, прежде всего, наблюдение за деятельностью воспитателя и детей, ознакомление с календарным планом и с записями учета работы воспитателя, Изучение детских работ, беседы с воспитателями и детьми.
    Наблюдение за деятельностью педагога и детей является основным методом контроля. В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются приемы и методы работы воспитателя, реакция детей, ведется хронометраж.
    Одна из задач контроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.
    Регулирование
    Регулирование направлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности в дошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов, сроков проведения мероприятий, назначении ответственных исполнителей, что помогает избежать дублирования.
    В процессе выполнения принятых решений регулирование способствует поддержанию порядка в реализации намеченных мер.
    Регулирование, основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений от первоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительные моменты деятельности и развивать их.
    Регулирование требует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большого искусства во взаимодействии с людьми. Регулирование нередко связано с перестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределением поручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители не всегда понимают необходимость этих действий, и заведующий проявляет большую выдержку и тактичность, чтобы их убедить.
    Регулирование осуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятием управленческих решений по частным вопросам.

    сравнительный

    обзорный

    фронтальный

    Функции управления

    Выработка и принятие решения

    Планирование

    Организация

    контроль

    Регулирование

    Оперативно-распорядительные

    Нормативно-организационные

    Хозяйственно-руководящие

    Решения перспективного характера

    Программа развития

    Годовой план

    Устав

    Правила внутреннего трудового распорядка

    Должностные инструкции

    Сан Пин

    Административно-хозяйственный

    педагогический

    предупредительный

    тематический

    Оперативное (текущее) управление осуществляется руководителем детского сада. Управление дошкольным учреждением означает осуществление разнообразных видов деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической.

    В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

    12. «Идеальный руководитель детсада умеет расположить к себе, выслушать, принять правильное решение в любой ситуации, быть тактичным и внимательным по отношению к людям. Это хороший хозяйственник, добросовестно относящийся к своей работе, не терпящий тунеядства и лени. И кроме всего прочего, идеальный руководитель детсада – оптимист по жизни!»

    13. «Современная заведующая - это центр образовательного учреждения, и все в ней должно привлекать: и интеллект, и профессионализм, и внешность, и культура.»

    «Заведующая - это прежде всего человек, который тебя понимает, понимает твои проблемы и в любой момент может тебя поддержать. Если заведующая такими качествами обладает, тебе приятно идти на работу. Ведь ты знаешь, что тебя там всегда ждут, хорошо к тебе относятся».

    «Что за человек современная заведующая? Женщина с деловой хваткой, твердая, решительная, все, что нужно, выбьет, из-под земли достанет»

    14. «Я думаю, заведующая похожа на дизайнера. От нее требуется так «расставить» людей, чтобы каждый сотрудник - тот, что на первый взгляд казался невзрачным, стереотипным, вдруг раскрылся с интересной стороны. Уметь это найти, эту позу, что ли, эту роль - вот что главное для заведующей.
    В этом проявляются и страстность к своей работе, и сдержанность: ведь руководитель порой должен уйти в тень, чтобы педагог высветился. Мне кажется, главное - умение работать с людьми, с нашими воспитателями.»

    15. «Я хотела бы найти образ, который мог бы выразить это слово - «заведующая». И вот мне пришло в голову, что в заведующей живет множество разных животных. Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса, потому что частенько ей приходится хитрить; и слон, потому что тянет на себе огромный груз. Порой в ней просыпается тигр. А порой, кроме как коровой, ее и не назовешь: все-то из нее тянут - и подчиненные, и родители, и проверяющий. А начинающая заведующая напоминает корову на льду. Но это проходит быстро, потому что настоящий руководитель должен чувствовать себя в своем детском саду как дома. Или как рыба в воде…»

    Содержание образовательного процесса определяется программой дошкольного образования. Учреждения самостоятельно в выборе программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.


    Общие положения

    1.1. Заведующий детским садом относится к категории и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

    1.2. На должность заведующего детским садом принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях - не менее 5 лет.

    1.3. На должность заведующего детским садом в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

    Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

    Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

    Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

    Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    1.4. Заведующий детским садом должен знать:

    Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

    Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Педагогику;

    Достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

    Программу воспитания в детском саду;

    Дошкольную педагогику и психологию;

    Психологию;

    Основы физиологии, гигиены;

    Теорию и методы управления образовательными системами;

    Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

    Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    Основы экономики, социологии;

    Способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;

    Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

    Основы менеджмента, управления персоналом;

    Основы управления проектами;

    Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

    Правила по охране труда и пожарной безопасности;

    - [иные знания].

    1.5. Заведующий детским садом назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

    Должностные обязанности

    Заведующий детским садом:

    2.1. Осуществляет руководство всеми видами деятельности детского сада.

    2.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу детского сада.

    2.3. Принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников.

    2.4. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

    2.5. Определяет стратегию, цели и задачи развития детского сада, принимает решения о программном планировании его работы, участии детского сада в различных программах и проектах.

    2.7. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания, реализацией педагогических экспериментов.

    2.8. Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.

    2.9. Формирует контингент детского сада, обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены.

    2.10. Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье.

    2.11. Организует рациональное питание детей и оздоровительные мероприятия.

    2.12. Принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, созданию в коллективе здорового морально-психологического климата и благоприятных условий труда.

    2.13. Проводит работу по воспитанию кадров, укреплению трудовой и производственной дисциплины.

    2.14. Определяет круг полномочий и распределение должностных обязанностей педагогических работников и персонала.

    2.15. Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы детского сада, сохранность имущества, оборудования и инвентаря, рациональное использование денежных средств, ведение учета и составление установленной отчетности.

    2.17. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.

    2.18. Решает в пределах предоставленных прав вопросы приема на работу, увольнения и поощрения работников, а также наложения дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и производственной дисциплины.

    2.19. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.

    2.20. Представляет образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.

    2.21. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    2.22. [Другие ].

    Права работника

    Заведующий детским садом имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

    На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

    На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

    На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    3.2. Действовать от имени детского сада во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

    3.3. Давать структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.

    3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои , и о поощрении отличившихся работников.

    3.5. Распоряжаться средствами и имуществом детского сада с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.

    3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

    3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

    3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

    Ответственность работника

    Заведующий детским садом несет ответственность:

    4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью детского сада.

    4.2. За нарушение устава образовательной организации.

    4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.5. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Скачать должностную инструкцию:

    Общий каталог всех тут:

    Общий каталог описания должностей тут:

    Это современное в Москве по быстрому и эффективному поиску, подбору персонала. Наше по подбору персонала окажет услуги по необходимого Вам персонала. Ищем и подбираем , бухгалтеров, врачей, стилистов, ...
    Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на . На странице " " Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога , прочитать какая должна быть и скачать базовые варианты ДИ.
    Если Вам интересен запрос , то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем ! Осуществим и для Вас в сжаты сроки.
    Для Вашего удобства мы создали раздел " " в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию , к примеру , т ,


    Государственная служба представляет собой один из видов трудовой деятельности, не связанной с производством материальных благ, в процессе которой осуществляется практическая реализация функций государства.
    Принципы деятельности государственной службы те же, что и для всего государственного управления, но есть и специфические. В частности:
    подчинение государственной службы интересам народа, неослабная забота о решении социальных вопросов труда, быта, культуры, об удовлетворении интересов и нужд людей;
    подотчетность и подконтрольность государственных служащих народу и его представительным органам (этот принцип вытекает из известного конституционного положения о том, что народ является суверенным источ-ником власти);
    равенство прав граждан на государственную службу, предполагающее равенство на замещение государственных должностей и продвижение по службе, на получение одинакового вознаграждения за труд, наличие единого порядка поощрения и ответственности;
    подбор и расстановка кадров по деловым и моральным качествам, что обеспечивает наиболее качественное комплектование государственных должностей и рост в должности тех, кто в наибольшей мере способен решать поставленные задачи;
    личная ответственность за порученное дело и сменяемость кадров.
    Государственный служащий. Государственная служба выполняется лицами, занимающими в установленном порядке должность в государственном аппарате и за вознаграждение выполняющими возложенные на них обязанности по осуществлению задач и функций госу-дарства.
    Круг служебных обязанностей, права и границы ответственности служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке определяются должностью. Она также отражает характер выполняемой работы.
    Содержание прав и обязанностей государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, а также обязанностями и правами по занимаемой должности.
    Общегражданские права и обязанности государственных служащих закреплены конституцией и другими актами общегражданского законодательства.
    Служебные обязанности и права представляются государственным служащим для осуществления служебной деятельности. Они определяются в пределах компетенции государственного органа для реализации его задач и функций. Служебные права и обязанности делятся на общие для всех служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.
    Общие должностные права и обязанности подразде-ляются на:
    права и обязанности руководителей (это прежде всего обязанность правильно организовывать труд подчиненных и взаимоотношения в коллективе, обеспечи-вать внедрение научной организации труда и управления, рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы; обеспечивать экономное и эффективное использование материальных ресурсов; строго соблюдать законность, принимать все необходимые меры к укреплению порядка и дисциплины; умело сочетать требовательность с заботой о подчиненных, быть внимательным к людям, их нуждам и запросам, поощрять работников, отличившихся при выполнении трудовых обязанностей, строго взыскивать с нарушителей трудовой дисциплины);
    обязанности и права как руководителей, так и других должностных лиц (обязанность и право высту-пать от имени и по поручению государства в качестве стороны правоотношения с соответствующими требова-ниями, которые для другой стороны являются обяза-тельными) ;
    общие обязанности всех государственных служащих (соблюдение государственной и служебной дисциплины, законности, честное и добросовестное отношение к труду, сохранение государственной и служебной тайны, охрана прав и интересов граждан, недопущение злоупотреблений служебным положением, бюрократизма и волокитыУобязанность в совершенстве владеть своей специальностью, знать вопросы служебной деятельности, в полном объеме использовать предоставленные права).
    Объем специальных обязанностей и прав государственных служащих зависит от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от занимаемой должности. Так, специальными являются права и обязанности главных бухгалтеров, экономистов и т. д.
    Виды государственных служащих. В зависимости от видов государственной деятельности различаются служащие органов государственной власти, органов государственного управления, органов правосудия и правоохранительных органов.
    По характеру труда государственные служащие де- лятся на руководителей, специалистов и технических работников.
    К руководителям относятся руководящие работники органов государства, а также предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений. Они руководят всей деятельностью возглавляемых ими органов и других организаций.
    Специалистами признаются служащие, имеющие высшее или среднее специальное образование и выполняющие работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков.
    Технические исполнители - это служащие, занятые подготовкой и оформлением документов, хозяйственным обслуживанием, учетом и контролем, ведением делопроизводства.
    В зависимости от характера полномочий государственные служащие делятся на служащих, имеющих государственно-властные полномочия, и служащих, не имеющих их. Первая группа в свою очередь подразделяется на должностных лиц и представителей власти.
    Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие за собой правовые последствия для подчиненных. К ним также относятся служащие, которые не совершают таких действий, но руководят подчиненными им работниками и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.
    К должностным лицам относятся и те специалисты, которые хотя и лишены права издавать юридические акты, но совершают юридически значимые действия.
    Представители власти - это государственные служащие, которые имеют право предъявлять государственно- властные требования от имени государства и принимать меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении.
    Государственные служащие, не имеющие властных полномочий (оперативный состав), создают условия для нормального функционирования государственого органа. где они работают.
    Государственные служащие являются тем звеном в системе государственного управления, от которого зависит не только перестройка деятельности аппарата управления, но и судьба всех нововведений. Поэтому любое начинание, любое политическое, экономическое преобразование, а тем более широкомасштабные, которые происходят сейчас в Республике, должны начинаться с обновления кадров, которые призваны их осуществлять. Главным средством такого обновления является воспитание, переучивание кадров, а там, где это вызывается необходимостью, - должна производиться и их замена.
    Основными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим, как и раньше, продолжают оставаться компетентность, добросовестность, наличие организаторских способностей. Но сегодня уже мало быть просто компетентным, нужно еще быть специалистом с широким кругозором, с видением перспективы, с чувством нового, с обостренной ответственностью за порученное дело. Необходима активная жизненная позиция и нетерпимость к недобросовестности других.
    Сегодня надо быть не просто организатором, но и знать науку управления, обладать деловым натиском и уметь добиваться намеченной цели.

    Еще по теме § 9. Государственная служба:

    1. Система и функции судебно-экспертных учрежденийМинистерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Государственной противопожарной службы МЧС России