• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    СССР в период «развитого социализма»

    Особенности периода и его этапы

    Двадцатилетие от Хрущева до Горбачева образно называют периодом «застоя», что конечно весьма условно. Определенное развитие продолжалось, но все большее нарастание противоречий. Условно можно выделить три периода:

    вторая половина 60-х гг. - попытки реформ;

    первая половина 70-х гг. - победа консервативных тенденций, но еще относительно стабильное состояние; стояние экономики;

    со второй половины 70-х гг. - явный упадок экономики, всеобщий развал в т.ч. и в силу потери Брежневым работоспособности.

    Значительной спецификой отличается первый этап. В первые годы после смещения Хрущева политика нового руководства отличалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, с самого начала прослеживалось стремление к свертыванию демократических преобразований (начало восхваления Сталина, в 1966 г. - процесс над Даниэлем и Синявским). С другой стороны, состояние экономики требовало проведения хотя бы минимума назревших преобразований. Поэтому в первое время после прихода к руководству Брежнева курс правящих кругов парадоксальным образом сочетал консервативные и реформистские тенденции. Перелом с 1968 г. - после интервенции в Чехословакию - усиление консервативных тенденций, все больший отказ от реформ. На XXIV съезде (1971 г.) было провозглашено вступление СССР в стадию «развитого социализма». Это стало как бы официальной идеологией «застоя»: из концепции вытекало, что все основные проблемы уже решены.

    Социально-экономическое развитие.

    Промышленность. В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы в промышленности («косыгинская реформа»). Сущность - расширение самостоятельности предприятий, переход от показателя валовой продукции к реализованной продукции, - словом допущение элементов рыночной экономики. Первые шаги реформы вселяли надежду, - ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка (1966-1970) оказалась самой удачной за все советские годы.

    Однако по мере нарастания консервативных тенденций реформа сворачивается. Вновь основным в управлении экономикой становятся сверхцентрализация, мелочная регламентация, диктат. В результате темпы экономического роста все более падают, нарастает застой. Уже в десятой пятилетке (1976-1980) - план по промышленности выполнен лишь наполовину и это при условии, что промышленность всегда имела приоритет. СССР все больше отстает в НТП, особенно в электронике - даже в военной сфере, куда бросались основные средства. К середине 80-х гг. в США использовалось около 800 тыс. ЭВМ, а в СССР - 50 тыс.

    Сельское хозяйство. Еще более резко тенденции застоя и кризиса проявились в сельском хозяйстве. В марте 1965 г. была объявлена реформа: расширялась самостоятельность колхозов и совхозов, усиливалось финансирование. При Брежневе в сельское хозяйство было вложено средств больше, чем за все прошлые годы советской власти. Но затем - отказ от реформы, возвращение к диктату. Огромные средства использовались нерационально (строительство животноводческих комплексов, мелиорация). В начале 80-х гг. - резкое ухудшение продовольственного снабжения, введение талонов. И это при условии огромных закупок за рубежом за счет «нефтедолларов».

    Социальная сфера. При Брежневе значительный рост денежных доходов - повышение зарплаты, пенсии колхозникам. Многие люди получили квартиры, купили холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.д. сложился определенный средний стандарт уровня жизни. Но доходы росли быстрее, чем производство, усиливался дефицит как выражение инфляции. Кругом очереди, главная проблема - «достать». Обобщающим показателем деградации экономической системы явилось снижение продолжительности жизни населения, - по этому показателю к середине 80-х гг. страна оказалась отброшенной на 50-е место в мире, отстав даже от многих развивающихся стран.

    Политическая и духовная жизнь общества.

    Основные тенденции. Политическое развитие общества в брежневский период характеризуется все более заметным расхождением между официальной мифологией и реальными процессами.

    На словах провозглашаются задачи «развития социалистической демократии», много говорится об укреплении законности, повышении общественной активности народа и т.п. В 1977 г. разворачивается шумная пропагандистская кампания в связи с «всенародным обсуждением» и принятием новой Конституции СССР. Формально она в сравнении с Конституцией 1936 года представлялась значительным шагом в демократизации советского общества, расширении прав граждан.

    Реально же политическая жизнь характеризовалась нарастанием консервативных тенденций, усилением всевластия бюрократии, административного диктата, подавлением всех инакомыслящих. В годы «застоя» номенклатура все более превращается в замкнутый слой, который распоряжается всеми ресурсами общества в собственных интересах. Стабильность положения правящего слоя, достигнутая в результате прекращения массовых репрессий и перемещений, превращается в практическую несменяемость, распространяется «геронтократия», полная бюрократизация власти.

    Наиболее яркое выражение деградации режима - культ Брежнева. Особенно с середины 70-х гг. - небывалые восхваления, бесконечные награды. Между тем в это время он фактически теряет работоспособность, страна оказывается почти неуправляемой.

    Подавление инакомыслящих. В стране не было серьезной оппозиции режиму, но даже немногие Инакомыслящие подвергались преследованиям. В 1966 г. осуждены писатели А.Синявский и Ю.Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А.И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др. В 1980 г. выслан в Горький Сахаров.

    Немногочисленное демократическое движение («диссиденты») занималось, прежде всег,о правозащитной деятельностью. Основное издание ХТС, где сообщалось о всех нарушениях прав человека. Среди правозащитников получили известность В. Буковский, А. Марченко Л. Богораз, Ю. Галансков и др. Все они подверглись различным репрессиям. Подавление инакомыслящих еще в большей мере усиливало застойные тенденции.

    Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

    Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

    Понятие эпохи застоя

    Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

    Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

    Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

    Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

    Характеристики эпохи застоя

      Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

      За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

      Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

      Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

      Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

      После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

      Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

      Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

      Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

      Итоги и значение эпохи застоя

      Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

    ТЕМА №14. “Эпоха застоя” и кризис административно-командной системы в СССР в середине 60-х – первой половине 80-х гг. ХХ в.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ:

    Введение.......................................................................................................... 3

    1. Кризис “развитого социализма”. “Эпоха застоя”...................................... 4

    2. Внешняя политика Советского Союза в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ХХ в............................................................................................................... 18

    3. Дискуссии о сущности советской социально-экономической системы... 22

    Заключение.................................................................................................... 26

    Литература.................................................................................................... 27

    Введение.

    Главный реформатор 50-х годов Н. С. Хрущёв при всей прогрессивности многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить её предрассудки, а частично и её методы, приёмы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непоследовательность, колебания. К тому же Н. С. Хрущёву не хватало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал на реорганизации структур административного управления, на сохранение в неприкосновенности существовавших форм собственности, экономического механизма и социально-политической системы.

    Вторая половина 60-х – первая половина 80-х гг. ХХ века оценивается в литературе с диаметрально противоположных позиций. Убеждённые сторонники коммунистической перспективы считают их действительно “развитым социализмом”, а противники характеризуют как застой и чуть ли не движение вспять. Процессы, происходившие в эти годы в различных сферах жизни общества, более сложны и многоплановы. В этот период выделяются два этапа: 1964 – 1968 гг. и 1968 – 1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух традиций – демократической и консервативной. Последняя явно превалировала и стала ведущей на втором этапе.

    В 70 – 80-е гг. ХХ века в советском обществе зарождаются и постепенно набирают силу тенденции, сигнализирующие о том, что финал неумолимо приближается. Директивная плановая система и государственная собственность приобретают своего спутника в виде теневой экономики, официальная идеология – диссидентства, “нерушимый блок” коммунистов и беспартийных – в нарастающей аполитичности масс, КПСС как “ум, честь и совесть нашей эпохи” – в старческом маразме руководителей, пути на стирание классовых различий противостоит растущий разрыв в материальном положении отдельных социальных групп. Фактически в обществе в эти годы сложились и вызрели внутренние механизмы и силы демонтажа такого реального социализма.

    Кризис “развитого социализма”. “Эпоха застоя”.

    Политический переворот. Отставка Н. С. Хрущёва. В конце сентября 1964 г. Н. С. Хрущёв, проведший 135 дней в официальных зарубежных поездках, отправился в Сочи на отдых. Воспользовавшись его отсутствием, коллеги Хрущёва собрали 12 октября 1964 г. заседание Президиума, а 13 октября 1964 г. – пленум ЦК КПСС. По возвращении в Москву 13 октября Хрущёв предстал перед Президиумом, от имени которого с требованием отставки выступил Суслов. Хрущёв надеялся восстановить своё положение через ЦК КПСС, как это было уже в 1957 г., но решением ЦК стало отстранение Хрущёва от всех его должностей. Пленум ЦК, отмечалось 15 октября 1964 г. в советских газетах, “удовлетворил просьбу товарища Хрущёва об освобождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья”.

    Пост 1-го секретаря ЦК КПСС занял Леонид Ильич Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал Алексей Николаевич Косыгин.

    К причинам отставки Н. С. Хрущёва можно отнести:

    · Оппозиционность бюрократии (номенклатуры). Недовольство номенклатуры вызвала реформа управления 1957 г. по расформированию центральных министерств, лишившая своих постов в столице большое количество высших чиновников.

    XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) принял новый Устав КПСС, вдохновляемый принципами демократии и коллегиального руководства, подчёркивал необходимость периодического обновления кадров руководящих органов на всех уровнях от первичной ячейки до Президиума ЦК. Члены ЦК и Президиума ЦК могли оставаться на своих постах, если за них при голосовании подавалось ¾ голосов “за”. Эта реорганизация партии в 1961 – 1962 гг. заставила многих аппаратчиков опасаться потери своих постов.

    · Оппозиционность военных. Решающую роль в этом сыграла опала Г. К. Жукова в 1957 г. и резкое сокращение армии. Оно происходило в соответствии с идеями Хрущёва о “всеядерном будущем, при котором обычные вооружения подлежали сокращению”.

    · Просчёты внутренней и внешней политики. Задуманные реформы не приносили желаемого результата. С начала 60-х гг. начался стабильный рост цен и налогов, сократились темпы жилищного строительства. Н. С. Хрущёва обвиняли в развале сельского хозяйства, в ослаблении обороноспособности страны.

    Во внешней политике в вину Хрущёву ставили развал социалистического лагеря, обострение напряжённости в отношениях с США, “волюнтаризм”.

    Заговор против Хрущёва был осуществлён на высшем государственном уровне. В нём участвовали: члены ЦК Суслов, Шелепин, Брежнев, министр обороны Малиновский, глава КГБ Семичастный, секретари обкомов партии. Новое поколение партаппаратчиков, пришедшее к власти после сталинских чисток, уже чувствовала всевластие аппарата и не испытывала страха перед вождём.

    Отставка Хрущёва означала: отказ от энергичного проведения реформ; стремление высших партийных руководителей к сохранению коллективной власти и всестороннему контролю всех сторон жизни государства и общества; намерение избавиться от нестабильности, характерной для хрущёвских преобразований; тенденцию к стабилизации работы административной системы.

    Достигнутый на основе консервативных политических ценностей консенсус внутри руководства не позволял ему всё же отказаться от некоторых перемен 50-х гг., от линии на повышение уровня жизни и поддержания высоких темпов развития, альтернативой которым могло быть только возвращение к террору, как методу управления государством.

    Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ.

    В действиях коллективного руководства в 1964 – 1965 гг. отразились два трудно сочетаемых аспекта: с одной стороны – политический консерватизм, с другой – технократические ценности и попытки экономических реформ.

    Ядро новой правящей верхушки составили: Брежнев, Косыгин, Суслов, Подгорный, Шелепин, Шелест.

    Экономическая реформа. Экономическая реформа началась в 1965 г. с проведения новой административной централизации – упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств.

    Были созданы крупные государственные комитеты: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

    Предприятия получили некоторую “автономию”, самостоятельность путём введения системы хозрасчёта. Ещё в 1962 г. в “Правде” была опубликована статья профессора Либермана “План, прибыль, премия”, где излагались идеи хозрасчёта, в частности, предлагалось установить в качестве критерия оценки деятельности предприятия – рентабельность. Либерман был за предоставление самостоятельности предприятиям. Таким образом, Либерман вплотную подходил к концепции “рыночного социализма” чехословацкого экономиста О. Шика, провозглашавшей планируемые цены, но самостоятельность в определении ассортимента и количества продукции.

    Экономическая реформа Косыгина – Либермана была изложена 4 октября 1965 г. в двух постановлениях: Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и о государственном производственном предприятии при социализме.

    Параллельно с сокращением валовых показателей несмотря на их несовершенство (заключавшееся в проблеме повторного счёта – в стоимость валовых показателей включались промежуточные стадии производства и цена конечного продукта, например, валовой общественный продукт включал в себя цену зерна, цену муки, цену произведённого хлеба, розничную цену хлеба), были введены новые, например, стоимость реализованной продукции.

    Изменялась система планирования. В случае перевыполнения плана рабочим выплачивались премии, а вышестоящие органы, как раньше, не могли изменять план в ходе его выполнения.

    Для стимулирования инициативы предприятия часть доходов оставалась в распоряжении предприятия.

    Фонды стимулирования, заменившие директорский фонд, были разделены на три части:

    1) фонд материального поощрения, распределение которого контролировалось общим собранием трудового коллектива;

    2) фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья и социальных объектов;

    3) фонд самофинансирования для нужд обновления производства.

    В 1967 г. возник Щёкинский эксперимент, по которому Щёкинскому химкомбинату определили стабильный фонд заработной платы на 1967 – 1970 гг. Вся экономия этого фонда, полученная за счёт роста производительности труда и сокращения работавших людей, поступила в распоряжение трудового коллектива. В результате выросла заработная плата. Высвобождаемые люди переводились на новые мощности. За счёт прибыли было построено жильё, предприятия соцкультбыта.

    Однако вскоре на комбинате стали увольнять рабочих и специалистов. Средства стали изымать вышестоящие организации, и через несколько лет эксперимент закончился.

    Предназначенные для рабочих премии составили лишь 3 % от зарплаты, что было явно недостаточно, чтобы вызвать заинтересованность в результатах труда. Фонд на социальные нужды не предусматривал обеспечение стройматериалами. Фонд самофинансирования не мог быть эффективно использован по причине слабой координации между промышленностью и научными изобретениями. От разработки до массового производства проходило в среднем 6 – 8 лет.

    Главной причиной сбоев в экономике была “ведомственность”, явление возникшее ещё в 30-е гг. как следствие утверждения принципа вертикального подчинения в системе министерского управления. Каждое нижестоящее звено иерархической пирамиды непосредственно взаимодействовало только с вышестоящей инстанцией. Не существовало прямых горизонтальных связей между предприятиями, если они принадлежали разным министерствам. Именно отсутствие горизонтальных связей между предприятиями стало основой кризиса экономики СССР.

    Противоречия реформы отражали глубокие расхождения между Брежневым и его сторонниками, выступавшими за политический консерватизм, основанный на стремлении стабилизировать систему через насаждения отношений личной преданности, и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами реформ.

    До середины 70-х гг. ХХ века главными оппонентами в выборе экономической стратегии были Брежнев и Косыгин. Для Брежнева были следующие приоритеты: сельское хозяйство, тяжёлая индустрия, оборона и освоение Сибири. Для Косыгина – лёгкая промышленность – основа повышения уровня жизни граждан.

    Проповедовавшийся Брежневым и Сусловым политический консерватизм окончательно утвердился во второй половине 70-х гг. Столкновение амбиций и личное соперничество привели к отстранению от государственной власти Шелепина, ставшего председателем Центрального Совета Профсоюзов, и Подгорного, назначенного на пост председателя Президиума Верховного Совета.

    Заметно стало продвижение руководителей, усиливающих положение Л. И. Брежнева – Кириленко, Черненко, Кунаева, Щербицкого, Щёлокова.

    Одним из примечательных фактов политической жизни конца 60-х – начала 70-х гг. было зарождение настоящего культа личности Л. И. Брежнева. Происходит выдвижение Брежнева на первый план внутри “коллегиального руководства”.

    Брежнев становится Генеральным секретарём, получает 7 орденов Ленина, 5 звёзд Героя Советского Союза и Социалистического Труда. Он был удостоен Ленинской премии мира, Ленинской премии по литературе за 3 брошюры: Малая Земля, Возрождение, Целина. В 1975 г. Брежнев стал генералом армии, а в 1976 – Маршалом Советского Союза.

    В 1977 г. Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Однако это не было возвращение к культу личности сталинского типа. Концентрация в руках Брежнева не нарушала политической стабильности.

    Персонализация власти в руках Брежнева шла на фоне функционирования политических механизмов. Регулярно и без срывов созывались партийные съезды, пленумы ЦК.

    Советское партийное руководство отказалось от мифа о переходе к коммунизму и ввело новое понятие “развитого социализма”.

    Это новое понятие позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью; объясняло необходимость экономической реформы.

    В 1962 г. была создана Конституционная комиссия, которой понадобилось 15 лет для выработки новой Конституции страны.

    В Конституции 1977 г. отмечалось формирование общества “развитого социализма”. Решительно утверждалась ведущая роль КПСС. Более того, Конституция формально узаконивала КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра политической системы государства.

    Конституция провозглашала участие трудящихся в управлении государством через систему Советов, в которые избирались народные депутаты, что соответствовало представлению об общенародном государстве, заменившем понятие диктатуры пролетариата.

    Однако реальность сильно отличалась от деклараций. Советы, верховный и местные, реальной властью не обладали. Профсоюзы давно перестали восприниматься как органы по защите экономических прав трудящихся. Общественные организации носили официальный характер. Так, комсомол был школой для будущих партийных функционеров. Партия расслаивалась на правящие “верхи” и партийные “низы”. Социальный статус личности напрямую зависел от партийной принадлежности.

    Период развитого социализма стал эпохой расцвета советской партийно-хозяйственной верхушки, которая фактически превратилась в особую привилегированную прослойку общества, отличавшуюся своими собственными законами пополнения кадров, иерархией должностей.

    Номенклатура – список должностей, замещение которых происходило путём назначения сверху. Окончательное формулирование советской номенклатуры относится к брежневскому периоду.

    Многие исследователи признают номенклатуру настоящим классом, со всеми классовыми признаками:

    · наличие властно-распорядительных функций и фактическое присвоение номенклатурой материальных благ;

    · определённый набор привилегий, присущий только этой общественной группе;

    · сплочённость на основе общности интересов;

    · корпоративность или “семейственность” (клановость);

    · персонализация власти;

    · замкнутость.

    Эта правящая элита старательно поддерживала коллегиальность в руководстве. Новый вождь – Брежнев в последние годы правления, стареющий и впадающий в маразм, беспомощный, использовался как символ.

    Со второй половины 70-х гг. защищаемые Брежневым приоритеты в экономике – тяжёлая промышленность, оборона, сельское хозяйство, освоение Сибири – стали первоочередными задачами.

    Сдвиги к лучшему должны были быть достигнуты благодаря нововведению, заключающемуся в пропаганде с 1979 г. “бригадного подряда” или метода строителя Злобина. Идея была проста: группа рабочих брала на себя обязательство выполнить порученную ей работу к определённому сроку, как правило, с опережением, не допуская брака и увеличения стоимости работ. Работу и оплату бригада распределяла самостоятельно.

    Экономические реформы привели к созданию большого количества новых административных структур (министерств, главков), введению огромного количества плановых и производственных показателей, цифр, объёмистой отчётности и росту управленческого аппарата предприятий и министерств, но практически не отразилась на повышении производительности труда.

    В 1970 – 1985 гг. наметилось падение темпов экономического роста в промышленности (с 8,4 % во второй половине 60-х гг. – до 3,5 % в 1985 г.) в сельском хозяйстве (с 4,3 % до 1,4 %), в производительности труда (с 6,3% до 3 %), в объёмах инвестиций (с 7,5% – до 1,8%).

    Со второй половины 70-х гг. СССР превращается в сильно урбанизированную страну, пережившую демографический кризис и экономика исчерпывает резервы свободной рабочей силы.

    Неэффективность реформ по интенсификации производства заставляла власти искать выход из тяжёлой ситуации. В 1973 – 1975 гг. мировую экономику потряс энергетический кризис, вызванный повышением цен членами картеля ОПЕК на нефть.

    Выход был найден, таким образом, в широком экспорте сырья и энергии, в основном нефти и газа. Полученные от продажи “нефтедоллары” тратились на закупку зерна и ввоз в страну западного оборудования. Массовая закупка иностранной техники рассматривалась руководством страны как альтернатива экономической реформе.

    Однако в 70-е гг. на западе в ходе энергетического кризиса создаются энергосберегающие технологии, и цены на мировом рынке на нефть и газ резко упали, что нанесло ощутимый удар по экономике СССР.

    Огромные средства шли на ВПК, превратившийся в самую мощную индустрию в СССР. Падение темпов экономического роста сменилось “застоем”, темпы приблизились к нулю.

    Оборудование морально устарело и было изношено с 30-х гг. Огромным было отставание в научно-техническом плане. Страну практически не затронула массовая компьютеризация, развернувшаяся на Западе.

    К началу 80-х гг. промышленность оказалась в глубоком застое.

    Сельское хозяйство. Сельское хозяйство стало приоритетнейшей отраслью народного хозяйства при Брежневе. За 1965 – 1985 гг. сумма капиталовложений в сельское хозяйство составило около 670 млрд. рублей, что составляло более 1/5 всех инвестиций.

    Был ослаблен контроль над колхозами, до которых доводился план на 5 лет по стабильным ценам; приём сверхплановой продукции стал осуществляться по более высоким ценам (не менее чем на 50 %); последовательно повышались закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; была произведена замена оплаты труда колхозников по трудодням на ежемесячную зарплату; колхозникам предоставлялись социальные льготы – на пенсию, право на страхование. Им впервые (!) были выданы паспорта.

    Однако эти меры не могли остановить массовое бегство населения из сельской местности в города.

    В 1977 г. и в 1981 г. был принят ряд мер в поддержку личных приусадебных хозяйств, была увеличена в 2 раза площадь приусадебных участков, сняты ограничения на поголовье домашнего скота; разрешено брать кредиты для обустройства домашних хозяйств.

    Началась широкая компания по химизации почв, почти вдвое увеличились поставки минеральных удобрений, была проведена в 1977 – 1978 гг. реформа системы управления сельским хозяйством, созданы “производственные объединения”, а позднее в 1982 г. АПК (аграрно-промышленные комплексы) с целью сближения перерабатывающих предприятий с непосредственными производителями сельхозпродукции. Для усиления личной заинтересованности колхозников в результатах труда вводился бригадный подряд с оплатой по конечному результату.

    Однако все эти меры не привели к значительным результатам в сельском хозяйстве. В сборе урожая потери достигали 40 % из-за плохого хранения и переработки сельхозпродукции. СССР по-прежнему был лидером по закупке хлеба.

    О кризисе свидетельствовал ряд симптомов: резкое падение темпов экономического роста, производительности труда, уменьшение потребления в результате усиливающегося дефицита.

    Среди долгосрочных тенденций кризиса важную роль играли:

    · демографический кризис и уменьшение доли трудоспособного населения. Теперь темпы роста зависели только от роста производительности труда. В надежде быстро поднять производительность труда правительство пошло на массовую закупку иностранной техники и технологии.

    · Постоянное смещение сырьевой базы на восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему транспорта.

    · Физический износ и старение оборудования.

    · Рост военных расходов.

    · Кризис организации труда.

    По мнению академика Заславской в “Новосибирском докладе” 1983 г. (и её сторонников, объединившихся вокруг журнала “ЭКО”) причина кризиса – в неспособности существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

    Советская экономическая система отличалась чрезмерной централизацией, директивным планированием, отсутствием рыночного ценообразования, контролем материального стимулирования центром, запрещением индивидуально-трудовой деятельности.

    В этом скрывался порок системы в целом: трудящиеся могли рассчитывать только на деятельность в госсекторе. Любая личная инициатива считалась нелегальной и относилась к теневой экономике.

    Не менее существенное значение в подрыве материальной заинтересованности играл постоянный дефицит товаров, делавший бессмысленным стремление к более высокому заработку.

    Академик Заславская считала необходимым допустить частную инициативу, определив оптимальную, с точки зрения общества, её сферу приложения.

    Радикальные экономисты во главе с академиком Аганбегяном, руководившим журналом “ЭКО”, прогнозировали в 1982 – 1984 гг. возможность трёх вариантов реформ.

    1) Первый сводился к программе стабилизации экономики. Предусматривал улучшения без кардинальных изменений, расширяя права предприятий, развивая прямые горизонтальные связи.

    2) Второй представлял собой “умеренную” реформу, с сокращением большинства отраслевых министерств.

    3) Радикальная реформа с упразднением всех экономических министерств. Предприятия получали свободу, самую широкую самостоятельность в управлении.

    Одним из существенных последствий урбанизации стало, по мнению Яницкого, возникновение “городских микромиров”. Развитие городских микромиров привело к возникновению неформальных объединений, которые начали играть важную роль в формировании общественного мнения. Показателен пример В. Высоцкого, умершего в 1980 г. песни которого слушала вся страна.

    Внимание привлекает феномен диссидентства – наиболее радикального выражения несогласия.

    Его символом стало выступление 25 августа 1968 г. против советской интервенции в ЧССР, состоявшееся на Красной площади. В нём участвовало 8 человек: студентка Баева, лингвист Бабицкий, филолог Богораз, поэт Делонэ, рабочий Дремлюга, физик Литвинов, искусствовед Файнберг, поэтесса Горбаневская.

    Наиболее активные формы протеста были характерны для трёх слоёв общества: творческой интеллигенции, верующих и национальных меньшинств.

    Новый идеолог Суслов не скрывал своего желания покончить с эпохой культурной оттепели.

    В сентябре 1965 г. были арестованы писатели Синявский и Даниэль, за то, что издали за границей под псевдонимами, свои произведения, которые затем уже были введены в СССР. В феврале 1966 г. они были приговорены к нескольким годам лагерей. Реакцией стало письмо 63 членов Союза писателей и 200 других представителей интеллигенции к XXIII Съезду и в Президиум Верховного Совета СССР, требовавших освободить писателей. Однако за эти последовали новые аресты.

    В конце 60-х гг. основные течения диссидентов объединились в “Демократическое движение”, представлявшее три идеологии:

    1) подлинный марксизм-ленинизм, представленный Роем и Жоресом Медведевыми.

    2) Либерализм в лице Сахарова.

    3) Христианская идеология А. Солженицына.

    Идея подлинного марксизма-ленинизма состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма-ленинизма и возвращение к истокам позволило бы оздоровить общество.

    Программа Сахарова считала возможной эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности.

    Солженицын предлагал ценности христианской морали как основу жизни общества и, следуя традициям славянофилов, подчёркивал специфику развития России.

    Благодаря деятельности Сахарова и Солженицына диссидентство, едва заметное и изолированное в своей собственной стране, нашло признание за границей. Вопрос о правах человека в СССР стал международной проблемой первой величины.

    В СССР были арестованы члены Комитета в защиту гражданских прав, основанного в 1970 г. Сахаровым; члены группы наблюдения за выполнением Хельсинских соглашений, созданной в 1975 г. Ю. Орловым, участники национальных движений Украины, Прибалтики, Армении, Грузии.

    Диссидентов помещали в психиатрические больницы (дело Григоренко 1969 г.; дело Плюща 1972 г.; дело Шаранского 1978 г., изгнание А. Солженицына в 1974 г., ссылка Сахарова в Горький в 1980 г.).

    Были и скандалы, вызванные “предательством” советских артистов, оставшихся во время гастролей за границей и лишённых советского гражданства, например, Ростропович.

    Недовольство рабочих проявлялось в пассивных формах: низкой производительности труда, прогулах, алкоголизме.

    Среди проявлений несогласий с официально признанными нормами и ценностями были: протест части молодёжи, увлечённой поп и рок музыкой; экологические компании (например, против загрязнения озера Байкал и поворота рек Сибири в Среднюю Азию); критика деградации экономики молодыми технократами; создание произведений художественного творчества (литературы и кино).

    10 ноября 1982 г. умер Л. И. Брежнев. 12 ноября 1982 г. ЦК КПСС назначил генеральным секретарём Ю. В. Андропова. Репутация сторонника наведения порядка обеспечила Ю. В. Андропову поддержку тех, кто выступал за необходимые перемены.

    Во внутренней политике Ю. В. Андропов попытался покончить с проявлениями коррупции.

    В 1982 г. прогремело несколько скандальных дел, раскрытых КГБ (дело Романова с сервизом Екатерины II для свадьбы дочери; большое икорное дело; бриллиантовая история Чурбанова и Г. Брежневой.

    Андропов предложил самый простой и дешёвый способ, чтобы приостановить падение производительности труда: борьбу с расточительством и повышение дисциплины труда.

    Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся; проверка удостоверений личности в магазинах, с целью обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время; налёты милиции в кинотеатры, банки с той же целью; изменение часов работы магазинов, чтобы дать возможность населению делать покупки не в рабочее время.

    Смерть Ю. В. Андропова в феврале 1984 г. и избрание на пост Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко положило конец всяким попыткам реформ. Однако, будучи больным, К. У. Черненко занимал свой пост всего год, до смерти весной 1985 г.

    Л.И. Брежнев () Политика «развитого социализма» Цель: повысить эффективность производства, выйти на 1-е место в мире по производству продукции на душу населения


    Сельское хозяйство. Аграрная реформа 1965 г. (Косыгин) 1\ повысили закупочные цены 2\ утвердили 6-летний план государственных закупок 3\ 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4\ увеличили капиталовложения в с\х: строили коровники, птичники, закупали дорогостоящую технику, проводили химизацию, вклад денег в гигантские комплексы – не достроили, «в стене» 5\ разрешили личное подсобное хозяйство 6\ списали долги колхозникам 7\ ввели денежные оклады колхозникам, что привело к иждивенчеству. Итоги: колхозы убыточны, сокращены пашни на 22 млн. га, потери с\х продукции от 20 до 40 % урожая, импорт зерна и продуктов питания.


    Промышленность. Реформа 1965 г.Восьмая пятилетка (гг.) (Косыгин – Председатель Совета Министров СССР) СТАРОЕНОВОЕ 1\уничтожили совнархозы и ввели отраслевые министерства 2\директивная и плановая экономика 1\ сокращены плановые показатели 2\ учет качества продукции 3\ введение элементов хозрасчета – это самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление 4\ предприятие оставляет часть доходов себе и распределяет его на 3 фонда: фонд поощрения, фонд самофинансирования, фонд социально-культурного развития.


    Итоги 8 пятилетки 1\ объем промышленного производства вырос в 1,5 раз 2\ построено 1900 крупных предприятий 3\ был приток нефтедолларов НО! а\ истощение сырья б\ износ и старение оборудования в\ выросли военные расходы г\ от материального стимулирования перешли к моральному, возродили социалистическое соревнование д\ сохранили старые рычаги и методы управления: централизованное планирование и распределение --- плановая экономика е\ упали цены на нефть.


    Социальная политика 1.Капиталовложение в жилье упало до 17 % ---- жилищная проблема 2.Упали расходы на здравоохранение (35 место по продолжительности жизни и 50 м. по детской смертности) 3.Продовольственная проблема (импорт продуктов взамен нефти, к 80-м гг. - карточки) 4.Реальные доходы населения упали, хотя зарплата выросла(в домах появились холодильники, ТВ, стиральные машины) 5.По уровню потребления на душу населения занимали 77 место.


    Консервация политического режима «ЗАСТОЙ» 1\ «золотой век» партийно-государственной номенклатуры: пожизненность постов, геронтократия (70 лет), коррупция, безнаказанность руководства, рост бюрократов, контроль партийного аппарата над всеми сферами жизни, отмена новаций в партийной жизни, льготы и привилегии; 2\ реабилитация Сталина, складывание элементов культа личности Брежнева 3\ сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» 4\ замена совнархозов отраслевыми министерствами (100) 5\ с 1971 г. – партия контролирует НИИ, учебные заведения, учреждения культуры и здравоохранения (24 съезд КПСС – Устав КПСС); 6\ отменены все новации в партии, все поддерживали «генеральную линию» партии; запрещена критика руководства; 7\ Утверждали, что по мере продвижения к коммунизму будет усиливаться борьба между социализмом и капитализмом 8\ 1967 г. – КГБ – борьба с диссидентами – инакомыслящими


    Диссиденты (сер. 60-х гг.) Лидер – А.Д.Сахаров 1\ За публикацию своих произведений за границей Синявский (7 лет лагерей) и Даниэль (5 лет ссылки) 2\ Арестовали Гинзбурга 3\ 1969 г. – создана инициативная группа защиты прав человека в СССР (Горбаневский, Ковалев, Якир) 4\ 1969 г. – разгромлен «Союз борьбы за демократические права» (это были офицеры Балтийского флота) 5\ 1975 г. расстреляли Саблина, капитана 3 ранга, который повел свой корабль «Сторожевой» в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с воззванием: осуждал казнокрадство, ложь, показуху, демагогию. 6\ 1977 г. – арестовали Орлова – главу группы содействия выполнению Хельсинских соглашений


    Конституция 7 октября 1977 г. 1\ в СССР построено развитое социалистическое общество 2\ появилась новая социальная и интернациональная общность – советский народ: рабочие + крестьяне + народная интеллигенция. 3\ ст. 6 о руководящей роли КПСС 4\ права: на труд, бесплатное образование и медпомощь, отдых, пенсии, жилище, расширены права общественных организаций (формальны).


    Политика «разрядки» 1\ С 1967 г. – массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет + ПВО, ПРО. 2\ 1970 г гг. - договоры о послевоенных границах и неприменении силы: СССР – ФРГ Польша – ФРГ Чехословакия - ФРГ 3\1971 г.- США + СССР + Англия + Франция = договор по Западному Берлину о его нейтральности и неприменение силы 4\ 1972 г. – взаимное признание ФРГ и ГДР Взаимные визиты: 5\ 1972 г. США + СССР = об ограничении ПРО и договор ОСНВ -1 (1979 г. – ОСНВ -2) 6\ 1973 г. – СССР + США = о предотвращении ядерной войны 7\ 1974 г. – об ограничении подземных ядерных испытаний


    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 г. – Хельсинки (33 страны + США + Канада): Заключительный акт: - признать суверенное равенство стран - уважать права и свободы человека - неприменение силы - нерушимость границ - мирное урегулирование споров - равноправие народов




    Духовная жизнь. 1\ Официально-охранительное направление г. – 23 съезд КПСС – проводил линию «золотой середины»: очернительство –нельзя и лакировка действительности – нельзя. 2.Сталинская тема под запретом (осудили Солженицына) 3.Не печатались произведения, которые «искажают нашу действительность» и проповедуют пессимизм, упадничество 4.Ввели государственные заказы на постановку фильмов, написание сценариев, романов: определяли их количество, их тематику, кто будет исполнять роли. 5.Основные темы: производственная, военно-патриотическая, революционная 6.Контроль за СМИ, запрет некоторых выставок и выхода в свет некоторых фильмов (полочные фильмы) 7.Партийные руководители проводили регулярные совещания с деятелями культуры: обвиняли в мелкотемье, в описании бытовых страстишек, в подражательстве буржуазному искусству. 8.Опустился «железный занавес».


    2\ демократическое направление 1.Многие писатели эмигрировали: Аксенов, Солженицын, Максимов, Войнович, поэт – Бродский, кинорежиссер – Тарковский, Любимов, поэт Галич, певица – Вишневская. 2.Развивалась деревенская проза: Абрамов, Астафьев, Распутин, Шукшин 3.Утверждалась нравственная тематика: Васильев, Бондарев, Трифонов 4.Новый взгляд на смысл жизни представили режиссеры: Товстоногов, Захаров, Ефремов, Волчек, Герман. 5.«Магнитофонная революция»: слушали Высоцкого, Галича, Ким, Окуджаву, Жванецкого, Райкина.

      Нарастание кризиса советской системы (1964 – 1985 гг.)

      «Перестройка» (1985 – 1991 гг.).

    1. Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС избрал Л.И.Брежнева Первым секретарем, Председателем Совета Министров был назначен А.Н.Косыгин. Советская общественность позитивно восприняла смену руководства.

    « Косыгинская» реформа . Решениями мартовского и сентябрьского 1965 г. Пленумов ЦК КПСС была запущена экономическая реформа, вошедшая в историю по имени ее инициатора.

    Необходимость реформы . К средине 60-х гг. состояние экономики ухудшилось: наметился спад темпов роста промышленности, еще хуже дело обстояло в сельском хозяйстве («целинный» хлеб не компенсировал нехватки продовольствия, с 1963 г. СССР приступил к импорту зерна); попытки активизировать экономику бюрократическими реорганизациями и наращиванием капиталовложений не приносили результатов.

    Цель реформы : рост эффективности экономики за счет повышения производительности труда, качества производимой продукции, снижения издержек общественного производства.

    Способ : создание механизма материального стимулирования хозяйствующих субъектов.

    Ограничители : доктринальные основы советской экономической модели: общественная собственность на средства производства, директивное планирование.

    Механизм : реформа системы управления экономикой. Повышалась производственная самостоятельность предприятий.

    В аграрном секторе : снижение планов обязательных поставок продукции государству, повышение цен на сверхплановые закупки, свертывание части ограничений на личное подворье;

    В промышленности : сокращение директивных показателей, хозрасчет - самоокупаемость, использование части прибыли предприятия для модернизации производства, премирования работников, укрепления социальной сферы, ликвидация СНХ и восстановление перестраиваемых отраслевых министерств.

    Результаты реформы . Новые подходы легли в основание пятилетки на 1966 – 1970 гг., утвержденной XXIII съездом КПСС. По данным официальной статистики нововведения позволили лишь замедлить падение темпов экономического роста.

    Причины неудачи : - слабость материальных стимулов (в промышленности премиальный фонд составлял 3% от зарплаты);

    Бюрократическое извращение принципов реформы;

    Критерием работы предприятия оставалось выполнение плановых заданий; реальная перемена могла наступить только при переходе к рыночно - конкурентным отношениям путем свертывания административного управления, что противоречило основам советской экономической доктрины.

    Консервативный поворот . При решении дилеммы: дальнейшая демократизация или консервация, брежневское руководство избрало второе. Критика «культа» была прекращена.

    Идеология поворота . Заявленная в 1967 г. концепция «развитого социализма» сводима к следующему: социализм – самостоятельная стадия коммунистической формации; достижение полной и окончательной победы социализма не означает непосредственного перехода к решению задач коммунистического строительства. Стратегия состоит в «совершенствовании» развитого социализма, что и будет означать эволюционный переход к коммунизму. Идеологические цели: сохранить коммунистическую перспективу; нейтрализовать общественный скепсис; обосновать отказ от решительных перемен («застой»).

    В принятой в 1977г новой Конституции СССР «уточняющие» формулировки и переименования («общенародное государство» вместо «государства диктатуры пролетариат», «советы народных депутатов» вместо «депутатов трудящихся» и т.п.) не могла скрыть неизменную сущность советской системы. Статья 6 Основного Закона закрепила тоталитарную природу режима, определив КПСС как «ядро политической системы».

    Власть . Новое руководство, осуществило частичную ресталинизацию системы. Была ликвидирована уставная норма о ротации партийной номенклатуры, (со временем основу аппаратной власти составили «отраслевики», т.е., хозяйственные руководители). С избранием в 1966 г. Брежнева Генеральным Секретарем ЦК (в 1977г. он становится Председателем Президиума Верховного Совета СССР) началась реанимация вождистской модели, не реализованная в полной мере. Ужесточается идеологический режим. Руководящее звено заполняется бесцветными фигурами, связанными с Брежневым родственно-карьерными отношениями (А.П.Кириленко, К.У. Черненко, Н.К.Щелоков и др.).

    Консервация кадров повлекла рост безответственности, складывание «геронтократии» (власть престарелых). Нарастала коррупция, закладывались основы мафиозных объединений. «Монолитное» советское общество окончательно распадается на две подсистемы - «рядовых» граждан (включая низы партии) и правящую элиту, чей образ жизни копировал «западные стандарты». Завершается - с позиций марксистско-ленинских ценностей - процесс перерождения правящей элиты. Давление властей на проявления несогласия пресекались жестче, чем в период «оттепели».

    «Диссидентство». На полулегальной основе формировались – главным образом, в интеллигентской среде - группы и течения инакомыслящих (диссидентов). Постепенно кристаллизируются направления (национально – религиозные, западнически – демократические, социал-демократические). Режим стремился не допустить диссидентского влияния на настроения в обществе. Гонениям подверглись выдающиеся деятели отечественной культуры и науки: А.И Солженицын, И.А.Бродский, А.А.Сахаров, Ю.П.Любимов, А.А.Тарковский и др., тысячи «простых» граждан.

    Ю.А.Андропов. К.У.Черненко . Будучи долголетним руководителем КГБ Андропов, занявший высшие посты после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. провел ряд акций, призванных продемонстрировать разрыв с брежневским наследием. Он искал выход на путях ужесточения «дисциплины» во всех сферах жизни общества, хотя его намерение подвергнуть переосмыслению достигнутое за годы советской власти оказалось созвучно «перестройке». Избрание смертельно больного Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) Генеральным секретарем продемонстрировало недееспособность режима даже в вопросах самосохранения.

    Экономика . Состоявшийся в 1971 г. XXIY съезд КПСС, казалось, вскрыл одну из ключевых проблем советской экономики. В послеоктябрьский период экономика росла, в основном, экстенсивно (за счет роста затрат). Экстенсивный рост не позволял кардинально повысить жизненный уровень и имел ресурсный ограничитель. Съезд сформулировал долгосрочную программу перевода отечественной экономики на интенсивные рельсы: за счет роста производительности труда, качества продукции обеспечение экономического роста в темпах, опережающих рост производственных затрат.

    Действенный механизм, оптимизирующий соотношение между затратами и результатами в экономической сфере, найти не удалось, не смотря на обилие проводимых мероприятий.

    Продолжился спад темпов экономического роста: в промышленности – по завышенной официальной статистике - с 8,5% среднегодовых в 1966 – 1970 гг. до 4, 4 –в 1976 – 1980 гг (альтернативные сведения – соответственно – 4,5% и 3,0), в сельском хозяйстве с 4,3% - до 1, 4, началось ухудшение продовольственного обеспечения городов.

    Проблема качества экономического роста . Падение темпов усугублялось технико-технологическим отставанием советской экономики. В эпоху научно – технической революции, знаменовавшей начало глобального перехода от индустриальной цивилизации (основанной на фабрично - заводском производстве) к постиндустриальной, в которой основным производственным ресурсом становится наука, информационные технологии, советское руководство оставалось в русле «индустриального» мышления, ориентированного на рост объемных показателей промышленности. В начале 80-х годов страна столкнулась с угрозой стадиального отставания от наиболее продвинутых стран Запада.

    Социальная сфера . Низкая эффективность производства предопределила стагнацию жизненного уровня. В стране консервировалась архаичная «индустриальная» социальная структура. В 1970г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие – 12,1, колхозники -20,5%, в 1987 – соответственно – 61,8, 16,2, 12,0. Объемный экономический рост не сопровождался соответствующим ростом жизненного уровня. В 70-е гг. началось падение средней продолжительности жизни.

    Духовная сфера . Наметился процесс снижения качества знаний, что было связано со слабостью материальной базы, падением престижа интеллектуального труда. Проявлением научно – технического отставания стала утрата лидирующих позиций в освоении космоса.

    Сфера гуманитарного знания оставалась под жестким идеологическим контролем.

    Однако, выдающиеся достижения в области художественной культуры, связанные с творчеством В.П. Аксенова, В.Максимова, Ю.Д.Синявского, Ю.П.Любимова, А.В.Эфроса, Г.А.Товстоногова, А.А.Тарковского, А.Г.Германа, поиски мастеров современного изобразительного искусства, «авторской песни» (Б.Окуджава, В.Высоцкий) находили путь к публике.

    Внешняя политика . Советские внешнеполитические ориентиры

    определялись процессами частичной ресталинизации внутри страны и складывающейся международной обстановкой. Сочетание принципа «мирного сосуществования» и расчета на «дальнейшее изменение соотношения сил в пользу социализма» предопределили повороты внешне политики СССР в период «застоя».

    Были достигнуты крупные результаты в нормализации отношений с Западом («разрядка международной напряженности»). В начале 70-х гг. фиксируется нерушимость границ в Европе, заключаются соглашения, сдерживающие гонку вооружений; 1 января 1975 г. состоялось подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    На фоне нарастающего кризиса общественно – политических систем, навязанных «социалистическому лагерю» («бархатная революция» 1968 г. в Чехословакии, подавленная советскими войсками, протестное движение в Польше под руководством профсоюза «Солидарность»), советское руководство стремилось ограничить суверенитет «братских стран», что усугубило кризис мирового социализма (отчуждение во взаимоотношениях с Китаем, Северной Кореей, Албанией, Югославией, Румынией). В 1979 г. – под предлогом оказания «интернациональной помощи» - СССР осуществил вторжение в Афганистан, что серьезно обострило международную обстановку. США, пользуясь ситуацией, попытались втянуть СССР в новый тур гонки вооружений.

    Итоги «застоя». Специфику периода определила частичная ресталинизация – без террора и фигуры харизматического вождя. Поскольку «брежневский» режим не смог добиться позитивных результатов ни в одной сфере общественного развития, обоснован вывод, что кризис системы начался с критики с «культа». Сталинизм являлся наиболее органичной формой советского тоталитаризма.

    Окт. 1964 – освобождение Н.С. Хрущева с руководящих должностей, избрание Л.И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС и А.Н. Косыгина Председателем Совета Министров.

    1964-1975 – поддержка СССР борьбы Вьетнама против агрессии США.

    1965 – реформы управления сельским хозяйством и промышленностью.

    1968 – ввод войск стран Варшавского Договора в Чехословакию.

    1970 – договор СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе.

    1972-1973 – советско-американские договоры об ограничении ядерных вооружении и систем противоракетной обороны.

    1975 – подписание в Хельсинки Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    1977 – принятие новой Конституции СССР.

    1979 – ввод советских войск в Афганистан.

    1982-1984 – Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов.

    1984-1985 - Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко.

    1. А.Н. Косыгин занимал пост:

    1) председателя Президиума ВС СССР

    2) Генерального секретаря ЦК КПСС

    3) Генерального прокурора СССР

    4) министра иностранных дел

    5) председателя Совета Министров СССР

    2. Конституция СССР периода "развитого социализма" была принята в:

    3. Ввод советских войск в Афганистан состоялся в:

    4. Подписание первых крупномасштабных советско-американских документов по контролю над стратегическими вооружениями относится к:

    5. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

    2. Мартовский 1985 г. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем М.С.Горбачева.

    Необходимость «перестройки» . При внешней несокрушимости СССР оказался в ситуации системного кризиса.

    В экономике были исчерпаны экстенсивные факторы роста; попытки запустить механизмы интенсивного развития гасились планово - административной системой. В социальной сфере консервировался низкий уровень жизни. В духовной сфере падала эффективность научно-образовательного комплекса, нарастала общественная апатия, коррупция деформировала моральные устои общества. Привилегированный номенклатурный слой оказывался все менее состоятелен в решении общественных проблем. Не совпадение постулатов «научного коммунизма» с реалиями глобального развития вызвало обвальное падение влияния марксистко-ленинской идеологии. Страна втягивалась в серьезный геополитический кризис, проиграв «соревнование» с капитализмом.

    В тоже время, СССР располагал ресурсом обновления: значительным интеллектуальным и материальным потенциалом.

    Периодизация «перестройки». «Перестройка» не имела четкой стратегии, (выработка законченного плана преобразований в недрах советской системы выглядит утопично). Линия нового руководства строилась под воздействием ряда факторов: борьба за лидерство, реакция общества, международное обстановка. Изначальная проблема «перестройщиков» (Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, А.Н.Яковлев, Э.А.Шеварднадзе), группировавшихся вокруг Генсека, состояла в том, что номенклатура исполняла начинания постольку, поскольку инициативы не затрагивали ее положения. Ресурсом для проведения реформ сверху могло стать общественное движение. Однако долгие годы тоталитаризма не содействовали формированию в обществе навыков конструктивной политической самодеятельности. Переплетение этих обстоятельств предопределило непоследовательность действий «архитекторов перестройки».

    1985 – 1987 гг. – этап «ускорения», 1988- 1989 гг. – собственно «перестройка», 1990 – 1991гг. – ее кризис, завершившийся распадом СССР и ликвидацией советской системы.

    «Ускорение». Первые инициативы нового лидера, с одобрением воспринятые в обществе, находились в русле андроповских подходов: «ускорение социально-экономического развития» путем перераспределения народно - хозяйственных приоритетов и включения «моральных факторов» (повышение дисциплины, ответственности) - по формуле «больше социализма», под чем понималось возвращение к идеализируемым «ленинским истокам». Была провозглашена «гласность», породившая невиданную самостоятельность СМИ.

    Первые позитивные результаты (выросла производительность труда, увеличились капиталовложения в социальную сфере, повышалась популярность нового лидера), предопределили атмосферу на XXYI съезде КПСС (1986г.), принявшем новую редакцию Программы партии, из которой был убраны формулировки о непосредственном коммунистическом строительстве, но сохранялась линия на «совершенствование социализма».

    В «переходный» 1987г. принимается концепция хозяйственной реформы с целью перехода от административного управления к экономическому (посредством допущения ограниченных рыночных механизмов регулирования государственного и кооперативного секторов). Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС поставил задачу «демократизации» как способ преодоления консервативного торможения реформ.

    «Перестройка». XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988г.) провозгласила курс на глубокую перестройку политической системы, процесс обновления стал выходить за предполагаемые рамки. Ставилась задача перехода к правовому «социалистическому государству», включая элементы разделения властей в рамках советской системы при сохранении ключевой роли КПСС. Начинается перестройка структуры Советов (на союзном и российском уровнях воссоздаются съезды народных депутатов, формирующие Верховные Советы) и системы выборов. Весной 1989 г. на частично альтернативной основе избираются народные депутаты.

    Новая конструкция Советов обесценила пост Председателя Верховного Совета СССР (с октября 1988г. – М.С. Горбачев). В марте 1990г. III Съезд народных депутатов избирает Горбачева Президентом СССР.

    Кризис «перестройки». Перемены в конструкции власти, явились результатом нарастания кризисных процессов в обществе.

    Экономика. С конца 1989г. определилось абсолютное падение промышленного производства. Дефицит бюджета достиг почти 10% национального дохода. Резко упало производство продовольствия, власти прибегли к частичному карточному распределению. В начале 1990 г. насчитывалось 6 млн. безработных.

    Причины - просчеты в экономической стратегии (увеличение расходных статей бюджета; прямолинейная «конверсия», парализующая производство в военно-промышленном комплексе и др.);

    - «парад суверенитетов» союзных республик, вводивших приоритет собственных законов, разрушал союзную экономическую систему;

    Переходное (трансгенное) состояние экономической модели, ослабление административных рычагов управления при отсутствии рыночных, активизация теневой экономика, в том числе, за счет присвоения государственно-кооперативной собственности представителями партийно-хозяйственной номенклатуры и мафиозными структурами.

    Летом 1990 г. Верховным Советом СССР принимается постановление «О переходе к регулируемой рыночной экономике», допускающей плюрализм собственности на средства производства, что означало отказ от прежде неприкосновенных основ советского строя.

    Общественно - политические процессы . Задача демократического реформирования советской политической системы ставила вопрос о месте КПСС. Партия утрачивала роль двигателя «перестройки», что выражалось в усиливающемся сопротивлении новациям со стороны номенклатуры и в нарастающем влиянии новых политических сил.

    Начиная с 1988г. – перелом произошел в 1989г.– формируется многопартийность, претендующая на представительство широкого спектра общественных умонастроений: радикально - либеральные (Демократический союз), умеренные (Демократическая партия), лево – социалистические (социал – демократы, анархисты), право-радикальные, монархические («Память», Русская национал – демократическая партия).

    Особенности складывающейся многопартийности:

    Многочисленность мелких организаций;

    Неразработанность платформы межпартийного взаимодействия;

    Отсутствие реалистических программ некоммунистического переустройства общества.

    Кризис КПСС . Многомиллионная КПСС в условиях кризиса ее монопольного положения не была в состоянии сохранить идейно - организационное единство. В период, предшествующий созыву XXYIII съезда (июль 1990г.), высказавшегося в пользу развития рыночных отношений, партия раскалывается на ряд течений, среди которых доминирующую роль играли: консервативное, ориентированное на руководство новосозданной КП РСФСР, отстаивающее «социалистические ценности», и реформистское (ориентировавшееся на Горбачева), сумевшее провести на съезде решения социал - демократической направленности.

    Власть. Избрание в мае 1990г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина проявило общественные предпочтения.

    В июне новое руководство Российской Федерации принимает декларацию о суверенитете, предусматривающую приоритет республиканского законодательства над союзным, инициировав «парад» республиканских суверенитетов. Линия на противостояние союзным структурам, усилившаяся после убедительной победы Ельцина в ходе выборов Президента РСФСР, означала, что исторической России, преобразованной после Октябрьской революции в СССР, бросает вызов ее великорусское ядро, получившее государственный статус (субъект федерации) лишь в советское время.

    Духовная сфера . «Гласность» поставила под вопрос идеологическую монополию КПСС.

    Ликвидируются цензурные ограничения, происходит становление политических свобод. Особый резонанс вызывало «возвращение имен» выдающихся представителей отечественной культура разных поколений, долгие годы находившихся под запретом: русских религиозных философов, литераторов – эмигрантов. Сильнейшее воздействие на общественное мнение оказали публикация «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицина. общественная деятельность А.Сахарова.

    В становлении новых умонастроений возрастающую роль играли религиозные организации, в особенности, Русская Православная Церковь, развертывающие деятельность на основании закона «О свободе совести», покончившего с политикой государственного атеизма.

    Внешняя политика . Внешнеполитический курс «перестройки» был оформлен в концепции «нового политического мышления», заменяющей принцип мирного сосуществования стран социализма и капитализма пониманием целостности мировой цивилизации. Удалось достичь зримых результатов в развитии отношений со странами Запада, минимизировать разрастание региональных конфликтов.

    Линия Запада в отношении СССР основывалась на неизменном стремлении к ликвидации советского строя и на незаинтересованности в неконтролируемом распаде советской системы, учитывая ядерный статус страны.

    Во второй половине 80-х гг. СССР и США удалось достичь соглашений об уничтожении части ядерных вооружений и развитии экономических и гуманитарных отношений. Решение о выводе советских войск из Афганистана в течение 1988 - 1989гг, активное участие советской дипломатии в урегулировании конфликтов в Азии, Центральной Америке, Африке, нормализация отношений с Китаем содействовали укреплению международной безопасности.

    Противоречивые последствия имел стремительный развал «социалистического лагеря» в странах Восточной Европы (1989 – 1990гг.) Условия отказа советского руководства от претензий на гегемонию в бывших «братских странах» свидетельствовали о стремлении за счет односторонних уступок достичь поддержки во внутренних делах – что было использовано консервативными кругами для обвинения Горбачева и его окружения в предательстве.

    «Путч». Референдум весной 1991г. показал, что три четверти принявших участие в голосовании высказались за сохранение «обновленного» Советского Союза как «федерации суверенных республик».

    Весной 1991г. было достигнуто согласие руководства 9 республик на подписание (предположительно 20 августа) Договора о создании Союза Суверенных Государств как «демократической федерации». Консервативные силы решились на противоправные действия, изолировав 18 августа Горбачева на даче в Крыму (многие обстоятельства этой акции остаются не выясненными). В должность президента вступил вице – президент СССР Г.И. Янаев. 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Объявив в ряде регионов чрезвычайное положение, ГКЧП поставил официальной целью соблюдение норм действующей Конституции СССР, что меняло всю конфигурацию отношений с союзными республиками и ставило под вопрос существование многих новообразованных структур власти, и ввел в столицу войска.

    Руководство России во главе с Ельциным сумело мобилизовать политически активную часть москвичей на защиту «Белого Дома» (резиденция Верховного Совета РСФСР), заговорщики не решились прибегнуть к силовым методам, утратили инициативу и 22 августа были арестованы.

    Причины поражения ГКЧП . События в последующие годы показывают, что ГКЧП мог рассчитывать на поддержку широких слоев общества. Поражение «путча» может быть объяснено личной нерешительностью членов ГКЧП, неверием в общественную поддержку, перевесом либеральных радикалов среди политизированной части общества, особенно, в столице.

    Фундаментальная причина скоротечности «путча» коренилась в недееспособности советских структур. Политическая реформа наделила советы депутатов элементами представительности, что сразу же выявило их неспособность исполнять распорядительно - управленческие функции, Ликвидация весной 1990г. ст. 6 Конституции, закрепляющей руководящую роль КПСС, разрушила механизм, обеспечивающий системное единство советов в масштабах государства.

    Распад СССР . Ликвидация советского строя . Провал «путча» означал фактическую ликвидацию советской власти. 8 декабря 1991г. в Минске лидеры республик–учредительниц СССР (Белоруссии, России и Украины) подписали документы, прекращающие действие Союзного договора 1922г. и учреждающие Содружество Независимых Государств (СНГ); позже к содружеству присоединились 8 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). Президент СССР 25 декабря 1991 г. ушел в символическую отставку с поста главы несуществующего государства. Советский период отечественной истории завершился.

    Историческое место СССР . Советский Союз был историческим продолжением Российской империи, сумевшим сохранить статус великой державы.

    Советский тоталитаризм возник на основе сочетания коммунистической доктрины с традиционным российским этатизмом. Мобилизационные возможности советской системы позволили стране решить проблемы строительства индустриальной базы, систем образования и науки, выиграть тяжелейшую войну, достичь ядерного паритета в глобальном противостоянии с Соединенными Штатами.

    Эти результаты были достигнуты ценой предельного напряжения всех сил общества, миллионов человеческих жизней, что, с одной стороны, объясняется чрезвычайностью исторических условий, с другой - условий органическими чертами тоталитаризма. Советская модель устройства общества оказалась не в состоянии обеспечить высокие жизненные стандарты и приспособиться к требованиям перехода в постиндустриальное общество. Угроза утраты геополитического статуса, разочарование общества в коммунистической идее, восприятие правящей элитой буржуазных ценностей предопределили завершение «октябрьского эксперимента».

    Распад СССР показал, что в рамках советского строя оказалось невозможным перейти к устройству органической системы. С падением тоталитарных скреп рухнула и федерация советского типа.

    Постсоветский период (1991г. – начало XXI в.).

    Распад СССР и ликвидация советского строя поставили проблему национально - государственной идентичности: является Российская Федерация (изменение официального названия государства было осуществлено 21 апреля 1992г.) продолжением исторической Руси – России как великой державы имперского типа, или она обречена на превращение в региональную державу с ограниченной ролью. Руководству Российской Федерации предстояло решить комплекс внешне - и внутриполитических проблем, сверхзадачей которых было сохранение мирового статуса России.

    Внешняя политика . Достижением постсоветской дипломатии явилось сохранение за Россией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, что, наряду с принятием РФ правопреемства по международным обязательствам СССР, обеспечило российскую юрисдикцию в отношении оружия массового поражения на территории бывшего Союза и формальное сохранение статуса великой державы.

    СНГ. Набравшие инерцию центробежные тенденции крайне затруднили реализацию потенциала сотрудничества.

    В хозяйственной сфере усилия по созданию «единого экономического пространства» не увенчались результатами. Больших успехов удалось достичь в военно-политической сфере: были погашены конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Молдавии. Трудности России на этом важнейшем участке ее внешнеполитических интересов усугубляло нарастающее влияние стран НАТО, прежде всего, США, которые стремятся заполнить «постсоветский вакуум».

    Бывший «социалистический лагерь». Россия бала вынуждена смириться с утратой влияния в странах Восточной и Центральной Европы.

    Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В 90-е гг. были налажены контакты с Китаем, Японией, Индией и др. В 1998г Россия вступает в организацию стран Тихоокеанского региона, что существенно укрепило ее присутствие в этой динамично развивающейся зоне мира.

    Отношения с Западом . Начиная с 1992 г. - принимается декларация о «прекращении холодной войны», осуществляются мероприятия по взаимному сокращению запасов оружия массового поражения, налаживается сотрудничество с военными структурами НАТО. Россия вступает (по политическим вопросам) в «семерку», преобразованную в «восьмерку – «клуб» ведущих держав мира.

    Достижения в разрядке международной напряженности происходили на фоне падения международного веса России.

    С одной стороны, это следствие ослабления военно-экономического потенциала страны (к концу 90-х гг. НАТО превосходило Россию по военным расходам в 20 раз, по ВВП - в 50). С другой - односторонних подходов российской дипломатии (министр иностранных дел А.В.Козырев), исходившей из того, что ликвидация советского режима интегрирует Россию с Западом. Однако партнеры, с удовлетворением воспринявшие падение советского режима, не были склонны признать Россию страной с либеральной политко - экономической системой. Уступчивость России воспринималась как признак отказа от самостоятельной политики. Не оправдал себя расчет на экономическую поддержку, породив проблему экономической зависимости. Односторонняя «нормализация» не могла не породить кризиса, который определился в 1999г. - в связи с событиями на Балканах. Натовские бомбардировки Югославии, обвиненной в геноциде в отношении мусульманского меньшинства, вызвали негативную реакцию российской общественности.

    Внутриполитическиое развитие. Экономика. В 1992 г. правительство во главе с Е.Т. Гайдаром, в условиях острейшего экономического кризиса осуществило радикальную реформу («шоковая терапия»): переход на свободные (рыночные) цены и тарифы и приватизация (разгосударствление) собственности. Тактическая цель реформы, устранение угрозы экономического паралича, была достигнута: дефицит на потребительском рынке был устранен; ваучерная (ваучер - удостоверение на право владения долей государственной собственности) приватизация 47 тыс. (из 240тыс.) предприятий принесла в бюджет 150 млрд. рублей. Однако общая стабилизация экономических показателей не произошла. Цены за год выросли на 2400%, произошло резкое снижение жизненного уровня населения. В 1992 г. началось абсолютное сокращение населения России.

    Причины : - инерционное воздействие советской экономической модели;

    Развал союзного народнохозяйственного комплекса;

    Острота кризиса к концу «перестройки», препятствующая реализации «мягкого» перехода в рынок;

    Сопротивление части региональной и хозяйственной номенклатуры;

    Просчеты в программе и ходе реализации «шоковой терапии» (недооценка экономической инерционности, лазейки в законодательстве);

    Непоследовательность действий правительства (с лета 1992 в целях преодоления платежного кризиса началось увеличение денежной эмиссии, что вновь усилило инфляцию).

    « Дефолт». Правительство В.С.Черномырдина (с декабря 1992г.) отказалось от борьбы за финансовую стабилизацию, попытавшись с помощью инвестиций стимулировать экономический рост. Политическая нестабильность, инфляция, криминализация экономики, препятствовали притоку средств в реальный сектор. В условиях «сжатия» экономики (в 1990 г. ВВП России составлял 990 млрд. долл., в 1997г. - -580), огромные обязательства государства по выплатам привели летом 1998 г. (правительство возглавлял С.В.Кириенко) к «дефолту» - отказу государства от платы по долгам., сопровождающемуся волной инфляции, кризисом банковской системы, вторичному (после 1992г.) обесцениванию денежных накоплений населения. Правительства Е.М. Примакова, С.В. Степашина справились с непосредственными последствиями «дефолта», начался медленный экономический рост, далеко не удовлетворяющий потребности страны.

    Противоречивые итоги хозяйственного развития России в 90-е гг. свидетельствовали, что ультралиберальные надежды на саморегулирование экономики не оправдались

    Социальные отношения . Складывается качественно новая социальная структура общества, характеризующаяся крайней дифференциацией уровней жизни. Формируется слой частных собственников, внутри которых доминируют «олигархи» - обладатели мультимиллионных состояний, тесно связанные с властными структурами. На другом полюсе - миллионы безработных, бездомных, беженцев, профессиональных нищих. К концу 90 - х гг. богатые составили 3- 5 % населения, «средний» класс - по разным оценкам - от 7 до 15%, бедные - 25 - 40%, нищие - 40 - 60%.

    Политическое развитие . В начале 1992г. сохранялось сочетание советских органов с президентской структурой. Проблемы могли быть решены легитимно путем выработки новой Конституции. Однако российские власти избрали конфронтационный путь, что отражало нарастающее противостояние сторонников (ориентировавшихся на Президента) и противников (представленных большинством депутатов Верховного Совета) радикально - либеральных перемен.

    21 сентября 1993 г. Президент объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов РФ и назначении новых парламентских выборов. Отказ парламентского большинства признать эти действия законными (что подтвердил Конституционный суд) и избравшего президентом вице - президента А.В. Руцкого привели к столкновениям в столице, вводу в столицу и обстрелу «Белого дома» (резиденция Верховного Совета) 4 октября, приведшему к многочисленным жертвам. Установился режим президентского единовластия, повлекший формальную ликвидацию советских структур, обязанности которых на местах передавались территориальным администрациям и выборным думам.

    В соответствии с принятой в результате референдума 12 декабря 1993г. Конституцией, Россия объявлялась демократической правой федеративной республикой, в которой гарантируются плюрализм собственности и права граждан. При доминировании структур главы государства - президента, реализовывался принцип разделения властей (исполнительная - правительство и администрации субъектов федерации; законодательная - выборные Совет Федерации и Государственная Дума, образующие Федеральное Собрание, и местные представительные органы; судебная - совокупность судебных органов).

    Президенство В.В. Путина . 31декабря 1999г. Б.Н.Ельцин подал в отставку, исполняющим обязанности президента стал глава правительства (с лета 1999г.) В.В.Путин. По результатам первого тура выборов, состоявшихся в марте 2000г., Путин был избран Президентом РФ.

    Курс нового главы государства, получивший одобрение в обществе, предусматривал продолжение демократических реформ в условиях стабилизации общественно - политической жизни страны и укрепления ее международных позиций.

    В 2000-2004гг в области внутренней политики были предприняты шаги по восстановлению субъектности (властно - регулирующей роли в интересах общества) государственных органов, подорванной в предшествующий период:

    Проведены мероприятия по устранению клановых влияний на государственную политику;

    Учреждено промежуточное звено регионального управления - семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента;

    Путем приведения местного законодательства в соответствие с Конституцией и федеральными законами укреплено единое правовое пространство;

    В целях укрепления «вертикали» исполнительной власти пересмотрен порядок формирования верхней палаты парламента: вместо губернаторов членами Совета федерации стали представители региональных администраций и законодательных собраний;

    Стимулирован процесс укрупнения политических объединений (по итогам выборов в Государственную Думу 2003 г. в нижней палате сформированы четыре фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина);

    Продолжено реформирование экономики, направленное на совершенствование механизмов рыночного стимулирование производства;

    Увеличены оборонные расходы и осуществлены шаги по реформированию вооруженных сил;

    Предприняты решительные меры по пресечению вооруженного сепаратизма на Северном Кавказе (1994 - 1996 гг. федеральные силы предприняли неудавшуюся попытку сломить чеченский сепаратизм, фактически выведший республику, превращающуюся в один из центров международного терроризма, из состава России; в 1999 - 2000 г. в результате антитеррористической операции федеральный контроль был восстановлен).

    В области внешней политики - в условиях роста международной напряженности, вызванной, прежде всего, угрозой глобального терроризма, главное внимание уделялось отстаиванию национальных интересов страны, налаживанию международного сотрудничества.

    Выступая сторонником консолидации общественно - политических сил, Путин заручился внушительной поддержкой в обществе, что подтвердили выборы в марте 2004 г., закончившиеся убедительной победой действующего президента.

    В настоящее время Россия сталкивается с комплексом сложных внутри - и внешнеполитических проблем.

    На международной арене : активизация терроризма, угроза «расползания» ядерного оружия, рост экономической конкуренции. Внутри страны : сохраняющийся узел напряженности на Северном Кавказе; бедность - база социальной напряженности; проблемы качества роста экономики, сохраняющей сырьевую направленность; не завершенность политико-правового реформирования.

    Приоритеты второго срока президентских полномочий В.В.Путина:

    Рост качества жизни (жилье, здравоохранение, образование, пенсии);

    Переход к высокотехнологичной экономике (инновационные механизмы, развитие рыночной инфраструктуры, налоговая и земельная реформы);

    Повышение эффективности государства (совершенствование федеративных отношений, судебной системы, государственной службы);

    Укрепление национальной безопасности (продолжение модернизации вооруженных сил, парирование внешних угроз, обеспечение устойчивого мира в Чеченской республике).

    На протяжении своей истории Россия осуществляла модернизационные преобразования по инициативе государства под давлением внешних обстоятельств. Успех современных преобразований зависит от того, в какой мере России удастся преодолеть традиции «закрытого общества», и, сохраняя идентичность, стать «открытой системой», способной к постоянному внутреннему обновлению.

    2 марта 2008 г. Президентом РФ избран Д.А.Медведев, провозгласивший курс на преемственность развития и обновление в соответствии с современными вызовами всех сфер жизнедеятельности российского общества

    Ответы на тестовые задания