• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное
    учреждение центр развития ребенка ­ детский сад №7 с.Буздяк
    муниципального района Буздякский район Республики
    Башкортостан
    Педагогический совет №2
    «Комплексный подход к организации работы по развитию речи
    ребенка­дошкольника в условиях ДОУ»
    Подготовила: старший воспитатель
    МАДОУ ЦРР ­ детский сад
    №7 с.Буздяк
    Галимова Ш.Р.

    2016г.
    Цель. Поиск эффективных форм взаимодействия с дошкольниками
    при организации речевой среды в ДОУ.
    Задачи.
    1. Повысить у педагогов компетентность в области «Речевое
    развитие».
    2. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи
    в ДОУ.
    3. Совершенствовать умение педагогов дискутировать, выступать.
    4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических
    игр для речевого развития детей.
    5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

    Повестка педсовета.
    1. Организационный момент

    3. Творческая гостиная


    Д.К., Ульмаскулова Р.Ф.


    4. Деловая игра.
    ХОД педсовета.
    Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на очередном
    заседании педагогического совета. Для начала давайте поприветствуем друг
    друга, немного необычным способом, нужно представиться и называть личное
    качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я –
    Шакира и я – шикарная»....
    Приглашаю педагогов занять свои места, согласно полученным жетончикам
    (Красные и желтые, которые получили при входе в зал)
    Тема педсовета: «Комплексный подход к организации работы по
    развитию речи ребенка­дошкольника в условиях ДОУ»
    Повестка дня:
    1. Организационный момент

    2. Вступительное слово заведующего. Актуальность выбранной темы.
    3. Творческая гостиная
    ­ Организация предметно­развивающей среды ­ Ханнанова С.З.
    ­ Использование мнемотаблиц при развитии связной речи детей ­ Сакаева
    Д.К., Ульмаскулова Р.Ф.
    ­ Презентация дидактических игр по речевому развитию.
    ­ Проект по речевому развитию "Речевой ручеек"
    4. Деловая игра.
    Вступительное слово заведующей.
    Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много
    ума, чтобы пользоваться им.
    Г. Гегель
    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из
    нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи
    своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и
    функций человека. Именно через общение с другими людьми человек
    реализует себя как личность.
    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без
    оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано
    формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
    Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей
    относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи
    является одной из актуальных.
    В действительности же невмешательство в процесс формирования
    детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
    недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в

    2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с
    использованием разнообразных методов и приемов.
    3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр,
    игровых приемов и игровых ситуаций.
    4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и
    разнообразие).
    5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
    6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
    Конечно мы с вами понимаем, что решение этих задач требует создание
    определенных условий. Обо всех условиях, средствах и способах развития
    речи конечно же поговорить не успеем, но думаю обсудим наиболее значимые.
    Одно из наиболее важных условий для полноценного познавательно­речевого
    развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно­
    пространственной среды в ДОУ. О том как правильно в соответствии с ФГОС
    построить ПРС расскажет Ханнанова С.З. воспитатель 2 младшей группы.
    Светлана Зинуровна покажет, как она работает в данном направлении.
    Ведущий. А теперь все немного отдохнем, выходим все в центр и встаем в
    круг. Одним из самых важных факторов, влияющих на развитие речи ребенка,
    является речь окружающих его взрослых, для дошкольников ­ это речь
    воспитателей, т.к. дошкольник большую часть времени проводит в детском
    саду. О том, какой должна быть речь педагога, нас с вами рассказывала
    Гульнара Венеровна на прошлом педсовете, ну а сейчас, я предлагаю вам этюд
    "Волшебный мяч", который способствует совершествованию выразительности
    речи. Итак, вот мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, но не просто, а
    так как буд­то это грудной ребенок. горячая кострюля, 15­ти кг. гиря, живая
    мышь.
    Отдохнули присаживаемся на места.

    Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать
    текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного
    высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать
    последовательность развития событий. Задача взрослых ­ научить детей
    выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные
    действия. Для решения этой задачи Дина Камильевна и Регина Фанилевна
    используют МНЕМОТАБЛИЦЫ. Вам слово коллеги!
    Ведущий. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какой ведущий вид деятельности
    в детском саду? А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью
    является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет
    использование дидактических игр. Сейчас мы с вами узнаем, какие же игры по
    развитию речи детей использует Гульнара Венеровна.
    Ведущий. Далее мы поговорим о методе, который способствует развитию
    свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу
    на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс
    дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и
    других членов семьи. Итак, о каком методе идет речь? Конечно же это метод
    проектов. Один из таких проектов по развитию речи разработала и начала по
    нему работать Гульназ Вазировна.
    Ведущий: Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, а как известно из
    игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того
    чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо
    иметь багаж знаний по формированию речи. Приобретением нового и
    развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. . Вам предстоит

    пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это
    будет несложно, но удачи все же пожелаю!
    Наталья Маратовна, Эльмира Ириковна сегодня вы члены жюри. Ваша задача
    оценить по достоинству знания каждой команды, за правильный ответ
    команда получает жетон, в конце игры эти жетоны будут посчитаны, и
    выявлены победители игры.
    1. Итак первый конкурс экспресс­ опрос «Развитие речи»
    ­
    Назовите формы речи?
    (диалогическая и монологическая)
    ­Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств,
    качеств, действий? (описание)
    ­Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
    (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,
    творческое рассказывание)
    ­Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы
    педагога)
    2. Составьте мнемотаблицу к предложенному с/х
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.
    Туча небо кроет,
    Солнце не блестит,

    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит.
    3. Переведите пословицы на русский язык
    ­ Сын леопарда ­ тоже леопард (Африка).
    /яблоко от яблони недалеко падает/
    ­ Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
    /шила в мешке не утаишь/
    ­ Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
    /В тихом омуте черти водятся/
    ­ Молчаливый рот ­ золотой рот (Германия)
    /Слова ­ серебро, а молчание ­ золото/
    4. Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве
    словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол ­
    круглый; пруд ­ большой.
    Список ­
    Критика ­
    Звезда ­
    Книга ­
    Кругозор ­
    Закон ­
    Лекция ­
    Счастье­
    Дом ­
    Пища ­
    Приказ
    Дефицит ­

    Действие
    Шрифт ­
    5. Разработайте краткосрочный проект по речевому развитию.
    6. К какому виду творчества это относится?
    « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
    «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
    «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из­под воротни лают ворота»
    (Небылица.)
    «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»
    (Потешка)
    Слово жюри. Объявление результатов игры, подсчет жетонов.
    Награждение грамотами за конкурс "Осенний колейдоскоп"
    Проект решения Педагогического Совета.
    1. Усовершенствование предметно – развивающей среды на группах в
    соответствии с возрастом детей. Оформить стенды для родителей "Развитие
    связной речи дошкольника"
    Срок: постоянно
    Ответственный: воспитатели, старший воспитатель
    2. Изучение современных образовательных технологий по развитию речи у
    воспитанников детского сада.

    Срок: постоянно
    Ответственный: педагоги ДОУ
    а) Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи
    дошкольников
    Срок: постоянно
    Ответственные: воспитатели, старший воспитатель
    б) Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры,
    формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
    Срок: постоянно
    Ответственные: педагоги ДОУ
    3. Организовать МО воспитателей по проблемам речевого развития в ДОУ
    "Организация воспитательно­образовательной работы по речевому развитию в
    ДОУ"
    Срок: ноябрь 2016г.
    Ответственные: педагоги ДОУ
    4. Организовать и провести неделю театра с использованием разных видов
    театра.
    Срок: январь 2017г.
    Ответственные: педагоги ДОУ

    Рефлексия: отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку
    на мишени в четырёх секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей
    работы по четырём критериям: 1) деятельность ведущего, 2) содержание
    педсовета, 3) деятельность участника (самооценка), 4) психологический
    климат на педсовете.
    Правила для смелых и упорных педагогов
    Если вы испытываете затруднения в работе по
    развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не
    иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
    Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос.
    Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать
    ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом,
    или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов
    обратно пропорционально уровню мастерства.
    Никогда не задавайте вопрос, на который можно
    ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

    После проведения занятия просмотрите конспект
    еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям,
    и замените его одним более точным.
    Если рассказ не получился или получился с трудом –
    улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

    Ганюкова Валентина Михайловна
    Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС до»

    Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО »

    Цель : Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

    развитию речи дошкольников .

    План проведения педсовета

    1. Теоретическая часть :

    1.1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста ".

    1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие » . Посещение занятий, анализ планов. Мониторинг. «Уровень речевого развития детей " .

    1.3. Методическая находка для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников ".

    2. Практическая часть :

    Деловая игра для педагогов.

    3. Разработка решений педсовета .

    Упражнение для педагогов "Подарок"

    Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) .

    Теоретическая часть.

    Цель :

    Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

    Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников .

    Актуальность проблемы речевого развития

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

    Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

    В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

    Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

    В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы , потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию .

    Условия успешного речевого развития .

    1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками :

    Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

    Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой .

    2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

    Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

    В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

    3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :

    Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

    4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей :

    Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

    Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

    Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

    Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

    5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи :

    Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

    Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

    6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей :

    Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

    Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

    7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

    8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями :

    Стимулируют детей комментировать свою речь;

    Упражняют в умении планировать свою деятельность.

    9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

    10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

    Современные образовательные технологии

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

    Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

    Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

    Метод наглядного моделирования

    К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

    Мнемотехника помогает развивать :

    ассоциативное мышление

    зрительную и слуховую память

    зрительное и слуховое внимание

    воображение

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

    Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» , которая помогает запомнить цвета радуги.

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте . Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) . Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Пример мнемотаблицы

    Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

    Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы :

    Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

    Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

    Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

    Составить рассказ по схеме

    Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов :

    Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

    Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

    Пересказ текста с использованием магнитной доски.

    Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

    Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

    Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

    Составление рассказа по одной сюжетной картине.

    Мнемотехника помогает :

    Обогащать словарный запас.

    Обучать составлению рассказов.

    Пересказывать художественную литературу.

    Отгадывать и загадывать загадки.

    Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

    Какие умения развиваются в диалоге . (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста )

    Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )

    Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

    Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

    Рассказ сюжет, которого развертывается во времени . (рассказ повествование)

    С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

    Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

    Задание : Переведите пословицы на русский язык

    Сын леопарда - тоже леопард (Африка) . /яблоко от яблони недалеко падает/

    Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

    Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

    Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

    Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

    Задание : объясни выражения

    В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

    Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

    Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

    Задание : каждое слово замени противоположным и получи название сказок

    Пес без шапки - Кот в сапогах

    Красные усы – Синяя борода

    Красивый цыпленок – Гадкий утенок

    Серебряная курочка – Золотой петушок

    Черная туфелька – Красная шапочка

    Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    На тему любви :

    Сказочная, фантастическая.

    Приходит, окрыляет, убегает.

    Удержать ее умеют единицы.

    На тему жизни :

    Активная, бурная.

    Воспитывает, развивает , учит.

    Дает возможность реализовать себя.

    Искусство.

    Правила для смелых и упорных педагогов

    Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи , то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

    Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте : количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

    Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» , или «нет» . Это не имеет смысла.

    После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

    Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

    Решение педсовета .

    1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

    Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

    Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника " (ответственные педагоги групп срок – март месяц) .

    Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников .

    2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей . (ответственный старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

    3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные старший воспитатель посещение ОД в группах)

    4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника "

    Педагогический совет на тему: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

    Цель: систематизация и углубление знаний педагогического коллектива по вопросу развития познавательных процессов и связной речи у детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства; создание перметно0 развивающей среды в детском саду для речевого развития детей.
    Форма проведения: деловая игра
    Участники: педагоги ДОУ
    Предварительная работа:

    1. Оформление тематической выставки «Проблема речевого развития в детском саду» (для ознакомления педагогам предлагаются как современные методические разработки, так и материалы классиков отечественной педагогики в области речевого развития детей);
    2. Анкетирование педагогов на тему: «Особенности формирования речи дошкольников», «Речь педагога как эталон грамотности для детей»;
    3. Организация смотра-конкурса в группах ДОУ «Центр речевого развития детей дошкольного возраста»;
    4. Тематическая проверка на тему: «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности»;
    5. Подготовка двух команд педагогов (придумывание эмблемы, девиза, выбор капитана).

    Повестка дня:

    1. Вступительное слово заведующего ДОУ, в котором кратко освещается актуальность темы педагогического совета и объясняются правила деловой игры.
    2. Доклад старшего воспитателя ДОУ по итогам тематического контроля «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности»;
    3. Выступление учителя-логопеда на тему: «Взаимодействие воспитателя и логопеда в организации речевого пространства ДОУ»;
    4. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС»;
    5. Решение педагогического совета.

    Ход педагогического совета:

    1. Вступительное слово заведующего ДОУ

    Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.

    Запрос нынешнего века — наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин.

    Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.

    Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и школы.

    Человек, в детстве овладевший выразительными средствами языка, вряд ли будет обеднен в жизни среди техники и компьютеров, среди строгих категорий и понятий, и всегда найдет место сравнениям, метафорам, образам и эпитетам. И проблема забвения языка от части будет решена.

    А в сложном процессе овладения средствами образной речи, выразительности языка поможет лингвистическая одаренность ребенка, свойственная периоду детства, его особое языковое чутьё к речи, то чего лишены многие взрослые в наше время. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

    1. Доклад старшего воспитателя ДОУ по итогам тематического контроля «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности».

    Наш коллектив реализует образовательную программу, основанную на примерной образовательной программе «Детство». В ней особое внимание уделяется линии познания. «Чувствовать, познавать, творить» — девиз программы «Детство». Основная задача образовательной деятельности в ДОУ — способствовать развитию познавательной активности, умственных способностей и речи детей.

    Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно- образовательного процесса.

    В ходе тематической проверки было выделено несколько факторов, отрицательно сказывающихся на качественной работе по развитию связной речи у детей:

    • Недостаточное оснащение групп необходимыми современными дидактическими материалами и играми для развития связной речи детей;
    • Недостаточная компетентность воспитателей в планировании, организации и проведении занятий по речевому направлению развития детей;
    • Отсутствие слаженности в работе между узкими специалистами ДОУ и воспитателями по проблеме развития речи детей;
    • Отсутствие взаимопонимания между воспитателем и родителями воспитанников по данной проблеме; нежелание родителей включаться в совместную работу по развитию собственных детей.

    Это основные факторы, которые затрудняют работу по речевому развитию детей.

    1. Выступление учителя-логопеда на тему: «Взаимодействие воспитателя и логопеда в организации речевого пространства ДОУ».
    1. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС».

    Игра проводится с целями углубления знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.

    Игра начинается с общего приветствия всех участников игры и представления команд.

    В качестве жюри присутствуют заведующий ДОУ, учитель-логопед, психолог.

    Игра проводится в четырех этапов.

    1 этап Команды представляют домашнее задание (мини- сценка), в которой отражена злободневная проблема развития речи детей. Команда соперников пытается разгадать смысл увиденного, проанализировать ситуацию и найти путь решения.

    2 этап Конкурс капитанов
    К стульям привязаны три шарика, на которых наклеены надписи ««Чувствовать, познавать, творить». Капитанам предлагается связать девиз образовательной программы ДОУ с текущей проблемой, и привести пример реализации девиза в практике воспитательно-образовательной работы воспитателя по речевому направлению. (Каким образом и какими методами можно добиться результата?)
    3 этап Речевой коллоквиум

    Командам по очереди задаются вопросы. Выигрывает та команда, ответы которой уложились в меньшее время.

    Вопросы:
    1) Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра)
    2) Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
    3) Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
    4) Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
    5) Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ))
    6) Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т.д.)
    7) Назовите несколько произведений художественной литературы рекомендуемой для ознакомления с детьми среднего дошкольного возраста? (русские – народные сказки; «Путаница» К.И.Чуковский; «Дядя Степа» С. Михалков и мн.др.)
    8) Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (В.В. Гербова; Е.А. Флерина; О.С.Ушакова)
    9)Поставьте правильно ударение в словах: звонит, каталог, торты, банты, мусоропровод, углубиться, мизерный, облегчить, баловать, красивее, занял, шарфы, сливовый, принял, алкоголь.

    4 этап Творческая мастерилка
    Задача: Придумать и изготовить из подручных средств пособие для решения тех или иных задач по развитию речи.
    В распоряжении педагогов 15 минут и материалы: ножницы, картон, картинки, нитки, салфетки, клей, скотч, фломастеры, пластилин, гуашь)

    Заключительный этап: подведение итогов деловой игры и награждение сертификатом участников всех педагогов. Победившей команде вручается право посещения открытых занятий по речевому направлению членов проигравшей команды.

    Решение педагогического совета:

    1. Для развития познавательно – речевой деятельности использовать разнообразные формы работы, организуемые во всех видах детской деятельности.

    Срок: постоянно
    Ответственные: педагоги ДОУ

    1. Разработать модель взаимодействия участников образовательного процесса для повышения качества работы по речевому направлению развития (воспитатель – логопед; воспитатель-психолог; воспитатель – воспитатель; воспитатель – родитель).

    Срок: _________________

    1. С целью повышения профессиональной компетенции педагогического состава ДОУ по теме проблемы провести цикл консультаций и семинаров.

    Срок: _________________
    Ответственные: старший воспитатель ДОУ

    1. Педагогам ДОУ контролировать собственную речь и отслеживать формирование грамотной речи у дошкольников.

    Срок: постоянно
    Ответственные: педагоги ДОУ

    1. Привлечь к проблеме речевого развития детей родительскую общественность, организовать для них мероприятия по повышению педагогических знаний.

    Срок: _________________
    Ответственные: старший воспитатель ДОУ

    1. Разнообразить центры речевого развития различными методическими и дидактическими материалами.

    Срок: постоянно
    Ответственные: педагоги ДОУ

    Педагогический совет «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

    Елена Петрова
    Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

    Цель : Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников .

    План проведения педсовета

    педсовета

    2. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого ».

    3. Деловая игра для педагогов.

    Современные »

    6. «Аукцион методических находок » . Презентация дидактических игр.

    7. Разработка решений педсовета .

    1. Рассмотрение решений предыдущего педсовета

    2. «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста ».

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

    Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми : старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи , уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности .

    3. Деловая игра для педагогов «Быстрый ответ»

    1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

    2. Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

    3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    4. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

    5. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худлитературы и т. д.)

    6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи ? (средняя группа)

    7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи ? (младшая группа)

    8. Назовите словесные методы и приемы развития речи .

    Методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта, творческое рассказывание).

    Приемы (вопрос, повторение, объяснение, речевой образец)

    9. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи (не запланированные краткие разговоры во время режимных моментов, специально организованные плановые разговоры : индивидуальные и коллективные, словесные поручения, совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг, объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы, сюжетно – ролевые игры, трудовая деятельность)

    10. Назовите средства развития речи (общение взрослых и детей, культурная языковая среда, речь воспитателя, развивающая предметная среда , обучение родной речи и языку на занятиях , художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, трудовая деятельность, детские праздники).

    4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля

    5. Презентация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников »

    1) Технология обучения детей составлению сравнений.

    Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений : педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы , вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность , любознательность, умение сопоставлять признаки предметов , обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

    «Модель составления сравнений»

    Название объекта

    Обозначение его признака

    Определить значение этого признака

    Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте

    Например :

    Цыпленок

    По цвету (признак)

    Желтый (значение этого признака)

    Такой же желтый как солнце

    2) Технология обучения детей составлению загадок.

    Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка , важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка , т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания , умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

    Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Обучение должно идти следующим образом.

    Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

    Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы :

    Какой? Что бывает таким же?

    Блестящий Монета

    Шипящий Вулкан

    Какой? Что бывает таким же?

    Блестящий Начищенная монета

    Шипящий Проснувшийся вулкан

    Круглый Спелый арбуз

    После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не» .

    Итоговая загадка про самовар : "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

    3) Технология обучения детей составлению метафор.

    Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога : создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи ) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству , и способствовать развитию в них таланта .

    Целесообразно использовать алгоритм составления метафоры.

    1. Берется объект 1 (радуга) . Про него и будет составлена метафора.

    2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная) .

    3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна) .

    4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя) .

    5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя) .

    6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя) .

    4) Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

    Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине : текст реалистического характера, текст фантастического характера. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

    1. Определение состава картины

    Цель : обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка) .

    2. Установление взаимосвязей между объектами на картине".

    Цель : упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.

    3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

    Цель : обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

    4. Составление загадок и метафор по картине

    Цель : познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

    5. Преобразование объектов во времени

    Цель : учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

    6. Описание местонахождения объектов на картине

    Цель : учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова , обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

    7. Составление рассказов от лица разных объектов

    Цель : обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

    8. Смысловая характеристика картины

    Цель : развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

    9. Составление рассказов-фантазий

    Цель : учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания. Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования

    10. Составление сказок нравственно-этического характера".

    Цель : обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

    5) Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн.

    Инновационность данного метода – создание условий для развития личности , способной критически мыслить , т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач : придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи , о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов ; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации . Синквейн (от французского слова «cinq» -пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

    Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи , способствует обогащению и актуализации словаря.

    Правила составления сиквейна

    Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

    Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

    Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

    Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

    Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

    Пример синквейна на тему любви :

    Сказочная, фантастическая.

    Приходит, окрыляет, убегает.

    Удержать ее умеют единицы.

    Пример синквейна на тему жизни :

    Активная, бурная.

    Воспитывает, развивает , учит.

    Дает возможность реализовать себя.

    Искусство.

    6) Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

    Мнемотехника – это система методов и приемов , обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы , об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации , и конечно развитие речи .

    Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей , для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

    Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления ;

    развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать) ; развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией ; развитие смекалки , тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

    7) Информационно - коммуникативные технологии

    позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения .

    Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются

    ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

    Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

    Сочинительство.

    Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)

    Экспериментирование.

    Пальчиковая гимнастика.

    Артикуляционная гимнастика.

    6. «Аукцион методических находок »

    Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей

    Решение педагогического совета.

    1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

    2. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности.

    3. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия

    4. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

    Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи

    оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника "

    Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников .

    5. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей .

    6. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы .

    Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

    Цель:

    План проведения педсовета

    1. Теоретическая часть:

    1.1. Выступление заместителя заведующего по УВР "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

    1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Промежуточная диагностика. Уровень речевого развития детей" - заместитель заведующего по УВР

    1.3. Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

    2. Практическая часть:

    Деловая игра для педагогов.

    3. Разработка решений педсовета.

    Ход педсовета

    Слайд 1.

    Упражнение для педагогов "Подарок"

    Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

    Теоретическая часть.

    Слайд 2.

    Цель:

    Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

    Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

    Слайд 3.

    Актуальность проблемы речевого развития

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

    Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

    Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

    В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

    Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

    В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

    Слайд 4.

    Условия успешного речевого развития.

    1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

    Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

    Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

    2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

    Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

    В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

    3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

    Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

    4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

    Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

    Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

    Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

    Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

    5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

    Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

    Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

    6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

    Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

    Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

    7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

    8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

    Стимулируют детей комментировать свою речь;

    Упражняют в умении планировать свою деятельность.

    9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

    10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

    Слайд 5.

    Современные образовательные технологии

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

    Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

    Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

    Метод наглядного моделирования

    Сдайд 6

    К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

    Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

    Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

    Глухов В. П. – блоками-квадратами,

    Большева Т. В. – коллажем,

    Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

    Слайд 7

    Мнемотехника помогает развивать:

    ü ассоциативное мышление

    ü зрительную и слуховую память

    ü зрительное и слуховое внимание

    ü воображение

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

    Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

    Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Слайд 8

    Пример мнемотаблицы

    Слайд 9

    Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

    Слайд 10

    Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

    ü Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

    ü Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

    ü Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

    Слайд 11

    Составить рассказ по схеме

    Слайд 12

    Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

    ü Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

    ü Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

    ü Пересказ текста с использованием магнитной доски.

    ü Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

    ü Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

    ü Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

    ü Составление рассказа по одной сюжетной картине.

    Слайд 13

    Методика коллаж Т.В. Большева

    Слайд 14

    Мнемотехника помогает:

    ü Обогащать словарный запас.

    ü Обучать составлению рассказов.

    ü Пересказывать художественную литературу.

    ü Отгадывать и загадывать загадки.

    Слайд 15

    Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

    Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

    Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

    Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

    Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

    Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

    С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

    Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

    Слайд 16

    Задание: Переведите пословицы на русский язык

    Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

    Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

    Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

    Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

    Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

    Слайд 17

    Задание: объясни выражения

    В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

    Слайд 18

    Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

    Слайд 19

    Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

    Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

    Пес без шапки - Кот в сапогах

    Красные усы – Синяя борода

    Красивый цыпленок – Гадкий утенок

    Серебряная курочка – Золотой петушок

    Черная туфелька – Красная шапочка

    Слайд 20

    Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    Слайд 21

    На тему любви:

    Сказочная, фантастическая.

    Приходит, окрыляет, убегает.

    Удержать ее умеют единицы.

    На тему жизни:

    Активная, бурная.

    Воспитывает, развивает, учит.

    Дает возможность реализовать себя.

    Искусство.

    Слайд 22

    Составить синквейн на тему педсовета

    Слайд 23

    Подведение итогов и награждение победителей

    Слайд 24

    Правила для смелых и упорных педагогов

    ü Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

    ü Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

    ü Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

    ü После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

    ü Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

    Слайд 25

    Решение педсовета.

    1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

    Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

    Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц).

    Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

    2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный заместитель заведующего по УВР, анализ календарных планов ежемесячно)

    3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные заведующий д/с, заместитель заведующего по УВР - посещение НОД в группах)

    4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

    Литература.

    1. Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

    2. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

    3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

    4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

    5. Ребенок в детском саду №3 2010 г.


    Кульминская Любовь Николаевна