• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Длительная и ожесточенная борьба за власть для КПК увенчалась победой. К началу осени 1949 г. ее вооруженные силы контролировали более половины всей территории Китая. Пойдя на определенные компромиссы с рядом других более малочисленных партий и генералами-милитаристами, переметнувшимися от коррумпированного режима Чан Кайши к коммунистам, новая власть распространилась с Манчжурии на Северный и Центральный Китай. Представители многих античанкайшистских организаций, группировок и воинских формирований в последних числах сентября 1949 г. приехали в Пекин. 21-30 сентября в этом городе состоялась первая сессия Народного политического консультативного совета (НПКС) Китая -- высшего органа Единого народно-демократического фронта (ЕНДФ). Несмотря на стремление правых гоминдановцев и их союзников умалить или отрицать факт образования и функционирования этого фронта, реальность говорит об обратном.

    В работе НПКС была представлена не только «рука Москвы» -- КПК, но и другие партии, организации Китая, сражавшиеся с диктатурой семейства Чан Кайши и ранее -- с японскими интервентами. Это были -- Революционный комитет гоминдана, Демократическая лига, Демократическая ассоциация национальной реконструкции, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Товарищеская ассоциация трех народных принципов, Ассоциация спасения родины и др. Кроме политических организаций, партий были также представлены: профсоюзы, крестьянские, женские, молодежные организации, красная армия (НОА) и подразделения, перешедшие на ее сторону, национальные меньшинства, торговые и ремесленно-промышленные круги как живущие в самом Китае, так и за его приделами.

    Широк был спектр не только в партийно-политическом аспекте, но и в плане представительства общества: на сессии были представлены различные группы, страты сельского и городского населения -- крестьяне, служащие, рабочие, чиновники, интеллигенция и те, кого на промышленном Западе называли мелкой и средней буржуазией. Но в полном смысле вряд ли они таковой являлись, скорее это были компрадоры различных типов, а кто-то из них по психологии и методам деятельности представлял феодальное и даже дофеодальное общество. Среди участников были не только атеисты, но и представители различных религий, мистических взглядов и колеблющиеся в своих воззрениях. Да, и численность делегатов была велика, но одним источником -- 510, но другим -- более 600. Широчайшее представительство явилось одной из предпосылок провозглашения подлинно Китайской Народной Республики и ее центральных органов.

    Эти процессы были обеспечены и юридическим оформлением. Сессия приняла Организационный статус НПКС, цель которого -- сплотить все демократические группы и организации, все национальности Китая против реакции в лице правых гоминдановцев, их союзников, а также -- построить КНР. Был принят также Закон об организации Центрального правительства. Создавался Центральный народный правительственный совет из 63 человек во главе с Мао Цзэдуном. Его заместителями были избраны -- лидер Революционного комитета ГМД Ли Цзимэнь, председатель Демократической лиги Китая Чжан Лань, представитель КПК Чжу Дэ, председатель народного правительства Северо-восточного Китая Гао Ган. Генеральным секретарем ЦНПС стал коммунист Линь Боцюй. Этот совет должен был представлять КНР во внешних сношениях, а внутри страны руководить государственной властью. В свою очередь, ЦНПС образует высший исполнительный орган по делам административного управления государством -- Государственный административный совет; Народно-революционный военный совет.

    Образовался и Верховный народный суд под председательством одного из лидеров Демократической лиги Шэнь Цзюньжу и Верховная народная прокуратура во главе с Ло Жунхуанем. Делегатами была принята Общая программа НПКС, имевшая до 1954 г. значение временного Основного закона страны (Конституции). В этом документе определялся тогдашний юридический характер государственной власти как демократической диктатуры народа, руководимой рабочим классом, объединяющий все демократические группы Китая, его национальности, ведущей борьбу против империализма, феодализма, за независимость, мир и процветание великого Китая. Выдвигались задачи доведения до конца освобождения Китая от чанкайшистов, завершения объединения страны, национализации западного и бюрократического капитала, осуществления аграрной и юридической реформы, охраны интересов не только трудящихся, но и средних слоев, патриотической буржуазии, развитие индустрии и взаимовыгодных отношений с различными странами мира и прежде всего с СССР и странами народной демократии. Юридически закреплялась многоукладность в экономике и ставилась задача не столько борьбы с нею, а ее развитие, регулирование в интересах всего хозяйства. Было официально определено название нового государства -- Китайская Народная Республика, и ее столица -- Пекин. Утвержден был и герб, флаг республики.

    1 октября 1949 г. на многотысячном митинге в Пекине на площади Тяньаньмэнь было объявлено о возникновении нового государства -- КНР. Была оглашена декларация Центрального народного правительства, где собственно и провозглашалось появление КНР. В ней говорилось, что освободительная война в основном выиграна, и большинство народа освобождено. Только что рожденное правительство заявляет, что теперь только оно является единственным и законным правительством, представляющим весь народ Китая. Новое правительство готово установить отношения с любым иностранным государством, которое будет соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды, уважения, территориальной целостности и суверенитета.

    Пост Председателя Правительства занял Мао Цзэдун. Уже 2-го октября КНР была официально признана СССР. Советским послом в КНР назначен Н.В. Рощин, а послом КНР в СССР -- Ван Цзясян. Вскоре, в течение октября 1949 г., КНР признали государства Восточной Европы, МНР, Индия и другие. Быстрый и твердый процесс признания КНР был неслучайным. Между Китаем и Россией в течение нескольких столетий существовали различные отношения. Но прежде всего -- взаимовыгодного сотрудничества и отражения происков единых, общих агрессоров в лице японских самураев, американо-английских колонизаторов. В середине 1949 г. в Москве находилось несколько делегаций из красного Китая. Были проведены переговоры. Гости получили конкретную и разнообразную помощь, и в том числе в области права. Многое о некоторых из этих китайских делегаций стало известно лишь недавно. Боясь опоздать к «праздничному» и перспективному столу китайского рынка, ряд стран развитого Запада: Англия и другие установили с правительством Мао дипломатические отношения. Резко враждебную позицию в отношении провозглашенной КНР заняло под давлением определенных реакционных сил Правительство США и их союзники. Уже в ноябре 1949 г. Правительство США наложило запрет на поставку в красный Китай необходимых для восстановления экономики товаров, обозначив их под грифом «стратегические товары». В декабре того же 1949 г. Правительством США был наложен запрет и на торговые операции с новым Китаем, наложен арест на имущество КНР в США.

    Но США отказалось от усиленной, особенно военной помощи правительству Чан Кайши. Продолжая помогать все же этому режиму, США не пошли на откровенную интервенцию на материковый Китай. Международно-юридическое признание КНР происходило и в декабре 1949 - феврале 1950 гг. во время визита делегации КНР во главе с Мао в СССР. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и КНР, Соглашение о китайско-чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем и Соглашение о предоставлении кредита КНР.

    И, хотя, по мнению многих участников советско-китайских переговоров, субъективные личные отношения не складывались быстро между основными фигурами тех событий -- Сталиным и Мао, -- подписание названных документов ознаменовало собой крупный шаг на пути обеспечения военно-политической и юридической безопасности обоих государств, а также безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в состав которого входит российское Приморье и Владивосток.

    После Второй мировой войны Китай фактически распался на две части. Северо-Восток и Север Китая находились под контролем Народного правительства и Народно-освободительной армии Китая (НОАК) (треть китайской территории). Остальная часть находилась под контролем Гоминьдана и США .

    28 августа 1945 г. начались переговоры по созданию коалиционного правительства (идея принадлежала Ф. Рузвельту), куда должны были войти представители Коммунистической партии Китая (КПК) и Гоминьдана. Воспользовавшись тем, что у армии Гоминьдана было численное превосходство и под контролем находилась большая территория, Гоминьдан даже во время перемирия продолжал военные действия. В январе 1946 г. в Пекине состоялась конференция, в ходе которой было создано Временное коалиционное правительство .

    В мае 1946 г . были выведены советские войска с территории Манчжурии. После этого Гоминьдан стал стягивать к освобожденным районам свою армию, чтобы ликвидировать эти районы.

    В июне 1946 г . началась война. Используя численное превосходство, Гоминьдан предпринял наступление и потеснил армию КПК. В 1947 г. была захвачена столица Народного Китая – г. Яньань и еще сто городов. Но в боях армия Гоминьдана (Народно-революционная армия) потеряла около 1 млн. чел., а в НОАК наблюдался приток крестьянских масс.

    В ходе перерыва в военных действиях с весны 1947 г. до лета 1948 г. та и другая сторона на своих территориях проводили мероприятия. Реформы КПК при этом оказались более разумными, чем Гоминьдана.

    США продолжали оказывать военную помощь Гоминьдану в соответствии с договором о дружбе, торговле и мореплавании. По этому договору в ответ на военную помощь на подконтрольных территориях Гоминьдан предоставлял американцам льготы в торговле землей и концессии. Эти уступки работали против Китая. Территория, подконтрольная Гоминьдану, оказалась в состоянии кризиса.

    В то же время на территории освобожденных районов КПК проводила мероприятия, популярные среди китайского народа.

    1946 г. - закон об аграрной реформе : между крестьянами перераспределялась помещичья собственность. Это касалось в первую очередь брошенных земель, владельцы которых перешли на сторону Гоминьдана.

    1947 г. - принят Земельный закон , по которому землей наделялись семьи солдат, насильственно мобилизованных в армию Гоминьдана, проживающие на территории освобожденных районов.

    В ходе проведенных мероприятий на территориях, подконтрольных КПК, сложился единый демократический фронт, а на территориях, подконтрольных Гоминьдану наблюдалось разложение, так как возникла оппозиция проамериканскому курсу. Это привело к изменению в соотношении сил.

    С лета 1948 г. НОАК начала решительные боевые действия против Гоминьдана. Был освобожден Северо-Восточный Китай, позднее – Пекин.

    В 1949 г. на пленуме ЦК КПК было принято решение о провозглашении Китая Народной республикой, поставлены задачи аграрных преобразований и индустриализации. Предпринято наступление, в ходе которого были освобождены Нанкин и Шанхай. В это время государственный департамент США опубликовал «Белую книгу», где США признавали поражение американской политики в Китае. Последнее наступление НОАК началось в сентябре 1949 г. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

    Билет 5

    Создание и деятельность “единого фронта” в Китае (1923-1927 гг.)

    После окончания Первой Мировой войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае усилилась (США, Япония, Великобритания). Стало очевидно, что главная слабость Китая заключалась в его раздробленности, республика, созданная в результате Синьхайской революции, была фиктивной, а парламент на жизнь страны фактически не влиял.

    Расклад политических сил в Китае :

    1) Гоминьдан (Национальная партия Китая)– самая большая умеренная либеральная партия (председатель Сунь Ятсен);

    2)милитаристы - индивидуальная политика, их больше волновали дела Запада, чем Китая, не имели определенной политической позиции, мешали объединению Китая;

    3) коммунисты - маленькая, но активная партия, социалистическая революция любой ценой.

    Постепенно Сунь Ятсен приходит к пониманию того, что для обеспечения Китайской революции ему необходима опора на народные массы. Начинается сближение Гоминьдана с компартией, их объединяла одна общая цель : объединение Китая и борьба с милитаристами, мешавшими объединению.Однако способы объединения Китая различались: коммунисты – социалистическая революция (но самостоятельно они этого сделать не могли), Гоминьдан – националистическая революция.

    1924 г. – создание Единого фронта на 1 съезде Гоминьдана и коммунистов.

    Материальную и идеологическую помощь Сунь Ятсену пообещала Советская Россия

    Однако в 1925 г. Сунь Ятсен умирает, начинаются и усиливаются разногласия между коммунистами, левым крылом гоминьдана (во главе с Ван Цзинвэем) и правым крылом во главе с Чай Кайши – преемником Сунь Ятсена.

    Тем не менее, в 1926-28 гг . Гоминданом совместно с коммунистической партией был предпринят Северный поход против милитаристов в целях объединения Китая военным путем.

    Главнокомандующим армии был Чан Кайши. Постепенно провинции присоединялись к Единому фронту → к 1928 г. была объединена большая часть Китая.

    Правый Гоминдан был настроен против коммунизма. В 1927 г. силами Гоминьдана и его союзниками была учинена так называемая Шанхайская резня - массовое истребление китайских коммунистов.

    1927 г. – в Нанкине провозглашено Национальное правительство.

    1927 г. – Чан Кайши совершил государственный переворот и объявил об установлении в стране однопартийной диктатуры.

    Начинаются массовые репрессии против коммунистов, они изгоняются из Китая, что послужило концом Единого фронта и началом гражданской войны между КПК и Гоминданом.

    После Второй мировой войны в Китае создалось новое соотношение политических сил, и страна оказалась втянутой в гражданскую войну С одной стороны выступал патриотический демократический фронт, возглавляемый КПК, в который, кроме рабочих и крестьян, входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национал-буржуазия.

    Этот фронт ставил перед собой задачи свержения гоминьдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократического Китая. Другой лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии Гоминьдан, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае

    США рассчитывали использовать послевоенный Китай (при оказании ему военно-политической и материальной поддержки) в качестве основной базы своего господства на Дальнем Востоке, плацдарма против Советского Союза и национальноосвободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Под предлогом «обеспечения сдачи японцев» и их последующей репатриации США после капитуляции Японии содержали в Китае (на декабрь 1945 г.) 113 тыс. солдат, моряков и морских пехотинцев Американцы обучили 39 гоминьдановских дивизий и вооружили их, поставляя правительству военную технику. К октябрю 1948 г. количество вооруженных и обученных американцами гоминьдановских дивизий достигло 106 . Опираясь на поддержку США и располагая армией в 4 млн 300 тыс. человек, армия Гоминьдана развернула гражданскую войну в Китае .

    В результате новых американо-китайских соглашений об оказании помощи от 27 октября 1947 г. и военно-морского соглашения от 8 декабря 1947 г. Китай получил новые займы, а США - право строить на его территории военно-стратегические объекты Гоминьдановское правительство также брало на себя обязательство поддерживать антисоветскую политику США. Однако в 1949 г. Народно-освободительная армия Китая дезорганизовала фронт и тыл гоминьдановских войск. Провал планов США вызвал коренной перелом в политической обстановке Китая в пользу демократического фронта борьбы, возглавляемого КПК

    1 октября 1949 г. было провозглашено создание Центрального народного правительства, и в тот же день на площади Тяньаньмэнь в Пекине его председатель Мао Цзэдун торжественно объявил о создании нового государства - Китайской Народной Республики (КНР) . Чан Кайши и его сторонники перебрались на остров Тайвань, где сохранилась Китайская республика США продолжали признавать его законным правителем страны

    Советский Союз первым признал новый китайский режим, и уже 2 октября 1949 г. между СССР и КНР были установлены дипломатические отношения. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР .

    Свое независимое государственное существование КНР начала как страна- банкрот, но с 1950 г. наступило время большей уверенности в будущем. Корейская война объединила народ, к 1953 г. инфляция была приостановлена, экономика достигла довоенного уровня, было проведено перераспределение земли, начал осуществляться Первый пятилетний план Наиболее трагическим последствием первых лет партийного руководства стала «либерализация Тибета» в 1950 г. , когда Пекин предпринял насильственное выселение тибетских духовных лидеров и осуществил геноцид ценнейшей духовной культуры.

    В 1953-1956 гг. произошли социалистические преобразования в сельском хозяйстве и промышленности, утвердилось доминирующее положение общественной собственности на средства производства

    В 1954 г. принимается первая Конституция КНР, а Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК. Согласно Конституции Китай стал унитарным государством с ограниченной автономией национальных окраин. При сохранении ряда политических партий власть полностью принадлежала Коммунистической партии Китая во главе с Мао Цзэдуном.

    В Восточной Европе в 1950-е гг. наметился кризис тоталитарного социализма, но в Китае кризиса не было. Более того, успех первой пятилетки позволил Мао Цзэдуну сделать вывод о возможности постановки еще более далекоидущих целей. В 1958 г. ЦК КПК по его инициативе утвердил новую «генеральную линию», в соответствии с которой было решено ускорить экономическое развитие, осуществить «большой скачок» для скорейшего построения коммунистическое общества. Главным средством построения светлого будущего, по мнению Мао Цзэдуна, должен был стать уже коммунистический, то есть безвозмездный, труд под лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».

    Вместо небольших кооперативов были созданы «народные коммуны», объединявшие в среднем по 20 тыс. крестьян, в которых обобществлялось все, включая приусадебные хозяйства, и вводился уравнительный принцип распределения. Жизнь крестьян жестко регламентировалась: они строем ходили на работу, все вместе питались в столовой

    В промышленности было решено ускорить индустриализацию за счет безвозмездного труда путем строительства мелких предприятий с полукустарной технологией, когда на подворьях возводились печи по выплавке металла

    Однако «большой скачок» потерпел крах. Производство сельскохозяйственной продукции упало, в ряде районов Китая начался голод. Сократилось и промышленное производство Вместо рывка вперед страна получила экономический кризис Уже в 1959 г. Мао Цзэдун услышал критику в свой адрес. В стране и партии возникла настоящая оппозиция, что вынудило Мао начать открытую борьбу с противниками

    Поскольку оппозиция пустила глубокие корни в партийном и государственном аппарате, главным орудием борьбы с ней он сделал армию и молодежь, которую в 1965 г. призвал к революционному насилию, разрушению всего и вся, чтобы в «освобожденном от остатков старого общества» Китае создать образованное коммунистическое государство

    С мая 1966-го по октябрь 1976 г. в Китае развернулась «культурная революция», предпринятая, чтобы отвлечь внимание народа от экономических неудач и политической борьбы в верхах. Эта революция, которой руководили сам Мао Цзэдун и его сподвижники, позже прозванные «Бандой четырех», стала тяжелейшим ударом для страны со времени образования КНР.

    Начались гонения на интеллигенцию; университеты были закрыты, ученых, инженеров, врачей, учителей убивали прямо на улицах; храмы подвергались осквернению; все, что напоминало о капиталистическом прошлом Китая, разрушалось; деятелей культуры отправляли «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы

    Это сопровождалось усилением влияния Мао Цзэдуна, которое насаждалось путем распространения сборника его цитат, получившего название «Маленькая красная книжечка», физического устранения оппонентов и введения охранных «красных отрядов». «Красные охранники» (хунвейбины) и «бунтари» (цзао- фани), руководимые непосредственно Мао Цзэдуном и его ближайшими единомышленниками, громили партийные комитеты и министерства, захватывали предприятия и вузы. Все это называлось «великой пролетарской культурной революцией»

    Политика, проводимая во времена «культурной революции», превосходила политику первого императора Китая как по жестокости, так и по массовости репрессивных мер. Сохранилось одно из высказываний Мао Цзэдуна по этому поводу: «Кем же был первый император династии Цинь? Он уничтожил 460 последователей Конфуция, мы же репрессировали 46 тыс. интеллигентов. Есть люди, которые называют нас диктаторами, говоря, что компартия - “современный Цинь Шихуан”.

    Это - факт, мы полностью его признаем» .

    «Культурная революция» породила невообразимый хаос и массовое насилие, вследствие чего в конце 1967 г. по распоряжению Мао положение в стране взяла под контроль армия. В результате министр обороны Линь Бяо фактически стал вторым человеком в руководстве, в чем Мао увидел для себя опасность. В 1971 г. он добился отстранения Линь Бяо (маршал погиб в авиакатастрофе над территорией Монголии, пытаясь, вероятно, скрыться из Китая) . Чтобы сбалансировать возросшее влияние армии, Мао начал восстанавливать партийные и государственные органы, вернул многих опальных партработников. Но его курс все больше изживал себя. Развязка наступила после смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 г. (тело вождя было помещено в громадный мавзолей в центре Пекина).

    В политике Пекина наметился раскол между умеренными реформаторами Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином - радикалами и маоистами под руководством Цзян Цин, жены прежнего лидера Радикалы прорвались к власти после смерти Чжоу Эньлая в 1976 г Хуа Гофэн, избранный последователем Мао, был назначен премьер-министром.

    За этим последовал громкий политический процесс, на котором на «Банду четырех» во главе с Цзян Цин (кроме Цин в заговоре принимали участие Ван Хун- вэнь, Чжан Цуньцяо и Яо Вэньюань) и их сторонников возложили вину за эксцессы «культурной революции» и подготовку заговора с целью захвата власти. Цзян Цин была единственной из подсудимых, кто не только не признавал своей вины, но и пытался выступить со встречными обвинениями.

    Возмущение общества политикой Цзян Цин и ее клики вырвалось наружу и выразилось в массовых выступлениях на площади Тяньаньмэнь, которые были жестоко подавлены. После этого Дэн Сяопин вынужден был скрываться, так как инициатором этих «антиреволюционных» выступлений объявили его. Он вернулся к активной политической жизни в 1977 г, сформировав состоящий из шести человек Оппозиционный комитет в КПК

    Еще с конца 1959 г. стали ухудшаться отношения между КНР и СССР. Со второй половины 1960 г. участились провокации китайских властей на китайскосоветской границе Началась антисоветская обработка советских специалистов, работавших в стране по просьбе КНР Советское правительство вынуждено было отозвать из КНР большинство специалистов. Позднее, в марте 1969 г. , маоисты спровоцировали открытые вооруженные нападения на советскую территорию.

    В феврале - марте 1970 г. Китай предпринял военную акцию против Вьетнама, усилившую политический кризис и обострившую борьбу в руководстве КНР В апреле того же года правительство денонсировало советско-китайский договор, заключенный в 1952 г. Росло глубокое недовольство народа политикой руководства КНР.

    В 1978-1979 гг. Дэн Сяопин объявил курс на политику реформ и открытости. Началось строительство социализма с китайской спецификой Реформы в Китае начались с деревни и постепенно охватили города. В страну привлекались иностранные инвестиции, создавались особые экономические зоны, всячески заимствовались различные технологии, ввозилась передовая техника, привлекался квалифицированный персонал

    С конца 1978 г. , по результатам III пленума ЦК КПК 11-го созыва, правительство Китая перешло к политике «реформ и открытости». В 1978 г. в сельских районах была внедрена система производственной ответственности, при которой оплата осуществлялась по объему произведенной по контракту продукции. В 1984 г. «центр тяжести» реформ был смещен с сельских районов на город. В 1992 г. в Китае был определен курс на создание «системы социалистической рыночной экономики».

    Важным рубежом стал 1989 г. , когда на площади Тяньаньмэнь прошла студенческая демонстрация, участники которой требовали срочного проведения демократических преобразований в Китае Демонстрантов разогнали с помощью бронетехники, в результате чего погибло более 2 тыс человек

    Реформы Дэн Сяопина были продолжены его преемниками - Цзян Цзэминем (с 1993 г.) и Ху Цзиньтао, который в марте 2003 г. на первой сессии ВСНП 10-го созыва был избран Председателем КНР. В течение 2002-2005 гг. Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и главнокомандующий НОАК) .

    В октябре 2003 г в Китае были определены дальнейшие цели и задачи по совершенствованию системы социалистической рыночной экономики, сформулированные следующим образом: «согласно требованиям единого планирования городского и сельского развития, регионального развития, социально-экономического развития, гармоничного развития человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости выявлять в большей степени основную роль рынка в распределении ресурсов, укреплять устойчивость и конкурентоспособность предприятий, совершенствовать процессы государственного регулирования на макроуровне и функции правительства в области социального управления и общественного обслуживания, создавая твердую гарантию для всестороннего развития обеспеченного общества»

    Главные задачи состоят в том, чтобы:

    ♦ усовершенствовать существующую экономическую систему, параллельно развивая все секторы и институты экономики;

    ♦ создать предпосылки для постепенного отхода от привычной двухосновной экономики города и деревни;

    ♦ скоординировать развитие экономики регионов;

    ♦ способствовать укреплению современной единой рыночной системы;

    ♦ совершенствовать систему макрорегулирования, систему административного управления, правовую систему в области экономики, систему трудоустройства, систему распределения доходов и социального страхования;

    ♦ создать предпосылки для продолжительного социально-экономического развития 1 .

    Китайское руководство негативно восприняло «цветные революции», начавшиеся на постсоветском пространстве в 2004-2005 гг. , и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться на Китай после «тюльпановой революции» в марте 2005 г. в Киргизии, начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

    В октябре 2005 г. началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции

    Пленум ЦК КПК в октябре 2005 г. принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».

    5 марта 2006 г. на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета

    Правительство осуществило замедление темпов прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против 10 % в 2005 г. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения) . Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, в 2006 г. было потрачено на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней (около 42 млрд долларов). Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет в 2006 г. вырос на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долларов).

    После Второй мировой войны в Китае создалось новое соотношение политиче­ских сил, и страна оказалась втянутой в гражданскую войну. С одной стороны вы­ступал патриотический демократический фронт, возглавляемый КПК, в который, кроме рабочих и крестьян, входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национал-буржуазия. Этот фронт ставил перед со­бой задачи свержения гоминьдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократиче­ского Китая Другой лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии Гоминьдан, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае

    США рассчитывали использовать послевоенный Китай (при оказании ему военно-политической и материальной поддержки) в качестве основной базы своего господства на Дальнем Востоке, плацдарма против Советского Союза и национально- освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Под предлогом «обе­спечения сдачи японцев» и их последующей репатриации США после капитуляции Японии содержали в Китае (на декабрь 1945 г.) 113 тыс. солдат, моряков и морских пехотинцев Американцы обучили 39 гоминьдановских дивизий и вооружили их, поставляя правительству военную технику. К октябрю 1948 г. количество вооружен­ных и обученных американцами гоминьдановских дивизий достигло 106 . Опираясь на поддержку США и располагая армией в 4 млн 300 тыс. человек, армия Гоминьдана развернула гражданскую войну в Китае

    В результате новых американо-китайских соглашений об оказании помощи от 27 октября 1947 г. и военно-морского соглашения от 8 декабря 1947 г. Китай получил новые займы, а США - право строить на его территории военно-стратегические объ­екты Гоминьдановское правительство также брало на себя обязательство поддер­живать антисоветскую политику США. Однако в 1949 г. Народно-освободительная армия Китая дезорганизовала фронт и тыл гоминьдановских войск Провал планов США вызвал коренной перелом в политической обстановке Китая в пользу демо­кратического фронта борьбы, возглавляемого КПК

    1 октября 1949 г. было провозглашено создание Центрального народного пра­вительства, и в тот же день на площади Тяньаньмэнь в Пекине его председатель Мао Цзэдун торжественно объявил о создании нового государства - Китайской Народной Республики (КНР) . Чан Кайши и его сторонники перебрались на остров Тайвань, где сохранилась Китайская республика США продолжали признавать его законным правителем страны

    Советский Союз первым признал новый китайский режим, и уже 2 октября 1949 г. между СССР и КНР были установлены дипломатические отношения. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР .

    Свое независимое государственное существование КНР начала как страна- банкрот, но с 1950 г наступило время большей уверенности в будущем Корейская война объединила народ, к 1953 г инфляция была приостановлена, экономика достигла довоенного уровня, было проведено перераспределение земли, начал осуществляться Первый пятилетний план Наиболее трагическим последствием первых лет партийного руководства стала «либерализация Тибета» в 1950 г. , ког­да Пекин предпринял насильственное выселение тибетских духовных лидеров и осуществил геноцид ценнейшей духовной культуры.

    В 1953-1956 гг. произошли социалистические преобразования в сельском хо­зяйстве и промышленности, утвердилось доминирующее положение обществен­ной собственности на средства производства

    В 1954 г. принимается первая Конституция КНР, а Мао Цзэдун избирается пред­седателем ЦК КПК. Согласно Конституции Китай стал унитарным государством с ограниченной автономией национальных окраин. При сохранении ряда полити­ческих партий власть полностью принадлежала Коммунистической партии Китая во главе с Мао Цзэдуном.

    В Восточной Европе в 1950-е гг. наметился кризис тоталитарного социализма, но в Китае кризиса не было Более того, успех первой пятилетки позволил Мао Цзэдуну сделать вывод о возможности постановки еще более далекоидущих целей. В 1958 г. ЦК КПК по его инициативе утвердил новую «генеральную линию», в со­ответствии с которой было решено ускорить экономическое развитие, осуществить «большой скачок» для скорейшего построения коммунистическое общества. Глав­ным средством построения светлого будущего, по мнению Мао Цзэдуна, должен был стать уже коммунистический, то есть безвозмездный, труд под лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья»

    Вместо небольших кооперативов были созданы «народные коммуны», объеди­нявшие в среднем по 20 тыс крестьян, в которых обобществлялось все, включая приусадебные хозяйства, и вводился уравнительный принцип распределения Жизнь крестьян жестко регламентировалась: они строем ходили на работу, все вместе питались в столовой

    В промышленности было решено ускорить индустриализацию за счет безвоз­мездного труда путем строительства мелких предприятий с полукустарной техно­логией, когда на подворьях возводились печи по выплавке металла

    Однако «большой скачок» потерпел крах Производство сельскохозяйственной продукции упало, в ряде районов Китая начался голод. Сократилось и промышлен­ное производство Вместо рывка вперед страна получила экономический кризис Уже в 1959 г. Мао Цзэдун услышал критику в свой адрес. В стране и партии воз­никла настоящая оппозиция, что вынудило Мао начать открытую борьбу с про­тивниками

    Поскольку оппозиция пустила глубокие корни в партийном и государственном аппарате, главным орудием борьбы с ней он сделал армию и молодежь, которую в 1965 г. призвал к революционному насилию, разрушению всего и вся, чтобы в «освобожденном от остатков старого общества» Китае создать образованное ком­мунистическое государство

    С мая 1966-го по октябрь 1976 г. в Китае развернулась «культурная революция», предпринятая, чтобы отвлечь внимание народа от экономических неудач и полити­ческой борьбы в верхах. Эта революция, которой руководили сам Мао Цзэдун и его сподвижники, позже прозванные «Бандой четырех», стала тяжелейшим ударом для страны со времени образования КНР

    Начались гонения на интеллигенцию; университеты были закрыты, ученых, ин­женеров, врачей, учителей убивали прямо на улицах; храмы подвергались оскверне­нию; все, что напоминало о капиталистическом прошлом Китая, разрушалось; дея­телей культуры отправляли «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы Это сопровождалось усилением влияния Мао Цзэдуна, которое насаждалось путем распространения сборника его цитат, получившего название «Маленькая красная книжечка», физического устранения оппонентов и введения охранных «красных отрядов». «Красные охранники» (хунвейбины) и «бунтари» (цзао- фани), руководимые непосредственно Мао Цзэдуном и его ближайшими еди­номышленниками, громили партийные комитеты и министерства, захватывали предприятия и вузы. Все это называлось «великой пролетарской культурной революцией»

    Политика, проводимая во времена «культурной революции», превосходила поли­тику первого императора Китая как по жестокости, так и по массовости репрессив­ных мер. Сохранилось одно из высказываний Мао Цзэдуна по этому поводу: «Кем же был первый император династии Цинь? Он уничтожил 460 последователей Конфуция, мы же репрессировали 46 тыс. интеллигентов. Есть люди, которые на­зывают нас диктаторами, говоря, что компартия - "современный Цинь Шихуан".

    Это - факт, мы полностью его признаем» .

    «Культурная революция» породила невообразимый хаос и массовое насилие, вследствие чего в конце 1967 г. по распоряжению Мао положение в стране взяла под контроль армия. В результате министр обороны Линь Бяо фактически стал вторым человеком в руководстве, в чем Мао увидел для себя опасность. В 1971 г. он добился отстранения Линь Бяо (маршал погиб в авиакатастрофе над территорией Монголии, пытаясь, вероятно, скрыться из Китая) . Чтобы сбалансировать воз­росшее влияние армии, Мао начал восстанавливать партийные и государственные органы, вернул многих опальных партработников. Но его курс все больше изживал себя. Развязка наступила после смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 г. (тело вождя было помещено в громадный мавзолей в центре Пекина).

    В политике Пекина наметился раскол между умеренными реформаторами Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином - радикалами и маоистами под руководством Цзян Цин, жены прежнего лидера Радикалы прорвались к власти после смерти Чжоу Эньлая в 1976 г Хуа Гофэн, избранный последователем Мао, был назначен премьер-министром.

    За этим последовал громкий политический процесс, на котором на «Банду че­тырех» во главе с Цзян Цин (кроме Цин в заговоре принимали участие Ван Хун- вэнь, Чжан Цуньцяо и Яо Вэньюань) и их сторонников возложили вину за эксцессы «культурной революции» и подготовку заговора с целью захвата власти. Цзян Цин была единственной из подсудимых, кто не только не признавал своей вины, но и пытался выступить со встречными обвинениями.

    Возмущение общества политикой Цзян Цин и ее клики вырвалось наружу и выразилось в массовых выступлениях на площади Тяньаньмэнь, которые были жестоко подавлены. После этого Дэн Сяопин вынужден был скрываться, так как инициатором этих «антиреволюционных» выступлений объявили его. Он вернул­ся к активной политической жизни в 1977 г, сформировав состоящий из шести человек Оппозиционный комитет в КПК

    Еще с конца 1959 г. стали ухудшаться отношения между КНР и СССР. Со вто­рой половины 1960 г. участились провокации китайских властей на китайско- советской границе Началась антисоветская обработка советских специалистов, работавших в стране по просьбе КНР Советское правительство вынуждено было отозвать из КНР большинство специалистов. Позднее, в марте 1969 г. , маоисты спровоцировали открытые вооруженные нападения на советскую территорию

    В феврале - марте 1970 г Китай предпринял военную акцию против Вьетнама, уси­лившую политический кризис и обострившую борьбу в руководстве КНР В апреле того же года правительство денонсировало советско-китайский договор, заключен­ный в 1952 г. Росло глубокое недовольство народа политикой руководства КНР.

    В 1978-1979 гг. Дэн Сяопин объявил курс на политику реформ и открытости. Началось строительство социализма с китайской спецификой Реформы в Ки­тае начались с деревни и постепенно охватили города В страну привлекались иностранные инвестиции, создавались особые экономические зоны, всячески за­имствовались различные технологии, ввозилась передовая техника, привлекался квалифицированный персонал

    С конца 1978 г. , по результатам III пленума ЦК КПК 11-го созыва, правитель­ство Китая перешло к политике «реформ и открытости». В 1978 г. в сельских райо­нах была внедрена система производственной ответственности, при которой оплата осуществлялась по объему произведенной по контракту продукции. В 1984 г. «центр тяжести» реформ был смещен с сельских районов на город В 1992 г в Китае был определен курс на создание «системы социалистической рыночной экономики»

    Важным рубежом стал 1989 г. , когда на площади Тяньаньмэнь прошла студен­ческая демонстрация, участники которой требовали срочного проведения демо­кратических преобразований в Китае Демонстрантов разогнали с помощью бро­нетехники, в результате чего погибло более 2 тыс человек

    Реформы Дэн Сяопина были продолжены его преемниками - Цзян Цзэминем (с 1993 г.) и Ху Цзиньтао, который в марте 2003 г. на первой сессии ВСНП 10-го со­зыва был избран Председателем КНР. В течение 2002-2005 гг. Ху Цзиньтао со­средоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и главнокоманду­ющий НОАК)

    В октябре 2003 г в Китае были определены дальнейшие цели и задачи по совер­шенствованию системы социалистической рыночной экономики, сформулирован­ные следующим образом: «согласно требованиям единого планирования городского и сельского развития, регионального развития, социально-экономического разви­тия, гармоничного развития человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости выявлять в большей степени основную роль рынка в распределении ресурсов, укреплять устойчивость и конкурентоспособность предприятий, совер­шенствовать процессы государственного регулирования на макроуровне и функции правительства в области социального управления и общественного обслуживания, создавая твердую гарантию для всестороннего развития обеспеченного общества»

    Главные задачи состоят в том, чтобы:

    ♦ усовершенствовать существующую экономическую систему, параллельно развивая все секторы и институты экономики;

    ♦ создать предпосылки для постепенного отхода от привычной двухосновной экономики города и деревни;

    ♦ скоординировать развитие экономики регионов;

    ♦ способствовать укреплению современной единой рыночной системы;

    ♦ совершенствовать систему макрорегулирования, систему административ­ного управления, правовую систему в области экономики, систему трудо­устройства, систему распределения доходов и социального страхования;

    ♦ создать предпосылки для продолжительного социально-экономического развития

    Китайское руководство негативно восприняло «цветныереволюции», начавши­еся на постсоветском пространстве в 2004-2005 гг, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться на Китай после «тюльпановой революции» в марте 2005 г. в Киргизии, начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

    В октябре 2005 г. началась кампания по установлению государственного кон­троля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены мас­совые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуан­дун, обвиняемого в повсеместной коррупции

    Пленум ЦК КПК в октябре 2005 г. принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества»

    5 марта 2006 г. на очередной сессии ВСНП выступивший с программным до­кладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни кре­стьян и увеличение военного бюджета

    Правительство осуществило замедление темпов прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против 10 % в 2005 г. Освободившиеся средства были направлены на сокраще­ние разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения) Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, в 2006 г. было потрачено на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней (около 42 млрд долларов) Возросли расходы и на армию Официальный военный бюджет в 2006 г. вырос на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долларов).

    Еще по теме 2. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ:

    1. 77. ПАДЕНИЕ МОНАРХИИ В КИТАЕ. ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
    2. 33.4. Китайская Народная Республика в мирохозяйственных связях
    3. 28.1. Особенности экономического развития бывших советских республик к началу реформ
    4. Государственная власть [против разделения власти с точки зрения народного суверенитета; разграничение функций государственных органов вместо разрушения власти]
    5. 42. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ -ОТ РЕСПУБЛИКИ К ИМПЕРИИ НАПОЛЕОНА
    6. § 19. Государственное устройство. Монархия и республика. Сложные формы
    7. Использование государственных расходов для достижения макроэкономических целей в Республике Беларусь
    8. 9.1 Национальный фонд Республики Казахстан: экономическая сущность, роль и необходимость в развитии национальной экономики
    9. 21.4. Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
    10. § 9. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ И ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ВЕРДИКТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право -

    Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.

    К моменту окончания 2МВ в Китае сформировались две мощные силы – КПК и Гоминьдан. После капитуляции в 1945 японской Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая на первый план вновь вышел вопрос об объединении страны. Гоминьдан и КПК выдвигали различные программы объединения Китая . В основе платформы Гоминьдана лежало стремление к установлению политической монополии этой партии в стране. КПК противопоставляла Гоминьдану более демократические лозунги - ликвидацию «полуколониального» положения Китая (в тот период под этим подразумевалась ликвидация экономической зависимости от США) и гоминдановской диктатуры путем образования коалиционного правительства.

    В середине 1945 между Гоминьданом и КПК сложилось равновесие сил, и в августе 1945 при американском посредничестве начались переговоры между делегациями Гоминьдана и КПК, в итоге была достигнута договоренность о созыве Политической консультативной конференции (ПКК) для выработки принципов объединения Китая. В январе 1946 была созвана ПКК – решение о созыве Государственного совета Китайской республик и, состоящего наполовину из представителей ГМД и наполовину – из представителей КПК и других политических организаций страны. Инициатива получила одобрение Сталина и Трумэна, которые полагали, что наиболее удачным вариантом станет коалиционное правительство единого Китая. Казалось, были созданы предпосылки для объединения страны на демократической основе, однако и КПК, и Гоминьдан использовали переговоры в чисто тактических целях - чтобы выиграть время и завоевать симпатии населения . На самом деле ни одна из политических сил не была намерена уступать другой.

    Летом 1946 начинается наступление войск ГМД на районы, контролировавшиеся КПК – возобновление гражданской войны («народной революции»). На первом этапе преимущество было на стороне армии Чан Кайши, которого поддерживали США. Однако мобилизация сил КПК в сочетании с успешным применением тактики партизанской войны привели к изменению ситуации. СССР стал своеобразным тылом для КПК, передал КПК отобранное у японцев оружие, оказал помощь в восстановлении железных дорог. КПК добилась максимальных потерь противника в живой силе и вооружении. К поражению Гоминьдана привел также внутренний экономический и политический кризис данного режима. В конце 1947 началось широкомасштабное наступление сил КПК - Народно-освободительной армии (НОА), в результате которого к началу 1949 Гоминьдан оказался на грани полного поражения.

    Чан Кайши высказал готовность возобновить с КПК переговоры. В ответ на это КПК выдвинула 8 условий, среди которых было наказание военных преступников, включая Чан Кайши и созыв Политического консультативного совета без участия в нем реакционных элементов. Чан Кайши счел эти условия неприемлемыми. К осени 1949 КПК контролировала всю территорию Китая , за исключением Тайваня и Тибета (Гонконг и Макао продолжали оставаться под управлением Великобритании и Португалии).

    1 октября 1949 была провозглашена КНР. Чан Кайши со своими сторонниками при поддержке США эмигрировал на Тайвань , где формально было сохранено прежнее государственное образование - Китайская Республика , развивавшаяся по капиталистическому пути и также претендовавшее на место единственного законного представителя китайского народа на международной арене.

    КНР «переходного периода» - после революции

    Боевые действия с войсками ГМД продолжались в отдельных районах материкового Китая вплоть до лета 1950, а последние очаги сопротивления коммунистам были подавлены к середине 1952.

    В 1951 к КНР был присоединен Тибет в качестве автономного района – во главе местного управления формально продолжала оставаться местная элита во главе с Далай-ламой.

    Приход коммунистов к власти сопровождался становлением новых органов власт и в соответствии с разработанной под руководством Мао Цзэдуна теорией государства «новой демократии ». Она была закреплена в Общей программе Народного Политического Консультативного Совета, выполнявшего до осени 1954г. роль Основного Закона КНР. Согласно ему новая власть представлялась «демократической диктатурой народа» , под которой подразумевались самые широкие слои населения от крестьянства до национальной буржуазии включительно при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшей ее через КПК . Высшим органом власти в 1949-1954 считалось Центральное Народное Правительство КНР , которое возглавлял Мао Цзэдун.

    После революции КНР оказалась в крайне тяжелом экономическом положении : промышленность была истощена войной, с/х было в упадке, население испытывало большие лишения. >> Мао Цзэдун сделал ставку на помощь СССР. 1950 – Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет. СССР начал оказывать значительную помощь.

    - 1950 –аграрная реформа – отменялась помещичья собственность на землю, значительная часть национализировалась, а остальная передавалась во владение крестьянам; параллельно шла национализация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала – создавался госсектор экономики .

    В 1951 был разработан первый годовой план экономического развития, способствовавший процессу создания в стране единого экономического пространства; 1953-1957 – осуществляется первый пятилетний план развития , заложивший фундамент административно-командной системы – социалистические преобразования в с/х (создание кооперативов) и промышленности.

    - 1951-1952 были развернуты идеологические кампании , формально направленные на борьбу с коррупцией и бюрократизмом , но вылившиеся на практике в еще большее ограничение роли национальной буржуазии в жизни общества.

    - 1954 – конституция – закрепление социалистического характера государства; вводился пост Председателя КНР, правительство стало называться Государственным административным советом , высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

    - 1953 – после смерти Сталина – в китайской пропаганде мысль о том, что освободившееся место лидера мирового коммунистического движения должен занять Мао, были пересмотрены сроки строительства социализма – к 1959г.

    1957 – начало репрессий против оппозиции (под влиянием 20 съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в стране началось «вольнодумство», критика властей и порядков).

    НИС «первой волны».

    Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

    Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг , около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами . Здесь развита банковская деятельность , страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности . И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.

    В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой , называемая “управляемой демократией ”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет собой импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2% ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности , чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услу г, а на долю транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП . Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

    Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях , которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом , а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки , техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав, как Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные трудности . Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, стали становиться банкротами . Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень , сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов рост а, задействовав исключительно внешние факторы . Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.

    Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор , под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США . В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер : 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

    НИС «второй волны».

    Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности . Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения : доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА). Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен , предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений. Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства , хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению . Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения . По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.

    В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели , подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов . При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства . Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса , возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний , действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере. В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития . Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда . При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора .

    Примечательной особенностью Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств , в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики стран ы: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета ; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

    Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь менее 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью . Тем не менее, в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики : производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования .

    Новые индустриальные страны (НИС) представляют собой уникальные образцы экономик. В отличие от японского экономического чуда , «воплощённого» лишь одной страной, опыт, полученный при изучении развития НИС, может оказаться более универсальным и применимым (естественно в некоторой модификации) для решения проблем в будущем. Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурного промышленного развития по прогрессивной модели . В наиболее обобщённом виде процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей , второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей .

    В 60 -е годы приоритет отдавался традиционным сырьевым экспортным отраслям. Однако этот путь зашёл в тупик , т.к. эти отрасли не могли обеспечить население достаточным количеством рабочих мест, а узость внутреннего рынка не позволила развивать импортозамещающие производства. Поэтому с 70-х в НИС начался переход к трудоёмким отраслямобрабатывающей промышленности. В дальнейшем мощный приток прямых инвестиций (преимущественно из США и Японии) дал толчок в развитие местной индустрии .

    Важным элементом в ускорении экономического роста было создание новых специфических элементов инфраструктуры : организация технопарков и научно-промышленных парков. Важнейшей структурной характеристикой "азиатских тигров" является сочетание крупнейших , тесно связанных с государством , финансово-промышленных групп и значительного сектора мелкого бизнеса , однако, политически слабого и мало влиятельного. Главенствующую роль в экономической и политической жизни этих стран играют крупнейшие конгломераты , контролируемые отдельными семьями , в том числе семьями, представители которых занимают высшие посты в государстве.

    Негативные стороны моделей развития НИС. Форсированный экономический рост (иногда при чрезмерном участии государства) вызвал ряд проблем, с которыми столкнулись НИС на рубеже веков. Инвестиции , традиционно считающиеся положительным фактом в экономической жизни страны, имеют важную особенность: они предполагают отдачу . Это означает, что иностранные инвестиции рано или поздно вызовут отток части капитала за границу . Этот процесс дестабилизирует национальную валютну ю систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно при этом, то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности. Огромные корпорации, в том числе ТНК, сильно потеснили позиции малого и среднего бизнес а . Страны практически утратили важный, как с экономической, так и с социальной точки зрения уровень экономики. Следующий негативный момент связан с обеспечением стабильности, эффективным управлением торгового баланса и валютного курса. Многие национальные валюты были привязаны к корзине, в которой американский доллар составлял около 4/5. Очевидно, что малейшие колебания доллара вызывали ощутимые изменения во всей экономике конкретной страны.

    Следствием всех перечисленных факторов явился сильный финансовый кризис, поразивший НИС в 97-98 гг . Пережитое потрясение заставило ведущих экспертов задуматься о необходимых изменениях в структуре экономики и финансового сектора, при возможном сохранении существующих планов развития. Эти меры предполагают достаточно серьёзную перестройку : большую открытость национальной экономики ; преодоление "непрозрачности" национальных финансовых рынков и операций отдельных институтов; реструктуризацию , в соответствии с рыночными принципами, финансово-промышленных групп (конгломератов); реформу корпоративного управления и разделение частнопредпринимательской деятельности и государственного регулирования; укрепление экономической роли малого и среднего бизнеса как фактора политического доминирования финансово-промышленных групп.

    Экономические факторы не являются единственными причинами успешного преодоления отсталости НИС. В заключение стоит сказать об неэкономических факторах:

    1. Близость от центров мирового хозяйства – США, Японии. Также эти страны находятся на пересечении мировых торговых путей .

    2. Восприимчивость к экономическим реформам .

    3. Определенную роль сыграли такие человеческие факторы, как трудолюбие, дисциплинированность, старательность населен ия.

    Общие черты новых индустриальных стран:

    * демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год);

    * ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

    * экспортоориентированная экономика;

    * активная интеграция (АСЕАН, АТЭС);

    * образование собственных ТНК ;

    * большое внимание уделяется образованию ;

    * использование высоких технологий ;

    * привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы , обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

    * главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

    Образование Республики Индии. Курс Неру во внутренней и внешней политике. Особенности развития Индии в 1960-1980-х гг. XX в.

    Массовые выступления в 1945-46 гг., охватившие всю страну, давление ведущих политических партий, тяжелейшее экономическое положение делали неизбежным уход англичан из Индии. Победа лейбористов на первых послевоенных выборах в Англии летом 1945 г. не привела к изменениям английской политики в Индии. >>Раздел на 2 страны

    1947 г. - «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона Индийский Союз и Пакистан : фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа ». Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава - Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами , а Индия - преимущественно индусами .

    Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решался раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, в Северо-западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам ), населенном в основном мусульманами. Проводится референдум, вопрос о судьбе Синда , решает голосование в провинциальном законодательном собрании, вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителе. Исход голосования в Синде и референдум в Силхете и Северо-западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан .

    Сложная обстановка сложилась в княжестве Джамму и Кашмир , князь которого объявил о присоединении этого княжества к Индийскому Союзу в то время, как большинство населения составляли мусульмане . Начался вооруженный конфликт , продолжающийся до сих пор. Раздел бывшей колонии - разрыв традиционных экономических связей, нарастание индо-мусульманской розни в обоих доминионах и к всплескам насилия (убийство Ганди). Появились 3 проблемы: статус индусского меньшинства в Пакистане, мусульманского в Индии и взаимоотношения 2-х новых государств .

    В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимой Индии, который вошел в силу 15 августа того же года. Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Но 26 ноября 1950 г. Индия - суверенная парламентская республика во главе с президентом . Высший законодательный орган - Центральный парламент , состоящий из 2-х палат. Законодательными органами штатов стали законодательные собрания . По конституции – парламентская демократия , унитарно-федеративный характер ; относительно автономные штаты и союзные территории, образуются по решению центральных органов власти.

    Почти 60-летний период развития Индии после приобретения ею независимости можно разделить на 3 крупных этапа, каждый прим 20 лет: 1ый – кон 40х – кон 60х, 2ой – до кон 80х, 3ий – с нач 90х. первые годы эволюции – становление государственности . До января 1950 статус независимого доминиона , входящего в состав британского содружества, после вступления в силу конституции – республика (без выхода из содружества).

    После получения Индией независимости в 1947 председателем правительства назначен Джавахарлал Неру . ИНК во главе с Дж. Неру провел глубокие социально-экономические и политические реформы , определившие развитие страны.

    Первые общеиндийские выборы , состоявшиеся в 1951-52, укрепили позиции ИНК , который получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Выборы санкционировали возможность проведения в жизнь программы социально-экономического развития Индии, «курс Неру»: предполагал индустриализацию, замещающую импорт, и форсированный курс на развитие гос. капитализма . Имели результатом замедленную интеграцию в общемировые хозяйственные процессы, доля в мировой торговле падала. Также «курс Неру» - аграрные преобразования, ликвидация системы заминдари (земельно-налоговая система, выплата подати за землю колониальным властям) и установление «потолка» землевладения, а также создание штатов, объединенных по этническому и языковому признаку, миролюбивую внешнюю политику.

    Административная система того времени не позволяла штатам полноценно развиваться, в особенности из-за их разного юридического статуса. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов , ставший самой крупной административно-политической реформой за время независимости. Согласно этому закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории, границы которых в большей степени совпадали с этнолингвистическими сообществами , проживавшими там. Однако, в течение 60-70-х гг. будет проводиться еще ряд мероприятий по реорганизации отдельных штатов.

    По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма ». Социализм означал смешанную экономику , предполагал параллельное развитие государственного и частного секторов , при сохранении приоритета первого. Индийский социализм строился на принципах «социального компромисса ». Составной его частью был этатизм (ведущая роль государства в экономике). В 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только государственная собственность. Неру был взят курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР).

    Медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960 -х годов углубился финансовый кризис . Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК .

    Престиж Индии при Неру весьма велик , основы внешней политики – антиколониализм, антирасизм (поддержка борьбы азиатских и африканских народов за независимость от господства европейцев; добилась немалой самостоятельности при проведении внешней политики; 1961 – Неру один из основателей Движения Неприсоединения.

    С кон 1950х гг – нарастают трудности в осуществлении избранного Индией курса : неудача в ориентации на союз с Китаем (родство двух великих государств-цивилизаций востока) – конфликт по поводу пограничных территорий и вопрос о судьбе Тибета (антикитайское восстание – в индию бежал далай-лама, духовный глава тибетцев-буддистов; с 1959 ухудшение отношений --- 1962 – пограничная индийско-китайская война, победа китайской армии --- временное сотрудничество с Великобританией, США, не привела к отказу от самостоятельной политики). Авторитет Неру пошатнулся после 1962 г., когда Индия вела непродолжительную войну с Китаем. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время до своей смерти в 1964 .

    Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы , которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы. После смерти Неру – на фоне внешнеполитических и экономических неудач (голод в отдельных штатах 1965-1967) обострение борьбы внутри ИНК . В 1969 г - раскол рядов ИНК ; сдвиг политики организации влево от центра; утверждение в качестве бесспорного лидера партии дочери Неру Индиры Ганди , убедительная победа конгресса на внеочередных выборах 1971 .

    2 этап. Сохранение некоторых прежних и появление новых тенденций.

    Экономика – как и ранее, ориентация на создание в значительной степени самодостаточного национального хозяйства , поощрение импортозамещающих отраслей. Усиление гос контроля над экономикой: национализация крупнейших коммерческих банков и страховых компаний; создание госсектора в промышленности; смешанная государственно-частная экономика стала воплощением социал-демократической модели, «индийский социализм».

    Важное значение имел успех «зеленой революции» (комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х - 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники) --- решение двух «вечных проблем» Индии: голода, хроническая сельская неполная занятость.

    Региональная внешняя политика – в 1971 воспользовалась слабостью пакистанского военного режима, оказала содействие войне восточнобенгальских националистов за отделение от Пакистана его восточной части (образование гос-ва Бангладеш) --- добилась устранения угрозы своей безопасности (достижения в области укрепления вс, особ роль – СССР).Превращение КНР в ядерную державу – пересмотр политики в ядерной области , отказ присоединяться к ДНЯО (1970), подземное испытание ядерного устройства (1974), после смены правительства в 1977 – публично отказалась от работ по созданию атомной бомбы.

    80е гг – стремление отдельных политических сил в автономии и сепаратизму . противоречия между сикхами и индусами – вооруженная борьба за создание сикхского гос-ва Халистана --- штурм цитадели сепаратистов, святыни сикхов, золотого храма в Амритсаре, гибель большого числа сепаратистов - убийство премьер-министра И. Ганди (1984 ) - массовые погромы сикхов. Сын Индиры Раджив во главе ИНК, очередная победа. Новое правительство продолжало использовать сильные стороны традиционного для ИНК курса , некоторые успехи на внешнем и внутреннем направлении; движение к нормализации обстановки в Пенджабе . 1987 – ввод войск в Шри-Ланку для подавления сепаратизма тамильских экстремистов - просчет, позже 1991 – смерть от рук тамильских мстителей.

    Реформирование централизованной госкапиталистической системы хозяйствования, развитие контактов с Западом в области передовой технологии, увеличение темпов экономического роста. Раскол в рядах ИНК , обвинения высш правительственных чиновников в коррупции --- 1989 на выборах ИНК потерпело поражение . Глобальные перемены, распад СССР, отказ от военно-стратегической опоры на россию , переориентация на связи с Западом (США) --- новый этап развития.

    Национально-государственная интеграция , первые опыты демократического правления; унаследованная от колониальных времен смешанная, авторитарно-демократическая форма правления сохранялась на всех этапах развития Пакистана. Решалась проблема интеграции княжеств Белуджистана (ЮЗ современного Пакистана), разрабатывалась конституция , которую удалось принять только в 1956 г – исламская республика .

    Страх перед Индией, не утратить право на самостоятельное существование --- следовать в глобально-политических делах иной, чем Индия, дорогой. Курс на культивирование отношений преимущественно с мусульманскими государствами БВ; с сер 50х гг (отказ индии присоединиться к США по сколачиванию антикоммунистических блоков) – участие в антикоммунистических блоках , наращивание военной потенциала. --- усиление полит роли армии , волна протестов против проимпериалистич политики властей ---- подрыв социальной стабильности, политический кризис --- военный переворот 195 8, президент – генерал Айюб Хан.

    Наиболее благоприятный в экономическом развитии; провел назревшие аграрные реформы, опора на поддержку Запада (особ США) – реализация программы развития бассейна Инда , сооружение ирригационных и гидроэнергетических объектов; использование достижений агробиологической науки – повышение урожайности ; свобода действий предпринимателям, стимулировал вложения частного капитала в промышленность (глав обр – в текстильную).

    Развитие экономики ---усиление социальной и региональной неравномерности , обострение политической борьбы ; авторитарный режим, возглавляемый военной бюрократией , использовал методы непрямой демократии – избрание населением органов местного самоуправления, члены которого выбирали альтернативный основе президента и парламент = «основы демократии», конституция 1962.

    Война с индией 1965 – подрыв сил режима; кон 1968 – политическийкризис --- 1969 г – отставка Айюб Хана, перестройка прежней системы управления, Яхья Хан.