• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти они называ­лись высшими органами государственной власти и выполняли законо­ дательные, распорядительные и контрольные функции.

    С 1917 г. по 1937 г. в РСФСР, с 1922 по 1936 г. в СССР действовала двухзвенная система высш органов гос власти, состо­явшая из Съездов Советов (СС) и ЦИКов.

    В России действовали Всерос СС и в перерывах между съездами - ВЦИК. С образованием СССР в дек 1922 г. над СС и ЦИКами союзных республик возвысились Всесоюз СС и ЦИК СССР, кот могли отменить решения соот­в-их органов союзных республик.

    Название «исполнительный комитет» означало, что этот орган ис­ полнял волю съезда, но на деле основные функции ЦИКа СССР и ВЦИКа были законодательные.

    Создание Верховного Совета СССР по Конст СССР 1936 г. оз­начало важный шаг в развитии парламентаризма. Верх С стал единственным органом, издающим законы, но были и «-«(безальтернативные, во многом формальные выборы, короткие сессии, слишком большая роль Прези­диума, подменявшего Совет в период между сессиями и т. д).

    С 1989 г. СССР снова перешел к двухзвенной системе высших орга­нов гос власти: Съезд нар деп СССР - Вер­х Совет СССР. В деятельность этого Верх Совета были вне­сены большие изменения, поднявшие его на качественно новую ступень.

    1) Выборы были не всеобщими , часть населения лишалась избира­тельных прав:

      лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения при­были;

      лица, живущие, на нетрудовой доход (проценты с капитала, до­ходы с предприятий, поступления с имущества и т. д.);

      частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; духовенство;

      бывшие сотрудники и агенты полиции, корпуса жандармов, охранных отделений.

    2) Выборы были не прямые , а многоступенчатые:

    Население избирало депутатов на волостной съезд Советов, волостной съезд Советов - на уездный; уездный - на губернский. На Всероссийский съезд посылались представители губернских съездов (или уездных, если они предшествовали созыву Всерос­сийского), а также - горсоветов.

    3) Выборы были неравные : пред-ли городских Советов избира­лись на Всероссийский съезд из расчета 1 депутат от 25 тыс. избира­телей, а представители губернских съездов - из расчета / депутат от 125 тыс . 4)Выборы проходили открытым голосованием.

    Полномочия Всероссийских съездов Советов и ВЦИКА были едиными.

    Их ведению подлежали все вопросы общегосударственного значения:

      утверждение, изменение, дополнение Конституции РСФСР;(ВЦИК не мог)

      общее руководство всей внутренней и внешней политикой;

      установление и изменение границ;

      принятие в состав РСФСР новых членов и признание выхода от­дельных ее частей;

      общее административное разделение территории республики;

      установление и изменение общей системы мер, весов и денег на территории РСФСР;

      сношение с иностранными государствами, объявление войны и за­ключение мира;

      установление основ и общего плана развития народного хозяйства;

      утверждение бюджета РСФСР;

      установление общегосударственных налогов и повинностей;

      установление основ организации вооруженных сил;

      общегосударственное законодательство, судоустройство и судо­производство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;

      назначение и смещение членов СНК (правительства), всего прави­тельства в целом, утверждение председателя СНК;

      вопросы приобретения и утраты прав гражданства;

      право амнистии.

    Только съезд мог принимать и изменять Констит РСФСР, рати­фицировать мирные договоры. Частота созыва Всеро сСС- не реже 2 раз в год по Констит РСФСР 1918 г. и не реже 1 раза в год по Кон­стит РСФСР 1925 г. Могли быть и чрезвыч съезды. Всего сост-сь 17 Всерос СС. Первые 2 съезда рабочих и солдатских деп-в (июнь, октябрь 1.917 г.) созывались и работали отдельно от съезда крестьянских деп-в (май, ноябрь 1917 г.) 3-й съезды, созванные отдельно в январе 1918 г. (вслед за созывом Учредительного собрания), объединились, и с этого времени стал работать объедин Всерос СС ра­бочих, солдатских (красноармейских - с февраля 1918 г.) и крестьян­ских депутатов. Первые съезды были многопартийными, на них шли споры по об­суждавшимся вопросам.

    К открытию 2-го (ОКТ 1917) Всерос съезда Советов раби солд деп-в (25-27 октября или 7-9 ноября 1917 г. по новому стилю) прибыло 649 деле­гатов (390 больш, 160 эс, 72 меньш и др.) Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, избрал ВЦИК, сформировал первое советское прав0во (СНК), принял пост-ие о переходе власти на местах к Советам.

    3-й Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г.) принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа-первый акт конституционного хар-ра сов гос-ва. Россия была объявлена республикой Советов рабочих, солд и крест деп-ов. Из унитарного гос-ва она должна была превратиться в федерацию.

    4-й Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (март 1918 г .) ратифициро­вал Брестский мир с Германией.

    5-й в июле 1918 г. принял первую Конституцию РСФСР.

    12-й в мае 1925 г . принял вторую Конституцию РСФСР.

    17-й в январе 1937 г. принял третью Конституцию РСФСР. Съезды упразднены, ВЦИК тоже, вместо них Верховный Совет СССР

    Всерос Центр Исполн Комитет (ВЦИК) в 1917- 1937 гг. являлся высшим законод, распоряди контролирующим органом РСФСР, осуществлял между съездами высшую гос власть в стране. Но в условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти назывался исполнительным комите­том, т. к. исполнял волю съезда. ВЦИК избирался Всерос СС, был ответственен перед ним: отчитывался перед съездом о своей деятельности.

    Полномочия ВЦИКа были едиными со съездом. На практике же ВЦИК:

      формировал Прав-во СНК (только первое советское правительство было сформировано II Всероссийским съездом);

      решал вопросы гражданства, амнистии; наблюдал за проведением в жизнь Конституции, постановлений Всерос съездов и центральных органов Советской власти (нарко­матов);

      рассматривал и утверждал проекты декретов, вносимых правитель­ством (СНК);

      издавал свои декреты и распоряжения; созывал Всероссийский съезд Советов.

    Состав ВЦИК:

    Каждый съезд избирал свой ВЦИК. (1,2 созыва. Всего 17 созывов) По Конст РСФСР во ВЦИКе не более 200 чел., с 1920 г. - до 300. Сначала ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем (с 1919 3 р в год)был введен сессионный период работы, чтобы часто не отлучатся из столицы.

    ВЦИК имел Президиум (Пр), в него избиралась 1/10 (20-30 чел) часть членов ВЦИК. Первоначально Президиум был чисто техн органом, заседал 2-3 раза в неделю, готовил заседания ВЦИК, предв-но рассм?. Постепенно функции Пр расширяются: с 1918 г. он начинает издавать свои собственные нормат акты, с 1920 г. - за­конод-ые акты, может отменять постановления прав-ва, т. е. между сессиями действует от имени ВЦИК.

    Председатели ВЦИК

    Каменев Л Б (27 окт. - 8 нояб. 1917)(согласлся отдать половину мест др партиям, за это сняли) Свердлов Я М (нояб. 1917- март 1919) Калинин М И (март 1919 - июль 1938)

    2. Всесоюзные СС и ЦИК СССР (1922--1936)

    В дек 1922 г. сост I Всесоюзный СС, на котбыли рассм и утверждены Декларация об образ-ии Союза ССР и Договор об обр-ии Союза ССР. Высшим органом госвласти в СССР с момента образ СССР в декабре 1922 г. и до принятия новой Конст СССР в 1936 г. являлся Всесоюзн СС а в период между съездами - ЦИК СССР. В Конст СССР 1924 г.(узаконила 2х звеньевую систему) и специально не оговарив полномо­чия Всесоюзн СС, они были едины с ЦИК СССР. Они могли принять к рассмотрению любой вопрос общесоюзного характера.Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР решали вопросы:

      о границах СССР;войны и мира; ратификация международных договоров;

      организация и руководство вооруженными силами СССР;

      утверждение единого госбюджета СССР;

      установление единой денежной и кредитной системы;

      установление общих начал землеустройства и землепользования;

      установление основ судоустройства, судопроизводства;

      установление основных законов о труде;

    установление общих начал в области народного просвещения, здравоохранения; установление системы мер и весов; права гражданства; амнистия.

    Исключ полномочия Всесоюзн СС со­ ставляли :

      принятие и внесение изменений в Конституцию СССР;

      прием новых республик в состав СССР;

      принятие перспективных планов развития народного хозяйства СССР;

      принятие основ законодательства СССР;

      выборы ЦИК СССР.

    Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР получили право отменять постановления съездов Советов союзных республик и их ЦИКов, нару­шающих Конституцию СССР, могли разрешать спорные вопросы, возни­кающие между республиками.Порядок избрания делегатов на Всесоюзный съезд Советов:

      от Советов городов и городских поселений - 1 депутат от 25 тыс. избирателей;

      от губернских съездов Советов - 1 депутат от 125 тыс. избирателей;

      в союзных республиках, где не было деления территории на губер­нии, делегаты избирались съездом Советов республики по той же норме (1 депутат от 125 тыс. избирателей). Как и на Всерос С, выборы депутатов на Всесоюзн съезд были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми открытым голосованием. На Всесоюзных съездах Советов присутствовало более 2 000 делегатов. 2/3 коммунисты, 1/3 беспартийные.

    Частота созыва Всесоюзн СС : Он созывался 1 раз в год, с 1927 г. - 1 раз в 2 года. Но в условиях адм-ком сист с 1929 г. сроки созыва съезда стали нарушаться. Круг вопро­сов, обсуждаемых на съезде, сужался. Наиболее важные решения, ка­сающиеся развития народного хозяйства, культуры и других сфер жизни общества, стали приниматься партийными органами. Всего с 1922 по 1936 г. состоялось 8 Всесоюзных съездов Советов.

    Между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он формировался Всесоюзным съездом Советов и был ответственен пе­ред ним.

    ЦИК СССР состоял из двух палат: (+ Президиум) Союзного Совета и Совета На­циональностей. Первая палата форм-сь пропорц-но населе­нию союзных респ (414 чел.) 2 палата - из представителей союзных, автон респ (по 5 чел. от каждой) и автон обл (по 1 чел.).

    ЦИК СССР работал в форме сессий 3 раза в год, с 1931 г. - не менее 3-х раз в период между съездами.

    В период между сессиями высшим законод, исполн и распоряд органом власти являлся Президиум ЦИК СССР (21 член).

    ЦИК избирал четырех председателей (по одному от каждой союзной республики). По очереди они руководили сессиями ЦИК СССР.

    Председатели ЦИК СССР: Калинин М И (дек. 1922- янв. 1938) Петровский ГИ (дек. 1922- янв. 1938) Червяков АГ (дек. 1922- июнь 1937) Нариманов Н К Н (дек. 1922 - март 1925)

    На последнем 8-м чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов была принята новая Конст СССР (5 декабря 1936 г.). Она отменила двухзвенную систему высших органов государственной власти (съезд -ЦИК СССР). Вместо них создавался новый парламент - Верховный Со­вет СССР.

    Верховный Совет (1936 - 1988)

    Структура: Президиум

    Совет Союза Совет национ-тей

    Комиссии палаты комиссии палаты

    Выборы: всеобщие, прямые, тайные, равные

    Верх совет на 4 года, по К 77 – на 5 лет

    В Совете национальности : 32 чел от россии, 11 от авт респ, 5 от авт обл, 1 чел от авт окр

    Первые выборы в Верх совет в 1937 1\3 рабочие, 1\3 кр-е, 1\3 служащие.

    Полномочия Верх Совета

      принятие законов. Прав-во этого права лишено большинством голосов

    2) избирали президиум, председателя президиума ВС СССР, формировали Прав-во СССР

    3) Избирали Верх суд СССР на 5 лет

    4) Назначали генерального прокурора СССР на 7 лет

    М\у сессиями работал президиум, кот состоял 1) председателя 2) 15 замов 3) секретарь 4) 20 членов

    Полномочия Президиума

      созывал сессию Верх Совета

      Издавал указы

      Назначал и снимал отд министров

      Награждение орденами, медалями СССР, учреждение орденов и медалей, установление и присвоение почетных званий

      Назначал и снимал высшее военное командование

      м\у сессиями объявлял войну и мир, мобилизацию

      утверждение междунар договоров

      денонсация – разрыв договоров

    Структура: Комиссии: 1) Мандатная 2) законадательных предположений 3) бюджетная 4) по иностранным делам

    При каждой палате

    В 60е при каждой по 16 комиссий. Они разрабатывают законопроекты по опр сферам жизни (по с\х, по строительству, по промышленности, культуре)

    В 1955 в Верх Совете появилась парламентская группа - объединение депутатов, вошедшие в межпарламентский союз, основанный в 1889.

    Сессии 2 р в год. В войну только 3 сессии.Выборы как провели в 37, так все и было.

    Недостатки Верховного Совета

      выборы формально. На 1 место 1 чел. Выдвигался партийными органами. Формально – трудовым коолективом передовых организаций (завод, колхоз), голосовали за одного кандидата

      классовый принцип (собл класс сост 1/3 рабочие, 1/3 крестьяне, 1/3 служащие)

      сессии короткие 2д

      состав депутатов не профессиональный, малограмотн

      слишком велика роль президиума ВЕР Совета

      президиум издавал указы по всем сферам жизни страны. Депутаты получали список этих указов и голосовали за него. После этого указы приобретали силу закона.

      Большинство законодат актов в СССР принималось в форме указов президиума ВС

      Глава гос-ва не случайно являлся председателем президиума ВС

    Председатели Президиума ВС

    Калинин 38-46 Горбачев март 85

    Шверник 46-53 громыко 85 - 88

    Ворошилов 53-60 Горбачев

    Брежнев 60-64

    Подгорный 65-77

    Брежнев 77-82

    Андропов лето 83-84

    В советской исторической традиции был затенен тот факт, что победа большевиков в Октябрьской революции оказалась очень непрочной и кратковременной. Что им вскоре пришлось совершить значительное “отсутпление”. Хотя главная угроза для них исходила отнюдь не от Керенского, не от сторонников Временного правительства, не от армии…

    Сторонников у Временного правительства почти и не было. Только в Москве нашелся энергичный начальник гарнизона полковник Рябцев. Сил у него было мало - юнкера, “белая гвардия” (добровольцы из студентов, гимназистов, офицеров-отпускников), но он организовал отпор. А большевики тоже были еще очень слабы. В партии насчитывалось всего 60 тысяч человек - на всю Россию. Но они были слабы не только количественно, а и “качественно”. Как следует подготовить взятие власти хотя бы в двух больших городах, и то оказалось затруднительно. В Москве не было таких лидеров, как Ленин, не было таких организаторов, как Троцкий, Сталин и Свердлов. Здешние руководители Ярославский, Бухарин и т. д. проявили полную беспомощность, упустили инициативу, увязли в спорах, позволили противнику захватить Кремль и центр города. Закипели уличные бои. Но Рябцев помощи ниоткуда не получил, а к революционерам стали целыми эшелонами подходить подкрепления - матросы из Питера, красногвардейцы Фрунзе из Иваново-Вознесенска. И вскоре все было кончено.

    В других городах переворот прошел практически незаметно. Власть уездных и губернских комиссаров Временного правительства была настолько призрачной, что ее и раньше никто всерьез не принимал. Во многих местах еще несколько месяцев сохранялось двоевластие. Параллельно работали и Советы, и городские думы. Последние думы разогнали только весной. Вооруженные столкновения происходили лишь там, где имелись юнкерские училища. В Казани, Киеве, Смоленске, Омске, Иркутске. Только зеленые мальчишки еще верили в идеалы “демократии” и готовы были вступить в бой за павшее правительство. И, конечно, везде их быстро раздавили.

    Не представляли особой опасности для большевиков и фронтовые части. Потому что прежние правители сами же постарались разрушить и доломать армию. Командование, как уже отмечалось, совершенно затюкали, и Духонин исполнял лишь роль “технического специалиста”, передаточного звена между Керенским и войсками. Он ее и исполнил очередной раз. Получил приказ об отправке нескольких соединений в Петроград, передал в штаб Северного фронта и успокоился. А главнокомандующего Северным фронтом В.А. Черемисова купили очень просто. Так же, как в марте Рузского. Пообещав пост Верховного Главнокомандующего. И он, получив приказ, задержал его до выяснения обстановки, а после победы большевиков вовсе отменил. Когда же Ставка, уверенная, что все идет как надо, и войска уже в пути, случайно узнала правду и потребовала от Черемисова объяснений, он ответил телеграммой, что Ставка не в курсе дел, что Временного правительства больше нет, что в Петрограде уже другое правительство, Керенский уже не Верховный Главнокомандующий, и что скоро на этот пост будет назначен он, Черемисов.

    Ну а так называемый “поход Керенского - Краснова” на Петроград был вообще несерьезным. Когда министр-председатель примчался в Псков, где размещался штаб Северного фронта, этот штаб уже передался большевикам. Но Керенский случайно встретил в городе командира 3-го конного корпуса Краснова, приехавшего выяснить обстановку. Очень обрадовался, назначил его “командующим армией” с приказом наступать на столицу, наобещал, что в подчинение ему передаются еще 4 дивизии, которые скоро подойдут. Все это было не более чем пустозвонством. И даже самого 3-го конного корпуса по сути уже не существовало. Потому что казаки оставались самыми надежными частями, и корпус растащили по полкам и сотням для “затыкания дыр” - по всему Северному фронту от Витебска до Ревеля (Таллина). А Керенского 3-й конный ненавидел. Ведь это был тот самый корпус, который участвовал в “корниловщине”. Временное правительство выжило в отставку первого командира корпуса, графа Келлера, погубило второго командира, Крымова, арестовало Корнилова. И когда, например, Керенский протянул руку сотнику Карташову, тот своей не подал. Презрительно пояснил: “Виноват, господин Верховный Главнокомандующий, я не могу подать вам руки. Я - корниловец”.

    Тем не менее Краснов решил выполнить приказ. И те подразделения, которые имелись у него под рукой, в Острове, двинулись на Петроград. Да какое там “двинулись”! Погрузились в один единственный эшелон и поехали. В “армии”, наступающей на столицу, насчитывалось всего 700 казаков при 16 пушках. Керенский все еще играл в Верховного Главнокомандующего, мимоходом бросал порученцу указания для рассылки в войска - как будто кто-то стал бы обращать на них внимание!

    И все же даже такой горстке удалось одержать ряд успехов. Разоружили революционный гарнизон в Гатчине. Нахрапом разогнали 16 тысяч солдат в Царском Селе. В это время и в Петрограде против большевиков выступил “комитет общественного спасения”, организованный при городской думе. Точнее, не сам выступил. Сами-то думцы и политики в драку не полезли. Подбили на выступление юнкеров Павловского училища. Ну и что? Мальчишек сразу обложили массами красногвардейцев, матросов, броневиками, подвезли пушки. Расстреляли артиллерией и перебили. А горстка казаков Краснова остановилась в Царском Селе. Ждали, когда подтянутся обещанные дивизии. А их и в помине не было. И казаки кляли Керенского, обманувшего их и втянувшего в безнадежную авантюру.

    В это время вмешалась и “третья сила”. Правый эсер Чернов выехал в Лугу, где пытался организовать “нейтральные” части, чтобы с их помощью “разнимать” враждующие стороны, прекращать “гражданскую войну”. Впрочем, успеха он не добился. Но о нейтралитете объявил и Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников - Викжель. Там верховодили меньшевики, и они провозгласили, что железные дороги не будут перевезить ни войска большевиков, ни их противников. Хотя на данном этапе “нейтралитет” был сугубо односторонним и выгодным большевикам - их вооруженные силы были уже сосредоточены в столице и в перевозках не нуждались. А к Краснову не смогли присоединиться даже сотни и полки его корпуса, двигавшиеся к нему из разных точек фронта, куда их разбросали.

    Под его началом оставалась все та же горстка. А когда попробовали пройти дальше по направлению к Петрограду, дорогу уже перекрыли линии окопов. Которые занимала не трусливая тыловая солдатня, а 6 тысяч матросов и красногвардейцев с броневиками и артиллерией. И они уже не бежали при первом наскоке, наоборот, сами то и дело атаковали. Казаков выручали их орудия, осаживали противника огнем. Бой длился целый день. К сторонникам большевиков подходили все новые и новые колонны из столицы. А к вечеру у красновцев кончились снаряды. Массы матросов, солдат и красногвардейцев стали обтекать их со всех сторон. И Краснов отвел казаков в Гатчину, где и начались переговоры о перемирии.

    Причем рядовые казаки заключали с матросами собственные соглашения, например, обсуждая вариант: “Мы вам Керенского, а вы нам - Ленина. И замиримся”. И на полном серьезе пришли к Краснову доложить, что скоро им для такого обмена привезут Ленина, которого они тут же около дворца повесят. А Керенского, мол, не грех и выдать, “потому что он сам - большевик”. Выдавать бывшего министра-председателя генерал счел неэтичным и обратился к нему: “Как ни велика ваша вина перед Россией, я считаю себя не вправе судить вас. За полчаса времени я вам ручаюсь”. И Керенский удрал, теперь уже окончательно.

    Вступившая в Гатчину 20-тысячная советская армия буквально растворила в себе малочисленных казаков. Происходили чуть ли не опереточные сцены. Дыбенко отгонял подчиненных матросов от казачьих командиров и поучал при этом офицеров: “Товарищи, с ними надо умеючи. В морду их, в морду!” Делегаты от Финляндского полка явились в штаб к Краснову и потребовали его на расправу. Он на них наорал, обматерил и выгнал вон - тогда полк прислал других делегатов. Вежливо просивших разрешения разместиться на ночлег. Прибыл советский командующий Муравьев. Начал с того, что вознамерился арестовать Краснова и его штаб, а кончил тем, что сел с казаками обедать и напился, вспоминая общих фронтовых знакомых. Приехал и сам Троцкий. И прибежал к Краснову жаловаться, просил, чтобы тот избавил его от казака, прицепившегося к нему, как репей. А казак жаловался, что “этот еврейчик” забрал у него арестованного, которого он охранял.

    Вот так и кончилась “первая” гражданская война. У казаков в ней погибло 3 человека, 28 были ранены, советская сторона потеряла около 400 человек. Краснова и его начальника штаба Попова пригласили для переговоров в Смольный, гарантируя безопасность. И все же попытались арестовать. Но в Питер тут же примчался казачий комитет 1-й Донской дивизии, притащил с собой Дыбенко, насел на большевистского главнокомандующего Крыленко, и начальников освободили. Разрешили отпустить части корпуса на Дон с оружием и всем имуществом. Казаков вообще после этих событий очень зауважали. Троцкий пригласил к себе Попова и поинтересовался, как отнесется Краснов, если новое правительство предложит ему высокий пост? Попов откровенно ответил: “Пойдите предлагать сами, генерал вам в морду даст”. Вопрос был исчерпан.

    Каледин в данный момент тоже не представлял опасности для советской власти, хоть и не признал ее. Казачьи части, как более дисциплинировыанные, оставались на фронте до последнего. И теперь они только-только начинали возвращаться на Дон. Но и их дисциплина была уже относительной. Заключалась лишь в том, что они не дезертировали, не разбегались, а ехали домой в полном составе, с конями и оружием. А едва достигнув родных мест, расходились по станицам и хуторам и служить больше не желали.

    Нет, главную угрозу создала не “контрреволюция”, а “революция”. Другие левые партии и их лидеры, которые тоже находились в оппозиции к Временному правительству. Но, в отличие от большевиков, занимались словоблудием и болтологией. А когда те взяли в свои руки бесхозную власть, эти партии и лидеры спохватились - а почему они? Почему не мы? Если меньшевистский Викжель общей забастовкой железнодорожников фактически помог большевикам против Керенского и Краснова, то и уступать новым правителям он не собирался. Переговоры с ним были возложены на недавно избранного председателя ЦИК Каменева и его помощника Сокольникова.

    Викжель выдвинул свои условия. Удаление из Совнаркома Ленина и Троцкого и формирование “однородного социалистического правительства” из представителей всех левых партий: большевиков, меньшевиков, правых и левых эсеров, бундовцев, народных социалистов. А во главе правительства поставить Чернова или Авксентьева. Каменев начал обсуждение выдвинутых пунктов, поиски компромиссов, уступок. Что, ясное дело, встревожило Ленина и Троцкого. Их-то подобный “компромисс” никак не устраивал. Они восстание готовили, власть брали - а их коленом под зад? Чтобы в правительстве сели Чернов, Авксентьев и меньшевики из Викжеля? Вместе с Каменевым?

    1 ноября был созван ЦК - рассмотреть ход переговоров. И Каменев принялся настаивать на необходимости во что бы то ни стало договориться с Викжелем. Иначе, мол, революция погибнет. Что ж, ведь его персоны ультиматум не касался. Он надеялся и в ходе компромисса сохранить полученный пост, так чего ему за Ленина с Троцким цепляться? Его поддержали Зиновьев, Рыков, Милютин, Ногин. А со стороны Ильича горячо выступали Свердлов, Дзержинский, Урицкий. В тот же день собрался ЦИК. И ленинцы сумели провести резолюцию, что соглашение между социалистическими партиями возможно - но только на базе признания решений II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. И того, что новое правительство будет ответственным перед ЦИК, избранным этим съездом.

    Однако это никак не подходило конкурентам. Викжель и ЦИК прошлого созыва, эсеро-меньшевистский, выступили с призывами не признавать II съезда как незаконного, не признавать его решений, не признавать нового состава ЦИК, объявляли большевиков узурпаторами и обратились к профсоюзам, местным Советам, руководству политических партий, городским думам с требованиями начать забастовки и акции гражданского неповиновения. Большевики очутились в политической изоляции.

    2 ноября снова состоялось два заседания, ЦК и ЦИК. ЦК принял решение, осудившее “попытки мелкого торгашества” с меньшевиками и эсерами, воспрещавшее уступки в принципиальных вопросах. Но Каменев и Зиновьев занимали теперь ключевые посты в Советах! Один - председатель ЦИК, другой - Петроградского Совета. И они даже и в большевистской фракции ЦИК сумели протолкнуть противоположную резолюцию. О том, что надо искать компромиссы любой ценой.

    Видать, тут-то и призадумался Ленин, правильно ли он сделал, что при “раздаче слонов” вознаграждал и выдвигал “именитых” партийцев? Именитые они и есть именитые. Что для них авторитет лидеров? Они и сами себя почти такими же считают. А возвысившись, начинают еще больше зазнаваться. Неуправляемыми становятся, норовят дорожку перейти. Не лучше ли делать ставку на “верных”? А одним из самых “верных” в дни партийного кризиса снова проявил себя Свердлов. За Ильича горой стоял. На всех заседениях, собраниях в бой кидался, перекрывая оппонентов громовым голосом. И его умение плести интриги опять очень кстати пришлось. Новгородцева вспоминала, как в это время внутри Смольного все бурлило. По комнатам, кабинетам, коридорам кипели споры до хрипоты и хватаний за грудки. И Яков Михайлович всюду среди этой каши сновал. Кого обрабатывал, кого переубеждал, кого нейтрализовывал.

    Но общее положение большевиков ухудшалось. Железные дороги бастовали. А обаяние “демократии” жило в основном среди интеллигенции. И началось то, что в исторической литературе получило название “саботаж”. Распоряжения новых властей отказывались выполнять служащие государственных и общественных учреждений, инженеры, техники, клерки, телефонисты, телеграфисты. Банки отказывались выдавать деньги. Почта не пересылала их корреспонденцию. Телеграф и телефонные линии прекратили обеспечивать им связь. Министерские служащие не передавали дела. И государственный аппарат, без того разболтанный, забуксовал.

    На саботажников нажимали всеми мерами. Угрозами, увольнениями, размещением в учреждениях вооруженных патрулей. Банковские операции приходилось осуществлять таким образом, что они напоминали обычные грабежи - уполномоченные оружием, уговорами и прочими способами “вытрясали” у служащих ключи от сейфов, выгребали деньги и в мешках везли в Смольный. Ничего не помогало. Саботаж продолжался. Из-за сопротивления телеграфистов, телефонистов и почтовых работников правительство очутилось вообще отрезанным от всей страны и внешнего мира. Сообщение с другими регионами России осталось только через Царскосельскую радиостанцию и рации балтийских кораблей - без какой-либо гарантии, что на местах рассылаемые указания примут и будут выполнять. Направляли курьеров - без гарантии, что они доберутся до пунктов назначения.

    Эти проблемы налагались и на борьбу внутри партии. Многие начинали склоняться к мнению, что все пропало, и остается только идти на уступки. ЦК упорно стоял на своем, принял решение, “что сложившаяся внутри ЦК оппозиция целиком отходит от всех основных позиций большевизма и пролетарской классовой борьбы вообще”. Каменеву и его сторонникам Ленин предъявил ультиматум, что если они не прекратят “раскольничества”, то будут исключены из партии. Под ультиматумом подписались Троцкий, Сталин, Свердлов, Урицкий, Дзержинский.

    Но Каменев, Зиновьев, Рыков, Милютин и Ногин провозгласили ответное заявление - что они не согласны с политикой ЦК и выходят из ЦК. Это спровоцировало кризис и в правительстве. Ряд наркомов - Ногин, Рыков, Милютин, Теодорович, Юренев, Ларин, заявили, что не желают разделять ответственность за ошибочную политику ЦК и уходят со своих постов.

    Однако в ЦИК Советов они остались. И этот самый орган, о котором декларировалось, что перед ним будет ответственным правительство, явно приобретал черты центра оппозиции! Большевистское руководство поняло - если оно хочет удержаться у власти, надо срочно брать под контроль ЦИК. Переизбрать председателя Каменева и поставить другую кандидатуру. Кого? Ленин остановил выбор на Свердлове, обладавшем всеми необходимыми качествами. “Верностью”, умением вести кулуарную борьбу, организаторскими талантами. Тщательно подготовили заседание ЦИК, обработали его членов, “подкопали” противников. И 8 ноября провернули эту операцию. ЦИК сместил своего председателя и по рекомендации ЦК избрал на его место Якова Михайловича…

    Хотя облегчения это сперва не принесло. Теперь уже Свердлов вместо Каменева попытался вести переговоры с Викжелем. Подключил к ним и Шаю Голощекина. Видимо, надеясь, что меньшевиков Дана, Гоца и Либера диалог с хасидом сделает уступчивее. Нет, и это не подействовало. Они уперлись и повторяли те же требования.

    А 10 ноября в Петрограде открылся Чрезвычайный съезд Советов крестьянских депутатов. Тот самый, что был по требованию левых эсеров был перенесен с 30 ноября на 5-е, но собрался с задержкой из-за хаоса и перебоев с транспортом. Россия была аграрной страной, и теоретически съезд крестьянских депутатов представлял куда большую часть населения, чем съезд рабочих и солдатских депутатов. Хотя, конечно, эсеры, выступавшие от лица русского крестьянства, к оному ни малейшего отношения не имели. А в значительной доле не только к крестьянам, а и к русским отношения не имели. Но позиции большевиков в крестьянских Советах были чрезвычайно слабы, куда слабее, чем в рабочих. Из 330 делегатов 195 было от левых эсеров, 65 от правых эсеров, а от большевиков лишь 37.

    Чернова встретили овациями, Ленина освистали с криками “долой”. Вопили об “узурпации”, обвиняли большевиков в плагиате - мол, они в “Декрете о земле” украли эсеровскую аграрную программу. Но… съезд этот, при всей своей оппозиции ленинцам, был и вполне “демократическим”. В худшем стиле демократии осени 1917-го. То есть мнговенно раскололся на фракции, группы, группочки, потонул в безудержной болтовне, речах, резолюциях, выработке формулировок, голосованиях по частным вопросам, во взаимных претензиях, счетах и обвинениях. Левые эсеры разругались с правыми, лидеры принялись грызться друг с другом…

    На чем и сыграли большевики. Намекнули левым эсерам - а чего бы нам с вами не составить коалицию? Им уже предлагалось несколько портфелей в Совнаркоме сразу после взятия Зимнего, тогда они отказались. А теперь призадумались - почему бы и нет? Власть-то уже взята, Керенский вернуть ее не смог и исчез с горизонтов. И пока съезд хаялся и ругался, в Смольном начались секретные переговоры. От большевиков их вел Свердлов. Периодически подключались Троцкий, Зиновьев, Голощекин. Диалог им пришлось вести опять с соплеменниками - от левых эсеров были уполномочены Натансон, Шрейдер, Камков (Кац). Но эти соплеменники оказались гораздо более покладистыми, чем меньшевистские.

    Сначала они выдвинули все тот же пакет условий: исключение из правительства Ленина и Троцкого, создание “однородного социалистического министерства”, роспуск ВРК и других “репрессивных организаций”. А ВЦИК, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов, как рабочих, так и крестьянских, пусть станет парламентом, там должны быть представлены все левые партии, городские думы, профсоюзы, земства, армия. Однако защищали эти пункты левые эсеры не очень-то твердо. Действительно, имело ли для них смысл отстаивать интересы своих врагов, правых эсеров? И городских дум с земствами? И валить Ленина с Троцким - которые так любезно протягивают их партии руку дружбы и союза?

    Так что удалось за несколько дней сторговаться. ВРК был оставлен. Ленин с Троцким тоже. Совнарком становился коалиционным, двухпартийным, из большевиков и левых эсеров. Благо и часть портфелей освободилась после ухода “раскольников”. ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов сливались в единый ВЦИК, получавший права парламента. А в его состав входило 108 депутатов от съезда рабочих и солдатских Советов, 108 от съезда крестьянских Советов, 100 от армии и флота и 50 от профсоюзов. Кроме того, к статусу Совнаркома - “рабоче-крестьянское правительство”, добавлялась приставочка “временное”. До Учредительного Собрания. И все свои декреты и постановления Совнарком должен был снабжать фразой “впредь до решения Учредительного Собрания”.

    Известие о достигнутом соглашении прозвучало на Чрезвычайной крестьянском съезде совершенно неожиданно, 14 ноября. И было встречено бурным ликованием. Во-первых, делегатов от левых эсеров было подавляющее большинство. А во-вторых, открывался выход из тупика, наступал конец затянувшемуся противостоянию и общей напряженности. Поддержку возникшей коалиции высказали меньшевики-интернационалисты Мартова, анархисты, польские социалисты, окологазетная группировка “Новая жизнь” Горького. Да и тех, кто остался недоволен, соглашение в целом удовлетворило. Новое правительство все равно получило статус “временного”, как бы пятый кабинет. Повластвовали два кабинета Львова, два кабинета Керенского, ну и пусть кабинет Ленина повластвует - всего полтора месяца до Учредительного Собрания осталось…

    День 14 (27) ноября провозглашался концом гражданской войны, “величайшим днем” всей революции. Было разыграно массовое праздничное действо. В Таврическом дворце делегатов крестьянского съезда горячо приветствовал Свердлов. Затем они вышли на улицу и двинулись к Смольному. Вдоль дороги были выстроены солдатские полки, играли военные оркестры. Было уже темно, но организаторы заготовили факелы. Их зажгли, и колонна с факелами и знаменем крестьянского ЦИК шагала по Питеру. Присоединялись новые группы, колонны. Шествие разрасталось. Провозглашалась победа революции, здравицы объединению сил демократии и социализма. Возле Смольного ждала выстроенная Красная гвардия, на ступенях - делегации рабочих. Встретили, повели в зал, где ждал ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Петроградский Совет. Под музыку впустили, два президиума обнялись и сели вместе. Скрестили знамена обоих ЦИКов. Опять приветствовал Свердлов - как “хозяин” помещения. Предоставил слово Спиридоновой…

    На следующий день прошло торжественное объединенное заседание ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председательствовал на заседании Яков Михайлович. И он же был избран председателем ВЦИК. Без всяких проблем, без альтернативных кандидатур. Оно как бы уже само собой подразумевалось. Он ведь на всех объединительных мероприятиях на первом плане был. А скорее, это тоже согласовали заранее, в ходе закулисного торга. И левые эсеры с этим согласились. Почему бы и нет? Свердлов не был “аллергеном” для “социалистической общественности”, подобно Ленину и Троцкому. Вроде, человек почти нейтральный. И вон какой умный, обходительный, дипломатичный. С таким будет легко дела вести, взаимопонимание находить…

    2. Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала.
    3. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный совет рабочего контроля, который, будучи органом Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, составляется из представителей профессиональных союзов, заводских, фабричных и иных рабочих комитетов и рабочих кооперативов.
    4. Впредь до съезда советов рабочего контроля учреждается в Петрограде Всероссийский совет рабочего контроля, в состав которого входят представители от следующих организаций: Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих и солдатских депутатов - 5; Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета крестьянских депутатов - 5; Всероссийского совета профессиональных союзов - 5; Всероссийского центра рабочей кооперации - 2; Всероссийского бюро фабрично-заводских комитетов - 5; Всероссийского союза инженеров и техников - 5, Всероссийского союза агрономов - 2; от каждого всероссийского союза рабочих, имеющего менее 100.000 членов, - 1, от имеющего свыше 100.000 - 2; Петроградского совета профессиональных союзов - 2.
    5. При высших органах рабочего контроля учреждаются комиссии специалистов-ревизоров (техников, бухгалтеров и т.д.), которые посылаются как по инициативе этих органов, так и по требованию низших органов рабочего контроля для обследования финансовой и технической стороны предприятия.
    6. Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать нормы выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.
    7. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется.
    Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.
     8. Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.
     9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется трехдневный срок для обжалования в соответствующий высший орган рабочего контроля всех постановлений низших органов рабочего контроля.
    10. Во всех предприятиях владельцы и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т.п. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности.
    11. Районные (по пункту 3) советы рабочего контроля разрешают все спорные вопросы и конфликты между низшими органами контроля, а также и жалобы владельцев предприятий, и издают, сообразуясь с особенностями производства и местными условиями, инструкции в пределах постановлений и указаний Всероссийского совета рабочего контроля и наблюдают за действиями низших органов контроля.
    12. Всероссийский совет рабочего контроля вырабатывает общие планы рабочего контроля, инструкции, издает обязательные постановления, регулирует взаимоотношения районных советов рабочего контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем.
    13. Всероссийский совет рабочего контроля согласует деятельность органов рабочего контроля со всеми другими учреждениями, ведающими дело организации народного хозяйства.
    Положение о взаимоотношении между Всероссийским советом рабочего контроля и другими учреждениями, организующими и регулирующими народное хозяйство, будет издано особо.
    14. Все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабричных, заводских и других комитетов и советов рабочих и служащих, отменяются.

    Именем Правительства Российской Республики Председатель Совета Народных Комиссаров
    Вл. Ульянов (Н. Ленин)
    Народный комиссар труда
    Александр Шляпников
    Управляющий делами Совета
    Народных Комиссаров
    Вл. Бонч-Бруевич
    Секретарь Совета
    Н. Горбунов

    РФ-XXI: занавес непрозрачности

    «Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!». Общеизвестный факт, что именно эти лозунги были центральными для Великой Октябрьской социалистической революции. Именно потому, что требования эти выдвигали большевики, народные массы и поддержали это политическую силу.
    Но как лозунги воплотить в жизнь? Особенно - о фабриках и заводах. Ведь в мгновение ока национализировать каждое предприятие невозможно. Да еще так, чтобы контроль государства был не номинальным, а действительным. В революционных преобразованиях рождалось государство рабочих и крестьян, а потому и контроль должен был быть именно рабочим.
    На первом этапе, в переходный период, он был особенно важен. И вот 14 (27) ноября 1917 года, на третьей неделе после революции, ВЦИК принимает Положение о рабочем контроле.
    Рабочий контроль вводился над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, хранением их, а также над финансами предприятия. Контроль рабочие осуществляли через свои выборные органы: фабрично-заводские комитеты, советы старост и т.п. В каждом крупном городе, губернии предписывалось создание местного Совета рабочего контроля.
    Коммерческая тайна отменялась. Владельцы обязаны были предъявлять органам рабочего контроля всю документацию. Виновные в сокрытии документации отвечали по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля.
    Главной задачей рабочего контроля в переходный период являлось пресечение любых попыток хозяев предприятий ликвидировать производство, продать предприятие и вывести средства за границу. Следил рабочий контроль и за выполнением хозяевами и дирекцией трудового законодательства. Кроме того, рабочий контроль отвечал за дисциплину самих рабочих.
    По данным Всероссийской промышленной переписи - 1918, к середине 1918 года специальные контрольные органы функционировали на 70,5% предприятий с числом рабочих свыше 200, несмотря на противодействие предпринимателей. Благодаря рабочему контролю уже в первые годы советской власти из среды рабочих масс выдвигаются руководители и организаторы социалистического производства. После того как процесс национализации был завершен, контроль со стороны граждан над всеми сферами жизнедеятельности общества приобретает новые формы.
    Созданы контрольные комиссии и Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин). В первую очередь контролеры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии.
    Занимаясь так называемой нормализацией (то, что позже стало называться научной организацией труда), контролеры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
    Созданная позже Комиссия советского контроля была основным органом проверки исполнения решений СНК СССР и расходования денежных средств и материальных ценностей. Свою деятельность Комиссия как общесоюзный орган управления осуществляла через центральный аппарат КСК, а также через уполномоченных в союзных и автономных республиках, краях и областях.
    Комитет народного контроля был вправе отстранять от занимаемых постов должностных лиц за грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе.
    Органам народного контроля предоставлялись широкие права. Комитет народного контроля СССР мог вносить в Совет Министров СССР предложения по вопросам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах.
    Комитеты народного контроля издавали правовые акты - постановления, имевшие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля. По материалам наиболее важных проверок народных контролеров принимались решения правительства, сам председатель Комитета народного контроля являлся членом союзного правительства.
    Как вспоминал Сергей Степашин, упразднили этот орган на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года по инициативе Бориса Ельцина. Мол, Ельцин перепутал партийный контроль с народным и в стране были упразднены практически все виды государственного контроля. А само слово «контроль» ассоциировалось с тоталитаризмом.
    На самом деле, конечно, никто ничего не перепутал. Только при полном отсутствии любых видов контроля (общественного, рабочего, государственного) и было возможно провести колоссальное разграбление нашей страны. То, чему противостояли комитеты рабочего контроля в первые месяцы и годы после революции (разорение собственниками промышленности и вывод денег за рубеж), свершилось в самых катастрофических масштабах в 1990-е.
    Однако и сейчас по большому счету ничего не изменилось. Счетная плата, формально пришедшая на смену прежним органам контроля, по сути, бесправна. За ее отчетами, выявлявшими колоссальные недостатки, приведшие к многомиллиардным убыткам для государства, например в возглавляемой Чубайсом корпорации «Роснано», не следовало никаких решений и изменений. Ни увольнений (а тем более уголовных дел), ни изменений финансовой политики. Ну а частные предприятия вообще полностью прикрыли свою деятельность «коммерческой тайной». В какие заграничные офшоры выводят деньги, разоряя еще недавно эффективное производство и оставляя рабочих без зарплаты долгие месяцы? Иногда этим занимаются Следственный комитет и прокуратура, но только когда уже поздно - ни предприятия, ни денег, лишь огромные долги, в том числе по зарплатам. И рабочим некуда обратиться, не у кого искать справедливости и защиты, как и крестьянам, у которых рейдеры «отжимают» земельные паи. Или учителям и медикам, чьи зарплаты урезаются в процессе исполнения указов об их увеличении. Да и каждому из нас, кто столкнулся, скажем, с «оптимизацией» школы или больницы. Ну разве что президенту раз в год пожаловаться во время прямой линии. Но это единицы счастливчиков.
    А так - мнения народа не спрашивают. И уж тем более не дают ему никакой возможности контролировать антинародную и коррумпированную власть. А «народным контролем» называют полусамодеятельные, а иногда и полупотешные рейды ОНФ, активисты которого то ходят по магазинам и выявляют продукты с просроченным сроком годности, то выявляют действительно серьезные проблемы. Скажем, с реализацией программы переселения из аварийного жилья или с питанием в детских учреждениях. Порой об этом показывают даже сюжет на телевидении. При самом лучшем раскладе конкретный недостаток устраняется. А проблема как была, так и остается. Потому что реально и эффективно действующая система народного контроля нынешнему государству, его чиновничеству и олигархату не только не нужна, она для него смертельно опасна.

    Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) , по действующей Конституции РСФСР , высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в РСФСР в периоды между Съездами Советов ; был впервые организован 1-м Съездом Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в июне 1917 как всероссийский центр для приведения в исполнение решений Съезда с одной стороны и для руководства работой местных советов - с другой. Первоначальный его состав был менышевистско-эсеровским. Просуществовав в таком составе до Октябрьской революции , он был заменен вновь избранным на 2-м Съезде Советов (октябрь 1917) новым ВЦИК с большинством, принадлежащим к партии большевиков - из 102 членов ВЦИК большевиков было 62 чел.

    После Октябрьской революции ВЦИК делается органом высшей государственной власти. Это положение Всерос. Центральн. Исполнит. Комитета юридически закрепляется Конституцией РСФСР 10 июля 1918.

    По действующей Конституции 1925, ведению ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР , утверждение бюджета , установление госуд. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, равно как и контроль над их собиранием и расходованием, утверждение кодексов, право амнистии , установление границ автономных республик , а также разрешение споров как между ними, так и споров между автономными республиками и друг. частями республики, отмена постановлений всех местных съездов советов, в том числе и съездов автономных республик и областей, окончательное утверждение положений об автономных областях и предварительное, до внесения на Всероссийский Съезд Советов, утверждение конституций автономных республик.

    ВЦИК может вносить частичные изменения в действующую Конституцию РСФСР, за исключением основных ее начал, представляя их на окончательное утверждение Всероссийского Съезда. ВЦИК наблюдает за проведением Конституции РСФСР и исполнением постановлений Всероссийских Съездов, направляет всю деятельность правительства по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ВЦИК и Совнаркома. Он созывает очередные и чрезвычайные Съезды Советов, образует Совнарком и народные комиссариаты. Все декреты, устанавливающие общие нормы экономической и политической жизни или вносящие коренные изменения в практику гос. органов, а также в бюджет РСФСР, обязательно должны поступать на рассмотрение ВЦИК. ВЦИК избирается Всероссийским Съездом Советов в количестве членов по определению Съезда. Для исполнения своих функций ВЦИК созывается Президиумом ВЦИК на сессии. В своей деятельности ВЦИК подотчетен Всероссийскому Съезду Советов. Из своей среды ВЦИК избирает Президиум, который и является высшим органом власти в промежутки между сессиями ВЦИК. Права и обязанности членов ВЦИК определяются особым положением о членах Всероссийского Центр.Исполн.Комитета от 24 октября 1925.