• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Причины перестройки

    Командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т.е. глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров.

    Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом, в сфере военных технологий.

    Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности населения за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы . Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

    Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.

    Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

    В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.


    Характер реформирования советской системы предопределили экономические интересы номенклатуры-советского правящего класса. Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну сторону "баррикад” оказались так называемые "партократы", привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не отвечать. Другая, большая часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ. Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе.

    Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен. Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. С каждым днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление руководства страны.

    В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

    Перестройку условно можно разделить на три этапа:

    Первый этап (март 1985 - январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными компаниями административного характера - антиалкогольная кампания , «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией.

    Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».

    Второй этап (январь 1987 -- июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

    В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

    Третий этап (июнь 1989 -- 1991). Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями.

    С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски - настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

    Итоги перестройки

    Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика - все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

    В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

    Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

    Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга.
























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
    • Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.

    Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)

    Ход урока

    Организационный момент.

    Изучение новой темы.

    1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
    2. Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
    3. Социально - экономические реформы. Стратегия ускорения.
    4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

    Словарь темы:

    Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.

    1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.

    На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.

    Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.

    Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.

    К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).

    В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.

    Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.

    Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,

    Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.

    Итак, причины перестройки :

    1. Резкое падение темпов экономического развития СССР.
    2. Кризис плановой экономики.
    3. Увеличение бюрократического аппарата управления.
    4. Социальное неравенство.
    5. Кризис межнациональных отношений.
    6. Потеря международного авторитета СССР.

    Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.

    Задачи перестройки:

    • В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
    • В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
    • В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
    • В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.

    Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.

    2. Реформа политической системы

    .

    Направления осуществление перестройки

    Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).

    Этапы перестройки:

    • Апрель 1985 - январь 1987 гг.
    • Начало 1987 – весна 1989 г.
    • Весна 1989 – август 1991 г.

    Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.

    На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности - Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).

    Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:

    Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.

    Курс на создание социалистического правового государства.

    Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.

    Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.

    Начало становления многопартийной системы.

    Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.

    Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).

    В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.

    Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.

    К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

    Достижения политики гласности Издержки гласности
    Признание кризиса системы;

    Стремление к полной информированности народа;

    Ослабление цензуры

    Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович)

    Реабилитация репрессированных 20-50-х гг.

    Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.)

    Заполнение белых пятен истории.

    Полусвобода слова, т.е. разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству;

    Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина).

    Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР.

    Расцвет желтой прессы.

    3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.

    СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.

    Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника , выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.

    1 этап реформ

    Итог: ускорение зашло в тупик.

    Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС

    Курс на ускорение соц.-экон. развития страны

    Рычаги:

    Научно-технический прогресс

    Техническое перевооружение машиностроения

    Активизация “человеческого фактора

    Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат;

    Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.)

    2 этап реформ

    1987 – 1989 гг.

    Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении

    централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики)

    Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС

    Утверждены основные направления перестройки управления экономикой

    • Предоставление закон о самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
    • Снижение плановых показателей

    Закон о предприятии (1987 г.)

    Начало развития законы сферы частной инициативы

    создание кооперативов деятельности”

    Законы 1988 г.

    • “О кооперации”
    • “Об индивидуальной трудовой
    • легализация теневой экономики;
    • сокращение производства;
    • нормированное распределение продуктов и товаров первой необходимости;
    • массовые забастовки

    Варианты перехода к рыночной экономике

    3 этап реформ

    Итог:

    • Обсуждение программ в Верховном Совете – осень 1990 г.
    • Синтезировали обе программы, издали декларацию о намерениях.
    • Она предусматривала переход к рынку в СССР к 1997 г.
    • Отказ Союзных республик принимать ее к исполнению.

    Беседа по вопросам:

    1. Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
    2. Какие элементы рыночной экономики были введены?
    3. Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
    4. Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?

    4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

    Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.

    Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:

    Отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;

    Отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

    Признание мира целостным и неделимым;

    Приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.

    Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.

    Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.

    • Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
    • Урегулирование региональных конфликтов;
    • Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.

    Направления внешней политики СССР

    Нормализация отношений Восток-Запад Разблокирование региональных конфликтов Установление экон. и полит.контактов
    - встречи руководителей США-СССР:

    1985 г. – Женева

    1986 г. – Рейкьявик

    1987 г. – Вашингтон

    1988 г. – Москва;

    Договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия;

    Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) -1991г.

    - вывод советских войск из Афганистана (февраль

    Нормализация отношений с Китаем Израилем;

    Отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа;

    Вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии.

    - “Бархатные революции” в странах социализма, невмешательство СССР;

    Роспуск СЭВ, ОВД

    ИТОГИ

    • Окончание “холодной войны” (1988 г.)
    • Крах биполярной системы международных отношений
    • США – единственная сверхдержава
    • Эскалация международных военных конфликтов

    Выводы:

    1. В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
    2. На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
    3. Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
    4. Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
    5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

    Рефлексия:

    Дайте определение понятиям:

    • Перестройка
    • “Кадровая революция”
    • Стратегия ускорения
    • Политика гласности
    • Региональные конфликты
    • Бархатные революции

    Список использованной литературы

    1. Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, - Ч 2, параграф 97.
    2. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, - 320 с.

    Введение 2

    1.Перестройка в СССР. Основные события. 3

    2. Россия в период перестройки 3

    3.Общественная жизнь и культура в период Перестройки. 8

    4. Экономика Сибири в перестроечный период 12

    Заключение 18

    Библиографический список 21

    Введение

    Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокуп­ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

    В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

    Актуальность темы работы: несомненно, тема Перестройки в СССР будет актуальна еще и не год и не два, потому что последствия данного шага правительства, в то время еще советского, сказывается и в настоящее время. До сих пор еще идут дискуссии и споры о том, необходимо было так кардинально менять курс страны: экономический и политический, были ли положительные результаты, или это только негативно сказалось на ситуации в стране.

    Целью данной работы явилось изучение Перестройки как исторического этапа в жизни русского народа.

    Задачи работы:

    Перечислить основные этапы Перестройки;

    Проанализировать политическую и экономическую ситуацию в стране;

    Рассказать о культурной и общественной жизни того периода;

    Рассказать о Сибири в эпоху Перестройки.

    1.Перестройка в ссср. Основные события.

    В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, «Сухой закон», в конце 80-х гг. - начало падения производства, инфляция, всеобщий дефицит).

    В январе 1987 г. на пленуме ЦК - провозглашение политики «гласности».

    1988 г. - по решению Политбюро ЦК КПСС создана Комиссия по изучению сталинских репрессий.

    Июнь 1988 г. - XIX конференция КПСС (начало реформы политической системы СССР, закон о кооперации).

    Февраль 1989 г. - вывод войск из Афганистана.

    Май 1989 г. - I съезд народных депутатов (резкая политическая поляризация, формирование противоборствующих течений).

    Март 1990 г. - III съезд Советов (избрание Горбачева президентом СССР, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС).

    Август 1991 г . – путч.

    2. Россия в период перестройки

    В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, который взял курс на изменение политической и экономической системы СССР.

    Отставание от США в гонке космических вооружений, неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

    Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему (существующая вполне устраивала правящие верхи). Систему эту стремились лишь приспособить к новым международным условиям.

    В первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек, которому отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

    Причины наступившего кризиса в экономике надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

    На XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне Марксистский метод - метод проб и ошибок.

    Сначала было “ускорение”- наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

    Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом из-за нехватки производственных площадей. А то, что удалось смонтировать, давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

    Наконец, поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

    Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

    Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. Раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

    Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония

    К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономиического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализм. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

    За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 – 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

    В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны.

    К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20 %. Дефицит государственного бюджета, превышение государственных расходов над доходами, составлял от 20 % до 30 % валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50 % в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

    Важным элементом структуры отечественной экономики является завышенный уровень занятости по сравнению с его нормальной величиной. Отсюда искусственное и весьма существенное занижение уровня производительности труда и соответственно еще большая напряженность на потребительском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, возникшая в 1991году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно возможного средства-инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться.

    Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль над ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

    Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25 – 30 % от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

    Для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

    Наиболее активной частью либерально-демократической интеллигенции в большинстве своем были люди, связанные с властью.

    Массовые отряды собственно номенклатуры вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно, в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

    Совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура прежде других обогатилась в ходе раздела собственности.

    Сегодня налицо последствия выбора, сделанного в начале девяностых годов нынешнего столетия. Страна развалена. Этнические споры, территориальные претензии, вооруженные столкновения и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985 – 1995 гг.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек.

    В 1990 – 1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей.

    В середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, экономических основ, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации.

    В марте 1985 г. (после смерти К.У. Черненко) на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства - М.С. Горбачева . Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском Пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.

    Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации «человеческого фактора». Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции осуществлялся его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования - совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

    Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников , партократов-обновленцев и реформаторов.

    Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи классовой борьбы, он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений.

    Однако у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса. Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами.

    Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали диссидентские настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области.

    Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике гласности смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках. Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А.Д. Сахаров.

    Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности.

    Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и со стороны либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик.

    К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию денег, появилось огромное количество некачественных товаров.

    Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка, развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

    Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти был утвержден Съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. Председателем Верховного Совета СССР стал М.С. Горбачев.

    Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

    Экономические реформы перестройки

    Последствия (1985-1991 гг.).

    Завершающий этап в истории СССР (1985-1991 гг.)

    Глава XIII

    1. Перестройка в СССР и ее причины.

    В марте 1985 года после смерти К.У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев .

    Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества.

    1 . Застой в экономике , нарастание научно-технического отставания от Запада.

    2 . Низкий уровень жизни населения : постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

    3 . Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

    4 . Негативные явления в духовной сфере общества . Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

    5 . Гонка вооружений . К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

    Цель перестройки : оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С. Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму . Они только хотели совершенствования социализма . Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

    В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С. Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка - еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

    В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.


    Началась борьба с «нетрудовыми доходами . На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

    В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

    К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская представили хороший проект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

    1 . Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

    2 . Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально - путем развития кооперативного движения).

    3 . Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

    4 . Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

    5 . Отказ от монополии внешней торговли.

    6 . Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

    Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

    Посмотрим, какие же законы были приняты:

    В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии» . Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

    С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике . В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

    Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

    В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

    - Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

    - Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

    - Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса . Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

    - Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

    - Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

    По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

    В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. - предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Однако Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

    В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

    У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки.

    - Одни считают , что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

    - Другие видят , что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции , произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.