• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Третье тысячелетие Россия встретила с новым – молодым, пользующимся высоким доверием народа Президентом – В. В. Путиным. В канун 2000 г. он опубликовал статью "Россия на рубеже тысячелетий", в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обществом: укрепление демократического, правового, дееспособного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна "стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств в мире".

    Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах" в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены политические представители Президента. Они инициировали работу по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. Если до начала 2000 г. в Совете Федерации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законодательных (представительных) органов, то теперь законодательно было закреплено, что от субъектов Федерации делегируются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и авторитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещательный орган при Президенте РФ, формируемый из представителей губернаторского корпуса, – Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы.

    В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в российской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями "Единство" и "Отечество". В. В. Путин, сделав ставку на бюрократию как единственную в стране организованную, сплоченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская политическая партия "Единая Россия". Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов избирателей, значительно опередив своих соперников коммунистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представителей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока "Родина" (9% голосов).

    Выборы в Государственную Думу четвертого созыва показали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра – "Яблоко" и "Союз правых сил" – не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные "Единой России" партии в IV Государственной Думе занимали националистические и лево-социалистические позиции.

    Такая ситуация, когда стала явной неготовность российского общества к усвоению демократических норм и принципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суверенной демократии.

    В 2000–2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций "Единство", "Отечество – Вся Россия", "Народный депутат" и группы "Регионы России", что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив.

    В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось законодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидатуры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Таким образом, окрепла "вертикаль власти", страна стала более управляемой.

    Важным составляющим элементом политических преобразований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон "О политических партиях", предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических партий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной системы (по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к распределению мест в Государственной Думе ("заградительный барьер"), был поднят с 5 до 7%.

    Переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной преследовал цели упрочения демократии, расширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества российской политической системы.

    На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

    К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохранения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заменивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С момента задержания человек может воспользоваться своим правом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстранения от должности, прослушивания телефонных разговоров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость органов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

    Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную программу вооружений на 2001–2010 гг., Основы государственной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приоритетов реформы стал постепенный переход к профессиональной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспособности страны.

    Более последовательной и жесткой стала политика по отношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хасавюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действовали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического анклава, находящегося под контролем полевых командиров – террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выплата пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

    Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волгодонске ими были взорваны жилые дома. Российское правительство ответило на это проведением в Чечне мошной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в результате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных против мирного населения (взятие заложников зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

    Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы государства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пенсионного обеспечения преследовало цель – переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной. Наряду с государственным обеспечением пенсионные средства пополнились обязательной накопительной частью и индивидуальными добровольными взносами.

    Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лично Президент, введена должность нового вице-премьера, отвечающего за реализацию приоритетных национальных проектов.

    § 1 Россия XXI века

    Наша родина имеет богатую многовековую историю, занимает огромные просторы. На территории нашей страны проживает более ста сорока народов и наций, которые исповедуют практически все существующие в мире религии. На протяжении всего своего существования Россия была тесно связана с другими странами. Она делилась с ними своими достижениями, перенимала чужой опыт, подвергалась нашествиям и выступала в качестве защитницы других народов.

    Россия находилась и находится в постоянном взаимодействии с другими государствами. И также как и другие страны подчиняется всеобщим законам исторического развития, одним из которых является закон ускорения развития общества. Смысл его заключается в следующем: каждая последующая историческая стадия протекает быстрее, чем предыдущая.

    В 21 веке наша страна представляет собой быстро развивающуюся державу. Во всех сферах жизни российского общества мы наблюдаем очень серьезные, глубокие изменения.

    § 2 Политическая система России

    В настоящее время происходит укрепление государственной власти. Именно она является стержнем политической сферы, которая представляет собой организованное руководство жизнью общества и государства. Чтобы это руководство было эффективным, необходимо, чтобы органы и учреждения, ее осуществляющие, работали четко и слажено. Государственная власть в России представлена в первую очередь президентом и парламентом.

    Авторитет российского президента значительно возрос как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Политические партии, которые выражают интересы разных слоев общества, активно участвуют в политической жизни. В настоящий момент в Государственной Думе, именно так называется российский парламент, сформированы фракции четырех политических партий. Партия «Единая Россия» имеет «конституционное большинство» в Думе. Такое распределение политических сил позволяет быстрее принимать необходимые стране законы. А наличие других партий заставляет прислушиваться к голосам других участников политической жизни. В последнее время значительно возросло влияние общества на политическую жизнь в стране. Через общественные организации, митинги, СМИ простые граждане выражают свое мнение, демонстрируют отношение к решениям власти по различным вопросам. Сегодня мы можем говорить о постепенном формировании в России гражданского общества, которое представляет собой общество самостоятельных и независимых личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами и свободами.

    § 3 Социальная сфера нашей страны

    В социальной сфере, которая включает в себя повседневные отношения людей, а также различные учреждения по обеспечению их жизнедеятельности, в последнее время происходят серьезные изменения. Средний класс является опорой современного общества. Для государства очень важно, чтобы средний класс по своей численности был бы достаточно большим. Это обеспечивает спокойствие и стабильность развития общества. В нашей стране его основу составляют люди, имеющие хорошее образование, стабильный доход, работающие в медицине, образовании, занимающиеся предпринимательством и т.д. Однако существует еще много граждан России, чей уровень жизни остается очень скромным, поэтому большое внимание наше государство уделяет проблеме увеличения доходов населения и улучшению качества жизни. На это направлено большинство социальных программ страны. Сложной также остается и демографическая ситуация. Нашим правительством разработаны специальные программы, которые направлены на увеличение рождаемости и сокращение смертности, уже наблюдается положительная динамика в этом вопросе.

    § 4 Экономическая сфера России

    Изменения в социальной сфере тесно связаны с экономикой страны. Всем хорошо известно, что успехи в экономике обеспечивают выполнение социальных обязательств государства, так как именно здесь создается национальное богатство и национальный доход. Последствия экономического кризиса, который начался в 2008 году, в России на сегодняшний день преодолены. Но проблемы в этой сфере сохраняются: главными отраслями российской экономики все еще остаются добыча и экспорт полезных ископаемых и сырья. Мы продолжаем поставлять за рубеж нефть, газ, лес и другие природные богатства. А из-за границы Россия ввозит одежду, обувь, лекарства, бытовую технику и многое другое. Это делает нас зависимыми от иностранных государств. Поэтому одной из задач экономики является развитие собственного производства, которое должно соответствовать современным требованиям, а также быть высокотехнологичным, наукоемким и экологически безопасным.

    § 5 Краткие итоги по теме урока

    В России 21 века наблюдаются противоречивые явления. С одной стороны, следует отметить увеличение числа культурных и образовательных учреждений, возрастание интереса россиян к религии, спорту и здоровому образу жизни. По всей стране происходит массовое строительство объектов культуры, которые активно посещают наши соотечественники. С другой стороны, россияне стали намного меньше читать, мы утрачиваем традиции общения и переписки с близкими людьми, происходит загрязнение русского языка так называемым сленгом.

    Таким образом, во всех сферах общественной жизни нашей страны в 21 столетии происходят изменения. В одних областях они более заметны, в других - менее. Поэтому мы смело можем утверждать, что российское общество в начале 21 века является одним из быстроразвивающихся в мире.

    Список использованной литературы:

    1. «Обществознание» 5 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
    2. «Обществознание» 6 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
    3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание» 6 класс.

    Использованные изображения:

    Россия в начале XXI века.

    Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни. Руководство страны проводит активную внешнюю политику за своё утверждение на международной арене. Россия, став правопреемницей СССР, отстаивает статус сильного государства, с которым должны считаться остальные страны мира. Она вступила во многие международные организации. Адаптация российской внешней политики к новым условиям была особенно болезненной. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, экономический кризис серьёзно осложнили разработку концепции национальной безопасности и новой внешнеполитической доктрины. В 1991-1993 гг. внешняя политика демократической России во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии» М.С.Горбачёва. Для неё было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А.Козырев. Провозглашённая им внешнеполитическая концепция предполагала лояльность России по отношению к западным ценностям в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ. 3 января 1993 г. президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Этот договор вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе, поскольку Россия должна была уничтожить большее число боеголовок. Вместе с тем российской внешней политике в эти годы явно не хватало стратегической глубины, инициативности. Эта дипломатия в целом не принесла значительных результатов. Попытки России заявить о своих внешнеполитических интересах всё чаще наталкивались на противодействие и непонимание Запада. Крупные просчёты, допущенные в 1991-1992 гг. в российско-американских отношениях, в политике на Балканах, и особенно во взаимоотношениях со «планами ближнего зарубежья, заставили уже в 1993 г. существенно скорректировать внешнеполитический курс России. С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняется. В стране заметно усиливаются антизападные настроения. В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: А.Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.Примаков, бывший руководитель Службы внешней разведки. Став министром, Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, развитие двусторонних и многосторонних отношений со странами СНГ. Со сменой руководства МИДа во внешней политике России усиливается прагматизм, взвешенность. Её главным направлением и принципом становится стремление защитить российские интересы, не вступая в конфронтацию с другими странами. Новая внешнеполитическая стратегия исходит из понимания того факта, что главная угроза безопасности России лежит во внутриполитической, социальной, духовной и других сферах. В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, была принята в Международный валютный фонд, а также присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Нормализация отношений с НАТО и последовавшее за этим заявление Президента РФ о пере нацеливании российских ракет способствовали росту международного авторитета страны. Конкретным выражением этого стало преобразование лётом 1997 г. «большой семёрки» в «восьмёрку». Для России полноправное членство в «восьмёрке» - важный внешнеполитический успех, так же как и последующее вступление в Парижский клуб стран-кредиторов. Непросто складываются отношения России с так называемым ближним зарубежьем (так стали именоваться страны, которые ранее являлись республиками СССР, а после его распада стали самостоятельными государствами). Не раз возникали проблемы в отношениях с прибалтийскими странами, в которых русскоязычное население подвергается различным формам национальной дискриминации. Велись споры России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Имелись проблемы в отношениях с Таджикистаном и Молдавией. Распад СССР привёл к образованию Содружества независимых государств (СНГ). Строительство нового объединения было начато «сверху» в чрезвычайной обстановке кризиса, главным образом с целью предотвращения развития событий по «югославскому сценарию», установления контроля над процессом распада СССР. Весной 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, на основе которого создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. В 1997 г. Содружество вступило в новый, переломный этап своего существования. Отсутствие реального взаимовыгодного экономического сотрудничества и множество нерешённых политических проблем поставило под "вопрос само существование СНГ. На встрече в Кишинёве в конце 1997 г. лидеры СНГ впервые очень жёстко сформулировали своё недовольство положением дел в Содружестве, критиковали его неэффективность. Наиболее благоприятно складываются отношения России с Белоруссией. Впервые вопрос о создании с ней союза возник весной 1993 г., когда начались конфиденциальные переговоры. Однако в то время идею сближения двух государств реализовать не удалось. Весной 1995-го между ними были сняты таможенные барьеры, препятствовавшие развитию экономических связей, а в декабре 1999 г. подписан договор о создании союзного государства России с Белоруссией. В современных условиях на территории бывшего СССР уже чётко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств: Россия, Белоруссия - форма наиболее глубокого сотрудничества с общими национальными, в том числе политическими структурами управления; Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия - углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платёжном союзах; страны - участницы СНГ, сложившиеся после распада СССР - межгосударственное объединение 12 бывших республик; СНГ и государства Балтии - территория бывшего Советского Союза. Несмотря на существующие по ряду вопросов противоречия внутри СНГ, в последнее время чётко прослеживается положительная тенденция к углублению прошений между основными союзниками на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствуют постоянные встречи глав государств СНГ в 2000-2003 гг. Поиски нового места на международной арене в условиях перехода к многополярному миру потребовали от России обновления восточной политики. В результате целенаправленных усилий по активизации российской восточной политики в 1991-1997 гг. отношения с большинством стран азиатского региона вышли на новые рубежи. Последовательно развивались традиционно масштабные связи с Индией, возобновилось сотрудничество с Вьетнамом, Монголией. Новые подходы к решению проблем, оставшихся в наследство от СССР, позволили России совершить прорыв в российско-китайских отношениях, подвести черту под эпохой военного противостояния. Важнейшим практическим шагом к сотрудничеству двух стран стало подписание в апреле 1996 г. руководителями России, Казахстана, Киргизии и Китая соглашения о создании вдоль общей границы полосы доверия и взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. С 1992 по 1997 гг. происходила демаркация российско-китайской границы, впервые в истории отношений между двумя странами граница была чётко обозначена на месте. В 1993-1997 гг. активизировался и российско-японский диалог. Многие десятилетия развитию экономических и культурных связей между двумя соседними странами мешал территориальный вопрос. Возможность прорыва в отношениях между Токио и Москвой появилась лишь в 1993 г. после подписания Токийской декларации, в которой проблему «северных территорий» предполагалось решать на основе законности и справедливости, без деления на победителей и побеждённых. Одна из важных причин смягчения японской стороны - нестабильная ситуация в Восточной Азии, усиление Китая и, следовательно, необходимость сохранения баланса сил в регионе. В свою очередь, российская сторона в ноябре 1996 г. предложила Японии, не прекращая диалога по вопросу о Южных Курилах, позаботиться о создании благоприятной атмосферы в отношениях с Россией и с этой целью подумать об организации «совместной хозяйственной деятельности на спорных островах». Осенью 1997 г. в результате встречи в Красноярске территориальный спор в значительной мере утратил свою остроту. Стороны договорились к 200ft, подготовить к подписанию текст мирного договора.

    Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.

    Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 гг..

    Путин на премьерском посту с августа 1999 г. главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

    На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер – С.Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, С.В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество – вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е.М. Примаков, мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.В. Яковлев.

    В 2000-2008 гг. Путин являлся Президентом Российской Федерации и при этом опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия.

    Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.

    Летом 2000 г. началась административная реформа . Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 субъектов федерации (регионов). Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

    С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган пи Президенте России – Государственный совет. А в Совет Федерации – верхнюю палату Федерального Собрания – вошли по два представителя от 89 регионов России – от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

    В экономической области началась налоговая реформа . Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.



    В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, выросли минимальный размер оплаты труда и стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

    С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы . Осуществлялось постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.

    В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

    Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

    Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».

    Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

    В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Он проявился в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. Предшественником мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, где в 2006 г. началось снижение числа продаж домов. Из ипотечного кризис трансформировался в финансовый. Компании потеряли возможность получать капиталы при размещении ценных бумаг, прежде всего в банках. С начала 2008 г. началось снижение объемов производства, спроса на сырье, выросла безработица.

    Причинами кризиса посчитали общую цикличность экономического развития, перегрев кредитного и фондового рынков, высокие цены на сырьевые товары (в том числе на нефть). В США, европейских и других странах стали закрываться заводы, банки, газеты и т.д.

    Осенью 2008 г. российское руководство заявило о том, что Россию кризис тоже затронул. Началось сокращение промышленного производства. Стала быстро расти безработица. Президент РФ Д.А. Медведев и Председатель Правительства Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию в так называемом режиме «ручного управления».

    США, европейские и другие страны приняли комплекс мер для преодоления кризиса в национальных границах. На международных встречах «восьмёрки» и «двадцатки» лидеров ведущих стран были приняты меры для стабилизации системы международных экономических отношений, выделены средства для помощи наиболее пострадавшим регионам и странам – Греции, Ирландии, Исландии.

    В России государственная поддержка была предоставлена крупным финансово-промышленным группах. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Для преодоления кризиса были использованы золотовалютные резервы, накопленные в предыдущие «тучные» годы, когда были большие нефтегазовые доходы. В государственном бюджете появился дефицит. В условиях кризиса численность безработных в России достигала 7 млн. человек. Зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Было проведено несколько повышений размеров пенсий. Но свой бег ускорила инфляция. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

    Со второй половины 2010 г. руководители страны стали говорить о постепенном выходе из кризиса, о росте промышленного производства, доходов от продажи газа, нефти и другого сырья.

    В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, президент страны Д.А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова.

    Внешняя политика РФ. Региональные и глобальные интересы России.

    Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского ру­ководства в Чечне, ставшей одним из очагов международного терроризма.

    С всту­плением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представля­ется упорядочить жизнь в стране, осуществлять дальнейшие необходимые преобразования.

    После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.

    Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).

    Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. У некоторых соседей есть давние территориальные претензии к РФ. Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния таких мировых гигантов, как Япония и Китай.

    У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, - обладание ядерным оружием. Но в обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно.

    При резко сократившихся ресурсах Россия, по мнению большинства аналитиков, перестала быть мировой державой. Она может играть лишь роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.

    Попытка России обозначить свои интересы, например, в августе 2008 г. в ходе «операции по принуждению к миру» в отношении действий грузинского руководства в Южной Осетии встретили отрицательную реакцию со стороны западных стран.

    Современные проблемы человечества и роль России в их решении

    Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными . Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества. Если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.

    Наша страна тоже столкнулась с этими проблемами. Мощное индустриальное развитие и интенсификация сельского хозяйства породили множество экологических проблем. В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. В годы «перестройки» по стране прокатилась волна межэтнических конфликтов. В постсоветский период обозначилась проблема демографической деградации, депопуляции.

    Современная Россия является крупнейшей ядерной державой с огромным промышленным, научно-техническим, интеллектуальным и культурным потенциалом.

    От позиции руководства СССР и современной России во многом зависит гарантированное предотвращение возможной ядерной войны и полное прекращение гонки вооружений . В этой области ещё в 60-70-е годы были подписаны серьёзные соглашения, которые стабилизировали и сделали предсказуемыми международные отношения. После распада СССР Россия выступила гарантом соблюдения подписанных в своё время соглашений. На территорию России были перемещены запасы ракетно-ядерного оружия из ряда бывших республик СССР. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны.

    Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. Опыт показывает, что успехи в деле решения глобальных проблем современности зависят от позиции ведущих стран мира, особенно США. Так, после террористической атаки на США в сентябре 2001 г. правительство этой страны осуществило серьезные меры против международного терроризма, действуя в кооперации с другими странами.

    Крупный вклад наша страна вносит в решение энергетической проблемы , которая остро стоит в странах, не обладающих собственными запасами газа, нефти, угля, гидроресурсами. Значительная часть потребностей европейских и азиатских стран удовлетворяется за счёт экспорта энергоносителей из нашей страны. Россия является одной из ведущих стран в области атомной энергетики.

    Россия остаётся одним из лидеров в освоении космического пространства. Не стоит недооценивать роль транспортных путей, которые пересекают территорию современной России. Сохраняет свои международные позиции, своё всемирное значение российская культура.

    Решение глобальных проблем современности само по себе представляет глобальную проблему, так как требует согласования самых разнообразных интересов, выделения огромных финансовых средств, четкой координации действий всех заинтересованных сторон и последовательной политики на протяжении длительного времени.

    Изучение дисциплины «История» является одним из элементов понимания простого тезиса – Земля у нас одна, Россия у нас одна. Нам по силам это сберечь.

    Начало XXI века в России становится временем экономического восстановления и социально-политической стабилизации. Приход к власти Владимира Путина ознаменовывается массивным увеличением мировых цен на энергоносители, что приводит к сверхдоходам от экспорта нефти и газа, экономическому профициту, а так же резкому, скачкообразному росту уровня жизни населения.

    Параллельно, Россия сталкивается с проблемой исламского терроризма, в сочетании с проблемами сепаратизма в отдельных российских республиках. Российскими спецслужбами был проведён ряд блестящих антитеррористических операций, в ходе которых большая часть боевиков была поймана, либо уничтожена.

    В феврале 2007-го года, на конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене, Владимиром Путиным произносится речь на тему чрезмерного доминирования военного блока НАТО и давления им на Россию. С этого времени отношения России и США стремительно охлаждаются.

    В 2008-м году президентом страны избирается Дмитрий Медведев, в то время как бывший президент - Владимир Путин, назначается премьер-министром страны. 2008-й год запомнился участием России в вооружённом конфликте с Грузией в Южной Осетии, в ходе которого Российская Федерация применила вооружённые силы для деэскалации конфликта. В этом году так же начинается мировой финансовый кризис, оказавший очень негативное влияние как на мировую, так и на Российскую экономику. Однако, при этом, период правления Медведева характеризуется стабильным ростом экономических показателей, что в основном связано с продолжающимися тенденциями к росту цен на нефть.

    2011-й год — это период роста протестных настроений в стране, вызванных негативной реакцией населения на прошедшие выборы в государственную думу, подвергнувшиеся критике и обвинениям в фальсификации их итогов. Оппозиционные силы собирают крупнейшие протестные митинги, названные «маршем миллионов».
    В 2012 Владимир Путин на первом же туре выборов был переизбран президентом Российской Федерации, с подавляющим перевесом в голосах.

    В 2014-м, в ходе кризиса власти на Украине, республика Крым, после проведения референдума, официально вошла в состав Российской Федерации, что было подвергнуто массивной критике со стороны мирового сообщества и привело к введению антироссийских санкций многими мировыми державами. Так же, правительство Владимира Путина подвергается обвинениям в поддержке сепаратистского движения на Юго-Востоке Украины. Многими журналистами данный этап отношений между Россией и Западом рассматривается как новый этап «холодной войны» и поворотным моментом в жизни России в двадцать первом веке.