• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    История СССР могла сложиться иначе

    Ленин всегда выходил победителем из внутрипартийных столкновений, которых было немало. Он умел убеждать, причем не только при помощи логики. Во время дискуссии вокруг Брестского мира Ильич остался в меньшинстве, что грозило ему политическим проигрышем. Тогда он пообещал выйти из ЦК и напрямую обратиться к массам. Соратники такой перспективы, понятное дело, испугались и вынуждены были поддержать Ленина. Ну, а потом уже сами убедили себя в том, что Владимир Ильич был прав.

    1. Последняя победа

    Талант (если не сказать, гений) полемиста, помноженный на железную волю, придал Ленину несокрушимый авторитет. Рядовые члены партии даже выработали особую технологию, которая помогала им определиться во внутрипартийных спорах: «Голосуй всегда с Ильичем – не ошибешься!»

    Свою последнюю победу, причем над большинством партийных лидеров, Ленин одержал в конце жизни – осенью 1922 года. Тогда он настоял на том, чтобы единое советское государство строилось как союз республик, каждая из которых имела бы право на выход. А ведь почти все ведущие партийно-государственные деятели считали, что национальные республики должны были войти в РСФСР на правах автономий – без права выхода. Именно в этом была суть «плана автономизации», который выработал нарком по делам национальностей И. В. Сталин. Таких же представлений придерживались Ф.Э. Дзержинский, Г.В. Чичерин, Г.К. Орджоникидзе и др.

    Даже вождь Коминтерна и горячий поборник мировой революции Г.Е. Зиновьев был за унитарное государство.

    Самое интересное, что Ленин на первых порах вовсе не протестовал против автономизации. Уже в начале 1922 года вполне могла бы возникнуть единая социалистическая Россия, включавшая в свой состав Украину, Белоруссию и Закавказье. И тогда у нас была бы совсем иная история, и совсем иное государство.

    Но создание единого государства было отложено – по инициативе Сталина. В январе 1922 года нарком иностранных дел Чичерин поставил вопрос – как же быть с представительством национальных республик на международной Генуэзской конференции? Ведущие державы соглашались вести переговоры с РСФСР, но были категорически против участия в них ее сателлитов. Наркоминдел предлагал поступить просто – взять, да и включить республики в РСФСР. Но Сталин посоветовал не торопиться, а подготовиться к процессу объединения как следует – в течение нескольких месяцев. Иосифа Виссарионовича тут даже и упрекнуть-то нельзя - и даже как-то грешно. Уж сколько мы знаем разного рода поспешных реформ, которые только загубили разного рода благие начинания. И, тем не менее, так получилось, что благоприятный момент был упущен. А в течение нескольких месяцев в политическом мировоззрении Ленина произошел очередной крутой перелом. Что же случилось?

    2. Федерация: «за» и «против»

    Ленин пытался вести себя как стопроцентный прагматик от политики и идеологии. Он считал, что в разные периоды можно использовать совершенно разные формы организации – в том числе и государственной. В вопросах о национально-государственном строительстве он следовал за К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые также относились к государству, как орудию реализации политических идей. В принципе, «классики» были против федерации, предпочитая ей унитарную республику. Яснее всего об этом написал Энгельс в 1891 году: «По-моему, для пролетариата пригодна лишь форма единой и неделимой республики. Федеративная республика является еще и теперь в общем и целом необходимостью на гигантской территории Соединенных Штатов, хотя на востоке их она уже становится помехой. Она была бы шагом вперед в Англии, где на двух островах живет четыре нации... Она давно уже сделалась помехой в маленькой Швейцарии... Для Германии федералистическое ошвейцарение ее было бы огромным шагом назад».

    Ленин мыслил также. В 1913 году он писал: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы против федерации. Мы за якобинцев против жирондистов... Мы в принципе против федерации - она ослабляет экономическую связь, она негодный тип для одного государства». А годом позже он высказывался не менее категорично: «Ставить в свою программу защиту федерализма вообще марксисты никак не могут, об этом нечего и говорить».

    В то же самое время Маркс, Энгельс и Ленин признавали, что при определенных условиях федерация может быть необходимой. Например – для того, чтобы предотвратить развал крупного государства. Дескать, если не получается решить вопрос посредством унитаризма, то можно прибегнуть и к федерализму – рассматривая его как переходный этап. Образцом подобной диалектики Ленин считал проект «классиков» по созданию федеративного союза Англии и Ирландии.

    Более того, накануне Февральской революции 1917 года Ленин выступил с проектом создания «Соединенных Штатов мира», заявив о том, что они «являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом,- пока полная победа коммунизма не приведет к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства». («О лозунге Соединенных Штатов Европы»)

    Это уже был типичный красный глобализм, который никогда не «отпускал» Ленина. Можно даже сказать, что Ленин-глобалист постоянно душил Ленина-государственника.

    И единое советское государство Ленин создавал именно как основу этих самых «Социалистических штатов мира».

    3. «Независимость» как пропагандистское оружие

    При этом Ленин, конечно же, не хотел отделения от России «национальных окраин». Более того, он считал, что именно федерализм поможет сохранить государственное единство, столь необходимое для реализации коммунистического проекта. Отсюда и знаменитое право на отделение, которое Ленин и большевики торжественно обещали «нацменьшинствам». Они понимали его как некую формальность, которая окажет грандиозное пропагандистское воздействие на «окраины». Большевики рассуждали примерно так – пусть кто хочет, тот и отделяется, тем более, что процесс отделения идет уже и без нас – полным ходом. Мы потом все вернем назад, главное – выставить себя защитниками «угнетенных» наций.

    Кроме того, большевики считали, что право на отделение станет их мощным пропагандистским оружием в борьбе с британским колониализмом.

    Реальной же независимости никто никому давать не хотел. И это великолепно показали события времен гражданской войны.

    В данном плане весьма занимательна история советизации Закавказья. Здесь большевики достигли вершин имперского «маккиавеаллизма». Известно, что в республиках Закавказья утвердились антибольшевистские режимы - дашнаков в Армении, муссаватистов в Азербайджане и меньшевиков в Грузии. Ликвидировать их, объединив данные территории с Советской Россией, стало возможным лишь на заключительном этапе гражданской войны.

    Летом 1920 года Турция напала на дашнакскую Армению. Большевики не стали противодействовать агрессии и спокойно наблюдали за её развитием. В самый ответственный момент Красная армия просто-напросто блокировала остатки дашнакских войск и триумфально вошла в Ереван.

    Осуществив коммунистический переворот в Азербайджане, Кремль немедленно заручился нейтралитетом Грузии, чье руководство трусливо отказалось хоть как-то поддержать Армению против одинаково враждебных ей красных и турок.

    Более того, Советская Россия временно признала независимость Грузии. Решив же проблемы с Арменией, красные, вместе с Турцией, осуществили прямое военное вторжение и покончили со смехотворной грузинской «независимостью».

    В результате военных и политических побед большевиков сложились все условия для того, чтобы создать централизованную, унитарную Российскую социалистическую республику – с автономиями для «националов». Однако этому воспрепятствовал сам Ленин.

    Что же побудило его выступить против унитаризма? Как представляется, на Ленина повлияла сложная ситуация, которая сложилась в так называемом «мировом рабочем движении».

    4. Ставка на социал-демократию

    Весной 1921 года Ленин решил покончить с «военным коммунизмом», который истощал силы страны и вызвал волну мощных крестьянских восстаний. На X съезде РКП (б) была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), давшая существенные послабления крестьянству. В стране вводился государственный капитализм, подразумевающий наличие многоукладной экономики. Таким образом, во внутренней политике стал преобладать государственный прагматизм.

    Между прочим, Ленин думал о таком повороте еще в начале 1918 года. В марте 1918 года он даже написал статью «Очередные задачи Советской власти», призванную обосновать новый курс. В ней он призвал приостановить атаку на капитал и вступить в компромисс с буржуазией. Иными словами, наиболее дальновидные лидеры большевизма, в частности, Ленин, предлагали начать НЭП еще весной 1918 года. И если бы не гражданская война, то мы имели бы совершенно иную историю социалистического строительства. Очевидно, что партия большевиков стала бы медленно эволюционировать в социал-демократическом направлении.

    Ленин бывал разным и революционные периоды у него сменялись периодами, скажем так, реформаторскими.

    Курс на умеренность проявил себя и в политике внешней, которая была тесно связана с «борьбой за коммунизм во всемирном масштабе». В 1918-1920 годах ставка делалась на победу коммунистических партий в Европе. Ожидалось, что новоиспеченные социалистические государства, обладающие передовой промышленностью, помогут Советской России. Однако этого не произошло.

    Поэтому Ленин решил пойти на сближение с европейской социал-демократией, которая давно уже стала важнейшей частью западного политического истеблишмента. На III конгрессе Коминтерна (июнь-июль 1921 года) был выдвинут проект создания «единого рабочего фронта», призванного соединить расколотое социалистическое движение. Ленин надеялся, что социал-демократия вступится за Советскую Россию перед мировым сообществом и поможет ей восстановить экономику. При этом он, конечно же, не выпускал из виду политические интересы большевизма: «Цель и смысл тактики единого фронта состоит в том, чтобы втянуть в борьбу против капитала более и более широкую массу рабочих, не останавливаясь перед повторными обращениями с предложением вести совместно такую борьбу даже к вождям II и II1/2 Интернационалов».

    Социал-демократы откликнулись на предложение большевиков, и в апреле 1922 года Берлине прошла конференция представителей всех трех Интернационалов. (Помимо II Социалистического и III Коммунистического в то время функционировал еще и т. н. Двухсполовинный Интернационал, объединяющих левых социалистов.) Там обсуждался вопрос о подготовке всемирного рабочего конгресса. Казалось бы, создание единого фронта – есть дело решенное, но в самый последний момент лидеры II и II 1/2 Интернационалов решили проводить рабочий конгресс без коммунистов. Вот это, собственно говоря, и побудило Ленина совершить очередной политический поворот. Он приходит к мысли о том, что советское государство должно строиться в качестве наднационального образования, приемлемого для европейского пролетариата, который якобы пожелает вступить в союз – прообраз мировой коммунистической республики. В Россию европейцы не вступили бы никогда, а вот в конфедерацию социалистических стран – тут еще можно было подумать.

    5. «Нет у революции конца»

    Судя по всему, в конце своей жизни Ильич задумал революционизировать советское общество – с тем, чтобы социализировать всю Европу. Во времена перестройки нас пытались убедить в том, что последние работы Ленина были нацелены на углубление НЭПа и чуть ли не на демократизацию. В пример часто приводили его статью «Как нам реорганизовать Рабкрин?» (январь 1923 года). В ней Ленин предлагал: «Выбрать 75-100 (цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦК из рабочих и крестьян. Выбираемые должны подвергнуться такой же проверке по части партийной, как и обыкновенные члены ЦК, ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами членов ЦК».

    «Перестройщики» умильно трактовали это предложение как яркое проявление демократизма, якобы присущее Ильичу. На самом же деле Ленин надеялся с помощью этих 75-100 новых членов ЦК обуздать различные внутрипартийные группировки и установить режим своей личной власти. Какой тут вообще мог быть демократизм, когда рядовые члены партии использовали технологию «Голосуй всегда с Ильичем!» И можно только согласиться с выводом А.В. Шубина: «Ленин не был настолько наивен, чтобы считать, что новички-рабочие начнут одергивать Сталина и Троцкого. Они должны были служить надежной опорой Ленина в ЦК». («Вожди и заговорщики»)

    Ленин был недоволен усилением позиций Сталина, которого еще недавно сам же и выдвинул в генеральные секретари ЦК. В первой половине 1922 года отношения между двумя руководителями были весьма доверительными. Так, в мае, после первого удара, Ленин попросил Сталина дать ему яд, чтобы избежать дальнейших мучений. Понятно, что для этого нужна была определенная степень близости.

    Но тогда у Ленина был «умеренный» период и ему больше импонировал «аппаратчик» Сталин, для которого главным было укрепление Российского социалистического государства. А вот когда «реформизм» сменился революционаризмом, то Сталин стал неугодным.

    Зато резко возросли «акции» Л.Д. Троцкого, отношения с которым у Ленина всегда были натянутыми. Еще до революции Ленин назвал Льва Давидовича весьма обидным словом «Иудушка». Но и Троцкий тоже за словом в карман не лез и на одном из заседаний Политбюро обвинил Ленина в «хулиганстве».

    И, тем не менее, во внутрипартийной борьбе Ильич обратился за помощью к «Иудушке». В своем письме от 5 марта 1923 года он попросил Троцкого взять сторону руководства Компартии Грузии (Б. Мдивани и др.), которые резко выступали против Сталина, Орджоникидзе, Дзержинского и др. «централистов», а также настаивали на создании советской конфедерации.

    Ленин возлагал большие надежды на Троцкого, как на наркома военных дел и руководителя Красной армии. Во-первых, он, как глава правительства (Совнаркома) стал опасаться усиления партийного аппарата, который возглавлял талантливый управленец Сталин. А Троцкий, будучи наркомом, непосредственно подчинялся Ленину. Сталин тоже был наркомом, но как генсек пользовался известной независимостью. Поэтому-то Ленин и предлагал в своем «Письме к съезду» переместить его с этого поста.

    Во-вторых, «вождь мирового пролетариата» решил сделать ставку на Красную армию и ее вождя – Троцкого. Коминтерну и местным компартиям он не очень-то доверял. В марте 1921 года немецкие коммунисты попытались, по заданию Исполнительного комитета Коминтерна (ИККИ), поднять «пролетарское восстание», но у них ничего не вышло.

    Сближение с Троцким принесло свои плоды. «Уже 6 марта Троцкий послал Сталину замечания к его тезисам «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве», - пишет В.З. Роговин. - В этих замечаниях Троцкий предлагал Сталину сказать о наличии в партии великодержавного уклона и уклона со стороны «националов», подчёркивая при этом, что второй - и исторически, и политически является реакцией на первый. Троцкий также предложил снять содержавшееся в тезисах Сталина категорическое утверждение об уже достигнутом правильном решении национального вопроса в СССР. Сталин принял эти поправки. В исправленных с учётом замечаний Троцкого тезисах доклада Сталина на XII съезде, опубликованных 24 марта в «Правде», на первое место выдвигалась «особая опасность» великодержавного уклона». («Была ли альтернатива?»)

    Трудно сказать – к чему бы привел тандем Ленина и Троцкого, направленный против других руководителей партии. Не исключено, что революция приступила бы к пожиранию «своих детей» задолго до 1937 года. Но Ленин был тяжело болен, и ему трудно было заниматься политикой даже и вполсилы.

    Тем не менее, Ленин успел сорвать автономизацию и навязал модель союза республик – вместо единой республики. И это произошло еще осенью 1922 года.

    Сталин разумно уклонился от прямого боя с Лениным. Он понимал, что обязательно проиграет – авторитет Ленина был воистину запредельным, на что ему и указывал Л.Б. Каменев в записке, поданной во время заседания Политбюро: «Думаю, раз Вл. Ильич, настаивает, хуже будет сопротивляться». И в самом деле, Сталин ничего бы не выиграл, но только подпортил бы свой имидж «верного ленинца». До этого у Сталина не было никаких серьезных трений с Лениным – в отличие от «Иудушки» или, например, Зиновьева, который, вместе с Каменевым, выдал в октябре 1917 года план вооруженного восстания. Сталин вынужден был согласиться с созданием наднационального союза.

    6. Оптимизация СССР

    Будущее показало, что европейский пролетариат вообще не захотел никакой коммунистической революции. Но Советское государство уже существовало как наднациональный союз республик. А такая форма объединения была весьма рискованной. Право на выход сработало как мина замедленного действия, в «перестроечные» 80-90-е годы.

    Возможно, проживи Ленин еще несколько лет, и он бы сам демонтировал СССР, превратив его в унитарную Российскую республику. Но он умер в 1924 году, после чего все его свершения стали восприниматься как нечто сакральное и не подлежащее и малейшей критике. В этих условиях ничего уже изменить было нельзя. Попробуй Сталин выступить против СССР, как его моментально обвинили бы в отходе от ленинизма. (Обвинения в этом и так звучали достаточно часто и звучно.)

    Но Иосиф Виссарионович все-таки не смирился с создавшимся положением и попытался максимально оптимизировать сам СССР, приблизив его к унитарному государству. Кстати, уже и в 1922 году Сталин настоял на некоем компромиссе. Ленин требовал оставить СССР «лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов». («К вопросу о национальностях или об автономизации») По сути, Ильич выступал за создание конфедерации, надеясь, что это облегчит присоединение к Союзу новых стран – европейских, азиатских и т. д. Тем не менее, была выбрана более централистская модель. И если бы Сталин полностью согласился с Лениным, то Союз распался бы еще в 20-е годы – ведь никакой мировой революции не намечалось.

    В 1936 году Сталин использовал новую Конституцию для укрепления единства страны. «Если раньше советская федерация по сути, была договорной, но теперь она становилась конституционной, – пишет Д.О. Чураков. – В прежней конституции СССР 1924 г. текст основного закона начинался с декларации о создании СССР и союзного Договора. В тексте „сталинской Конституции“ ссылок на эти документы уже не содержалось. Тем самым они утрачивали свою силу. СССР становился единым государством. Соответственно этому изменялась и структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права. Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами и могли отражать общенациональные интересы. По-новому распределялись и полномочия между союзным центром и республиками». («Сталинская национальная политика и решение русского вопроса в СССР в 20-30-е годы»)

    И, наконец, самое главное. Сталин ликвидировал т. н. «национальные районы» и «национальные сельсоветы», которые обладали огромным удельным весом.

    «По данным на 1934 год, к категории национальных были отнесены каждый десятый район и каждый восьмой-десятый сельсовет в стране, - сообщает А.О. Вдовин. – Однако в Конституции СССР 1936 года эти нижние этажи советской федерации не были узаконены. К началу 40-х годов многие из них были расформированы, национальный статус нерасформированных уже не подчеркивался». («Российский федерализм как способ решения национального вопроса: (История и современность)»). Да уж, можно только представить себе – на сколько частей распалась бы страна в 1991 году, если бы эти самые национальные районы и сельсоветы продолжали бы существовать.

    К сожалению, Сталин так и не успел исправить все то, что наделал Ленин во время своего очередного революционно-нигилистического «помрачения».

    Специально для Столетия

    Октябрьская революция довершила процесс распада Российской империи на автономные и самостоятельные квазигосударственные образования. Республики, где твердо установилась Советская власть создали тесные связи в военной и политической сферах. Такая форма объединения называлась «договорной федерацией», в которой достигалось единство, через ограничение суверенитета по существу независимых республик.

    По окончании Гражданской войны остро встал вопрос дальнейшего развития союзных отношений между республиками и поиск эффективных путей объединения на новых основах. На стадии создания СССР столкнулись планы устройства союзного государства, которые связывают с именами Ленина, и Сталина.

    Важнейшими предпосылками образования СССР были:

    • идеологическая — диктатура пролетариата;
    • экономическая — общественная собственность на средства производства;
    • общая культурная среда.

    Многовековое совместное проживание в одном государстве предлагало единство, как важнейшее условие для выживания во враждебной среде.

    Совместное решение общих проблем

    Центростремительные процессы в Советских республиках стимулировали:

    • необходимость объединения ресурсов для совместной хозяйственной работы по восстановлению разрушенной Гражданской войной экономики;
    • проведение эффективной внешнеполитической деятельности по всем направлениям сотрудничества;
    • Создание мощной оборонной системы, способной противостоять внешней агрессии.

    Решать эти вопросы сподручнее было общими усилиями, в одном государстве. Но для объединения необходимо было найти приемлемый для всех способ и определить принципы сосуществования в едином государстве.

    План автономизации Сталина

    К лету 1922 года партийные органы Советских республик обратились в ЦК РКП(б)с настоятельной просьбой разработать принципы и формы для единого Советского государства. Поручение создать такой проект получила комиссия Оргбюро ЦК партии, во главе с наркомом по делам национальностей Сталиным.

    Комиссия разработала план устройства Союза на принципах «автономизации» советских республик:

    • государственные образования входили в состав РСФСР на правах автономии;
    • ВЦИК, совнарком и Совет труда и обороны РСФСР оставались высшими органами власти в новом государстве.

    Проект назывался «сталинским», его поддерживали не только видные деятели партии и советского правительства, но и низовые структуры партийно-государственного аппарата, и рядовые коммунисты национальных окраин.

    Однако руководящие органы республик заняли по отношению к проекту автономизации неоднозначную позицию: от одобрения Арменией, Азербайджаном, Закавказским крайкомом, с оговорками Белоруссией, до полного неприятия Грузией и частично Украиной. После вызова на заседание комиссии представителей республик ситуация поменялась на одобрение проекта всеми, кроме воздержавшейся делегации от Грузии.

    При согласовании проблем, центр уступил республикам в частности:

    • за представителями республик резервировались места в Президиуме ВЦИК;
    • назначение уполномоченных в наркоматы Союза согласовывалось с республиками;
    • в зарубежные представительства делегировались сотрудники от субъектов Союза;
    • Наркомфин переведен из общесоюзного разряда в союзно-республиканский.

    В итоге 24 сентября 1922 года, комиссия план приняла и вынесла его на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б). Но в дело вмешался тяжелобольной В. И. Ленин.

    Ленинская формула создания СССР

    26 сентября Ленин направил письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) со своими соображениями по созданию союзного государства. В письме он отверг проект «автономизации» и предложил свою формулу решения вопроса. Альтернативный вариант Ленина предусматривал не «вхождение», а «объединение» республик в Союз Советских Социалистических Республик, наравне с РСФСР.

    План предусматривал необходимость создания высших органов Союза, стоящих над республиканскими, в том числе и над органами власти РСФСР. Основополагающим принципом объединения по ленинскому проекту было полное равноправие субъектов Союза. Под мощным давлением «вождя» Сталин был вынужден признать ошибочным свой проект «автономизации». В последующем взятый за основу ленинский проект был принят во всех инстанциях, с некоторыми дополнениями.

    Принципиальная разница проектов

    Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза». Но конфедерация, при всей ее привлекательности неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией.

    Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу.

    Ленин победил, но с оговорками

    В итоге и по факту, принципы создания СССР предложенные В. И. Лениным были приняты за основу при написании союзного договора. Однако в ходе обсуждений прошли предложения группы Сталина по созданию мощного союзного центра, что по сути было той же «автономизацией», но в иной формулировке. Это стало спасительным чудом для огромной страны, но проиграв на том этапе советской истории, ленинская формула сыграла зловещую роль в судьбе СССР много позже.

    План образования СССР на основе федерации, предложенный В.И. Лениным, предполагал

    План объединения Советских республик в единое государство, предложенный И.В. Сталиным, предполагал

    соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра

    вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета

    Ленинский план создания СССР — равноправие республик.

    «Сталинский» план создания СССР назывался проектом: «автономизации» (республики подчинялись РСФСР).

    Образование СССР

    3.3 Сталинский и Ленинский проекты СССР

    Политическая линия В.И. Ленина и И.В. Сталина на протяжении жизни менялась. Вожди в первую очередь были политиками, которые осознавали, что «говорить надо правильно, а поступать - как необходимо». Т.е., массам можно говорить любые лозунги и давать обещания, но в реальной политике следует принимать только тщательно выверенные решения. Это наглядно проявилось в позиции В.И. Ленина относительно выбора государственного устройства будущего СССР. Накануне II съезда РСДРП Ленин специально останавливается на национальном вопросе в нескольких своих статьях в газете «Искра». В статье «О Манифесте «Союза армянских социал-демократов» он, поддерживая лозунг самоопределения наций, категорически выступает против федерализма и акцентирует внимание на сближение народов. В то время Ленин был противником федерации, считал ее буржуазным институтом и признавал территориально-национальную автономию лишь в порядке исключения. Уже после съезда большевикам и, прежде всего Ленину, пришлось вести борьбу против федерализма в социал-демократической партии и одновременно против принципа культурно-национальной автономии.

    И через 10 лет после II съезда Ленин оставался принципиальным противником федеративного устройства. В этом отношении заслуживает внимание письмо к С.Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г. от Ленина, который посчитал нужным написать следующие слова: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов… Мы в принципе против федерации - она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь. Автономия есть наш план устройства демократического государства». Вместе с тем, о чем уже давно отмечено и в исследовательской литературе, в статьях посвященных Балканским войнам 1912-1913 гг. Ленин подчеркивал, что конкретно-исторические условия могут диктовать необходимость федерации с целью демократического решения национального вопроса.

    Уже в годы Гражданской войны произошло окончательное изменение взглядов В.И. Ленина на суть федерации, как способа государственного устройства. Было ясно - удержать республики в составе унитарной России будет очень непросто и гораздо лучше предоставить им статус республик, пусть даже этот статус будет во многом фиктивным. Но всегда будет возможность в будущем увеличить самостоятельность республик в экономических и внешнеполитических вопросах. Проект В.И. Ленина по устройству СССР отражает его взгляды.

    Ленинский проект был не один, одновременно существовал разработанный проект группой И.В. Сталина, отражавший представления о государственном устройстве.

    Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути тесного объединения с РСФСР, обратились в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была организована комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который с момента создания 1-ого советского правительства возглавлял еще и наркомат по делам национальностей.

    В процессе работы комиссии И.В. Сталин выдвинул план «автономизации», который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

    Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере усиления сепаратистских настроений среди национал-коммунистов значительно окрепли и позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И.В. Сталина отстаивали и В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и др., созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

    Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

    ЦК КП Грузии выступил «против», заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

    Центральное бюро КП Белоруссии в целом, не возражая против резолюции, высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

    ЦК КП Украины проекта не обсуждал, исходя из принципа независимости Украины.

    Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Уже в 1-й день за проект И.В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы - центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили:

    Иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК;

    Согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов;

    Назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и своих представителей внешней торговли.

    Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

    В.И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, но идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект «автономизации» и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу «вступления» республик в РСФСР предложил заменить принципом их «объединения вместе с РСФСР» в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия.

    6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В.И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

    Они охватывают территорию одного-нескольких административных районов, области или республики. Утверждаются правительствами субъектов РФ. В них согласуются(на основе научных данных) и уточняются основы перспективного развития района(области...

    Градостроительная реформа в Российской Федерации. Правила землепользования и застройки поселений

    разрабатываются на основе генеральных планов для части города (посёлка),жилые и промышленные районы, общегородские центры, рекреационные зоны и зоны экологической защиты...

    Градостроительная реформа в Российской Федерации. Правила землепользования и застройки поселений

    2.2.2.1 Проекты планировки разрабатываются для частей территорий городских (сельских) поселений. Он является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки архитектурно-планировочной структуры поселений (кварталов...

    Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.

    На стыке ХIХ-ХХ веков Россия, почти одновременно со странами Западной Европы вступила в высшую стадию капитализма - империализм. Она начала наращивать свой экономический и военный потенциал. Но одновременно Россия восприняла все болезни...

    Исторические типы правопонимания

    Марксистская теория права появилась во второй половине XIX века. Она "исходит из положения, что право - это явление, производное от экономических условий жизни общества на определенном историческом этапе его развития...

    История адвокатуры в России

    К концу 50-х годов 19 столетия, необходимость проведения судебной реформы уже не является просто мыслью прогрессивных общественных деятелей, она приобретает характер неумолимой действительности...

    Кодификация законодательства первой половины XIX века

    Первая половина XIX века характеризуется как начало больших перемен. Перемены затронули важнейшие механизмы страны. Развитие государственной системы России в XIX веке шло в соответствие с тенденцией намеченной в XVIII веке...

    Конституции СССР 1936 года и 1977 года

    По Конституции 1936 года высшим исполнительным и распорядительным органом СССР (правительством) являлся Совет Народных Комиссаров, по Конституции 1977 года - Совет Министров СССР...

    Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.

    XIX в. в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. На престол вступил Александр I. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования...

    Механизм государственно-частного партнерства на примере Санкт-Петербурга

    Прежде чем перейти к анализу инфраструктурных проектов ГЧП в транспортно-логистической сфере, представляется возможным классифицировать инфраструктурные проекты ГЧП, реализованные и реализуемые в Санкт-Петербурге на федеральные...

    Национальные проекты России

    Незаконное строительство на земельных участках на примерах субъектов РФ

    Сельскохозяйственный производственный кооператив-колхоз (СПКК) «Ленинский луч» занимает территорию площадью 1078 га в Красногорском и Одинцовском районах Подмосковья. В 2002-2003 годах этой землей заинтересовался ряд коммерческих структур. И...

    Развитие российской судебной системы. Реформа 1864 года

    В России первой половины XIX века проекты реформы судебной системы разрабатывались тремя силами: представителями общества, для которых либеральные принципы судебной системы были частью их конституционных планов; чиновниками...

    Судопроизводство в Российской Федерации

    1. Суд как орган судебной власти. Судебная система Российской Федерации суд власть исполнение юрисдикция Судебная власть в России принадлежит только судам. Ею наделен и ее осуществляет только суд. Понятие “суд”, как уже отмечалось...

    Характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г.

    Одним из наиболее интересных определений, введенных новым Законом, является "приоритетный инвестиционный проект". В соответствии со ст. 2 Закона под ним понимается "инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций...

    В декабре 2017-го исполняется 95 лет со дня образования СССР - государства, которое просуществовало без малого 69 лет. Во времена Советского Союза особо подчеркивалось единодушное и добровольное вхождения братских республик в СССР. После его распада эта часть нашей истории излагается в учебниках по-другому. Некоторые исследователи утверждают, что одной из главных причин развала Союза в 1991 году стала автономизация. Это мнение не лишено оснований. Давайте узнаем, почему.

    Образование независимых республик

    После ими сразу же было принято несколько важных декретов, включая Декларацию, предоставлявшую народам России право на создание самостоятельных государств. Этим правом воспользовались финны, латыши, поляки, украинцы, эстонцы и другие народы, бывшие ранее подданными Российской империи, теперь же получившие независимость.

    В начале 1918 года III Съезд Советов законодательно закрепил федеративный принцип с широкой автономией для тех народов, которые пожелают остаться в составе РСФСР. Такой подход, с одной стороны, лишал националистические движения на окраинах бывшей империи главной причины для продолжения борьбы, а, с другой, наносил удар по великодержавной идее, которая культивировалась в России до октября 1917 года.

    Тем не менее в ходе Гражданской войны несколько молодых советских республик объединили свои вооруженные силы, финансы, систему связи и транспорт для совместной обороны и последующего восстановления народного хозяйства. В начале 20-х годов будущее такого военно-хозяйственного союза вызвало большие дискуссии. В общем, было предложено три варианта объединения: конфедерация, федерация и автономизация. Это стало одной из государственных задач, нуждавшихся в скором решении.

    Федерация по Ленину

    Руководители некоторых Советских республик, желавшие сохранить самостоятельность, предлагали создать конфедерацию, где не было бы единых государственных органов управления. Но В.И. Ленин, пользовавшийся огромным авторитетом в советском правительстве, раскритиковал идею конфедерации, считая, что в таком государстве будут слишком слабые связи между национальными республиками.

    Впрочем, Ленин не был согласен и с предложением Сталина, согласно которому, автономизация - это объединение советских республик в составе Российской Федерации на правах автономных (независимых и равноправных) участников. Ленин был сторонником федерального устройства Советского Союза. Он, собственно, и придумал это название для будущего государства.

    Федерация, считал Ленин, для многонациональной страны является самой приемлемой формой объединения. Такое государственно-политическое устройство предусматривало бы равноправие всех республик, включая право на выход из Советского Союза. В федерации не должно было быть места чрезмерному централизму и великодержавному шовинизму.

    Сталинский план автономизации

    В 1922 году Сталин занимал пост наркома РСФСР по делам национальностей. Он же возглавил партийно-государственную комиссию, которая разработала проект закона, получившего в истории название "план автономизации".

    Согласно законопроекту, три советские республики - Белоруссия, Украина и Закавказская Федерация (Азербайджан, Армения и Грузия) - должны были стать автономиями в составе Российской Федерации.

    По сути, Сталин предлагал создать унитарное государство с едиными для всех республик органами высшей власти и правовой системой. Другими словами, центральное руководство должно было играть решающую роль во всех сферах жизни союзных республик, которые фактически лишались внутреннего суверенитета.

    Образование СССР

    30 декабря 1922 года делегации советских республик подписали Союзный договор и Декларацию, провозглашавшую В этих документах указывалось, что только вопросы внешней торговли и политики, обороны, связи и финансов будут находиться в ведении центральных государственных органов. Решение остальных дел оставалось в компетенции республиканских властей.

    Таким образом, в основу создания СССР были положены ленинские принципы суверенитета и равноправия, однако, как показало время, только формально. В действительности же права союзных республик постепенно урезались, а само государство становилось унитарным. Очень скоро сталинская автономизация СССР начала претворяться в жизнь.

    Что в итоге?

    Причины некоторых межнациональных конфликтов, возникших на рубеже 80-90-х годов на территории СССР и после его распада на постсоветском пространстве, следует искать в советской эпохе.

    Конечно, в этих проблемах нельзя обвинять лишь принципы автономизации, положенные партийным руководством в основу государственно-национальной политики. До революции дело в этой сфере обстояло не лучше. Тем не менее ущемление суверенных прав республик не могло пройти бесследно.

    Период советской истории, когда шла подготовка к созданию СССР, изучен пока мало, как и сталинская автономизация. Это приводит к противоречивым оценкам современных политических отношений между бывшими когда-то союзными республиками и в любом случае не способствует мирному решению существующих межнациональных конфликтов.

    Сталинский план автономизации.

    В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова) принимается проект Сталина. Грузинский проект отклоняется. Три республики фактически против автономизации, а принимается предложение Сталина! При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на ленуме ЦК передать национальным ЦК как директиву к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы обсуждения направили Ленину в Горки. Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин встречается, с вызванным в Горки, Сталиным и убеждает его изменить параграф 1 проекта. В тот же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз. Надо полагать, что такая формула, при всей демагогичности политики большевиков, была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем СНК Грузии П. Мдивани, с членами ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос "архиважным", убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса в Закавказье. Однако Сталин был недоволен ленинской критикой. Болезненно самолюбивый и обидчивый генеральный секретарь заявил, что позиция Ленина означает "национальный либерализм", По-прежнему Сталин полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать высшим органом в новом союзе. Тем не менее, понимая, что в результате вмешательства Ленина комиссия не примет его предложений, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция - лишь "несколько измененная, более точная формулировка" старой, которая "в основе правильная и безусловно приемлемая". Интересно сравнить два первых параграфа сталинского и ленинского проекта:

    Автономизация.

    "1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками:Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР...

    2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."

    Союзное государство.

    1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в "Союз Советских Социалистических Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода из "Союза".

    2. Высшим органом "Союза" считать "Союзный ЦИК", составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения. 6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.

    Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

    Декларация и Договор об образовании СССР.

    ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР.

    Догово́р об образова́нии СССР - договор, принятый 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Был утверждён 30 декабря 1922 года на Первом съезде советов Союза Советских Социалистических Республик. Утверждение договора юридически оформило создание нового государства в составе четырёх союзных советских республик. Впоследствии стал составной частью первой советской конституции. Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма,- национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма,- взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальностях путём совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий всё более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов. Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнёт, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних. Только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить своё существование и приступить к мирному хозяйственному строительству. Но годы войны не прошли бесследно. Разорённые поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощённые хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советской власти,интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов. Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надёжной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику. Заявляя обо всём этом перед всем миром и торжественно.провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших своё выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании "Союза Советских Социалистических Республик".