• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Тема работы:
    Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 х годов.
    Распад СССР

    Введение

    Актуальность изучения межнациональных отношений в СССР на рубеже 80-90 х годов обуславливается необходимостью пристального внимания к сфере национальных отношений и национальной безопасности государства, поскольку действительность последних лет обусловлена тем, что на территории бывшего СССР развиваются процессы, для которых характерны межнациональные и межэтнические конфликты, усиление напряженности по линии "центр-периферия", выражающиеся в "параде суверенитетов", тенденции автономизации вплоть до сепаратизма, войны в Чечне, росте терроризма и экстремизма. Частью ментальности гражданина России стали вошедшие в лексический обиход слова "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец", "незаконные вооруженные формирования", "межнациональные конфликты" и др. В результате распада СССР нарастает политизация ислама, рост мусульманского фундаментализма, реализация идей панисламизма.
    Ни одна страна в мире, ни один регион не застрахованы от импровизированного взрыва находящихся в боевой готовности "этнических бомб". Как показывают события на Балканах, в Афганистане, на Ближнем Востоке, на Кавказе, современная цивилизация не располагает эффективными военными средствами прекращения уже возникших на национальной почве конфликтов.
    Все это требует качественно новых подходов к анализу и исследованию сложившихся межнациональных отношений, выявлению их особенностей, ведь современная Российская Федерация, также как и СССР, является многонациональным федеративным государством, построенным на договорных отношениях. Межнациональные отношения составляют очень важную часть жизни общества. Их динамичное и сбалансированное развитие является залогом существования Российской Федерации как единого государства. И такое развитие невозможно без глубокого знания и правильного учета уроков давней и недавней истории.
    Степень научной разработанности проблемы. Существует масса работ по истории "перестройки", в которых рассматриваются причины обострения межнациональных отношений и распада СССР. Свое понимание причин распада дают экономисты и правоведы, политологи и социологи, философы и этнографы, историки и представители других специальностей.
    К проблеме исследования природы и специфики межнациональных и межэтнических отношений обращались в разное время (О.И. Аршиба, Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Агаев, В.А. Тишков, В.Г. Казанцев, Э.А. Паин, А.И. Шепилов, В.Л. Суворов, А.А. Котенев, Н.В. Божко, Н.А. Федорова, И.П. Чернобровкин, В.Г. Бабанов, Е.В. Матюнин, В.М. Семенов);
    Влияние национализма на характер политических процессов изучали В.А. Тишков, Э.А. Поздняков, Г.Г. Водолазов, Ю.А. Красин, А.И. Миллер, Н.М. Мухарямов, В.В. Коротеева.
    Влияние этнических общностей и наций на политический процесс рассматривается также в трудах многих западных авторов (П.Л. Ван ден Берг, А. Коэн, Э. Линд, Ф. Таджмен, О. Бауэр, М. Бергесс, Ф. Барт, Б. Андерсон, Э. Смит, К. Энлос, М. Вебер, Н. Глейзер, Э. Дюркгейм, Д. Белл, Г. Каллен, Х. Ортега – и – Гассет, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, П. Сорокин, С. Хантингтон, Ж. Фовэ).
    В середине 1990-х гг. когда началось переосмысление последствий распада единого политического пространства СССР, возникла необходимость научного анализа новых тенденций в процессе взаимодействия России с новыми государствами ближнего зарубежья. 1 Интерес исследователей к данной проблематике подтверждается появлением комплекса серьезных работ, освещающих стратегию власти на постсоветском пространстве. 2
    Таким образом, в научной литературе существуют самые разные, порой противоположные точки зрения на вопросы межнациональных отношений, и оценки роли межнациональных в судьбе СССР. Это свидетельствует о том, что проблема нуждается в дальнейшем серьезном изучении.
    Целью данной работы стал анализ межнациональных отношений в СССР на рубеже 80-90 х годов.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
        проанализировать национальную политику в СССР в указанный период времени;
        выявить возможные причины и истоки проявления межнациональных конфликтов на территории Советского Союза;
        рассмотреть общие причины распада СССР;
        проследить хронологию событий, приведших к распаду СССР;
        выявить роль межнациональных конфликтов в распаде СССР.
    В соответствии с заявленными задачами структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы. Основное содержание работы изложено на 29 страницах.

    1. Межнациональные отношения в СССР

    1.1. Межнациональные отношения и национальная политика в СССР

    Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
    Можно выделить следующие уровни межэтнических взаимоотношений:
    1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
    2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности 3 .
    Для России как многонационального государства обеспечение межнационального мира и согласия, урегулирование межэтнических и этнополитических конфликтов расценивается экспертами как важнейший составной элемент сферы национальной безопасности страны.
    В недавнем прошлом в советский период национальная политика по ряду параметров строилась на иных ценностях и принципах, нежели сейчас. Она, в частности, подчинялась задаче построения социалистического государства, мира социализма. В ней, прежде всего, присутствовала инициатива и определяющая роль КПСС, в то время как структурам исполнительной и законодательной власти приходилось больше конституировать директивы советского партийно-политического руководства.
    Процессы развития современной национальной политики Российского государства имеют свои истоки и базу, основываются на предыдущем опыте как позитивном, так и негативном.
    Национальная политика начального советского периода в стране определялась руководством РКП (б) и была нацелена на привлечение на свою сторону народов российских окраин политикой широких перспектив независимости, самоопределения. На начальном этапе органы народного представительства в лице Советов разных уровней играли весьма активную роль в решении национальных вопросов. Однако с течением времени и с закреплением советской власти на местах партийное руководство стало урезать их самостоятельность в принятии решений. Отношение к народам России со стороны большевиков определялось, в первую очередь, революционной целесообразностью, ради которой они часто шли на уступки, считавшиеся "одним шагом назад".
    В русле этой политики и во исполнение своих деклараций советское руководство пошло на создание Федерации свободных республик в лице Союза СССР, который в скором времени стал не федерацией, а жестко централизованным государством. В практическом плане руководство СССР начало выстраивать весьма громоздкую многоуровневую территориально- административную систему (союзная, автономная республика, автономная область, автономный округ, национальные районы, национальные сельсоветы). При декларировании высоких целей, например, самоопределения, основные документы, включая Конституцию СССР, не предусматривали процедур реализации этих принципов на деле.
    Как показала практика, советское руководство унаследовало от царской России достаточно пренебрежительное отношение к законодательной власти в области национальной политики. Советы по сути являлись исполнителями решений партийного руководства, которое и определяло эту политику. Но, по сравнению с Думой, Советы оказались в еще более уязвимой позиции: они не могли реально даже обсуждать наиболее острые национальные проблемы, а только следовать в фарватере линии партии 4 .
    Вместе с тем, советская власть осуществила ряд принципиально важных решений для развития национальных окраин - развитие экономики, повышение грамотности и образовательного уровня, издание книг, газет и журналов на многочисленных языках народов СССР. Но, вместе с тем, не создавая исследовательскую базу в сфере национальной политики, власть закрывала глаза на наличие скрытых противоречий и часто сама закладывала бомбы замедленного действия в виде произвольно проводимых границ между национальными образованиями, исходя из принципа политической целесообразности. Таким образом, закладывался фундамент многонационального государства, в котором имелись свои сильные стороны и уязвимые места.
    Ввиду закрытости для исследования и обсуждения национальных проблем в научных кругах в советский период, суждения по наиболее острым проблемам национальной политики и межнациональных отношений, прежде всего, выносились высшим партийным руководством страны.
    Принятая в 1977 году Конституция СССР характеризовала построенное в СССР "развитое социалистическое общество" как общество, "в котором на основе сближения всех социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей возникла новая историческая общность людей - советский народ". Таким образом, "новая общность" представлялась в преамбуле новой Конституции одним из основных отличительных признаков "развитого социализма". Советский народ провозглашался главным субъектом власти и законотворчества в стране. "Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов… все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам", - гласила статья 2 новой Конституции. В других статьях декларировалось равноправие граждан вне зависимости от расовой и национальной принадлежности (статья 34), утверждалось, что "экономика страны составляет единый народнохозяйственный комплекс" (статья 16), что в стране имеется "единая система народного образования" (статья 25). В то же время основной закон страны утверждал, что "за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР" (статья 71), каждая союзная и автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую их "особенности" (статьи 75, 81), территория республик "не может быть изменена" без их согласия (статьи 77, 83), "суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР" (статья 80). Таким образом "советский народ" в Конституции представал на словах единым, но реально разрезанным на различные "суверенные" и "особенные" части. Последнее соответствовало также духу никем не отмененной Декларации прав народов России, провозгласившей еще на заре советской власти (2 ноября 1917 г.) не только "равенство и суверенность народов России", но и их право "на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства" 5 .
    Исследователи выделяли в единой "новой исторической общности" явно различающиеся по возможностям реализации своего суверенитета нации, народности, этнические и национальные группы. Единого мнения об их соотношении в советское время так и не было выработано. М. И. Куличенко в своей работе "Нация и социальный прогресс" (1983) полагал, что из 126 национальных общностей, зафиксированных при обработке материалов переписи 1959 года, к категории наций принадлежали 35 национальностей, к народностям - 33, к национальным группам - 35, к этническим группам - 23. Из 123 общностей, выявленных переписью 1979 года, к нациям были отнесены 36, к народностям - 32, национальным группам - 37, этническим группам - 18 национальностей 6 . Но это был лишь один из вариантов типологизации общностей, были и другие, существенно отличавшиеся от приведенного. Разные возможности для реализации своих жизненных интересов имели народы "титульные" и "нетитульные", национальные большинства и меньшинства.
    Экономический кризис, особенно остро обозначившийся в 80-е годы прошлого века, сказался на социально-политической сфере и, как следствие, на состоянии межэтнических отношений в СССР. Высшее руководство страны уже не могло адекватно реагировать на проблемы и вызовы внутренней и внешней политики, а его национальная политика стала приобретать рефлекторный характер. Этот кризис особенно серьезно сказался на национальных отношениях, поставил под сомнение всю советскую систему территориально- государственного и национального устройства, содействовал росту национализма и, в конечном итоге, во многом предопределил развал Союза ССР. Однако кризис привел к тому, что советские руководители все меньше отваживались решать национальные проблемы самостоятельно и все больше - переносить их на законодательный уровень, вследствие чего начала возрастать роль их правового регулирования высшей законодательной властью - Верховным Советом СССР.
    Президент СССР и его окружение слишком быстро пошли на преобразования в политическом плане, не осознав того очевидного факта, что демонтаж советской идеологической интернационалистской системы, которая, по существу, цементировала межнациональные отношения, приведет к краху советской системы национально-территориального устройства страны, что и произошло. Даже их позитивные действия - включение науки в исследование национальных отношений, органов законодательной власти - в процесс их правового регулирования - выглядели уступками и, в конечном итоге, обернулись против них. Как и в переходный период 1917 г. национальные отношения стали инструментом в борьбе за власть между союзным руководством и группировавшимся вокруг Б.Н.Ельцина руководством РСФСР. При этом инициатива явно принадлежала последнему. В результате многие националисты получали все большие послабления, о которых ранее они и не могли мечтать. Возврат к традиционным силовым методам решения споров с ними для советского руководства уже не мог сработать.
    Поздний советский опыт показал, что деятельность в сфере национальной политики может быть эффективной в условиях, когда исполнительная власть проводит достаточно четкую, реалистичную и последовательную политическую линию. Если же действия последней, как это наблюдалось в период перестройки, отличаются отсутствием системы, непоследовательностью и противоречивостью, то и усилия всех ветвей власти станут такими же неэффективными.
    Развернувшаяся политическая борьба за власть в стране в период 1992-93 гг. оказала самое негативное воздействие на становление системы межнациональных отношений. Российский парламент в лице Верховного Совета РФ практически перестал заниматься национальными проблемами, которые все больше и больше использовались противоборствующими силами в своих интересах. Национальная политика стала на время заложницей политической борьбы за власть.

    1.2. Межнациональные конфликты на территории СССР и их истоки

    Территориальный принцип национально- государственного устройства СССР с течением времени обнаруживал все большее противоречие с растущей интернационализацией состава населения "национальных" образований. Наглядным примером являлась Российская Федерация. В ней в 1989 году проживало 51,5 % всего населения СССР. Общее число российских народов чаще всего обозначалось неопределенным выражением: "Более ста". Республика имела сложную иерархическую систему национально-государственного и административного устройства. В ее состав входило 31 национально-государственное и национально-территориальное образование (16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов). Народов-эпонимов (именем которых названы автономные образования) было 31. При этом в четырех автономных образованиях было по два "титульных" народа (в Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкессии, в Ханты-Мансийском автономном округе). У бурят и ненцев было по три автономных образования, у осетин - два (одно в России, другое в Грузии). Дагестанскую АССР населяли 26 коренных народов. Другие этносы своих территориальных национальных образований не имели. Наряду с автономными национальными образованиями РФ включала "русские" края и области, не имеющие официального национального статуса. При такой ситуации среди разных народов естественным образом возникали движения за выравнивание и повышение своего "государственного" статуса или за обретение такового.
    Народы, проживавшие в СССР в рассматриваемый период, существенно отличались друг от друга по темпам роста своей численности. Например, численность народов, каждый из которых насчитывал в 1989 году более миллиона человек, с 1959 года изменилась следующим образом. Количество латышей и эстонцев увеличилось на 3 и 4 %; украинцев и белорусов - на 18 и 26 %; русских и литовцев - на 27 и 30 %; киргизов, грузин, молдаван - на 50-64 %; казахов, азербайджанцев, киргизов - на 125-150 %; а узбеков и таджиков - на 176 и 200 %. 7 Все это создавало естественную озабоченность отдельных народов демографической ситуацией, которая усугублялась нерегулируемой миграцией населения.
    Противоречия в национальной сфере довольно часто выходили из латентного состояния на поверхность общественной жизни. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода давали о себе знать движения советских немцев и крымских татар, утративших в годы Великой Отечественной войны свои автономии, за восстановление национально-территориальных образований. Другие репрессированные ранее народы требовали разрешения возвратиться к местам прежнего жительства (турки-месхетинцы, греки и др.). Недовольство условиями жизни в СССР порождало среди ряда народов (евреи, немцы, греки) движения за право эмигрировать на "историческую родину".
    Протестные движения, эксцессы и другие акты недовольства национальной политикой возникали и по другим поводам. Можно отметить целый ряд событий, происходивших задолго до распада СССР. Отметим лишь некоторые. С 1957, особенно в 1964-1970-х гг., в ответ на усиление курса «сплошной интернационализации» - политики русификации в управлении республиками, перекраивания республик, противопоставления народов-«спецпереселенценцев» коренным и т.д., в ряде республик проявились протестные настроения против национальной политики центра, выливавшиеся нередко и в межнациональные конфликты.
    Так, 24 апреля 1965 года в связи с 50-летием геноцида армян в Турции состоялось несанкционированное стотысячное траурное шествие в Ереване. Студенты и присоединившиеся к ним рабочие и служащие многих организаций шли к центру города с лозунгом "Справедливо решить армянский вопрос!". С полудня на площади Ленина начались митинги. К вечеру толпа окружила здание оперы, где проходило официозное "собрание общественности" в с 8 вязи с годовщиной трагедии. В окна полетели камни. После этого демонстранты были разогнаны с использованием пожарных машин.
    8 октября 1966 года прошли митинги крымских татар в узбекских городах Андижане и Бекабаде. 18 октября они митинговали по случаю 45-летия образования Крымской АССР в Фергане, Кувасае, Ташкенте, Чирчике, Самарканде, Коканде, Янгикургане, Учкудуке. Многие митинги разогнаны. При этом только в Ангрене и Бекабаде были задержаны более 65 человек, 17 из них осуждены за участие в "массовых беспорядках". При разгонах митингов в этих двух городах милицией использовались брандспойты, дымовые шашки и дубинки.
    22 мая 1967 года во время традиционного собрания и возложения цветов к памятнику Тараса Шевченко в Киеве были задержаны за участие в несанкционированном мероприятии несколько человек. Возмущенные люди обступили милицию и скандировали "Позор!". Позднее 200-300 участников собрания направились к зданию ЦК, чтобы выразить протест и добиться освобождения арестованных. Власти пытались остановить движение колонны водой из пожарных машин. Министр охраны общественного порядка республики был вынужден освободить задержанных.
    2 сентября 1967 года милиция разогнала в Ташкенте многотысячную демонстрацию крымских татар, протестующих против разгона 27 августа двухтысячного собрания-встречи с представителями крымско- татарского народа, возвратившимися из Москвы после приема их 21 июня Ю. В. Андроповым, Н. А. Щелоковым, секретарем Президиума Верховного Совета СССР М. П. Георгадзе, генеральным прокурором Р. А. Руденко. При этом были задержаны 160 человек, 10 из них осуждены. 5 сентября 1967 года был издан указ Президиума ВС СССР, снимающий с крымских татар обвинение в предательстве. Им возвращались гражданские права. Татарская молодежь получала право учиться в вузах Москвы и Ленинграда, но татарские семьи не могли приезжать и селиться в Крыму.
    Длительного времени потребовало преодоление последствий столкновения между узбекской и русской молодежью, произошедшего во время и после футбольного матча между командами "Пахтакор" (Ташкент) и "Крылья Советов" (Куйбышев) 27 сентября 1969 года на ташкентском стадионе, вмещающем более 100 тысяч человек. Некоторым данным, было арестовано несколько сотен человек. Вместо придания огласке этих случаев и принятия мер, чтобы не допустить в будущем подобных эксцессов, руководители республики пытались свести к минимуму информацию о масштабах происшедшего. Понимая всю неприглядность случая, особенно на фоне помощи Ташкенту РСФСР и других союзных республик после разрушительного землетрясения 1966 года, Ш. Р. Рашидов не хотел, чтобы инцидент расценивался как узбекский национализм, и сделал все, чтобы скрыть его от Москвы.
    В 1974-1976-х гг. по всем союзным и ряду автономных республик прокатились митинги протеста против новой волны русификации - ограничения языков титульных национальностей, которые зачастую вырастали в серьезную постановку национального вопроса 9 .
    Период 60-80-х годов характеризуется значительным усилением сионистских настроений среди советских евреев, инспирируемых зарубежными сионистскими центрами. Следствием "пробуждения у молодежи еврейского сознания" был рост эмиграционных настроений. По переписи населения, проведенной в январе 1970 года, в СССР насчитывалось 2151 тысяча евреев. Но эта цифра не включала так называемых скрытых евреев, общее число которых по некоторым оценкам составляло до 10 млн. человек. Сионизм и сопутствующий ему как протест против этой идеологии антисемитизм стали серьезной проблемой во многих городах СССР. В целях опровержения обвинений в том, что в СССР якобы проводится политика государственного антисемитизма, была выпущена официозная брошюра "Советские евреи: Мифы и действительность" (М.: АПН, 1972). В ней были представлены факты, показывающие надуманность подобных суждений. В частности, указывалась, что, по данным переписи 1970 года, в СССР евреи составляли менее 1 % от общего количества населения всей страны. В то же время из 844 лауреатов Ленинской премии было 96 (11,4 %) евреев, 564 (66,8 %) русских, 184 (21,8 %) представителя других национальностей. Высшее почетное звание Героя Социалистического Труда получили 55 человек еврейской национальности, дважды этого звания удостоены - 4 еврея, трижды - три представителя этой национальности. В 1941-1942 годах из прифронтовой полосы (западные районы страны, где евреи жили сравнительно компактным населением) было отправлено в глубокий тыл около 2 млн. граждан еврейской национальности (13,3 % от 15 млн всех эвакуированных), что при политике государственного антисемитизма было бы вряд ли возможно. Подчеркивалось также, что "советский паспорт является важным средством национальной идентификации, указание в нем национальности - дань уважения к нации его владельца".
    В прибалтийских республиках распространению антирусских настроений способствовали местные партийные власти, которые совершенно отчетливо проводили политику на обособление групп населения по национальному признаку.
    В январе 1977 года дело дошло до террора на национальной почве. Трое армян, Степанян, Багдасарян и Затикян, являвшиеся членами подпольной националистической партии, приехали в Москву с целью нелегальной борьбы против русских людей. В субботу, 8 января, во время школьных каникул ими были взорваны три бомбы - в вагоне метро, в продмаге и неподалеку от ГУМа на улице 25 Октября. Результатом было 37 погибших и раненых. После неудавшейся попытки взорвать три заряда на Курском вокзале накануне 7 ноября 1977 года преступники были раскрыты.
    После принятия Конституции 1977 года ситуация в межнациональных отношениях не менялась к лучшему и в других регионах страны. Своеобразие и острота ситуации показана в книге О. А. Платонова. "Отток ресурсов Русского народа в национальные регионы СССР, - пишет он, - сильно ослабил главную нацию, резко ухудшил ее материальное положение. Вместо строительства фабрик и заводов, дорог и телефонных станций, школ, музеев, театров в Центральной России ценности, созданные руками русских, обеспечивали условия для преимущественного развития других народов (и прежде всего их правящих слоев). В результате в национальных республиках возникает значительное количество людей, живущих на нетрудовые доходы, за счет спекуляций и махинаций ресурсами русского народа. Именно в этой среде постепенно формируются и переплетаются между собой мафиозные кланы, “опекающие” разного рода “теневиков” и “цеховиков”, и националистические организации (всегда связанные с западными спецслужбами). Весьма характерно, по мнению Платонова, что чем больше та или иная национальная республика неоправданно потребляла за счет ресурсов русского народа, тем сильнее были ее мафиозные и националистические организации (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Эстония). В Грузии мафиозные и националистические организации, тесно переплетенные между собой, стали влиятельной силой общества, а их лидеры - образцом для подражания молодежи, особенно студенческой… Не лучшее положение сложилось и в Армении. Здесь мафиозно-националистические кланы уделяли особое внимание “воспитанию” молодежи. Армянским детям и подросткам с малых лет внушали идеи об исключительности армянской нации. Многие армяне к зрелому возрасту становились убежденными националистами, причем с антирусской направленностью, которую они получали не без помощи широко разветвленной подпольной националистической организации дашнаков. Распад СССР фактически сокрушил все сложившиеся основные структуры общества: государственное пространство, политическую систему безопасности, культуру, инфраструктуру. Сегодня они формируются заново, уже в рамках 15 самостоятельных государств. Столь радикальная трансформация общественных структур нередко становилась источником национальных конфликтов. Коренные перемены в СССР в 1985-1991 г.г. осуществлялись в ходе так называемой "перестройки" - революционной радикальной формы преобразования общества. Как политический термин она противостоит таким понятиям, как "совершенствование", характерное для иного, эволюционного типа развития.
    В российской историографии существует огромный диапазон оценок, мнений и концепций, с разных методологических подходов рассматривающих и объясняющих феномен трансформации Союза ССР в 1980-1991 гг., которые в целом можно дифференцировать в три группы.
    Первая группа исследователей "тектонического сдвига", условно определяемая автором державно-патриотической, анализирует трансформационно- модернизационные процессы с критической позиции - как разрушительные процессы и катаклизмы, обусловленные последовательными провалами в политической, экономической, социальной практиках государственного управления. Различие во взглядах исследователей данной группы заключается лишь в разных определениях конкретных политических, социальных, этносоциальных и прочих акторов, "проваливших" осуществление оптимальных преобразований в единой стране-державе. В.А. Тишков, применяя социально-конструктивистскую парадигму в инструменталистском ключе, определяет всю этническую политику периода перестройки грандиозным провалом, главным аргументом в пользу упразднения СССР для его оппонентов, и "огромным успехом лидеров нерусских национальностей, которым удалось мирным путем расчленить СССР" 10 . Другие эксперты, также придерживаясь парадигмы распада "великой державы", руководствуются "теорией иностранного заговора" и определяют виновниками дезинтеграции – одни – "американский империализм", другие – "международный сионизм", третьи – "сговор внешних и внутренних врагов" и т.д. А.В. Ципко распад державы объясняет сопротивлением самого народа назревшей перестройке, ее ценностям и, соответственно, реформам 11 .
    Вторая группа исследователей, определяемая условно либерально- демократической, исследует исторические события, приведшие к кардинальным изменениям, в т.ч. и к гибели единого государства, как объективный процесс демокр атизации бесправного общества, как в целом позитивно-модернизационное системное явление на пути к общечеловеческим ценностям и общепризнанным международным принципам равноправия народов и права их на самоопределение.
    Третья группа экспертов изучает советское государство как обычную тоталитарную модель, сформированную всей отечественной историей. Советская бюрократическая система также плод предыдущей политической культуры и ее классического имперского мышления. Академик Г. Лисичкин указывает основной проблемой государства и общества имперское сознание народных масс: "Россия больна не с 1917 года. Большевики продолжили и обострили губительные процессы, которые уже не одно столетие подтачивают организм российского общества" 12 .
    Отмечается, что огромный диапазон суждений, взглядов и концепций обществоведов об этом сложном периоде государства и его общества свидетельствует о незавершенности эпохальных преобразований, объективно инициированных политическим руководством страны во всех сферах общественной практики, о доминировании по-прежнему идеологических установок и политического измерения. Подчеркивается целесообразность локализации поиска на выявлении этномобилизующего фактора основных федеральных преобразований, инициированных политической властью.

    2.2. Хронология событий

    Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).
    В период 1989-1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики - хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.
    С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).
    Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году, а на территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.
    Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.
    В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей (ошская резня). Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму - между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии - между осетинами и вернувшимися ингушами 13
    и т.д.................

    Образование СССР. Национальные отношения и национально-государственное строительство в 1920-е годы. В начале 20 века Россия являлась многонациональной империей. Национально-освободительное движение являлось важной составной частью революционного движения в стране. Различные политические силы разрабатывали свои программы решения национального вопроса – от единой неделимой унитарной России до федеративной и т.д.

    В ноябре 1917 г. Советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», в которой провозглашались равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения, отмена национально-религиозных привилегий и ограничений. Правом этим воспользовались Украина, Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия. Программа партии большевиков по национальному вопросу во многом способствовала их победе в гражданской войне. Но, провозглашая право наций на самоопределение, большевики не стремились к расколу России. Напротив, они стремились сохранить по возможности ее целостность.

    В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции между советскими республиками сложился военно-политический союз. Россия, Украина и Беларусь объединили также свои ресурсы, транспорт, финансы, хозяйственные органы, сохранив самостоятельность в вопросах, касающихся внутренней жизни республик. Такой тип национально-государственного устройства называется конфедерацией. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

    По окончании гражданской войны все советские республики заключили между собой и с РСФСР двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличилось число общесоюзных ведомств. В марте 1922 г. Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию.

    Задачи восстановления и развития экономики, социалистического переустройства требовали совершенствования существующих договорно-федеративных отношений. Отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных органов власти, вызывало конфликты между ними. Весной 1922 г. ЦК КП Украины и Белоруссии подняли вопрос о договорных отношениях.

    Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Председателем комиссии стал И.Сталин, нарком по делам национальностей. Ему принадлежала идея «автономизации», т.е. вхождения советских республик в состав РСФСР и подчинения их единому центру. Некоторые республики эту идею отвергли, т.к. она ущемляла их суверенитет. Было принято предложение В.И. Ленина о создании федеративного государства.


    30 декабря 1922 г. в Москве I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право их свободного выхода из Союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

    Юридической основой СССР стала Конституция, принятая в январе 1924г. II съездом Советов СССР. Она провозглашала создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. В ведении республик находились вопросы внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики, транспорта, связи решались на союзном уровне. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. Столицей СССР объявлялась Москва. Конституция СССР сохранила принципы Конституции РСФСР 1918 г. в области избирательного права. Сохранялись многоступенчатая система выборов, открытое голосование, преимущества рабочего класса, лишение избирательных прав эксплуататорских элементов и служителей религиозных культов.

    Национальная политика в СССР была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

    В состав Союза вошли новые республики: в 1924-1925 гг. на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик были созданы Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

    Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа, районы. Уточнялись границы. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 1920-е годы, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

    Предпосылки распада СССР: Вот факторы, носящие общепризнанный характер :1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".2) Разрушение советской системы - резкое оcлабление центра3) Распад КПСС4). Обострение межнаицональных отношений. Национальные конфликты подорвали гос. единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.Факторы, наличие и роль который являются предметом дискуссий :1) Подрывная деятельность иностранных спецслужб и "пятой колонны" внутри страны.2) Республиканский сепаратизм и политическая амбтициозность местных лидеров3) Общеисторические процессы - "все империи однажды ждет распад" - но был ли СССР империей в привычном смысле слова - это еще вопрос. Динамика ослабления центра: Совета оттеснили партию на обчину политической жизни, президент не допустил монополии советов, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул

    Б. Распад КПСС , цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии.а) конец 89-90 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартийб) 90 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС)в) 90-91 гг. - многопартийность. В январе 1991 в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, байкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.В. Ослабление власти советов - следующий этап ослбаления центра (материал в билете 18) Г. Национальные конфликты , " разбегание" республик, парад суверенитетова) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах),б) 1988 - начало армяно-азебайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.в) 1990 - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР. Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе -г) Тбилиси - сент. 1989, Баку - янв. 1990, Вильнюс и Рига - янв. 1991, Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (89-90 гг) : Фергана, Андижан, Душанбе, Ош.Д. Новоогоревский процесс (по названию резиденции Горбачева)1) 90-91 гг. - Обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства)Дискуссии по проблемам: сильный центр - сильные республики, или наоборот.2) 17 марта 1991 Всесоюзные референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за сохранение СССР.3) Новый проект обновленного СССР - ССГ (содружество суверенных государств - конфедерация с сохранением президентской власти) Е. События 19-21 августа 1991 года ("Слово к народу")1) Август 91 Горбачев в Фаросе, на 20 августа намечено подписание нового Союзного договора2) 18 августа Ряд высших должностных лиц предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение ЧП на территории всей страны. Прездиент отказывается. 3) 19 августа - ГКЧП берет в свои руки всю полноту власти (Янаев, Павлов, Пуго, Язов, Стародубцев и др) В обращении к стране говорили о сохранении Союза и социалистических завоеваний народа.В Москву вводятся войска4) 19-20 августа. ГКЧП бездействует. Ельцын организует сопростивление.5) Арест ГКЧП, Горбачев в Москве. Причины нерешительности ГКЧП, характер "обороны" Белого Дома, роль Горбачева в событиях остаются предметом дискуссий.Ж. Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991)1) 5 съезд народных депутатов (5 сент 91) объявляет о переходном периоде и сдает свои полномочия Госсовету СССР (высшие должностные лица республик) и Верховному Совету.2) 9 сент. - Госсовет официально признает независимость Прибалтийских государств.

    3) Попытки возобносить Ноогоревский процесс - 8 республик решились подписать новый союзный договор республик. Процесс затягивается4) 8 декабря - Беловежское соглашение (Ельцын, Кравчук, Шушкевич) : СССР прекращает существование, Россия, Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5) 21 декабря Алма-Атинская встреча лидерорв 9 республик - Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ.

    До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики)6) Горбачев сложил свои полномочия.7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (одной из палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

    По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных проблем.

    С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных силах. Так, годовщина подписания советско-германского пакта 1939 г. (впервые за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее провозглашением независимости этих республик.

    Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а, в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских республиках Средней Азии) до возвращения на историческую родину депортированных народов.

    Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных» национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в 1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство его населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами в Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.

    В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в том числе и с применением огнестрельного оружия, происходили и между различными горскими народами.

    Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались частью центрального руководства СССР и КПСС.

    В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает борьба за независимость, за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя бы приостановить распад Советского Союза.

    Национальный вопрос и национальные отношения

    Национальные отношения всегда связаны с решением определённых этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов, в том числе проблем территории, языка, традиций, духовной жизни в целом.

    Объективной основой возникновения и развития национально-этнических отношений является сосуществование отдельных этносов на единой территории (соседних территориях). Как правило, эти отношения не существуют в чистом виде, они вплетены в сложившиеся экономические, социальные, политические отношения, однако их субъектами являются этносоциальные общности.

    Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов в работе, определённом уровне потребления, собственности. Социальные отношения этносов реализуются в быту, семейной структуре (склонности к межэтническим бракам, или, наоборот, к их избеганию), в структуре производственных коллективов и т.д. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия этносов в осуществлении политической власти, в национально-государственном устройстве, в практике осуществления гражданских прав. Межнациональные отношения в области культуры характеризуют взаимодействие этносов в духовной жизни и направлены, с одной стороны, на сохранение национальной самобытности, с другой - на взаимное обогащение и интернационализацию.

    Взаимодействие национальных общностей характеризуется следующими социальными процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация.

    Под миграцией понимается передвижение этносоциальных групп в пределах этнической территории или переселение на территорию других титульных этносов. (Титульный этнос даёт название территории государства, национально-государственному образованию).

    Довольно часто в западной социологии, этнографии термин «миграция» относят к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

    Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-экономической и политической общности (например, формирование в России у разных этносов одинаковых традиций, обрядов). Во времена существования СССР и социалистического лагеря под интеграцией понимали и хозяйственные связи, развивающиеся по единому плану.

    Консолидация - это процесс слияния относительно самостоятельных этносов и этнических групп, обычно родственных по языку и культуре в единую этносоциальную общность. Например, Алтай-кижи, теленгиты, телеуты, челканцы, кумандинцы в двадцатом столетии сформировались в алтайскую народность.

    Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносоциальных общностей, значительно различающихся по происхождению, культуре, языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса. Как правило, при этом они утрачивают прежнюю национальность (этническую принадлежность), растворяются в социокультурной среде другого этноса. Ассимиляция бывает естественная, добровольная и принудительная. Последняя сопровождается угнетением одного народа другим, социально-экономическим неравенством, нарушением гражданских прав.

    Аккомодация, или адаптация - это приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного существования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Эти термины были заимствованы социологами-позитивистами из биологических наук.

    Аккультурация - это процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в западной этносоциологии аккультурация предстаёт как синоним европеизации, американизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Восточной Европы, России чужих элементов культуры, форм хозяйствования, социальных институтов.

    Идеология и практика регулирования национальных отношений в СССР, несмотря на их официальную интернационалистскую оболочку, формировали этническое самосознание граждан как путём официальной регистрации этнического происхождения по одному из родителей, так и путём огосударствления этничности в системе национально-государственного устройства.

    Российская империя, в отличие от западных государств, насильно вытеснявших и уничтожавших коренные этносы (аборигенов) на завоёванной территории, создавала условия для сохранения этносов и обеспечивала им военно-политическую защиту. Большинство народов вошло в состав Росси добровольно. Тем не менее, уровень социально-экономического и культурного развития большинства этносов различался значительно, что приводило к периодическим обострениям национального вопроса.

    Под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении одной нации другой, об их неравноправии и социально-экономическом неравенстве, освобождении и самоопределении этноса.

    В учебных пособиях и словарях можно встретить и другое определение, где акцент делается на системе взаимосвязанных проблем развития народов. Правильнее, на наш взгляд, первое определение, поскольку о самом национальном вопросе вспоминают, когда общество сталкивается с определёнными противоречиями, дисфункциями, несправедливостями.

    Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключительно сложными и не всегда поддаются успешному разрешению даже в развитых демократических странах. Десятилетиями сохраняется курдский национальный вопрос в Турции, французский - в Канаде (Квебек), ирландский - в Великобритании (Ольстер). Этническую напряжённость отмечают социологи во взаимоотношениях между испанцами и басками, валлонами и фламандцами в Бельгии и т.д.

    Ещё задолго до Октября 1917 года большевики предложили для решения национального вопроса принцип полного равноправия наций. После прихода к власти большевиков Сталиным была произведена подмена принципа самоопределения понятием отделения, выхода из состава государства (сецессии).

    Самоопределились, в смысле отделения, ещё при Временном правительстве польская, финская, литовская, латышская и эстонская нации. Самоопределение же советских республик через отделение, в условиях военной и хозяйственной разрухи, было равносильно самоубийству. К моменту революции Россия, в основе своей, оставалась традиционным обществом с глубокими общинными традициями, патриархальным азиатским способом производства, тяготевшим к административным методам управления экономикой. Эти причины существенно повлияли на форму самоопределения. Сталин - нарком по делам национальностей, затем глава государства - фактически заложил традицию отношения к самоопределению исключительно как отделению, которое, в свою очередь, оказывалось иллюзорным, так как право рабочего класса на укрепление своей диктатуры считалось выше права на самоопределение.



    В итоге один вид господства - от имени великорусской нации сменился другим - от имени великорусского пролетариата. Русская нация сохранила в административно-политическом аспекте доминирующее положение в СССР. При этом в социально-экономическом смысле русский этнос десятилетиями жил отнюдь не лучше политически зависимых братьев по социализму.

    На словах провозглашалась недопустимость принудительного ассимиляторства. Если ассимиляция осуществляется без принуждения, то ничего предосудительного в ней нет. В странах Западной Европы и Америки активно ассимилируются иммигранты. На практике же проводилась линия на принудительную ассимиляцию малых народностей, ликвидацию организаций, занимавшихся национальными делами. В середине 30-х годов были ликвидированы 250 национальных районов, в том числе немецкий национальный район на Алтае, 5300 национальных сельских Советов. В докладе Сталина о проекте конституции утверждалось, что в стране существует 60 этносоциальных общностей, хотя ещё во время переписи 1926 года были учтены 194 этноса. В 40-х годах ликвидированы автономии немцев Поволжья, калмыков, крымских татар, балкарцев, ингушей, чеченцев-акинцев и других народов, а сами они депортированы - принудительно выселены с этнических территорий с лишением гражданских прав.

    В языковой политике отчётливо прослеживались элементы «русификации». Сегодня из 120 языков, распространённых на территории России, только для четырёх (русского, татарского, башкирского и якутского) доступно полное среднее образование.

    Поскольку этническая структура общества была построена по принципу ветвящегося дерева (автономные округа входили в области, автономные области - в края и т.д.), малые этносы оказывались в подчинении у более крупных. Поэтому, например, в Таджикистане игнорировали проблемы народностей Памира, а в Азербайджане - Нагорного Карабаха. Некоторые этносы стали объектами настоящего этноцида, то есть уничтожения по признаку принадлежности к этнически общностям или создания условий для их суженного воспроизводства. Это касается, прежде всего, народностей Севера и Сибири, которые сохранялись в течение 5-6 тысячелетий и были подорваны за 30-40 лет. Их численность сокращается, а средняя продолжительность жизни намного ниже общероссийской.

    Эти печальные факты и тенденции не должны заслонять выдающихся достижений СССР в области экономики и культуры большинства наций. Многие из них обрели свою письменность и достигли уровня образования, сравнимого с развитыми странами мира, создали национальный кинематограф и литературу. С 1922 по 1985 г.г. объём промышленной продукции Казахстана вырос в 950 раз, Таджикистана - 905 раз, Киргизстана - в 720 раз. Национальные окраины развивались гораздо более высокими темпами, чем Россия. Убедительным испытанием дружбы наций стали страшные испытания Великой Отечественной войны и общенародная победа над фашизмом.

    Мы уделили большое внимание допущенным ранее ошибкам и просчётам в национальной политике, потому что именно они создали предпосылки для резкого обострения национальных отношений в конце 80-х начале 90-х годов. Политика гласности всколыхнула все старые обиды, а кризисные явления в экономике большинства регионов подготовили почву сначала для распространения национализма, а затем и общественно-политических движений за отделение от СССР.

    Этнонационализм - это провозглашение приоритета этнических ценностей над личностными и групповыми, пропаганда исключительности и превосходства одной нации над другими.

    Подъём национального самосознания сопровождался ростом напряжённости и конфликтности в межнациональных отношениях, появлением сильных центробежных тенденций. Авантюризм политиков довершил развал Советского Союза.

    Перед социологами, этнологами, юристами встали новые серьёзные вопросы, потребовавшие специальных исследований. С особой остротой встала проблема форм реализации суверенитета национально-государственных образований - субъектов Российской Федерации. Резко возросла миграционная активность русских и русскоязычных национальных групп в бывших республиках СССР. Ухудшилось социальное самочувствие. Если в период застоя реальной была ассимиляция русскими остальных национальностей, то сегодня можно говорить о другой крайности - принудительной ассимиляции русских, а в некоторых республиках - Чечне, Латвии, Эстонии - о вопиющих нарушениях гражданских прав, этнических чистках.

    На геополитическом пространстве бывшего СССР резко возросло количество этнических конфликтов, то есть таких, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Усилились диспропорции между этнической и социальной структурами в республиках. Ещё в 70-е годы при сохранении моноэтничности сельского населения престижные профессии стали превращаться в привилегию титульной национальности, а доля последней в составе рабочего класса сокращаться. Под влиянием эмиграции русскоязычного населения в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане почти исчез национальный рабочий класс. Казахи составляли не более 1% среди рабочих в промышленности в середине 80-х годов, а сегодня их доля снизилась до 0,5%.

    Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности - «советском народе» - очередными мифами «развитого социализма».

    С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа) .

    Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа-Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

    Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

    Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

    На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

    Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием «Заявления 9 + I», в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

    Распад СССР вступил в решающую стадию в августе 1991 года. О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украине прошел референдум, на котором население республики высказалось за свою независимость. 8 декабря руководители России, Украины, Белоруссии Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявили о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате ск СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.