• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько раньше в Монголии (в основном в этих страны местные коммунистические партии взяли власть в конце 40-х гг. 20 в.).

    В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны.

    Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

    В январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). С помощью этой организации осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского договора.

    В конце 80-х гг. 20 в. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26% территории земного шара и насчитывающих 32% мирового населения.

    В конце 80-х гг. 20 в. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно – во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии – в результате вооруженного восстания.

    34. Крах колониальной системы, формирование «третьего мира». Конфронтация двух сверхдержав – сша и ссср

    Страны, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД) получили название «третий мир». Третий мир являлся ареной соперничества развитых держав. После угасания холодной войны во второй половине 1980-х гг. в качестве определяющего признака Третьего мира стали понимать низкий уровень доходов на душу населения и человеческого развития.

    Решающий слом колониальной системы произошёл после Второй мировой войны в результате начала процесса гуманизации и демократизации общества.

    С большим трудом приобрела национальную независимость Индия, во многом благодаря начатой Махатмой Ганди кампании пассивного противодействия и в 1947 Индия обрела независимость, а в 1960 ещё целый ряд африканских владений. Французы ушли из Французского Индокитая. Относительно спокойно преобразовалась некогда могущественная империя Нидерландов.

    Ликвидация колониальной системы не во всех случаях имела положительные последствия. Поскольку на место смешанной администрации в лице собственного чиновничества и чиновничества метрополии с их в течение многих лет отрабатываемой управленческой политики, пришли слабые коррумпированные режимы стран Третьего Мира, которые не способны добиться справедливого соотношения цен на внутренних рынках, обеспечить контроль за возвратом валютной выручки и увеличить собираемость налогов для развития собственной образовательной и научной сферы.

    Новое обострение в «холодной войне» наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

    В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия. Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»).

    Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983 - 1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

    Пришедший к власти в СССР в 1985 году М. С. Горбачёв с самого начала взял курс на улучшение отношений с США и Западом.

    После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

    Предыстория

    К 1947-1948 гг. в странах Центральной и Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания) к власти пришли коммунистические партии, подчиненные Москве. Все другие партии были вытеснены из политической жизни. Был установлен режим единовластия и взят курс на строительство социализма по модели СССР.

    Для стран социалистического лагеря были характерны следующие черты.

    • Однопартийная система.
    • Тоталитарный социализм (тоталитаризм).
    • Национализация промышленности, торговли и финансов.
    • Госпланирование. Командно-административная распределительная система .

    События

    1947 г. - создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), посредством которого Москва руководила странами соцлагеря.

    ГДР

    1953 г. - восстание в ГДР из-за снижения уровня жизни.

    Установление просоветских и социалистических режимов на территории Восточной, Юго-восточной и части Центральной Европы позволило включить страны, располагавшиеся на этих территориях, в т.н. социалистический лагерь. К государствам, попавшим в орбиту СССР в Европе , относятся: Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, Албания, Югославия и Германская Демократическая республика (ГДР). Установление политических режимов советского образца повлекло за собой преобразования и реформы, скопированные с СССР. Так, во всех вышеперечисленных странах, в конце 1940 - начале 1950 гг. была проведена аграрная реформа, началось преследование диссидентов (т.е. людей, не согласных с политическим режимом) , практически все сферы жизни общества были подчинены государству. Для укрепления взаимосвязей и поддержания экономики в 1949 году был основан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) , куда вошли все государства, за исключением Югославии (Рис. 1). В 1955 году, в Варшаве, между СССР, Польшей, Чехословакией, Венгрией, ГДР, Румынией и Болгарией, был подписан договор о создании военного блока, во многом для противостояния с НАТО, созданным в 1949 году. Этот блок социалистических стран получил название ОВД - Организация Варшавского договора.

    Рис. 1. Здание СЭВ в Москве ()

    Первые трещины в едином социалистическом лагере произошли в 1948 году , когда югославский лидер Йосип Броз Тито , желавший вести, во многом, свою политику без согласования с Москвой, в очередной раз сделал своевольный шаг, что послужило обострению советско-югославских отношений и их разрыву. До 1955 года Югославия выпала из единой системы, и больше туда целиком не возвращалась. В этой стране возникла своеобразная модель социализма - титоизм , основанная на авторитете лидера страны Тито. При нём Югославия превратилась в страну с развитой экономикой (в 1950-1970 гг. темпы производства выросли в четыре раза), авторитет Тито скреплял многонациональную Югославию. Идеи рыночного социализма и самоуправления были положены в основу югославского процветания.

    После смерти в 1980 году Тито, в государстве начались центробежные процессы, что привело страну к распаду в начале 1990-х гг., войне в Хорватии, массовому геноциду сербов в Хорватии и Косово.

    Второй страной, которая вышла из объединённого социалистического лагеря и больше в него не входила, была Албания. Албанский лидер и убеждённый сталинист - (Рис. 2) - не согласился с решением ХХ съезда КПСС по осуждению культа личности Сталина и разорвал дипломатические отношения с СССР, выйдя из СЭВ. Дальнейшее существование Албании имело трагический характер. Единоличный режим Ходжи привёл страну к упадку и массовой бедности населения. В начале 1990-х гг. между сербами и албанцами стали вспыхивать национальные конфликты, выливающиеся в массовое уничтожение сербов и оккупацию исконно сербских территорий, продолжающееся по сей день.

    Рис. 2. Энвер Ходжа ()

    В отношении остальных стран соцлагеря проводилась более жёсткая политика. Так, когда в 1956 году вспыхнули волнения польских рабочих , протестующих против невыносимых условий жизни, колонны были расстреляны войсками, а лидеры рабочих найдены и уничтожены. Но в свете политических преобразований, происходивших в это время и в СССР, связанных с десталинизацией общества , в Москве согласились поставить во главе Польши репрессированного при Сталине Владислава Гомулку . Позже власть перейдёт к генералу Войцеху Ярузельскому , который будет бороться с набиравшим политический вес движением «Солидарность» , представлявшим рабочих и независимые профсоюзы. Лидер движения - Лех Валенса - стал лидером протеста. На протяжении 1980-х гг. движение «Солидарность» набирало всё большую популярность, несмотря на преследования властей. В 1989 году, с распадом социалистической системы, в Польше к власти пришла «Солидарность».

    В 1956 году вспыхнуло восстание в Будапеште . Поводом послужили десталинизация и требование рабочими и интеллигенцией честных и открытых выборов, нежелание находиться в зависимости от Москвы. Восстание в скором времени вылилось в преследование и аресты сотрудников венгерской госбезопасности; часть армии перешла на сторону народа. По решению Москвы, в Будапешт были введены войска ОВД. Руководство Венгерской партии трудящихся, возглавляемое сталинистом Матиашем Ракоши, вынуждено было поставить на пост премьер-министра Имре Надя . Вскоре Надь заявил о выходе Венгрии из ОВД, что вызвало гнев Москвы. В Будапешт были опять введены танки, и восстание было жестоко подавлено. Новым лидером стал Янош Кадар , который репрессировал большую часть восставших (Надь был расстрелян), но стал проводить экономические реформы, способствовавшие тому, что Венгрия превратилась в одну из самых процветающих стран соцлагеря. С крушением социалистической системы, Венгрия отказалась от прежних идеалов, к власти пришло прозападное руководство.

    В 1968 году в Чехословакии было избрано новое коммунистическое правительство во главе с Александром Дубчеком , который хотел провести экономические, социальные и политические преобразования. Видя послабление во внутренней жизни, вся Чехословакия была охвачена митингами. Видя то, что социалистическое государство стало тяготеть к миру капитала, лидер СССР Л.И. Брежнев приказал ввести в Чехословакию войска ОВД. Неизменяемое ни при каких обстоятельствах соотношение сил между миром капитала и социализма после 1945 года получило название «Доктрина Брежнева» . В августе 1968 года войска были введены, всё руководство компартии Чехословакии было арестовано, танки открыли огонь по людям на улицах Праги (Рис. 3). Вскоре Дубчек будет заменён просоветским Густавом Гусаком , который будет придерживаться официальной линии Москвы.

    Рис. 3. Бунт в Праге ()

    Болгария и Румыния на протяжении всего периода существования соцлагеря будут оставаться верными Москве в своих политических и экономических преобразованиях. Болгарские коммунисты во главе с Тодором Живковым будут неукоснительно вести свою внутреннюю и внешнюю политику, оглядываясь на Москву. Румынский лидер Николай Чаушеску время от времени заставлял понервничать советское руководство. Он хотел казаться независимым политиком, на манер Тито, но быстро показывал свою слабость. В 1989 году после переворота и свержения коммунистической власти Чаушеску вместе с супругой расстреляют. С распадом общей системы, в этих странах к власти придут прозападные силы, которые будут настроены на евроинтеграцию.

    Таким образом, страны «народной демократии » или страны «реального социализма » на протяжении последних 60 лет пережили трансформацию от социалистической системы к капиталистической системе во главе с США, оказавшись во многом зависимыми от влияния нового лидера.

    1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

    2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

    3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

    2. Энциклопедия всемирных исторических имен, названий, событий ().

    1. Прочитайте Главу 18 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-6 на с. 213.

    2. В чём проявилась консолидация стран соцлагеря в экономике и политике?

    3. Охарактеризуйте «Доктрину Брежнева».

    Ошибочно считать, что послевоенные коммунистические режи-мы были обязаны своим появлением исключительно СССР. При непосредственном участии СССР коммунистические режимы утвердились только в четырёх странах: Польше, ГДР, Румынии и Венгрии. Советские войска оставались на территории этих госу-дарств. К Югославии и Албании Советский Союз имел мало отно-шения. В Китае , Корее и Вьетнаме коммунистические партии были обязаны своим влиянием собственному участию в освободи-тельном движении этих стран от японской оккупации, а не совет-скому вмешательству.

    Новые режимы первоначально ощущали определённую под-держку населения, поскольку проводили давно назревшие преоб-разования, способствуя индустриализации этих стран. В более от-сталых аграрных государствах приверженность коммунистов про-грессу и модернизации находила ещё больший отклик.

    Коминформ

    Формирование коммунистических правительств в этих странах завершилось вскоре после воссоздания международной коммунис-тической организации. В 1947 г. вместо Коминтерна, распущенного Сталиным в 1943 г., был создан Коминформ (Коммунистическое информационное бюро). Его резиденция находилась в Белграде, там же выходила газета «За прочный мир и народную демократию».

    Кроме компартий восточноевропейских стран, в Коминформ вошли две массовые коммунистические партии Запада — французская и итальянская. Формально партии в рамках Коминформа были суверенными, но фактически ими, как и в Коминтерне, руководили из Кремля. Главное отличие Комин-форма от Коминтерна заключалось в том, что в первом были представлены только компартии социалистического лагеря, а также две западные массовые компартии, а в Коминтерн входили все коммунистические партии и группы, со-гласные с его уставом. Этих групп и партий насчитывалось довольно много, и управлять ими было сложно.

    В 1949 г. в «целях содействия планомерному развитию народного хозяйства» был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, в которую первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран (1949 г. — Албания, 1950 г. — ГДР, 1962 г. — Монголия). Материал с сайта

    На этой странице материал по темам:

    Современный мир, с учетом наличия в нем многих антагонистических государств, является однополярным. Чего не скажешь о событиях, происходивших несколько десятков лет назад. «Холодная война» разделила мир на страны лагеря, между которыми существовала постоянная конфронтация и нагнетание ненависти. Что же представляли собой страны социалистического лагеря, вы узнаете из следующей статьи.

    Определение понятия

    Понятие довольно широкое и противоречивое, но дать его определение возможно. Социалистический лагерь - это термин, который обозначает страны, ставшие на путь социалистического развития и поддержания советской идеологии, причем независимо от поддержки или враждебности к ним СССР. Яркий пример - некоторые страны, с которыми у нашей страны было скорее политическое противостояние (Албания, Китай и Югославия). В исторической традиции названные выше страны в США называли коммунистическими, противопоставля их своей демократической модели.

    Вместе с понятием «социалистический лагерь» использовались также синонимичные термины - «социалистические страны» и «социалистическое содружество». Последнее понятие было характерным для обозначения стран союзников в СССР.

    Истоки и формирование социалистического лагеря

    Как известно, Октябрьская социалистическая революция была проведена под интернациональными лозунгами и декларированием идей мировой революции. Эта установка была ключевой и сохранилась во все годы существования СССР, но многие страны не последовали такому российскому примеру. Но после победы во Второй мировой войне многие страны, в том числе и европейские, последовали модели социалистического развития. Симпатия к стране - победителю нацистского режима - сыграла свою роль. Так, некоторые государства даже поменяли свой традиционный политический вектор с Запада на Восток. Расстановка политических сил на земле изменилась коренным образом. Поэтому понятие «социалистический лагерь» - это не какая-то абстракция, а конкретные страны.

    Концепция стран социалистической ориентации воплощалась в заключении дружественных договоров и в последующей взаимопомощи. Группы стран, которые образовались после войны, также принято называть военно-политическими блоками, которые не раз находились на рубеже военных действий. Но в 1989-1991 году СССР распался, а большинство социалистических стран взяли курс на либеральное развитие. Распад социалистического лагеря был обусловлен как внутренними факторами, так и внешними.

    Экономическое сотрудничество стран социалистического содружества

    Главным фактором создания социалистического лагеря являлась экономическая взаимопомощь: предоставление кредитов, торговля, научно-технические проекты, обмен кадрами и специалистами. Ключевым из перечисленных видов взаимодействий является внешняя торговля. Этот факт далеко не значит, что социалистическое государство должно торговать только с дружественными странами.

    Все страны, входившие в социалистический лагерь, продавали на мировом рынке продукцию своей народной экономики и получали взамен все современные технологии, промышленное оборудование, а также сырье, необходимое для производства тех или иных товаров.

    Страны социалистического лагеря

    • Народная Демократическая Республика Йемен;
    • Социалистическая Республика Вьетнам;
    • Демократическая Республика Афганистан;
    • Монгольская Народная Республика;
    • Китайская Народная Республика;
    • Народная Республика Кампучия;
    • Корейская Народно-Демократическая Республика;
    • Лаосская Демократическая Республика.

    Южная Америка:

    • Республика Куба;
    • Народное Революционное Правительство Гренады.
    • Германская Демократическая Республика;
    • Народная Социалистическая ;
    • Польская Народная Республика;
    • Чехословацкая Социалистическая Республика;
    • Народная Республика Болгария;
    • Социалистическая Республика Румыния;
    • Социалистическая Федеративная Республика Югославия;

    Существующие социалистические страны

    В современном мире также существуют страны, которые в том или ином смысле являются социалистическими. Корейская Народно-Демократическая республика позиционирует себя как социалистическое государство. Точно такой же курс имеет место в Кубинской Республике и странах Азии.

    В таких восточных странах, как Китайская Народная Республика и Вьетнам, государственным аппаратом управляют классические коммунистические партии. Несмотря на этот факт, в экономическом развитии этих стран прослеживаются капиталистические тенденции, то есть частная собственность. Подобная политическая и экономическая ситуация наблюдается и в Лаосской Республике, которая также входила в социалистический лагерь. Это своеобразный способ совместить рыночную и плановую экономику.

    В начале XXI столетия социалистические тенденции стали возникать и закрепляться в Латинской Америке. Возникла даже целая теоретическая доктрина «Социализм XXI», которая активно применяется на практике в странах третьего мира. На 2015 год социалистические правительства находятся у власти в Эквадоре, Боливии, Венесуэле и Никарагуа. Но это не страны социалистического лагеря, такие правительства возникли в них уже после его распада в конце XX века.

    Маоистский Непал

    В середине 2008 года в Непале произошла революция. Группа коммунистов-маоистов свергла монарха и одержала победу на выборах в качестве Коммунистической партии Непала. С августа главой государства является главный партийный идеолог Баурам Бахаттараи. После этих событий Непал стал страной, где в политической и экономической жизни действует курс с явной коммунистической доминантой. Но курс Непала явно не похож на политику, которую проводили СССР и социалистический лагерь.

    Социалистическая политика Кубы

    Куба очень давно считается социалистическим государством, но в 2010 году глава республики взял курс на экономические перемены по китайскому образцу модернизации социалистического общества. Центральный аспект этой политики - увеличение роли частного капитала в экономической системе.

    Таким образом, мы рассмотрели страны социалистической ориентации как прошлого, так и современности. Социалистический лагерь - это совокупность стран, дружественных СССР. Современные государства, проводящие социалистическую политику, не входят в этот лагерь. Это очень важно учитывать для понимания тех или иных процессов.

    Укрепить пошатнувшиеся позиции Советского Союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В этом направлении они действовали весьма осмотрительно (по крайней мере до чехословацкого кризиса), в основном методом проб и ошибок, но все же добиваясь ощутимых результатов.

    Новые руководители начали с миролюбивого жеста в сторону Пекина, прекратив полемику и отложив конференцию компартий, которую Хрущев предполагал созвать в декабре 1964 г. Примирительные настроения, допускавшие возможность некоторых уступок, преобладали и в отношении к Румынии, которая отстояла свой экономический выбор и формы своего участия в СЭВ. Укрепление советских позиций произошло и среди коммунистических партий Латинской Америки, собравшихся в декабре 1 964 г. на конференцию в Гаване. СССР одобрил результаты конференции и поддержал вооруженную борьбу во многих странах Латинской Америки, продемонстрировав тем самым твердую решимость нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

    Эта позиция способствовала сближению с Кубой и ухудшила отношения с Китаем, который после «истории» с советскими ракетами на Кубе укрепил свои позиции в третьем мире. СССР оказал, далее, большую экономическую и военную помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму, которые были скорее «клиентами» Китая. Благодаря этой помощи обе страны заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

    Компромисс, на который пошел Советский Союз с Ф.Кастро по вопросу о вооруженной борьбе в Латинской Америке, как и помощь Ханою в момент усиления американского вмешательства во Вьетнам указывали на то, что СССР отдавал предпочтение налаживанию отношений с социалистическим лагерем - даже в ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами.

    Принятые на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. решения подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике в послехрущевский период. Мирное сосуществование уже не рассматривалось как «генеральная линия внешней политики Советского Союза». Эта идея, конечно, продолжала присутствовать в отношениях между Востоком и Западом, но во всех других случаях «соревнование между двумя лагерями было как никогда активным». Если мирное сосуществование и оставалось целью советской политики, оно тем не менее перестало быть грандиозным замыслом урегулирования разнообразных аспектов эволюции международной системы. Усиление американского военного вмешательства во Вьетнаме, которое доказало Советскому Союзу, что он не может отвратить Соединенные Штаты от «экспорта контрреволюции», имело прямое отношение к переоценке советским руководством идеи «мирного сосуществования». В этом контексте укрепление социалистического лагеря получало неоспоримый приоритет.

    Несмотря на несомненные успехи советских руководителей в стремлении восстановить полный контроль над социалистическим лагерем, им предстояло преодолевать определенные сложности, в особенности в отношениях с кубинцами, китайцами и, в скором времени, с чехами и словаками. На XXIII съезде КПСС делегат Кубы выступил с прямым упреком в адрес Советского Союза, который, по его мнению, не шел «на необходимый риск в своих отношениях с Вьетнамом». Радикализм кубинской оппозиции мог подтолкнуть в том же направлении другие латиноамериканские компартии, тем более в условиях, когда Че Гевара призывал «создать два, три, много Вьетнамов, чтобы лишить Соединенные Штаты их могущества».

    Надо отметить, что во вьетнамском конфликте советское правительство действовало осторожно. Оно удержалось, например, от предоставления Ханою некоторых видов оружия, которые могли бы сразу резко обострить конфликт (неядерные ракеты «земля - море», которые могли бы поражать крупные корабли 7-го американского флота, с которых производилась бомбежка Северного Вьетнама). Китай, хотя и не принявший в 1965 г. советского предложения оказывать совместную военную и экономическую помощь Ханою, не удержался от того, чтобы заклеймить «советскую трусость» перед лицом американской агрессии. В 1965 г. он потребовал от своих союзников разоблачать позицию Советского Союза. Однако начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» почти полностью исключила его из международной жизни к глубокому облегчению Советского Союза. К этому времени Китай перестал относить такие страны, как Куба, Северная Корея и Северный Вьетнам, к «социалистическим». Военный переворот в Индонезии осенью 1965 г. обезглавил мощную компартию этой страны, самую многочисленную за пределами социалистического лагеря, и лишил Китай главного союзника как в его азиатской политике, так и в коммунистическом движении (в полемике Китая с Советским Союзом индонезийские коммунисты стояли на стороне Китая).

    В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: политическая жизнь, конечно, продолжала оставаться под абсолютным контролем партии, однако в сфере культуры была допущена некоторая свобода, а главное, разумная экономическая политика обеспечивала в Венгрии исключительные для коммунистической Восточной Европы условия жизни. Положение в Венгрии сильно контрастировало с ситуацией в Чехословакии, в предвоенный период самой развитой стране Центральной Европы, Суровый политический режим, экономические срывы, особенно тяжело переносимые из-за того, что страна знала лучшие времена, рождали дух сопротивления, который уже не ограничивался интеллигентскими кружками, проникая в саму партию. В июне 1967 г. по инициативе писателей-коммунистов открыто выступил против руководства партии Съезд писателей. К осени, после массовых студенческих демонстраций и забастовок, оппозиция властям еще больше усилилась. В январе 1968 г. Новотный был вынужден уступить руководство партией Дубчеку. С этого момента события стали приобретать все более стремительный характер. Чтобы завоевать доверие, новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ. В атмосфере свободы и упразднения всякой цензуры развивалась политическая деятельность; КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей; мелкие партии внутри Народного фронта смогли вернуть былую самостоятельность и начали отстаивать особые точки зрения; встал даже вопрос о возможности существования действительно оппозиционной партии социалистического толка, которая соперничала бы с коммунистической. В экономическом плане была подготовлена реформа, предусматривавшая в рамках планирования, не столько директивного, сколько инициативного, самостоятельность предприятий и рыночные условия их хозяйствования. Самостоятельность предприятий позволяла трудящимся предпринять и ряд шагов для перехода к самоуправлению.

    Изменения, произошедшие в руководстве Компартии Чехословакии и поначалу благожелательно встреченные в Москве, казалось, вели в условиях очень быстрой и, по всей видимости, неконтролируемой эволюции партии к настоящему политическому кризису советской системы в Чехословакии. Этот кризис характеризовался переходом, с одной стороны, от экономических реформ к политическим и, с другой, от оппозиционного движения интеллигенции и рабочих к кризису внутри самой партии. Пример мог стать заразительным, и руководители ГДР и Польши уже проявляли определенную настойчивость на конференциях компартий Восточной Европы в Дрездене (март 1968 г.), затем в Варшаве (июль 1968 г., в отсутствие Чехословакии, которая, подвергшись резким нападкам в Дрездене, отказалась принять участие в этой конференции).

    Встреча Брежнева и Дубчека в Черне и совещание «шести» 3 августа в Братиславе привели только к внешнему примирению, так как чехословацкие коммунисты решили не отказываться от начатых ими реформ. Наконец, после довольно длительных колебаний и под давлением руководства ГДР, советская сторона решилась начать интервенцию - «по просьбе чехословацких товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора вступили в Чехословакию. Отношение к этой акции населения страны убедило советское руководство в необходимости «переходного периода»: 26 августа в Москве было принято соглашение о «нормализации положения», а 16 октября в Праге заключено соглашение о «временном нахождении войск Варшавского Договора» в Чехословакии. Однако продолжающиеся демонстрации протеста против оккупации привели советское руководство к решению отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (1 7 апреля 1969 г.). Проведя в стране широкую чистку «враждебных» элементов, Гусак подписал 6 мая 1970 г. новый договор о союзе с СССР и вынудил ЦК КПЧ одобрить советскую интервенцию.

    Как представляется, эта акция СССР преследовала две цели: первая была продиктована стратегическими соображениями внешней политики; вторая, возможно, более существенная, внутренним положением в Чехословакии и эволюцией ее коммунистической партии.

    Вместе с Польшей и ГДР Чехословакия образовывала то, что называлось «железным треугольником» Варшавского Договора. Чехословакия, прикрывавшая страны Договора с южного фланга, являлась главным плацдармом СССР. Советских лидеров и их союзников не могли не встревожить некоторые заявления высших руководителей Чехословакии (генерала Пршлика, например), требовавших пересмотра положений Варшавского Договора, чтобы уменьшить руководящую роль Советского Союза в пользу восточноевропейских стран. С другой стороны, в атмосфере «пражской весны» сильно ослабла обычная настороженность чехословацкого руководства по отношению к ФРГ, новое руководство было намерено нормализовать свои отношения с этой страной, которая со своей стороны, казалось, была готова предоставить Чехословакии солидный кредит. Это совсем не устраивало ГДР, наиболее враждебно настроенное к «пражской весне» восточноевропейское государство. Наконец, установление особых отношений между Югославией, Румынией и Чехословакией (незадолго до советской интервенции, 9 августа Тито, а 20 - Чаушеску был оказан триумфальный прием в Праге) не могло не беспокоить Москву, опасавшуюся восстановления новой «малой Антанты», объединявшей эти три страны в период между войнами. Коммунистическую «малую Антанту» могло объединять только желание ослабить гегемонию Советского Союза в Восточной Европе.

    Эволюция чехословацкой компартии беспокоила советских руководителей не меньше, а может быть, и больше, чем геополитические проблемы. Упразднение цензуры, как и процесс демократизации партии заставляли их опасаться «социал-демократизации» КПЧ. На начало сентября 1968 г. был уже назначен партийный съезд, на котором должны были быть внесены изменения в устав и в формулировку принципов демократического централизма. Именно чтобы помешать КПЧ сделать решительный шаг в этом направлении, 21 августа и была предпринята военная интервенция. (Еще в середине июля, по окончании варшавской встречи пяти компартий, ее участники обратились в ЦК КПЧ с угрожающим письмом, в котором утверждали: «Либо вы потеряли контроль над ситуацией, либо вы не хотите ничего делать, чтобы ее контролировать».)

    Действительно, в отличие от событий 1956 г. и 1968 г. военная интервенция была вызвана скорее предчувствием опасности, чем конкретными обстоятельствами. Глубоко консервативная советская верхушка не могла позволить складывавшейся ситуации выйти из-под ее контроля.

    «Нормализация» положения в Чехословакии ускорила начавшийся в конце 50-х гг. процесс интеграции, как военной, так и экономической, Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского Договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности и транспорта, распределение энергии, химическое производство и производство вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы их деятельности и усиление в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета», или так называемая «доктрина Брежнева», Этот процесс, однако, вызвал сопротивление, и наиболее упорное было оказано Румынией, помешавшей в 1974 г. Советскому Союзу установить еще более тесную координацию военного командования стран Варшавского Договора.

    Пробить наиболее серьезную брешь в, казалось бы, замкнутой системе восточноевропейских режимов было суждено Польше. Резкое повышение цен в 1970 г. вызвало массовые волнения рабочих ее балтийских портов. Гомулка вынужден был уступить руководство партией и страной Гереку. В течение последующих десяти лет польские власти проводили экономическую политику, основанную на широком импорте, что позволило обойтись без немедленного проведения структурных реформ, но еще больше увеличило и так уже исключительно большую внешнюю задолженность страны. Результатом стала необходимость повышения цен на продукты питания, что в свою очередь вызвало новую волну забастовок, на сей раз еще более многочисленных, мощных и последовательных, которые достигли своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза «Солидарность», сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. Политическое движение в Польше не было обязано партии, и в этом было его главное отличие от Будапешта или Праги. После пражских репрессий и невыполнения второго обещания Терека в 1970 г. смягчить режим у поляков уже не было иллюзий в отношении реформ сверху, и польское движение развивалось совершенно самостоятельно, вырабатывая собственные организационные формы. Не претендуя на установление каких-либо форм самоуправления предприятий, «Солидарность» тем не менее выполняла роль противовеса официальной власти и, опираясь на основные требования польского общества, ставила под сомнение многие аспекты деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая эти совершенно новые обстоятельства, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролития крови. Поэтому «нормализация» положения в стране была доверена поляку, генералу Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. Тем не менее и в отсутствие прямого вмешательства Советского Союза последовавшая (сразу за введением в стране 13 декабря 1981 г. Ярузельским военного положения) «нормализация» была занесена международной общественностью в черный список дел, совершенных Советским Союзом. Результатом этого была непрерывная деградация образа Советского Союза, действия которого все больше ассоциировались с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних странах. По неожиданному стечению обстоятельств борьба горстки советских диссидентов из интеллигенции, о которой ничего не знало огромное большинство населения СССР, совпала с борьбой рабочих Гданьска.


    Похожая информация.