• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В послевоенный период сложилась новая расстановка политических сил на мировой арене . Ликвидировано германское могущество в центре Европы и Японии – на Дальнем Востоке, истощены силы Великобритании и парализованаФранция после четырех лет немецкой оккупации. Начался распад колониальной системы. На авансцену мировой арены вышли две новые сверхдержавы – СССР и США, могущественные в политическом и военном отношении.

    После войны сложился новый – биполярный мировой порядок , т.е. утвердилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических сис­тем. США объявили себя защитниками свободно­го мира, капитализма, а СССР – оплотом мира, демократии и социализма. Стержневым приоритетом стала жесткая конфронтация с внешним врагом двух блоков – НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора). В контексте противостояния двух полюсов сформировался блок неприсоединившихся стран. Весь мир был разделен на сферы влияния и интересов. Понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеолого-политическое измерение. Когда обозначились крупные революционные перемены в странах Африки и Азии, то линия США и других стран Запада была направлена на оттеснение ле­вых сил, придерживающихся «социалистической ориентации», и сохранение освободившихся стран в орбите «свободного мира». СССР же стремился максимально расширить «сферу социализма», наса­ждая «советскую модель». СССР сумел создать собственную сферу влияния, над которой был установлен жесткий контроль. Однако сталинскому руководству не удалось распространить влияние СССР в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Жесткая конфронтация, противостояние осложнялось новым военно-стратегическим фактором – наличием у лидеров блоков ядерного оружия.

    В послевоенный период сложилась новая структура мирового порядка: две супердержавы – вершина пирамиды, за ними – Англия, Франция и Китай, которые наряду с СССР и США входили в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, далее страны, имеющие мень­ший вес в решении международных проблем.

    А теперь в рамках биполярного миропорядка рассмотрим тенденции мирового развития к интеграции и разъединению, демократизации и насилию. Еще в 1944 г. создаются международные экономические организации – МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Они влияют на формирование мирового хозяйства, мирового рынка. Кстати, СССР участвовал в работе конференции Бреттное-Вудс при их создании, но со­глашений не ратифицировал, то есть не стал членом этих организаций. Объединяющая роль была присуща и плану Маршалла (плану американской помощи Европе). Напомним, что в обсуждении плана Маршалла принимали участие СССР и стра­ны Восточной Европы. Документы архива показывают, что в высшем руководстве страны шла острая дискуссия по поводу возможности принятия плана. Как тогда не было, так и теперь нет однозначной оценки отказа СССР, а под его нажимом – стран Восточной Европы, от участия в плане Маршалла. Этот план приняли 18 стран Европы и постепенно формировалось экономическое европейское сообщество. Страны, не участвующие в этих организациях, процессах, постепенно выталкивались на периферию мирового хозяйства и в итоге несли серьезный урон, т.к. их экономический механизм не приводился в соответ­ствие с правилами, действующими в мировом экономическом общении, не продвигались по пути конвертируемости денежной единицы, не входили в мировую валютно-кредитную систему. Обяза­тельным условием членства в этих организациях являлось признание и внедрение рыночной эконо­мики в разных модификациях, как наиболее эффективной. Страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) ориентировались на инте­грацию коллективной замкнутости, на изоляцию от мирового рынка.

    После окончания войны набирала силу тенденция к демократизации . В целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами в 1945 г. была соз­дана ООН . Специализированные учреждения ООН, такие как Всемирная организация здравоохране­ния , Юнеско, Детский фонд были созданы в 1946 г. для разработки санитарных правил, улучшения санитарного состояния внешней среды, борьбы с особо опасными болезнями, для сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, для помощи детям. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 30 статьях декларации изложены права и свободы человека с целью обеспечения признания и уважения, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

    Однако набирала силу и тенденция к насилию, «холодной войне» . Причины возникновения «хо­лодной войны» многие отечественные и зарубежные историки усматривают в гегемонистских уст­ремлениях И. Сталина и Г. Трумэна, в действиях Запада, направленных на изоляцию СССР в послевоенном мире и устремлениях СССР в этом направлении. Как показатели ее начала, чаще всего называют два выступления: Сталина – в феврале 1946 г. о том, что «капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений и необходимо гарантировать страну от всяких случайностей»; и У. Черчилля в марте 1946 г., в котором он провозгласил «крестовый поход» против СССР, стран Восточной Европы, выдвинул программу англо-американского мирового господства. Если говорить о причинах происхождения «холодной войны», то прежде всего это столкновение интересов; а также узел противоречий на Ближнем и Среднем Востоке.

    Это «иранский» и «турецкий» кризисы 1945–1946 гг. Это раскол Европы, Берлинский кризис 1948–1949 гг. Корейская война (1950–1953 гг.) – кульминационный момент в «холодной войне», мир был близок к третьей мировой войне. Своеобразным символом «холодной войны» стало возведение Берлинской стены (1961 г.). Во время Карибского кризиса (1962 г.) мир вновь оказался на грани мировой ядерной войны. Период с 1945 г. по конец 80-х и начало 90-х гг.в можно назвать состоянием мира с форсированной гонкой вооружения, «балансирующего на грани воины». Изолированность, неосведомленность друг о друге, тен­денциозный подбор информации, целевая психологическая обработка массового сознания сформиро­вали «образ врага», конфронтационное мышление. В настоящее время историки, используя докумен­ты архивов, устанавливают, какие возможности были упущены в политике между СССР и США, где были сделаны неверные шаги, втянувшие мир в жесткую конфронтацию, которая подрывает экономиче­скую стабильность, доверие между народами, а в ядерный век создает смертельную опасность для человечества.

    Послевоенный мир реализовал различные модели экономического развития . Так, в Запад­ной Германии был сделан переход (после 12 лет национал-социализма) от тоталитарного режима и централизованных методов управления к социальной рыночной экономике. Приоритетом экономиче­ской реформы, предложенной вице-канцлером Л. Эрхардом, было развитие отраслей, работающих на потребительский рынок. Реформа создавала усло­вия, побуждающие людей вложить деньги в инвестиции. Все запреты были сняты, предложена гиб­кая налоговая система. По плану Маршалла, привлекались внешние инвестиции. Конкуренция, свобода предпринимательства, поощрение личного интереса принесли свои плоды. Страна получила эффективную экономику и достойный уровень жизни, открытое индустриальное общество. Социально-рыночная модель экономики в разных модификациях, как наиболее эффективная, становилась доминирующей на планете и, соответственно, шла дальнейшая эволюция буржуазно-демократической политической системы. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм (политика гибкого государственного регулирования экономики, осуществляемая, как правило, социалистическими и социал-демократическими партиями). В политическая жизнь на Западе у власти периодически сменяли друг друга буржуазные консерваторы и неолибералы (социалисты).

    Страны Восточной Европы пытались осуществить модель демократического социализма : различ­ные формы собственности (государственная, коллективная, частная), демократия, а не диктатура пролетариата; многопартийность, множественность идеологий; экономическая самостоятельность предприятий с выходом на внешний рынок. Но Сталину уже в 1948 г. удалось им навязать авторитарный строй и командно-распределительную экономику. За послевоенные годы эти стра­ны добились определенных результатов в экономическом и научно-техническом росте, хотя и нажимными, антидемократическими методами. СССР помогал им в восстановлении народного хозяйства, но в дальнейшем экономически они начали эксплуатировать СССР, поскольку сотрудничество, интеграция в рамках СЭВ велись на невыгодной для советского госу­дарства основе.

    Таким образом , для послевоенного устройства мира был характерен процесс формирования но­вого мирового порядка. В итоге сложился биполярный конфронтационный мир, две новые сверхдержавы, блоковое противостояние. Главной чертой послевоенного мира стало балансирование на грани войны.

    Победа предоставила СССР возможность выбора: развиваться вместе с развитыми странами Запа­да или опустить «железный занавес», обрекая страну на изоляцию, и сохранить без изменения довоенную модель. Возможность перемен, реформ существовала сразу после войны, в 1945 г. Контакты офицеров и солдат с Западным миром во время войны давали возможность сравнивать жизненные условия, реальнее относиться к действительности. Имела место тенденция перестройки мышления, демократического обновления общества, свободы. В «верхах» моделировалась перспектива развития страны. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в 1947 г. проект новой программы ВКП(б). В них содержался ряд прогрессивных положений: в формах собственности господствующей признавалась государственная, но допускалось мелкое частное хозяйство крестьян и кустарей. В ходе обсуждения документов было предложено: децентрализовать экономическуюжизнь, дать больше прав наркоматам, местным властям, ограничить сроки пребывания на руководящих должностях, выдвигать на выборах в Советы несколько кандидатов и др. Оба документа обсуждались только в узком круге ответственных работников и появление в этой среде либеральных идей говори­ло о новых настроениях части руководства – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, Г.К. Жукова и др. Сомнения в целесообразности сложившейся административно-командной экономики возникли у экономистов Л.Д. Ярошенко, А.В. Савиной, В.Г. Венжера и др. Они отстаива­ли использование товарно-денежных отношений, а не приказно-волевых методов. В письмах рядовых граждан в ЦК партии обосновывалась необходимость преобразования государственных предприятий в акционерные, предлагалось колхозникам дать возможность свободно продавать продукцию по рыночным ценам и др. Оценка ЦК этих документов: «вредные взгляды», «в архив».

    И.В. Сталин по-своему определил перспективу развития общества . На приеме в Кремле 24 мая 1945 г. он за­мечает, что советский народ «верил в правильность политики своего правительства... И это доверие оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу... над фашизмом». В вы­ступлении перед избирателями в феврале 1946 г. он оправдывает политику индустриализации, кол­лективизации и репрессий. В законе о пятилетнем плане на 1946–1950 гг. крайне высокие темпы вос­становления промышленности шли вразрез с идеей сбалансированного развития экономики. В проекте новой программы ВКП(б) партия зафиксировала цель: в течение 20-30 лет построить в СССР коммунизм и решить основную экономическую задачу – в течение 15-20 лет превзойти главные капиталистические страны по производству на душу населения. Об утопичности этих установок говорит соотно­шение между промышленным потенциалом СССР и США в 1945 г. – 1:4. В книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.) был обоснован возврат к модели развития 30-х гг. Сталин возражал против любой уступки рынку, он считал, что категории деньги, цены, стоимость, себестоимость и др., при социализме действуют формально, а денежные платежи в ближайшей перспективе должен заменить продуктообмен. Переход к коммунизму он сводил преимущественно к административным мероприятиям в сфере распределения.

    Декларируемая утопия противоречила объективной реальности, где имели место и успехи, и неудачи. Благодаря героизму народа довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г.; восстановлены многие города. Но в 1949 г. последовал пересмотр четвер­того пятилетнего плана и принятие сверхволюнтаристских установок экономического роста, преимущество отдавалось тяжелой индустрии. В промышленности фазы роста (1947–1948 гг.) и «пере­грева» (1949–1950 гг.) сменялись фазой явного замедления (до 1954 г.). Сдвиг капитальных вложений в пользу тяжелой индустрии (88% из 100%) подорвал базу легкой промышленности, работающей на потребительский рынок. Тяжелая промышленность развивалась к тому же на основе устаревших решений, без учета технологических достижений и новшеств, созданных в мире. Огром­ного прогресса добилась металлургия, но без внимания остались химия и нефтехимия. В топливно-энергетическом балансе мир предпочтение отдавал нефти, газу, а СССР – углю. Развитие транспорта, связи, дорог оставлено в запустении.

    Очень непростая ситуация сложилась в сельскомхозяйстве . После засухи и голода 1946 г., в 1947 г. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, и последовал впечатляющий рывок в развитии. Но в последующие годы темпы роста оставались очень низкими, и только в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Размер обязательных поставок села государству ежегодно возрастал. Укрупнялись колхозы (с 1950 г.) и одновременно значительно уменьшались индивидуальные наделы, сократилась натуральная оплата на трудодни. На все вводились вы­сокие налоги. В деревне не было паспортов, пенсий, профсоюзов.

    В 1947 г. в СССР, первой из стран Европы, была отменена карточная система на продукты пита­ния, но одновременно повышены цены на потребительские товары более чем в три раза (к уровню 1940 г.), а зарплата рабочим снижена на 50%. Затем ежегодное сезонное снижение цен на молоко и мясо подавалось как забота о человеке и имело большой политический эффект. Но даже в 1952 г. эти цены бы­ли выше довоенного уровня. Одновременно с отменой карточек правительство вводит жесткую де­нежную реформу (введен обмен новых денег на старые в среднем в соотношении 1:10), хотя была возмож­ность избрать более «мягкий» вариант. Действовавшая экономическая модель не позволяла разрешить жилищный кризис.

    Первая группа - работа с материалами по Великобритании.

    Заполнить «визитную карточку» Великобритании.

    1. Определите положение Великобритании в мире к началу XX в. 2. С чем связано развитие массовых демократических движений и к каким последствиям для страны эти движения привели? 3. Как бы вы могли оценить проводимые в стране реформы? 4. Какие наиболее продуктивные способы удержания своих многочисленных колониальных владений использовала Великобритания? 5. Объясните понятия: доминионы, консерваторы, либералы, суфражистки, пацифисты.

    Вторая группа - работа с материалами по Германии.

    Заполнить «визитную карточку» Германии:

    1. Определите основную причину, по которой Германия смогла выступить с лозунгом перераспределения колоний к началу XX в. 2. На каких основных идеях основывается теория «пангерманизма»? Подумайте, какие слои населения и по каким причинам могли ее поддерживать. 3. Возможно ли было совместить интересы Германии во внешней политике с интересами других государств? Почему? 4. Объясните понятия: канцлер, рейхстаг, католическая партия, социал-демократия, аграрная партия, пангерманизм.

    Третья группа - работа с материалами по Франции.

    Заполнить «визитную карточку» Франции:

    1. Почему во Франции происходила быстрая смена правительств? Объясните, какие положительные и отрицательные последствия такой смены для развития страны можно выделить. Какие последствия, по вашему мнению, преобладают? 2. Почему возврат Эльзаса и Лотарингии являлся для страны одной из самых актуальных проблем? 3. Оцените те сильные моменты в развитии Франции, на которые она могла опереться в войне с Германией. Кажутся ли они вам достаточными для достижения победы? Почему? 4. Объясните понятия: унитарное государство, умеренные республиканцы, радикальные республиканцы.

    Четвертая группа - работа с материалами по США.

    Составить «визитную карточку» США:

    1. Определите факторы быстрого развития США в начале XX в. 2. Какую роль играло государство в регулировании развития экономики? Как можно оценить позиции государства? 3. Какие общие и особенные черты внешней политики США можно назвать? Можно ли считать внешнюю политику страны в начале XX в. успешной? 4. Можно ли говорить об особом, американском пути развития? 5. Объясните понятия: иммиграция, «политика большой дубинки», «дипломатия доллара».

    Пятая группа - работа с материалами по Австро-Венгрии.

    Составить «визитную карточку» Австро-Венгрии:

    1. Объясните, почему возникло и в чем заключалось своеобразие Австро-Венгрии. 2. Как многонациональный состав населения империи влиял на ее развитие и какие проблемы для властей создавал? 3. Объясните понятия: дуалистическая монархия, национальный гнет.

    Шестая группа - работа с материалами по Италии.

    Составить «визитную карточку» Италии:

    1. Подумайте, какие черты - национальные или общие - больше определяли развитие страны в начале XX в. 2. Можно ли назвать реформы, проводимые в Италии в начале XX в., радикальными и почему? 3. Предположите, как могут сочетаться устойчивая королевская власть и демократические реформы. 4. Объясните термины: модернизация, «эра Джолитти».

    Вторая мировая война - коалиционная война. Наряду с главной и решающей силой - СССР большой вклад в общую победу над фашистским блоком внесли США, Великобритания, Франция и другие капиталистические государства, входившие в состав антигитлеровской коалиции, армии которых, располагая значительными людскими и материальными ресурсами, провели ряд крупных операций в Северной Африке, бассейнах Атлантического и Тихого океанов и в Европе.

    Правда, буржуазные страны антигитлеровской коалиции, прежде всего США и Англия, лишь частично использовали свои возможности в интересах борьбы с фашистским блоком. Это было обусловлено самой природой государственно-монополистического капитализма, классовой структурой и расстановкой социально-политических сил, а также политикой, которую правящие круги этих государств проводили как в отношении своего союзника - СССР, так и в отношении общего врага.

    Правящие классы буржуазных государств антигитлеровской коалиции, сложившийся в США военно-промышленный комплекс и в годы войны стремились отстоять и укрепить позиции капитализма. Они подчиняли своим интересам стратегическое планирование операций и сроки их проведения. Одним из главных был расчет на то, чтобы возложить основное бремя войны на Советский Союз и его Вооруженные Силы. Принимая решение о поддержке СССР в войне против нацистской Германии, президент Ф. Рузвельт, по мнению одного из видных дипломатов США А. Гарримана, надеялся ограничить участие своей страны «в основном использованием военно-морских и военно-воздушных сил» {125} .

    Война способствовала дальнейшему развитию государственно-монополистического капитализма, возросло участие монополистов в государственном аппарате и правительстве что повлияло на выработку и проведение правительственного курса.

    Процесс экономической концентрации особенно бурно развивался в США. Монополии-гиганты фактически контролировали государственную машину, ее важнейшие административные звенья. Например, председатель правления директоров «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн» Э. Стеттиниус ряд лет возглавлял администрацию по ленд-лизу, а затем - государственный департамент США. В военном нефтяном управлении руководящий пост занимал представитель АРАМКО («Арабиен-Америкен ойл компани» ). Вице-президент другой американской нефтяной компании - «Бахрейн петролеум» являлся членом правительственной комиссии по вопросам нефти и, кроме того, специальным помощником заместителя государственного секретаря. Многие директора фирм во время войны состояли на государственной службе США.

    В Великобритании для военных лет также характерно энергичное вторжение главных группировок финансовой олигархии в сферу государственного управления. Ответственные посты в министерствах, военных и военно-хозяйственных ведомствах занимали руководители монополистических объединений. Связанная с американскими концернами часть крупного капитала приобретала все больший вес в делах британского государства.

    Более тесные связи монополий с государственным аппаратом устанавливались и в других капиталистических странах антигитлеровской коалиции. В Канаде, Австралии крупная буржуазия упрочила свое влияние; одновременно усилилась зависимость обеих стран от империализма США. С помощью системы объединенных органов государственно-монополистического контроля, сложившейся в ходе войны, осуществлялась выгодная для американских монополий интеграция экономики США и Канады.

    Развитие государственно-монополистического капитализма, расширение функций буржуазного государства в годы войны вызывали значительный рост его аппарата, усложнение его структуры. Появились специальные органы управления военным хозяйством, различные министерства, правительственные комиссии, советы. Усилились бюрократизация и централизация государственной власти.

    Решение важных государственных вопросов., в том числе и военных, передавалось в руки небольшого числа лиц и комитетов, прямо или косвенно представлявших интересы монополий. В Англии, например, система комитетов военного кабинета стала центральным звеном всего правительственного аппарата. Концентрация исполнительной власти достигалась и благодаря тому, что премьер-министр выполнял одновременно обязанности министра обороны.

    Значение же выборных учреждений в политической структуре буржуазных государств заметно снизилось. В Великобритании этому дополнительно способствовало предвыборное «перемирие» между основными буржуазными и лейбористской партиями. Лишь в редких случаях парламент оказывал реальное влияние на принятие решений: в мае 1940 г., например, он отказал в доверии дискредитировавшему себя правительству Н. Чемберлена.

    Стремясь направить в нужное русло законодательные органы, финансовый капитал сохранил в них свое представительство. В английском парламенте созыва 1935 г. (в военное время его состав не менялся) 775 директорских постов в различных банках, компаниях и трестах занимал 181 консерватор. Они держали ключевые позиции в британской экономике {126} В парламенте, избранном в июле 1945 г., среди 611 депутатов было 117 директоров компаний, промышленников, торговцев. Подчинение парламента монополиям обеспечивалось также с помощью системы «лобби» - закулисных агентов крупных монополий {127} . Не ограничиваясь прямым участием в работе конгресса, контролем над партиями, монополистические объединения и отдельные концерны вербовали специальных лиц для «обработки» конгрессменов и сенаторов, причем число лоббистов неуклонно возрастало. Эта система, получившая широкое распространение в США, представляла по сути дела своего рода «третью палату» конгресса.

    Ведущие монополистические объединения, располагавшие огромными материальными средствами и главными рычагами экономической власти определяли всю деятельность буржуазных правительств. Основные направления в военно-экономической сфере были связаны с мобилизацией ресурсов и налаживанием военного производства, организацией обороны и вооруженной борьбы, а также подготовкой реконверсии. Государственное регулирование экономики осуществлялось на условиях, выгодных в первую очередь крупному капиталу, который получал всевозможные льготы. Правительство США, например, с июня 1940 г. по сентябрь 1944 г. отдало частным промышленникам военные заказы на сумму 175 млрд. долларов {128} .

    В ходе войны буржуазные страны сумели перестроить свою экономику на военный лад. Однако капиталистический способ производства исключал возможность полного и рационального использования ресурсов в интересах скорейшего разгрома противника. Владельцы крупнейших монополий диктовали правительствам свои условия и сроки мобилизации экономики на нужды войны, что зачастую противоречило потребностям фронта и тыла. Даже после завершения перестройки хозяйства в моменты «пика» военного производства использование ресурсов в интересах ведения вооруженной борьбы с противником было недостаточно эффективным.

    Борьба между отдельными монополистическими группировками, их связи оказывали сдерживающее влияние на военно-экономические усилия. Так, картельные сделки монополий тормозили процесс создания промышленности синтетического каучука даже в 1942 г., когда Америка потеряла главные рынки по закупке натурального каучука в Азии. Против выступали нефтяные компании, а в конгрессе - блок крупных фермеров, который продвигал свою технологию выработки каучука на базе сельскохозяйственных продуктов. Только с конца года в Техасе и других штатах развернулось строительство предприятий по производству синтетического каучука {129} .

    В ходе войны и в ее итоге укрепились связи между монополиями, представителями науки и военным руководством. Главную роль в этом союзе играли монополии, которые держали под своим контролем процесс создания атомной бомбы. Еще до окончания войны из числа бизнесменов сформировалась административная элита, которая и в послевоенный период осуществляла связь между промышленниками и военными кругами. Не удивительно, что именно Д. Эйзенхауэр - главнокомандующий союзными экспедиционными силами в Европе в 1944 - 1945 гг., а впоследствии (1953 - 1961 гг.) президент США - назвал этот союз «военно-промышленным комплексом» {130} .

    Не были заинтересованы в максимальном использовании материальных и духовных сил для борьбы с фашистским блоком и буржуазные политические партии. Война повлияла на их деятельность, но не изменила их основной политической линии. В США, Великобритании и ряде других капиталистических стран система двух или нескольких партий сохранила значение института, призванного закреплять господство правящего класса. Например, в Соединенных Штатах Америки было выработано законодательство, которое отвечало потребностям государственно-монополистического капитализма, а к концу войны в конгрессе сложился и усилился блок консервативного крыла демократической и республиканской партий. Тенденцию сдвига вправо в двухпартийной системе США отмечало в своих конфиденциальных документах английское посольство в Вашингтоне {131} . В политическом обзоре за четвертый квартал 1943 г. лорд Галифакс писал: «Крайне консервативные силы, представленные некоторыми банковскими кругами и старой гвардией в партийной машине республиканцев, надеются воспользоваться предстоящими выборами и ожидаемым окончанием войны с Германией для того, чтобы утвердить у власти крайний консерватизм» {132} .

    Президент Рузвельт не смог - да и не ставил цель - преодолеть зависимость от реакционного двухпартийного блока в конгрессе. Правда, летом 1944 г. он планировал создать «коалицию либералов» из членов демократической и республиканской партий {133} . Однако этот замысел не был реализован. Отступления Рузвельта и его единомышленников от либерального курса во внутренней политике страны ослабили их позиции в государственно-политической структуре США.

    С конца войны правые силы в обеих партиях перешли в наступление. Один из лидеров республиканской партии сенатор А. Ванденберг записал в дневнике 2 января 1945 г.: «Я считаю, что стране крайне нужна такая политическая партия, которая стояла бы «справа», а не «слева» от центра» {134} . С приходом в Белый дом президента Г. Трумэна крупный капитал стал энергично разворачивать государственную машину в сторону усиления внутренней реакции и политики «холодной войны».

    В Великобритании партии крупного монополистического капитала, которые скомпрометировали себя в 30-е годы реакционной внутренней и внешней политикой, сочли целесообразным блокироваться с другими партиями. С мая 1940 г. до мая 1945 г. консерваторы выступали в коалиции с либералами и лейбористами. Тем не менее, располагая большинством мест в парламенте, они играли ведущую роль в правительстве. Но, несмотря на фасад «национальной» коалиции, влияние консерваторов на избирателей в 1942 - 1945 гг. упало; основная часть партии недооценила рост демократических настроений в стране.

    Консервативная партия Канады в 1942 г. переименовала себя в прогрессивно-консервативную. Правда, меры организационной перестройки, так же как и попытки обновления идейно-политических доктрин, не помогли ей существенно укрепить свои позиции в стране.

    В ряде капиталистических государств продолжали существовать крайне правые организации и профашистские группировки (в США, например, в их число входили «лига американской свободы» и «Америка прежде всего»).

    Характерная политическая ситуация сложилась во Франции. Еще до войны в традиционные партии стали проникать профашистские элементы. Часть правых лидеров французской социалистической партии образовала группу «неосоциалистов», которая оказывала отрицательное влияние на общественное мнение. Прогрессивных деятелей, особенно тех, кто выступал за укрепление сотрудничества с Советским Союзом, «неосоциалисты» подвергали не только критике, но и публичным оскорблениям. Они считали, что не нужно препятствовать агрессии рейха в Центральной и Юго-Восточной Европе. Правящие круги Франции, отказавшись от сотрудничества с СССР и организации коллективного отпора агрессору предопределили военный разгром «третьей республики» в 1940 г.

    Наиболее реакционная часть буржуазии, поддерживавшая Гитлера, передала власть правительству Виши - угодному оккупантам режиму фашистского тина. С его установлением усилился приток на государственные посты представителей финансовой олигархии, расширились связи между французскими и немецкими военно-промышленными трестами и концернами. «Классические» правые парламентские партии поддерживали главу вишистского режима Ф. Петэна. Французская социалистическая партия разделилась: большинство социалистов были на стороне этого режима, другая часть примкнула к движению Сопротивления. В 1943 г. социалистическая партия была реорганизована, а все петэновцы исключены из ее рядов.

    После освобождения от оккупантов во Франции начала складываться новая структура государственной власти, которая к окончанию второй мировой войны еще полностью не оформилась. Отличительной чертой политической обстановки в стране являлся резкий подрыв позиций сил реакции и коллаборационизма, то есть монополистов, верхушки армии, церкви и чиновничества. Во Временном правительстве Французской Республики, образованном в июне 1944 г., активное участие приняли представители основных политических партий, связанных с движением Сопротивления - как с его левыми, демократическими, так и с буржуазными силами.

    Глубокий кризис пережила в годы войны политическая система других европейских стран, что явилось следствием антинациональной политики господствующих классов. Территория многих из них подверглась полной или частичной оккупации, ибо государство как важнейшее звено политической системы, а также вооруженные силы оказались не в состоянии организовать отпор агрессору.

    Социальной силой в буржуазных странах антигитлеровской коалиции, готовой вести борьбу против фашизма до победного конца, были широкие народные массы. В этой борьбе наиболее последовательно выступали пролетариат, коммунистические и рабочие партии. Если до декабря 1941 г., пишет У. Фостер, большая часть американского народа поддерживала рузвельтовскую политику «нейтралитета» и применения «любых средств, только не войны», то после нападения Японии на Пёрл-Харбор народ США «с полной готовностью включился в вооруженную борьбу. Он, не скупясь, отдавал своих сыновей и дочерей и свои материальные ценности» {135} . Рабочие Великобритании настойчиво требовали положить конец правительственной политике «ограниченных военных обязательств». Именно они «решительно поддерживали неограниченные усилия для достижения победы» {136} .

    В США, Великобритании и других буржуазных странах рабочий класс проявил готовность идти на большие жертвы во имя защиты национальной независимости и скорейшего разгрома агрессоров. Вместе с тем антифашистский характер войны со стороны антигитлеровской коалиции не снял и не мог снять острейших противоречий внутриполитической, социально-экономической жизни буржуазных стран. Глубокие конфликты между рабочими и предпринимателями, стачечная борьба отражали противоречия капиталистического строя.

    В борьбе против трудящихся буржуазия, представлявшие ее интересы партии и правительственные круги прибегали и к социальному маневрированию. Так, например, правительство Черчилля после долгого сопротивления обещало начать осуществление социальных реформ, но только после окончания войны. Крупный капитал предпочитал, как правило, метод фронтальной атаки. В США влиятельная часть буржуазии, противостоявшая неолибералам «нового курса», стремилась использовать государственную власть для наступления на демократические права трудящихся и их организации. В 1943 г. конгресс одобрил закон Коннэлли - Смита - первый федеральный статут о труде, фактически направленный на запрещение стачек, против профсоюзов как социального института. Антирабочие законы были приняты и в других буржуазных странах коалиции, причем характерным оставалось явление, которое еще В. И. Ленин отмечал как «антагонизм между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами» {137} .

    Однако следует отметить, что в обстановке антифашистской борьбы уровень организованности рабочего движения повысился, увеличилась численность рядов партий рабочего класса, профсоюзов, которые стали серьезным фактором общественно-политической жизни. Социальные сдвиги в Англии, например, нашли также выражение в росте политической активности избирателей.

    Во многих странах существенно укрепили свои ряды и влияние в массах коммунистические партии. В 1945 г. во время выборов в парламент за английских коммунистов голосовало свыше 100 тыс. человек (в четыре раза больше, чем в 1935 г.), два коммуниста были избраны в парламент. Рабочая прогрессивная партия Канады получила на выборах 1945 г. более 100 тыс. голосов, впервые депутатом федерального парламента стал коммунист.

    1939 - 1945 гг. явились важным этапом и в развитии социал-демократических партий. Возрос политический престиж представителей левых течений социал-демократии, включившихся в общую антифашистскую борьбу. В то же время правые лидеры получили благодаря участию в буржуазных правительствах более широкие возможности для проведения реформистского курса.

    Значительным событием в общественной жизни Великобритании явилась победа лейбористов на всеобщих выборах в июле 1945 г. За них было подано около 12 млн. голосов, или 48 процентов общего числа голосовавших. Это позволило им провести в парламент 393 депутата, то есть на 239 человек больше, чем в 1935 г. {138} . Причина такой крупной победы - подъем демократических настроений в широких массах, их стремление к радикальным общественным преобразованиям. Влияние лейбористской партии среди трудящихся особенно усилилось вследствие того, что она выступала за дружбу с СССР. Сильная тяга к идеям социализма, как вынуждены были отметить правительственные органы в 1942 г., получала импульс «благодаря успехам русских» {139} на советско-германском фронте. Итоги выборов 1945 г. отражали общий процесс роста демократических сил и их влияние в массах не только в Великобритании, но и во всем мире.

    Следует, однако, учесть, что в годы войны заметный сдвиг влево произошел лишь среди рядовых членов лейбористской партии. Партийный же аппарат, особенно его руководящая верхушка, еще теснее связались с системой государственно-монополистического капитализма. Процесс дифференциации в партии ускорился из-за участия лейбористских лидеров в правительстве.

    В США заметным было влияние рабочего движения на демократическую партию. Переизбранию Рузвельта на четвертый срок президентства в немалой степени содействовал созданный Конгрессом производственных профсоюзов Комитет политического действия. Широкие слои американского народа связывали с личностью Рузвельта надежды на активное участие США в разгроме фашизма, установление прочного мира и длительного сотрудничества с СССР.

    Однако определенная перегруппировка социально-политических сил не видоизменила основных буржуазно-демократических институтов. Они остались прежними. Смена правящих кругов не отразилась на классовой сущности буржуазного государства, на характере деятельности его законодательных органон. В Великобритании после окончания войны крупный капитал усилил прямой контроль над парламентом. Аналогичное положение наблюдалось и в США.

    Несмотря на рост и активизацию демократических сил, политические институты власти в капиталистических странах антигитлеровской коалиции, как и ранее, в первую очередь защищали интересы эксплуататорских классов. Это существенно ограничивало вклад этих государств в общую победу.

    В сфере международных отношений они направляли основные усилия на то, чтобы добиться максимального ослабления держав оси как своих конкурентов и претендентов на мировое господство. Черчилль, например, откровенно заявлял, что после войны Англия «намерена в некоторой степени занять место Германии в Европе в качестве производителя товаров для малых европейских стран» {140} . Еще в ходе военных кампаний (в Северной Африке, Западной Европе, Юго-Восточной Азии и т. д.) США и Великобритания пытались обеспечить свои долгосрочные экономические и политические цели, занять выгодные рубежи для послевоенной экспансии.

    В своих корыстных интересах Соединенные Штаты собирали данные стратегического характера на театрах военных действий. Убедительным свидетельством в этом отношении является письмо военного министра Г. Стимсона генералу Д. Макартуру от 31 марта 1944 г. В нем говорится: «Для сбора конкретных сведений относительно определенных природных ископаемых, которые могут быть обнаружены на вашем театре, я направляю г-на К. Холла. Ему вменяется лично заняться данным вопросом» {141} . Речь, конечно, идет об урановой руде, ибо в США в это время усиленно работали над созданием ядерного оружия. Дальнейший текст письма не оставляет на этот счет никаких сомнений: «Из-за совершенно особого и абсолютно секретного характера я, к сожалению, не могу посвятить вас сейчас в детали, касающиеся необходимости и цели данной миссии, связанной со сложными международными аспектами» {142} . Так США протягивали свои щупальца к урановым источникам Юго-Восточной Азии.

    В действиях американского империализма все отчетливее проявлялись претензии на руководящую роль в мире, стремление включить в сферу национальных интересов многие регионы. В целях подчинения своему контролю, например, политики Франции, ее военно-морского флота и колониальных владений правящие круги США долгое время оказывали поддержку реакционному режиму Виши.

    Для укрепления своих позиций в Латинской Америке и в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке американский монополистический капитал использовал различные средства: неприкрытое вмешательство во внутренние дела других государств, подрыв их экономических связей и заключение кабальных договоров, создание широкой сети военных баз и опорных пунктов. Соединенные Штаты, опираясь на свой возросший военно-экономический потенциал и временную монополию на атомное оружие, стремились установить после войны новый мировой порядок, который бы соответствовал их глобальным замыслам и планам.

    Конечно, правительства США и Англии вплоть до последнего дня борьбы с вермахтом прилагали немало усилий к более длительному сохранению советско-германского фронта. Кроме того, они были заинтересованы в том, чтобы получить согласие СССР и на его вступление в войну против Японии {143} . Зависимость Вашингтона и Лондона от хода и исхода борьбы Вооруженных Сил СССР, а также выступление широких масс многих стран в поддержку советского народа побуждали правящие круги Соединенных Штатов Америки и Великобритании к укреплению отношений с Советским государством.

    Вместе с тем глубокая вражда к социализму и желание ослабить позиции СССР на международной арене лежали в основе тех тенденций, которые противоречили интересам совместной борьбы с германским фашизмом и японским милитаризмом. Как только Советская Армия выиграла Курскую битву, представители верховного командования США и Англии стали думать о возможности сговора с гитлеровцами «в случае подавляющего успеха русских». «Захотят ли немцы, - спрашивал своих английских коллег генерал Дж. Маршалл, - содействовать нашему вступлению на территорию их страны, чтобы отразить русских?» {144} . Антисоветские настроения Маршалла разделял и начальник имперского генерального штаба Англии генерал А. Брук.

    Большое внимание США и Англия уделяли также мерам, направленным на предотвращение роста рабочего и коммунистического движения во Франции, в Италии и других странах. В странах же Центральной и Юго-Восточной Европы они стремились восстановить старые, лишь слегка модернизированные режимы, активно поддерживали реакционные буржуазно-помещичьи круги в их борьбе против демократических сил.

    Интересам войны против фашистского блока препятствовали и усилия западноевропейских государств, направленные на сохранение их колониального господства. Несмотря на рост национально-освободительного движения, монополистические круги всячески пытались увековечить систему колониализма. Они отказывались удовлетворять законные требования народов Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока о предоставлении им независимости. Вот как характеризовал лицемерие политики Запада М. Ганди. «Я продолжаю считать, - писал он 1 июля 1942 г. президенту Рузвельту, - что декларация союзников о том, что они воюют за мир, в котором будут обеспечены свобода человека и демократия, останется пустой фразой до тех пор, пока Великобритания будет эксплуатировать Индию и Африку, а Америка не решит у себя дома негритянскую проблему» {145} .

    Правящие круги США, «заигрывая» с лидерами национально-освободительного движения, рассчитывали потеснить в колониях своих европейских конкурентов. Американские государственные деятели любили говорить на тему о скором конце колониальных империй. На деле же, особенно в последние годы войны, США все чаще склонялись к поддержке английского и французского колониализма. Рузвельт, например, воздерживался от оказания серьезного давления на Англию в колониальном вопросе {146} .

    На степень вклада капиталистических стран антигитлеровской коалиции в разгром агрессоров своеобразное и противоречивое влияние оказали их идеология и пропаганда. Во время войны Англия и США значительно расширили размах пропаганды, направленной против государств фашистского блока и их армий. Однако она не была да и не могла быть достаточно эффективной. Политические деятели и идеологи западных держав затушевывали наиболее глубокие социально-экономические, классовые корни агрессивной политики фашистских государств. Внимание обращалось главным образом на внешние обстоятельства. Так, фашизм либо отождествлялся с традиционным прусско-германским милитаризмом, либо изображался как «извечное стремление немцев к войне». Аналогичным образом «объяснялись» массам итальянский фашизм и японский милитаризм.

    Извращая сущность и характер современной эпохи, буржуазные идеологи утверждали, будто главное ее противоречие - это противоречие между «демократией» и «тоталитаризмом» и борьба между ними составляет ось международной политики. При этом под «демократией» понималась буржуазная многопартийность, а под «тоталитаризмом» - любая однопартийная система. Такая трактовка призвана была затушевать противоречия между пролетариатом и буржуазией, обосновать идею «классового мира» в условиях капитализма, а также претензии США и Англии на господство в послевоенном мире.

    Однако конкретные условия борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, давление общественного мнения вынуждали правительства Англии и США к известной гибкости в использовании идеологического оружия. Провозглашая антифашистские лозунги, они тщательно маскировали свои истинные политические цели в войне. При этом органы пропаганды оперировали общими понятиями, такими, как «свобода» и «демократия», «христианская добродетель» и т. п. Государственные и политические деятели, идеологи буржуазии в своих выступлениях не скупились на призывы к борьбе с абстрактным злом, за торжество принципов «терпимости, приличия и свободы», за свободу вероисповедания. Все это оказывало воздействие на часть населения, осложняло правильное понимание им целей борьбы с фашизмом. Однако средства массовой информации не могли замалчивать героическую борьбу советского народа и его Вооруженных Сил против общего врага. Вот почему пропагандистские органы США, Англии и других капиталистических стран вынуждены были давать более или менее достоверную информацию о событиях в мире, о вкладе СССР в борьбу с фашизмом и милитаризмом.

    В послевоенные годы политики и идеологи империализма, особенно в США, развернули против Советского Союза интенсивную идеологическую борьбу. С помощью различного рода вымыслов они извращают роль СССР в ходе войны и достижении победы над фашистско-милитаристским блоком, стремятся вызвать недоверие к советскому народу и его Вооруженным Силам.

    Распространяя мифы о «советской военной угрозе», «руке Москвы» и т. п., идеологи Запада с помощью пропагандистской машины хотят усыпить бдительность народов, оправдать политику наиболее агрессивных кругов империализма и посеять страх и недоверие в отношениях между странами и народами.

    Таким образом, хотя США, Англия и другие буржуазные государства антигитлеровской коалиции и внесли большой вклад в разгром германского фашизма и японского милитаризма, они по политическим соображениям не использовали всех возможностей для ускорения общей победы.

    Тема1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе

    Цели : Дать представление о послевоенном устройстве мира.

    План

    1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии.

    США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

    Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран говорящих на английском языке . Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом

    В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.

    Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

    Цели НАТО:

    · выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

    · служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

    · осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

    · способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

    · содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

    В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия; СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов

    Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея , США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

    Последствия войны.

    Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война подлила масла в огонь холодной войны, в то время больше связывавшейся с конфронтацией между СССР и некоторыми странами Европы.

    1."Холодная война" это:

    1) Система репрессий, созданная в СССР в годы сталинизма

    2) Одна из военных операций в ходе Второй мировой войны

    3) Система отношений, установившихся м. социалистическими и капиталистическими странами после второй мировой войны

    4) Попытка западных держав изолировать нашу страну после Брестского мира

    2.Периодом "холодной войны" называют годы:

    3. ООН создано:

    4. Кто из американских президентов начал "политику сдерживания" СССР?

    1) Герберт Гувер

    2) Франклин Рузвельт

    3) Гарри Трумэн

    4) Дуайт Эйзенхауэр

    5. В 1945 атомное оружие было только у:

    3) Франции

    4) Германии.

    6. Система международных отношений, характеризовавшаяся балансом примерно равных сил соперничавших великих держав, называлась:

    1) монополярной;

    2) глобальной;

    3) биполярной;

    4) интернациональной

    7. Доктрина Трумэна", объявленная в 1947 г., сводилась к:

    А. созданию военно-политического союза стран Запада под эгидой США

    Б. отказу от производства ядерного вооружения

    В. созданию военных баз вблизи границ СССР

    Г. укреплению дружественных отношений с СССР

    Д. поддержке внутренней оппозиции в странах Европы

    Е. отказу от экономических отношений со странами социализма

    8. Действенную помощь КНДР в корейской войне () оказали:

    2) СССР и КНР

    3) КНР и Венгрия

    4) Польша и СССР.

    9. В каком году произошла высадка войск ООН в Корее?

    Вопросы и задания:

    1. Дать определение «Холодной войны»

    2. Сформулируйте основные цели НАТО.

    3. Каковы последствия «Холодной войны»?

    Используемая литература:

    1. История. (Учебное пособие для ссузов) , и др. 2007 год.

    2. http://ru. wikipedia. org

    Тема 1.3. Страны «Третьего мира»: крах колониализма и
    борьба против отсталости.

    Цели: Выяснить причины крушения колониальной системы

    План:

    1. Рост антиколониального движения.

    2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения.

    3. Трудности преодоления отсталости.

    Одна из отличительных черт XX века - ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств.

    Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

    Ускорению краха колониализма в послевоенные годы способствовал ряд факторов:

    1. Крайнее обострение противоречий между колониями и метрополиями;

    2. Нарастающее международное влияние успехов социалистического строительства в СССР;

    3. Меняющееся в пользу социализма соотношение сил на мировой арене;

    4. Ослабление позиций капитализма в результате второй мировой войны

    5. Углубление его общего кризиса.

    6. Образование, становление и успешное развитие мировой системы;

    Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны.

    Уже в гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления.

    В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия , а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации , которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. В Индии еще в 1885 г . была образована партия Национальный конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создана левонационалистическая партия Новый Дустур.

    Победа Советского Союза во второй мировой войне:

    Повлияла на поиски путей развития стран третьего мира,

    И поиски моделей их послевоенного устройства.

    Китай уже с 1957 года отходит от просоветской политики и самостоятельно стремится к гегемонии над третьим миром.

    Компартия Вьетнама в 70-е годы начинает постепенно переходить на китайские позиции, а с развалом Советского Союза в экономической сфере страны утвердилась «китайская модель социализма».

    Монголия перешла к строительству советской модели в послевоенный период и в 1962 году вступила в Совет Экономической взаимопомощи , международной экономической организации социалистических стран под руководством СССР.

    Второй этап гг. стал завершающим в политическом развале колониализма.

    Бельгия предоставила независимость Конго (Заиру), хотя массовые беспорядки, переросшие в гражданскую войну, тормозили процесс предоставления независимости. Трагедия Конго (Заира) не остановила процесс освобождения Африки.

    В марте 1960 года Англия предоставила независимость крупнейшей по населению стране континента - Нигерии.

    В марте 1962 года Франции пришлось прекратить войну в Алжире и признать за ним независимость. После свержения диктатуры тоталитарного типа в Португалии стали независимыми ее колонии - Мозамбик и Ангола.

    Только в 60-е годы обрели независимость 44 бывших колониальных владения. С ликвидацией португальских колоний в 1975 году произошел полный крах колониальной системы. Началось постколониальное развитие стран «третьего мира».

    Уходя из колоний, бывшие страны-метрополии стремились в той или иной мере сохранить там свое влияние.

    Страны Запада начинают применять более замаскированные методы эксплуатации недавно освободившихся стран.

    Появляются различные формы неоколониализма.

    На втором этапе крушения колониальной системы началась перестройка международных отношений капиталистического мира и освободившихся стран.

    Создание в 1957 году, согласно Римским соглашениям, Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) и присоединение к нему на правах ассоциированных государств всех колониальных владений стран-участниц ЕЭС отразило стремление Запада к использованию коллективных форм и методов неоколониальной политики.

    В 1958 году были созданы постоянные органы движения афро-азиатской солидарности. Окончательное организационно оформленное движение произошло в апреле 1960 года на конференции в Кснакри (Гвинея), когда был принят устав и сформулированы основные цели этого движения, одной из которых было ускорение освобождения народов и обеспечение их экономического, социального и культурного развития. Рост солидарности народов Афро-азиатского континента стало одной из причин ликвидации колониальных владений на азиатском и африканском континенте и обеспечило переход развала колониальный системы в ее последнюю фазу. Однако в дальнейшем, с ликвидацией колониализма роль движения афроазиатской солидарности постоянно снижалась.

    Таким образом, подъем национально-освободительного движения в годы второй мировой войны, благоприятные для него международные условия, сложившиеся поело разгрома фашизма, привели к тому, что колониальная система империализма в ее классических формах рухнула. Антиимпериалистическая борьба народов, освободившихся от колониализма, представляет собой важную силу, которая вместе с мировым социалистическим содружеством, международным рабочим и коммунистическим движением вносит большой вклад в революционное обновление планеты.

    Вопросы и задания:

    1. Сформулируйте основные факторы, которые способствовали ускорению краха колониализма?

    2. Назовите основные формы неоколониализма?

    3. Какова основная отличительная черта XX века.

    Используемая литература:

    2. Всемирная история. Учебник для вузов. , (2009)

    3. http://ru. wikipedia. org

    Тема 1.4 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке

    Цели : Сформировать представление о диктаторских режимах на Востоке.

    План:

    1.Когда и почему стали складываться диктаторские режимы? Почему они агрессивны?

    2.Почему ислам лежал в основе диктаторских режимов.

    3.В каких странах сложились такие режимы?

    Диктату́ра (лат. dictatura) - форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции - правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.

    Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской военной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация “Свободные офицеры” во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.

    Этапы освободительной революции в Египте.

    С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После национализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о “египтизации” иностранных банков и фирм.

    С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет “социалистической демократической республикой”.

    Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т. е. людей, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности".

    Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.

    Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.

    Новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны. СССР И США - мировые геополитические лидеры


    Вторая мировая война внесла кардинальные изменения в положение европейских и мировых сил. Мир разделился на две противоборствующие общественно-политические системы - капитализм и социализм. Установилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух военно-политических блоков - НАТО и Организации Варшавского Договора во главе с США и СССР соответственно. Практическим воплощением этого конфликта стала холодная война между СССР и США, Востоком и Западом. Она привела к окончательному расколу Европы и мира в целом на две противоположные системы.

    По мнению Э. Ди Нольфо, в международной системе произошла настоящая революция. Особенность этой революции заключалась в том, что центры международной мощи оказались вне Западной Европы и были сконцентрированы на довольно длительное время в Соединенных Штатах и в Советском Союзе. Эти изменения привели к тому, что старым империалистическим державам предстояло осознать реальность своего упадка, а Соединенные Штаты должны были признать существование соперника в борьбе за мировое господство. «После десятилетий подготовки перед миром предстали два гиганта, которые исподволь осваивали свои новые роли и теперь должны были показать, что они способны их исполнять», - пишет Э. Ди Нольфо в труде «История международных отношений 1918-1999.

    Соединенные Штаты Америки вышли из войны значительно усилившимися. Не ведя военных действий на своей территории, избежав военных разрушений и тяжелых людских потерь, они далеко обогнали все остальные страны в экономическом и военном отношении. Только США имели атомное оружие; их флот и авиация были сильнейшими в мире; объем промышленного производства был больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых. США превратились в гигантскую «сверхдержаву», лидера капиталистического мира, претендующего на мировую гегемонию.

    Второй «сверхдержавой» стал Советский Союз. Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, внеся решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, СССР в небывалой степени увеличил свою мощь, влияние и престиж. К концу войны Советский Союз располагал самой крупной в мире сухопутной армией и огромным промышленным потенциалом, превосходящим потенциал любой другой страны, за исключением США. Вооруженные силы СССР находились во многих странах Центральной и Восточной Европы, в Восточной Германии, в Северной Корее. Советский Союз контролировал положение в странах Народной демократии и пользовался их полной поддержкой, а также поддержкой Северной Кореи и Китая - самой многонаселенной страны мира.

    Советский Союз безоговорочно поддерживали коммунисты и значительная часть мирового общественного мнения, видевшие в СССР не только победителя фашизма, но и страну, прокладывающую путь в будущее: в социализм и коммунизм.

    Вторая мировая война имела одной из своих целей кардинальное перераспределение мирового баланса сил между крупнейшими военно-политическими державами того времени. Особенность холодной войны состояла в том, что в качестве реальных претендентов на участие в противоборстве за первые роли в новом миропорядке остались две сверхдержавы - США и СССР. В геополитическом плане мир стал биполярным.

    И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение «холодной войны», длившейся впоследствии более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в непосредственное открытое вооруженное противостояние, что дало основание именовать этот период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества - «кто не с нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника.

    Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших «план Маршалла» (американский план восстановления Западной Европы с целью укрепления демократии в регионе), подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений.

    Холодная война характеризовалась усилением недоверия между великими державами, форсированием гонки вооружений, созданием военных блоков, использованием силы или угрозы ее применения в международных отношениях, отказом от регулирования спорных вопросов путем переговоров и т.д. Конфронтационность в отношениях друг с другом обеспечивала как СССР, так и США основу глобальной внешнеполитической стратегии. Такое положение держало в постоянном напряжении весь мир, который был разделен на сферы интересов двух сверхдержав. В этой игре войны и конфликты в любом регионе земного шара рассматривались как составная часть глобальной борьбы двух сторон друг против друга. В их глазах каждая из таких войн (или конфликтов) имела значимость не только и не столько с точки зрения решения той или иной конкретной проблемы, сколько с точки зрения выигрыша или проигрыша Востока или Запада. Любой выигрыш одной из сторон в каком-либо регионе планеты или отдельно взятой стране рассматривался как проигрыш другой стороны и наоборот.

    Главными движущими факторами поведения обеих сверхдержав и блоков были взаимный страх и озабоченность своей безопасностью. Соответственно в центре внимания и той и другой стороны стояло стремление к наращиванию военной мощи. В итоге сформировалась двухполюсная иерархическая структура мирового сообщества, в которой две супердержавы занимали вершину пирамиды, за ними шли великие державы, далее страны, менее значимые по весу и влиянию в решении международных проблем.

    Наиболее наглядными результатами холодной войны стали сначала раскол Германии на два государства - Федеративную Республику Германии (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР) - и Корейская война 1950-1953 гг., которая также привела к образованию на Корейском полуострове двух враждебных друг другу государств - Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) на севере и Республики Корея на юге. В результате начавшейся в 50-х годах национально-освободительной войны против французских колонизаторов Вьетнам тоже оказался разделенным на два государства.

    В условиях биполярного мира и холодной войны оборона от внешней угрозы составляла лишь одну из функций двух главных военно-политических блоков. Не менее, а возможно, и гораздо более важными были внутренние, «сдерживающие» функции. Для США в послевоенное время - это «контроль и перевоспитание» германского и японского экстремизма, цементирование «атлантического» мира, укрепление связей Западной Европы с Северной Америкой. Для элиты СССР - это контроль над соцлагерем, его единение и ограждение от воздействия «чужой системы». Не случайно каждая из двух систем именно себя считала выразительницей и защитницей чаяний и интересов народов и соответственно обосновывала неизбежность своей победы и обреченности противной стороны. Разработав идеологическое обоснование своих позиций, США объявили себя защитницей свободного мира, а СССР - оплотом мира, демократии и социализма.

    Создавшаяся по окончании Второй мировой войны международно-политическая обстановка представляется сторонниками геополитических теорий совершенно естественной. Как подчеркивает А. Дугин, главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противопоставлении «теллурократии» (сухопутного могущества) и «талассократии» (морского могущества).

    «Теллурократия», «сухопутное могущество» связано с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в оседлости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные объединения людей рода, племена, народы, государства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твердости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность.

    «Талассократия», «морское могущество» представляет собой тип цивилизации, основанной на противоположных установках. Этот тип динамичен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты - кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индивидуального предпринимательства. Индивидуум как наиболее подвижная часть коллектива возводится в высшую ценность, при этом этические и юридические нормы размываются, становятся относительными и подвижными. Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюционирует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность общей установки.

    Зона теллурократии устойчиво отождествляется с внутриконтинентальными просторами Северо-Восточной Евразии (в общих чертах совпадающими с территориями царской России или СССР). Талассократия все яснее обозначается как береговые зоны евразийского материка, Средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с Юга и Запада


    Заключение

    мировой война холодный политический

    Таким образом, с геополитической точки зрения, в холодной войне 1946-1991 г. извечный геополитический дуализм достиг максимальных пропорций, талассократия отождествилась с США, а теллурократия с СССР. Два глобальных типа цивилизации, культуры, метаидеологии вылились в законченные геополитические очертания, резюмирующие всю геополитическую историю противостояния стихий. При этом поразительно, что этим формам законченного геополитического дуализма на идеологическом уровне соответствовали две столь же синтетические реальности идеология марксизма (социализма) и идеология либерал-капитализма.


    Список использованных источников


    1. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2. - 1945 - начало XXI в. / И.О. Змитрович, Г.М. Кривощекий, М.Я. Колоцей и др. / Отв. ред. Л.А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 207 с.

    Гаджиев, К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2001. - 432 с.

    3. Дугин, А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России / А. Дугин. - М.: Арктогея, 1997. - 608 с.

    4. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 гг.: Учебник для студентов вузов по спец. «История»/ Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, А.И. Строганов и др.; Под ред. Е.Ф. Язькова. - М.: «Простор», 2003. - 480 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.