• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевского царствования революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из создавшегося положения.Одной из особенностей постдекабристского общественного движения было развитие оппозиционных настроений в студенческой среде. Своеобразие студенческой среды порождалось разнородным социальным составом, в котором выходцы из дворян составляли не более трети, и духовным максимализмом, развивавшимся под влиянием активного познания мира в процессе обучения. На первых порах эти факторы не имели большого значения, но впоследствии, при размежевании освободительного движения на демократическую и либеральную ветви, оно усиливало радикальные настроения участников движения.Известность приобрели, прежде всего, оппозиционные студенческие кружки в стенах Московского университета. Один из них – Кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских (1826-1827 гг.). В планы кружка входили: цареубийство и истребление царской семьи, конституционные преобразования. Члены кружка пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, низших офицеров и солдат; в день коронации разбросали на Красной площади прокламации, в которых, обращаясь к народу, выступали против монархии, рассказывали о невинно пострадавших декабристах. За эту акцию их арестовали и подвергли длительному тюремному заключению.В конце 20-х гг. при активном участии студентов Московского университета возник кружок Я. И. Костенецкого, получивший название «Общество друзей». Кружок объединил 25 человек. Мысль о превращения кружка в революционную организацию высказал перед его участниками отставной губернский секретарь Н. П. Сунгуров (по его имени чаще всего принято называть эту организацию).

    Целью кружка были:

    – ликвидация крепостного права;

    – установление конституционного правления.

    Общество разработало план вооруженного восстания в Москве. План предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти, рассылку от имени московского генерал-губернатора приказа о высылке в Москву депутатов к рассмотрению конституции. Открытое выступление не состоялось и в середине 1831 г. участники кружка были арестованы. Всего к следствию было привлечено 12 студентов, 9 чиновников и 8 военнослужащий. Наиболее активные участники были приговорены к каторжный работам. В соприкосновении с сунгуровской организацией находился кружок Виссариона Григорьевича Белинского, получивший название «Литературном общество 11-го нумера» по номеру комнаты общежития для «казеннокоштных» (учившихся за государственный счет) студентов. Литературные споры в обществе часто переходили на политические темы, которые нашли свое отражение в пьесе Белинского «Дмитрий Калинин». В 1832 г. Белинский был отчислен из университета «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья».Большой след в истории оставил кружок Александра Ивановича Герцена и Николаевича Платоновича Огарева. Участники обсуждали острые вопросы недавней истории европейских стран, движения декабристов, путей развития России. Находя в европейских событиях и происходивших политических изменениях много конфликтных социальных проблем, Герцен и Огарев обратились к изучению зарождавшихся тогда социалистических идей. Их идеал – революционное преобразование России. Деятельность – пропаганда утопического социализма в московском обществе и, прежде всего, – в студенческой среде; резкая критика Николаевского правления, неприятие крепостного права. В 1834 году кружок Герцена–Огарева был обнаружен полицией. Не имея никаких фактов, полиция сфабриковала дело об исполнении «пасквильных песен». Герцен и его товарищи были арестованы и после восьмимесячного следствия – отправлены в ссылку.Среди университетских просветительских обществ 30-х гг. наиболее заметным был кружок Николая Владимировича Станкевича. Первоначально кружок носил чисто студенческий характер. Его участники интересовались преимущественно вопросами философии, эстетики и литературы. Сам Станкевич не отличался научным или литературным талантом, но обладал универсальными способностями глубоко разбираться в людях, угадывая в них блестящих писателей и мыслителей. В разное время в кружке Станкевича участвовали: Константин Сергеевич Аксаков, В. Г. Белинский, Михаил Александрович Бакунин, Василий Петрович Боткин, Тимофей Николаевич Грановский, Михаил Никифорович Катков, Алексей Васильевич Кольцов, Юрий Фёдорович Самарин и др. Станкевич происходил из богатой помещичьей семьи и оказывал материальную поддержку своим талантливым друзьям. Кружок Станкевича не возбуждал острых политических вопросов, но содействовал развитию высоких философских и художественных идеалов среди своих участников.Свободное развитие общественной мысли и эстетических вкусов ставило круг друзей Станкевича вне официальной идеологии самодержавия. Неслучайно в кружке сформировались взгляды ряда мыслителей и публицистов, получивших впоследствии известность в оппозиционном и даже революционном движениях. Судьба самого Станкевича сложилась трагически: в возрасте 27 лет он умер от чахотки.

    Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в Свеаборге (Финляндия) в семье флотского врача, а детство провел в г. Чембаре Пензенской губернии. Дед его, деревенский священник, был праведник и аскет, неутомимый проповедник. Его дух как бы перевоплотился в Белинском, человеке искреннем и прямодушном, постоянном искателе и правдолюбце.

    С детских лет Белинский полюбил литературу, писал стихи, а в университете написал драму «Дмитрий Калинин» , посвященную судьбе крепостного юноши. Друзья были в восторге от творения Белинского, и он, мечтая о публикации и постановке, отнес свою драму в университетскую цензуру. В действительности это было незрелое произведение, наполненное длинными и скучными монологами главного героя. Правда, Белинский разделял далеко не все его высказывания, особенно насчет религии. В пьесе был другой персонаж, более благоразумный, который и говорил как бы от имени автора. Но его рассуждения звучали слабее пламенных речей Калинина, и профессора-цензоры пришли в ужас, решив, что пьесу написал настоящий якобинец. Белинскому грозили каторгой и солдатчиной, так что впечатлительный юноша слег в больницу. Начались постоянные придирки, а в 1832 г. начальство нашло, наконец, предлог для исключения Белинского из университета.

    После этого Белинский жил случайными литературными заработками, давал уроки в дворянских семьях. Одним из его учеников был Костя Кавелин, будущий западник, прилежный и одаренный юноша. Вскоре Белинский стал постоянным автором в московском журнале «Телескоп» , издававшимся Н. И. Надеждиным. Литературно-критические статьи Белинского приобретали все более широкую известность.

    В 1833 г. Белинский вошел в кружок , объединившийся вокруг молодого философа и поэта Н. В. Станкевича . Кружок посещали историк Т. Н. Грановский, литератор и публицист К. С. Аксаков (сын писателя С. Т. Аксакова) и другие молодые люди. Члены кружка увлекались философией Шеллинга, пытались использовать ее для познания русской жизни. Белинский в ту пору увлекался отвлеченными идеями борьбы добра и зла, света и мрака. Это не помешало ему осознать и поставить такие проблемы, как «народ и интеллигенция» , «Россия и Запад» . Он призывал к преодолению разрыва между народом и интеллигенцией, к тесному врастанию России в жизнь и культуру Европы при сохранении своей национальной самобытности.

    В 1835 г. в кружок Станкевича буквально ворвался Михаил Александрович Бакунин (1814—1876). Представитель старинного дворянского рода, он окончил артиллерийское училище, получил чин офицера и мог остаться на службе в столице, но однажды дерзко поговорил с начальством и его заслали в глухое место. Вскоре он вышел в отставку и поселился в Москве.

    Бакунин всегда кипел новыми идеями. В кружке Станкевича он увлеченно проповедовал учение немецкого философа Фихте и «заразил» им весь кружок. Фихте был противником сословных привилегий, признавал право народа на революцию. Бакунин и Белинский поняли его философию с радикальной точки зрения. Они очень сблизились в те годы. Белинский ездил на отдых в имение Бакунина и был безнадежно влюблен в его сестру. Под влиянием Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.

    Между тем эта действительность подготовила Белинскому новый удар. Осенью 1836 г. «Телескоп» был закрыт за публикацию произведения Чаадаева. Надеждин был сослан в Усть-Сысольск. У Белинского произвели обыск. Лишившись постоянного заработка, Белинский несколько лет бедствовал, начал болеть. Заболел и Станкевич. В 1837 г. он уехал лечиться за границу. Кружок распался.


    Иллюстрация. Заседание кружка Станкевича.

    Еще в кружке Станкевича Белинский начал чувствовать неудовлетворенность философией Фихте, слишком отвлеченной от действительности. (Фихте считал внутренний мир человека единственно реальным, а внешний — призрачным.) Бакунин, который, как правило, опережал Белинского в философских исканиях, заговорил о Гегеле. Вскоре и Белинский стал гегельянцем.

    Философия Гегеля очень сложна. Правильное ее понимание возможно только в результате последовательного изучения его трудов в определенном порядке. Бакунин и Белинский нарушили этот порядок — и сразу пришли к ошибочным выводам. Знаменитая гегелевская формула «Все действительное — разумно, все разумное — действительно» — была понята ими в смысле оправдания существующей действительности. Бакунин, бунтарь по природе, недолго задержался на таком толковании. Белинский же, в силу своей основательности, довел его до предела, до оправдания самодержавия и крепостного права. В этот период его не понимали друзья, и он не понимал их. У него начались споры с Бакуниным. Резкое расхождение произошло с .

    Революционные кружки в это время возникали не случайно. «Самое появление кружков,- писал Герцен,- было естественным ответом на внутреннюю потребность русской жизни». Возникшие кружки объединяли, с одной стороны, передовую дворянскую молодежь, а с другой - разночинцев.
    В это время сложились кружки: братьев Критских, Сунгурова, Герцена и Огарева, кружок Поносова, кружок Белинского и Станкевича.
    Наиболее ранним был кружок братьев Критских (Михаила, Василия и Петра), возникший в 1827 г. среди студентов Московского университета. Братья Критские вместе с другими участниками кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок братьев Критских носил политический характер. Михаил Критский называл декабристов великими, считал несчастным тот народ, который состоит под монархической властью. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. В области тактики революционной борьбы члены кружка братьев Критских сделали большой шаг вперед по сравнению с декабристами. Они вели речь не о военном перевороте, а о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.
    Кружок Н. П. Сунгурова, выходца из мелкопоместного дворянства, возник в 1831 г. По свидетельству Герцена, направление этого кружка также было политическим. Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.
    Кружок Герцена и Огарева образовался в 1831 г., почти одновременно с кружком Сунгурова. Этот кружок также был тайным и носил политический характер. Члены кружка Герцена и Огарева были по преимуществу студентами Московского университета. В него входили Соколовский, Уткин, Кетчер, Сазонов, B. Пассек, Маслов, Сатин и некоторые другие лица. Они собирались на вечеринки, пели на них революционные песни, произносили речи и читали стихи революционного содержания, вели речь о конституции.
    Одна из песен, написанная активным участником кружка Соколовским, распевавшаяся на вечеринках, была следующего содержания:
    Русский император
    В вечность отошел,
    Ему оператор
    Брюхо распорол.
    Плачет государство,
    Плачет весь народ,-
    Едет к нам на царство
    Константин-урод.
    Но царю вселенной,
    Богу высших сил,
    Царь благословенный
    Грамоту вручил.
    Манифест читая,
    Сжалился творец,
    Дал нам Николая,-
    Сукин сын, подлец.
    Во взглядах членов кружка Герцена и Огарева выражался протест против реакционного, палочного режима, созданного в стране Николаем I.
    «Идеи были смутны,- пишет Герцен в «Былом и думах»,- мы проповедовали французскую революцию, мы проповедовали сен-симонизм и ту же революцию. Мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу».
    Через провокатора III отделение узнало о существовании кружка Герцена, и вскоре, в 1834 г., члены его были арестованы. Двое из них, Соколовский и Уткин, были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Уткин через два года умер в каземате, а Соколовский - в ссылке в Пятигорске. Герцен был сослан в Пермь, Огарев и Оболенский - в Пензу.
    В 1830 г. сложился и просуществовал до 1832 г. кружок Белинского, именуемый «Литературным обществом 11-го нумера». Он состоял из студентов Петрова, Григорьева, Чистякова, Протопопова, Прозорова и других. В этом кружке обсуждалась драма Белинского «Дмитрий Калинин», в которой он со всей остротой осуждает крепостничество. Белинский и члены его кружка интересовались вопросами философии, и, следовательно, когда Белинский позже вошел в кружок Станкевича, он был в вопросах философии далеко не новичком, как неверно утверждали многие авторы в отношении Белинского.
    Кружок Станкевича имел «умозрительное», научно-философское направление. Станкевич мало интересовался политикой; его кружок имел главной своей задачей изучение философских воззрений того времени. В кружке изучалась философия Фихте, Шеллинга и Гегеля. Позиции, занимаемые Станкевичем, были умеренными, либеральными.
    В кружок Станкевича входили: Белинский, Грановский, Бакунин, Герцен, братья Аксаковы, братья Киреевские и другие лица. B кружке Станкевича находились революционные демократы, а также западники и славянофилы; взгляды представителей этих трех направлений резко расходились между собой, что привело впоследствии к борьбе их между собой.
    Роль кружка Станкевича состояла в том, что в своем кружке он пробудил среди виднейших своих современников интерес к изучению философии и объединил вокруг себя на некоторое время многих передовых людей своей эпохи. Короткое время большую роль в кружке играл Бакунин. После отъезда Бакунина в начале 40-х годов за границу деятельность бывшего кружка Станкевича оживилась в связи с возвращением из ссылки Герцена. Герцен и целый ряд близких к нему лиц занялись изучением философии. Но к изучению вопросов философии Герцен подходил по-другому, чем Станкевич. Герцен связывал изучение философии с задачами революционной борьбы.
    Следует обратить внимание на попытку создания революционного кружка из служащих, осуществленную в 1836 г. Петром Поносовым на Чермесском заводе Лазаревых на Урале; в кружок входило шесть молодых людей: Поносов, Мичурин, Десятов, Романов, Нагульный и Михалев. Они тайно составили «бумагу», представлявшую собой своего рода устав о создании «Тайного общества для уничтожения власти помещиков над крестьянами». В ней они писали: «Иго рабства в России от времени становится несноснее, и должно полагать, что на будущее время оно будет еще несноснейшим».
    Задачей общества они ставили: «...собрать благомыслящих граждан в одно общество, которое всячески бы старалось о ниспровержении власти, присвоивших ее несправедливо, и об ускорении свободы. Для сего-то, благородные граждане, ниспровергнем соединенными силами невольничество, восстановим свободу и через то заслужим благодарность потомства!!!» Полностью этот документ опубликован в сборнике «Рабочие движения в России в XIX веке» (т. I, под ред. А. М. Панкратовой). Вскоре после подписания этого документа шесть участников попытки создать тайный кружок на заводе были арестованы и по распоряжению Бенкендорфа отданы в рядовые финляндских батальонов. Были и другие попытки создать тайные антикрепостнические организации - со стороны Жеребцова, Ромашева, Аппельрода и некоторых других лиц.
    Таким образом, мы видим, что все попытки создать тайные революционные организации пресекались царизмом самыми жестокими мерами. Но Николай I преследовал не только создание тайных кружков и организаций, но и всякую попытку свободомыслия.
    Жертвами его репрессий стали гениальные русские поэты А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, талантливые поэты Полежаев, Печерин и другие. Арестованы были за антиправительственные высказывания помещик Львов, Бризгда, Раевский, гимназист Орлов и некоторые другие лица. Жертвой николаевского деспотизма был и близкий к декабристам П. Я. Чаадаев.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Если приснился плохой сон...

    Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

    Наиболее известным из кружков конца 20-х годов XIX в. являлся кружок или тайное общество братьев Критских, сложившийся в Мос-кве в конце 1826 - начале 1827 г. и объединявший 6 членов. Все были детьми разночинцев, студенты университета. Участники организации видели будущую Россию свободной от крепостничества и самодержавия. В день коронации Николая I они разбросали на Красной площади прокламации, в которых осуждалось монархическое управление и содержался призыв к его свержению. Группа была об-наружена полицией. Все ее участники без суда, по личному повелению царя, были заключены в казематы Соловецкого монастыря, а через 10 лет отданы в солдаты.

    Ведущее место в революционном движении начала 30-х годов XIX в. принадлежало Московскому университету, среди студенчества которого или при его участии возникали многочисленные кружки, связанные с именами Н. П. Сунгурова, В. Г. Белинского, Н. В. Станкевича, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

    Выпускник Московского университета Н. П. Сунгуров в 1831 г. организовал тайное общество, считавшее своей главной целью введение конституционного строя в России, который ограничит деспотизммонархов и даст свободу гражданам. В него входило 26 молодых студентов. В плане сунгуровцев было много наивного и незрелого. Это нелегальное общество было разгромлено в самом начале.

    В самом начале 30-х годов в Московском университете сложилось «литературное общество 11 нумера» (название произошло от номера комнаты, где жили и собирались его участники). Это был дружеский литературный кружок, в центре которого стоял будущий критик В. Г. Белинский. Реальная русская жизнь, судьба страны, ужас крепостного права, протест против "гнусной российской действительности" - вот основные вопросы, которые волновали собиравшихся единомышленников.

    Белинский былизгнанизуниверситетаслицемернойформулировкой "по слабости здоровья и ограниченности способностей" (предлогом стала продолжительность болезни Белинского - с; января по май 1832 г.). Белинский был вынужден заниматьсякорректорской работой, переписывать бумаги, пробиваться частными уроками и в то же время заниматься самообразованием. В это время он вошел в новый кружок из студентов и выпускников университета,группировавшийся вокруг Н. В. Станкевича (1839г.). Кружок Станкевича состоял из людей, интересовавшихся, главным образом, вопросами философии и этики, и развивался под влиянием идей немецкого философа Шеллинга, проповедовавшихся профессорами В.Павловым, у которого Станкевич и жил.

    В 40-е годы XIX В. Белинский стал популярным публицистом и литературным критиком России. Белинский выступал с обзорами русской литературы, со статьями о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Кольцове и других русских писателях. "Отечественные записки" и "Современник", в которых сотрудничал Белинский, стали известны-ми журналами, а каждая статья Белинского, как отмечали современники, воспринималась радикалами как праздник. Ф. Булгарин в своих доносах в III Отделение неоднократно писал, что Бе-линский проповедует революцию, "коммунизм" и "терроризм": "Безрассудное юношество... семинаристы, дети бедных чиновников и прочие - почитают "Отечественные записки" своим Евангелием, а "первого министра" журнала - Белинского - "апостолом".


    Итогом всей деятельности Белинского является его "Письмо к Гоголю", которое он написал в 1847 г., будучи тяжело больным, неза-долго до смерти. Критикуя Гоголя за его "Выбранные места из переписки с друзьями" как "проповедника кнута", "апостола невеже-ства", Белинский противопоставляет его консервативным взглядам программу революционного преобразования России "... не в аскетиз-ме..., а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности... видит свое спасение Россия"; "Самые важные, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые есть".

    В 1831 году сложился кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева, ко-торый имел острую политическую направленность. Целью кружка, в который входили Н. И. Сазонов, Н. М. Сатин, Н. X. Кетчер, В. В. Пассек и другие, было революционное преобразование России. "Мы подали друг другу руки, - вспоминал Герцен, - ипошли проповедовать свободу и борьбу во все четыре стороны нашей моло-дой Вселенной". Идеология кружка была расплывчата и политически незрела. "Идеи были смутны, - писал Герцен, - мы проповедовали де-кабристов и французскую революцию, конституционную монархию и республику; чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе, но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому наси-лию, ко всякому правительственному произволу...".

    А. И. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи популярного в 30-40-е гг. XIX в. западноевропейского утопического социализма. Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она уже сама по себе есть зача-ток социализма, он создал теорию русского общинного социализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Не видя возможности активной борьбы с мрачной действительностью в России, тяжело переживая цензурный гнет, Герцен в 1847 г. покинул Россию, чтобы стать "свободным русским словом" за границей. Поки-нув Россию и поселившись в Англии, Герцен и Огарев стали первыми политическими эмигрантами. В начале 50-х гг. XIX века они основа-ли в Лондоне Вольную русскую типографию. Издаваемая ими газета "Колокол" и журнал "Полярная звезда" с большим интересом чита-лись передовыми людьми России.

    Особое место в общественном и освободительном движении тех лет занимает кружок петрашевцев (1844-1849), получивший свое название по имени его руководителя - М. В. Буташевича-Петрашевского. Члены кружка находились под влиянием идей современного французского социализма - идей Фурье - и обсуждали на своих собраниях социальные вопросы. Петрашевский называл себя "старейшим пропагандистом социализма". На собраниях Петрашевского бывали М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский. Боль-шинство петрашевцев, в отличие от либералов (западников и славянофилов), выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Все участники кружка петрашевцев (в т. ч. и великий русский писатель Ф. М. Достоевский) были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

    Революционный подъем начала 30-х годов XIX вв. Западной Ев-ропе сменился полосой упадка, торжества реакционных сил. Для это-го времени особенно характерны настроения пессимизма, отчаяния, неверие в возможность борьбы за лучшее будущее. Эти настроения нашли яркое отражение в первом "Философическом письме" П. Я. Чаадаева, опубликованном в 1836 году в журнале "Телескоп".

    Друг А. С. Пушкина и декабристов, офицер в царствование Алек-сандра I, П. Я. Чаадаев тяжело переживал поражение восстания де-кабристов, ушел в отставку. Произведения Чаадаева свидетель-ствовали о том, что их автор пришел к самым пессимистическим вы-водам, которые заключали в себе страстные нападки на Россию, ее отсталость, некультурность, ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. Потеряв надежду на возможность общественного прогресса в России, он писал: "Окиньте взглядом все пережитые нами века... вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспомина-ния... Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли...".

    Чаадаев писал о разных исторических путях России и других стран Европы. Он подчеркивал, что все народы Европы имели "об-щую физиономию", "преемственное идейное наследие". Сопоставляя это с историческими традициями России, Чаадаев приходит к выводу, что ее прошлое было иным: "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее - иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, - вот печальная история нашей юности".

    Чаадаев считал, что все беды России от ее отлученности от "все-мирного воспитания человеческого рода", от национального самодо-вольства и связанного с ним духовного застоя. Основной бедой он считал отрыв от католического мира.

    Виной отставания, считал П. Я. Чаадаев, был отрыв России от Европы и, в особенности, православное мировоззрение. Чаадаев утверждал, что "России нечем гордиться перед Западом, напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества". Письмо Чаадаева - это "безжалостный крик боли и отчаяния", "это был выстрел, раздавшийся в темную ночь", "мрачный обвинительный акт против России". (А. И. Герцен). Письмо Чаадаева, как отмечал Герцен, "потрясло всю мыслящую Россию". В знаменитом письме П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А. С. Пушкин писал: "Хотя лично я сердечно привязан к государю (к Николаю I - Л.П.), я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблен, но кля-нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечест-во, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

    Правительство сурово расправилось и с Чаадаевым, и с издателя-ми этого письма: журнал "Телескоп" был закрыт, редактор его Н. И. Надеждин выслан из Москвы и лишен права заниматься изда-тельской и преподавательской деятельностью. Чаадаева объявили су-масшедшим и отдали под полицейский контроль.


    Заключение.

    Из-за недостатка решительности все законодательство Николая о крестьянах осталось без практических последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность. Среди толчков, вызванных законом 2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство при Николае внушало больше страха, чем при Александре. Рассматривая бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди того времени вовсе не считали его средой, способной дать правительству оппозицию.

    Крымская война начавшаяся23 октября 1853 года была проиграна в 1856 году. Главной причиной неудач России в Крымской войне была отсталая феодально-крепостническая экономика, оказавшаяся не в состоянии выдержать тяжесть продолжительной войны. Отсюда и другие причины: плохое оснащение и вооружение армии и Флота. Неумелое и нерешительное руководство в боевых действиях. Крымская война обострила кризис феодально-крепостнического строя в России и ускорила осознание правящими кругами неизбежности реформ.

    Образ Николая I в позднейшей литературе приобрел в значительной степени одиозный характер, император представал символом тупой реакции и обскурантизма, что явно не учитывало всего многообразия его личности. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда стала для него роковой. Николай умер в феврале 1855 года в самый разгар севастопольской кампании. Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.

    К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

    Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

    Царствование императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

    Деятельность Александра II прекратилась из-за его погибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

    К середине 19-го века. Литературном мире, в строгом смысле слова, отводится на периферию культурной жизни показания, полученные от общественности (часто благотворительные цели). Общественные организации (МГО) (Положения о литературе).

    Литературная жизнь Санкт-Петербурга (1870). «Пятница» Яков Полонский, и жизнь литературно-художественного кружка –ј‰л‰И v?? Хомский (продолжала 1917), обратил центре одной из более разнообразной аудитории было очень долгое время. (1870) в течение нескольких десятилетий. Санкт-Петербург либеральной интеллигенции (в основном популистские направления) эмитентом «вторник» автор и педагог EN детей Водовозова. Заметным явлением во второй половине литературной жизни Санкт-Петербурга 19. Продолжить редактирование встреча петербургского журнала: «Отечественные записки», 1870-1880 IES. Интеллектуальная единства и демократии, «Русское богатство», который стал 1890. Популистской юридический центр, коллекции истинного вдохновения Михайловский редактирования, безопасности В.Г. Короленко, Н.Ф.

    Клуб на подъеме, и группы - L "» серебряного века» русской поэзии 19 века. И первое десятилетие ХХ века. Вернуться символ клубов и ассоциаций в центре литературной жизни - мировоззрение, философия и эстетические теории и направления искусства), вызванной изменением.

    Влияние художественной жизни Санкт-Петербурга в 1900 году. Она объединяет молодых художников и критиков «World Art >>: Д.А., Л. Бакстер Бенуа, К.А. Suomo был Е.Е. Лансере, С.П. Дягилевым, философам и другим активным участником и З.Н. Гиппиус и дату Meliet Ходорковского» Мир искусства «единство переоценки традиционных ценностей, и отвергать все программы социальной помощи, борьбы с обычными литературы и искусства.

    Литературная дискуссия усиливает были объединиться, чтобы создать круг, и выступил с заявлением. Символом режиме развития, став темой для обсуждения в «два-ориентированное общество художественного выражения» (или «поэтическая академия» Вячеслав Иванов), сформированный вокруг ведьмы Иванов в своем «Медиа учителя магии и фанатичной культа. Неотъемлемым «Серебряный век» литературного и эстетического качества жизни в первое десятилетие нового века, популярной литературы и искусства в Санкт-Петербурге, в мир искусства танцевальных залов, кафе, небольшой театр, поэтов, художников и любителей искусства (для Например, «собаки», «Stop комического). Его связь для создания акмеистов - 1, второй и третий магазины поэта «(см. статью А. Ахматова, Николай Гумилев), футуризм, агрегатов, футуристический, который участвовал в публичных выступлениях, Проектирование громкий скандал Настройки литературные Connect говорили в русло своей работе.

    После Октябрьской революции, ситуация чревата проблемами забыть традиционные или, наоборот, не пропало желание его одиночество, растерянность насыщенной жизни в лице будущих результатов Петроградской организации литературы, аппарата в качестве творческих интересов и чаяния нового сообщества социальной и культурной. База Пролеткульта (1917-1920) - культуры и образования, литературы и искусства организаций, чья миссия заключается в создании новой пролетарской культуре - это означает, вульгарная социология позиции в переходном и разрушение «авторитета» баннер классической традиции, пение Социалистического Труда, коллективизм, коллективная классики эмоции.

    С телом Пролеткульта Санкт-Петербурге журнал «Далее». ВАПП (русский пролетариат установить Пролеткульта писателей в значительной степени унаследовала Союз 1920-1983-28), орган Ленинградского (LAPP, расположен на берегу моря Фонтанка 7) - Журнал «расти», «нож (mid-1920 s.) Однако. После первого десятилетия революции в литературной жизни - сосуществования гетерогенных литературной группы ЛЕФ (левой передней искусств, 1922-1928), чтобы найти способ, чтобы создать новый язык, нагота литературе получил одобрение прагматическую функцию Фини Поэта. обэриутов должны быть обновлены видением мира, с сближение слова живопись (ожидается, что европейская литература смешно). «Серапионовы братья», сосредоточиться на традиции, и ищет новые формы, объявил, что автономия литературы, приходит к его травме. Ассоциация программа не только в журнале, и в публичных выступлениях традиционное. жажду новых художественных и близко к молодым языкового текстового поиска, вы можете открыть устного творчества (ОПОЯЗ) неожиданную возможность разработать правила и принципы. претендовал на роль представителя официальной точки России пролетарского писателя (1925-1932), который имеет свою штаб-квартиру в Ленинграде, объявил литературы и литературного принципа дальнейшего эстетических и социологических разделения труда и методе продукт от конкретного метода. В начале 1930-х годов. деятельность литературных обществ «неофициальных» и группы, или мертв, или насильственно прерван.

    Таким образом, союз писателей был основан в 1934 году приняла на себя функцию регулирования литературы.