• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Чистякова Светлана Александровна ГОУ СОШ №535 Санкт-Петербурга

    Открытый урок по теме «Политика и политическая власть».

    Цели: сформировать у учащихся научные представления о таких важнейших явлениях общественной жизни как власть, политика, политическая система, государство.

    План.

    1. Что такое власть?
    2. Политика и политическая власть.
    3. Функции политики.

    Литература: Л.Н. Боголюбов «Обществознание 10 класс» базовый уровень М. «Просвещение» 2010 г.

    Л.Н.Боголюбов «Школьный словарь по обществознанию» М. «Просвещение 2010 г.

    Р.Т. Мухаев «Основы политологии» М. «Новая школа» 1999г.

    Л.В. Сморгунов «Политология для школьников» СПб 2004г.

    Интернет - ресурсы: Википедия; «политика.ru»

    Вступление учителя: Мы живем в мире людей. Этот мир называется ОБЩЕСТВО. Но общество не просто хаотическое множество людей, движущихся подобно броуновским частицам. Оно имеет стержень, целостность, у него есть четко организованная внутренняя структура. Представим себе общество в виде ДОМА, состоящего из нескольких этажей.

    Прежде чем построить дом строят фундамент – подвал, где находится система коммуникаций, подводящих в дом газ, воду, телефон…т.е. все, что необходимо для жизни в нем людей.

    Что представляет собой фундамент общественного здания?

    Экономика – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ без которых не могут жить люди.

    I этаж общественного здания составляют СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

    Что это за отношения? В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по экономическим признакам, но, например, демографическим, этническим и т.д. Экономика и социальные отношения тесно связаны (существенные изменения экономических условий неизменно вызывают и изменения в социальной сфере).

    II этаж очень важный т.к. здесь фокусируются все интересы и называется он ПОЛИТИКОЙ.

    III этаж. Здесь мы найдем следы всех нижних этажей, здесь собираются наши идеи, знания, фантазии, желания, все, что мы чувствуем, о чем думаем, что хотим, о чем мечтаем и называется он ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ.

    IV этаж. Какой дом без крыши? Представьте себе здание без крыши. Оно развалится, стены осыплются. Крыша защищает дом от дождя, снега, разрушения.

    Что является такой своеобразной крышей в общественном здании? Что необходимо, чтобы все сферы работали без конфликтов, кризисов, сбоев? Право.

    Учитель, по ходу урока, рисует на доске дом (можно использовать мультимедиа).

    Отделить друг от друга этажи дома, как и сферы общественной жизни нельзя. Все общество пронизано прочными нитями – отношениями между людьми. Разорвать эти нити невозможно без угрозы для угрозы для целостности общества.

    Очень часто связующим звеном в системе общественных отношений служит ПОЛИТИКА.

    Мы говорим о политике экономической, если деятельность государства обращена на сферу хозяйства.

    Мы говорим о социальной политике, если речь идет о ветеранах, пенсионерах, молодежи.

    Мы говорим о культурной политике. А что такое ПОЛИТИКА?

    Тема нашего урока «Политика и политическая власть» Запишите в тетрадь.

    Изучение темы мы начнем с выполнения проблемного задания: каждая группа получает листы с заданием. Внимательно прочтите предложенные ситуации и ответьте на поставленные к ним вопросы. Поработайте и обсудите задание в группе (5 – 7 мин.)

    Проблемное задание.

    Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них? Чем отличаются эти отношения?

    1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»
    2. Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев»(так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».
    3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.
    4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался.«Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».
    5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.
    6. Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

    1 группа. Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях?

    2 группа. По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях?

    По принципу

    Господство Подчинение

    (один главенствует, (другой подчиняется его воле,

    Проявляет свою волю, выполняет приказы или

    утверждает ее) следует его мнению)

    Как это проявляется в отдельных ситуациях?

    Кто главенствует? Кто подчиняется?

    1. Отец ………………………………………………………………….. Сын
    2. Св. Франциск……………………………………………………… Верующие
    3. А.Д.Сахаров…………………………………………………………Деятели правозащитного движения
    4. Профсоюз……………………………………………………………Рабочий
    5. Журналист………………………………………………………….. Деятель правительства
    6. Президент………………………………………………………….. Министры

    3 группа. Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

    (Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.)

    Иначе говоря - это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть.

    На доске и в тетради. Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

    Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их на листах.

    Группы зачитывают слова, а один учащийся вешает их на доску.

    На доске коллаж из слов: МОГУЩЕСТВО, ПРИНУЖДЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, ВОЛЯ, ГОСПОДСТВО, ПОВЕЛЕНИЕ, СИЛА, УПРАВЛЕНИЕ.

    Т. о. содержание власти связано с проявлением воли и навязыванием ее другим людям. Древние резонно замечали, что «высшая из всех властей есть власть над собой».

    Что они имели в виду? (т.е. организуйте себя, свое время, свои действия, научитесь координировать свои поступки с поступками других, с внешними обстоятельствами, и вы обретете власть над собой)

    Обратимся ко второй части задания. Чем отличаются отношения, описанные в примерах?

    Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия.

    Семейная сфера

    Отец ____________________________________________________ Сын

    Власть родителей над детьми

    Идеологическая сфера (религия)

    СВ. Франциск______________________________________________ Верующие

    Власть идеи

    Нравственная сфера

    А.Д. Сахаров______________________________________________ Деятели правозащиты

    Экономическая сфера

    Профсоюз________________________________________________ Рабочий

    Власть трудового коллектива

    Информационная сфера

    Журналист________________________________________________ Деятель правительства

    Власть мнения

    Государственная сфера

    Президент________________________________________________ Министры

    Власть государства

    Обратите внимание на последнюю ситуацию, т.к. государственная власть – важнейший элемент политики.

    Теперь мы выясним, что такое политика?

    Беседа: 1. Вспомните, кто и когда ввел в научный оборот понятие «политика»? (Аристотель)

    2. Каково происхождение этого слова? Что оно обозначает? Что имел в виду Аристотель?

    От слова «полис» происходит politike – государственное дело, искусство управления государством. Аристотель обобщил 158 созданных им и его учениками «политий», т.е. описание государственного устройства современных ему государств – полисов.

    1. Известны ли вам общества, в которых политики как сферы жизни не существовало? (первобытное общество – вожди, старейшины, но это власть авторитета)
    2. Как объясняли возникновение политики теоретики «общественного договора»?
    3. Что отличает политическую власть от других форм власти, которые существовали до появления государства? Выскажите свои предположения. Какие институты осуществления власти были в первобытном обществе? (обычаи, табу, религия).

    А в государстве?

    Закон – обязательный, принудительный для всех членов общества. Государство обладает правом узаконенного применения силы в отношении общества.

    Постарайтесь самостоятельно сформулировать понятие «политика». Запишите его. (3-5 мин.)

    Группы обсуждают, записывают и по очереди читают свои определения. Теперь свои определения перестройте так, чтобы в них нашли отражение субъекты политики, а поможет вам схема «Субъекты политики» (экран мультимедиа) (1-2 мин.)

    Учащиеся снова читают свои определения. Хорошо. Готовясь к уроку я обратилась за информацией в Интернет на сайт «политика.ru» и посмотрела, сколько существует определений политики – их оказалось несколько сотен начиная с той, которую дал Аристотель. За 2,5 тыс. лет в разные эпохи, разными людьми их было сделано немало: древние греки, римляне, много определений появилось в Новое время, а особенно много в XX веке…Естественно все мы не сможем выписать. Поэтому я обратилась к политическому словарю, учебным пособиям и выписала 4 определения этого понятия.

    На экране мультимедиа появляются определения «политики»

    Политика – это отношение между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

    Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

    Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

    Политика – это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.

    Сравните свои определения. Какое из них больше всего совпадает с вашими? Что объединяет эти понятия? (субъект политики, борьба за власть, удержание, использование власти)

    Проблемное задание: Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». М.б. политика вовсе не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением. Почему? Подумайте, для чего существует политика? (5-7 мин)

    Выступление групп.

    Мы выяснили, что политика необходима т.к. выполняет определенные функции в обществе.

    На доске или экране мультимедиа:

    Функции политики – это совокупность процессов выражающих ее назначение в обществе.

    Учащимся раздается материал о функциях политики.

    Сравните свои записи с теми функциями, которые приписывают политике современные политологи.

    Функции политики.

    Политика в современном мире:

    Обеспечивает общественный порядок, целостность и стабильность общества;

    Обеспечивает поддержание гражданского мира

    Выполняет задачи, связанные с управлением и руководством жизнью общества;

    Регулирует отношения между классами, социальными группами, нациями, людьми на принципах социальной справедливости;

    Мобилизует на решение важных для общества задач;

    Координирует деятельность участников общественной жизни;

    Обеспечивает соблюдение прав и свобод людей, формирование их политического сознания и культуры……

    Но:

    Необходимо помнить, что количество функций и качество их исполнения в разных странах современного мира различно.

    Подумайте, что влияет на качество выполнения политикой присущих ей социальных функций?

    Вопрос сложный. Но у вас есть подсказка. На экране мультимедиа появляется:

    Задание.

    Расположите приведенные ниже факторы, влияющие на качество выполнения политикой свойственных ей функций, по степени важности (от наиболее до наименее существенных). Вы можете последовать мнению политологов, которые расположили факторы по степени значимости, а можете пойти своим путем, показать свое понимание проблемы. (10 мин.)

    1. Сознательность граждан;
    2. уровень профессиональной компетенции политиков;
    3. наличие эффективного механизма контроля общества за деятельностью государства;
    4. экономическое благополучие;
    5. политическая активность граждан;
    6. высокая степень социальной защищенности населения;
    7. гарантии прав и свобод людей;
    8. возможность проведения регулярных и свободных выборов в высшие органы власти;
    9. готовность населения подчиняться приказам населения.

    Группы зачитывают свои варианты.

    Большинство на первое место ставит экономическое благополучие и это верно. Существует мнение, что «Политика – есть концентрированное выражение экономики», т.е. экономика во многом определяет политику. Экономические процессы, чаще других, выступают социальной причиной политических действий.

    Приведите примеры из истории.

    Подведем некоторые итоги. Сегодня на уроке мы узнали, что ПОЛИТИКА – сложное социальное явление, очень многогранное, непременным спутником которой является власть. Она помогает политике сформироваться в качестве особой стороны человеческой деятельности связанной с целенаправленной организацией. Власть обладает способностью организовывать людей на достижение согласованных целей. Власть словно дирижерский пульт в оркестре многообразной общественной жизни. Представьте себе исполнение оперы в театре без дирижера. Хор будет петь сам по себе, солисты не будут знать, когда должны начаться их арии, музыканты оркестра собьются с ритма. В результата – страшная разноголосица, какофония, т.е. хаос звуков. Весь зрительный зал непременно разбежится. И только виртуозно властные руки и палочка дирижера превращает оперное действо в подлинный шедевр музыкального искусства.

    Задание на дом:

    Стержнем воплощения политической власти является власть государственная. Именно государство является универсальной организацией политической власти. Древнегреческое «политика» и латинское «республика» имели одинаковый смысл. Позднее слово «республика стало переводиться как государство.

    Что такое государство? Какие функции оно выполняет, в каких формах выступает, об этом мы узнаем на следующем уроке.

    Повторить и найти: 1. Теории возникновения государства.

    2. Кто из философов касался вопросов, связанных с государством.


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    У ___________ нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт _____________ подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок. французский писатель А. Ривароль www.mislynet.ru www.citaty.su Слайд 1

    У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок. французский писатель А. Ривароль www.mislynet.ru www.citaty.su Слайд 1

    Политика – один из видов человеческой деятельности, который включает в себя... Взаимодействие политики и власти заключается в...

    Слайд 5 Субъекты политики Объекты политики Личности Социальные группы Политические организации Государство Общество Экономика Социальная сфера Образование Здравоохранение Культура Национальная политика Экология В Л А С Т Ь

    Распределение мест в Государственной Думе РФ 5 созыва (450 мест) Слайд 6

    Сравнительная диаграмма распределения мест в Государственной Думе РФ 2007 и 2011 годы: изменения в % Слайд 7

    Предварительный просмотр:

    Обществознание. 10 - Б класс. Учитель: Ряписов Максим Алексеевич

    Тема занятия: Политика и право.

    Цель: Формирование знаний о политике и власти, видах политики и политических отношениях, о взаимодействии основных элементов политики.

    Задачи:

    личностные:

    познавательные:

    регулятивные:

    коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение рассуждать и аргументировать свои ответы.

    Тип: урок изучения нового материала.

    Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа.

    Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки, меловая доска, презентация, планшеты с заданиями, блок-схемы для учащихся, макет флага РФ.

    Структура учебного занятия: Время занятия - 30 мин.

    1. Орг. момент. 2 мин

    2. Постановка темы и задач. 2 мин.

    3. Изучение нового материала. 21 мин.

    Теоретическая работа. 8 мин.

    Практическая работа в малых группах. 8 мин.

    Работа с учителем 5 мин.

    4.Подведение итогов. Оценка ответов учащихся . 2 мин.

    5.Домашнее задание. 1 мин.

    6.Рефлексия. 3 мин.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент.

    (На начало занятия учащиеся сидят за четырьмя смежными партами по 5 человек, в одной группе 6).

    Постановка темы и задач урока.

    Здравствуйте, уважаемые десятиклассники. Меня зовут Максим Алексеевич Ряписов и на сегодняшнем уроке я буду вашим помощником в получении новых знаний и применения их на практике. Пожалуйста присаживайтесь.

    Надеюсь что наша работа будет плодотворной, творческой и полезной, как для вас так и для меня.

    В течение урока вы будете работать в группах. Возьмите пожалуйста в руки вот такие листы с надписью "блок схема". Обратите внимание в левом верхнем углу стоит обозначение номера той группы, в которой вы будете работать. Возьмите, пожалуйста, ваш экземпляр блок-схемы и пересядьте в группы в соответствии с номером указанном на парте. (Показать на примере, "Если у вас стоит номер 1, то вы пересаживаетесь на соответствующую парту").

    2.Постановка темы урока.

    Уважаемые десятиклассники, посмотрите пожалуйста на экран. Перед вами афоризмы известных людей. (Слайд 1)

    У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт

    Политика подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок.

    Французский писатель А. Ривароль

    Подумайте пожалуйста, попробуйте предположить, о каком виде человеческой деятельности говорится в данных афоризмах? Если не называют, то подсказываю: "Когда вы включаете новости, то в первую очередь мы с вами слышим новости какого характера, а что это спортивные, культурные, ..." Учащиеся называют, меняется Слайд. Политика.

    А с чем ассоциируется у нас политика в первую очередь. Совершенно верно. С властью. Сформулируйте мне пожалуйста тему нашего сегодняшнего занятия. Тема нашего занятия "Политика и власть". Наклеить тему

    Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд 2)

    Продолжите предложения:

    Политика – один из видов человеческой деятельности, который включает в себя...

    Взаимодействие политики и власти заключается в...

    Можете ли вы выполнить это задание?

    Нет, затрудняемся. А почему вы затрудняетесь, или вам сложно выполнить его.

    Сформулируйте цель нашего урока?

    Цель: Раскрыть структуру политики и её взаимодействие с властью.

    3.Изучение нового материала.

    Теоретическая работа.

    Чтобы достичь цели, нам необходимо познакомится с основными терминами, которые мы будем использовать на уроке.

    Возьмите пожалуйста для работы цветные листочки. В первом разделе вы видите определение понятия политика, внимательно и вдумчиво прочитайте пожалуйста его.

    Политика – один из видов человеческой деятельности, активности личностей, социальных групп, политических организаций, направленной на общество в целом и все стороны его жизни. Прочитали.

    Посмотрите на блок-схему. Исходя из определения, которое вы только, что прочитали, выделите Субъекты политики и впишите их в кружочки схемы.

    Заполнили. Назовите мне субъектов политики. Называют - личности, социальные группы, политические организации.

    Хорошо. Молодцы. Скажите мне пожалуйста, есть ли в ваших блок-схемах, среди субъектов, незаполненный элемент. Кто может сказать с чем это связано. Потому что, понятие политика значительно шире и сложнее того определения, которое вам дано. Подумайте, посовещайтесь в группах, и назовите главный субъект политики.

    Главный субъект политики государство. Актуализация признаки государства по группам. (вспомнить)

    В группах в течении минуты поработайте и из предложенных вариантов, которые указаны у вас ниже, выберете те, которые могут являться объектами политики и впишите их в схему.

    Субъекты политики

    Объекты политики

    Заполнили. Назовите мне объекты политики, которые вы выбрали.

    Молодцы. В результате вашей групповой работы ваши блок схемы должны выглядеть следующим образом (Слайд 3), проверьте пожалуйста себя.

    Посмотрите, пожалуйста внимательно на схему и скажите, оказывают ли воздействие друг на друга субъекты и объекты политики. Совершенно верно, субъекты и объекты тесно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга влияние. (щелчок мыши и появление стрелочки на Слайде 3 )

    Один из самых главных способов взаимодействия субъектов и объектов политики это власть (щелчок и на слайде 3 появляется слово власть ) и связанные с ней властные отношения. Дополните свои схемы.

    Прочитайте, пожалуйста в разделе II, определение власти и ответьте на вопрос, "Каким образом взаимодействуют политика и власть?" (ВЫКЛ)

    Власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые взгляды, установки и цели. Политическая власть использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

    А как именно вы можете повлиять на власть, стать участником властных отношений.

    Если вы прочитали и подготовили ответы, пожалуйста поднимите руки. Первая группа пожалуйста, ваш ответ, вторая и т.д.

    Все вы правы, через участие в выборах, в органы местного самоуправления, на референдуме, участие в демонстрациях, торжественных шествиях, в выборах в Государственную Думу и т.д. человек может стать участником властных отношений.

    Разминка для глаз

    Положите пожалуйста ручки и поднимите свои глаза.

    Посмотрите по сторонам. Найдите изображение флага Российской Федерации. Сколько изображений вы видите. Какие два изображения флага расположены правильно. Кто знает, что символизируют цвета в флаге России - белый это благородство и откровенность (свобода) , синий это верность и честность (богородица), красный это символ мужества и любви (символ державности).

    В 2016 году Вам всем исполнится по 18 лет и вы будете принимать участие в выборах депутатов и политических партий в Государственную Думу 6 созыва, таким образом выражая своё политическое мнение и от вас будет зависеть будущее России. В настоящее время у вас только складываются политические предпочтения, но давайте ради практического интереса посмотрим какие политические партии есть в Государственной думе и сколько мест закреплено за каждой из них .(ВКЛ. Слайд 4)

    Мы видим, что всего в Государственной Думе 450 мест, из них анализ графика .

    На планшетах, (Иду включаю, как только включил, выключаю проектор) которые есть в каждой группе, посмотрите пожалуйста, диаграмму распределения мест между политическим партиями в Государственной Думе РФ в 2011 году и сравните её с распределением мест между политическим партиями в 2007 году.

    В каком году и какой политической партии было проще принять необходимый закон, если известно, что для того чтобы принять закон, нужно чтобы 50% плюс 1 голос депутатов проголосовало за него, а это 276 голосов.

    Сделают задание, кто готов.

    Выполните в группах задание №3 и подготовьте полный, развёрнутый ответ, на стоящий перед каждой группой вопрос, по образцу. (Хожу по партам и проверяю работу.)

    Группа 1. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "Единая Россия". Подготовьте полный ответ. Единая Россия на выборах 2011 года потеряла 77 мест или 24,44%.

    Группа 2. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "КПРФ". Подготовьте полный ответ.

    КПРФ на выборах 2011 года получила дополнительно 35 мест или 61,4%.

    Группа 3. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "Справедливая Россия". Подготовьте полный ответ.

    Справедливая Россия на выборах 2011 года получила дополнительно 26 мест или 68,4%.

    Группа 4. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "ЛДПР". Подготовьте полный ответ.

    ЛДПР на выборах 2011 года получила дополнительно 16 мест или 40%.

    Спросить готовность по группам. Группы озвучивают ответы.

    Давайте сверим ваши полученные данные. (Слайд 5) (если вы видите ошибки в расчётах, то исправьте их, обратите внимание, что это задание составлено в формате ЕГЭ по математике и дома потренируйтесь в решении подобных задач) Переведите планшеты в спящий режим кратковременным нажатием на кнопку обозначенную красным маркером и отложите их в сторону.

    От нашего с вами участия в политической власти путем выборов депутатов в Государственную Думу зависит количество мест, которые займут политические партии в законодательных органах, а от этого зависят политические решения и эффективность взаимодействия государства и общества. Именно поэтому на нашей блок схеме, личность и государство как субъекты политики стоят в одном ряду.

    В какой случае один человек как личность символизирует собой государство?

    Если это человек является главой государства (президент, монарх)

    Главой нашего государства является В.В. Путин - президент, я предлагаю посмотреть отрывок из послания Президента России Федеральному собранию 2014 года и найти в нем ответы на поставленные перед вами вопросы. У каждой группы свой вопрос. Это задание №4 в ваших карточках. Найдите его и ознакомьтесь с вопросом. Готовы. (видео)

    Пожалуйста Группа 1 зачитайте свой вопрос и озвучьте получившийся на него ответ

    1? Что по мнению Президента РФ является гарантией успешного развития страны?

    Группа 1. (Вы сегодня самые активные, пожалуйста - Гарантией успешного развития страны по мнению Президента России является успешная совместная деятельность государства и общества в атмосфере сотрудничества и доверия?)

    2? Какие качества личности формируют социальный гражданский потенциал России? Воля, великодушие, поступки.

    3? Какое обращение к политическим партиям озвучивает В. В. Путин в своём послании? Рассчитываю на нашу совместную, консолидированную работу, превыше политических амбиций Президент считает интересы России.

    4? От какого субъекта политики по мнению Президента РФ зависит решение государственных проблем? Граждане не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, решении проблем, понимают что от их личных усилий многое зависит.

    4. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. Рефлексия.

    Подводя итог сегодняшнего урока, давайте вспомним, какова структура политики (говорят отношения между субъектами и объектами политики).

    В чем выражается взаимодействие политики и власти. Оно выражается в том, что политика регулирует всех сфер жизни общества - экономика, и социальная сфера, и образование, здравоохранение, культура, национальная политика, экология, демографическая политика .

    Вставка по времени понятий из раздела

    Скажите. Достигнута ли цель нашего сегодняшнего урока.

    Что нового вы узнали на уроке.

    Что запомнилось больше всего.

    Я хочу обратить ваше внимание, что по этой теме вы еще будете работать с Еленой Валерьевной и сможете найти многие вопросы связанные с изучением этой темы.

    Если времени нет то в домашку . Посмотрите, на 5 раздел, здесь находятся понятия, которые использовались сегодня в течении урока, подчеркните из них те, которые остались Вам непонятны и дома, пожалуйста, ещё раз поработайте с ними.

    Вы сегодня отлично поработали, показали себя очень активно.

    Сегодня вы получаете диски со всей информацией, которая использовалась на уроке. На этих дисках вы найдете файл с домашним заданием и комментариями к его выполнению. За плодотворную работу вы все получаете отлично.

    Закончит наш сегодняшний урок я хочу выражением Гюстава Лебона, знаменитого французского историка и социолога конца 19 начала 20 веков

    В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться.

    Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами поработать. До свидания.

    Самоанализ

    Учебное занятие проводилось в 10 классе. На занятии присутствовало ___ учащихся. Учащиеся отличаются высоким уровнем подготовки, были настроены на активную работу и проявляли интерес к предоставляемой информации.

    Учебное занятие направлено на изучения нового материала с применением средств ИКТ и является первым в разделе "Политическая сфера".

    Тема занятия : Политика и власть. Во время занятия использовались системно-деятельностный подход, элементы и методы проблемного обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии .

    При разработке занятия была поставлена цель Формирование знаний о политике и власти, видах политики и политических отношениях, о взаимодействии основных элементов политики. И задачи

    личностные: ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

    познавательные: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими и применять на практике, самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия;

    регулятивные: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение рассуждать и аргументировать свои ответы,

    в соответствии с ФГОС.

    На занятии использовалась «тактика сотрудничества». Чтобы вовлечь всех учащихся в работу за основу взял развитие познавательного интереса и активной деятельности учащихся. Были использованы межпредметные связи, с применением заданий в формате подготовки ЕГЭ.

    Применение мультимедийных средств позволило активно вовлечь учащихся в атмосферу учебного занятия и сконцентрировать их внимание на изучении нового материала.

    Все этапы занятия логически связанны и соответствуют принципам научности и последовательности обучения. Главным этапом считаю получение учащимися новых знаний посредством анализа инфографиков, видеоматериала и соотнесения полученной теоретической информации путём её практического применения.

    В результате учебного занятия учащиеся систематизировали полученные знания, использовали средства ИКТ для обработки полученной информации, соотносили качество и уровень усвоения материала, рассуждали и аргументировали свои ответы.

    Считаю, что цель и задачи занятия были достигнуты. На протяжении всего учебного занятия в группах было взаимопонимание и высокая работоспособность. Временные рамки занятия были выдержаны.

    Получив домашнее задание на СD дисках учащиеся имеют возможность повторить пройденный на уроке материал и закрепить полученные знания.

    Сказать от себя. Типо с большим классом интереснее работать.

    Рефлексия направлена на оценку личного психологического состояния учащихся и дает возможность оценить результативность урока. Ребята показали достаточный уровень восприятия материала.


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Политика и власть

    Политика в трёх измерениях ПОЛИТИКА один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями Политика (греч. politiko " - государственные или общественные дела, от po"lis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

    Политическая деятельность и общество Три степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность (М. Вебер) Политики «по случаю» Профессиональные политики Политики «по совместительству» участие в выборах депутатов парламента деятель общественно-политической организации, который, не прекращая основной профессиональной деятельности, одновременно занимается и политикой жизнь «для политики» либо «за счет» политики

    Макс Вебер Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера. В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

    Политическая деятельность и общество Субъекты политики - это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. Личности Социальные группы (классы, социальные слои, этнические общности, сословия и т. п.) Политические организации и объединения (политические партии) Государство Политическая элита - сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений.

    Политическая деятельность и общество Деятельность субъектов политики направлена на общество в целом Сохранение его целостности, осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего общества отличие от других видов деятельности Различные направления в политике обычно называют по наименованию объекта политического воздействия.

    Политическая деятельность и общество Политическая деятельность Интересы субъектов политики (их цели) Участие во власти либо воздействие на власть Политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др. Средства политической деятельности мирные насильственные теоретические дипломатические организационные агитационные

    Политическая сфера и политические институты Структура политической сферы Различные формы политической деятельности Организации и учреждения Отношения между людьми, возникающие в процессе политической деятельности Политическое сознание людей Политические институты Группа людей, специализирующаяся на выполнении политической деятельности Политические нормы Средства, необходимые для достижения поставленных целей

    Политическая сфера и политические институты Государство – основной политический институт. ГОСУДАРСТВО: институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

    Политическая сфера и политические институты Политическая па́ртия (греч. Πολιτική - «искусство управления государством»; лат. pars - «часть») - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (важнейший политический институт). Признаки партии стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти стремление создать для себя массовую опору существование в исторически протяженном периоде времени наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе

    Политическая сфера и политические институты Закон «О политических партиях» (2001 г.): Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Основные цели политической партии формирование общественного мнения выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти политическое образование и воспитание граждан выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе

    Политические отношения Политические отношения – это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами. Политические отношения Распределение в обществе власти, прав и полномочий Разграничение предметов ведения центра и мест Характер отношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

    Субъекты отношений (отношения между): государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом) государством и социальными группами (государство и предприниматели) государством и негосударственными общественными организациями и движениями (государство и церковь) политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (партии и профсоюзы) государством и гражданами различными государствами на международной арене Политические отношения государством и международными политическими объединениями (ООН, НАТО)

    Политические отношения Виды политических отношений: соперничество, конкуренция (между политическими партиями) взаимная ответственность (между гражданином и государством) поддержка (избиратели и определенная партия) союз (несколько государств) сотрудничество (определенная партия и профсоюзы) конфликт (между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

    Политическая власть Вла́сть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Потребность в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придании взаимодействиям между людьми целесообразности и организованности. Возникновение власти Власть Общество не может сохранить свою целостность и жизнеспособность, происходит разрушение социальных связей.

    Разновидности власти: Экономическая власть – власть в сфере экономики, хозяйствования. Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д. Социальная власть – это возможность влиять на положение различных слоев населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп. Культурно-информационная власть – это власть над людьми с помощью научных знаний, информации. Это контроль над средствами массовой информации – газетами, радио, телевидением. Принудительная власть означает контроль над людьми с помощью физической силы или угрозы ее применения. Она опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Политическая власть

    Политическая власть Признаки политической власти: распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства; ее распоряжения обязательны для всех других видов власти действует на основе права от имени всего общества только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные) для нее характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений

    Разновидности власти По предназначению: судебная, законодательная и исполнительная По месту в структуре власти: центральная, региональная и местная По основному субъекту: монархическая и республиканская Политическая власть ПОЛИТИКА ВЛАСТЬ Политоло́гия (греч. πολιτικός - общественный, от греч. πολίτης - гражданин, далее от греч. πόλις - город; др.-греч. λόγος - учение, слово), или политическая наука, - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.


    Политика (от греч. полис – государство) – искусство управлять государством. Наука предлагает разные определения политики. Политика – это:

    Сфера жизни общества, связанная с распределением и осуществлением власти;

    Деятельность по регулированию отношения между социальными группами в процессе управления государством;

    Политическая деятельность партий или отдельных людей для реализации важных интересов с помощью политической власти или борьбы за власть;

    Стремление к власти или к оказанию влияния на распределение власти;

    Политические убеждения, принципы и идеи;

    Совокупность политических наук.

    Политика бывает внутренней (ориентированной на решение внутренних задач) и внешней (международной).

    Власть – способность и возможность осуществлять свою волю или волю общества. Власть подразумевает управление людьми при помощи каких-либо средств. Признаки власти: наличие лидера (руководителя) и подчиняющихся; проявление воли лидера в форме приказов; введение санкций – наказаний за неподчинение приказам; всеобщее подчинение воле лидера. Формы передачи власти: наследственная (переход власти по наследству, например после смерти или отказа от трона монарха), конституционная (с помощью законных выборов, например выборы президента), насильственная (захват власти).

    Политическая власть – власть одной группы людей над другой. Политическая власть является обязательной и принудительной для всех членов общества. С помощью законов общество принуждается выполнять распоряжения власти. Виды политической власти: законодательная (издание законов), исполнительная (исполнение законов), судебная (наказания за неисполнение законов).

    Политическая система – комплекс следующих структур: государство и его взаимодействие с политическими организациями. Политическая система – механизм управления обществом и осуществления власти. Власть реализуется с помощью политической системы. В зависимости от политического режима выделяют виды политических систем: тоталитарные, авторитарные, демократические. Функции политической системы: определение целей и путей развития общества; определение интересов участников политического процесса; мобилизация и организация обществ по исполнению целей и задач; распределение ресурсов и денежных средств; разработка законов и контроль за их исполнением; обеспечение стабильности и безопасности общества; приобщение граждан к политике (участию в выборах).

    Элементы политической системы – части, из которых состоит политическая система: государство, политические организации (политические партии и движения), общественные организации (профсоюзы, религиозные организации и др.), политические нормы (закон), политические взгляды и традиционные политические отношения. Политические отношения – отношения между людьми в процессе политической деятельности; отношения между государством и обществом, между партиями, классами и социальными слоями.