• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1. Земская реформа 1864г . была проведена на основе По­ложения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.

    В ходе реформы создавались органы местного самоуправ­ления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; стро­ительство и содержание школ и больниц; мероприятия по бла­готворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.

    1. Губернские и уездные земские собрания, а также зем­ские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.

    Выборы проводились раздельно по куриям. Для этого все население уезда делилось на 3 курии: 1 курия- землевладельцы; 2 курия- собственники недвижимого имущества в городе; 3 курия – крестьяне.

    Губернские и уездные земские управы являлись исполнительным органом. Губернские и уездные земские собрания являлись представительными органами . Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа, срок полномочий которых был четыре года. Органами волостного управления были: волостной сход, волостное правление, волостной старшина, волостной писарь, а также сотские, десятские и другие должностные лица.

    Губернское земское собрание состояло из 29 до 62 гласных, которые избирались уездными земскими собраниями, председателем был губернский предводитель дворянства, царь мог назначить председателем другое лицо

    Губернская земская управа состояла из председателя и двух членов, избранных губернским земским собранием из числа гласных.

    Уездное земское собрание состояло из земских гласных и членов по должности - председатель управления государственным имуществом, городской голова уездного города и др.

    Уездная земская управа являлась исполнительным органом, избиралась на уездном земском собрании. Члены управы утверждались губернатором, а председатель управы - Министром внутренних дел.

    Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции

    3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на раз­витии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политиче­ской жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократиче­ского общественных направлений.

    Однако реформа не сформировала централизованной сис­темы управления. Деятельность земских органов контролиро­валась губернаторами и Министерством внутренних дел, ко­торые могли отменять любые их решения.

    ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870

    Городовое Положение” предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: городское избирательное собрание (для избрания гласных через каждые четыре года), Городская Дума (распорядительный орган) и Городская Управа (исполнительный орган).

    Городская Дума формировалась из городского головы (председателя), гласных, а также из председателя уездной земской управы и представителя духовного ведомства

    Городские думы имели право собираться в течение всего года по мере накопления дел.

    Городская Дума самостоятельно назначала денежное содержание должностным лицам городского самоуправления, устанавливала размер городских сборов и налогов, утверждала обязательные постановления городского общественного управления, устанавливала правила пользования городским имуществом и т. д.

    Председатель Городской Думы возглавлял Городскую Управу, все члены которой избирались Думой.

    В 1892 г. в соответствии с “Городовым Положением” от 11 июня 1892 г. была проведена городская контрреформа

    Городская Управа (исполнительный орган) состояла из двух членов под председательством головы.

    В обязанности Управы входило непосредственное руководство городским хозяйством, сбор и расходование городских налогов и сборов, разработка проектов городских смет и т. д.

    Управа было подотчетна в своих делах перед Думой.

    27 октября 1917 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров “О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле”, в соответствии с которым все имевшееся на местах продовольствие должно было распределяться исключительно через городские органы самоуправления.

    Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от правительственной администрации, чем земства. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского - министром внутренних дел. Однако и такое самоуправление являлось значительным достижением в условиях самодержавия.

    Который был создан в результате реформы 1864 года в годы правления Александра II. Эти учреждения были образованы в рамках целой серии реформ, которые были проведены во второй половине этого столетия.

    Характеристика эпохи

    Непосредственным толчком к проведению преобразований во всех сферах российского общества стала отмена крепостной зависимости. Этот важнейший шаг потребовал немедленных изменений в социальном, административном, судебном устройствах, а также нововведений в сферах образования и культуры. Поэтому буквально в одно десятилетие была проведена целая серия мер по реформированию администрации и судебных учреждений. В 1864 году император подписал указ о создании специальных земских учреждений. По этому же образцу была впоследствии проведена и Был введен новый либеральный университетский устав, предоставивший этим учреждениям широкую автономию. Итак, создание местного самоуправления стало важным шагом в преобразовательной деятельности Александра II.

    Предыстория

    Земские управы не были нововведением: проект таких реформ был подготовлен еще в начале столетия. Александр I поручил Сперанскому подготовить реформу по расширению прав и полномочий местных органов. Разработанный этим государственным деятелем план предусматривал создание трех ступеней власти: и губернской. На каждом из этих уровней предусматривалось создание дум: местные дворяне-землевладельцы с крестьянами составляли волостную думу, которая избирала уездную, последняя, в свою очередь, формировала губернскую, а та - всероссийскую Государственную Думу. Этот проект выборного общероссийского органа власти, пожалуй, был самым важным проектом Сперанского, несмотря на то что к выборам не были допущены Однако в начале столетия этот план не был реализован и с весьма существенными изменениями воплотился в реформе Александра II.

    Основные положения

    Земские управы были важнейшей частью новой системы самоуправления. Согласно положению, на местах создавались распорядительные губернские и уездные земские собрания, которые, в свою очередь, выбирали исполнительные органы - управы. Население участвовало только в выборе уездных собраний. Избиратели состояли из землевладельцев, городского населения и крестьян. Их участие было ограничено имущественным цензом. Для первой группы - земельной собственностью не менее 200 десятин, недвижимостью не менее 15 тыс. руб. или определенным годовым доходом.

    Городские избиратели должны были владеть торговыми или промышленными предприятиями или годовым доходом не менее 6 тыс. руб. Крестьянские выборы были двухступенчатыми: сельское общество и волость. Таким образом, предпочтение отдавалось крупным землевладельцам и буржуазии, в то время как права основной части населения были ограничены.

    Структура

    Земские управы избирались губернскими и уездными Предводители дворян возглавляли эти собрания. Таким образом, это сословие заняло основные позиции в этих органах местного управления. Но эти органы не имели политической власти, их функции ограничивались решением местных нужд и благоустройством. Более того, их деятельность контролировалась центральной и местной властями. Так, председатель земской управы в губернии утверждался министром внутренних дел. Бывало немало таких случаев, когда деятельность этого местного самоуправления даже ограничивалась. Кроме того, они не имели собственных карательных и охранительных органов и в случае необходимости были вынуждены обращаться к полиции и администрации, тем самым признавая свою от них зависимость. Тем не менее, реформа способствовало активизации общественной деятельности интеллигенции на местах.

    Функции

    Факт того, кем утверждались председатели земских управ, доказывает, насколько власти были заинтересованы в установлении контроля над этими органами. Главу уездной управы ставили с одобрения губернатора, который следил за деятельностью местного самоуправления. В задачу новых органов входила организация общественного благоустройства: в их ведении находились пути сообщения, больницы, народное просвещение, улучшение агротехники и помощь в развитии сельского хозяйства. Они формировали собственный бюджет, основу которого составляли налоги на недвижимость, причем основная часть падала на крестьянство. Тем не менее многие представители интеллигенции восприняли реформу с энтузиазмом: многие талантливые врачи, учителя, фельдшеры, инженеры отправились работать в деревню и способствовали ее экономическому, социальному и культурному развитию.

    Значение

    В этой новой системе земские управы являлись основной исполнительной ячейкой, поскольку она непосредственно занималась местными нуждами. Она избиралась на три года и состояла из председателя и около трех членов. Но, несмотря на явное положительное значение реформы, она имела существенный недостаток по сравнению с планом Сперанского, который предусматривал создание целой выборной системы, от самой мелкой общественной единицы, волостной думы до общероссийского органа, Государственной Думы, в избрании которой участвовали почти все слои населения. Согласно реформе 1864 года, губернские и уездные земские управы наряду с собраниями, по сути, были единственными выборными органами без фундамента, волостного уровня и всероссийской Думы.

    ЗЕМСКИЕ УПРАВЫ, губернские и уездные исполнительные органы земского самоуправления. Введены земской реформой 1864 года, реформированы Земским положением 1890. Председатель и члены управ (2 человека в уездных, 6 - в губернских) избирались земскими собраниями путём тайного голосования на 3 года, первоначально из числа земских гласных; по усмотрению уездного земского собрания число членов уездной управы могло быть увеличено до 6 человек. С 1890 года и уездная, и губернская управы состояли из председателя и 2 членов, их число могло быть увеличено до 4 (уездные земские управы) или 6 (губернские земские управы) членов; с этого года в состав управ могли избираться не только гласные, но и все лица, пользовавшиеся правом выбора земских гласных; председателем управы могло стать только лицо, пользовавшееся по закону правом поступления на государственную службу. Председателей губернских управ утверждал в должности министр внутренних дел, а председателей уездных управ и (с 1890) членов уездных и губернских земских управ - губернатор. Первоначально председатель и члены земской управы находились на общественной службе, в 1890 получили права государственных служащих (однако, как и ранее, получали жалованье из земских средств). В составе земской управы преобладали дворяне; их доля возросла с введением в действие Земского положения 1890 (таблица).

    Земская управа исполняла распоряжения земского собрания, управляла под его руководством земским хозяйством в пределах уезда или губернии, составляла сметы, раскладки повинностей, доклады, собирала и предоставляла земскому собранию все нужные сведения и заключения для обсуждения различных вопросов, ежегодно отчитывалась перед земским собранием о своей деятельности и состоянии учреждений, содержавшихся на средства земств. При возникновении вопросов, не предусмотренных инструкциями и постановлениями земского собрания, решения в земской управе принимались большинством голосов. В экстренных случаях председатель земской управы мог сам принять меры, которые обычно подлежали коллегиальному обсуждению управы.

    Земские управы с разрешения земских собраний нанимали на службу различных специалистов - медиков, учителей, статистиков, агрономов, которые вели основную работу во всех отраслях земского хозяйства. Для обсуждения вопросов, связанных с приоритетными направлениями деятельности земств, управы создавали специальные комиссии (при некоторых земских управах их число доходило до 20), в которые входили как гласные земских собраний, так и наёмные служащие.

    В городах органами, аналогичными земским управам, были городские управы.

    Литературу смотри при статье Земские собрания.

    Е. М. Петровичева.

    Исполнительный орган земств, сост. из председателя и 2- х членов; избиралось на 3 года. Утверждались министром внутренних дел и губернатором. Осуществляли руководство местным хозяйством через различные комиссии. Помимо казенных повинностей занимались здравоохранением, народным образованием, статистикой. Распущены одновременно с ликвидацией земских собраний в 1917-1918 гг.


    Смотреть значение Земская Управа в других словарях

    Управа — управы, ж. 1. только ед. Возможность сладить, управиться с кем-н., сила, ограничивающая чье-н. своеволие, беззаконие (разг.). На младших не найдешь управы там, где делятся........
    Толковый словарь Ушакова

    Городская Управа — - в Российской Империи в 1870-1917 гг. - исполнительный орган городского самоуправления. Избиралась городской думой, возглавлялась городским головой.
    Экономический словарь

    Управа (районная Управа) — - в городе Москве - орган власти
    района, состоящий из районного собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района.
    Экономический словарь

    Управа — -ы; ж.
    1. В России до 1917 г.: учреждение, ведавшее какими-л. административными и хозяйственными делами. Городская у. Обратиться в земскую управу. Инспектор врачебной управы.
    2.........
    Толковый словарь Кузнецова

    Больница Земская — (истор.) Б. для сельского населения в дореволюционной России, подведомственная земскому самоуправлению.
    Большой медицинский словарь

    Врачебная Управа — (истор.) орган губернского управления медико-санитарным делом в дореволюционной России (с 1797 по 1865 г.).
    Большой медицинский словарь

    Благочиния Управа — полицейский орган в столицах и губернских городахРоссийской империи в 1782 - кон. 19 в. (закрывались постепенно). Приводилав исполнение распоряжения местной администрации........

    Медицина Земская — (истор.) форма организации медико-санитарного обеспечения, гл. обр. сельского населения, возникшая в центральных губерниях России после отмены крепостного права, сочетавшая........
    Большой медицинский словарь

    Городская Управа — в России в 1870-1917 исполнительный орган городскогосамоуправления. Избиралась городской думой, возглавлялась городскимголовой.
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Изба — выборный орган местного самоуправления в городах, черных идворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земскийдьячок, целовальники). В кон. 16-17 вв.........
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Медицина — участковая форма медицинского обслуживания сельскогонаселения в дореволюционной России. Возникла во 2-й пол. 19 в.,содержалась на средства земств.
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Почта — учреждена в России в 1871 для пересылки корреспонденции вместностях, не имевших государственных почт. Располагала конторами итранспортом. В 1911 - в 236 уездах и 3 губернских........
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Реформа 1864 — (Положение о губернских и уездных земскихучреждениях) - одна из буржуазных реформ 1860-х гг. в России, создалаорганы местного самоуправления - земства.
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Реформа Ивана Iv — сер. 16 в., заменила наместничье управление (наоснове кормлений) в городах, черных и дворцовых волостях местным выборнымсамоуправлением. Завершила перестройку местных........
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Статистика — статистическая работа земств по обследованиюсельского хозяйства. Зародилась в 1870-х гг. с началом сбора материалов обобъектах земского обложения. В 1890-х гг. получила........
    Большой энциклопедический словарь

    Земская Управа — уездная и губернская, исполнительный орган земства вРоссии (председатель, 2-3 члена); избиралась на земских собраниях на 3года.
    Большой энциклопедический словарь

    Управа — название ряда учреждений в России 18 - нач. 20 вв. (благочиния,врачебная, городская, земская управа и т. п.).
    Большой энциклопедический словарь

    Благочиния Управа — - полицейский орган в столице и губернских городах России в 1782-конец XIX в. Приводила в исполнение распоряжения местной администрации и судебные приговоры, до 1870........
    Исторический словарь

    Городская Дума (с 1870 Г. Городская Управа) — - распорядительный орган городского самоуправления. Создана в 1785 г. по Жалованной грамоте городам. Во главе Думы находился городской голова. До 1870 г. выборы в городскую........
    Исторический словарь

    Городская Управа — - в 1870-1917 гг. исполнительный орган городского самоуправления в России. Избиралась городской думой, возглавлялась городским головой.
    Исторический словарь

    Земская Изба — – выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земский дьячок, целовальники). С конца........
    Исторический словарь

    Земская Контрреформа 1890 — принятое в литературе название Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 12.6.1890, в котором пересматривались положения Земской реформы 1864 в сторону стеснения........
    Исторический словарь

    Земская Почта — – учреждена в России в 1871 г. для пересылки корреспонденции в местностях, имеющих государственных почт. Располагала конторами и транспортом. В 1911 – в 236 уездах и 3 губернских........
    Исторический словарь

    Земская Реформа 1864 — (Положение о губернских и уездных земских учреждениях), одна из реформ 1860-70-х гг., создала выборные органы местного самоуправления - земства.
    Исторический словарь

    Земская Реформа Ивана Iv — середины 16 в., заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, черных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку........
    Исторический словарь

    Земская Управа — – уездная и губернская, исполнительные органы земства в России (председатель и 2-3 члена), избиралась земскими собраниями на 3 года.
    Исторический словарь

    Мало-пинежская Земская Уставная Грамота — - документ, принятый в период правления Ивана IV . Заменил суд кормленщика судом выборных старост.
    Исторический словарь

    Городская Управа — в дореволюц. России исполнит, орган городской думы.

    Земская Изба — выборный орган местного самоуправления, создан на местах в результате земской реформы Ивана IV. З. и. состояла из земского старосты, ее возглавляющего, земского дьячка........
    Советская историческая энциклопедия

    земская Лига — назв. фиктивной орг-ции, от имени к-рой "Священная дружина" (созданная для борьбы с революционерами) в нач. 80-х гг. 19 в. с провокац. целью вела переговоры с "Народной волей" о прекращении террора.
    Советская историческая энциклопедия

    Земства в России (председатель, 2-3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года.

    Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

    Смотреть что такое "ЗЕМСКАЯ УПРАВА" в других словарях:

      Уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2 3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Земская управа Энциклопедия права

      Уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2 3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года. * * * ЗЕМСКАЯ УПРАВА ЗЕМСКАЯ УПРАВА, уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2 3… … Энциклопедический словарь

      Губернская и уездная, исполнительный орган земского собрания (См. Земские собрания) в России (1864 1917), ведавший делами земства (См. Земство). По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) избиралась на 3 года.… … Большая советская энциклопедия

      См. Земские учреждения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Исполнит. орган земского собрания в России (1864 1917), ведавший делами земства. По Положению о губ. и уездных земских учреждениях (1864) избиралась на 3 года. Кандидатуру пред. уездной З. у., а с 1890 и членов З. у. утверждал губернатор, пред.… … Советская историческая энциклопедия

      Земская управа - исполнительный орган уездного и губернского земских собраний в России в 1864 1917 гг., ведавший делами земства. В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) З.у. избиралась на 3 года. Деятельность З.у.… … Большой юридический словарь

      Земская управа - исполнительный орган земств, сост. из председателя и 2 х членов; избиралось на 3 года. Утверждались министром внутренних дел и губернатором. Осуществляли руководство местным хозяйством через различные комиссии. Помимо казенных повинностей… … Краткий словарь историко-правовых терминов

      Республика ← … Википедия

      Исполнительный орган Казанского губернского земского собрания Казанской губернии. Содержание 1 История 2 Председатели 3 Примечания … Википедия

    Книги

    • , . В заседание прибыли: г. председатель собрания уездный предводитель дворянства, генерал-лейтенант Д. Н. Вансович, земская управа в полном своем составе и 18 уздных гласных. По желанию г. г.…
    • Журналы заседаний Дмитриевского уездного земского собрания. XLII очередного, 1906 г, и чрезвычайных за 20 февраля и 19 июля 1907 года , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В заседание прибыли: г. председатель собрания уездный предводитель дворянства, генерал-лейтенант Д.…