• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Коренная модернизация системы власти в России, запущенная Петром I, завершилась созданием министерств в 1802 году. Российская империя стала «регулярным государством», управлявшимся министерствами, посредством законов, уставов и учреждений, исходящих от самодержавной власти. Несмотря на реорганизации ведомств и радикальные реформы, суть системы управления оставалась неизменной до 1917 года.

    Пост министра мог занять лишь человек, обладавший личным доверием государя, а лишившись его милости, сановник терял и министерское кресло. Должность министра становилась апогеем чиновничьей карьеры, после которой, как правило, ему светило место в Государственном совете, почетные титулы и чины. Случалось и после отставки, некоторые деятели вновь получали министерский портфель по другому ведомству.

    Длительность пребывания министром была разной, все зависело от личности императора, так Александр I, менял министров в среднем раз в полгода, при Николае I, они занимали посты почти по полтора года, Александр II давал поработать министрам 0,9 года, а уже при Николае II, министры трудились в среднем 0,4 года.

    Всего в два раза увеличилось жалованье министрам за весь XIX век, при этом явной коррупции не отмечалось, а замеченные в этом грехе С. Уваров, П. Клейнмихель и немногие другие, сурово порицались обществом. Больше претензий предъявлялось глупости, беспринципности и сумасбродству министров. Некоторые из них вели дела и принимали чиновников с докладами дома.

    Предметом гордости министра был регулярный, личный доклад императору, это придавало министерской должности высокое значение. Но часто практиковалось назначение на важные министерства случайных людей, что плохо сказывалось на работе ведомств, ведь министры имели огромные властные полномочия.

    Министерство внутренних дел

    Министерство иностранных дел

    Военное министерство

    Морское министерство

    Александр I

    В. П. Кочубей (1802-1807) А. Б. Куракин (1807-1810) О. П. Козодовлев (1810-1819)

    A.Н. Голицын

    B.П. Кочубей
    (1819-1823)

    В.С. Ланской (1823-1825)

    А. Р. Воронцов (1802-1804) А. А. Чарторыйский (1804-1806) А. Я. Будберг (1806-1807)

    Н. П. Румянцев (1808-1814) К. В. Нессельроде (1814-1825)

    С. К. Вязьмитинов (1802-1808) А. А. Аракчеев (1808-1810) М. Б. Барклай-де-Толли (1810-1812) А. И. Горчаков (1812-1815) П. П. Коновницын (1815-1819) П. И. Меллер-Закомельский (1819-1823) А. И. Татищев (1823-1825)

    Н. С. Мордвинов (1802) П. В. Чичагов (1802-1811)

    И. И. Траверсе (1811-1825)

    Николай I

    В. С. Ланской (1825-1828)

    А. А. Закревский (1828-1831) Д. Н. Блудов (1832-1839)

    А. Г. Строганов (1839-1841)

    Л. А. Перовский (1841-1852) Д. Г. Бибиков (1852-1855)

    К. В. Нессельроде (1825 1855)

    А. И. Татищев (1825 1827)

    A. И. Чернышов
    (1827-1852)

    B. А. Долгоруков
    (1852-1855)

    И. И. Траверсе (1825 1828) А. В. Моллер (1828-1836)

    А. С. Меншиков (1836-1855)

    Александр II

    С. С. Ланской (1655-1861)

    П. А. Валуев (1861-1868)

    А. Е. Тимашев (1868-1878)

    Л. С. Маков (1876-1880)

    М. Т. Лорис-Меликов (1880-1881)

    К. В. Нессельроде (1855-1856)

    А. М. Горчаков (1856-1881)

    В. А. Долгоруков (1855-1856)

    Н. О. Сухозанет (1856-1861)

    Д. А. Милютин (1861-1881)

    Ф. П. Врангель (1855-1857)

    Н. Ф. Метлин (1857-1860)

    Н. К. Краббе (1860-1876)

    С. С. Лесовский (1876-1880)

    А. А. Пещуров (1880-1881)

    Александр III

    Н. П. Игнатьев (1881-1882)

    Д. А. Толстой (1882-1889)

    И. Н. Дурново (1889-1894)

    А. М. Горчаков (1881-1882)

    Н. К. Гире (1882-1894)

    П. С. Ванновский (1881-1894)

    А. А. Пещуров (1881-1882)

    И. А. Шестаков (1882-1888)

    Н. М. Чихачев (1888-1894)

    Александр I

    А. И. Васильев (1802-1807)

    Ф. А. Голубцов (1807-1810) Д. А. Гурьев (1810-1823) Е. Ф. Канкрин (1823-1825)

    Г. Р. Державин (1802-1803)

    П. В. Лопухин (1803-1810)

    И. И. Дмитриев (1810-1814) Д. П. Трощинский (1814-1817)

    Д. И. Лобанов-Ростовский (1817-1825)

    П. В. Завадовский (1802-1810)

    А. К. Разумоский (1810-1816) А. Н. Голицын (1824-1825) А. С. Шишков (1824-1825)

    Принц Г. Ольденбургский (1809-1812) Ф. П. Деволант

    (1812-1818) А. А. Бетанкур (1819-1822) Герцог А. Вюртембергский (1822-1825)

    Николай I

    Е. Ф. Канкрин (1825-1844) Ф. П. Вронченко (1844-1852)

    П. Ф. Брок (1852-1855)

    Д. И. Лобанов-Ростовский

    (1825-1827) А. А. Долгоруков (1827-1829) Д. В. Дашков (1829-1839) В. Н. Панин (1839-1855)

    А. С. Шишков (1825-1828) К. А. Ливен (1828-1833)

    С. С. Уваров (1833-1849) П. А. Ширинский-Шихматов (1849-1853) А. С. Норов (1853-1855)

    А. Вюртембергский

    (1822-1825) К. Ф. Толь (1833-1842) П. А. Клейнмихель (1842-1855)

    П. Ф. Брок

    В. Н. Панин

    А. С. Норов

    К. В. Чевкин

    А. М. Княжевич

    Д. Н. Замятин

    Е. П. Ковалевский

    П. П. Меншиков

    М. X. Рейтерн

    К. И. Пален

    А. В. Головин

    В. А. Бобринский

    С. А. Грейг

    Д. Н. Набоков

    Д. А. Толстой

    А. П. Бобринский

    А. А. Аба за

    А. А. Сабуров

    К. Н. Посьет

    Александр III

    Н. X. Бунге (1881-1886) И. А. Вышнеградский (1886-1892) С. Ю. Витте (1892-1894)

    Д. Н. Набоков (1881-1885)

    Н. В. Манасеин (1885-1894)

    А. П. Николаи (1881-1882)

    И. Д. Делянов (1882-1894)

    К. Н. Посьет (1881-1888) Г. С. Паукер (1888-1889)

    А. Я. Гюббенет (1889-1892)

    С. Ю. Витте (1892) А. К. Кривошеий (1892-1894)

    С. Ю. Витте

    Н. В. Муравьев

    И. Д. Делянов

    М. И. Хилков

    Э. Д. Плеске

    М- Г. Акимов

    Н. П. Боголепов

    К. С. Немешаев

    В. Н. Коковцев

    И. Г. Щегловитов

    П. С. Ванновский

    Н. К. Шеффгаузен

    И. П. Шипов

    А. А. Хвостов

    Г. Э. Зенгер

    С. В. Рухлов

    В. Н. Коковцев

    А. А. Макаров

    В. Г. Глазов

    А. Ф. Трепов

    П. П. Борк

    Н. А. Добровольский

    И. И. Толстой

    Э. К. Кригер-

    Войновский

    П. М. Кауфман

    А. Н. Шварц

    Л. А. Коссо

    П. Н. Игнатьев

    Н. К. Кульчицкий

    История документоведения в XIX-XX веках

    1.1 Канцелярия в структуре министерства XIX века

    XIX век приносит крупную реформу государственного аппарата - создание министерств, работу которых регулировал законодательный акт «Общее учреждение министерств» 1811 года. С точки зрения управленца и особенно документоведа, это очень интересный организационный документ, продолжавший вслед за Генеральным регламентом определять порядок работы центрального государственного аппарата. Рассмотрим его с позиции нашей профессии.

    Состоит «Общее учреждение министерств» из 401 параграфа, а весь текст делится на две почти равные по количеству параграфов части:

    Часть первая - образование министерств (параграфы 1 - 204);

    Часть вторая - общий наказ министерствам (параграфы 205 - 401).

    Их анализ показывает, что в первой части в главе 1, включающей § 1-3, названы министерства; в главе 2 (§ 4-15) указан предел ведения каждого министерства; в главе 3 (§ 16-47) определена структура министерства, причем среди указанных пяти главных частей министерства четвертой названа канцелярия министра, а в § 35-38 этой главы раскрыт состав канцелярии. Глава 4 касается порядка определения, увольнения и производства в чины служащих министерства всех рангов, и самая большая глава 5 (§ 61-201), занимающая большую часть текста части 1, детально расписывает порядок производства дел в министерстве, то есть делопроизводственные вопросы.

    В соответствии с «Общим учреждением министерств» работа с документами начинается с «вступления дел», и далее подробно разбираются все варианты их движения в канцелярии министра, в департаментах, а заканчивается глава ревизией дел. Таким образом, даже самый беглый просмотр закона 1811 года показывает, что в нем так же, как и в Генеральном регламенте, прежде всего расписывается технология работы с документами, так как подготовка документов, их доклад руководству, согласование, утверждение, подписание, доведение до исполнителя и составляют суть работы аппарата министерства.

    Канцелярия XIX века - достаточно сложное структурное подразделение, и, учитывая объемы работ с документами, она делится на отделения, столы, управляется директором и состоит из начальников отделений, секретарей и нужного числа писцов.

    В департаментах «для общей связи письмоводства учреждается особенная канцелярия при директоре», возглавляемая «правителем канцелярии», и в ее состав входят: журналист, экзекутор, казначей и нужное число помощников.

    Часть II «Общего учреждения министерств» посвящена распределению обязанностей в министерстве. В ней очерчивается степень и пределы власти министра, его взаимоотношения с властью законодательной, Государственным советом, Сенатом, другими министерствами и лицами, им равными, и с подчиненными им управлениями путем переписки, их ответственность; степень и пределы власти департаментов и их директоров и их взаимоотношения. Отдельную главу составляют обязанности канцелярии министра и ее директора. В соответствии с § 315 «главная обязанность канцелярии министра состоит в правильном распределении дел по департаментам и в исполнении приказаний министра по тем делам, кои не принадлежат ни к одному департаменту или кои министр предоставил собственному своему усмотрению и решению». Канцелярия возглавляется директором, который имеет те же права, какие принадлежат директору любого другого департамента.

    В заключительной части «общего учреждения министерств» перечислены обязанности различных типов департаментов министерства, в том числе правителя канцелярии, секретарей, столоначальников, начальника архива и прочих канцелярских чинов, порядок их подчиненности и ответственности.

    Так как составление документов в начале XIX века также проходит этап жесткого регламентирования, как по составу информации, излагаемой в документе, так и по структуре текста, не удивительно, что в конце «Общего учреждения министерств» после всех параграфов как приложение приведены «формы письмоводства»: форма сношения министров между собой и с лицами, им равными, и предписания лицам подчиненным; форма отношения и представления к министрам; форма предписания министров их департаментам; форма представления докладной записки от департамента к министру.

    Таким образом, в этом важнейшем документе, определяющем порядок и стиль работы центрального аппарата России XIX века, вопросам делопроизводства отводится важнейшее место. Анализ законодательного акта показывает, что делопроизводство понимается как технология принятия и выработки решений, и канцелярия занимает подобающее ей место в структуре министерства, а директор канцелярии по чину равен директору любого функционального департамента.

    Как указывает А. Ю. Конькова , говоря о статусе секретарей в XIX веке, «нельзя не вспомнить о статс-секретарях, обер-секретарях и государственных секретарях. Конечно же, это был высший уровень общественной и сословной иерархии, а именно с 1-го по 5-й класс Табеля о рангах. С образованием Государственного совета в 1810 году в Государственной Канцелярии работают Государственный секретарь и статс-секретари. Государственный секретарь и статс-секретари, ведавшие делами каждого из четырех департаментов Совета, готовили дела к докладу в департаменте и общем собрании. На Государственного секретаря возлагалась ответственность за точность сведений, предлагавшихся Совету, ясность их изложения, составление всех документов. От него также зависели очередность рассмотрения документов, подготовка журналов, составление отчетов-меморий, доклад царю. О влиянии и даже некоторой власти Государственного секретаря свидетельствуют высказывания министра внутренних дел П. А. Валуева, который писал: «Члены Государственного совета - ничто, председатель - кое-что, государственный секретарь - все».

    Во второй половине XIX века Государственный секретарь продолжает руководить канцелярией, а в штат Государственной канцелярии по-прежнему входят статс-секретари, заведующие канцелярией одного из департаментов Государственного совета. Обычно секретари носили форму, соответствующую их чину, и, подавая в отставку, увольнялись «с мундиром и пенсионом».

    Анализ архивных дел конца XIX начала ХХ в., делопроизводственный, документоведческий анализ

    Я рассмотрела организацию делопроизводства конца ХIХ - начала ХХ века на примере канцелярии попечителя Московского учебного округа, которому подчинялись учебные заведения Владимира. В то время организация делопроизводства этого учреждения...

    Бухгалтерский учет XXI века

    Одним из главных бухгалтерских событий 2008 года стало опубликование Министерством финансов очередного варианта законопроекта «О бухгалтерском учете»...

    Ведение бухгалтерского учёта для ТОО "Петробайс"

    Исходя из требований, определенных в техническом задании, программа имеет следующую структуру в соответствии с рисунком 2.4: 1) интерфейс, который объединяет все части программы; 2) глобальный модуль, содержащий процедуры и функции...

    Документационное обеспечение управления

    Делопроизводство является составной частью управления. Работники сферы управления от 30% до 65% своего рабочего времени тратят на работу с документами...

    Документирование советской власти

    Октябрьская революция привела к полной смене государственного аппарата. Были ликвидированы старые государственные учреждения и созданы новые органы власти и управления государства диктатуры пролетариата и крестьянства...

    История бухгалтерского учета

    Книгопечатание было изобретено в середине 15 века. Одной из первых книг и первым теоретическим исследованием бухгалтерского учета является "О счетах и записях". Автором этой книги являлся францисканский монах и математик Лука Пачоли...

    Классификация счетов по назначению и структуре

    Классификация счетов по назначению и структуре свидетельствует о том, какая информация по учитываемым объектам формируется на тех или иных счетах и по какому типу построены эти счета, т.е. являются они активными или пассивными...

    Орган по управлению архивным делом

    Организация документооборота в компании ЗАО "Жилищный капитал"

    Согласно Основным положениям государственной службы документационного обеспечения управления в состав делопроизводственной службы, как правило, включаются: подразделения по учету и регистрации, контролю...

    Периодизация развития бухгалтерского учета

    Середина XIX века - вот тот рубеж, когда в различных странах Европы стала развиваться научная мысль. При этом зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах...

    Применение учетных регистров в бухгалтерии

    Предприятия, осуществляющие бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной форме счетоводства, ведут его в зависимости от отраслевой принадлежности с применением регистров согласно перечню типовых форм...

    Проведение аудиторской проверки расчетов по претензиям

    При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений. Аудитор в процессе проведения аудита оценивает существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском...

    Учет расчетов с учредителями, различными дебиторами и кредиторами предприятия

    Главным бухгалтером ФГУП «192 Центральный завод железнодорожной техники Министерства обороны РФ» в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (утверждено приказом Минфина России от 20.07...

    Учет, анализ и контроль расчетов по принятым бюджетным обязательствам учреждения

    Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики...

    МИНИСТЕРСТВО - центральный ис-пол-ни-тель-ный ор-ган, ру-ко-во-дя-щий от-дель-ны-ми от-рас-ля-ми государственного управ-ле-ния.

    Чис-ло министерств и рас-пре-де-ле-ние пол-но-мо-чий ме-ж-ду ни-ми оп-ре-де-ля-ют-ся ру-ко-во-дством го-су-дар-ст-ва, пра-ви-тель-ст-ва или на ос-но-ва-нии ак-тов выс-ших за-ко-но-дательных ор-га-нов. Гла-ва министерства обыч-но вхо-дит в со-став пра-ви-тель-ст-ва. Внутренняя струк-ту-ра министерства раз-но-об-раз-на и за-ви-сит от раз-ме-ра министерства, объ-ё-ма и ха-рак-те-ра дея-тель-но-сти. Министерства име-ют центральный ап-па-рат, мно-гие - так-же ре-гио-наль-ный и ме-ст-ный ап-па-ра-ты в отдельных час-тях стра-ны. При министерствах су-ще-ст-ву-ют различные вспо-мо-гательные ор-га-ны (со-ве-щательные и кон-суль-та-тив-ные комитеты, ко-ор-ди-на-ци-он-ные управ-ле-ния, ав-то-ном-ные спе-циа-ли-зированные ор-га-ни-за-ции и т. д.).

    Министерства как ор-га-ны управ-ле-ния поя-ви-лись в западно-ев-ропейских стра-нах в Но-вое вре-мя. Ми-нистр, ко-то-ро-му по-ру-ча-лось ру-ко-во-д-ст-во от-рас-лью управ-ле-ния, на-прав-лял дея-тель-ность министерства по ука-за-нию на-зна-чив-ше-го его мо-нар-ха и нёс от-вет-ст-вен-ность не-по-сред-ст-вен-но пе-ред ним. С ус-та-нов-ле-ни-ем в ря-де стран кон-сти-туционной мо-нар-хии и раз-ви-ти-ем пар-ла-мен-та-риз-ма сло-жил-ся ин-сти-тут от-вет-ст-вен-но-сти ми-ни-ст-ров пе-ред пар-ла-мен-том. К тра-диц. сфе-рам государственного уп-рав-ле-ния от-но-сят-ся внеш-няя по-ли-ти-ка, ох-ра-на пра-во-по-ряд-ка, ру-ко-во-дство во-оруженными си-ла-ми, фи-нан-са-ми, сбо-ром на-ло-гов, сред-ст-ва-ми свя-зи и др. Со вре-ме-нем чис-ло министерств уве-ли-чи-ва-лось, ус-лож-ня-лась их струк-ту-ра и рас-ши-ря-лись функ-ции. Поя-ви-лись министерства в сфе-ре ре-гу-ли-ро-ва-ния эко-но-ми-ки, здра-во-охра-не-ния и со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния. В 1960-1970-х годах в боль-шин-ст-ве стран сис-те-ма министерств пе-ре-стро-е-на на ос-но-ве так называемой функ-цио-наль-ной спе-циа-ли-за-ции. Министерства мож-но клас-си-фи-ци-ро-вать по объ-ё-му пол-но-мо-чий (например, министерства фе-де-раль-ные и отдельных шта-тов в США), по функ-ци-ям (об-щей ком-пе-тен-ции, от-рас-ле-вые и т. д.), по прин-ци-пам по-строе-ния (внутренняя струк-ту-ра). В не-ко-то-рых го-су-дар-ст-вах ми-нистр дол-жен быть чле-ном пар-ла-мен-та (например, в Ве-ли-ко-бри-та-нии - чле-ном Па-латы об-щин), во Фран-ции, на-про-тив, де-пу-тат-ский ман-дат не-со-вмес-тим с ми-ни-стер-ским по-стом.

    Ми-ни-стер-ст-ва в Рос-сий-ской им-пе-рии. Долж-но-сти ми-ни-ст-ров впер-вые вве-де-ны для ру-ко-во-дства Де-пар-та-мен-том уде-лов (1797 год) и Ком-мерц-кол-ле-ги-ей (1800 год). На-ча-ло соз-да-нию сис-те-мы министерств по-ло-же-но ми-ни-стер-ской ре-фор-мой 1802 года. Министерства, ос-но-ван-ные на прин-ци-пе пер-со-наль-ной от-вет-ствен-но-сти ми-ни-ст-ра, при-шли на сме-ну кол-леж-ской сис-те-ме, где гла-вен-ст-во-вал прин-цип кол-лек-тив-ной от-вет-ст-вен-но-сти. Об-ра-зо-ва-ние министерств в основном за-вер-ши-лось из-да-ни-ем ма-ни-фе-ста императора Алек-сан-д-ра I «О раз-де-ле-нии го-су-дар-ст-вен-ных дел на осо-бые управ-ле-ния» от 25.07(06.08).1810 года и «Об-ще-го уч-ре-ж-де-ния ми-ни-стерств» 1811 года, дей-ст-во-вав-ше-го с не-зна-чительными из-ме-не-ния-ми вплоть до 1917 года.

    Сре-ди пер-вых министерств бы-ли Ми-ни-стер-ст-во ино-стран-ных дел, Ми-ни-стер-ст-во внут-рен-них дел, Ми-ни-стер-ст-во фи-нан-сов, Ми-ни-стер-ст-во юс-ти-ции (ны-не про-дол-жа-ют су-ще-ст-во-вать под те-ми же на-зва-ния-ми), а так-же Министерство во-ен-но-су-хо-пут-ных сил (с 1815 года Во-ен-ное ми-ни-стер-ст-во), Министерство морских сил (с 1815 года Мор-ское ми-ни-стер-ст-во), Ми-ни-стер-ст-во ком-мер-ции (уп-разд-не-но в 1810 году), Ми-ни-стер-ст-во на-род-но-го про-све-ще-ния (в 1817-1824 годах вхо-ди-ло в со-став Министерства ду-хов-ных дел и народного про-све-ще-ния). Позд-нее чис-ло министерств уве-ли-чи-лось, об-ра-зо-ва-ны Ми-ни-стер-ст-во по-ли-ции (1810 год; вы-де-ле-но из МВД, рас-фор-ми-ро-ва-но в 1819 году с пе-ре-да-чей функ-ций об-рат-но в МВД), Ми-ни-стер-ст-во им-пе-ра-тор-ско-го дво-ра и уде-лов (1826 год), Ми-ни-стер-ст-во го-су-дар-ст-вен-ных иму-ществ (декабрь 1837/январь 1838 года, с 1894 года Министерство зем-ле-де-лия и государственных иму-ществ, с 1905 года Главное управ-ле-ние зем-ле-уст-рой-ст-ва и зем-ле-де-лия, с 1915 года Ми-ни-стер-ст-во зем-ле-де-лия). Фак-ти-че-ски министерства со-ста-ви-ли административные и фи-нан-со-вые уч-реж-де-ния по де-лам Российской пра-во-слав-ной це-рк-ви, на-хо-див-шие-ся под руководством обер-про-ку-рора Си-но-да (к 1835 году был на-де-лён все-ми пол-но-мо-чия-ми ми-ни-ст-ра), ча-сто они име-но-ва-лись Ве-дом-ст-вом пра-во-слав-но-го ис-по-ве-да-ния или Ду-хов-ным ве-дом-ст-вом. В 1865 году в свя-зи с ин-тен-сив-ным железно-дорожным строи-тель-ст-вом, в том числе ка-зён-ным, об-ра-зо-ва-но Ми-ни-стер-ст-во пу-тей со-об-ще-ния [МПС; ему пред-ше-ст-во-ва-ли Главное управ-ле-ние во-дя-ных и су-хо-пут-ных со-об-ще-ний (1809-1810 годы), за-тем Глав-ное управ-ле-ние пу-тей со-об-ще-ния, с 1832 года - Главное управ-ле-ние пу-тей со-об-ще-ния и пуб-лич-ных зда-ний]. Бур-ный эко-но-мический рост стал при-чи-ной вы-де-ле-ния в 1905 году Ми-ни-стер-ст-ва тор-гов-ли и про-мыш-лен-но-сти из Министерства фи-нан-сов. Не-ко-то-рое вре-мя са-мо-стоя-тель-но су-ще-ст-во-ва-ли так-же Ми-ни-стер-ст-во уде-лов (1852-1856 годы) и Ми-ни-стер-ст-во почт и те-ле-гра-фов (1865-1868, 1880-1881 годы).

    Центральными ор-га-на-ми от-рас-ле-во-го управ-ле-ния яв-ля-лись так-же отдельные главные управ-ле-ния, ко-то-рые по объ-ё-му пол-но-мо-чий при-рав-ни-ва-лись к министерству: Главное управ-ле-ние ду-хов-ных дел раз-ных ис-по-ве-да-ний (1810-1817 годы, за-тем в со-ста-ве Министерства ду-хов-ных дел и народного про-све-ще-ния, с 1824 года - Министерства народного про-све-ще-ния; с 1832 года Де-пар-та-мент ду-хов-ных дел ино-стран-ных ис-по-ве-да-нийМВД), Главное управ-ле-ние ре-ви-зии государственных сче-тов (1811 год; пре-об-ра-зо-ва-но в декабре 1836/январе 1837 года в Го-су-дар-ст-вен-ный кон-троль, су-ще-ст-во-вав-ший на пра-вах министерства), Главное управ-ле-ние государственного кон-но-за-вод-ст-ва (1843 год; в 1848-1856 и 1874-1881 годах в со-ста-ве Министерства государственных иму-ществ), Главное управ-ле-ние тор-го-во-го мо-ре-пла-ва-ния и пор-тов (1902 год; вы-де-ле-но из Министерства фи-нан-сов, в 1905 году рас-фор-ми-ро-ва-но с вклю-че-ни-ем струк-тур-ных час-тей в Министерство тор-гов-ли и промышленности). В 1916 году уч-ре-ж-де-но Главное управ-ле-ние государственного здра-во-охра-не-ния, но из-за от-ка-за Государственной ду-мы ут-вер-дить со-от-вет-ст-вую-щий за-кон но-вое управ-ле-ние так и не бы-ло соз-да-но.

    Министерства воз-глав-ля-лись ми-ни-ст-ра-ми, са-мо-сто-ятельные главные управ-ле-ния - глав-но-управ-ляю-щи-ми. Они на-зна-ча-лись и уволь-ня-лись им-пе-ра-то-ром и до 1905 года в сво-ей дея-тель-но-сти бы-ли от-вет-ст-вен-ны толь-ко пе-ред ним, по сво-ей долж-но-сти ми-ни-ст-ры яв-ля-лись чле-на-ми Го-су-дар-ст-вен-но-го со-ве-та и Ко-ми-те-та ми-ни-ст-ров. Власть ми-ни-ст-ров оп-ре-де-ля-лась как ис-пол-ни-тель-ная. Про-ек-ты но-вых за-ко-нов они долж-ны бы-ли пред-став-лять (по-сле пред-ва-рительного со-гла-со-ва-ния с ми-ни-ст-ра-ми, ко-то-рых ка-са-лись эти за-ко-но-про-ек-ты) в Государственный со-вет, про-ек-ты административных рас-по-ря-же-ний, тре-бо-вав-ших ут-вер-жде-ния им-пе-ра-то-ра, а так-же за-тра-ги-вав-шие несколько ве-домств, - вно-сить на пред-ва-рительное об-су-ж-де-ние в Комитет ми-ни-ст-ров. На прак-ти-ке, од-на-ко, ка-ж-дый ми-нистр, поль-зу-ясь пра-вом лич-но-го док-ла-да им-пе-ра-то-ру, имел воз-мож-ность ут-вер-ждать про-екты со-от-вет-ст-вую-щих рас-по-ря-же-ний, а ино-гда и за-ко-нов не-по-сред-ст-вен-но при этом док-ла-де, ми-нуя про-це-ду-ру со-гла-со-ва-ния с другими ве-дом-ст-ва-ми. В 1905 году, в хо-де Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов , Со-вет ми-ни-ст-ров пре-об-ра-зо-ван в ор-ган, при-зван-ный объ-е-ди-нять и ко-ор-ди-ни-ро-вать дей-ст-вия всех центральных ве-домств и ог-ра-ни-чи-вав-ший са-мо-стоя-тель-ность отдельных ми-ни-ст-ров. Пред-се-да-тель СМ имел пра-во кон-тро-ли-ро-вать дея-тель-ность ру-ко-во-ди-те-лей ве-домств, а они, в свою оче-редь, бы-ли обя-за-ны со-гла-со-вы-вать с ним свои наи-бо-лее важ-ные дей-ст-вия и вы-но-сить на об-су-ж-де-ние в СМ все за-ко-но-про-ек-ты пе-ред пред-ва-рительным ут-вер-жде-ни-ем им-пе-ра-то-ра и пред-став-ле-ни-ем их в Государственную ду-му. Ми-ни-ст-ры во-ен-ный, мор-ской, иностранных дел и министр императорского дво-ра и уделов со-хра-ни-ли своё под-чи-не-ние не-по-сред-ст-вен-но им-пе-ра-то-ру и бы-ли не-за-ви-си-мы от СМ (хо-тя и вхо-ди-ли в его со-став).

    Ти-по-вая струк-ту-ра министерства пре-ду-смат-ри-ва-ла его де-ле-ние на де-пар-та-мен-ты (во гла-ве с ди-рек-то-ра-ми), не-по-сред-ст-вен-но ру-ко-во-див-шие оп-ре-де-лён-ны-ми на-прав-ле-ния-ми дея-тель-но-сти ве-дом-ст-ва, и при-рав-нен-ные к ним по правам кан-це-ля-рии министерства (ми-ни-ст-ров); де-пар-та-мен-ты де-ли-лись на от-де-ле-ния (во гла-ве с на-чаль-ни-ка-ми), воз-глав-ляв-шие отдельные час-ти этих на-прав-ле-ний, от-де-ле-ния - на сто-лы (во гла-ве со сто-ло-на-чаль-ни-ка-ми), за-ни-мав-шие-ся оп-ре-де-лён-ным кру-гом во-про-сов. В Министерстве юс-ти-ции до 1890 года, а в Министерстве народного про-све-ще-ния до 1904 года су-ще-ст-во-ва-ло толь-ко по од-но-му де-пар-та-мен-ту. В Во-енном министерстве ти-по-вая струк-ту-ра вве-де-на в 1812 году, в Мор-ском - в 1827 году, в МИДе - в 1832 году. В ря-де министерств суще-ст-во-ва-ли от-кло-не-ния от ти-по-вой струк-ту-ры. В по-ре-фор-мен-ное вре-мя в струк-ту-ре министерств, на-ря-ду с де-пар-та-мен-та-ми, ста-ли по-яв-лять-ся от-де-лы (в МВД, Министерстве фи-нан-сов), управ-ле-ния (в МПС) и главного управ-ле-ния (Глав-ное управ-ле-ние по де-лам пе-ча-ти в МВД, главного управ-ле-ния в Министерстве фи-нан-сов, Министерстве юс-ти-ции, Министерстве императорского дво-ра и уде-лов), а на-ря-ду с от-де-ле-ния-ми - де-ло-про-из-вод-ства. Пер-во-на-чаль-но в ря-де министерств, за-тем во всех су-ще-ст-во-ва-ла долж-ность то-ва-ри-ща (за-мес-ти-те-ля) ми-ни-ст-ра. Он воз-глав-лял ве-дом-ст-во в слу-чае бо-лез-ни или от-сут-ствия ми-ни-ст-ра (с 1811 года лишь по-сле специального Вы-со-чай-ше-го по-ве-ле-ния). С конца XIX века то-ва-ри-щам ми-ни-ст-ров по-ру-ча-лось ку-ри-ро-ва-ние отдельных на-прав-ле-ний дея-тель-но-сти министерств (например, по-ли-ции в МВД или тор-гов-ли и промышленности в Министерстве фи-нан-сов). Все долж-но-сти в шта-тах уч-ре-ж-де-ний, об-ра-зо-вы-вав-ших ве-дом-ст-во, со-от-вет-ст-во-ва-ли оп-ре-де-лён-ным клас-сам Та-бе-ли о ран-гах 1722 года. У слу-жа-щих ка-ж-до-го ве-дом-ст-ва бы-ла осо-бая фор-ма мун-ди-ра, так-же ве-дом-ст-ва от-ли-ча-лись не-ко-то-ры-ми осо-бен-но-стя-ми по-ряд-ка чи-но-про-из-вод-ст-ва и пен-си-он-но-го обес-пе-че-ния.

    По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года боль-шин-ст-во министерств и главных управ-ле-ний бы-ло со-хра-не-но, но-вые ми-ни-ст-ры, воз-гла-вив-шие их, со-ста-ви-ли Вре-мен-ное пра-ви-тель-ст-во во гла-ве с ми-ни-ст-ром-пред-се-да-те-лем; в мае того же года вос-ста-нов-ле-но Министерство почт и те-ле-гра-фов, об-ра-зо-ва-ны министерства про-до-воль-ст-вия, тру-да, государственного при-зре-ния, по де-лам Фин-лян-дии, в ав-гу-сте - Министерство ис-по-ве-да-ний, ко-то-ро-му был под-чи-нён Си-нод.

    Ми-ни-стер-ст-ва в Со-вет-ской Рос-сии и СССР. По-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года в Советской Рос-сии боль-шин-ст-во министерств Временного пра-ви-тель-ст-ва (за ис-клю-че-ни-ем уп-разд-нён-ных министерств ис-по-ве-да-ний, по де-лам Фин-лян-дии, а так-же Государственного кон-тро-ля, струк-ту-ра и за-да-чи ко-то-ро-го в СССР не-од-но-крат-но ме-ня-лись) пре-об-ра-зо-ва-ны в нар-ко-ма-ты, уч-ре-ж-дён но-вый нар-ко-мат - по де-лам на-цио-наль-но-стей. В са-мо-сто-ятельную от-расль государственного управ-ле-ния вы-де-ле-но здра-во-охра-не-ние. В свя-зи с про-ве-дён-ной на-цио-на-ли-за-ци-ей народное хо-зяй-ст-во це-ли-ком ста-ло сфе-рой то-таль-но-го государственного управ-ле-ния, в ре-зуль-та-те это-го про-изош-ла бю-ро-кра-ти-за-ция го-су-дар-ст-ва, воз-рос-ло ко-ли-че-ст-во чи-нов-ни-ков, ус-лож-ни-лась струк-ту-ра центральных ве-домств. По-яви-лись нар-ко-ма-ты внеш-ней (1920 год) и внут-рен-ней (1924 год) тор-гов-ли (с 1925 года нар-ко-мат внеш-ней и внутренней тор-гов-ли СССР). В структуре Выс-ше-го со-ве-та на-род-но-го хо-зяй-ст-ва РСФСР (1917-1932 годы) и СССР (1923-1932 и 1963-1965 годы), со-сре-до-то-чив-ше-го в основном ру-ко-вод-ст-во промышленностью, в 1920 году на-хо-ди-лось свыше 50 глав-ков (как от-рас-ле-вых, так и по ви-дам про-дук-ции). С 1932 года вме-сто ВСНХ ста-ли соз-да-вать-ся нар-ко-ма-ты (25 к мар-ту 1941 года).

    Для по-сле-во-ен-но-го пе-рио-да ха-рак-тер-ны не-од-но-крат-ные ре-ор-га-ни-за-ции, слия-ния, раз-де-ле-ния центральных ор-га-нов управ-ле-ния, главным образом про-мыш-лен-ных. За-ко-ном «О пре-об-ра-зо-ва-нии Со-ве-та На-род-ных Ко-мис-са-ров СССР в Со-вет Ми-ни-ст-ров СССР и Со-ве-тов На-род-ных Ко-мис-са-ров со-юз-ных и ав-то-ном-ных рес-пуб-лик в Со-ве-ты Ми-ни-ст-ров со-юз-ных и ав-то-ном-ных рес-пуб-лик» от 15.03.1946 года нар-ко-ма-ты вновь пре-об-ра-зо-ва-ны в министерства. К об-ще-со-юз-ным министерствам, ру-ко-во-див-шим по-ру-чен-ной им от-рас-лью на всей тер-ри-то-рии СССР не-по-сред-ст-вен-но или че-рез соз-да-вае-мые ими ор-га-ны, от-но-си-лось 36 министерств: пу-тей со-об-ще-ния; реч-но-го фло-та; мор-ско-го фло-та; свя-зи; внеш-ней тор-гов-ли; авиа-ци-он-ной промышленности; ав-то-мо-биль-ной промышленности; ма-ши-но-строе-ния и при-бо-ро-строе-ния; медицинской промышленности; неф-тя-ной промышленности восточных рай-онов; неф-тя-ной промышленности южного и западного рай-онов; промышленности средств свя-зи; ре-зи-но-вой промышленности; сельско-хозяйственного ма-ши-но-строе-ния; стан-ко-строе-ния; стро-ительного и до-рож-но-го ма-ши-но-строе-ния; су-до-строительной промышленности; транс-порт-но-го ма-ши-но-строе-ния; тя-жё-ло-го ма-ши-но-строе-ния; уголь-ной промышленности восточных рай-онов; уголь-ной промышленности западных рай-онов; хи-мической промышленности; цвет-ной ме-тал-лур-гии; цел-лю-лоз-ной и бу-маж-ной промышленности; чёр-ной ме-тал-лур-гии; элек-тро-про-мыш-лен-но-сти; строи-тель-ст-ва пред-при-ятий тя-жё-лой ин-ду-ст-рии; строи-тель-ст-ва то-п-лив-ных пред-при-ятий; строи-тель-ст-ва во-енных и во-енно-морских пред-при-ятий; во-ору-же-ния; гео-ло-гии; за-го-то-вок; ма-те-ри-аль-ных ре-зер-вов; про-до-вольственных ре-зер-вов; тру-до-вых ре-зер-вов; элек-тро-стан-ций. На-счи-ты-ва-лось так-же 22 со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ских министерства, ко-то-рые ру-ко-во-ди-ли со-от-вет-ст-вую-щи-ми от-рас-ля-ми, как пра-вило, че-рез од-но-имён-ные министерства со-юз-ных рес-пуб-лик: иностранных дел; воо-ружённых сил; внутренних дел; государственной безо-пас-но-сти; фи-нан-сов; тор-гов-ли; государственного кон-тро-ля; юс-ти-ции; выс-ше-го об-ра-зо-ва-ния; здра-во-охра-не-ния; лёг-кой промышленности; тек-стиль-ной промышленности; вку-со-вой промышленности; мяс-ной и мо-лоч-ной промышленности; пи-ще-вой промышленности; рыб-ной промышленности восточных рай-онов; рыб-ной промышленности западных рай-онов; сельского хозяйства; сов-хо-зов; лес-ной промышленности; промышленности стро-ительных ма-те-риа-лов; ки-не-ма-то-гра-фии. В со-юз-ных рес-пуб-ли-ках так-же бы-ли министерства двух ви-дов - со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ские и рес-пуб-ли-кан-ские (под-чи-ня-лись толь-ко СМ со-юз-ной рес-пуб-ли-ки). Например, в РСФСР бы-ли об-ра-зо-ва-ны рес-пуб-ли-кан-ские министерства: ав-то-мо-биль-но-го транс-пор-та; бы-то-во-го об-слу-жи-ва-ния на-се-ле-ния; жи-лищ-но-гражданского строи-тель-ст-ва; жи-лищ-но-ком-му-наль-но-го хо-зяй-ст-ва; ме-ст-ной промышленности; реч-но-го фло-та; со-ци-аль-но-го обес-пе-че-ния; строи-тель-ст-ва и экс-плуа-та-ции ав-то-мо-биль-ных до-рог; то-п-лив-ной промышленности.

    Министерство воз-глав-ля-лось ми-ни-ст-ром, ко-то-рый на-зна-чал-ся и ос-во-бо-ж-дал-ся от долж-но-сти Вер-хов-ным Со-ве-том по пред-став-ле-нию пред-се-да-те-ля СМ (в пе-ри-од ме-ж-ду сес-сия-ми - Пре-зи-диу-мом Вер-хов-но-го Со-ве-та с по-сле-дую-щим ут-вер-жде-ни-ем Вер-хов-ным Со-ве-том). Все ми-ни-ст-ры яв-ля-лись но-менк-ла-ту-рой По-лит-бю-ро, Сек-ре-та-риа-та ЦК КПСС или выс-ших рес-пуб-ли-кан-ских партийных ор-га-нов. Ми-ни-ст-ры вхо-ди-ли в со-став Со-ве-та Ми-ни-ст-ров СССР.

    На ос-но-ва-нии За-ко-на СССР «О пре-об-ра-зо-ва-нии ми-ни-стерств СССР» от 15.03.1953 года про-ве-де-но объ-е-ди-не-ние ру-ко-во-дства род-ст-вен-ны-ми от-рас-ля-ми государственного управ-ле-ния, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го ос-та-лось 12 со-юз-ных и 13 со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ских министерств, од-на-ко вско-ре на-чал-ся об-рат-ный про-цесс раз-ук-руп-не-ния. С ут-вер-жде-ни-ем тер-ри-то-ри-аль-но-го прин-ци-па управ-ле-ния, на ос-но-ва-нии За-ко-на СССР от 10.05.1957 года «О даль-ней-шем со-вер-шен-ст-во-ва-нии ор-га-ни-за-ции управ-ле-ния про-мыш-лен-но-стью и строи-тель-ст-вом», промышленные и стро-ительные министерства ли-к-ви-ди-ро-ва-ны, часть из них пре-об-ра-зо-ва-на в государственные ко-ми-те-ты СМ СССР (по авиационной тех-ни-ке; обо-рон-ной тех-ни-ке; ра-дио-элек-тро-ни-ке; су-до-строе-нию). В сис-те-ме управ-ле-ния со-хра-ни-лось 7 об-ще-со-юз-ных и 12 со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ских министерств. Промышленные пред-при-ятия, на-хо-див-шие-ся в ве-де-нии министерств, пе-ре-шли в под-чи-не-ние со-ве-тов народного хо-зяй-ст-ва (сов-нар-хо-зов), соз-дан-ных в эко-но-мических рай-онах и под-чи-няв-ших-ся СМ со-юз-ных рес-пуб-лик, а че-рез них - СМ СССР. В 1963 году вновь об-ра-зо-ван ВСНХ как об-ще-со-юз-ный ор-ган по ру-ко-во-дству промышленностью и строи-тель-ст-вом. В 1965 году сов-нар-хо-зы и ВСНХ ли-к-ви-ди-ро-ва-ны, сис-те-ма управ-ле-ния пром-стью и строи-тель-ст-вом вновь ста-ла ор-га-ни-зо-вы-вать-ся по от-рас-ле-во-му прин-ци-пу на ос-но-ве вос-соз-дан-ных министерств. В 1974 году на-счи-ты-ва-лось 29 об-ще-со-юз-ных и 31 со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ское министерств, боль-шин-ст-во из них - хо-зяй-ст-вен-ные министерства, ру-ко-во-див-шие различными от-рас-ля-ми народного хо-зяй-ст-ва СССР. В хо-де пе-ре-ст-рой-ки в конце 1980-х годов об-щее ко-ли-че-ст-во министерств со-кра-ти-лось (37 - в 1991 году). Все-го в 1946-1991 годах в СССР функ-цио-ни-ро-ва-ло свыше 160 министерств (в отдельные пе-рио-ды - свыше 50 министерств од-но-вре-мен-но).

    Ми-ни-стер-ст-ва в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции. В хо-де ры-ноч-ных пре-об-ра-зо-ва-ний и раз-го-су-дар-ст-вле-ния эко-но-ми-ки сфе-ра государственного управ-ле-ния в РФ су-зи-лась, многие министерства ли-к-ви-ди-ро-ва-ны или пре-об-ра-зо-ва-ны в ко-ми-те-ты и другие ве-дом-ст-ва. Их сис-те-ма и струк-ту-ра в 1990-2000-е годы не-од-но-крат-но под-вер-га-лись из-ме-не-ни-ям в со-от-вет-ст-вии с ука-за-ми Пре-зи-ден-та РФ, Кон-сти-ту-ци-ей РФ 1993 года, федераль-ными за-ко-на-ми [«Об об-щих прин-ци-пах ор-га-ни-за-ции за-ко-но-да-тель-ных (пред-ста-ви-тель-ных) и ис-пол-ни-тель-ных ор-га-нов го-су-дар-ст-вен-ной вла-сти субъ-ек-тов Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции» от 06.10.1999 года, и др.]. Современная сис-те-ма государственного управ-ле-ния вклю-ча-ет 20 фе-де-раль-ных министерств (на 2012 год): внутренних дел; по де-лам гражданской обо-ро-ны, чрез-вы-чай-ным си-туа-ци-ям и ли-к-ви-да-ции по-след-ст-вий сти-хий-ных бед-ст-вий; иностранных дел; обо-ро-ны; юс-ти-ции (все 5 на-хо-дят-ся в под-чи-не-нии Пре-зи-ден-та РФ); здра-во-охра-не-ния; куль-ту-ры; об-ра-зо-ва-ния и нау-ки; при-род-ных ре-сур-сов и эко-ло-гии; промышленности и тор-гов-ли; по развитию Даль-него Востока; ре-гио-наль-но-го раз-ви-тия; свя-зи и мас-со-вых ком-му-ни-ка-ций; сельского хозяйства; спор-та; транс-пор-та; труда и социальной защиты; фи-нан-сов; эко-но-мического раз-ви-тия; энер-ге-ти-ки (все 15 на-хо-дят-ся в под-чи-не-нии Пра-ви-тель-ст-ва РФ). Функ-ции государственного фи-нан-со-во-го кон-тро-ля вы-пол-ня-ет Счёт-ная па-ла-та. Фе-де-раль-ные министерства уча-ст-ву-ют в вы-ра-бот-ке и реа-ли-за-ции государственной по-ли-ти-ки, осу-ще-ст-в-ля-ют нор-ма-тив-но-пра-во-вое ре-гу-ли-ро-ва-ние в ус-та-нов-лен-ной ак-та-ми Пре-зи-ден-та и Пра-ви-тель-ст-ва РФ сфе-ре дея-тель-но-сти, ко-ор-ди-на-цию и кон-троль дея-тель-но-сти на-хо-дя-щих-ся в их ве-де-нии фе-де-раль-ных служб и агентств и др.

    Пе-ре-чень министерств СССР и Рос-сии смотрите в при-ло-же-нии «Го-су-дар-ст-вен-ные уч-ре-ж-де-ния Рос-сии, СССР, РФ» в томе «Рос-сия».

    Страница 1

    В 1802 г., с целью укрепить единоначалие, вместо коллегий, созданных Петром I, были учреждены министерства: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но поскольку верховным распорядителем остался царь, то это ничего не изменило. Так как порядок прохождения дел и функции министерств первоначально не были определены (позднее это сделал М. М. Сперанский). www.psexplorer.ru

    Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское – военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерств Российской империи, и именно на них приходилась львиная доля государственного бюджета. Министерство иностранных дел ведало внешними сношениями; на Министерство внутренних дел – новое в структуре центральных учреждений – были возложены функции по организации и поддержанию общественного порядка; т.о., оно возглавило всю систему полицейских органов страны. Другой его важной функцией было управление государственной промышленностью и строительством. Министерство юстиции осуществляла судебное управление, Министерство финансов должно было контролировать собираемость налогов, доходы и расходы государства. На Министерство коммерции возлагалась задача содействия торгово-промышленному развитию страны. Министерство просвещения ведало образованием граждан, подготовкой кадров для государственного аппарата, а также контролировало деятельность университетов, институтов, Академии наук, библиотек, музеев и типографий. Важнейшей задачей этого нового для России министерства было осуществление цензуры.

    Достаточно эффективной была организация Государственного казначейства, в ведении которого находились вопросы кассового исполнения государственного бюджета и выпуска казначейских билетов, а также создание ревизии государственных счетов – контрольного финансового органа. Были также образованы Главное управление путей сообщения, в ведении которого находились, в частности, вопросы строительства железных дорог, и Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, с помощью которого государство пыталось контролировать деятельность церкви.

    В течение всего этого периода существовал Синод, являвшийся высшим органом управления делами православной церкви. Постепенно Синод утратил важные хозяйственные функции, которые перешли к государственным чиновникам, и государство практически полностью подчинило себе церковь, как в плане организационном, так и административном.

    В период с 1802 по 1812 гг. аппарат министерств состоял из департаментов, функции которых заключались в сборе сведений по профильным направлениям, обработке собранной информации, подготовке справок, докладов и отчетов, выработке наиболее целесообразных решений по текущей ситуации, составлении планов развития на будущее. Важнейшей задачей министерств была организация работы с подведомственными местными органами власти – министерские чиновники разрабатывали для местных исполнительных органов инструкции, в соответствии с которыми те строили свою работу, а также проводили регулярные проверки их деятельности. Важным структурным подразделением министерств были министерские канцелярии, в которых осуществлялось все делопроизводство. Возглавляли департаменты и канцелярии директора. Кроме того, в составе министерства имелся Совет при министерстве – в эту особую министерскую совещательную коллегию входили товарищи министра (т.е. его заместители) и директора департаментов.

    Большой Государственный герб 1883 года
    В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутствен...

    Политическая жизнь государства
    Несмотря на поражение революции, трудящиеся классы приобрели определенные экономические и политические завоевания. Рабочему классу удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9-10 часов, повышения заработной платы, снижения тарифов. Была вв...

    Объединение отдельных племен в один монгольский народи первые походы Чингисхана
    Провозглашение Темучина Чингисханом было делом представителей большей части монгольских племен, но не всех, так как другая часть народа с несколькими аристократическими семьями была с Джамухой; оставалось вне этого объединения и могущественное племя кераитов...

    Министерства в первой половине XIX в - раздел История, Министерства в системе центральных учреждений Российского государства в XIX - начале XX вв Министерства В Первой Половине Xix В. В Первой Половине Xix Века Россия По Фо...

    МИНИСТЕРСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В первой половине XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливаться к новым условиям.

    Во главе большого, разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Полновластие императора не означало, что лишь он один осуществлял деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

    В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Инициатором создания этого органа выступал М.М. Сперанский.

    Государственный совет был создан как законосовещательный орган, разрабатывающий проекты законодательных актов, получавших юридическую силу после утверждения императором. Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от сорока до восьмидесяти членов (Государственный Совет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры). В начале XIX века и в России на смену коллегиям пришли министерства. В 1802 г. был принят манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов.

    В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.

    В соответствии с царским Манифестом в 1802 году было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников – это министерство внутренних дел и министерство народного просвещения. На Министерство внутренних дел, кроме поддержания “порядка” в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата.

    Ему подчинялись: Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой. В задачи министерств входили: организация отношений на местах, подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее.

    Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности. Издание в 1811 г. “Общего учреждения министерств”, составленного при непосредственном участии М. М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности врученных им министерств. Устанавливалось, что все министры “подчинены непосредственно верховной власти”, т.е. императору. Министры и их помощники, называвшиеся товарищами министра, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами.

    Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные деда рассматривались Советом при министерстве совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиция (вскоре упраздненные), Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров.

    В Манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов.

    Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств, и поэтому требовали совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император. В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора.

    Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела “спокойствия и безопасности” страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Закон указывал: “Никакое заключение комитета не производится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения”. Со второй четверти XIX в с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.

    Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время рассматривали до 10 комитетов, Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства.

    Финансовыми вопросами занимались временные комитеты. Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-1803 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.). 2.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Министерства в системе центральных учреждений Российского государства в XIX - начале XX вв

    Начиная от княгини Ольги, давшей уставы и установившей погосты, до сегодняшнего времени усовершенствование государственного и местного управления.. Этот период изучался в отечественной истории, в основном с точки зрения.. Он был направлен против самодержавия и ставил идеалом для России западные демократии.Свою политическую функцию этот..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: