• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    План:

      Основы конституционного строя Германии

      Форма правления и органы государственной власти

      Развитие Германии как федерации

      Политические партии

    Вопрос 1 Основы конституционного строя Германии

    После поражения гитлеровской Германии в 1945 году территория государства была оккупирована Союзными странами победительницами: G.B., СССР, США и Францией. В 1949 г. На территории Западной Германии, находящейся под контролем оккупационных властей США, Великобритании, и Франции, была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ) в результате принятия Основного закона – конституции. ПО этой конституции ФРГ была открыта для присоединения других германских земель. На территории Восточной германии, находящейся под контролем СССР, - Германская Демократическая Республика (ГДР), где была принята конституция по советскому образцу. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился в 1990 году присоединение ГДР к ФРГ на основе положений Основного Закона. С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.

    Конституция ФРГ является единым кодифицированным законодательным актом – основной закон. По форме правления ФРГ является парламентской республикой

      По конституции ФРГ является демократическим государством, т. к. вся государственная власть исходит от народа. Народ является носителем власти и ее единственным обладателем

      ФРГ – правовое государство, т.к. конституция закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм, верховенство закона.

      ФРГ по Основному закону стремится стать социальным государством, т.е. таким государством, которое влияет на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечивать каждому гражданину достойное существование, гарантировать каждому прожиточный минимум. При этом германская конституция провозглашает приоритет личной ответственности каждого за свое благополучие.

      ФРГ – федеративное государство

      Различие между всеобщими правами человека и гражданскими правами. Немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или др. лица немецкой национальности, супруга лил потомки. Термин» «немец» идентичен термину «гражданин ФРГ».

    Вопрос 2 Форма правления Германии и органы государственной власти

    Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра. В парламентской республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской республике правление носит партийный характер, что вовсе не является обязательным для президентской республики.

    Для парламентской республики в большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Парламентская форма осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции и др.

      Главой государства является федеральный президент (Йоханес Роу), избираемый специально созываемым Федеральным собранием сроком на 5 лет. Оно состоит из членов бундестага и членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности. Для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Но у президента достаточно полномочий, чтобы активно влиять на политику страны:

      он может участвовать в заседаниях правительства,

      распускает нижнюю палату парламента (Бундестаг) по предложению канцлера,

      предлагает бундестагу кандидатуру канцлера, но президент обязан назначить канцлером избранное бундестагом лицо.

      может объявить состояние законодательной необходимости по представлению правительства и с согласия Бундесрата (в это период федеральные законы принимаются без участия Бундестага).

      Осуществляет представительские функции. Он представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Заключает от имени Федерации договоры с другими государствами.

      Важно и то, что президент не несет политической ответственности за свои действия.

      Не пользуется традиционным для президентов правом вето в отношении законов, принятых парламентом

    Таким образом, роль президента в государственном механизме ФРГ является номинальной.

      Главное место в системе центральных органов власти Германии занимает федеральное правительство , состоящее из канцлера и министров. В Германии правительство признается ответственным только перед нижней палатой. Контролирует за деятельностью органов управления в землях. Контролирует исполнения землями федеральных законов.

      Канцлер (Герхард Шрёдер – СДПГ, Ангела Меркель) Кандидатура канцлера предлагается президентом и избирается большинством голосов бундестага. Избрание того или иного кандидата федеральным канцлером зависит от расстановки политических сил в бундестаге. Канцлером становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Он фактически назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано конституцией.Он фактически исполняет функции главы государства. По конституции Бундестаг может выразить недоверие федеральному канцлеру (а это считается недоверием всему правительству) лишь при условии, что большинством голосов ему изберут преемника. В то же время в качестве ответной меры на вотум недоверия правительство может обратиться к президенту с просьбой о досрочном роспуске Бундестага.

    Канцлер определяет основной курс и общую политическую линию Федерального правительства, руководит деятельностью отдельных министров

    Полномочия федерального канцлера или федерального министра оканчиваются в момент созыва нового бундестага, а функции министра при прекращении полномочий канцлера.

      Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту Бундестагу и Бундесрату (законотворчество) с четырехлетним сроком полномочий, избираемому по весьма сложной системе. Парламентские полномочия, будучи на первый взгляд значительными, при их фактическом осуществлении оказываются весьма ограниченными и полностью подконтрольными правительству (существует партийный механизм подчинения депутатов правительству).

    Бундестаг – образуется на основе всеобщих прямых, свободных, равных и тайных выборов. При выборах используется персонализированная пропорциональная система. Половина депутатов избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по земельным спискам партий. Каждый избиратель имеет два голоса. Первый голос за кандидата в избирательном округе, второй – за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга..

    Компетенция:

      развитее законодательства, законотворчество, принятие федеральных законов

      утверждение федерального бюджета,

      избрание Федерального канцлера,

      парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства

      ратификация международных договоров

    Бундесрат – Одобряет или не принимает законы, принятые бундестагом. Состоит из членов представительств земель, которые их назначают и отзывают. Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами, количество голосов зависит от числа жителей. Б. представляет интересы субъектов Федерации.

    После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория Германии была оккупирована войсками четырех союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 года) страна была разделена на 4 оккупационные зоны. Управление осуществлялось Союзным контрольным Советом. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. - с. 236. В январе 1947 года произошло слияние британской и американской оккупационных зон в Бизонию.

    Позднее в июле 1948 года по приказу западных оккупационных держав на их территории было создано сепаративное государство. 1 августа 1948 года французская оккупационная зона и англо-американская слились в Тризонию и уже 1 сентября западными державами, был утвержден Парламентский Совет. Совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом. В мае 1949 ими была выработана Конституция для Западной Германии, включавшей в себя территории трех западных оккупационных зон.

    8 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне, принял проект Основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель (представительные органы земель).

    В период с 18 по 21 мая 1949 года парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект Конституции. При принятии этот акт получил название Основной закон и рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола.

    Новая Конституция ФРГ вступила в силу уже 23 мая 1949 года. Это считается днем образования ФРГ.

    В соответствии с Потсдамским соглашением восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию - Ангальт оккупировал СССР. Для управления восточной частью Германии был создан специальный орган советской военной администрации в Германии СВАГ (Советская администрация военной Германии).

    К правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая образовалась в апреле 1946 года в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946 года по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты - ландтаги (законодательные органы земель). СЕПГ получила более 50 % голосов на общих выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.

    Также восточная часть Германии подвергалась социалистическим реформам: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

    В марте 1947 года Немецкий народный конгресс Восточной Германии определил дальнейшую судьбу государства. Он избрал Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

    7 октября 1949 года Народным советом было объявлено о введении в действие новой конституции и о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя как Временную Народную палату ГДР.

    Уже Временной Народной палатой был принят закон об образовании временного правительства ГДР и его формирование поручено Отто Гротенволю, который выдвигался на пост премьер-министра фракции СЕПГ.

    7 сентября 1949 года произошло констутирование Бундестага и образование коалиционного правительства во главе с Конрадом Аденауэром из представителей Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС), Свободной демократической партии и немецкой партии, которые завершили государственный раскол.

    СЕПГ и сотрудничавшая с ней Советская военная администрация были полностью убеждены в том, что только полный разрыв с прошлым, базирующимся на господстве капитализма, может дать на будущее гарантию того, что германская империалистическая агрессия больше не повторится.

    Руководство ГДР при создании отдельного государства преследовало главную цель - предотвращение новой войны в Европе. В области внутреннего развития ГДР необходимо было стать общественно-политической альтернативой империалистической ФРГ.

    Государственная система ФРГ

    Новая конституция ФРГ вступила в силу 23 мая 1949 года. В истории Германии это четвертая Конституция (три конституции приняты в 1849-1919 гг.). Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (законодательный, обычно однопалатный, орган каждой земли), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США, Франции.

    Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома Гитлеровской Германии. Конституция Германии отвергала прежние фашистские порядки и исходила из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, равенства разделения властей, справедливости. Вся власть исходила от народа, который осуществлял ее по средствам выборов и разного рода голосования, а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: «Норма», 2000. - с. 485.

    ФРГ построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имело свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

    Законодательная власть принадлежала Двухпалатному Парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат по своим задачам и положению являлся самостоятельным высшим федеральным органом, который распоряжался своими делами, не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими директивами. Он избирал своего председателя сроком на один год. Свою работу регулировал регламентом. Равным образом Бундесрат сам вел свои дела; имел самостоятельный бюджет в рамках федерации, его председатель являлся руководителем служебного ведомства чиновников в бундесрате. Бундесрат состоял не из избранных народом членов, а из представителей, назначаемых и отзываемых правительствами земель. Бундесрат выражал интересы субъектов федерации. Число членов, которых могла направить в бундесрат каждая земля, определялся количеством голосов данной земли. Каждая земля имела не менее 3 голосов; земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - 5 голосами. Бундесрат насчитывал 41 члена с правом решающего голоса.

    Бундестаг избирался всем народом Германии и состоял из 496 членов. Он также не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими распоряжениями. Своего председателя, его заместителей и секретарей, бундесрат избирал сам. Он сам определял свою организацию и процедуру с помощью регламента - автономного устава.

    Половина депутатов избиралась в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставлялась два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5 % вторых голосов, делила представительства в парламенте.

    Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель, подаются как один голос. Его члены имели императивный мандат. Земельные правительства указывали своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

    Система центральных органов государственной власти основывалась на принципе разделения властей.

    Согласно конституции, главой ФРГ и главой исполнительной власти являлся Федеральный Президент, который избирался на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием - органом, который состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель на началах пропорциональности. Избранным мог быть каждый немец, обладающий активным избирательным правом и достигший 40 лет. Президент мог участвовать в заседаниях правительства, мог в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требовалось обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.

    Реальная исполнительная власть была сосредоточена в Правительстве, и особенно в руках его председателя - Канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.

    Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. Оно имеет право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг, таким образом, устраняется от принятия законов.

    Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера.

    В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимал Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. В его компетенции сосредоточена судебная власть. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом.

    Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, рассмотрение конституционно-правовых конфликтов между Федерацией и землями или между различными землями в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель, разрешение споров публично-правового характера между Федерацией и землями или в пределах одной земли, рассмотрение вопросов о согласованности по форме и содержанию земельного права с Основным законом или остальным федеральным правом. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют Основному закону.

    К 1960 году партийная политическая система ФРГ сложилась из трех партий. Ее особенность заключалась в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступали две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входила в правительство на правах «младшего партнера», баланса сил.

    Трехпартийную западногерманскую модель можно было назвать лишь условно, так как партии были неравнозначны друг к другу.

    Государственная система ГДР

    Высшим органом власти в Конституции была провозглашена Народная палата. Она состояла из 400 депутатов, 100 заместителей и 66 представителей города Берлина с правом совещательного голоса. Депутаты избирались на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании. Народная палата избирала свой Президиум, в котором была представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Палата устанавливала принципы правительственной политике, утверждала состав правительства, осуществляла контроль над деятельностью правительства и его отозвании, управляла и контролировала всю деятельность государства, принимала решения о государственном бюджете, народно-хозяйственном плане и др. Правительство земель осуществляла Палата земель, которая избиралась ландтагами земель. Палата земель получила ограниченные права: она могла в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежало последней.

    К компетенции обеих палат относились выборы президента. Объем полномочий Президента был достаточно узок. Он избирался на 4 года, представлял республику в международных отношениях, принимал дипломатических представителей, осуществлял право помилования совместно с Народной палатой и т.п. Первым президентом был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.

    Высшим органом исполнительной власти было провозглашено Правительство. Оно формировалось представителем фракции, которая являлась сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждала состав правительства и его программу. Правительство было ответственно перед Народной Палатой.

    В 1949 году состоялись первые выборы в Народную Палату ГДР. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии.

    В 1952 году было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги земель. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избрали свои советы (органы исполнительной власти).

    В 1952 году на конференции СЕПГ было принято решение о том, что Германская Демократическая Республика социалистическое государство и в будущем пойдет по социалистическому пути. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 года декларировала победу социалистических производственных отношений.

    Новая Конституция расширила рамки конституционного регулирования общественно-политического строя. В ней закрепились принципы организации и функционирования политических систем, взаимодействия партий, общественных организаций, трудовых коллективов. Марксистско-ленинские коммунистические рабочие партии закреплялись как главные политические институты, признавались единственной "руководящей и направляющей силой" общественной и государственной жизни. В конституции также признавалась многопартийность, подчеркивалась важность массовых общественно-политических объединений и народных движений.

    В качестве экономической основы социалистического общества указывалась общественная собственность (государственная (общенародная) и кооперативная), планирование народного хозяйства. В системе органов государственной власти президент ГДР был заменен Государственным Советом, который возглавил председатель. Закреплялся широкий перечень прав и свобод граждан и всеобщее избирательное право. Было отменено лишение избирательного права по суду. В новой редакции конституции 1974 года ГДР провозглашалась «неотъемлемой частью социалистического содружества», а союзные отношения с СССР провозглашались «вечными и нерушимыми».

    Формально, в соответствии с Конституцией, ГДР была одним из самых демократических государств в мире. Ни один закон не мог вступить в силу помимо Народной палаты, деятельность, которой регламентировалась правилами, учитывающими лучшие традиции германского парламентаризма. Тщательно разработанная избирательная система создавала предпосылки для выявления воли большинства населения.

    Основной политической партией ГДР являлась Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ). Она представляла рабочий класс и защищала его интересы. Другие слои населения признаны были защищать четыре партии: федеративный демократический германия конституция

    • - Христианско-демократический союз (ХДС);
    • - Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ);
    • - Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ);
    • - Национал-демократическая партия Германии (НДПГ).

    Многопартийность предопределяло и то, что единая молодежная организация ГДР не была формально привязана к СЕПГ, а объединяла в своих рядах молодых людей разных убеждений и вероисповеданий.

    Профсоюзы ГДР (Объединения свободных немецких профсоюзов, ОСНП), обладающие немалым влиянием, представляли практически всех трудящихся республики.

    Однако демократические декорации оставались лишь маскировкой для абсолютной диктатуры узкой группы лиц, представляющих собой «партийно-государственное руководство» республики, а на деле одного человека, возглавлявшего правящую СЕПГ и созданное ею государство.

    Невзирая на конституционные нормы, решали все партийные органы, а остальные инстанции лишь подтверждали уже решенное. Но самое главное, что вызывало всеобщее неприятие, было присутствие везде Министерства Государственной Безопасности (МГБ), агентура которого проникала буквально везде.

    32. Политическая система Германии

    1. Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство

    Исходя из Основного закона ФРГ 1949., в его сегодняшней редакции, можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается современное немецкое государство и которые характеризуют сегодняшнюю Германию:

    · Германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;

    · земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто - свой диалект немецкого языка , свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова - она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

    · германская федерация строится по принципу "сильный центр - сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;

    · федеральное право имеет приоритет над правом земель;

    · общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;

    · законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие - правом;

    · Германия признает основополагающие права и свободы человека;

    · важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев;

    · в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    o равенство каждого немца в каждой земле.

    · право на жизнь и физическую неприкосновенность;

    · право на свободное развитие своей личности;

    · свободу совести;

    · свободу поиска и получения информации;

    · свободу преподавания, науки и искусства;

    · право матери на поддержку и защиту со стороны общества;

    · право на объединения;

    · свободу шествий и демонстраций;

    · тайну переписки, почтовой связи иной коммуникации;

    · право на свободу передвижения;

    · запрет принудительного труда;

    Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:

    · свободу печати;

    · свободу преподавания;

    · свободу собраний;

    · свободу объединений;

    · тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;

    · право собственности;

    · право убежища.

    для борьбы против демократического строя, могу быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.

    Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:

    · на свободу собраний;

    · на подачу коллективных петиций;

    · на выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.

    Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод вообще оказалось за пределами конституционного регулирования.

    3. Германия - федеративное государство

    Оно состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии - ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин - как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз).

    Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них - Бремен (и по территории, и по населению). Самая большая - Бавария - превосходит в 176 раз, а самая населенная - Северный Рейн-Вестфалия превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать ассиметричной. Все земли имеют равные права.

    Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:

    · исключительной компетенции федерации;

    · совместной компетенции;

    · компетенции земель.

    В исключительной компетенции федерации находятся:

    · международная политика ФРГ;

    · гражданство;

    · валюта;

    · режим мер и весов, точного времени;

    · таможня;

    · воздушное сообщение;

    · почта и телекоммуникации;

    · федеральная государственная службу;

    · статистика.

    Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:

    · экология;

    · судоходство;

    · дорожное движение.

    Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т. е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.

    Каждая земля имеет однопалатный парламент - ландтаг (в Баварии - двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер-министром.

    Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.

    Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:

    · немец в любой земле имеет равные права;

    · конституционный строй земель должен соответствовать конституционному строю ФРГ, основным принципам республиканского, демократического, социального государства;

    · государство стремится к обеспечению единого уровня жизни на всей территории земель;

    · в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель;

    · все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь;

    · федерация и каждая земля раздельно ведут финансовые расходы.

    Важной особенностью немецкой федерации является возможность федерального принуждения земли к выполнению каких-либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами. Федеральное принуждение в различных формах применяется федеральным правительством с одобрением бундесрата.

    При необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях. Однако не может быть предметом пересмотра федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли.

    4. Особенности законодательной власти ФРГ

    Основная масса законов и иных актов принимается парламентом - бундестагом. Некоторые законы и иные нормативно-правовые акты, особенно касающиеся федерации, земель или имеющие большую государственную важность, принимаются и бундестагом, и бундесратом. В то же время бундестаг и бундесрат не являются "нижней" и "верхней" палатой одного парламента.

    Бундестаг (однопалатный парламент):

    · состоит из 656 депутатов (согласно Федеральному избирательному закону);

    · избирается народом Германии на 4-летний срок по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, то есть половина депутатов избирается в мажоритарных одномандатных округах, а половина - по пропорциональной системе в земельных территориальных округах (по земельным партийным спискам); причем к распределению мандатов по партийным спискам допускаются лишь те партии, которые преодолеют 5-процентный заградительный барьер в масштабе всей страны.

    Депутаты бундестага имеют свободный мандат . Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вице-президентов .

    Бундесрат - орган представительства земель. В настоящее время он состоит из 68 членов, которые делегируются в бундесрат правительствами земель в пропорции: любая земля делегирует минимум 3 членов; с населением свыше 2 млн. - 4; с населением свыше 6 млн. - 5, свыше 7 млн. - 6 членов бундесрата.

    Члены бундесрата имеют императивный мандат , связаны волей пославшего их правительства и могут быть в любой момент отозваны. Депутаты от каждой земли в бундесрате должны подавать голоса солидарно (то есть члены бундесрата, делегированные одной землей, должны по каждому вопросу договориться межу собой и проголосовать одинаково).

    Бундестаг и бундесрат вместе принимают лишь самые важные законы. Изменения и дополнения к Основному закону также принимаются совместно - 2/3 голосов депутатов бундестага и 2/3 голосов членов бундесрата.

    Особенностью функционирования законодательной власти ФРГ является то, что в ситуации законодательной необходимости правительство может передать данное право от бундестага бундесрату.

    В случае войны или военной опасности бундестаг и бундесрат могут создать Совместный комитет ("мини-парламент"), на 2/3 состоящий из депутатов бундестага и на 1/3 - из членов бундесрата, правомочный принимать законы и иные решения.

    5. Исполнительная власть ФРГ

    Высшую исполнительную власть в стране осуществляет федеральное правительство , в состав которого входят федеральные министры и канцлер.

    Особую роль играет председатель правительства - федеральный канцлер. Фактически именно он является политическим лидером страны.

    Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента, затем канцлер формирует правительство. По сложившемуся обычаю федеральным канцлером избирается лидер партии, победившей на выборах, или иной кандидат, выдвинутый на пост канцлера партией-победительницей.

    Основной закон ФРГ 1949 г. стал первой конституций предусмотревшей институт конституционного вотума недоверия . Суть его в том, что при постановке вопроса о вотуме недоверия выдвигается кандидатура на пост федерального канцлера. Голосование за недоверие действующему правительству одновременно является избранием нового канцлера.

    6. Глава государства

    Главой государства в ФРГ является федеральный президент , избираемый специальной коллегией, половина которой составляют депутаты бундестага, а другую половину - точно такое же количество выборщиков, выдвинутых ландтагами земель.

    Данная коллегия именуется Федеральным собранием имеет только одну задачу - избрание президента, после чего она распускается. Президентом ФРГ может стать каждый немец (гражданин ФРГ), достигший 40 лет и обладающий избирательным правом. Срок полномочий президента - 5 лет. Одно и то же лицо может занимать этот пост не боле чем на 2 срока.

    Президент ФРГ почти не обладает реальными полномочиями, вследствие чего его часто именуют "слабым" президентом по сравнению с "сильным" канцлером. Однако федеральный президент символизирует государство, его единство, выступает арбитром между ветвями власти, формально осуществляет ключевые назначения, выполняет важные церемониально-представительские функции.

    7. Судебная система ФРГ

    Она имеет существенные отличия от судебных систем других стран. Главные ее отличия в том, что:

    · нет единого Верховного суда Германии;

    · значительно большую роль по сравнению с другими странами в жизни общества и государства играет Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель.

    Вместо единого Верховного суда Германии в ФР существуют 5 высших федеральных судов : федеральная судебная палата, федеральный административный суд; федеральный финансовый суд; федеральный суд по трудовым вопросам; федеральный суд по социальным вопросам.

    Наряду с ними на вершине судебной пирамиды стоит Федеральный конституционный суд. Все вместе они называются судебным сенатом .

    Помимо указанных 6 высших судов в ФРГ имеются специализированные суды :

    · федеральный патентный суд в Мюнхене ;

    · федеральный дисциплинарный суд во Франкфурте-на-Майне;

    · военно-уголовные суды.

    Судебную систему в землях составляют:

    · участковые суды;

    · земельные суды;

    · высшие земельные суды;

    · специализированные суды;

    · земельные конституционные суды.

    Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом, другая половина - бундесратом. Выборы судей от бундестага непрямые: сначала избирается коллегия выборщиков из 12 человек, а затем данная коллегия избирает судей.

    Бундесрат избирает судей конституционного суда 2/3 голосов.

    Судьей конституционного суда может быть гражданин ФРГ, достигший 40 лет, юрист с опытом работы по специальности. Срок полномочий судей конституционного суда - 12 лет без права переизбрания. В возрасте 68 лет судья обязан уйти в отставку.

    Федеральный конституционный суд (ФКС) разделен на 2 палаты, именуемые сенатами. Сенаты работают отдельно, весь объем дел разделен между ними примерно поровну. Наиболее важные дела сенаты рассматривают в совместном заседании. Руководят ФКС президент ФКС и вице-президенты ФКС, избираемые по очереди бундестагом и бундесратом.

    ФКС рассматривает вопросы:

    · конституционности законов;

    · соответствия нормативно-правовых актов земель федеральному праву;

    · споры межу федерацией и землями и между землями;

    · жалобы граждан на нарушение прав и свобод;

    · иные вопросы.

    Федеральный конституционный суд не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и не возглавляет ее - Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель действуют самостоятельно в сфере своей компетенции.

    Берлин - столица ФРГ. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство офисов федеральных министерств, а также целый ряд главных офисов важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счетной палаты). Германия -демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 частично независимых земель. Государственное устройство регламентировано основным законом,Конституцией Германии. По форме правления ФРГ - парламентская республика.

    Глава государства - федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

    Германия имеет федеративное устройство. Таким образом политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной,законодательной и судебной власти.

    Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель -ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

    Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

    Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

    По своему административному устройству Германия, где по итогам переписи 2011 г. численность населения составляет 80,2 млн человек, является федеративным государством, которое делится на 16 равноправных субъектов федерации, именуемых федеральными землями (далее - земли). В их число входит три города (Бремен, Гамбург, Берлин). До объединения Германии (октябрь 1990 г.) 10 земель было в составе ФРГ и пять в составе ГДР.

    Развитию территорий способствует федеральное устройство, в соответствии с которым земли имеют большую самостоятельность и осуществляют собственные программы за счет своих средств. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует существование местного самоуправления и основные права органов местной власти: общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. Это положение носит принципиальный характер не только для общин, поскольку районы традиционно рассматриваются в немецком праве как объединения общин. Та же статья Конституции предусматривает обязанность существования, на уровне общин и районов, выборных представительных органов власти.

    Фактически этим и ограничивается конституционное регулирование местного управления на федеральном уровне. Исходя из принципа остаточной компетенции земель, предусмотренного ст. 70 немецкой Конституции, и из того, что регулирование местного управления не упомянуто в списке федеральных полномочий, все вопросы местного управления относятся к исключительной компетенции земель. В праве земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея сквозного управления при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

    Местные органы самоуправления. Общины - являются базовой единицей местного самоуправления и присутствуют во всех немецких землях. Общиной может являться город, сельское поселение, совокупность нескольких поселений. Обязательным условием существования общины, предусмотренным конституциями всех земель, является раздельное существование представительного и исполнительного органов власти. Общинные органы власти формируются путем выборов, которые для представительного органа являются прямыми, равными и всеобщими. В маленьких общинах роль представительного органа может играть собрание всех жителей. Функционирование и структура органов местного управления различаются в зависимости от того, к какой модели могут быть отнесены положения, действующие в той или иной земле.

    Модель магистрата - традиционно используется прежде всего в городских поселениях. Избираемый путем всеобщего голосования совет выбирает из своего состава председателя совета и одновременно назначает путем голосования коллегиальный исполнительный орган - магистрат - из числа профессиональных управленцев. Магистрат назначается на период от 6 до 12 лет в разных общинах, он представляет общину в отношениях с гражданами, другими органами власти, в суде, готовит и исполняет решения совета (в том числе бюджет), руководит администрацией общины. Все решения магистрата принимаются путем голосования. Совет назначает (как правило, по представлению членов магистрата) бургомистра, который возглавляет магистрат. Внутри данной системы существует последовательный контроль за законностью принимаемых решений: магистрат может опротестовать и отказаться выполнять противоправное решение совета; бургомистр может опротестовать противоправное решение магистрата, причем последней инстанцией в споре является совет.

    Северогерманская модель - основные ее черты копируют английскую систему организации местной власти. Совет общины избирает из своего состава бургомистра или обер-бургомистра, который председательствует на заседаниях общины и выполняет представительские функции. Одновременно совет назначает на срок от б до 12 лет профессионального управленца на должность директора общины или городского директора. Директор общины единолично руководит администрацией, готовит и исполняет решения совета.

    Модель бургомистра - эта модель организации местного самоуправления в двух землях и одной сельской общине почти без изменений воспроизводит институциональную организацию французских коммун. Совет

    избирает из своего состава бургомистра (обер-бургомистра). Параллельно совет назначает из числа профессиональных управленцев и из собственного состава управу, в которую входит бургомистр.

    Южногерманская модель - распространена в трех землях ФРГ и большинстве земель бывшей ГДР. В целом повторяются характеристики бургомистерской модели, но бургомистр (обер-бургомистр) избирается населением путем прямых всеобщих выборов.

    Несколько характеристик общин не зависит от принятой модели организации властных институтов. В крупных общинах территория может быть разделена на несколько округов, где органом управления является управа или совет. Во многих землях в сельских общинах, состоящих из нескольких населенных пунктов, возможна организация сельских советов во главе с председателем.

    Делегирование полномочий исполнительной власти очень развито в ФРГ: значительная часть полномочий делегируется общинам землями. Почти во всех случаях делегирование происходит в пользу главы исполнительной власти.

    Районы - традиционно рассматриваются в немецком праве и управлении как объединения общин - это, в частности, сказывается на способе их финансирования и на составе депутатов. В районах существуют выборные органы, районы являются юридическими лицами, имеют свои установленные законом компетенции, формируют самостоятельный уровень местного самоуправления. Проведенная реформа, в том числе в землях бывшей ГДР, значительно сократила число районов путем их объединения.

    Города-районы - это крупные городские центры (более 50 тыс. или 100 тыс. жителей), которые обладают компетенциями как общин, так и районов и имеют единые органы управления.

    Районные собрания - избираются по разным системам, в зависимости от земли. Разнообразие здесь очень велико: от мажоритарной системы с кумулятивным вотумом в один тур до строгой пропорциональной по спискам. Срок полномочий - от 4 до 6 лет.

    Система комитета - районное собрание формирует коллегиальный исполнительный орган - районный комитет, который формируется из состава собрания. Срок полномочий комитета - 6 лет.

    Система ландрат, при которой главой исполнительной власти района является ландрат - государственный чиновник, назначаемый правительством земли по представлению районного собрания, председателем которого он одновременно является.

    Города-государства - три территориальных образования - агломерации Бремена, Гамбурга и Берлина имеют одновременно статус общин и земель (т.е. субъектов Федерации), концентрируя на одном уровне управления полномочия всех трех типов сообществ.

    Компетенции земель и средства их выполнения. В ФРГ в зависимости от правового регулирования выделяются три уровня полномочий самоуправляющихся сообществ:

    • собственные полномочия, опирающиеся на принцип общей компетенции;
    • обязательные полномочия, выполнение которых предписано законом;
    • делегированные полномочия.

    И обязательные, и необязательные полномочия являются собственными: органы самоуправления обладают исключительным правом их реализации, равно как и ответственностью за их выполнение. Однако различия между обязательными и факультативными полномочиями очень существенны: список обязательных полномочий содержится в конституциях и иных нормативных актах земель и их неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет за собой судебную и административную ответственность. Основные элементы распределения полномочий между сообществами приведены в табл. 16.1.

    Таблица 16.1

    Полномочия органов местного управления ФРГ

    Градостроительство и планирование территории;

    Сооружение и содержание межобщинных дорог;

    Местные дороги;

    Планирование и обустройство

    Строительство и содержание начальных школ;

    территории в масштабах района;

    Противопожарная безопасность, предупреждение наводнений;

    Обустройство водных путей и иных водных пространств;

    Строительство и содержание

    Социальная помощь и поддержка молодежи;

    больниц и поликлиник;

    Строительство и содержание средних и профессиональных

    Создание и содержание игровых площадок;

    • контроль за соответствием жилья санитарным нормам;
    • ликвидация ветхого жилья

    Сбор мусора и бытовых отходов

    • 1. Обязательные собственные полномочия (т.е. полномочия, предписанные законом).
    • 2. Примеры делегированных полномочий (для городов-районов и ряда крупных городов-общин, для сельских районов в некоторых землях):
      • запись актов гражданского состояния;
      • ведение статистики;
      • организация выборов;
      • контроль за пребыванием иностранцев-мигрантов;
      • управление дорожным движением;
      • контроль за гигиеной и ветеринарией;
      • контроль за качеством продовольственных товаров;
      • санитарный контроль за ресторанами и барами.
    • 3. Примеры необязательных действий в рамках общей компетенции:
      • управление предприятиями, производящими и распределяющими газ, электричество, воду и т.д.;
      • регулирование общественного транспорта;
      • жилищное строительство;
      • поддержка культуры и спорта;
      • создание условий для экономического развития;
      • участие в экономическом развитии;
      • строительство и содержание публичных библиотек;
      • создание народных университетов;
      • строительство спортивных площадок и стадионов.

    Местные финансы. Доходы местных сообществ формируются за счет классических источников: налоги и сборы, государственные трансферты, доходы от экономической деятельности и плата за оказанные услуги, займы. Собственные налоги общин складываются из двух основных составляющих: поземельный налог и промысловый налог (налог на предпринимательскую деятельность и частную практику). Базой при начислении промыслового налога служит общий доход, получаемый данным лицом (предприятием) от предпринимательской деятельности (частной практики). Его сбор ограничен законодательно устанавливаемым необлагаемым минимумом дохода. Эти налоги собираются только общинами; ставка налога ежегодно устанавливается советом общины. Закон земли может также разрешить общинам введение налогов на потребление (подобные законы существуют в большинстве земель).

    Районы в Германии не имеют исключительных собственных налогов. Однако в соответствии с федеральной конституцией земли обязаны обеспечить районы собственными источниками финансирования. В большинстве случаев земли передают районам часть или весь объем поступлений от налога на недвижимость, формально являющийся государственным (земельным) налогом. Кроме того, именно районам, а нс общинам, может быть разрешено взимать некоторые сборы.

    В немецкой системе публичного управления - и в частности, местного управления - особую роль играет понятие финансового выравнивания. Суть выравнивания заключается в перемещении финансовых средств между разными территориальными сообществами (включая земли и федерацию) с целью более равномерного распределения средств между сообществами.

    Большинство федеральных земель имеют на своей территории различные типы кластеров, в том числе развиты автомобильные кластеры. Однако после объединения страны наметилась тенденция перемещения предприятий автомобильной промышленности на территорию Восточной Германии. Это было обусловлено не только более низкими издержками производства по сравнению с Западной Германией, но и наличием благоприятной инфраструктуры для развития автомобильной промышленности. В частности, ведущую роль в экономике Восточной Германии играют малые и средние предприятия с небольшим штатом сотрудников, а уровень квалификации и образовательная инфраструктура позволяют обеспечить производство качественными научными исследованиями. При этом ставка делается на развитие поставщиков автокомпонентов.

    Автомобильный кластер Восточной Германии начал создаваться в 2004 г. по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин, Бранденбург, Тюрингия,

    Мекленбург - Передняя Померания, Саксония и Саксония - Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. Исследования проводились в течение двух лет, параллельно осуществлялась разработка программы развития кластера. Цель создания кластера заключается в повышении конкурентоспособности и развитии автомобильной промышленности Восточной Германии. Основные направления деятельности: налаживание эффективной коммуникации между участниками кластера, вузами, НИИ и органами власти и управления, представление компаний на международной арене, а также поддержка инновационной деятельности. Наличие в регионе кластеров повышает роль региональных администраций, поскольку развивает и укрепляет экономику региона, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создаст условия для успешного развития более отсталых территорий.

    Опыт Германии показывает, что инновации возможны только при наличии общей благоприятной институциональной среды в государстве, умеренного налогообложения, развитой системой образования и пр. Эти факторы в целом оказывают большее влияние на инновации, чем предоставление многочисленных мелких и крупных налоговых, таможенных и прочих льгот, а также других преференций.

    Организации выполнения компетенций (совместное управление). В Германии традиционно развито сотрудничество между общинами, направленное на более эффективную реализацию компетенций. Существует несколько форм сотрудничества (совместного управления, но официальной терминологии), нашедших применение почти на всей территории ФРГ:

    • рабочие сообщества;
    • публично-правовое соглашение;
    • объединение общин;
    • сообщество общин;
    • объединение города и округа.

    Прямое государственное управление и контроль. Функции территориального государственного управления осуществляется в ФРГ на нескольких уровнях. Во всех землях низовьем уровнем организации государственной (земельной) администрации является район: на уровне общин государственная администрация отсутствует. Главой государственной администрации в районе является глава исполнительной власти района ландрат или директор. Во всех землях существуют также управленческие округа, возглавляемые окружным управляющим.

    Государственная служба в Германии отличается высокой эффективностью, престижем и уважением среди населения, в связи с чем для адаптации государственной службы к изменяющимся условиям современного мира была выбрана тактика "большого качественного скачка посредством маленьких шагов". Среди таких "шагов" можно отметить децентрализацию гражданской службы, дивергенцию (расхождение) статуса госслужащих, переориентацию государственной службы на "клиентные" отношения с гражданами.

    Контроль за законностью принимаемых местными органами самоуправления решений осуществляется государственной администрацией общей

    компетенции вышестоящего уровня. Наряду с контролем законности существует и так называемый профессиональный контроль, осуществляемый теми же органами.

    Финансовый контроль за деятельностью органов самоуправления делится на два вида: внутренний и внешний. Внутренний контроль за регулярностью и законностью финансовых операций осуществляет ревизионное управление местного сообщества. Для организации внешнего финансового контроля за законностью во многих землях создается специальное управление, занимающееся финансовым контролем. Внутренний и внешний финансовый контроль являются постоянным.

    Основные принципы территориального планирования в Германии. Территориальное планирование в Германии обосновывает и подготавливает предписания по рациональному использованию территорий путем разработки концепций рационального развития, которое базируется на достижении политического консенсуса. В социальном рыночном хозяйстве территориальное планирование подчинено целям общественного развития, оно поддерживает экономическое процветание общества, способствует эффективному использованию территорий, а также сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Территориальное планирование в Германии имеет четыре уровня.

    На федеральном уровне на основе Федерального закона "О территориальном планировании" устанавливаются рамочные условия пространственного развития для территории ФРГ. Ответственность за федеральный уровень территориального планирования несет Федеральное министерство территориальной организации, строительства и градостроительства.

    На уровне федеральных земель на основе Земельного закона "О планировании" разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.

    Региональный уровень (в составе федеральных земель) - промежуточный между земельным и муниципальным планированием. С одной стороны, региональное планирование должно конкретизировать главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земли. С другой стороны, его задачей являются координация плановых решений, принятых отдельными общинами, и приведение их в соответствие с целями земельного планирования. Региональное планирование осуществляется с помощью региональных плановых союзов, в пределах которых существуют сбалансированные хозяйственные и общественные связи.

    Местное планирование - низшая ступень в системе планирования ФРГ, которая находится в компетенции местного самоуправления. В местном планировании различают планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. Задачей муниципального планирования является комплексное планирование общины. План развития муниципального образования устанавливает рамки полномочий при реализации мероприятий, осуществляет контроль в соответствии с поставленными задачами.

    Перспективное планирование градостроительства является разработанной на уровне общины стратегией строительства на ее территории. Оно узаконено в федеральном своде законов о строительстве для территории ФРГ.

    15 декабря 2006 г. в Германии стартовал новый этан реформы федерализма. Поиски более эффективной модели федерализма осложняются в Германии рядом факторов, в том числе обострением противоречий между бедными и богатыми землями, наличием конкурирующих проектов крупных политических партий и потребностями европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с централизованным управлением (Англия и Франция), так и опыт федераций (Германия).