• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Анализ внутреннего состояния фирмы позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самой фирмы, получить необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и политики. При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации, ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития. Главное условие успешности подобного анализа это его системность, многофакторность, полнота и конечная эффективность.

    Этапы и задачи анализа внутренней среды фирмы и ее положения на рынке

    Этап анализа

    Основные задачи

    1. Изучение стратегических показателей деятельности фирмы в динамике

    Оценка эффективности текущей стратегии на основе анализа показателей за ряд лет: доля рынка, объем продаж, затраты на производство, чистая прибыль, доходность акций и др.

    2. Выявление и оценка ключевых факторов успеха (КФУ) с использованием SNW– анализа.

    Анализ КФУ, относящихся к производству, технологии, кадрам, маркетингу, продукции, менеджменту и др.

    3. Анализ издержек и цепочек ценностей

    Оценка затрат фирмы по всем этапам производства и реализации продукции, создающим стоимость; сравнение этих издержек с соответствующими затратами конкурентов.

    4. Анализ стратегического потенциала с использованием матрицы стратегических ресурсов

    Качественная оценка возможности достижения стратегических целей фирмы с учетом имеющихся стратегических ресурсов (финансовых, кадровых, материальных, пространственных, информационных).

    5. Оценка конкурентной силы

    Использование экспертных оценок конкурентной позиции фирмы по основным параметрам в сравнении с конкурентами.

    Таким образом, анализ внутренней среды сводится к определению сильных и слабых сторон компании, оценке текущего состояния бизнеса, выявлению стратегических проблем. При разработке стратегии фирмы необходимо использовать внутренние переменные, которые могут стать основой конкурентных преимуществ, и учесть возможное негативное влияние выявленных недостатков и ограничений, препятствующих успеху.

    3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.

    Основное назначение анализа внешней среды – выяснить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем с тем, чтобы правильно определить стратегические направления его развития.

    Для окружающей внешней среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность и нестабильность в стратегическом плане.

    Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут способствовать увеличению объемов продаж и прибыли. Такими возможностями, например, являются: ослабление позиций конкурентов, рост доходов населения, расширение рынков сбыта, благоприятная государственная политика и др.

    Угрозы – это отрицательные тенденции и события, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия значительно ослабить его конкурентные позиции. К числу угроз можно отнести: ужесточение таможенного регулирования, появление товара-заменителя, усиление конкурентной борьбы, снижение покупательской способности и т.д.

    По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:

      факторы косвенного воздействия (макросреда)

      факторы прямого воздействия (среда непосредственного окружения) (рис.)

    Для анализа динамизма и сложности внешней деловой окружающей среда можно использовать различные инструменты и методы исследования.

    Этапы и задачи стратегического анализа внешней среды

    Этапы анализа

    Основные задачи

    1. РЕСТ – анализ макросреды

    Выявление и оценка влияния наиболее существенных факторов макросреды (политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических) на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.

    2. Проведение отраслевого анализа (оценка основных экономических показателей отрасли)

    Определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков, изучение структуры и динамики отрасли для разработки стратегии поведения компании на рынке (размер рынка, стадия жизненного цикла, масштаб конкуренции, темпы роста, степень продуктовой дифференциации и т.д.).

    3. Анализ конкурентной среды (по модели пяти сил конкуренции)

    Оценка напряженности конкурентной борьбы между продавцами, угрозы появления новых конкурентов, степени влияния поставщиков, степени влияния товаров заменителей.

    4. Выявление движущих сил отрасли (тенденции изменения внешней среды)

    Прогнозирование изменения ситуации в отрасли на основе изучения динамики развития движущих сил рынка (например: изменения в составе потребителей, обновление инновации, глобализация отраслей и т.д.

    5. Оценка конкурентных позиций фирм в отрасли (по модели стратегических групп)

    Позиционирование фирм на сегментах рынка, оценка позиций и причин.

    6. Анализ стратегий конкурентов и типов конкурентного поведения.

    Изучение действий конкурентов, их сильных и слабых сторон с целью предвидения будущего поведения.

    7. Оценка перспектив развития отрасли, ее привлекательности.

    Определение и анализ факторов, делающих отрасль привлекательной или непривлекательной.

    8. SWOT-анализ

    Комплексная итоговая оценка внутренних сильных и слабых сторон фирмы, внешних угроз и возможностей.

    SWOT-анализ является одним из наиболее распространенных и доступных методов итоговой оценки среды фирмы.

    Название метода SWOT- это аббревиатура английских слов:Strengts(сила),Weaknesses(слабость),Opportunities(возможности),Threats(угрозы). Сильные и слабые стороны характеризуют внутреннюю обстановку в компании, а возможности и угрозы – внешнюю среду.

    Существуют различные формы представления результатов SWOT-анализа. Наиболее часто для установления связей между различными средами используется классический вариант матрицыSWOT(рис…)

    Возможности

    Сильные стороны

    поле: сила и возможности

    поле: сила и угрозы

    Действие по использованию ильных сторон для получения отдачи от возможностей

    Стратегические решения по использованию силы компании для устранения угроз

    Слабые стороны

    поле: слабость и возможности

    поле: слабость и угрозы

    Стратегические действия по использованию возможностей для преодоления имеющихся слабостей

    Выработка стратегических подходов, позволяющих как избавиться от слабости, так и предотвратить нависшую над компанией угрозу.

    Рис. Матрица SWOT-анализа.

    Разрабатывая стратегии с использованием результатов SWOT- матрицы, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

    Нетипичные (смешанные) формы правления

    Рассмотренные формы правления в науке принято называть типичными. Однако, стремительное развитие ряда государств убедительно показало различные способы организации высших органов государственной власти, часто не укладывающиеся в привычные схемы и классификации, поскольку происходит их взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные (гибридные) формы правления.

    Создание смешанных форм чаще всего улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту.

    Появление нетипичных форм правления может быть вызвано тем, что «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Так, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму (суперпрезидентской республике), парламентской же республике, как правило, присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во многом это связано и с распространением в странах мира прогрессивных политических и юридических идей и институтов. Например, под влиянием таких идей в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, в Саудовской Аравии приняты конституции.

    В.Е. Чиркин считает, что «создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития, так как для управляемости государством важно не только разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимодействий, взаимо-согласованности в работе высших органов государства .

    Трансформация формы государства способствует изменению его содержания, а изменение содержательных характеристик государства приводит к изменению форм правления. В свою очередь, желание преодолеть недостатки «классических» видов форм монархического и республиканского правления путем синтезирования тех или иных форм правления приводит к появлению новых (нетипичных) разновидностей. В большинстве случаев это - позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государства .

    Общепринятой классификации нетипичных форм правления нет, в литературе, как правило, описывают следующие.

    Полуабсолютные монархии - это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархий. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т.е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, как отмечает проф. В. Е.Чиркин, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию.

    Вместе с тем полуабсолютные монархии - это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути считаются все-таки абсолютными монархиями.

    Полудуалистические (полупарламентарные) монархии - это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В.Е. Чиркина последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании.

    Современные полудуалистические, полупараментарные монархии таковыми могут считаться тоже по формальным соображениям, т.е. исходя из действующих в них конституций.

    Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов -- правителей составных частей федерации .

    Подобная нетипичная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (ОАЭ) или некоторые составные части государства (Малайзия) представляют собой наследственные монархии.

    Малайзия - единственная страна в мире, представляющая собой федеративную конституционную выборную монархию, в состав которой входят 13 штатов. В силу исторических традиций 9 штатов являются монархиями, во главе которых стоят наследственные султаны, в остальных штатах вместо султанов у власти находятся губернаторы, назначаемые по представлению правительства главой государства. Эти 9 султанов образуют Совет правителей.

    Глава здесь государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается султанатом. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список а, причем губернаторы в данном случае не обладают правом голоса и не могут участвовать в выборах. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

    Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Такая смешанная форма правления представляется оптимальной для Малайзии, так как позволяет сдерживать центробежные силы в федеральном государстве, обеспечивать мир и согласие между различными национальностями и религиозными конфессиями, пресекать личные амбиции султанов монархических штатов .

    Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), власть во всех эмиратах передается по наследству, то есть является монархической. Согласно Конституции ОАЭ 1971 г. государство является федерацией в составе 7 эмиратов. Каждый субъект федерации представляет собой абсолютную монархию, где вся полнота государственной власти принадлежит эмиру.

    Верховным государственным органом в ОАЭ является Высший совет эмиров 7 эмиратов федерации, которому принадлежит вся полнота власти. Срок его полномочий также составляет 5 лет и по истечении указанного срока избирается вновь. На своем заседании Высший совет избирает председателя совета и его заместителя. Председатель Высшего совета союза может быть переизбран на следующий срок.

    В отличие от Малайзии принцип ротации не применяется в ОАЭ, и как показывает конституционная практика, традиционно на этот пост, с момента образования федерации в 1971 г., переизбирается эмир Абу-Даби, правитель наиболее крупного и экономически мощного субъекта федерации ОАЭ. Главенствующая роль эмирата Абу-Даби во многом связана с тем, что административное устройство ОАЭ опирается на право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории. Таким образом, фактически, в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны .

    Смешанная форма правления ОАЭ обусловлена историческими судьбами и традициями эмиратов, объединившихся в федеративное государство, авторитетом монархической власти у народов страны, материально и духовно связанных с традиционными укладами жизни общества. Высший совет союза служит эффективным механизмом согласования интересов штатов, принятия решений по важнейшим политическим и социально-экономическим вопросам на основе консенсуса, адаптации к условиям современной федерации абсолютизма власти эмиров, возглавляющих штаты.

    Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того, полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других .

    Здесь можно еще отметить и те государства, в которых до сих пор существуют сложившиеся веками феодально-племенные и патриархальные институты (Лесото и Свазиленд в Африке, Тонга в Океании и др.). Избирается только часть парламента, как правило, в рамках системы традиционных общин (в Тонга большинство членов парламента - местная знать, в том числе министры короля, в Свазиленде часть членов парламента назначает король). При короле действует обычно племенной совет (в Свазиленде - два: большой и малый), имеющий иногда большее значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племен .

    ХХ век сформировал еще один тип неклассических форм правления - народные республики. Для них характерно действие правительства и государства в интересах большинства населения. К такой форме правления следует отнести КНДР, КНР, Куба, Вьетнам, Алжир, Лаос и ряд других стран.

    Таким образом, формы правления весьма разнообразны. В настоящее время мы наблюдаем республиканские и монархические формы правления. Республиканская форма правления представлена президентской, парламентской и смешанной. К монархии относятся абсолютная и конституционная, которая, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентарную.

    Сочетание различных видов правления в конечном итоге развивает юридические признаки формы правления, добавляя в них не только новые юридические элементы, но и реальное политическое взаимодействие государственных органов разных ветвей власти. Соответственно, от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит взаимодействие органов государственного управления, законность и правопорядок в стране, отношение мирового сообщества к государству.

    Думается, что наилучшей формой правления для того или иного государства будет являться именно «своя» модель формы правления, приспособленная к условиям и традициям государственности. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением Б.А. Осипяна, считающего, что «для нахождения соответствующей формы государственного правления и устройства прежде всего необходимо определить уровень духовной, интеллектуальной и организационной зрелости своего народа, образно говоря, тонкость его государственно-правового слуха и имеющийся у него положительный опыт самоуправления; и только после этого следует дать ему возможность сыграть определенную роль в своей государственно-правовой жизни» .

    Нетипичные (смешанные) формы правления

    • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов - правителей составных частей федерации . Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
    • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
    • Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

    Домашнее задание

    Абсолютная монархия Конституционная монархия
    Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
    1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту
    2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
    3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
    перед монархом перед парламентом
    5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
    6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето
    7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
    8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды
    Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
    1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
    2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
    3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает)
    4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
    5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
    6. Право вето президента на решения парламента отсутствует сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето
    7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
    8. Наличие поста премьер-министра имеется отсутствует имеется
    9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

    § 3. Форма государственного устройства. Одним из составляющих элементов формы государства является форма государственного устройства, выражающая территориальную организацию государства.

    История становления и развития государства определяет три способа деления государства по территориальному признаку: административно-территориальные единицы, национально-государственные образования, суверенное деление. В зависимости от этих способов и определяется форма государственного устройства.

    Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

    Существуют две формы государственного устройства: унитарные государства и федерации.

    Унитарное государство - простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования.

    Признаками унитарного государства являются: единые конституция и законодательство, единая правовая и судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. Органы управления административно-территориальных образований подчиняются центральным органам государственной власти. Право принятия законов принадлежит только высшим законодательным органам, хотя в административно-территориальных образованиях могут действовать представительные органы государственной власти, полномочные издавать нормативно-правовые акты, которые носят подзаконный характер и должны соответствовать всем требованиям законов.

    Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии. Автономией признается самоуправляемая территория, образованная по национальному, религиозному или иному признаку. Для примера можно выделить автономии в Испании, где существуют и национальные (Каталония, Баскония), и территориальные (Галисия) автономии. Унитарные государства сформировались в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией.

    На первый взгляд унитарные государства имеют простую структуру, что облегчает проблемы решения территориальных проблем. Но не нужно забывать, что при этом могут не учитываться различные особенности территориальной, национальной, географической, исторической и иной организации государства, это может повлечь нарушение прав населения регионов.

    Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

    · характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

    · объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

    Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

    Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

    Иногда выделяют:

    · государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

    · государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

    · государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

    Централизованные унитарные государства (Великобритания, Швеция, Дания и пр.) могут представлять широкую самостоятельность (самоуправление) местным органам власти. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и направлены на выполнение решений центра.

    В децентрализованном унитарном государстве(Франция, Италия, Испания) крупные регионы пользуются значительной автономией и даже имеют свои парламенты, правительства и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, охраны общественного порядка и др


    Европа Азия Африка Латинская Америка Океания
    1. Албания 2. Андорра 3. Беларусь 4. Болгария 5. Ватикан 6. Великобритания 7. Венгрия 8. Греция 9. Дания 10. Ирландия 11. Исландия 12. Испания 13. Италия 14. Латвия 15. Литва 16. Лихтенштейн 17. Люксембург 18. Македония 19. Мальта 20. Молдавия 21. Монако 22. Нидерланды 23. Норвегия 24. Польша 25. Португалия 26. Румыния 27. Сан-Марино 28. Сербия 29. Словакия 30. Словения 31. Украина 32. Финляндия 33. Франция 34. Хорватия 35. Черногория 36. Чехия 37. Швеция 38. Эстония 1. Азербайджан 2. Армения 3. Афганистан 4. Бангладеш 5. Бахрейн 6. Бруней 7. Бутан 8. Восточный Тимор 9. Вьетнам 10. Грузия 11. Израиль 12. Индонезия 13. Иордания 14. Иран 15. Йемен 16. Казахстан 17. Камбоджа 18. Катар 19. Кипр 20. Киргизия 21. Китай 22. Кувейт 23. Лаос 24. Ливан 25. Мальдивы 26. Монголия 27. Мьянма 28. Оман 29. Саудовская Аравия 30. Северная Корея 31. Сингапур 32. Сирия 33. Таджикистан 34. Таиланд 35. Туркменистан 36. Турция 37. Узбекистан 38. Филиппины 39. Шри-Ланка 40. Южная Корея 41.Япония 1. Алжир 2. Ангола 3. Бенин 4. Ботсвана 5. Буркина Фасо 6. Бурунди 7. Габон 8. Гамбия 9. Гана 10. Гвинея 11. Гвинея-Бисау 12. Джибути 13. Египет 14. Замбия 15. Зимбабве 16. Кабо-Верде 17. Камерун 18. Кения 19. Конго (Браззавиль) 20. Конго (Киншаса) 21. Кот-д’Ивуар 22. Лесото 23. Либерия 24. Ливия 25. Маврикий 26. Мавритания 27. Мадагаскар 28. Малави 29. Мали 30. Марокко 31. Мозамбик 32. Намибия 33. Нигер 34. Руанда 35. Сан-Томе и Принсипи 36. Свазиленд 37. Сейшелы 38. Сенегал 39. Сомали 40. Сьерра-Леоне 41. Танзания 42. Того 43. Тунис 44. Уганда 45. Центральноафриканская Республика 46. Чад 47. Экваториальная Гвинея 48. Эритрея 49.Южно-Африканская Республика 1. Антигуа и Барбуда 2. Багамы 3. Барбадос 4. Белиз 5. Боливия 6. Гаити 7. Гайана 8. Гватемала 9. Гондурас 10. Гренада 11. Доминиканская Республика 12. Колумбия 13. Коста-Рика 14. Куба 15. Никарагуа 16. Панама 17. Парагвай 18. Перу 19. Сальвадор 20. Сент-Винсент и Гренадины 21. Сент-Люсия 22. Доминика 23. Суринам 24. Тринидад и Тобаго 25. Уругвай 26. Чили 27. Эквадор 28.Ямайка 1. Вануату 2. Кирибати 3. Маршалловы острова 4. Науру 5. Новая Зеландия 6. Палау 7. Папуа-Новая Гвинея 8. Самоа 9. Соломоновы острова 10. Тонга 11. Тувалу 12. Фиджи
    Европа Азия Африка Америка Австралия и океания
    1. Австрийская Республика 2. Российская Федерация 3. Федеративная Республика Германия 4. Швейцарская Конфедерация 5. Королевство Бельгия 6. Федерация Боснии и Герцеговины 1. Исламская Республика Пакистан 2. Малайзия 3. Объединённые Арабские Эмираты 4. Республика Индия 5. Республика Ирак 6. Российская Федерация 1. Судан 2. Республика Южный Судан 3. Союз Коморы 4. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия 5. Федеративная Республика Нигерия 1. Аргентинская Республика 2. Боливарианская Республика Венесуэла 3. Канада 4. Мексиканские Соединённые Штаты 5. Соединённые Штаты Америки 6. Федеративная Республика Бразилия 7. Федерация Сент-Китс и Невис 1. Австралийский Союз 2. Федеративные Штаты Микронезии 3. Палау

    Другой формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство - сложное государство, состоящее из субъектов (государств), обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих целей и задач. Федерация образуется по территориальному или национальному принципу, либо используются оба этих принципа и образуются так называемые смешанные федерации.

    Территориальные федерации (США, Германия) исторически оказались более прочными и устойчивыми, чем национальные федерации (СССР, Чехословакия, Югославия), которые в итоге распались на суверенные государства.

    Для федерации характерны следующие признаки: юридическая и политическая самостоятельность субъектов, выражающаяся в наличии у субъектов собственной конституции (устава) и законодательной системы; наличие высших органов государственной власти субъектов федерации, двойное гражданство - гражданство федерации и субъектов федерации.

    Федерация может быть образована на основе конституции (конституционная федерация), например, так образовалась Бельгия или Германия, а также на договорной основе (договорные федерации).

    Ряд федераций образуются на основе и конституции, и договора, например, Российская Федерация в современном виде после распада СССР образовалась на основе Конституции РФ 1993 г. и Федеративного договора 1992 г., действующего в части, не противоречащей Конституции.

    Субъектами федерации являются государства и иные национально-государственные или административно-территориальные образования. Их количество может быть различно. Так в составе США пятьдесят штатов, ФРГ - шестнадцать земель, Швейцарии - двадцать три кантона.

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

    · Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, земель и т.д.

    · В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

    · В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    · В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц .

    · Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    · Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

    Виды федераций

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

    · Симметричные

    · Aсимметричные

    В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

    По особенностям формирования федерации выделяют:

    · территориальные

    · национальные

    · смешанные

    При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных - по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

    По способу образования федерации делятся на:

    · договорные

    · конституционные

    Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

    Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

    степень централизации:

    · централизованные (Аргентина, Индия)

    · децентрализованные (Швейцария, США)

    В составе Российской Федерации находятся восемьдесят три субъектов: двадцать одна республика (они обладают статусом государства), шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), десять автономных округов и одна автономная область.

    Территории субъектов образуют в совокупности территорию федерации. Федерация должна обеспечивать целостность и неприкосновенность ее территории. В современных конституциях федеративных государств не предусматривается право выхода субъектов из состава федерации. Однако это не аксиома, например, в СССР по Конституции республики имели право выхода из состава государства, но до поры до времени им не пользовались.

    Особенность федеративного государственного устройства выражается в наличии двухпалатного парламента. При этом верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя палата непосредственно интересы населения. Данная схема позволяет отстаивать законодательные интересы субъектов и выстраивать разумный баланс в парламенте. В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, он состоит из представителей субъектов РФ, и Государственной Думы, представляющей интересы всего населения России.

    Одним из сложных и проблемных вопросов в федерации является разграничение полномочий между двумя уровнями власти. В различных государствах мира эти вопросы решаются по-разному. В Конституции США закреплена исключительная компетенция федерации и остаточная компетенция субъектов федерации. Конституции Мексики и Канады устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения субъектов. В Германии, Индии, а также в России на конституционном уровне закреплены предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

    В Конституции РФ в ст. 71 закреплена исключительная компетенции РФ, в ст. 72 предмет совместного ведения федерации и субъектов РФ, а ст. 73 закрепляет остаточную компетенцию субъектов федерации.

    Помимо вышеуказанных форм государства исторически существует такая форма объединения государств, как конфедерация. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правового механизма и внутри-государственной организации. Конфедерация - это союз суверенных государств, объединившихся для достижения целей экономического, военного или иного характера. Конфедерация как форма межгосударственного единства носит, по сути, временный характер. Однако в мировой истории достаточно случаев развития конфедерации и иных отношений и превращения их в федеративные. При образовании государства через конфедерацию прошли США, Нидерланды, Германия и ряд других стран. Швейцария до сих пор именуется как Швейцарская конфедерация, хотя уже давно по содержанию является федеративным государством.

    В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

    Для конфедерации характерно наличие нескольких отличительных признаков: договорное закрепление конфедеративных отношений; со хранение суверенитета за каждым из субъектов конфедерации и отсутствие суверенитета у всей конфедерации в целом; образование общих органов власти и управления под конкретные задачи; наличие права выхода субъектов из состава конфедерации; право субъектов отменить действие актов общих органов на своей территории (нуллификации), конфедерация не имеет общей конституции и общего гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

    В современном мире образование конфедерации в принципе возможно, хотя и достаточно трудно ввиду процессов общей интеграции мирового сообщества. Как конфедерация задумывалось образование Содружества Независимых Государств на базе прекратившего существование СССР. Но со временем мы все более приходим к выводу о виртуальности этого межгосударственного образования. Каждая из стран - участниц СНГ в период образования была озабочена собственными проблемами. В результате созданные общие органы управления так и не стали эффективно работать, ни одного серьезного решения на уровне СНГ так и не было принято. Позитивным моментом являлось то, что на базе СНГ со временем образовались межгосударственные объединения: Союз России и Белоруссии, экономические сообщества.

    Подводя итог рассмотрению форм государственного устройства, необходимо отметить, что достаточно сложно говорить о единой оптимальной форме государства. Слишком много факторов должны быть учтены при определении и развитии территориальной организации государства.

    Так, Россия на протяжении своей истории сменила множество форм территориального устройства, достигнув уровня многонациональной федерации. Данная форма наиболее сложна для построения территориальных отношений и потому проблемы федеративной государственности в России являются актуальными и значимыми. Реформирование федеративных отношений в будущем РФ неизбежно, при этом мы должны учесть позитивный опыт своей истории и других государств.

    § 4. Политический режим

    Форма правления и форма государственного устройства важны для комплексной характеристики государства, но они зачастую не отражают его внутреннего содержания, взаимоотношений между гражданским обществом и государством, особенностей осуществления государственной власти. Для этого существует такой элемент формы государства как политически режим.

    Политический режим - совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества.

    Политический режим часто отождествляют с государственно-правовым режимом, что оправданно, поскольку политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении функций государственные органы взаимодействуют с населением, общественными объединениями, политическими партиями и Футими элементами политической системы.

    Политический режим, по сути, является индикатором развития де­мократии в стране, отражает состояние политической системы. Госу-" дарство является центральным элементом политической системы, оли­цетворяет публичную власть и представляет общество. Реализуя свои [ функции с помощью государственного механизма, государство приме­няет широкий арсенал средств, способов и приемов разрешительного, стимулирующего, ограничительного характера, воздействия на другие элементы политической системы, в особенности наличность.

    В зависимости от средств и способов различают демократический и антидемократический политический режим.

    Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

    Выделяют следующие типы демократии.

    • Имитационная демократия
    • Либеральная демократия
    • Представительная демократия
    • Прямая демократия
    • Протективная демократия
    • Развивающая демократия
    • Модель отмирания государства
    • Соревновательный элитаризм
    • Плюралистическая демократия
    • Легальная демократия
    • Партиципаторная демократия
    • Электронная демократия

    Демократический политический режим характеризуется признанием, соблюдением и обеспечением прав и свобод личности на основе норм международного права. Провозглашаются такие принципы как выборность высших органов государства, реальный доступ населения к участию в выборах, возможность участия граждан в разработке и принятии наиболее значимых решений через такие формы народовластия как референдум, правотворческая инициатива, конференции граждан.

    Для демократического политического режима характерно наличие многопартийности, политического плюрализма. Причем политический плюрализм предполагает не просто номинальное существование нескольких политических партий, но и их реальную деятельность, участие в формировании правительства, фракций в представительных органах власти. Для достижения этого необходимо не только наличие партий, но и обеспечения возможности для их эффективной и «прозрачной» деятельности.

    Большое значение для демократического политического режима имеет свобода мысли и слова. Отсутствие цензуры обязательный признак демократического политического режима. Средства массовой информации являются рупором демократии. Через критику государственной власти обеспечивается реальная возможность повлиять на ее действия и решения, узнать о конкретной деятельности государства на благо общества.

    Общественные объединения и политические партии демократического государства позволяют гражданам находиться в оппозиции к власти не боясь преследования за инакомыслие. Наличие развитой и конструктивной оппозиции - непременный атрибут сильного и эффективного государства и демократического политического режима.

    В демократическом государстве реально действует принцип разделения властей. Каждая из ветвей власти независима от другой и не подавляет другие органы власти. Деятельность государственных органов должна осуществляться на основе принципа законности и в рамках своей компетенции.

    В демократическом политическом режиме особое значение имеет социальная политика. В ст. 7 Конституции РФ провозглашено, что Рос­сия социальное государство, политика которого направлена на обеспен чение достойной жизни и свободного развития человека, выделены ocJ новные направления социальной политики Российского государства. 1 -^"Антидемократический политический режим существует в двух фор­мах: авторитарный и тоталитарный режимы.

    При авторитарном режиме характерна номинальность функционирования основных государственных институтов, усиление роли исполнительной власти в управлении государством, приказная система управления, утрата роли правосудия в защите прав и свобод личности.

    Роль органов законодательной власти значительно уменьшается. К выборам в законодательные органы не допускаются значительные слои населения, законы принимаются только по инициативе правящей верхушки государства.

    Схожими признаками обладают и тоталитарные политические ре­жимы. Для них характерно господство одной идеологии, сращивание государственного и партийного аппарата, милитаризация государства.

    Образование и становление авторитарных и тоталитарных полити- j ческих режимов активно происходило в первой половине XX в. в Евро­пе. Свое логическое завершение они получают при фашистском режиме в Германии и Италии. В этих государствах в 30-е гг. прошлого века уста­новились следующие признаки антидемократических режимов:

    Культ личности вождя, действия которого не обсуждаются и при- 1 знаются единственно верными и правильными, они подлежат неукос­нительному исполнению. Почитается преданность вождю и его всеоб­щее восхваление.

    Исполнительные органы власти имели приоритетное значение перед всеми другими органами. Например, в нацистской Германии законо­творческая функция осуществлялась правительством через принятие законов без санкции парламента (Рейхстага). Разрешалось принимать законы, противоречащие конституции, при условии, что эти отступле­ния будут способствовать улучшению благосостояния нации и народа. Принятые законы вступали на следующий день без их обязательного опубликования. Более того, в Германии в конце 30-х гг. перестала дей­ствовать Конституция Веймарской республики.

    Диктат одной партии. Партийные органы разрабатывали государ­ственную политику, проводили идеологическую работу среди населения

    Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

    • авторитаризм , как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
    • авторитаризм , как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

    Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

    Военно-бюрократический режим

    Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

    Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации ма