• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Комиссия по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности образована в целях координации деятельности по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы.

    Комиссия по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров

    Основными задачами Комиссии являются подготовка предложений Президенту по совершенствованию правового и организационного обеспечения государственной службы, по выработке государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров, по вопросам стратегии развития кадрового потенциала. Кроме того,

    Комиссия рассматривает предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе, материалы по вопросам реформирования и развития государственной службы и проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам государственной службы, по выработке рекомендаций высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по совершенствованию работы с резервом управленческих кадров в субъектах Федерации и его эффективному использованию.

    В задачи Комиссии также входит рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров, по вопросам подготовки управленческих кадров, мониторинг и анализ практики применения законодательства о государственной службе, информирование Президента о положении дел в этой области и рассмотрение по поручению Президента иных вопросов, относящихся к компетенции Комиссии.

    Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

    Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами образована в целях разработки для Президента Российской Федерации предложений, касающихся основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

    Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

    Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов образована в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.

    Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

    Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, образована в целях организации управления Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и контроля за ходом её реализации.

    Комиссия по государственным наградам

    Комиссия по государственным наградам образована в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по решению вопросов награждения государственными наградами Российской Федерации и присвоения почётных званий Российской Федерации.

    Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий

    Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий образована в целях содействия реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина при исполнении Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий».

    Комиссия по вопросам гражданства

    Комиссия по вопросам гражданства образована в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

    Комиссия по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах

    Основными задачами Комиссии являются рассмотрение представлений руководителей правоохранительных органов и подготовка предложений Президенту Российской Федерации о назначении лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, о продлении срока службы военнослужащим, сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим, замещающим высшие должности в правоохранительных органах; оценка служебной деятельности лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах, их профессиональных и личностных качеств, рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения ими требований антикоррупционного законодательства; рассмотрение иных вопросов кадрового обеспечения деятельности правоохранительных органов.

    Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

    Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации образована в целях совершенствования деятельности по обеспечению достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определённых Президентом.

    Комиссия по делам ветеранов образована в целях обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с осуществлением социальной защиты ветеранов.

    Комиссия по делам инвалидов является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации.

    Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС

    Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС образована в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций при формировании и реализации единой государственной политики в области авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также стратегий развития и программ в указанных сферах.

    Военно-промышленная комиссия Российской Федерации

    Военно-промышленная комиссия Российской Федерации является постоянно действующим органом, образованным в целях реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности.

    Общественная комиссия по определению кандидатур на присуждение Государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности

    Общественная комиссия по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности создаётся в целях рассмотрения и отбора кандидатур на присуждение Государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.

    Комитет Кудрина предложил реформировать судей

    Кадровую комиссию при президенте хотят отстранить от назначения судей

    Комитет гражданских инициатив (КГИ) бывшего вице-премьера Алексея Кудрина, юридическая компания «Пепеляев Групп» и Институт проблем правоприменения подготовили исследование о проблемах судебной системы и путях ее реформирования. Исследование (есть в распоряжении РБК) основано на опросе 255 экспертов, в том числе участников VI Петербургского международного юридического форума. Еще часть респондентов отвечали на вопросы на официальных сайтах организаций и на сайте экспертного совета при правительстве.

    Более 80% респондентов назвали главной проблемой зависимость судей от председателей судов и от органов власти.

    Причина этого кроется в самой системе назначения судей, согласились опрошенные эксперты. Сейчас все претенденты на должность судьи или председателя суда сначала проходят отбор в квалификационной коллегии судей. В случае положительного заключения коллегии их данные передаются в кадровую комиссию при президенте, которая может либо отклонить их кандидатуру, либо представить ее для назначения президенту. При слиянии Верховного суда и Высшего арбитражного суда в 2014 году многие судьи из арбитражной системы и судов областного звена не прошли отбор именно в кадровой комиссии при президенте.

    Роль кадровой комиссии в таком назначении непрозрачна, делают вывод авторы исследования. Существующий порядок «позволяет исполнительной власти оказывать существенное влияние на судебную власть через механизм переназначения председателей и заместителей председателей судов, назначения действующих судей на вышестоящие должности», - пишет один из авторов доклада Кирилл Титаев.

    Для исправления ситуации необходимо запретить кадровой комиссии при президенте выбирать судей, сочли более половины опрошенных экспертов.

    Такие же кадровые проблемы обозначались и в концепции судебной реформы 1991 года, вспоминает судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин. По его словам, в кадровую комиссию при президенте преимущественно входят представители силовых ведомств. «Они ведут целенаправленный отбор послушных судей, которые будут выносить удобные решения», - говорит судья в отставке.

    Полностью упразднять кадровую комиссию не стоит, нужно лишь изменить ее состав - ввести в нее правозащитников и адвокатов, полагает Пашин. Сейчас руководителем комиссии является председатель ВС Вячеслав Лебедев. Она состоит из 15 человек, среди которых советники и помощники президента, замгенпрокурора Виктор Гринь, замминистра МВД Михаил Ваничкин и первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов, а также председатель Совета по правам человека Михаил Федотов и член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена.

    Источник РБК в судебном сообществе считает, что кадровая комиссия в последнее время действительно ужесточила требования к судьям. «Некорректно говорить, что именно в этом кроется корень зла», - считает собеседник РБК. Многие кандидаты не получают рекомендацию по объективным причинам, которые вскрываются как раз после проверок кадровой комиссии. При этом недовольство работой кадровой комиссии есть и в судебном сообществе, говорит он.

    Зависимость судей - не единственная проблема, которую отметили респонденты. 83% опрошенных считают, что судьи сильно загружены работой. Для их разгрузки необходимо увеличить штат судей и работников аппаратов, предложили более половины респондентов.

    Более 73% респондентов согласились с предложением ограничить полномочия председателей одним сроком длительностью три года. А более половины опрошенных сочли, что перед назначением на должность судьи должны получить опыт работы за пределами судебной системы. В последние годы, по данным авторов исследования, судейский корпус почти полностью пополнялся из сотрудников аппаратов судов и бывших работников прокуратуры. Еще 70% опрошенных назвали недостатком системы «предсказуемость судебного процесса».

    «Мы не знакомы с результатами данного исследования и в этой связи не можем объективно оценить его фундаментальность», - сообщил РБК руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов.

    Получить хоть сколько-то объективный результат, не опрашивая действующих специалистов из судебной сферы, достаточно сложно, особенно когда речь идет о такой категории, как «качественные исследования», обратил внимание Одинцов. «Если взять экспертное интервью у проигравшего арбитражный процесс адвоката или группы адвокатов, экс-судьи, отправленного в отставку из-за служебного несоответствия, следователя, дело которого развалилось при рассмотрении в суде, вряд ли оценка будет объективной. Если изначально настаивать на том, что судьи зависят от председателей, а секретари судебных заседаний на всю жизнь ангажированы и профессионально деформированы, результат исследования тоже будет предсказуемым. Одним словом, при составлении технического задания исследования крайне важно понимать, какова мотивация и целеполагание исследователей», - сказал Одинцов.

    Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

    Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов - консультативный орган при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.

    Положение о Комиссии утверждено Указом Президента РФ от 4 октября 2001 года № 1185 (с последующими изменениями и дополнениями) , а актуальный состав Комиссии - Указом Президента РФ от 16 сентября 2008 года № 1362.

    Задачами Комиссии, согласно Положению о ней, признаются:

    • подготовка с учётом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по представлению в соответствии со статьями 83 и 128 Конституции Российской ФедерацииСовету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей, в том числе председателей и заместителей председателей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • подготовка с учётом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также районных судов;
    • подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающегося процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;
    • подготовка Президенту Российской Федерации предложений, направленных на совершенствование единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов.

    Функции Комиссии следующие:

    • рассмотрение внесённых в установленном порядке и с учётом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах материалов по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей, в том числе председателей и заместителей председателей, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных судов, а также иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, и подготовка по указанным материалам предложений Президенту Российской Федерации;
    • участие в подготовке проектов федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, касающихся процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;
    • подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

    Организация деятельности Комиссии

    Материалы по назначению на должность всех федеральных судей, за исключением Председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Комиссия рассматривает в течение двух месяцев со дня их внесения.

    В случае недостаточности материалов Комиссия вправе отложить рассмотрение вопроса по конкретной кандидатуре, но не более чем на один месяц.

    Заседание Комиссии проводит председательствующий, избираемый на каждом заседании по предложению секретаря Комиссии большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

    Заседания Комиссии проводятся, как правило, один раз в месяц.

    Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины ее состава.

    Решение Комиссии принимается простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании.

    Решения Комиссии оформляются протоколом, а также заключением по каждому вопросу повестки дня заседания и подписываются председательствующим на заседании и секретарём Комиссии.

    По состоянию на сентябрь 2009 года в Комиссию входят следующие лица:

    • Александров А. И. - председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству (по согласованию)
    • Бобровский Н. Л. - заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации
    • Брычёва Л. И. - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
    • Винниченко Н. А. - директор ФССП России - главный судебный пристав Российской Федерации
    • Гусев А. В. - Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (по согласованию)
    • Дубик С. Н. - начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы
    • Жуйков Д. С. - начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан
    • Иванов А. А. - Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (по согласованию)
    • Крашенинников П. В. - председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (по согласованию)
    • Кротов М. В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
    • Кузнецов В. В. - председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (по согласованию)
    • Кутафин О. Е. - президент Московской государственной юридической академии, член Общественной палаты Российской Федерации
    • Лебедев В. М. - Председатель Верховного Суда Российской Федерации (по согласованию)
    • Мовчан С. Н. - аудитор Счётной палаты Российской Федерации (по согласованию)
    • Мокрецов М. П. - руководитель ФНС России
    • Памфилова Э. А. - председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
    • Сидоренко Ю. И. - председатель Совета судей Российской Федерации (по согласованию)
    • Смирнов С. М. - первый заместитель директора ФСБ России
    • Суслов Н. Н. - заместитель начальника Управления - начальник департамента Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам (секретарь Комиссии)
    • Туманов В. А. - председатель Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия
    • Чиханчин Ю. А. - руководитель Росфинмониторинга
    • Шипов В. В. - директор департамента Аппарата Правительства Российской Федерации
    • (Пока оценок нет)

    Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

    Треть кандидатов в судьи, которые получают одобрение квалифколлегий, не получают одобрение президентской кадровой комиссии. Год от года этот показатель растет. Такие данные озвучил Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, выступивший перед членами квалифколлегий. Он рассказал, по каким причинам чаще всего отказывают претендентам на судейские кресла уже после того, как они были одобрены самим судейским сообществом.

    Желающие стать судьями проходят несколько стадий отбора. Наибольший объем проверок приходится на квалификационные коллегии: на "внутреннюю" проверку со стороны самого судейского сообщества, однако тем, кому повезло получить добро от коллег, предстоит преодолеть еще одно препятствие - так называемый "президентский фильтр" - комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте. В последние годы именно на этом этапе отсеиваются всё больше кандидатов, которые ранее уже были рекомендованы на должности региональными квалифколлегиями.

    32% кандидатов, представленных президенту в 2017 году, не получили назначения на должности, озвучил неутешительные цифры Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Показатель в последние годы только ухудшается. Так, в 2015 году число непрошедших отбор составило 23% от числа рекомендованных в судьи, в 2016 году - 28%, а в первой половине текущего года - уже 37%.

    В этом процессе есть регионы-лидеры: Ингушетия, Дагестан, Чечня, Якутия. Но есть и обратные примеры: Тульская, Костромская, Рязанская, Свердловская области, где не было ни одного подобного случая, заметил Федоров.

    Почему отклоняют кандидатов

    Если говорить об основных причинах, которые обсуждаются при отклонении кандидатур, то их структура несколько изменилась.

    проходит со дня объявления вакансии судьи до его назначения. 63% этого срока занимают процедуры, которые предшествуют представлению кандидата главе государства.

    По словам представителя президентской кадровой комиссии, в 2015-2016 годах преобладали сообщения кандидатом недостоверных сведений о доходах и имуществе и вопросы, связанные с конфликтом интересов. Но в 2017 году распространение получила такая тема, как предоставление кандидатом недостоверной информации в конкурсных документах. За 2016 год таких случаев было 18%, в 2017 году - уже 23%. Наиболее часто не указываются сведения о предпринимательской деятельности родственников и сведения о привлечении кандидата и родственников к административной ответственности.

    "Бывают случаи, когда кандидат не мог располагать полной объективной информацией или неумышленно искажают сведения - это принципиально отличается от предоставления недостоверных сведений. В таких случаях при подробном обсуждении в квалифколлегии и отражении этого в протоколе мы относимся к этим вещам по-другому", - заметил Федоров.

    Из 30 документов

    в личном деле кандидата в судьи в администрацию президента в электронном виде поступает только один - это представление президента РФ о назначении судьи.

    Количество кандидатов, отклоненных в связи с конфликтом интересов, по сравнению с 2016 годом возросло на 18%.

    "Положение ст. 3 закона о статусе судей не исключает рассмотрения судьей дел в ситуации конфликта интересов. Важно, чтобы он проинформировал о таком возможном конфликте стороны процесса и это было отражено в соответствующем протоколе. В этом случае мы полагаем, что ситуация исчерпана", - пояснил Федоров.

    Кроме того, "неожиданно часто" - в 13 % случаев - одним из мотивов отклонения становится низкое качество работы кандидата.

    Квартирный вопрос и другие проблемы

    Антон Федоров рассказал о случаях необоснованных преимуществ, связанных со статусом судьи. "Таких случаев немного", - признал он.

    Один из них - жилищная тема. "С 2005 года отменены положения законодательства, которые предусматривали раннюю возможность передачи судьям жилых помещений в собственность бесплатно. В настоящее время существует единственный механизм специального обеспечения судей жильем - это предоставление служебных помещений. Отчуждение этого жилья в собственность законодательство сегодня не допускает", - подчеркнул Федоров, отметив, что подобные единичные нарушения, когда через судебные решения такое жилье обращается в собственность, имели место.

    В самом судейском сообществе рассчитывают на изменение норм законодательства, касающихся жилья для судей. Так, глава Суддепа Александр Гусев, выступавший перед членами ККС днем ранее, заявил о подготовке законопроекта, который позволит судьям приватизировать служебное жилье. "Получается, что единственной категорией госслужащих, которые обеспечены не жильем, а гостиницей, остаются судьи. Прокурорам разрешили это делать [приватизировать жилье], судьям - нет", - отмечал Гусев. По его словам, вопрос о возможности передачи жилья судье в законопроекте предлагается решать совместной комиссии ВС, Совета судей и Суддепа.

    Еще одна ситуация, на которую обратил внимание Федоров, говоря о судейских нарушениях, - обжалование за пределами сроков постановления о привлечении к административной ответственности. "В этих случаях, как правило, за рулем находился другой человек. Суд удовлетворяет жалобу судьи, виновное лицо избегает наказания. Хочу обратить ваше внимание, что жалобы иных категорий граждан в подобной ситуации не удовлетворяются", - предупредил он.

    Также проблемным для кандидатов в судьи остается и вопрос фактических брачных отношений, указал Федоров. В ходе изучения кандидатов много внимания уделяется информации об их супругах и близких родственниках, что должно обеспечить прозрачность в вопросах, актуальных для тех, кто обращается в суд, заметил он. Однако при появлении информации о незарегистрированных отношениях, информации, которой изначально не было в материалах дела кандидата, "порой выясняются вещи животрепещущие", указал представитель кадровой комиссии.

    Еще одним вопросом, который может стать проблемным для кандидатов, может быть гражданство. "Надо уделять внимание на то, чтобы у кандидатов, которые ранее проживали на территории других государств, не было второго гражданства", - заметил спикер.

    Жесткость отбора и дефицит кадров

    Собравшихся больше интересовали другие моменты - например, какие шансы получить назначение у адвоката или прокурора. Вопрос особенно актуален для регионов, которые ощущают сильный дефицит судейских кадров. Судя по ответу Антона Федорова, препятствий к этому нет, однако добиваться назначения лучше не в своем субъекте, а в соседнем: тогда вопросов к кандидату относительно конфликта интересов не будет.

    Пока у нас с вами отсутствует единая линейка, которой мы пользовались бы при отборе кандидатов на должности судей.

    Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров

    Российская судебная власть зависит от исполнительной. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, которые опросили более 200 юристов и правоведов. По их мнению, зависимость судебной власти от исполнительной проявляется в процедуре назначения судей. После одобрения судейскими коллегиями их кандидатуры должна утвердить кадровая комиссия при президенте. Как отмечают эксперты, именно на этом этапе происходит отбор лояльных судей. Чтобы исключить это давление, нужно запретить президентской комиссии отсеивать кандидатов, считает большинство опрошенных экспертов. Исполнительный директор благотворительного фонда «Русь сидящая» Ольга Романова ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.


    — Действительно ли участие президентской комиссии в процессе — это проблема, и нужно ли запретить комиссии выбирать судей? Или достаточно изменить ее состав? Ведь у президентской комиссии больше инструментов для проверки судей.

    — Здесь я совершенно согласна с выводами экспертов Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Эта организация занимается достаточно успешно и много подготовкой и изучением концепции реформирования сложных систем, таких как судебная система, как полиция — есть «Открытая полиция», большой проект. Сейчас они изучают реформирование ФСИН.

    Конечно, один из краеугольных камней, из-за чего наша судебная система страдает зависимостью — конечно, президентская комиссия. Она не так давно существует, потому что это первое, что сделал Дмитрий Казак, когда приехал из Питера и занялся судебной реформой. До этого никакой президентской комиссии не было. Тогда ее возглавил выходец из ФСБ господин Каланда, и, собственно, до сих пор все и осталось в этих руках. Ни один федеральный судья не может быть назначен на свою должность, не проходя эту комиссию. Конечно, зависимость от президента здесь очень велика, от чиновников президентской администрации и вообще представителей власти, безусловно: они могут в следующий раз не утвердить.

    — Среди предложенных мер, как поправить эту ситуацию, указывается, что в 2000 году среди судей были выходцы из различных государственных и даже негосударственных органов. А вот в 2014 судейский корпус был сформирован только из бывших судейских аппаратчиков и прокурорских работников. Эксперты говорят, что хорошо бы сделать так: например, увеличить минимум до 10 лет юридический стаж для тех, кто претендует на должность судьи, и претендент обязательно должен иметь опыт работы юристом организации или адвокатом. Такие меры насколько могут быть эффективными?

    — Это очень эффективные меры. Есть несколько предложений по поводу реформирования кадровой, прежде всего, судебной системы. Действительно, сейчас в судьи идут не лучшие из лучших. В судьи идут люди, которых можно назвать — даже в свое время называли Молотова — «железная задница», «каменная задница». Те, кто высидел это дело, а не те, кто добился своим трудом. Поэтому, конечно, абсолютно необходимо изменить именно кадровый подход. Есть предложение, что нужен имущественный ценз. Люди, которые заплатили, условно говоря, 2 млн руб. налогов за последние пять лет, то есть люди, которые не нуждаются в серьезном улучшении своей материальной базы. Конечно, всегда, во всех предложениях по реформированию есть кадрово-важная линия, что люди должны проработать адвокатами или корпоративными юристами в «Газпроме», в ЛУКОЙЛе, где угодно. И должны пройти другой путь — грызть с другой стороны, а не поступить работать секретарем суда после школы и своей безропотностью, кротостью добиться места судьи. Это очень большая проблема, это действительно так.

    — Такой специфический момент, как зависимость рядовых судей от председателей судов. Как говорится, одно дело, когда суд удаляется на совещание, другое дело — и мы знаем, такие вещи происходят, — когда председатель удаляется, потом возвращается и происходит довольно странно потом событие. В принципе, здесь предлагается выбирать председателя, во-первых, на общем собрании суда и ограничить полномочия председателя одним сроком длительностью три года. Как вам эта мера?

    — Вы знаете, эта мера хороша. Более того, если бы это еще касалось бы ВАС, судов Совета федерации, это было бы блистательно. Обратите внимание, главная новость последних дней — предложение председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой рассматривать некоторые категории уголовных дел вообще без присутствия подсудимого. Тогда как, в общем, главная задача любого суда — обеспечить, прежде всего, равенство сторон. А здесь председатель суда это заявляет, и кроме юридического адвокатского сообщества его никто даже не одернет. Человек призывает к нарушению Конституции, к прямому нарушению Конституции, которая гарантирует равенство сторон в суде. Конечно, люди заигрываются, находясь на таких постах по 15, по 20 лет, разумеется. И сменяемость, и выборность судей своими коллегами — очень важная вещь. Об этом говорят все без исключения люди, которые хоть немножко задумываются о плачевном состоянии судебной системы.

    — Хочется понимать, в этой ситуации ожидать ли каких-то подвижек или, собственно, все ограничится рекомендательным характером таких предложений?

    — В большую политику, назовем это так.

    — Да. Ну, большая политика бывает разная. Он вернулся в реальную большую политику. То, что действительно влияет на решение исполнительной власти. Будучи сторонником эволюционного пути развития, он, конечно, обладает возможностью хотя бы какие-то предложения продавить. И это вселяет некоторую надежду. К тому же, не факт, что развитие России будет именно эволюционным, развитие власти в России — хотя, конечно, хотелось бы ей пожелать. Поэтому хотелось бы под рукой иметь, по крайней мере, набор здравых концепций и реформ, которые затем смогут исправить существующее положение разумно, четко и здраво.

    — Тем более, тут уже ничего не нужно придумывать — как говорится, все придумано до нас.

    — Тем не менее, ситуация меняется. Насколько я знаю, была написана коллективом ученых несколько лет назад, два-три года назад, концепция реформирования ФСИН, которая сейчас, в том числе, интересует КГИ. Прошло всего два-три года, а эту концепцию надо уже серьезно дорабатывать, перерабатывать. Поэтому хорошо бы, если бы КГИ и другие эксперты, ученые, практики не бросили эту тему, а смотрели за происходящим и в системах, и в своей концепции именно в развитии — это важная вещь. Потому что вылезают какие-то другие проблемы на первый план, сама система меняется серьезно. Если в судебной системе происходят, прежде всего, кадровые разрушения, чудовищные кадровые разрушения, все остальное можно поправить, то, например, во ФСИН идет чудовищная монетизация всех процессов и монополизация. Какие-то вылезают то хвост, то ноги.

    В целях обеспечения реализации полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению кадровой политики в правоохранительных органах постановляю:

    1. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах.

    2. Утвердить прилагаемые:

    А) Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах;

    Б) состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах.

    Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах

    1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах (далее - Комиссия) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим реализацию полномочий главы государства по осуществлению кадровой политики в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной миграционной службе. Федеральной службе судебных приставов, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации и Следственном комитете Российской Федерации (далее - правоохранительные органы).

    2. Комиссия рассматривает кадровые вопросы в отношении лиц, претендующих на замещение воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, должностей высшего начальствующего состава, должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, должностей, относящихся к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - высшие должности), включенных в соответствующие перечни должностей, не имеющие грифа ограниченного доступа, а также в отношении лиц, замещающих высшие должности. Материалы, необходимые для рассмотрения кадровых вопросов в отношении указанных лиц, представляются руководителями правоохранительных органов в установленном порядке.

    3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    4. Основными задачами Комиссии являются:

    А) рассмотрение представлений руководителей правоохранительных органов и подготовка предложений Президенту Российской Федерации о назначении лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, о продлении срока службы военнослужащим, сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим, замещающим высшие должности в правоохранительных органах;

    Б) оценка служебной деятельности лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах, их профессиональных и личностных качеств, рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения ими требований антикоррупционного законодательства;

    В) рассмотрение иных вопросов кадрового обеспечения деятельности правоохранительных органов.

    5. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право:

    А) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также от должностных лиц и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

    Б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также представителей организаций и учреждений;

    В) проводить внеочередную аттестацию лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах.

    6. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместитель, ответственный секретарь и члены Комиссии, которые принимают участие в её деятельности на общественных началах.

    7. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии либо по его поручению заместитель председателя Комиссии.

    8. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины её членов.

    9. Заседания Комиссии проводятся, как правило, один раз в месяц.

    10. Кадровые вопросы в отношении лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах, рассматриваются Комиссией, как правило, без их личного присутствия.

    В исключительных случаях по решению председателя Комиссии лица, претендующие на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лица, замещающие высшие должности в правоохранительных органах, могут приглашаться на заседания Комиссии.

    11. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Комиссии.

    12. Решения Комиссии принимаются отдельно в отношении каждого лица, претендующего на замещение высшей должности в правоохранительном органе, и лица, замещающего высшую должность в правоохранительном органе.

    13. По результатам заседания Комиссией принимается одно из следующих решений:

    14. Комиссия может принимать иные решения по вопросам кадровой политики, относящимся к её компетенции.

    15. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и ответственным секретарём Комиссии.

    16. По результатам работы Комиссии председатель Комиссии докладывает Президенту Российской Федерации о принятом решении.

    17. При необходимости оперативного решения вопросов, касающихся назначения на высшие должности, допускается принятие решения председателем Комиссии с последующим информированием членов Комиссии.

    18. Подготовку материалов для заседаний Комиссии, проектов соответствующих указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, контроль за своевременным исполнением принятых Комиссией решений, а также организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

    Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах

    Нарышкин С.Е. — руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель Комиссии)

    Марков О.А. — помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

    Брычева Л.И. — помощник Президента Российской Федерации — начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации

    Герасимов С.А. — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации

    Дубик С.Н. — начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (ответственный секретарь Комиссии)

    Звягинцев А.Г. — заместитель Генерального прокурора Российской Федерации

    Каланда В.А. — первый заместитель директора ФСКН России

    Кучерена А.Г. — член Общественной палаты Российской Федерации, председатель центрального совета Общероссийского общественного движения «Гражданское общество»

    Нырков Ю.М. — заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации

    Резник И.Р. — председатель Общественного совета при МВД России

    Смирнов С.М. — первый заместитель директора ФСБ России

    Федоров А.В. — первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации

    Цаликов Р.Х. — первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Чиханчин Ю.А. — руководитель Росфинмониторинга

    Чуйченко К.А. — помощник Президента Российской Федерации — начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.

    Официальный Сайт Президента РФ

    Комитет гражданских инициатив Кудрина совместно с экспертами предложили лишить права выбирать судей кадровую комиссию при президенте. Это поможет повысить независимость судов и обновить кадровый состав, считают эксперты

    Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

    Комитет гражданских инициатив (КГИ) бывшего вице-премьера Алексея Кудрина, юридическая компания «Пепеляев Групп» и Институт проблем правоприменения подготовили исследование о проблемах судебной системы и путях ее реформирования. Исследование (есть в распоряжении РБК) основано на опросе 255 экспертов, в том числе участников VI Петербургского международного юридического форума. Еще часть респондентов отвечали на вопросы на официальных сайтах организаций и на сайте экспертного совета при правительстве.

    Силовая комиссия

    Более 80% респондентов назвали главной проблемой зависимость судей от председателей судов и от органов власти.

    Причина этого кроется в самой системе назначения судей, согласились опрошенные эксперты. Сейчас все претенденты на должность судьи или председателя суда сначала проходят отбор в квалификационной коллегии судей. В случае положительного заключения коллегии их данные передаются в кадровую комиссию при президенте, которая может либо отклонить их кандидатуру, либо представить ее для назначения президенту. При слиянии Верховного суда и Высшего арбитражного суда в 2014 году многие судьи из арбитражной системы и судов областного звена не прошли отбор именно в кадровой комиссии при президенте.

    Роль кадровой комиссии в таком назначении непрозрачна, делают вывод авторы исследования. Существующий порядок «позволяет исполнительной власти оказывать существенное влияние на судебную власть через механизм переназначения председателей и заместителей председателей судов, назначения действующих судей на вышестоящие должности», — пишет один из авторов доклада Кирилл Титаев.

    Для исправления ситуации необходимо запретить кадровой комиссии при президенте выбирать судей, сочли более половины опрошенных экспертов.

    Такие же кадровые проблемы обозначались и в концепции судебной реформы 1991 года, вспоминает судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин. По его словам, в кадровую комиссию при президенте преимущественно входят представители силовых ведомств. «Они ведут целенаправленный отбор послушных судей, которые будут выносить удобные решения», — говорит судья в отставке.

    Полностью упразднять кадровую комиссию не стоит, нужно лишь изменить ее состав — ввести в нее правозащитников и адвокатов, полагает Пашин. Сейчас руководителем комиссии является председатель ВС Вячеслав Лебедев. Она состоит из 15 человек, среди которых советники и помощники президента, замгенпрокурора Виктор Гринь, замминистра МВД Михаил Ваничкин и первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов, а также председатель Совета по правам человека Михаил Федотов и член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена.

    Источник РБК в судебном сообществе считает, что кадровая комиссия в последнее время действительно ужесточила требования к судьям. «Некорректно говорить, что именно в этом кроется корень зла», — считает собеседник РБК. Многие кандидаты не получают рекомендацию по объективным причинам, которые вскрываются как раз после проверок кадровой комиссии. При этом недовольство работой кадровой комиссии есть и в судебном сообществе, говорит он.

    Ограничить срок

    Зависимость судей — не единственная проблема, которую отметили респонденты. 83% опрошенных считают, что судьи сильно загружены работой. Для их разгрузки необходимо увеличить штат судей и работников аппаратов, предложили более половины респондентов.

    Более 73% респондентов согласились с предложением ограничить полномочия председателей одним сроком длительностью три года. А более половины опрошенных сочли, что перед назначением на должность судьи должны получить опыт работы за пределами судебной системы. В последние годы, по данным авторов исследования, судейский корпус почти полностью пополнялся из сотрудников аппаратов судов и бывших работников прокуратуры. Еще 70% опрошенных назвали недостатком системы «предсказуемость судебного процесса».

    «Мы не знакомы с результатами данного исследования и в этой связи не можем объективно оценить его фундаментальность», — сообщил РБК руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов.

    Получить хоть сколько-то объективный результат, не опрашивая действующих специалистов из судебной сферы, достаточно сложно, особенно когда речь идет о такой категории, как «качественные исследования», обратил внимание Одинцов. «Если взять экспертное интервью у проигравшего арбитражный процесс адвоката или группы адвокатов, экс-судьи, отправленного в отставку из-за служебного несоответствия, следователя, дело которого развалилось при рассмотрении в суде, вряд ли оценка будет объективной. Если изначально настаивать на том, что судьи зависят от председателей, а секретари судебных заседаний на всю жизнь ангажированы и профессионально деформированы, результат исследования тоже будет предсказуемым. Одним словом, при составлении технического задания исследования крайне важно понимать, какова мотивация и целеполагание исследователей», — сказал Одинцов.