• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, а сам он никогда не покается в своих действиях.

    "Я хочу заявить Российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство. Как они имеют свое государство, так и мы. Возвращения никогда не будет", — сказал он.

    По словам Филарета, Архиерейский собор Русской православной церкви неверно истолковал его обращение.

    "Примирения не случилось, потому что собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и на решение вопроса об автокефалии украинской церкви, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат. Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись", — сказал он.

    Более того — он подчеркнул, что ни за что не покинет свой пост, даже если бы это помогло диалогу об автокефалии.

    "От киевской кафедры я не отрекусь до смерти", — сказал Филарет.

    Диалог без примирения?

    Накануне Архиерейский собор Русской православной церкви, который в эти дни проходит в Москве, принял постановление, в котором изложил просьбу главы самопровозглашенной УПЦ КП о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Собор посчитал это письмо "шагом к преодолению раскола" и создал специальную комиссию для переговоров с Киевским патриархатом.

    Филарет пояснил, что обратился к Архиерейскому собору с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви.

    "Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение", — сказал он, добавив, что не согласовывал текст обращения с украинскими властями.

    По его словам, Киевский партриархат готов создать комиссию и не отказывается от диалога.

    "Но от какого диалога? От диалога об автокефалии УПЦ, если такой диалог будет, то мы пойдем на него. Если диалог о возвращении в Московский патриархат, то мы не пойдем на диалог, нам он не нужен", — сказал глава УПЦ КП.

    Если же Москва не захочет вести переговоры об автокефалии, то киевский патриархат продолжит диалог с патриархом Константинопольским, добавил глава УПЦ КП.

    Инициатива же о примирении исходила от Московской патриархии, утверждает он.

    "Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита иностранной российской церкви Илариона", — заявил Филарет.

    Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что обращение Филарета к Архиерейскому собору Русской православной церкви было инициативой "самих авторов письма".

    "Мы протягивали руку"

    Филарет также заявил, что будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата, и назвал "обманом" решение Архиерейского собора о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве.

    Верховная рада в мае планировала рассмотреть законопроект, который предполагал, что религиозные организации с центром в "стране-агрессоре" (такой статус киевские власти официально присвоили России) смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с властями. Парламент не стал обсуждать документ из-за недостатка голосов для его принятия.

    "Центр этой церкви находится в Москве <…>. Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь", — заявил глава УПЦ КП.

    Эти заявления прокомментировал представитель Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич.

    "Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит". Сожалею. Ложь, оправдания, попытки остаться в тренде и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали как христиане. Насильно в рай не затащишь", — написал он на своей странице в

    МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, а сам он никогда не покается в своих действиях.

    "Я хочу заявить Российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство. Как они имеют свое государство, так и мы. Возвращения никогда не будет", — сказал он.

    По словам Филарета, Архиерейский собор Русской православной церкви неверно истолковал его обращение.

    "Примирения не случилось, потому что собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и на решение вопроса об автокефалии украинской церкви, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат. Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись", — сказал он.

    Более того — он подчеркнул, что ни за что не покинет свой пост, даже если бы это помогло диалогу об автокефалии.

    "От киевской кафедры я не отрекусь до смерти", — сказал Филарет.

    Диалог без примирения?

    Накануне Архиерейский собор Русской православной церкви, который в эти дни проходит в Москве, принял постановление, в котором изложил просьбу главы самопровозглашенной УПЦ КП о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Собор посчитал это письмо "шагом к преодолению раскола" и создал специальную комиссию для переговоров с Киевским патриархатом.

    Филарет пояснил, что обратился к Архиерейскому собору с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви.

    "Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение", — сказал он, добавив, что не согласовывал текст обращения с украинскими властями.

    По его словам, Киевский партриархат готов создать комиссию и не отказывается от диалога.

    "Но от какого диалога? От диалога об автокефалии УПЦ, если такой диалог будет, то мы пойдем на него. Если диалог о возвращении в Московский патриархат, то мы не пойдем на диалог, нам он не нужен", — сказал глава УПЦ КП.

    Если же Москва не захочет вести переговоры об автокефалии, то киевский патриархат продолжит диалог с патриархом Константинопольским, добавил глава УПЦ КП.

    Инициатива же о примирении исходила от Московской патриархии, утверждает он.

    "Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита иностранной российской церкви Илариона", — заявил Филарет.

    Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что обращение Филарета к Архиерейскому собору Русской православной церкви было инициативой "самих авторов письма".

    "Мы протягивали руку"

    Филарет также заявил, что будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата, и назвал "обманом" решение Архиерейского собора о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве.

    Верховная рада в мае планировала рассмотреть законопроект, который предполагал, что религиозные организации с центром в "стране-агрессоре" (такой статус киевские власти официально присвоили России) смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с властями. Парламент не стал обсуждать документ из-за недостатка голосов для его принятия.

    "Центр этой церкви находится в Москве <…>. Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь", — заявил глава УПЦ КП.

    Эти заявления прокомментировал представитель Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич.

    "Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит". Сожалею. Ложь, оправдания, попытки остаться в тренде и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали как христиане. Насильно в рай не затащишь", — написал он на своей странице в

    С 1966 по 1990 год - экзарх Украины, в мае-июне 1990 года - местоблюститель патриаршего престола РПЦ, а также один из кандидатов на патриарший престол на Поместном Соборе в июне 1990 года; с 1990 по 1992 годы - Митрополит Киевский и всея Украины.

    В 1991 году становится сторонником предоставления Украинской православной церкви автокефалии. В 1992 году с часть клира и мирян покинул Украинскую православную церковь московского патриархата, образовав Украинскую православную церковь Киевского Патриархата, не признанную ни одной из поместных православных Церквей,. С 20 октября 1995 года является её предстоятелем с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины»

    Биография

    Родился в 1929 году в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра.

    В Московском Патриархате

    В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии (до достижения требуемых по советскому законодательству полных 18 лет - в первые послевоенные годы эта норма не слишком строго соблюдалась на территориях, освобождённых от оккупации).

    В 1948 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию.

    1 января 1950 года, на втором курсе академии, был пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

    15 января 1950 года Патриархом Алексием I был рукоположён в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположён во иеромонаха. В том же году, по окончании академии со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; также исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

    В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора.

    В августе 1956 года был возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

    С 1957 года - инспектор Киевской духовной семинарии.

    12 июля 1958 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году.

    С 1960 года был управляющим делами Украинского Экзархата. С мая 1961 по январь 1962 года - настоятель подворья РПЦ при Александрийском Патриархате в Александрии (Египет).

    4 февраля 1962 года был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы: Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

    16 июня 1962 года был освобождён от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом.

    10 октября 1962 года был освобождён от временного управления Среднеевропейским Экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским.

    С 22 декабря 1964 года - епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии.

    22 февраля 1965 года был назначен председателем Комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

    С 14 мая 1966 года - архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода.

    20 марта 1969 года включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года - председатель филиала Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата в Киеве.

    25 июня 1970 года назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

    3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

    21-28 ноября 1976 года - глава делегации Русской Православной Церкви на первом Предсоборном Всеправославном Совещании в Женеве.

    14 ноября 1979 года в Будапештской реформатской богословской академии вручён диплом доктора богословия honoris сausa.

    16 ноября 1979 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

    17-23 мая 1980 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея находился в Чехословакии, где 20 мая Прешовским Богословским факультетом ему присвоено звание доктора богословия «honoris causa»;

    3 мая 1990 года умер Предстоятель РПЦ Патриарх Пимен; в тот же день состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет.

    В мае 1990 года на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

    6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством страны, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую Православную Церковь. По словам митрополита Никодима «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“». В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира - 107.

    В июле 1990 года украинский епископат подаёт прошение об автономии православной церкви на Украине. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 упразднил Украинский Экзархат; Киевский митрополит стал Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины», в пределах Украинской Православной Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший».

    Во время августовского путча 1991 года выступил в поддержку ГКЧП. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины, секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом, Митрополит Филарет резко меняет свои убеждения на кардинально противоположные. Филарет Денисенко получает указание создать «в независимом государстве - независимую церковь». Митрополит Филарет возглавил созванный Архиерейским собором УПЦ 1 ноября 1991 года Собор УПЦ, который единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Собор обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс его рассмотрение на Поместный собор РПЦ. Будучи обвинён в различных прегрешениях, Филарет дал крестоцеловальное обещание подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

    В 1991-1992 годах в СМИ появлялась информация о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа: «Что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все.»

    27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви»

    Извержение из сана и анафема

    11 июня 1992 Архиерейский Собор РПЦ МП постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, считая его неканоническим и незаконным.

    21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве был отлучён от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признаёт, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.

    Деятельность в УПЦ КП

    После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной поместными православными Церквами Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата (УПЦ КП), митрополит Филарет стал заместителем Патриарха Мстислава (Скрыпника).

    По смерти Мстислава, в 1993 года стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (Романюка), который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

    20 октября 1995 года Поместным Собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

    Награды

    Государственные награды СССР

    • Орден Дружбы народов (1979, в связи с 50-летием со дня рождения);
    • Орден Трудового Красного Знамени (1988, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси);

    Государственные награды Украины

    • Орден князя Ярослава Мудрого V (1999), IV (2002), III (2004, в связи с 75-летием со дня рождения), II (2006) и I (2008, в связи с празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси) степеней. Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;
    • Орден Свободы (2009, в связи с 80-летием со дня рождения);
    • Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года)

    Другие награды

    В бытность иерархом РПЦ награждён многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

    Священным Синодом УПЦ КП награждён церковными орденами - святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 г., в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 г., в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

    Канонический статус в мировом православии

    Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершённые Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными Церквями.

    "Патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Михаил Антонович Денисенко) родился 23 января 1929 г. в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию и был принят сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

    В 1952 г. иеромонах Филарет (Денисенко) окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Решением Ученого Совета Московской Духовной Академии, принятом в 1953/1954 учебном году, иеромонаху Филарету было присвоено звание доцента. В том же 1953 г. он был назначен старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

    В 1956 г. иеромонах Филарет (Денисенко) был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. С июня 1961 г. по январь 1962 г. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.

    На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет (Денисенко) был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

    С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет (Денисенко) исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита, а в 1971 г. наделен правом ношения двух панагий.

    В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) принимал активное участие не только во внутрицерковных делах, но и во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

    В 1970 г. митрополит Филарет (Денисенко) был избран почетным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почетным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почетного доктора богословия (honoris causa) Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия (honoris causa) Пряшевского богословского факультета.

    В мае 1990 г., после смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был избран Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола и 7-8 июня 1990 г. выступал в роли председателя Поместного Собора Русской Православной Церкви. На этом же Поместном Соборе был избран в качестве одного из трех кандидатов на патриаршество, но не набрал необходимого для избрания количества голосов.

    Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 25-27 октября 1990 г. Украинская Православная Церковь (УПЦ) получила права самостоятельного и независимого управления, а митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был наделен титулами "Блаженнейшего" и "Предстоятеля Украинской Православной Церкви". Кроме того, он стал именоваться "митрополитом Киевским и всея Украины".

    После того, как в 1991 г. Украина обрела статус суверенного государства, митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) взял курс на провозглашение автокефалии Украинской Православной Церкви. Под его непосредственным руководством состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, проходивший 1-3 ноября 1991 г. и принявший решение о необходимости дарования Украинской Церкви автокефального статуса. Однако на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 1-2 апреля 1992 г. данное пожелание было признано несвоевременным. Многие иерархи, в том числе и украинские, высказались против дарования автокефалии Украинской Православной Церкви. Более того, митрополит Филарет клятвенно обещал Собору оставить пост Предстоятеля УПЦ и возглавить одну из украинских епархий.

    Вернувшись в Украину, он развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в отношении митрополита Филарета (Денисенко) постановил:

    "за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е),

    внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е)

    клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),

    публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

    совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),

    учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

    1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

    2. Считать все рукоположения в сан диакона; пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с, г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с, г., незаконными и недействительными. (...)

    4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) (...) из сущего сана и о лишении (...) всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей".

    Не признав решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, бывший митрополит Филарет продолжил свою раскольническую деятельность. 25 июня 1992 г. он инициировал проведение т.н. "Всеукраинского Церковного Собора", на котором состоялось объединение последовавших за Филаретом (Денисенко) церковных приходов Украинской Православной Церкви с уже действовавшей в пределах Украины неканоничной "Украинской Автокефальной Православной Церковью" . Итогом этого объединения стало возникновение новой неканонической религиозной организации, получившей наименование "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП).

    22 октября 1995 г. Филарет (Денисенко) был избран Предстоятелем УПЦ КП и наделен титулом "патриарха Киевского и всея Руси-Украины".

    "Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти - лишением сана, он продолжал совершать святотатственные "богослужения", в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины", в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине. Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: "Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви",- а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет :

    Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом".

    Михаил Денисенко родился 23 января 1929 года в селе Благодатном, Донецкая область, Украина. Мальчик вырос в семье шахтера Антона Денисенко и его жены Мелании. Дед погиб во время голода на Украине, а отец в годы Второй мировой войны. Смерть отца оказала большое влияние на мировоззрение Михаила и его выбор стать священником.

    В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. Через два года по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. В январе 1950 года на втором курсе академии пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

    В этом же году патриархом Алексием I рукоположен в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположен во иеромонаха. В том же году по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой лавры.

    В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. Через два года возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. Далее, становится инспектором Киевской духовной семинарии.

    В сан архимандрита возведен 12 июля 1958 года и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. В тот же год был управляющим делами Украинского экзархата, а с мая 1961 в течении года являлся настоятелем подворья РПЦ при Александрийском патриархате в Александрии, Египет.

    Филарет, 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Санкт-Петербургской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископы: Казанский и Марийский Михаил, Тамбовский и Мичуринский Михаил, Новгородский и Старорусский Сергий, Дмитровский Киприан, Костромской и Галичский Никодим.

    В том же году освобожден от обязанностей викария Санкт-Петербургской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В 1962 году данной должности и назначен епископом Венским и Австрийским.

    С 22 декабря 1964 года стал епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии. Через год назначен председателем комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии. В 1966 года являлся архиепископ Киевским и Галицким, экзархом Украины и постоянным член Священного синода.

    В конце февраля 1968 года возведен в сан митрополита. Далее включен в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года стал председателем филиала отдела внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве.

    В июне 1970 года назначен членом комиссии Священного синода для подготовки Поместного собора Русской православной церкви. Через шесть лет избран в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

    Предстоятель РПЦ патриарх Пимен 3 мая 1990 года умер и в тот же день состоялось заседание Священного синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

    В том же время на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

    В Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший троих кандидатов на Патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и митрополита Киевского Филарета.

    Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира - 107.

    Епископатом Украинской православной церкви 9 июля 1990 года Филарет единогласно избран ее предстоятелем. Одновременно украинский епископат подал прошение об автономии Православной церкви на Украине. Архиерейский собор РПЦ 25-27 октября 1990 года преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении.

    Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви.

    После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом Украинской ССР независимости Украины секретарь ЦК Коммунистической партии Украины Леонид Кравчук стал первым ее президентом. Митрополит Филарет резко поменял убеждения на противоположные и начал действовать под девизом «в независимом государстве - независимую церковь».

    Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской православной церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Филарета.

    На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенес рассмотрение вопроса на Поместный собор Русской Православной Церкви.

    Будучи обвиненным в том, что он ведет аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

    Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления.

    После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашен на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.

    В конце мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви, собравшийся в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского Никодима выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры, запретив ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви.

    Архиерейский собор Русской православной церкви 11 июня 1992 года постановил «извергнуть митрополита Филарета из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

    В конце февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей».

    Филарет отлучения не признал, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным. Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершенные Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными церквями.

    После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной Поместными православными церквами Украинской православной церкви - Киевского патриархата (УПЦ КП) митрополит Филарет стал заместителем патриарха Мстислава, а затем, когда патриарх Мстислав скончался стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира, который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

    В октябре 1995 года Поместным собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской православной церкви Киевского патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

    Неоднократно высказывал идею создания «параллельной, самодостаточной семьи церквей» через объединение непризнанных Православием юрисдикций. Ему удалось вступить в евхаристическое общение с болгарским «альтернативным синодом», Черногорской православной церковью, Македонской православной церковью. В православной среде идею Денисенко как противоречащую догмату о Церкви прозвали «двуцерковной ересью».

    В 2013 году от имени Украинской православной церкви Киевского патриархата призвал украинцев и поляков к взаимному прощению за Волынскую резню в годы Второй мировой войны.

    Во время событий декабря 2013 - января 2014 года неоднократно высказывался в поддержку евромайдана. Во время крымского кризиса 2014 года выступил с резкой критикой Владимира Путина. Также одобрил действия украинской армии в Донецкой и Луганской областях в ходе вооруженного противостояния на востоке Украины.

    В начале февраля 2015 года Филарет прибыл в Соединенные Штаты Америки для участия в «молитвенном завтраке» с участием президента США Барака Обамы, где наградил сенатора Джона Маккейна орденом святого Владимира I степени, а также напомнил Маккейну о долге США помогать Украине в защите ее независимости.

    В ноябре 2017 года направил письмо патриарху Московскому Кириллу и епископату Русской православной церкви, в котором изъявил желание преодоления раскола и надежду на взаимное примирение. В июне 2018 года обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею и Синоду Константинопольского патриархата с просьбой признать анафему, наложенную на него Московским патриархатом, недействительной.

    Священный синод Константинопольской православной церкви, проходивший в Стамбуле 11 октября 2018 года, принял решение об отмене анафемы, наложенной на Филарета решением Архиерейского собора Русской православной церкви от 11 июня 1992 года. Своим решением патриарх Варфоломей объявил о восстановлении Денисенко в сане на момент анафематствования. Согласно этому решению, Филарет снова стал митрополитом.

    Также Священный синод признал утратившим силу также решение о передаче Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церкви в 1686 году.

    II степени (18 октября 2006 года) - за выдающийся личный вклад в развитие поместной православной церкви на Украине, многолетнюю церковную деятельность в утверждение идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе

    III степени (23 января 2004 года) - за выдающийся личный вклад в утверждение православия на Украине, развитие межконфессиональных связей, многолетнюю плодотворную религиозную, миротворческую и благотворительную деятельность и по случаю 75-летия со дня рождения

    IV степени (25 июня 2002 года) - за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в сфере государственно-церковных отношений, многолетнюю плодотворную религиозную деятельность

    V степени (21 августа 1999 года) - за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение принципов христианской морали в обществе

    Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;

    Знак отличия Президента Украины - Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года) - за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность

    Почетная грамота Кабинета министров Украины (2010)

    Церковные награды

    В бытность иерархом РПЦ награжден многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

    Священным Синодом УПЦ КП награжден церковными орденами - святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 год, в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 год, в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

    Прочее

    Почетный член Московской духовной академии (1970)

    Почетный член Ленинградской духовной академии (1973)

    Почетный доктор богословия Будапештской реформаторской духовной академии (1979)

    Почетный доктор богословия Пряшевского богословского факультета (1980)

    Почетный гражданин Киева (2008)

    Почетный член кафедры анатомии животных имени акад. В.Г. Касьяненко НУБиП Украины (2012)

    Почетный доктор НУБиП Украины (2014)

    Отказался

    В январе 2014 года Филарет отказался от вручения ему ордена «За заслуги» I степени, а также от вручения присужденного ему в связи с 85-летием синодом УПЦ КП ордена святого апостола Иоанна Богослова.