• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

    В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

    Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

    Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

    Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

    К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

    Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

    Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

    Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

    Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

    О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

    Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

    От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!

    Кто жаждет, иди ко Мне и пей.
    Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
    из чрева потекут реки воды живой
    »

    С егодня, в день Пятидесятницы, наши храмы утопают в цветах и облекаются в зеленые ветки вечной молодости и вечной радости. Сегодня человеческие сердца украшаются благодатию Святаго Духа и становятся похожими на вечноцветущий рай. Сегодня день рождения Церкви. Это торжество святитель Иоанн Златоуст называет столицей всех праздников, заключительным аккордом Божественного Домостроительства. Сегодняшний день — это торжество Пресвятой Троицы, потому, что с сошествием Святого Духа человечеству открывается Истина, что Бог Троичен.

    «Бог есть Любовь » Но не только потому, что Он любит Своё творение — мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога, это со бытие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам прп. Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

    Священномученик Ириней Лионский говорит: «Церковь приняла от апостолов и их учеников свою веру в Единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие...»

    А святитель Николай Сербский очень глубоко и поэтически вдохновенно приоткрывает тайну Святой Троицы такими словами: «О, как совершенная любовь всегда готова к совершеннейшему послушанию! Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного. А из совершенного послушания проистекает, словно поток мёда и млека, совершенная радость, которая и составляет притягательную силу любви. Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу. Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу. И Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну. По этой совершенной любви Отец есть ревностный послушник Сына и Духа, и Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, и Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына! Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием!»

    Тогда, в пятидесятый день по Воскресении Христовом, в виде огненных языков, в шуме стремительного ветра благодати исполнилось то, о чем раньше говорил Господь. «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » . Дух Святой сошел на неграмотных галилейских рыбаков и соделал их богословами и апостолами, которые без сожаления оставили свои ветхие дырявые вещественные сети и сетями Евангельской проповеди «уловили всю Вселенную».

    Но не на одних только апостолов, и не ради только их, сошел Дух Святой, а через них — на всех нас и ради всех нас. Ради всего страждущего, жаждущего, алчущего человечества! Как и раньше, более чем 2 тысячи лет назад, так и сейчас в наш фантастический, сверхскоростной, сверхтехнологичный, прогрессивный, «гуманный», постоянно говорящий о свободе человека, но на самом деле циничный, бездушный, равнодушный, безразличный XXI век — приходит Святой Дух и превращает, претворяет мертвые и пустые человеческие сердца в сосуды благодати, любви и истины!

    Целью вочеловечения Слова Божия является принятие людьми Святого Духа, и становление их членами Тела Христова, Церкви и через это — жилищами Троичного Бога! А без благодати Святого Духа мы жалкие, нищие, обезображенные оборванцы, самые несчастные люди, хотя можем рядиться в призрачные одежды мудрых и преуспевающих, как сейчас говорят, состоявшихся людей.

    Священномученик о. Иоанн Восторгов говорил, что «обновление и возрождение жизни наших народов заключается в силе жизни духа, а не в тех внешних реформах государственного и общественного строя, на которые теперь возлагают столько надежд: самое лучшее лекарство не поможет трупу». Без жизни духа человечество может превратиться в живой труп, а все, даже самые удивительные информационно-цифровые технологии и достижения прогресса могут стать искусственным венком на его могиле.

    Без благодати Святого Духа, оживляющей душу, человек может стать «постчеловеком», «сверхчеловеком», киборгом, не способным ни любить, ни чувствовать, ни верить. Священномученик Иларион Верейский говорил: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение!» Преображение человеческой души. Преображение человеческого сердца. Поэтому мы взываем и вопием со слезами и покаянием:

    «Царю Небесный, Утешителю Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

    Поэтому мы и будем сегодня, стоя на коленях наших сердец, умолять Бога о прощении наших многочисленных грехов.

    Преподобный Никодим Святогорец говорит, что существуют три вида опьянения:

    Первый — это опьянение от обычного вина.

    Второй вид опьянения — опьянение страстями.

    И, наконец, третие опьянение — это опьянение Святым Духом! Или «трезвенное опьянение», — как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Это таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, Небесных Божественных энергий. Это невидимые огненные языки, которые созидают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.

    А дары Святого Духа, которые Господь посылает каждому из нас, они многоразличны, они имеют множество удивительных духовных оттенков, граней, полутонов. Каждый человек прекрасен, уникален и дорог в очах Божиих! Удивительно прекрасен и бесконечно любим. Но мы сами порою коверкаем в себе образ Божий. Засыпаем сладким, коварным, земным, летаргическим сном. И как страшно смотреть на мир и не видеть в нем ничего сакрального, ничего таинственного, ничего одухотворенного Десницей Творца.

    И если мы не видим, не чувствуем, не удивляемся красоте Богом сотворенного мира, красоте человеческой души, а красотой считаем лишь моду, стили, дизайн, «артхаус» — то наш путь еще долог! Если человека мы воспринимаем не как образ Божий, а как объект интервенции, а вместо любви в нашем сердце царит корысть и лицемерие — то мы еще не сдвинулись с места!

    И если Богом данное время земной жизни мы тратим впустую, в игрушки для взрослых, в добывание корма и поедание его, если не ценим духовные жемчужины, которые дарит нам Господь, а дорожим придорожным навозом, налипшим на белоснежную одежду нашей души — то мы играем на краю пропасти!

    Поэтому Святая Церковь будит нас и голос ее колокола, колокола Любви, разносится по всей Вселенной. Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые нам дарованы. Ответить за то, что мы создали во Вселенной — гармонию или хаос?»

    А геронда Ефрем Аризонский так замечательно говорит: «В ином мире пищей людей будет любовь. Любовь ко Христу и друг ко другу. Один человек будет лицезреть другого и ощущать в душе настоящий рай». Но для того, чтобы наша душа достигла райских обителей, в наших сердцах еще здесь должен зажечься огонь Пятидесятницы!

    Сегодня все верующие сердца — раньше парфяне и медяне, жители Месопотамии, Понта и Ассии, а сейчас — Греции, Сербии, Румынии и России и многих других уголков нашей планеты празднуют день Рождения Церкви! Сегодня Господь зовет каждого из нас: «кто жаждет, иди ко Мне и пей ». А мы, стоя на коленопреклоненных молитвах, среди русских березовых райских веток, с сердцем, исполненным благодарности, покаяния и любви вопием и глаголем:

    Упование мое — Отец! Прибежище мое — Сын! Покров мой Дух Святый! Троица Святая! Слава Тебе!

    Игумен Тихон (Борисов)

    Люблю Евангелие. Живое, без философских заморочек. Евангелие очень просто, по-человечески представляет невероятное, невидимое, то, что называет Христос Царством Небесным. Захватывающие сцены столкновений Иисуса и фарисеев. Иисус неизменно вызывает симпатию. Он добрый. Он справедливый. Он исцеляет больных, кормит голодных. Он обличает властолюбивых священников и гордых чиновников. Он запросто говорит о своей связи с Отцом, с Богом, которого и представляет, по поручению которого, и для исполнения воли которого Он родился на земле. Предательство Иуды, судилище, где священники сотворили ложное обвинение и склонили порядочное число людей, требовать смертной казни для Иисуса, ещё более склоняет сердце к Иисусу, вызывает чувство сострадания, даже желание вступиться за Него, обличить этих хулиганов. Пилат, малодушествующий, пытающийся свой авторитет приподнять, заявлением о том, что у него есть власть отпустить или осудить. Пилат сочувствует Иисусу, ведь Он связанный, в терновом венце, униженный донельзя, однако просит, чтобы Иисус признал его власть. Очень тщеславный. Иисус, хоть и избитый, перенёсший бичевание, но невероятно спокойный, выдержанный. «Я родился для того, чтобы свидетельствовать об истине» «Мгновенно возникает вопрос, и Пилат задаёт его: «Что есть Истина»? В ответ молчание. Этот эпизод пронизывает мозг и создаёт нерешаемую задачу. Истина стоит в венце терновом. Окровавленная. Истина молчит. Пилат сдаётся, под воздействием криков толпы, утверждая ложное обвинение, а Истину отвергая. Распятие. Смерть. Воскресение. Это ряд событий уникальных, никогда ранее не бывавших, никогда больше не повторившихся в человеческой истории. Такое невозможно придумать. Воскресение Христа всем сомнениям полагает конец. Воскресение Иисуса ставит точку в истории поиска ответа на вопрос: «Кто же есть Иисус»? Однако точка эта теряется в многоточии. Ученики Христа, даже увидев живого Иисуса, восхищаясь Его явлением, тем не менее, пребывали в апатии. Даже став свидетелями вознесения Иисуса на небо, они ушли раздавленные, опустошённые, как будто и не было этих потрясающих трёх с половиной лет их общения с великим Учителем.

    В этот момент весь пафос улетучивается. Всё заканчивается ничем. Иисус улетел в Небо. Ученики в тоске и в страхе. Всё вокруг в привычном ритме, как будто и не было никакого Христа.

    А затем праздник. Пятидесятница. И чудо! Дух Святой сошёл на апостолов. И куда девался страх? И откуда сила взялась? А какое движение в народе, от слов, ещё вчера дрожащего Петра. Что произошло? Бог Дух Святой явился с силой. Обещанный Иисусом Утешитель, Дух Истины, обличающий мир в грехе, дающий силу немощным ученикам вступает на арену. И задрожали основы языческой империи. И засияли лица, озарённые небесным светом. И тысячи людей в слезах покаяния воззвали к Небу. Вот здесь Евангелие из интересного повествования превращается в явление силы, откровение Божье, действие живого Бога в земной юдоли.

    Дух Святой. Бог есть Дух – так именно и говорил Спаситель. И не только это. Он говорил, что уйдёт к Отцу, но своих не оставит. Этот разговор зацепил сознание мыслью, что расставание, конечно, производит горечь, и даже стало жалко учеников. Иоанн потом передал слова Иисуса. «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде »

    Иоан.16:7,8. Вот оно что. Я ведь вместе с учениками комфортно чувствовал себя, когда Иисус рядом. И этот комфорт был более чем достаточен. Такое эгоистическое наслаждение. «Нам хорошо. Не уходи». «Нет. Лучше для вас. Я пошлю Утешителя». Слух уже блокирован. «Чем и зачем меня утешать. Не уходи». «Нет. Так надо. Утешитель обличит мир о грехе»! Вот оно что. Христос о глобальном масштабном деле искупления человечества, а я о своём мирке. Понятно теперь разочарование учеников, когда Иисус ушёл к Отцу. Понятно и то, что всё, что Он показывал им, всё, что Он рассказывал им, они не усвоили, ибо слушали и не слышали. Я всегда зависал над тем, что ученики Спасителя не понимали очевидных вещей. Притчи простые они не могли усвоить. Слова Христа о воскресение из мёртвых они не понимали. Слова о Его страдании и смерти в Иерусалиме для искупления они не воспринимали. Да и что там воскресение.

    Как-то Иисус спросил своих учеников. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого »? Христос уже приобрёл всенародную известность. Он в самом начале объявил о Себе. «От начала Сущий, как и говорю вам ». Иоан.8:24. Утверждая свою неразрывную связь с Отцом, Иисус сказал: «Я и Отец – одно ». Иоан.10:30. Однако ответ их буквально сразил меня. «Они сказали: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков ». Немного остыв, я осознал, что в этом ответе нет ничего удивительного. И ныне ведь подавляющее большинство людей осознают реальность лишь как историческую память. В человеческом сознании нет перспективы. В человеческом сознании нет верной картины мира. Люди судят о настоящем исходя из прошлого, и даже будущее своё рисуют красками пережитого. «Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах ». Матф.16:14-17. Только Бог открывает истинную картину мира. Только Бог показывает истинную перспективу бытия. Вспомнилось простое дело. Христос пытается умыть ноги ученикам. Им вдруг стало стыдно. «Ты Учитель, будешь мыть мои ноги. Нет». Возникло напряжение. И Господь говорит. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» . Иоан.13:7. Чего уж не понять. Как мыть ноги? Но и этот акт любви не понят. После, когда придёт Дух Святой, Он наставит вас, Он научит вас. Когда Иисус в беседе с учениками говорит о доме Отца, и о том, что Он уходит к Отцу он обращается к своим друзьям: «А куда Я иду, вы знаете и путь знаете. Фома сказал Ему: «Господи! Не знаем, куда идешь. И как можем знать путь ». Иоан.14:4,5. И тогда Иисус провозглашает нечто особенно возвышенное. «Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» . Иоан.14:6,7. И ныне знаете, и видели Его. Сняты покровы. Христос предстаёт в своей величайшей красоте, в единстве с Отцом, как Путь к Отцу, в высочайшем явлении Истины и Жизни. В ответ: «Не знаем. Да и знать не можем»!

    Вот тогда Христос говорит: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ». Иоан.14:26.

    Тем самым Христос открытым текстом говорит ученикам Своим, что они не способны усвоить духовные истины. При всём авторитете Учителя. При всей ясности слов Христа. Только Дух Святой, Дух Отца, наполнит силой слово Спасителя, оживит Его и вам даст понимание Откровения Божьего, и вас исполнит силой, и сделает вас основанием Церкви.

    Проповедь на Праздник День Святой Троицы
    Протоиерей Александр Мень
    25 мая 1980 года

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Д ух Божий — это Господь, Который сошел на апостолов. Дух Божий — это сила Творца, которая пришла к роду человеческому. Дух Божий — это Тот, Кого мы все с вами призываем, молясь: «Приди и вселися в ны!». Дух Божий — это главное откровение нам после явления в мир Христа Спасителя. И сам Он сказал: «Когда Я не буду больше с вами плотски, на земле, Я пошлю вам другого Утешителя».

    В Священном Писании Дух Божий явлен нам в трех образах, в трех символах. И эти три образа имеют глубокий смысл. Дух Божий, явленный нам в образе огня — Огня пылающего, который сошел на учеников, и Огня, который стоял над храмом огненным столпом. Второй образ, в котором нам явлен Дух Божий, — это буря, ветер, сокрушающий. И, наконец, третий образ — голубь, трепет голубиных крыльев.

    Ч то означают эти три знака явления нам силы Духа Божия? Огонь очищает и переплавляет. Когда люди хотят добыть чистый металл, они погружают руду в огонь, и там переплавляется руда. Все ненужное, все шлаки отходят, и остается чистый дорогой металл. Так и Дух Божий. Если мы с вами просим Его, если мы молимся о том, чтобы эта преобразующая, исцеляющая сила Господня вошла в наше сердце, она войдет и каждого из нас преобразит.

    М ы с вами знаем о слабости и немощи человеческой. Но мы с вами также знаем о силе Духа Божия. И эта сила явлена в знамении бури и ветра, который сокрушает горы, скалы и деревья. Буря — это сила Божия. Не думайте, что слово Дух означает только некое бесплотное веяние. Это Сила, подобная урагану. Сила, которая может перевернуть всю жизнь человека. Которая может сделать из слабого — могущественного, из грешника — святого, из человека, который не может построить свою жизнь,- растерянного, слабого и немощного, — героя, могучего исполнителя замыслов Божьих. Вот что такое Сила Божия.

    И , наконец, Голубь. Голубь — это знак надежды. Вы все помните из Священного Писания рассказ о Потопе. Когда за грехи человеческие землю покрыли грозные воды наводнения. И только Ной спасся в своем ковчеге. Много дней по бурным волнам носило его корабль. И он ждал, когда же, наконец, появятся хоть какие-то признаки суши. Но кругом были только одни пустынные волны. И вот однажды он выпустил голубя. И голубь поднялся в небо, полетел и через некоторое время вернулся на корабль, и все увидели, что в клюве у него была масличная ветка. Значит, подумал Ной, где-то уже показалась земля, и деревья распустились. Надежда вошла в сердце путника. И действительно, этот голубь знаменовал конец наводнения, конец потопа, начало жизни. Вот почему Дух Божий обозначается в виде голубя. Это есть знак надежды. Поэтому и на Иордане Он является в виде голубя как знак надежды.

    Е сли мы с вами идем в храм Божий и надеемся только на человеческое, то мы будем глубоко разочарованы. Кто ищет человеческих обычаев, тот найдет человеческие обычаи. Кто ищет внешнего благолепия, тот найдет внешнее благолепие. Но кто ищет Духа Божия, тот найдет Бога, а не человека. Потому что мы ищем Силы Божией, а не преданий человеческих. Вот для чего мы приходим сюда и молимся: «Приди и вселися в ны!» Молимся Духу Божию.

    И , действительно, Он вселяет в нас надежду, несмотря на все испытания, трудности и несовершенства нашей с вами земной жизни. Дух Божий явил нам волю Творца в Священном Писании. Это Он продиктовал евангелистам, пророкам, мудрецам, апостолам те мудрые слова, в которых запечатлелась воля Божия в Священном Писании. И когда мы с вами открываем эти святые страницы, мы должны помнить, что не только человек писал их, но и Дух Божий. Значит, это не просто слово человеческое, но и Слово Божие.

    Е сли мы с вами будем надеяться только на человеческое, как мы посмотрим на свою жизнь, на жизнь всей Церкви? С печалью посмотрим. Были времена упадка, много было падений, опасностей, когда казалось, что Церковь может исчезнуть с лица земли. Если надеяться только на человеческие дарования, способности, на человеческие силы, то мы можем сказать: «У нас нет надежды впереди». Но мы надеемся на иное. Мы знаем, что не человеком стоит Церковь, а силой Духа Божия. И эта сила побеждает все препятствия. Поэтому сколько бы ни было ересей, расколов, грехов, гонений, преследований — всего, чем полна история нашей Церкви, — сила Духа Божьего необорима, непобедима.

    И , наконец, Дух Божий ведет каждого из нас, печется, как мать над ребенком, над каждой душой. И если мы с вами, обращаясь хоть изредка с искренней и глубокой молитвой к Богу, почувствуем на миг Его касание, прикосновение незримой руки, укрепляющей и поддерживающей нас, — это есть Дух Божий, Который нам помогает, Который нас сопровождает на жизненном пути.

    О днажды двое рабочих были засыпаны в шахте. Прошли часы, и они боялись там задохнуться. Они искали выхода в темноте и не могли найти. Они пришли в отчаяние, они кричали, звали, метались, падали на землю. И вот один из них сказал: «Постой, успокойся. Помолимся, соберемся с силами и прислушаемся: нет ли где ветерка?». Товарищ внял ему, стал прислушиваться, оба они успокоились. И вот в тишине они почувствовали, что откуда-то спереди легкий ветер тянет. Значит, там есть выход. Они пошли в ту сторону, и нашли отверстие, через которое смогли выйти, и спаслись.

    В от так и наша с вами жизнь. Какие бы ни были в ней превратности и трудности, не будем отчаиваться. Остановимся, помолимся, сосредоточимся, прислушаемся: куда зовет нас Дух Божий? Он зовет нас туда, где есть спасение, где Царство Небесное обещает незримое, но великое обетование, которое всех нас делает Сынами Божьими через силу Его Святого Духа.

    19.06.2009

    Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери.

    Сегодня, в праздник Пресвятой Троицы, заканчивается святая пасхалия, которая началась с Воскресения Христова. Пятьдесят дней мы ждали исполнения Господнего обетования на Тайной вечери прислать нам вместо Себя Утешителя. Мы хорошо помним тот вечер, навечно вошедший в историю Церкви под названием Тайной вечери. Мы тогда собрались на свое ежегодное торжест­во, Пасху, самый главный иудейский праздник в воспоминание исхода еврейского народа из Египетского рабства. Но в тот вечер никакого торжест­ва не получилось. Мы были ошеломлены: нам наш Учитель умыл ноги! Мы было хотели воспротивиться, а Петр в запальчивости даже сказал: «Во век не умоешь мои ноги!» – Но: «Так надо!» – ответил Иисус. А потом и вовсе стал говорить нам о Своей смерти. В смятении и ужасе мы переглядывались друг с другом: молодой, в расцвете сил! Ему бы еще жить и жить во исполнение наших надежд и упований! Мы были подавлены, ничего не понимая, и Господь всё это видел. «Сейчас вы опечалены, – сказал Он. – Но печаль ваша перейдет в радость. Я пришлю вам Утешителя от Отца Моего». И еще Он сказал: «Для вас будет лучше, если Я уйду и пришлю Его вам, Утешителя». – «Да-да, вот теперь мы все поняли, – дружно ответили мы, всё еще цепенея от тоски и страха. – И веруем, что Ты и вправду от Бога исшел». – «Теперь веруете?» – с горечью повторил Господь. И чтобы хоть как-то укрепить нас, Он сказал: хочу, «чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр».
    Потом, как повествует Священное Писание, Господь «воспел и вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад».

    Две тысячи лет человечество мысленно совершает тот путь вслед за Ним и Его учениками в надежде, несбыточной надежде, что, может быть, там все-таки что-то случится такое, что не позволит совершиться тому ужасу, который, увы! – был уготован и уже поджидал нас! Ноги наши ослабели, веки сами смыкались, как будто в предчувствии гибели. Господь молится троекратно до кровавого пота, умоляет нас не предаваться сну, еще хоть чуть-чуть пободрствовать с Ним. А потом – как обвал, камнепад: шум, крик, едкий дым от горящих факелов. Разъяренная толпа набрасывается на Учителя, покорно предающего Себя ей в руки. И – нет спасения! Нет защиты! Животный страх охватил нас, и мы врассыпную бежим, куда глаза глядят. Потом наступает полный мрак, тьма, отчаяние. «Страха ради иудейского» мы сидим день и ночь, запершись, в Сионской горнице, ожидая, что вот-вот к нам сейчас ворвутся и тоже поведут на распятие. И опять – нет спасения, нет защиты. Нет ни надежды, ни сил жить дальше. И вдруг – появляется Господь. От страха и восторга мы буквально онемели, думая, что перед нами – призрак. Ведь когда Его три дня назад на наших глазах забирали, убивали, – это было ужасно, мы плакали. Но все-таки это было понятно: с этим мы в жизни сталкивались. Но чтобы – воскреснуть?! Из мертвых?! «Не бойтесь, – ласково говорит Господь, – подойдите ко Мне, осяжите Мои руки, ребра». Мы видели много чудес, что совершил Господь, когда был с нами: и воскрешал, и исцелял, и усмирял бурю. Мы, конечно, изумлялись, но постепенно как-то стали к ним привыкать: на то Он и Бог! Вот так и к этому, новому чуду мы отнеслись с детской радостью: воскрес – и слава Богу! Но в глубине души холод от всех недавних потрясений не развеялся. Господь теперь время от времени появлялся перед нами, укорял в маловерии (а откуда ей было взяться, твердой-то вере?), и снова уходил. Неизвестно, куда. А нам так хотелось с Ним больше никогда не расставаться, слушать Его, осязать. Мы напряженно, до боли, до тоски ожидали, когда Он придет снова, мы только и жили этим ожиданием. И Он приходил к нам нес­колько раз.

    Две тысячи лет прошло с тех пор. Теперь-то уже все в нашей жизни упорядочилось, улеглось. Мы каждый год рассчитываем нашу пасхалию по дням и неделям. Но тогда это все было впервые. Тогда мы сорок дней до Его Вознесения жили, как будто в душевном раздвоении: мы, точно во сне, с покорностью принимали всё происходящее с нами, и вместе с тем не понимали главного. Не понимали, не могли понять промыслительной значимости для каждого из нас, для всего человечества услышанных слов: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». И еще: «Ждите, никуда не расходитесь: пришлю вам Утешителя». Можно сказать, все эти сорок дней мы были самыми счастливыми на свете, ибо видели то, что мечтали бы увидеть все святые, праведники, все пророки, жившие до Христа, и не увидели. И вместе с тем, мы нестерпимо мучились от своего неведения и невежества (помним, ведь мы – горстка неграмотных пугливых рыбарей, избранных Христом, чтобы стать потом бесстрашными свидетелями и проповедниками Истины, Апостолами)! Мы еще не были тогда просвещены светом Истины. Нам предстояло ожидать этого еще целых десять дней. Кто постучится в нашу горницу? Как он войдет, как поцелует, какое приветствие и какой подаст нам знак?

    Сегодня мы как раз и празднуем этот день – день рождения Церкви Христовой. Развеялись, как дым, наши сомнения, недоумения. От уныния и боязливости вообще не осталось и следа. Нам открылась вся полнота Истины. Мы уразумели Священное Писание, нам открылись все глаголы человеческой речи, чтобы нести Свет, озаривший наши души, во все языки, «начиная от Иерусалима». Наконец-то, нам открылся смысл слов, произнесенных на Тайной вечери: «Иду туда, к Отцу Моему, откуда Я и пришел к вам на землю». И – самое главное: Бог – это Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

    Когда в видении огненных языков на учеников и апостолов снисшел Бог Дух Святой, все люди ужаснулись: что это за шум? А это, оказывается, был шум огня, который воссиял на челе каждого из апостолов, и они исполнились Духа Святого. Мы вместе с ними тогда тоже вдруг уразумели Писания, всю премудрость человеческую. Всё сопоставили, начиная от восшествия Господня в Иерусалим, когда Он сел на жеребенка ослицы и торжественно и скорбно въехал в город. Тогда все ликовали, кричали «Осанна! Царь Израилев!», а Господь был печален, предвидя, что совсем скоро, меньше чем через неделю, они же будут кричать: «Распни, распни Его!». Всё это Господь видел и дал увидеть нам.

    Но нам не следует превозноситься, будто мы уже всё узнали, всю тайну. Тайна мироздания для нас еще не открыта. Всё, что здесь существует в виде вопросов, – и мучение праведников, и смерть младенцев, и все нестроения, которые в жизни бывают, как нам кажется, не по нашей вине, – всё это объяснится в вечности. Наша жизнь состоит из трех частей: утробная жизнь, жизнь в мире сем и вечная, бесконечная, которая ожидает нас после краткого мига жизни земной. Вот только там откроется вся полнота Тайны лицом к лицу увидевшим Пресвятую Троицу. Здесь же, пока мы на земле, Спаситель дает нам все это проницать своею верой. Господь сказал, все вам дано будет, только веруйте. В доме Отца Моего обителей много. Вы всё получите, что вам понадобится для вечного блаженства.

    Чему же мы сегодня радуемся? Посторонним, непосвященным это трудно понять. Наша радость не преходящая, наша радость великая: мы сегодня стоим снова на коленях! Мы будто после долгого путешествия по духовным пространствам возвратились домой, в свое долгожданное состояние – сокрушенный плач по собственным грехам. И это – великая победа Духа! Ибо наш сегодняшний плач восполняется радостью, верой и надеждой на неизреченную милость Господню, Его любовь, прощение нам всех наших согрешений и вечную жизнь. Аминь.

    Настоятель храма
    протоиерей Борис (Куликовский)