• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Президент Владимир Путин в ходе визита в Японию не отдал острова Курильской гряды. А премьер-министр Синдзо Абэ не подписал мирный договор. Почему и то, и другое не требовалось, «Фонтанке» объяснил востоковед Виктор Кузьминков.

    кадр из видео канала "Россия 24"

    Президент Путин посетил Японию после 11-летнего перерыва. Российская пресса рассказывала, что премьер-министр Синдзо Абэ лично занимался подготовкой приёма дорогого гостя и пригласил его на свою «малую родину», в префектуру Ямагути. На чём российская пресса предпочитала не заострять внимания - так это на неофициальном характере визита. Предполагалось, что стороны обсудят «новый подход» к решению «проблемы северных территорий», который Абэ предлагал Путину ещё в мае. Пока известно, что стороны договорились о на островах, которые каждая сторона считает своими.

    Речь, напомним, идёт о четырёх островах в составе Курил. Два, Итуруп и Кунашир, относятся к Большой гряде, а Шикотан и группа Хабомаи - к Малой гряде. Они перешли к Советскому Союзу после капитуляции Японии во Второй мировой войне, но японцы считают, что юридических оснований для этого не было. Из-за спора по поводу островов после войны между СССР и Японией не был заключён мирный договор. Было время, когда Советский Союз готов был отдать Японии два острова Малой гряды, но этого не произошло. Президент Путин по поводу обмена Курил на мирный договор с Японией сказал: «Мы ничего не продаём».

    Считается, что отсутствие мирного договора до сих пор мешает сотрудничеству между Россией и Японией, прежде всего - экономическому. «Это - миф», - говорит старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков .

    Виктор Вячеславович, можно ли ждать от встречи президента Путина и Синдзо Абэ каких-то сдвигов в сторону заключения мирного договора?

    У нас с Японией слишком разные позиции по территориальному вопросу. А для того, чтобы заключить мирный договор, о котором идёт речь, нужно всё-таки найти какую-то взаимоприемлемую основу.

    - Об этом и речь: Путин пойдёт на то, чтобы обменять Курилы на мирный договор?

    А зачем? Нам мирный договор с Японией не нужен.

    - То есть как - не нужен?

    У нас всё было нормально в отношениях с Японией и без мирного договора. Существует советско-японская декларация 1956 года. В первой статье сказано: с момента её вступления в силу, а в силу она вступила 12 декабря 1956 года, прекращается состояние войны между СССР и Японией. Фактически эта декларация сыграла роль мирного договора. Поэтому если говорить о том, чтобы положить конец состоянию войны, нам мирный договор не нужен. Нам нужен, видимо, некий политический документ, где были бы оговорены вопросы дальнейшего сотрудничества. Может быть, лучше бы назвать его договором о мире и дружбе. Или - договором о добрососедстве. А когда мы говорим «мирный договор», сразу возникает вопрос: что, собственно, в этом документе мы должны решить?

    А что вообще надо решать в отношениях с Японией? Если мирный договор, как вы сказали, не нужен, почему о его отсутствие всё время спотыкаются?

    На мой взгляд, это - миф. У Японии нет мирных договоров с Китаем, Южной Кореей. Тем не менее, это не мешает им развивать отношения, которые у них на гораздо более высоком уровне, чем с Россией. Японская сторона навязывает нам решение территориального вопроса. Для них это принципиально важно. С нашей стороны территориальных проблем с Японией нет. Есть только территориальные претензии с их стороны.

    Вот эта декларация 1956 года: что она позволяет делать в отношениях двух стран - и для чего всё-таки не хватает бумаги под названием «мирный договор»?

    На самом деле, декларация решила все вопросы, какие были. Она позволяет делать всё. Но есть одна деталь. В декларации было записано: Советский Союз и Япония соглашаются на переговоры после заключения мирного договора. И вот японцы цепляются за это положение. И говорят: для полной нормализации отношений нам надо подписать мирный договор.

    - Что в переводе означает - «получить от вас наши четыре острова».

    Именно! Мы спрашиваем: а зачем? Они отвечают: а для того, чтобы решить территориальные вопросы.

    - А мы опять им: зачем?

    Да-да, мы говорим: вопросы и так решены. В декларации 1956 года была даже такая фраза: Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии, соглашается передать ей острова Хабомаи и Шикотан. Но с условием, что передача состоится после заключения мирного договора. То есть сначала заключаем договор, а потом уже мы передаём Японии эти два острова. Ну, два - это условно, Хабомаи - это группа островов. Декларация предполагала, что всё произойдёт достаточно быстро. И вот прошло 60 лет с тех пор, как мы это друг другу пообещали, но ничего не случилось.

    - Почему это не начали реализовывать сразу?

    В 1957 году в Японии сменился премьер-министр. Декларацию подписывал Хатояма, а пришёл Киси. И сказал, что Япония будет требовать не два, а все четыре острова.

    - Можно ли сейчас вернуться к декларации и обеим сторонам выполнить условия?

    Сейчас это уже очень сложно реанимировать. В то время в международном праве действовала 12-мильная зона экономических интересов государства. А в 1976-77 годах была установлена 200-мильная. То есть теперь мы должны отдать не только острова, но и двести миль вокруг. Это очень обширные воды, где можно заниматься рыболовством... чем угодно. И это уже совсем другие условия. Ситуация изменилась.

    - Мы говорим: утром договор - вечером острова. Япония требует: нет уж, утром острова - вечером договор…

    Япония не просто требует, она дважды нарушает договорённости. Во-первых - добиваясь передачи островов до подписания договора, во-вторых - требуя четыре острова вместо двух.

    Предположим, Япония одумается, умерит аппетит и согласится, что сначала договор. Пойдёт Путин на то, чтобы отдать им два острова?

    Пока он в здравом рассудке - думаю, нет.

    Почему японцы добиваются своего так прямолинейно? Вот Китай будто бы осваивает нашу Сибирь, не претендуя на территорию. Японцам не приходило в голову действовать так же?

    Существовала идея совместной экономической деятельности на этих островах. Японцы раньше полностью отрицали такой вариант. Теперь они сменили тактику.

    Мы с вами разговариваем, а тем временем поступают новости из Японии: президент Путин и премьер-министр Абэ договорились о совместной деятельности в области экологии, рыболовства, медицины, туризма и других.

    Вот об этом я и говорю. Японцы поняли, что мы островов не отдадим. Что действовать надо как-то по-хитрому. Совместная деятельность повлечёт за собой японизацию территорий. Это, в свою очередь, повлечёт более удобный для японской стороны вариант передачи этих островов. И постепенно мы можем потерять эти острова.

    - Вы знаете, в каком состоянии эти острова, как там люди живут?

    Раньше там, конечно, дела очень плохо обстояли. После 2007 года действует федеральная программа обустройства этих островов. Там налаживается жизнь. Построили дороги. Не все, конечно, но некоторые. Аэропорт построили. Построили завод на Шикотане…

    Если всё там так отлично налаживается, а сотрудничество с Японией может привести к японизации и утрате островов, зачем Путин на него согласился?

    Санкции, экономический кризис нам здорово помешали продолжать развивать эти острова. И мы хотим опереться на Японию, чтобы с их помощью продолжать там налаживать жизнь. И не только там, а на всём Дальнем Востоке. Но это должно быть сделано так, чтобы условия диктовали мы, а не Япония.

    А им тогда зачем это сотрудничество? Они помогают России обустраивать Дальний Восток - очень хорошо, а взамен что получают?

    Они бизнес свой там развивают. Получают свою выгоду. Если им это невыгодно - так и не надо. Мы позовём корейцев, китайцев - кому это будет выгодно. Конечно, не всякий бизнес туда пойдёт…

    - Туда и человек-то не всякий поедет, эти регионы пустеют.

    Да, там происходит серьёзная депопуляция. Поэтому «ширпотребному» бизнесу там действительно делать нечего. И японская сторона сейчас фактически тянет туда этот бизнес за уши, пытаясь продемонстрировать готовность к сотрудничеству. Но как только они увидят, что мы не горим желанием что-то им «возвращать»… Это, кстати, термин японцев, которые не признают наш суверенитет над островами, мы не говорим «возвращать». Так вот: как только японцы поймут, что на уступки в территориальном вопросе мы не идём, всякое сотрудничество прекратится.

    - Чего, кроме соглашений о сотрудничестве, можно ждать от встречи Путина с Абэ?

    Ничего. Думаю, главное, ради чего президент туда поехал, - продемонстрировать, что нет никакой изоляции России. Япония - одна из стран Запада. Не географически, конечно, а политически, экономически. И специально было выбрано время «пересменки» президентов в США, когда одна администрация не может говорить в полный голос уже, а другая не может ещё. Кстати, визит неофициальный, у нас на этом как-то акцент не делается. Нам важно продемонстрировать, что нет солидарности в западном лагере, пробить эту брешь. И в какой-то мере убедить японцев, чтобы они влияли на своих партнёров: санкции надо отменять, они не работают. Второе - экономика. Есть различные модернизационные проекты, например - модернизация почтовой системы России. В энергетической сфере надо цеплять японцев всё больше. Пока они только на 9 процентов от нас зависят, а надо - хотя бы на 20-25. Может быть, протянуть энергомост с Сахалина на Хокайдо. Трубу там неудобно прокладывать: землетрясения, всё очень подвижно. Но можно поставлять энергию в чистом виде.

    - Нам бы в Крым энергомост протянуть, а на Дальнем Востоке ещё тот климат…

    Если японцы помогут, мы всё сделаем. Такой проект давно существует. А есть идея прорыть тоннель с Сахалина на Хокайдо, ей уже лет семьдесят. Это гораздо ближе, чем, например, между Кореей и Японией.

    Не подозревайте меня в сепаратизме, я всё-таки спрошу: нам очень нужны эти два полуобитаемых острова, которые мы не в состоянии развивать?

    Даже если мы не можем развивать какую-то территорию, это часть нашей страны. Если мы будет по кусочку отдавать то, что не можем развивать, то скоро люди будут жить только вокруг Москвы.

    - Я ждала какого-то более прагматичного аргумента: море, рыболовство, стратегические интересы…

    Есть, конечно, стратегические интересы. Есть и рыба. Но пока… Ну, те же рыбаки, например, всю рыбу отдают браконьерам - и толку от них мы не имеем. По большому счёту, нигде, кроме Владивостока, там не развита инфраструктура. Всё в очень плачевном состоянии. И наша цель - прежде всего самостоятельно развивать этот регион. По большому счёту, никакие японцы тут не помогут. Мы должны вдохнуть жизнь в этот регион. Вот во Владивосток вдохнули - совсем другой город стал. Или что - надо было его Китаю отдать? Можно же развивать, как выяснилось? Можно. Сотрудничество с другими странами - это только дополнение.

    Перед приездом Путина японцы предприняли очень странную вещь: объявили, что если острова к ним отойдут, они разместят там базы США…

    Всё было не совсем так. Отвечая на вопрос, секретарь совета безопасности просто сказал: «Мы этого не исключаем». Он имел в виду, что если бы острова стали формально японскими, то на своей территории государство имеет право действовать так, как считает нужным. И это очевидно. И мы бы получили очень большую головную боль.

    Зачем нужно было об этом говорить публично и перед самым приездом Путина? Может быть, в этом был какой-то тонкий дипломатический расчёт? На что-то Россию спровоцировать?

    Не думаю. Мне кажется, человек просто сказал, а это попало в прессу - и уже не остановишь.

    - Путин опоздал на встречу с Абэ на два часа. Как японцы, с их менталитетом, это восприняли?

    Они сразу начали думать, что это какой-то знак. Я уже видел японские газеты. Они к таким вещам относятся настороженно.

    - Может, это и был какой-то знак?

    Думаю, что президент просто очень занятой человек.

    Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

    ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2016 г. начинается визит президента России Владимира Путина в Японию. Предполагается, что одной из тем в ходе его переговоров с премьер-министром Синдзо Абэ будет вопрос о принадлежности Курильских островов.

    В настоящее время Япония выдвигает территориальные претензии на российские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу мелких островов Малой Курильской гряды (японское название Хабомаи).

    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории возникновения этой проблемы и попытках ее решения.

    Предыстория

    Курильский архипелаг - это цепь островов между Камчаткой и японским островом Хоккайдо. Его образуют две гряды. Самые крупные из островов Большой Курильской гряды - Итуруп, Парамушир, Кунашир. Самый большой остров Малой Курильской гряды - Шикотан.

    Изначально острова были населены племенами айнов. Первая информация о Курильских островах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 гг. В 1643 г. они были обследованы голландцами (во главе с Мартином де Фризом). Первая российская экспедиция (под руководством В.В. Атласова) достигла северной части Курил в 1697 г. В 1786 г. указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

    7 февраля 1855 г. Япония и Россия подписали Симодский трактат, согласно которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а остальные Курилы признавались российскими. Сахалин был объявлен совместным владением - "неразделенной" территорией. Однако некоторые неурегулированные вопросы о статусе Сахалина приводили к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 г. с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

    5 сентября 1905 г. по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

    Возврат островов

    На завершающем этапе Второй мировой войны, в ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. СССР назвал возвращение Сахалина и Курильских островов среди условий начала боевых действий против Японии. Это решение было закреплено в Ялтинском соглашении между СССР, США и Великобританией от 11 февраля 1945 г. ("Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока"). 9 августа 1945 г. СССР вступил в войну против Японии. С 18 августа по 1 сентября 1945 г. советские войска провели Курильскую десантную операцию, которая привела к капитуляции японских гарнизонов на архипелаге.

    2 сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации. Согласно документу, японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.

    29 января 1946 г. главнокомандующий союзными войсками в Японии американский генерал Дуглас Макартур уведомил правительство Японии об исключении из территории страны Курильских островов. 2 февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова включены в состав СССР.

    По Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., заключенному между странами антигитлеровской коалиции и Японией, Токио отказалось от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Однако советская делегация не подписала этот документ, так как в нем не был оговорен вопрос о выводе с территории Японии оккупационных войск. Кроме того, в договоре не было прописано, о каких именно островах Курильского архипелага шла речь и в чью пользу Япония от них отказывается.

    Это стало основной причиной существующей территориальной проблемы, которая до сих пор является главным препятствием для заключения мирного договора между Россией и Японией.

    Суть разногласий

    Принципиальная позиция СССР и России состояла и состоит в том, что "принадлежность южных Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) Российской Федерации базируется на общепризнанных итогах Второй мировой войны и незыблемой послевоенной международно-правовой основе, включая Устав ООН. Таким образом, российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление и не подлежит сомнению" (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 г.).

    Япония, ссылаясь на Симодский трактат 1855 г., утверждает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд малых островов никогда не принадлежали Российской империи и считает их включение в состав СССР незаконным. Кроме того, по мнению японской стороны, эти острова не являются частью Курильского архипелага и поэтому они не подпадают под термин "Курильские острова", который был использован в Сан-Францисском договоре 1951 г. В настоящее время в японской политической терминологии спорные острова принято называть "северными территориями".

    Декларация 1956 г.

    В 1956 г. СССР и Япония заключили Совместную декларацию, формально провозгласившую окончание войны и восстановившую двусторонние дипломатические отношения. В ней СССР согласился передать Японии остров Шикотан и необитаемые острова (оставив за собой Итуруп и Кунашир) после заключения полноценного мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами двух государств.

    Однако в 1960 г. японское правительство пошло на подписание с США договора о безопасности, который предусматривал сохранение американского военного присутствия на японской территории. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые в 1956 г. Тогда же Советский Союз оговорил передачу островов выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных войск с территории страны.

    До начала 1990-х гг. советская сторона не упоминала декларацию 1956 г., хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 г. (первая советско-японская встреча на высшем уровне).

    Активизация диалога в 1990-х гг.

    Ситуация стала меняться с началом перестройки 1980-х гг., СССР признал наличие территориальной проблемы. По итогам визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 г. в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

    Наличие территориальной проблемы было подтверждено и в Токийской декларации, подписанной по итогам переговоров между президентом РФ Борисом Ельциным и премьер-министром Японии Морихиро Хосокавой в октябре 1993 г. Документ зафиксировал стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности спорных островов.

    В Московской декларации (ноябрь 1998 г.) президент Ельцин и премьер Кэйдзо Обути "подтвердили решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 г.". Тогда российская сторона впервые высказывала мнение, что необходимо создать условия и благоприятную атмосферу для "совместной хозяйственной и иной деятельности" на Южных Курилах без ущерба юридическим позициям обеих сторон.

    Современный этап

    В 2008 г. японские политики начали вводить в отношении островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи термин "незаконно оккупированные северные территории". В июне 2009 г. парламент Японии принял поправки к Закону о специальных мерах по содействию решению "проблемы северных территорий", в соответствии с которыми японским государственным органам предписано прилагать максимальные усилия для скорейшего возвращения "исконных земель Японии".

    Посещение островов высшими должностными лицами России вызывает негативную реакцию в Токио (Дмитрий Медведев посещал острова в 2010 г. в качестве президента, в 2012 и 2015 гг. как председатель правительства; в первые два раза он был на Кунашире, последний на Итурупе). Японские лидеры периодически совершают "осмотр северных территорий" с борта самолета или катера (первый такой осмотр произвел премьер-министр Дзэнко Судзуки 1981 г.).

    Территориальный вопрос регулярно обсуждается на российско-японских переговорах. Особенно часто он поднимался администрацией Синдзо Абэ, который вновь занял пост премьер-министра в 2012 г. Однако окончательно сблизить позиции до сих пор не удалось.

    В марте 2012 г. премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо "добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде "хикивакэ" ("ничья", термин из дзюдо). В мае 2016 г президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в "конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики" и согласовали "новый подход" к решению двусторонних проблем, однако о деталях договоренностей не сообщалось.

    16 декабря президент России Владимир Путин в Токио участвовал в пресс-конференции, на которой дал понять, что Япония может, как и раньше, рассчитывать на возврат только двух островов и только после подписания мирного договора, а специальный корреспондент “Ъ” АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ сосредоточился на созерцании поединка двух японских дзюдоистов в культовом токийском центре дзюдо «Кодокан». В этом был смысл. В отличие от всего остального.

    Утро в Токио началось для Владимира Путина с делового российско-японского завтрака. Вернее, не так: оно началось с того, что Владимир Путин опоздал в резиденцию японского премьера всего на 20 минут. Событие носило без сомнения не менее исторический характер, чем сама встреча в резиденции, где Владимир Путин последний раз был 11 лет назад.

    За завтраком, который переливался всеми цветами российско-японского бизнеса, Владимир Путин и Синдзо Абэ произнесли короткие бесчувственные речи, в отсутствие журналистов быстро расправились с большим количеством суши и сашими и перешли в соседнее здание для дачи пресс-конференции.

    На пресс-конференцию были стянуты все наличные силы российской делегации: министры, губернаторы, бизнесмены. Они против ожидания выглядели свежо: процесс акклиматизации, видимо, не был еще толком запущен в их организмах.

    А Владимир Путин и вовсе производил впечатление человека, у которого хорошо все, и даже слишком. Он улыбался, подсказывал подписантам документов (а всего их тут было подписано, страшно сказать, 65), что им делать, раньше организаторов. Синдзо Абэ тоже не выглядел расстроенным.

    Между тем он начал с драматичного заявления, которое не вязалось с его улыбчивым видом.

    У меня был случай пообщаться с японцами, жителями четырех Курильских островов,- рассказал он в самом начале.- Средний возраст у них - 81 год, и они говорят, что времени у них не осталось. Их горе и отчаяние произвело на меня огромное впечатление.

    Но они сказали, что раньше у них было только возмущение и досада, а сейчас появилась надежда на то, что эти четыре острова можно сделать островами взаимопонимания! Необходимо закончить эту ненормальную ситуацию при нашем поколении!

    Очевидно, что Синдзо Абэ произносил эти слова не в первый раз (и конечно, не в последний). Разве он мог не произнести их теперь? И адресованы они были по понятным причинам не Владимиру Путину, который стоял сейчас справа от него.

    Я в свою правоту верю! Наверняка и Владимир верит в свою! (Да уж можно не сомневаться.- А. К.).

    День накануне, на родине японского премьера в городе Нагато, казалось, еще больше сплотил этих людей. Никогда еще они, такое впечатление, не были так близки друг к другу, а вернее даже друг с другом. И теперь держались вместе не по протоколу, а словно еще по какой-то причине.

    Но настаивая на своем, проблему не решить! Про особый режим, в котором будет проходить совместная российско-японская экономическая деятельность на Курильских островах, Синдзо Абэ почти ничего не сказал: видимо, потому, что об этом пока и нечего сказать. Он ограничился тем, что воскликнул:

    И эту решимость - покончить с территориальной проблемой - мы привили на земле Нагато!

    Таким образом он хотел затвердить за своей родиной и решение территориальной проблемы островов.

    Господин Путин, заметив, что позиции сторон изложены в совместном заявлении для прессы, добавил, что пока он предлагает «упростить порядок посещения могил японских граждан».

    Позже, отвечая на один из вопросов японского журналиста, господин Путин заявил, что в результате переговоров в Нагато он с японским коллегой по сути вернулся к декларации 1956 года, в которой записано, что возможно возвращение двух островов и только после заключения мирного договора.

    Таким образом, нельзя сказать, что на переговорах произошел какой-то серьезный прорыв. Надежда, и прежде всего у японских журналистов, была на то самое заявление о совместной хозяйственной деятельности.

    Но тут главный вопрос в том, по каким законам эта деятельность будет происходить: по российским, но все-таки с изъятиями, потому что на чисто российские японцы никогда не согласятся, или вообще по неким особым законам.

    До сих пор японские предприятия отказывались выходить на Курильские острова, так как на них царит российское законодательство (что, в общем, не странно).

    Между тем закончилась пресс-конференция триумфально: отвечая на вопрос, удалось ли ему насладиться горячими источниками в Нагато, господин Путин пояснил:

    Мне удалось прикоснуться только к одному горячему источнику. Называется сакэ «Восточная красавица».

    А я потом спросил у министра иностранных дел России Сергея Лаврова, по чьим законам все-таки будет жить особая зона.

    Мы должны посмотреть,- пожал он плечами,- какие проекты будут у японской стороны, насколько они серьезные, в каких направлениях будут развиваться. От этого многое будет зависеть…

    Понятно,- сказал я.

    Надо же было что-нибудь сказать.

    Конечно! - расхохотался Сергей Лавров.- Надеюсь, что я понятно объясняю!

    То есть вопрос, принципиальный для японцев, мягко говоря, не решен.

    На одной из нецентральных улиц Токио, за дверью, которую и не найдешь, если не знаешь, что ищешь, находится центр дзюдо «Кодокан».

    Это странное, метров в 30 в ширину и столько же в длину здание с драными, лет 15 не крашенными стенами, с синими диванами из искусственной кожи, то и дело рваной, и пучит ее отовсюду поролоном… так вот, в этом здании выросли, считай, все великие японские дзюдоисты.

    И Ясухиро Ямасита, олимпийский чемпион, который ждал здесь в этот день Владимира Путина. И это была конечная точка маршрута Владимира Путина в Японии.

    Мы чуть не опоздали сюда. Наша машина попала в чудовищную пробку, и надежда умирала последней не два и не три раза…

    Потом мы взлетали, если так можно выразиться, пешком через две ступеньки на седьмой этаж, на ходу сбрасывая обувь,- надо было стоять на татами… Мы успели.

    Я увидел двух батыров в пестрых доспехах, которые тяжело, еле-еле ковыляли по татами до тех пор, пока не начинали сближаться и бросать друг друга - и тут уж появлялось впечатление, что они бьются просто голыми. Они парили по татами, брошенные друг другом, и татами пружинило, как газон «Зенит-Арены».

    На них смотрели Владимир Путин, Синдзо Абэ, Ёсиро Мори (бывший премьер-министр Японии) и сам Ясухиро Ямасита. Этим людям было тут очень, очень хорошо. Им было даже лучше, чем Владимиру Путину на пресс-конференции. Они смотрели на батыров, радовались, говорили друг с другом без конца.

    Это было место, откуда Владимир Путин и не уезжал бы никогда. Синдзо, Ёсиро, Ясухиро… Здесь не было проблемы Курил, Крыма, да и вообще никаких проблем, кроме спортивных, а сегодня тут не было и спортивных проблем. И даже проблем с допингом не было. Как хорошо-то тут было без проблем. Ничего. Только чистый спорт. То есть жизнь в самом чистом ее виде.

    Подавляющее большинство (78%) участников опроса, проведенного социологами "Левада-центра", высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов
    Global Look Press

    При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии"
    Global Look Press

    "Левада-Центра" , высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов.

    При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии". Противоположную точку зрения высказал 21% участников исследования, проведенного в мае среди 800 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ. Остальные затруднились с ответом.

    71% респондентов высказались против того, чтобы Россия оставила себе два крупных острова - Уруп и Итуруп - и передала Японии небольшие острова Хабомаи и Шикотан. За такой компромиссный вариант решения курильского вопроса - 13% опрошенных. Остальные не смогли обозначить свою позицию.

    Другой компромисс - признать, что четыре острова являются японскими, но фактически на долгое время сохранить на них российское управление - отвергли 69% респондентов, "за" высказались 12%, затруднились ответить - 19%.

    56% опрошенных уверены, что не нужно отдавать японцам ни одного острова. 4% согласны вернуть острова Японии, столько же 4% считают, что это можно сделать "в будущем, когда наступит подходящее время".

    8% полагают, что "эти четыре острова должны стать совместной собственностью России и Японии". 9% призывают "вернуть два острова из четырех: Хабомаи и Шикотан (тем более что их передача Японии не открывает им доступ в Охотское море)". Затруднились ответить 18% опрошенных.

    48% респондентов в той или иной считают важным для России заключение мирного договора с Японией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. 38% уверены в обратном, 14% затрудняются ответить.

    Треть опрошенных (32%) полагают, что уровень доверия населения РФ к президенту Владимиру Путину "значительно снизится", если он решит вернуть Японии спорные острова. Еще 23% полагают, что он "несколько снизится". Столько же считают, что меньше доверять Путину народ после этого не станет.

    6% опрошенных высказали мнение, что уровень доверия президенту в этом случае "несколько повысится", а 3% считают, что он "значительно повысится".

    Курильский вопрос

    Данная территориальная проблема является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора между двумя странами.

    Как ожидается, курильский вопрос будет затронут на встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ во время Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке 2-3 сентября. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил журналистам, что лидеры двух стран проведут обстоятельные переговоры в кулуарах этого мероприятия.

    Япония претендует на четыре острова Южной Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. В Токио неоднократно заявляли, что Япония не станет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет разрешен курильский вопрос. В Москве всякий раз отвечали, что курильская тема закрыта.

    Россия и Япония сделали первые шаги на пути подготовки и подписания мирного договора. Президент Владимир Путин и премьер-министр Синдзо Абэ согласовали заявление о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах и дали поручение упростить процедуру посещения этих территорий бывшими японскими жителями островов. Кроме того, по итогам визита подписано множество межправительственных и коммерческих соглашений.

    Страны сейчас находятся только на пути к подписанию мирного соглашения. Российский лидер предложил ввести свободное перемещение между Сахалинской областью и островом Хоккайдо. Накануне приезда Владимира Путина Синдзо Абэ встречался с бывшими жителями Южных Курил, которые были переселены в Японию по договору с СССР. Японский премьер рассказал, что эти люди надеются на то, что мирный договор будет подписан и у них появится возможность побывать на Курилах. Они даже передали письма для президента России.

    Российский лидер напомнил, что четыре южнокурильских острова открыли русские моряки, но адмирал Путятин с согласия императора России передал их Японии для подписания мирного договора. Позднее, после русско-японской войны, Токио получил и половину Сахалина. По итогам Второй мировой войны территории вошли в состав СССР.

    Я читал эти очень трогательные письма бывших жителей Южных Курил. На наш взгляд, нужно прекратить этот исторический пинг-понг по этим территориям. Нужно, в конце концов, понять, что фундаментальные интересы и Японии, и России требуют окончательного долгосрочного урегулирования, - сказал Владимир Путин.

    Японский журналист спросил у Синдзо Абэ, не изменилась ли позиция Токио по поводу так называемых северных территорий. Премьер заверил, что Япония стоит на своем и продолжает претендовать на Итуруп, Шикотан, Хабомаи и Кунашир.

    Владимир Путин заметил, что 70 лет после окончания войны Япония и Россия жили без договора, и такая ситуация может продолжаться и дальше. Однако российский лидер выразил уверенность, что для народов и экономик двух стран будет только лучше, если мирный договор будет подписан.

    Эти острова вполне, если будем реализовывать планы господина премьер-министра, могут стать не яблоком раздора между Россией и Японией, а, наоборот, объединяющими Россию и Японию, - заявил Владимир Путин на итоговой пресс-конференции в Токио. - Если мы сделаем правильные шаги в направлении плана, предложенного премьер-министром, - а он предложил создать отдельную структуру по хозяйственной деятельности на островах, заключить межправсоглашение, отработать механизмы взаимодействия, - то на этой базе [можно будет] сформировать такие условия, которые позволили бы нам добиться окончательного решения по мирному договору, - подчеркнул российский президент.

    Курилы

    Лидеры государств только дали поручение проработать возможность совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах, но первые проекты и сферы взаимодействия уже вырисовываются. Министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала «Известиям», что Россия заинтересована в японском опыте организации медицинского обслуживания, в технологии телемедицины. Будет также организован обмен специалистами. В одном из регионов Дальнего Востока планируется открыть совместное производство медицинского оборудования.

    Олег Кожемяко, губернатор Сахалинской области, в состав которой входит Курильская гряда, перечислил сферы, где могут быть востребованы японский опыт и технологии: рыболовство, организация морских ферм, утилизация отходов и формирование городской инфраструктуры. Глава региона не исключил, что на острова будут приглашены и японские строительные компании.

    Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка пояснил «Известиям», что японским партнерам будут предоставлены все возможные льготы, которые действуют для инвесторов в дальневосточных регионах.

    О культурной составляющей сотрудничества журналистам рассказал министр культуры Владимир Мединский - по его словам, в рамках перекрестных годов России и Японии в японские префектуры с гастролями приедут Большой театр и Мариинка. Министр сообщил, что в будущем году в японском прокате появятся российские фильмы.

    Отдых

    В первый день визита общение лидеров России и Японии проходило в родной для Абэ префектуре Ямагути, известной своими термальными источниками. Правда, переговоры закончились в 11.35 вечера, поэтому Владимир Путин не успел оценить местную здравницу.

    Мне удалось прикоснуться только к одному горячему источнику - это саке местного производства, называется «Восточная красавица», очень рекомендую, но думаю, что нужно знать меру, - заявил журналистам президент России.

    Завершился визит российского лидера в Японию совместным с премьером Абэ посещением центра восточных единоборств «Кодокан».